Еще одной картиной Бэкона, входящей в список самых дорогих произведений живописи, является Триптих, написанный им в 1976 году. Но самым дорогим лотом аукциона станет триптих Фрэнсиса Бэкона «Три этюда к портрету Джорджа Дайера» 1963 года. Триптих английского художника-экспрессониста Фрэнсиса Бэкона «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» был продан в Нью-Йорке на аукционе Christie39s за 142, 4 миллиона долларов. Рекорд торги На аукционе Sothebys в Нью-Йорке триптих Фрэнсиса Бэкона (1909-1992) на сюжет терзания Прометея продан за рекордные для всего послевоенного искусства 86, 3млн.
Не лишним будет также отметить, что это первый триптих Бэкона, посвященный Джорджу Дайеру, который выставляется на продажу. В этом же году кончает с жизнью Джордж Дайер и Бэкон принимается писать портреты умершего с удвоенной энергией — триптих «Этюд для портрета Джорджа Дайера» (1971) и др. И это не удивительно, ведь на аукцион был выставлен триптих Фрэнсиса Бэкона, входившего при жизни в число наиболее востребованных арт-рынком послевоенных художников, – «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда». Триптих Фрэнсиса Бэкона Три эскиза к портрету Джорджа Дайера станет главным лотом торгов Sothebys произведениями современного искусства в Лондоне.
В триптихе Бэкона объединились 2 фигуры изобразительного искусства XX в. Он говорит о том, что между этими двумя художниками существовала творческая и эмоциональная связь. Триптих Фрэнсиса Бэкона, принадлежащий этому ирландскому живописцу изображает его друга Люсьена Фрейда — известного английского художника. Триптих Фрэнсиса Бэкона, принадлежащий этому ирландскому живописцу изображает его друга Люсьена Фрейда – известного английского художника.
Хотя Маргарет Тэтчер и назвала его «тем человеком, который рисует те ужасающие картины», его творчеству были посвящены две крупные прижизненные ретроспективы в галерее Тейт и третья – уже в 2008 г. Бэкон всегда решительно заявлял, что никогда не делает эскизов и предварительных набросков. Однако по приезде они вступили в сексуальную связь. В общей куче находились и работы фотографа Майбриджа, послужившие источником для создания «Штудии человеческого тела». Источником сюжета послужили Изенгеймский алтарь и «Распятие» Чимабуэ из базилики Санта-Кроче, однако, пытаясь не изобразить религиозное событие, но передать представление человека о самом себе, художник интерпретировал их по-своему.
Проводя экскурсию по выставке, он то и дело разводит руками, мол, поверьте мне на слово. Как он сам отмечал позже их работы оказали на него большое влияние, особенно «Метрополис» и «Броненосец Потёмкин». В последние годы его здоровье ухудшалось: в 1989 году удалили почку, но он продолжал посещать увеселительные заведения и говорил, что «если пьешь с 15 лет, то нужно радоваться, что осталась хотя бы одна почка». Бэкон обратил внимание на этот сюжет, увидев фильм Эйзентшейна «Броненосец Потёмкин» и прочитав книгу о болезнях ротовой полости. Какая-то зрительная фантасмагория: человек меняется.
Он изучал французский язык и посещал художественные выставки. Да, Бэкон Фрэнсис как художник мог быть и ярким и грубым и самобытным, он обнажал язвы. В Берлине Бэкон встречался с людьми искусства и посещал ночные клубы.
Он решает поселиться в помещении, где когда-то держали лошадей. С ним художник познакомился в начале 60-х годов в одном из кафе в Париже. «Он прекрасно знал, что это будет за картина.
Это вынудило их постоянно менять место жительства. Сохранилось 28 триптихов разных размеров2, а несколько других было уничтожено самим Бэконом: он очень критично подходил к своим работам. После этого Бэкона стали рассматривать как талантливого и влиятельного художника. Мучившая его всю жизнь астма (в том числе и от нее он спасался в Монако) обострилась, организм сдавал.
