Художник Жан-Батист Грёз родился во Франции в Турно 21 августа 1725 года. Всё это в полной мере относится к картинам Жан-Батиста Валади (Jean-Baptiste Valadi, р. 1933) —современного французского художника иллюстратора, дизайнера, гравера, скульптора и великого путешественника. Жан Батист Симеон Шарден (фр. Jean Baptiste Simon Chardin 1699—1779)— французский живописец, один из известнейших художников XVIII столетия и один из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи.
Жан Батист Симеон Шарден (1699—1779) — французский живописец, один из известнейших художников XVIII столетия и один из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи. Жан Батист Симеон Шарден – великий французский художник XVIII века. В начале своего творческого пути Жан-Батист Симеон Шарден работал в мастерских известных парижских художников.
Жан Батист Симеон Шарден (фр. Jean Baptiste Simon Chardin 1699—1779) — французский живописец, один из известнейших художников XVIII столетия и один из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи.
В 1767 году, когда предполагалась поездка Греза в Россию, Д. Дидро писал Э. М. Фальконе: «.
1760-х), «Паралитик или Плоды хорошего воспитания» (1763, оба – Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). В конце XVIII – начале XIX вв.
Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах (Карточный домик, 1741, Юная учительница, ок. Умер Шарден в Париже 6 декабря 1779. В 1761 году вышел в свет роман Ж. Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза» – вершина европейского сентиментализма.
Сюжет натюрморта стал причиной отношения к Шардену как к «художнику, пишущему животных и фрукты». После возвращения на родину в 1757 году Грез много и плодотворно работал и регулярно, вплоть до 1769 года, выставлялся в парижском Салоне. Натюрморт со скатом, 1727–1728. Лувр, Париж.
После 1733 он обратился также к жанровым композициям. Атрибуты искусств, 1765. Жан Батист Симеон Шарден (1699, Париж – 1779, Париж) был учеником Ноэля Николы Куапеля — художника, пишущего на исторические темы – и Пьера Жака Каза. В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара.
Не случайно художественные критики утверждали, что по его картинам можно писать романы. Его наставником был также Жан-Батист ван Лоо — представитель школы Фонтенбло. Две женские «головки» украшали дом М. И. Чайковского, брата композитора. «Обманутый слепец» – Москва, ГМИИ). Однако в 1755-1761 гг. Позже был принят в Академию, как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен».
Впоследствии художник настоял на том, чтобы Шарден поборолся за место в Академии. Свои спокойные, уравновешенные композиции в натюрмортах он составляет из кухонных предметов, битой дичи, фруктов, музыкальных инструментов, атрибутов живописи, скульптуры, архитектуры, науки. Грез-рисовальщик виртуозно работал в различной технике: черный мел, сангина, тушь, сепия, акварель, «три карандаша». Пушкина.
Воспевая достоинства и добродетели третьего сословия (трудолюбие, бережливость, умеренность, материнская забота, супружеская верность, семейное согласие), Грез развивал отчасти тематический репертуар Ж. С. Шардена. В 1782 году парижскую мастерскую Греза посетили граф и графиня Северные (будущий император Павел I и его супруга) и заказали ему картину («Вдова и ее кюре» – 1786, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки. Слова Шардена, сказанные одному из современников: «Кто Вам сказал, что пишут красками. Уже в сентябре его кандидатура была принята и он был занесён в списки как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен».
После смерти де Мариньи (1781) картина по совету академика Ш. Н. Кошена и первого живописца Людовика XV Ж. Б. М. Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) или «Разрезанная дыня» (1760, Париж, частное собрание) поражает мягкостью и разнообразием.
В 1755 году выставил в Салоне несколько портретов и целый ряд жанровых композиций, в которых впервые прозвучала дидактическая интонация, ставшая впоследствии отличительной особенностью его произведений («Отец семейства читает Библию своим детям» – Париж, частное собр. Куапеля, Ж. Б. Стал известен после «Выставки дебютантов» в 1728 году, где он представил несколько своих полотен. Вслед за голландцами французский жанрист умел выразить очарование интерьера и тех предметов домашнего обихода, которые окружают человека. 1740, оба — Вашингтон, Национальная галерея искусства Мальчик с волчком (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность.
Большинство этих картин изображает занятых домашними делами или отдыхающих женщин играющих детей. Подобно Антуану Ватто, Франсуа Буше и Ж. О. Фрагонару, Грез был одним из лучших рисовальщиков XVIII века. Кто сказал, что художник должен писать только величавых монархов и вельмож в роскошных одеждах с надменным выражением лиц или переносить на холст библейские сюжеты, персонажи которых никто никогда не видел или изображать пасторальные сценки с театральными декорациями и ряжеными. И каждый созданный художником детский портрет является как бы фрагментом бытовой сцены. Однако Шарден делал это ненавязчиво, деликатно, тогда как Грез – с преувеличенным пафосом и назойливо (театрализованные мизансцены, патетические позы, акцентированная мимика).
