До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4. Художник увидел собор Василия Блаженного и вспомнил о казни стрельцов (картина «Утро стрелецкой казни») заснеженную избушку с мерцающим светом в оконце и представил А. Меньшикова в ссылке (картина «Меньшиков в Березове») черную ворону на белом снегу и увидел в ней боярыню Морозову — героическую защитницу старой веры. Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней.
Ее глаза полны слез. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища.
До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев». Основная часть людей — страдающие и сочувствующие как говорил об этих людях на картине великий критик В. В. На то время это была самая роскошная усадьба. В картинах Джованни Беллини обнаруживаются скрытые лица в пейзажах, знаки стигматов мироточий Св. Теперь ее усадили на дровни и решили повезти в заточение.
Это был раскол из-за убеждений и веры. Это движение ведет в будущее согласно Библии к Судному дню. Вот таким образом царское правительство всячески подавляло раскольничье движение. Одета боярыня в черный бархатный кафтан, отороченный мехом. Страшен пламенный взор ее глубоко запавших глаз на изможденном мертвенно-бледном лице.
В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу». 1848— Родился в Красноярске в казачьей семье. 1869–1875— Учился в Санкт-Петербургской академии художеств, где за особое внимание к композиции картин получил прозвище Композитор. 1877— Поселился в Москве. 1878— Женился на дворянке, наполовину француженке Елизавете Шаре. 1878–1881— Писал картину «Утро стрелецкой казни». 1881— Присоединился к Товариществу передвижных художественных выставок. 1883— Создал полотно «Меншиков в Березове». 1883–1884 — Путешествовал по Европе. 1884–1887— Работал над картиной «Боярыня Морозова». Основную роль и здесь сыграли пропорции. Рядом с юродивым странник — характерный тип русского «искателя правды».
Все лицо мелко было. Я с нее написал этюд в садике, в два часа. Вероятнее всего, входила в число придворных, сопровождающих царицу. Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье. Суриков увидел одну приехавшую с Урала раскольницу и понял: это она.
Морозова была ближайшей его последовательницей. Это и отразил художник на картине. На иконах, в свою очередь, коричневато-вишневый цвет является знаком жертвенной любви. Боярыню вернули под арест. Все эти детали подчеркивают мотив насмешки над упорствующей раскольницей. Во многих других произведениях живописи такого рода знаковые образования сложнее увидеть, связать с сюжетом историей их создания, с творческими концепциями создателей. Уложение 1649 г. завершило закрепощение крестьян, начатое при Иване Грозном.
Под красочным слоем «Боярыни Морозовой» скрыта сложная, долгие месяцы длившаяся работа художника, который вначале нанес углем на холст всю композицию и потом тщательно проверял изменял и перерабатывал размещение основных масс, соотношение отдельных частей, позы и движения каждой фигуры. В толпе терялось. Все на картине будто напряглось. Его ничтожество особенно убедительно в соседстве с остальными персонажами. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни.
Одежда в темных тонах, головной убор со спрятанным под платок тяжелым кокошником, цепи, охватившие запястья рук, еще более усиливают это впечатление. По замыслу художника эти их эмоции противоположны. В народе говорили, что Морозова пострадала за веру. Они провели допрос Феодосьи и её сестры. Надо было найти расстояния от рамы до саней, чтобы пустить их в ход. Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон — от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры.
Коннотации символов крестного знамения, скрытые в архитектуре, показаны в специальных исследованиях (Барбышев 1991). Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях. Системы признаков крестного двуперстия организуют картину и формируют ее ритм. Это настоящая математика. Люди кланяются ее и смотрят ей вслед с благословением.
Не менее сложны для передачи словами, но существенны для воздействия скрытые знаки в произведениях Питера Брейгеля старшего. Но фактически наследством малолетнего Ивана распоряжалась Феодосия Морозова. Ей было семнадцать, мужу – далеко за пятьдесят.
Впереди на коленях старая нищенка. В 17 лет Феодосия вышла замуж за Морозова Глеба Ивановича. Она отказывается от всего этого и даже от драгоценной жизни во имя духовных убеждений.
