На открывающейся в Русском музее выставке среди прочего представлены три шедевра Бакста, на которые стоит обратить внимание в первую очередь – картины «Ужин» (1902), «Портрет С. П. Дягилева с няней» (1906) и «Древний ужас (Terror antiquus)» (1907).
Он — один из первых реформаторов сценического костюма. Виньетки для «Мира искусства», шрифты и иллюстрации для «Аполлона», картинки для юмористических «Жупела» и «Сатирикона» создали образ времени в куда большей степени, чем заметки и виды Версаля Бенуа или ностальгическое сновидчество Константина Сомова. Бакст во многом предвосхитил современные тенденции, когда тело заменяет костюм. Визитная карточка «Русских сезонов» 1912 года. Островной пейзаж, разворачивающийся за спиной богини— это вид с афинского Акрополя.
Это не только те произведения, которые связаны с их именем, но еще особая атмосфера. Но в западные музеи мы не обращались, так как у нас мало денег. Рассказывает директор музея Марина Лошак: «Мы попытались сделать выставку, которая соответствует уровню мифа, так как Бакст – это миф своего рода, как и все большие художники, которые создают некое пространство вокруг себя. Им стала Алиса Уордер Гэррет — наследница крупного состояния семьи Уордеров. Алиса Гэррет умерла в 1954 году. Художник включал в визуальный образ спектакля все его составные элементы. В начале девяностых он приобретает славу модного акварелиста и портретиста, получает выгодные заказы императорского двора, что позволяет ему отправиться в европейское путешествие.
Это первое подобие ретроспективы Бакста в России. «Русские сезоны» в целом и Бакст в частности – может быть, единственный случай стопроцентно успешного русского имиджевого проекта. Так получилось, что он стал первым известным эмигрантом «по пятому пункту».
Слава Бакста докатилась до Америки через три года после триумфа «Шехеразады» и «Жар-птицы». Бакста. Дело в том, что 2016-й – не только год Босха, но и, согласно резолюции ЮНЕСКО, год Бакста. Во время своего первого пребывания на американском континенте Бакст c успехом выступил с лекцией на эту тему в Нью-Йорке и Торонто.
Вобоих случаях это пост-модерн— аведь Бакст этого слова даже незнал. То, что мывидим сейчас встенах Пушкинского музея, — естественно, органично ипрекрасно. Выставка проходит в корпусе Бенуа Русского музея (Набережная канала Грибоедова, дом 2 / Инженерная улица, дом 2). Посещал вольнослушателем Академию художеств, но не окончил ее, как и гимназию. Это был затянувшийся период подражаний: псевдоготика, псевдоренессанс и прочее. В качестве доминирующего стиля Бакст выбрал русский фольклор.
Перед смертью он долгое время пребывал со своими союзниками в постоянных размолвках. Кто-то на секунду увидит на ней черты человеческого лица. Именно костюмы и декорации исполненные по эскизам Льва Бакста, обусловили беспримерный успех легендарных «дягилевских сезонов» – балетных и оперных постановок в России, Франции и других странах. 6. Лев (Леон) Бакст (1866-1924) – всемирно известный художник и график, внесший неоценимый вклад в русское театрально-декорационное искусство эпохи его расцвета. Загадку его полотен порой так трудно разгадать.
Тогда же появляются первые книжные иллюстрации Бакста, которыми он зарабатывал на жизнь. Сначала с Дягилевым произошел конфликт творческий – антрепренер стремился идти в ногу со временем, а художник настаивал на продолжении «линии стилизации». Лев Бакст (при рождении Лев Самойлович Розенберг) родился в 1866 году в Гродно, Белоруссия. Который принес Дягилеву и Русским сезонам чуть ли не половину успеха. Всего лишь третья выставка Бакста в России. Результаты работы очень понравились хозяйке. 7.
Жан Кокто посвятил его работам несколько эссе. Затем учился в петербургской гимназии и в петербургской академии, был членом объединения «Мир искусства», автором декораций «Русских сезонов» Дягилева. Появилась даже бакстомания. Помимо дворца, это еще и уникальный парковый ансамбль. Лев Бакст оказался отрезанным от Парижа и Сергея Дягилева с его «Сезонами», которые сошли на нет.
