Похоже, в этом году художник Жан-Мишель Баския стал самым продаваемым мертвым художником: за его огромную картину с черепом японский коллекционер заплатил 110, 5 миллиона. «тридцать лет назад художник Жан-Мишель Баския (Jean-Michel Basquiat) тайно подписал одну из своих картин невидимыми чернилами», заявляет аукционный дом Sothebys, который обнаружил скрытый автограф при подготовке картины на продажу. С 1982 Баския регулярно выставляется с Джулианом Шнабелем, Дэвидом Салле, Франческо Клементе и Энцо Кукки, группой художников, которую арт-критики, кураторы и коллекционеры вскоре назовут неоэкспрессионистами. На вопрос, как Уорхол повлиял на молодого художника, Баския ответил:«Я теперь все время ношу чистые брюки».
Жан-мишель Баския (англ. Jean-Michel Basquiat, 22 декабря 1960, Нью-Йорк— 12 августа 1988, там же)— американский художник. Баскский художник Игнасио Диас Олано (Ignacio Salvador Daz Ruiz de Olano, 1860-1937, Испания) родился в Витории-Гастейс—второмпо величине городе в Стране Басков—1 февраля 1860 года. Баския пристрастился к героину в годы жизни среди уличных художников Нью-Йорка.
История короткой, нонасыщенной драматическими событиями жизни негритянского художника, представителя манхэттенской богемы, Жана-Майкла Баския нафоне артистической жизни Нью-Йорка. С 1982 году Баския начал выставляться в компании с Джулианом Шнабелем (Julian Schnabel), Дэвидом Салле (David Salle), Франческо Клементе (Francesco Clemente) и Энцо Кучи (Enzo Cucchi) всех этих художников вскоре назвали неоэкспрессионистами. Баския пристрастился к героину в годы жизни среди уличных художников Нью-Йорка. С некоторыми художниками Баския словно вступал в полемику (Пикассо), у других — заимствовал приёмы (автоматическое письмо).
В то время, как один из самых сварливых критиков того периода Хилтон Крамер приравнивал достижения Баския в искусстве к нулю, художник продавал свои работы за десятки тысяч долларов. Баския пристрастился к героину в годы жизни среди уличных художников Нью-Йорка.
Проект закончился эпитафией SAMO IS DEAD («SAMO мертв»). У него было две младшие сестры. Но даже не это сыграло решающую роль в его будущем успехе. Так пусть картины Баския будут этим искусственным окном. Современников поражало его пренебрежительное отношение к материальным ценностям.
Оказывается это он сделал рисунок трёх детей в Хохловской резервации и этот же рисунок, в более качественном исполнении, я сфотографировал в 2011 году на Бутырской улице (дом 46, я так понял заказ от соседнего пивного ресторана). Звезда Баския взошла мгновенно: все работы с его первой персональной выставки в 1984 году были проданы еще до утра, а в 1986 году его портрет уже напечатал «Нью-Йорк таймс» на обложке. Это для него была другая, почти мистическая плоскость существования. Был старшим из троих детей пуэрториканки Матильды Андрадес (Matilde Andrades) и Джерарда Баския (Gerard Basquia), уроженца Гаити (Haiti).
«Если бы я был белым, вы бы не говорили, что я заперт в подвале, а называли бы меня художником в резиденции», — говорил он. Он говорит о черных американцах, возвращаясь к истории рабства. Баския стал подрабатывать, продавая футболки и рисуя по совету друга, картины.
А это как первый черный президент, только гораздо производительнее. В том же году его родители развелись и он с сестрами остался с отцом.
В этом же году Жан-Мишель познакомился с Энди Уорхолом, который был потрясен его работами. Во всем творчестве художника прослеживается влияние книг «Анатомия» Генри Грея (которую дала ему мать в возрасте 7 лет), «Symbol Sourcebook» Генри Дрейфуса и записи Леонардо да Винчи. Их кроваво-красные желтки визуально рифмуются со сверкающими глазницами черепа. Они работали вместе, влияли на творчество друг друга.
