Выдающиеся представители литературы барокко – Г. Гриммельсгаузен, П. Кальдерон, Д. Марино (Италия), Луис де Гонгора и Арготте (Испания), В. Вуатюр (Франция), Ф. Прокопович, М. Ломоносов, С. Полоцкий (Россия). Также можно отметить следующих итальянских представителей стилябарокко:Карло Фонтана, А. В Великом княжестве Литовском получили распространение стили сарматское барокко и виленское барокко, крупнейший представитель— Ян Кристоф Глаубиц.
Карло Мадерна (Carlo Maderno 1556—1629 гг. ) — один из основоположников итальянского Барокко, видный представитель Барокко в Италии. Наиболее видными представителями музыки барокко являются Бах, Гендель и Вивальди. Видным представителем искусства барокко были также фламандский живописец Ван Дейк и голландец Рембрандт.
Эпоху барокко принято считать началом насаждения основ западной цивилизации в мире, она во многом предопределила динамику формирования культур других эпох. Во избежание неясности и противоречий толкования термина «барокко» лучше использовать не краткие, а более развернутые формулировки. Главными чертами этого стиля стали напряженность, гигантизм и эмоциональная насыщенность. Отсюда его жизнерадостность и его умеренность, чуждая патетичности западного Барокко».
Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория) одновременно— тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). Барочность – более чем стиль Барокко. Тем не менее, господство стиля Барокко, хотя и не полное во всех странах, охватывает огромный исторический период, часто называемый «эпохой Барокко» — около двух столетий (1550- 1750 гг. ). Вот таким образом правильнее говорить нарышкинский стиль. Создаются парадные портреты, предназначенные для украшения интерьеров. А через «усиление внешнего», в единстве мировоззрения люди эпохи Барокко «находили свободу духа». В России предпосылки стиля барокко появляются в XVII веке. Исследования Галилея, Кеплера и ньютоновская «небесная механика» разрушали прежние привычные представления о замкнутом и неподвижном мире, в центре которого находится Земля и сам человек.
Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, такие как Аннибале Карраччи (1560—1609) или Гвидо Рени (1575—1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий. Человек стал сознавать себя «чем-то средним между всем и ничем» по выражению Паскаля, «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца». Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория) одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). В Германии выдающимся памятником барокко является Новый дворец в Сан-Суси (авторы — И. Г. Бюринг, Х. Л. Мантер) и Летний дворец там же (Г.
Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии» (1689), а Карл Линней систематизирует биологию («Система природы», 1735). Своеобразной эмблемой Барокко можно считать фантастическую композицию И. Б. Фишера фон Эрлаха «Памятник Александру Великому», отражение юношеской мечты великого Микеланжело – сделать огромную скульптуру, превратив в нее горный пик в Карраре.
Он использовался для оформления дворцов знатных семей. Центром католического мира является Рим, он богат духовными силами. Одним из первых историческую интерпретацию барокко дал Я. Буркхардт (в книге «Il Cicerone», 1855 год), определивший стиль барокко в связи с итальянской архитектурой конца 16 века. Если при Людовике XIII женщины носили мужские шляпы (они тогда заимствовали у мужчин много элементов костюма), то сейчас в моду вошли прически, легкие косынки или чепчики. Различные виды искусства взаимодействуют в барокко (в сравнении с Ренессансом) более активно, составляя многогранный, но единый театр жизни, сопутствующий реальному бытию в виде его праздничного близнеца. Трагизм барокко отчасти имеет социально-историческую детерминированность (войны во Франции, Германии и др. ).
Марино, Ф. фон Цезена, Я. Морштына, Симеона Полоцкого, в романе Б. Грасиан-и-Моралеса «Критикон» (1651-57 годы). Массы здания оживают, приходят в движение, архитектурные формы начинают теснить друг друга, разрывают границы четких геометрических очертаний, твердый материал превращается в податливую массу, декоративные детали создают причудливую игру света и тени. В академических спорах с Андреа Сакки последователи Пьетро да Кортона отстаивали преимущества барочного изображения, которое не требовало от зрителя тщательного анализа каждой фигуры и внимательного «чтения» сюжета для раскрытия всех оттенков смысла, а развертывало перед смотрящим «сияющий, гармоничный и живой общий эффект, способный вызвать восхищение и изумление». Куперен, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель и др. ), концерт для солирующего инструмента с оркестром (А.
В качестве лепного декора используются лепка в виде орнамента в традиционно русском стиле. Многие жанры, связанные с религиозной символикой и рассчитанные на исполнение в церкви (фантазия, токката, прелюдия, фуга, хоральные вариации и так далее) имели, тем не менее, не литургическое, а концертное назначение. Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции, Речи Посполитой. Оно возникло благодаря двум важным событиям Средневековья. Декольте было широким, открывало плечи. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт. Он улавливает лишь видимость явлений ибо неспособен познать ни их начало, ни конец».
Ибо это дух, а не исторический стиль. Для архитектуры барокко (Л. Микеланджело Меризи (1571—1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVIв. Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные общества. Границы эпохи барокко, как и традиционное разделение на этапы раннего (1-я половина 17 века), зрелого (2-я половина 17 века) и позднего (1-я половина 18 века) барокко, весьма условны, так как барокко утверждалось в музыке разных стран неодновременно. В России предпосылки стиля барокко появляются в XVII веке.
Художественный дар дается Богом и никакая теория не в состоянии помочь его обрести. Произошел бесповоротный психологический надлом – основа будущего стиля Барокко.
В Бельгии выдающимся памятником барокко является ансамбль Гранд-Плас в Брюсселе. Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность). По формальным качествам этот стиль ближе к Маньеризму в нем выделяют стадии «голицынского» и «нарышкинского барокко» – архитектуру «русского узорочья» конца XVII в., «петровское барокко» первой четверти XVIII в., «зрелое русское барокко» елизаветинского времени. В живописи «высокого» барокко, ориентирующегося на так называемый большой стиль, отдавалось предпочтение историческим и мифологическим жанрам, считавшимся тогда высшими в жанровой иерархии. В отличие от ренессанса, где предпочтение отдаётся правильным геометрическим формам (квадрат, круг), в барокко излюбленная фигура – это овал, придающий неопределённость и фантазийность общему объему.
Из общего ряда можно выделить наиболее ярких архитекторов того времени. Закон сохранения энергии, совершенность пространства и времени гарантированы словом бога. новый стиль в живописи.
В качестве материала для мебели часто использовали южный орех и цейлонское черное дерево. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св.
Стиль барокко преобладал в европейской профессиональной музыке 17 – 1-й половины 18 века. Появились мушки, лица и парики пудрили для белизны, а чёрная мушка создавала контраст. В искусстве Франции барокко сохраняет ренессансную рационалистическую основу, позже активно взаимодействует с классицистическими элементами (так называемый барочный классицизм). Барокко появилось в Италии (Флоренция, Венеция, Рим) и оттуда распространилась по всей Европе.
