К концу жизни Дега постоянно углублялся в любимую тему изображая балерин на работе и репетициях. Более того из всех граней балета Дега предпочитает не показное представление, а то, что ему предшествует и что связано с ним — учение, туалет и отдых балерины. К тому же выводу приводят нас балерины Эдгара Дега.
«балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение», — говорил Дега.
Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Здесь можно вспомнить такие картины французского художника, как «Балетная школа», «Урок танцев», «Репетиция балета на сцене», «Звезда балета (Прима-балерина)», «Две отдыхающие танцовщицы». «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество.
Это утверждение, возможно, близко к объективности там, где речь идёт о колорите фона, а вот утверждение, что картины Дега несут в себе и тонкую, чуть грустную иронию художника и его глубокую нежность к моделям, похоже на эмоциональность самого искусствоведа и не может быть доказано. «Голубые танцовщицы» написаны пастелью, Дега любил пастель, так как при работе ею цвет и линия были едины. Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Он нарисовал им низкие лбы, тяжелые челюсти, тяжелые веки. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». Однако ранние, доимпрессионистические картины пользуются несколько меньшим интересом у ценителей искусства.
К этому располагала среда из которой вышел Э. Дега (его семья принадлежала к финансовой буржуазии), образование (он учился в юридической школе, но бросил ее ради Школы изящных искусств) и частые посещения Италии, где художник знакомился с классическими образцами итальянского искусства. Кроме того, в среднем оба эти ремесла дают больший доход, чем многие другие. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке.
Нечто подобное произошло и с Мари ванн Гётем, он делает более низким лоб, уплощает макушку, увеличивает челюсть, выдвигая «морду» вперед («морда» — выражение которое использовали тогдашние критики). Склонность к рисованию и живописи начала проявляться у Эдгара еще в раннем детстве. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Это обман и этот обман лежит в основе искусства». Со временем Дега все чаще и чаще обращается к скульптуре, поскольку здесь он может больше полагаться на осязание, чем на почти утраченное зрение. Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва).
Эдгар Дега. Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа. Курбе и Делакруа оказали определённое влияние на творчество Дега, однако действительным, признаваемым им авторитетом до конца жизни для художника оставался Энгр.
Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами.
В какой-то мере он «подсмотрел» и «Голубых танцовщиц», – сумев выбрать тот угол зрения, ту линию и те части, которые нужны были только ему. Вот так с одной стороны царило искусство, с другой – проституция. Дега любил писать танцовщиц балета в самых неожиданных ракурсах. В семье было три дочери, все они стали балеринами в опере. Интерес к Терпсихоре – давняя традиция французской живописи. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.
Подобные методы предполагают скорее точный расчет, чем свободу и вдохновение, но они говорят и о необыкновенной изобретательности художника. Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье»Мопассана и «Гримасам куртизанок»Пьера Луи.
Такое расширение стиля совпало по времени с возросшим интересом Дега к пастели, которая постепенно стала его главным материалом для рисования. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Он был первым из европейских художников, кто абсолютно по-новому увидел балет.
Темой балета художник увлекся в 1870-е годы. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. Здесь он сделал наброски, но окончательно картину написал уже в Париже в 1859 году. Хюттингер). Разгневанные критики предлагали отправить скульптуру в новый парижский медицинский музей – Музей Дюпюитрен (Muse Dupuytren) где в стеклянных витринах были выставлены восковые муляжи пораженных болезнями органов.
Здесь он сделал множество предварительных набросков, но окончательный вариант написал уже после возвращения в Париж в 1859 году. Делакруа говорил: «одна линия неимеет никакого значения нужна другая, чтобы дать ей выражение». Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. Вот одна из записей в «Дневнике» Эдмона де Гонкура: «Вчера я провел целый день в мастерской удивительного художника по имени Дега.
В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». По его задумке именно вы, зритель, смотрите балет, а не он.
Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом». В сущности выбор не так уж плох. Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения. Основой процветания города была торговля хлопком.
Относительно женственности среди художников и зрителей единства намного больше. На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена.