Чаще этих крестов и надписей встречалась только одна – знаменитая корона, которой он сам себя короновал в возрасте 6 лет: его мать повела в музей смотреть «Гернику» Пикассо и там, перед ней, Баския понял, что он тоже будет королем – так что корона, как знак его верности тому первому художественному переживанию, есть почти на всех его работах всех периодов. Жан-Мишель Баския (Jean-Michel Basquiat) родился в 1960 году в нью-йоркском Бруклине (Brooklyn, New York). Он стал чудовищно много колоться, впадая в ступор и часами не выходя их квартиры. Поведение Баскии в этот период было вызывающим и эксцентричным. Среди них были такие легенды как Дженис Джоплин, Джимми Хендрикс, Джим Моррисон.
Отдельной жизненной итворческой вехой Баския стала его плодотворная дружба сЭнди Ворголом. Его отец Джерард был родом из Гаити (гаитянские мотивы очень часто появляются в работах художника), мать Матильда – из Пуэрто-Рико. Он был неудержим.
Он волок домой весь мусор и хлам, на котором можно было рисовать. Его мать, Матильда, была из Пуэрто-Рико, а отец, Джерард имел гаитянские корни. «Люди говорят мне, что я должен бросить наркотики, – должен был он заметить, – и, потом, когда я это делаю, они говорят, что это может сказаться на моем творчестве». Он даже несколько приобрёл по 2 доллара за каждый. Ему принадлежало здание на Пасифик-Стрит, где жила его семья. И наверное, это было самое выгодное вложение денег Бруно Бишофбергера.
В мае 2007 года работа Баския «без названия» 1981 года была продана на аукционе за 14, 6млн долларов. 16 мая 2013 года картина «Затуманенные головы» была продана за 48, 8млн долларов на аукционе в Нью-Йорке. С этого момента он почти не притрагивался к краскам и холсту, а в тех немногих последних работах то и дело сквозили изображения крестов и надписи «человек умер». Сегодня речь пойдёт о самом первом (. ) граффити-художнике в России – Олеге Баскете (его страничка в фейсбуке). Решив излечить себя от зависимости, Баския отправился на Гавайи. SAMO или SAMO as an escape clause, – однако в каждой из них прослеживался некий стиль.
В этом же году он организовал музыкальную группу «Gray» (изначально «Test Pattern»). После первой, групповой выставки в начале 80-го года его работы не заметили. Он был первым значимым черным художником в истории. Его отец был успешным экономистом.
Значения их были весьма туманными – Plush safe he think. Баския становится самым молодым её участником. Бишофбергер настоял на коллаборации художников и даже придумал для них и итальянца Клементе арт-игру, которую назвал «Братство странствующего полотна» (Brotherhood of the Travelling Canvas). В сентябре 1968 года в возрасте восьми лет Баския был сбит машиной во время игры на улице. В работе Parodies of Ownership: Hip-Hop Aesthetics and Intellectual Property Law Ричард Л. Шур пишет по этому поводу: «Эстеты от хип-хопа вроде Баскии продемонстрировали, кто «владеет» американской культурой и как распределение собственности и якобы безразличные к расовой принадлежности законы способствовали воспроизведению расового неравенства ещё задолго до того, как сэмплы стали предметом судебных разбирательств на почве копирайта».
Это были иконы американской культуры, умершие от передозировки наркотиками в 27 лет. Опасения Томпсона были не беспочвенны. В июне-октябре в немецком Касселе проходит седьмая по счёту выставка «Документа VII» — одно из ключевых событий в современном искусстве.
Его картины охотно расходились по цене 50 тысяч за полотно. Потрясением, которое он так и не смог пережить, стала для него смерть Энди Уорхола в 1987 году. В считанные месяцы Баския превратился в миллионера и воплощение американской мечты. А затем начинал сначала. Практически на всех последних своих работах он рисовал что-то вроде крестов и многократные надписи «человек умер» – целый год эпитафии по Уорхолу, целый год траура.
