Выставка одного из важнейших русских художников и дизайнеров эпохи ар-деко – Льва Бакста, приуроченная к 150-летию мастера, открылась в корпусе Бенуа Русского музея. На открывающейся в Русском музее выставке среди прочего представлены три шедевра Бакста, на которые стоит обратить внимание в первую очередь – картины «Ужин» (1902), «Портрет С. П. Дягилева с няней» (1906) и «Древний ужас (Terror antiquus)» (1907). В честь 150-летнего юбилея всемирно известного живописца и графика Льва Бакста Русский музей представит масштабную выставку, куда войдут около ста работ из разных музейных собраний.
19 апреля в 12-00 в ИОЦ Русский музей: виртуальный филиал г. Чебоксары состоится он-лайн лекция Лев Бакст.
Это не исторические картины, а исторические картинки. И совсем редко вспоминают о тех, кто этот торжествующий выход на интернациональные просторы подготовил. Невероятно, но факт. Журнал издавался шесть лет, с 1898-го по 1904-й.
Ленинградский фарфоровый завод им. Теперь поговорим о том, в каких областях мирискусники особенно преуспели. И собственно «Мир искусства» родился из совсем камерного кружка, названного в честь романа Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба», – «Невские пиквикианцы». Дело в том, что 2016-й – не только год Босха, но и, согласно резолюции ЮНЕСКО, год Бакста. Среди мирискусников были и вовсе чуждые ностальгии.
Но были и два постоянных спонсора. Настоящим триумфом для него стала работа над балетом «Фея кукол». Они все мечтали о новом высоком стиле, считали таким стилем неоклассицизм. Основан в 1895 году в Санкт-Петербурге по Указу императора Николая II.
Так что, с другой стороны, может, это и справедливо, что главная выставка года Бакста идет в Белоруссии. И первая идея модерна – это идея ручного труда. Мирискусников искусство интересовало гораздо больше, чем жизнь.
Однако такая объемная и разносторонняя экспозиция Бакста, собранная кураторами Русского музея, открывается впервые в мире. И сделает там несколько спектаклей из которых особенно замечательны два. Рассказывает экспозиция и о проектах художника для дягилевских «Русских сезонов». В Петербурге он появился в 1903 году. Хороший книжный график, бердслеянско-сомовского толка, хороший афишист, но не Лотрек.
Правда, Петербург время от времени грубо напоминал Баксту, что он – белорусский еврей. Такая получается парадоксальная комбинация эскапизма с реформаторством и дизайнерством. Впервые эта идея синтеза была осуществлена в издаваемом ими журнале «Мир искусства», речь о котором впереди. Бакст ездил в резервации индейцев, сидел в музеях, создал массу эскизов тканей. 4.
Тот, которому под конец стали подражать и Бенуа и Рерих и Судейкин. Визуальный ряд дополняют образ Клеопатры для Иды Рубинштейн и «Баядерка с павлином» для балета Сергея Фокина «Синий бог». 7. И это всего лишь третья персональная выставка Бакста в России. Торжественно открылся для посетителей – 7 марта 1898 года. Ранний модерн вообще очень связан с социалистическими идеями.
Посетители увидят признанные шедевры мастера: «Ужин» (1902), «Портрет С. П. Дягилева с няней» (1906), «Древний ужас (Terror antiquus)» (1907), графические портреты выдающихся деятелей культуры и искусства начала ХХ века – И. Левитана, А. Бенуа, З. Гиппиус, Ф. Малявина, А. Головина и др. А как хотелось увидать живьем его портрет Иды Рубинштейн из Музея Метрополитен – в рассуждении того же Серова. А во-вторых, объединить ремесленников в деле производства этих вещей. Сейчас они стали настоящей антикварной редкостью.
Во-первых, сделать вещи красивыми индивидуальные вещи, а не конвейерные. Лев (Леон) Бакст (1866–1924) – всемирно известный художник и график, внесший неоценимый вклад в русское театрально-декорационное искусство эпохи его расцвета. Но это будет уже посмертное существование, хотя формально «Мир искусства» будет распущен лишь в 1924 году. Они готовы были сотрудничать со всеми и привлекать в свои проекты всех. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства хранит настоящую энциклопедию театральных работ Леона Бакста, от самых ранних его опытов в Императорских театрах до эскизов к одной из последних его постановок «Спящая принцесса». Чтобы издавать журнал, нужны спонсоры.