Дега начинает с рисунка, он рисует её в 17 видах. У последнегополотно приобрел Щукина для своей коллекции. В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Мы подходим тут ко второй черте театральных впечатлений Дега. Он говорил по этому поводу: «Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение».
Он берет скульптуру стоящей женщины из коллекции Лувра и говорит, что она сексуальна, что она немного похожа на животное. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Однако собственные эксперименты с содержанием и стилем не имели большого успеха.
Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». У балерин была репутация проституток. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. Он боготворил Энгра. Всёсмешалось в этом храме великой оперы, где располагалась и балетная школа.
«Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями.
Чтобы довести аналогию до конца, напомню, что и в скаковой серии момент бега занимает Дега гораздо меньше, нежели «проездка» лошадей ибо последняя дает большую свободу группировок, большее разнообразие движений. А Симона де Бовуар в своей книге «Второй пол» пишет: «В действительности в том обществе, где наличествуют нищета и безработица, каждая профессия тотчас приобретает своих служителей пока будет необходимость в полиции и проституции, будут и полицейские и проститутки. В 1873году художник вернулся в Париж. Балет из оперной ложи.
Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет. Здесь он пробыл несколько месяцев. Согласитесь, неординарное композиционное решение.
Всматриваясь в пастели Дега, с особенной ясностью осознаешь сущность новых завоеваний живописи. Танцовщицы отдыхают во время репетиции, они стоят группками по всему залу. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи вЛувре, за время своей жизни несколько раз посещалИталию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров ИтальянскогоВозрождения. На вопрос, почему он так часто обращается к теме балета, Дега в свое время ответил: «Меня называют живописцем танцовщиц не понимают, что танцовщицы послужили мне лишь предлогом писать красивые ткани и передавать движения».
В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей. Дега, не любивший открытого пространства, предпочитал искусственное освещение, газовая подсветка помогала ему найти новые решения. Это один из выдающихся экспонатов музея.
К тому времени портрет был самой грандиозной работой художника. Единый слепок на все времена. Этим как раз Дега отличался от импрессионистов.
1. Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. 2. Однако не только ритм и движение пьянит Дега в зрелище балета и побуждает его опьянять нас, зрителей — столь же подвластен он (особенно во второй половине своего творчества, начиная с 90-х годов) красочной гармонии, фантасмагории цвета.
Музей ДОрсе, Париж. Получив академическое образование, художник отрицал (denied) возможность передачи различных впечатлений в картине. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега.
Некоторые из них можно увидеть в крупных музеях по всему миру, а кое-где, например, в Глипотеке Ню Карлсберг, Копенгаген имеется их полный набор. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. Здесь чувствуется атмосфера, пропитанная вдохновением предстоящего танца.
Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Художница действительно очень любила его творчество и некоторые сюжетные линии их работ пересекаются довольно тесно. Иоганн Блох – немецкий врач, венеролог и сексолог, один из основателей сексологии пишет:«С половины XVIII столетия Парижсделалсявысшейшколойрафинированнойхореографическойпроституции, которая отсюда перешла во многие другие столичные и провинциальные города Западной Европы: Лондон, Берлин, Гамбург, Вену То же мы видим в Будапеште, Петербурге».
Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). Но пастель сыпется с картины, её надо закреплять специальным раствором, а в результате краски темнеют.
1884 г. Бумага, пастель. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Портреты преступников свидетельствуют о том, что Дега интересовался наукой. Фотография, которой увлекался Дега, сделала более свежей и необычной композицию его полотен. «Из всех причин проституции, – писал в 1857 году Паран-Дюшатле по итогам проведенного им исследования, – определяющими являются отсутствие работы и нищета – неизбежное следствие мизерной оплаты труда».
Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк). Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега.
К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Академизм мало прельщал Дега с самого начала. На протяжении последней трети XIX века, до появления кинематографа, кафешантаны оставались любимым местом отдыха парижан. Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах. «Танцовщица» Дега была и древней и современной – Гюисманс видел в «Танцовщице» будущее искусства: «В первой своей попытке Дега перевернул традиции скульптуры с ног на голову, с её раскрашенной головой и высоко задранным подбородком, с её худым лицом, постаревшим раньше времени, с её руками, сцепленными за спиной – эта маленькая статуя является первым подлинно современным произведением скульптуры, которая мне известна».