Её поручили патриарху Никону., они уже видят эту большую картину. Все лицо мелко было. Как мы уже видели, колорит имеет огромное эмоциональное значение в «Утре стрелецкой казни» и «Меньшикове в Березове». Феодосия Морозова имела чин верховой боярыни, была приближённой царяАлексея Михайловича. Боярыня Морозова стала основным символом раскола Русской православной церкви. Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной. Черная ворона многое определяет в картине и связана с другими знаками.
В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. «Боярыня Морозова». Также за Феодосию заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна. Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной.
В противовес группе друзей боярыни (изображенных на первом плане справа) Суриков показывает здесь ее врагов. Другой скрытый знак развивает символизацию народа — всех униженных и оскорбленных.
Через два дня Морозову перевезли сначала в Чудов, а потом в Псково-Печерский монастырь. А ведь портрет Леонардо символизирует жизнь этого герцогства. Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя.
Каменный храм построили в 1703 году. Динамичность всей сцены усиливается и диагональным построением картины. «Персты твои тонкостны. Боярыня Морозова отказалась присутствовать на ней, это вызвало гнев царя. Поиски продолжались, пока однажды к старообрядцам не приехала с Урала некая Анастасия Михайловна. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд:«И как вставил ее в картину — она всех победила». Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры.
Но враги и насмешники одиноки в толпе. Их окружают люди, глубоко сочувствующие героической женщине. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Современнику трудно быть беспристрастным, но мы понимаем — Гаршин как оказалось был хорошим пророком. 1669 год — царица скончалась. Главный символ этого дня — трубящий ангел.
Они в Медвежьем переулке жили — у них молитвенный дом там был. Очень трудно ее лицо было найти. Учитывая все это — удачное замужество Морозовой, роскошную жизнь, личную дружбу с царской семьей, — можно понять протопопа Аввакума, который видел нечто совершенно исключительное в том, что Феодосия Прокопьевна отреклась от «земной славы». Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу.
Но государь, не жестокий по своей природе, в этот раз оказался непреклонен. Светом пропитаны и одежды толпы и пейзаж и лица изображенных Суриковым людей. На картине Суриков взят момент, когда Морозову, скованную кандалами везут по московским улицам. Подобных скрытых знаков немало и в картинах мастеров русского искусства (Somov 2005).
Боярыня в действительности стала ярой противницей церковных реформ. Образы его одновременно статичны и находятся в движении. Художник хотел показать нелегкую жизнь и глубокую веру русского народа. Её образу художником приданы неистовые черты: поднятая в двуперстном сложении по старообрядческому канону рука— призыв к народу стоять за старую веру, бескровное фанатичное лицо, суровые прощальные слова к толпе— все отражает сказанное о ней Аввакумом: «Кидаешься ты на врага, аки лев».
В движении есть живые точки, а есть мертвые. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Это событие не забудется завтра, оно оставит в душах неизгладимый след. Боярыня изображена одетой в широкую чёрную бархатную шубу, оттеняющую бледность её лица. В расколе явственно отражались черты классовой антифеодальной борьбы. Суриков использовал равное распределение холодных и теплых оттенков, темных и светлых, ярких цветных и серых — от черного к белому.
Картина содержит коннотации, связанные с главной идеей, но имеющие собственные значения. Это мне преславно ибо этой чести никогда еще не испытала». Пусть нос курносый, пусть скулы, – а все сгармонировано. В русской общественной мысли шестидесятых-семидесятых годов, в литературе, в передовой публицистике и в искусстве значительное место занимает круг тем, объединенных так называемым «женским вопросом». Кроме того усиливается центр картины — фигура Боярыни.
До стрельца вы видите светлые тона одежд. Среди последних, как известно, было даже немало священников. Я с нее написал этюд в садике в два часа. Каждый персонаж, присутствующий на ней, достоин отдельного внимания, так как работа над каждым из них была очень кропотливой и ответственной.
В доме была и сестра боярыни княгиня Урусова. Но не только юношеские воспоминания повлияли на присутствие звериных мотивов в картине. Тем временем Морозоав приняла постриг и стала именоваться инокиней Феодорой, что, конечно, усилило ее фанатизм и «стояние за веру». Картина Сурикова представляет собой холст размером 304х587, 5 см, написана она маслом. Их Суриков писал с большой любовью, так же как и последователей Морозовой.
