Александр Бенуа активно участвовал в художественной жизни – прежде всего в деятельности объединения Мир искусства, будучи его идеологом и теоретиком, а также в издании журнала Мир искусства, ставшего основой этого объединения часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои Художественные письма (1908-16) в газете Речь. Бенуа особое внимание привлекают графические комментарии к произведениям литературы. И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» «настоящим перлом в русском искусстве».
Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже – «Русские сезоны». Предки Александра по матери были итальянцами, семья отца перебралась в Россию после революционных потрясений во Франции. Нортау следует, что именно нарком уговорил его не возвращаться на Родину.
В этих работах можно заметить некоторое изменение самого принципа исторического мышления художника. Дягилев, художник Лев Бакст и музыковед А. П. Книга Бенуа представляет собой серьёзное и оригинальное исследование, поражающее обилием и разнообразием привлекаемого материала, глубокой продуманностью и проникновенной тонкостью отдельных характеристик, но Одновременно книга является острым публицистическим трактатом, полемически направленным против академизма и передвижничества. Среди прочих его произведений – дворцовые конюшни (1848–1854) и фрейлинские дома (1858) в Петергофе, «швейцарский» дом в подмосковном Кусково (1870). Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его Азбука в картинах (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). Бабушка привозила Александру из Венеции настоящих итальянских марионеток изображавших героев комедии дель арте: Коломбину, Арлекина, Пьеро Именно в искусстве театра уже взрослый А. Бенуа видел единственную возможность создать творческий синтез живописи, архитектуры, музыки, пластики и поэзии, осуществить то органическое слияние искусств, которое представлялось ему высшей целью художественной культуры.
С самых ранних лет и в течение всей своей жизни Бенуа испытывал чувство, которое трудно назвать иначе, как культом театра. как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания «История живописи XIX века» Р. Мутера (Мюнхен, 1894). Художественный руководитель «Русских сезонов» (1908-11), режиссер (Московского Художественного театра, 1913-15). Все последние его работы посвящены продолжению и вариациям «русских серий», начатых еще в 1907-1910 годах. На следующий год одна из его декораций была использована в парижской постановке Бориса Годунова.
Но, разочаровавшись в Революции, в 1926 году обосновался в Париже. Активно применял новые металлические конструкции, стилизуя их под готику (вокзал в Петергофе, 1855–1857). Н. Соколов---де Сент-Мор (Benoit de Sainte-Maure), нормандский поэт при дворе английского короля Генриха II, автор стихотворной хроники Нормандии и «Романа о Трое» (между 1180 и 1190), один из эпизодов которого (о Троиле и Крессиде) послужил источником сюжетов для Дж.
В своих пейзажных композициях (созданных в путешествиях, а также в Петербурге и его окрестностях) продолжил традицию романтизма в ее элегически-мечтательных, но в то же время и собственно «видописных», документально-точных свойствах, чуждаясь гротесков и фантазий «Мира искусства». Но и здесь перед А. Н. Дягилевым Александр Бенуа организовал объединение «Мир искусства», выпускавшее одноименное издание. До революции был издан должным образом лишь второй вариант (1910) иллюстраций к Пиковой даме. С Азбуки Бенуа начинается история детской книги Мира искусства.
собрания), меланхолично-элегическую по тону, надолго утвердившую за ним славу «певца Версаля и Людовиков». В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова. Была известным живописцем и две ее картины приобрело Французское правительство.
Александр Бенуа был душою «Мира искусства» и непременным участником журнала. Жил в основном в Петербурге. Бенуа14. Русский музей стр. Подобные эмоции он назвал «ощущение ОГПУ», а также «общей болезнью в России». Бенуа с уверенностью можно назвать первым русским «энциклопедистом» от искусства.
Философовым, К. А. Художественный руководитель «Русских сезонов«Русские сезоны» — за границей, выступления русских оперных и балетных трупп, организованные С. П. Дягилевым. Деятельность Бенуа как художественного критика и историка искусств неразрывно связана со всем тем, что делал Бенуа в живописи, станковой и книжной графике, в театре. Там он работал главным образом в театрах: сначала в Гранд-опера в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый Поцелуй феи И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы – в Ла Скала в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к «Пиковой даме» (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами «Мира искусства». Кроме того, в студенческие годы молодой Бенуа проявил себя как писатель и искусствовед, дополнив книгу Муттера «История европейского искусства» главой про русское искусство.
Чисто-декоративных украшений совсем нет. Но, разочаровавшись в Революции, в 1926 обосновался в Париже. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. и художественный критик.
Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его «Азбука в картинах» (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. Открыт в 1778 (архитектор Дж. Работая для кинематографии, Бенуа обращался к образам Ф. М. Почувствовав это, А. Н.
работе (в 1918 возглавил Картинную галерею ЭрмитажаЭрмитаж в Санкт-Петербурге (от французского ermitage — место уединения) — один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Современники видели в нём живое воплощение духа артистизма. Бенуа мог бы вполне ужиться (именно это он и пытался сделать ещё с 1917 года), если бы они давали ему возможность спокойно заниматься любимым делом.
Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Затем он переехал в Италию, где на протяжении многих лет (с 1937 по 1970 годы) был директором постановочной части в Миланской Ла Скала. Родился в Новом Петергофе 11 (23) августа 1856. петергофских впечатлений. Александр Николаевич (1870-1960), российский художник историк искусства и художественный критик. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Но иллюстрации носят пока еще «станковый» характер: это исторические композиции, вмонтированные в книгу, не сливающиеся с ней органически.