Дега, которого тешит контраст между реальным обликом балерин (их вульгарностью и худобой) и их живописным обличием (воздушный газ, розовый шелк и т. д. ), наоборот, более «правдив» в рисунке, нежели в живописи. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. После заключительной выставки импрессионистов в 1886 году художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов. Его произведения ничего не воспевают.
Дега жил на Монмартре, где бедность соседствовала с богатством. Бернд Гров пишет: «Дега рассказывает о труде, который надо затратить во имя видимой непринужденности, он рассказывает о нудной изматывающей рутине подготовки танцовщиц», «В его искусстве отображен мир, в котором объединено мимолетное и стабильное, видимость и правда, вымысел и нешуточная трезвость взгляда, которые нельзя разделить. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж.
Сам Дега писал о подобных картинах, что как раз стремился создать у зрителя ощущение, что он подглядывает в замочную скважину. И с самого начала о «Танцовщице» судили по её окружению. Александр Герасимов известен как придворный художник Сталина.
Картина выполнена очень ярко, крупными мазками. Так он, разделавшись с долгами, подошел к периоду, овеянному славой и любовью публики.
На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Он рисовал преступников в зале суда. Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманногоЛюдовиком Галеви. Как изящно выточена ее нога, как трогательно-умильна ее улыбка, сменившая собою профессиональную гримасу и вызванная неподдельным «контактом» с публикой.
Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Перро беседует с балериной с зеленой лентой на пачке. Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж). Небольшой отдушиной были восковые фигуры.
Дега Эдгар (Degas Edgar), французский художник, график и скульптор. Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Это ещё больше подчёркивает эффект моментального снимка. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы.
Поездки по Италии и влияние итальянских живописцевXV века подвигли Дега на создание группового портрета семьи Беллелли. Эдгар Дега скончался27 сентября 1917г. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться.
Картины темные по колориту, суховаты по форме. Вглядываясь в ее работы, сделанные в гримерных нельзя не увидеть сходство с работами Дега. 3.
Черепа ниже нормы, а нижняя челюсть слишком большая. «Голубые танцовщицы» написаны пастелью, Э. Дега любил пастель, так как при работе ею цвет и линия были едины. Дега очень часто обращался к теме танцовщиц, но он отнюдь не был эротоманом. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры».
Эдгар Дега тоже был завсегдатаем театра, но абсолютно иначе подошел к театральной теме. Каждое его произведение— итог длительных наблюдений и упорной, кропотливой работы по их претворению в художественный образ. В ученицы принимались девочки с пяти лет. А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье.
В условиях «визуального поворота» в современном искусствознании изображения тела рассматриваются с той же целью. И, также как Энгр, Дега считал, что главное – это рисунок. Интерес к Терпсихоре — давняя традиция французской живописи.
С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. Он подобен Льву Толстому, подглядевшему репетицию оперы и написавшему «Что такое искусство». Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). В то время преступников рассматривали как пережиток более ранней эпохи, когда человеческий вид был более примитивным и атавистические черты видели в так называемом «лице преступника». В своей книге The Spectacular Body («Показательное тело») профессор Антеа Кэллен (Anthea Callen)пишет: «Отвращение буржуазных критиков и зрителей было вызвано тем, что Дега не просто натуралистично изобразил девочку, он придал ее лицу «дегенеративные» черты, которые отсутствовали у модели — дочери прачки и портного Мари ванн Гётем».
В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. То есть, далеко не всё. Эдгар Дега.
Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. В сущности выбор не так уж плох. Зрителя заинтересует, куда направлены взгляды четырех танцовщиц и вместе с ними он посмотрит в левый нижний угол. Одни говорили о «революции в скульптуре», другие — об «идеальном уродстве». Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял.
Он говорит, что египетская скульптура очень реалистична, похожа на реальных людей, занимающихся обыденными делами. Танцовщица постоянно балансирует между предельным реалистичным и странным искусственным. Ломброзо пытался доказать, что проститутка – отдельный вид человека. Он также был известен как способный мимический актёр.
