Картина «На берегу пустынных волн» стала первым экспонатом Музея семьи Бенуа, который был открыт в 1988 в Петродворце, в здании Фрейлинского корпуса, построенном по проекту Н. Л. Бенуа. У них было трое детей. В своих работах Бенуа очень точно передавал стиль и настроения прошедших веков. Западноевропейское искусство привлекало внимание Бенуа в неменьшей степени, чем русское. Большевики, едва захватив власть, объявили «войну дворцам» и радетель отечественного искусства деятельно занялся проблемами реорганизации дворцовых комплексов, а также сохранения этих памятников отечественной культуры от вандализма и разграбления. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера «Гибель богов» на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина «Павильон Армиды» (1903), либретто которого сочинил сам. "Речь", а позднее в "Новой Жизни" Горького и одновременно работая над научными исследованиями "Царское Село" (1910) и "История живописи всех времен и народов" (1912—17).
Дягилев, по большому счёту, являлся лишь талантливым администратором с хорошим, говоря современным языком, «административным ресурсом»: связями, знакомствами, доступом к государственному финансированию. Картины и зарисовки, сделанные там, хранятся во многих музеях России. Исполнил иллюстрации к книгам «Урок любви в парке» Р. Булаева (1927), «Грешница» А. де Ренье (1928). Но для Бенуа натурные штудии являлись лишь начальным этапом творчества. Н. Бенуа, дядя художников Е. Е. Лансере и З. Е. Серебряковой.
В 1890–1894 учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. А. Н. В 1896-98 и 1905-1907 работал во Франции. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов.
Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления. Черепнина, 1907). Современники видели в нём живое воплощение духа артистизма.
Современники видели в нем живое воплощение духа артистизма. В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». Однако далеко не все именитые художники благосклонно отнеслись к «Миру искусства». В 1910 году вышло в свет обширное исследование Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века. Он работает не только над декорациями, но и над самими постановками, превратившись постепенно в режиссера (мольеровский и пушкинский спектакли Московского Художественного театра в 1912 и 1914). Опубликование иллюстраций в «Мире искусства» сразу было встречено художественной общественностью как большое событие в русской графике.
К 1897-1898 годам относится серия небольших картин, выполненных акварелью и гуашью и объединенных общей темой — «Последние прогулки Людовика XIV». Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века.
Работая на прежнем профессиональном уровне, ничего принципиально нового и интересного Бенуа создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета Петрушка было исполнено не менее восьми). Однако в СССР нельзя было жить вне политики. Работая для кинематографии, А. Бенуа обращался к образам Ф. М. Достоевского, к русским темам.
В 1911 году им был создан прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». Окончил частную гимназию К. И. Мая. «Какую бы чушь современные художественные борзописцы ни городили про меня, про мое «эстетство», мои симпатии влекли и теперь влекут меня к простейшим и вернейшим изображениям действительности», – говорил Бенуа. Художник умел ценить величие искусства прошлого. Вскоре после Октябрьского переворота эмигрировал, работал за границей ("Гранд-Опера", "Ла Скала", театры Лондона, Нью-Йорка, Вены и др. ). Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги.
В 1910 году художник опубликовал «Путеводитель по Эрмитажу». 401), «Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце» (1909, Гос. С 1917 Бенуа принимал активное участие в организации охраны памятников истории и культуры и в перестройке музейного дела (в 1918-26 заведующий картинной галереей Эрмитажа). Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) – художник, график искусствовед, яркий представитель художественного объединения Мир искусства, автор многочисленных литературных трудов, освещающих творчество русских и зарубежных мастеров, блестящий декоратор, работавший в театрах Москвы, Петербурга, во многих городах Европы и Америки.
Значительную часть перечисленных серий составляют работы с натуры. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Была известным живописцем и две ее картины приобрело Французское правительство. В композициях Бенуа нередко сохраняются черты театрального «кулисного» построения, хотя на сценических площадках и не выступают исторические персонажи. Страстный пропагандист классического наследия, в том числе русского искусства XVIII – первой четверти XIX вв., Бенуа был инициатором создания ряда искусствоведческих изданий и музеев (редактор сборников Художественные сокровища России, в 1901-03 журнала Старые годы Музей старого Петербурга). В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье.
С этого времени Б. страстно отдается театру. За этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к «Золотому горшку» Э. Т. А. 9 февр. Философовым, К. А. К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к Пиковой даме (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами Мира искусства. Детство будущего художника прошло в Петербурге.
В годы революции и Гражданской войны А. Н. Бенуа оставался в Петрограде. Сценография: "Павильон Армиды" (Мариинский театр, 1907), "Петрушка" (театр Шатле, Париж, 1911), "Маленькие трагедии" (МХТ, 1914—1915). В 1919 вошел в состав директории, управляющей делами бывшего Мариинского театра. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой «Азбука в картинах Александра Бенуа» (1905) и иллюстрациями к «Пиковой даме» А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к «Медному всаднику», трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Семье Бенуа удалось выжить в эти годы лишь благодаря американским пайкам АРА (помощи пострадавшим странам в Первой мировой войне). Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. С 1925 работал как художник кино.
Художник продолжал работать, оформлял декорации во многих театрах, писал книги и картины. Наиболее ранние из ретроспективных произведений Бенуа связаны с его работой в Версале. «Ныне я себя чувствую более усталым, разбитым и удрученным, нежели за все эти годы. Александр Бенуа написал множество статей по живописи, архитектуре, музыке, театру и т. д., помещенных в основанном им в 1901 г. художественно-историческом сборнике Художественные сокровища России, в журналах Мир искусства, Московский еженедельник, Старые годы, Золотое руно.
