По словам Амшинской, в картине «Баня» нет сиюминутной конкретной сюжетности, зато есть обобщённость. Закончил. Но, милые дымы, мы все с огромным удовольствием любуемся вашими прекрасными ногами. 2004 г.
По словам искусствоведа Валентины Князевой, «этюд пленяет женственностью и поэтичностью образов, живой передачей натуры» в то же время она отмечает его камерный характер, связанный с жанровой трактовкой темы13. 2005 г. Виталий Тихов В бане. Филарет Пакун Соперницы. В бане тает жир и сало. 2003 г. Андрей Вилков Банный день. Biruta Baumane In The Bathhouse. Выбор во многом зависит от оздоровительного эффекта, который вы хотите получить.
Баня встречается в самом раннем фольклоре и, кажется, была всегда. Ж-1909)1. Об этом свидетельствует «и общий спокойный колорит полотна, выдержанного в искусно варьируемом и обогащаемом розово-золотом тоне смуглого нагого тела и несложность композиции, столь приятной спокойными положениями фигур». Теплый вечер. Я там в центре стою, нагнувшись, но лицо моё закрыто женщиной, сидящей с тазиком»6.
Вот этот, если так можно сказать, "дефект" художники и пытаются скрыть, рисуя с натуры. Бани. После этого Серебрякова увлеклась идеей создания полотна изображающего русскую баню13. Видны все атрибуты для приятного провождения в бане. Вместе с замечательным веничком да опытным банщиком время пролетит незаметно и полезно.
Автор под ником ИгоркаАлександр Лысенко Летний вечер. Князева отмечает, что в этом произведении присутствуют приёмы старого академизма, а также то, что в нём заметно следование традициям Алексея Венецианова— в первую очередь, его картины «Купальщицы», написанной в 1829 году30. Двери – хлоп. Что мадонны. По его словам, сильные фигуры девушек изображённых на картине и их неторопливые движения вызывают «ощущение целомудренного покоя», а их лица— «милые иногда курносые и скуластые»— свидетельствуют об их независимости и скромности29.
В баньку. По словам Эрнста, в этом произведении Серебряковой «дано было почувствовать и передать выражение женственности, весь узор её, мягкий и простой»9. Ан нет, Владимир Высоцкий считал, что нет голых там, где нет одетых. Обсуждая картину «Баня», Савинов отмечал, что перед произведением Серебряковой таких ощущений не возникает— «девушки её картины окрепли в труде и чужды изнеженности их нагота здорова и спокойна».
Нынче пятница у нас. Мыться в бане – в самый раз. Мы с моею жёнкой КлавкойЗаходили к свату в лавку, На углу, что за Тверской. (В ней товар есть хоть какой. ) И по жёнкину указуВсе для бани взяли разом:Венички березовы, Полотенца розовы, Мыла свежего кусок, Клаве – новенький платокИ столичные баранкиПрипасли мы спозаранку, Чтобы сразу после паруС ними чай пить с пылу с жару. Эх, очистится душа -Банька, право, хороша. В один из дней они собираются в горячем доме и истязают себя прутьями до изнеможения. Серебрякова начала работу над этим этюдом летом 1912 года иногда его называют первым, неоконченным вариантом картины «Баня»8.
Искусство так как мастерски орудовать этим предметом банного обихода надо еще уметь. 1946 г. Евгений Изосимов Баня. Игорь Панов Банька. Автор под ником ChisarВалерий Кокурин Суббота. Пусть помоет мне бока, Я без веника пока. Исполнив этот ужасный ритуал, они вновь заходят в горячий дом, где продолжают истязание. В бане хорошо помыться, Чтоб зимой не простудиться. В трактовке обнажённых тел появилась определённая идеализация, связанная с мечтой художницы о прекрасном в человеке, — «образ русской крестьянки здесь возвышен, в нём синтезировано конкретное изученное в натуре и черты искомого идеала»5.
1990 г. Владимир Горшунов Суббота. В отличие от первого варианта (этюда), в котором Серебрякова использовала вертикальный формат холста, в основном варианте картины художница выбрала горизонтальный формат. По-видимому, многие из них были крестьянского происхождения и вообще подразумевалась деревенская баня— по словам Алексея Савинова, эта картина «была существенно важным шагом в приближении Серебряковой к темам деревни и её людей»20. Нам известен оздоровительный природный эффект пара. Баня не только «уравнивает», но и окрыляет, она сама как поэма.
