Жил в основном в Петербурге. С 1910 года начал выпускать серийные издания «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов» (издание прервалось лишь с началом революции в 1917 году). Впоследствии опубликовал книги: «История русской живописи в XIX веке» (СПб., 1902), «Русская школа живописи» (в 10 вып. В 1890-94 учился на юридическом факультете С. -Петербургского университета.
Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу Русская живопись в XIX веке, существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания Русская школа живописи и История живописи всех времен и народов (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал Художественные сокровища России создал прекрасный Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа (1911). Наиболее ранние из ретроспективных произведений Бенуа связаны с его работой в Версале. "Художественные Сокровища России", задуманного и осуществленного Б. в 1901.
1870) — художник, художественный критик историк искусства и театральный деятель. Наиболее значительные статьи касаются главным образом архитектуры старого Петербурга и его пригородов об одной из этих статей – Живописный Петербург (1902) уже говорилось выше. К ранним впечатлениям и переживаниям Александра Бенуа восходят истоки той смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства». В октябре 1926, не вернувшись из очередной командировки, поселился в Париже. Участвовал в формировании репертуара и подборе художников, разрабатывал сценические сюжеты. В 1908-17 еженедельно помещал в газете «Речь» критические статьи под рубрикой «Художественные письма». Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым.
Александр Бенуа был женат. Впоследствии все вместе основали художественную организацию «Мир искусства» и журнал с таким же названием, основной задачей которого была пропаганда зарубежного и особенно русского искусства. был государственным служащим, которому эти пайки выдавались в качестве заработной платы. Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII — начала XIX в» и «Франция Людовика XIV».
Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Однако в СССР нельзя было жить вне политики. Умер А. Н. Бенуа 9 февраля 1960 года. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. и художественный критик.
Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). С этого времени Б. страстно отдается театру.
К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух "версальских сериях" (1897, 1905-06), в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907), "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце" (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его «Азбука в картинах» (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. Наряду с другими мирискусниками был одним из основоположников новой русской школы книжной графики в числе лучших работ в этом жанре – графические серии к «Пиковой даме» (1899 и 1910 СПб., 1911) и «Медному всаднику» (1903-22 Пг., 1923) А. С. Пушкина.
Уже современники правильно отмечали, что самое ценное в его труде лежит вне круга эволюционных выводов и культурно-исторических обобщений. Начиналась новая "западная струя" в русском искусстве. (р. В 1917, после Февральской революции, участвовал в выработке государственной программы охраны памятников искусства и старины, входил в так называемую «Комиссию Горького», ставившую своей задачей подготовку широкой реформы художественной жизни страны. Автор мемуаров "Мои воспоминания" (Нью-Йорк, 1955, Москва, 1980). Но иллюстрации носят пока еще «станковый» характер: это исторические композиции, вмонтированные в книгу, не сливающиеся с ней органически.
Александр учился в Академии художеств (1887), основные навыки живописи получил от брата Альберта, акварелиста и архитектора. «Ныне я себя чувствую более усталым, разбитым и удрученным, нежели за все эти годы. Бенуа занимал в труппе пост директора по художественной части. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. В своей сценографии (балет Н. Н. Черепнина Павильон Армиды в Мариинском, 1907 Петрушка И. Ф. Стравинского в парижском театре Шатле, 1911 и др. ) продолжил традицию «живописного театра», придав ей невиданную драматическую остроту.
Когда появилась эта глава-памфлет горячего, ярко чувствующего художника против косности в искусстве и в защиту непризнанных талантов, ее с жаром читали друзья и враги и общество разбилось на два враждебных лагеря. Александр Бенуа активно участвовал в художественной жизни – прежде всего в деятельности объединения Мир искусства, будучи его идеологом и теоретиком, а также в издании журнала Мир искусства, ставшего основой этого объединения часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои Художественные письма (1908-16) в газете Речь. Но для Бенуа натурные штудии являлись лишь начальным этапом творчества. Философовым, К. А. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий. Один из центров мировой оперной культуры. По количеству сообщенных в нем фактов он и сегодня почти не имеет себе равных.
С 1955 имеет филиал — «Пиккола Скала» (Милан). Способствовали популяризации русского искусства за рубежом. Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. Его лучшие постановки этого периода – опера «Пиковая дама» П. И. Чайковского для Мариинского театра (1919-20) и спектакль «Слуга двух господ» К. Гольдони для БДТ (1921) оба спектакля в течение многих лет сохранялись в репертуаре.
Работы, созданные им в глубокой старости, «рисунки-воспоминания», указывают на поразительную стойкость и силу его жизненного восприятия. Бенуа начал учиться рисованию в частном детском саду, он всю жизнь целиком был поглощен искусством. Картины и зарисовки, сделанные там, хранятся во многих музеях России. Одновременно он работает для театра. Западноевропейское искусство привлекало внимание Бенуа в неменьшей степени, чем русское. в 1870 г. По окончании курса на юридическом факультете СПб.
Однако далеко не все именитые художники благосклонно отнеслись к «Миру искусства». Бенуа мыслил и подходил к своим темам именно как иллюстратор или как театральный художник и режиссер, последовательно раскрывая в цикле этюдов и композиций разнообразные аспекты задуманного им образа, создавая ряд сменяющих друг друга архитектурно-пейзажных декораций и тщательно разработанных мизансцен. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Бенуа был последовательным защитником ценностей старины. В творчестве А. Н. Стал членом Общества Осеннего салона и кавалером ордена Почетного легиона.
Страстный пропагандист классического наследия, в том числе русского искусства XVIII – первой четверти XIX вв., Бенуа был инициатором создания ряда искусствоведческих изданий и музеев (редактор сборников Художественные сокровища России, в 1901-03 журнала Старые годы Музей старого Петербурга). Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. Знаменитые «Записки» герцога Луи де Сен Симона дали художнику сюжетную канву «Последних прогулок Людовика XIV» и, вместе с Другими мемуарными и литературными источниками, ввели Бенуа в атмосферу эпохи. С «Азбуки» А. Бенуа начинается история детской книги «Мира искусства». К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к «Пиковой даме» (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами «Мира искусства».