С 1926 года жил во Франции. В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». Александр Николаевич Бенуа (фр. Тематика этих публикаций весьма разнообразна.
Вдохновитель и лидер объединения «Мир искусства». Сын архитектора Н. Л. Бенуа. Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий.
Работая для кинематографии, А. Бенуа обращался к образам Ф. М. Достоевского, к русским темам. «От этих. Здесь, как и в истории русской живописи, общая историческая концепция является наиболее уязвимой стороной работы Бенуа. Сознание юного Бенуа развивалось в атмосфере впечатлений искусства и художественных интересов. (1856–1928), был выдающимся архитектором.
Картины и зарисовки, сделанные там, хранятся во многих музеях России. Эти особенности книги связаны с групповой тактикой «Мира искусства» и с личными, субъективными пристрастиями автора. И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным.
собрания), меланхолично-элегическую по тону, надолго утвердившую за ним славу «певца Версаля и Людовиков». Л., 1989. А. Умер А. Н. Бенуа 9 февраля 1960 года.
Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями. Но на его пути постоянно вставали препятствия бытового характера: приходилось заботиться о благосостоянии семьи, постоянно обходить препоны, чинимые правительством деятелям искусства (например, запрет рисовать на улицах Петрограда). В музеях и картинных галереях Франции, Италии изучал творчество великих мастеров прошлого. Его литературные произведения, бесспорно имеют самостоятельное значение, характеризуя сложный, большой и плодотворный этап в развитии русской критики и науки об искусстве.
Состоялись в 1907-14 в Париже и Лондоне. «Какую бы чушь современные художественные борзописцы ни городили про меня, про мое «эстетство», мои симпатии влекли и теперь влекут меня к простейшим и вернейшим изображениям действительности», – говорил Бенуа. Художник умел ценить величие искусства прошлого. Дягилев, по большому счёту, являлся лишь талантливым администратором с хорошим, говоря современным языком, «административным ресурсом»: связями, знакомствами, доступом к государственному финансированию. Он отнюдь не разделял революционных настроений своих товарищей по «Миру искусства» – Е. Лансере, Д. Философова и его приятелей – Мережковского и Гиппиус. Бенуа занимал в труппе пост директора по художественной части.
Отправляя его в Париж, нарком прекрасно понимал, что происходит у него на душе. Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» (1899-1904) и ежемесячном сборнике «Художественные сокровища России» (1901-1903), а позднее в журнале «Старые годы» (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. Родился в Петербурге 14 (26) марта 1852. Среди его особо значительных работ для Петербурга – Придворная капелла (ныне Академическая капелла имени М. И. Глинки, 1885–1889), Акушерско-гинекологический институт (ныне имени Д. О. Отта, 1897–1904), типография «Печатный двор» (1908–1910), один из корпусов Русского музея, так называемый «корпус Бенуа» (1914–1916), проект неоклассического преобразования города, созданный совместно с М. М. Перетятковичем (1910–1913). Идеолог «Мира искусства». Бенуа изображал придворный быт, в котором подчёркивал условность, противопоставлял его искусственную красоту прозе действительной жизни.
Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа. Это издание стало вершиной его работы как искусствоведа. Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему». Выражая тревогу по поводу отсутствия в современной культуре объединяющего «большого стиля», боролся против безвкусицы и варварского отношения к памятникам истории и искусства выступал против русского авангарда с консервативно-охранительских позиций. С 1917 активно участвовал в реформах художественной жизни и музейной работе (в 1918 возглавил Картинную галерею Эрмитажа).
Александр Николаевич Бенуа – русский художник, график искусствовед, один из основателей художественного объединения «Мир искусства», автор многочисленных литературных трудов, освещающих творчество русских и зарубежных мастеров, прекрасный декоратор, работавший в театрах Москвы и Петербурга, во многих городах Европы и Америки. Наиболее ранние из ретроспективных произведений Бенуа связаны с его работой в Версале. был государственным служащим, которому эти пайки выдавались в качестве заработной платы.
Художник продолжал работать, оформлял декорации во многих театрах, писал книги и картины. В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые приехал в Париж и полюбил этот город здесь им были созданы знаменитые "Версальские серии" изображавшие красоту парков и прогулки "короля-солнца" (Людовика XIV). Возникли в 15-16 веках.
Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. 401), Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце (1909, Гос. Уже современники правильно отмечали, что самое ценное в его труде лежит вне круга эволюционных выводов и культурно-исторических обобщений. Такое ощущение, точно что-то, нависло над головой», - писал А. Н. Наиболее значительные статьи касаются архитектуры старого Петербурга и его пригородов.
Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с С. П. В русских сезонах участвовали: композиторы Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Его отец был архитектором. Западноевропейское искусство привлекало внимание Бенуа в неменьшей степени, чем русское. Из письма художника к Ф. Ф. Основное место в картинах Бенуа занимали пейзажи. Умер в Петербурге 11 (23) декабря 1898. Он не окончил Академию художеств, считая, что художником можно стать лишь непрерывно работая.
Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым. Но для Бенуа натурные штудии являлись лишь начальным этапом творчества. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу Русская живопись в XIX веке, существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания Русская школа живописи и История живописи всех времен и народов (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал Художественные сокровища России создал прекрасный Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа (1911). Шаляпина и З. Е.
