В 1900 году Бенуа дебютировал как театральный художник, оформив одноактную оперу Месть Амура в Эрмитажном театре Петербурга. Старший сын академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа, брат архитектора Леонтия Бенуа (1856 – 1928) и художника Александра Бенуа. Впоследствии, вспоминая о своем детстве художник особенно настойчиво подчеркивал две духовные струи, две категории переживаний, могущественно повлиявшие на формирование его взглядов и в известном смысле определившие направление всей его дальнейшей деятельности. В конце 1898 года группой художников-единомышленников Бенуа создается журнал «Мир искусства», ставший глашатаем неоромантизма. Первым выступлением художника в театре стала декорация к опере А Танеева Месть Амура в Придворном театре Эрмитажа 1900 г. Бенуа Александр Николаевич, русский художник, театральный деятель историк искусства, художественный критик основоположник объединения Мир искусства.
Александр Николаевич Бенуа поселяется в Париже и становится ведущим художником-декоратором французской оперы. После премьеры, Александра Бенуа пригласили в качестве художника в Мариинский театр, где он создал декорации к постановкам мировой оперной классики (операм Р. Вагнера, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского). Александр Николаевич Бенуа (фр. Alexandre Benois 21апреля 3мая1870, Санкт-Петербург— 9 февраля 1960, Париж)— русский художник историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства». Живописец, график, критик, театральный художник историк искусства такой многогранной была личность Александра Бенуа.
Наформирование авторского стиля Бенуа-художника оказали влияние петербургская культура, заграничные поездки иизучение западноевропейского искусства. Впоследствии, вспоминая о своем детстве, художник особенно настойчиво подчеркивал две «духовные струи», две категории переживаний, повлиявшие на формирование его взглядов и в известном смысле определившие направление всей его дальнейшей деятельности. Единственный его сын – Николай Бенуа – стал известным художником-декоратором. Знаменитый русский художник Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) родился в известной семье, где кроме него было еще восемь детей.
Во время пребывания во Франции (период эмиграции художника), Александр Бенуа так же занимается оформлением спектаклей Парижской оперы, театра «Ла Скала», оформляет «Русские сезоны», проходившие во Франции. Александр Николаевич Бенуа (3 мая 1870 г., Петербург — 9 февраля 1960 г., Париж), художник, график историк и теоретик искусства, художественный критик. Бесспорное дарование, раскрывшееся в акварелях с натуры, представленных Альбертом Бенуа в 1883 году к экзамену в ИАХ, побудило Совет Академии ходатайствовать о высочайшем изволении на пенсионерскую поездку художника на два года за границу.
Александр НиколаевичБенуа (Alexandre Benois)— русский художник историк искусства, художественный критик из семьи известных архитекторов, основатель объединения «Мир искусства». Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) художник-график, живописец, театральный художник издатель, литератор, один из авторов современного образа книги. В 1907 году начинается сотрудничество А. Бенуа и М. Фокина, встречу с которым художник считал для себя «исторической». 3 мая 1870 года (147 лет назад) родился Александр Николаевич Бенуа — русский художник историк искусства, художественный критик, музейный деятель, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства».
Художник продолжал работать, оформлял декорации во многих театрах, писал книги и картины. Работая на прежнем профессиональном уровне, ничего принципиально нового и интересного Бенуа создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета Петрушка было исполнено не менее восьми). Семье Бенуа удалось выжить в эти годы лишь благодаря американским пайкам АРА (помощи пострадавшим странам в Первой мировой войне).
История «Мира искусства» началась с устроенной Сергеем Дягилевым выставки русских и финляндских художников в январе 1898 года в помещении училища барона Штиглица в Петербурге. Он был убежденным пропагандистом классического наследия и инициатором создания ряда искусствоведческих изданий и музеев. Умер Александр Бенуа в Париже в 1960 году, немного не дожив до 90-летнего юбилея.
В 1898 году вместе с С. П. Александр Николаевич Бенуа – сын Николая Леонтьевича Бенуа, академика и архитектора и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос) – родился 3 мая 1870 года.
Тематика этих публикаций весьма разнообразна. В те же годы под редакцией Бенуа выходил иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России». Пьермарини, G. Piermarini).
Был одним из самых активных деятелей этого объединения, возродившего в России искусство книжной графики. А. Н. Отъезд как и ранее состоялся для постановки спектакля в «Гранд-опера» и участия в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся. Но даже с большевиками А. Н. С 1904 г публикуется в газетах: Слово, Русь и Речь.
Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). «От этих. Значение цикла Медного всадника далеко не исчерпывается его чисто графическими качествами. Примеры музеев: Политехнический музей, Лувр, Эрмитаж.
В искусствоведческих трудах сочетал пропаганду классического наследия с проповедью «свободного искусства». К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к «Пиковой даме» (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами «Мира искусства». Не исключено, что А. Н.