после раскола СРХ, поводом для которого послужили его резкие статьи, направленные против московских участников, основал общество художников «Мир искусства», продолжавшее главные традиции одноименного журнала. Пьермарини, G. Piermarini). «Мир искусства» раскрыл немало забытых или незамеченных имен, привлек внимание к прикладному искусству, архитектуре, народным промыслам, поднял значение графики, художественного оформления и иллюстрирования книги. В 1918 стал заведующим картинной галереей Эрмитажа, занимался налаживанием музейной и научной работы.
Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века. В том же году впервые побывал в Париже, положив начало своему «Версальскому циклу» (серии гуашей и акварелей на версальские мотивы, созданной в 1896-99 и в 1905-6 серия литографий и рисунков на ту же тему была издана в Петрограде в 1923). В ней приняли участие едва ли не все деятели Мира искусства. Понятие «художественности» с детства ассоциировалось у Бенуа с понятием «театральности».
Опубликование иллюстраций в «Мире искусства» сразу было встречено художественной общественностью как большое событие в русской графике. Нувелем в 1890 году к ним присоединился двоюродный брат Философова С. П. Основал и редактировал журнал «Художественные сокровища России» (1901-03), сотрудничал в журналах «Старые годы» (1907-13), «Московский еженедельник» (1907-08), газете «Слово» и других изданиях. Типы музеев: научно-просветительские исследовательские, учебные. Кроме того, в студенческие годы молодой Бенуа проявил себя как писатель и искусствовед, дополнив книгу Муттера «История европейского искусства» главой про русское искусство. В поздний период создал главное произведение в мемуарном жанре – книгу «Жизнь художника.
В 1903 вместе с другими мирискусниками вошел в Союз русских художников (СРХ) и участвовал в его выставках в Петербурге и Москве. В период с 1896 по 1898 год Александр Бенуа жил и работал во Франции. Участники объединения устраивали выставки, в которых принимали участие Рерих, Врубель, Серов, Билибин, Васнецов, Коровин и Добужинский. Реставрационный отдел. ). В конце 1898 Дягилев выпустил первый журнала "Мир Искусства".
В композициях Бенуа нередко сохраняются черты театрального «кулисного» построения, хотя на сценических площадках и не выступают исторические персонажи. В годы революции и Гражданской войны А. Н. Бенуа оставался в Петрограде. В 1911 году выходит, пожалуй, лучшее дореволюционное издание знаменитой повести А. С. Их обычно связывают лишь с именем С. П.
В 1923-25 во время частых командировок за границу возобновил сотрудничество с Дягилевым и оформил комическую оперу «Лекарь поневоле» Ш. Гуно для театра в Монте-Карло. В него входили такие известные художники, как Лансере, Дягилев и Бакст. На протяжении своего долгого пути художника, критика и историка искусства Б. оставался верен высокому пониманию классической традиции и эстетических критериев в искусстве, отстаивал самоценность художественного творчества и изобразительную культуру, опирающуюся на прочные традиции.
Художник признавал сам, что патриотом его назвать сложно. Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. 1960, в Париже.
Занимался в основном сценографией, создав декорации к десяткам спектаклей для многих европейских театров. Младший из девяти детей академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа (1813-1898), внук (по матери) академика архитектуры Альберта Катариновича Кавоса (1800— 1863). Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом.
и гуашей в 18 в. и раннем 19 в. Во время частых поездок во Францию создал большую акварельную серию «Последние прогулки Людовика XIV» (1897-98, Русский музей и др. Дягилевым. Из наиболее ярких постановок Б. нужно отметить "Петрушку" (1911) и "Соловья" (1914) Стравинского для дягилевских спектаклей в Париже и "Пиковую даму" в Ленинградском оперном (Мариинском) театре (1921). В 1893 женился на А. Кинд, роман с которой, по признанию Б «протянулся на всю жизнь». Но на его пути постоянно вставали препятствия бытового характера: приходилось заботиться о благосостоянии семьи, постоянно обходить препоны, чинимые правительством деятелям искусства (например, запрет рисовать на улицах Петрограда). В 1890 путешествовал по Германии.
Бенуа уже в апреле 1923 года. Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями. В 1904-6 впервые обратился к теме «Медного всадника» А. Пушкина (возвращался к ней и в 19 10-е), а также к иллюстрированию «Пиковой дамы» и «Капитанской дочки» (обе – Пг., 1920).
Бенуа: Леонтий Николаевич, профессор архитектуры. Каждый из рисунков к «Азбуке» представляет собой развёрнутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором иногда жанровую, чаще – сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам. Картины и зарисовки, сделанные там, хранятся во многих музеях России. При всей этой кипучей деятельности Б. находит время для журнальной работы, помещая в течение 8 лет фельетоны по текущим художественным вопросам сначала в газ. Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с С. Дягилевым) гастролей русского балета в Париже А. Бенуа более всего заботился, чтобы эти спектакли способствовали мировой славе русского искусства. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь.
В 1896-98 и 1905-1907 работал во Франции. Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. Художник продолжал работать, оформлял декорации во многих театрах, писал книги и картины. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там).
С 1917 Бенуа принимал активное участие в организации охраны памятников истории и культуры и в перестройке музейного дела (в 1918-26 заведующий картинной галереей Эрмитажа). Сотрудничал в левой газете «Новая жизнь». Похоронен на кладбище Батиньоль в Париже. В числе его лучших работ на балетной сцене – спектакль «Петрушка» И. Ф. Стравинского, поставленный в содружестве с Фокиным в 1911 и многие годы входивший в репертуар лучших европейских театров.
Но память о родине, где он участвовал в осуществлении первых мероприятий Советского правительства по организации музеев, был ведущим сотрудником Эрмитажа и Русского музея, забота об охране памятников старины, - всегда была для А. Бенуа драгоценнейшим в его жизни. Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с С. Дягилевым) гастролей русского балета в Париже А. Бенуа более всего заботился, чтобы эти спектакли способствовали мировой славе русского искусства. Событием для кружка было появление в 1893 1-го вып.
В 1907 оформил для Мариинского театра одноактный балет «Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина, начав многолетнее сотрудничество с М. М. Фокиным. Александр Николаевич, выдающийся художник и художественный критик. Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века. Персональные выставки прошли в Париже (1926, 1929, 1953), Лондоне (1936, 1937, 1939, 1959, 1960), Комо (Италия, 1955), Милане (1960, посмертная).
