В рамках стиля барокко рождаются его разновидности, направления: маринизм (Италия), гонгоризм (культеранизм) и консептизм (Испания), эвфуизм и метафизическая школа (Англия), прециозная литература (Франция), макаронизм, то есть смешанное польско-латинское стихосложение (Польша). Что касается отличий непосредственно в построении композиций, то (музыканты меня поймут) на смену тоническому смещению по терциям, свойственному музыке эпохи ренессанса, смещение тоники стало происходить по квартам и квинтам. Фрескобальди, А. Чести в Италии, Д. Букстехуде, Р. Кайзер в Германии). Непознаваемость подвижной, дисгармонической, хаотической действительности, в которой пребывает человек — «мыслящий тростник», предоставленный житейским бурям, «атмосфера сомнения», в которую он погружен, вызывают жадный интерес к таинственному, волшебному, мистическому, которым заведомо нет окончательной разгадки.
вытесняется классицизмом. Придворные томились и скучали, замерев в ожидании. Барокко часто рисует мир как театр: прямо вводя театральные сцены в произведения (в т. ч. Так, период конца 16 середины 18 вв. Лексический запас регулярно пополняют новые определения. Барочный мир «энциклопедия» и как Книга Бытия и как собственно книга, состоит из множества отдельных фрагментов, элементов, «рубрик», соединяющихся в противоречивые и неожиданные сочетания, создающих «обдуманно-головокружительный» повествовательный лабиринт.
Классицизм, как замечательно сказал Франсис Понж (), это «туже всего натянутая струна барокко». Барокко — это целая эпоха. Главными чертами этого стиля стали напряженность, гигантизм и эмоциональная насыщенность.
Вот таким образом барокко— это ещё век Разума и Просвещения. Классицизм, М., 1966 Морозов А., Проблемы европейского барокко, «Вопросы литературы», 1968, 12 его же, «Маньеризм» и «барокко», как термины литературоведения, «Русская литература», 1966, 3 его же, Ломоносов и барокко, там же, 1965, 2 Лихачев Д. С., Барокко и его русский вариант XVII века, «Русская литература», 1969, 2 Weisbach W., Die Kunst des Barock in Italien, Frankreich, Deutschland und Spanien, 2 Aufl., B., 1929 Retorica e barocco, Roma, 1955 Die Kunstformen des Barockzeitalters, hrsg. XVIII вв. Яворский, Ф. Прокопович), школьный театр, панегирическую поэзию петровских «триумфов».
Само слово в барокко несет прежде всего функцию «представления», а метафоры и иносказания являются «способом образования особого строя сознания». Барокко (итал. barocco— «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт.
Однако согласно работам Б. Р. Виппера и по относительно недавним исследованиям О. М. Иоаннисяна так называемое «нарышкинское барокко» не является барокко в полном смысле этого слова, как и «голицынское барокко», за исключением безусловно барочной церкви Знамения в Дубровицах (1690-1703). Новой идеологии должны были соответствовать и новые формы искусства. Барокко в польской литературе представлено поэзией героического и эпического направления Збигнева Морштына, Вацлава Потоцкого, Веспасиана Коховского (тематика поэзии которых во многом обусловлена богатой событиями военной биографией всех троих), придворного (так называемый макаронический стиль, популярный в конце 17 века) Яна Анджея Морштына, философского Станислава Гераклиуша Любомирского в прозе— преимущественно мемуарной литературой (наиболее значимое произведение— «Мемуары» Яна Хризостома Пасека). Для литературного Б. характерны риторичность и сложный метафоризм, основанный на «принципе остроумия» (консептизма), требовавшем неожиданного и поражающего воображения сочетания «далёких» идей, образов и представлений.
18в. исследований. С конца 17 в. Б. охватывает в России церковную проповедь (С. Жизнь стремительно меняется.
Тогда же в моду вошли штаны, ренгравы, похожие на юбку, широкие, также обильно украшенные кружевами, которые продержались долго. Ограничивать Б. рамками Контрреформации и феодальной реакции неосновательно. Помимо Рубенса международного признания добился ещё один мастер фламандского барокко, Ван Дейк (1599—1641).
Принципы барокко преломились в литературе (П. Такому Богу бесполезно молиться— у Него можно только учиться. от итал. швейцарскими искусствоведами Я. Буркхардтом и Г. Вельфлином. заимствованное из историко-искусствостроведч.
Худож. Как и другие стили, барокко в России приобрел некую самобытность, в связи с этим появился такой термин как «русское барокко» и отличался от европейского более простой структурой архитектурных композиций. Б. Пиранези. нарышкинского барокко, традиции которого развил в своем творчестве И. П. Зарудный («Меншикова башня» в Москве, 1704–07).
Барокко представлено в европейской литературе не только этими двумя основными стилевыми линиями, но и множеством течений: культизм (гонгоризм) и консептизм в Испании, маринизм в Италии, либертинаж и прециозность во Франции, метафизическая школа в Англии, «светское» и «религиозное» барокко. Другая концепция, выдвинутая Г. Гатцфельдом, рассматривает барокко как обобщающую категорию, в которую входят подвиды: маньеризм, классицизм и бароккизм (рококо). Слово «Барокко» существовало на нескольких языках — португальском итальянском, латыни испанском — задолго до этого периода и имело несколько различных значений (одна из фигур силлогизма в схоластическом рассуждении, вид финансовой операции, жемчужина неправильной формы), каждое из которых включало переносный смысл «странного, неправильного, экстравагантного» и имело пренебрежительный оттенок. Наиболее полно барочные принципы проявились в пышных парадных портретах (А. Ван Дейк, Г. Риго) в роскошных натюрмортах, являвших изобильные дары природы (Ф. Снейдерс) в аллегорических композициях, где фигуры правителей и вельмож соседствовали с изображениями античных богов, олицетворявших добродетели портретируемых (П. П. Рубенс).
Именно в эпоху барокко получили распространение городские и дворцово-парковые ансамбли. barocco, букв. Это— полевой вид обуви их носило обычно военное сословие. В предыдущую эпоху, при Людовике XIII, были популярны сапоги (ботфорты).
