Издание выполнено на бумаге ручной выделки изготовленной еще до революции. Заметим: написано это в ту эпоху, когда господствующий вкус относился к памятнику весьма пренебрежительно (памятник дикарю без штанов) и даже поговаривали об его упразднении. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там).
Выполнены они на протяжении 1907—1910 годов по заказу книгоиздателя И. П. Кнебеля, выпускавшего интереснейшее издание «Русская история в картинках» с участием Серова, С. Иванова, Лансере, Кустодиева, Добужинского, Кардовского, Рериха. Не колеблясь ни на секунду, могу сказать – Медный всадник. Звуковой образ создаётся с помощью ритма и звука.
Этот пряный сказочный Восток пленял необычайным размахом фантазии. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам. Бенуа считал ее одним из лучших произведений русской скульптуры. Она находится ближе к зрителю. Гораздо выше личность созидателя-законодателя».
К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Россия стояла накануне великих перемен. Появился играющий кораблями Тритон.
Вообще художник не сидел на месте (разве что только когда писал картины): он оформлял постановки Большого драматического театра в Петрограде и позже – «Русских сезонов» Дягилева в Париже, участвовал в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств, собрал вокруг себя творческое объединение «Мир искусства», выпускавшее журнал с тем же названием Кажется, пора сказать «стоп», чтобы не утонуть в цепочках однородных членов предложения. Но существовали и другие мнения. В отличие от редакции 1903, в которой Петр занимает центральную часть рисунка, обращен к зрителю «en face», на рисунке 1916 года Петр стоит в отдалении и обращен к зрителю боком, почти спиной.
На странице 18 Бенуа дал всего шесть строк текста. Работу над «Всадником» Бенуа возобновил только спустя десятилетие по заказу Комиссии художественных изданий при общине св. Пушкинисты сочли, что Бенуа «давит» Пушкина и, таким образом, не выполняет назначения иллюстрирования Поэта. Поза Петра в противовес его свите, буквально сдуваемой с ног, уравновешена и спокойна. Главная цель иллюстрации — «обострять убедительность тех образов, которые были порождаемы чтением, оставаться в тесной гармонии с основным содержанием книги. ».
С. Пушкин. 23 ноября 1905 года, он пишет в своем дневнике: «Компоновал «Медного всадника». Кроме того, художник пытается найти новые формы для продолжения цикла к «Всаднику». Такое решение, однако, все же несколько умаляет драматичность эпизода. «Венец петербургской иллюстрации», «самая примечательная книга Комитета» изданий это было задумано ещё Кружком любителей русских изящных изданий: в 1903 году по заказу. В конце 1890-х годов, вместе с Сергеем Дягилевым они создают объединение «Мир искусства», в которое вошли друзья и соратники Александра Бенуа: Л. Бакст, К. Сомов, М, Добужинский, Е. Лансере и другие.
В иллюстрации «На берегу пустынных волн» Петр смотрит вдаль исполненный «великих дум», следующим кадром мы видим как бы образ его мыслей, возникший город Император, обращенный взглядом в сторону Биржи, а затем ростральная колонна, с обрушивающимися на нее громадами волн Евгений, сидящий верхом на льве, размышляет о Параше и в следующей иллюстрации мы видим затопляемый волнами дом на острове. Здесь такая, сказал бы я, бешеная влюбленность в Петра творенье, здесь действительно реки державное теченье и скука, холод и гранит и Медный всадник останется в русском искусстве как образец любовного, художественного изображения родины (216, 72). Даже беглый просмотр костюмных эскизов: «Уличная танцовщица», «Цыганка», «Ряженый-маска», «Кормилица», «Кучер», «Купчиха», «Шарманщик», «Лавочник», «Торговец», «Фокусник» и др.
Куда больше его занимает эстетика, настроение и атмосфера, поэзия эпохи. Также иллюстративный материал богат пластическими связями, повторами. Щёголев. Надо сказать, что Александр Николаевич Бенуа локомотивов вообще не любил. Перед зрителем предстает еще недостроенный Михайловский замок, в котором позже будет убит император.
Рядом строился пивоваренный завод – почва разрыта, груды мусора, балки, доски. Он достиг замечательной достоверности в передаче духа Александровской, пушкинской эпохи, глубины психологического противостояния, трагичности противоречия между величием дела Петра и печальной судьбой «маленького человека». В 1920-е гг. Исполненные тушью и акварелью, рисунки имитировали цветные гравюры на дереве.
На это работает и пластика самого монумента Этьена Фальконе. Что еще могло быть более подходящим для передачи духа Петербурга, «самого умышленного и отвлеченного города», его призрачности, эфемерности.
Это вполне в духе поэзии того времени, - заметил критик о варианте 1903 года. Особое место занимают исполненные Сомовым графические портреты творческой интеллигенции. В иллюстрированной двухцветной издательской обложке. Фантазия на тему итальянской комедии (1906, ГРМ), «Итальянская комедия» (1901, ГРМ.
Она действительно выпирает в книге Бенуа – ведь она сильно опережает свой текст. Дед его и отец были архитекторами, прадед – композитором и дирижером. Бенуа сделал несколько иллюстраций к «Пиковой даме» для трехтомного собрания сочинений А. С. Пушкина, вышедшего к столетию поэта в 1899-году, ряд иллюстраций к «Капитанской дочке» в 1904 году. Бедный одинокий челн, не включенный иллюстратором в композицию первого рисунка, возник в своем перевоплощении, когда графический рассказ перенесся через сто лет. При анализе многочисленных произведений А. Бенуа: «Арлекинада.
Желательно, чтобы путешественники и приезжие не смотрели, а читали бы город. Книжные иллюстрации к поэме выполнены в технике литографии. Он принадлежал к обрусевшему французскому роду.
35x27 см. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Страница 18 – Бег санок вдоль Невы широкой. Обратимся к иллюстрации с Евгением на льве («на звере мраморном, верхом, без шляпы, руки сжав крестом»), которая является завязкой драматического конфликта. – принадлежала искусству высокому, с другой стороны, каждое издание было подчинено строгим техническим требованиям и таким образом становилось объектом искусства промышленного и прикладного.
Начало XX века наполнено предчувствиями потрясений. Ее язык построен на переходах и умалчиваниях». Сам Всеволожский воспринимался как последний пережиток века Екатерины – монтеньевский оттенок с примесью чего-то вольтеровского и пушкинского (30).
