Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность яркий пример — творчествоРубенсаиКараваджо. К выдающимся художникам барокко можно отнести фламандского мастера Питера Пауэла Рубенса (1577 – 1640), принадлежавшего к числу «универсальных гениев искусства, которые не замыкаются в границах того или другого жанра, но умеют откликнуться на самые различные стороны жизни» (М. Пауль Рубенс (1577-1640) – величайший художник эпохи барокко. Целью своей работы я поставила проследить сущность библейских и мифологических сюжетов стиля барокко на основе творчества одного из его представителей – Петера Пауля Рубенса.
Питер Пауль Рубенс — величайший живописец эпохи барокко. Искусство Рубенса -- типичное выражение стиля барокко, обретающего в его произведениях свои национальные особенности. Живопись барокко характеризуется динамизмом, «плоскостью» и пышностью форм, самые характерные черты барокко— броская цветистость и динамичность яркие примеры— творчество Рубенса и Караваджо. В рамках образовательного проекта Level One Алина Аксёнова расскажет о, пожалуй, самом известном представителе европейского барокко — Питере Пауле Рубенсе : его творческом методе, жизненном пути, выдающихся шедеврах, реалиях современной ему эпохи.
Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. «Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно». Художник выбрал тот момент, когда богини скинули одежды и Гермес знаком велит им приблизиться к их судье. Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138. Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. Чувство меры – тонко.
В цикле картин для французской королевы Марии Медичи ("История Марии Медичи", около 1622-25, Лувр), отличающемся декоративным блеском живописи, Рубенс сочетал мифологические фигуры и иносказание с реалистическими элементами, что явилось новым словом в развитии исторической живописи. В Дувре Рубенс столкнулся с неожиданной проблемой: к нему обратились молодые английские католики с просьбой помочь выехать во Фландрию: девушки хотели в монастырь, а юноши— в иезуитскую семинарию. В списке множество работ Перуджино, Бронзино, антверпенских художников-современников и Адриана Браувера. Просуществовав короткий период времени (до начала 70-х годов XVII века) барокко оставило значительный след в истории искусства. Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти.
Он получает заказы от церкви, двора, бюргерства, ему заказывают произведения иностранные дворы. Ее фигура – центр, притягивающий к себе все движущееся, возникшее где-то вовне.
После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. Парис отдал яблоко Афродите.
Вкус – совершенен. Но он не просто воспроизводит сюжет на полотне. В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей. После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере.
Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс. Рубенс дает нам понять, что то, что предначертано Адонису – сбудется.
В этот период живопись Рубенса становится более интимной и задушевной. Композиционные решения Рубенса всегда отличаются разнообразием, а богатство красок и жестов на его картинах всегда впечатляют.
Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. Они писали своих отечественных красавиц – пышных широкобедрых и дебелых.
Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187. Впрочем, оставался он там недолго, так как уже твердо решил, что станет художником. Древние связывали Пегаса с богиней зари Эос и включали его в число созвездий. К 1615-20 Рубенс получил широкое признание и известность.
Рубенс понимал и любил античность, он часто претворял мифы в живописные образы. Все фигуры переплетены и образуют композиционный круг.
Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21. Елена была племянницей первой его жены— Изабеллы Брант её сестра— Клара Брант— вышла замуж за торговца коврами и обойщика Даниэля Фоурмена (Фоурмента).
Пегас волшебный конь в греческой мифологии. Со временем излишняя театральность исчезает из живописи Рубенса. Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний. В создавшейся ситуации, когда ярко выражаются противоречия между старыми, феодальными и новыми капиталистическими отношениями мифологические и библейские сюжеты стали «проводниками» новых идей.
Измерительные инструменты в его руках позволили критикам называть героя картины географом или архитектором. В 1626 году умерла Изабелла Брандт. Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе.
Зрителю открыт момент триумфа победителя, но не просто апофеоз доблести героя, но и трепетный нежный диалог зарождающегося чувства двух влюбленных: сила и слабость, мужество и всепобеждающая женская красота – этот эмоциональный контраст находит продолжение и в чисто живописной трактовке образов. Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье.
Знаменитый английский художник XVIII в. сэр Джошуа Рейнолдс (1723-1792) писал: «Это одна из самых прекрасных его фигур. Рубенс с удивительным мастерством и знанием анатомии показывает человеческие тела в удивительно выразительных позах, выражающих страшное напряжение у одних, страдание и скорбь у других.
На заднем плане в окне виден пейзаж. Не менее тонок по характеристике и изыскан по цвету более ранний портрет молодой женщины известный как портрет камеристки (около 1625). Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными. Затем следуют полные динамики и драматизма полотна «Воздвижение креста» и «Снятие с креста», в которых усматривают влияние Микеланджело и Караваджо.
Он выполнил большое число парадных аристократических портретов, воссоздавая с исключительным мастерством и чувственной убедительностью физический облик и особенности характера модели (портреты Марии Медичи, около 1622-25 и графа Т. Эренделя с семьёй, 1620). К тому времени готовые полотна он представил в Брюсселе, они очень понравились эрцгерцогине. Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9. Считается, что эта картина не совсем характерна для творчества Рубенса – в ней очевидно обращение к жанру психологического портрета. Некоторые исследователи даже сомневаются в авторстве Рубенса (работа автором не подписана), а иные предполагают, что художник на полотне изобразил свою старшую дочь Клару Серену, которая умерла ко времени создания полотна. Это погрудный портрет девушки.