Его картинам присущи занимательная повествовательность и анекдотическая развлекательность. В старости ухудшение зрения заставило его перейти от масляной живописи к пастели и он исполнил в этой технике несколько автопортретов, а также портреты жены и друзей. Получался оптический эффект смешения красок и образовывался нужный художнику сложный оттенок. Он был мастером своего времени, девизом которого стали слова Дени Дидро о том, что следует «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать». Всю свою жизнь прожил в Париже, в квартале Сен-Жермен-де-Пре.
В 1761 году вышел в свет роман Ж. Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза» – вершина европейского сентиментализма. Палитра с красками и кисть символизируют живопись, статуэтка Меркурия — скульптуру, чертежные и рисовальные принадлежности — архитектуру. Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном Автопортрете 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру». его жена.
Лувр, Париж. Они рассказывают о жизненном укладе простых горожан, людей третьего сословия, к которому принадлежал и сам художник.
1760-х), «Паралитик или Плоды хорошего воспитания» (1763, оба – Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Екатерина II приобрела в 1766 году по совету Д. Дидро знаменитого «Паралитика». его жена. В произведениях разных лет и разных жанров, таких, как «Прачка» (1737), «Банка с оливками» (1760) или «Атрибуты искусств» (1766), Шарден всегда остается превосходным рисовальщиком и колористом, художником «тихой жизни», поэтом повседневности его пристальный и нежный взгляд одухотворяет самые обыденные предметы. Французский художник Жан Батист Симеон Шарден родился в 1699 году.
Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П. Ж. Жанровая сценка своей занимательностью привлекла зрителей, увидевших ее на выставке. Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Свет в картине играет самостоятельную роль, что несвойственно стилю Шардена.
Привлекательность «Деревенской помолвки» объяснялась не только общедоступной ясностью ее содержания (подписание брачных документов и вручение приданого), но и живописными качествами (четкая, рационально упорядоченная композиция, подчеркнутая статуарность фигур, экспрессивная мимика персонажей). Художественному ремеслу учился в Лионе у Ш. Грандона. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы.
Идеалы эпохи просветительской мысли выразил художник и в полотнах на тему «Натюрморт с атрибутами искусства», варианты которых принадлежат Лувру, Музею Жакмар-Андре, Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. Живописное мастерство художника совершенствуется с годами.
Жан-Батист Грёз (фр. Именно благодаря им он стал известен по всей Европе. Некоторые произведения Жана-Батиста Грёза представляют собой сентиментальные мелодрамы, другие носят идиллический характер («Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо, – 1801, Москва, ГМИИ), однако в каждой из них непременно содержится сентенция. Шарден обращается к пастели, создавая в этой технике подлинные шедевры — Автопортрет с зеленым козырьком (1775, Париж, Лувр) и Портрет жены (1776, Чикаго, Институт искусств). Грез создал целый ряд жанровых композиций, в которых стремился возвысить бытовую сцену до уровня исторической живописи. «Обманутый слепец» – Москва, ГМИИ). В целом живопись Греза носит литературно-описательный характер.
Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена — Скат и Буфет (оба — 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств. Это штудии натурщиков, созданные в период обучения в парижской Академии живописи и скульптуры, подготовительные этюды к картинам (преимущественно фигуры, головы, руки), выполненные в обобщенной манере смелыми и динамичными штрихами, а также эскизы законченных композиций. Ученик П. -Ж.
В 1767 году, когда предполагалась поездка Греза в Россию, Д. Дидро писал Э. М. Фальконе: «. Одна из самых знаменитых картин Греза – «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), написанная по заказу брата мадам де-Помпадур маркиза де Мариньи, главного покровителя художника в течение 1750-1760-х гг. Родился в семье кровельщика и рано проявил склонность к рисованию. Смысл нравоучения раскрывается через жесты и мимику персонажей, а также посредством многозначительных второстепенных деталей. Он добивался нужных оттенков не просто смешивая на палитре нужные цвета. Французский художник, мастер бытового жанра.
К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта. Непритязательные, лишенные нарочитой эффектности картины живописца показывали красоту простых вещей, наделенных собственной жизнью и как бы ведущих неторопливый разговор со зрителем («Медный бак», 1734). Это произошло во многом благодаря парижской «выставке дебютантов», которая проходила на площади Дофина. Главная тема творчества Греза – это бытовые сцены с морализирующим подтекстом, который содержится, как правило, в самих названиях работ: «Балованное дитя или Плоды дурного воспитания» (нач.
Каза, Н. Н. Как одни предметы отражаются в других. Родился в семье ремесленника в Париже, с этим городом связана вся его жизнь. В последние годы жизни Грез почти не имел заказов и умер всеми забытый, в бедности.
В Салонах 1800, 1802 и 1804 гг. Жанровые мотивы теперь исключаются художником.