Бенуа Александр Николаевич (1870-1960 гг. ) – великий русский художник историк мирового искусства. Постоянство и высокая «планка» эстетических принципов как в художественной практике (в станковом и театрально-декорационном искусстве иллюстрации), так и в теории (критика и история искусств) делают творчество Б. одним из уникальных феноменов, оставившим заметный след в культуре на протяжении почти трех четвертей века. Участвовал в выставках русского искусства в Брюсселе (1928), Копенгагене (1929), Белграде (1930), Берлине (1930), Париже (1932), Праге (1935), Манчестере (1939), во многих выставках европейского театрального искусства. В 1926 году по рекомендации Луначарского Александр Бенуа, биография которого в последние годы полна трагических событий, поехал в командировку для работы в Гранд-опере во Францию.
Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. В 1898 году вместе с С. П. Знак зодиака — Телец. Живописи и графике «Мира искусства» (Л. («Парад при Павле I», гуашь, 1907, Русский музей) впечатляют достоверностью живого ироничного анекдота. «Авось, что там не будет этих русских. » – записал А. Бенуа в своём дневнике перед очередной заграничной поездкой.
В замечательных — благодаря своему тонкому, романтичному историзму — сериях иллюстраций к «Пиковой даме» (1899 и 1910, отдельное издание — Санкт-Петербург, 1911) и «Медному всаднику» А. С. Пушкина (1903-22 отдельное издание — Петроград, 1923) выступил как реформатор русской книжной графики. Примеры музеев: Политехнический музей, Лувр, Эрмитаж. По рождению и воспитанию Бенуа принадлежал к петербургской художественной интеллигенции. В живописном творчестве вдохновлялся стариной и черпал сюжеты в XVIII и раннем XIX веке.
Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления. Критические эссе и историко-художественные исследования Бенуа представляют собой комментарий к идейно-творческим исканиям и повседневной практической работе художника. Решение стать художником созрело у Александра очень рано. Начав с декораций к балету "Сильвия" для Мариинской сцены (1901), он через "Гибель богов" (1902—03) переходит к постановке собственного балета "Павильон Армиды" (муз.
Учился самостоятельно. Выдвигая лозунги «чистого» искусства и «преображения» жизни искусством, представители «Мира искусства» отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов. Художник (в т. ч. театральный) историк искусства и художественный критик, главн. 401), «Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце» (1909, Гос. В акварелях Бенуа нет драматического сюжета, нет активного действия и психологической характеристики персонажей. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже – «Русские сезоны». Расцвет художественно-критической деятельности Бенуа падает на период создания третьей серии его статей – под общим заглавием «Художественные письма», которые еженедельно печатались в газете «Речь» с ноября 1908 по 1917 год.
В 1911-13 на основе «Русских сезонов» была создана постоянная труппа Русский балет Дягилева» (1908-11), режиссерРежиссер (от латинского rego — управляю) — постановщик спектаклей, фильмов, эстрадных и цирковых программ. Бенуа с уверенностью можно назвать первым русским «энциклопедистом» от искусства. В те же годы под редакцией Бенуа выходил иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России». Основные качества живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история.
9 февр. «История живописи всех времен и народов» (Санкт-Петербург, 1912-17). С 1901 по 1903 г. состоял редактором сборника "Художественные сокровища России". Превосходно скомпонованные, звучные, эти иллюстрации похожи на завершённые картины.
Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с С. П. Но и здесь перед А. Н. Дягилевым Александр Бенуа организовал объединение «Мир искусства», выпускавшее одноименное издание. Бенуа часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои «Художественные письма» (1908-16) в газете «Речь».
На сцене театра выступают выдающиеся певцы из других стран. Сценография: "Павильон Армиды" (Мариинский театр, 1907), "Петрушка" (театр Шатле, Париж, 1911), "Маленькие трагедии" (МХТ, 1914—1915). Художник перестраивал композицию изменял пропорции, усиливал декоративное звучание цвета, превращая реальный пейзаж в подобие театральной декорации с кулисами, задником и сценической площадкой, на которой может разыгрываться, а иногда и разыгрывается действие. В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые приехал в Париж и полюбил этот город здесь им были созданы знаменитые "Версальские серии" изображавшие красоту парков и прогулки "короля-солнца" (Людовика XIV).
Нурок. В 1902 оформлял оперу «Гибель богов» Р. Вагнера в Мариинском театре (показ спектакля состоялся в 1903).
В конце 1890-х годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. Не исключено, что А. Н. Но даже с большевиками А. Н. Станиславским, а после Великой Октябрьской революции вместе с А. М. В конце 1890-х стал вдохновителем кружка группы «Мир искусства», одним из инициаторов и постоянным автором издававшегося под редакцией С. П. Дягилева одноименного журнала (1898-1904). Умер Александр Николаевич Бенуа 9 февраля 1960 года.
Художник, график, сценограф историк искусства и художественный критик. Alexandre Benois) (1870-1960) — русский художник историк искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. Достоевского, к русским темам.
Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Бенуа прошли в Петербурге, в доме 15 по улице Глинки, недалеко от Крюкова канала. Обстановка в доме, окружавшая Александра Николаевича, способствовали его художественному развитию. Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником.
Если М. В. Ломоносову принадлежит слава первого русского учёного-энциклопедиста, то А. Н. Род. Бенуа14.
В 1910 году вышло в свет обширное исследование Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века. В 1910. Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и измом. Художественный руководитель «Русских сезонов«Русские сезоны» — за границей, выступления русских оперных и балетных трупп, организованные С. П. Дягилевым. Сын Николай, дочери Елена и Анна, племянники и их маленькие друзья находили в «дяде Шуре» участника любопытных затей, полезных занятий и никогда не ощущали ни раздражения, ни усталости этого занятого, но неутомимого человека. В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые поехал в Париж здесь им были созданы знаменитые «Версальские серии» изображавшие красоту парков и прогулки «Короля-солнца» (Людовика XIV). Бенуа оформил оперу Р. Вагнера «Гибель богов» на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина «Павильон Армиды» (1903), либретто которого сочинил сам. Оформление «Свадьбы Фигаро», поставленной в 1926 году, – последняя работа Бенуа в Советской России. Жизнь художника прервалась в Париже.