и гуашей в 18 в. и раннем 19 в. Во время частых поездок во Францию создал большую акварельную серию «Последние прогулки Людовика XIV» (1897-98, Русский музей и др. Среди ее работ есть портрет Б. Ф. С 1917 года А. Бенуа активно участвовал в реформах художественной жизни и музейнойМузеи (от греческого museion — храм муз) — научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. В 1910 году художник опубликовал «Путеводитель по Эрмитажу». К ранним впечатлениям и переживаниям Александра Бенуа восходят истоки той смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства». Там он работал главным образом в театрах: сначала в Гранд-опера в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый Поцелуй феи И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы – в Ла Скала в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай.
Александр Бенуа был женат. Русский музей). В 1904 году вышла в свет «Азбука в картинках» (1904)13, едва ли не единственная его крупная работа для детей. С 1926 жил во Франции. БЕНУА Александр Николаевич (21 апреля (3 мая) 1870, Санкт-Петербург – 9 февраля 1960, Париж), российский художник историк искусства и художественный критик. Первый вариант иллюстраций к Медному всаднику (1903) опубликован не отдельной книгой, а только в журнале Мир искусства (1904), с нарушением задуманного художником макета оформления.
Типы музеев: научно-просветительские исследовательские, учебные. В своих работах Бенуа очень точно передавал стиль и настроения прошедших веков. Подобных открытий деятелями Мира искусства совершалось немало в самых разнообразных сферах художественной культуры. Мастерски подражал историческим стилям (фрейлинские дома в Петродворце, 1858 в духе барокко).
А также в нем рано зародилась любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь. Он начал работать с К. С. Постоянно выступал и как критик (наиболее значительны его статьи 1908-17 в газете «Речь»). Отъезд как и ранее состоялся для постановки спектакля в Гранд-опера и участия в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся.
Знак зодиака — Телец. Русский музей стр. В отечественной историографии существует мнение, что «Александр Бенуа, подобно Блоку, Белому и Брюсову, поддержал Октябрьскую революцию и с обычным своим усердием работал в качестве хранителя произведений изобразительного искусства в своем родном Петербурге». Будучи, по собственному выражению, органически чуждым политике, художник надеялся, что с образованием Государственной думы все «безобразия» в России закончатся.
Но память о родине, где он участвовал в осуществлении первых мероприятий Советского правительства по организации музеев, был ведущим сотрудником Эрмитажа и Русского музея, забота об охране памятников старины, - всегда была для А. Бенуа драгоценнейшим в его жизни. Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с С. Дягилевым) гастролей русского балета в Париже А. Бенуа более всего заботился, чтобы эти спектакли способствовали мировой славе русского искусства. Каждый из рисунков к «Азбуке» представляет собой развёрнутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором иногда жанровую, чаще – сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам. На сцене театра выступают выдающиеся певцы из других стран. Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. Чосера и У. Шекспира. ---Леонтий Николаевич (1856-1928), архитектор, заслуженный деятель искусств России (1927). Именно его постановка «Павильона Армиды» стала началом «дягилевских сезонов» в Париже в 1909 году. Разглядывание книги вызывает множество ассоциаций и при выполнении традиционного задания для детей «рассказ по картинке» фантазия маленьких читателей и их родителей или наставников может быть просто безграничной.
Художник хорошо чувствовал красоту архитектурных форм. Именно пейзаж полно отразил мировидение художника. В искусствоведческих трудах сочетал пропаганду классического наследия с проповедью «свободного искусства». От этих. городов. В написанных в поздний период мемуарах «Мои воспоминания» (Нью-Йорк, 1955 1-е издание в России – М., 1980) проникновенно воссоздал атмосферу духовных и творческих исканий «серебряного века» в России рубежа 19-20 столетий. Литература:Эткинд М. Г. А. В те же годы под редакцией Бенуа выходил иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России». Александр Николаевич Бенуа родился в Петербурге в семье профессора архитектуры и архитектора высочайшего двора Николая Леонтьевича Бенуа, который был сыном Луи-Жюля Бенуа, выходца из Франции.
Решение стать художником созрело у Александра очень рано. Автор книг («Русская школа живописи», 1904 «Царское село в царствование императрицы Елисаветы Петровны», 1910 «История живописи всех времён и народов», 1912-1917) и статей по истории искусства и вопросам современной культуры (газеты «Речь», «Последние новости», журнал «Русские записки» и др. ). Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. В ней приняли участие едва ли не все деятели Мира искусства. И. С. Зильберштейна, А. Н. Савинова.
СПб., 1994. М. Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа. Превосходно скомпонованные, звучные, эти иллюстрации похожи на завершённые картины. Постоянно выступал и как критик (наиболее значительны его статьи 1908-17 в газете «Речь»).
М., 1968. Бернандт Г. Б. Александр Бенуа и музыка. Занимался оформлением постановок, многие из которых делал с отцом, работал во многих известных театрах мира, три сезона оформлял постановки в Большом театре в Москве. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Кроме того, Бенуа успевал подготовить статью в журнал или газету, написать несколько писем, всегда интересных мыслями об искусстве. Для семьи он также уделял достаточно много времени.
