Почти на всех его полотнах с женскими образами изображена Белла Розенфельд — «Прогулка», «Красавица в белом воротнике», «Над городом». Белла Розенфельд Шагал (1895, Витебск – 2 сентября 1944, штат Нью-Йорк), была жена Марка Шагала и писателя. Подлипский А. Белла из семьи Розенфельдов.
Об этом учебном заведении сегодня известно немного. Т. к. По приказу министра пропаганды фашистской Германии Пауля Йозефа Геббельса в 1933 году произведения мастера были публично сожжены в Мангейме. Летом гимназия переехала в новое, более удобное здание – бывшего I общественного собрания. Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал».
Первой и, пожалуй, наиболее важной творческой работой Беллы оказался перевод на французский автобиографической книги мужа «Моя жизнь». А ведь материалов за годы проведения «Шагаловских чтений» скопилось немало. У него был один брат и пять сестёр13.
Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. К началу 1906-1907 учебного года с владелицей здания уже был заключен контракт о сдаче его для гимназии в наем за 3625 руб. Кажется, они и вправду летали. В августе месяце стали принимать заявления и от будущих учениц.
Он научился слушать собственный голос, звуки которого прорывались из глубин естества и нарастали, переходя в оглушительный, навязчивый гул, неумолимое требование двигаться дальше, чтобы «не зарасти мхом». На бледном лице сияют глаза. Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились.
Окна занесены снегом и разрисованы белыми узорами. Необязательными считались немецкий и французский языки, педагогика и рукоделие. Белла, эта юная неприкаянная душа, также была сражена сладкой и трепетной стрелой Амура, она увидела в молодом Шагале двуликого героя – едва сдерживающегося и этим пленяющего мужчину-фавна и руководящего им, не допускающего непристойностей творца. В 1922 году вместе с женой Шагал отправляется в Париж.
— Прим. Ощущая непонятное беспокойство, понимая, что сейчас и здесь она – лишняя, сбежала. Подобно библейскому Творцу, от которого художник наследует прежде всего именно творческую способность, он создает новый мир, живущий по своим законам, но питающийся соками новой жизни. Однако он стал художником с мировым именем, когда ему не исполнилось и 30 лет. Будучи неотъемлемой частью семейной жизни, делая ее полноценной, секс, кажется, никогда не превращался в область чувственного наслаждения тела ради самого наслаждения.
Любимый, когда она раскрыла свои дары, схватился за кисти. «Мое воображение абсолютно захватил Нью-Йорк с его джазом, популярной культурой и современным искусством», — расскажет позже Белла. Каждый последующий шаг давался Марку с боем, причем нелегким.
Глаза летуньи лучатся чистотой и невинностью, но их черный цвет, «жгучий и прекрасный», приковывает своей таинственностью. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 24 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. 2 Художник. Правда искусствовед Дмитрий Сарабьянов полагал, что «в «картине-представлении» «Прогулка» несколько деланая улыбка (художника.
В картине-подношении «Моей нареченной», написанной за несколько лет до их свадьбы, содержится вся сложная палитра его взглядов: от бурной сексуальности до напряженности, от печной накаленности его духовного пространства до леденящей невозмутимости по отношению ко всему миру. Так и родился шедевр «День рождения». Нельзя сказать, что он не испытал на себе действие раздражителей. В сущности, это была первая значимая встреча в жизни Беллы, первая эмоциональная встряска в пресной жизни тихой девочки, которая, по ее же словам, «сидела на подоконнике, глотала книгу за книгой, людей чуралась, как чертей, даже от братьев с их насмешками отгораживалась занавеской». 2 августа 1905 г. прошение о приеме своей дочери в Алексеевскую гимназию подал отец Теи Брахман (подруги юности Беллы, о которой она много пишет в своей автобиографической книге), а 10 августа – отец Беллы Розенфельд (2).
Девушка поражает своей геометрической структурой и хрупкостью. В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк.
Не привыкший сдаваться парень поступил в возглавляемую Николаем Константиновичем Рерихом Рисовальную школу Общества поощрения художеств. В 56-ти рисунках тушью он прослеживает главные эпизоды, создает портреты, вчитывается в текст и соприкасается с душой автора, выстраивая собственное повествование (7). Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник». Белла пишет о ней с глубоким сопереживанием. Большие, выпуклые, чёрные.
Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии1617, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно1819. Письменные испытания по французскому и немецкому языкам ученицы 7 класса сдавали в один день (12 апреля 1907 г. ) и если сравнивать предложенные им для перевода преподавателями тексты (см. Человек оказывался в совершаемой вновь и вновь Священной истории. Абсолютно наоборот, я реалист.