В 1910 году художник опубликовал «Путеводитель по Эрмитажу». В 1912-15 был содиректором по постановочной части Московского Художественного театра. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой «Азбука в картинах Александра Бенуа» (1905) и иллюстрациями к «Пиковой даме» А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к «Медному всаднику», трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22).
Нортау следует, что именно нарком уговорил его не возвращаться на Родину. И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» «настоящим перлом в русском искусстве». Оставаясь в советской России, Бенуа никогда не разрывал своих связей с Европой, в частности с парижским театром «Гранд-опера», в постановках которого участвовал как театральный художник ещё в предреволюционные годы. собрания), меланхолично-элегическую по тону, надолго утвердившую за ним славу «певца Версаля и Людовиков».
Рисунки к Капитанской дочке (1904) остались неизданными. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. С 1908 оформлял спектакли антрепризы С. П. Дягилева в Париже.
Александр Бенуа родился 3 мая (21 апреля по старому стилю) 1870 года в Санкт-Петербурге. Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) – художник, график искусствовед, яркий представитель художественного объединения Мир искусства, автор многочисленных литературных трудов, освещающих творчество русских и зарубежных мастеров, блестящий декоратор, работавший в театрах Москвы, Петербурга, во многих городах Европы и Америки. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. Позже они работали вместе с сыном Николаем и дочерью Еленой.
Александр Бенуа был одарен исключительным музыкальным слухом и редкой зрительной памятью. На основе собственного творческого замысла (истолкования произведения) создает новую сценическую реальность, объединяя работу над постановкой (Московского Художественного театра, 1913-1915). Такое ощущение, точно что-то, нависло над головой», - писал А. Н. Постоянно выступал и как критик (наиболее значительны его статьи 1908-17 в газете «Речь»).
Кроме того, супруга Александра Николаевича – Анна Карловна Кинд, верная спутница всей его жизни, категорически возражала против эмиграции, считая нецелесообразным на старости лет покидать родное гнездо. В 1960-е в советском искусствознании началась реабилитация творческого наследия художника. В последний период работы для театра Б. сотрудничал с труппой Иды Рубинштейн, для спектаклей которой оформил в числе прочего «Поцелуй феи» И. Стравинского (1928) Б. был также режиссером-постановщиком ряда спектаклей, («Болеро» М. Равеля (1928) и др. ). До 1924 участвовал в его выставках. Современники видели в нём живое воплощение духа артистизма. Подобные эмоции он назвал «ощущение ОГПУ», а также «общей болезнью в России». Открыт в 1778 (архитектор Дж.
Был в 1901 – 02 годах редактором журнала "Художественные сокровища России". Его отец был архитектором. Пейзажная графика французского классицизма подсказала ему приемы художественного решения. Продолжал заниматься живописью и графикой: создал серию литографий «Петергоф» (1918-22), альбом литографий и рисунков «Версаль» (Пг., 1922), многочисленные акварельные и пастельные зарисовки Петрограда и его пригородов иллюстрации к «Капитанской дочке» (Пг., 1920) и «Медному всаднику» (Пг., 1923) А. С. Пушкина, карандашные портреты С. Р. Эрнста, В. Ф. Левинсона-Лессинга, Д. И. Митрохина, В. Е. Татлина, П. Н. Филонова, А. М. Эфроса, И. Э. Грабаря (1921-23 все – в ГРМ). Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра.
Оформлял отдельные номера журнала «Мир искусства» (в 1904 был соредактором С. Дягилева), работал над экслибрисами, В 1905 создал серию иллюстраций для книги «Азбука в картинках Александра Бенуа» и серию открыток «Игрушки». Началась мода на "старину", характерная для предреволюционного времени (журнал "Старые Годы"). Серебряковой. Бенуа с большой ответственностью подходил к своей работе в Эрмитаже, который он любил с самого детства и мечтал превратить в музей мирового уровня. Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» (1899-1904) и ежемесячном сборнике «Художественные сокровища России» (1901-1903), а позднее в журнале «Старые годы» (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства.
В начале 1905 года Бенуа с семьёй вновь выезжает во Францию. Работая на прежнем профессиональном уровне, ничего принципиально нового и интересного Бенуа создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета Петрушка было исполнено не менее восьми). С самых ранних лет и в течение всей своей жизни Бенуа испытывал чувство, которое трудно назвать иначе, как культом театра. Затем он переехал в Италию, где на протяжении многих лет (с 1937 по 1970 годы) был директором постановочной части в Миланской Ла Скала. Создал акварельную серию «Последние прогулки Людовика XIV» (1890-е) и серию гуашей для издания «Русская история в картинках» (СПб., 1910).
Наиболее ранние из ретроспективных произведений Бенуа связаны с его работой в Версале. Главные постройки: церковь в Гузах (Владимирской губернии), православные церкви в Дармштадте и Гамбурге, дворец великого князя Николая Михайловича в Боржоми, собор в Варшаве, гинекологический институт в С. -Петербурге, мавзолей в Петропавловской крепости в Петербурге. Там он работал главным образом в театрах: сначала в Гранд-опера в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый Поцелуй феи И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы – в Ла Скала в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай.
Был главным идеологом журнала «Мир искусства«Мир искусства» — российское художественное объединение (1898-1924), создано в Санкт-Петербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Он отнюдь не разделял революционных настроений своих товарищей по «Миру искусства» – Е. Лансере, Д. Философова и его приятелей – Мережковского и Гиппиус. идеолог журнала "Мир искусства" (1898—1904), позднее вдохновитель и видный участник объединения художников "Мир искусства". Бенуа мог бы вполне ужиться (именно это он и пытался сделать ещё с 1917 года), если бы они давали ему возможность спокойно заниматься любимым делом. «Какую бы чушь современные художественные борзописцы ни городили про меня, про мое «эстетство», мои симпатии влекли и теперь влекут меня к простейшим и вернейшим изображениям действительности», – говорил Бенуа. Художник умел ценить величие искусства прошлого.
Но, разочаровавшись в Революции, в 1926 году обосновался в Париже. Большевики, едва захватив власть, объявили «войну дворцам» и радетель отечественного искусства деятельно занялся проблемами реорганизации дворцовых комплексов, а также сохранения этих памятников отечественной культуры от вандализма и разграбления. Бенуа стал задумываться об эмиграции.