Художник признавал сам, что патриотом его назвать сложно. Позже они работали вместе с сыном Николаем и дочерью Еленой. Написал и подготовил к изданию книгу воспоминаний «Возникновение Мира искусства» (Л., 1928).
Автор "Истории живописи всех времен и народов" (СПб., 1912—17). История умалчивает о том, каким юристом был Бенуа. Нортау следует, что именно нарком уговорил его не возвращаться на Родину.
С 1901 по 1903 г. состоял редактором сборника "Художественные сокровища России". Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему. после раскола СРХ, поводом для которого послужили его резкие статьи, направленные против московских участников, основал общество художников «Мир искусства», продолжавшее главные традиции одноименного журнала. Итогом его работы на драматической сцене в предреволюционные годы стала постановка «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина.
Наиболее ранние из ретроспективных произведений Бенуа связаны с его работой в Версале. В 1930-е публиковал фрагменты воспоминаний в журнале «Русские записки» и писал «Художественные письма» для газеты «Последние новости». Почувствовав это, А. Н. В 1898 году вместе с С. П. Решение стать художником созрело у Александра очень рано. Был автором Истории русской живописи в 19 веке (1902), Русской школы живописи (в 10 выпусках, 1904 – 1906) и Истории живописи всех времен и народов (в 4 томах, 1912 – 1917 издание не завершено). После 1894 — хранитель собрания рисунков и акварелей княгини М. К. Тенишевой. Александр Бенуа активно участвовал в художественной жизни – прежде всего в деятельности объединения Мир искусства, будучи его идеологом и теоретиком, а также в издании журнала Мир искусства, ставшего основой этого объединения часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои Художественные письма (1908-16) в газете Речь.
Умер А. Н. Бенуа 9 февраля 1960 года. Стал членом Общества Осеннего салона и кавалером ордена Почетного легиона. Затем он переехал в Италию, где на протяжении многих лет (с 1937 по 1970 годы) был директором постановочной части в Миланской Ла Скала.
СПб., 1904-06), «История живописи всех времен и народов» (в 4 т. СПб., 1912-17 издание не завершено). В 1910 году художник опубликовал «Путеводитель по Эрмитажу».
А. С. Пушкина ("Пиковая дама", "Медный всадник"). В 1913 – 1915 – главный художник Московского художественного театра осуществил несколько постановок вместе с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко (лучшими из них считаются Маленькие трагедии А. С. Пушкина, 1914 – 1915). В своей сценографии (балет Н. Н. Черепнина Павильон Армиды в Мариинском, 1907 Петрушка И. Ф. Стравинского в парижском театре Шатле, 1911 и др. ) продолжил традицию «живописного театра», придав ей невиданную драматическую остроту. и отдельно – историю «Дягилевских балетов» периода их расцвета в 1910-е (большая часть воспоминаний написана в эмиграции).
Б. написал для него главу о русском искусстве. Понятие «художественности» с детства ассоциировалось у Бенуа с понятием «театральности». Бенуа стал задумываться об эмиграции. В 1903 вместе с другими мирискусниками вошел в Союз русских художников (СРХ) и участвовал в его выставках в Петербурге и Москве. В 1911 году выходит, пожалуй, лучшее дореволюционное издание знаменитой повести А. С.
Русский музей), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова Царская и императорская охота на Руси, т. III (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере (в этом же издании Бенуа выполнил ряд заставок и концовок). В 1926 г. Бенуа, сделав вынужденный выбор между трудностями эмигрантского существования и все более пугающей перспективой жизни в советской стране, уехал во Францию. искусствовед подверг критике академическое искусство, эстетику Н. Г. Бенуа уже в апреле 1923 года. Наиболее значительные статьи касаются архитектуры старого Петербурга и его пригородов. Сотрудничал с Большим драматическим театром, Народным театром и Государственным академическим театром драмы (1920–1923) в Петрограде, антрепризой Дягилева, «Гранд-опера», театром-кабаре Н. Ф. Балиева «Летучая мышь» (1923–1925) в Париже.
В 1923-25 во время частых командировок за границу возобновил сотрудничество с Дягилевым и оформил комическую оперу «Лекарь поневоле» Ш. Гуно для театра в Монте-Карло. периодических изданиях. На его долю выпала и наиболее сложная, ответственная ее часть – анализ и обобщение истории русской живописи XVIII-XIX веков. Это характерный для творчества Бенуа пример исторической реконструкции прошлого художником, вдохновленным живыми впечатлениями от версальских парков с их скульптурой и архитектурой но одновременно здесь подведены итоги скрупулезного изучения старого французского искусства, особенно гравюр XVII-XVIII веков. А также в нем рано зародилась любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь.
Александр Бенуа был одарен исключительным музыкальным слухом и редкой зрительной памятью. Чернышевского и гражданственность живописи передвижников. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»8.
Но даже с большевиками А. Н. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Бенуа Александр Николаевич (1870-1960 гг. ) – великий русский художник историк мирового искусства. Впоследствии опубликовал книги: «История русской живописи в XIX веке» (СПб., 1902), «Русская школа живописи» (в 10 вып. Во всей своей деятельности, в науке, художественной критике, в каждом движении своей мысли Бенуа всегда оставался художником.