Второй такой триптих был написан в 1966 году, однако неизвестно, где он находится сейчас. Всегда ощущая неудовлетворенность своей работой, он почти каждую свою вещь называл этюдом. В начале 1929 года Бэкон возвратился в Лондон, поселился в доме 17 по улице Куинсбери Мьюс Уэст в Южном Кенсингтоне и занялся дизайном интерьеров.
Знаменитый «Портрет мужчины, спускающегося по лестнице» (1972), написанный спустя год после его смерти, вынесен на афишу к выставке в Монако. Там юноши стали любовниками. В 1944 году Бэкон создал триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия». В 1974 году Бэкон познакомился с Джоном Эдвардсом, барменом в одном из клубов в Сохо. Этот образ проистекает из работы швейцарского скульптора Альберто Джакометти «Клетка» (1950).
Вплотную портретами Бэкон начнет заниматься с 60-х годов. Вернувшись в Лондон, Бэкон осваивает профессию декоратора интерьеров. Известно одно – счастливому обладателю триптиха «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» пришлось выложить рекордную сумму 142, 4 млн., хотя до начала торгов эксперты предполагали, что картина будет выкуплена всего за 85 млн. Отец надеялся, что бывший военный положительно повлияет на Фрэнсиса.
Его герои — гротескные, пугающие фигуры, аморфные сероватые монстры с острыми зубками. Произведение было приобретено арт-дилером Грэхема Сазерленда Эрикой Браузен осенью 1946 года за 200 фунтов, а в 1948 году его купил Альфред Барр для коллекции Нью-Йоркского музея современного искусства, где оно находится до сих пор40. Триптих вместе с другой его картиной «Фигура в пейзаже», выставлялся в апреле 1945 года в галерее Лефевр и был восторженно встречен критиками. Организованная им в 1934 году экспозиция не вызвала, мягко говоря, большого фурора. Это несколько приободрило художника, но ненадолго. Также, в 1988 году Бэкон написал вторую версию картины. Всё своё имущество, оценивавшееся в 11млн фунтов, Бэкон завещал Джону Эдвардсу. Посещение выставки Пикассо в 1927 году оказало на него решающее влияние — он начинает заниматься живописью и по возвращении в Лондон устраивает в одном из гаражей в Южном Кенсингтоне мастерскую там он работает до 1932 года.
Тело все же не самый удачный сосуд для мятежной души. В апреле 1933 года он среди прочих художников принял участие в выставке в Мейор Гэллери и его картина «Распятие, 1933», созданная под влиянием творчества Пикассо, была приобретена коллекционером Майклом Сэдлером. На выставке представлена его картина с вырезанным фрагментом и холсты, которые он использовал, как палитру (Галерея Хью Лейн, Дублин). Впрочем, даже изображая конкретных людей (Люсьена Фрейда, Изабель Росторн, Джорджа Дайера и других), художник старается передать переживания человека вообще. Смотришь и вдруг он перевоплощается в другой образ. Отношения с авторитарным отцом у мальчика никогда не складывались.
Из-за серьезных разногласий с отцом он оставил дом в возрасте семнадцати лет. Она в два раза больше оригинала и цвет фона изменён на кроваво-красный. А вот самого первого триптиха «Три этюда к фигурам у подножия распятия» (1944), с которого карьера Бэкона стремительно пошла вверх, на выставке, увы, нет. Он отыскал ее в Лондоне в частной коллекции и сейчас впервые показывает широкой публике. В ноябре 2013 года картина «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» (1969) была продана за рекордную цену в 142, 4 миллиона долларов.