Какетливо и уверенно приближается по знаку Гермеса. Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией. Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах. В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196.
Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе. Речь идет о другом.
Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Он мог вручную шлифовать камень по пять – семь часов в день «без единой передышки». Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября. Также начиная со второй половины 19 века в период утверждения передвижников в изобразительном искусстве значительно больше внимания уделялось голландскому искусству, творчеству Рембрандта и, малых голландцев и в меньшей степени интересовались Рубенсом и фламандцами.
В аллегорической картине «Союз Земли и Воды» он прославляет союз двух природных стихий, без которых невозможна жизнь человека. Эффект, производимый на зрителя его картинами, вполне можно сравнить с охапками цветов в то же время ему удалось избежать эффекта вызывающе-ярких тонов, чего вполне резонно можно ожидать от такого буйства красок»228229. Свои пейзажи с гнущимися на ветру могучими деревьями, вздымающимися холмами, рощами и долинами, стремительно несущимися облаками он населял мирно пасущимися стадами идущими, едущими на повозках или беседующими поселянами. По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне». В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191.
По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов. В 1626 г. Рубенс теряет свою любимую жену. В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222. Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году.
Первой большой работой на родине были алтарные образа для знаменитого Антверпенского собора: «Воздвижение креста» (1610--1611) и «Снятие с креста» (1611--1614), в которых Рубенс создал классический тип алтарного образа XVII в. В нем сочетаются монументальность (ибо это живопись, которая должна выражать настроения большого числа людей, какие-то очень важные идеи им понятные) и декоративность (ибо подобная картина является красочным пятном в ансамбле интерьера). Молодой женщине не нравилось, что она в обнажённом виде на картинах Рубенса выставляется на всеобщее обозрение и после смерти мужа хотела их все уничтожить.
До конца XIX века этот термин всегда носил подтекст гротеска, преувеличения избытка декораций, пышности. Главный акцент его понимания темы – мужественная и благородная борьба за Любовь и Красоту. 8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена.
В изображении человеческого тела Рубенс непревзойденный мастер. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37.
Стиль принято считать «триумфальным шествием западной культуры». Так же ей помогает инфанта Изабелла и благочестия.
Торжественная встреча нового правителя, традиция еще средневековая имела характер, прежде всего, политический. Характерны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость интенсивность чувств, пристрастие к эффектными зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. В качестве свадебных подарков Елена получила от Рубенса пять золотых цепей, в том числе две с бриллиантами, три нитки жемчуга, бриллиантовое колье, такие же серьги, золотые и эмалевые пуговицы, кошелёк с золотыми монетами и множество дорогих нарядов210.
Для него было характерно письмо длинными волнистыми мазками. Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону. Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова.
Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения. Так же его еще называли бог входов и выходов и всякого начала. В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте. 12 мая 1635 года был подписан нотариальный акт о приобретении Рубенсом поместья Стеен в Элевейте. «Персей и Андромеда» — это не только апофеоз героя, но и гимн человеческой красоте и любви, преодолевающей все преграды.
Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года. Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона. На углу две женские полуфигуры служили кариатидами, поддерживая архитров.
Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение. Чем много старок контакт мифологического круга образцов с вялениями и проблемами действительности, тем разнообразнее и стилистическая сторона художественных решений. Картина была подписана обоими художниками104. Коленопреклоненные святые жены готовы помочь Иоанну, а Богоматерь (изображенная слева) с белым, как мел, лицом приближается к Христу, протягивая ладонь, чтобы принять тело сына. Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28. Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря. Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам».
Религия под покрывалом близ алтаря и выше амур с факелом любви. С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой.
XVIII вв.
В частности, были убраны бойницы. На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. В инвентарном списке учтено 314 картин, не считая незаконченных или почти законченных произведений самого Рубенса225. Автору удалось виртуозно передать в мраморе высшее напряжение чувств героини. В картинах этой серии представлена вся жизнь Марии Медичи, начиная от рождения и кончая примирением с сыном в 1625 году.
Солнечный свет заливает загорелые тела сатиров. Он сравнивал собственное творчество с философским камнем. Это драгоценное явление и выразительный и единый колорит достигает вершин искусства.
Древний миф рассказывает о том, что Пегас получил от того, что родил у истока. 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль.
Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. Если в раннем творчестве Рубенса главное место занимали барочные композиции, то теперь такие произведения выполняются учениками художника, а сам мастер пишет реалистичные картины. Встреченный с почетом английским и испанским королями как художник мировой известности, он приобретает новые связи, покровительство царственных особ, его возводят в дворянское и в рыцарское достоинство.
Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест. О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг. 9-дневная поездка оказалась крайне неудачной.
Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант. Землю олицетворяет мать богов Кибела, воду – бог морей Нептун. Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой. Посмотрите на его замечательный «Автопортрет с Изабеллой Брант» и вы поймёте, насколько талантлив был этот начинающий художник. Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55.
Это обошлось ещё в 7000 флоринов.
Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись». Союзниками Рубенса в его миссии были посланники Савойи, напротив, посланник Голландии Йоахими всячески подчёркивал, что художник Рубенс находится в английской столице по прямой своей профессиональной обязанности. Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после. Например, на поступившем на выставку из музея Прадо полотне «Суд Париса» (1639) представлена Елена Фоурмен в образе Венеры.
Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником. К 19 мая 1622 года была готова концепция предстоящей работы, что вызвало сильное недовольство в художественном мире Парижа, был даже запущен слух о смерти Рубенса, который он опровергал лично156. В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135. Но все не случайный просчет, ошибка или оплошность художника. Мост – единственная спокойная часть композиции.
Непомерная скорбь её выражена неутешным жестом, заплаканным лицом и красными глазами. Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики. Брак был заключён с большой поспешностью.
Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита. Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини.
Манера письма приобретает исключительную свободу и лёгкость. Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса.
Такое предостережение имеет не только педагогический, но и более общий смысл. Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века. Страдание и наслаждение переплетаются в её болезненно-восторженном облике. Козноногие лесные божества – сатиры встречают богиню чудесными дарами земли.
Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов. Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35.
Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность.
Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157. Он умел наполнять интенсивной, бьющей через край жизнью всё, к чему прикасалась его кисть. Колонны, обрамляющие окно, похожи на сохранившиеся на Палатинском холме в Риме и отсылают к портику-стое, перекликающемуся с портретным бюстом Сенеки132. После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73.
стареющий художник купил поместье в деревне, где проводил много времени за работой, выполняя заказы или создавая произведения, темы которых подсказывала его собственная фантазия. До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо.
С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147. александрийские поэты создали представления о Пегасе, как о коне поэта.
Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». Парадные интерьеры зданий украшались многоцветной лепкой, скульптурой и резьбой. В этом городе его отец отбывал ссылку за связь с супругой принца Оранского Анной Саксонской. Детство будущего художника проходило в Зигене, затем в Кёльне и только после смерти отца семья вернулась на родину – в Антверпен (Фламандский регион Бельгии). Получил юридическое образование, но живописью стал заниматься очень рано. В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами.
Невыгодным стало его положение после прибытия посланника Франции де Шатонёфа, поскольку француз обладал правом принятия решений на месте, а Рубенсу приходилось за каждый шаг отчитываться перед Оливаресом. Рубенс заботился о своих авторских правах. Питер Пауль сотрудничал с семейством изготовителей клавесинов Рюккертов, создавал эскизы ковров и гобеленов для купца Свеертса145. Это представление появилось, благодаря критикам XVII века.
Амазонки – мифический народ женщин-воительниц, обитавших на берегах Меотиды (Азовского моря) или в Малой Азии. Это парадный барочный портрет, в котором величие передается и позой модели и костюмом и всякими аксессуарами обстановки. В последнем автопортрете (1638--1639) Рубенс сумел, однако, показать себя и тонким психологом: грусть, усталость, следы болезни и многих размышлений умудренного жизненным опытом уже немолодого человека написаны на этом лице. В этом смысле становиться понятной его поистине языческая увлеченность здоровой наготой.
Но все же Андромеда Рубенса прекрасна. Пышные композиции украшали стены и потолки (плафоны) дворцов и храмов, загородных резиденций знати и парковых павильонов. Ее нежное тело, кажется излучает свет. Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен. Художник создает яркое, нарядное зрелище.
Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. Наиболее поразительна во всей работе фигура мертвого Христа. В 1612-20 складывается зрелый стиль художника. Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему.
К этому времени относятся первые знаменитые картины Рубенса – «Автопортрет с Изабеллой Брандт» и «Поклонение царей». Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. Высокое подлинное искусство воспитывается ум и облагораживает душу. Спокойный, уравновешенный ребёнок не доставлял хлопот родителям.
Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой. Несколько дальше на берегу отряд всадников скачет во весь опор к горящему городу. Ван Дейк создал в этом жанре собственный стиль, выразив в парадном портрете свой идеал человеческой личности.
В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени. Шлем снятый с головы Персея, едва удерживает обеими руками маленький амур. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Дым пожара застилает фон всей картины. Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей.
Юпитер похищает своих возлюбленных, амазонки сражаются, сатиры нападают на нимф.
Очаровательные путти веселятся и играют в потоках льющейся воды, шумно вырывающейся из огромной урны. По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83.
Его зрительная память не уступала памяти на тексты. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть. Он сидит с молодой женой Изабеллой в беседке, увитой зеленью и цветущей жимолостью. Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183. Никто не изображал людей и животных в жестокой схватке так, как это делал Рубенс. Возможно, это труды Сенеки.
К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы». Игнатия (ныне посвящённой св.
Проявляются и создаются большие национальные художественные школы. Заказы хлынули со всей Европы. Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события.
Однако такая этимология мало вероятна.
Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121. Именно в 17 веке мифы являются выразителями нового этапа искусства.
В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. В III в. до н. э. Существенное место в творчестве Рубенса занимает пейзаж. Яркие и звучные краски подчеркивают чувства радости и оптимизма, наполняющие картину.
Один из влиятельных покровителей художника однажды заметил: «У Рубенса было столько талантов, что его умение рисовать следует отнести к самому последнему». Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года. В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Копье в руках богини скромно потупившей голову, делит картину на две части, словно Диана стремиться оградить себя и своих целомудренных спутниц от слишком смелого радушия и опасной приветливости козлоногих сатиров.