Третьи упрекают художника в отсутствии в книге равновесия между шрифтом, текстом и рисунками, высказываясь в пользу издания в «Мире искусства», а то и в пользу издания иллюстрированного другим художником. Помимо станковой живописи и графики им принадлежат высокие достижения в искусстве книги Можно даже сказать, что в театральной декорации и книжной графике творчество художников «Мира искусства» составило важнейший этап в истории не только русского, но и мирового искусства». Художник вложил в эту работу и свой жизненный опыт. Это определило своеобразие жанра: речь идет о строго документированных картинах-иллюстрациях, «картинах для печати».
Сцены приближения Евгения к монументу, погони имеют кинематографический характер. Художник пишет: «. Петербург есть нечто, действительно, драгоценное для всей русской культуры». Театр занимал отдельную, едва ли не главную страницу в его жизни. Пушкин и А. Н.
Однако ж, под облаками, орошенное звуками его стихов издыхает все живое. И хотя мнение критиков не было единодушным, всё же большинство соглашалось, что «иллюстрации к Медному всаднику до того дополнили произведение Пушкина, что графика и петербургская повесть явились неразрывным целым и в настоящее время немыслимы одна без другой».
Анисимова и при содействии Петроградского отделения Госиздата. Одет он был почти как нищий (это не особенно тогда шокировало, так как студенты бывали часто похожи на бродяг).
Приложение I, рис. Евгения преследует не Медный всадник, а лишь его тень. Тираж отпечатан в типографии имени Ивана Федорова (бывшей типографии поставщиков Двора Его Императорского Величества Р. Голике и А. Вильборг – одной из лучших российских типографий) под наблюдением авторитетнейшего печатника первой четверти ХХ века В. И.
Известно, что формат журнала «Мир искусства» значительно отличался от задуманного художником для помещения своих иллюстраций. А в 1934 году в своих «Воспоминаниях» признается в отсутствии у него всякого патриотизма и пишет: «. Именно в ней лежат истоки смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства» и А. Бенуа лично.
В 1894 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. В рисунках Бенуа образы «петербургской повести» Пушкина окрашены размышлениями и переживаниями человека начала XX столетия, что делает «Медного всадника» КПХИ исторически значительным изданием.
Они имели две основные публикации: в журнале «Мир искусства» в 1903 году и в отдельной книге только в 1923 г. Иллюстрации получили высокую оценку критиков и знатоков книги, так и не сошедшихся во мнении, которому из изданий отдать пальму первенства. Обратимся к авторскому комментарию: «Получаемые из типографии оттиски, воспроизводящие мои рисунки (сделанные в стиле политипажей 30-х годов), я тотчас же раскрашивал в «нейтральные» тона, которые должны были затем припечатываться литографским способом». Вот откуда появились книги в чулане Евгения. Среди его работ – знаменитая «Азбука в картинках» и неосуществленное издание «Последнего из Могикан» Фенимора Купера. Над этой серией, состоящей из шести больших листов, художник работал весной 1905 года (в Версале) и в ноябре того же года.
В ней он писал: «Украшенная» книга — вовсе не лучше от того цель иллюстраций — вовсе не украшать книгу, пояснять рассказ или вести собственный параллельно. Наверное, помимо чисто ремесленных особенностей именно реально-фантастический, романтический характер «Петербургской повести», самого города, которым был так увлечен Бенуа, обусловил выбор художника в пользу литографии. Знаешь ли, какой oeuvre самый значительный до сих пор в твоей артистической жизни. Бенуа-иллюстратор все время выводит читателя на развилку изобразительных стилей.
Евгений бежит по площади, он падает. Это приводит его к мысли попробовать свои силы в области искусства «высокой моды» В 1912 году он создает «Фантазию на тему современного костюма» для Пакен, получившую большой резонанс в мире Парижской моды. В тексте поэмы перед нами встаёт образ уверенного в себе, могущественного всадника. Еще один аспект пушкинской поэмы представлялся Бенуа существенно важным в восприятии взаимоотношений героя (Евгения) и города, творения Петра. За Акрополем — освещённая молниями долина, поросшая серебристыми оливами. Опять-таки у него были свои переживания, связанные с этим скульптурным персонажем.
Так читал Андрей Белый один из эпизодов второй части: Евгений видит лодку и к ней бежит и перевозчик ведет его через страшные волны. В разных местах мы наблюдаем приемы кадрирования. И, конечно, его грандиозный цикл, его, по мнению многих современников, самая значительная работа – иллюстрации к «Медному всаднику», о которых пойдет речь в следующей главе. Вторая редакция иллюстраций была выполнена Бенуа в 1905 году.
Так встретил Юрий Тынянов кустодиевского Дубровского:. Здесь Бенуа совместил все, что создал к «Всаднику» ранее. В 1918 году Бенуа возглавил Картинную галерею Эрмитажа издал её новый каталог. На фоне этого пейзажа и возникли, как называл их Бенуа, кушелевские настроения, ощущение чего-то бесконечно печального при виде гибели прекрасной старины. Они сугубо реальны — своей интеллектуальной энергией — созданные им образы людей творчества (написанные в смешанной технике портреты поэтов А. А. Блока, М. А. Кузмина, В. И. Иванова, ), художников Е. Е. Лансере (1907), М. В. Добужинского (1910) и др., по праву считающиеся предельно объективными. В данной иллюстрации Бенуа использует контрасты, создавая ощущение напряжённости. Но на формирование его стиля оказал влияние именно этот рисунок Бенуа.
Однако в основе такого подхода лежало стремление Бенуа к соответствию «щедрому многоразличью стилевых потоков пушкинского петербургского эпоса». Мстислав Добужинский так писал об этом периоде: «Проникновение искусства в жизнь через рампу, отражение театра в повседневной жизни, влияние его на область моды — сказалось в том глубоком впечатлении, которое сопутствовало блестящим триумфам «Русских сезонов» Дягилева в Париже. Два наброска), «Фигуры для итальянских комедий» (1901, ГРМ), «Арлекинада» (1906, ГТГ), «Итальянская комедия. Более поздняя серия иллюстраций хорошо работает на этот принцип. Именно «современность» иллюстраций Бенуа не менее существенна в данном издании, чем свойственные художнику чувство стиля, понимание пушкинской эпохи и умение искусно театрализовать действие.