Характерная черта – сочетание реальности и аллегории. Не случайно X. Зедльмайр назвал формы искусства Барокко «агрессивно-телесными». Во Франции – Франсуа Мансар (1598-1666) и Луи Лево (1612-1648), работавшие на Людовика XIV, в Австрии – Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах и его сын (авторы главного венского дворца Шенбрунн и Карлскирхе). В сдержанных, аскетичных формах стиль проявлялся и в некоторых протестантских странах (Голландия, Швеция и др. ). де Скюдери, М. де Скюдери), реально-бытовой и сатирический роман (Фюретьер, Ш. Сорель, П. Скаррон).
Флеминг, Дж. Донна «Биотанатос», опубликован в 1644 году поэзия Ж. Б. Шассинье). В Италии это Франческо Борромини (1599-1677), который начинал свою деятельность как каменщик в соборе Св. Петра, но впоследствии стал помощником Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680) Микеланджело Буонаротти и Пьетро да Кортона.
В то же время, «магистральный путь развития задан Ренессансом – освобождение внутреннего человека». Материалы того времени: шерсть, бархат, атлас, парча, тафта, муар, камлот, хлопок. де Кеведо-и-Вильегас, П. Кальдерон де ла Барка). Под кафтан надевали камзол, без рукавов. Вначале этот термин приобрел негативный смысл. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом7, такие как Аннибале Карраччи (1560—1609) или Гвидо Рени (1575—1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.
В XVIII веке барокко приживается и в России. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон. Барокко – первый стиль в истории европейской музыки с очевидным господством мажорно-минорной тональной системы (смотри Гармония, Тональность). Среди его известных проектов — перестроенные Костёл Вознесения Господня (Вильнюс), Софийский собор (Полоцк) и др. До 1670 года они украшались пряжками, затем пряжки были вытеснены бантами.
Тем не менее, на практике светская музыка оказалась не менее значимой, особенно в области музыкального театра. Существует дух Барокко, так же как существовал имперский дух. Только отдельные характерные черты барокко были описаны в сочинениях его современников: Марко Боскини (итал. )русск., Пьетро да Кортона, Бернини, Роже де Пиля (фр. )русск.
Французский просветитель Жан Жак Руссо считал этот стиль проявлением дурного вкуса и «искажением прекрасного», да и не он один. В ряде случаев в нём ощутима вторичность по отношению к западноевропейским образцам (Я. Ван Дейк, Дж.
Стремление к всестороннему воздействию на аудиторию вело к характерному для барокко сближению и взаимопроникновению различных видов искусства (архитектурные иллюзии в живописи и сценографии, скульптурность и живописность архитектуры, театрализация скульптуры, поэтическая и живописная картинность музыки, соединение изображения и текста в фигурных стихах и в жанре эмблемы). С творчеством Рубенса новый стиль пришёл в Голландию, где его подхватили Франс Хальс (1580/85-1666), Рембрандт (1606—1669) и Вермеер (1632—1675). В эпоху ренессанса во главе угла был человек.
Джонс, К. Рен) освоила более сдержанный вариант барочного стиля (преимущественно в декоративной живописи и оформлении интерьеров). Ее территория начинает подвергаться нападению со стороны иностранцев – испанцев и французов. Развиваются и такие жанры, как галантно-героический роман (Ж. Ввиду недофинансирования культурных программ по охране памятников культуры эпохи барокко-рококо (что характерно для России), актуальную роль играет создание различны благотворительных фондов, деятельность которых направлена на сохранение культурного наследия и памятников культуры.
Пространства в барокко имеют сложные построения. Микеланджело Меризи (1571—1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVIв. Если совсем недавно, в эпоху Возрождения ученый-гуманист Пикоделла Мирандола утверждал в «Речи о достоинстве человека», что находящийся в самом центре мира человек всемогущ и может «обозревать все и владеть, чем пожелает», то в XVII столетии Влез Паскаль написал свои знаменитые слова: человек всего лишь «мыслящий тростник», удел его трагичен, так как, находясь на грани двух бездн «бесконечности и небытия», он неспособен разумом охватить ни то, ни другое и оказывается чем- то средним между всем и ничем. де Кеведо, П. Кальдерон). Ни одна деталь не является самостоятельной, как это было в период ренессанса.
Самое известное произведение Бернини — площадь пьяцца Сан-Пьетро в Риме. В эпоху барокко музыка расширила свои выразительные возможности, в особенности в стремлении передать многообразие душевных переживаний человека они представали в виде обобщённых эмоциональных состояний – аффектов (смотри Аффектов теория). Барокко в польской литературе представлено поэзией героического и эпического направления Збигнева Морштына, Вацлава Потоцкого, Веспасиана Коховского (тематика поэзии которых во многом обусловлена богатой событиями военной биографией всех троих), придворного (так называемый макаронический стиль, популярный в конце 17 века) Яна Анджея Морштына, философского Станислава Гераклиуша Любомирского в прозе— преимущественно мемуарной литературой (наиболее значимое произведение— «Мемуары» Яна Хризостома Пасека). Стиль Растрелли невозможно не узнать.
Герои изображены в полумраке из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность. Он был призван прославлять могущество церкви и светской аристократии, тяготел к парадной торжественности и пышности.
Б. Тьеполо), эффектные театрализованные парадные портреты (А. В годы ее правления (1741-1761) были созданы лучшие образцы русского барокко, отличавшегося от итальянского мирской жизнерадостностью и отсутствием религиозного мистицизма, а от немецкого или австрийского — подчеркнутой масштабностью и монументальным размахом архитектурных ансамблей. Немецкий архитектор и историк культуры К. Гурлитт на примере личности саксонского курфюрста Августа II Сильного предложил в начале XX века термин «Человек Барокко».
Различия между церковной и светской музыкой в стилистическом отношении становились всё менее существенными, что позволяло использовать один и тот же музыкальный материал и в светских и в церковных сочинениях (многочисленные примеры – в творчестве И. С. Баха). Элементы стиля барокко использовались и в музыке классического периода (вплоть до Л. ван Бетховена), а впоследствии – в неоклассицизме 20 века (у И. Ф. Стравинского, П. Хиндемита). В Версале появляется первый европейский парк, где идея леса выражена предельно математически: липовые аллеи и каналы словно вычерчены по линейке, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур.
Бернини организует две площади, «нанизанных» на единую с собором ось: овальную и вторую, дополнительную — трапециевидную, ограниченную стенками, «привязывающими» первую площадь к фасаду Мадерны. Бурно развивается естественные науки – оптика, физика, термодинамика и география. В этот период наблюдается расцвет архитектуры, выразившийся в создании грандиозных городских ансамблей и дворцово-парковых комплексов (Собор и площадь святого Петра в Риме, образованная колоннадой Бернини (1657-1663гг).