Он работает в жанре пейзажа, создавая обобщенные образы спокойной и величественной природы («Ферма в Лакене», 1633). Из-под скалы навстречу зрителю выплывает тритон, трубящий приветствие. Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы. Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143. Тяжело вздымаются мощные бока Пегаса, размаху его крыльев тесно в пределах рамы.
Даже письма свои он отныне подписывает Пьетро Паоло – на итальянский лад. Его аллегории насыщены чувством поделенной жизни. Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа».
Не случайно художник Эжен Делакруа называл его «Гомером живописи», а Карл Брюллов находил в его картинах «роскошный пир для очей». Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца. Один холст находится в Берлине.
здесь страдание представлено благородное и величаво-тихое. В венском портрете («Шубка», 1638) Елена предстает обнаженной, стоящей на красном ковре, с накинутой на плечи шубкой. Искусство очень много значит для человечества. Честолюбивый художник счастлив. В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес». Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102.
В переводе с греческого языка – троянский царевич, второй сын Приама и Гекабы. Его имя на греческом языке означает источник. И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38.
Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113. Это были Ссора и Раздор – худые и готовые к отпору, они злобно косились на друг друга. Новая поездка в Париж оказалась неудачной. Иосиф Аримафейский, стоя на лестнице, поддерживает тело под руку.
Стиль Рубенса на первом официальном заказе проявился лишь в ярко-красной драпировке, отсекающей задний план и придающей глубину изображению. Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153. Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы. На этой должности он получил особую привилегию посещать дома самых богатых и знатных дворян. Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50.
Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил. Изабелла Брант стала крёстной матерью детей Яна Брейгеля, как и Рубенс после безвременной кончины Яна от холеры Рубенс стал его душеприказчиком103. Она приносит уверенность что накопленные человечеством сокровища мысли, чувства и художественного вкуса навсегда с человечеством и остаются сколько бы их не пытались заслонить «шедевры» новейших художественных течений. Питер Пауль Рубенс родился в 1577 г. в Зигене (Германия) в семье адвоката Яна Рубенса.
Мудрые слова великого английского поэта Джона Китса приходят на память перед картинами фламандского художника Рубенса. В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь.
Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8. В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII.
10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67. Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212. Он знал шесть языков, был прекрасно образован, обладал ясным острым умом, талантом дипломата. Появился на свет Питер Пауль в 1577 году в городе Зигене (Вестфалия) и первые десять лет прожил в Кёльне.
Это одни из немногих его картин, созданные на мифологические темы.
Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать.
Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206.
Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203. В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм.
Барокко - (от итальянского буквально -причудливый, странный) зародившийся в Италии, один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVI-сер. Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги. В интерьерах соборов и капелл, оформляя ансамбли площадей, он создавал непревзойдённые по красоте и изяществу композиции. Барокко родился, как «стиль-приспособление» для знати и церкви дабы возвысить их значимость и состоятельность.
Рубенс отличался невероятным трудолюбием и работоспособностью. Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса. Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св.
Просуществовав короткий период времени (до начала 70-х годов XVII века) барокко оставило значительный след в истории искусства. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего.
Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно. Однако, хранимый богами, Парис не погиб, его выкормила своим молоком медведица. Все вместе эти определения характеризуют искусство во всей его сущности.
Персей протягивает руку к Андромеде, как Парис протягивает яблоко Афродите, но Парис всего лишь случайный свидетель явления красоты. Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221. Быть может, только Богоматерь не сдержала рыдания.
Его духовное искусство начисто лишено духовности»111. Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс».
Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер.
Фигуры объединяют близкие цветовые тона, особенно золотистые. Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет. По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей.
В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230. Ватто, Ж. О. Фрагонар, Э. Делакруа, О. Ренуар и др. ).
Все три избранницы стоят, притом в различных поворотах и каждую сопровождает ее символ. Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68. Передав помощникам в своей художественной мастерской работу над заказами, он выполнял поручения эрцгерцогини Изабеллы (она заняла пост испанского наместника после смерти супруга в 1621 году), принимая участие в переговорах по заключению мира между католическим Мадридом и протестантскими Северными Нидерландами (нынешней Голландией). Как праздничные знамена развеваются ее синие одеяния и складки алого плаща героя. 13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516. В Битве действие организованно вокруг единого центра. И не только.
Отпевание состоялось 2 июня. Обращаясь к темам, почерпнутым из Библии и античной мифологии, художник трактовал их с исключительной смелостью и свободой. Архитектура преображалась причудливой пластикой фасадов и сложными криволинейными планами. Итало-фламандский стиль Вениуса был отмечен подражанием римским образцам, например, силуэты обводились линией контура. К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена.
«Прекрасное пленяет навсегда». Его влияние испытали также многие европейские художники XVIII-XIX вв. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона».
Мальчиков они возвращали отцам, а девочек готовили для войны.
Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни. Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации».
Вернувшись в Антверпен, Рубенс занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии инфанты Изабеллы Австрийской. Наиболее примечательно на этом фоне, что Рубенс не отказался от планов создания галереи Генриха IV и 27 января 1628 года сообщил аббату де Сент-Амбруазу, что приступил к работе над эскизами. В первую очередь это относилось к мировосприятию139.
Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. В середине на мосту – разгар битвы. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания.
Диана являлась римской богиней Луны. Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. Повеление оракула было выполнено. Речь шла о «Воздвижении креста». Губерта, Диану на охоте и подобное.