Таз для мытья. Легко можно представить, насколько свежими казались картины Дега современникам художника, учитывая то, как ярко была передана им жизнь балета. Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» вСалоне 1865года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере.
Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий. В его эпоху новая наука антропология изучала человеческие черепа, чтобы определить на какой стадии развития находятся люди. Низкий лоб считался наиболее примитивным и именно так критики расценивали «Танцовщицу» Дега – её называли «Обезьянкой». И, однако именно в этой небольшой серии балерин на сцене Дега иногда изменяет себе. Розовые и голубые девушки-облачка впервые приковывают внимание зрителя на полотне «Оркестранты оперы», хотя и не являются центральными персонажами. После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам. Одним из самых сильных недоумений моего отрочества был портрет Авдотьи Истоминой.
Правда, уже в образах балетного быта, в изображениях закулисной жизни у Дега ощущалось некоторое раздвоение художнического созерцания его колорит всегда «благороднее» формы. Как ему это удаётся. В то время была популярна теория Чезаре Ломброзо, который говорил о важности применения методов естествознания в криминологии: преступники, по его мнению, отличались от всех остальных людей «атавистическими» внешними признаками, свидетельствовавшими об отставании в развитии. С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (Танцовщица, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн).
По другим источникам, долги были следствием неудачных сделок на американской бирже хлопка братьев Дега, получивших в наследство брокерскую контору своего дяди. Эдгар Дега родился 19 июня 1834 года в Париже, в дворянской семье.
Это были мужчины игравшие важную роль в политической и экономической жизни страны. Пушкина, г. Москва. Тематика танцовщиц была близка художнику Эдгару Дега. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями.
Мы видим глубокие корни социального зла, где нет виноватых, где все жертвы. Голубые танцовщицы. В 1881 году Эдгар Дега, ранее никогда не выставлявший скульптуру, продемонстрировал своё новое творение«Четырнадцатилетняя танцовщица».
Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Он жил один. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Не исключение и эта картина. Музей искусств Филадельфии, США.
Но, на первый план у Дега всё равно выходит цвет. Художник изображает не вакхическую пляску античности, не «евритмию» Платона, не гордую пластику Ренессанса, не медлительную плавность менуэта, — но театральный танец современной академии. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий.
Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. В немногочисленных кружках, объединявших художников, Дега обладал безусловно высокой репутацией благодаря своим манерам, тонкой культуре, учтивости, своеобразному, сочетавшемуся с резкостью, обаянию, — все это вызывало к нему известное уважение.
Для этого он писал картины на серьезные исторические темы. Особенно высоко ценится ее неповторимая, нежная и мягкая цветовая гамма. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена.
Холодный дневной свет широких окон скучного танцкласса (против которых Дега так любит ставить своих героинь) превращает эти контуры балерин в дымчатые силуэты с нежно тающими облачками тюник. Каждая ученица балетной школы должна была отрабатывать пять основных балетных позиций. В течение трех лет Серебрякова рисовала балерин.
Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. Дега писал своему другу: «Один хлопок. Этих балетных девочек называли «крысятами». И мотивы Герасимова относительно работы с балетом соответствуют его интересам.
1897 г. Галерея искусств Америки и Европы 19-20 вв. «Четырнадцатилетняя танцовщица» Дега – реальный подросток из бедной семьи, в записной книжке художника есть запись адреса, где жила её семья: «ванн Гётем бульвар Клиши». Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Для скольких поколений художников пляшущие женщины и дети были символами гармонической, телесно-душевной красоты, молодости, страсти и изящества. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма.
Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц». Таковы картины «Танцовщицы на репетиции», «Танцовщица у фотографа», «Ожидание», «Две танцовщицы» и др. Иполлит Тен называл танцклассы «рынком женской плоти» и Дега передает именно этот аспект закулисной жизни. В них мерцает и искрится вся многоцветность феерии.
Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. На тему танцовщиц Дега в сильной степени повлиял Оноре Домье.