1870) — художник, художественный критик историк искусства и театральный деятель. В период с 1896 по 1898 год Александр Бенуа жил и работал во Франции. Тематика этих публикаций весьма разнообразна. Бенуа мог бы вполне ужиться (именно это он и пытался сделать ещё с 1917 года), если бы они давали ему возможность спокойно заниматься любимым делом.
По количеству сообщенных в нем фактов он и сегодня почти не имеет себе равных. Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Оба художники. Сын Николай, дочери Елена и Анна, племянники и их маленькие друзья находили в «дяде Шуре» участника любопытных затей, полезных занятий и никогда не ощущали ни раздражения, ни усталости этого занятого, но неутомимого человека. В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые поехал в Париж здесь им были созданы знаменитые «Версальские серии» изображавшие красоту парков и прогулки «Короля-солнца» (Людовика XIV).
Гофмана (1899), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере. Одновременно он работает для театра. В живописном творчестве вдохновлялся стариной и черпал сюжеты в XVIII и раннем XIX веке. Оформление «Свадьбы Фигаро», поставленной в 1926 году, – последняя работа Бенуа в Советской России. Жизнь художника прервалась в Париже. В браке родились дети: дочь Елена и сын Николай. Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником. Большая декоративная работа выполнена Б. для московского Казанского вокзала (эскизы "Азия", "Европа", 1916).
Бенуа14. Из наиболее ярких постановок Б. нужно отметить "Петрушку" (1911) и "Соловья" (1914) Стравинского для дягилевских спектаклей в Париже и "Пиковую даму" в Ленинградском оперном (Мариинском) театре (1921). Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале Мир искусства (1899-1904) и ежемесячном сборнике Художественные сокровища России (1901-1903), а позднее в журнале Старые годы (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. Гораздо более значительна другая, бесспорно лучшая из книжных работ художника, его шедевр – рисунки к Медному всаднику. Опять-таки идейно и всей культурой они принадлежали к другому кругу, это были последние отпрыски реализма, не лишенного передвижнической окраски. В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова. был государственным служащим, которому эти пайки выдавались в качестве заработной платы.
Если судить по дневникам Бенуа за период 1917-1920 годов, действительность первых пореволюционных лет серьёзно пугала художника, но он отказался от эмиграции и не покинул родину в столь решительный час. Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений.
Участвовал во всех выставках «Мир искусства» (1899-1903, 1906). В 1910. К тому же Бенуа является режиссёром театра (Пиковая дама, Павильон Армиды, Петрушка) и иллюстратором в различных изданиях. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже – «Русские сезоны». в 1870 г. По окончании курса на юридическом факультете СПб.
Основал и редактировал журнал «Художественные сокровища России» (1901 – 1903), активно сотрудничал в журналах «Старые годы», «Московский еженедельник», газетах «Слово» и «Речь» (особенно значительны его Художественные письма в кадетской «Речи», 1908 – 1917). Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу Русская живопись в XIX веке, существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания Русская школа живописи и История живописи всех времен и народов (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал Художественные сокровища России создал прекрасный Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа (1911).
В конце 1890-х стал вдохновителем кружка группы «Мир искусства», одним из инициаторов и постоянным автором издававшегося под редакцией С. П. Дягилева одноименного журнала (1898-1904). И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. В 1917, после Февральской революции, участвовал в выработке государственной программы охраны памятников искусства и старины, входил в так называемую «Комиссию Горького», ставившую своей задачей подготовку широкой реформы художественной жизни страны. В октябре 1926, не вернувшись из очередной командировки, поселился в Париже.
1870 (С. -Петербург) – 9. 11. 1960 (Париж). Умер Александр Бенуа в Париже в 1960 году, немного не дожив до 90-летнего юбилея. Решено было организовывать собственные выставки, — нужен был свой журнал для пропаганды нового искусства. Темой исследования становится, таким образом, не процесс исторического развития национальной живописи с его скрытыми закономерностями, которые надлежит обнаружить, а только история художников, принимавших участие в этом процессе. Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство.
К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух "версальских сериях" (1897, 1905-06), в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907), "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце" (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Он начал работать с К. С. Эпизодически обращался к станковой живописи и графике. Создатель серии акварелей "Последние прогулки Людовика XIV" (1897—1998), гуашей для издания "Русская история в картинках" (Санкт-Петербург, 1910) иллюстраций к произвед. Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. Опубликование иллюстраций в Мире искусства сразу было встречено художественной общественностью как большое событие в русской графике.
Бенуа оформил оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам. Работал для кинематографа. В 1894 Бенуа впервые выступил как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания Истории живописи 19 века Р. Мутера (1894). Но на его пути постоянно вставали препятствия бытового характера: приходилось заботиться о благосостоянии семьи, постоянно обходить препоны, чинимые правительством деятелям искусства (например, запрет рисовать на улицах Петрограда).
В этот том вошла глава о русском искусстве, автором которой был Александр Бенуа. Пейзажная графика французского классицизма подсказала ему приемы художественного решения. Однако голод, холод, обилие мусора, военных калек и «интеллигентных» нищих на улицах Петрограда никак не вписывались в представления Бенуа о жизни вообще и о жизни своей семьи в частности.
В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. По мнению Бенуа только свобода и вдохновение создают и обусловливают ценность художественного произведения. Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. Работая для кинематографии, Бенуа обращался к образам Ф. М. В настоящее время редактирует роскошное издание Р. Голике и А. Вильборга: "Русская школа живописи".