как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания «История живописи XIX века» Р. Мутера (Мюнхен, 1894). Александр Бенуа был женат.
Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»8. Первым спектаклем «Русских сезонов» становится «Борис Годунов», А. Бенуа создает декорации Сандомирского замка. В музеях и картинных галереях Франции, Италии изучал творчество великих мастеров прошлого. Бенуа часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои «Художественные письма» (1908-16) в газете «Речь».
Совершал длительные заграничные поездки. Художник признавал сам, что патриотом его назвать сложно. Русский музей стр. Знак зодиака — Телец. Главным критерием оценки произведений искусства Бенуа считал их художественность. Работы Бенуа связаны с Версалем, его парком, Петергофом.
Именно из «Записок» Бенуа узнал о ритуалах прогулок Людовика, о кормлении рыб, о созерцании королем величественных скульптур в парке («Прогулка в кресле», 1897 «У бассейна Цереры», 1897 «Кормление рыб», 1897 «У Курция», 1897— все в Русском музее, Санкт-Петербург). Если М. В. Ломоносову принадлежит слава первого русского учёного-энциклопедиста, то А. Н. Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос).
Это решение было связано, главным образом, с финансовыми и семейными обстоятельствами. В начале 1905 года Бенуа с семьёй вновь выезжает во Францию. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники: Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь.
Бенуа занимал в труппе пост директора по художественной части. В сюжетных композициях циклов «Последние прогулки ЛюдовикаXIV» и «Версальская серия», равно как и в пейзажах, для художника важны не люди с их переживаниями и деяниями, а величественная красота искусства и природы. Жил в основном в Петербурге. С 1901 — 1903 г. г.
Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа. Нортау следует, что именно нарком уговорил его не возвращаться на Родину. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. Поставлены: оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, балеты «Шехеразада» Римского-Корсакова, «Жар-птица» И. Ф. Стравинского и др. Бенуа собирался после работы вернуться в Россию, но в конце июня 1927 года в Париж приехал сам Луначарский. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей.
Опубликование иллюстраций в «Мире искусства» сразу было встречено художественной общественностью как большое событие в русской графике. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. и художественный критик. В 1907 Бенуа играл важную роль в основании Старинного театра в Петербурге (для которого он создал занавес). Серебряковой. И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» «настоящим перлом в русском искусстве».
Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). В своих воспоминаниях он писал: «Мой интерес к художественным произведениям, естественно приведший меня к знаточеству, стал проявляться с очень ранних лет. До революции был издан должным образом лишь второй вариант (1910) иллюстраций к Пиковой даме. Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий. Александр учился в Академии художеств (1887), основные навыки живописи получил от брата Альберта, акварелиста и архитектора. В своей первой книге История русской живописи в XIX веке (1900 — 1902) и в статьях начала 1900-х гг. Скажут, что рожденный и воспитанный в художественной семье, я просто не мог избегнуть такой семейной заразы, что я не мог не интересоваться искусством — раз вокруг меня было столько людей, начиная с моего отца, кто знали в нем толк и обладали художественными талантами.
работал в Париже. Этим же темам художник уделял много внимания в своих театральных и книжных работах. Русский музей).
Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. В 1907 году А. Н. Бенуа играл важную роль в основании Старинного театра в Петербурге (для которого создал занавес), на следующий год одна из его декораций была использована в парижской постановке «Бориса Годунова». На его долю выпала и наиболее сложная, ответственная её часть — анализ и обобщение истории русской живописи XVIII-XIX веков.
В 1877 окончил курс со званием классного художника-архитектора 1-й степени за проект «Вокзал в парке близ столицы». Через несколько лет кружок был преобразован в редакцию художественного журнала Мир искусства (1898 — 1904). В 1887 году Александр Бенуа, посещает вечерние классы Академии Художеств. В 1893 г. Бенуа увлекается копированием старинных голландцев в Эрмитаже. По окончании университета в 1894 г. Александр Бенуа женится на Анне Карловне Кинд. В 1893 г. Бенуа заявил о себе как талантливый искусствовед, написав художественную историческую статью о русском искусстве для третьего тома Die Geschichte der Malerel im XIX Jahrhundert (История живописи XIX столетия Р. Мутера), вышедшего в 1894 г. За этим последовали История русской живописи (1901 — 1902), Русская школа живописи (1904), Русский музей императора Александра III (1906), Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны (1911), Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа (1910), История живописи всех времен и народов (1912 — 1917, осталась незаконченной). По рождению и воспитанию Бенуа принадлежал к петербургской художественной интеллигенции. За этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к «Золотому горшку» Э. Т. А.
Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа. В дальнейшем отошел от архитектуры и посвятил себя акварельной живописи. Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником. В конце 1890-х годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Ему принадлежат монография о Гойе (1908), путеводитель по картинной галерее Эpмитaжa (1911), большая статья о Лиотаре (1912) и ряд других работ, популяризирующих классическое наследие европейской живописи.