По всей видимости, он собирался вернуться в Италию. Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227. Рубенс похоронил жену возле матери и украсил надгробие изображением Богоматери с младенцем и эпитафией собственного сочинения.
В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса.
Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год.
Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело. Середина 1610-х гг.
Попутно художник получил от него полный текст англо-голландского договора, который немедленно отправил в Париж. Луки214. Глава фламандской школы живописи эпохи барокко. В сказании говориться, что незадолго до рождения Париса Гекабе приснилось, что она родила огонь испепеливший Трою.
Женское тело приобретает иные пропорции и формы. В 1635 г. он приобрёл поместье Элевейт неподалёку от Мехелена. Он не был обычен как по своей сущности, так и по своей структуре. В начале творчества Рубенс выполнил ряд парадных портретов в духе старых нидерландских реалистических традиций ("Автопортрет с Изабеллой Брант", 1609). Богини обратились к Зевсу, что бы он решил, кому должно достаться яблоко.
Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков. К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню. Отец отдал его на воспитание монахам-августинцам и, очевидно, строил на его счёт большие планы. Интерес к аллегории придерживается Рубенсом преднамеренно и в совсем иных целях – ради расширения возможностей сферы идейного содержания в искусстве. Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: 28 июня 1577, Зиген— 30 мая 1640, Антверпен)— нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет.
При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет. Посмотрите, что пишут очевидцы: «Мы посетили знаменитого художника Рубенса, которого застали как раз за работой, причём он заставлял себе в то же время читать вслух из Тацита и одновременно диктовал письмо». Афина подарила воину полированный щит, в который Персей наблюдал за медузой.
Похищение дочерей Левклиппа. Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26. Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». Рубенс хотел представить человека действительно способного выдержать бой с драконом, совершить подвиг о котором повествует миф.
Отличительная черта его творчества – несколько тяжеловесные «рубенсовские» женские формы. Все персонажи этой картины также наделены красотой, здоровьем молодости, ловкостью, силой и жаждой жизни. В 1610-е гг. Проставление женской красоты, преклонение перед ней мы видим в другой картине Суд Париса. Картина Рубенса словно говорит о том, как много может дать подобный союз.
Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей. В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни. Первая глава состоит из двух параграфов.
Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага. Среди них можно выделить апофеозы героев так и сцены массовых сражений. Брак был счастливым и гармоничным, в нём родилось трое детей. Однако этот проект так и остался неосуществлённым182. Осталось несколько полотен с изображением Альберта.
По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность. Они свободны в проявлении охватившего их чувства. Особенностью его работа является то, что каждое его создание будь то скромный мотив или монументальное полотно – это всегда образ укрупненного плана, вовлеченный в мировой жизненный поток. Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений. С помощью мифа художники высмеивали пороки и отрицательные черты существовавшего строя. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена).
Рубенс вводил в свои картины национальные и простонародные типы и как бы вразрез с религиозными представлениями эпохи любовно воссоздавал красоту обнажённого полнокровного человеческого тела, воспевая чувственную полноту и радость земного бытия ("Союз Земли и Воды", около 1618, "Персей и Андромеда", начало 1620-х г, "Похищение дочерей Левкиппа", около 1619-20). Скоро его стали называть «королём художников и художником королей», поскольку он получал заказы от правителей Европы: Фландрии, Англии, Франции, Испании, а также от церкви. М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112. Прорецатели истолковав сон, предсказали ей, что рожденный ею сын погубит родной город. Креста Иерусалимского.
В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213.
По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. Его двуликость объясняли тем, что двери ведут и во внутрь и во вне дома. В этой картине Рубенс использовал миф о братьях Диоскурах (сыновья Зевса и Леды). В 1587 г. – а к тому времени семье разрешили вернуться в Кёльн – Ян Рубенс скончался и Мария, недолго думая, переехала в родной Антверпен. Ван Ноорт, хотя и не исполнял церковных заказов, пользовался большой репутацией из его мастерской вышли Якоб Йорданс и Хендрик ван Бален19. Разносторонний учёный, знаток и коллекционер древностей, дипломат, ведший переговоры с монархами Испании и Англии, полиглот, знавший семь языков, переписывавшийся с выдающимися людьми Европы, архитектор издавший двухтомную книгу «Дворцы Генуи» и построивший свой великолепный дом с парком в Антверпене, он снискал себе заслуженную славу при жизни.
Восемь месяцев спустя Елена родила его последнего ребенка. Герцог Ришельё заказал ему две картины и решил вопрос с триумфальной галереей Генриха IV165. Он сам любуется ими и представляет их нам на обозрение. Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74. «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190. В результате 23-летний фламандец оказался на службе Мантуанского двора и, едва появившись в Италии, получил покровителя, жалованье и относительно высокое общественное положение32.
По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него». За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св. Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины.
Его герои мужественны, полны сил и совершают подвиги ради этой красоты. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или поэзии сельского бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью мягких приглушённых красок, они воспринимаются как обобщённый опоэтизированный образ фламандской природы ("Возчики камней", около 1620, "Пейзаж с радугой", около 1632-35). Из-за этого яблока возник спор между Герой, Афиной и Афродитой. Рубенс -- исключение. Да, Бернини победил мрамор, он действительно сделал его «гибким, как воск».