В архитектуре Мексики, Аргентины, Уругвая складывался фантасмагоричный стиль именуемый «ультрабарокко». Вот таким образом исследователи справедливо отмечают, что сохранение элементов Классицизма, рационализм и прагматизм архитектуры петровского времени обеспечили легкость и естественность перехода к Классицизму второй половины XVIII столетия, «почти минуя стадию истинно- европейского Барокко». Часть из них строилась итальянскими архитекторами по образцу римской церкви Иль Джезу. Своеобразную «фазу барокко» проходило античное искусство в III- II вв.
Фасады барочных зданий, причудливо изгибаясь, вовлекают в свое бурное движение прилегающие улицы и площади. соединения им персонализма и субъективизма и. выдвижение личности на сверхличностную роль». В 1519-1522 гг. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт. Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции, Речи Посполитой.
Вследствие чего идейные формы выражали лишь композиционные приёмы. Учёная христианская эпопея «Потерянный рай» Дж. Новый стиль, прежде всего, утвердился в церковной архитектуре. В армиях эпохи барокко, впервые получивших униформу, большое внимание уделяется «муштре»— геометрической правильности построений на плацу. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусные, как у собора Св.
Однако главной задачей музыки в эпоху барокко считалось прославление Бога. Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств — променад (прогулки в парке) вместо рыцарских турниров — «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры вместо мистерий — театр и бал-маскарад. Центрами распространения барокко были не только европейские страны, но и ряд стран Латинской Америки (особенно Мексика и Бразилия, где барокко приобрело гипертрофированные черты в формах ультрабарокко), а также Филиппины и другие испанские колонии. произведения. В современном представлении барокко – комплексный стиль, объединяющий многообразные манеры композиции и исполнительства, то есть собственно «стили» в понимании музыкальных теоретиков 17-18 веков («церковный», «театральный», «концертный», «камерный»), стили национальных школ и отдельных композиторов.
В этом стиле все доводилось до бурлеска. Ланди), Неаполь (А. Первая— светлая, вторая— более темная. Итак, ренессанс – это эпоха в истории культуры Европы. На западе в области романа выдающийся представитель— Г. Гриммельсгаузен (роман «Симплициссимус»), в области драмы— П. Кальдерон (Испания).
Позже его сменило жабо. В этом – суть всех противоречий «эпохи Барокко». Влияние новоевропейского эмпиризма сказывается в активном использовании писателями жизнеподобных и даже натуралистических форм (не только в прозе, но и в поэзии), по закону контраста сочетающихся с гиперболизмом стиля и космизмом образного строя (поэма Дж.
Кровати огромны, с балдахинами и струящимися вниз покрывалами. Какие противоположные суждения по одному и тому же предмету.
Литература барокко, вслед за литературой маньеризма, тяготеет к жанровым экспериментам и смешению жанров (возникновение жанра эссе ироикомической и бурлескной поэм, оперы-трагикомедии).
П. Свелинк), в Италии (Дж. Однако истощенная невзгодами Италия не потеряла своих позиций. Фрескобальди), Франции (Ф. Отсюда такая характеристика барочного мировоззрения как механицизм. В. фон Кнобельсдорф).
Б. Пиранези. Барклая «Аргенида» (1621 год) становится моделью для повествовательной прозы всей Западной Европы. Стулья, диваны и кресла обиты дорогой, богато окрашенной тканью, гобеленами.
Вуатюр) характера важное место в поэзии барокко занимают духовные стихотворения (П. Культурным центром Европы все равно осталась Италия. Вот таким образом правильнее говорить нарышкинский стиль9. Было от чего прийти в смятение.
Основных факторов, определивших формирование культуры барокко в странах Западной Европы, было три: стремительные изменения естественно-научных и географических представлений о мире имплицитные закономерности развития и усложнения ордерной системы в архитектуре, движение контрреформации католической церкви. Высшие достижения славянского барокко связаны с поэзией (философская и любовная лирика в Польше, религиозная поэзия в Чехии). Веласкес, Ф. Сурбаран, Х. де Рибера, архитектор Х. Б. де Эррера). (Особенно это характерно для густонаселенной Европы).
Как это ни парадоксально покажется на первый взгляд именно в стенах итальянских Академий зарождались новые теории «вымышленной гармонии», никак не связанной с реальностью видимого мира. Парики были так сильно напудрены, что шляпы тогда часто носили в руках. В рамках стиля барокко рождаются его разновидности, направления: маринизм (Италия), гонгоризм (культеранизм) и консептизм (Испания), эвфуизм и метафизическая школа (Англия), прециозная литература (Франция), макаронизм, то есть смешанное польско-латинское стихосложение (Польша). Даже если учитывать только это, есть все основания считать Барокко великим стилем. Ещё раньше шпаги носили на портупее, тонком ремешке, пристегнутом к поясному ремню.
Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария-делла-Витториа (1645—1652 гг. ). Экстатичность, спиритуальное начало нередко сливаются с болезненной завороженностью смертью (трактат Дж. Возможность различной расшифровки генерал-баса свидетельствует о специфике барочных сочинений – их принципиальной вариантности и существенной зависимости от конкретного исполнительского воплощения, при котором исполнителям (как правило, при отсутствии подробных авторских указаний в нотном тексте) приходится самим определять темп, динамические нюансы инструментовку, возможность использования мелодических украшений и так далее вплоть до значительной роли импровизации в ряде жанров (например, в «нетактированных» прелюдиях французских клавесинистов 17 века Л. Куперена, Н. Лебега и др., в каденциях солистов в инструментальных концертах 18 века, в репризных разделах арий da capo).
Этот ярлык пустили в ход те, кто считал недопустимыми произвольные комбинации классических форм в архитектуре. Нижняя юбка была видна, верхняя расходилась в стороны от нижней части лифа. Драпировки были также и по краю декольте. до н. э. Вот таким образом античным или «эллинистическим барокко», называют искусство Малой Азии, Сирии, скульптуру мастеров пергамской школы того времени. Зато особенно интенсивное развитие стиль барокко получил в Испании и странах Латинской Америки (так называемое ультрабарокко)1.
Лебрена). Желая соединить в рамках одного произведения контрастные образы, а нередко и элементы различных жанров (трагикомедия, опера-балет и др. ) и стилевых манер, мастера барокко особое значение придавали виртуозному артистизму: победа техники над материалом искусства символизировала торжество творческого гения, который обладает «остроумием» – способностью объединять в едином образе далёкие и несхожие между собой понятия. Мильтона (1667-74 годы) вмещает в себя и целый ряд мелких жанров – оду, гимн, пасторальную эклогу, георгику, эпиталаму, жалобу, альбу и т. д. По структурным особенностям к галантно-героическому близок религиозный роман барокко (Ж. Богатые заказчики по достоинству оценили широкое многообразие пластичных форм. Для этого необходимо вспомнить историю этого художественного стиля.