И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Яков Тугенхольд писал о Дега: «Он выдавал отрицательные образы за положительные и таким образом заставлял увидеть отрицательное, которое люди не замечали». Теодор Адорно в своей работе «Эстетическая теория» заметил, что с приходом символизма интерес и воспевание проститутки в искусстве начался примерно с Уильяма Блейка, переходя наивысшей точкой в «Цветах зла» Бодлера. Да и вся эта картина — словно проблеск улыбки (столь редкостной. ) в угрюмом и насмешливом творчестве Дега. Эдгар Дега воспринимал театр именно так.
Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Позировала Дега средняя из сестер – Мари ванн Гётем (Marievan Goethem), в 1879 году Марии исполнилось 14 лет, вероятно тогда Дега начал работать над скульптурой.
Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса. Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Импрессионисты». Скульптура Дега сделала видимым то, о чем зрителям не нравилось думать.
Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». Эдгар Дега тоже был завсегдатаем театра, но абсолютно иначе подошел к театральной теме.
Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная». И примечательно, что полотна подобного рода с их графичностью и реализмом особенно популярны в частных собраниях и художественных галереях Америки. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. В это время она продолжала носить траур по своему отцу – его портрет висит позади Лауры. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан.
Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Курбе иДелакруа оказали определенное влияние на творчество Дега, однако действительным, признаваемым им авторитетом до конца жизни для художника оставался Энгр. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника.
В жанре соцреализма он рисовал, как всегда, лучших – прославленную элиту Советского Союза. Голубые танцовщицы. Владея умением безошибочно рисовать с натуры, за которое иные бы продали душу, он так и не полюбил работать на пленэре. Эдгар Дега воспринимал театр именно так.
Критики вопрошали: «почему она так уродлива. Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. Самая удивительная идея Дега была одеть скульптуру в настоящую одежду. Как-то Дега сказал, что изображать моющихся женщин – «это все равно, как если бы подсмотреть через замочную скважину».
И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. К 1882году у художника начинает резко ухудшаться зрение и Дега начал обращаться к пастельной технике, а затем и к скульптуре. Действительно, его умение останавливать мгновение жизни на своих полотнах роднит его именно с этим направлением в живописи.
В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Это действительно труженица балета — не жрица, но жертва его. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя.
В отличие от других импрессионистов, Дега получил законченное образование в Академии. К этому времени Дега исполнилось 50 лет. Балет из оперной ложи. Эту жизнь он отображает на своих картинах, рисуя скачки, людей в кафе, театре и на улицах. «Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. в Париже в возрасте 83 лет, будучи признанным мастером и авторитетным живописцем, по праву считавшимся одним из ярчайших представителей импрессионизма, оригинальным творцом.
Дега оставил свыше 2000 картин маслом, пастелей и скульптур. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Мать зарабатывала стиркой, а отец был портным. Картина необычна тем, что написана в ракурсе «вид сверху». При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества.
Мне нравится эта суровость». И в многочисленной серии «танцклассов» и «репетиций» перед нами развертывается вся оборотная и черновая сторона оперной карьеры, которая мнится наивному зрителю столь «божественной и легкокрылой». Родительская поддержка позволила молодому человеку отправиться в долгое путешествие по Италии, где он сумел познакомиться с произведениями великих классиков.
Многие парижские художники были завсегдатаями оперы и часто в лице танцовщиц и артисток находили своих муз. (Справедливости ради скажем, что гораздо позже мне на глаза попалась и фотография Максимовой в юности, однозначно свидетельствовавшая: всем известная кукольно-детская конституция артистки — плод особого многолетнего труда). С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Дега рисовал эти позиции, когда наблюдал за занятиями балетного класса.
Краткая биографическая справка. Две балерины на картине Голубые танцовщицы не попали в кадр полностью. Дега можно отнести к импрессионизму только благодаря трепещущей, светящейся игре красок. Позже он пишет портрет художника Лепика (Площадь Согласия»)— в определенной степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре.