Сейчас в кинематографе такой способ монтажа называют восьмеркой. На оригинале этого рисунка 1903 года – помета Бенуа с курьезной опиской: Памяти петровских пароходов (167, 195). Продолжал работу как книжный и театральный художник и режиссёр, в частности работал над постановкой и оформлением спектаклей петроградского Большого драматического театра. Поставленные в пору его директорства Евгений Онегин и Пиковая дама, по признанию Бенуа, помогли создать мирискусническую графику и живопись.
Эфрос писал: «О Пушкине языком рисунка, языком графики так не говорили. Бенуа. В 1916—1918 годах художником были созданы иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Это сообщает Петру характер возвышенного, недосягаемого величия.
В 1909 году высланый из Петербурга Бакст примкнул к балетной труппе С. П. Дягилева «Русский балет». «Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже — как в дамских платьях, так и на картинных выставках» (Максимилиан Волошин). Чёткость и резкость контуров говорит об уверенности и могуществе.
На самом деле – через двести. А пока Павел I, восседая на белом коне, командует парадом войск.
В полной мере его талант художника-сценографа развернулось в спектаклях: «Клеопатра» («Египетские ночи») на музыку Аренского, С. И. Танеева и М. И. Глинки (1909 г. ), «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова (1910 г. ), «Жар-птица» Стравинского (1910 г. ), «Карнавалу» (1910 г. ), «Нарцисс» Черепнина (1910 г. ), «Видение розы» К. М. Вебера (1911 г. ), «Дафнис и Хлоя» Равеля (1912 г. ), «Синий бог» Р. Гана (1912 г. ), «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси (1912 г. ), «Тамара» на музыку М. А. Балакирева (1912), «Пери» (этому спектаклю не суждено увидеть свет), «Бабочки» (1914 г. ), «Игры» (1913 г. ), «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса (1914 г. ), «Шутницы» на музыку Д. Скарлатти (1917 г. ), «Спящая красавица» П. И. Чайковского (1921 г. ). Особенно если речь идет о деятелях культуры такого уровня, как А. С. председателя Кружка В. А. Все это наделяет книжную графику в XX-м веке особым, двойственным положением. Кроме того, разработал макет издания, после чего отдал рисунки в типографию. Люди почти полностью растворились в окружающем пейзаже, стихии гранита и воды. Их место в пространстве книги также горячо обсуждалось.
Оно не имело столь трагических последствий, как в 1824 году, «. В начале издания, на титульном листе, Медный всадник на своем постаменте, вставший на дыбы и устремленный на нас, как бы приветствует читателя (зрителя), но его приветствие носит скорее тревожный, угрожающий характер. Но он видит прямую связь между содержанием текста и иллюстрацией, призывает художников быть даже в большей степени «читателями», чем рисовальщиками. Бенуа наряду с Сомовым, Бакстом, Добужинским был одним из его основоположников. В этом мы обнаруживаем общность замысла Пушкина и Бенуа — создать гимн творению Петра. Пушкина.
Учился в Москве, первоначально в студиях Ф. Рерберга и И. Костюмы по эскизам Бакста, относящие публику к краскам и формам ориентализма и «Большого стиля» Людовика, настолько поражали, что стали выходить за рамки театра и балета. Бенуа создал единственную, почти конгениальную Пушкину страницу»19. В 1917-м книгу набрали в типографии Р. Р.
Текст и иллюстрация (печатная графика), таким образом, представляются родственными явлениями и на первый план выступает их стилистическое единство. Но художнику и важно было подчеркнуть эту картиночную природу продолговатого формата. Продавалось издание достаточно дорого — по 15 рублей. Бенуа много работал с книгой. В 1879—1888 годах учился в гимназии К. Мая.
«Кумир на бронзовом коне» возвышается над Невой «в неколебимой вышине». 4), то она кажется эмоционально бледнее. В словах и предметах петербургской повести узнавалось их взаимное родство или тождество. Современники видели в художнике живое воплощение духа артистизма.
С 1899 года жил в Петербурге. Печаталась она в Государственной типографии им. Большое значение в формировании художественных представлений А. Бенуа имела страсть к театру и жанру драмы, одним из ярчайших выражений которой стали постановки произведений А. С. Добужинский). Появился рядом с нею скелет – Смерть (в первом варианте – с косой). Но – не в виньетке, где они были бы простительны с точки зрения хорошего вкуса.
А через неделю еще одна неприятная новость: «начальник Экспедиции, вместо заказанного мне «Медного всадника» принял другой»14. Остановимся на ключевых эпизодах поэтического и иллюстративного материала. В 1894 году впервые участвовал в выставкеОбщества русских акварелистов. Ворт и Пакэн — законодатели парижских мод — стали пропагандировать Бакста» (М. Т. е.
В одной современной статье о Бенуа говорится, что он себя мыслил как последователя Ватто, а на самом деле, сам того не ведая, был предшественником Эйзенштейна (52). Здесь как нигде чувствуется страх героя, уже потерявшего рассудок, перед «Всадником»: прислонившись к стене и широко расставив ноги, чтобы сохранить равновесие, он прижимает к груди правую руку, стараясь унять сердцебиение, прислушиваясь к неизбежно приближающимся медным ударам копыт о неровную после потопа мостовую. В 1903 году, Александр Бенуа писал: «Задумал я эти иллюстрации в виде сопровождающих каждую страницу текста композиций. Издание открывается фронтисписом изображающим сцену погони. Актеры здесь живут, полностью погруженные в свою игру.
Наконец, наводнение играя, занесло домишко ветхий, где, как точно заметил исследователь играя заставляет переосмыслить занесло как образ, метафору (112, 198). В своих мемуарах Бенуа уделил целую главу детским книжкам с картинками. Жил он в мезонине, подниматься к нему нужно было по лестнице.
Библиофильское издание, ставшее произведением печатного и художественного искусства. Художник использует описание ночи для того, чтобы подчеркнуть мрачное настроение эпизода. живописи, скульптуры и архитектуры». Акад. Бенуа рисует всадника практически в центре картины.