Жиль Делёз отмечал, что «у Бэкона крик— процесс, когда всё тело выходит через рот»33. На этот же период творчества приходится и первая, правда, скандальная слава, которую принес художнику парафраз на картину испанского живописца Диего Веласкеса «Портрет папы Иннокентия Х». Переломный момент в его творчестве наступил в 1944 году с триптихом «Три этюда к фигурам у подножия распятия (англ. )русск», который привлёк внимание публики своим ярким, грубым изображением страдания и крика и получил высокие оценки критиков. В апреле 1933 года он среди прочих художников принял участие в выставке в Мейор Гэллери и его картина «Распятие, 1933», созданная под влиянием творчества Пикассо, была приобретена коллекционером Майклом Сэдлером. В мае триптих «Три этюда к портрету Джона Эдвардса» (1984) был продан на аукционе Кристис за 80, 8 миллионов53. И Монако, очевидно, сыграло решающую роль в этом становлении».
Тело было кремировано, а прах развеян. При этом его полотна неизменно хочется рассматривать. Вслед за самоубийством в 1971 г. его любовника Джорджа Дайера его творчество претерпело изменения, став более личностным, обращенным внутрь и направленным на мотивы смерти. Человеческие фигуры кисти Бэкона в лучшем случае напоминают странные, размазанные фантомы, в худшем — хаотичные куски мяса (художник действительно не раз попадал под воздействие снимков боен и разделанного мяса). После выставки в парижском Гран-Пале (1971-1972 годы) картину разделили на три отдельные панели. Основой для фигур послужили фурии— мифические существа, персонажи тетралогии Эсхила «Орестея».
Примерами использования этого образа являются такие картины, как «Распятие, 1933», «Фрагмент распятия (англ. )русск» (1950) и «Три этюда к распятию» (1962)34. Живописью Бэкон начал заниматься, побывав на выставке Пикассо в Париже в 1928 году. Бывший премьер-министр Маргарет Тетчер однажды назвала его «человеком, который рисует эти ужасающие картины». На первой створке триптиха умирающий мужчина сидит на фаянцевом стульчаке, подобно первой из Трех фигур в комнате, на втором полотне в свете тусклой лампочки Дайер отбрасывает жутковатую инфернальную тень, а на правой части работы — нависает над раковиной, на месте которой два кадра назад располагался унитаз (очередная фирменная условность художника).
Из отчего дома, который был то в Ирландии, то в Великобритании, он ушел в 17 лет. — первый и, пожалуй, самый известный триптих Фрэнсиса Бэкона. Триптих вместе с другой его картиной «Фигура в пейзаже», выставлялся в апреле 1945 года в галерее Лефевр и был восторженно встречен критиками. Основой для фигур послужили фурии— мифические существа, персонажи тетралогии Эсхила «Орестея». Из-за его атеистических воззрений поминальная служба не проводилась.
Зачастую фигура изображенная на картине, заключена в трёхмерную фигуру-клетку35. Абсурдность подобных декораций лишь подчеркивает трагический финал жизни человека. В 1944 году Бэкон создал триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия». Некоторые образы постоянно встречаются в творчестве Бэкона: крик, как утверждает сам художник, явился образом-катализатором для его творчества. В Берлине Бэкон встречался с людьми искусства и посещал ночные клубы.
Она посвящена смерти Джорджа Дайера, любовника художника. Однако 1918 год, принесший человечеству облегчение, чувство тревоги Фрэнсиса не уменьшил. Полотно продали в мае 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов.
Я пытался нарисовать птицу, садящуюся на поле. При этом однажды Бэкон умудрился сказать, что считает мрачноватыми полотна абстрактных экспрессионистов, безобидные на фоне его собственных работ. Неудивительно, что одним из главных поклонников художника стал Дэмиен Херст известный своими расчлененными акулами и коровами. В феврале 2014 года анонимный покупатель из Америки приобрёл «Портрет говорящего Джорджа Дайера» (1966) за 70 млн.
Однако заимствованный сюжет художник наделяет трагическим колоритом. Бэкон по-своему интерпретировал Ван Гога в этюдах «Портрет Ван Гога I» (1956, собрание Сейнсбери) и «Ван Гог IV» (1957, Галерея Тейт). В это Бэкон не верит. Всё своё имущество, оценивавшееся в 11млн фунтов, Бэкон завещал Джону Эдвардсу28. Он объяснял брату, что импровизирует с цветом, стараясь припомнить их картины. Живопись Бэкона передаёт трагедию существования.