После неоднократных безуспешных попыток обращений родителей к начальнику гимназии с предложением ввести в круг преподаваемых предметов «закон еврейской веры», министерство, наконец, своим решением от 13 ноября 1905 г. разрешило ввести преподавание этого предмета в гимназии «с назначением (. ) по два недельных урока в каждом классе с тем, чтобы преподавание этого предмета велось на русском языке и по одобренным ученым комитетом министерства народного просвещения учебникам» (13). В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. И тут опять прослеживается роль всемогущих устоев и традиций. Темой письменного испытания по русскому языку стала следующая сентенция: «Бедность учит, а счастье портит».
С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Себя, субъекта, восприятие которого преображает реальность, Шагал рисовал и писал постоянно — в разной манере, в десятках вариантов (иногда даже в виде животного, например кошки в «Париже из окна» или быка в «Автопортрете с часами перед распятием»). Ему нужна была любовь, чтобы построить отстраненные отношения с миром. Все изображенное, не только персонажи, но и предметы имеют изначально духовную природу.
Славили Творца всего сущего (его имя было запретным и заменялось перечислением атрибутов), каялись в грехах, молили о прощении за абсолютное в прошлом и о даровании благ в будущем. Однако природа их остается прежней. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Это мои глаза, моя душа. Подобно Шагалу, она получила еврейское и русское образование. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной.
Их можно было бы причислить к однолюбам по натуре. Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище. И внезапно ты отрываешься от земли и тянешь меня за собой. Так, было найдено прошение «витебского 2-й гильдии купца Шмуйлы Ицкова Розенфельда» о приеме его дочери в число учениц женской Алексеевской гимназии, оценки Беллы на вступительных и выпускных экзаменах, ее аттестат, а также множество других документов, позволяющих осветить годы учебы спутницы великого художника.
С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. Они казались окружающим как бы не от мира сего.
Такие установки, полученные в детстве, не разрушают даже социальные катаклизмы. Ласковая и нежная, она передавала ему свое спокойствие, заменяя мать.
Цветовая палитра картины «Над городом» на первый взгляд имеет некий диссонанс. Тем не менее, начальник гимназии, желая предупредить подобные явления в будущем, «счел полезным поговорить с ученицами старших классов по этому поводу, причем, указывал им на неприличие требований вообще», делая упор на то, что руководство как гимназии, так и учебного округа само осознает недочеты в своей работе и всячески стремится их исправить (11). Общение с еврейским населением Вильно, а также Варшавы, посещение местных гетто и синагог произвели на Шагала и его жену тяжелое впечатление и они вернулись во Францию с ощущением неотвратимо надвигающейся гибели восточно-европейского еврейства (5). Окончила одну из лучших женских гимназий города и посещала в Москве перед Первой мировой войной известные курсы В. И. Герье, где изучала историю, философию и литературу (темой ее диплома было творчество Ф. М. Достоевского) (2). Как сообщает сам Шагал, Белла мечтала стать актрисой, но стала идеальной женой. И вдруг оторвал от земли и сам оттолкнулся ногой, как будто тебе стало тесно в маленькой комнатушке Вытянулся, поднялся и поплыл под потолком. Еще год назад ее устроители, озабоченные тем, что «Витебск представляет очень плохой выбор таких помещений, какие необходимы для гимназии», обратили внимание на два здания: купца Вишняка на Нижне-Петровской улице в 3-й части города и Гуревич во 2-й части у Двинского моста.
Вдалеке на горизонте белый, подобно «фата моргане», собор. В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»). Забор тянется черной лентой, с ним соседствуют дома приглушенных оттенков – Витебск спит. Известно, что 16 августа 1906 г. на службу в Алексеевскую гимназию на должность учительницы французского языка была принята Мария Ивановна Сазонова, жена отставного штабс-капитана (19).
Долгое воздержание подстегивало ощущение величия любви, усиливало экспрессию и эмоции.
В то же время так было не всегда. Тихо в комнатке метель в трубе и воет и плачет. Для Беллы поиск мужа был органичным и полностью внутренним мыслительным процессом, ее психологическая подготовка позволила сразу и точно «расшифровать» Шагала. Состояние упоительного счастья передает необычная композиция картины «Двойной портрет с бокалом вина» : художник изобразил себя сидящим на плечах у жены с бокалом в руках. Обмакиваешь кисти. Он изображает не обнимающихся, а само объятие, хотя влюбленные при этом присутствуют.