Например, одетые в чёрное фигуры расставлены так, что ярко выделяются на заднем плане и словно выступают из картины. Американский историк искусства Джордж Хеард Гамильтон писал об этих работах Дега: «Колорит его картин был последним и величайшим даром художника современному искусству. Он выставляется лишь в немногих избранных публичных местах, что вызывает интерес к нему со стороны респектабельных художественных журналов Парижа. В его творческой карьере насчитывается огромное количество произведений.
«Голубые танцовщицы». Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти.
В1873 г. художник вернулся в Париж. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Дега ценил воск за его изменяемость, друзья, посещавшие мастерскую художника иногда находили на месте скульптуры восковой шар: по-видимому, Дега посчитал свое произведение неудачным.
Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни («Танцевальный класс», 1873—1875 «Танцовщица на сцене», 1878 — обе в Музее Орсэ, Париж «Танцовщицы на репетиции», 1879, МГИИ, Москва «Голубые танцовщицы», 1890, Музей Орсэ, Париж). Большинство женщин легкого поведения были или блондинками или рыжими. Эти портреты были выставлены в 1871 году рядом с «танцовщицей». Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей.
Любой другой художник изобразил бы лишь сцену с танцовщицами. Танцовщицы отдыхают во время репетиции, они стоят группками по всему залу. Именно там, сияющей и воздушной, освобожденной от земного тяготения, выплывает на авансцену его «Прима-балерина», в своем розовом облаке, несомом волнами звуков, чтобы раскланяться с публикой. А Дега лишь наблюдает за ними и запечатлевает один единственный кадр из их жизней.
Однако, Эдгар Дега более всего известен публике как художник балерин и действительно, никакие другие сюжеты не привлекали его так сильно (может быть, еще только скачки). Новая волна художников ломала традиционные представления о живописи, о сюжетах и героях картин, вводя в их круг простые сцены из жизни наполеоновской Франции. Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». Акцент сместился с рассмотрения власти как силы для эксплуатации, подавления и манипулирования, к изучению распространения мягких процессов дисциплинирования и нормализации через культурные репрезентации».
«Fayedeladance» был в своём роде мужским клубом, куда могли входить только мужчины и балерины, наилучшим вариантомдля которых было найти себе богатых покровителей. Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».
Эту популярную практику запечатлел бельгийский художник-символист Фелисьен Ропс (Felicien Rops) в своей картине «Урок гигиены» (TheHygiene Lesson), на которой изображены офицер и рядовой, рассматривающие восковую модель женщины, больной сифилисом. Его работы как будто созданы спонтанно, молниеносно, но это обманчивое впечатление. Ему также нравилось писать купающихся женщин и сцены скачек. Но у прирожденных балерин нет времени на посторонние мысли – они живут танцем и секунда бездействия, как смерть.
Он поставил свою танцовщицу в четвертую позицию. Основой процветания города была торговля хлопком. В творчестве мастера нет ничего от экспромта.
И не только потому, что о ней вообще реже задумываются и реже спорят. Затем начинается игра света и тени. Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–1856), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании.
Скорее речь идёт о каком-то общем для эпохи порыве, выраженном каждым художником индивидуально и своеобразно. Пользоваться пастелью художники начали в конце XV века, а в XVIII веке пастель была в особой моде и прежде всего в портретной живописи. Он все чаще и чаще обращается к скульптуре, поскольку здесь он может больше полагаться на осязание, чем на почти утраченное зрение.
В этом их сила и слабость. Они заняты своими делами, своими мыслями. Существует ли идеал красоты. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега.
Неудавшийся арабеск заставил ее сделать неловкое движение. Дега усилил эффект от своей скульптуры, выставив рядом с ней рисунки с изображением убийц, чьи лица были поразительно похожи на «преступные типажи» Ломброзо. Дега писал своему другу: «Один хлопок.
Однако целый пласт работ, напротив изысканно-точен в исполнении – такие картины, как «Танцевальный класс», узнаваемы по срезанным углам, по динамичным и в то же время изящным позам юных танцовщиц. В послереволюционные годы она получила разрешение на проход за кулисы Мариинского театра.
Друг Дега Эдмон Дюранти (Edmond Duranty)– журналист и критик, описывает статуи древнего Египта как поразительно современные. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить ее душу». Остальные выполнены пастелью. Картина читается справа налево.