В руках он держит сковородку, на которой разбито два яйца. Это дает представление о том, как недолго он жил в созданной им самим мифологии. С 1982 году Баския уже стал писать полноценные картины и регулярно выставляться в галереях вместе с Джулианом Шнабелем, Дэвидом Салле, Франческо Клементе, которых позднее причислили к неоэкспрессионистам.
На пике славы стоимость его картин колеблется между 5000 и 30000 долларов за полотно. Его работы приходятся как нельзя кстати: в отличие от двух предшествующих, седьмая «Документа» выдвигает на передний план живопись и — по замыслу куратора Руди Фуша — личностный характер искусства в противовес политико-социальной направленности. Он принадлежал к знаменитому «клубу 27». SAMO») или SAMO as an escape clause («SAMO как условие отрицания»).
Жан-Мишель Баския родился 22 декабря 1960-го года в Бруклине, Нью-Йорк. В среде арт-элиты Баския был единственным чернокожим художником, вот таким образом мало кто воспринимал его в качестве просто художника, а не сквозь призму расовых различий и предрассудков. И не удивительно, что Энди они понравились.
Она же всячески поддерживала все ранние творческие начинания сына, способствовала его всестороннему обучению. У него было отчетливое чувство стиля и вкуса.
Дописывал картину, вернувшись с вечеринки в костюме от «Армани». Они выступали в ночных клубах и на открытых концертах. В 1981 году, поэт и арт-критик Рене Ричард (Rene Ricard) опубликовал статью The Radiant Child в журнале Artforum, которая способствовала международной карьере Баския.
Арт-критик и поэт Рене Рикар в 1980 написал о граффитчике статью «Солнечный ребенок», сделавшей имя Баския известным в узком, но очень важном кругу – и это было начало славы. Все хотели с ним дружить. Однако, сам Баския был слишком самобытен и сложен для некоторых консервативных нью-йорских галеристов, вроде Лео Костелли, которые попросту отказывались с ним работать. Он знал, как оказаться в правильных местах, с правильными людьми.
Художник умер в Витории 7 марта 1937 года. Он был признан Уорхолом, это решило для него род занятий: Баския окончательно стал художником. После недолгого увлечения граффити, к Баскиа пришла слава. Они прожили в Бруклине пять лет, а затем переехали Пуэрто-Рико в 1974 году.
Как и зачеркнутые слова – он говорил: «я зачеркиваю слова и тот факт, что они вычеркнуты, заставляет вас их читать». И был членом детского клуба Бруклинского музея – и вообще получил неплохое образование, в том числе и художественное. Баския родился в Нью-Йорке — в Бруклине.
В возрасте шести лет Баскиа стал юным членом совета Бруклинского музея. 10 февраля 1985 года он появился на обложке журнала «New-York Times» : «New Art, New Money: The Marketing of an American Artist». Название картины дает понять, что на самом деле герой делает омлет из собственных глаз. На комбинезоне человека написано его имя – JOE. Другим знаковым событием того времени стало знакомство с главным редактором влиятельнейшего журнала «Артфорум» Ингрид Сисчи (Ingrid Sischy). Так, агенты вскоре буквально охотились на Жана-Мишеля.
По словам самого художника, его любимым стилем был бибоп (а исполнителем — Чарли Паркер). Автором этих произведений и был Жан-Мишель. Хороший актерский состав – Деннис Хоппер, Даниэль Дефо, Винсент Галло, Гэри Олдман и даже Дэвид Боуи в роли Уорхола – обеспечили драме неплохие отзывы критиков и еще чуть-чуть подняли цену на работы Баския. Он был ребёнком, затерянном в хаосе этого мира.
Еще через два года они вернулись в Нью-Йорк. Но точкой в этом этапе его жизни стала краткая эпитафия «SAMO мёртв», созданная в 1979 году. Он слишком спешил жить.