Бенуа прошли в Петербурге, в доме 15 по улице Глинки, недалеко от Крюкова канала. Обстановка в доме, окружавшая Александра Николаевича, способствовали его художественному развитию. Вторая категория отроческих переживаний, наложивших неизгладимый отпечаток на эстетические воззрения Бенуа, возникла из впечатлений от загородных резиденций и петербургских пригородов – Павловска, старинной дачи Кушелева-Безбородко на правом берегу Невы, а также Петергофа и его многочисленных памятников искусства. Каждая глава украшена отдельным шмуцтитулом и имеет одну страничную иллюстрацию, заставку и концовку.
Дягилева), учредитель и редактор (1901-1903) журнала «Художественные сокровища России». Умер Александр Николаевич Бенуа 9 февраля 1960 года.
Детство будущего художника прошло в Петербурге. Дягилева, забывая, что именно А. Н. Александр Бенуа был одарен исключительным музыкальным слухом и редкой зрительной памятью. В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале.
Был главным идеологом журнала «Мир искусства» (1898-1904), позднее стал инициатором создания одноименного общества. Пребывая в романтической оппозиции к современности, всегда вдохновлялся стариной, черпая сюжеты для своих акварелей и гуашей в 18 в. и раннем 19 в. Во время частых поездок во Францию создал большую акварельную серию «Последние прогулки Людовика XIV (1897-98, Русский музей и др. Александр Николаевич Бенуа – сын Николая Леонтьевича Бенуа, академика и архитектора и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос) – родился 3 мая 1870 года. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Позже они работали вместе с сыном Николаем и дочерью Еленой.
С «Азбуки» А. Бенуа начинается история детской книги «Мира искусства». Имя Бенуа – живописца, сценографа и иллюстратора историка искусства и художественного критика граничит с высшими достижениями «серебряного века» отечественной культуры.
Примеры музеев: Политехнический музей, Лувр, Эрмитаж. С 1910 года начал выпускать серийные издания «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов» (издание прервалось лишь с началом революции в 1917 году). В начале 1905 года Бенуа с семьёй вновь выезжает во Францию. Ему принадлежат монография о Гойе (1908), путеводитель по картинной галерее Эpмитaжa (1911), большая статья о Лиотаре (1912) и ряд других работ, популяризирующих классическое наследие европейской живописи. Героем новых произведений художника становится само искусство прошлого: не люди, а великолепные архитектурно-парковые ансамбли, то поражающие своей грандиозностью, то очаровывающие интимным изяществом и поэтической прелестью.
Учредитель (1903) и почетный председатель (1922–1928) Общества архитекторов-художников, редактор журнала «Зодчий» (1892–1895). В годы революции и Гражданской войны А. Н. Бенуа оставался в Петрограде. «История живописи всех времен и народов» (Санкт-Петербург, 1912-17). Совершал длительные заграничные поездки. «Авось, что там не будет этих русских. » – записал А. Бенуа в своём дневнике перед очередной заграничной поездкой.
Для него, человека, который всегда провозглашал, что не имеет никаких политических убеждений, подобное было невыносимо. Лучшая из книжных работ художника, безусловно, его шедевр – рисунки к «Медному всаднику» Пушкина. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. В дружественной беседе он сказал об отсутствии финансирования и условий для его работы и посоветовал выждать во Франции, пока ситуация изменится.
Александр учился в Академии художеств (1887), основные навыки живописи получил от брата Альберта, акварелиста и архитектора. Выдающееся значение имела педагогическая деятельность мастера. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Одна из центральных фигур русской художественной культуры «серебряного века»: организатор объединения «Мир искусства» (с 1899), активный участник в издании журнала «Мир искусства» (с 1902 – соредактор С. П.
Прадед Бенуа по материнской линии К. А. Кавос был композитором и дирижером, дед – архитектором, много строившим в Петербурге и Москве отец художника также был крупным архитектором, старший брат пользовался известностью как художник-акварелист. Художники и критики, по примеру Бенуа, становились историками, собирателями, открывателями и истолкователями забытых или непонятных художественных ценностей. Он оставил огромное количество работ, публикаций и мемуаров. Родился и получил образование в России, сын и ученик А. Н. Бенуа. Это решение было связано, главным образом, с финансовыми и семейными обстоятельствами. («Парад при Павле I», гуашь, 1907, Русский музей) впечатляют достоверностью живого ироничного анекдота. Опубликование иллюстраций в «Мире искусства» сразу было встречено художественной общественностью как большое событие в русской графике.
Реставрационный отдел. ). Он преподавал в петербургском Институте гражданских инженеров (1884–1892 и 1920–1927), был профессором (с 1892) и ректором (1903–1906 и 1911–1917) Академии художеств среди его учеников – А. Е. Белогруд, Л. А. Веснин, О. Р. Мунц, И. А. Фомин, В. А. Щуко, А. В. Щусев, В. Г. Гельфрейх, Л. В. Руднев и др. В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос. Бенуа с большой ответственностью подходил к своей работе в Эрмитаже, который он любил с самого детства и мечтал превратить в музей мирового уровня. Пейзажная графика французского классицизма подсказала ему приемы художественного решения. Он начал систематическую научную публикацию произведений искусства, хранящихся в русских музеях.
Жил в основном в Петербурге. В 1907 Бенуа играл важную роль в основании Старинного театра в Петербурге (для которого он создал занавес). Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. Он постоянно возвращался к дорогим ему образам пушкинской поэзии: «На берегу пустынных волн», «Наводнение в Петербурге в 1824 г» В последние годы жизни А. Бенуа снова, но уже в живописи, разрабатывал эти сюжеты. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита)., графикеГрафика (греческое graphike, от grapho — пишу) — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др. ), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.