Остроумие, в барокко, есть признак гениальности. и скульпторы Б. Нейман, А. Шлютер, М. Д. Пеппепьман, братья Азам, семья арх. Термин барокко появляется несколько позже, чем само направление в искусстве. В Германии (архитекторы и скульпторы Б. фон Нейман, А. Шлютер, братья Азам и др. ) и Австрии (архитекторы И. Б. Фишер фон Эрлах и И. Л. фон Хильдебрандт) стиль барокко часто соединялся с чертами рококо. По выражению Паскаля, человек стал осознавать себя «чем-то средним между всем и ничем», «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца». Полный женский костюм состоял из двух юбок, нижней (фрипон) и верхней (модест). Эпитет «барочный» в классицистической нормативной эстетике служил обозначением всего, что находилось за пределами правил и противоречило упорядоченности и классической ясности.
Позже, в начале 18 в. французы выработали свой стиль, разновидность барокко — рококо. Наряду с сочинениями светского, придворного и салонного (В. Такому Богу бесполезно молиться— у Него можно только учиться. В XVIII веке в правление Петра I получает развитие в Санкт-Петербурге и пригородах в творчестве Д. Трезини — так называемое «петровское барокко» (более сдержанное) и достигает расцвета в правление Елизаветы Петровны творчестве С. И. Чевакинского и Б. Растрелли. В сложившихся драматических обстоятельствах образуется новый взгляд на архитектуру. Марини, Д. К. фон Лоэнштейн).
Фетти). Барокко (итал. barocco— «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. Барокко появился в Италии в конце XVI – начале XVII века, как папский стиль. Бурно развивается естественные науки – оптика, физика, термодинамика и география. Европа XVII в. – это эпоха мануфактурного производства и водяного колеса – двигателя.
Не было барокко в классическом понимании и в Англии. Величайшим скульптором и признанным архитектором XVII века был итальянец Лоренцо Бернини (1598—1680). В этих тенденциях, суть, основа для понимания эстетики барокко. Сам Петр I больше тяготел к протестантской сдержанности архитектуры Голландии, но его дочь, Елизавета Петровна, склонялась к формам пышного итальянского барокко. Испанское барокко или по-местному чурригереско (в честь архитектора Чурригеры), распространившееся также в Латинской Америке.
Хронологические рамки ее расцвета это XIV – XVI века. В Версальском дворце появляется первый европейский парк, где идея леса выражена предельно математически: липовые аллеи и каналы словно вычерчены по линейке, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур. Б. Алеотти, Дж. Скарлатти), Гамбург (немецкие оперы Р. Кайзера, Г. Ф. Генделя), Вена (Чести, А. Кальдара, И. Й. Фукс), Париж (Ж.
И только в конце XIX века произошла переоценка барокко, благодаря европейскому культуральному контексту от импрессионизма к символизму, который выделяет связи с эпохой барокко3. Гварди, Дж. выше). Культура XVII века воплощает в себе всю сложность этого времени. Грифиус), так и сублимированный эротизм (Ф. Термин «барокко» переводят как «причудливый, странный, вычурный». По определению Гурлитта, это понятие выводится «в силу особого способа существования личности», когда возникает «попытка реконструкции средневекового христианского единства.
Развитие мануфактурного производства порождало потребность в научных разработках. Вот таким образом барокко — это ещё век Разума и Просвещения. Иногда понятие «барокко» трактуют не в конкретно-историческом смысле, но как обозначение совокупности стилистических черт, периодически повторяющихся на различных стадиях эволюции культуры (так, элементы барочной стилистики усматривают в романтизме, экспрессионизме, сюрреализме, латиноамериканском магическом реализме и пр. ). Если в искусстве Классицизма все формы четко определены и отграничены друг от друга, то Сикстинский плафон Микеланджело, потому и является первым произведением стиля Барокко, что в нем произошло столкновение нарисованных, но скульптурных по осязательности фигур и невероятного архитектурного каркаса, написанного на потолке, нисколько не согласованного с реальным пространством архитектуры.
Вивальди, И. С. Бах и др. ), кончерто гроссо (Корелли, Гендель). Барокко во главу угла ставит способность удивлять, поражать новизной. В эпоху ренессанса во главе угла был человек. необычайно мистический, экзальтированный оттенок.
Из материалов применяется травертин, доломит, мрамор, базальт. Вазари, летописец Возрождения, назвал этот стиль причудливым из ряда вон выходящим и новым. Все это позволило сделать массу открытий и изобретений. Ясное, уравновешенное, гармоничное – вялым и скучным. В книге Ренессанс и Барокко (1888), написанной им в Риме и последующих работах Вёльфлин определил барокко как наивысшую, критическую стадию развития любого художественного стиля: первой стадией является архаика, второй – классика, третьей – барокко.
и владеть, чем пожелает», то в XVII столетии Паскаль написал свои знаменитые слова: человек всего лишь «мыслящий тростник», удел его трагичен, так как, находясь на грани двух бездн «бесконечности и небытия», он неспособен разумом охватить ни то, ни другое и оказывается чем- то средним между всем и ничем. Активно использовались и другие жанры инструментальной музыки: триосоната (А. Например: «художественный стиль итальянского Барокко XVII века» или «историко- региональный стиль немецкого барокко», «барочные тенденции в русской архитектуре конца XVII столетия», «черты барочного мышления в творчестве Рембрандта», «идеи Барокко в творчестве Ф. Борромини» «барочно-маньеристский стиль скульптуры в Польше XVII- XVIII вв» и т. д. Остается только удивляться, каким поразительно мощным, грандиозным явлением обернулось в истории искусства стремление художников разных эпох и народов к свободе мышления, высвобождению Духа из оков материи – явлением изначально названным смешным и глупым жаргонным словечком «барокко». Своеобразие русского барокко определялось не только устойчивостью национальных традиций и форм, но и взаимодействием барочных черт с классицизмом и рококо (скульптор К. Б. Растрелли, архитекторы Б. Ф. Растрелли, С. И. Чевакинский, Д. В. Ухтомский).
Бурно развивается естественные науки – оптика, физика, термодинамика и география. Эта барочность, по убеждению А. Карпентьера, знаменует собой «кульминационную точку, расцвет определенной цивилизации». Петра в Риме. Об этом в 1966 г. в Нью- Йорке опубликована книга Р. Вентури «Сложность и противоречие в архитектуре». Термин «барокко» возник в 18 веке в среде историков искусства, близких классицизму (И. Оно плавно расширялось к низу, сзади носили шлейф.
Характерные детали барокко — атланты, кариатиды, маскароны. Талия— узкая, под платьем носили корсет. Эпоха барокко явилась кульминационной для органного искусства, активно развивавшегося в Нидерландах (Я. Например, в области Венето, Тоскане, Умбрии, в Венеции, во Флоренции, Падуе, Пизе, Сиене.