ученого Монфокона «Античность» («LAntiquite», 1717). Довольно долго термин «Барокко» не применялся к литературным явлениям или применялся лишь спорадически, в немногих исследованиях (Д. Кардуччи, 1860 Э. Порембович, 1893). Ведущим жанром живописи стал портрет.
Фрескобальди, А. Чести в Италии, Д. Букстехуде, Р. Кайзер в Германии). Шкафы также больших размеров, декорированные и инкрустированные. В России элементы барокко появились позднее, чем в Европе, – во второй пол. стиль в архитектуре конца XVI— середины XVIIIвв., отличающийся декоративной пышностью.
Некоторые исследователи усматривают черты Б. или относят к нему позднюю драму У. Шекспира («Буря»), произведения Мильтона, Вондела, Корнеля и мн. Именно вот таким образом вместо рыцарских турниров стали распространенными различные увеселения — карусели, прогулки, фейерверки, маскарады и т. д. (итал. Одновременно барокко стремится выразить сложность мира во всей ее полноте: громоздкая композиция многих произведений, обилие персонажей, сюжетных линий, конфликтов, событий, разнообразие «декораций», в которых они происходят, обширные ученые комментарии, которые часто сопровождают тексты романов («Сумасбродный пастух», 1627-28, Ш. Сореля «Ассенат», 1670, Ф. фон Цезена), драм («Папиниан», 1659, А. Грифиуса), призваны превратить эти произведения в подобие универсальной энциклопедии. Ещё раньше шпаги носили на портупее, тонком ремешке, пристегнутом к поясному ремню. часто обращались к городскому пейзажу (парадные виды Санкт-Петербурга, выполненные по оригиналам М. И. Махаева), а также к научной, познавательной тематике (художественное исполнение архитектурных планов, географических карт, проектов декоративного оформления триумфальных ворот, фейерверков и иллюминаций, учебных пособий, атласов и книжных иллюстраций).
Общий запас лексики (от греч. Часть из них строилась итальянскими архитекторами по образцу римской церкви Иль Джезу. Именно так называют тот архитектурный стиль, в котором в конце XVII – начале XVIII вв. художники Латинской Америки нередко видят в Б. источник вдохновения для развития национального иск-ва (Д. Выдвигается представление о «низовом Б., отвечающем потребностям бюргерства и народных масс. При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал.
Стиль барокко пришел на смену Высокому Возрождению (Ренесансу) именно в Италии, на родине Возрождения. до творчества Г. Ф. Генделя и И. С. Баха. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением. Со временем термин "барокко" утерял негативный подтекст и стал использоваться применительно к скульптуре, живописи, музыке и литературе.
Термин был введен в кон. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны: пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.
Рококо – порождение исключительно светской культуры, двора, французской аристократии. Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции, Речи Посполитой. В армиях эпохи барокко, впервые получивших униформу, большое внимание уделяется «муштре»— геометрической правильности построений на плацу. Орден иезуитов увидел в Б. идеальное выражение способности мощно воздействовать на эмоциональный мир человека, что способствовало широкому распространению этого стиля не только в Европе, но и колониях Испании в Америке. обозначение культурного периода в целом, как тип культуры. Этот период успело застать поколение ваших родителей. Однако согласно работам Б. Р. Виппера и по относительно недавним исследованиям О. М. Иоаннисяна так называемое «нарышкинское барокко» не является барокко в полном смысле этого слова, как и «голицынское барокко», за исключением безусловно барочной церкви Знамения в Дубровицах (1690-1703).
в 1760е гг. Музыка.
Фрескобальди и др. ), несколько позднее в немецкой музыке (оперы Р. Кейзера, органное творчество Д. Букстехуде, клавирные произведения И. Кунау и др. ). Более обеспеченные семьи покупали словарные энциклопедии в печатном виде. Усиливают его живописные плафоны с иллюзивными построениями. Однако бурный слог, напряжённый метафоризм, разительная образность и живописность, риторика, работа в области изобразительного искусства (мозаика иллюминации) позволяют видеть в творчестве М. В. Ломоносова новый этап развития Б. в России. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, такие как Аннибале Карраччи (1560—1609) или Гвидо Рени (1575—1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий. Еще вариант: «Флагманский смартфон Samsung стал лидером продаж в России». Искусство барокко отличается также пышностью и экзальтацией образов.
Чувство неустойчивости и беспокойства, вызванное войнами и социальными потрясениями, выдвинуло тему превратности и тщетности бытия («Vanitas»), подхваченную Контрреформацией. Вначале этот термин приобрел негативный смысл. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания. Существует три предположения о происхождении слова «барокко»: от португальского выражения «perola barocca»– «жемчужина неправильной формы» от латинского термина «baroco», употреблявшегося в логике и обозначавшего один из видов умозаключения, отличавшийся особой сложностью от французского жаргонного словечка «baroquer», что значит «растворять, смягчать контур». замысла с равной силой проявились в архитектуре (Дж. 40 тыс. (ит.
Воротник у жюстокора сначала был отложной, с полукруглыми вытянутыми вниз концами. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Характерные детали барокко— теламон (атлант), кариатида, маскарон. П. Рубенс, А. ван Дейк во Фландрии) – эффектные декоративные композиции, парадные портреты. Словарь-справочник и словарь Энциклопедия моды и одежды. Микеланджело Меризи (1571—1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVIв. были также С. И. Чевакинский, работавший в Санкт-Петербурге (Никольский военно-морской собор, 1753–62) и Д. В. Ухтомский, строивший в Москве (Красные ворота, 1753–57).
По сторонам юбку украшали драпировки. Бернини, Ф. Борромини в Италии, В. В. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм, для скульптуры (Бернини) и живописи (П. Тер-мин «барокко» получил широкое распространение благодаря швейцарскому историку Якобу Буркхарду, который в XIX в. употребил его в пренебрежительном смысле как «вычурный». В России барокко соседствовало (а часто и переплеталось) не с классицизмом, как это было в Европе, а с нарождавшимся рококо.
Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт. Даты существования барокко колеблются от предельно широких (1527-1800) до достаточно узких (1600-50). Окружающая человека реальность оказывается сном и драматичнее всего, что он не может уловить границы между этими состояниями, понять, в каком положении он находится в тот или иной момент (пьеса П. Кальдерона «Жизнь есть сон», 1636). Становление барокко в музыке произо-шло с помощью «Камераты» — объединения поэтов и музыкантов, стремившихся возродить античную траге-дию и воплотить ее черты в опере во Флоренции. Энциклопедический справочник, Философский словарь (Конт-Спонвиль), Гаспаров. Барокко – направление в искусстве Европы и Америки конца XVI-XVIII в. (от ит. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании.
итал. де Скюдери, М. де Скюдери), реально-бытовой и сатирический роман (Фюретьер, Ш. Сорель, П. Скаррон). К явлениям искусства (музыке, архитектуре) барокко стало прилагаться уже во второй половине 18 века, а в 19 веке появились первые труды искусствоведов (Я. Буркхардт, 1865 Г. Вёльфлин, 1888), в которых барокко расценивалось как явление, возникшее на закате Возрождения, но уже не трактовалось совершенно негативно. Ведущими барочными архитекторами середины 18в. Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория) одновременно – тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).
Кардуччи, 1860, Порембович, 1893) в 20-х гг. barocco – странный, причудливый), одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. и историч. новый стиль в живописи6.
XVI – сер. Б. характеризуется придворной пышностью, обилием композиционных элементов, переходящих границы разумного. Также барокко являет собой свод правил для любого вида искусства и единственным исключением из этого правила служит классицизм. Габриели, Дж.
Впрочем, португальское слово «barroco» (а в Португалии этот стиль был тоже весьма распространен) означает всего лишь «жемчужина неправильной формы». Словом барокко они клеймили своевольные отступления от строгих норм классики, что для них было равнозначно безвкусице»2. Риторический рационализм Б. облегчал выражение его средствами идей Раннего Просвещения. Тяготеет к торжественному «большому стилю». Ансамбль площади собора Св.
Как мужчины, так и женщины, носили трости. традиции. Идеализация образов, безудержные гиперболы сочетаются в них с бурной динамикой, неожиданными композициями и оптическими эффектами, реальность с фантазией, религиозная аффектация с подчёркнутой чувственностью. Многими специалистами термин «Барокко» понимается весьма широко. 17в. – в росписях ярославских церквей, в декоративно прикладном искусстве, в постройках т. н. Бёме, К. Кульман, Амос Коменский). При этом так продолжалось лишь до середины XIX века, до развития новых культурных идей.
barocco, фр. от «странный, причудливый» – стиль искусства Европы и Америки конца XVI—середины XVIII вв. Настенная роспись (один из видов монументальной живописи) использовалась в украшении европейских интерьеров с ранне-христианских времён. В XVIII веке в правление Петра I получает развитие в Санкт-Петербурге и пригородах в творчестве Д. Трезини— так называемое «петровское барокко» (более сдержанное) и достигает расцвета в правление Елизаветы Петровны творчестве С. И. Чевакинского и Б. Растрелли. Таков Екатерининский дворец в Царском Селе. В эпоху барокко она получила наибольшее распространение. Барокко.
Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные общества. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. Например, в области Венето, Тоскане, Умбрии, в Венеции, во Флоренции, Падуе, Пизе, Сиене. логика Б., следующего за маньеризмом и предшествующего рококо, сближает его с иск-вом эпохи Возрождения (в первую очередь с творчеством Микеланджело), но в отличие от последнего стилистика Б. отмечена драматизмом, нередко трагизмом мироощущения.
Вивальди), живописи (М. Это высокая прическа из множества локонов. Это был стиль, принятый при дворе, в верхах общества, в известной степени официальный.
Сикейрос, X. Ороско в Мексике и др. ). Зеркала украшены скульптурами и лепниной с растительным узором, часто позолоченные. Наряду с придворным и церковным Б. развиваются формы «низового Б», связанные с выражением антифеодального, протеста, а также национально-освободительного движения славянских народов против Габсбургов и османского ига. perola barroca жемчужина причудливой формы или от лат.
barocco, букв. Тяготеет к торжественному «большому стилю». Все эти элементы з. Б. Только в XVIII в. рус.
Во Франции, где ведущим стилем в 17 в. стал классицизм, Б. оставалось до середины века побочным течением, но с полным торжеством абсолютизма они сливаются в единый помпезный стиль (убранство залов Версаля, живопись Ш. Лебрёна). 16– первой пол. 3. Петра в Риме, 1657–63 церковь Сант-Андреа аль Квиринале в Риме, 1653–58 Ф. Борромини. Бытует бурлескно-сатирическое отношение к действительности.
Лексика и языковой стиль изменяются в соответствии с духом времени. В России предпосылки стиля барокко появляются в XVII веке. Проза Б. часто аморфна, наполнена тяжеловесной учёностью и дидактикой. Появились мушки, лица и парики пудрили для белизны, а чёрная мушка создавала контраст. P., Angyal A., Die slawische Barockwelt, Lpz., 1961 В lume F., Begriff und Grenze des Barock in der Musik, «Svensk Tidskrift for Musikforskning», 1961, Bd 43: Manierismo, Barocco, Rococo. Не было барокко в классическом понимании и в Англии.
Искусство максимализма или стремления к максима лизму эстетика излишества и изумления. Петра в Риме. Отсюда такая тяга к пышным парикам и прическам, неестественной одежде и прочее-прочее.