Не надо думать, что рубенсовское барокко хаотично и не организовано. Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу.
Происходит синтез искусств. Никаких следов его ранней графики не сохранилось17. Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230.
Аллегория вносит существенное значение для тематического строя его произведений. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Слава растёт. Многие из них Рубенс копировал, оттачивая своё мастерство. Рубенс никогда не стеснялся подражать художникам, которые восхищали его (Тициану, Питеру Брейгелю Старшему) и др. Буквально накануне отъезда, 3 марта 1630 года король Карл I посвятил художника в рыцари, добавив ему в герб английского королевского льва на красном фоне в верхнюю левую четверть блазона. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод.
Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми). В саду росли самые разнообразные растения, какие только Рубенс смог добыть и он был украшен копиями античных беседок, посвящённых Гераклу, Бахусу, Церере и Гонору81. В этой двусветной зале шла работа над крупномасштабными заказами— в первую очередь для церквей85. По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна1.
Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14. 11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома. В конце 1605 года Питер Пауль переехал в Рим к брату Филиппу, который устроился тогда библиотекарем кардинала Асканио Колонна.
Из них следует, что Филипп быстро постиг масштаб гения Рубенса-младшего и всячески старался ему помогать. За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98. К великим современникам лично Рубенс не испытывал интереса и не предпринимал попыток встретиться в Риме ни с Гвидо Рени, ни с Караваджо или Аннибале Карраччи. Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил.
Парис выделялся среди своих сверстников силой и красотой. Искусство – это зеркало, которое человечество создает чтобы узреть в нем самого себя и познать смысл собственного достоинства. Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5.
Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения. Во всех его произведениях торжествуют гармония между людьми. Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе.
В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». Рубенс, как уже отмечалось, никогда не замыкался в рамках одного жанра живописи. Это совпало с научным исследованием творчества Рубенса, начатым небольшой монографией художника-ориенталиста Эжена Фромантена. Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49. 20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле.
Вместе с пониманием и любовью к ней, любовью ко всему земному служит основой всех его творений. Однако величина фигур угнетает динамику композиции. За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186.
Красота ее – залог земного счастья. Вернувшись в Антверпен, занял место главного придворного живописца. По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы. До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200.
В ходе переговоров с королевой, Ришельё и казначеем аббатом де Сент-Амбруазом были определены сюжеты 15 первых полотен. Женский наготу Рубенс писал с особенной маэстрией. Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435. С помощью хитрости он узнал дорогу к Горгонам от Граций. Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля.
Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом средств отмечен поздний автопортрет художника (около 1637-40). Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю». Елена была десятым ребёнком и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». Согласно античному миру Андромеда дочь эфиопского царя Кефея и Кассиопеи.
Далее, работая с натуры, он подчинял реальные зримые формы канону, запечатлённому в памяти. Барокко — это своеобразная смена гуманистической классики и закономерного Возрождения. Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта. Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов».
Как рассказал на пресс-конференции директор музея Штедель Филипп Демандт (Philipp Demandt), устроители имели целью представить мало изученный аспект творчества Рубенса: влияние на мастера античного искусства, эпохи Возрождения, а также современных художников. Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18. Очевидно, он был любимым ребёнком, поскольку единственным из всех детей Питера Пауля удостоился упоминания в переписке. Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант.
Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе. Устремленная вперед фигура героя.
В пять часов он заканчивал работу и совершал прогулку верхом. Рубенсу принадлежат многочисленные рисунки (зарисовки голов и фигур изображения животных, эскизы композиций и др. ). После обновления и перестройки «каменного дома в виде замка» художник живёт с семьёй в основном в нём. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23.
Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе.
Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс. Все предметы размещены на картине самым прекрасным и искусным способом, какой только можно себе представить.
Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175. Рано обратился к живописи. Проявляются и создаются большие национальные художественные школы.
О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения». Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. В 1630 г., закончив свою миссию, Рубенс вернулся в Антверпен. Только в 1888 году термин стал использоваться в качестве обозначения стилистического направления, а не в качестве понятия, критикующего избыточность, чрезмерность в живописи. Автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки.
Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость. Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей. Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220.
Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва. Обнаженное тело Андромеды сверкает. В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А.
Рисунок не уступает по силе чувства. Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц.
Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику. Однако раздел имущества и улаживание всех споров заняли у наследников около 5 лет. Композиция картины построена на сплетении фигур, объединенных круговым ритмом.
В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет. Оно абсолютно не красотой пропорций и форм, а силой жизни ее бьющим через край напором. Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель.
Стоящая слева женщина в застывшей позе выписана чрезвычайно детально, что характерно для всех предшественников Рубенса. В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию. Кончается определенный период его жизни. Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью.
Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены. Около 1611-18 Рубенс выступил и в качестве архитектора. Барочная живопись можно назвать вершиной реализма в европейском искусстве. Особенно это заметно в письме декоративных драпировок. Отцом Изабеллы был известный гуманист Ян Брант, долгое время занимавший пост городского секретаря, последователь Юста Липсия, который также занимался изданием античных классиков.
Перед Бернини стояла непростая задача изобразить сверхъестественное явление, вот таким образом скульптурная группа была задумана как видение во сне. Патрон признавал его высочайшее дарование и позволял ощущать себя мэтром: например, только он был допущен к чтению итальянских дневников Рубенса с описанием его впечатлений и технических находок. Происходит синтез искусств. В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80. Рядом с этой группой двое всадников берут в плен Талестриду, царицу мужественных женщин. Лекуре, «доходило до угодничества».