Однако Баскиа никогда не был частью граффити тусовки в Бронксе. Или доводит до абсурда такое сочетание, как «черный коп». Идеальный персонаж для арт-хаусной драмы – и Джулиан Шнабель, художник, режиссер и друг Баския не преминул воспользоваться судьбой Жана-Мишеля, чтобы рассказать его историю, печальную до слез, миллионам зрителей. По наблюдению Ричарда Маршалла, Баския изображал символ копирайта не для того, чтобы маркировать свои работы — он высмеивал «одержимость легитимностью, собственничество, авторское право». Проект Samo закончился в 1979 году надписью Samo is dead. SAMO («Он думает, что плюш оберегает.
Всего в экспозиции были представлены 182 художника, среди них — такие «звёзды», как Марина Абрамович, Кит Харинг, Ансельм Кифер, Джон Балдессари и др. Люблю работать с цветом, но в основном минималистично. Где и стали появляться диковинные надписи – мерцающая смыслами, странноватая поэзия, что-то вроде граффити-танка, граффити-хокку, подписанных ником SAMO, «сэймо», что в расшифровке означало «сэйм одл щит», «все то же старое дерьмо» – такой немудрящий ник для семнадцатилетнего граффитчика.
Его отец Джерард Баския был выходцем с Гаити, мать – Матильда Баския – пуэрториканкой. Жан-Мишель жил со своими друзьями, зарабатывал деньги, продавая футболки и почтовые открытки, работал в большом магазине одежды на Манхеттене. Его мать, Матильда, была из Пуэрто-Рико, а отец, Джерард имел гаитянские корни.
Постепенно узнаю авторство давно сфотографированных рисунков. Жан Мишель болезненно относился к ярлыкам вроде «чёрный Пикассо» при всей их льстивости. В 1983 г. он работал в качестве продюсера над рэп-синглом «Beat Bop» (записан на 12-дюймовоую пластинку) исполнителей Rammellzee и K-Rob. В декабре 1978 года в Village Voice была опубликована статья (article) об этих надписях. (Человеческие фигуры словно подверглись излучению какой-то рентгеновской машины их тела деформированы, разворочены, через кожу видны зубы и ребра, гениталии отделены от тела). Но ему мешала одна проблема – он был глубоко наркозависим.
Главными темами творчества Баския называл «королей, героев и улицу», а книгой, оказавшей наибольшее влияние непосредственно на творчество — фундаментальный труд профессора антропологии в Йельском университете Роберта Фарриса Томпсона об африканском и афроамериканском искусстве Flash of the Spirit: African and Afro-American Art and Philosophy (1984). И даже в прессе его снисходительно называли «чёрным Пикассо». Существует так же так называемый «клуб 27» – Джоплин, Моррисон, Хендрикс, – легенды и иконы американской культуры, умершие от передозировки в 27 лет. В 1979 году Баския регулярно появлялся на телевидении в ток-шоу. Специально для съёмок ему купили профессиональные холст и краски — первые в его жизни.
Баския бросил школу за год до окончания, отец выгнал его из дома. Если к нему относились свысока, он разворачивался и уходил. Об этом можно говорить, вчитываясь в написанные им фразы — «Он думает, что плюш его оберегает», «SAMO как условие отрицания» и другие.
Творческий тандем молодого инесколько наивного Баския иуже «матерого» Воргола стал для них обоих очень продуктивным иудачным. Под её началом было издано несколько статей о Баскии, благодаря которым о нём всерьёз заговорили в США, а в скором времени и во всём мире. Он ненавидел расизм. С этого года Баския регулярно участвовал в выставках в Нью-Йорке, сотрудничал с модными галереями.
Средний период, с конца 1982 по 1985 год отмечен интересом Баския к его гаитянским корням. В 1985 году Баския появился на обложке The New York Times Magazine. Жан-Мишель Баския умер от отравления наркотиками (он смешал кокаин и героин) в своей студии в 1988 году. () В его руках чёрное видение (black vision) становится одновременно личным, народным, дидактическим игривым, серьёзным, саркастичным, ответственным, но, прежде всего, осознанным».