Шагал, напротив, неоднократно подчеркивал: «Не называйте меня фантастом. Революция новых красок. Небольшая детская комната в деревенском сельском домике.
Она полна запоминающихся образов. Но он уже стал бунтарем, отшельником, воюющим художником.
Соответственно именно праздники образуют костяк посвященной этому укладу книги. В галерее проходил живописный вечер аукционного дома Sothebys, посвященный Шагалу именно здесь снимали одну из сцен нового фильма с Вуди Алленом «Под маской жиголо».
Белла вспоминала о том дне: «Не двигайся, стой, где стоишь. Из-за непроглядной бедности он писал на старых холстах, но сделал этот факт своим неожиданным и неоспоримым оружием, «характерным для эстетики кубизма». Октябрьские события сильно испугали высоких чиновников министерства народного просвещения. Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж.
(Отсюда, в частности, сравнения и метафоры, которыми переполнен текст). Любовь к своему народу у автора Горящих огней сочетается с полным отсутствием ксенофобии. Налево, у стены изразцовая печь с лежанкой. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. Там синее небо, облака зовут нас».
Любовью и нежностью переполнена картина «День рождения». Напряжение возрастало, на следующий день все ожидали более крупных событий. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»25. Была, однако, среди них и выпускница Петербургского Смольного института, а также выпускница Пензенского художественного училища, преподававшая чистописание (1).
В то же время, оно очень подходило для размещения в нем гимназии: находилось в центре города, что делало «его удободоступным для жителей обеих сторон р. Двины», одной стороной выходило к реке, а другой – на широкую улицу, что давало «массу света и воздуха» в классах. Начались неожиданные встречи — Марк подстерегал ее всюду. Художник любил обыгрывать на картинах поговорки и устойчивые выражения (по большей части на идише), в «Прогулке» он явно спорит с русской пословицей «Лучше синица в руках, чем журавль в небе».
Кстати, в прошениях отцов были указаны их полные еврейские имена: Тоуба (Тайба) Вульфовна Брахман и Бася-Рейза Шмуйлова Розенфельд. Я плыву в них, как в реке». Фамилии обеих подруг отсутствуют в ведомостях сдачи испытаний за 6-й класс. В этой вечной и неизменной близости двух людей можно без труда разглядеть и поощрение и благодарность и бесконечную, кажется даже отрешенную, любовь.
В этих словах заложено важное правило изначального принятия своей роли в семье. Там синее небо, облака зовут нас». Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Она всегда стремилась не оставаться на месте, двигаться вместе со спутником. 17 октября в Витебске началась забастовка.
В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. в год.
21 ноября в актовом зале мужской гимназии (в Алексеевской не было собственного) прошло собрание родителей учениц, на котором было решено создать «Родительский кружок при Алексеевской гимназии», «в котором они могли бы многому поучиться, а иногда и помочь школе своим содействием» (12). Она – дочь богатого ювелира, он – сын торговца селедкой. (Недаром Шагал в Моей жизни при описании свадебного стола в доме своей невесты вспоминал о пирах Веронезе).
Можно не принимать, критиковать, резко отвергать картины Шагала, но их нельзя не узнавать. Среди их душевных и творческих соответствий – не только мечтательность и укорененность в быте, но также юмор и психологизм, приятие жизни и умение видеть ее как одушевленное целое (идущие во многом от хасидизма), а также стремление запечатлеть приметы национальной культуры, не замыкаясь в национальной обособленности и не отгораживаясь от окружающего большого мира. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМарк ШагалГоды жизни: 06 июля 1887 — 28 марта 1985Страна рождения: Белоруссия (Беларусь)Сфера деятельности: ХудожникРодители Марка Шагала мечтали, чтобы сын был бухгалтером или приказчиком. Окружающие просто жили, он же каждую минуту раздумывал, как вырваться из заколдованного и безжалостного круга, сдавливавшего грудь прессом зависимости от материального мира. Он отчаянно учился у всех встреченных на пути, не желая примкнуть к какому-либо течению.
Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года. К тому моменту, когда состоятельная родня Беллы однозначно высказалась против ее брака с «оборванцем» с другого берега Двины, Марк Шагал уже слишком много испытал в своей жизни, чтобы отказываться от борьбы.
Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге. Оно было безмятежно и спокойно, как застывшая гладь моря. Белла была до мозга костей «хорошей девочкой», но уже и женщиной, готовой наперекор недовольству родителей бесконечно доверять и безропотно следовать за избранником – по предложенному им пути.