Художник изображает не вакхическую пляску античности, не «евритмию» Платона, не гордую пластику Ренессанса, не медлительную плавность менуэта, но театральный танец современной академии. Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе). Эдгар Дега. Школа театрализирует ее для сцены, но.
Четыре танцовщицы в картине образуют единое целое, своей пластикой передавая идею гармоничного, слаженного и развивающегося движения. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Но взгляд его бесстрастен и отстранен, картины полны нежности, но не эротичности.
С каким-то острым и горьким наслаждением подсматривает Дега как раз те интимные движения танцовщиц, которые неведомы публике, — он показывает балерину словно застигнутую врасплох в те моменты, когда она предоставлена самой себе, когда она не чувствует на себе контролирующих взоров толпы. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Как-то Э. Дега сказал, что изображать моющихся женщин — «это все равно, как если бы подсмотреть через замочную скважину».
Дега никогда не имел никаких учеников, но многие художники, например, Поль Гоген, Жорж Сера, Анри Тулуз-Лотрек, признавали его влияние на свое искусство. Голубые танцовщицы, на мой взгляд, одна из самых прекрасных работ Дега. Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане иМоне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение. Демобилизовавшись в 1871, он некоторое время путешествовал по Европе и Америке.
Многие парижские художники были завсегдатаями Оперы и часто в лице танцовщиц и артисток находили своих вдохновительниц. Среди наиболее известных картин того периода: Семирамида закладывает город (1861 г. ), Бедствия Орлеана (1865 г. ) и Александр и Буцефал (1861-1862 гг. ). Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). На выставки целыми отрядами водили солдат, заразившихся ЗППП.
И где граница между характерностью и красотой. Балет Дега – классический балет, выродившийся в условное и застывшее зрелище. Дега вырос из традиционной живописи, которая так мало значила для других импрессионистов. Этот прием несвойственен традиционному подходу к искусству. Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов».
Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Вид отчужденного замерзшего Парижа за окном усиливает чувство одиночества. Почему её лоб и её губы уже отмечены явной порочностью. » Говорили, что она похожа на чудовище, на «цветок трущоб». Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов.
В какой-то мере он «подсмотрел» и «Голубых танцовщиц», — сумев выбрать тот угол зрения, ту линию и те части, которые нужны были только ему. Эту работу многие любители искусства считают настоящим шедевром. Художники, писавшие балет до Дега, либо выстраивали геометрически правильные композиции, либо изображали звёзд балета, склонившихся в изящном поклоне. У Пушкина сказано, что Истомина «летит, как пух из уст Эола» и от того она мне представлялась женщиной с конституцией Екатерины Максимовой.
Таз для мытья. Дега говорил: «Каждый видит то, что хочет видеть. Эдгара Дега причисляют к импрессионистам. Их клиентами были богатые мужчины, посещавшие оперу. Именно в «репетиционных» полотнах Дега прослеживается двойная работа художника – разрушение иллюзии реального мира и ее новое воссоздание на художественном полотне.
Им даже предоставлялись скидки на входные билеты, поскольку они были частыми посетителями подобных выставок в связи с таким же частым посещением борделей. А. С. «Всё, что я делаю — это результат размышлений. Некоторые выставки он помогал организовывать. В конце жизни художник ослеп, но тему танца и балета продолжил уже в скульптуре. Эдмон Гонкур писал о Дега: «Человек в высшей степени чувствительный, улавливающий самую суть вещей.
Что удивительно, если «Голубых танцовщиц» большинство зрителей узнает моментально, то некоторые полотна широкой публике незнакомы вовсе. Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей. Дега в корне отличался от импрессионистов, он воспринимал окружающий мир как динамичную стихию бытия, не пытаясь вычленить из нее и капли вдохновения. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента).
Вот ещё одно описание этой картины ценителем и знатоком искусства: «В сравнении с официальной салонной портретной живописью, для которой фотографическая точность, фотографическая постановка и достоверность моментального снимка были непременным условием эстетики, картина в своей смелости и правде означала настоящую революцию. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет. В возрасте 20 лет Эдгар становится учеником живописца Ламота. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу». Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега.