Это сама героиня и юродивый. В ночь на 16 ноября 1671 г. в дом Морозовой по приказу царя пришёл архимандрит Чудова монастыря Иоаким и думный дьяк Иларион Иванов. Феодосия Прокопьевна занимала место верховой боярыни, обладала большим влиянием, была приближенной к царю. Как и фигура Морозовой – это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой.
Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Исследователи отмечали то, что черная одежда Морозовой противопоставлена цветной толпе и выражает презрение к человеческим чувствам (Кеменов 1963: 110). Лошадь тянет сани по рыхлому снегу, полозья саней оставляют глубокий след. Морозову окружает атмосфера народной любви. Рис.
Царь всячески пытался воздействовать на строптивую боярыню, подсылал к ней ее родственников, чтобы те надоумили женщину и убедили принять новую веру, но все было тщетно: Морозова стояла на своем. На шапку накинут платок. Каменный храм построили в 1703 году. Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. Боярыню Морозову окружало не просто богатство, но роскошь.
В портрете «Дама с горностаем» под основным изображением проступает герб Миланского герцогства. Художнику легко далось изображение толпы, хотя в ней каждое лицо – индивидуальность.
Образ Морозовой является, бесспорно, наиболее сильным и впечатляющим в картине. Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом. Однако Морозова была не рядовая ослушница. После допроса женщин заковали в кандалы, оставив под домашним арестом. Это вот и есть то, что греки дали, - сущность красоты.
Ведь сколько времени я его искал. Остро дан характер попа – пьяницы и циника. Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» написана в 1887 году.
Со страстным призывом твердо стоять за свое дело обращается она к народу. В то же время в произведениях различных периодов и течений в творчестве мастеров весьма различного мировоззрения обнаруживаются многообразные, скрытые от непосредственного зрительного восприятия знаковые образования, наделенные своей особой энергией, силой эмоционального воздействия, связанные общими структурными построениями. Композиция суриковских картин становится вот таким образом естественной — «такой, как в жизни», но вместе с тем она глубоко продумана: в суриковской композиции нет места случайности. В современной теории искусства эти явления объясняются как знаковые системы, благодаря которым производится информация, осуществляется коммуникация между людьми — их духовное общение (Somov 2005, 2013, 2014). Вслед за великим революционным мыслителем к той же тематике обратились русские художники-реалисты — В. Г. Перов, В. В. Пукирев (1832–1890) и многие другие.
Этот удивительный образ запал в его художественную память и душу. И как вставил ее в картину — она всех победила». Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков.
(16) Икона «Богоматерь Умиление». Но нет. Стасов, — «оскорбленные и униженные» (Стасов 1952: 400) другие — злорадствующие народные персонажи. Жестокому преследованию подверглась и боярыня Морозова. На их глазах совершается событие, равного которому они в своей жизни не переживали. Полотно «Боярыня Морозова» раскрывает полную трагизма и загадочную душу русского человека.
(1) Феодосия Морозова. Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается. Силуэт Богородицы проступает в цветной мозаике толпы. Зрители не видят птицу в картине.
Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе. Знак получает развитие во всей композиции картины (Рисунок 6). «Черная ворона на белом снегу» образует силуэт Боярыни, который, в свою очередь, лежит в основе пропорционального построения элементов картины (Рисунки 3 и 4).
По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована. В ту пору в русской церкви произошел раскол. Поиски композиции завершились лишь на самом холсте картины. В представлении широких народных масс отстаивание «старой веры» было своеобразной формой протеста против государства, которое, внедряя силой «новую веру», в то же время усиливало и крепостнический гнет.
Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освященным маслом, но Феодосья воспротивилась. Красота женских – это красота пробужденного чувства и сознания. В морозовском имении Зюзино был разбит огромный сад, где гуляли павлины.
«Он угадывал русскую историю не сквозь исторические книги и сухие летописи, не сквозь мертвую археологическую бутафорию, а через живые лики живых людей, через внутреннее чувство вещей, предметов и форм жизни», – писал о художнике М. Волошин. Морды и шкуры зверей служили одеждой и масками обрядов сибирских шаманов. Дьяк повелел посадить ее на дровни Ее повезли через Кремль. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных.