Он перестает быть «господином оформителем» и превращается в одного из самых авторитетных художников западного мира. Льва Бакста, внесшего неоценимый вклад в мировое театрально-декорационное искусство. Из не выставлявшихся работ самая важная, особенно для карьеры Бакста, — Приезд адмирала Авелана в Париж, чуть было не канувшая в запасниках Военно–морского музея. Однако нельзя разделить его творчество на отдельные части».
В ноябре 1921 года художник отправился на теплоходе в Америку, где провел всю зиму. Трудно найти область творчества, в которой Бакст не оставил значительный след. Например, он создал декорации в египетском стиле для «Саломеи» использовал греческие мотивы для «Нарцисса», «Дафниса и Хлои», «Послеполуденного отдыха фавна», яванские – для «Синего Бога», китайские и закавказские – для «Тамары» и, конечно же, арабские — для «Шехеразады».
В журнале Дягилева – Бенуа он рисовал иллюстрации и виньетки, разрабатывал шрифты. Он одевает балерину в тунику, легкие прозрачные платья, сандалии. Художника все же ждали. Первая лекция называлась «Искусство костюма и его законы их индивидуальное применение». За Акрополем— освещённая молниями долина, поросшая серебристыми оливами.
Вещи для экспозиции в Русском музее передали и частные коллекционеры. Школа-академия, наоборот, святотатственно учила ужасному делу: «облагораживанию», «очищению» старинных форм от варварства. "Леон Бакст, прекрасный рисовальщик с крепкой академической школой, что видно даже в эскизах костюмов инстинктивно отринул этот академический подход. Большие живописные вещи, включая программное панно «Древний ужас». Это был его своего рода реванш над идущей еще от академизма традицией написания картин. Сложнее оказалась история с творческим наследием Бакста в США. Он в сложном реставрационном состоянии, но, тем не менее, Николай Цискаридзе пошел навстречу и нам удалось его получить.
Подготовка к данной выставке велась практически целый год. Предполагалось, что он выступит с речью. Через шестьдесят лет несколько эскизов из собрания были представлены на выставке «Великолепный Бакст: театральный и текстильный дизайн из коллекций Балтимора» в Балтиморском музее искусства. В 1909 году брак Бакста распадается. «Черешневый лес», как всегда идеально конструирует программу фестиваля, вкоторой всегда прослеживаются тончайшие ассоциативные связи: Бакст— великий театральный художник, соединявший всвоих костюмах отантичности— и, заметьте, мысвами вмузее античных слепков— добезумных ориентальных мотивов иМаррас, который тоже всвоих костюмах соединяет все, что можно.
Модерн отразился во всех видах и жанрах искусства. Лучшей национальной идеи, чем безумие, нам все равно не придумать. Собрать такое количество произведений искусства Льва Бакста оказалось крайне непросто.
Бакст ездил в резервации индейцев, сидел в музеях, создал массу эскизов тканей. Появился даже стиль одежды и убранства домов а la Bakst. Это была последняя живописная работа художника, после которой он практически не работал маслом и не создавал картин (только в 1920-е годы декоративные панно в США и Великобритании).
Мы хотим показать Бакста богаче, чем просто театрального художника». Символ нового искусства. И, естественно, объемность сцены его глубоко привлекала, да и Дягилев это понял сразу. Прототипом статуи послужила статуя, найденная при раскопках на Акрополе. Мы хотим показать Бакста богаче, чем просто театрального художника».
Эти работы художника раскупались и музеями и коллекционерами. Так витиевато восторгались талантом Леона Бакста его современники.
Бакст не принял приглашение преподавать в колледже, но несколько раз бывал там, подолгу беседуя со студентами. Бакст первым определил тот путь, которым художник может идти в новом обществе. В мемуарах современников гродненский еврей (настоящее имя – Лейб-Хаим Розенберг), перебравшийся в столицу, предстает эдакой коллективной Галатеей петербургских снобов. Начало положила замечательная «Ночь музыки», которая состоялась с 7 на 8 июля, а продолжился праздник «Опереттой-парком».
Толстого» (1886) исполненный по фотографии писателя. Стратегию бытования вне галерей и коллекций. В год 150-летия со дня рождения Бакста (2016) его работы из музейного собрания участвовали в больших выставочных проектах по всему миру, а теперь вернулись домой. Но портреты на самом деле в углу картины.