В 1911 году выходит, пожалуй, лучшее дореволюционное издание знаменитой повести А. С. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях — в двух «версальских сериях» (1897, 1905-06), в широко известных картинах «Парад при Павле I» (1907), «Выход Екатерины II в Царскосельском дворце» (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. В 1904-6 впервые обратился к теме «Медного всадника» А. Пушкина (возвращался к ней и в 19 10-е), а также к иллюстрированию «Пиковой дамы» и «Капитанской дочки» (обе – Пг., 1920).
Продолжал заниматься живописью и графикой: создал серию литографий «Петергоф» (1918-22), альбом литографий и рисунков «Версаль» (Пг., 1922), многочисленные акварельные и пастельные зарисовки Петрограда и его пригородов иллюстрации к «Капитанской дочке» (Пг., 1920) и «Медному всаднику» (Пг., 1923) А. С. Пушкина, карандашные портреты С. Р. Эрнста, В. Ф. Левинсона-Лессинга, Д. И. Митрохина, В. Е. Татлина, П. Н. Филонова, А. М. Эфроса, И. Э. Грабаря (1921-23 все – в ГРМ). Его лучшие постановки этого периода – опера «Пиковая дама» П. И. Чайковского для Мариинского театра (1919-20) и спектакль «Слуга двух господ» К. Гольдони для БДТ (1921) оба спектакля в течение многих лет сохранялись в репертуаре.
Бенуа часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои «Художественные письма» (1908-16) в газете «Речь». Род. В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра.
Они организовали кружок любителей искусства. Александр Николаевич Бенуа – русский художник, график искусствовед, один из основателей художественного объединения «Мир искусства», автор многочисленных литературных трудов, освещающих творчество русских и зарубежных мастеров, прекрасный декоратор, работавший в театрах Москвы и Петербурга, во многих городах Европы и Америки. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны».
Бенуа 3 мая 1870 года в городе Петербурге. Разглядывание книги вызывает множество ассоциаций и при выполнении традиционного задания для детей «рассказ по картинке» фантазия маленьких читателей и их родителей или наставников может быть просто безграничной. В 189599 был хранителем коллекции современной европейской и русской живописи и графики княгини М. Тенишевой.
Он оставил огромное количество работ, публикаций и мемуаров. В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции8.
С Азбуки Бенуа начинается история детской книги Мира искусства. Бенуа с уверенностью можно назвать первым русским «энциклопедистом» от искусства. Бенуа— один из самых значительных художественных критиков начала XX века, ввёл в оборот выражения авангард и русский сезаннизм. Материал, почерпнутый из непосредственных наблюдений, подвергался в дальнейшем кардинальной переработке.
Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» (1899-1904) и ежемесячном сборнике «Художественные сокровища России» (1901-1903), а позднее в журнале «Старые годы» (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. 3я этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к Золотому горшку Э. Т. А. Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. Основные особенности манеры Бенуа — беглость, незаконченность, обнаженность технических приемов, подчеркнутая фактура мазка или штриха, «острые» фрагментарные композиции, высокие или низкие точки зрения, позволявшие художнику достигать особой выразительности и поэтичности.
Самым трудным для Александра Бенуа было то, что от него неизменно требовали высказывать свою политическую позицию. К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к «Пиковой даме» (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами «Мира искусства». Но и здесь перед А. Н. И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» «настоящим перлом в русском искусстве».
Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам. Нурок. Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века. Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа.
Неоклассицизм), Бенуа создал особую разновидность ретроспективистского исторического жанра, в котором эстетизация хрупкой красоты и гротескного изящества ушедшей в прошлое дворянской культуры сочетается с грустно-ироничным отношением к ней (серия Последние прогулки Людовика XIV, 1897-98 Версальская серия, 1905-06). Начиналась новая "западная струя" в русском искусстве. С 1904 г публикуется в газетах: Слово, Русь и Речь. С. Бакстом и С. П. Дягилевым. В 1960-е в советском искусствознании началась реабилитация творческого наследия художника. В 1908-17 еженедельно помещал в газете «Речь» критические статьи под рубрикой «Художественные письма».
Он постоянно возвращался к дорогим ему образам пушкинской поэзии: «На берегу пустынных волн», «Наводнение в Петербурге в 1824 г» В последние годы жизни А. Бенуа снова, но уже в живописи, разрабатывал эти сюжеты. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. Если М. В. Ломоносову принадлежит слава первого русского учёного-энциклопедиста, то А. Н. Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему».
Участвовал в выставках русского искусства в Брюсселе (1928), Копенгагене (1929), Белграде (1930), Берлине (1930), Париже (1932), Праге (1935), Манчестере (1939), во многих выставках европейского театрального искусства. Нувелем в 1890 году к ним присоединился двоюродный брат Философова С. П. Отсюда был один шаг до появления журн. Шаляпина и З. Е.
идеолог журнала "Мир искусства" (1898—1904), позднее вдохновитель и видный участник объединения художников "Мир искусства". В том же году впервые побывал в Париже, положив начало своему «Версальскому циклу» (серии гуашей и акварелей на версальские мотивы, созданной в 1896-99 и в 1905-6 серия литографий и рисунков на ту же тему была издана в Петрограде в 1923). Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». — сын проф. Участвовал в последних петроградских выставках «Мир искусства» (1922 и 1924), Выставке русского искусства в Париже (галерея La ВоеПе, 1921), 1-й Русской художественной выставке в Берлине (1922), Выставке русского искусства в Америке (1924-25) и др.
Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века. Особенно много оперных и балетных спектаклей поставил и оформил в миланском театре «La Scala» (1930-е – 1950-е), где постановочной частью заведовал его сын Николай. Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями А. Н. Сын Н. Л. Бенуа.
Сын профессора архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа, внук выходца из Франции Луи-Жюля Бенуа (по-французски — Benois), внук с материнской стороны архитектора Альберта К. Кавоса — строителя Мариинского театра в Санкт-Петербурге и Большого театра в Москве брат акварелиста Альберта H. Бенуа и архитектора Леонтия Бенуа. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России». Но память о родине, где он участвовал в осуществлении первых мероприятий Советского правительства по организации музеев, был ведущим сотрудником Эрмитажа и Русского музея, забота об охране памятников старины, - всегда была для А. Бенуа драгоценнейшим в его жизни. Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с С. Дягилевым) гастролей русского балета в Париже А. Бенуа более всего заботился, чтобы эти спектакли способствовали мировой славе русского искусства. В 1894 году (в год окончания университета Александром) вышел третий том «Истории живописи в XIX веке» Р. Мутера. Автор мемуаров "Мои воспоминания" (Нью-Йорк, 1955, Москва, 1980).
С 1901-1903 гг. Станиславским, а после Великой Октябрьской революции вместе с А. М. Расцвет художественно-критической деятельности Бенуа падает на период создания третьей серии его статей – под общим заглавием «Художественные письма», которые еженедельно печатались в газете «Речь» с ноября 1908 по 1917 год. Соблазн остаться за границей был велик, но страх навсегда оторваться от родной почвы, оказавшись «беженцем» без определённых занятий, останавливал художника на протяжении нескольких лет.
Первый вариант иллюстраций к Медному всаднику (1903) опубликован не отдельной книгой, а только в журнале Мир искусства (1904), с нарушением задуманного художником макета оформления. Превосходно скомпонованные, звучные, эти иллюстрации похожи на завершённые картины. С 1910 года начал выпускать серийные издания «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов» (издание прервалось лишь с началом революции в 1917 году). Пример этого – картина «Парад при Павле I», где показано тонкое знание истории, костюмов, архитектуры, быта и вместе с тем чувствуется оттенок юмора, едва ли не сатиры.
С 1908 оформлял спектакли антрепризы С. П. Дягилева в Париже. В него входили такие известные художники, как Лансере, Дягилев и Бакст. Отправляя его в Париж, нарком прекрасно понимал, что происходит у него на душе. Художник, график, сценограф историк искусства и художественный критик. В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос.
В 1927-35 был главным художником и режиссером-постановщиком труппы Иды Рубинштейн, осуществил пятнадцать балетных спектаклей, включая «Поцелуй феи» И. Ф. Стравинского (1928), «Болеро» М. Равеля (1928) и «Очарование Альсины» Ж. Орика (1929). «Авось, что там не будет этих русских. » – записал А. Бенуа в своём дневнике перед очередной заграничной поездкой. 3. 05 (21. 04). Ставил и оформлял спектакли в «Comedie-Franaise» (1930-е), в театре «Colon» в Буэнос-Айресе, в лондонском «Covent Garden» (1957). Его наиболее удачные театральные работы этого периода балеты «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» П. И. Чайковского, опера «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова и балет «Петрушка» И. Ф. Стравинского, обошедший многие сцены Европы. В него входили такие известные художники, как Лансере, Дягилев и Бакст.
Рисунки к Капитанской дочке (1904) остались неизданными. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Умер А. Н. Бенуа 9 февраля 1960 года. В последний период работы для театра Б. сотрудничал с труппой Иды Рубинштейн, для спектаклей которой оформил в числе прочего «Поцелуй феи» И. Стравинского (1928) Б. был также режиссером-постановщиком ряда спектаклей, («Болеро» М. Равеля (1928) и др. ).
Именно его постановка «Павильона Армиды» стала началом «дягилевских сезонов» в Париже в 1909 году. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. В 1890 путешествовал по Германии.
Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). Оформил спектакль «Спящая красавица» для антрепризы Дягилева (1928), а также балеты «Жизель» Ж. Адана и «Лебединое озеро» П. Чайковского для антрепризы С. Юрока в Нью-Йорке в 1948. Достоевского, к русским темам. Бенуа много путешествовал.
По рождению и воспитанию Бенуа принадлежал к петербургской художественной интеллигенции. В 1907 оформил для Мариинского театра одноактный балет «Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина, начав многолетнее сотрудничество с М. М. Фокиным. В те же годы под редакцией Бенуа выходил иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России». В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Любил ездить в Италию и во Францию.
В 1926 году по рекомендации Луначарского Александр Бенуа, биография которого в последние годы полна трагических событий, поехал в командировку для работы в Гранд-опере во Францию. В 1909 возглавил художественную часть антрепризы Русского балета С. П. Дягилева. Участвовал в формировании репертуара и подборе художников, разрабатывал сценические сюжеты. Сомовым и В. Ф.
Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым. Кружок единомышленников («Общество самообразования») преобразовался в конце 1890-х в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. Там он работал главным образом в театрах: сначала в Гранд-опера в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый Поцелуй феи И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы – в Ла Скала в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. Наряду с другими мирискусниками был одним из основоположников новой русской школы книжной графики в числе лучших работ в этом жанре – графические серии к «Пиковой даме» (1899 и 1910 СПб., 1911) и «Медному всаднику» (1903-22 Пг., 1923) А. С. Пушкина. Основал и редактировал журнал «Художественные сокровища России» (1901-03), сотрудничал в журналах «Старые годы» (1907-13), «Московский еженедельник» (1907-08), газете «Слово» и других изданиях.
В 1894 впервые выступил как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания «Истории живописи XIX века» Р. Мутера (Мюнхен, 1894). В 1904 году вышла в свет «Азбука в картинках» (1904)13, едва ли не единственная его крупная работа для детей. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Лучшая из книжных работ художника, безусловно, его шедевр – рисунки к «Медному всаднику» Пушкина. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22).
В конце 1898 Дягилев выпустил первый журнала "Мир Искусства". Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником. Узы дружбы и творческой общности ряд лет связывали Бенуа с Серовым, тесное творческое взаимодействие и взаимообогащение существовало между ним и Рерихом, Кустодиевым, Петровым-Водкиным, Грабарем и многими другими. художниках, а также о сокровищах западного искусства в России.
Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с С. П. Бенуа занимал в труппе пост директора по художественной части. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов.
Однако далеко не все именитые художники благосклонно отнеслись к «Миру искусства». Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Воспоминания», в которой представил обширную галерею литературных портретов современников. Эти особенности книги связаны с групповой тактикой «Мира искусства» и с личными, субъективными пристрастиями автора. В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века».
С необыкновенным усердием он компоновал новые выставки искал по экспроприированным коллекциям достойные Эрмитажа шедевры. В 1891-96 выставлялся на Акварельных выставках в Петербурге. Именно там им были написаны «Версальские серии». Среди ее работ есть портрет Б. Ф. Похоронен на кладбище Батиньоль в Париже.
Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. Наиболее значительные статьи касаются главным образом архитектуры старого Петербурга и его пригородов об одной из этих статей – Живописный Петербург (1902) уже говорилось выше. В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые приехал в Париж и полюбил этот город здесь им были созданы знаменитые "Версальские серии" изображавшие красоту парков и прогулки "короля-солнца" (Людовика XIV). Принимал участие в выставках Общества русских акварелистов (1893–1896, 1918), выставке мюнхенского Сецессиона (1898). Бенуа.
Одновременно осваивал акварель под руководством брата Альберта. картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос. Дягилев, художник Лев Бакст и музыковед А. П. Из письма художника к Ф. Ф. Выходец из России, с 1926 года художник переезжает во Францию, живёт там и умирает.
Началась мода на "старину", характерная для предреволюционного времени (журнал "Старые Годы"). С 1885 по 1890 год Бенуа был учеником «Майской гимназии» в Санкт-Петербурге, где он близко познакомился с Д. В. Он много работал в Милане в знаменитом театре Ла Скала. Все последние его работы посвящены продолжению и вариациям «русских серий», начатых еще в 1907-1910 годах. В акварелях Бенуа нет драматического сюжета, нет активного действия и психологической характеристики персонажей.
Это издание стало вершиной его работы как искусствоведа. Точнее было бы сказать, что А. Н. Ещё более плодотворно работал он как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) книгу «Русская живопись в XIX веке», существенно переработав для нее свой ранний очерк. Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII — начала XIX в» и «Франция Людовика XIV». Персональные выставки прошли в Париже (1926, 1929, 1953), Лондоне (1936, 1937, 1939, 1959, 1960), Комо (Италия, 1955), Милане (1960, посмертная). Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым.
Работы, созданные им в глубокой старости, «рисунки-воспоминания», указывают на поразительную стойкость и силу его жизненного восприятия. Бенуа начал учиться рисованию в частном детском саду, он всю жизнь целиком был поглощен искусством. С 1918 — заведующий картинной галереей Эрмитажа. В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова. «От этих.
В ней приняли участие едва ли не все деятели Мира искусства. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Дягилевым Александр Бенуа организовал объединение «Мир искусства», выпускавшее одноименное издание. Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его Азбука в картинах (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель.
Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. Дягилевым Александр Бенуа организовал объединение «Мир искусства», выпускавшее одноименное издание. Бенуа принадлежит к числу реформаторов русского искусства книги и театрально-декорационной живописи в начале XX в. Графически отточенные иллюстрации Бенуа к Медному всаднику А. С. Пушкина (издано в 1923) созвучны и лиризму и драматическому пафосу поэмы. Необычайно одаренный художник, пропагандист искусства, организатор многочисленных выставок, музейный работник, активнейший деятель театра и кино, А. Н. Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века.
Александр Бенуа был женат. К кружку Б. примкнули наиболее даровитые силы передвижных выставок — Серов, Коровин, Левитан, Нестеров, Врубель и даже Репин, не остановленный громовыми статьями старика Стасова против "декадентов".
Дягилева, забывая, что именно А. Н. В 1896-99 жил в Париже изучал культуру и искусство Франции. Заграницей занимался изучением различной литературы и копированием картин известных художников. 1960, в Париже. Создал акварельную серию «Последние прогулки Людовика XIV» (1890-е) и серию гуашей для издания «Русская история в картинках» (СПб., 1910).
Подобные эмоции он назвал «ощущение ОГПУ», а также «общей болезнью в России». В этих сериях нет историко-жанровых сцен, нет изображений людей и вот таким образом нет оттенка лирической иронии, которой отмечены «Последние прогулки Людовика XIV». В 1912-15 был содиректором по постановочной части Московского Художественного театра.
Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Кроме того, в студенческие годы молодой Бенуа проявил себя как писатель и искусствовед, дополнив книгу Муттера «История европейского искусства» главой про русское искусство. В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции. В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии»— картины изображали парки и прогулки «короля-солнце» Людовика XIV.
Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с С. Дягилевым) гастролей русского балета в Париже А. Бенуа более всего заботился, чтобы эти спектакли способствовали мировой славе русского искусства. Главным критерием оценки произведений искусства Бенуа считал их художественность. Однако происходящее в стране очень расстраивало художника. "Истории живописи 19 в. " Мутера. Гофмана (1899, Гос. В 1902 оформлял оперу «Гибель богов» Р. Вагнера в Мариинском театре (показ спектакля состоялся в 1903). Постоянство и высокая «планка» эстетических принципов как в художественной практике (в станковом и театрально-декорационном искусстве иллюстрации), так и в теории (критика и история искусств) делают творчество Б. одним из уникальных феноменов, оставившим заметный след в культуре на протяжении почти трех четвертей века.
В 1887 четыре месяца занимался в вечерних классах АХ. «Мир искусства» раскрыл немало забытых или незамеченных имен, привлек внимание к прикладному искусству, архитектуре, народным промыслам, поднял значение графики, художественного оформления и иллюстрирования книги. Русский музей стр. В 1907 оформил спектакль балета Н. Черепнина «Павильон Армиды» (Мариинский театр), в том же году был одним из основателей «Старинного театра» в Петербурге (выполнил занавес театра).
Бенуа Александр Николаевич (1870-1960), русский художник историк искусства, художественный критик. Русский музей). В отечественной историографии существует мнение, что «Александр Бенуа, подобно Блоку, Белому и Брюсову, поддержал Октябрьскую революцию и с обычным своим усердием работал в качестве хранителя произведений изобразительного искусства в своем родном Петербурге». университета посвятил себя всецело искусству. В поздний период создал главное произведение в мемуарном жанре – книгу «Жизнь художника.
Знаменитые «Записки» герцога Луи де Сен Симона дали художнику сюжетную канву «Последних прогулок Людовика XIV» и, вместе с Другими мемуарными и литературными источниками, ввели Бенуа в атмосферу эпохи. Учился самостоятельно. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Александр Бенуа был душою «Мира искусства» и непременным участником журнала. Будучи, по собственному выражению, органически чуждым политике, художник надеялся, что с образованием Государственной думы все «безобразия» в России закончатся. Бенуа был последовательным защитником ценностей старины. В творчестве А. Н.
Он отнюдь не разделял революционных настроений своих товарищей по «Миру искусства» – Е. Лансере, Д. Философова и его приятелей – Мережковского и Гиппиус. В 1890-94 учился на юридическом факультете С. -Петербургского университета. В 1893 женился на А. Кинд, роман с которой, по признанию Б «протянулся на всю жизнь». Но иллюстрации носят пока еще «станковый» характер: это исторические композиции, вмонтированные в книгу, не сливающиеся с ней органически. К ранним впечатлениям и переживаниям Александра Бенуа восходят истоки той смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства». (р.
С 1919 — действительный член Государственной Академии истории материальной культуры, работал в Российской академии художественных наук (с 1921). Александр Николаевич Бенуа родился 21. 4 (3. 5). 1870 г. в Петербурге в семье профессора архитектуры и архитектора высочайшего двора Николая Леонтьевича Бенуа, который был сыном Луи-Жюля Бенуа, выходца из Франции. Начав с декораций к балету "Сильвия" для Мариинской сцены (1901), он через "Гибель богов" (1902—03) переходит к постановке собственного балета "Павильон Армиды" (муз.
В 1903 Б. создает замечательную серию иллюстраций к "Медному всаднику" — лучшее, что сделано им в области графики. Работая для кинематографии, А. Бенуа обращался к образам Ф. М. Достоевского, к русским темам.
В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии»— картины изображали парки и прогулки «короля-солнце» Людовика XIV. Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями А. Н. Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями. Сотрудничал в левой газете «Новая жизнь». Дебютировал как художник театра в 1900: оформил одноактную оперу «Месть Амура» в Эрмитажном театре в Петербурге.
С 1926 жил в Париже. В своей первой книге История русской живописи в XIX веке (1900-1902) и в статьях начала 1900-х гг. Бенуа особое внимание привлекают графические комментарии к произведениям литературы. Бенуа Александр Николаевич – художник, график искусствовед, яркий представитель художественного объединения "Мир искусства", автор многочисленных литературных трудов, освещающих творчество русских и зарубежных мастеров, блестящий декоратор, работавший в театрах Москвы, Петербурга, во многих городах Европы и Америки. В 1917–1918 совместно с Максимом Горьким редактировал детские книги в издательстве «Парус». Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там).
В числе его лучших работ на балетной сцене – спектакль «Петрушка» И. Ф. Стравинского, поставленный в содружестве с Фокиным в 1911 и многие годы входивший в репертуар лучших европейских театров. Не люди интересуют художника, а лишь атмосфера старины и дух театрализованного придворного этикета (У бассейна Цереры, 1897, Государственная Третьяковская галерея). В 1909 стал художественным директором Русских балетных сезонов Дягилева (до 1911), для которых оформлял балеты «Сильфиды», «Павильон Армиды» (оба 1909), «Жизель» (1910), «Петрушка» (был также автором либретто, 1911), «Соловей» (1914). С детства он полюбил «старый Петербург», пригороды столицы.