Но для Бенуа натурные штудии являлись лишь начальным этапом творчества. Расцвет художественно-критической деятельности Бенуа падает на период создания третьей серии его статей – под общим заглавием «Художественные письма», которые еженедельно печатались в газете «Речь» с ноября 1908 по 1917 год. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. Открыт в 1778 (архитектор Дж.
Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). Главным критерием оценки произведений искусства Бенуа считал их художественность. По возвращении получил звание академика за серию итальянских пейзажей. Пейзажная графика французского классицизма подсказала ему приемы художественного решения. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра.
В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос. Вместе с другими мастерами «Мира искусства», Бенуа был одним из самых активных деятелей художественного движения, возродившего в России искусство книжной графики. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. С 1895 г. по 1899 г. Бенуа состоит хранителем собрания, пожертвованного княгиней M. К. Тенишевой Русскому музею в Санкт-Петербурге. В 1897 году, возвратившись из Франции, создает серию акварелей Последние прогулки Людовика XIV, которая принесла ему известность как художнику. С именем Бенуасвязано возникновение в 1898 г. объединения «Мир искусства», одним из основателей и идейным руководителем которого он был. Окончив 5-ю С. -Петербургскую гимназию, в 1871 поступил на архитектурное отделение ИАХ.
И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. В эту серию входит около 250 статей, необыкновенно разнообразных по содержанию и, в целом, с большой полнотой отражающих художественную жизнь тех лет. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления. Он не окончил Академию художеств, считая, что художником можно стать лишь непрерывно работая. Это решение было связано, главным образом, с финансовыми и семейными обстоятельствами. Все рисунки сюжетны и каждый из них выполняет самостоятельную роль в системе иллюстрирования: шмуцтитулы представляют собой изобразительную интерпретацию эпиграфов, которыми Пушкин снабдил свою повесть, а в заставках и концовках развиты иллюстрационные мотивы.
Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления». Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги.
В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Мастер станковой, книжной и журнальной графики («Азбукa в картинах Александра Бенуа», 1904 иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник», 1903, 1905, 1916-22). Пребывая в романтической оппозиции к современности, всегда вдохновлялся стариной, черпая сюжеты для своих акварелейАкварель (французское aquarelle, от латинского aqua — вода) — краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею.
К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Так как Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). Одна из центральных фигур русской художественной культуры «серебряного века»: организатор объединения «Мир искусства» (с 1899), активный участник в издании журнала «Мир искусства» (с 1902 – соредактор С. П. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. В 1911-13 на основе «Русских сезонов» была создана постоянная труппа Русский балет Дягилева» (1908-11), режиссерРежиссер (от латинского rego — управляю) — постановщик спектаклей, фильмов, эстрадных и цирковых программ. Alexandre Benois) (1870-1960) — русский художник историк искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира.
В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Состоялись в 1907-14 в Париже и Лондоне. Современники видели в нём живое воплощение духа артистизма.
Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Соблазн остаться за границей был велик, но страх навсегда оторваться от родной почвы, оказавшись «беженцем» без определённых занятий, останавливал художника на протяжении нескольких лет. Среди немногочисленных осуществленных архитектурных проектов – дача Ц. А. Кавоса в Петергофе (1875 – 1876). Бенуа14. В него входили такие известные художники, как Лансере, Дягилев и Бакст.
Гофмана (1899), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере. Художественный руководитель «Русских сезонов«Русские сезоны» — за границей, выступления русских оперных и балетных трупп, организованные С. П. Дягилевым. Живописи и графике «Мира искусства» (Л. В 1895 назначен хранителем Императорского музея русского искусства Александра III (Русского музея), провел большую работу по систематизации фондов и подготовке их к экспозиции.
Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Дягилева, забывая, что именно А. Н. Со временем страх стал чем-то обыденным и превратился в чувство беспрестанной смутной тревоги. На сцене театра выступают выдающиеся певцы из других стран.
Именно его постановка «Павильона Армиды» стала началом «дягилевских сезонов» в Париже в 1909 году. Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. Во всех картинах прослеживается мысль о вечности природы и творений, созданных руками людей, в то время как человеческая жизнь являет собой лишь мгновение истории. 401), «Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце» (1909, Гос. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления. С 1885 по 1890 г. Александр Николаевич учится в Майской гимназии в Санкт-Петербурге, в которой он сближается с Д. В. Философовым, К. Андреевичем С. и В. Ф. Нувелем.
Искусство истолковано Бенуа как вполне автономная сфера, независимая от общественной действительности и едва связанная с другими явлениями культуры. В своей первой книге История русской живописи в XIX веке (1900 1902) и в статьях начала 1900-х гг. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны». Александр Николаевич Бенуа родился 21. 4 (3. 5). 1870 г. в Петербурге в семье профессора архитектуры и архитектора высочайшего двора Николая Леонтьевича Бенуа, который был сыном Луи-Жюля Benois, выходца из Франции.
