Романский СТИЛЬ Тип романской базилики 3 2 4 5 6 1 1 – апсиды (алтарные выступы) 2 – фронтон (завершение фасада) 3 – восточные башни 4 – западная. Господствующий тип романского собора – базилика – трехнефное (пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним иногла двумя трансептами (поперечными нефами). Наряду с базиликальной организацией пространства в романских храмах использовался зальный тип, особенно в Германии и Испании.
Эта базилика считается одним из самых важных романских зданий в стране. Церковь представляет собой прекрасный пример романской архитектуры: трехнефная базилика с тремя апсидами, башнями на востоке и трансептом на западе. Романское искусство постепенно развивалось и в базиликах стали увеличивать пространство, предназначенное для алтаря и хора, появились новые помещения, нефы стали делить на ярусы.
Gertrud) – романская базилика в Регенсбурге. Романские церкви представляли собой базилику, т. е.
В областях с недостатком камня развивалось строительство из кирпича (Ломбардия, Северная Германия, Польша). Шесть ярусов таких же аркад покрывают стоя щую рядом беломраморную «падающую башню», получившую та кое название из-за сильного наклона (отклонение от вертикальной линии на 4, 5 м). На протяжении своей истории, сооружение несколько раз подвергалось реконструкции. Верхняя линия прореза окон образовала полукруг, фронтон над дверьми входа в храм был прорезан круглым окном, переборки его рамы расходились из средины лучами оно называлось розой снаружи по стенам шел фриз, составленный из соприкасающихся полукругов на восточной стене над окнами – галерея, образуемая аркадами все это придавало разнообразие наружным сторонам стен. В Вормском соборе (1171—1234 ил.
Такие объекты мебели для сидения как скамьи обычно использовались в храмах и монастырях. Он и действительно вобрал в себя мир средневекового города. Михаила в Шопроне, замок в Вишеграде). Каждое здание имеет чётко определенные формы и зачастую очень обычный, симметричный план общий вид один из простых, если сравнивать с готическими зданиями, которые последовали после. Как бы то ни было, но Бонанно после этого жил в нищете и умер в полнейшей безвестности. Слуги к ночи засыпали тлеющие угли золой, чтобы дольше сохранить тепло.
Декор на скамьях был явно заимствован из архитектурного декора и выполнялся в виде резных или расписных арок и круглых розеток. В 1998г. Архитекторы романского периода в полной мере использовали наследство античности.
Освобождённые от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами. Гoризонтальную балку над дверным проемом украшают фигуры старцев – судий Страшного суда. Главным достижением строительно-инженерного искусства романской эпохи стало появление сводчатых конструкций.
соборы служили местом городских собраний, в них читались лекции и пр. Монастыри вместе с романскими храмами, монастырскими или кафедральными, приходскими или крепостными церквами были важной составной частью общественной жизни в романский период. Королевская власть. По преданию, в Vвеке рядом с городом жил отшельник по имени Фрон (считается, что именно онявился носителемхристианствав регионе). В ряде архитектурных школ получила дальнейшее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окружённый радиально расходящимися капеллами (так называемый венок капелл).
Крупные сводчатые залы создавались в светских зданиях (биржа в Пальме на о-ве Мальорка, 1426 – 1451). Судьба самой известной «падающей» башни — Пизанской — беспокоит весь мир. Капители колонн трансепта также украшены скульптурами с библейскими персонажами. Термин «романский» появился в XIX столетии и относится к архитектуре XI и XII вв., когда возникла относительно цельная общеевропейская художественная система. Стены осмысляются многоярусной системой ордера. Влияния английской, французской и немецкой кирпичной готики сказались на готическом зодчестве Норвегии (собор в Тронхейме, готические части – 1180 – 1320), Дании (собор св.
Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе — во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр — Дам дю Пор в Клермоне). В итальянской архитектуре не было стилистического единства. Однако он вошёл во всеобщее употребление.
В конце XI в. в Клюни по образцу базилики св. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка— исторические сюжеты). Романская архитектура не является вырожденной архитектурой Древнего Рима.
Подобный шкаф имеется и в Гальберштадтском соборе. Сен-Мартен в Туре (характерно для всех). Термин «романский стиль» появился в начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XI – XII веков с древнеримской архитектурой. Верхнюю часть цоколя галереи и фриз арки соединяют узкие лицены. В средней части трансепта возвышается эл- липтический купол. Они включают Аббатство Сен-Дени, Шпайерский собор и Вестминстерское аббатство (где ныне осталось незначительная часть норманской церкви).
В миниатюрах (часословах) наметилось стремление к одухотворённой человечности образов, к передаче пространства и объема. Дым от очага выходил в отверстие в потолке помещения. Готика зародилась в Северной Франции (Иль-де-Франс) в середине XII века и достигла расцвета в первой половине XIII века.
Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»). При этом используются относительно небольшие обработанные камни. Византии и мусульманские влияния.
Южная Франция и особенно Прованс накрепко связаны с античностью. Как правило, это трeх-пятинефные базилики с поперечным нефом-трансептом и полукруговым обходом хора («деамбулаторием»), к которому примыкают радиальные капеллы («венец капелл»). Отёсанный камень укладывался на место на раствор. Изэтого следует, чтопристроительстве базилики ширина бокового нефа жестко зависит отразмеров главного, так как кодной стороне ячейки, перекрытой крестовым сводом (она называется «травея»), можно приставить только целое число такихже, нопоменьше (обычно две). Все части скульптуры раскрашены, что придает им яркость и живость (см.
gotico – непривычный, варварский – (Goten – варвары) и сначала использовалось в качестве бранного. Путешествовали нетолько купцы изавоеватели. В изображении человеческой фигуры пропорции часто нарушались, складки одеяний трактовались произвольно, независимо от реальной пластики тела.
Средоточием жизни в раннем средневековье были замки могущественных (светских и духовных) феодалов, церкви и монастыри. Особое место в строительстве больших соборов Германии занимали в 12 в. могущественные имперские города на Рейне (Шпейер, Майнц, Вормс). Италия. О дальнейшей судьбе его ничего не известно.
Камни обрабатывались различными мастерами — одна из причин того, что в средневековом искусстве редко встречаются две абсолютно одинаковые детали. Термин романский стиль (лат. Войны с Тевтонским орденом стимулировали крепостное строительство, а развитие городов способствовало расцвету светской архитектуры (ратуша в Торуни, городские укрепления с барбаканами в Кракове и Варшаве (Ягеллонский университет в Кракове). Она может быть суровой и грозной, давящей на человека своей каменной тяжестью. В Англии (после норманнского завоевания 1066г. ) романский стиль получил своё развитие, а в живописи главное значение придавали миниатюре, для которой присуще особое богатство растительного орнамента. Приэтом вкаждой обители были свои святыни, может быть инетакие значимые, какте, чтождали их вконце пути (например, вСантьяго-де-Компостела, чтонасевере дикой Испании), но, безусловно, достойные самого благоговейного поклонения.