В искусствоведческих трудах сочетал пропаганду классического наследия с проповедью «свободного искусства». В 1894 Бенуа впервые выступил как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания Истории живописи 19 века Р. Мутера (1894). Вскоре после Октябрьского переворота эмигрировал, работал за границей ("Гранд-Опера", "Ла Скала", театры Лондона, Нью-Йорка, Вены и др. ). Однако голод, холод, обилие мусора, военных калек и «интеллигентных» нищих на улицах Петрограда никак не вписывались в представления Бенуа о жизни вообще и о жизни своей семьи в частности.
Была известным живописцем и две ее картины приобрело Французское правительство. К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к Пиковой даме (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами Мира искусства. В 1909 стал художественным директором Русских балетных сезонов Дягилева (до 1911), для которых оформлял балеты «Сильфиды», «Павильон Армиды» (оба 1909), «Жизель» (1910), «Петрушка» (был также автором либретто, 1911), «Соловей» (1914). В 1907-1910 художник выполнил серию гуашей для издания «Русская история в картинках» (Санкт-Петербург, 1910) его исторические образыОбраз художественный — категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством способ бытия художественного произведения. Работая для кинематографии, Бенуа обращался к образам Ф. М. Узы дружбы и творческой общности ряд лет связывали Бенуа с Серовым, тесное творческое взаимодействие и взаимообогащение существовало между ним и Рерихом, Кустодиевым, Петровым-Водкиным, Грабарем и многими другими. И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным.
с консервативно-охранительских позиций. А также в нем рано зародилась любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь. Ещё более плодотворно работал он как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) книгу «Русская живопись в XIX веке», существенно переработав для нее свой ранний очерк. С 1926 жил в Париже. В отечественной историографии существует мнение, что «Александр Бенуа, подобно Блоку, Белому и Брюсову, поддержал Октябрьскую революцию и с обычным своим усердием работал в качестве хранителя произведений изобразительного искусства в своем родном Петербурге». Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос).
Дебютировал как художник театра в 1900: оформил одноактную оперу «Месть Амура» в Эрмитажном театре в Петербурге. Современники видели в нем живое воплощение духа артистизма. В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале.
Из литературных работ Бенуа наиболее известны "История русской живописи" (1901) и богато иллюстрированное издание "Русская школа живописи". Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях — в двух «версальских сериях» (1897, 1905-06), в широко известных картинах «Парад при Павле I» (1907), «Выход Екатерины II в Царскосельском дворце» (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля.
С 1917 года А. Бенуа активно участвовал в реформах художественной жизни и музейнойМузеи (от греческого museion — храм муз) — научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Соблазн остаться за границей был велик, но страх навсегда оторваться от родной почвы, оказавшись «беженцем» без определённых занятий, останавливал художника на протяжении нескольких лет. А. С. Пушкина ("Пиковая дама", "Медный всадник"). Издавало одноименный ежемесячный иллюстрированный литературно-художественный журнал (1898/99-1904, Санкт-Петербург), в котором печатались произведения писателей-символистов, статьи религиозно-философского характера» (1898-1904), позднее стал инициатором создания одноименного общества.
Это издание стало вершиной его работы как искусствоведа. Гофмана (1899, Гос. Именно там им были написаны «Версальские серии».
Бенуа 3 мая 1870 года в городе Петербурге. Александр Бенуа, став идеологом и теоретиком объединения «Мир искусства», активно участвовал в его художественной жизни, а также в издании журнала «Мир искусства», взявшего на себя роль основы и идейного рупора этого объединения. Все последние его работы посвящены продолжению и вариациям «русских серий», начатых еще в 1907-1910 годах. Семье Бенуа удалось выжить в эти годы лишь благодаря американским пайкам АРА (помощи пострадавшим странам в Первой мировой войне).
Цикл первого варианта состоит из 32 рисунков тушью и акварелью имитирующих цветную гравюру на дереве. Детство и многие годы жизни А. Н. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Все последние его работы посвящены продолжению и вариациям русских серий, начатых еще в 1907-1910 годах.
Он работает не только над декорациями, но и над самими постановками, превратившись постепенно в режиссера (мольеровский и пушкинский спектакли Московского Художественного театра в 1912 и 1914). В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции8. В 1894 году Александр Бенуа дебютировалДебют (французское debut) — первое выступление на каком-либо поприще например, артиста на сцене. К тому же Бенуа является режиссёром театра (Пиковая дама, Павильон Армиды, Петрушка) и иллюстратором в различных изданиях. Многофигурные историко-бытовые сцены, написанные Бенуа, воссоздают облик минувшей жизни, увиденной как бы глазами современника. Оформил спектакль «Спящая красавица» для антрепризы Дягилева (1928), а также балеты «Жизель» Ж. Адана и «Лебединое озеро» П. Чайковского для антрепризы С. Юрока в Нью-Йорке в 1948. Две темы неизменно пользовались его вниманием: Петербург XVIII – начала XIX в. и Франция Людовика XIV.
Они организовали кружок любителей искусства. Неудачно издан и второй вариант, опубликованный сначала в томе III сочинений А. С. Пушкина, а потом, правда, вышедший отдельной книжкой, но с абсолютно неудовлетворительными воспроизведениями. В 1927-35 был главным художником и режиссером-постановщиком труппы Иды Рубинштейн, осуществил пятнадцать балетных спектаклей, включая «Поцелуй феи» И. Ф. Стравинского (1928), «Болеро» М. Равеля (1928) и «Очарование Альсины» Ж. Орика (1929). Он постоянно возвращался к дорогим ему образам пушкинской поэзии: "На берегу пустынных волн", "Наводнение в Петербурге в 1824 г. " В последние годы жизни А. Бенуа снова, но уже в живописи, разрабатывал эти сюжеты.
Бабушка привозила Александру из Венеции настоящих итальянских марионеток изображавших героев комедии дель арте: Коломбину, Арлекина, Пьеро Именно в искусстве театра уже взрослый А. Бенуа видел единственную возможность создать творческий синтез живописи, архитектуры, музыки, пластики и поэзии, осуществить то органическое слияние искусств, которое представлялось ему высшей целью художественной культуры. В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова. Однако далеко не все именитые художники благосклонно отнеслись к «Миру искусства». Александр Николаевич Бенуа (фр.