Художник рисовал любимую постоянно, даже после её смерти. Характерно, что один из самых привлекательных персонажей книги – русская служанка Саша. Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа». Но таким образом он закалялся. Хлещет красный, синий, белый, черный.
Знаковость обуславливает близость изображения к слову, его связь с письменной речью и самой техникой письма. Ивнезапно тыотрываешься отземли итянешь меня засобой. Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей»— дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением.
Требовались преподаватели, знающие идиш и в местечке появился новый житель – художник с семьей. Думаю, следующим шагом должна стать книга, посвященная Белле Шагал. Этим ангелом была для него любимая жена Белла. Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921)910 и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915)11112. Там синее небо, облака зовут нас». И еще: «Книги просыпаются под моим взглядом».
Это была уже не столько любовь, сколько крепкая дружба и тесная душевная привязанность. На улицы вышли отряды рабочей молодежи, которые останавливали работу промышленных предприятий, мастерских и магазинов. Судьба отмерила Марку Шагалу невероятно долгую и в целом счастливую жизнь. Служащие магазина и родственники. «Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз», – писал Шагал.
Они оба к моменту оформления союза пребывали в каком-то колдовском мире, отделенном от мирского, привычного бытия. В этой фигуре оставлены только голова, рука, держащая ветвь (лулав), ступни ног и линия, намечающая очертание спины. У Марка Шагала цветы — это символ невинности. Кроме того, оно имело «большой зал на два света», который, по мнению начальника гимназии, мог «спокойно заменить ученицам в зимнее и ненастное время двор» и кроме того использоваться как единственный на весь город «прекрасный концертный зал» (17). Помог юноше изменить отношение к жизни не кто иной, как его дед.
Святость молитв и святость книг – две догмы, которые сформировали ее характер. Он называл свое искусство «состоянием души», «психопластикой» искренне верил в него, убивая в себе злость за несправедливое отношение к своему творчеству, за неприятие его формы самовыражения. Очевидно, что французский язык девушка просто любила и знала лучше немецкого.
Это было то главное, к чему он стремился. Бася сдала свою работу в числе последних – ровно через пять часов после начала испросив для себя у наблюдателей несколько «добавочных беловых листов» (23). Нам хочется на волю, сквозь оконные стекла. Сексуальная жизнь этой пары пронизана еврейско-религиозным аскетизмом.
Они и тут были вместе: и переведенную автобиографию и «Горящие огни» художник сопроводил собственными иллюстрациями, главная ценность которых в подчеркнутой и проникновенной близости ко всему, что содержало нить творческого поиска подруги. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Как и в мемуарах Беллы, часы у автора иллюстраций часто принимают человеческий облик. После окончания школы Белла поступила в МГУ на филологический факультет. И они отправляются в новый полет, в поисках спокойной жизни. Нам хочется на волю, сквозь оконные стекла.
Обе они до этого времени учились в Витебском частном семиклассном училище Р. А. Милинарской. В их число входила и Бася Розенфельд (Тоуба Брахман отказалась от изучения французского языка). Во время учебы она подрабатывала, сочиняя статьи для московских газет.
Хлещет красный, синий, белый, черный. Несмотря на все тяготы военного времени и все невзгоды, влюбленные остаются счастливыми. Кроме того, было открыто параллельное отделение при 2-м классе и приготовительный класс (16).
Она родилась в такой семье, в таком окружении, что была обречена пройти путь «хорошей девочки», пользуясь семейным достатком, покровительством старших братьев, обласканная со всех сторон и приученная к заботе о своей персоне, достававшейся ей по праву младшего ребенка. Он рисует, как пишет используя разный нажим пера, цезуры и многоточия. Его глаза сейчас зеленовато-серые, цвета неба и воды. Но разве в этом маленьком лукавстве любящего человека не содержится тайна счастливого общения двоих людей, отмежевавшихся от всего остального мира. Прошло почти шесть долгих лет, прежде чем судьбоносная для двоих встреча увенчалась бракосочетанием. В связи с этим хотелось бы привести еще раз уже цитированное мною в работах о Шагале высказывание Вл. Соловьева о присущей иудаизму вере в невидимое и одновременно желании, чтобы невидимое стало видимым, вере в дух, но только такой, который проникает все материальное и пользуется материей, как своей оболочкой и орудием (8). С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь.
Теперь он мог создавать декреты в области нового искусства и развернулся. Между тем, даже ангелы, оставаясь существами иного мира, приобретают вполне земной облик. Они научились ощущать себя «жилистой костистой плотью с пучком белых крыльев», как иронично выразился о себе Шагал в автобиографии.