Н. Бенуа в 1924 году по приглашению Национальной оперы уехал во Францию. В 1904 году вышла в свет «Азбука в картинках» (1904)13, едва ли не единственная его крупная работа для детей. В композициях Бенуа нередко сохраняются черты театрального кулисного построения, хотя на сценических площадках и не выступают исторические персонажи.
Такое ощущение, точно что-то, нависло над головой», - писал А. Н. Он не мог иначе. Будучи, по собственному выражению, органически чуждым политике, художник надеялся, что с образованием Государственной думы все «безобразия» в России закончатся. В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые приехал в Париж и полюбил этот город здесь им были созданы знаменитые "Версальские серии" изображавшие красоту парков и прогулки "короля-солнца" (Людовика XIV). Отправляя его в Париж, нарком прекрасно понимал, что происходит у него на душе.
В композициях Бенуа нередко сохраняются черты театрального «кулисного» построения, хотя на сценических площадках и не выступают исторические персонажи. В 1910 году художник опубликовал «Путеводитель по Эрмитажу». В 1964, 1974 и 1989 труппа театра гастролировала в Москве» (1947-56), где постановочную часть возглавлял его сын и ученик Николай Александрович Бенуа, театрах Лондона, Нью-Йорка, Вены и других городов.
С 1955 имеет филиал — «Пиккола Скала» (Милан). Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу Русская живопись в XIX веке, существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания Русская школа живописи и История живописи всех времен и народов (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал Художественные сокровища России создал прекрасный Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа (1911). Умер А. Н. Бенуа 9 февраля 1960 года.
работе (в 1918 возглавил Картинную галерею ЭрмитажаЭрмитаж в Санкт-Петербурге (от французского ermitage — место уединения) — один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. «Героем» новых произведений художника становится само искусство прошлого: не люди, а великолепные архитектурно-парковые ансамбли, то поражающие своей грандиозностью, то очаровывающие интимным изяществом и поэтической прелестью. Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его Азбука в картинах (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. В 1890-х гг. В этих работах можно заметить некоторое изменение самого принципа исторического мышления художника. С 1910 года начал выпускать серийные издания «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов» (издание прервалось лишь с началом революции в 1917 году).
Картины и зарисовки, сделанные там, хранятся во многих музеях России. В русских сезонах участвовали: композиторы Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Кроме того, в студенческие годы молодой Бенуа проявил себя как писатель и искусствовед, дополнив книгу Муттера «История европейского искусства» главой про русское искусство. Но и здесь перед А. Н.
В 1910 году вышло в свет обширное исследование Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века.
В 1911 году им был создан прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». Рано зародилась в нем любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь. Наиболее значительные статьи касаются архитектуры старого Петербурга и его пригородов. В центр его интересов попадают, наконец, не памятники старинного искусства, не вещи и костюмы, а люди.
и гуашей в 18 в. и раннем 19 в. Во время частых поездок во Францию создал большую акварельную серию «Последние прогулки Людовика XIV» (1897-98, Русский музей и др. Каждый из рисунков к «Азбуке» представляет собой развёрнутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором иногда жанровую, чаще – сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам. Главное место среди графических работ Бенуа занимают иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина. Александр Бенуа родился 3 мая (21 апреля по старому стилю) 1870 года в Санкт-Петербурге. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным.
Выдвигая лозунги «чистого» искусства и «преображения» жизни искусством, представители «Мира искусства» отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов. Ещё более плодотворно работал он как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) книгу «Русская живопись в XIX веке», существенно переработав для нее свой ранний очерк. Объединение привлекло внимание к прикладному искусству, архитектуре, народным промыслам, подняло авторитет книжных иллюстраций, графики, оформительского искусства.
Скажут, что рожденный и воспитанный в художественной семье, я просто не мог избегнуть такой семейной заразы, что я не мог не интересоваться искусством — раз вокруг меня было столько людей, начиная с моего отца, кто знали в нем толк и обладали художественными талантами. «Хорошо, если благодаря мне Зимний дворец будет спасен и превращен в памятник-сокровищницу мирового значения», – искренне надеялся он. Решение стать художником созрело у Александра очень рано.
Там он работал главным образом в театрах: сначала в Гранд-опера в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый Поцелуй феи И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы – в Ла Скала в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. Оба художники. Русский музей). В ней приняли участие едва ли не все деятели Мира искусства. Дочь Елена уехала из Советской России вместе с отцом в Париж в 1926 году. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там).
В дружественной беседе он сказал об отсутствии финансирования и условий для его работы и посоветовал выждать во Франции, пока ситуация изменится. Именно пейзаж полно отразил мировидение художника. Художник умел ценить величие искусства прошлого. Наиболее ранние из ретроспективных произведений Бенуа связаны с его работой в Версале.