Центральный музей ВМФ предоставил монументальное полотно «Встреча адмирала Авелана в Париже» (1898-1900). Пройдет время и ученик Бакста Марк Шагал, оформляя плафон Гранд-Опера, поместит на нем «Жар-Птицу» своего учителя. Всем тем, кто хоть сколько-нибудь представляет себе профиль Центра Помпиду, это может показаться странным: с одной стороны, собрание модернистского и современного искусства, с другой – довольно манерный эскиз театрального художника из России к ныне почти забытому спектаклю дягилевских «Русских сезонов» в Париже (постановка которого в 1912 году к тому же чуть ли не провалилась).
Льва Бакста больше знают за рубежом, чем в России. К примеру, он принимал и одобрял кубизм, а футуризм отчего-то терпеть не мог. Но ведь нет. Например, очень хотелось получить костюм к партии «Призрака Розы» Вячеслава Нижинского, который находился в Вагановском училище. () Перед нами не пейзаж человеческих мер и человеческих восприятий, но икона родовых мук Матери-Геи2».
Только в 2016 году отпраздновали юбилей – 150 лет со дня рождения Льва Бакста: можно подумать, что Театральный музей опоздал, но нет – успел как раз вовремя. Театр же дал ему шанс объединить все эти силы для написания «живых картин». Самое раннее произведение художника, показанное на выставке, – «Портрет Л. Н. Ретроспективная выставка включает его произведения раннего периода, эскизы тканей, сделанные им для одного нью-йоркского промышленника в 1923-1924 годах, театрально-балетный раздел, включающий эскизы к спектаклям, портрет Дягилева с няней и колоссальный «Элизиум» — занавес для Драматического театра Комиссаржевской.
Бакст был еще и известный кутюрье, популярный и модный художник. Париж, Лондон и Нью-Йорк превозносят Бакста как законодателя моды на Восток. Но одновременно в России он стал изгоем. Невероятно, но факт. Ради этого брака Бакст переходит из иудаизма в лютеранство.
Впрочем и собранного достаточно для того, чтобы составить общее представление об этом живописце, театральном декораторе иллюстраторе и дизайнере тканей. Нам просто невозможно было бы у них что-то перехватывать. Наряду с Валентином Серовым и Константином Сомовым Бакст – самый значительный портретист общества «Мир искусства». Когда Дягилев в 1909 году решился открывать сезоны «Русского балета», Бакста он привлек к работе вместе с прочими «мирискусниками». Ничего не помогло. К этому периоду относится его знакомство с Михаилом Врубелем и Михаилом Нестеровым, а также Валентином Серовым, который станет его ближайшим другом. Соломон Волков: «Названное автором Terror Antiquus (Древний ужас), это поразительное панно изображало решительными широкими мазками гибель древней Атлантиды— мифической цивилизации, некогда процветавшей, согласно Платону, на огромном острове в Атлантическом океане.
Создал тот образ, которому будут следовать дальше. Видный деятель группы «Мир искусства», соратник и друг Сергея Дягилева, Александра Бенуа и Владимира Серова, Бакст много работал за границей после революции. Но зритель увидит не только театральное наследие, эскизы и выполненные по ним образцы тканей и моделей одежды. Куратор выставки искусствовед Владимир Круглов собрал блок знаковых живописных работ художника, в том числе «Автопортрет», «Ужин», «Портрет Сергея Дягилева с няней», «Древний ужас». Атлантиду навеки поглотил разбушевавшийся океан.
Его неординарные идинамичные декорации икостюмы обеспечили успех таким легендарным постановкам, как «Клеопатра», «Шехеразада» или «Спящая принцесса» иоказали влияние наобщее представление осценическом оформлении. Бакст интенсивно работает в «Мире Искусства», а также в журналах «Адская почта», «Сатирикон», «Нива», «Аполлон», «Золотое руно». Который сделал костюм, ранее считавшийся чем-то вторичным на фоне задника, кулис и занавеса, главным элементом театральной декорации. Никто из высоких заступников, включая великих князей, повлиять на ситуацию не смог. Их в этом плане вполне можно сравнить с мастерами эпохи Возрождения.
С другой стороны, он активно использовал этнические мотивы в своих сценических работах. Тот согласился и в переписке в дальнейшем стал называть Селига своим другом. Дело дошло до суда, который Дягилев проиграл.