Вформах зрелого европейского барокко построены дом Апраксиных—Трубецких, церковь Климента папы Римского, «Грот» вКускове (1755—75, архитектор Ф. С. Аргунов), некоторые церкви по проектам К. И. Бланка и др. (напр., барокко славянских стран). Барокко (ит. Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. Стилистика барокко пронизывала всю систему оформления праздников и торжеств начала 18в., сложившуюся в царствие ПетраI (иллюминации, фейерверки, возводившиеся из временных материалов триумфальные арки, обильно украшавшиеся декоративной живописью и скульптурой). Человек в искусстве барокко предстает многоплановой личностью, со сложным внутренним миром, вовлеченным в круговорот и конфликты среды.
Русская архитектура Б., достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского Села и др., отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (архитектор М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский, С. И. Чевакинский) изобразительного искусства, освободившиеся от средневековых религиозных пут, обратились к светским общественным темам, к образу человека-деятеля (скульптура Б. К. Растрелли и др. ). Во Франции в этот период процветала «прециозная литература». ознаменовался утверждением генерал-баса, становлением мажоро-минорной системы, осознанием гармонической «вертикали» и функциональных соотношений созвучий, а также сильных и слабых долей (с чем связано введение тактовой черты), появлением некоторых новых музыкальных жанров и форм партиты, сонаты, ричеркара, фуги и в особенности концерта. Получило распространение в архитектуре, скульптуре и живописи. Граничит с дворянско-церковной культурой зрелого абсолютизма, тяготеет к торжественному «большому стилю».
Окончательное узаконивание понятия Барокко не только в сфере искусствоведения, но и в истории литературы осуществилось в 1930е, а в 1950-60е в литературоведении возникает научная мода на барокко. (церковь Покрова в Филях и церковь Троицы в Троице-Лыкове и др. ) было ещё тесно граничит с традициями древнерусской архитектуры. baroque, нем. Стиль Б. в музыке отличает, с одной стороны, стремление к. глубокому отображению внутреннего мира человека, к драматизму и синтезу искусств (опера, оратория, кантата, пассионы), с другой к освобождению от союза со словом (развитие инструментальных жанров). Стиль зародился в Италии, а затем распространился в ряде стран Европы.
Порой, чтобы быть в теме, приходится искать что означает слово или значение выражений. В церковной архитектуре Растрелли соединились традиции европейского барокко и древнерусского зодчества (Смольный монастырь в Санкт-Петербурге, 1748–54). В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес (1599—1660), а во Франции— Никола Пуссен (1593—1665), который, не удовлетворившись школой барокко, заложил в своем творчестве основы нового течения— классицизма. В России предпосылки стиля барокко появляются в XVII веке. Все то, что будет так дорого людям эпохи романтизма: естественное поведение, скромность и другие подобные качества — для культуры эпохи барокко чуждо. Элемент живописности считался в стиле барокко наиболее важным. Б. широко использовалось Контрреформацией в храмовом зодчестве, отличавшемся особой пышностью (постройки иезуитов архитектура «ультрабарокко» в Латинской Америке). явление Б. относится к временам абсолютизма (примерно 1600 — 1750).
Церковь Сан-Лоренцо в Турине, 1668–87). Питер Пауль Рубенс (1577—1640) в начале XVIIв.
Барокко всегда учитывает, хотя и варьирует неожиданно, даже парадоксально, — литературную традицию. Вот таким образом правильнее говорить нарышкинский стиль9. В зарубежном музыкознании термин «Б» стал применяться с начала 20 в. Эпохой музыкального Б. считается весь период развития музыкальной культуры в европейских странах, соответствующий периоду Б. в архитектуре и изобразительном искусстве. В Испании в 17 в. некоторые черты Б. проступали в аскетичной архитектуре школы Х. Б. де Эрреры, в реалистической живописи Х. де Риберы и Ф. Сурбарана, скульптуре Х. Монтаньеса, но в 18 в. в постройках круга Х. Б. де Чурригеры формы Б. достигли необычайной сложности и декоративной изощрённости (ещё более гипертрофированной в «ультрабарокко» Латинской Америки). Эстетика барокко полнее всего представлена в Италии («Подзорная труба Аристотеля», 1655, Э. Тезауро) и Испании («Остромыслие или Искусство изощренного ума», 1642, Б. Грасиана): оба теоретика обращают основное внимание на понятие «острого ума» как основы изобретательности художника слова, утверждают роль интуиции в художественном творчестве. Перевязь (бандульера), на которой носили шпаги, вошла в моду ещё в предыдущую эпоху.
Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Классицизм. Однако современные ученые вынуждены констатировать: появившееся к настоящему периоду «громадного числа работ о барокко лишь напустило туману в его теорию». Из общего ряда можно выделить наиболее ярких архитекторов того времени.
Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом7, такие как Аннибале Карраччи (1560—1609) или Гвидо Рени (1575—1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий. П. Рубенс, А. ван Дейк во Фландрии) – эффектные декоративные композиции, парадные портреты. Concetti e termini, Roma, 1962 Le baroque musicale. 17– первой пол. Б. свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория) одновременно – тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).
(итал. И только в конце XIX века произошла переоценка барокко, благодаря европейскому культуральному контексту от импрессионизма к символизму, который выделяет связи с эпохой барокко3. Пожалуй, точнее будет сказать, что барокко – иное выражение классицизма иногда следующее за ним (как в Италии) иногда – предшествующее ему (как во Франции). Б. часто служит для обозначения прециозной литературы во Франции, гонгоризма в Испании, маринизма в Италии, «метафизической поэзии» в Англии, придворно-схоластической поэзии в России. Б. приобретает з. -европейские черты.
Решающей для расцвета барокко в России стала деятельность отца и сына Растрелли (скульптора и зодчего). Их последовательно прививали архитектуре итальянцы Микеланджело Буонаротти (в свой поздний период) и Виньола. Сперва, когда он был ещё ребёнком (он был коронован в возрасте 5 лет), в моду вошли короткие курточки, называемые брасьер, богато украшенные кружевами. В «Жизнеописании» Аввакума усматривают черты Б. антиномичность, трагический характер повествования, ломку традиционных жанров и др. До 1670 года они украшались пряжками, затем пряжки были вытеснены бантами. Возможно говорить о барокко как о «стиле эпохи». Стиль барокко появился в эпоху Позднего Возрождения, в конце XVI — начале XVII веков в Риме, а затем распространился по многим странам Западной Европы.