Однако, возможно, что это ощущение можно отнести не к недостаткам, а к достоинствам, которые отвечают основным идеям поэмы. «Русские сезоны» в Париже оставили незабываемое впечатление не только мастерством артистов балета, но и размахом и колоритом, экзотикой и экспрессией созданных Бакстом костюмов и декораций. Эскизы декораций, костюмов и бутафории: «Эскиз декораций к первой, второй, третьей картинам балета «Петрушка» (все – ГРМ), эскизы бутафории: «Лошадь», «Самовар», «Качели», «Карусель» (все – ГРМ), а также эскизы костюмов (ГРМ, ГЦТМ) рождают контрасты цвета, эмоций, образов. Эти свойства помогают книжной графике сблизиться с литературой, с поэзией».
Здесь мы наблюдаем отход от образного строя поэмы. Вызвали. Бенуа сам подчеркивает свою увлеченность именно этой характерной чертой: « именно эта поэма меня пленила, трогала и волновала своей смесью реального с фантастическим. ». Перечитаем же заново серию иллюстраций ко Вступлению. Здесь – особая жизнь в домах с унылыми дворами, с вечной сутолокой мелких квартир.
Иногда правою рукою опирается о колесо, означающее ее непостоянство, а в левой держит рог изобилия, поелику слепо рассыпает свои богатства. Бенуа был с детства увлечен подводным царством:. Новые – упрекают в излишней «постановочности», появившейся у художника, согласно их мнению, после бурной театральной деятельности. В финальном кадре показывается памятник, незыблемо стоящий на гранитной скале. Трудность эта парадоксальным образом исходит из зрительной четкости его поэтического мира. Вот таким образом обращение к «Петербургской повести» имеет для художника прочные обоснования.
Использование пера, графитного карандаша позволило художнику передать классицистичность города, выраженную лаконичным штрихом, точными линиями. В иллюстрации к Медному всаднику Бенуа ввел и не названное Пушкиным изваяние речного бога. Луна абсолютно очищается от облаков. В этом ключе возникают художественные публикации Бенуа, в том числе «Живописный Петербург», серия петербургских акварелей гг. «Эхо прошедшего времени» слышится в изображении панорамы Петербурга конца XVIII века. У Александра Бенуа – это «Версальские пейзажи» на тему эпохи Людовика XIV, но его интересует не собственно историческая картина, хотя, как художник по костюмам и историк искусства, он уделяет историческим деталям большое внимание. Но императора остановили, сообщив о сне одного майора. «Ночь и туман ближе литографии, чем дневной свет.
после того, как русские люди получали такую радость на короткий миг вечернего спектакля им казалось необходимым увековечить ее в сооружениях из камня и бронзы они с наслаждением следили за изумительным ростом Петербурга, за тем, как из земли всходил обильный урожай круглых гладких колонн, расцветавших пышными капителями, перекрывавшихся куполами и фронтонами. Кроме того, Бенуа планировал размещать по одному рисунку на каждую страницу, к соответствующему ей участку пушкинского текста, а в «Мире искусства» иллюстрации то врывались между фрагментами текста, то находились над ним. В 1897 и 1898 годах занимался в Академии Коларосси в Париже. Пушкин вообще был для мирискусников «воплощением европеизма новой русской культуры»20, несмотря на то, что их разделяло целое столетие. Тираж 1000 экз.
Что и говорить, рецензия должна была огорчить Бенуа. Они получились схожи по сюжету, но их стилистика и характер – различаются. Он хозяин этого города.
Парадокс этот, надо сказать, не так уж неожидан. Рисунки Бенуа «произвели фурор и были признаны всеми знатоками книги как идеальная графическая работа». Об этом — картины «Фантазия на версальскую тему» и «Прогулка короля». Сочинения» (т. Участвовал в балетной антрепризе С. Дягилева «Ballets Russes» как художник и автор-постановщик спектаклей.
Их следует искать вовсе не в западноевропейской графике, как может показаться, если верить легенде о «прозападной» ориентации мастера, а в русском народном творчестве — в народной игрушке и лубочной картине, в представлениях ярмарочного театра и кукольного театра «Петрушки». Евгении Красного Креста. Мы видим Петра на постаменте, на которого наступает как бы сотканный из стихии мифический лев. Все люди смертны. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22).
Пушкин, как известно, особенно труден для иллюстрирования. Теперь вдалеке мы видим Зимний дворец (и где-то там на балконе стоит Александр I), а на первом плане – ростральную колонну. А осенью 1903-го в Петербурге случилось наводнение, не достигнувшее, правда, тех масштабов разрушения, которые случились при наводнении 1824-го года, но живо напомнившее многим это событие, красочно описанное А. С. Пушкиным все в том же «Всаднике». Тем самым в рисунке отсутствует то, что первым делом обозначил бы любой реалист только что ушедшего девятнадцатого века – так оно все и было нарисовано у Владимира Маковского в его единственной иллюстрации к Медному всаднику, сделанной в начале восьмидесятых и много раз печатавшейся в изданиях Пушкина для школ (с приложением портрета и факсимиле А. С. Пушкина и 12 картин, рисованных академиком В. Е. Маковским). В 1905 году художник, находясь в Версале, заново переработал шесть своих прежних иллюстраций и выполнил фронтиспис к «Медному всаднику» — для издания, выпущенного в 1912 году Санкт-Петербургским обществом грамотности, а затем и в 1916 году — для Общины св. Иллюстрации приобрёл С. П.
Здесь можно упомянуть блоковую книгу, где текст и иллюстрация печатались с одной доски. Акварели и гуаши на историческую тему, как всегда у Бенуа, объединены в серию, но посвящены исключительно отечественной истории в них сильнее, нежели прежде, «звучит чувство родины». При этом вечно бегающий глаз и страшные конвульсии, превращавшие это лицо в чудовищно-фантастический образ. Это характеризуется и большим форматом иллюстраций на страницах и большей открытостью: художник как будто приглашает нас в картинку, сокращая дистанцию между зрителем и передним планом. Но в варианте 1923 года Бенуа представил Фортуну и Смерть в полноправной иллюстрации – и тут уже критик запротестовал: Фигура летящей Фортуны определенно неприятна и ненужна (175, 318). Наполнение страниц мифологическими образами, такими как Тритон и наяда (частые персонажи парковой скульптуры), подчеркивает одушевленность города, стихии, которая в пушкинском тексте передается различными поэтическими образами: «Нева металась как больной в своей постели», «лезут волны, как звери в окна», «Нева дышала, как с битвы прибежавший конь». Так, атмосфера эпохи раскрыта здесь через образы искусства, воплощенные в архитектуре и парковых ансамблях, костюмы и прически людей, через пейзаж, показ придворного быта, ритуалов.