Н. Бенуа. Оформление «Свадьбы Фигаро», поставленной в 1926 году, – последняя работа Бенуа в Советской России. Жизнь художника прервалась в Париже. В 1911 году выходит, пожалуй, лучшее дореволюционное издание знаменитой повести А. С. Нурок.
Работая на прежнем профессиональном уровне, ничего принципиально нового и интересного Бенуа создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета Петрушка было исполнено не менее восьми). Издавало одноименный ежемесячный иллюстрированный литературно-художественный журнал (1898/99-1904, Санкт-Петербург), в котором печатались произведения писателей-символистов, статьи религиозно-философского характера» (1898-1904), позднее стал инициатором создания одноименного общества. Здесь, а также в «Истории русской живописи в XIX веке» (Санкт-Петербург, 1902) и «Русской школе живописи» (в 10 выпусках, Санкт-Петербург, 1904-06) впервые обстоятельно определил самобытные черты русской национальной художественной традиции на фоне других европейских школ. Выдвигая лозунги «чистого» искусства и «преображения» жизни искусством, представители «Мира искусства» отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным.
Дочь Елена уехала из Советской России вместе с отцом в Париж в 1926 году. С 1885 по 1890 год Бенуа был учеником «Майской гимназии» в Санкт-Петербурге, где он близко познакомился с Д. В. Детство и многие годы жизни А. Н. Семье Бенуа удалось выжить в эти годы лишь благодаря американским пайкам АРА (помощи пострадавшим странам в Первой мировой войне). Наиболее значительные статьи касаются главным образом архитектуры старого Петербурга и его пригородов об одной из этих статей – Живописный Петербург (1902) уже говорилось выше. «Героем» новых произведений художника становится само искусство прошлого: не люди, а великолепные архитектурно-парковые ансамбли, то поражающие своей грандиозностью, то очаровывающие интимным изяществом и поэтической прелестью. Это характерный для творчества Бенуа пример исторической реконструкции прошлого художником, вдохновленным живыми впечатлениями от версальских парков с их скульптурой и архитектурой но одновременно здесь подведены итоги скрупулезного изучения старого французского искусства, особенно гравюр XVII-XVIII веков.
Расцвет художественно-критической деятельности Бенуа падает на период создания третьей серии его статей – под общим заглавием «Художественные письма», которые еженедельно печатались в газете «Речь» с ноября 1908 по 1917 год. Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему.
Учился в Академии художеств (1827–1836), как академический «пенсионер» изучал классическую и современную архитектуру во Франции, Италии, Германии (1840–1846). Бенуа уже в апреле 1923 года. Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века. В композициях Бенуа нередко сохраняются черты театрального «кулисного» построения, хотя на сценических площадках и не выступают исторические персонажи. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22).
В большинстве своем это добросовестные и точные этюды, неблестящие по технике и не всегда обладающие большой художественной выразительностью. Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. с консервативно-охранительских позиций. Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. Сын профессора архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа, внук выходца из Франции Луи-Жюля Бенуа (по-французски — Benois), внук с материнской стороны архитектора Альберта К. Кавоса — строителя Мариинского театра в Санкт-Петербурге и Большого театра в Москве брат акварелиста Альберта H. Бенуа и архитектора Леонтия Бенуа. Бенуа стал задумываться об эмиграции.
Из построек Л. Н. Бенуа в других городах заслуживают упоминания, в первую очередь, доходный дом на Моховой улице в Москве (совместно с А. О. Гунстом, 1905–1907 позже был перестроен под гостиницу «Националь») и Петербургский банк в Киеве (1911). В искусствоведческих трудах сочетал пропаганду классического наследия с проповедью «свободного искусства». Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Художник признавал сам, что патриотом его назвать сложно.
Знаменитые «Записки» герцога Луи де Сен Симона дали художнику сюжетную канву «Последних прогулок Людовика XIV» и, вместе с Другими мемуарными и литературными источниками, ввели Бенуа в атмосферу эпохи. На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель., театральных работах («Версальская серия» иллюстрации к «Медному всаднику» Александра Сергеевича Пушкина, 1903-1922) тонко передавал стиль прошедших эпох. В 1907-10 выполнил серию гуашей для издания «Русская история в картинках» (Санкт-Петербург, 1910) его исторические образы («Парад при Павле I, гуашь, 1907, Русский музей) впечатляют достоверностью живого ироничного анекдота. Впоследствии все вместе основали художественную организацию «Мир искусства» и журнал с таким же названием, основной задачей которого была пропаганда зарубежного и особенно русского искусства. В период с 1896 по 1898 год Александр Бенуа жил и работал во Франции.
Их обычно связывают лишь с именем С. П. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. Ещё более плодотворно работал он как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) книгу «Русская живопись в XIX веке», существенно переработав для нее свой ранний очерк. В 1964, 1974 и 1989 труппа театра гастролировала в Москве» (1947-56), где постановочную часть возглавлял его сын и ученик Николай Александрович Бенуа, театрах Лондона, Нью-Йорка, Вены и других городов. Значительную часть перечисленных серий составляют работы с натуры.