Можно привести хрестоматийный пример – описание с помощью нескольких деталей лунной ночи в чеховской Чайке. А мать назвала работу «срамом» и, пристыдив сына, велела убрать. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). Жена ему заменяла все, прежде всего потому, что она принимала его целиком.
4 Город. Она смотрит— о, её глаза. Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим». В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Столь же характерна для Шагала метафоричность, отражающая связь всего сущего. Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов. Образы выглядят более легкими, бесплотными, поэтически-свободными, парящими.
Синица — это все то, что есть у героя: любимый город, выбранная профессия Однако, как художник сказал годы спустя, «есть только один цвет, способный дать смысл жизни и искусству, — цвет любви». Общество и критики очень высоко оценили представленные работы. В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов. Забегая вперед, надо сказать, что ему это удалось.
Ей было над чем задуматься, ведь он, кажется, мгновенно оценил обстановку. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни31. Но эта натура не взялась из ниоткуда. «Я посмотрел на свои руки. Двадцать семь рублей со снисходительной резкостью брошенные отцом под стол, чтобы он униженно собрал их (и так лучше осознал важность сделанного шага), стали кульминационной точкой взаимоотношений с семьей.
Он ринулся в Петербург, намереваясь покорить могущественную столицу изящных искусств. Но оно названо иначе – Горящие огни, т. е.
Шагал работает над портретом супруги «Белла вЗеленом», 1935г. Там он проучился 2 месяца. Внутренняя природа шагаловских иллюстраций определяет особенности их пластического языка. В 1973 году, когда Шагал уже снова жил во Франции, две книги, сохранив заголовки и хронологическую последовательность, стали частями одной, опубликованной в Париже издательством Галлимар в переводе на французский дочерью Шагала и Беллы – Идой.
Художник писал Витебск везде, даже на плафоне Парижской оперы: «Не было, город, картины, в которую я не вдохнул бы твой дух, не было краски такой — не светящейся твоим светом». приложение), то текст М. И. Сазоновой выглядит гораздо более сложным, т. к. Белла посвятила ему всего лишь одну главу, но в ней есть, кажется, предчувствие (или знание. ) невыразимого ужаса Катастрофы, которая постигнет евреев в XX веке. Перед ними она благоговела каждая книжная полка в шкафу была для нее подлинным «святилищем», да и сам шкаф был одушевленным созданием: «занятый своими книгами, шкаф замер в немой неподвижности, никак не отзываясь на бурлящую в доме жизнь». Как пришло к ней понимание необходимости изменяться. Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить.
Но частично принял его семейный уклад, так как воочию убедился, какой великой силой обладает женственное и материнское начало, которое помогало нести несчастному отцу его судьбу-крест. Я люблю мир». Она училась в Москве на женских курсах и сочиняла статьи для газет. Следуя этим рекомендациям, 1 ноября начальник Алексеевской гимназии «прочел ученицам старших классов лекцию по поводу Высочайшего манифеста 17 октября», после окончания которой гимназистки задавали вопросы и просили дать на них разъяснения. Рожденный вторым, но оказавшийся старшим (после смерти брата Давида в детском возрасте от туберкулеза) в почти нищей еврейской семье, Марк столкнулся с удручающей перспективой борьбы за существование, жизнью без намека на спокойствие и счастье, бытием ради куска хлеба.
То, что его сверстникам доставалось без труда, казалось само собой разумеющимся, этот еврейский мальчик добывал в сражении. В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида. Белла Розенфельд, дочь богатого ювелира, училась в Москве и мечтала стать актрисой. Еврейская кухарка Ханна и русская горничная Саша.
И «Моя жизнь» и книги Беллы ненароком указывают на присутствие раздражителей – от мастурбации учеников в школе до откровенного рассказа сельской женщины о том, как она приняла насилие милицейского патруля – около двадцати человек, – чтобы сохранить перевозимые мешки с мукой. Младшая из восьми детей, она родилась в еврейской религиозной семье витебских ювелиров. И это тайное и скрытое стремление деда противоречить стандартам, действовать вопреки предопределенности открыли Шагалу путь к цепи собственных нарушений: безоговорочного отделения себя от семьи и ее прямолинейных традиций, ужалившего окружающих твердого решения заняться творчеством, наконец, отделения своего стиля в живописи от всех возможных направлений и школ. Ее узнавали и дивились. К неоспоримым же преимуществам Беллы можно смело отнести ее направленную на мужа чувственность и заботу, также во многом являющуюся проекцией отношений, принятых в крепких еврейских семьях. Им стал Мордух Юхнович, заведующий Витебской талмуд-торой (14) (старшим в которой, как известно, долгое время был Шмуль-Неух Розенфельд, отец Баси).