Мысли художника о Версале Людовика XIV становятся до конца понятными зрителю лишь тогда, когда он воспримет всю совокупность версальских картин и этюдов, написанных Бенуа. — сын проф. Ставил и оформлял спектакли в «Comedie-Franaise» (1930-е), в театре «Colon» в Буэнос-Айресе, в лондонском «Covent Garden» (1957). В 1885-90 – учащийся гимназии К. Мая, в 1890-94 – студент юридического факультета Петербургского университета. Он постоянно возвращался к дорогим ему образам пушкинской поэзии: «На берегу пустынных волн», «Наводнение в Петербурге в 1824 г» В последние годы жизни А. Бенуа снова, но уже в живописи, разрабатывал эти сюжеты. Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале Мир искусства (1899-1904) и ежемесячном сборнике Художественные сокровища России (1901-1903), а позднее в журнале Старые годы (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства.
В 1907 оформил спектакль балета Н. Черепнина «Павильон Армиды» (Мариинский театр), в том же году был одним из основателей «Старинного театра» в Петербурге (выполнил занавес театра). Сомовым и В. Ф. 3. 05 (21. 04). В этих сериях нет историко-жанровых сцен, нет изображений людей и вот таким образом нет оттенка лирической иронии, которой отмечены «Последние прогулки Людовика XIV». С. Бакстом и С. П. Дягилевым.
С 1907 много работал как художник сцены, в первую очередь для М. М. Фокина (Мариинский театр), а также С. П. Дягилева (в 1909 – 1911 был художественным директором «Русских сезонов»). Работая для кинематографии, А. Бенуа обращался к образам Ф. М. Достоевского, к русским темам. Это характерный для творчества Бенуа пример исторической реконструкции прошлого художником, вдохновленным живыми впечатлениями от версальских парков с их скульптурой и архитектурой но одновременно здесь подведены итоги скрупулезного изучения старого французского искусства, особенно гравюр XVII-XVIII веков. Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями А. Н.
Материал, почерпнутый из непосредственных наблюдений, подвергался в дальнейшем кардинальной переработке. Сын профессора архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа, внук выходца из Франции Луи-Жюля Бенуа (по-французски — Benois), внук с материнской стороны архитектора Альберта К. Кавоса — строителя Мариинского театра в Санкт-Петербурге и Большого театра в Москве брат акварелиста Альберта H. Бенуа и архитектора Леонтия Бенуа. Дягилев, по большому счёту, являлся лишь талантливым администратором с хорошим, говоря современным языком, «административным ресурсом»: связями, знакомствами, доступом к государственному финансированию.
Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его Азбука в картинах (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. У них было трое детей. Русский музей), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова Царская и императорская охота на Руси, т. III (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере (в этом же издании Бенуа выполнил ряд заставок и концовок). В 1904 году вышла в свет «Азбука в картинках» (1904)13, едва ли не единственная его крупная работа для детей. Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Наиболее значительные статьи касаются архитектуры старого Петербурга и его пригородов. Бенуа принадлежит к числу реформаторов русского искусства книги и театрально-декорационной живописи в начале XX в. Графически отточенные иллюстрации Бенуа к Медному всаднику А. С. Пушкина (издано в 1923) созвучны и лиризму и драматическому пафосу поэмы.
В 1887 четыре месяца занимался в вечерних классах АХ. Среди ее работ есть портрет Б. Ф. Отсюда был один шаг до появления журн.
В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Основал и редактировал журнал «Художественные сокровища России» (1901 – 1903), активно сотрудничал в журналах «Старые годы», «Московский еженедельник», газетах «Слово» и «Речь» (особенно значительны его Художественные письма в кадетской «Речи», 1908 – 1917). Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. В 1909 возглавил художественную часть антрепризы Русского балета С. П. Дягилева.
Именно его постановка «Павильона Армиды» стала началом «дягилевских сезонов» в Париже в 1909 году. Пример этого – картина «Парад при Павле I», где показано тонкое знание истории, костюмов, архитектуры, быта и вместе с тем чувствуется оттенок юмора, едва ли не сатиры. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Исполнил иллюстрации к книгам «Урок любви в парке» Р. Булаева (1927), «Грешница» А. де Ренье (1928). К 1897-1898 годам относится серия небольших картин, выполненных акварелью и гуашью и объединенных общей темой — «Последние прогулки Людовика XIV».
Б. написал для него главу о русском искусстве. Он оставил огромное количество работ, публикаций и мемуаров.
Лучшая из книжных работ художника, безусловно, его шедевр – рисунки к «Медному всаднику» Пушкина. "Истории живописи 19 в. " Мутера. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита)., графикеГрафика (греческое graphike, от grapho — пишу) — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др. ), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. В русских сезонах участвовали: композиторы Н. А. Римский-Корсаков, С. В. В 1913 – 1915 – главный художник Московского художественного театра осуществил несколько постановок вместе с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко (лучшими из них считаются Маленькие трагедии А. С. Пушкина, 1914 – 1915). Ей недостает именно историзма.
В 1911 году им был создан прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». Имел большое влияние на целое поколение художественных деятелей конца XIX века. С 1885 по 1890 год Бенуа был учеником «Майской гимназии» в Санкт-Петербурге, где он близко познакомился с Д. В. Почувствовав это, А. Н. Работал для кинематографа.
В эту серию входит около 250 статей, необыкновенно разнообразных по содержанию и, в целом, с большой полнотой отражающих художественную жизнь тех лет. Неоклассицизм), Бенуа создал особую разновидность ретроспективистского исторического жанра, в котором эстетизация хрупкой красоты и гротескного изящества ушедшей в прошлое дворянской культуры сочетается с грустно-ироничным отношением к ней (серия Последние прогулки Людовика XIV, 1897-98 Версальская серия, 1905-06). работе (в 1918 возглавил Картинную галерею ЭрмитажаЭрмитаж в Санкт-Петербурге (от французского ermitage — место уединения) — один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев.
В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии»— картины изображали парки и прогулки «короля-солнце» Людовика XIV. Александр Николаевич Бенуа родился 21. 4 (3. 5). 1870 г. в Петербурге в семье профессора архитектуры и архитектора высочайшего двора Николая Леонтьевича Бенуа, который был сыном Луи-Жюля Бенуа, выходца из Франции. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны».
