Вскочив на лучших коней, они бежали в Москву и дальше в Орду. Громко переговариваясь, алчно поглядывая по сторонам, двинулись за ним хищные воины. Обязанность сбора дани и доставка ее в Орду перешла к Ивану Калите. Картина интересна и многое рассказывает нам о древней Руси.
XVI век» (1902), Поход москвитян. К концу XIII в. из русских княжеств наиболее сильным оказалось Тверское. Все кланяются баскаку и головы их опущены вниз. Незадолго до кончины художник создает одно из последних своих творений, получившее название «Баскаки». С одной стороны, есть оттенок иронии в живописании «величественного шествия» из бани, характеристике отдельных персонажей. Дьякон собрал вече, призвавшее тверичан к восстанию. Из села в село из города в город летела народная «Песнь с Щелкане Дудентьевиче».
Обязанность сбора дани и доставка ее в Орду перешла к Ивану Калите. Князь и бояре, обнажив головы, поспешили навстречу ханскому посланцу. Многие оставались ни с чем, а другие гибли, так и не добравшись до Сибири. Художнику интересна не жертва, но сама человеческая масса-могучая, многоголосая.
Лица персонажей искажаются от гнева, отчаяния, злости. Вот таким образом на картине он создал правдивый образ древней Руси, обыденный, со всеми его тяготами, гнетущими жителей этой великой страны. В одиночку, с женами и детьми, небольшими партиями, унося с собой свой утлый скарб, пешком и на подводах, а если повезет, то и по железной дороге, устремлялись они, вдохновленные утопическими мечтами о «Беловодье» или «Белой Арапии», навстречу тяжелым испытаниям и чаще всего жестоким разочарованиям. Подспудно эта тенденция ощущается в картинах, находящихся на границе исторического и бытового жанров, как, например, «Приезд иностранцев (XVII век)». Картину после смерти художника обнаружила его жена и показала её на посмертной выставке под названием «Эскиз», хотя это законченная работа.
Иванов выступил новатором исторического жанра, компонуя эпизоды русского Средневековья— в духе стиля модерн— почти как кинокадры, захватывающие зрителя своим динамичным ритмом, «эффектом присутствия» (Приезд иностранцев в Москву XVII столетия, 1901) «Царь. Настежь распахнулись тяжелые створки ворот, устроенных в башне. Его помощники проверяют все товары, которые привезли русские люди.
Тверь и другие города пожгли. Он постепенно, возможно, под влиянием работы на пленэре изменил свой рисунок и палитру. Сюда реже проникали татаро-монгольские отряды. Господство белого цвета передает очарование русской зимы с ее стужей, занесенными снегом полями. В картине «Боярский возок» используется энергичный композиционный прием: через весь холст по диагонали разворачивается главное смысловое действие. А, каково. В частности, его внимание привлекло характерное для русской деревни последней четверти XIX века явление: во второй половине 1880-х годов началось переселение в Сибирь.
Все началось одним утром. Остались в живых лишь татарские пастухи, бывшие за городом. В 1908-13 годах выполнил 18 работ для проекта «Картины по русской истории». Правительство видело выход в переселении безземельных крестьян в этот обширный малозаселённый край. Тверичи схватились за оружие. Наброски и эскизы к ней художник начал делать еще в 1890-е годы, а последний раз обратился к этой теме в работе «Немец» (1910), незадолго до своей кончины.
Передавая накал страстей, Иванов активно использует гиперболу и гротеск. Князь Иваном I Калитой воспользовался событиями. Живописцу понятно состояние возбужденной массы в острые драматические моменты («Смута», 1897, Музей-квартира И. И. Бродского) «По приговору веча», 1896, частное собрание), его влечет сила русских народных характеров и он, подобно Рябушкину, находит красоту в явлениях народного быта, утверждает понимание этой красоты русским человеком. Некоторые образы написаны с оттенком иронии, гротеска. Спасаясь от «Дуденевой рати», много беглецов со всех сторон собрались в Твери.
Много народу перебили. После реформы 1861 года возникла необходимость в решении земельного вопроса. Дьякон собрал вече, призвавшее тверичан к восстанию.