В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. Боярыня одета в дорогую шубу, а ее руки перевязаны цепями. Сохранилась суриковская запись, перечисляющая литературные источники «Боярыни Морозовой»: статья Н. С. Тихонравова в «Русском вестнике» 1865 года, немногие страницы в книге И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц» и «Житие» протопопа Аввакума. Алексей Михайлович понимал, что для усмирения народа нужна реформа церкви.
Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря. Ведь сколько времени я его искал. По новым правилам верующих заставляли креститься тремя перстами.
Здесь главный мотив — сострадание к мученице. Однако в стране было неспокойно. Суриков увидел ее одетой в черное в темных санях и как ее везут по снегу (Волошин 1985 Никольский 1918). Также за Феодосью заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна.
Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Это стало возможным благодаря сложности и мозаичности изображения. Еще писатель В. Гаршин, увидав 100 лет назад на выставке полотно художника, предсказывал, что потомки будут не в состоянии «представить себе Феодосию Прокопьевну иначе, как она изображена на картине». Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие».
В отличие от «Утра стрелецкой казни», где композиция замкнута архитектурой, улица в «Боярыне Морозовой» неприметно уходит в голубоватую мглу неяркого зимнего дня. Но, как и в других шедеврах искусства, многое здесь остается малоизученным. Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. Будущая боярыня входила в число придворных, сопровождавших царицу.
Очень трудно ее лицо было найти. Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих. В левом углу эскиза изображена женская фигура, благоговейно распростершаяся на снегу.
Мать моя, помню, все возмущалась: все у нее странники да богомолки. «Сидящие в санях фигуры держат их на месте. Ноги у нее скованы цепью.
«В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». И как ни напишу ее лицо — толпа бьет. Полотно воспринимается, как живой кусок действительности. Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. Одни бегут за санями, другие стоят и скалят зубы.
Замысел этой картины, как и других картин у В. И. «Боярыня Морозова» глубоко и ярко национальна и по содержанию и по созданным художником образам и по раскрытым здесь характерам и по своему живописному решению, по самой «музыке» цвета. Показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил труднейшую задачу сочетания «героя и толпы». Созерцая картину, невольно задумываешься о несгибаемом духе и силе убеждений Феодосии Прокопьевны.
Очертания оружия образуют в изобразительном поле самостоятельную систему. Она готова принять любые муки, пойти на смерть. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и – пошли. Картина обладает единым композиционным центром в лице боярыни Морозовой. Особенно в отношениях цвета. Чуть меньше расстояние — сани стоят. Фанатичность и непокорность боярыни проявляются еще и в резкости поднятой руки (Алленов 1997).
Фигуры людей их группы, позы, движения, жесты, участки цвета отображают эмоции людей. В своих картинах он пытался отобразить историю «движимую и творимую самим народом». В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке.
Это математика. И вот приехала к ним начетчица с Урала — Анастасия Михайловна. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы.
«Боярыня Морозова» В. И. Сурикова — картина известная всем. Картина отразила только один эпизод в жизни опальной боярыни, а по сути, целую эпоху не только в истории церкви, но и всего русского общества. Там, в Преображенском, все меня знали.
Портретный этюд был написан всего за два часа. Боярыня Морозова была противницейреформ патриарха Никона, тесно общалась спротопопом Аввакумом, который был апологетом (защитником) старообрядчества. В. И. Суриков не только поместил икону с Богоматерью и младенцем вверху справа, но и объединил цветовую мозаику картины общей цветовой конфигурацией (Рисунок 7). Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова. Доминирующий цвет покрывала (покрова) Богородицы — коричневато-вишневый, близкий к его цвету на иконах.
(Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). Эти его воспоминания известны в записях (Тепин 1977). Он говорил, что «это не копыта лошади важны, но факт что они стерты» (Тепин 1916), «важно как мерцает грязь на колесах телеги» (Волошин 1985). Увлеченный красочностью древнерусского быта, Суриков дает исключительные по звучности цветовые пятна — голубое, желтое, малиновое, черное Но даже самые звучные красочные пятна не выпадают из картины и не превращают ее в декоративное полотно они подчинены общей гармонии, они смягчены и объединены мягким рассеянным светом, голубоватой дымкой влажного воздуха. Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. Сурикову удалось оживить своих персонажей.