А. Н. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»8. Это сыграло особенно важную роль в России начала XX века, когда капиталистические застройки, безобразные доходные дома начали угрожать классическому облику города. «Ныне я себя чувствую более усталым, разбитым и удрученным, нежели за все эти годы. Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912).
Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Пример этого – картина «Парад при Павле I», где показано тонкое знание истории, костюмов, архитектуры, быта и вместе с тем чувствуется оттенок юмора, едва ли не сатиры. Бенуа часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои «Художественные письма» (1908-16) в газете «Речь».
Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. Однако в СССР нельзя было жить вне политики. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления. Он не окончил Академию художеств, считая, что художником можно стать лишь непрерывно работая.
Рано зародилась в нем любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь. Л. М., 1965. Александр Бенуа размышляет / Под ред. Однако голод, холод, обилие мусора, военных калек и «интеллигентных» нищих на улицах Петрограда никак не вписывались в представления Бенуа о жизни вообще и о жизни своей семьи в частности. В живописи, графике, театральных работах («Версальская серия» иллюстрации к «Медному всаднику» А. С. Пушкина, 1903-22) тонко передавал стиль прошедших эпох. В годы обучения Бенуа много времени проводил в Эрмитаже, посещал пригороды Петербурга, где размещались архитектурно-парковые ансамбли Петергоф, Павловск, Царское Село.
Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. Н. Бенуа в 1924 году по приглашению Национальной оперы уехал во Францию. Оформил оперные спектакли многих театров мира (в 1936-71 был директором постановочной части театра Ла Скала), плодотворно продолжая традиции «живописного театра» времен «Мира искусства». ---Николай Леонтьевич (1813-98), российский архитектор. Alexandre Benois) (1870-1960) — русский художник историк искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира.
3я этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к Золотому горшку Э. Т. А. Не люди интересуют художника, а лишь атмосфера старины и дух театрализованного придворного этикета (У бассейна Цереры, 1897, Государственная Третьяковская галерея). По рождению и воспитанию Бенуа принадлежал к петербургской художественной интеллигенции. Художник умел ценить величие искусства прошлого. К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к Пиковой даме (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами Мира искусства. За этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к «Золотому горшку» Э. Т. А.
Ему принадлежат монография о Гойе (1908), путеводитель по картинной галерее Эpмитaжa (1911), большая статья о Лиотаре (1912) и ряд других работ, популяризирующих классическое наследие европейской живописи. Умер Александр Бенуа в Париже в 1960 году, немного не дожив до 90-летнего юбилея.
Выходец из России, с 1926 года художник переезжает во Францию, живёт там и умирает. По рождению и воспитанию Бенуа принадлежал к петербургской художественной интеллигенции.
Однако далеко не все именитые художники благосклонно отнеслись к «Миру искусства». Много путешествовал (Западная Европа, Северная Африка, Кавказ, Крым, Поволжье, Средняя Азия, Дальний Восток). В замечательных – благодаря своему тонкому, романтичному историзму – сериях иллюстраций к «Пиковой даме» (1899 и 1910, отдельное издание – Санкт-Петербург, 1911) и «Медному всаднику» А. С. Пушкина (1903-22 отдельное издание – Петроград, 1923) выступил как реформатор русской книжной графики. Возглавлял художественную часть антрепризы С. П. Дягилева, активно участвуя в его «Русских сезонах». Умер в Фонтене-о-Роз близ Парижа 16 мая 1936. Рисунки к Капитанской дочке (1904) остались неизданными.
В 1911-13 на основе «Русских сезонов» была создана постоянная труппа Русский балет Дягилева» (1908-11), режиссерРежиссер (от латинского rego — управляю) — постановщик спектаклей, фильмов, эстрадных и цирковых программ. Был главным идеологом журнала «Мир искусства«Мир искусства» — российское художественное объединение (1898-1924), создано в Санкт-Петербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Работы, созданные им в глубокой старости, «рисунки-воспоминания», указывают на поразительную стойкость и силу его жизненного восприятия. Бенуа начал учиться рисованию в частном детском саду, он всю жизнь целиком был поглощен искусством. В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова.
Однако происходящее в стране очень расстраивало художника. Гофмана (1899, Гос. Был профессором Академии художеств (с 1857). Живописи и графике «Мира искусства» (Л.
Н. Бенуа и Эрмитаж: Каталог выставки / Государственный Эрмитаж. В замечательных — благодаря своему тонкому, романтичному историзму — сериях иллюстраций к «Пиковой даме» (1899 и 1910, отдельное издание — Санкт-Петербург, 1911) и «Медному всаднику» А. С. Пушкина (1903-22 отдельное издание — Петроград, 1923) выступил как реформатор русской книжной графики. Боязнь открыто высказываться по близким ему вопросам искусства и культуры, опасаясь того, что люди, с которыми ты ведешь беседу, окажутся провокаторами, беспрестанно преследовала Александра Бенуа.
С 1917 по 1926 год Бенуа заведовал Картинной галереей Эрмитажа, т. е. Боккаччо, Дж. «Хорошо, если благодаря мне Зимний дворец будет спасен и превращен в памятник-сокровищницу мирового значения», – искренне надеялся он. Не исключено, что А. Н. Оставаясь в советской России, Бенуа никогда не разрывал своих связей с Европой, в частности с парижским театром «Гранд-опера», в постановках которого участвовал как театральный художник ещё в предреволюционные годы. С 1955 имеет филиал — «Пиккола Скала» (Милан).