1870 (С. -Петербург) – 9. 11. 1960 (Париж). Первый вариант иллюстраций к Медному всаднику (1903) опубликован не отдельной книгой, а только в журнале Мир искусства (1904), с нарушением задуманного художником макета оформления. Эпизодически обращался к станковой живописи и графике. Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему».
Выражая тревогу по поводу отсутствия в современной культуре объединяющего «большого стиля», боролся против безвкусицы и варварского отношения к памятникам истории и искусства выступал против русского авангардаАвангардизм (авангард) — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. 3я этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к Золотому горшку Э. Т. А. Он начал работать с К. С. В 1964, 1974 и 1989 труппа театра гастролировала в Москве» (1947-56), где постановочную часть возглавлял его сын и ученик Николай Александрович Бенуа, театрах Лондона, Нью-Йорка, Вены и других городов. В советский период, после его отъезда во Францию, когда стало ясно, что Бенуа не вернется, архив, хранившийся в крымском доме художника, передали в Русский Музей, а личные вещи и мебель распродали с аукциона.
Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа. «Хорошо, если благодаря мне Зимний дворец будет спасен и превращен в памятник-сокровищницу мирового значения», – искренне надеялся он. Главным критерием оценки произведений искусства Бенуа считал их художественность. Участвовал в последних петроградских выставках «Мир искусства» (1922 и 1924), Выставке русского искусства в Париже (галерея La ВоеПе, 1921), 1-й Русской художественной выставке в Берлине (1922), Выставке русского искусства в Америке (1924-25) и др.
Дочь Елена уехала из Советской России вместе с отцом в Париж в 1926 году. Умер Александр Бенуа в Париже в 1960 году, немного не дожив до 90-летнего юбилея. Заслугой «Мира искусства» было также создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, театральной декорации. В 1894 впервые выступил как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания «Истории живописи XIX века» Р. Мутера (Мюнхен, 1894). Сын Н. Л. Бенуа. Разглядывание книги вызывает множество ассоциаций и при выполнении традиционного задания для детей «рассказ по картинке» фантазия маленьких читателей и их родителей или наставников может быть просто безграничной. В 1930-е публиковал фрагменты воспоминаний в журнале «Русские записки» и писал «Художественные письма» для газеты «Последние новости».
Профили музеев: исторические, технические, сельскохозяйственные, естественнонаучные искусствоведческие, литературные, а также мемориальные, комплексные, краеведческие. Он писал о современной живописи, скульптуре и графике, об архитектуре, театре, о художественной старине, народном творчестве, о новых книгах и выставках, о творческих группах и об отдельных мастерах, со страстной заинтересованностью анализируя и оценивая каждое крупное явление искусства. С 1904 г публикуется в газетах: Слово, Русь и Речь. Создатель серии акварелей "Последние прогулки Людовика XIV" (1897—1998), гуашей для издания "Русская история в картинках" (Санкт-Петербург, 1910) иллюстраций к произвед.
Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. архитектуры Николая Леонтьевича Б., род. В 1896-99 жил в Париже изучал культуру и искусство Франции. В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». Здесь, а также в «Истории русской живописи в XIX веке» (Санкт-Петербург, 1902) и «Русской школе живописи» (в 10 выпусках, Санкт-Петербург, 1904-06) впервые обстоятельно определил самобытные черты русской национальной художественной традиции на фоне других европейских школ.
Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»8. В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова. Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Русский музей стр.
Его декорации, эскизы костюмов и бутафории отмечены художественной цельностью и тонким чувством стиля (опера Гибель богов Р. Вагнера, 1903, балет Павильон Армиды Н. Н. Черепнина, 1907, – Мариинский театр в Петербурге). И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. Кружок единомышленников («Общество самообразования») преобразовался в конце 1890-х в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. Чернышевского и гражданственность живописи передвижников.
Будучи, по собственному выражению, органически чуждым политике, художник надеялся, что с образованием Государственной думы все «безобразия» в России закончатся. С 1917 по 1926 год Бенуа заведовал Картинной галереей Эрмитажа, т. е. как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания «История живописи XIX века» Р. Мутера (Мюнхен, 1894). В послевоенные годы оформлял спектакли для театра Ла Скала в Милане, где постановочную часть возглавлял его сын Н. А. Бенуа. Из научных трудов Бенуа наиболее замечательны капитальное исследование: "Царское Село" (СПб., 1910) и "Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа" (СПб., 1911). Вдохновитель и лидер «Мира искусства», он многие годы играл заметную роль в художественной жизни России, сильнейшим образом воздействуя на Формирование общего духовного облика и эстетических воззрений, творческое становление и определение проблематики исканий целого круга мастеров, связанных с ним идейно-творческой близостью либо на него ориентировавшихся.
В дореволюционное время книжные работы Бенуа имели мало успеха у издателей. Шаляпина и З. Е. Дягилев, художник Лев Бакст и музыковед А. П. Сохранив верность историко-ретроспективной эстетике «Мира искусства», Александр Николаевич много и плодотворно работал в театрах разных стран: парижской «Гранд-Опера» (1927-34), миланской «Ла Скала«Ла Скала» (La Scala) — итальянский оперный театр в Милане. В своих работах Бенуа очень точно передавал стиль и настроения прошедших веков.
Однако происходящее в стране очень расстраивало художника. Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. Значительную часть перечисленных серий составляют работы с натуры. университета посвятил себя всецело искусству. На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель., театральных работах («Версальская серия» иллюстрации к «Медному всаднику» Александра Сергеевича Пушкина, 1903-1922) тонко передавал стиль прошедших эпох.
Написал и подготовил к изданию книгу воспоминаний «Возникновение Мира искусства» (Л., 1928). Две темы неизменно пользовались его вниманием: "Петербург XVIII – начала XIX в. " и "Франция Людовика XIV". Итогом его работы на драматической сцене в предреволюционные годы стала постановка «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина.
Пребывая в романтической оппозиции к современности, всегда вдохновлялся стариной, черпая сюжеты для своих акварелейАкварель (французское aquarelle, от латинского aqua — вода) — краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею. В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». Тематика этих публикаций весьма разнообразна. периодических изданиях.