В Польше готика развивалась в XIII – XV вв. Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. Замок-крепость или храм-крепость. Из античной мебели для сидения продолжала жить лишь одна форма складного табурета или кресла с Х-образными перекрещивающимися ножками (по типу греческого дифроса окладиоса или древнеримского селла курулис – курульного кресла), легко переносимого слугой за своим господином. За столом или у очага только синьор имел свое место.
Главное: элементы внутреннего разнообразия при единой подчиненной системе. "Замок – крепость рыцаря, церковь – крепость бога Бог мыслился как высший феодал, справедливый, но беспощадный, несущий не мир, но меч. Полностью освобождённая от камня скульптура возникает лишь на последних этапах эпохи.
Готический облик Таллина определился в XIV – XV вв. В основном архитектура этого периода представлена храмами, монастырями и замками. Базилика Св. Сернина в Тулузе это самая известная достопримечательность Тулузы и по совместительству самой большой в мире романской церковью, некогда входившей в состав бенедиктинского аббатства, считается Базилика Святого Сернина (Basilica of St Sernin). Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки трифория, арки окон), данных в чётком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях.
Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания. Архитектура Древнего Рима является вырожденной романской архитектурой». Развитие романского искусства получило новые импульсы в период правления Карла Великого (768-814) и в связи с основанием в 962 г. Священной Римской империи Оттоном I (936-973). Стрельчатые арки присущи в большей степени готическому стилю, а в постройках романского периода они соседствуют с закругленными арками. Рекомендуем посмотреть наНотр-Дам Ла Гранд в Пуатье, о нем мы уже рассказывали. Большой ячейке в центре соответствовали две малые в боковых нефах (важный шаг на пути к созданию «связанной системы»), обширный атрий.
Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина 10 в. ). Ей близки храмы Бургундии: в Парэ ле Маниаль (нач. Такродились нервюры (по-французски nervure– жилка, прожилка), позже ставшие главным нервом готического образа.
В разбивке масс достигнута соразмерность. Появились росписи на светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, XIV – XV вв. ). Одним из редких уцелевших образцов, утратившим перекладины на спинках, является епископский трон XI в. (собор в Ананьи). В грандиозных храмах Бургундии, занявшей первое место среди других французских школ, были сделаны первые шаги к изменению конструкции сводчатых перекрытий в типе базиликального храма с высоким и широким средним нефом, с множеством алтарей, поперечных и боковых кораблей, обширным хором и развитым, радиально расположенным венцом капелл. Особый импульс развитие романского искусства получило в период правления франкской династии Меровингов (486-751). Ее характерный элемент — арочная форма дверных и оконных проемов. Бывшая церковь аббатства Сен-Сернен (или Св. Предполагается, что она возведена в 1170-1190 гг.
Столы в ранний период еще весьма примитивны. Вход оформлен порталом (от лат.
Она может быть суровой и грозной, давящей на человека своей каменной тяжестью. Подобная конструкция и легла в основу готического зодчества. И так в романском стиле доминируют массивные стены, тяжёлые полукруглые двери, толстые колонны, крестовые либо бочкообразные своды, полукруглые или круглые не большие окна (бойницы). Романской архитектуре доступен широкий диапазон чувств. Чаще всего использовался известняк, в отдельных случаях – вулканический бут, мрамор и гранит. Продольные стены внутри здания опираются нааркады (иногда, норедко, наантаблементы), ате, всвою очередь, наколонны.
Кладка из бутового камня, как правило, особенно в интерьерах, оштукатуривалась. Снаружи соборы, несмотря навсю красоту, немного напоминали гигантских сороконожек. Примером такого сооружения может служить капелла святого Варфоломея (Падерборн), построенная в XI в. Храмы вестфальской школы строились без четкого и пропорционального деления пространства на части, то есть в композиции фасадов не отражалось сопоставление частей здания и его объемов. Люди, немешая службе, двигались всторону алтаря иликскрытой подним сакристии (крипте– хранилищу святынь) поодному избоковых нефов, останавливаясь длямолитвы укапелл– небольших приделов, каждый сосвоим алтарем, пристроенных свнешней стороны храма.
Упрощённый процесс возведения основывался на скреплении некрупных обтёсанных камней раствором. Его конструкция несколько отличается от базилики. Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму. Чередование элементов, опять же идея иерархии и тема внутреннего разнообразия в пределах романского храма (чередование опор А и В).
На месте двух прежних базилик здесь в 1088 г. была начата постройка третьей церкви (так называемой Клюни III), завершенной в 1107 г. Это была пятинефная базилика с двумя трансептами, расширенными с восточной стороны добавочными капеллами. Богатством ритма, совершенством архитектурной композиции и скульптурного декора отличаются грандиозные соборы зрелой готики в Реймсе и Амьене, а также часовня Сент-Шапель в Париже (1243 – 1248) с многочисленными витражами. Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ. Эту пристройку называют трансепт или поперечный неф. Некоторые части (хор, трансепт, южная башня фасада) получили черты ранней готики.
Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры динамичным архитектурным ритмам, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих. Погашение этих нагрузок системой контрфорсов позволило сделать более тонкими и стены. Различного типа башни размещают по-разному. Колонна сохраняет классическое деление на три части.
Арки, галереи, башни, какие-то площадки с аркадами, громадные окна, все дальше и дальше – бесконечно сложная, ажурная игра ажурных форм. Якоба в Регенсбурге (Германия)Архитектура была ведущим видом романского искусства. Общая высота башни предполагалась 98 метров. Начиная со второй половины 10 века по первую половину 11 века, наступает период рассвета немецкой книжной миниатюры интенсивно развивается искусство литья (бронзовые двери в соборе в Хильдесхейме). Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон — каркасом стены.
Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. Форма капители развивала византийский тип – пересечение куба и шара. Этостроительное новшество резко расширило творческие возможности средневековых зодчих.
С приходом эпохи Ренессанса готика стала утрачивать свое значение. Увенчать все сооружение колокольней Дж. Этот стиль средневекового искусства появился во времена новой феодальной цивилизации.
При сходной планировке оформление фасадов было различно. Лев означает Богочеловека: могучая голова – Бога, менее мощный торс – человека. Вита и Карлов мост в Праге, зальный храм св. Она многообразна по типам, конструктивным особенностям и декору. Собор Нотр-Дам де Пари – сердце Парижа.
Много раз предпринимались попытки спасти башню. Небольшие по размерам сундуки можно было легко переносить в случае опасности. Примером может служить Клюнийский монастырь. Посути, стрельчатая арка– этодва фрагмента обычной циркульной арки, сложенные «домиком». Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале.
Тотже прием вроманской архитектуре стали использовать ипривозведении крестовых сводов, нотеперь кобычным подпружным аркам, перекинутым отстены кстене пократчайшему пути, добавились диагональные, проходящие там, гдесмыкаются распалубки. Действительно, в XI—XII вв. На фасадах – стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические и декоративные детали. Так же как и окна, портал из — за большой толщины стен образован уступами, в углы которых устанавливаются колонны, а иногда и сложные скульптуры.
