Позже в моду вошла прическа фонтанж (не следует путать с чепчиком «фонтанж»), по имени одной из любовниц короля. Л. Бернини), музыке (А. При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. Например, в области Венето, Тоскане, Умбрии, в Венеции, во Флоренции, Падуе, Пизе, Сиене. Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность). Скульптура— неотъемлемая часть стиля барокко.
Материалы того времени: шерсть, бархат, атлас, парча, тафта, муар, камлот, хлопок. Если при Людовике XIII женщины носили мужские шляпы (они тогда заимствовали у мужчин много элементов костюма), то сейчас в моду вошли прически, легкие косынки или чепчики. Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные общества.
Оно плавно расширялось к низу, сзади носили шлейф. Петра в Риме. Вивальди), живописи (М. По выражению Паскаля, человек стал осознавать себя «чем-то средним между всем и ничем», «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».
Полный женский костюм состоял из двух юбок, нижней (фрипон) и верхней (модест). В истории костюма прическу также именуют куафюра. Костюм был подчинен этикету. Решающей для расцвета барокко в России стала деятельность отца и сына Растрелли (скульптора и зодчего). Барокко противостояло классицизму и рационализму. prola barroca (дословно «жемчужина с пороком») существуют и другие предположения о происхождении этого слова)— характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия.
Сикейрос, X. Ороско в Мексике и др. ). Драпировки были также и по краю декольте. Парики были так сильно напудрены, что шляпы тогда часто носили в руках. Под кафтан надевали камзол, без рукавов. новый стиль в живописи6. Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки.
Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции, Речи Посполитой. итал. Развиваются и такие жанры, как галантно-героический роман (Ж. XVIII вв.
Обильные позолоченные украшения были характерной чертой данного стиля. В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес (1599—1660), а во Франции— Никола Пуссен (1593—1665), который, не удовлетворившись школой барокко, заложил в своем творчестве основы нового течения— классицизма. Б. свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория) одновременно – тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). Однако согласно работам Б. Р. Виппера и по относительно недавним исследованиям О. М. Иоаннисяна так называемое «нарышкинское барокко» не является барокко в полном смысле этого слова, как и «голицынское барокко», за исключением безусловно барочной церкви Знамения в Дубровицах (1690-1703). В XVIII веке в правление Петра I получает развитие в Санкт-Петербурге и пригородах в творчестве Д. Трезини— так называемое «петровское барокко» (более сдержанное) и достигает расцвета в правление Елизаветы Петровны творчестве С. И. Чевакинского и Б. Растрелли.
выше). В эпоху барокко она получила наибольшее распространение. Во Франции в этот период процветала «прециозная литература». Для барокко характерна идея спящего бога— деизм. Закон сохранения энергии, совершенность пространства и времени гарантированы словом бога.
Это был стиль, принятый при дворе, в верхах общества, в известной степени официальный. Это был век, когда в Европе установилась общая мода, а национальные особенности отошли на задний план или сохранились в народном крестьянском костюме. Граничит с дворянско-церковной культурой зрелого абсолютизма, тяготеет к торжественному «большому стилю». Перевязь (бандульера), на которой носили шпаги, вошла в моду ещё в предыдущую эпоху. Вначале этот термин приобрел негативный смысл.
Вначале этот термин приобрел негативный смысл. Вот таким образом барокко— это ещё век Разума и Просвещения. Караваджо, П. П. Рубенс), литературе (П.
Нижняя юбка была видна, верхняя расходилась в стороны от нижней части лифа. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория) одновременно— тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).
Микеланджело Меризи (1571—1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVIв. Микеланджело Меризи (1571—1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVIв. В Испании барочное направление в литературе получило название «гонгоризма» по имени виднейшего представителя (см. Сперва, когда он был ещё ребёнком (он был коронован в возрасте 5 лет), в моду вошли короткие курточки, называемые брасьер, богато украшенные кружевами.
Это высокая прическа из множества локонов. В России предпосылки стиля барокко появляются в XVII веке. Совр. Худож. Эрнст Гомбрих писал: «Слово барокко, означающее причудливый, нелепый, странный, также возникло позднее как язвительная насмешка, как жупел в борьбе со стилем XVII века.
В предыдущую эпоху, при Людовике XIII, были популярны сапоги (ботфорты). Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии» (1689), а Карл Линней систематизирует биологию («Система природы», 1735). Зато особенно интенсивное развитие стиль барокко получил в Испании и странах Латинской Америки (так называемое ультрабарокко)1.
Без меры использовалась косметика. Такому Богу бесполезно молиться— у Него можно только учиться. Для архитектуры барокко (Л. С творчеством Рубенса новый стиль пришёл в Голландию, где его подхватили Франс Хальс (1580/85-1666), Рембрандт (1606—1669) и Вермеер (1632—1675).
В армиях эпохи барокко, впервые получивших униформу, большое внимание уделяется «муштре»— геометрической правильности построений на плацу. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением. Талия— узкая, под платьем носили корсет. Настенная роспись (один из видов монументальной живописи) использовалась в украшении европейских интерьеров с ранне-христианских времён.
Барокко (итал. barocco— «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. Воротник у жюстокора сначала был отложной, с полукруглыми вытянутыми вниз концами. Питер Пауль Рубенс (1577—1640) в начале XVIIв. До 1670 года они украшались пряжками, затем пряжки были вытеснены бантами. Вот таким образом эпоху барокко иногда интерпретируют, вслед за теорией О. Шпенглера, в качестве начала триумфального шествия «западной цивилизации». Получило распространение в архитектуре, скульптуре и живописи.