Он видит сквозь вещи и искусство эпохи внешние формы и лики жизни. Ктомуже, мне очень важно, чтобы унаряда были душа ихарактер, что мынаблюдаем иуБакста». В первую очередь, за счет многообразия его деятельности. Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства хранит крупнейшую коллекцию театральных эскизов Леона (Льва Самойловича) Бакста – знаменитого художника, одного из основателей объединения «Мир искусства» и «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Она была организована с участием главного редактора «Вэнити фэа» и проходила в фешенебельном отеле «Плаза». Проект «Весь Бакст» погружает широко известные работы художника из музейной коллекции в его собственный творческий контекст.
Первым делом он начал работы в доме Гэрретов в Балтиморе. Безусловно, у Селига остался неприятный осадок от случившегося. Знаменитый портрет Сергея Дягилева – с няней на заднем плане. Бакст уехал и, по словам друзей, поклялся никогда больше не возвращаться. И в академии не лучший ученик и в Мире искусства не первый гений.
Пристальный интерес к наследию античности, Древнего и средневекового Востока наиболее полно раскрылся в сценических работах Бакста конца 1900-1910-х годов, связанных с «дягилевскими сезонами» (оформление балетных постановок «Клеопатра», «Шехерезада», «Карнавал», «Нарцисс», «Дафнис и Хлоя» и других). Которого костюмы вывели в звезды Иду Рубинштейн. Петербургские снобы, «невские пиквикианцы», хотели указать амбициозному провинциалу-выскочке его место, а на деле помогли найти свой уникальный путь в искусстве. Предложение поступило как раз после разрыва отношений Бакста с Дягилевым.
На аукционах цены чаще всего запредельные, это больше для олигархов доступно. И, конечно, театральный художник известный вомногом своими впечатляющими проектами для «Русских сезонов» Сергея Дягилева вПариже иЛондоне.
Были и прочие истории с антисемитским душком. Посетителям представлено более 160 произведений. Но это произведение имело и крайне удачную экспозиционную судьбу за пределами России.
С середины 1890-х годов Лев Бакст входит в кружок писателей и художников, объединившихся вокруг Сергея Дягилева и Александра Бенуа и в дальнейшем становится одним из инициаторов создания общества «Мир искусства» – одного из наиболее ярких явлений в русской культуре рубежа XIX и ХХ веков. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства хранит настоящую энциклопедию театральных работ Леона Бакста, от самых ранних его опытов в Императорских театрах до эскизов к одной из последних его постановок «Спящая принцесса». Бакст узнал об этом и арестовал свои декорации.
В витрине магазина выставили рисунки Бакста. Лишь 100 произведений находятся в фондах Русского музея. И уже вторым фронтом шли дизайн, виньетки для журнала «Мир искусства», театральные эскизы. Этот дом, основанный в 1891 году, был известен во всем мире благодаря стараниям и таланту его владелицы Жанны Пакен, первой женщины-кутюрье.
В коллекции Центра Помпиду есть несколько рисунков Льва Бакста. Человека, определившего моду 1910-х: не артистическую, но общую для всех. На этом фоне каждая страна, в том числе Россия, осознала свою национальную идентичность и стремилась подчеркнуть свои особенности. Символ времени и мастерства. Помните знаменитый эскиз костюма Нижинского для балета «Послеполуденный отдых фавна». Эвергрин Хаус является одной из достопримечательностей Западного побережья США.
Напряженная работа над оформлением «Русских сезонов», приобретшим впоследствии едва ли не большее художественное значение, чем балеты, которые продюсировал Дягилев, самым печальным образом сказалась на состоянии здоровья художника. Или, например, когда Бакст развелся с дочерью Третьякова (ее импрессионистический портрет привезли на выставку из Третьяковки), ради брака с коей ранее принимал лютеранство и вернулся к вере отцов. Картина демонстрировалась на Брюссельской выставке (1910) и получила Золотую медаль, участвовала в Международной выставке в Риме (1911), на выставке Мира Искусства в Праге (1912), на персональной выставке Бакста в Лондоне (1913)»7.
Художник назовет ее автопортретом. В реальности дела обстояли немного иначе: «Мир искусства» большого художника из Бакста не воспитал. —Сам яродом сСардинии истиль Бакста, фактура его нарядов для меня очень близки. 8.
Они все мечтали о новом высоком стиле, считали таким стилем неоклассицизм. «Древний ужас был этапной вещью, прежде всего в творческой биографии самого Бакста. Казалось бы, роскошная белая ваза, утопающая в цветах -лишь искусный натюрморт. Изображённая женская статуя— тип архаической коры, которая улыбается загадочной архаической улыбкой и держит в руках синюю птичку (или голубя— символа Афродиты). Но, кажется, до «Русских сезонов» Бакст лишь пробовал свои возможности в том или ином отдельном виде и жанре искусства. В Нью-Йорке Бакст снял мастерскую, где писал портреты на заказ. Даже в этих трех работах Бакст очень разный, это художник огромного потенциала, который, как нам кажется, не до конца раскрылся.