И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. В дореволюционное время книжные работы Бенуа имели мало успеха у издателей. Картины и зарисовки, сделанные там, хранятся во многих музеях России. В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые приехал в Париж и полюбил этот город здесь им были созданы знаменитые Версальские серии изображавшие красоту парков и прогулки короля-солнца (Людовика XIV). архитектуры Николая Леонтьевича Б., род. «Хорошо, если благодаря мне Зимний дворец будет спасен и превращен в памятник-сокровищницу мирового значения», – искренне надеялся он. Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом.
Детство и многие годы жизни А. Н. Оставаясь в советской России, Бенуа никогда не разрывал своих связей с Европой, в частности с парижским театром «Гранд-опера», в постановках которого участвовал как театральный художник ещё в предреволюционные годы. Ему принадлежат монография о Гойе (1908), путеводитель по картинной галерее Эpмитaжa (1911), большая статья о Лиотаре (1912) и ряд других работ, популяризирующих классическое наследие европейской живописи. Каждый из рисунков к «Азбуке» представляет собой развёрнутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором иногда жанровую, чаще – сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам. Разглядывание книги вызывает множество ассоциаций и при выполнении традиционного задания для детей «рассказ по картинке» фантазия маленьких читателей и их родителей или наставников может быть просто безграничной.
Дочь Елена уехала из Советской России вместе с отцом в Париж в 1926 году. С 1907 много работал как художник сцены, в первую очередь для М. М. Фокина (Мариинский театр), а также С. П. Дягилева (в 1909 – 1911 был художественным директором «Русских сезонов»). Впоследствии все вместе основали художественную организацию «Мир искусства» и журнал с таким же названием, основной задачей которого была пропаганда зарубежного и особенно русского искусства. 21 апреля (3 мая) 1870, в Санкт-Петербурге, ум.
Один из организаторов и идейный руководитель объединения и журнала Мир искусства. Он постоянно возвращался к дорогим ему образам пушкинской поэзии: "На берегу пустынных волн", "Наводнение в Петербурге в 1824 г. " В последние годы жизни А. Бенуа снова, но уже в живописи, разрабатывал эти сюжеты. В конце 1890-х годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. Не люди интересуют художника, а лишь атмосфера старины и дух театрализованного придворного этикета.
Н. Бенуа в 1924 году по приглашению Национальной оперы уехал во Францию. Не исключено, что А. Н. Все последние его работы посвящены продолжению и вариациям "русских серий", начатых еще в 1907–1910 годах. До 1924 участвовал в его выставках. Вдохновитель и лидер «Мира искусства», он многие годы играл заметную роль в художественной жизни России, сильнейшим образом воздействуя на Формирование общего духовного облика и эстетических воззрений, творческое становление и определение проблематики исканий целого круга мастеров, связанных с ним идейно-творческой близостью либо на него ориентировавшихся. Александр Бенуа, став идеологом и теоретиком объединения «Мир искусства», активно участвовал в его художественной жизни, а также в издании журнала «Мир искусства», взявшего на себя роль основы и идейного рупора этого объединения. В начале 1905 года Бенуа с семьёй вновь выезжает во Францию.
Руководил художественным отделом издательства «Всемирная литература». Круг друзей и единомышленников Александра Бенуа сложился, как уже говорилось, ещё в гимназические и университетские годы. Событием для кружка было появление в 1893 1-го вып. Умер Александр Николаевич Бенуа 9 февраля 1960 года.
С «Азбуки» А. Бенуа начинается история детской книги «Мира искусства». Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Младший из девяти детей академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа (1813-1898), внук (по матери) академика архитектуры Альберта Катариновича Кавоса (1800— 1863). С 1917 по 1926 год Бенуа заведовал Картинной галереей Эрмитажа, т. е. Оформлял отдельные номера журнала «Мир искусства» (в 1904 был соредактором С. Дягилева), работал над экслибрисами, В 1905 создал серию иллюстраций для книги «Азбука в картинках Александра Бенуа» и серию открыток «Игрушки».
Превосходно скомпонованные, звучные, эти иллюстрации похожи на завершённые картины. Серебряковой. "Художественные Сокровища России", задуманного и осуществленного Б. в 1901. Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его «Азбука в картинах» (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель.
Художник (в т. ч. театральный) историк искусства и художественный критик, главн. В 1904 году вышла в свет «Азбука в картинках» (1904), едва ли не единственная его крупная работа для детей. Ей недостает именно историзма. Это издание стало вершиной его работы как искусствоведа.
В 1897 году, после поездок во Францию, Александр Бенуа представил публике первую серию своих акварелей под общей темой «Последние прогулки Людовика XIV». Такое ощущение, точно что-то, нависло над головой», - писал А. Н. Их обычно связывают лишь с именем С. П.
В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Его декорации, эскизы костюмов и бутафории отмечены художественной цельностью и тонким чувством стиля (опера Гибель богов Р. Вагнера, 1903, балет Павильон Армиды Н. Н. Черепнина, 1907, – Мариинский театр в Петербурге). «Героем» новых произведений художника становится само искусство прошлого: не люди, а великолепные архитектурно-парковые ансамбли, то поражающие своей грандиозностью, то очаровывающие интимным изяществом и поэтической прелестью.