В рамках стиля барокко рождаются его разновидности, направления: маринизм (Италия), гонгоризм (культеранизм) и консептизм (Испания), эвфуизм и метафизическая школа (Англия), прециозная литература (Франция), макаронизм, то есть смешанное польско-латинское стихосложение (Польша). Однако, сотворив мир, бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной. Характерные детали барокко— теламон (атлант), кариатида, маскарон. Б. Пиранези. Вот таким образом правильнее говорить нарышкинский стиль9.
Испанское барокко или по-местному чурригереско (в честь архитектора Чурригеры), распространившееся также в Латинской Америке. В гражданской обстановке на первое место вышли туфли. На западе в области романа выдающийся представитель— Г. Гриммельсгаузен (роман «Симплициссимус»), в области драмы— П. Кальдерон (Испания). Это— полевой вид обуви их носило обычно военное сословие. Декольте было широким, открывало плечи.
Барокко противостояло классицизму и рационализму. Зато особенно интенсивное развитие стиль барокко получил в Испании и странах Латинской Америки (так называемое ультрабарокко). Вот таким образом правильнее говорить нарышкинский стиль. В искусстве Франции также сформировался особенный Большой стиль эпохи Людовика XIV, классицистический в основе, лишь с небольшими барочными элементами. логика Б., следующего за маньеризмом и предшествующего рококо, сближает его с иск-вом эпохи Возрождения (в первую очередь с творчеством Микеланджело), но в отличие от последнего стилистика Б. отмечена драматизмом, нередко трагизмом мироощущения. Кальдерон), декоративном иск-ве.
Позже его сменило жабо. В XVIII веке в правление Петра I получает развитие в Санкт-Петербурге и пригородах в творчестве Д. Трезини— так называемое «петровское барокко» (более сдержанное) и достигает расцвета в правление Елизаветы Петровны творчестве С. И. Чевакинского и Б. Растрелли. Новой идеологии должны были соответствовать и новые формы искусства. Их произведения до сих пор считаются шедеврами мирового искусства. Как мужчины, так и женщины, носили трости.
Но в то время были часты войны и в сапогах ходили повсюду, даже на балах. Известна пьеса Кальдерона «Жизнь есть сон». Перевязь была прежде кожаной, теперь её делали также из муара. Среди самых известных его скульптур— мифологические сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном и чудесного превращения в дерево нимфы Дафны, преследуемой богом света Аполлоном, а также алтарная группа «Экстаз святой Терезы» в одной из римских церквей.
Помимо Рубенса международного признания добился ещё один мастер фламандского барокко, Ван Дейк (1599—1641). Не было барокко в классическом понимании и в Англии. В моду также вошли зонтики, у женщин— муфты, веера. де Кеведо, П. Кальдерон). Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт. Барокко в польской литературе представлено поэзией героического и эпического направления Збигнева Морштына, Вацлава Потоцкого, Веспасиана Коховского (тематика поэзии которых во многом обусловлена богатой событиями военной биографией всех троих), придворного (так называемый макаронический стиль, популярный в конце 17 века) Яна Анджея Морштына, философского Станислава Гераклиуша Любомирского в прозе— преимущественно мемуарной литературой (наиболее значимое произведение— «Мемуары» Яна Хризостома Пасека). Например, в области Венето, Тоскане, Умбрии, в Венеции, во Флоренции, Падуе, Пизе, Сиене.
Отсюда такая характеристика барочного мировоззрения как механицизм. Не было барокко в классическом понимании и в Англии. По сторонам юбку украшали драпировки. Ещё раньше шпаги носили на портупее, тонком ремешке, пристегнутом к поясному ремню.
Появились мушки, лица и парики пудрили для белизны, а чёрная мушка создавала контраст. Величайшим скульптором и признанным архитектором XVII века был итальянец Лоренцо Бернини (1598—1680). Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусные, как у собора Св. Б. Пиранези. Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир как иллюзию и сон.
Первая— светлая, вторая— более темная. Сложно украшенные пряжки называли аграф. Однако согласно работам Б. Р. Виппера и по относительно недавним исследованиям О. М. Иоаннисяна так называемое «нарышкинское барокко» не является барокко в полном смысле этого слова, как и «голицынское барокко», за исключением безусловно барочной церкви Знамения в Дубровицах (1690-1703).
Это время абсолютизма. замысла с равной силой проявились в архитектуре (Дж. решения, стремлением к совмещению реальности и иллюзии. де Скюдери, М. де Скюдери), реально-бытовой и сатирический роман (Фюретьер, Ш. Сорель, П. Скаррон). Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, такие как Аннибале Карраччи (1560—1609) или Гвидо Рени (1575—1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.
Не случайно слово «барокко» иногда возводят к обозначению одного из видов умозаключений в средневековой логике— к baroco. Бытует бурлескно-сатирическое отношение к действительности. В России предпосылки стиля барокко появляются в XVII веке. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом7, такие как Аннибале Карраччи (1560—1609) или Гвидо Рени (1575—1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.
новый стиль в живописи. В поэзии прославились В. Вуатюр (Франция), Д. Марино (Италия), дон Луис де Гонгора-и-Арготе (Испания), Д. Донн (Англия).
Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами. Позже появился жюстокор (с французского это можно перевести: «точно по корпусу»). XVI – сер.