И он реформировал форму мужского костюма. Торжественно открылся для посетителей – 7 марта 1898 года. Остальное предоставили девять российских музеев, а также коллекционеры. Вся Европа тех лет была увлечена не только русским балетом, но и вообще «русским» и роль Бакста в этом велика. Начало XX века – время становления национального самосознания. В каталоге выставки наследие Бакста представлено полнее, чем на экспозиции.
Там же шла подготовка к лекциям. В рамках фестиваля они предстанут в обновленном виде. Их объединяет активная роль зрителя в действе.
Именно благодаря им он стал всемирно известным художником. Зовет не иначе как Левушкой. При этом с дягилевскими «Сезонами» у Бакста отношения складывались не самые радужные. После оглушительного успеха оформленных им балетов Шехеразада и Клеопатра (на выставке танцовщица-декадентка Ида Рубинштейн предстанет в обличье египетской царицы) парижские газеты, непременно восторженно поминая «оргию красок», писали: «Русские художники обрабатывают театральные декорации вместе с бутафорией и костюмами как одну общую картину».
Но по-настоящему дуэт распался в начале 1920-х годов и по финансовым причинам. Гертруда родилась в семье Вандербильтов, одной из самых богатых в США и вышла замуж за совладельца «Стандард Ойл», миллионера Гарри Пэйн Уитни. Хорошо известны отклики отечественных критиков по поводу Древнего ужаса (Вяч. Это и «Портрет Дягилева с няней» и «Ужин» и «Античный ужас» и другие произведения. Рефлексия на эту тему – естественная часть поэтики русского fin de sicle, от чеховской прозы до «Возмездия» Блока («нейрастения, скука, сплин»). Этой же дорогой – оформительства, создания стиля – дальше пойдет Баухаус, визуальный образ эпохи создавала и «Фабрика» Энди Уорхола в 1960-е.
За океаном у художника появился свой представитель. В письме в Нью-Йорк своему секретарю Гришковскому он написал: «. Можно сказать, Бакст компоновал с помощью эскизов костюмов и декораций некое постоянно меняющееся грандиозное полотно, которое было прекрасно рассматривать хоть из партера, хоть с галерки («мои мизансцены есть результат самого рассчитанного размещения пятен на фоне декораций»). Стиль – ключевое понятие для Бакста. После развода же, в 1909 году, вернулся в иудаизм. Лев Бакст действительно не был живописцем.
Выстроил собственную альтернативу снобистской арт-тусовке рубежа веков. Власть опомнилась, его избрали членом Академии художеств (которую он не окончил). В Русском музее находятся все основные произведения Бакста-станковиста.
Посетители увидят признанные шедевры мастера: «Ужин» (1902), «Портрет С. П. Дягилева с няней» (1906), «Древний ужас (Terror antiquus)» (1907), графические портреты выдающихся деятелей культуры и искусства начала ХХ века – И. Левитана, А. Бенуа, З. Гиппиус, Ф. Малявина, А. Головина и др. Литературные труды Бакста были изданы издательством «Искусство» в 2012 году и сразу стали библиографической редкостью.
Бакст же, еще до Первой мировой войны подолгу живший в Париже, водил дружбу с Пабло Пикассо и Амедео Модильяни, покупал картины «наива» Руссо-таможенника, по-своему пытался разобраться в раскладе тогдашнего современного искусства. Один из них – включенная в выставку Храмовая танцовщица, эскиз костюма к балету Синий бог.
Ее текст был опубликован в журнале «Вог». Таким образом, достаточно просто отношения между ними наладились. Все это подавалось как фон к самому главному – живописи. После этих двух премьер началась история настоящей славы. Сами же Гэрреты хотели, чтобы Бакст оформил помещение для театра в их фамильном поместье Эвегрин Хаус («Вечнозеленый дом»).
Этот автопортрет – среди представленных там работ. Вот таким образом секретарь сообщил Баксту, что его присутствие на открытии необязательно. В ходе лекции Бакст уделил особое внимание влиянию русского народного творчества на современную моду, отметив, что «русский орнамент, почти всегда природный, состоит из элементов, которые окружают крестьянку-вышивальщицу, что является источником бесконечных вариаций».