Часто он уничтожал свои произведения полностью или частично. Как он сам отмечал позже их работы оказали на него большое влияние, особенно «Метрополис» и «Броненосец Потёмкин». Писал их Бэкон не с натуры, а по фотографиям и выглядят они как серия снимков, сделанных в фотоавтомате, – каждый щелчок фиксирует новое положение головы («Три этюда Генриетты Моралес», 1969 и «Три этюда для портрета Джорджа Дайера», 1964). Он был впечатлён африканской природой и культурой: этими мотивами наполнены такие работы, как «Этюд к фигуре в пейзаже» (1952) и серия картин «Сфинкс» (1953—1954). Отец Бэкона, человек строгих нравов и пуританской морали, воспитывал сына сурово.
Критики то ласкали его позитивными рецензиями, то опускали на самое дно Бездны. Написана на льняном полотне. Сам сюжет распятия тоже условен: картина была написана в 1944 году, когда мир был потрясен ужасами войны. В начале 60-х Бэкон в последний раз переезжает. Кажется, что Бэкон работает, как мясник и видит человека мясной тушей.
Основной темой его работ является человеческое тело – искаженное, вытянутое, заключенное в геометрические фигуры, на лишенном предметов фоне. В Лондон с Бэконом поехала няня Джесси Лайтфут. Отец надеялся, что бывший военный положительно повлияет на Фрэнсиса. Есть неожиданные – например, «розовый» портрет Джона Эдвардса (многолетнего любовника и его главного наследника) перекликается с нежно-розовым «Портретом мадам Гийон» Мари Лорансен. И если до последнего времени первой работой в этой самой прославленной серии портретов Бэкона, которую он продолжал вплоть до 1970-х, считалась «Голова VI» (1949), то выставка предлагает неизвестного ранее «папу» – «Пейзаж с папой / Диктатор» (1946).
О ней Бэкон упоминает в интервью: «Это произошло случайно. Работа считается краеугольным камнем в его творчестве, так как именно здесь окончательно сложился характерный стиль, который будет присущ всем последующим работам художника. – объясняет Харрисон. C особой гордостью Мартин Харрисон рассказывает об «Этюде быка» (1991) – последней незаконченной работе Фрэнсиса Бэкона. Впоследствии он обращался к этому мотиву в таких работах, как триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия» и серия картин «Кричащие папы». Через два года – снова неудача.
Спустя каких-то 40 лет в Гран-Пале с помпой открылась ретроспектива Бэкона – он оказался вторым художником, получившим при жизни пропуск на главную выставочную площадку французской столицы. Но самая известная и подтвержденная самим Бэконом история про французское влияние связана с именем Пабло Пикассо (даром, что он был испанец). Но куратор решил еще больше сгустить краски, придумав изощренную сценографию в духе театральных художников-реформаторов Адольфа Аппиа и Эдварда Гордона Крэга. В августе 1930 его работы появились в журнале «The Studio» как примеры «1930 года в британском декоративном искусстве». Примерами использования этого образа являются такие картины, как «Распятие, 1933», «Фрагмент распятия (англ. )русск» (1950) и «Три этюда к распятию» (1962). О ней Бэкон упоминает в интервью: «Это произошло случайно.
Свобода творчества, мысли и секса – вот чем станет для него французская столица. Образ распятия прослеживается в творчестве Бэкона с самого начала и является основополагающим принципом многих работ. Этот образ проистекает из работы швейцарского скульптора Альберто Джакометти «Клетка» (1950). Вопреки советам докторов в начале 1992 года он отправился в поездку в Испанию. Это не красота формы, а красота настроения и движения.
С середины 60-х годов прошлого века Бэкон в основном рисовал головы своих друзей. Он был впечатлён африканской природой и культурой: этими мотивами наполнены такие работы, как «Этюд к фигуре в пейзаже» (1952) и серия картин «Сфинкс» (1953—1954). Играл он без удержу. В 1926 году отец изгнал Фрэнсиса из дома после того, как застал его наряжающимся в одежды матери.