Повествование об отечественной истории становится опоэтизированным, красочным. Его волнует проблема столкновения различных укладов жизни, культур, мировоззрений. Он внимательно осматривает дань, которую ему поднесли и оценивает ее. Людская масса показана в своей неупорядоченности. В этом коренное расхождение художника с представителями «Мира искусства», создавшими пленительный образ ХVII века.
Меняется образный строй композиций. Накренившаяся повозка движется по зимней дороге. Автор правдиво изобразил бытв то далекое время. Иванов, неудовлетворенный (по его словам) «милыми сценками», преобладавшими в бытовом жанре передвижников, стремился к искусству остродраматическому, чутко передающему «биение человеческой души».
Народ находится в плачевном состоянии и это иго его гнетет. Началась кровавая бойня. Автор изобразил их яркими пятнами на первом плане, как образ многовекового плененного положения русичей в разрозненности, без возможности сопротивления.
Сильный вражеский отряд подошел к городу. XVI век, 1903). Картина показывает правду жизни древней Руси. «Сегодня, — писал он, — начал красками и начал, кажется, удачно. Причиной восстания жителей Твери против монголо-татарских захватчиков явились жестокое отношения баскака Чол-хан (Шевкал, Щелкан).
Часть захватчиков погибла в огне, другие были перебиты. Бросая надменные взгляды, баскак направился прямо к видневшемуся в центре кремля дворцу. Кажется, дело пойдет. » Но «дело» не пошло. Люди отказались выплачивать дань откупщиками и баскаками. Который стал использовать дань для московской казны, что в свою очередь способствовало не только экономическому укреплению московского княжества, но и значительному росту политического влияния великого князя московского.
Многие оставались ни с чем, а другие гибли, так и не добравшись до Сибири. Все началось одним утром. Вот таким образом неизвестно точно, как он хотел её назвать. Людям надоело терпеть и они восстали. Набатом звучала эта песня в русских сердцах. Окружили княжеский терем, в котором заперлись Чол-хан и его воины, подожгли его.
Тверичи объединились с беглецами и дали клятву сообща сражаться с врагом и не сдаваться. Люди отказались выплачивать дань откупщиками и баскаками. Истинное произведение искусства всегда многозначно.
Столь же трагична и «Смута» — толпа, уставшая от безвременья, набрасывается на труп. Главный персонаж – баскак на черном коне. В Эрмитаже он зарисовывал древнерусское оружие, стремился получить в Академии художеств право «снятия с натуры остатков старины, зданий, утвари». Размышляя о роли исторического жанра, Иванов писал, что «нация, не уважающая своего прошлого и сама не может возбудить уважения». Бросились в кремль. Он гордый и важный, его вид надменный.
Название «Расстрел» картина получила уже при советской власти3. Он запечатлел сцены крестьянской жизни в нарочито тусклых, «скорбных» по колориту картинах о переселенцах.
Толпами угоняли жителей в Орду, в неволю. Татары отняли лошадь у одного дьякона. Уже на последних курсах Сергей Иванов обращается к острым социальным проблемам. Это можно сказать и о самой камерной исторической работе С. Иванова «Семья» (варианты 1907 и 1910 годов). Другая важная черта его концепции — интерес к допетровской Руси, ее национальной специфике.
Пришельцы расположились в богатых княжеских хоромах. Картину, о которой пойдет речь, Иванов не показал даже своим близким. Зацокали копыта вражеских коней по бревенчатому настилу улиц. Однако поиск иных тем и способов выражения внутреннего состояния продолжался. Прав Суриков, меняя холсты».
Город уцелел. Узнав об этом, Дюдень отошел от Твери. Причиной восстания жителей Твери против монголо-татарских захватчиков явились жестокое отношения баскака Чол-хан (Шевкал, Щелкан). Жители жаловались своему князю Александру Михайловичу, но он не принимал никаких попыток помощи им. Людям надоело терпеть и они восстали.
Татары отняли лошадь у одного дьякона. Вдруг в кремле на колокольне ударили в набат. Миллионы крестьян начинали осваивать малозаселённые края, где сталкивались с трудностями и радостями, разочарованиями и рухнувшими мечтами.
Только за последние десятилетия XIX века несколько миллионов крестьян оставили свои ничтожные наделы, убогие избы и отправились на поиски «благодатных земель». Но с какой силой они пробуждали интерес к истории в юных душах.