Первое сочинение, переписанное набело, было сдано уже через три часа. Белла Мейер, выпускница Сорбонны со степенью доктора в области истории искусств, приехала в Нью-Йорк в начале 80-х. Я понимаю его. Нетрудно заметить, что и «Моя жизнь» Шагала и книги Беллы пестрят намеками на то, что еврей является иным человеком, более сосредоточенным на религии, более привязанным к пуповине своего этноса и своей культуры, глубже представителей других народов ощущающим ее пресс.
Начался митинг. На углу Гоголевской улицы возле собора после окончания богослужения из толпы был произведен выстрел в городового, который для последнего оказался смертельным.
Внем настоящее искусство: вот все мое мастерство ився моя религия». Это также связано и с Беллой. А дочь Ида перевела ее на французский, тем самым обеспечив ее всеобщую известность. Каждый его рисунок имеет обобщающий характер, что не мешает ему быть и детальным и конкретным.
Зато находим их в одном из протоколов заседания педагогического совета гимназии: «за примерное поведение, прилежание и отличные успехи в науках при переводе в высшие классы» Басе Розенфельд была выдана награда I-й степени, а Тоубе Брахман – II-й степени (15). Патрули открыли ответную стрельбу по толпе. А для этого мало серой и скучной России, нужен яркий, творческий Париж.
Кажется, что главная ее задача – показать цветущее изобилие жизни, тем более полное, что детство ее (в отличие от шагаловского) протекает в богатой семье с еще не разрушенным войнами и революциями полнокровным и устоявшимся бытом. Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете. Черты Беллы узнаваемы в лицах почти всех изображённых Шагалом женщин.
День рождения, 1915г. У художника появились последователи. «С тех пор меня тянет к перемене мест. » – объяснил он невесте.
Он – не слишком симпатичный, никому неизвестный художник-экспериментатор, который пока только ищет свое художественное лицо, учителя и самого себя. Сарабьянов, отмечая эту двойственность шагаловских образов, определял его живопись как «бытовой символизм».
Весь цикл изучаемых предметов делился на обязательные и необязательные. Но и не только. Земное притяжение казалось ему слишком сильным и непомерно суровым.
В отличие от Моей жизни, воспоминания Беллы целиком посвящены детству. Она глубоко привязана к маленькой Белле и та платит ей тем же. В том районе Витебска, где он родился в это время разразились страшные пожары. светильники, которые зажигаются в религиозные праздники.
Я не могу их рисовать». Инго Вальтер и Райнер Метцгер, авторы короткого и очень живого описания жизни художника, окрестили его «экзотическим созданием», человеком, который самым естественным образом «играл роль аутсайдера и эксцентрика от живописи». Вот таким образом он крепко держит за руку и «журавля» — парящую в небесах Беллу. Да-да, врачи долго не могли разбудить в нем жизнь, кололи иглами, шлепали по ягодицам.
Когда у деда спрашивали, почему на его полотнах только букеты, а нет цветов в поле, он отвечал: «Они слишком прекрасны. Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист. Разглядев в стране Советов «помост бойни», Марк и Белла Шагал успели благодаря близким отношениям с Луначарским ускользнуть из этой гигантской лаборатории зла.
Он не ожидал, что чувственная девушка и прелестный ангел способны слиться в одном человеческом облике и, потрясенный открытием, навеки влюбился. (Я все еще держу цветы) Ты бросаешься к полотну, дрожащему под твоей рукой. Зимний вечер.
Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году. На самом деле все было не так просто. И они тонули А потом Белла ушла в вечность, оставив на память написанные незадолго до смерти трогательные, как детский плач, «Горящие огни» – свидетельство ее тонкой, проникнутой религиозной духовностью и стремящейся к развитию души. В тот же день в городе состоялась 20-тысячная демонстрация протеста (9). Любовью инежностью переполнена картина «День рождения».
Беллу и Марка там ждали отсыревшая клетушка, голод, предательство учеников и друзей. Родня Беллы осуждала ее роман с молодым художником из бедной семьи, жизненные перспективы которого казались весьма сомнительными. Обмакиваешь кисти. Она родила ему дочь Иду и делила все тяготы, связанные не только с вопросами к содержанию его творчества: «Почему его корова зеленая, а лошадь улетает в небо. » Но и вполне материальные, связанные с безденежьем, голодом и болезнями.