О сотрудничестве после этого речи быть не могло. – Почему мы позволяем себе такую роскошь.
В отличие от своих соотечественников и соратников по объединению «Мир искусства» – Александра Бенуа, Константина Сомова, Мстислава Добужинского и многих других, как и он, оказавшихся на чужбине, но так и не ставших своими для местных передовых артистических кругов. Дягилев заказал Баксту декорации к «Спящей красавице» Чайковского и «Мавре» Стравинского. Такова, например, серия фарфоровых статуэток, выпущенных в 1912 году Мейсенской мануфактурой после премьеры балета «Карнавал» на музыку Р. Шумана. И все в едином ансамбле. В одном из них писал: «Одним из достоинств таланта г-на Бакста является присущее ему умение придать первому изумлению видимость притворного смущения, что лишь удесятеряет восторг зрителя».
Между этими частями выставки напрашивается большой театрально-балетный раздел. В этой стране его и застало начало Первой мировой войны. Таким образом, Леон Бакст институционально признан художником мирового значения.
И отразилось на парижской моде. Это здания, относящиеся к раннему, крито-микенскому периоду истории Греции. Ощущение странности прибавится, когда в каталоге коллекции музея под эскизом прочитаешь аннотацию: «Рисунок, наклеенный на картон и исполненный свинцовым карандашом, подцвеченный акварелью и позолотой, куплен музеем в 1982 году».
Скорее всего, этого никогда не случится. Это касается и балета «Видение розы», хотя на герое там плотно облегающий костюм. Этот костюм вышел за рамки театра и стал самостоятельным произведением. Бакст получил лучший из возможных материалов для стилизации – «Шахерезаду» и «Жар-Птицу». Из Третьяковской галереи прибыл портрет жены Бакста, Любови Гриценко. Это семь панно, которые Бакст по заказу семьи написал для украшения их особняка. Академическое жюри сочло его работу «Мадонна, оплакивающая Христа» недопустимой: образы Христа и Девы Марии были наделены явными семитскими чертами.
В 1914 году его назначили представителем Госдепа США при американском после во Франции. В нем жило «глубокое и постоянное негодование, неприятие (если не ненависть) этнического неравенства». Газеты назвали ее главным художественным событием сезона. Кроме того, на Западе в основном графика.
Он сотрудничал с модными домами, создавал дизайн интерьеров и костюмов. По его словам, Бакст был уверен, что все великие люди евреи: « в принадлежности к еврейству Рембрандта он не сомневался на том основании, что великий мастер жил в еврейском квартале Амстердама и что среди позировавших ему людей было много иудеев». Кроме того, были внесены изменения и в интерьер гостиной самого дома. В общем, недотепа.
Хороший книжный график, бердслеянско-сомовского толка, хороший афишист, но не Лотрек. Балет не любит и считает вульгарным – предпочитает драмы и оперы.
В 1927 году все 33 эскиза были выставлены в Центре искусств в Нью-Йорке. Хотя Русский музей иногда все-таки приобретает картины. Иногда такие «картины» он писал по собственным программам – либретто для Нарцисса Мидаса Волшебной ночи. Почему мы позволяем себе такую роскошь. В Русском музее находятся все основные произведения Бакста-станковиста. Тот, которому под конец стали подражать и Бенуа и Рерих и Судейкин.
4. Пока же появление такой примечательной особы в бакстовских нарядах было первой и достаточно эффективной рекламой для художника. Русский музей сегодня – это уникальное хранилище художественных ценностей известный реставрационный центр, авторитетный научно-исследовательский институт, один из крупнейших центров культурно-просветительской работы, научно-методический центр художественных музеев Российской Федерации. В это же время была опубликована первая в США монография о художнике — книга Андре Левинсона «История жизни Леона Бакста» с иллюстрациями работ художника. Лекция имела большой резонанс. И снова «техничность» Бакста, его существование на вторых ролях обеспечили художнику успех. Это и «Портрет Дягилева с няней» и «Ужин» и «Античный ужас» и другие произведения. Медики запретили Баксту работать и отправили в благоприятный швейцарский климат. 5.