На индивидуальном уровне могли наслаиваться несовместимые убеждения. Более того, поведение в одном сегменте общества оказывало влияние на другие сегменты».
Изображая балерин на сцене, Дега уже всецело, безостановочно отдается живописной иллюзии. Его прельстила не та или иная прима-балерина как пластическая индивидуальность.
Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». » (deliberation) — писал мастер. Таким Дега, пожалуй, знаком не каждому. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». Экспериментаторство художника затрагивает и композицию картины.
Четыре балерины поправляют свои пачки и разминаются перед выходом на сцену. Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». ГМИИ им.
Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная». Для этой цели был построен роскошный зал «Fayedeladance», где юные балерины могли встретиться с любителями оперы. Так рождалось понимание: балет может быть разным. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году.
Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений. Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Балет Дега — классический балет, выродившийся в условное и застывшее зрелище. Например, его герои не смотрят на зрителя (за исключением заказных портретов), чаще всего находясь в движении. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи.
Хюттингер). Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Это ему явно удавалось. Образы пленительных оперных «нимф и богинь», властвовавших в галантном XVIII веке, оставили Ланкре, Латур, Фрагонар и другие художники. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Сюда, в контору дяди, они просто заглянули ненадолго и потому бездельничают, в то время как все остальные заняты работой.
Но только не Дега. В сияющий новизной мир импрессионизма Дега вошел благодаря знакомству с Эдуардом Мане. В этом их сила и слабость.
Обе картины хранятся в Третьяковской галерее. Это поразительно напоминает о том, что говорили о «Четырнадцатилетней танцовщице». Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника.
По возвращении ему предстояло столкнуться с угрюмой действительностью лицом к лицу. До этого Дега не занимался скульптурой, это был для него самый амбициозный план. 1886 г. Бумага, пастель. В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков.
К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал свое желание «стать знаменитым и неизвестным». Посмотрите на жесты, с которыми балерина Дега почесывается, поправляет свой бант, трико или корсаж, готовясь перешагнуть через кулисы или на то, как она уходит, переваливаясь, оттанцевав свой номер или в изнеможении разваливается на скамье — и вы увидите всю ее изначальную, жизненно-неотесанную натуру. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. К этому времени художник уже почти полностью ослеп, но вплоть до 1914 года его сухопарую фигуру можно было заметить на парижских улицах, по которым он ходил, нащупывая себе путь тростью.
Мы наблюдаем за ними сверху, вот таким образом видим только их плечи и талии. Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница. Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца.
Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиялОноре Домье. Все здесь полно осмысленного движения.
Ему пришлось не только продать дом и собранную отцом коллекцию картин старых мастеров, но и впервые задуматься над продажей своих собственных работ. «Семейство Беллели». Ценители живописи французских импрессионистов и Дега, в частности, высказывают единодушное мнение, что среди всех картин с балеринами «Голубые танцовщицы» являются лучшим воплощением данной темы. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Образы пленительных оперных «нимф и богинь», властвовавших в галантном XVIII веке, оставили Ланкре, Латур, Фрагонар. Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как Жан Огюст Энгр. После этого он заметит танцовщиц в зеленым.
Они на нас не смотрят, а лишь поправляют свои платья перед началом выступления. «Балетная» тема позволяла художнику сочетать изысканные линии с эффектами искусственного освещения, но и в развитии этой темы Эдгар Дега шел очень осторожно, вот таким образом его произведения резко отличаются от картин таких классиков импрессионизма, как Моне, Писсарро, Сислей. Баронесса стоит свободно, у нее гордая, прямая и чопорная осанка.
С этого момента он уже окончательно прекратил работу. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Мастер встречался с ним, когда ещё был мальчишкой. Конечно, это не значит, что художник развертывает перед нами целостное зрелище того или иного балета как представления верный своему обычному композиционному принципу, Дега показывает нам только уголки театра: части сцены, фойе или уборной (иногда видимой даже через дверную щель) — но даже там, где у Дега всего лишь две или одна танцовщица, мы вычитываем целое, мы чувствуем все характерные грани балета.