И уже в следующем году были посеяны первые зёрна его славы, когда арт-критик и поэт Анри Рикар написал статью о юном граффитчике под названием «Солнечный ребёнок», что как нельзя более точно соответствовало истине. Он как будто уже знал свою судьбу итог которой был подведён 12 августа 1988 года – он принял смертельную дозу героина с кокаином, покинув этот мир, как и обещал.
Полегенде ихзнакомство состоялось водном изресторанов Сохо. Правила игры напоминали «испорченный телефон»: один художник начинал картину, следующий продолжал. Последний период, с 1986 года до смерти в 1988 году, отмечен новой манерой и новыми образами. До 2002 года наивысшей ценой, уплаченной за работу Баския, было 3, 5млн долларов. 14 мая 2002 года «Profit I» Баския была выставлена на аукцион и продана за 5, 5млн долларов. Хотя лента так и не вышла на экраны (зрители увидели её лишь в 1998), она, тем не менее, сделала Жана локальной знаменитостью. Когда его называли «черным Пикассо», он только молча улыбался в ответ. Это сработало.
Так, Баския покинул улицы и начал писать картины. В подростковом возрасте парень начал увлекаться граффити (graffiti) – искусством настенных рисунков и надписей.
В 1980 г. Баския снялся в независимом фильме «Downtown 81» (изначально «New York Beat»), а также клипе Blondie на песню «Rapture». Граффити было основной арт-формой безденежного Нью-Йорка 70-х годов. SAMO») или SAMO as an escape clause («SAMO как условие отрицания»). Его холодильник времен богатства был забит деликатесами – Баския легко учился всему: любить голубые сыры, отличать год урожая французского каберне и пить только шампанское «Дом периньон». В 15 лет Баския сбежал из дома, но был возвращен властями к отцу. Возьмем, к примеру картину выставки Гагосяна, например, Eyes and Eggs (1983).
Баския пристрастился к героину в годы жизни среди уличных художников Нью-Йорка. Это действительно просто надписи, белой или черной краской, сделанные баллончиком и с проставленным внизу копирайтом. Жан-Мишель Баския (Jean-Michel Basquiat) родился 22 декабря 1960 г. в Бруклине (Нью-Йорк). Это компенсация за то, что все обладатели этих картин — представители белокожей расы. Проект закончился эпитафией SAMO IS DEAD («SAMO мёртв»). Суперпопулярная группа «Блонди» даже записали клип с ним, а Уорхол вместе с ним написал около двух десятков работ – не просто для одной выставки, а на одних холстах: дуэт, тандем и спарринг великих.
Во вторник 17 апреля Уорхолл пишет в своём дневнике: «пришёл и что-то нарисовал поверх моей картины и я не знаю, стало лучше или нет». «Большинство из них просто расисты», — заявил он. Но они породили ворох таинственных слухов и мифов о SAMO – именно этим ником подписывался Баския.
Он не умел пользоваться деньгами и сорил ими. Жан-Мишель Баския (англ. Jean-Michel Basquiat, 22 декабря 1960, Нью-Йорк— 12 августа 1988, там же)— американский художник. Похоронен на кладбище Грин-Вуд в Нью-Йорке. Творчество Баския можно условно разделить на три периода. Эта книга оказала значительное влияние на его будущее художественное видение. И именно искусством Чёрного континента когда-то увлёкся Пикассо, воплотив свою страсть в «африканском периоде».
В то же самое время он работал в лихорадочном темпе, почти всегда под музыку («Болеро» Мориса Равеля, бибоп, авангардный джаз). Одновременно и началом конца. В декабре 1978 года в Village Voice была опубликована статья (article) об этих надписях.
Так что сравнение с Пикассо было небезосновательным.