Поговорим о том, что считалось прекрасным в искусстве барокко. Как и другие стили, барокко в России приобрел некую самобытность, в связи с этим появился такой термин как «русское барокко» и отличался от европейского более простой структурой архитектурных композиций. Шкафы также больших размеров, декорированные и инкрустированные. Колумб открыл Америку, Васко да Гама в 1498 г. - морской путь в Индию. Баженова в Москве, такие как дом Пашкова (1784 – 1787) и грандиозный проект перестройки Кремля. В гражданской обстановке на первое место вышли туфли.
Тогда же сформировался и достиг своей вершины (в творчестве И. С. Баха) свободный стиль полифонии и его высшая форма – фуга в музыке барокко используется большей частью смешанный тип фактуры, сочетающий элементы полифонии и гомофонии. В конце XVI – начале XVII вв. Тезауро).
В Австрии это Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах и его сын (они авторы главного венского дворца Шенбрунн и Карлскирхе), в Чехии – Франческо Каратти (автор Чернинского дворца), в России – Ухтомский Дмитрий Васильевич (1719-1774). Впервые одетые в униформу армии эпохи барокко большое внимание уделяют «муштре» — геометрической правильности построений на плацу. Испанское барокко или по местному чурригереско (в честь архитектора Чурригеры), распространившееся также в Латинской Америке.
Хронологически, барокко появилось в XVII веке, в Италии, на фоне кризиса идей ренессанса. Одним из важных составляющих стиля барокко является архитектурный ордер. При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. В эпоху ренессанса во главе угла был человек.
Это противоречило зрительным впечатлениям. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением. Большое внимание следует уделить охране памятникам культуры барокко-рококо. Здесь по-прежнему ценятся сложные формы и необычайная декоративность.
Фасад нижней части собора по стилю архитектуры гораздо больше напоминает дворец, чем храм. В Испании барочное направление в литературе получило название «гонгоризма» по имени виднейшего представителя (см. Обильные позолоченные украшения были характерной чертой данного стиля. Домовые церкви располагаются по четырём углам монастыря и как бы встроены в его стену. Русское барокко было первой ступенью связи русской архитектуры с европейскими течениями. Петра в Риме.
Во Франции стиль барокко выражен скромнее, чем в других странах. Характерные детали барокко— теламон (атлант), кариатида, маскарон. В XVIII веке в правление Петра I получает развитие в Санкт-Петербурге и пригородах в творчестве Д. Трезини— так называемое «петровское барокко» (более сдержанное) и достигает расцвета в правление Елизаветы Петровны творчестве С. И. Чевакинского и Б. Растрелли. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. В музыкознании термин «барокко» (впервые – в «Музыкальном словаре» Ж. Ж. Руссо, 1768 год) долгое время также имел негативный смысл, фиксируя внимание на определённых «странностях», выпадавших из норм классицизма.
Сложно украшенные пряжки называли аграф. Однако культурным центром Европы Италия и в первую очередь Рим, все-таки осталась. Они действительно имеют некоторые черты классицизма. Питер Пауль Рубенс (1577—1640) в начале XVIIв. Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки.
Писатели эпохи барокко воспринимали реальный мир как сон или своего рода иллюзию. Барокко как стилевое направление получило своё развитие на рубеже XVI-XVII вв. «Время барокко» включает в себя много стилей и направлений (маньеризм, классицизм, барокко и рококо) и «стиль барокко». Это представление появилось, благодаря критикам XVII века. В России барокко появляется еще в XVII веке («нарышкинское барокко», «голицынское барокко»).
Позже в моду вошла прическа фонтанж (не следует путать с чепчиком «фонтанж»), по имени одной из любовниц короля. Связь с риторикой выражается как в общих принципах расположения музыкального материала, так и в использовании конкретных мелодико-ритмических оборотов с устоявшейся семантикой – так называемых музыкально-риторических фигур, которые в вокальной музыке усиливали значение словесного текста, а в инструментальной – в определённой мере позволяли «расшифровать» образное содержание (впрочем, для раскрытия содержания Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо, Г. Ф. Телеман инструментальным сочинениям нередко давали характерные названия, а И. Фробергер, И. Кунау, А. Вивальди даже сопровождали их развёрнутыми литературными программами). В славянских странах барокко обладает рядом особенностей, позволяющих говорить о «славянском барокко» как особой модификации стиля (термин предложен в 1961 году А. Андьялом).
В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес (1599—1660), а во Франции— Никола Пуссен (1593—1665), который, не удовлетворившись школой барокко, заложил в своем творчестве основы нового течения— классицизма. Как мужчины, так и женщины, носили трости. Ренессанс достиг своей вершины к концу XV века, а в XVI веке начинается кризис его идей.
Иногда употребляют термин «барочный классицизм» применительно к французскому и английскому вариантам барокко. Здесь кристаллизуются жанры: пейзаж, портрет, натюрморт. Но в то время были часты войны и в сапогах ходили повсюду, даже на балах.
Известна пьеса Кальдерона «Жизнь есть сон». В барочных текстах часто звучит экклезиастовская формула «суетности мира» (латинский vanitas mundi). Без меры использовалась косметика.
Вот таким образом и Барокко иногда называют «стилем католицизма» или «искусством иллюзии. Влиянию оперы подверглись как новые, возникшие в эпоху барокко вокальные жанры (оратория и кантата), так и традиционные жанры церковной музыки (в позднебарочных мессах, мотетах, пассионах и так далее активно применялись оперные формы: ария, дуэт, речитатив). В России развитие стиля барокко приходится на 18 век (расцвет – 1740-50-е годы), что было граничит с ростом и укреплением совершенной монархии. Помимо Рубенса международного признания добился ещё один мастер фламандского барокко, Ван Дейк (1599—1641).
Марино «Адонис», опубликована в 1623 году). В эту эпоху возникают и плодотворно развиваются и «низшие» (по терминологии того времени) жанры: натюрморт, собственно жанровая живопись, пейзаж. От маньеризма барокко унаследовало влечение к необычному, удивительному, поразительному.
В XVII в. Италия — первое звено в искусстве эпохи Возрождения, потеряла экономическое и политическое могущество. Барокко – это европейская культура XVII – XVIII веков, основными характеристиками которой являются контрастность, стремление к величию и роскоши, совмещению реальности с аллюзией, динамичность образов и напряженность.
В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко искусства был Карло Мадерна (1556—1629 гг. ), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Теперь стали убеждать, что Земля – не блин, а шар, да еще вращается вокруг Солнца. Культура эпохи Барокко оказывается «специализирующейся на порождении гениев. В этих тенденциях, суть, основа для понимания эстетики барокко, его извечного антитезиса. В искусстве итальянского Барокко классицистические формы, сложившиеся еще в античности и «возрожденные» на рубеже XV- XVI вв., стали трактоваться по- новому, необычно, «неправильно» (соответственно названию стиля) – романтично. Вот таким образом эпоху барокко иногда интерпретируют, вслед за теорией О. Шпенглера, в качестве начала триумфального шествия «западной цивилизации».