был государственным служащим, которому эти пайки выдавались в качестве заработной платы. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Именно там им были написаны «Версальские серии». Однако далеко не все именитые художники благосклонно отнеслись к «Миру искусства».
(«Парад при Павле I», гуашь, 1907, Русский музей) впечатляют достоверностью живого ироничного анекдота. Среди ее работ есть портрет Б. Ф.
По рождению и воспитанию Бенуа принадлежал к петербургской художественной интеллигенции. Искусство истолковано Бенуа как вполне автономная сфера, независимая от общественной действительности и едва связанная с другими явлениями культуры. Бенуа был последовательным защитником ценностей старины. Он немало занимался теорией отдельных видов и жанров искусства. Сознание юного Бенуа развивалось в атмосфере впечатлений искусства и художественных интересов.
Там он работал главным образом в театрах: сначала в «Гранд-опера» в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый «Поцелуй феи» И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы — в «Ла Скала» в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. Бенуа Александр Николаевич (1870-1960 гг. ) – великий русский художник историк мирового искусства. В некоторых записях явно прослеживается нежелание встреч со своими прежними знакомыми и соотечественниками. Цикл первого варианта состоит из 32 рисунков тушью и акварелью имитирующих цветную гравюру на дереве. В период с 1896 по 1898 год Александр Бенуа жил и работал во Франции. Сюжеты для большинства картин этих циклов навеяны мемуарами Сен-Симона.
В замечательных — благодаря своему тонкому, романтичному историзму — сериях иллюстраций к «Пиковой даме» (1899 и 1910, отдельное издание — Санкт-Петербург, 1911) и «Медному всаднику» А. С. Пушкина (1903-22 отдельное издание — Петроград, 1923) выступил как реформатор русской книжной графики. Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему. Они составляют едва ли не половину его наследия. Понятие «художественности» с детства ассоциировалось у Бенуа с понятием «театральности».
Ей недостает именно историзма. Типы музеев: научно-просветительские исследовательские, учебные. Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и измом. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. Они организовали кружок любителей искусства.
В конце 1890 годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века. Успех Бенуа в «Павильоне Армиды» лишь подтвердил его художественное призвание. Дягилевым Александр Бенуа организовал объединение «Мир искусства», выпускавшее одноименное издание.
Но, разочаровавшись в Революции, в 1926 году обосновался в Париже. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Там он работал главным образом в театрах: сначала в Гранд-опера в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый Поцелуй феи И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы – в Ла Скала в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его «Азбука в картинах» (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. Издавало одноименный ежемесячный иллюстрированный литературно-художественный журнал (1898/99-1904, Санкт-Петербург), в котором печатались произведения писателей-символистов, статьи религиозно-философского характера» (1898-1904), позднее стал инициатором создания одноименного общества.
Была известным живописцем и две ее картины приобрело Французское правительство. В 1901 году князь С. М. Волконский, директор Императорских театров, поддавшись уговорам С. П. Дягилева, принял решение подготовить специальную постановку под его руководством одноактного балета Делиба «Сильвия». Позже они работали вместе с сыном Николаем и дочерью Еленой.
Значительную часть перечисленных серий составляют работы с натуры. Гофмана (1899, Гос. Подобные эмоции он назвал «ощущение ОГПУ», а также «общей болезнью в России».
Театр был в течение всей жизни Бенуа самым сильным его увлечением. Первый балет (либретто, декорации и костюмы) Павильон Армиды Н. Н. Черепнина, созданный в 1907 г. был дан в Париже в 1909 г., в Риме в 1911 г. Увлечение художника балетом привело к тому, что по его инициативе была организована частная балетная труппа С. Дягилева Русские сезоны, которая начала свои выступления в Париже в 1909 г. Бенуа занял в труппе пост директора по художественной части и оформил несколько спектаклей в 1908, 1910, 1911, 1924 гг. В колорите Бенуа отсутствует живое ощущение цвета.
Художник работал над ними в течение всей своей жизни. Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом.
В годы революции и Гражданской войны А. Н. Бенуа оставался в Петрограде. Ему принадлежат монография о Гойе (1908), путеводитель по картинной галерее Эpмитaжa (1911), большая статья о Лиотаре (1912) и ряд других работ, популяризирующих классическое наследие европейской живописи. Превосходно скомпонованные, звучные, эти иллюстрации похожи на завершённые картины. Современники видели в нем живое воплощение духа артистизма.
С 1908 года А. Бенуа сотрудничает с С. Дягилевым в Париже. Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII – начала XIX в» и «Франция Людовика XIV». К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к Пиковой даме (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами Мира искусства. Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями. Реставрационный отдел. ). Разглядывание книги вызывает множество ассоциаций и при выполнении традиционного задания для детей «рассказ по картинке» фантазия маленьких читателей и их родителей или наставников может быть просто безграничной.
В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». Постоянно выступал и как критик (наиболее значительны его статьи 1908-17 в газете «Речь»). Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам.