Он не мог иначе. Он немало занимался теорией отдельных видов и жанров искусства. Выражая тревогу по поводу отсутствия в современной культуре объединяющего «большого стиля», боролся против безвкусицы и варварского отношения к памятникам истории и искусства выступал против русского авангардаАвангардизм (авангард) — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. В своей сценографии (балет Н. Н. Черепнина «Павильон Армиды» в Мариинском театре (1907), «Петрушка» И. Ф. Стравинского в театре Шатле в Париже (1911), «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина в МХТ (1914-15, Бенуа здесь выступил также и как режиссер) и многие др. Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале Мир искусства (1899-1904) и ежемесячном сборнике Художественные сокровища России (1901-1903), а позднее в журнале Старые годы (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства.
Сын Николай, дочери Елена и Анна, племянники и их маленькие друзья находили в «дяде Шуре» участника любопытных затей, полезных занятий и никогда не ощущали ни раздражения, ни усталости этого занятого, но неутомимого человека. В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые поехал в Париж здесь им были созданы знаменитые «Версальские серии» изображавшие красоту парков и прогулки «Короля-солнца» (Людовика XIV). Понятие «художественности» с детства ассоциировалось у Бенуа с понятием «театральности». Монументальным вкладом в мировое искусствознание стала его 4-томная «История живописи всех времен и народов» (Санкт-Петербург, 1912-17). Основные качества живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета. К тому же Бенуа является режиссёром театра (Пиковая дама, Павильон Армиды, Петрушка) и иллюстратором в различных изданиях.
В 1894 году Александр Бенуа дебютировалДебют (французское debut) — первое выступление на каком-либо поприще например, артиста на сцене. Соблазн остаться за границей был велик, но страх навсегда оторваться от родной почвы, оказавшись «беженцем» без определённых занятий, останавливал художника на протяжении нескольких лет. Но даже с большевиками А. Н. В 1898 году вместе с С. П. Видный представитель архитектурного романтизма, свободно варьировал разные исторические стили: в ансамбле в Москве (совместно с П. С. Кампиони, 1862–1865) главный фасад центрального корпуса решен в формах классицизма и «умеренного» петровского барокко, садовый же фасад – в формах более пышного барокко эпохи Б. К. Растрелли.
Был близок к императорскому двору. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал.
Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. В этих сериях нет историко-жанровых сцен, нет изображений людей и вот таким образом нет оттенка лирической иронии, которой отмечены «Последние прогулки Людовика XIV». Гофмана (1899), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере. Русский музей), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова Царская и императорская охота на Руси, т. III (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере (в этом же издании Бенуа выполнил ряд заставок и концовок).
По количеству сообщенных в нем фактов он и сегодня почти не имеет себе равных. С детства полюбил он старый Петербург, пригороды столицы. Современники видели в нем живое воплощение духа артистизма.
Бенуа был последовательным защитником ценностей старины. Значение цикла Медного всадника далеко не исчерпывается его чисто графическими качествами. В 1911 году им был создан прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». Александр Бенуа родился 3 мая (21 апреля по старому стилю) 1870 года в Санкт-Петербурге. Лишь впоследствии, среди работ 1911-1916 годов начали возникать чисто пейзажные циклы акварелей изображающих природу Италии, Швейцарии, Бретании и Крыма. Работы Бенуа связаны с Версалем, его парком, Петергофом.
Окончил петербургскую Академию художеств в 1879. Учился в Академии художеств (1887), основные навыки живописи получил от брата Альберта, акварелиста и архитектора. Оба художники.
Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века. Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). Сын Н. Л. Бенуа, брат А. Н. Бенуа. С 1925 жил в Италии. Стал первым хранителем Русского музея в Петербурге (1895), служил также (с 1897) инспектором по художественной части Департамента торговли и мануфактуры (позднее Министерства торговли и промышленности).
Если М. В. Ломоносову принадлежит слава первого русского учёного-энциклопедиста, то А. Н. Был членом-учредителем и главой Общества русских акварелистов (с 1887). К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. В него входили такие известные художники, как Лансере, Дягилев и Бакст. Во всех этих сериях преобладают изображения исторических местностей, дворцовых парков и произведений искусства.
Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века. Способствовали популяризации русского искусства за рубежом. (1852–1936), его старший сын, получил известность в первую очередь как мастер акварельной живописи. Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником.
Целому ряду молодых художников некуда было деваться. (1813–1898), архитектор, старейший в этой художественной династии, появился на свет в Петербурге 1 (13) июля 1813 в семье Луи Жюля Бенуа, переселившегося в Россию в 1794 (в числе прочих французских эмигрантов, бежавших от революции) и служившего метрдотелем при петербургском императорском дворе супруга Луи была дочерью архитектора А. К. Кавоса. Ей недостает именно историзма. Здесь, а также в «Истории русской живописи в XIX веке» (Санкт-Петербург, 1902) и «Русской школе живописи» (в 10 выпусках, Санкт-Петербург, 1904-06) впервые обстоятельно определил самобытные черты русской национальной художественной традиции на фоне других европейских школ.
Один из центров мировой оперной культуры. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. Станиславским, а после Великой Октябрьской революции вместе с А. М.