Благодаря картине «Боярыня Морозова» зритель раскрывает для себя всю силу загадочной русской души, полной страдания и трагизма. «Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Но у него получалось обратное: толпа затмевала боярыню. Суриков ставит ту же тему на историческом материале. Оставшись в 30 лет вдовой, «усмиряла плоть», носявласяницу (длинную грубуюрубашкуиз волос или козьей шерстиаскетыносили её на голом теле для умерщвления плоти). В результате такого анализа обнаруживается, что в картине скрыта другая картина. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы». Всё их имущество было конфисковано в царскую казну. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини.
Тонкость черт ее лица, глубоко запавшие глаза, резко очерченные скулы, мертвенная бледность губ – в каждой складочке этого женского образа сквозит непоколебимость, твердость характера, решимость и несгибаемая воля. На передвижной выставке 1885 года появилась (не дошедшая до нас) картина А. Д. Литовченко «Боярыня Морозова», вызвавшая, впрочем, единодушное осуждение со стороны художественной критики. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Новый патриарх Питирим Новгородский, сочувствовавший сторонникам Аввакума, обратился к самодержцу с просьбой отпустить Морозову и ее сестру.
Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь. В 1671 г. состоялась свадьба царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. Она не хотела изменять старой вере. Еще на протяжении двух лет Алексей Михайлович опасался трогать непокорную боярыню. Конфигурации человеческих изображений — укрупненные коннотации этого символа. Среди суриковских образов, быть может, один только рыжебородый стрелец из «Утра стрелецкой казни» по силе и выразительности выдерживает сравнение с боярыней Морозовой. В конце 1674 г. боярыня Морозова, её сестра Евдокия Урусова и жена стрелецкого полковника Мария Данилова были приведены на Ямской двор, где пытками на дыбе их пытались переубедить в верности старообрядчеству.
Но смеялись немногие. Вот таким образом выразить защиту народа — значило ввести в картину изображение Богородицы. В Чудовом монастыре состоялся — еще один допрос, опять ни к чему не приведший. Впрочем, чего гадать. Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область).
Острые контуры ее черного силуэта, напоминающие клюв и крылья, распространяются на организацию различных элементов картины (Рисунок 2). Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6. Лицо ее представлено в виде строгого профиля.
Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Очертания Богородицы противостоят картине языческих сил. Царь знал об убеждениях верховой боярыни и такое поведение ему абсолютно не нравилось. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы.
По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше «Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. Эти слова заслуживают самого пристального внимания. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Не смею, - отвечал стрелец. В дело вмешался патриарх, который вначале держался примирительно и даже уговаривал царя простить сестер: «Женское их дело, много они смыслят. » Тогда царь предложил патриарху самому испытать характер «сумасбродной и лютой» Морозовой.
Небо в картине более темное и более теплое, чем снег. По справедливому замечанию советского искусствоведа Н. Г. Машковцева, «в «Боярыне Морозовой» колорит возвышен до значения, равного значению пространственной формы. Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния. (Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). (8) Церковь. Это по большей части подростки.
В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины. Скрытая труба создает эффект сильного трубного звука. Его лица не видно.
Урусова изображена без оков, она пешком идет за санями, сжав руки в молитвенном жесте. Художник изобразил и любопытных зевак и сочувствующих ей людей и нищенок и юродивых и даже детей – кажется, что в событиях тех времен участвуют все. Она занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих июродивых.
На другой же день обеих раскольниц снова заковали и отправили в заточение. В девичестве она была Соковнина. Он поместил её в центр картины и, как он сам записал в своём дневнике, «как вставил ее в картину – она всех победила». Как отмечали исследователи, удаление их из толпы произвело бы совсем другое впечатление (Кеменов 1963: 111). Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Черты его лица напоминают облик самого Сурикова. Там в Преображенском все меня знали.
Это была попытка братьев Бориса и Глеба Морозовых продолжить свой род. Греческую красоту можно и в остяке найти». Но справа от саней изображена толпа москвичей, пришедших проститься с опальной боярыней.
Там в переулке всегда были глубокие сугробы и ухабы и розвальней много, - рассказывал он. - Я все за розвальнями ходил, смотрел, как они след оставляют, на раскатах особенно. Дочь окольничего Прокофия Фёдоровича Соковнина. Левая рука боярыни поднята в энергичном проповедническом жесте и тяжелая железная цепь тянется, как бы перерезая фигуру пополам.
Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая. Сразу появились слухи о том, что Феодосья нагуляла сына не от мужа.
Она сидит в розвальнях, на соломе. Её вернули под арест. Двуперстиям уподобляются группы провожающих Боярыню людей (Рисунок 5). Алексей Михайлович решил избавиться от непокорных женщин без шума.
О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной.
С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне. Ее образ централен по смыслу, по той роли, которую играет в картине. По центру полотна изображена боярыня Морозова. Среди сочувствующих — нищенка и юродивый в правой части композиции. Женское их дело что они много смыслят. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила».
Картина в целом формируется как разнообразие чувств: различие сочувствия и злорадства. После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась.
Одетая в строгое чёрное платье она вскинула вверх правую руку, ее пальцы сложены в двуперстие (знамение старообрядчества). Интерес к судьбе русской женщины возник у Сурикова закономерно. Врагом Никона был протопоп Аввакум. Портретный этюд был написан всего за два часа. Она почти не смотрит на боярыню. Каменный храм построили в 1703 году. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина.
Они подобны знакам с двумя перстами. 5. Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. Юродивый благословляет Боярыню.
Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы. Глаза ярко выражены и горят внутренним светом.
Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость. Толпа на нем живет и волнуется движутся, клином врезаясь в толпу, убогие сани. Их взаимное расположение охватывает все поле изображения. Только я на картине сперва толпу написал, а ее после. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Первый эскиз изображает Морозову в темном одеянии, сидящую в дровнях на высоком сиденье (очевидно, том самом «стуле», о котором упоминают исторические источники). После участия в XV Передвижной выставке она была куплена Павлом Третьяковым для Третьяковской галереи. 1888— Овдовел и переживал депрессию. 1891— Вышел из кризиса, написал «Взятие снежного городка». 1916— Скончался, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
Лицо у боярыни бледное, под глазами темные тени, брови сдвинуты. очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее преславно и дивно.
Этому отвечает благословляющая рука юродивого (справа). (8) Церковь. Написана с храма Николая Чудотворца в Новой Слободе на Долгоруковской улице в Москве, недалеко от дома, где жил Суриков. Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой».
Дородный московский купец и рядом с ним священник в лисьей шубе, злобно ощеривший свой беззубый рот, смеются над увозимой на допрос «еретичкой». Начались бунты: крестьяне отказывались подчиняться помещикам, уходили на север, совершали набеги на помещичьи усадьбы. Художественная концепция Сурикова в полной мере проявилась в «Боярыне Морозовой», произведении периода его творческой зрелости, наивысшего расцвета творческих сил. Важно найти замок, чтобы все части соединить. Ритмы фигур людей, связанные едиными системами пропорций, способствуют единому ритму и движению всех основных элементов картины и прежде всего ее главных элементов — человеческих фигур.
Жест юродивого отвечает этому знаку. Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ. Приглядел для работы соседний переулок. Это то, где черты лица сгармонированы. В толпе терялось.
Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. А там ничего убавить нельзя — сани не поедут». Рукой она изображает два перста. Знак – крещение двумя перстами – главный символ приверженцев старых обрядов. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается.
Картина ожила. Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица. Произведение поражает воображение зрителя – этому способствует не только энергетика полотна, но и необычайные размеры – более 5 метров в длину и 3 метра в ширину. (1) Феодосия Морозова. «Персты твои тонкостны.
Сурикова возник одномоментно из яркого впечатления. Это было абсолютно новой изобразительной проблемой, никем до Сурикова не решенной. Брат Глеба Ивановича, Борис Иванович Морозов, владелец огромного состояния, умер бездетным в 1662 году, оставив наследство Глебу Морозову. В цельной, уравновешенной и ритмичной организации изобразительных мотивов он видел едва ли не главное условие художественной убедительности и силы воздействия своих картин. Художник пробовал писать Морозову со своей тетки Авдотьи Васильевны Торгошиной, которая интересовалась старообрядчеством.
Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая. Толпа стоит лишь в глубине сцены. Например, в «Тайной Вечере» – росписи Леонардо да Винчи — исследователи находят инициалы Марии Магдалины. Композиция всегда была одной из основных проблем художественного творчества Сурикова.