В своей первой книге История русской живописи в XIX веке (1900-1902) и в статьях начала 1900-х гг. Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему. Был автором Истории русской живописи в 19 веке (1902), Русской школы живописи (в 10 выпусках, 1904 – 1906) и Истории живописи всех времен и народов (в 4 томах, 1912 – 1917 издание не завершено). Выходец из России, с 1926 года художник переезжает во Францию, живёт там и умирает. Александр Николаевич Бенуа – русский художник, график искусствовед, один из основателей художественного объединения «Мир искусства», автор многочисленных литературных трудов, освещающих творчество русских и зарубежных мастеров, прекрасный декоратор, работавший в театрах Москвы и Петербурга, во многих городах Европы и Америки.
С 1901-1903 гг. Особенно много оперных и балетных спектаклей поставил и оформил в миланском театре «La Scala» (1930-е – 1950-е), где постановочной частью заведовал его сын Николай. Из письма художника к Ф. Ф. В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова. Не люди интересуют художника, а лишь атмосфера старины и дух театрализованного придворного этикета (У бассейна Цереры, 1897, Государственная Третьяковская галерея).
В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Гофмана (1899), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере. Работая для кинематографии, А. Бенуа обращался к образам Ф. М. Достоевского, к русским темам.
«Героем» новых произведений художника становится само искусство прошлого: не люди, а великолепные архитектурно-парковые ансамбли, то поражающие своей грандиозностью, то очаровывающие интимным изяществом и поэтической прелестью. В 1910 году художник опубликовал «Путеводитель по Эрмитажу». Один из организаторов и идейный руководитель объединения и журнала Мир искусства. Автор "Истории живописи всех времен и народов" (СПб., 1912—17). Это издание стало вершиной его работы как искусствоведа. Детство будущего художника прошло в Петербурге. Родился в 1870 г. окончил курс в Петербургском университете, по юридическому факультету изучал живопись в Париже (1897 – 1899).
А. Н. В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос. С детства он полюбил «старый Петербург», пригороды столицы.
Воспоминания», в которой представил обширную галерею литературных портретов современников. Большая декоративная работа выполнена Б. для московского Казанского вокзала (эскизы "Азия", "Европа", 1916). Его наиболее удачные театральные работы этого периода балеты «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» П. И. Чайковского, опера «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова и балет «Петрушка» И. Ф. Стравинского, обошедший многие сцены Европы. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Русский музей). «От этих.
Художник и график-станковист иллюстратор и оформитель книги, мастер театральной декорации, режиссер, автор балетных либретто, Бенуа был одновременно выдающимся историком русского и западноевропейского искусства, теоретиком и острым публицистом, проницательным критиком, крупным музейным деятелем, несравненным знатоком театра, музыки и хореографии. В 1910 году вышло в светобширное исследование Бенуа Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века. Бенуа особое внимание привлекают графические комментарии к произведениям литературы.
Оба художники. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам. Бенуа Александр Николаевич (1870-1960), русский художник историк искусства, художественный критик. В него входили такие известные художники, как Лансере, Дягилев и Бакст. Не люди интересуют художника, а лишь атмосфера старины и дух театрализованного придворного этикета.
искусствовед подверг критике академическое искусство, эстетику Н. Г. В 1891-96 выставлялся на Акварельных выставках в Петербурге. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. 21 апреля (3 мая) 1870, в Санкт-Петербурге, ум. Дягилевым Александр Бенуа организовал объединение «Мир искусства», выпускавшее одноименное издание. СПб., 1904-06), «История живописи всех времен и народов» (в 4 т. СПб., 1912-17 издание не завершено).
Участвовал во всех выставках «Мир искусства» (1899-1903, 1906). Точнее было бы сказать, что А. Н. С 1926 года жил во Франции. В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые приехал в Париж и полюбил этот город здесь им были созданы знаменитые Версальские серии изображавшие красоту парков и прогулки короля-солнца (Людовика XIV). Б. организует кружок друзей, которые так же, как и он, прислушивались к новым течениям в искусстве, намечавшимся на Западе.
картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос. Возникли в 15-16 веках. В браке родились дети: дочь Елена и сын Николай. Эти особенности книги связаны с групповой тактикой «Мира искусства» и с личными, субъективными пристрастиями автора. и отдельно – историю «Дягилевских балетов» периода их расцвета в 1910-е (большая часть воспоминаний написана в эмиграции).
В большинстве своем это добросовестные и точные этюды, неблестящие по технике и не всегда обладающие большой художественной выразительностью. Разносторонность знаний и деятельности Александра Николаевича служила лишь выражением этой любви. "Речь", а позднее в "Новой Жизни" Горького и одновременно работая над научными исследованиями "Царское Село" (1910) и "История живописи всех времен и народов" (1912—17). художниках, а также о сокровищах западного искусства в России. Лишь впоследствии, среди работ 1911-1916 годов начали возникать чисто пейзажные циклы акварелей изображающих природу Италии, Швейцарии и Крыма. Н. Бенуа в 1924 году по приглашению Национальной оперы уехал во Францию.
За этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к «Золотому горшку» Э. Т. А. Александр Бенуа был душою «Мира искусства» и непременным участником журнала. Картина «На берегу пустынных волн» стала первым экспонатом Музея семьи Бенуа, который был открыт в 1988 в Петродворце, в здании Фрейлинского корпуса, построенном по проекту Н. Л. Бенуа. Ему принадлежат монография о Гойе (1908), путеводитель по картинной галерее Эpмитaжa (1911), большая статья о Лиотаре (1912) и ряд других работ, популяризирующих классическое наследие европейской живописи.
Отправляя его в Париж, нарком прекрасно понимал, что происходит у него на душе. Поставлены: оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, балеты «Шехеразада» Римского-Корсакова, «Жар-птица» И. Ф. Стравинского и др. Черепнина, 1907).
Автор множества картин, живописующих быт XVIII века во Франции и России. Выставлял на выставках: "Мира Искусства" и "Союза русских художников".
Умер А. Н. Бенуа 9 февраля 1960 года. С Азбуки Бенуа начинается история детской книги Мира искусства. Состоялись в 1907-14 в Париже и Лондоне. Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). Он много работал в Милане в знаменитом театре Ла Скала.
Дягилева, забывая, что именно А. Н.