Сохранив верность историко-ретроспективной эстетике «Мира искусства», Александр Николаевич много и плодотворно работал в театрах разных стран: парижской «Гранд-Опера» (1927-34), миланской «Ла Скала«Ла Скала» (La Scala) — итальянский оперный театр в Милане. Продолжал традиции классицизма (западный корпус Русского музея в Петрограде, 1914-16). ---Николай Александрович (1901-88) итальянский художник. Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями А. Н. Жил преимущественно в Петербурге, часто наезжая в Москву. Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями. К 1897-1898 годам относится серия небольших картин, выполненных акварелью и гуашью и объединенных общей темой — «Последние прогулки Людовика XIV».
Некоторое время он пытался жить по-старому, тщательно подбирая слова в разговорах со знакомыми, мужественно выдерживая беседы о современном искусстве с незнакомцами, каждый из которых мог на поверку оказаться доносчиком или агентом ВЧК-ОГПУ. Большевики, едва захватив власть, объявили «войну дворцам» и радетель отечественного искусства деятельно занялся проблемами реорганизации дворцовых комплексов, а также сохранения этих памятников отечественной культуры от вандализма и разграбления. картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос. Он много работал в Милане в знаменитом театре Ла Скала.
В браке родились дети: дочь Елена и сын Николай. В дореволюционное время книжные работы Бенуа имели мало успеха у издателей. С детства он полюбил «старый Петербург», пригороды столицы. В 1910 году вышло в свет обширное исследование Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века. Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и измом. Заслугой «Мира искусства» было также создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, театральной декорации.
Бенуа был последовательным защитником ценностей старины. В творчестве А. Н. 401), «Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце» (1909, Гос. Так как Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). Именно там им были написаны «Версальские серии».
Наиболее ранние из ретроспективных произведений Бенуа связаны с его работой в Версале. Ей недостает именно историзма. Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. Серебряковой.
Мастер станковой, книжной и журнальной графики («Азбукa в картинах Александра Бенуа», 1904 иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник», 1903, 1905, 1916-22). «Мир искусства» раскрыл немало забытых или незамеченных имен, привлек внимание к прикладному искусству, архитектуре, народным промыслам, поднял значение графики, художественного оформления и иллюстрирования книги. Западноевропейское искусство привлекало внимание Бенуа в неменьшей степени, чем русское.
В колорите Бенуа отсутствует живое ощущение цвета. Продолжил линию архитектурного романтизма, придерживаясь в своих исторических стилизациях принципов неоклассики (с заметными элементами модерна).
Русский музей). Макет Пиковой дамы тщательно продуман и разработан художником. Бенуа 3 мая 1870 года в городе Петербурге. В конце 1890-х годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. На основе собственного творческого замысла (истолкования произведения) создает новую сценическую реальность, объединяя работу над постановкой (Московского Художественного театра, 1913-1915). Построил ряд железнодорожных вокзалов (в Петродворце, 1855-57), где воспроизвел готические формы каркаса в металлических конструкциях.
Бенуа Александр Николаевич (1870-1960 гг. ) – великий русский художник историк мирового искусства. Умер в Ленинграде 8 февраля 1928. Преподавал в Академии художеств (1885–1894), с 1894 состоял членом ее совета.
спектакли) продолжил традицию «живописного театра» 18-19 вв., придав ей новую драматическую остроту. В 1894 дебютировал как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания «История живописи XIX века» Р. Мутера (Мюнхен, 1894). Пьермарини, G. Piermarini). Работая на прежнем профессиональном уровне, ничего принципиально нового и интересного Бенуа создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета Петрушка было исполнено не менее восьми).
Работал как художник и режиссер Московского художественного театра (1913-15), Большого драматического театра и Театра оперы и балета (1919-25) в Ленинграде. Исключительная трудоспособность позволяла ему за один день заполнить альбом рисунками, поработать в мастерской над начатой картиной, побывать в мастерских театра, вникая в детали эскизов декораций и костюмов, в режиссуру и даже в проработку ролей с актерами. В 1907-1910 художник выполнил серию гуашей для издания «Русская история в картинках» (Санкт-Петербург, 1910) его исторические образыОбраз художественный — категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством способ бытия художественного произведения. Точнее было бы сказать, что А. Н.
Поставлены: оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, балеты «Шехеразада» Римского-Корсакова, «Жар-птица» И. Ф. Стравинского и др. Сохранив верность историко-ретроспективной эстетике «Мира искусства», много и плодотворно работал в театрах разных стран: парижской «Гранд-Опера» (1927-34), миланской «Ла Скала» (1947-56), где постановочную часть возглавлял его сын и ученик Н. А. Бенуа, театрах Лондона, Нью-Йорка, Вены и др. Пребывая в романтической оппозиции к современности, всегда вдохновлялся стариной, черпая сюжеты для своих акварелейАкварель (французское aquarelle, от латинского aqua — вода) — краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею. картинная галерея Армении, Ереван), Петербургская улица при Петре I (1910, частное собрание в Москве) и Петр I на прогулке в Летнем саду (1910, Гос. Александр Бенуа, став идеологом и теоретиком объединения «Мир искусства», активно участвовал в его художественной жизни, а также в издании журнала «Мир искусства», взявшего на себя роль основы и идейного рупора этого объединения.
Сомовым и В. Ф. Сын Н. Л. Бенуа. Они организовали кружок любителей искусства.
Нувелем в 1890 году к ним присоединился двоюродный брат Философова С. П. Достоевского, к русским темам.