Вопреки советам докторов в начале 1992 года он отправился в поездку в Испанию. А еще Фрэнсис Бэкон говорил, что «жизнь гораздо более жестока, чем все, что он может сделать». Триптих— излюбленная форма в творчестве художника: как он говорил, «я вижу изображения последовательно». Тогда, как говорит лондонский дилер Оффер Уотерман (OfferWaterman), «рынок был нестабилен: цены упали и люди не знали, во сколько оценивать его картины». Отец не принял гомосексуальность сына и выгнал его из дома.
В последние годы его здоровье ухудшалось: в 1989 году удалили почку, но он продолжал посещать увеселительные заведения и говорил, что «если пьешь с 15 лет, то нужно радоваться, что осталась хотя бы одна почка». Фрэнсис Бэкон, пожалуй, один из самых мрачных художников ХХ века. Но те, кого он писал, признавали свое сходство с изображением и точность отражения их личности (на выставке представлено несколько портретов Лизы и Роберта Сейнсбери, Изабель Роусторн). Это — своего рода крик, который не имеет пределов и границ живописная акция. А вновь воодушевились все сравнительно недавно, после февральской продажи трех штудий к портрету Лусиена Фрейда (Lucian Freud) за 23миллиона фунтов или 37миллионов долларов (аукцион Sothebys).
Даже оказавшись в Риме, он отказался смотреть на шедевр Веласкеса. Однако, последующие работы были приняты хуже: картины и рисунки, выставленные в феврале 1934 года на его персональной экспозиции, продавались плохо и были отмечены негативной рецензией в «Таймс», а летом 1936года ему отказали кураторы Международной Сюрреалистической выставки, сочтя его работы «недостаточно сюрреалистическими»12. Их дружба закончилась со смертью Джакометти в 1966 году. По словам художника, создавая образы, он отдавался случаю и воображению. Все мрачно и драматично.
Левая часть – интерпретация «Обнаженной в саду» Пикассо, центральная – Бельведерского торса, правда без мужских гениталий, с грудью, да не одной, а тремя и зонтиком а-ля Моне, правая – «Нарцисс» Караваджо, также в женском обличье. Доказательств у Харрисона немного и собирать их пришлось по крупицам.
И точно таким же легендарным стал хаос, царивший в мастерской, которая вмещала эскизы, открытки, необходимые Фрэнсису отрывки газет. Некоторые из них признаются соответствующими «официальному» творческому наследию Бэкона. В поздних триптихах им на смену пришли не менее агрессивные, но все же лица.
В 1933 году одна из репродукций Бэкона удостоилась чести находиться рядом с полотном Пикассо (в книге известного критика Герберта Рида). О, его можно и любить и ненавидеть. Во время Первой мировой войны семья переехала в Лондон, где отец Фрэнсиса служил в военном министерстве.
Три этюда. Бэкон пытается отойти от статичного, фотографического представления о человеке изобразить впечатление, возникающее при живом общении, когда люди говорят, выражают эмоции мимикой и жестами. Мощным источником вдохновения для Бэкона стало искусство Ван Гога. Триптих оказался очень оригинальной формой —в последующие годы Бэкон взял этот формат на заметку.
Бэкон и Фрейд познакомились в 1945 году. Отсюда – совершенно естественное желание «сильных мира сего» иметь в своей домашней коллекции произведений искусства картину выдающегося мастера. Переломный момент в его творчестве наступил в 1944 году с триптихом «Три этюда к фигурам у подножия распятия (англ. )русск», который привлёк внимание публики своим ярким, грубым изображением страдания и крика и получил высокие оценки критиков.
И он до последнего держал ее мертвой хваткой и вовсе не за рога. Их дружба закончилась со смертью Джакометти в 1966 году36. В августе 1930 его работы появились в журнале «The Studio» как примеры «1930 года в британском декоративном искусстве». Однажды мы все умрем и превратимся в пыль». – Бэкон часто говорил: пыль вечна.
Просто у него на время отнята его идеальная сторона. Также, в 1988 году Бэкон написал вторую версию картины. Перед нами предстает один и тот же человек в разных ракурсах, позах, состояниях. Состоялось его знакомство с фильмами Сергея Эйзентшейна и Фрица Ланга.
Из-за его атеистических воззрений поминальная служба не проводилась. Успех пришел к нему с триптихом «Три этюда фигур у подножия Распятия» (1944 г. ).
Из Лондона с богатым приятелем он рванул в Берлин, а уже оттуда – в Париж. Для того чтобы покончить с собой, Дайер выбрал очень бэконовское место — уборную. Они стали близкими друзьями и их платоническая связь длилась до самой смерти художника. Он начал писать вариации на «Распятие», а затем сосредоточился на получеловеческих-полугротескных головах, лучше всего представленных в серии 1949 года «Головы в комнате».
Фрэнсис Бэкон (1909 – 1992) – один из крупнейших мастеров XX века. После этого Бэкона стали рассматривать как талантливого и влиятельного художника16. Более того, в конце 90-х годов на рынке всплыло несколько крупных работ, ранее считавшихся уничтоженными, включая «Пап» ранних 50-х годов и «Головы» 60-х. Я пытался нарисовать птицу, садящуюся на поле. Однако по приезде они вступили в сексуальную связь. Выигрыши тут же спускал на пьяные вечеринки с приятелями. Отец Бэкона, человек строгих нравов и пуританской морали, воспитывал сына сурово.
В 1974 году Бэкон познакомился с Джоном Эдвардсом, барменом в одном из клубов в Сохо. По приезде в Мадрид он почувствовал себя плохо и был помещён в больницу, где и умер 28 апреля от сердечного приступа. Изображенные Бэконом женщина и ребенок «происходят» из ранних творений мастера. Написана на льняном полотне. Кульминация этого позднего периода наступила с его «Этюдом автопортрета» 1982 г. и более поздним одноименным шедевром-триптихом 1985-86 гг.
Бэкон обратил внимание на этот сюжет, увидев фильм Эйзентшейна «Броненосец Потёмкин» и прочитав книгу о болезнях ротовой полости. Триптих 1976 вызывал интерес с момента своего создания. Как и монстры с Трех этюдов. Этот триптих — одна из немногих сюжетных работ Бэкона, основанных на реальных событиях. В 1926 году отец изгнал Фрэнсиса из дома после того, как застал его наряжающимся в одежды матери.
Его путь в Париж лежал через Лондон и Берлин. По словам куратора, художник знал, что смерть близка. Например, Маргарет Тэтчер назвала его «человеком, который рисует эти ужасные картины»4.
Бывший военный, занимавшийся разведением лошадей, не мог смириться с жеманностью сына. Они стали близкими друзьями и их платоническая связь длилась до самой смерти художника. Состоялось его знакомство с фильмами Сергея Эйзентшейна и Фрица Ланга. Он изучал французский язык и посещал художественные выставки9. В мае триптих «Три этюда к портрету Джона Эдвардса» (1984) был продан на аукционе Кристис за 80, 8 миллионов.
Через год отец отправляет его в Берлин под присмотр дяди., художник устроился на стуле, безуспешно пытаясь занять удобное положение. Просто после 1971 года почти все работы художника были посвящены гибели его возлюбленного Джорджа Дайера. Данная серия посвящена Джорджу Дайеру, музе художника. В феврале 2014 года анонимный покупатель из Америки приобрёл «Портрет говорящего Джорджа Дайера» (1966) за 70 млн52.
Впоследствии он обращался к этому мотиву в таких работах, как триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия» и серия картин «Кричащие папы»32. Следующие полтора года Бэкон провел во Франции, проживая у своей знакомой пианистки мадам Бокентен в Шантийи. Основной темой его работ является человеческое тело— искажённое, вытянутое, заключённое в геометрические фигуры, на лишённом предметов фоне. Триптих (то есть серия из трех работ, объединенных общей идеей) был его любимым форматом. В последние годы художник стал часто писать автопортреты ибо заявлял, что некого писать боле, ведь мрут люди, окружающие его, как мухи (свободная цитата). В первых – учился, на вторых – заводил знакомства.