Прототипом статуи послужила статуя, найденная при раскопках на Акрополе. Но главное место в этом списке занимает иллюстрирование А. С. Пушкина. Историк М. А. Полиевктов заметил, что лицо Петра в этом варианте было навеяно известной маской (160, 95).
Иллюстрации к поэме можно рассматривать в контексте общей художественной деятельности Бенуа по «реабилитации» художественного и культурного статуса Петербурга. Изучая исследуя творчество А. Бенуа, следует рассматривать его художественную деятельность в контексте объединения «Мир искусства», явившегося одним из самых значительных культурных феноменов начала XX столетия. Любовная записка» (1905, ГТГ), «Итальянская комедия» (1919, НХМ), «Итальянская комедия» (1905, ИХМ), «Арлекинада» (ГМИИ) и др. Эта серия так и не была напечатана. Всадник, скачущий за Евгением — не ожившая скульптура, а запечатленный монумент Фальконе. Неподписанная рецензия бранила Экспедицию за качество печати, досталось и самому художнику за манерность, за девиц играющих в жмурки, за человека в мундире, наблюдающего звезды, за франта перед зеркалом – все это казалось неуместным в переживаемый момент. Волны как будто мирно стелются у его ног.
Изображённая женская статуя — тип архаической коры, которая улыбается загадочной архаической улыбкой и держит в рукахсинюю птичку (или голубя — символа Афродиты). Такой техникой была ксилография. Словно на сцене театра проходит перед зрителем шествие. В 1830-1840-е годы это параллелизм прочно и надолго вошел в русское литературное сознание. Вячеслав Иванов полагал, что этот античный утонченник возродился в Вальтере Федоровиче.
Мы видим то приниженно-робких, то надменных и чопорных придворных. Вступительную статью к изданию написал известный пушкинист П. Е. Иллюстрации должны служить «украшением в смысле подлинного оживления текста, в смысле его уяснения. ». Особенно излюбленной стала тема царских шествий. А. Осповат пишет: «Пустота спусковых полос и полей, которая возникла из-за разности в ширине текста и иллюстраций читается как рыцарский жест графики в сторону поэзии».
Сияющий отблеск луны на челе монумента усиливает впечатление фантастичности происходящего. Свирель славянина», В. Иванова «Cor Ardens», титульный лист книги А. Блока«Театр» и др. (1904. Бурная политическая обстановка: репрессии, Красный террор, несомненно, многие факторы повлияли на сознательное или бессознательное переосмысление Александром Бенуа своих произведений. книжная иллюстрация должна быть одновременно и образом и орнаментальным знаком».
Обозначим дополнительно ряд художественных особенностей иллюстраций. Таким образом, целостность восприятия «текст-картинка» была нарушена. Критики справедливо отмечают непосредственность в ранних иллюстрациях.
Критики говорили о навязчивости Петербурга в последнем издании. Дело не только в том, что строки этой пушкинской поэмы без стеснения декламировались на улицах столицы, как вспоминают разные мемуаристы о самых разных людях русской культуры. Вообще Кушелевка – это дача Кушелевых-Безбородко, потомков екатерининского канцлера. В их лицах, позах и жестах художник раскрывает разные характеры и типы. «Прошло сто лет » читаем мы в Пушкинском тексте и следующая иллюстрация — это панорама города, восходящая, по наблюдению Н. Лапшиной, к пейзажным работам замечательного живописца Александровской эпохи Ф. Алексеева. С. Пушкин. Тот же мотив повторяется несколько раз. Серия состояла из шести иллюстраций, включавших и знаменитый фронтиспис.
Текст «Медного всадника» впервые был напечатан в окончательной редакции поэта, без цензурных искажений и по старой орфографии (с набора, сделанного ещё в 1917 году, для чего издательству пришлось получить специальное разрешение). Недостаточно художнику изучить текст Пушкина, чтобы получить указания на то, что и как следует иллюстрировать (202, 334). Всадник, скачущий за Евгением, не ожившая скульптура, а запечатлённый монумент Фальконе. Известный просветитель и сатирик Николай Страхов писал в 1810 году: Город есть книга, в которой сады, улицы, домы, набережные, проулки и памятники суть строки, заключающие самые поразительные истины. Это был первый опыт киноиллюстрации в России. На рисунке – посвящение Вальтеру Федоровичу Нувелю, другу Бенуа с гимназических лет.
входил в состав художественного объединения «Маковец». До чего ты довел мою Россию. Читатель понимает: Драматическое действие завязывается (160, 97). В основу иллюстративного материала художественного издания поэмы «Медный всадник» 1923 года положена третья редакция рисунков Бенуа, выполненная им в 1916 году.
(26, 328). Однако, мнения критиков по этому вопросу очень неоднозначны. Книжные иллюстрации представляют собой вид сопроводительной графики. Машкова, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества на живописном отделении (1908—1910) и после перерыва на скульптурном (1915—1918). Поражающе сильной, небольшой, но чрезвычайно сильной называли иллюстрацию рецензенты выставки Союза русских художников.
А работы 1905 года повторил почти без изменений. Александр Николаевич Бенуа родился в Петербурге в 1870 году. В иллюстрации Бенуа решает эту задачу следующими образом. Но нужно сказать, что оба издания, безусловно, обладают высокой художественной ценностью и большим значением для русского «искусства книги», а также являются одними из самых цельных и объемных иллюстрированных изданий к произведениям А. С. Пушкина.
Фигуры героев представлены как силуэты. Но, несмотря на отрицание всякого патриотизма: «Только родина, Петербург и проч.
Своеобразный творческий конкурс на модель статуи закончился диктатом Этьена Фальконе – будущего автора: «Монумент мой будет прост Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Евгении. Вечно только одно искусство. Благодаря общеязыковому изобразительному эпитету (луною бледной) уточняется, что ночь была темной, какой, собственно, она и должна быть после наводнения. Другие провозгласили новые иллюстрации Бенуа как «самую высокую среди попыток иллюстрировать Пушкина»18. Вот таким образом изображения несколько «потерялись» на просторных журнальных страницах.