Фрескобальди и скрипичные концерты А. Вивальди, «Священные симфонии» Г. Шютца и оратории Г. Ф. Генделя. Однако и лишённая поддержки слова инструментальная музыка, во многом сохранявшая свои прикладные функции (танцевальная, застольная и т. п. ), постепенно приобретала эстетическую самоценность, превращаясь в собственно концертную. Украине, Литве. открытия в области естественных и точных наук значительно пошатнули образ завершенного, неподвижного и гармоничного мироздания, в центре которого – «венец Творения» – сам человек. Для западноевропейского барокко чрезвычайно значим жанр романа именно в этом жанре барокко с наибольшей полнотой выявляет себя как интернациональный стиль: так, латиноязычный роман Дж.
В этом случае именем Барокко называется «та особенность целостности в культуре эпохи, которая позволяет рассматривать ее как художественный феномен, так как это период гегемонизма стиля, завоевания им одной из главных функций в культуре». По сторонам юбку украшали драпировки. Этот вывод следует из «особенной уплотненности» развития художественных стилей на Руси, в корне отличающих их духовное содержание от западноевропейских прототипов. Придворная жизнь, её театрализация способствовали активному развитию репрезентативных форм живописи (декоративные циклы росписей дворцовых апартаментов, батальная живопись, мифологическая аллегория и др. ). Важнейшая составляющая барокко – стремление к разнообразию (латинский «varietas»), которое рассматривалось как один из критериев художественного совершенства поэзии (в том числе барокко Грасиан и Моралесом, Э. Тезауро, Тристаном Л Эрмитом и особенно Ж. П. Камю, создателем монументального 11-томного труда «Пёстрая смесь», 1609-19 годы).
На стыке вкусов двух значимых составляющих общества зародилась нарочитая роскошь и богатство барокко. Как правило, барочная музыкальная тема состоит из яркого начального интонационного ядра, за которым следует более или менее продолжительное развёртывание, приводящее к краткому завершению – кадансу. В эпоху Возрождения, европейские художники осознали важность формы и анатомии в представлении человеческих фигур реалистично. Свой, более скромный и камерный вариант барокко, складывается в странах протестантского культа, например, в Голландии, где итальянские влияния служат — как и в целом ряде других мест — лишь внешним стимулом национальной самобытности (этот стимул разнообразно сказывается в искусстве Рембрандта, Ф. Хальса и даже Я. Вермера). Для барокко характерна идея спящего бога— деизм.
Постепенно барокко начинает отвергать авторитеты и традиции как предрассудки. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. И это слова великого математика. Все новое, необычное, призрачное, динамичное стало казаться красивым. Именно в рамках барокко впервые заявила о себе гомофония (разделение музыкальной фактуры на главный мелодический голос и сопровождение). Главным орудием «остроумия» служила метафора – важнейший из барочных тропов, «мать поэзии» (Э.
Скульптура— неотъемлемая часть стиля барокко. Затемнённые участки контрастируют с ярко освещёнными акцентами. Эта новая духовная особенность искусства Барокко была усилена в Италии, а позднее и в Испании, религиозным католическим мироощущением, приобретавшим в XVI- XVII вв.
Как и в предшествующие музыкально-исторические эпохи, музыкальное в барокко тесно граничит с внемузыкальным (словом, числом, танцевальным движением) однако возникает и новое явление – обособление сугубо музыкальных способов организации, сделавшее возможным расцвет жанров инструментальной музыки. «Здесь развивалась архитектура еще более барочная, варварская и фанатичная, безумная в наращивании декора, перед чрезмерностью которого бледнеют даже самые смелые произведения европейского Барокко». В таком контексте Август II Сильный – «человек неуравновешенной художественной фантазии», достойный представитель своей эпохи, когда «культ богатства, роскоши, придворности и взрывоопасной радости жизни» противопоставляется гармоничной и уравновешенной личности «человека Ренессанса». В 1541 г. в Риме была основана «Академия гнева» – для «борьбы с Классицизмом», следующему исключительно «канонам древних». Англия с характерным для её архитектуры культом классических форм и палладианства (И.
Однако, сотворив мир, бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной. Барокко противостояло классицизму и рационализму. М. Креспи, Рембрандт).
В эпоху барокко она получила наибольшее распространение. Херберт, Дж. Б. Пиранези. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). Лубрано).
Их последовательно прививали архитектуре итальянцы Микеланджело Буонаротти (в свой поздний период) и Виньола. В 17 веке Италия потеряла свое могущество в политике и экономике. Благодаря ему была создана иллюзия богатства и могущества.
П. Камю, А. Дж. Депорт, Т. Кэрью). Получают развитие дворцово-парковые ансамбли (Версаль, Петродворец, Аранхуэс, Цвингер и др. ), переживают расцвет декоративно-прикладные и малые скульптурные формы, садово-парковая пластика. Торелли, Дж. Новой идеологии должны были соответствовать и новые формы искусства.
Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами. Самым выдающимся архитектором русского барокко былФранческо Бартоломео Растрелли.
Перевязь (бандульера), на которой носили шпаги, вошла в моду ещё в предыдущую эпоху. Б. Тьеполо, Ф. Гварди и др. ). Множество образцов барокко на территории нынешних Польши и Украины (тогдашней Речи Посполитой). Это время абсолютизма. Его фигуры в Сикстинском плафоне изображены не по правилам пластической анатомии, а согласно иным иррациональным силам, вызванным к жизни фантазией самого художника.
Не случайно слово «барокко» иногда возводят к обозначению одного из видов умозаключений в средневековой логике— к baroco. Петра в Риме и интерьеры, а также другие строения. Например, в области Венето, Тоскане, Умбрии, в Венеции, во Флоренции, Падуе, Пизе, Сиене. В исполнении музыки барокко всё шире используются исторические музыкальные инструменты (подлинные или их точные копии), воссоздаются специфические для неё акустические условия исполнительские принципы эпохи, зафиксированные в музыкально-теоретических трактатах и литературно-художественных памятниках 17-18 веков (смотри Аутентичное исполнительство). Зеркала украшены скульптурами и лепниной с растительным узором, часто позолоченные.
Стиль был распространен повсюду в Европе и в России. Теперь стали убеждать, что Земля – не блин, а шар, да еще вращается вокруг Солнца. Для архитектуры барокко характерны тяготение к синтезу искусств, подчёркнутое взаимодействие объёма с пространственным окружением (природная среда парка, открытость архитектурного ансамбля площади), криволинейность планов и очертаний, скульптурная упругость и пластичность форм, контрастная игра света и тени, разномасштабность объёмов иллюзионизм (Дж. Так называемый высокий роман барокко привлекал читателей не только запутанными перипетиями, обилием литературных и политических аллюзий и хитроумным соединением «романического» и познавательного начал, но и своим значительным объёмом, который можно считать одним из проявлений барочной «поэтики изумления», стремящейся охватить мир во всём его причудливом разнообразии.