Яркая девушка шокировала мать Шагала: Белла позировала юноше обнаженной. «Цветы Беллы» украшают премьеры в Бруклинской академии музыки. Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд.
Скорее всего, он слышал от жены то, что хотел слышать. В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья». «Стиль, в котором написаны «Горящие огни» и «Первая встреча», – это стиль еврейской невесты изображенной в еврейской литературе», – писал Марк Шагал о своей верной спутнице.
Черта оседлости, гетто, погромы – все это как будто остается за кадром. А Белла увидела в нем талант и твердость духа, она поверила в него еще тогда, поверила на всю жизнь. Но чувства девушки были серьезными. К искусству Шагалу еще надо было подобраться. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой1415. (Особенно впечатляет пророк Илия, который слетает с небес с бокалом ритуального вина в руке).
Я очень горжусь быть его внучкой, так как очень сильно люблю». (Явсе еще держу цветы) Тыбросаешься кполотну, дрожащему под твоей рукой. В Алексеевской гимназии училось много девушек из еврейских семей (так, в классе Баси Розенфельд их было около 70). Белла Розенфельд была личностью незаурядной, яркой интересовалась литературой, философией, театром и была ученицей Станиславского.
Однако страх перед вновь и вновь воскресающим Аманом не ослабевал на протяжении всей еврейской истории. Шагал искавший подлинную глубину искусства, не мог не поддержать усилия жены. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Во время праздника оживают портреты раввинов на стенах и сами стены.
В одном из декретов от 16 октября 1918 года было написано: Всем лицам и учреждениям имеющим мольберты, предлагается передать таковые во временное распоряжение Художественной комиссии по украшению г. Витебска к первой годовщине Октябрьской революции. Черты ее лица прорисованы довольно четко, а прическа естественна и легка. Разлетались красные, синие, белые, черные брызги. Он видит сны, а сновидения – это святое. ». Белла вспоминала отом дне: «Недвигайся, стой, где стоишь.
Недаром Шагал отождествляет себя с поэтом, а его жена в иллюстрациях не расстается с книжкой. Раскрашенный автобус развозит по городу собранные ее руками букеты и мечты. Белла (Берта) Розенфельд (1889-1944) родилась в Витебске в семье богатого коммерсанта, владевшего четырьмя ювелирными магазинами. Шестой класс гимназии Бася-Рейзл Розенфельд и Тоуба Брахман закончили успешно.
Она молчит, я тоже. Сам иллюстратор предстает порой в птичьем обличье ибо миссия художника, как и поэта, – вестничество порой – в образе фавна или кентавра. И соседей, когда однажды ночью вылезла из мастерской через окно, не желая будить хозяина квартиры. — я тоже.
Короче говоря, они влюбились друг в друга с первого взгляда. Так было и с Беллой, встреча с которой ослепила его умиротворяющим покоем. «Так моя жизнь влилась в русло жизни другого», – находим мы слова Беллы Шагал в ее книге «Горящие огни» о ее собственном восприятии первой встречи с Марком. Позднее он писал: Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал. На дворе трещит мороз.
Но его полотна мало кому нравились. Некоторыми итогами этих исследований мне и хотелось бы поделиться. Из чего из какой небесной ткани был соткан покров их заоблачных, неземных отношений. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы Розенфельд.
Терпению Марка пришел конец, тем более что в Берлине и Париже уже начали продаваться его полотна. В этом языке никогда не исчезала страсть, жажда познания и любовь. Но не зря ведь он изумлял всех невероятной наблюдательностью – плодом долгих раздумий.
«Нам нравилось слушать, как он говорил о красках, о цвете. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»).
Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». – Если на Западе есть исследователи, занимающиеся ее биографией, то у нас только книга «Горящие огни», переведенная на русский язык, а на белорусском языке нет и вовсе ничего. Наконец он обрел рисование, начав с копирования и постижения искусства точных линий.
Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. В результате 7 человек было убито и 4 ранено. И отпустила его, в сердце своем навсегда к себе привязав.
Белла родилась в Париже, выросла в Швейцарии, ее мать — художница Ида Шагал, дочь Марка Шагала и музы гения Беллы Розенфельд. Вот запрокинул голову и повернул к себе мою. Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились.
Одежда ее вполне в духе того времени, винтажной женственности: длинная «учительская» юбка с пеной кружев и блузка с манжетами и воротником, которая олицетворяет молодость. Они старались друг для друга. В переднем углу, перед образами, теплится лампадка. «Законоучитель иудейской веры» был принят на работу в гимназию, правда, только 14 марта следующего года.