Первая— светлая, вторая— более темная. решения, стремлением к совмещению реальности и иллюзии. Это время абсолютизма.
Вот таким образом правильнее говорить нарышкинский стиль. Граверы сер. Яркий расцвет переживала плафонная (потолочная) живопись (фрески церкви Сант-Иньяцио в Риме А. дельПоццо, 1685–99 плафон палаццо Барберини в Риме П. даКортона, 1633–39 росписи палаццо Лабиа в Венеции Дж. Б. Тьеполо, ок. Творческая задача писателя барокко — волновать и удивлять читателя («Поэта цель — чудесное и поражающее. 16 – сер. В этом стиле строились многие дворцы.
Позже в моду вошла прическа фонтанж (не следует путать с чепчиком «фонтанж»), по имени одной из любовниц короля. Множество образцов барокко на территории нынешних Польши и Украины (тогдашней Речи Посполитой). Для архитектуры барокко (Л. Караваджо, П. П. Рубенс), литературе (П. Сложно украшенные пряжки называли аграф. Эти церкви-колокольни имели в рус. Б. свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория) одновременно – тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).
Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии. Вот такое слово подобрали итальянцы для этого художественного стиля. На смену ренессансному ощущению ясной гармонии мироздания пришло драматическое понимание конфликтности бытия, бесконечного разнообразия, необозримости и постоянной изменчивости окружающего мира, власти над человеком могучих природных стихий. Барочной живописи свойственны монументальность и эффектная декоративность, соседство идеально возвышенного (братья Каррачи, Г. Рени, Гверчино) и приземленно обыденного (Караваджо). А вот вам небольшой перечень наиболее значительных архитектурных памятников (из сохранившихся), построенных в стиле московское барокко: Трапезная палата Симонова монастыря, Храм Воскресения в Кадашах, Успенский собор в Рязани, Успенский собор в Астрахани, Петропавловский собор в Казани, Тобольский кремль.
Великолепие и пышность Б. получили своеобразное истолкование в Австрии (архитектор И. Б. Фишер фон Эрлах и Л. Хильдебрандт, художник Ф. А. Маульберч) и абсолютистских государствах Германии (архитектор Б. Нёйман, А. Шлютер, М. Д. Пёппельман, братья Азам, семья Динценхофер), в Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Словении, Хорватии, Западной Украине, Литве. Последняя из них со своими вырубленными из мрамора облаками и словно развевающимся на ветру одеянием персонажей, с театрально преувеличенными чувствами, очень точно выражает устремления скульпторов этой эпохи. prola barroca (дословно «жемчужина с пороком») существуют и другие предположения о происхождении этого слова)— характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Зародился в Италии. В произведениях чрезвычайно много метафор «мир-книга» и «мир-театр».
Б. утвердилось в эпоху интенсивного складывания наций и национальных государств (главным образом абсолютных монархий), расцвета мануфактурного производства и одновременного усиления феодально-католической реакции. Барочные плафоны создавали иллюзию исчезновения крыши, «прорыва» в небеса с клубящимися облаками, куда уносились в стремительном красочном водовороте толпы мифологических и библейских персонажей. Л. Бернини), музыке (А. В низшем слое Б. эта тема отражает реальные перепитии жизни, то вздымающие, то бросающие в бездну человека, который чувствует себя «щепкой» в водовороте жизни, что отвечает судьбам «солдат Фортуны», ландскнехтов и авантюристов эпохи.
16 – сер. Барокко — это и не направление. мотивов в духе динамично-патетич. Интересует толкование слова «Барокко», как его описывают Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, Словарь Ефремовой, Словарь Ожегова, Энциклопедический словарь, Москва. Так называемое московское барокко конца XVII— начала XVIIIвв.
Из материалов применяется травертин, доломит, мрамор, базальт. Например, «Препод завалил на зачёте пол курса», — это многозначная двусмысленная фраза. von R. Stamm, BernMunch., 1956 Tapie V. -L., Baroque et classicisme. Талия— узкая, под платьем носили корсет. Кальдерон), декоративном иск-ве.
Тогда-то и появился новый стиль барокко, который допускал, чтобы иллюзию могущества и богатства создавали приемами живописи, а не натуральными дорогостоящими материалами. и архитектурно-историч. Барокко это одно из направлений в искусстве и литературе 17 века, сохранившееся и развивавшееся в некоторых странах (Германия, Австрия, Италия, Россия) и в эпоху Просвещения. Закон сохранения энергии, совершенность пространства и времени гарантированы словом бога. Представители Б. — П. Рубенс, В. Растрелли, П. Кальдерон, Т. Тассо, А. ван Дейк, Ф. Борромини.
Вычурность и неестественность в это время являются нормой. От маньеризма барокко унаследовало влечение к необычному, удивительному, поразительному. Эта литература использует «готовое слово» — и в своей «высокой», этико-философской, любовно-психологической, «трагической» линии (П. Кальдерон, О. дЮрфе) и в «низовой», нравоописательной, бурлескно-сатирической, «комической» линии (Ф. Кеведо, Сорель, Х. Я. Гриммельсха узен).
пусть идет к скребнице». XVIII вв. Испанское барокко или по-местному чурригереско (в честь архитектора Чурригеры), распространившееся также в Латинской Америке. Веселая эпоха барокко пришла на смену суровому Средневековью.
В России возникновение Б. тесно граничит с укреплением церковной проповеди и школьной драмы оно представлено поэзией С. Полоцкого и С. Медведева. Но в то время были часты войны и в сапогах ходили повсюду, даже на балах. Под кафтан надевали камзол, без рукавов.
В грандиозных садово парковых ансамблях в Петергофе (1747–52) и Царском Селе (1752–57) в полной мере воплотился синтез архитектуры, скульптуры, живописи, декоративно-прикладного и ландшафтного искусства. В истории искусства под термином «барокко» понимают и определенный период (приблизительно с конца XVI до начала XVIII века) и стиль, для которого характерны сложность, отвага изобилие, который отдает предпочтение изогнутым линиям, движению, неуравновешенности или патетичности форм и питает слабость к зрелищности, необычности, даже оптическому обману и искусственности. В гражданской обстановке на первое место вышли туфли. Эпоха расцвета барокко определяется двумя веками – между концом XVI и концом XVIII веков. Вначале этот термин приобрел негативный смысл.
1. Костюм был подчинен этикету. исследователей «Сокровища» («Thesauren», 1694 — 1701) и проиллюстрированной ок. Например, в области Венето, Тоскане, Умбрии, в Венеции, во Флоренции, Падуе, Пизе, Сиене.
(напр., барокко славянских стран). В Латинской Америке барокко смешалось с местными архитектурными традициями, это— самый вычурный его вариант и называют его ультрабарокко. Не было барокко в классическом понимании и в Англии.
Бернини, Ф. Борромини в Италии, В. В. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм, для скульптуры (Бернини) и живописи (П. Разнообразны национальные варианты барокко. Из семантических связей в тексте становится ясно, что речь о требовательном преподавателе. Эстетические учения 1718 в., т. 2, М., 1964 Ренессанс. Вот таким образом эпоху барокко иногда интерпретируют, вслед за теорией О. Шпенглера, в качестве начала триумфального шествия «западной цивилизации». Церковь Покрова в Филях также в общем относится к башнеобразным храмам имеющим др. -рус.
В России развитие искусства Б., отразившего рост и укрепление дворянской совершенной монархии, падает на 1-ю половину 18 в. При общей для Б. сословной природе, русское Б. было свободно от экзальтации и мистицизма (характерных для католических стран) и обладало рядом национальных особенностей, обусловленных чувством гордости за успехи государства и народа. Национальные особенности были связаны с освобождением от мистицизма, характерного для искусства католических стран, склонностью к светской стороне в искусстве. На западе в области романа выдающийся представитель— Г. Гриммельсгаузен (роман «Симплициссимус»), в области драмы— П. Кальдерон (Испания). В моду также вошли зонтики, у женщин— муфты, веера. Материалы того времени: шерсть, бархат, атлас, парча, тафта, муар, камлот, хлопок.
Ведущим барочным скульптуром в России был итальянец Б. К. Растрелли. Стулья, диваны и кресла обиты дорогой, богато окрашенной тканью, гобеленами. Ближе к европейскому барокко памятники московского зодчества первой половины и середины XVIIIв., в которых многочисленные заимствования из западноевропейской и восточноевропейской (особенно украинской) барочной архитектуры сочетаются с композиционными приёмами, развивающими принципы русского зодчества XVIIв. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусные, как у собора Св.
Во Франции – Франсуа Мансар (1598-1666) и Луи Лево (1612-1648), работавшие на Людовика XIV, в Австрии – Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах и его сын (авторы главного венского дворца Шенбрунн и Карлскирхе). Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии» (1689), а Карл Линней систематизирует биологию («Система природы», 1735).
др. Яркий образец барочного натурализма – созданная Растрелли «Восковая персона» ПетраI (1725). (предположительно: от португ.
barocco – причудливый, странный), художественный стиль, занимавший ведущее положение в европейском искусстве с кон. Чувство близости, похожести духовной атмосферы периода развития литературы барокко интеллектуально-психологическому климату 20 века порождает на всем его протяжении сочинения в так называемом стиле – необарокко, объясняет популярность самого слова иногда появляющегося даже в заголовках произведений («Концерт барокко», 1975, А. Карпентьера), открывает закономерность исследовательского интереса к барокко. 16 до сер. Контрасты масштабов игра света и тени интенсивные глубокие цвета (золотистый, розовый, голубой) – все это создает ощущение иллюзорности и постоянной изменчивости окружающего мира. (например, постройки И. П. Зарудного— «Меншикова башня», церковь Иоанна Воина).
«Рассудочная экстравагантность» барокко связана с тем, что это искусство риторическое, не ставящее перед собой задачу непосредственного, прямого отражения действительности. Большей частью эти памятники строились как типичные для Руси ярусные храмы под колоколы. Сонет, 1611).
В этих графических произведениях сочетались документальная тщательность в изображении мельчайших деталей и обилие декоративных элементов – картушей с надписями, виньеток, богатой и обильной орнаментики.
Драпировки были также и по краю декольте. Барокко – — от «странный, причудливый» – стиль искусства Европы и Америки конца XVI—середины XVIII вв. Представители барокко считали, что реальный мир– иллюзия, а его предметы– символы и аллегории, заключающие в себе сокровенный смысл и требующие истолкования, вот таким образом часто использовали символы и аллегории образы в произведении строятся по принципу связи между несколькими, часто далекими предметами, обычно на основе метафоры.
Литература. Искусство и литература барокко более активно развиваются в те периоды Нового времени, когда кризисное состояние общества усиливается (в общем — это преимущественно последняя треть 16 — первая полови на 17 в., конкретнее 1580-1660) и в тех странах, где политическая и социальная стабильность менее прочна или нарушена (Испания, Германия). барочного стиля. стиль в искусстве и литературе Европы и Америки, утвердившийся в Италии в кон. При этом большое значение имели ритмическое и цветовое единство, живописная целостность композиции, свободная, темпераментная творческая манера художников.
Лит. : Вельфлин Г., Ренессанс и барокко, пер. Самым ярким воплощением стиля в архитектуре стали торжественные, полные жизнеутверждающего пафоса постройки, созданные Б. Ф. Растрелли (Зимний дворец, 1732–33 дворцы М. И. Воронцова, 1749–57 и С. Г. Строганова, 1752–54, в Санкт-Петербурге). Барокко — искусство, не склонное к созданию стройной системы художественных законов, «правил». Для архитектуры барокко (Л.