Боярыня отрешается от всего земного, что и выражает черный цвет. И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. Морозова перекрестилась, поцеловала огорлие цепи и сказала: «Слава тебе, господи, яко сподобил мя еси Павловы узы возложити на себя». Сёстры, выказывая своё презрение к пришедшим, легли в постели и лежа отвечали на вопросы. И даже жест Морозовой перекликается с его жестом.
Он всегда придавал большое значение лицу, видя в нём выражение человеческой сущности. После допроса их заковали в кандалы и оставили под домашним арестом. Казалось бы, ещё не старая, баснословно богатая женщина — живи в своё удовольствие, катайся в роскоши. Создавая этот образ, художник, быть может, вспоминал свои отроческие впечатления, когда сам он был свидетелем наказаний и казней на площади Красноярска. Одним из существенных моментов в построении картины была передача движения.
Вскоре церковные распри приобрели довольно большое влияние в народе. Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова. Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру.
Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая. На голове у нее черная шапка, надвинутая на глаза. Сибиряки положительно относились к старой вере, потому в этом регионе широкое распространение получили рукописные «жития», принадлежавшие старообрядческим мученикам, пострадавшим от рук представителей новой веры. Это особенно важно для формирования в картине синтагматики знаков: икона способствует неосознанному зрительному «прочтению» Богородицы в толпе, а формы, организующие цветовую мозаику толпы, придают особую значимость формам иконы и очертанию Богородицы на ней.
Была у меня одна знакомая старушка — Степанида Варфоломеевна из старообрядок. Боярыня подняла руку с двумя перстами. Сложность и подчинение общему движению, в котором народ провожает свою героиню, образует сложное движение и напластования картин, подобных птице. В русской живописи именно в эти годы появился ряд картин на темы истории старообрядчества: «Никита Пустосвят» В. Г. Перова (1880), «Самосжигатели» Г. Г. Мясоедова (1882), «Черный собор» С. Д. Милорадовича (1885). Этот момент был моментом подлинного вдохновения.
Звук трубы возвещает о его наступлении. Царь предложил ему самому провести допрос боярыни. Сквозь пелену облаков, очертания хомута, полозья саней проступает крупная, организующая всю плоскость изображения конфигурация, напоминающая трубящего ангела (Рисунки 8 и 9). Женщина одета богато, при этом руки ее закованы в цепи. На сегодняшний день это один из самых больших экспонатов галереи.
Именно такую сцену художник выбрал и изобразил на своем холсте. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Люди любви и добра противопоставлены в картине злорадствующим и злым. Картина была написана в колоритных, ярких и звучных тонах. Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение. По некоторым данным, с «Повестью о боярыне Морозовой» Сурикова познакомила его крестная мать.
«Боярыня Морозова» представляет собою новый этап в развитии суриковского колорита. Для полотна свойственны яркие пестрые цвета, насыщенные оттенки. И вместе с тем неоспоримо общечеловеческое, мировое значение «Боярыни Морозовой». Брат Глеба, Борис Иванович, был очень богат.
Наконец прибавил последний кусок — и лошадь пошла», — рассказывал художник. Правда, справедливости ради следует уточнить, что и в прошлом таких героинь было немного. Ее увозили в ссылку. Такое внимание к следам характерно для острого взгляда Сурикова.
«Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину (боярыню Морозову. — Авторы). История картины «Боярыня Морозова» очень необычна хотя бы потому, что эта работа вызвала противоречивые оценки и громкие споры критиков во время передвижной выставки. Но боярыня отказалась. Свет неяркого, мглистого, морозного зимнего дня объединяет и связывает между собой все части композиции «Боярыни Морозовой». Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни.
Вот пять женщин в правой части картины. В центре эпизода – боярыня Морозова собственной персоной. Суриков неоднократно удлинял холст. Вместе с тем экономнее и строже даются бытовые детали в частности исчезает изображение «стула», на котором в первых эскизах была помещена фигура Морозовой. Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше. Эти два человека формируют основное настроение сострадания и сочувствия народа героине.
очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Огромную композиционную работу над «Боярыней Морозовой» сам Суриков определял словом «утрясание». Боярыню Морозову уже три дня держали под стражей «в людских хоромах» в своем московском доме.
И вот однажды В. И. В произведении Сурикова совмещается несколько различных картин.