Центр фасада украшает большое окно в виде розы, украшенное узорами из камня и витражами. Такпоявился тип раннехристианской базилики– храма, чьякомпозиция вомногом заимствована удревнеримских судебных зданий (базиликой ее назвали позже, ввиду сходства спрототипом, очевидно). Толщина и прочность стен, простая каменная кладка почти без облицовки (в отличие от древнеримской) – основные критерии сооружения. В строительстве этой церкви впервые был применен новаторский прием имевший большое значение для всего последующего развития архитектуры, -использование слегка заостренной (стрельчатой) арки свода. Теперь базилику как бы пересекала под прямым углом пристройка, размещенная ближе к апсиде.
В романской Германии в 11-13 веках, были воздвигнуты грандиозные Кайзерские соборы (в Шпейере, Майнце, Вормсе), в которых применялась связанная система перекрытий, при которой каждой травее среднего нефа равнялись две травеи боковых нефов. За пользование землей каждый был обязан платить налоги и нести воинскую службу. Воплотить в жизнь раннехристианские задумки мастеров помогала усовершенствованная техника. Тем не менее, такой приём получил распространение в период итальянского Возрождения. Все это создает впечатление ажурности и бесконечности разнообразия вертикальных линий.
Каменный храм в средневековом городе имел особый статус. Система УСАВП: тест управления рекуперативным торможениемII. Правда, она оказалась укороченной на четыре этажа и без крыши.
48). Стефана в Вене) и Швейцарии (собор в Берне). Здесь производился фасонный кирпич для кладки профилированных пилонов, окон и роз (круглых окон).
Магдалины в Везеле (первая треть 12 в. ). Вскоре после своего основания в IX в. бенедиктинский монастырь в Vezelay приобрел мощи Св. Романские рельефы настолько эмоциональны и динамичны, что их называют «застывшим в камне ypaгaнoм страстей и криков». Но такие кровати принадлежали, в основном, знатным вельможам и служителям церкви.
За редким исключением, все это не встречается в других европейских странах. К числу новшеств следует также отнести второй поперечный неф (трансепт) и увеличение восточной части храма (хора), предназначенной для духовенства. Постепенно такая змковая архитектура стала влиять и на городские богатые дома, которые строились по тем же принципам некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота. Часто здание двора было окружено галереями – атриумом, где размещалась чаша для крещения. Портал имел и психологическую функцию: усилить впечатление, выделить, увеличить и преувеличить вход в здание.
Ихзалы колоссальны даже посовременным меркам. В романских церквах чётко разделяются отдельные пространственные зоны: нартекс, т. е. цв.
Воздействие венецианской готики сказалось на архитектуре Далмации (Хорватия), Греции, Крита, Кипра. Современному человеку ее очертания должны напомнить устремленную внебо ракету. В росписи прослеживались религиозные мотивы. Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами.
Примером расцвета местного романского стиля может служить ансамбль в Пизе: облицованный мрамором собор с куполом, колокольня и баптистерий представляют собой отдельные строения, расположенные рядом. После Каролингского периода жизнь стала, в общем, менее безопасной. Впрочем, само строительное дело вту пору тоже невсегда являлось мирным занятием. Тоже связная система, столбы делят нефы, на каждый второй наложена почти плоская пилястра (поддерживает 1 из поперечных арок свода нефа).
Широко воспроизводились аллегорические образы с peлигиозным подтекстом. В настоящее времябазиликаобъявлена национальным достоянием. 49).
Крупнейшими центрами романской архитектуры стали также Германия и Италия. В основе его планировки лежал практический расчет. Романская скульптура подчинялась архитектурным мотивам.
Почти равные по высоте, три нефа перекрыты полуцилипдрическими сводами и общей двускатной крышей. Латинский язык является вырожденным романским языком. В ряде архитектурных школ получила дальнеишее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемыи выступом абсиды, окруженныи радиально расходящимися капеллами (так называемыи венок капелл). Стены строго изолируют внутреннее пространство от окружающей среды.
Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина X века). Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. В XII столетии это была одна из немногих областей, где романский стиль не сложился и не утвердился окончательно и где продолжали держаться архаические архитектурные формы: простые деревянные плоские покрытия, мощные квадратные столбы, статическая замкнутость внутреннего пространства. Ихназывают нефами, тоесть кораблями (французское слово nef произошло отлатинского navis– корабль). Романская базилика – это трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение.
Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Романский план основывается на простых геометрических отношениях. При этом романская архитектура имела и свои собственные завоевания.
Затем располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов, трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище. Для романского стиля характерна базиликальная (продольная) форма. Такая планировка позволяла регулировать потоки паломников, поклонявшихся выставленным в абсиде реликвиям. Отсюда его символический характер, условность приёмов и стилизация форм. Крестоносцы донесли принципы готики до Родоса, Кипра и Сирии. Церковь Петра и Павла в монастыре Клюни, разрушенная во время Французской революции в конце XVIII в. (в настоящее время сохранился лишь ее фрагмент), являлась самым крупным храмом в Европе и служила прототипом для ряда других церквей. Капитель, вначале очень простая по форме (в виде перевернутой пирамиды или куба), постепенно обогащается различными растительными мотивами изображениями животных и фигур.
Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создаётся рядами стройных столбов, мощным взлётом остроконечных стрельчатых арок, убыстрённым ритмом аркад верхней галереи (трифория). В 1936 году в ее основание под давлением ввели жидкий бетон, цемент и стекло. Наконец, окна образуют верхнии ярус. Тимпан – плоскость стены между полуциркульной аркой портала и горизонталью Aвepногo проема. Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму. Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую.
Романские церкви и соборы преимущественно трехнефные: центральный неф на восточной стороне заканчивается полукруглой – апсидой. За пределами Европы характерными объектами романского стиля были замки, построенные крестоносцами в 12-13 веках в Палестине и Сирии (замок Крак де Шевалье 12-13век).
С тех пор его функции выполняет электрический прибор.
Позже базиликами стали называть огромные здания вДревнем Риме. Решение этой задачи было в первую очередь граничит с каменными перекрытиями.
Структура равномерная в трансепте и нефе и пафосно резко меняющаяся в восточной части. Он высится над городом, как огромный великолепный корабль. Да и в части, отведённой мирянам, выделялись места для феодальной знати. Вход внее тоже часто начинается соткрытого двора, тамприхожане готовятся кбогослужению. О них скажем особо.
Главный мотив романского интерьера это полуциркульные арки. Однако романская архитектура имела и свои собственные завоевания. Боковым фасадам уделяли меньше внимания. Каменная резьба украшала наружные стены соборов.
Тут так же иногда была небольшая каплица. Собор в Майнце (освящен в 1239г/1137). Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. Верхняя часть дверки скруглена. Эпоха зрелого Средневековья вЕвропе– время грандиозных паломнических походов.
В Германии расцвет готики относится к середине XIII века (западный хор собора в Наумбурге). Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ). Центральный неф перекрыт крестовым сводом и приведен в соответствие с крестовыми сводами боковых нефов. Конструктивная основа собора – каркас из столбов (в зрелой готике – пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок. Но в рамках средневековой условности искусства неожиданно появлялись и верно схваченные живые детали – своеобразный поворот фигуры, характерный тип лица иногда бытовой мотив.
Св. Боковой распор свода главного нефа передаётся с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы – контрфорсы.
Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство средневековья считалось «варварским». Характерным элементом экстерьера становятся массивные башни.
Его конструкция несколько отличается от базилики. Наиболее ярко готика в Италии проявилась в гражданском строительстве – ратушах (Палаццо Публико в Сиене, Палаццо дель Подеста во Флоренции) и дворцах (Дворец дожей в Венеции).
Главным достижением романской архитектуры стала разработка конструктивной схемы, которая предполагала направление основных усилий – с помощью подпружных арок и крестовых сводов – в определенные точки и разделение стены на собственно стену и контрфорсы (столбы), размещающиеся в местах, где распорные усилия достигали наибольшего давления. Стены отделывали венецианской штукатуркой или камнем. Неотъемлемой частью готического искусства является скульптура. В южной Эстонии в XIV в. строились кирпичные готические церкви (церковь Яани в Тарту).
Они представляли собой могущественную политическую и хозяйственную организацию, которая влияла на развитие всех областей культуры. Примечательны резные опоры 1670-х гг., скульптура Св. Он мог одновременно служить ёмкостью, кроватью, скамьёй и даже столом. Готика получила распространение также в Австрии (готическая часть собора св.
Достигли расцвета алтарная скульптура и живопись. И в то же время — стройной, полной воздуха и света нежной и холодной. Именно в течение XI – XII вв. Отом, почему возникли деамбулатории, стоит рассказать подробнее. Особое место в искусстве готики занимал собор – высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преимущественно витражей).
2. Рамона в соборе Рода де Исабена в Испании, обильно украшенный резьбой. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526 – 530), церковные здания поздней эпохи Каролингов – придворная капелла Карла Великого в Аахене (795 – 805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина X века).
Однако кконцу первого тысячелетия Европа обрела несколько новых устойчивых государственных образований– княжеств, герцогств, мощных империй, – ифеодальная система начала стабильно поставлять их владетелям богатства, достаточные нетолько дляведения войн, ноидлямасштабного строительства. Таквозникла идея кругового обхода. Позднее, когда сундук занял свое особое определенное место среди других предметов обстановки, его делали на высоких ножках, а лицевую сторону украшали плоской резьбой. В зрелый романский период делаются прямоугольные столы, столешница которых опирается не на ножки, а на два боковых щита, соединенных одной или двумя проногами (продольными брусками), концы которых выступают наружу и заклиниваются. Суровая красота этих сооружений — в лаконизме мощных пластических объемов. Предметы мебели, а также карниз и жердь изготавливали из тёмного дерева, в одной цветовой гамме.
В Вормском соборе (1171—1234 ил. Отклонение ее от вертикали составляет уже более пяти метров.
Доминирующее положение занимает объем главного нефа с полукруглой апсидой, с одним или несколькими поперечными нефами. Романский язык не является вырожденным латинским языком. Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. Вормский собор — ярчайший пример романского стиля в Германии.
Вопросы и задания1. Редкий образец романского витража – изображение «мисмической мельницы» в церкви Санкм-Аносмельн в Кёльне. Они имеют форму латинского креста.
Поверхность ствола колоны не всегда делается гладкой, очень часто ствол покрыт орнаментом. Затем следует нартекс– пристройка перед самой базиликой, гдевстарину полагалось оставаться уверовавшим воХриста, ноеще некрещенным («Оглашенные изыдите. »– этокакраз проних), атакже отлученным отпричастия закакие-то прегрешения. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами. вкл., рис. Тяжелая поступь опорных столбов центрального затемненного нефа к освещенному пространству трансепта и алтарной зоны ассоциируется с крестным путем Богочеловека Иисуса и coответственно с земным путем любого человека, который может заслужить искупление гpexoв и спасение трудом и cтpaданиями. В него входят пятинефный Пизанский собор (1063— 1118), баптистерий (крещальня, 1153 г. — 14 в. ), наклонная колокольня — кампанила (Пизанская башня, начата в 1174 г., достраивалась в 13—14 вв. ) и кладбище Камио-Санто.
Классический образец такого сложного типа — грандиозная главная пятинефная монастырская церковь аббатства Клюни (1088—1107), разрушенная в начале 19 в. Служившая центром деятельности могущественного клюнийского ордена 11—12 вв., она стала образцом для многих храмовых построек Европы. Многообразны по типам, композиции и декору каменные, кирпичные и фахверковые светские постройки (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, танцевальные залы). Часто ему было достаточно отлучить противника отцеркви, чтобы лишить его войска ивласти.
Двух-башенные западные фасады французских соборов с тремя «перспективными» порталами и узорным круглым окном («розой») в центре сочетают устремление ввысь с ясной уравновешенностью членений. Сатурнена), эта базилика в Тулузе— единственное, что осталось от монастыря. Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ. Подобные здания представляют собой архитектурную композицию с вытянутым пространством, которое на несколько нефов разделяют ряды колонн.
Действительно, в XI—XII вв. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон – каркасом стены. Огромные массы людей, разных званий исословий, отважно покидали родные края иотправлялись (восновном пешком. ) вдалекие странствия, чтобы, преодолев жестокие лишения иизбегнув, если будет нато воля Господня, великих опасностей, поклониться мощам убедительно доказавшего свое могущество святого иприложиться креликвиям– свидетелям чудесных событий тысячелетней давности, случившихся вдалекой Палестине.
Различные школы романской архитектуры решали эту проблемы по-разному. Но как уже было упомянуто именно средневековые соборы Европы в полной мере демонстрируют всю красоту и величие готического стиля» (2, с. 34).
Образцом складного сиденья с крестообразными ножками является табурет Св. Вдоль искривленных узких улиц располагались сточные канавы. Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв). Этому выдающемуся сооружению романского стиля выпала необыкновенная судьба. Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, Франция. Примерами таких сооружений могут послужить церковь святого Годенхарда (Гильдесгейм) и собор в городе Кведлинбурге.
Это стало возможным с появлением в Англии в 1200-х гг. Примером может служитьКлюнийский монастырь. Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами. Большинство были существенно изменены, а многие находятся в руинах.
Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. В Ломбардии в наибольшей степени сказывается влияние французской и немецкой архитектуры. Романская базилика – трёхнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами. Для этих орденов строительные артели возводили по всей Европе одно сооружение за другим.
Внутреннее убранство дома было скудным: в большинстве случаев пол выполнялся земляным. Паломническая базилика. В Италии романский стиль зародился в ломбардской и тосканской школе, в 11-12 веке, началось обширное строительство городских соборов.
Большое влияние на привнесение зооморфного мотива в средневековую европейскую орнаменталистику и бестиарий оказали те же северо-иранские и тюркские народы (уже упоминавшиеся гунны, сарматы, аланы), которые постепенно ассимилировались с коренным населением, обогатив его культуру изнутри. Под полом алтарной части строилось подвальное помещение, которое называлось крипта. Лучше всего готический стиль проявился в архитектуре соборов, храмов и монастырей. Фигуры в середине тимпана крупнее фигур, находящихся по углам. Для построения использовался песчаник (желто-серый), а объемное пространство структуры здания строго выражены четкими гранями. Пизанский собор (XI—XIIвв. ) представляет собой грандиозную и в то же время простую в плане пятинефную базилику. Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием.
В XII веке она развилась в готическую архитектуру, особенностью которой были остроконечные арки. Значительным было и влияние византийского зодчества. Романская базилика -трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами.
Их суровый (в Сиене, Флоренции) или изящный (в Венеции) декор контрастировал с монолитной кладкой стен. Сначала он употреблялся лишь при строительстве храмов и крепостей, а позднее и для построек светского характера. Тудаже, кбожественным высям, онаотправляла имысли средневековых христиан.
Мастер прекратил работу и исчез из города. Противопожарная системаA. 32. 4. 5. 3. Здесь же показано, как после смерти богач попадает в ад, где eгo душу раздирают дьяволы. Особое явление в архитектуре Франции – паломнические церкви. О них скажем особо. В дальнейшем она всё более упрощалась, становясь конической. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых.
Земляные насыпи ичастоколы избревен спасали лишь отмелких воинственных соседей. Материалы для строительства выбирались по принципу насыщенности ими близлежащей территории. Система управления.
Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»). Хранились реликвии Марии Магдалины (. ). Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области.
Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает романское искусство. В результате простого объединения объемов возникали различные композиции. Петра в Риме. Из бронзы же отливали и чеканили двери с рельефами, купели, канделябры, рукомои и т. д.
В готических соборах границы между этими зонами теряют жесткую определенность, т. к. Романские интерьеры украшались также небольшими витражами, скульптурами, живописью. Скорее всего они являются архитекторами всего ансамбля, красующегося на Площади чудес. Термин романский стиль (лат. Якоба в Регенсбурге (Германия), Романские церкви в Валь-де-Бой (Испания), Пизанский собор и, частично, знаменитая Пизанская башня (Италия), Церковь Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, Приорат Серрабоны (Франция), Собор Браги, Кафедральный собор Порто, Старая ратуша Брагансы, Старый кафедральный собор Коимбры, Кафедральный собор Лиссабона (Португалия) и др.
Не такие рельефные членения – нет такого напряжения и живописности, как в Шпайере. В богатых домах начали устраивать отдельные спальни, которыми пользовались только хозяева дома и самые почётные гости. Однако пути пилигримов небыли неизведанными.
Культовая архитектура развивалась под сильным воздействием (в зависимости от местных условий) античного, византийского или арабского искусства. в честь обращения области в христианство. Это одно из первых кирпичных сооружений в Дании одновременно с церковью был построен укреплённый замок, позже перестроенный. Величественная церковь Богородицы выстроена из красного кирпича имеет в плане форму греческого креста, включает центральную башню (44 м) и четыре угловые. Так, через 164 года строительство башни наконец было завершено. Все это выдаёт влияние архитектуры на декорирование мебели, типичное для романского стиля. Вормский собор – это могучая доминанта продольного корпуса, уподобляющая храм кораблю.
С середины XIII века величественные соборы строились в древних европейских странах – в Германии (в Кельне), Нидерландах (в Утрехте), Испании (в Бургосе, 1221 – 1599), Великобритании (Вестминстерское аббатство в Лондоне), Швеции (в Упсале), Чехии (хор и трансепт собора св. То же самое можно сказать и об искусстве Германии.
Интересно, что, когда этот дух радикально изменился, тоесть вовремена Ренессанса (возрождения идеалов античности, какмы помним), отстрельчатых конструкций спафосом отказались, несмотря наих рациональные преимущества. Первый ярус — полуциркульные арки, разделяющие центральный и боковые нефы, над арками — стены с декоративной отделкой, росписью, невысокой аркадой (трифорием), верхний ярус — окна. Романское искусство идекор— это грубоватая, но острая выразительность. Иными словами, если вы используете циркульные крестовые своды, тоширина боковых нефов должна быть илировно вдва раза меньшей илитакойже, какуцентрального «корабля» (впоследнем случае, чтобы сохранить гармонию ихнадо делать истольже высокими, тоесть построить так называемую зальную церковь). Купола мало соответствовали продольному плану подобных построек, в связи с этим в романских храмах стали использовать цилиндрические (над центральным залом) и более сложные крестовые (над боковыми нефами) своды перекрытий. Сен Мадлен в Везле, 1120е-1150е. Для него ставился парадный стул или кресло, собранное из точеных балясин (стержней), с высокой спинкой, локотниками (или без них) и подставкой для ног с целью защиты от холода каменного пола.
В романской архитектуре используются различные строительные материалы. В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено.
13 в. ).
Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка — исторические сюжеты). Попытка создания полноценной шкалы ордеров, полностью охватывающих стену. Над главным перспективным порталом обычно размещался тимпан (внутреннее поле фронтона) с рельефом изображающим сцену Страшного Суда. Проще всего было сохранение деревянных перекрытий по образцу раннехристианских базилик.
Его строительство длилось больше ста лет (с 1171 по 1234гг). Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Такое открытие вытеснило романский стиль в архитектуре. Христианская церковь, когда-то гонимая, обрела могущество ибогатство. Каменное кресло судьи сделали троном епископа, сиденья вдоль стен отдали священникам.
Сохранилось изображение (собор в Дареме, Англия) сиденья с пюпитром очень редкого типа, предназначенного для монахов-переписчиков. ди Симони не решился — слишком велик был риск. Это просто съёмная доска или грубо сколоченный щит, который устанавливался на двух козлах. Традиционная романская базилика — это чаще всего трехнефное (иногда пяти-) вытянутое в плане помещение, пересекаемое поперечным нефом-трансептом или их парой.
В поздней готике получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках. вкл., рис. Трудно найти подходящие слова, чтобы описать впечатления от готического собора. Их основной задачей стало создание символического образа вселенной во всем её величии. Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. Ограждение городов привело к отсутствию жизненного пространства в пределах их стен и стилю городских домов, которые были высокими и узкими, часто окружённые общими двориками, как в Сан-Джиминьяно в Тоскане. Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. Но сам термин «романское искусство» появился только в начале XIX в., а до этого всё средневековое искусство называли «готикой». Романский стиль делят на ранний (XI в. ) и зрелый (XII в. ).
Ордер: метрическая функция, но и внесение внутреннего разнообразия. Готический собор если ине«взлетал» внебо, тотянулся кнему, какдеревья вроще.
Над ними возвышается аркада из двадцати восьми статуй иудейских царей. Римские базилики были величественными сооружениями столстыми стенами играндиозными сводами (правда, встречались иплоские деревянные перекрытия), богато украшенными, втом числе имногочисленными колоннами издорогих сортов камня. Вот таким образом XI--XII вв. A. 19. Лишь аркатурные пояски под карнизами украшали гладкие фасады и башни (Вормский собор, 1181-1234). Кнуда в Оденсе), Швеции (церковь в Вадстене, 1369 – 1430). Марии Магдалины и с тех пор стал важным местом паломничества.
Знаменитую «падающую башню» в итальянском городе Пизе сегодня знает каждый. Строгая обработка восточной части и пышная и сложная декорация западного трансепта и башни (13в). описанное им в Откровении (Апокалипсисе). Вместе с тем ноги, руки, головы, повернутые в разные стороны, кажутся вывихнутыми. Вокруг него — обширный двор с жилыми и служебными постройками.
Но этот коллектив не был единым. В 1117г землетрясение – перестройка базилики. К ним примыкает кладбище. Но самым универсальным и практичным мебельным объектом в романскую эпоху был сундук. Ведущая роль в искусстве этого периода принадлежала архитектуре. Роль биологии в подготовке врача. Влияние продолжительности жизни, пострепрдуктивной смертности, войн и несчастных случаев на демографиюВозмещение вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина. Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работникаВозмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина.
Все пилоны ордерные, свободная колоннада есть только в алтарной части. Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность. Сильное влияние полносводчатой базилики севера: нет клеристория и крупные галереи. В Латвии переход к готике произошёл в XIII – XIV вв.
Башенки-фиалы изаостренные какпики колокольни акцентировали это стремление ввысь. В итальянской архитектуре не было стилистического единства. Германия. Впрочем, уготических– стрельчатых– арок есть ивполне земные преимущества.
В эту эпоху делались, правда, весьма редко, дощатые стулья и кресла. Ониследовали отмонастыря кмонастырю, обретая вкаждом изних все новых иновых спутников. Затем обходили абсиду поспециальной полукруглой галерее-деамбулаторию (маленькие церкви, полукругом расположенные вдоль нее, породили красивый образ– венец капелл) ипокидали храм, возвращаясь квыходу противоположным нефом. Восточной части нет аналогов того времени.
Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода, заполненного облегчёнными небольшими сводами – распалубками. Тuмпан портала занимает «Апокалиптическое видение», которое обрело здесь каноническую завершенность: неподвижная фигура Христа-Судии на троне в симметричном окружении ангелов, апостолов, символов евангелистов. Рельефы украшают западный фасад храма, чаще его порталы и капители колонн.
В романском интерьере было больше мощи, чем изящества. Впервые в романском стиле появляется такое понятие как шторы. Одним из наиболее заметных сохранившихся укреплений является то, что в городе Каркассон.
Присоздании цилиндрических сводов часто применяются подпружные арки: сначала отстены кстене перекидываются мощные дуги арочных «мостов», чтобы потом наних уже опиралась сравнительно легкая кладка свода. В целом, Италия оставалась достаточно консервативной.
В Венгрии готика распространилась в конце XIII – XV вв. Итак, в XI-XII вв. Церковная политика. II. Стены не ощущаются их как бы и нет. В среднем нефе, который был шире остальных и лучше освящен, устанавливали алтарь. Система при помощи ордера полностью выражает в базилике все имеющиеся пространственные структуры – иерархия пространств и телесных ощущений, неравнозначность пространств (движение к свету).
Однако он вошёл во всеобщее употребление. Со ступеней храмов провозглашались важнейшие городские и королевские указы. Средневековый город, а вернее, его центр, пересекался двумя осями-магистралями. Постепенно появляются, особенно в церквах, высокие шкафы с двумя дверками и короткими прямоугольными в сечении ножками. На полы применяли мрамор или большого размера плитку с рисунком.
Центральный неф погружен в полумрак — свет проникает в него через редко расположенные окна боковых нефов. ТЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ЧАСОВV.
Естественно, он может быть более стройным. Во всех видах романского искусства часто существенную роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны. Здесь меньше строили, чем во Франции, Англии или Испании.
На перекрестии главного нефа и трансепта иногда строили башню. Термин «романский стиль» появился в начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой. Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в. ) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками. Монастыри были сильнейшими феодалами. относятся раннеготические памятники Литвы (замок в Тракае), в XV – XVI вв.
При сходной планировке оформление фасадов было различно. Как известно именно это нововведение приближало романскии свод к готическои каркаснои конструкции. (Домская церковь в Риге замок в Цесисе, XIII – XVI вв. ). Стрельчатые готические своды и декор сочетались со статичностью архитектурных масс, пропорциональной ясностью просторных интерьеров, мраморной полихромной облицовкой фасадов и интерьеров (собор в Сиене, церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции).
Кроме того, подним невозможно устроить большие окна (только узкие бойницы), вот таким образом труднее достичь эффекта «божественного света», льющегося сверху всакральное пространство храма. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» и т. д. ). Для поздней («пламенеющей») готики характерен прихотливый, напоминающий языки пламени узор оконных проемов (церковь Сен-Маклу в Руане).
Потоки желающих приобщиться кбожественной благодати были столь велики, чтовоизбежание давки появилась потребность ворганизации вхрамах «одностороннего движения». Хор имел обход и был обрамлен венком капелл. Крепостью стал и дом феодала и христианский храм. Интересен тот факт, что ярусы башни не одинаковы: первые три яруса украшены круглыми романскими, два верхних – заостренными готическими. Здесь рано появились зальные церкви (Элизабеткирхе в Марбурге, 1235 – 1283) на юго-западе сложился тип однобашенного собора (в Фрайбурге-ин-Брайсгау, Ульме) строились кирпичные церкви (монастырь в Корине, 1275 – 1334 Мариенкирхе в Любеке), в которых простота планов, объёмов и конструкций сочеталась с узорной кладкой, применением глазурованного и фигурного кирпича.
Особенной любовью пользовались изображения всевозможных фантастических существ. Сама постановка вопроса "Запад или Восток" по отношению к романской эпохе неверна. И все это пространство обитаемо – собор и внутри и снаружи населен массой скульптур.
Какую задачу выполнял каменный декор романской базилики. Винтерьерахроманских храмов прослеживается четкое зонирование пространства с помощью подиумов, арок, галерей, а стены центральных нефов чаще всего делаются трехъярусными. Чередование массивных и более тонких пилонов могло бы создавать богатый ритм, но стремление исключить различие в размерах пилонов оказывалось сильнее: при использовании шестичастного свода, когда все пилоны загружены равномерно их делали одинаковой толщины.
Боковым фасадам уделяли меньше внимания. Кафедра в часовне украшена рельефом изображающим сцены из жизни Иисуса Христа.
На готическую архитектуру Каталонии и Южной Испании оказало влияние мавританское искусство (1-нефный позднеготический собор в Жероне, 1325 – 1607).
Романский стиль в Англии традиционно называют нормандской архитектуры. Готическая архитектура достигла пика популярности в период Средневековья (конец XII – XVI века), а на смену ей пришел знаменитый стиль Возрождения. На главной площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351 – 1509). Храм подобного типа должен был вмещать большое количество паломников, в связи с этим перед архитекторами стояла задача расширения внутреннего пространства, его соотношения с объемами здания.