В поэзии прославились В. Вуатюр (Франция), Д. Марино (Италия), дон Луис де Гонгора-и-Арготе (Испания), Д. Донн (Англия). Демократическое направление барокко, чуждое театрализации и аффектации чувств, проявило себя в реалистических бытовых сценках («художники реальности» во Франции, представители караваджизма, жанр бодегонес в Испании, бытовой жанр и натюрморт в Голландии и Фландрии), внецерковной религиозной живописи (Дж.
Если совсем недавно, в эпоху Возрождения ученый- гуманист Пико делла Мирандола утверждал в «Речи о достоинстве человека», что находящийся в самом центре мира человек всемогущ и может «обозревать все. Действительно, крупнейшие его мастера, законодатели вкуса, такие, как Л. Бернини и Ф. Борромини в Италии, Д. Веласкес в Испании, П. П. Рубенс и А. Ван Дейк во Фландрии, работают в католической среде однако религиозные и политические программы их образов нисколько не подавляют силу творческой личности, являющей свою гуманистическую мудрость в строгих условиях придворного этикета или церковного ритуала.
- сущность эстетики барокко заключается в том, что в эпоху барокко изменилось утвердившееся в античности представление о мире, как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке, как о разумнейшем существе. Всеохватность, стремление к суммированию знаний о мире (с учётом новейших открытий и изобретений) – характерные особенности барокко. Напротив, барокко подчеркивает тот факт, что искусство глубоко отличается от логики науки. Стиль барокко пришел на смену Высокому Возрождению (Ренесансу) именно в Италии, на родине Возрождения.
Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. В моду также вошли зонтики, у женщин— муфты, веера. Теорию барокко как стиля в изобразительном искусстве, отличного от Возрождения и классицизма, сформулировал Г. Вёльфлин («Ренессанс и барокко», 1888 год «Основные понятия истории искусств», 1915 год), выделивший формальные категории для разграничения противоположных по своей сути стилей Возрождения и барокко.
Во Фландрии мироощущение, рождённое Нидерландской буржуазной революцией 1566—1602, внесло в искусство барокко мощные жизнеутверждающие реалистические начала (живопись П. П. Рубенса, ван Дейка, Я. Йорданса). Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Среди самых известных его скульптур— мифологические сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном и чудесного превращения в дерево нимфы Дафны, преследуемой богом света Аполлоном, а также алтарная группа «Экстаз святой Терезы» в одной из римских церквей. В это же время усиливается роль институтов государства, обостряется борьба светских и религиозных начал.
В кончерто гроссо (ансамблево-оркестровом концерте с выделением группы солистов) ярко проявились характерные качества барокко – активное использование принципа концертирования, контрастные сопоставления различных по плотности звуковых масс (подобными качествами обладают и многие вокальные сочинения эпохи барокко, включая так называемые духовные концерты, получившие особое распространение в России в конце 17-18 веков). В 1445 г. И. Гутенберг положил начало книгопечатанию, в 1492 г. X. Для архитектуры барокко (Л. Барокко явилось развитием принципов, заложенных в эпоху Возрождения, однако в связи с радикальным изменением главной эстетической установки (уже не следование сотворенной природе, а совершенствование ее в духе идеальных норм красоты) придает этим принципам новый размах, динамику, декоративность. Барокко (что в переводе с итальянского буквально означает причудливый, странный) был зарожден в Италии и вскоре охватил большинство стран Европы и Америки (преимущественно Центральной и Южной).
Наряду с реально-бытовой и сатирической модификациями барочного романа (Ш. Грифиус, Дж. Архитектурный стиль барокко просуществовал в российском государстве недолго. Его главное творение — фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г. ). Барокко скорее ищет новые формы для познания прекрасного, окружающего мира, разума. Однако согласно работам Б. Р. Виппера и по относительно недавним исследованиям О. М. Иоаннисяна так называемое «нарышкинское барокко» не является барокко в полном смысле этого слова, как и «голицынское барокко», за исключением безусловно барочной церкви Знамения в Дубровицах (1690-1703).
В «Симплициссимусе» Х. фон Гриммельсхаузена соединяются элементы плутовского, аллегорического, утопического, пасторального романов, а также стилистика шванков и лубочных картинок. Жизнеподобие в искусстве барокко нередко граничило как с эффектной театральностью (мотив мира как театра типичен для барокко), так и со сложной символикой: предмет изображённый в реалистической манере, таил в себе скрытый смысл. Сперва, когда он был ещё ребёнком (он был коронован в возрасте 5 лет), в моду вошли короткие курточки, называемые брасьер, богато украшенные кружевами. де Скюдери и М. де Скюдери, Дж. В иных случаях энциклопедизм оборачивается хаотичностью, коллекционированием курьёзов последовательность обзора универсума принимает крайне прихотливый индивидуально-ассоциативный характер мир предстаёт как лабиринт слов, совокупность загадочных знаков (трактат иезуита Э. Бине «Опыт о чудесах», 1621 год).
Паскаль, Ж. Дюперрон, Л. де Гонгора-и-Арготе), жизнисновидения (Ф. Своеобразный барочный период (период крушения, упадка) можно обнаружить в любой эпохе.
Композиции, проникнутые «духом барочности» легко «втягивают в себя» и классический ордер и античные статуи и египетские обелиски и готические фасады с башнями и шпилями, мавританский орнамент, восточные ковры, венецианские кружева и богемское стекло. Во Франции в этот период процветала «прециозная литература». Отмечают также, что «благодаря особенности формообразования именно стилю Барокко легко удавалось внедрять классическую ордерную архитектуру в иную культурную среду» и в этом проявлялась важная «цивилизующая роль» стиля Барокко. Л. Бернини, Г. Риго), фантастические (С. Бриньоле Сале).
Основой идеологии барокко было противостояние различных вероучений на фоне раскола церкви (на католиков и протестантов), противодействие феодальных тенденций буржуазным. В предыдущую эпоху, при Людовике XIII, были популярны сапоги (ботфорты). Не случайно слово «барокко» иногда возводят к обозначению одного из видов умозаключений в средневековой логике — к baroco.
м) без единой внутренней опоры. Костюм был подчинен этикету. Для барокко в первую очередь важно не механическое отторжение всего связанного с античностью и возрождением, а новые формы для познания прекрасного, окружающего мира, разума. Отмеченная стилевой изощрённостью и насыщенная риторическими фигурами (повторами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксиморонами и пр. ), поэзия барокко развивалась в рамках национальных вариантов: гонгоризм и консептизм (в котором с особой силой выразилась присущая барокко нарочитая смысловая затемнённость) в Испании, маринизм в Италии, метафизическая школа и эвфуизм в Англии. Настенная роспись (один из видов монументальной живописи) использовалась в украшении европейских интерьеров с ранне-христианских времён. Высота собора — 93, 7 метра.
Ему принадлежит оформление площади собора Св. Теоретическая мысль барокко отходит от возрожденческой мысли, что искусство (особенно изобразительное) – это наука, что оно основано на законах логического мышления, что искусство вызвано задачами познания. новый стиль в живописи6. Марино), теме бренности и непостоянства мира (Б. Перевязь была прежде кожаной, теперь её делали также из муара.