Привел окружающую действительность к единообразию. Пока художник над ними работал, антрепренер для подстраховки заказал альтернативное оформление Леопольду Сюрважу (иначе Леопольду Сюрцваге, художнику финско-датского происхождения). Превзойти мастера оказалось сложно, если не невозможно, а потому по сей день театральные и балетные труппы, как в Большом театре, так и за океаном используют его «образы» в своих постановках. Бакст этот вакуум заполнил.
Словом, ретроспективу в Русском можно было бы назвать событием эпохальным, если бы ряд наиболее важных театральных работ художника не уехал из Петербурга в Минск, прямо из-под носа музея с самым значительным собранием бакстовских вещей доэмиграционного периода. Легендарные постановки начала века, такие как «Нарцисс» Черепнина, «Клеопатра» Аренского или «Шехерезада» Корсакова теперь могут предстать перед зрителем в работах художника. Сносный пейзажист. Но не с Бакстом.
Этот демонстративный жест вызвал невиданно крутые меры: художника в 24 часа выслали из России. А потому с уверенностью можно сказать, что его гениальная классика – современна.
Мастер работал много и тяжело. Эта вещь принесла ему мировую славу. Баксту самому приходилось иногда «затушевывать» свое происхождение. Именно тогда впервые тело танцовщика берет на себя функцию костюма — частично торс обнажен и расписан.
Публику же больше интересовал современный костюм. Но вот его выучили, показали, что к чему, свозили в Париж (где он немедленно напился и снял проститутку) – и получился великий дизайнер. Однако в ГМИИ имени Пушкина взялись решить эту задачу одной выставкой. Лекция «Цвет и костюм» в Торонто собрала 3000 человек.
Иванова и М. Волошина). В эту же матрицу русского искусства вписываются Казимир Малевич и Дмитрий Шостакович, Альфред Шнитке и Илья Кабаков, Тимур Новиков и Сергей Курехин, который в свое время сформулировал ее суть: «Величие русской культуры – в ее тотальном безумии». Спецпрограмма летнего фестиваля искусств «Точка доступа», который в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа, включает проекты, которые многие зрители могли уже видеть. Бенуа держал на него обиду за то, что Бакст, по его мнению, присвоил себе авторство целого ряда балетов.
На ретроспективах, прошедших в прошлом году в Русском и Пушкинском музеях и в Минске, показывали именно что «всего Бакста». Талант стилиста возвел его на позицию, которой не достигал ни один русский художник. По поводу этого опуса (на время московской выставки с ним расстался Русский музей), на который художник потратил целых три года, были самые разные реакции – от восторгов парижан, посетивших Осенний салон 1908 года, до едкостей русских критиков: «Бакст, очевидно, долго придумывал, чем бы сильнее ошарашить зрителей, но придумал всего-навсего рельефную географическую карту, видимую с аэроплана» (Сергей Мамонтов), «в полотне Бакста поражает полная безопасность происходящего, как будто зритель смотрит сквозь толстое зеркальное стекло подземного аквариума» (Максимилиан Волошин).
«У нас будет один очень интересный экспонат из Англии из семьи Ротшильдов. Бакст обожал изящество и шик – любимым его выражением было «ослепительно». Первым десятилетием двадцатого века исчерпывается спокойный период в жизни художника. Гибнет великая блудница языческого апокалипсиса». В мае Селиг пригласил Бакста отобедать вместе с ним в Нью-Йорке.
Елена Байгузина: На костюмы — как сценические, так и бытовые. Предстояло переоборудовать целое крыло здания под домашний театр. Блестящий художник.
И это всего лишь третья персональная выставка Бакста в России. С любым другим художником такой подход – большие вещи на фоне почеркушек – сработал бы. Правда, Петербург время от времени грубо напоминал Баксту, что он – белорусский еврей. Вначале мы видим художника, про каких обычно говорят – ничто не предвещало. Бесплатно никто не привезет, нам еще страховку надо оплачивать. Конец 19 века – период окончательного становления Бакста. Особый интерес представляет журнально-книжная графика Бакста: в частности, его работы, созданные для легендарного журнала «Мир искусства», художественным редактором которого он был. Сейчас они стали настоящей антикварной редкостью.
Основан в 1895 году в Санкт-Петербурге по Указу императора Николая II. Земли «Весны священной» Стравинского и «Стального скока» Прокофьева. В стране же, на которую надвигалась мгла, блеска ждать отнюдь не приходилось. Для несохранившейся кисти руки позировала жена Бакста.
После его смерти еще лет десять по Америке прокатывали передвижные выставки его текстиля.