В августе 1910 года Марк уехал в Париж. Подруга Шагала Тея Брахман познакомила Марка со своей приятельницей Беллой. Нам хочется наволю, сквозь оконные стекла. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»27. «Вокруг света») заслоняет подлинную тревогу» — все-таки Шагал создавал это произведение в годы войны и революции.
Она жила его жизнью, не растворяя в ней свою яркую индивидуальность. Направо, за ширмой, кроватка. Над картинами в это время Шагал работал нечасто: много внимания приходилось уделять работе и семье. Главы с описанием субботних трапез, религиозного воодушевления в синагоге в Судный день, сооружения беседки для праздника Кущей или перипетий пасхального седера – плавно перетекают в главы, в которых рассказывается о свадебных церемониях и мытье в бане (тоже, в основном, ритуальных), о занятиях с ребе, семейных завтраках и ужинах, об играх и поездках на копейки Хануки на санях с извозчиком, о том, как горят дрова в печке или возрождается весной природа В образе рассказчицы сливаются воедино вдумчивая, внимательная, хотя и по-детски наивная девочка и писательница с зорким взглядом и умением находить словесный эквивалент бестелесным образам прошлого. Свою книгу она пишет на языке детства – на идише. Тызакружил меня ввихре красок.
Казачий караул пытался разогнать его нагайками, а потом открыл стрельбу. 130 лет назад, 7 июля 1887 года, родился один из самых известных представителей авангардного искусства, художник Марк Шагал. Его настоящее отчество Хацкелевич. Шагал Марк Захарович (Marc Chagall, 1887 – 1985 гг. ) – художник, график иллюстратор, театральный художник, один из мировых лидеров авангарда двадцатого века.
Да здравствуйте революция слов и звуков. Как-то он рассказал ей, что родился мертвым. Старушка в заячьей фуфайке без рукавов, в черной повязке на голове, с добрым морщинистым лицом, большими очками на носу сидит подле печки, на стуле, вяжет чулок и рассказывает мальчику сказку «О рыбаке и рыбке».
В ряде листов показан переполненный часами всех видов магазин Розенфельдов (замечательно, что ко всем своим духовным соответствиям Шагалу, Белла оказалась еще и дочерью торговца часами). Столица империи представлялась ему землей обетованной. Графика здесь, как и в других работах мастера, заимствует приемы у литературы.
Потом уже известным художником в 1941 году на последнем рейсе вылетает из Парижа в США. А на главной площади над государственным учреждением развивался флаг с изображением человека на зеленой лошади и надписью: «Шагал-Витебску». Сестра Бэлы, Мерет, живет в Европе. Удача сопутствует его спасению (хотя картины его демонстративно сжигали в Германии и потом в Париже во время оккупации) и славе, словно за плечом постоянно стоит ангел-хранитель. Когда она поехала обменять на рынок остатки драгоценностей на еду, ее арестовали.
Это и сама героиня и ее любимый младший брат Абрашка, сорванец, неистощимый на проказы. В обозначении Шагалом образа родителя трогательными словами, «как и он, я был молчалив», кроется печальная неосознанная готовность втянуться в тяжелое ярмо, безропотно подставить свое неокрепшее плечо раздирающей его лямке и так двигаться навстречу неотвратимой гостье – смерти.
Они понимали друг друга с полуслова и полувзгляда. Однажды попала на цветочный рынок, где была потрясена красотой и текстурой цветов. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу)20. И я понял: это моя жена.
Она дождалась возлюбленного из четырехлетней заграничной поездки и вышла за него замуж. У Беллы отнимались ноги, дрожали зубы, пропадал голос — так волновалась она перед встречей с ним. Они познакомились летом 1909 года в Витебске. Он искал свою живопись, «не такую, как у других», она вселяла в него уверенность в несомненном успехе поиска.
В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году). Марк Шагал всегда старался ввести в свою живопись «душевное беспокойство», «четвертое, духовное измерение», которое «взаимодействует с остальными тремя». Ты закружил меня в вихре красок.
Другое здание в 1905 г. еще было занято общественным собранием. А он, мертворожденный, был, словно «белый пузырь, который набили картинами Шагала». Ее настоящее имя – Мария-Лидия-Элиза Дюборжель (20). Но старик, который своим тунеядством загнал в гроб молодую жену («полжизни он провел на печке, четверть – в синагоге, а остальное – в мясной лавке»), показал путь, отличный от медленного самоубийства отца.