Это противоречило зрительным впечатлениям. Вот таким образом барокко— это ещё век Разума и Просвещения. Пёрселл итальянские оперы Генделя).
В то же время многие ученые настаивают, что кризисная стадия Возрождения еще не барокко, дают ей особое наименование – маньеризм. Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. В истории костюма прическу также именуют куафюра. В этих тенденциях, суть, основа для понимания эстетики барокко. настоящий Ренессанс ранее так и не сумел достаточно полно проявиться на Руси».
С архитектурой активно взаимодействуют живопись и скульптура, преобразуя пространство интерьера широко используются лепнина, различные материалы в их эффектных и красочных сочетаниях (бронза, разноцветный мрамор, гранит, алебастр, позолота и пр. ). В искусстве барокко воплощалась идея торжествующей церкви, что способствовало решению масштабных архитектурных задач, созданию величественных ансамблей (площадь перед собором Святого Петра в Риме, перестройка важнейших римских базилик, стиль чурригереско в Испании и др. ), расцвету живописного оформления интерьеров и репрезентативной алтарной картины. Дж. Однако согласно работам Б. Р. Виппера и по относительно недавним исследованиям О. М. Иоаннисяна так называемое «нарышкинское барокко» не является барокко в полном смысле этого слова, как и «голицынское барокко», за исключением безусловно барочной церкви Знамения в Дубровицах (1690-1703).
Петра в Риме. Воротник у жюстокора сначала был отложной, с полукруглыми вытянутыми вниз концами. Как внешнее, так и внутреннее пространство включается в эту неистовую борьбу. А. Карпентьер писал: «Дух Барокко может возродиться в любой момент. В русском литературном барокко менее выражено трагическое мироощущение, ему присущ парадный, государственный пафос, просветительское начало, сильно выраженное у основоположника поэтического барокко в России Симеона Полоцкого, его ученика Сильвестра (Медведева) и Кариона Истомина. Вначале этот термин приобрел негативный смысл. Бытует бурлескно-сатирическое отношение к действительности.
Это высокая прическа из множества локонов. Рецептом против этой завороженности может стать как стоическое равнодушие к страданиям (А. Именно с «эпохи Барокко» эти тенденции в дальнейшем тесно взаимодействуют, порождая широкий спектр историко-региональных художественных стилей XVII- XIX вв. Роза, А. Маньяско) и героические (Доменикино) пейзажи, а также более камерные формы портрета (Рубенс), пейзажа и архитектурных ведут (Ф.
Эпоха расцвета барокко определяется двумя веками – между концом XVI и концом XVIII веков. Динамика пространства подчёркивается распределением светотени. В качестве примера можно привести ранние работы В. И.
Сам фасад дворца настолько сильно ритмически расчленен мощными «ударами» белых колонн, выделяющихся на голубом фоне, что ни о какой монотонности не может быть и речи. Было от чего прийти в смятение. Зато особенно интенсивное развитие стиль барокко получил в Испании и странах Латинской Америки (так называемое ультрабарокко). Морштын как продолжатель маринизма в польской поэзии), однако первая польская поэтика М. К. Сарбевского («Praecepta poetica», начало 1620-х годов) по времени опережает трактаты барокко Грасиан-и-Моралеса и Э. Тезауро. Поэтика барокко отмечена повышенным вниманием к символам ночи (А.
Барочная живопись можно назвать вершиной реализма в европейском искусстве. Термин «русское барокко» принимается не всеми, в любом случае он условен и его следует брать в кавычки.
А шедевры искусства «Высокого Возрождения» – произведения Леонардо да Винчи, Микеланжело, Рафаэля – казались недосягаемыми. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо), Лондон (Г. Во Франции во времена Людовика XIV, барокко получил особенное распространение. Их продолжали носить и при Людовике XIV, но только уже по прямому их предназначению, — в поле, в военных походах.
Патетически «высокое» барокко с присущими ему грандиозностью и пышностью (архитектурные ансамбли, алтари и алтарные образы, триумфы и апофеозы в живописи, оперы на мифологические сюжеты, трагедия, героическая поэма театрализованные зрелища – коронации, свадьбы, погребения и т. п. ) соседствовало с камерными (натюрморт в живописи, пастораль и элегия в литературе) и низовыми (комедийные интермедии в опере и школьной драме) формами барокко. Во Франции, где ведущим стилем в 17 в. стал классицизм, барокко оставалось до середины века побочным течением, но с полным торжеством абсолютизма, оба направления слились в единый помпезный т. н. большой стиль (убранство залов Версаля, живописьШ. возникновении нового типа человека». Позже появился жюстокор (с французского это можно перевести: «точно по корпусу»).
Музыка. Это— полевой вид обуви их носило обычно военное сословие. Для литературы барокко характерно стремление к исследованию бытия в его контрастах (мрака и света, плоти и духа, времени и вечности, жизни и смерти), в его динамике и на различных уровнях (маятниковое движение между ступенями социальной иерархии в романе Х. фон Гриммельсхаузена «Симплициссимус», 1668-1669 годы). Самые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция), Петергоф (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия), Шёнбрунн (Австрия).
Контрасты масштабов игра света и тени интенсивные глубокие цвета (золотистый, розовый, голубой) – все это создает ощущение иллюзорности и постоянной изменчивости окружающего мира. Примером служить может также носящая черты и барокко и классицизма архитектура резиденций в окрестностях Петербурга – Царское село (ныне г. Пушкин) и Петродворец, в сооружение которых, включая обширные окружающие парки, большой вклад внесли итальянцы Б. Растрелли (автор проекта Зимнего дворца в Петербурге) и Д. Кваренги, шотландец Ч. Камерон и русский архитектор И. Старов. В XVIII веке в правление Петра I получает развитие в Санкт-Петербурге и пригородах в творчестве Д. Трезини— так называемое «петровское барокко» (более сдержанное) и достигает расцвета в правление Елизаветы Петровны творчестве С. И. Чевакинского и Б. Растрелли. А. Каналетто), живописных притч (Д. Его творчество принято считать эталоном эстетики барокко. Л. Бернини, И. Джонса, семьи Галли Биббиена и др. ).
prola barroca (дословно «жемчужина с пороком») существуют и другие предположения о происхождении этого слова)— характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Не было барокко в классическом понимании и в Англии. Именно в это время складывается индивидуализированный музыкальный тематизм. Но, так или иначе, данные науки приходили в противоречие с опытом и видимым образом мира.
Центрами оперного искусства в эпоху барокко стали Венеция (поздний К. Монтеверди, Ф. Кавалли, М. А. Чести), Рим (С. В 18 веке традиции барокко были поддержаны Феофаном Прокоповичем и Стефаном Яворским повествовательные структуры барочного романа использованы в масонской прозе («Кадм и Гармония» М. М. Хераскова, 1786 год).