По количеству сообщенных в нем фактов он и сегодня почти не имеет себе равных. Рисунки к Капитанской дочке (1904) остались неизданными. В дореволюционное время книжные работы Бенуа имели мало успеха у издателей. Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. В течение нескольких десятилетий он являлся виднейшим представителем художественной критики. В своих работах Бенуа очень точно передавал стиль и настроения прошедших веков.
В 1910 году вышло в светобширное исследование Бенуа Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века. Автор книг («Русская школа живописи», 1904 «Царское село в царствование императрицы Елисаветы Петровны», 1910 «История живописи всех времён и народов», 1912-1917) и статей по истории искусства и вопросам современной культуры (газеты «Речь», «Последние новости», журнал «Русские записки» и др. ). На основе собственного творческого замысла (истолкования произведения) создает новую сценическую реальность, объединяя работу над постановкой (Московского Художественного театра, 1913-1915). В 1907-1910 художник выполнил серию гуашей для издания «Русская история в картинках» (Санкт-Петербург, 1910) его исторические образыОбраз художественный — категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством способ бытия художественного произведения. В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. с консервативно-охранительских позиций.
Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями А. Н. Понятие художественности неизменно ассоциировалось у Бенуа с понятием театральности именно в искусстве театра он видел единственную возможность создать в современных условиях творческий синтез живописи, архитектуры, музыки, пластики и поэзии, осуществить то органическое слияние искусств, которое представлялось ему высшей целью художественной культуры. Однако в СССР нельзя было жить вне политики.
Детство будущего художника прошло в Петербурге. В 1911 году выходит, пожалуй, лучшее дореволюционное издание знаменитой повести А. С. Возникли в 15-16 веках. Но иллюстрации носят пока еще «станковый» характер: это исторические композиции, вмонтированные в книгу, не сливающиеся с ней органически.
В браке родились дети: дочь Елена и сын Николай. Бенуа мог бы вполне ужиться (именно это он и пытался сделать ещё с 1917 года), если бы они давали ему возможность спокойно заниматься любимым делом. Они организовали кружок любителей искусства. Совместно с И. Ф. Стравинским он работал над либретто балета «Петрушка».
Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита)., графикеГрафика (греческое graphike, от grapho — пишу) — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др. ), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Оставаясь в советской России, Бенуа никогда не разрывал своих связей с Европой, в частности с парижским театром «Гранд-опера», в постановках которого участвовал как театральный художник ещё в предреволюционные годы. Затем он переехал в Италию, где на протяжении многих лет (с 1937 по 1970 годы) был директором постановочной части в Миланской Ла Скала.
В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. В 1894 году Александр Бенуа дебютировалДебют (французское debut) — первое выступление на каком-либо поприще например, артиста на сцене. Бенуа стал задумываться об эмиграции.
Ей недостает именно историзма. С 1917 по 1926 год Бенуа заведовал Картинной галереей Эрмитажа, т. е. Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. Однако голод, холод, обилие мусора, военных калек и «интеллигентных» нищих на улицах Петрограда никак не вписывались в представления Бенуа о жизни вообще и о жизни своей семьи в частности. Способствовали популяризации русского искусства за рубежом. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье.
К ранним впечатлениям и переживаниям Александра Бенуа восходят истоки той смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства». На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель., театральных работах («Версальская серия» иллюстрации к «Медному всаднику» Александра Сергеевича Пушкина, 1903-1922) тонко передавал стиль прошедших эпох. Эти особенности книги связаны с групповой тактикой «Мира искусства» и с личными, субъективными пристрастиями автора.
401), Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце (1909, Гос. Александр Николаевич становится вместе с С. Дягилевым редактором журнала «Мир искусства» и принимает непосредственное участие в выставках созданного им общества общества. Дягилев, по большому счёту, являлся лишь талантливым администратором с хорошим, говоря современным языком, «административным ресурсом»: связями, знакомствами, доступом к государственному финансированию. Для балета И. Стравинского Петрушка (1911) Бенуа написал либретто, а его декорации к этому спектаклю стали одним из высших достижений художника.
Точнее было бы сказать, что А. Н. Каждый том серии сопровождался обстоятельным комментарием, представлявшим самостоятельную художественную ценность. Западноевропейское искусство привлекало внимание Бенуа в неменьшей степени, чем русское. В гимназические и университетские годы познакомился с Д. Философовым, В. Нувелем и К. Сомовым, позже — с. Дягилевым, Л. Бакстом, А. Нуроком. Ничто не любил он так горячо и не знал так глубоко.
Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. С Азбуки Бенуа начинается история детской книги Мира искусства. Но иллюстрации носят пока еще станковый характер это исторические композиции, вмонтированные в книгу, но не сливающиеся с ней органически.