Отних коснованиям сводов изящно перекидывались наклонные арочные «мостики»– аркбутаны. Лишь после этого он водрузил над восемью ярусами башни колокольню с бронзовым колоколом. Наконец, окна образуют верхний ярус. И эти факты не могли не отразиться на архитектуре того времени. цв.
Он являл собой противоположность и логическое продолжение античного зодчества. «Название романская мы дали архитектуре, которая должна быть универсальной, так как она везде подобная с небольшими местными различиями, а также имеет преимущество происхождения и не является новой, поскольку уже используется для описания языка того же периода. В крипте прятали священнослужителей этого храма. Чехии).
Изобразительное искусство романского периода было почти полностью подчинено религиозному мировоззрению. Интерьер разделялся надвое заалтарным образом (ретабло) со скульптурой и живописью. В X – XI вв. Тогдаже готика получила свое презрительное имя архитектуры готов, тоесть варваров. Сохранение двусторонней ориентации храма, обработка фасадов (Рейн. ) : ниши и карликовые галереи. Этот портал являлся границей между двумя мирами — божественными мирским.
Прежде чем возвести свод, строили какбы его скелет. Это один из самых нарядных романских храмов. Кафедральный собор Сен Трофимявляетсясердцем Арля и жемчужиной романского стиля. Рассветом этого стиля для скульптуры принято считать XII век. Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в. ), замок Гайар на Сене (12 в. ), город-крепость Каркассон в Провансе (12— 13 вв. ), аббатство Мон Сен Мишель дЭгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба — первая половина 12 в., Франция) и др.
(церковь св. Значение последних возросло в жизни Европы 11—13 веков.
В 1350 году, когда отклонение от вертикали составляло уже 92 сантиметра, за работу принялся архитектор Томазо ди Андреа. (собор св. И в то же время — стройной, полной воздуха и света, нежной и холодной. Среди них — крылатый бык, ангел, крылатый лев, орел. Интересным образцом бургундской архитектуры является и церковь св. Слово происходит от итал.
Она в основном использовалась во внешнем украшении соборов. Монастыри были хранилищем не только духовных знаний, но и всей науки вообще, в том числе и архитектурно-строительных знаний. В разбивке масс достигнута соразмерность. По формам декора различают стили: ранний («ланцетовидный» собор в Солсбери), «украшенный» (близкий к «пламенеющей» готике (собор в Эксетере, между 1275 – 1375) и «перпендикулярный», отличающийся дробным ритмом вертикалей на стенах и окнах и прихотливым плетением нервюр на сводах и потолках (капелла Кингс-колледжа в Кембридже, 1446 – 1515).
Позже этот вектор стали усиливать всеми доступными вхудожественном отношении способами. Сернена работы Этьена Росса (1759г. ) и балдахин 18 века позади алтаря, под которым хранятся мощи святого. Они были настолько прочны, что продолжали долгое время использоваться по назначению. На юге Польши костёлы строились из камня и кирпича (костёл Девы Марии в Кракове), на севере – из кирпича (костёл Девы Марии в Гданьске). Наиболее ярким сооружением подобного типа можно считать собор в Саморе. И он решил превратить недостаток башни, наклонное положение, в ее главное достоинство. Это один из самых нарядных романских храмов.
Решение этой задачи было в первую очередь граничит с каменными перекрытиями. В некоторых странах, главным образом во Франции, разрабатывается хор с обходом боковые нефы как бы продолжаются за трансептом и огибают алтарную абсиду. Интерьеры отличались спокойными и простыми пропорциями.
Ее характерный элемент — арочная форма дверных и оконных проемов. Нет ничего лишнего, деструктивного, вуалирующего архитектоническую логику. Два ряда колонн образовали среднюю широкую продольную галерею, ведущую к алтарю продольное здание пересекалось поперечным это пересечение образовало крест. В Испании обширные городские соборы (в Севилье) имели обычно чётко расчленённые декором на ярусы плоскости стен и небольшие окна. Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания.
Сложившаяся готическая каркасная система появилась в церкви аббатства Сен-Дени (1137 – 1144). Готика распространилась также в Словакии, Словении, Трансильвании. «порта» -- дверь), врезанными в толщу стен уменьшенными в перспективе полуциркульными арками. 12 в. ), Везеде (первая треть 12 в. ) и Отене (первая треть 12 в. ).
К ранней готике относятся также соборы в Лане, Париже, Шартре. Типбазилики остался, ноарки исводы вновь стали полукруглыми, правда, более изящными, чемраньше, какиполагается зримым символам гармонии исовершенства. Она проявляется и в выборе сюжетов, например, в распространённости сцен, заимствованных из цикла трагических видений Апокалипсиса. богатый кирпичный декор получают церковь Онос в Вильнюсе и дом Перкуно в Каунасе. Восьмигранные боковые башни (по 34 м) возведены над четырьмя абсидами (абсида – примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом).
Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ). XI в. рассматривается обычно как время "раннего", а XII в. – "зрелого" романского искусства. Как и его предшественник, он приподнял следующий этаж с наклонной стороны на 11 сантиметров, а звонницу «завалил» в сторону, противоположную наклону. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» ит. д. ). Особенно это характерно для Французской и итальянской архитектуры.
Поперечный разрез до романской базилики (слева) и романского храмаВнешне романские храмы выглядели массивными и геометричными (в виде параллелепипеда, цилиндра, полуцилиндра, конуса, пирамиды). Свои особые черты имели школы Нормандии, Оверни, Пуату, Аквитании и др. Значительным было и влияние византийского зодчества. Его железные оковки также украшаются фигурной вырезкой.
Их колокольни служили надежным ориентиром всем идущим издалека путникам. В них хранилась церковная и монастырская утварь. Одни историки полагают, что он сам бежал из города. Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием. Купола мало соответствовали продольному плану подобных построек, вот таким образом в романских храмах стали использовать цилиндрические (над центральным залом) и более сложные крестовые (над боковыми нефами) своды перекрытий.
Очевидно, что, какисегодня именно развитие военных технологий вело кпрогрессу вгражданских областях. Также строения отличались отсутствием каких бы то ни было скульптурных украшений. цв. 3н базилика с крестовыми сводами (позже крестовые центрального нефа были заменены готическими нервюрными). Только во дворце богатого синьора или короля иногда пол мостился каменными плитами.
Их высокий и просторный интерьер озарён цветным мерцанием витражей. Скульптуру соборов (в Бамберге, Магдебурге, Наумбурге) отличают конкретность и монументальность образов, мощная пластичная экспрессия. В них ярко запечатлена идея самозащиты и неприступной мощи, вполне объяснимая в период феодальной раздробленности княжеств Европы, замкнутости хозяйственной жизни, отсутствия торговых и хозяйственно-культурных связей, во времена непрерывных феодальных распрей и войн. Барбары в Кут-на-Горе, зальные церкви Юж.
Толщина и прочность стен были главными критериями красоты постройки. Совершенствования в строительстве были вызваны рядом насущных проблем. Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв). Возвышающееся на холме каменное здание со сторожевыми башнями, настороженное и угрожающее с большеголовыми, большерукими изваяниями, как бы приросшие к телу храма и молчаливо стерегущие его от врагов – вот характерное создание романского искусства. В нем чувствуется большая внутренняя сила, его художественная концепция проста и строга". Сиденье снабжено высокой спинкой, его боковые стенки украшены ажурными резными арками.
Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. Романская система проектирования незря называется связанной. В 1125 году свод здания обрушился его удалось восстановить лишь через нескольколет. В конце XI в. в Клюни была по образцу базилики св. Увеличение числа одинаковых опор создает впечатление большей длины внутреннего пространства.
Поздняя немецкая готика (конец XIV – начало XVI вв. ) дала блестящие образцы зальных церквей (Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце, 1499 – 1525) и дворцовых залов (Альбрехтсбург в Майсене) со сложными узорами сводов. Поселение в Испании. Однако эстетический фактор играл здесь весьма малую роль. Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе – во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр-Дам дю Пор в Клермон-Ферране). Верующие поначалу располагались впониженных исравнительно темных боковых «кораблях», апоцентральному, залитому светом, торжественно шествовали священнослужители.
Существует много замков, фундамент которых датируется романским периодом. Пизанский собор и башня (Италия)Сохранилось довольно много архитектурных памятников романского стиля: Аббатство Малмсбери, Даремский собор, Окемский замок, Сент-Олбанский собор, Собор в Питерборо, Собор Или, Уинчестерский собор (Великобритания), Лаахское аббатство, Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце, Либмургский собор, Церковь св. Вот таким образом, окончив пятый колоннадный этаж, он прекратил работу. В романский период исключительную роль играло орнаментальное искусство с чрезвычайным богатством мотивов. Стоит внимательнее осмотреть многочисленные скульптуры и рельефы церкви. Впринципе, храму достаточно иодного такого «корабля», ночаще бывает три илипять, причем центральный выше ишире остальных, аглавное– светлее, так как вего стенах подпотолком прорезаны окна, расположенные выше крыш боковых нефов (верхнее, хорошо освещенное пространство главного нефа имеет свое название– клеристорий).
Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Такие же башни могли быть и с двух сторон апсиды. Например, на северо-востоке Франции последнюю треть XII в. уже относят к готическому периоду, а в Германии и Италии признаки романского искусства продолжают существовать в качестве основных на протяжении значительной части XIII в. Таким образом, термин «романский стиль» следует относить к искусству Западной и Центральной Европы XI-XII вв., примерно с 1000 г. и до возникновения готического стиля. Большую часть веса они передают вертикально вниз и, соответственно, меньше стремятся «разъехаться», тоесть боковой распор уних значительно меньше, чемуих обычных циркульных аналогов.
В романских церквах четко разграничивались нартекс, продольный корпус, хор. Архитекторами церквей были тогда монахи, державшиеся старых форм, но улучшавшие их. СIVвека идоконца тысячелетия храмы Западной Европы перекрывались восновном стропилами иногда открытыми снизу иногда зашитыми деревянными панелями плоских потолков. Наиболее простым по форме и конструктивному исполнению является цилиндрический свод, который, не раздвигая стен, давит на них сверху огромной тяжестью и потому требует особенно массивных стен. (Вышгород и бюргерская часть города с ратушей, церковь Олевисте).
Своды чаще всего имели полнотелую кладку, что требовало возведения массивных пилонов. В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено.
В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Для романского стиля вообще характерны отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, тела подчинены абстрактным схемам). Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность, но проявления реализма носят частный характер. Основной вид искусства романского стиля – архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы). Зажатый между соседними постройками, с окованными железом маленькими дверями и окнами, защищенными прочными ставнями, дом включал в себя жилье и хозяйственные помещения. В XVI веке готические конструкции были перенесены в испанские колонии в Америке. Облик готического собора производит глубокое впечатление.
Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в. ) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками. Камень укладывался на место на растворе, умение пользоваться которым возрастало с течением времени.
Выполните задание 21 из рабочей тетради. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. Первыи ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главныи неф от боковых. Так строили во многих местах Италии, в Саксонии, Чехии, в ранней норманнской школе во Франции.
В романскую эпоху в Германии внимание заслуживает каменная и стукковая скульптура. Для большей прочности сундуки обычно обивали железными оковками. Красочность восточной зоны наряду с фресками создавали витражи – своеобразная мозаика из кусочков цветного Cтeкла, скрепленных свинцовыми перемычками. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы). Словом, готический собор – это целый мир.
Однако эти непосредственные проявления реализма носят частный характер. В тосканских городах: Флоренции.
Но кампанилла продолжала «падать». К числу новшеств следует также отнести второй поперечный неф (трансепт) и увеличение восточной части храма (хора), предназначенной для духовенства. вкл., рис.
Господствующий вБургундииорден бенедиктинцев активно внедрялархитектурные приемы, обусловленные его потребностями. Императорский дворец Гослара (в значительной степени восстановлен в 19 веке) был построен в начале 11 века Отто III и Генрихом III, в то время как разрушенный дворец в Гельнхаузене получил Фридрих Барбаросса до 1170 года. Наэтой арене появился новый игрок, который мог обойтись ибезармии, – папа римский. Пизанский собор (1063-1118), баптистерий (1153 г. 14 век), Пизанская башня (1174 г) достраивалась уже в 13-14 веках и кладбище Камио-Санто.
Апсида, башня над средокрестием, две боковые апсиды имеют плоские окончания и фланкитруются двумя винтовыми башнями (трансепта как такового нет, он перенесен на запад). Церковь св. Расцвет чешской готики относится к XIV – XV вв. «Апокалиптическое видение» – видение Страшного суда евангелистом Иоанном. В результате простого объединения объемов возникали различные композиции. Первый ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главный неф от боковых. Для внешнего вида романских церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида).
А Бонанно, видимо, был просто подрядчиком, который взялся за возведение колокольни. И вот в 1173 году (или 1174) под руководством всеми уважаемого Бонанно в Пизе рядом с собором началось строительство колокольни.
В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) — убежище феодала. Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собои три яруса аркад (арки нефа, арки трифория, арки окон), данных в четком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях.
Церкви здесь имели широкие нефы и каменные своды, над основным зданием поднимались башни. Начинают изготавливаться стеклянные сосуды и лампады.
Некоторые типы сундуков имели массивные и весьма высокие ножки. Взаимоотношения вестготов и римлян. Известно также, что в монастырях нередко пользовались и каменными столами. Он использовался также для орнаментальной кладки наружных стен.
Много этапов строительства, в 1080х при Генрихе4. Романской архитектуре доступен широкий диапазон чувств. Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, Франция. Центром средневековой романской архитектуры была Франция. Один из таких шкафов имеется в Обазии (департамент Коррез). А особенного внимания заслуживают многочисленные и прекрасно сохранившиеся романские скульптуры. Замки превращались в величественные дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки («отели») богатых горожан.
Этот цельный блок стоит между хором и нефом и доминирует в восточной области храма. Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. Сант Амброджо в Милане. Письменно переведите текст и выпишите слова юридической тематики. VII.
К XIV – XV вв.