А. С. В преддверии Французской революции и в послереволюционный период произведения Греза, не отвечавшие вкусам и требованиям новой эпохи, постепенно вышли из моды, хотя художник и написал портреты Наполеона и видных деятелей революции. Вместе с тем колоссальный успех «Деревенской помолвки» был обусловлен также ее дидактикой в духе нового сентименталистского романа и новой идеологии энциклопедистов (светская концепция брака, рассматривавшегося главным образом как гражданский акт, а не сакральное религиозное таинство, «договор с Богом»). В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара. В последние годы жизни Шарден обратился к пастели и создал несколько великолепных портретов (в том числе «Автопортрет», 1775), в которых проявил присущую ему эмоциональную тонкость, но также способность к психологическому анализу. Вот таким образом они были настолько популярны у простого народа.
«Деревенская помолвка» произвела подлинную сенсацию в Салоне 1761 года и, по словам «Mercure de France», «привела весь Париж в Лувр». То, что юноша из бедной семьи, говорит порванная куртка, сквозь дыру видна нижняя рубашка, рукава куртки коротки. Эрмитажное полотно (1766) было исполнено Шарденом по заказу Екатерины II для Академии художеств, но осталось в апартаментах императрицы. Холст, масло, 114146 см. Учителями художника были Пьер Жак Каз (1676-1754) и Ноэль Никола Куапель (1690-1734).
Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Фрагмент «Деревенской помолвки» воспроизведен на «Портрете А. Ф. Пуассона, маркиза де Мариньи» кисти А. Рослина (1762, частное собр. ). Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние. С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 1730—1740-х годов многие свои лучшие полотна: Возвращение с рынка (1739, Париж, Лувр), Гувернантка (1738, Оттава, Национальная галерея), Кухарка (Женщина, чистящая овощи) (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Трудолюбивая мать, Молитва перед обедом (оба — 1740, Париж, Лувр). Пользуются красками, а пишут чувством», раскрывают его глубокое эмоциональное постижение образа (человека или предмета). Одним из характерных примеров является картина «Женщина, читающая письма Элоизы и Абеляра» (ок.
Пьера была приобретена Людовиком XVI.
Вместе с тем они не лишены тонкой реалистической наблюдательности. Некоторые произведения Жана-Батиста Грёза представляют собой сентиментальные мелодрамы, другие носят идиллический характер («Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо, – 1801, Москва, ГМИИ), однако в каждой из них непременно содержится сентенция. Шарден писал натюрморты на протяжении всей своей жизни. Главная тема творчества Греза – это бытовые сцены с морализирующим подтекстом, который содержится, как правило, в самих названиях работ: «Балованное дитя или Плоды дурного воспитания» (нач.
Так, в 1728 году он представил там несколько полотен, среди которых был в том числе натюрморт «Скат». Шарден стремился раскрыть сущность искусства. Грез по-прежнему экспонировал картины на свои излюбленные темы. Одним из характерных примеров является картина «Женщина, читающая письма Элоизы и Абеляра» (ок. Юсупов состоял с Жаном-Батистом Грёзом в регулярной переписке.
Однако в 1755-1761 гг. Самое богатое собрание рисунков Греза как по количеству листов (125), так и по качеству их сохранности находится в Государственном Эрмитаже. Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа — младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине Мальчик с волчком и десятилетний Шарль (Портрет Шарля Годфруа, 1738, Париж, Лувр). Полотно было представлено на вступительном экзамене в Академию. Ранние произведения Жана-Батиста Грёза, выполненные в реалистической манере, отмечены настолько сильным влиянием голландских и фламандских мастеров XVII века (сюжеты, трактовка образов, живописный стиль), что современники сравнивали художника с Рембрандтом и называли «соперником» Д. Тенирса и А. Браувера.
Изобразив событие из частной жизни сельской семьи, Грез воплотил в этом произведении просветительский идеал социального миропорядка (семья как основа единства и нравственного здоровья общества). Ему удалось вывести на первое место в своеобразном живописном табеле о рангах натюрморт и жанровую картину, ранее не пользовавшиеся большой популярностью. В 1755 году выставил в Салоне несколько портретов и целый ряд жанровых композиций, в которых впервые прозвучала дидактическая интонация, ставшая впоследствии отличительной особенностью его произведений («Отец семейства читает Библию своим детям» – Париж, частное собр. В обеих картинах поэтически передана красота простых вещей — серебрящихся на зеленоватом фоне рыбы и кухонной посуды и стоящей на белой скатерти посуды из темного стекла в окружении разбросанных фруктов.
Его бытовые сцены отличались реалистичностью, теплотой и уютом. Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре). Всю жизнь художник провел в Париже, никуда не выезжая. Таким образом, Шарден кистью будто ткал полотно картины. Современник и соотечественник живописца, философ-просветитель Дени Дидро считал, что мастер обладал особой манерой письма.
Ранние произведения Жана-Батиста Грёза, выполненные в реалистической манере, отмечены настолько сильным влиянием голландских и фламандских мастеров XVII века (сюжеты, трактовка образов, живописный стиль), что современники сравнивали художника с Рембрандтом и называли «соперником» Д. Тенирса и А. Браувера. Холст, масло, 112140, 5 см. Однако созданные в этот период работы стали выдающимися произведениями французской живописи XVIII столетия.