Один из центров мировой оперной культуры. Работая для кинематографии, А. Бенуа обращался к образам Ф. М. Достоевского, к русским темам. Западноевропейское искусство привлекало внимание Бенуа в неменьшей степени, чем русское. Александр Николаевич Бенуа (фр. Недаром Грабарь говорил о современности иллюстраций Бенуа, которая представлялась ему не менее существенной, чем свойственное художнику чувство стиля, понимание пушкинской Эпохи и умение искусно театрализовать действие, разработав ряд мастерски срежиссированных мизансцен. Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» (1899-1904) и ежемесячном сборнике «Художественные сокровища России» (1901-1903), а позднее в журнале «Старые годы» (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства.
Александр Бенуа, став идеологом и теоретиком объединения «Мир искусства», активно участвовал в его художественной жизни, а также в издании журнала «Мир искусства», взявшего на себя роль основы и идейного рупора этого объединения. Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с С. П. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. С детства полюбил он старый Петербург, пригороды столицы.
Был главным идеологом журнала «Мир искусства«Мир искусства» — российское художественное объединение (1898-1924), создано в Санкт-Петербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Программа «Мира искусства» предполагала вторжение его деятелей во все области культуры, включая не только изобразительное искусство, театр, оформление книг, но и создание предметов быта — мебели изделий прикладного искусства, проектов оформления интерьеров. Он начал с рисунков к «Пиковой даме» (1898) и потом дважды возвращался к иллюстрированию этой повести (в 1905 и 1910 годах). Наиболее значительные статьи касаются главным образом архитектуры старого Петербурга и его пригородов об одной из этих статей – Живописный Петербург (1902) уже говорилось выше.
Работая на прежнем профессиональном уровне, ничего принципиально нового и интересного Бенуа создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета Петрушка было исполнено не менее восьми). В годы учебы получил несколько серебряных и 2 золотые медали за акварели и архитектурные проекты. «Ныне я себя чувствую более усталым, разбитым и удрученным, нежели за все эти годы.
Решение стать художником созрело у Александра очень рано. От этих. из этого кружка единомышленников родилось общество «Мир искусства» и сформировалась редакция одноименного журнала (1898). Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями.
Основное место в картинах Бенуа занимали пейзажи. Сохранив верность историко-ретроспективной эстетике «Мира искусства», Александр Николаевич много и плодотворно работал в театрах разных стран: парижской «Гранд-Опера» (1927-34), миланской «Ла Скала«Ла Скала» (La Scala) — итальянский оперный театр в Милане. 3я этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к Золотому горшку Э. Т. А. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов.
Большевики, едва захватив власть, объявили «войну дворцам» и радетель отечественного искусства деятельно занялся проблемами реорганизации дворцовых комплексов, а также сохранения этих памятников отечественной культуры от вандализма и разграбления. В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова. Основные качества живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета. Их обычно связывают лишь с именем С. П. Бенуа мыслил и подходил к своим темам именно как иллюстратор или как театральный художник и режиссер, последовательно раскрывая в цикле этюдов и композиций разнообразные аспекты задуманного им образа, создавая ряд сменяющих друг друга архитектурно-пейзажных декораций и тщательно разработанных мизансцен. Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале Мир искусства (1899-1904) и ежемесячном сборнике Художественные сокровища России (1901-1903), а позднее в журнале Старые годы (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов.
Бенуа уже в апреле 1923 года. Но роль А. Бенуа в «Русских сезонах» не ограничивалась оформлением спектаклей.
Здесь, а также в «Истории русской живописи в XIX веке» (Санкт-Петербург, 1902) и «Русской школе живописи» (в 10 выпусках, Санкт-Петербург, 1904-06) впервые обстоятельно определил самобытные черты русской национальной художественной традиции на фоне других европейских школ. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Имя Бенуа – живописца, сценографа и иллюстратора историка искусства и художественного критика граничит с высшими достижениями «серебряного века» отечественной культуры. «Авось, что там не будет этих русских. » – записал А. Бенуа в своём дневнике перед очередной заграничной поездкой.
Бенуа начал свою творческую деятельность как пейзажист и в течение всей жизни писал пейзажи, главным образом акварельные. Русский музей), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова Царская и императорская охота на Руси, т. III (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере (в этом же издании Бенуа выполнил ряд заставок и концовок). картинная галерея Армении, Ереван), Петербургская улица при Петре I (1910, частное собрание в Москве) и Петр I на прогулке в Летнем саду (1910, Гос.
Бенуа исполнил также две серии иллюстраций к «Капитанской дочке» и в течение ряда лет подготавливал свою главную работу — рисунки к «Медному всаднику». Лучшая из книжных работ художника, безусловно, его шедевр – рисунки к «Медному всаднику» Пушкина. Русско-финляндская выставка имела большой успех. К тому же Бенуа является режиссёром театра (Пиковая дама, Павильон Армиды, Петрушка) и иллюстратором в различных изданиях.
Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Его отец был архитектором. Декорации и костюмы к этому балету тоже создал он, стремясь преобразить «сценическую коробку» в живое пространство. С 1897 – инспектор по художественной части Департамента торговли и мануфактуры (позднее – Министерства торговли и промышленности). картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос. Из письма художника к Ф. Ф.
Основой оформительского замысла служат 6 страничных иллюстраций, где проходит главная линия графического рассказа: карточный выигрыш молодой русской графини вечерний туалет графини, уже постаревшей и одряхлевшей стремительный проход Германна через спальню мёртвой графини ночной визит призрака роковой проигрыш у Чекалинского символическое изображение Смерти. Бенуа с уверенностью можно назвать первым русским «энциклопедистом» от искусства. Прадед Бенуа по материнской линии К. А. Кавос был композитором и дирижером, дед – архитектором, много строившим в Петербурге и Москве отец художника также был крупным архитектором, старший брат пользовался известностью как художник-акварелист.
Выражая тревогу по поводу отсутствия в современной культуре объединяющего «большого стиля», боролся против безвкусицы и варварского отношения к памятникам истории и искусства выступал против русского авангардаАвангардизм (авангард) — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Их или вовсе не принимали на большие выставки – академическую, передвижную и акварельную или принимали только с браковкой всего того, в чем сами художники видели наиболее явственное выражение своих исканий. В отечественной историографии существует мнение, что «Александр Бенуа, подобно Блоку, Белому и Брюсову, поддержал Октябрьскую революцию и с обычным своим усердием работал в качестве хранителя произведений изобразительного искусства в своем родном Петербурге». В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Макет Пиковой дамы тщательно продуман и разработан художником. Почувствовав это, А. Н. С. П. Дягилев учился вместе с Бенуа на юридическом факультете.
Не люди интересуют художника, а лишь атмосфера старины и дух театрализованного придворного этикета (У бассейна Цереры, 1897, Государственная Третьяковская галерея). Шаляпина и З. Е. Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. Дягилева), учредитель и редактор (1901-1903) журнала «Художественные сокровища России».
С «Азбуки» А. Бенуа начинается история детской книги «Мира искусства». Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. Русский музей стр. Это издание стало вершиной его работы как искусствоведа.
Однако происходящее в стране очень расстраивало художника. Заслугой «Мира искусства» было также создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, театральной декорации. Само обращение к пейзажу у Бенуа было продиктовано интересом к истории. К своим персонажам (Людовику и придворным) Бенуа относится с долей иронии.
«История живописи всех времен и народов» (Санкт-Петербург, 1912-17). Для этой цели используются воздушная и линейная перспектива и иные живописные приемы. петергофских впечатлений. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. Но на его пути постоянно вставали препятствия бытового характера: приходилось заботиться о благосостоянии семьи, постоянно обходить препоны, чинимые правительством деятелям искусства (например, запрет рисовать на улицах Петрограда). К этим темам он обращался как в своих исторических картинах, так и в пейзажных работах, выполненных с натуры в Петербурге и окрестных дворцах и во Франции, в Версале, где он часто и подолгу бывал (серия Последние прогулки Людовика XIV, 1897 — 98 Версальская серия, 1905 — 06). Экспозиция выставки стала прообразом будущих выставок журнала «Мир искусства» именно здесь наметилась их структура и состав участников.
Александр Бенуа активно участвовал в художественной жизни – прежде всего в деятельности объединения Мир искусства, будучи его идеологом и теоретиком, а также в издании журнала Мир искусства, ставшего основой этого объединения часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои Художественные письма (1908-16) в газете Речь. Чисто-декоративных украшений совсем нет. Первый вариант иллюстраций к Медному всаднику (1903) опубликован не отдельной книгой, а только в журнале Мир искусства (1904), с нарушением задуманного художником макета оформления. собрания), меланхолично-элегическую по тону, надолго утвердившую за ним славу «певца Версаля и Людовиков». Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века.
Он сразу же был вовлечен во множество театральных проектов. С 1917 года А. Бенуа активно участвовал в реформах художественной жизни и музейнойМузеи (от греческого museion — храм муз) — научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Художник хорошо чувствовал красоту архитектурных форм. Он отнюдь не разделял революционных настроений своих товарищей по «Миру искусства» – Е. Лансере, Д. Философова и его приятелей – Мережковского и Гиппиус.
Художник перестраивал композицию изменял пропорции, усиливал декоративное звучание цвета, превращая реальный пейзаж в подобие театральной декорации с кулисами, задником и сценической площадкой, на которой может разыгрываться, а иногда и разыгрывается действие. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. С 1926 года жил во Франции. Он оставил огромное количество работ, публикаций и мемуаров. Выходец из России, с 1926 года художник переезжает во Францию, живёт там и умирает.
Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). В этих сериях нет историко-жанровых сцен, нет изображений людей и вот таким образом нет оттенка лирической иронии, которой отмечены «Последние прогулки Людовика XIV». Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему». Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга.
Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже – «Русские сезоны».