Нравилось им, что я казак и не курю. И как вставил ее в картину- она всех победила. Светлые части изображения вверху и внизу указывают на снежную зиму. Сюжет картины прост: дело происходило при царе Алексее Михайловиче. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут.
Этим жестом она показывает, что ее не сломили и она готова принять кару за веру. Снег внизу, на переднем плане усилен сложными тенями. Путь в будущее, неопределенный и туманный, предвещает метель.
Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья. Детей у них не было. А потом их на Преображенское кладбище выселили. Неизвестно, смотрел ли царь Алексей Михайлович с дворцовых переходов, как провожал народ свою любимицу, как возглашала она анафему «нечестивцам», но в том, что мысль о Морозовой преследовала его, не давала ему покоя, сомневаться не приходится.
А мне Толстой с женою, когда «Морозову» смотрели, говорят: «внизу надо срезать, низ не нужен». Жадно изучая натуру, Суриков никогда не становился ее рабом. События происходят в 17 веке.
На главной диагонали расположен и центр всей картины — фигура Морозовой. Прогрессивный историк Щапов первым разглядел скрытую за догматическими спорами о «двоеперстии» и «троеперстии» социальную сторону движения и привлек внимание науки к «церковно-гражданскому демократизму» и «народным гражданским бунтам под знаменем раскола». Немногие знали, как звали боярыню Морозову после пострига у старообрядцев. С этим связаны цветовые оттенки и элементы этих частей верха и низа. Ангелов, скрытых в небесах, также как у Сурикова, можно разглядеть в «Сикстинской мадонне» Рафаэля.
С наибольшей четкостью эти темы были развиты в знаменитом романе Чернышевского «Что делать. ». (8) Церковь. На ее лице глубокая скорбь. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1. Эта метафора получила развитие в изображении. До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. Нравилось им, что я казак и не курю.
Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Подобных трубящих ангелов, возвещающих о наступлении Судного Дня, можно видеть в росписях русских соборов (Наумова 2013).
Таким образом выражалась идея их божественного происхождения. Боярыня Морозова слегка откинулась назад и подняла руку вверх. Ее сюжет переносит нас в середину 17 века. (1) Феодосия Морозова. Люди потянулись к ней взорами.
Ей пришлось пожертвовать сыном и добровольно сравнится с «простецами». А потом проверять надо: поделить глазами всю картину по диагонали». «Не идет у меня лошадь, да и только. Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку. Но царь, называя Морозову «сумосбродной лютой», ответил патриарху, что «много наделала она мне трудов и неудобств показала» и предложил ему самому провести допрос боярыни.
Мозаика толпы и пейзажа скрывает морды волков, оленей и других обитателей леса (Рисунки 10 и 11). На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова. Знаете, что значит симпатичное лицо. В 1887 году, после 15-й передвижной выставки для Третьяковской галереи, за 25 тысяч рублей была куплена работа гениального художника «Боярыня Морозова». Морозову подвергли пытке.
Но важна не только символическая сторона скрытого знака. Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освящённым маслом, но Феодосия воспротивилась.
Молилась она «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины.
Именно боярин выбрал для государя жену Марию Ильиничну Милославскую и на свадьбе играл первую роль — был у государя «на отцово место». Чудов монастырь, куда ее везли, находился в Кремле. Но вскоре скончался её сын Иван. Плачущая женщина идет рядом с санями, нищая старуха склоняется в земном поклоне. Ничего дурного не видел художник в их веселом любопытстве и равнодушии.
В конце 1674 года боярыня Морозова, её сестра Евдокия Урусова и их сподвижница жена стрелецкого полковника Мария Данилова были приведены на Ямской двор, где пытками на дыбе их пытались переубедить в верности старообрядчеству. Женское их дело что они много смыслят. ». Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана. Василий Иванович за основу взял тему церковного раскола XVII века. Щеки запали, рот полуоткрыт, она что – то говорит людям, которые ее провожают.
Она к старой вере стала склоняться. Эта «вторая картина» имеет свои особые элементы. Два поднятых перста боярыни – благословление людей.
Все взгляды направлены на Боярыню, все здесь выражает то, что эта поездка последняя. При исследовании обнаруживаются, в частности, скрытые знаки, которые способствуют формированию образа произведения и связаны с особенностями мировосприятия художника. Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу.