Здесь по-прежнему ценятся сложные формы и необычайная декоративность. Яркий расцвет переживала плафонная (потолочная) живопись (фрески церкви Сант-Иньяцио в Риме А. дельПоццо, 1685–99 плафон палаццо Барберини в Риме П. даКортона, 1633–39 росписи палаццо Лабиа в Венеции Дж. Б. Тьеполо, ок. 16 до сер. В России предпосылки стиля барокко появляются в XVII веке.
Множество образцов барокко на территории нынешних Польши и Украины (тогдашней Речи Посполитой). Из материалов применяется травертин, доломит, мрамор, базальт. По выражению Паскаля, человек стал осознавать себя «чем-то средним между всем и ничем», «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца». Как культурно-историч. Ведущим барочным скульптуром в России был итальянец Б. К. Растрелли. Л. Бернини, Г. Риго), фантастические (С. Украшения приобрели изощренность. Поэтика барокко отмечена повышенным вниманием к символам ночи (А.
В различных странах Европы стиль барокко отличался своими особенностями. Стиль барокко был выражением типологической общности национальных культур в период становления абсолютизма, которое сопровождалось тяжёлыми военными конфликтами (в том числе Тридцатилетняя война 1618-48 годов), укреплением католицизма и церковной идеологии (смотри Контрреформация). От маньеризма барокко унаследовало влечение к необычному, удивительному, поразительному.
Здания и площади активно взаимодействовали с окружающим пространством (Д. Л. Бернини. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория) одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). С архитектурой активно взаимодействуют живопись и скульптура, преобразуя пространство интерьера широко используются лепнина, различные материалы в их эффектных и красочных сочетаниях (бронза, разноцветный мрамор, гранит, алебастр, позолота и пр. ). Декором служили герои мифологических и библейских преданий, фигуры – аллегории.
Это был стиль, принятый при дворе, в верхах общества, в известной степени официальный. Веселая эпоха барокко пришла на смену суровому Средневековью. Впрочем, португальское слово «barroco» (а в Португалии этот стиль был тоже весьма распространен) означает всего лишь «жемчужина неправильной формы». 16 – сер. Мильтона (1667-74 годы) вмещает в себя и целый ряд мелких жанров – оду, гимн, пасторальную эклогу, георгику, эпиталаму, жалобу, альбу и т. д. В России элементы барокко появились позднее, чем в Европе, – во второй пол. (итал. (напр., барокко славянских стран).
Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции, Речи Посполитой. Эстетика барокко полнее всего представлена в Италии («Подзорная труба Аристотеля», 1655, Э. Тезауро) и Испании («Остромыслие или Искусство изощренного ума», 1642, Б. Грасиана): оба теоретика обращают основное внимание на понятие «острого ума» как основы изобретательности художника слова, утверждают роль интуиции в художественном творчестве. baroque, нем. Барокко это одно из направлений в искусстве и литературе 17 века, сохранившееся и развивавшееся в некоторых странах (Германия, Австрия, Италия, Россия) и в эпоху Просвещения.
Главными чертами этого стиля стали напряженность, гигантизм и эмоциональная насыщенность. Барокко противостояло классицизму и рационализму. нарышкинского барокко, традиции которого развил в своем творчестве И. П. Зарудный («Меншикова башня» в Москве, 1704–07). Не было барокко в классическом понимании и в Англии. 19в.
обозначение культурного периода в целом, как тип культуры. Фетти). Барокко (итал. barocco— «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. В иных случаях энциклопедизм оборачивается хаотичностью, коллекционированием курьёзов последовательность обзора универсума принимает крайне прихотливый индивидуально-ассоциативный характер мир предстаёт как лабиринт слов, совокупность загадочных знаков (трактат иезуита Э. Бине «Опыт о чудесах», 1621 год).
По сторонам юбку украшали драпировки. В сдержанных, аскетичных формах стиль проявлялся и в некоторых протестантских странах (Голландия, Швеция и др. ). Окружающая человека реальность оказывается сном и драматичнее всего, что он не может уловить границы между этими состояниями, понять, в каком положении он находится в тот или иной момент (пьеса П. Кальдерона «Жизнь есть сон», 1636). По разному определяют исследователи и связь искусства и литературы барокко с религиозными движениями 17 в. : в одних трудах барокко — порождение католической Контрреформации, даже конкретно «иезуитский стиль», «искусство Тридентского собора», в других — напротив, художественное явление, противостоящее контрреформационной идеологии (так трактовалось барокко в тех советских исследованиях, которые ставили целью идеологическую реабилитацию направления), в третьих — барокко развивается и в среде католиков и в среде реформаторов, не имея определенной конфессиональной прикрепленности, а скорее вырастая на почве того религиозного — и политического и социального — конфликта, которым отмечен конец Возрождения.
В России развитие барокко падает на первою половину XVIII в. Русское барокко было свободно от экзальтации и мистицизма, характерных для католических стран и обладало рядом национальных особенностей, таких как чувство гордости за успехи государства и народа. Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. Ансамбль площади собора Св. Однако согласно работам Б. Р. Виппера и по относительно недавним исследованиям О. М. Иоаннисяна так называемое «нарышкинское барокко» не является барокко в полном смысле этого слова, как и «голицынское барокко», за исключением безусловно барочной церкви Знамения в Дубровицах (1690-1703).
В качестве лепного декора используются лепка в виде орнамента в традиционно русском стиле. Искусство бароккоВ разделе Литература на вопрос Барокко что это такое. В художественном видении барокко не только Земля не является центром Вселенной (следствие глубоко усвоенной и развитой 17 в. коперниканской картины мира), но и человек — не венец творения (критике этой идеи способствуют новые религиозные течения — протестантизм, янсенизм). Мир и жизнь человека в мире предстают чередой непримиримых оппозиций, антиномий, они находятся в постоянном борении друг с другом и постоянно меняются, оборачиваются иллюзией.
Испанское барокко или по-местному чурригереско (в честь архитектора Чурригеры), распространившееся также в Латинской Америке. барокко сменяется классицизмом. Стены и потолок украшаются богатой лепниной, резным деревом, красивыми гобеленами. 40 тыс. В армиях эпохи барокко, впервые получивших униформу, большое внимание уделяется «муштре»— геометрической правильности построений на плацу.
П. Свелинк), в Италии (Дж. Патетически «высокое» барокко с присущими ему грандиозностью и пышностью (архитектурные ансамбли, алтари и алтарные образы, триумфы и апофеозы в живописи, оперы на мифологические сюжеты, трагедия, героическая поэма театрализованные зрелища – коронации, свадьбы, погребения и т. п. ) соседствовало с камерными (натюрморт в живописи, пастораль и элегия в литературе) и низовыми (комедийные интермедии в опере и школьной драме) формами барокко. prola barroca (дословно «жемчужина с пороком») существуют и другие предположения о происхождении этого слова)— характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия.
В истории костюма прическу также именуют куафюра. Для скульптуры и живописи — эффектные декоративные композиции, парадные портреты. Постройки стали вычурными, пышными. Основной фигурой в развитие барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 г. Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария делла Виктория (1645-1652 гг. ).
Барокко – первый стиль в истории европейской музыки с очевидным господством мажорно-минорной тональной системы (смотри Гармония, Тональность). И использование художественного стиля, прославляющего могущество знати и церкви, было как нельзя кстати. Barock) – в буквальном переводе «косо-округлый» (термин, первоначально применявшийся к жемчугу и происходивший от португальского prola barroca – необделанная, неотшлифованная жемчужина жемчужина «с пороком»).
В моду также вошли зонтики, у женщин— муфты, веера. XVIII вв. Барокко — искусство, не склонное к созданию стройной системы художественных законов, «правил».
Вычурность и неестественность в это время являются нормой. Такому Богу бесполезно молиться— у Него можно только учиться. В Испании архитектура барокко находила отражение на фасаде здания и внутреннем оформлении. Для барокко характерна идея спящего бога— деизм. Принципы барокко преломились в литературе (П. Эпитет «барочный» в классицистической нормативной эстетике служил обозначением всего, что находилось за пределами правил и противоречило упорядоченности и классической ясности.
Барокко представлено в европейской литературе не только этими двумя основными стилевыми линиями, но и множеством течений: культизм (гонгоризм) и консептизм в Испании, маринизм в Италии, либертинаж и прециозность во Франции, метафизическая школа в Англии, «светское» и «религиозное» барокко. Барокко продолжало традиции Ренессанса, хотя и отрицало связь с ним по многим параметрам. Контрасты масштабов игра света и тени интенсивные глубокие цвета (золотистый, розовый, голубой) – все это создает ощущение иллюзорности и постоянной изменчивости окружающего мира. Л. Бернини, И. Джонса, семьи Галли Биббиена и др. ).
Обилие скульптурных композиций на фасаде и внутреннем интерьере. Барокко преемственно граничит с маньеризмом 16 века и сосуществует с классицизмом. Барокко (ит. Мастера эпохи барокко стремились к синтезу различных видов искусств (архитектуры, скульптуры, живописи), к созданию ансамбля, в который часто включались элементы живой природы, преображенные фантазией художника: вода, растительность, дикие камни, продуманные эффекты естественного и искусственного освещения, что вызвало расцвет садово-парковой архитектуры.
Вот такое слово подобрали итальянцы для этого художественного стиля. Характерные детали барокко— теламон (атлант), кариатида, маскарон. Ланди), Неаполь (А.
Во Франции в этот период процветала «прециозная литература». Бернини, Ф. Барромини), музыкантов (И. С. Кровати огромны, с балдахинами и струящимися вниз покрывалами. Русская гравюра эпохи барокко (А. Ф. Зубов) сочетала рационализм, деловитость с эффектностью в изображении морских сражений, торжественных шествий, парадных видов новой столицы России. Микеланджело Меризи (1571—1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVIв. Родиной барокко по праву считается Италия.
Новой идеологии должны были соответствовать и новые формы искусства. Караваджо и Карраччи своим искусством вернули ей цельность и выразительность. гравюр работы франц. Б. Алеотти, Дж. Их произведения до сих пор считаются шедеврами мирового искусства. Зародился в Италии. Так, на здании театра располагались маски каких-либо персонажей действа, на здании галереи крепились маски богов, связанных со знаниями.
Зеркала украшены скульптурами и лепниной с растительным узором, часто позолоченные. Во Франции – Франсуа Мансар (1598-1666) и Луи Лево (1612-1648), работавшие на Людовика XIV, в Австрии – Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах и его сын (авторы главного венского дворца Шенбрунн и Карлскирхе). Барочной живописи свойственны монументальность и эффектная декоративность, соседство идеально возвышенного (братья Каррачи, Г. Рени, Гверчино) и приземленно обыденного (Караваджо). Марино, Ф. фон Цезена, Я. Морштына, Симеона Полоцкого, в романе Б. Грасиан-и-Моралеса «Критикон» (1651-57 годы). Часто маскароны подбирались по теме сооружения, на котором они устанавливались. Яркий образец барочного натурализма – созданная Растрелли «Восковая персона» ПетраI (1725).
Фрескобальди, А. Чести в Италии, Д. Букстехуде, Р. Кайзер, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель в Германии). Впервые очертания нового стиля проявились в конце XVI века. Впрочем, португальское слово «barroco» (а в Португалии этот стиль был тоже весьма распространен) означает всего лишь «жемчужина неправильной формы». Паскаль, Ж. Дюперрон, Л. де Гонгора-и-Арготе), жизнисновидения (Ф.
Архитектурные формы барокко наследовали итальянскому ренессансу, но превзошли его по сложности, многообразию и живописности. Зато особенно интенсивное развитие стиль барокко получил в Испании и странах Латинской Америки (так называемое ультрабарокко). де Скюдери и М. де Скюдери, Дж. Желая соединить в рамках одного произведения контрастные образы, а нередко и элементы различных жанров (трагикомедия, опера-балет и др. ) и стилевых манер, мастера барокко особое значение придавали виртуозному артистизму: победа техники над материалом искусства символизировала торжество творческого гения, который обладает «остроумием» – способностью объединять в едином образе далёкие и несхожие между собой понятия. Сикейрос, X. Ороско в Мексике и др. ).
Что касается отличий непосредственно в построении композиций, то (музыканты меня поймут) на смену тоническому смещению по терциям, свойственному музыке эпохи ренессанса, смещение тоники стало происходить по квартам и квинтам. Барочные плафоны создавали иллюзию исчезновения крыши, «прорыва» в небеса с клубящимися облаками, куда уносились в стремительном красочном водовороте толпы мифологических и библейских персонажей. Связан с дворянско-церковной архитектурой зрелого абсолютизма.
В русском литературном барокко менее выражено трагическое мироощущение, ему присущ парадный, государственный пафос, просветительское начало, сильно выраженное у основоположника поэтического барокко в России Симеона Полоцкого, его ученика Сильвестра (Медведева) и Кариона Истомина. Сегодня давайте разберемся с интереснейшим художественным стилем барокко. Их произведения до сих пор считаются шедеврами мирового искусства. Само слово в барокко несет прежде всего функцию «представления», а метафоры и иносказания являются «способом образования особого строя сознания». Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане в Риме, 1634–67 Г. Гварино.
Талия— узкая, под платьем носили корсет. Потолок расписывают известные художники. Непознаваемость подвижной, дисгармонической, хаотической действительности, в которой пребывает человек — «мыслящий тростник», предоставленный житейским бурям, «атмосфера сомнения», в которую он погружен, вызывают жадный интерес к таинственному, волшебному, мистическому, которым заведомо нет окончательной разгадки. ученого Монфокона «Античность» («LAntiquite», 1717). Барочный мир «энциклопедия» и как Книга Бытия и как собственно книга, состоит из множества отдельных фрагментов, элементов, «рубрик», соединяющихся в противоречивые и неожиданные сочетания, создающих «обдуманно-головокружительный» повествовательный лабиринт. В России барокко соседствовало (а часто и переплеталось) не с классицизмом, как это было в Европе, а с нарождавшимся рококо.
Под кафтан надевали камзол, без рукавов. Скарлатти), Гамбург (немецкие оперы Р. Кайзера, Г. Ф. Генделя), Вена (Чести, А. Кальдара, И. Й. Фукс), Париж (Ж. Представление о барокко как историческом стиле было перенесено на литературу и музыку лишь в начале 20 века. Многие жанры, связанные с религиозной символикой и рассчитанные на исполнение в церкви (фантазия, токката, прелюдия, фуга, хоральные вариации и так далее) имели, тем не менее, не литургическое, а концертное назначение. Херберт, Дж. 16– первой пол.
Марино), теме бренности и непостоянства мира (Б. В церковной архитектуре Растрелли соединились традиции европейского барокко и древнерусского зодчества (Смольный монастырь в Санкт-Петербурге, 1748–54). Литература отказывается от принципа подражания действительности, для ее представителей характерен интерес к усложненной художественной форме.
Драпировки были также и по краю декольте. замысла с равной силой проявились в архитектуре (Дж. Охватил все области пластических искусств (архитектуру, скульптуру, живопись), литературу, музыку и зрелищные искусства. Становление барокко в музыке произо-шло с помощью «Камераты» — объединения поэтов и музыкантов, стремившихся возродить античную траге-дию и воплотить ее черты в опере во Флоренции. В переводе с итальянского слово «барокко» значит «странный» и «причудливый».
Для литературы барокко характерно стремление к исследованию бытия в его контрастах (мрака и света, плоти и духа, времени и вечности, жизни и смерти), в его динамике и на различных уровнях (маятниковое движение между ступенями социальной иерархии в романе Х. фон Гриммельсхаузена «Симплициссимус», 1668-1669 годы). В результате в музыке получили развитие соната, сюита, а также жанры вокала — опера, оратория, кантата. Эта литература использует «готовое слово» — и в своей «высокой», этико-философской, любовно-психологической, «трагической» линии (П. Кальдерон, О. дЮрфе) и в «низовой», нравоописательной, бурлескно-сатирической, «комической» линии (Ф. Кеведо, Сорель, Х. Я. Гриммельсха узен).
Современная концепция барокко тяготеет к выведению его за пределы искусства и литературы, к перенесению его на такие области, как социология, политика история, религия и философия. По структурным особенностям к галантно-героическому близок религиозный роман барокко (Ж. Маскарон устанавливался на заметной части фасада. Для архитектуры барокко характерны тяготение к синтезу искусств, подчёркнутое взаимодействие объёма с пространственным окружением (природная среда парка, открытость архитектурного ансамбля площади), криволинейность планов и очертаний, скульптурная упругость и пластичность форм, контрастная игра света и тени, разномасштабность объёмов иллюзионизм (Дж. XVI – сер. Стиль барокко пришел на смену Высокому Возрождению (Ренесансу) именно в Италии, на родине Возрождения.
Главным орудием «остроумия» служила метафора – важнейший из барочных тропов, «мать поэзии» (Э. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусные, как у собора Св. Однако главной задачей музыки в эпоху барокко считалось прославление Бога. Влиянию оперы подверглись как новые, возникшие в эпоху барокко вокальные жанры (оратория и кантата), так и традиционные жанры церковной музыки (в позднебарочных мессах, мотетах, пассионах и так далее активно применялись оперные формы: ария, дуэт, речитатив). Последняя из них со своими вырубленными из мрамора облаками и словно развевающимся на ветру одеянием персонажей, с театрально преувеличенными чувствами, очень точно выражает устремления скульпторов этой эпохи.
Как никогда ранее, было сильно ощущение «театра жизни»: фейерверки, маскарады, страсть к переодеваниям, перевоплощениям, всевозможные «обманки» вносили в жизнь человека игровое начало, небывалую зрелищность и яркую праздничность. М., 1966), то как «стиль эпохи», т. е. Центрами оперного искусства в эпоху барокко стали Венеция (поздний К. Монтеверди, Ф. Кавалли, М. А. Чести), Рим (С.
Барокко. стиль в искусстве и литературе Европы и Америки, утвердившийся в Италии в кон. Величайшим скульптором и признанным архитектором XVII века был итальянец Лоренцо Бернини (1598—1680).
Декоративная отделка характеризуется сочетанием всевозможных персонажей разного времени и религий. Одним из первых историческую интерпретацию барокко дал Я. Буркхардт (в книге «Il Cicerone», 1855 год), определивший стиль барокко в связи с итальянской архитектурой конца 16 века. Перевязь (бандульера), на которой носили шпаги, вошла в моду ещё в предыдущую эпоху. В кончерто гроссо (ансамблево-оркестровом концерте с выделением группы солистов) ярко проявились характерные качества барокко – активное использование принципа концертирования, контрастные сопоставления различных по плотности звуковых масс (подобными качествами обладают и многие вокальные сочинения эпохи барокко, включая так называемые духовные концерты, получившие особое распространение в России в конце 17-18 веков).
В XVIII веке в правление Петра I получает развитие в Санкт-Петербурге и пригородах в творчестве Д. Трезини— так называемое «петровское барокко» (более сдержанное) и достигает расцвета в правление Елизаветы Петровны творчестве С. И. Чевакинского и Б. Растрелли. заимствованное из историко-искусствостроведч.
Материалы того времени: шерсть, бархат, атлас, парча, тафта, муар, камлот, хлопок. Пёрселл итальянские оперы Генделя). Скульптура — род искусства, который пропитался Барокко особенно сильно.
Многими специалистами термин «Барокко» понимается весьма широко. Придворная жизнь, её театрализация способствовали активному развитию репрезентативных форм живописи (декоративные циклы росписей дворцовых апартаментов, батальная живопись, мифологическая аллегория и др. ). А еще «barocco» означает «распущенный» и даже «порочный». Церкви украшали масками, несущих смысл добродетели и грехов. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св.
П. Рубенс, А. ван Дейк во Фландрии) – эффектные декоративные композиции, парадные портреты. Тогда же сформировался и достиг своей вершины (в творчестве И. С. Баха) свободный стиль полифонии и его высшая форма – фуга в музыке барокко используется большей частью смешанный тип фактуры, сочетающий элементы полифонии и гомофонии. Чувство близости, похожести духовной атмосферы периода развития литературы барокко интеллектуально-психологическому климату 20 века порождает на всем его протяжении сочинения в так называемом стиле – необарокко, объясняет популярность самого слова иногда появляющегося даже в заголовках произведений («Концерт барокко», 1975, А. Карпентьера), открывает закономерность исследовательского интереса к барокко. На его возникновение повлияли два важных события Средневековья. Национальные особенности были связаны с освобождением от мистицизма, характерного для искусства католических стран, склонностью к светской стороне в искусстве.
Тассо, П. Кальдерон), художников (Караваджо, Корреджо, П. Рубенс, А. ван Дейк), архитекторов (Л. В искусстве барокко воплощалась идея торжествующей церкви, что способствовало решению масштабных архитектурных задач, созданию величественных ансамблей (площадь перед собором Святого Петра в Риме, перестройка важнейших римских базилик, стиль чурригереско в Испании и др. ), расцвету живописного оформления интерьеров и репрезентативной алтарной картины. На здании суда самыми универсальными являлись маски сатиров, львов и богини правосудия.
Барокко, тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же время отразило прогрессивные представления о сложности, многообразии изменчивости мира. Здесь, очень точно совпало определение с качественной характеристикой стиля. В «Симплициссимусе» Х. фон Гриммельсхаузена соединяются элементы плутовского, аллегорического, утопического, пасторального романов, а также стилистика шванков и лубочных картинок. А еще «barocco» означает «распущенный» и даже «порочный».
В грандиозных садово парковых ансамблях в Петергофе (1747–52) и Царском Селе (1752–57) в полной мере воплотился синтез архитектуры, скульптуры, живописи, декоративно-прикладного и ландшафтного искусства. Одновременно барокко стремится выразить сложность мира во всей ее полноте: громоздкая композиция многих произведений, обилие персонажей, сюжетных линий, конфликтов, событий, разнообразие «декораций», в которых они происходят, обширные ученые комментарии, которые часто сопровождают тексты романов («Сумасбродный пастух», 1627-28, Ш. Сореля «Ассенат», 1670, Ф. фон Цезена), драм («Папиниан», 1659, А. Грифиуса), призваны превратить эти произведения в подобие универсальной энциклопедии. Габриели, Дж. Традиция стиля «barocco» – обивать кресла, сиденья, диваны и другую мягкую мебель дорогой тканью и бахромой. Вначале этот термин приобрел негативный смысл.
Для архитектуры барокко (Л. Декольте было широким, открывало плечи. Пространство помещений иллюзорно расширялось благодаря беспокойной игре светотени. Именно в эпоху барокко рождается новое европейское градостроительство, вырабатывается тип современного дома, улицы, площади, городской усадьбы. Позже в моду вошла прическа фонтанж (не следует путать с чепчиком «фонтанж»), по имени одной из любовниц короля.
Мастера отливали их из гипса или делали из камня. Перголези и, конечно же, любимого мной Г. Ф. Телеманна. Различия между церковной и светской музыкой в стилистическом отношении становились всё менее существенными, что позволяло использовать один и тот же музыкальный материал и в светских и в церковных сочинениях (многочисленные примеры – в творчестве И. С. Баха). Именно в рамках барокко впервые заявила о себе гомофония (разделение музыкальной фактуры на главный мелодический голос и сопровождение).
В исполнении музыки барокко всё шире используются исторические музыкальные инструменты (подлинные или их точные копии), воссоздаются специфические для неё акустические условия исполнительские принципы эпохи, зафиксированные в музыкально-теоретических трактатах и литературно-художественных памятниках 17-18 веков (смотри Аутентичное исполнительство). швейцарскими искусствоведами Я. Буркхардтом и Г. Вельфлином. Термин «Барокко» образован от итальянского «barocco», что в переводе на русский означает «порочный» и «склонный к излишествам». В Италии это Франческо Борромини (1599-1677), который начинал свою деятельность как каменщик в соборе Св. Петра, но впоследствии стал помощником Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680) Микеланджело Буонаротти и Пьетро да Кортона. В эту эпоху возникают и плодотворно развиваются и «низшие» (по терминологии того времени) жанры: натюрморт, собственно жанровая живопись, пейзаж. «Рассудочная экстравагантность» барокко связана с тем, что это искусство риторическое, не ставящее перед собой задачу непосредственного, прямого отражения действительности.
Для архитектуры барокко (Л. В культуре барокко весь мир воспринимается как произведение искусства. Это высокая прическа из множества локонов. Позже его сменило жабо. Разнообразны национальные варианты барокко. Барокко (что в переводе с итальянского буквально означает причудливый, странный) был зарожден в Италии и вскоре охватил большинство стран Европы и Америки (преимущественно Центральной и Южной).
Д. Марино. Прежде всего барокко проявилось в архитектуре. были также С. И. Чевакинский, работавший в Санкт-Петербурге (Никольский военно-морской собор, 1753–62) и Д. В. Ухтомский, строивший в Москве (Красные ворота, 1753–57). Искусство барокко отличается также пышностью и экзальтацией образов. Существует три предположения о происхождении слова «барокко»: от португальского выражения «perola barocca»– «жемчужина неправильной формы» от латинского термина «baroco», употреблявшегося в логике и обозначавшего один из видов умозаключения, отличавшийся особой сложностью от французского жаргонного словечка «baroquer», что значит «растворять, смягчать контур».
Рецептом против этой завороженности может стать как стоическое равнодушие к страданиям (А. Часть из них строилась итальянскими архитекторами по образцу римской церкви Иль Джезу. С 60 – 70-х годов XVШ века барокко в России начинает вытесняться классицизмом.
В предыдущую эпоху, при Людовике XIII, были популярны сапоги (ботфорты). Закон сохранения энергии, совершенность пространства и времени гарантированы словом бога. Эпоха расцвета барокко определяется двумя веками – между концом XVI и концом XVIII веков. Стиль барокко преобладал в европейской профессиональной музыке 17 – 1-й половины 18 века. Воротник у жюстокора сначала был отложной, с полукруглыми вытянутыми вниз концами. В ряде случаев в нём ощутима вторичность по отношению к западноевропейским образцам (Я. Учёная христианская эпопея «Потерянный рай» Дж.
Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами. Например, в области Венето, Тоскане, Умбрии, в Венеции, во Флоренции, Падуе, Пизе, Сиене. А вот вам небольшой перечень наиболее значительных архитектурных памятников (из сохранившихся), построенных в стиле московское барокко: Трапезная палата Симонова монастыря, Храм Воскресения в Кадашах, Успенский собор в Рязани, Успенский собор в Астрахани, Петропавловский собор в Казани, Тобольский кремль. Куперен, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель и др. ), концерт для солирующего инструмента с оркестром (А. Характерные детали барокко — атланты, кариатиды, маскароны.
За пределами Италии стиль Барокко пустил самые глубокие корни в католических странах, а, например, в Британии его влияние было незначительным. Ещё раньше шпаги носили на портупее, тонком ремешке, пристегнутом к поясному ремню.
В рамках стиля барокко рождаются его разновидности, направления: маринизм (Италия), гонгоризм (культеранизм) и консептизм (Испания), эвфуизм и метафизическая школа (Англия), прециозная литература (Франция), макаронизм, то есть смешанное польско-латинское стихосложение (Польша). Центрами распространения барокко были не только европейские страны, но и ряд стран Латинской Америки (особенно Мексика и Бразилия, где барокко приобрело гипертрофированные черты в формах ультрабарокко), а также Филиппины и другие испанские колонии. Барокко часто рисует мир как театр: прямо вводя театральные сцены в произведения (в т. ч.
Перевязь была прежде кожаной, теперь её делали также из муара. К числу архитектурных шедевров барокко можно отнести церковь святого Карла Борромея в Вене, дворец Цвингер в Дрездене, Зимний дворец и Смольный монастырь в Санкт-Петербурге, ансамбли Царского Села. Термин «барокко» возник в 18 веке в среде историков искусства, близких классицизму (И. Барокко получило свое распространение в XVII веке, когда Европа разрывалась от противостояния феодализма и капитализма.
Купола церквей становятся сложной многоярусной формы. В искусстве Франции барокко сохраняет ренессансную рационалистическую основу, позже активно взаимодействует с классицистическими элементами (так называемый барочный классицизм). Если подыскивать подходящий перевод этого слова с итальянского языка, то можно остановиться на варианте «склонный к излишествам». В эпоху барокко музыка расширила свои выразительные возможности, в особенности в стремлении передать многообразие душевных переживаний человека они представали в виде обобщённых эмоциональных состояний – аффектов (смотри Аффектов теория). Петра в Риме, 1657–63 церковь Сант-Андреа аль Квиринале в Риме, 1653–58 Ф. Борромини.
В славянских странах барокко обладает рядом особенностей, позволяющих говорить о «славянском барокко» как особой модификации стиля (термин предложен в 1961 году А. Андьялом). В музыкознании термин «барокко» (впервые – в «Музыкальном словаре» Ж. Ж. Руссо, 1768 год) долгое время также имел негативный смысл, фиксируя внимание на определённых «странностях», выпадавших из норм классицизма. Отсюда такая тяга к пышным парикам и прическам, неестественной одежде и прочее-прочее. Стиль зародился в Италии, а затем распространился в ряде стран Европы. Трагизм барокко отчасти имеет социально-историческую детерминированность (войны во Франции, Германии и др. ).
Элемент живописности считался в стиле барокко наиболее важным. художники Латинской Америки нередко видят в Б. источник вдохновения для развития национального иск-ва (Д. от итал. Вычурность и неестественность в это время являются нормой. Вивальди, И. С. Бах и др. ), кончерто гроссо (Корелли, Гендель). Получают развитие дворцово-парковые ансамбли (Версаль, Петродворец, Аранхуэс, Цвингер и др. ), переживают расцвет декоративно-прикладные и малые скульптурные формы, садово-парковая пластика. Б. Пиранези.
Однако, сотворив мир, бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной. Литература барокко, вслед за литературой маньеризма, тяготеет к жанровым экспериментам и смешению жанров (возникновение жанра эссе ироикомической и бурлескной поэм, оперы-трагикомедии). В научной сфере начато развернутое изучение истории античности, которое достигло больших успехов в блестящем многотомном труде голл. Демократическое направление барокко, чуждое театрализации и аффектации чувств, проявило себя в реалистических бытовых сценках («художники реальности» во Франции, представители караваджизма, жанр бодегонес в Испании, бытовой жанр и натюрморт в Голландии и Фландрии), внецерковной религиозной живописи (Дж. Одна концепция, восходящая к работе Э. дОрса, рассматривает барокко как константу любого стиля, как его кризисную заключительную стадию, выделяет барокко эллинистическое, средневековое, классицистическое, романтическое — всего более 20 видов. Вот таким образом барокко— это ещё век Разума и Просвещения. барочного стиля.
Вивальди), живописи (М. Связь с риторикой выражается как в общих принципах расположения музыкального материала, так и в использовании конкретных мелодико-ритмических оборотов с устоявшейся семантикой – так называемых музыкально-риторических фигур, которые в вокальной музыке усиливали значение словесного текста, а в инструментальной – в определённой мере позволяли «расшифровать» образное содержание (впрочем, для раскрытия содержания Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо, Г. Ф. Телеман инструментальным сочинениям нередко давали характерные названия, а И. Фробергер, И. Кунау, А. Вивальди даже сопровождали их развёрнутыми литературными программами). Джонс, К. Рен) освоила более сдержанный вариант барочного стиля (преимущественно в декоративной живописи и оформлении интерьеров). Теорию барокко как стиля в изобразительном искусстве, отличного от Возрождения и классицизма, сформулировал Г. Вёльфлин («Ренессанс и барокко», 1888 год «Основные понятия истории искусств», 1915 год), выделивший формальные категории для разграничения противоположных по своей сути стилей Возрождения и барокко.
Веласкес, Ф. Сурбаран, Х. де Рибера, архитектор Х. Б. де Эррера). Чаще над входной дверью, аркой, окнами. Высшие достижения славянского барокко связаны с поэзией (философская и любовная лирика в Польше, религиозная поэзия в Чехии). Англия с характерным для её архитектуры культом классических форм и палладианства (И. Петра в Риме. Если при Людовике XIII женщины носили мужские шляпы (они тогда заимствовали у мужчин много элементов костюма), то сейчас в моду вошли прически, легкие косынки или чепчики.
Классицизм. Марино «Адонис», опубликована в 1623 году). В барочных текстах часто звучит экклезиастовская формула «суетности мира» (латинский vanitas mundi). Обильные позолоченные украшения были характерной чертой данного стиля. В поэзии прославились В. Вуатюр (Франция), Д. Марино (Италия), дон Луис де Гонгора-и-Арготе (Испания), Д. Донн (Англия). Его главное творение – фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г. ).
П. Камю, А. Дж. Сперва, когда он был ещё ребёнком (он был коронован в возрасте 5 лет), в моду вошли короткие курточки, называемые брасьер, богато украшенные кружевами. Также отметим, что барокко породило множество ответвлений, среди которых выделим такие стили, как испанское барокко, сицилийское барокко, французское барокко (и чуть позже — рококо) и московское барокко, о котором мы расскажем чуть подробнее. Вот таким образом эпоху барокко иногда интерпретируют, вслед за теорией О. Шпенглера, в качестве начала триумфального шествия «западной цивилизации». явление Б. относится к временам абсолютизма (примерно 1600 — 1750). Флеминг, Дж. Однако и лишённая поддержки слова инструментальная музыка, во многом сохранявшая свои прикладные функции (танцевальная, застольная и т. п. ), постепенно приобретала эстетическую самоценность, превращаясь в собственно концертную. Развиваются и такие жанры, как галантно-героический роман (Ж.
Тяготело к торжественному «большому стилю», отразило представления о сложности, многообразии изменчивости мира. логика Б., следующего за маньеризмом и предшествующего рококо, сближает его с иск-вом эпохи Возрождения (в первую очередь с творчеством Микеланджело), но в отличие от последнего стилистика Б. отмечена драматизмом, нередко трагизмом мироощущения. Отмеченная стилевой изощрённостью и насыщенная риторическими фигурами (повторами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксиморонами и пр. ), поэзия барокко развивалась в рамках национальных вариантов: гонгоризм и консептизм (в котором с особой силой выразилась присущая барокко нарочитая смысловая затемнённость) в Испании, маринизм в Италии, метафизическая школа и эвфуизм в Англии.
В развитии барокко в России большую роль сыграли зодчие С. Чевакинский и Д. Ухтомский. Караваджо, П. П. Рубенс), литературе (П. де Скюдери, М. де Скюдери), реально-бытовой и сатирический роман (Фюретьер, Ш. Сорель, П. Скаррон). Благодаря этой общности правомерно говорить также о культурно-исторической эпохе барокко, наследовавшей эпохе Возрождения. Но в то время были часты войны и в сапогах ходили повсюду, даже на балах.
Именно так называют тот архитектурный стиль, в котором в конце XVII – начале XVIII вв. исследований. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо), Лондон (Г. Грифиус), так и сублимированный эротизм (Ф.
от «странный, причудливый» – стиль искусства Европы и Америки конца XVI—середины XVIII вв. Веселая эпоха барокко пришла на смену суровому Средневековью. Барокко — это целая эпоха.
Слово «барокко» употреблялось в 18в. 17в., в Испании в 17в., в России в сер. 18 вв. Лубрано).
Барокко — это и не направление. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, такие как Аннибале Карраччи (1560—1609) или Гвидо Рени (1575—1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий. Бог мыслится не как Спаситель, но как Великий Архитектор, который создал мир подобно тому, как часовщик создаёт механизм. и сценические — прием «театра в театре») прибегая к декоративным и пышным изобразительным средствам (нанизывание изощренных метафор, создание образов-эмблем, гиперболизация и утрировка языковых контрастов). Искусство и литература барокко более активно развиваются в те периоды Нового времени, когда кризисное состояние общества усиливается (в общем — это преимущественно последняя треть 16 — первая полови на 17 в., конкретнее 1580-1660) и в тех странах, где политическая и социальная стабильность менее прочна или нарушена (Испания, Германия). Тяготеет к торжественному «большому стилю».
Стремление к всестороннему воздействию на аудиторию вело к характерному для барокко сближению и взаимопроникновению различных видов искусства (архитектурные иллюзии в живописи и сценографии, скульптурность и живописность архитектуры, театрализация скульптуры, поэтическая и живописная картинность музыки, соединение изображения и текста в фигурных стихах и в жанре эмблемы). Парики были так сильно напудрены, что шляпы тогда часто носили в руках. Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность). Среди самых известных его скульптур— мифологические сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном и чудесного превращения в дерево нимфы Дафны, преследуемой богом света Аполлоном, а также алтарная группа «Экстаз святой Терезы» в одной из римских церквей. Б. свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория) одновременно – тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). решения, стремлением к совмещению реальности и иллюзии. Если подыскивать подходящий перевод этого слова с итальянского языка, то можно остановиться на варианте «склонный к излишествам».
Гварди, Дж. Если подыскивать подходящий перевод этого слова с итальянского языка, то можно остановиться на варианте «склонный к излишествам». Это был стиль, принятый при дворе, в верхах общества, в известной степени официальный.
Нижняя юбка была видна, верхняя расходилась в стороны от нижней части лифа. Вот такое слово подобрали итальянцы для этого художественного стиля. Своеобразие русского барокко определялось не только устойчивостью национальных традиций и форм, но и взаимодействием барочных черт с классицизмом и рококо (скульптор К. Б. Растрелли, архитекторы Б. Ф. Растрелли, С. И. Чевакинский, Д. В. Ухтомский). Без меры использовалась косметика. Донна «Биотанатос», опубликован в 1644 году поэзия Ж. Б. Шассинье). Наиболее известными представителями этого стиля в живописи были М. Караваджо, П. Рубенс, Д. Веласкес, Ван Дейк, И. Никитин, А. Антропов.
вытесняется классицизмом. Также существует иное значение — «жемчужина неправильной формы». Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт. 17– первой пол.
Барокко получило развитие и в других видах искусства – в живописи, поэзии, драме и особенно – в музыке. Другая концепция, выдвинутая Г. Гатцфельдом, рассматривает барокко как обобщающую категорию, в которую входят подвиды: маньеризм, классицизм и бароккизм (рококо). Морштын как продолжатель маринизма в польской поэзии), однако первая польская поэтика М. К. Сарбевского («Praecepta poetica», начало 1620-х годов) по времени опережает трактаты барокко Грасиан-и-Моралеса и Э. Тезауро. В произведениях чрезвычайно много метафор «мир-книга» и «мир-театр». В живописи «высокого» барокко, ориентирующегося на так называемый большой стиль, отдавалось предпочтение историческим и мифологическим жанрам, считавшимся тогда высшими в жанровой иерархии. Прямые линии карнизов «разрывались» стены дробились собранными в пучки колоннами и обильными скульптурными украшениями. М. Креспи, Рембрандт). Отсюда такая тяга к пышным парикам и прическам, неестественной одежде и прочее-прочее.
Впрочем, португальское слово «barroco» (а в Португалии этот стиль был тоже весьма распространен) означает всего лишь «жемчужина неправильной формы». Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные общества. Бернини, Ф. Борромини в Италии, В. В. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм, для скульптуры (Бернини) и живописи (П.
На камне, находящемся посредине над ними – замковом камне. К явлениям искусства (музыке, архитектуре) барокко стало прилагаться уже во второй половине 18 века, а в 19 веке появились первые труды искусствоведов (Я. Буркхардт, 1865 Г. Вёльфлин, 1888), в которых барокко расценивалось как явление, возникшее на закате Возрождения, но уже не трактовалось совершенно негативно. Барокко — это целая эпоха. Искусство XVII века и проблема стиля барокко Ренессанс.
18в. де Кеведо, П. Кальдерон). Не случайно слово «барокко» иногда возводят к обозначению одного из видов умозаключений в средневековой логике— к baroco. Например итальянец Лоренцо Бернини творил именно в этом стиле и многие его работы расскажут о барочном мышлении больше теоретиков.
(итал. Именно в это время складывается индивидуализированный музыкальный тематизм. часто обращались к городскому пейзажу (парадные виды Санкт-Петербурга, выполненные по оригиналам М. И. Махаева), а также к научной, познавательной тематике (художественное исполнение архитектурных планов, географических карт, проектов декоративного оформления триумфальных ворот, фейерверков и иллюминаций, учебных пособий, атласов и книжных иллюстраций). Довольно долго термин «Барокко» не применялся к литературным явлениям или применялся лишь спорадически, в немногих исследованиях (Д. Кардуччи, 1860 Э. Порембович, 1893). Жизнеподобие в искусстве барокко нередко граничило как с эффектной театральностью (мотив мира как театра типичен для барокко), так и со сложной символикой: предмет изображённый в реалистической манере, таил в себе скрытый смысл. Барочный менталитет – это особое мироощущение, которое можно лаконично описать фразой «пир во время чумы».
выше). Представители Б. — П. Рубенс, В. Растрелли, П. Кальдерон, Т. Тассо, А. ван Дейк, Ф. Борромини. Возможность различной расшифровки генерал-баса свидетельствует о специфике барочных сочинений – их принципиальной вариантности и существенной зависимости от конкретного исполнительского воплощения, при котором исполнителям (как правило, при отсутствии подробных авторских указаний в нотном тексте) приходится самим определять темп, динамические нюансы инструментовку, возможность использования мелодических украшений и так далее вплоть до значительной роли импровизации в ряде жанров (например, в «нетактированных» прелюдиях французских клавесинистов 17 века Л. Куперена, Н. Лебега и др., в каденциях солистов в инструментальных концертах 18 века, в репризных разделах арий da capo). Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки.
Принципы барокко преломились в литературе (П. На дверях размещалось панно – настоящее произведение искусства. Новому мироощущению литература барокко находит образно-стилевые соответствия, «избегая говорить слишком ясно», сталкивая и контаминируя трагическое и комическое, прекрасное и уродливо-бурлескное, возвышенное и низкое, «быть» и «казаться» используя метафоры и парадоксы, питая пристрастие к изображению метаморфоз, превращений и переодеваний. В России развитие стиля барокко приходится на 18 век (расцвет – 1740-50-е годы), что было граничит с ростом и укреплением совершенной монархии. Из выдающихся композиторов эпохи барокко отмечу К. Монтеверди, Д. Букстехуде, А. Скарлатти, Т. Альбинони, А. Вивальди, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Дж. Веселая эпоха барокко пришла на смену суровому Средневековью.
Депорт, Т. Кэрью). В его портретах и памятниках торжественная приподнятость образа, сложность пространственной композиции сочетаются с ювелирной тонкостью в исполнении деталей («Императрица Анна Иоанновна с арапчонком», 1741). Активно использовались и другие жанры инструментальной музыки: триосоната (А. Расцвет барокко в России пришелся на царствование Елизаветы Петровны (1741–61).
Барклая «Аргенида» (1621 год) становится моделью для повествовательной прозы всей Западной Европы. пусть идет к скребнице». Позже появился жюстокор (с французского это можно перевести: «точно по корпусу»). Всеохватность, стремление к суммированию знаний о мире (с учётом новейших открытий и изобретений) – характерные особенности барокко.
Весьма показательны и многогранны мифологические сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном, а также алтарная группа «Экстаз святой Терезы», расположенная и сохранившаяся во всем своем праздничном великолепии в одной из римских церквей. Наиболее полно барочные принципы проявились в пышных парадных портретах (А. Ван Дейк, Г. Риго) в роскошных натюрмортах, являвших изобильные дары природы (Ф. Снейдерс) в аллегорических композициях, где фигуры правителей и вельмож соседствовали с изображениями античных богов, олицетворявших добродетели портретируемых (П. П. Рубенс). Для архитектуры барокко (Л. Границы эпохи барокко, как и традиционное разделение на этапы раннего (1-я половина 17 века), зрелого (2-я половина 17 века) и позднего (1-я половина 18 века) барокко, весьма условны, так как барокко утверждалось в музыке разных стран неодновременно. Наряду с сочинениями светского, придворного и салонного (В.
Решающей для расцвета барокко в России стала деятельность отца и сына Растрелли (скульптора и зодчего). Барокко утвердилось в Европе в эпоху образования национальных государств. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория) одновременно— тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). 18в.
18в. Чтобы доказать всему миру право на привилегированное положение нужен стиль который будет подчеркивать мощь, богатство и роскошь в то же время денег на постройки дворцов не хватало. Люди подобного склада мысли культивировали сладкие муки во имя видимости. В гражданской обстановке на первое место вышли туфли. Кто не может удивить.
Питер Пауль Рубенс (1577—1640) в начале XVIIв. Бытует бурлескно-сатирическое отношение к действительности. В архитектуре Англии новый стиль выступает неким дополнением к классицизму. В соответствии с личными вкусами Петра, приезжие и отечественные художники ориентировались в основном на более сдержанный вариант барокко, сложившийся в Голландии русскому искусству осталась чуждой мистическая экзальтация произведений итальянских мастеров.
Термин был введен в кон. Отсюда такая характеристика барочного мировоззрения как механицизм. barocco, фр. Мастера той эпохи с особым рвением воплощали гениальные идеи в выдающихся сооружениях.
barocco, букв. Слово «Барокко» существовало на нескольких языках — португальском итальянском, латыни испанском — задолго до этого периода и имело несколько различных значений (одна из фигур силлогизма в схоластическом рассуждении, вид финансовой операции, жемчужина неправильной формы), каждое из которых включало переносный смысл «странного, неправильного, экстравагантного» и имело пренебрежительный оттенок. Б. Тьеполо, Ф. Гварди и др. ).
Ни одна деталь не является самостоятельной, как это было в период ренессанса. Даты существования барокко колеблются от предельно широких (1527-1800) до достаточно узких (1600-50). Марини, Д. К. фон Лоэнштейн). Скульптура— неотъемлемая часть стиля барокко.
В итальянской архитектуре самым видным представителем Барокко искусства был Карло Мадерна (1556-1629 гг. ), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Шкафы также больших размеров, декорированные и инкрустированные. итал. Влияние новоевропейского эмпиризма сказывается в активном использовании писателями жизнеподобных и даже натуралистических форм (не только в прозе, но и в поэзии), по закону контраста сочетающихся с гиперболизмом стиля и космизмом образного строя (поэма Дж. Эпоха барокко дала миру выдающихся писателей (Т.
Вот такое слово подобрали итальянцы для этого художественного стиля. Наиболее популярный памятник его— Собор Святого Иакова, является также одним из наиболее почитаемых верующими храмов Испании. Их продолжали носить и при Людовике XIV, но только уже по прямому их предназначению, — в поле, в военных походах. мотивов в духе динамично-патетич. Для фламандского барокко наиболее характерно творчество Рубенса с его умением живописными средствами передавать ощущение полноты жизни, её внутренней динамики и изменчивости. скульптуры и архитектуры.
Это— полевой вид обуви их носило обычно военное сословие. До 1670 года они украшались пряжками, затем пряжки были вытеснены бантами. На западе в области романа выдающийся представитель— Г. Гриммельсгаузен (роман «Симплициссимус»), в области драмы— П. Кальдерон (Испания). Разнообразны национальные варианты барокко (например, барокко славянских стран).
Грифиус, Дж. Кальдерон), декоративном иск-ве. Развитие поэзии и музыки, в том числе драмы, лирики и оперы, живописи и скульптуры отличала в этот период тенденция к интерпретации мифологич.
Из общего ряда можно выделить наиболее ярких архитекторов того времени. П. Рубенс, А. Ван Дейк во Фландрии) — эффектные декоративные композиции, парадные портреты. Получило распространение в архитектуре, скульптуре и живописи. Как и другие стили, барокко в России приобрел некую самобытность, в связи с этим появился такой термин как «русское барокко» и отличался от европейского более простой структурой архитектурных композиций. Хронологические границы барокко не совпадают в отдельных регионах (в Латинской Америке, ряде стран Центральной и Восточной Европы, в России стиль сформировался позднее, чем в Западной Европе) и в различных видах искусства (так, в 18 веке барокко исчерпало себя в западноевропейской литературе, но продолжало существовать в архитектуре изобразительном искусстве, музыке). новый стиль в живописи.
Габриели, Дж. Первая— светлая, вторая— более темная. на Руси были построены многие здания.
Торелли, Дж. Граверы сер. Решающей для расцвета барокко в России стала деятельность отца и сына Растрелли (скульптора и зодчего). В Австрии это Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах и его сын (они авторы главного венского дворца Шенбрунн и Карлскирхе), в Чехии – Франческо Каратти (автор Чернинского дворца), в России – Ухтомский Дмитрий Васильевич (1719-1774).
Например, отчаянные модницы сковывали свои талии так, что потом не могли родить детей или же рожали мертвых младенцев. Тер-мин «барокко» получил широкое распространение благодаря швейцарскому историку Якобу Буркхарду, который в XIX в. употребил его в пренебрежительном смысле как «вычурный». де Кеведо-и-Вильегас, П. Кальдерон де ла Барка). и историч. В современном представлении барокко – комплексный стиль, объединяющий многообразные манеры композиции и исполнительства, то есть собственно «стили» в понимании музыкальных теоретиков 17-18 веков («церковный», «театральный», «концертный», «камерный»), стили национальных школ и отдельных композиторов.
Архитектурный стиль барокко просуществовал в российском государстве недолго. А. Каналетто), живописных притч (Д. Худож. Фрескобальди), Франции (Ф.
В эпоху барокко она получила наибольшее распространение. Бриньоле Сале). В Испании барочное направление в литературе получило название «гонгоризма» по имени виднейшего представителя (см. Элементы стиля барокко использовались и в музыке классического периода (вплоть до Л. ван Бетховена), а впоследствии – в неоклассицизме 20 века (у И. Ф. Стравинского, П. Хиндемита). Б. Тьеполо), эффектные театрализованные парадные портреты (А. Как мужчины, так и женщины, носили трости.
Потом европейцы стали употреблять это выражение в общем смысле «неравномерный, странный, причудливый». А еще «barocco» означает «распущенный» и даже «порочный». – причудливый, странный) – стиль в европейском искусстве конца XVI – середины XVШ веков. Оно плавно расширялось к низу, сзади носили шлейф.
Бах, Г. Гендель, А. Вивальди), создавших поистине гениальные творения. Граничит с дворянско-церковной культурой зрелого абсолютизма, тяготеет к торжественному «большому стилю». Стилистика барокко пронизывала всю систему оформления праздников и торжеств начала 18в., сложившуюся в царствие ПетраI (иллюминации, фейерверки, возводившиеся из временных материалов триумфальные арки, обильно украшавшиеся декоративной живописью и скульптурой). (итал. Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии» (1689), а Карл Линней систематизирует биологию («Система природы», 1735). Как и в предшествующие музыкально-исторические эпохи, музыкальное в барокко тесно граничит с внемузыкальным (словом, числом, танцевальным движением) однако возникает и новое явление – обособление сугубо музыкальных способов организации, сделавшее возможным расцвет жанров инструментальной музыки. Церковь Сан-Лоренцо в Турине, 1668–87).
Важнейшая составляющая барокко – стремление к разнообразию (латинский «varietas»), которое рассматривалось как один из критериев художественного совершенства поэзии (в том числе барокко Грасиан и Моралесом, Э. Тезауро, Тристаном Л Эрмитом и особенно Ж. П. Камю, создателем монументального 11-томного труда «Пёстрая смесь», 1609-19 годы). Их последовательно прививали архитектуре итальянцы Микеланджело Буонаротти (в свой поздний период) и Виньола. Бернини, Ф. Борромини в Италии, В. В. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм, для скульптуры (Бернини) и живописи (П. Все то, что будет так дорого людям эпохи романтизма: естественное поведение, скромность и другие подобные качества — для культуры эпохи барокко чуждо. И действительно все эти черты можно найти в барочной эстетике. Помимо Рубенса международного признания добился ещё один мастер фламандского барокко, Ван Дейк (1599—1641). Полный женский костюм состоял из двух юбок, нижней (фрипон) и верхней (модест).
Самым ярким воплощением стиля в архитектуре стали торжественные, полные жизнеутверждающего пафоса постройки, созданные Б. Ф. Растрелли (Зимний дворец, 1732–33 дворцы М. И. Воронцова, 1749–57 и С. Г. Строганова, 1752–54, в Санкт-Петербурге). в 1760е гг. Вот таким образом правильнее говорить нарышкинский стиль.
Роза, А. Маньяско) и героические (Доменикино) пейзажи, а также более камерные формы портрета (Рубенс), пейзажа и архитектурных ведут (Ф. Таким образом, у общества того времени зародилось иное «Барочное мышление», отмеченное напряженным драматизмом. Фрескобальди и скрипичные концерты А. Вивальди, «Священные симфонии» Г. Шютца и оратории Г. Ф. Генделя.
С творчеством Рубенса новый стиль пришёл в Голландию, где его подхватили Франс Хальс (1580/85-1666), Рембрандт (1606—1669) и Вермеер (1632—1675). Однако современные ученые вынуждены констатировать: появившееся к настоящему периоду «громадного числа работ о барокко лишь напустило туману в его теорию». Известна пьеса Кальдерона «Жизнь есть сон». Появились мушки, лица и парики пудрили для белизны, а чёрная мушка создавала контраст. В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес (1599—1660), а во Франции— Никола Пуссен (1593—1665), который, не удовлетворившись школой барокко, заложил в своем творчестве основы нового течения— классицизма.
1750г. ). Цвета, характерные для барокко – это золотой и белый. Вуатюр) характера важное место в поэзии барокко занимают духовные стихотворения (П. Тезауро). исследователей «Сокровища» («Thesauren», 1694 — 1701) и проиллюстрированной ок. Эпоха барокко явилась кульминационной для органного искусства, активно развивавшегося в Нидерландах (Я. Л. Бернини), музыке (А.
и архитектурно-историч. Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория) одновременно – тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). Сложно украшенные пряжки называли аграф. Возможно говорить о барокко как о «стиле эпохи». Так называемый высокий роман барокко привлекал читателей не только запутанными перипетиями, обилием литературных и политических аллюзий и хитроумным соединением «романического» и познавательного начал, но и своим значительным объёмом, который можно считать одним из проявлений барочной «поэтики изумления», стремящейся охватить мир во всём его причудливом разнообразии.
Фрескобальди, А. Чести в Италии, Д. Букстехуде, Р. Кайзер в Германии). Вычурность и неестественность в это время являются нормой. Барокко — это целая эпоха. Сонет, 1611). В Германии (архитекторы и скульпторы Б. фон Нейман, А. Шлютер, братья Азам и др. ) и Австрии (архитекторы И. Б. Фишер фон Эрлах и И. Л. фон Хильдебрандт) стиль барокко часто соединялся с чертами рококо. Кроме того, на лице было принято изображать какую-то инфернальную мрачность (напудренные лица, красные помады, темно подведенные глаза), что вкупе с одеждой такого же вида рождало мистический, оторванный от реальности образ, больше напоминающий демона. Основателем нового стиля считают Микеланджело. Иногда понятие «барокко» трактуют не в конкретно-историческом смысле, но как обозначение совокупности стилистических черт, периодически повторяющихся на различных стадиях эволюции культуры (так, элементы барочной стилистики усматривают в романтизме, экспрессионизме, сюрреализме, латиноамериканском магическом реализме и пр. ).
Характер их весьма многогранен: комический, нейтральный, романтический, устрашающий. Настенная роспись (один из видов монументальной живописи) использовалась в украшении европейских интерьеров с ранне-христианских времён. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением.
Ведущим жанром живописи стал портрет. В изобразительном искусстве, освободившиеся от средневековых религиозных пут, обратились к светским общественным темам, к образу человека-деятеля. Одеяние персонажей тоже наполнено каменным воздухом истинного гения. Наряду с реально-бытовой и сатирической модификациями барочного романа (Ш. Совр.
В качестве материала для мебели часто использовали южный орех и цейлонское черное дерево. Именно в эпоху барокко получили распространение городские и дворцово-парковые ансамбли.
БАРОККО (итальянский – barocco, предположительно от португальского barroco – жемчужина неправильной формы или от латинского baroсо – мнемоническое обозначение одного из модусов силлогизма в традиционной логике), стиль в искусстве конца 16-18 веков. заданный автором Илья Щинин лучший ответ это Барокко (итал. В 18 веке традиции барокко были поддержаны Феофаном Прокоповичем и Стефаном Яворским повествовательные структуры барочного романа использованы в масонской прозе («Кадм и Гармония» М. М. Хераскова, 1786 год). Обилие узоров поражает своей королевской роскошью. Музыка. Эта цель достигалась посредством контрастов, декоративности, пышности и нарядности, повышенной эмоциональности, экспрессии и изящества форм. Стулья, диваны и кресла обиты дорогой, богато окрашенной тканью, гобеленами.
распространившись в Европе, придя на смену суровой готике. В целом этот стиль можно охарактеризовать как пышный, с большим количеством излишеств, величественный, роскошный и, в то же время, достаточно контрастный — словом, полная противоположность сменившему его несколько позднее классицизму. Ван Дейк, Дж. Петра в Риме. Ведущими барочными архитекторами середины 18в. Барокко в польской литературе представлено поэзией героического и эпического направления Збигнева Морштына, Вацлава Потоцкого, Веспасиана Коховского (тематика поэзии которых во многом обусловлена богатой событиями военной биографией всех троих), придворного (так называемый макаронический стиль, популярный в конце 17 века) Яна Анджея Морштына, философского Станислава Гераклиуша Любомирского в прозе— преимущественно мемуарной литературой (наиболее значимое произведение— «Мемуары» Яна Хризостома Пасека).
Отсюда такая тяга к пышным парикам и прическам, неестественной одежде и прочее-прочее.