Сильные, красивые женщины изображённые на переднем плане, хорошо освещены и, насколько это возможно, приближены к зрителю. В своих воспоминаниях Дудченко писала: «Я позировала ей. Слабовато РенуаруДо таких сибирских ню. 2007 г. Александр Лысенко Банька. Вот облился я водой, Не из крана – ледяной, И скорее на мороз, Чтоб остыл хотя бы нос. Сложно представить что-то более традиционное на Руси, чем баня. Все.
В своей монографии о Серебряковой искусствовед Валентина Князева пишет, что в картине «Баня» художница «приблизилась к созданию возвышенного образа, к монументализации и в этом заключалась оригинальность интерпретации ею крестьянской темы»10. В нарушение академических канонов композиция срезана краями полотна, что «вносит ощущение фрагментарно увиденной и живо запечатлённой сцены»— такой приём был характерен для живописи начала XX века27. 2009 г. Бани. На полотне изображены одиннадцать молодых женщин16.
2003 г. Ильдар Акжигитов Суббота. По сравнению с подготовительными материалами, художница смягчила остроиндивидуальные особенности натурщиц, «облагородила лица, удлинила пропорции». 1922 г. Александр Герасимов В русской бане (этюд) 1940-е. Русская баняРусская баня – одно удовольствие. 1942 г. В банеМы заходим в баню – ух, Перехватывает дух.
На этюде изображены шесть женских фигур— две на переднем плане и ещё четыре в глубине16. Александр ЛандовФедор Самусев После бани. Близкую связь между произведениями Серебряковой и Венецианова также отмечал Алексей Савинов— он писал, что «оба они были родственны друг другу в утверждении русской красоты, воплощённой в девушке-крестьянке»20. В статье, посвящённой столетию со дня рождения Серебряковой искусствовед Александра Амшинская писала, что в картине «Баня» «осознание человеком себя, своего тела, своей физической природы проходит через изображение чрезвычайно важного ритуала русской крестьянской жизни». В бане тает жир и сало, Хлобыстаю по спине, По ногам ещё не старым, И по прочему на мне. Пар клубится, жалит кожу, Поддаю ещё чуток, -И на пьяного похожий, Выбегаю на мосток. В хладный озера покой, Я вонзился головойИ, уколотый ершом, Всплыл, как пробка –Хо – ро – шо. Марина ЮринаВ. С. Терещенко Чистая суббота.
Художественный критик Михаил Боде, проводя параллель между картиной «Баня» и творчеством французского художника-академиста Жана-Огюста-Доминика Энгра (автора «Турецкой бани» и ряда других картин в жанре «ню»), называет стиль Серебряковой «энгризмом с поправкой на российские типажи и память о Венецианове»31. 1960-е гг. Виктор Малинка Горячий пар. Первой картиной Серебряковой в жанре «ню» считается написанная в 1911 году «Купальщица» (холст, масло, 98 89см, ГРМ), для которой ей позировала её сестра Катя, которая, кстати, была очень похожа на саму художницу1314. Бабы прыгают в сугробПрямо с пылу, прямо с жару- Ну и Ну.
2007 г. С. С. Спрячу веник про запас, Приду мыться ещё раз. Одной из моделей для второго, основного варианта картины «Баня» была Василиса Дудченко— крестьянка из села Нескучное, в течение ряда лет работавшая кухаркой в семье Лансере— Серебряковых519. 1979 г. Sarah Jane Szikora After the Baths.
Стала б Галка мазохисткой, Я б хлестал и Галку. Ледяной воды напьюсь яИ луплю по крупу. Это вам не «сюси-пуси»В молодости глупой. Затихающие звукиИ следы по коже. Я поднять не в силах руки. Помогай, Сережа. Именно отсюда, по её мнению и проистекают «целомудренная красота и душевная чистота, которыми пронизано изображение обнажённого тела». Веники, как и раньше, применяют березовые, пихтовые, дубовые, липовые.
Холст Алексея и Сергея Ткачевых «Семейная баня» 1982-83 годов передает всю красу и быт семьи. В процессе работы над картиной «Баня» Серебрякова создала много этюдов и набросков с натуры15. Центральные персонажи выглядят будто бы непричастными к происходящему действию, на что указывает их облик, «с лёгкой таинственной улыбкой на губах и отстранённым взглядом выразительных глаз»3. Как не упомянуть искусство массажа вениками.