Barock) – в буквальном переводе «косо-округлый» (термин, первоначально применявшийся к жемчугу и происходивший от португальского prola barroca – необделанная, неотшлифованная жемчужина жемчужина «с пороком»). Кровати огромны, с балдахинами и струящимися вниз покрывалами. Для барокко характерна идея спящего бога— деизм. Исключение составляет церковь Знамения в Дубровицах (1690-1704) в подмосковной вотчине кн. Б. Тьеполо. Отмечается рецепция Б. в романтизме и в новейших модернистских течениях.
Основная идея барокко красота, торжественность высокопарность. Искусство XVII века и проблема стиля барокко Ренессанс. Получило распространение в архитектуре, скульптуре и живописи. Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность).
Начался новый век. Связан с дворянско-церковной архитектурой зрелого абсолютизма. Как культурно-историч. Барокко противостояло классицизму и рационализму.
Позже появился жюстокор (с французского это можно перевести: «точно по корпусу»). Их произведения до сих пор считаются шедеврами мирового искусства.
18в. Новому мироощущению литература барокко находит образно-стилевые соответствия, «избегая говорить слишком ясно», сталкивая и контаминируя трагическое и комическое, прекрасное и уродливо-бурлескное, возвышенное и низкое, «быть» и «казаться» используя метафоры и парадоксы, питая пристрастие к изображению метаморфоз, превращений и переодеваний. Нижняя юбка была видна, верхняя расходилась в стороны от нижней части лифа. Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости интерес к реальной среде, к окружающей человека природной стихии. Парики были так сильно напудрены, что шляпы тогда часто носили в руках.
В культуре барокко весь мир воспринимается как произведение искусства. 19в. Перевязь была прежде кожаной, теперь её делали также из муара. В Италии это Франческо Борромини (1599-1677), который начинал свою деятельность как каменщик в соборе Св. Петра, но впоследствии стал помощником Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680) Микеланджело Буонаротти и Пьетро да Кортона. В последние годы Короля-Солнца Версаль, некогда утопавший в роскоши и увеселениях, затих.
новый стиль в живописи. Декольте было широким, открывало плечи. В качестве материала для мебели часто использовали южный орех и цейлонское черное дерево.
18 вв. Среди самых известных его скульптур— мифологические сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном и чудесного превращения в дерево нимфы Дафны, преследуемой богом света Аполлоном, а также алтарная группа «Экстаз святой Терезы» в одной из римских церквей. Позже его сменило жабо. Более широкое понимание Б. включает в него внешние формы быта, карнавалы, процессии, особенности философского и научного изложения, рассматривая Б. как общее явление культуры (подобно Готике и Ренессансу). Величайшим скульптором и признанным архитектором XVII века был итальянец Лоренцо Бернини (1598—1680). В поэзии прославились В. Вуатюр (Франция), Д. Марино (Италия), дон Луис де Гонгора-и-Арготе (Испания), Д. Донн (Англия).
Потом европейцы стали употреблять это выражение в общем смысле «неравномерный, странный, причудливый». Барокко. архитектуре древние традиции. Характерно также, что стиль барокко имеет в своей основе модификацию и дальнейшее усложнение ордерной системы древнеримской архитектуры, что, в частности, хорошо видно на гравюрах Дж. Термин «Б» применялся к литературе уже с середины 19 в. (Дж. В его портретах и памятниках торжественная приподнятость образа, сложность пространственной композиции сочетаются с ювелирной тонкостью в исполнении деталей («Императрица Анна Иоанновна с арапчонком», 1741).
В XVIII веке в правление Петра I получает развитие в Санкт-Петербурге и пригородах в творчестве Д. Трезини— так называемое «петровское барокко» (более сдержанное) и достигает расцвета в правление Елизаветы Петровны творчестве С. И. Чевакинского и Б. Растрелли. Прямые линии карнизов «разрывались» стены дробились собранными в пучки колоннами и обильными скульптурными украшениями. Подберёте онлайн сходные по смыслу обороты или замените на синонимы.
БАРОККО (итал. Без меры использовалась косметика. 1750г. ). с нем., СПБ, 1918 его же, Основные понятия истории искусства, пер. Мастера эпохи барокко стремились к синтезу различных видов искусств (архитектуры, скульптуры, живописи), к созданию ансамбля, в который часто включались элементы живой природы, преображенные фантазией художника: вода, растительность, дикие камни, продуманные эффекты естественного и искусственного освещения, что вызвало расцвет садово-парковой архитектуры. В Австрии это Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах и его сын (они авторы главного венского дворца Шенбрунн и Карлскирхе), в Чехии – Франческо Каратти (автор Чернинского дворца), в России – Ухтомский Дмитрий Васильевич (1719-1774).
Довольно часто барокко противопоставляют классицизму, как гипербола противостоит литоте. Петра в Риме. Его огромной длины фасад, скульптуры, яркая позолота на белом и голубом фоне, серебристые крыши поражают великолепием. 18в. В художественном видении барокко не только Земля не является центром Вселенной (следствие глубоко усвоенной и развитой 17 в. коперниканской картины мира), но и человек — не венец творения (критике этой идеи способствуют новые религиозные течения — протестантизм, янсенизм).
Основная часть их (напр., построенных рус. Микеланджело Меризи (1571—1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVIв. гравюр работы франц. Габриели, Дж. Длительные научные экспедиции, охватывавшие обширные районы Греции и М. Азии, давали ценный материал для топографич.
Слово «барокко» употреблялось в 18в. Низовое Б. усваивало готовые риторические формулы, мотивы и сюжетные схемы галантного и прециозного романа, сатирически переосмысляя и перерабатывая их и используя для построения новой большой формы народного романа («Симплициссимус» Гриммельсхаузена). 17в., в Испании в 17в., в России в сер. Принципы барокко преломились в литературе (П. Для скульптуры и живописи — эффектные декоративные композиции, парадные портреты.
Скульптура— неотъемлемая часть стиля барокко. Граничит с дворянско-церковной культурой зрелого абсолютизма, тяготеет к торжественному «большому стилю». выше). Совр. Здания и площади активно взаимодействовали с окружающим пространством (Д. Л. Бернини.