Первым был его кумир. Одна из них выставлялась в лондонской галерее Тейт в 1985 году, сообщает ИТАР-ТАСС. В 1999 году объединенный триптих продемонстрировали публике на ретроспективной выставке Бэкона в Центре британского искусства при Йельском университете (Нью-Хейвен, штат Коннектикут).
Источником сюжета послужили Изенгеймский алтарь и «Распятие» Чимабуэ из базилики Санта-Кроче, однако, пытаясь не изобразить религиозное событие, но передать представление человека о самом себе, художник интерпретировал их по-своему. Жиль Делёз отмечал, что «у Бэкона крик— процесс, когда всё тело выходит через рот». Имя нового хозяина полотна Фрэнсиса Бэкона не разглашается. Однако, последующие работы были приняты хуже: картины и рисунки, выставленные в феврале 1934 года на его персональной экспозиции, продавались плохо и были отмечены негативной рецензией в «Таймс», а летом 1936года ему отказали кураторы Международной Сюрреалистической выставки, сочтя его работы «недостаточно сюрреалистическими».
А вечером пускался во все тяжкие: Казино Монте-Карло стало его вторым домом. Фрэнсис Бэкон (англ. Francis Bacon 28 октября 1909, Дублин— 28 апреля 1992, Мадрид)— английский художник-экспрессионист, мастер фигуративной живописи. Его мрачные, жестокие картины – зрелище не из приятных.
В них столько эмоций, что, кажется, они разорвут полотно – даже на репродукциях. Известно, что именно в Монако он начал писать своих властных диктаторов, своих «кричащих пап» – копии портрета папы Иннокентия X Диего Веласкеса. Эту привычку он сохранил на всю оставшуюся жизнь. В ноябре 2013 года картина «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» (1969) была продана за рекордную цену в 142, 4 миллиона долларов. Это вынудило их постоянно менять место жительства. Посмотрите в его лицо – и поймите его лица. Зачастую фигура изображенная на картине, заключена в трёхмерную фигуру-клетку.
Наконец, в триптихе 1985—1986 годов художник изображает самого себя. К слову, куратор Мартин Харрисон не исключает, что излюбленный мотив крика в творчестве Бэкона отсылает не только к «Избиению младенцев» Пуссена и «Броненосцу «Потемкин» Эйзенштейна, но и к вечной брани отца. Триптих «Этюды человеческого тела» (1970), созданный специально для Гран-Пале, в Монако подается в исторических декорациях. В своих интервью Бэкон часто отмечал, что видел образы «в виде серий» и его творчество часто фокусировалось на отдельных темах в течение длительных периодов, включая его распятия, головы Пап и более поздние серии изображений голов. Маргарет Тэтчер считала его картины ужасными, но ведь и красота рождается из ужаса, хаоса. Фрэнсис начинает сам зарабатывать себе на жизнь.
Она в два раза больше оригинала и цвет фона изменён на кроваво-красный18. После смерти Бэкона его репутация стабильно росла. Фрэнсис Бэкон является одним из известнейших экспрессионистов XX века. С ним художник познакомился в начале 60-х годов в одном из кафе в Париже. Например, Маргарет Тэтчер назвала его «человеком, который рисует эти ужасные картины».
Иногда я чувствую себя наследником античности, – говорил Фрэнсис Бэкон. Тело было кремировано, а прах развеян. Но переломный момент в его творчестве наступил на полтора десятилетия позже, в 1944 году, с созданием триптиха «Три этюда к фигурам у подножия распятия», который получил высокие оценки критиков и Бэкона стали считать одним из ведущих британских художников XX века.
Есть очевидные, как, например, скульптура Родена, открывающая тему манипуляций с человеческим телом или клетки на рисунках Джакометти – в такие же будет запихивать своих героев и Бэкон.