«Изобразительное искусство барокко» «Монументальная живопись итальянских и французских мастеров» «Особенности парадного портрета барокко» «Традиции Возрождения в изобразительном искусстве барокко» «Портретное искусство Питера Рубенса» «Творчество Антониса Ван Дейка» «Живописные шедевры Якоба Йорданса» «Натюрморты Франса Снейдерса» «Произведения фламандских мастеров в собраниях российских музеев» «Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини» «Роль художественной детали в скульптурных произведениях Лоренцо Бернини». Мальчиков определили в школу, хотя основы их образования успел заложить еще покойный отец. Темы малоинтересные и не существенные исторически (бракосочетание и регентство королевы) гений Рубенса превратил в блистательное творение монументально-декоративного искусства. И поистине он поет гимн своим богиням, восхищается ними и прославляет их красоту.
Рубенс Питер Пауль (1577-1640), фламандский художник. Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Уже на рисунке была представлена вся композиция, включая низкую линию горизонта и контуры дерева. Он пишет ее вместе с собой на прогулке, в саду, демонстрирующим ей свои владения, он изображает ее с детьми, пишет ее одетой и обнаженной.
Сказание о нем граничит с мифом о медузах. В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной).
Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая. Один из лучших — т. н. «Шубка» (ок. После 4-летнего обучения у ван Веена, Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию Святого Луки (1598), а в 1600 г. отправился заканчивать своё художественное образование в Италию. Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202.
Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи.
Второй параграф посвящен вопросам непосредственно связанным со стилем барокко. «Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94.
К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97. Эрцгерцогиня не хотела содержать королеву-мать в Брюсселе и прикомандировала к ней Рубенса, который встретил её в Монсе 29 июля.
В современном языке Диана – Артемида – синоним неприступной девственницы.
«Снятие с креста» – центральная панель триптиха Рубенса. Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка. Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами. Наградой за подвиг служит не только венок победителю, но и это дивное видение. Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту. В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг.
При обращении к богам имя Янус называли первым, так как его именовали Богом богов. Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148. Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов. Христос – одна из наиболее прекрасных фигур.
Здесь Рубенс немного отошел от текста античного мифа. После возвращения он ужинал с избранными друзьями. Особой виртуозностью и лиризмом отличаются исполненные Рубенсом интимные портреты, в том числе "Портрет камеристки инфанты Изабеллы" (около 1625), в котором с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов художник воссоздаёт поэтическое обаяние и трепетную жизненность юной модели. Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать. Наряду с поэтическими пейзажами ("Пейзаж с заходом солнца", 1635-40, "Пейзаж с замком Стен", около 1636) он писал сцены деревенских празднеств исполненные грубоватой правды и бурной захватывающей жизнерадостности ("Кермесса", около 1635-36).
После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. Эта картина считается «портретом брака» – молодая женщина доверчиво положила свою правую руку на руку мужа. Пейзажный фон кажется реальной средой местонахождения персонажей картины. Эта направленность в какой-то мере сохранилась и в советское время.
Вот таким образом он вознесся на Олимп и доставляет там Зевсу гром и молнии. Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151. Луки.
Нереальность происходящего подчёркнута пучками лучей на заднем плане и клубящимися облаками, на которых полулежит Святая Тереза, бессильно запрокинув голову. Благоприятным для Рубенса оказался и римский период его жизни и творчества (1605-1608). В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском.
Справа богиня Мира с кадуцеем закрывает другую створку двери. (А. Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231.
Композиция его чрезвычайно сдержанная, Рубенс, сидящий на скамье под кустом жимолости, слегка наклонился к сидящей подле него Изабелле Брант, покойно положившей свою руку на руку супруга. 1638-1639), в которой художник воплотил свой идеал женской красоты. С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя».
«Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника.
Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173.
В картине Рубенса прекрасно чувствуешь: еще не остыли страсти, рожденные в боевой схватке. Так, вьющуюся прядь волос он мог написать одним движением кисти. По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета».
Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. Именно здесь родился будущий художник. Позы обеих персонажей естественны и непринужденны. Есть ли что-нибудь более трогательное.
Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля.
Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов. По- другому мифу боги подарили Пегасу Беллорофонту и тот, взлетел на нем, убил крылатое чудовище Химеру, которая опустошала страну.
Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204. 15 сентября художник прибыл в Мадрид.
Образы классической древности обретают земную достоверность, не заземляясь и не теряя своей возвышенности, как, например, в эрмитажном шедевре «Персей и Андромеда». Тонкая жизненность и поэтическая одухотворённость, эмоциональный колорит свойственны многочисленным портретам второй жены художника – Елены Фаурмент ("Шубка", около 1638-40) иногда изображённой в виде мифологических персонажей ("Вирсавия", около 1635). Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч.
Третьи выделили субъективное, творческое начало в искусстве рассматривая его прежде всего как «самовыражение художника». Обратите особенное внимание на то.
В 1630-х гг. Карлу Борромео). Скопировал он и голову носорога работы Дюрера. Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233. Они торопливо приближаются – внимательные и пораженные неожиданным прекрасным зрелищем. Эта же комната служила и личным кабинетом.
В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него.
Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён. монументальные религиозные композиции идущие стилистически в русле барокко ("Водружение креста", около 1610-11 и "Снятие со креста", около 1611-14), отмечены театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами. Люди на его портретах не приукрашены, но приподняты над действительностью.
Сюжет ее можно определить как героико-романтичный. Рубенс был не только художником, но и блестяще образованным человеком.
Ни искривлённых тел, ни криков, ни мук, ни лишних слёз. Однако по ряду обстоятельств картина была представлена заказчику на Троицын день 5 июня 1605 года41. После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199. 3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом.
Получил разностороннее гуманитарное образование. Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию. Несмотря на значительную разницу в возрасте, новый брак оказался счастливым.
В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее. На рекламах выставки дан фрагмент картины, выполненной на известный библейский сюжет «Сё, человек», поступившей из петербургского Эрмитажа.
Всего в мастерской выполнено около трёх тысяч работ, примерно половина из них имеет подпись мастера. Даже лебеди на заднем плане изогнув шеи друг к другу как будто прощаются. Она даже пыталась продать ему свои драгоценности, чтобы нанять войска Рубенс кое-что купил.
Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству». Афина стоит лицом, руки ее подняты над головой, как будто она снимает рубашку. Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129. Человек у Рубенса оказывается сродни всему живущему на Земле. У ее ног забытый всеми Рок изобилия.
Зыбкий союз Земли и Воды не случайно является центром композиции, отражающей надежду Рубенса на скорейшее процветание родины. Устав от шума большого города, в середине 1630-х гг. Убить дракона и освободить красавицу было нелегко, пыл сражения еще не остыл. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108.
Тематика произведений этого времени многообразна. Тяготясь одиночеством, художник принимает предложение правительницы Нидерландов инфанты Изабеллы и едет с дипломатическим поручением в Испанию и Англию (для переговоров о мире Испании с Англией).
Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита». Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход. Под кистью Рубенса поэтизируется чувственная стихия. Одной из первых исследовательских работ творчества Рубенса является монография Фромантена Э. «Старые мастера». Деформации подверглись также зеркала и плафоны.
Лица светятся добродушием искренней веселостью и приветливостью.
Родился в семье юриста. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб. 11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159. Тут всё сдержанно, сжато, лаконично, как на страницах Священного Писания. Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель. Они похитили дочерей царя Левкиппа – Гилаиру и Фебу.
Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II. 13-летний Питер Пауль был принят в пажи при дворе графини де Лален. Богиня Мира умоляюще смотрит на зрителя, то есть на Фердинанда, ожидая от него помощи. За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219.
Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64. Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен.
Работы очень хорошо оплачивались. Красивое лицо Рубенса спокойно и преисполнено чувства собственного достоинства. Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов.
Она находится у края картины, а между ней и Герой – Афродита изображенная в профиль. Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса.
Уже здесь появляются характерные для Рубенса черты, в частности передача бурного движения. Образы согреты живым чувством. Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году.
Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног. На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). В 1600-08 жил в Италии, где изучал произведения Микеланджело, венецианских живописцев, братьев Карраччи, Караваджо. Вечером ужинал с друзьями, при этом «в вине и пище, а также в игре терпеть не мог излишеств». Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен).
Янус изображался с двумя лицами, смотрящими в разные стороны и с ключами. В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года. Иносказательно сейчас амазонка это женщина всадница, наездница. Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. Да, это был период покоя, труда и тихого счастья в жизни художника.
Картина служит аллегорическим прославлением щедрости обильной и богатой природы. И в сюжете о фламандском гении без Германии не обошлось. Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу. Жизненностью и убедительностью отличается его полотно «Поклонение волхвов» (1624) и более ранняя картина «Персей и Андромеда» (1620-1621), в которой выразилось восхищение художника силой и красотой человека. Рубенс изобразил себя смотрящим прямо на зрителя, лицо его исполнено спокойного достоинства. В 1623--1625 гг. Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо.
Но героическая фигура рыцаря, его вставшая на дыбы лошадь, энергичные жесты и яркие краски демонстрируют новый интерес, проявляемый Рубенсом к напористому действию, движению, эмоциям. В 1587 году отец скончался и мать с детьми вернулась на родину в Антверпен. Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства. Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла).
Однако благодаря отличным отношениям с королём он добился назначения посланником в Мадрид Фрэнсиса Коттингтона, происпански настроенного католика, который как раз и убедил художника остаться в Лондоне198. Созданные Рубенсом в начале 1610-х гг. Взгляд героя, жест его руки, движение всего тела устремлены к Андромеде. Четвертые доказывали, что искусство в основе своей есть прежде всего средство общения между людьми, особая знаковая система и т. п.
Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. Битва представляет собой некое вихревое вращение борющихся фигур, сплетающиеся в клубок на мосту в верхней части картины и перетекающих справа и слева вниз в воды реки. Портрет построен на тончайших цветовых нюансах, на контрасте густого коричневого меха с бархатистостью кожи, с легкостью пронизанных воздухом волос, с влажностью блестящих глаз. Его античные герои и раннехристианские мученики одеты в шёлк и бархат по современной ему моде.
Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197. Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137.
Портрет изображает придворную даму Изабеллы Клары Евгении. Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм. Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Стремительно летит богиня победы Виктория в развевающихся одеждах. Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201.