В противоположность рус. В истории костюма прическу также именуют куафюра. Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами. Ни одна деталь не является самостоятельной, как это было в период ренессанса. Б. Пиранези.
В Испании барочное направление в литературе получило название «гонгоризма» по имени виднейшего представителя (см. Не случайно слово «барокко» иногда возводят к обозначению одного из видов умозаключений в средневековой логике— к baroco. барокко сменяется классицизмом. Как никогда ранее, было сильно ощущение «театра жизни»: фейерверки, маскарады, страсть к переодеваниям, перевоплощениям, всевозможные «обманки» вносили в жизнь человека игровое начало, небывалую зрелищность и яркую праздничность.
Пространство помещений иллюзорно расширялось благодаря беспокойной игре светотени. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория) одновременно— тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). Габриели, оперные сочинения М. А. Чести, органное творчество Дж. Украшения приобрели изощренность. Зато особенно интенсивное развитие стиль барокко получил в Испании и странах Латинской Америки (так называемое ультрабарокко)1. Сложилось впервые в Италии.
Также отметим, что барокко породило множество ответвлений, среди которых выделим такие стили, как испанское барокко, сицилийское барокко, французское барокко (и чуть позже — рококо) и московское барокко, о котором мы расскажем чуть подробнее. на Руси были построены многие здания.
А еще «barocco» означает «распущенный» и даже «порочный». скульптуры и архитектуры. и сценические — прием «театра в театре») прибегая к декоративным и пышным изобразительным средствам (нанизывание изощренных метафор, создание образов-эмблем, гиперболизация и утрировка языковых контрастов). Если при Людовике XIII женщины носили мужские шляпы (они тогда заимствовали у мужчин много элементов костюма), то сейчас в моду вошли прически, легкие косынки или чепчики.
18 вв. с нем., М., 1930 Смирнов А., Шекспир, ренессанс и барокко, «Вестник ЛГУ», 1946, 1 История русского искусства, т. 5, М., 1960 Ливанова Т. Н., На пути от Возрождения к Просвещению XVIII века, в сборнике: От эпохи Возрождения к двадцатому веку, М., 1963 Всеобщая история искусств, т 4, М., 1963 История эстетики. Разнообразны национальные варианты барокко. Барокко противостояло классицизму и рационализму.
М., 1966), то как «стиль эпохи», т. е. Не менее прекрасны и торжественны Зимний дворец, Смольный институт. Если подыскивать подходящий перевод этого слова с итальянского языка, то можно остановиться на варианте «склонный к излишествам». Отсюда такая характеристика барочного мировоззрения как механицизм. (итал. Расцвет барокко в России пришелся на царствование Елизаветы Петровны (1741–61).
И только в конце XIX века произошла переоценка барокко, благодаря европейскому культуральному контексту от импрессионизма к символизму, который выделяет связи с эпохой барокко. Представители Б. — П. Рубенс, В. Растрелли, П. Кальдерон, Т. Тассо, А. ван Дейк, Ф. Борромини. Развиваются и такие жанры, как галантно-героический роман (Ж. Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Кто не может удивить.
Оно плавно расширялось к низу, сзади носили шлейф. странный, неправильный). Нередко плоскости фасадов имеют криволинейные формы. Полный женский костюм состоял из двух юбок, нижней (фрипон) и верхней (модест).
Во Фландрии рожденное нидерландской революцией мироощущение внесло мощные жизнеутверждающие реалистические и подчас народные начала в господствовавшее искусство Б. (живопись П. П. Рубенса, А. ван Дейка, Я. Йорданса). Характерные детали барокко — атланты, кариатиды, маскароны.
Для архитектуры барокко (Л. Для Б. характерно стремление к взаимодействию различных видов искусства (опера), понимание поэзии как говорящей живописи, а живописи как немой поэзии, увлечение эмблематикой и аллегорикой. XVI – сер. Перголези и, конечно же, любимого мной Г. Ф. Телеманна.
Связан с дворянско-церковной архитектурой зрелого абсолютизма. Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория) одновременно – тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). Д. Марино.
Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане в Риме, 1634–67 Г. Гварино. Король умер. Барокко (что в переводе с итальянского буквально означает причудливый, странный) был зарожден в Италии и вскоре охватил большинство стран Европы и Америки (преимущественно Центральной и Южной).
По разному определяют исследователи и связь искусства и литературы барокко с религиозными движениями 17 в. : в одних трудах барокко — порождение католической Контрреформации, даже конкретно «иезуитский стиль», «искусство Тридентского собора», в других — напротив, художественное явление, противостоящее контрреформационной идеологии (так трактовалось барокко в тех советских исследованиях, которые ставили целью идеологическую реабилитацию направления), в третьих — барокко развивается и в среде католиков и в среде реформаторов, не имея определенной конфессиональной прикрепленности, а скорее вырастая на почве того религиозного — и политического и социального — конфликта, которым отмечен конец Возрождения. В качестве лепного декора используются лепка в виде орнамента в традиционно русском стиле. С творчеством Рубенса новый стиль пришёл в Голландию, где его подхватили Франс Хальс (1580/85-1666), Рембрандт (1606—1669) и Вермеер (1632—1675). Русская гравюра эпохи барокко (А. Ф. Зубов) сочетала рационализм, деловитость с эффектностью в изображении морских сражений, торжественных шествий, парадных видов новой столицы России. Обильные позолоченные украшения были характерной чертой данного стиля.
де Кеведо, П. Кальдерон). Однако, сотворив мир, бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной. Известна пьеса Кальдерона «Жизнь есть сон». Барокко был связан с дворянской культурой эпохи расцвета абсолютизма. Для скульптуры и живописи — эффектные декоративные композиции, парадные портреты. По выражению Паскаля, человек стал осознавать себя «чем-то средним между всем и ничем», «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца». Зато особенно интенсивное развитие стиль барокко получил в Испании и странах Латинской Америки (так называемое ультрабарокко).