Верещагина А. Н. Вершиной творчества в этот период стал портрет художницы Е. М. Мартыновой ("Дама в голубом", 1897-1900) изображенной на фоне пейзажа с флейтистами. Голике и А. И. Наряду с А. Н. Бенуа и М. М. Фокиным он был его ближайшим сотрудником Дягилева, а с 1911 года — художественным директором антрепризы.
Островной пейзаж, разворачивающийся за спиной богини — это вид с афинского Акрополя. Описка психологически понятна. Читатель переворачивает страницу. «Париж был подлинно пьян Бакстом», — писал позднее Левинсон.
В первом варианте 1903 года Петр стоял лицом к читателю. 3, СПб. : Брокгауз-Ефрон, 1909)15. Бенуа поразила малость петровского носа (всего 0, 056 м длины) и рта (всего 0, 044 м длины) – можно себе вообразить, какое впечатление должна была производить эта странная голова, поставленная на гигантском теле. Овалы и прямоугольники рамок на стенах дают последний толчок к тому, чтобы вся композиция вызвала в памяти работы венециановской школы – в книге Н. Лапшиной о Мире искусства наиболее очевидные ассоциации перечислены (110).
Бенуа выполнил 33 рисунка чёрной тушью, однако они были отвергнуты как «декадентские». Перед отъездом в Париж в феврале 1905 года Бенуа на деловой почве сблизился с Юрием Арцыбушевым, художником, зятем Евгения Лансере (племянника Бенуа). Фигура Смерти, может быть, вызывала в памяти Бенуа гольбейновские Пляски смерти, которые у него ассоциировались с Пушкиным. Бенуа был страстным поклонником кошачьей породы. Значение иллюстраций Бенуа к «Медному всаднику» далеко не исчерпывается их чисто графическим качеством.
В год выхода книги исполнилось 20 лет с начала работы над этим циклом. Художник, помимо иллюстраций, разработал к будущему изданию обложку, заставки, концовки. Эту особенность также необходимо учитывать книжному иллюстратору. Обратим внимание и на традиции, которые использованы автором. Приложение I, рис.
Это послужило несомненному успеху цикла, поставив его на вершину не только творчества самого Александра Бенуа, но «искусства книги» вообще. Маска эта была счастливым и сенсационным открытием самого Бенуа. Уже пушкинский интерьер заставил читателей вспомнить о традициях венециановской школы. В конце книги была помещена «Справка об иллюстрациях к Медному всаднику», где кратко излагалась история создания этой графической серии.
Сомов принимал самое деятельное участие в оформлении журнала «Мир искусства», а также периодического издания «Художественные сокровища России» (1901—1907) издававшегося под редакцией А. Бенуа, создал иллюстрации к «Графу Нулину» А. Пушкина (1899), повестям Н. Гоголя «Нос» и «Невский проспект» (1901), нарисовал обложки поэтических сборников К. Бальмонта «Жар-птица. Здесь дается полная расшифровка нереальности показанного события (141, 88). Приложение I, рис. На оригинале рисунка – надпись, затертая на клише: Чалому, Муське и всем любимым кошкам.
Скрывается луна и сплошная тень покрывает упавшего Евгения. Отметим также и наводнение, случившееся в Петербурге осенью 1903 года.
Но покамест я на месте, моему городу нечего опасаться. Дягилев писал по этому поводу в одном из номеров «Мира искусства»: «Произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца».
Издание вышло в иллюстрированной обложке и суперобложке. В довоенный период активно работал в области книжной иллюстрации, особенно к произведениям Л. Н. Толстого лучшей из этих работ Большая энциклопедия «Терра» называет литографии к повести «Холстомер» (1934 год, для издательства «Academia»).
Преобладают темные тона. Например, отец художника был известным архитектором – он создал проекты костела в Петербурге, здания вокзала в Петергофе, перестроил «большой» и «шахматный» гроты. В этих своеобразных «этюдах-картинах» маленькие фигурки иронически дополняют, оживляют пейзаж, делают яснее и нагляднее его ведущую тему. Стилистические особенности литографии служили раскрытию романтического облика поэмы. Далее следуют дамы и кавалеры в пышных нарядах и пудреных париках.
В иных случаях кукольные персонажи композиций Бенуа вырастают, оборачиваются к зрителю и, подавляя собою пейзаж, начинают играть в картине доминирующую роль («Король»). Ещё в гимназии Сомов познакомился с А. Бенуа, В. Нувелем, Д. Философовым, с которыми позже участвовал в создании общества «Мир искусства». Естественно, что он некоторым образом отличается от того, что было на двадцать лет раньше. Его дед переехал из Франции в Петербург почти за сто лет до рождения художника. Жуткая картина: точно продолжение вступления по живописи образов: неуютность, пустынность и тот же челн (названный лодкой) вступления (23, 185).
В последние годы работал над мемуарами. Иллюзию скачки создает «грохочущая» аллитерация «гр» (грома грохотанье) и «к», «с», «ск», «з», воспроизводящие цоканье копыт по мостовой (тяжело-звонкое скаканье, на звонко-скачущем коне, с тяжёлым топотом скакал) и певучие «л» и «н», связанные с мотивом лунного света (и озарёнлуною бледной). В этом отразился замысел Бенуа и особенности пушкинской поэтики — мы прекрасно видим, чувствуем образы за пределами рисунка порывы ветра, вздымающие одежды, позволяют отчетливо различить шумящий лес за спиной у зрителя. Скажут, что рожденный и воспитанный в художественной семье, я просто не мог избегнуть такой «семейной заразы», что я не мог не интересоваться искусством — раз вокруг меня было столько людей, начиная с моего отца, кто знали в нем толк и обладали художественными талантами.
Техники акварели, пастели, гуаши были излюбленными в творчестве художников «Мира искусства», они служили воплощению таких важных для художников ощущений как «эфемерность бытия, хрупкость мечты, поэтичность переживаний». Действие откровенно театрализовано, обращено на публику.
Бенуа ожидал выхода книги к концу года, но «Кружок любителей», в лице бывших «лицеистов», знавших Пушкина лично, несмотря на, в целом, благосклонную оценку его работы, потребовал переделки изображения поэта, которого художник изобразил с лирой в руке на фоне Петропавловской крепости. Скончался 9 февраля 1960 года в Париже. Гигантский Тритон играет крохотным корабликом. Общественный поворот вкуса, который последовал за этими триумфами, в величайшей степени обязан был именно Баксту, тем новым откровениям, которые он дал в своих исключительных по красоте и очарованию постановках, поразивших не только Париж, но и весь культурный мир Запада». Это Петербург, являясь в то же время и воплощением власти или ее продуктом, угнетает «маленького человека» Евгения. Мы решили сопоставить пушкинский текст и одну из иллюстраций Бенуа, обозначившую основной мотив поэмы – погоню «Всадника» за главным героем.
Каждый представитель семейства Бенуа имел отношение к искусству и Александр не мог не связать свою жизнь с искусством: «Мой интерес к художественным произведениям, естественно приведший меня к «знаточеству», стал проявляться с очень ранних лет. Графические заставки символичны, отражают романтический, фантастический характер поэмы. Бенуа, в отличие от очень многих видных своих современников, благоволил к новому искусству, к ки-ки, как называли кинематограф в его дружеской компании и гордился тем, что входит в число людей, которые сидят себе и сидят, глядя на мигающие по экрану тени, дома продолжают переживать виденное, мучаются кошмарами и снова идут и снова переживают да еще и выстаивают, когда наплыв алчущих этого блаженства превышает число уготованных мест (10, 109).
Бенуа-иллюстратор переступил эту грань. А. Бенуа иллюстрирует его много и охотно. Петербург смело можно отнести к героям произведения. Петр же — гений этого города и фальконетовский монумент является его олицетворением.
В своих воспоминаниях он рассказывает, какая невыносимая тоска охватила его как-то среди унылого пригородного пейзажа, далеких огородов, фабричных труб, зловеще выделявшихся на фоне зари, - а завершалась эта картина дымками на горизонте от маневрировавших на запасных путях паровозов (26, 546). Слева группа бегущих в ужасе людей среди построек, характерных для классической Греции — по всей видимости, это Акрополь с его пропилеями и огромными статуями. Для Бенуа особенно важно живописное и поэтическое равновесие композиции. Дягилев и напечатал их вместе с поэмой в журнале «Мир искусства. Это он придумывает салют, ослепивший публику «Оперы Гарнье» по случаю премьеры балета «Шахерезада». В нем нет ничего лишнего: шрифты располагаются стройно, колонки стихов текут свободно, как солдаты летучими батальонами и ведут их, как полководцы, разумные, четкие годы включительно по 37-ой (129, 91).
В 1926 году А. Н. Бенуа покинул СССР. При первом же взгляде на это изображение не оставалось сомнения, что это – маска, непосредственно снятая с лица (вернее, со всей головы) живого Петра и что художник, снявший ее, оставил неизменными все черты, получившиеся в форме и впоследствии на слепке только открыл веки глаз, оставшиеся при съемке, очевидно, закрытыми (205, 83). Пространство организовано расширяющейся во все стороны перспективой. Если следовать меткому замечанию Виппера о том, что для оценки работы художника-иллюстратора «всегда в конечном счете решает критерий — уловлен ли дух произведения», то работа Бенуа представляется вершиной мастерства книжной иллюстрации.
Это – выход главного героя. Сие редкое чтение доставило бы роду человеческому хотя и малую, но истинную историю духа его и свойств (196, 10). В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история.
Первые работы, 1903 года, он перерисовал наново, с некоторыми изменениями. Формат я установил крохотный, карманный, наподобие альманахов пушкинской эпохи»17. Это здания, относящиеся к раннему, крито-микенскому периоду истории Греции. Мы понимаем, что перед нами не обычный человек. Принципиально новый подход к книжной иллюстрации объявил Александр Бенуа, он ввел само понятие «искусство книги», хотя обратили внимание на этот термин только в 1922 году, после выхода книги А. А. Сидорова, будущего известного русского ученого-искусствоведа и библиографа, которая так и называлась «Искусство книги». Он охотно воспользовался случаем представить читателю сие редкостное зрелище. Филигрань – «Печать Императорской академии живописи, скульптуры и архитектуры» с двуглавым орлом. 1). Формат я установил крохотный, карманный, наподобие альманахов пушкинской эпохи».
М. И. Полиевктову этот (и следующий за ним) рисунок напомнил Екатерингофское гуляние – знаменитую гравюру Карла Гампельна на узкой полосе почти в 10 метров длиною. Со временем получили развитие иные техники — резцовая гравюра, литография. «Материальные» особенности издания, такие, как качество бумаги, печати, позволяли говорить о книге как об «одном из крупнейших полиграфических достижений революционного времени», однако разобщение графических стилей, картинный, «некнижный» характер иллюстраций, подавляющих тонкие столбцы текста, обусловили критические замечания в адрес издания.
В составе тиража были выпущены именные и нумерованные экземпляры. «Неудачу» книги 1923 года тоже признали наиболее серьезные критики: книга вызывала ощущение дисгармонии, неслаженности, случайности». и до того, как Гоголь мечтал об улицах с архитектурной летописью. На одеяле и на полу рядом валялось несколько книг.
К обоим концам полосы были приделаны катушки с ручками и во время просматривания полосу можно было перематывать с одной катушки на другую. Иллюстрации, если они хороши, будут хороши и вне текста (Дюрер, Бердслей, Гольбейн) высшая опасность там, где неизвестно — что к чему: иллюстрация к тексту или текст к иллюстрации но идеальная книга не нуждается ни в каких украшениях или ухищрениях типографского искусства»1. У Пушкина время действия обозначено достаточно скупо: озарен луною бледной, во всю ночь. Кроме того, рисунок к Дубровскому изображающий пожар, в котором гибнут приказные, неверно освещает текст: у Пушкина дворня сбегается уже после того, как рухнула кровля и под ней погибли приказные, а на рисунке изображен горящий дом, приказные в окнах и толпящаяся вокруг дворня (97, 66).
С другой стороны, стремление к объединению различных творческих функций во имя эстетической целостности произведения надо отметить как тенденцию, вообще характерную для Бенуа (с особой силой она проявится позднее в его театральных работах). Концовку поругивали за неуместность. Здесь мы наблюдаем соответствие Пушкинскому «стоял Он», происшедшей замене имени на местоимение.
Как в «Игрушках», так и в «Азбуке» сюжетно-образная система иллюстраций лишена назидательности: основу ее надо искать в области лирического, в воспоминаниях художника о собственном детстве, о детских играх, радостях, праздниках. В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». Даже тучи, только намеченные линией, кажутся тяжелыми (см. Его мать, Надежда Константиновна (урождённая Лобанова) была хорошим музыкантом, широко образованным человеком.
Видимо, это и есть характерная «палитра» города, где белые ночи создают ощущение иллюзорности, призрачности окружающего пространства, где болотная почва рождает безумные видения. Пустые улицы подчеркивают одиночество и отчаяние Евгения. Слишком похоже на прежний»13. Наблюдая монумент с разных ракурсов, мы как бы ощущаем его вещественность. Любопытно, что Бенуа «очищает» горизонт от Пушкинских образов «бедный челн», «чернели избы».
Что у последних рыбьи хвосты вместо ног меня не смущало напротив, я бы сказал, что это даже сообщало этим особам, в существование которых я совершенно верил, особую прелесть (26, 230). Но и это не помогло ему выполнить заказ. Завязка конфликта в конце первой части поэмы решается Бенуа именно с помощью графической заставки, что подчеркивает фантастический характер противостояния. В книгу вошло 37 рисунков Бенуа: фронтиспис, 29 цельнополосных иллюстраций (они сопровождали на развороте каждую страницу текста), 6 чёрно-белых заставок и концовок и сюжетная виньетка на обложке. Мысль об иллюстрировании поэмы «Медный всадник» возникла у Бенуа в 1903 году. Вячеслав Иванов в стихотворном послании титуловал его – заступник вкуса, друг ироний.
Арцыбушев устроил Бенуа договор с газетой Русь на еженедельные фельетоны. Медный всадник» (СПб. : Общество грамотности, 1912) «А. Именно за счет этой двойственности и определялось развитие книжной графики того времени.
Был женат на Елизавете Владимировне Гиацинтовой (1888—1965), дочери искусствоведа Владимира Гиацинтова и сестре актрисы Софьи Гиацинтовой. Если вспомнить аналог этой иллюстрации, сделанной в 1903-м году (см. (220). Как отмечает Н. Лапшина: « круг интересов «Мира искусства», особенно его крупнейших представителей, был необычайно широк и разнообразен.
В этих иллюстрациях ребенка поразило (и запало на всю жизнь в его память) суммирование движения, стягивание последовательных моментов действия. Когда модель была закончена и утверждена, встал вопрос об отливке. Подобным образом рассуждает в своей работе Виппер: «. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления»10.
Свое отношение к происходящим в жизни города событиям Бенуа определяет как «исторический сентиментализм», вызванный контрастами старого, «классицистического» и нового индустриального строя жизни, наступлением чужеродных архитектурных элементов (фабричные строения, заводские корпуса), уничтожением исторических памятников. Так же, по взгляду, монтируются у Бенуа и два других соседних рисунка. А один из них изображающий преследование Евгения «Всадником», вошел в известное издание 1923 года. Ивана Фёдорова под наблюдением её директора В. И. Этой статуе на левой ростральной колонне у Биржи, фигуре с веслом иногда по простоте называвшейся Нептуном, Бенуа посвятил в 1902 году одну из своих горестных заметок на тему агонии Петербурга: От десятка слоев краски, от гипсовых заплаток, от многолетней грязи обезображено все лицо (особенно это заметно в профиле), заплыли драпировки, отвисли мускулы – но общая схема сохранилась и грозный, стихийно-величественный вассал Нептуна по-прежнему поражает своим внушительным видом, своим энергичным и в то же время спокойным уравновешенным жестом. Последнее слово рифмовалось с Петроний.
Эти иллюстрации прошли долгий многоэтапный путь, прежде чем вышли в полноценном издании. Технические особенности литографской техники — мягкий штрих, плавные переходы, глубина контрастов. Так строился сюжет Всадника Евгения Иванова эта же идея вызвала к жизни увлеченное исследование, прикинувшееся скромной методической экскурсионной разработкой – Быль и миф Петербурга Н. П. Анциферова (1924). (25). Бенуа сделал две иллюстрации к этим строкам (см. В начале ХХ века художником были созданы иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник».
1). Издание «Медного всадника» с иллюстрациями А. Бенуа стало знаковым событием в истории издательского дела и книжной графики. Реальный пейзаж Версальского парка становится здесь основой, в которую воображение художника «инкрустирует» острые, нервные силуэты: король, придворные, слуги. О петербургской графике Добужинского некогда было сказано: Вспоминаются бесцветные дни, когда бродишь без толку и смысла и вдруг попадаешь в незнакомый квартал, куда-нибудь в Измайловский полк, поближе к окраинам.
В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции. В то время Бенуа работал над материалами для «Мира искусства», посвященными Петру I и задумал проиллюстрировать «Медного всадника» А. С. Пушкина. Игорь Грабарь в 1902 году специально напоминал о его приоритете, как и о том, что Дега следовал японским графикам, которые остроумно, находчиво и подчас дерзко обрезают свои вещи (134, 32). Вообще весь цикл выражает какую-то безнадежность.
Среди поздних работ выделяется серия литографических портретов деятелей культуры. По другой версии, Пушкин мог заимствовать идею об ожившем памятнике из Дон Жуана. Вообще своего рода «культ Пушкина» был свойственен многим мирискусникам. в моей крови сразу несколько (столь между собой завраждовавших) родин — и Франция и Неметчина и Италия. «Понимая и чувствуя, как редко кто из стилистов, всю магию орнамента и чары красочных сочетаний, он создал свой особый, бакстовский стиль.
Для несохранившейся кисти руки позировала жена Бакста. Первая редакция иллюстраций к «Медному всаднику» была создана в 1903 году в Риме и Санкт-Петербурге. Жил в Париже, где работал над эскизами театральных декораций и костюмов. рисунки к двум последним главам слишком загромождены деталями.
В 1903 году, когда он создавался, все творчество Добужинского было еще в будущем. Сам Бенуа говорит о своем происхождении: «родины у меня никакой нет»6. Две страницы его мемуаров посвящены смерти черного Мурика.
Издание оформлено выдающимся художником-акварелистом, талантливым искусствоведом Александром Николаевичем Бенуа (1870-1960), создателем и вдохновителем знаменитого художественного объединения «Мир искусства».