И характерно, что она сделала это в гравюрах. Конец 19 века – период окончательного становления Бакста. Полотно оказалось перечеркнутым в прямом смысле слова, но благодаря заступничеству части педагогов Академии, официально художник был исключен по причине слабого зрения. Если говорить совсем грубо – он порожден промышленной революцией. Отсюда уже совсем недалеко до вольного жеста в авангарде, но начало – здесь. Мы хотим показать Бакста богаче, чем просто театрального художника».
Тончайший шелк, расписанный рукой Бакста, сохранился удивительно хорошо. В ноябре 2015 года Николай Цискаридзе восстановил балет «Фея кукол» вместе со студентами Академии русского балета имени Вагановой. Грандиозный скандал, экстренное заседание академического совета, вызов на ковер, этнографически правдивый холст перечеркнут крест-накрест – он поспешил уйти из вольнослушателей. Спецпрограмма летнего фестиваля искусств «Точка доступа», который в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа, включает проекты, которые многие зрители могли уже видеть.
Вещи для экспозиции в Русском музее передали и частные коллекционеры. Мирискусники работали с каждым спектаклем индивидуально, с реставраторской точностью. Но портреты на самом деле в углу картины. Но та эстетика, которой восторгались европейцы в дягилевских гастрольных балетах, была сформирована кругом художников, входивших в объединение «Мир искусства».
Бенуа избегает властных полномочий, вот таким образом в 1910 году главой «Мира искусства» становится Николай Рерих, человек и художник абсолютно иного, практически враждебного истинным мирискусникам склада. Маррас всегда чувствовал себя нетолько дизайнером одежды, ноитеатральным художником инеслучайно некоторые его коллекции часто напоминали изысканно-графичные костюмы Бакста. В этой стране его и застало начало Первой мировой войны. В каждом случае состав выставок будет разным, лишь иногда пересекаясь.
На выставке, приуроченной к 150-летнему юбилею выдающегося мастера, показано около 100 живописных, графических и театрально-декорационных работ из собрания Русского музея, Третьяковской галереи и других музейных коллекций. Источник фото. Кроме того, на Западе в основном графика. С середины 1890-х годов Лев Бакст входит в кружок писателей и художников, объединившихся вокруг Сергея Дягилева и Александра Бенуа и в дальнейшем становится одним из инициаторов создания общества «Мир искусства» – одного из наиболее ярких явлений в русской культуре рубежа XIX и ХХ веков. Их интересовала не история как она есть, а ее образы – сочиненные, летучие, случайные. Они смогли перенастроить оптику восприятия искусства, произвести в нем негромкую, но существенную революцию. Выставка проходит в корпусе Бенуа Русского музея (Набережная канала Грибоедова, дом 2 / Инженерная улица, дом 2).
Но ведь нет. Всего сделанного мирискусниками не перечислить: там было много «микрореволюций».
Сносный пейзажист. В Русском музее находятся все основные произведения Бакста-станковиста. 8.
Проект «Весь Бакст» погружает широко известные работы художника из музейной коллекции в его собственный творческий контекст. В первом номере журнала было много репродукций картин Васнецова, хотя среди издателей не было его поклонников и вообще «Мир искусства» выступал против передвижничества. Это и «Портрет Дягилева с няней» и «Ужин» и «Античный ужас» и другие произведения.
Напряженная работа над оформлением «Русских сезонов», приобретшим впоследствии едва ли не большее художественное значение, чем балеты, которые продюсировал Дягилев, самым печальным образом сказалась на состоянии здоровья художника. 1903. На аукционах цены чаще всего запредельные, это больше для олигархов доступно. В экспозиции представлено около 100 работ из собрания Русского музея, а также произведения из других музейных собраний. Второй – княгиня Мария Тенишева, она будет субсидировать издание до финала.
В 1910 году «Мир искусства» восстанавливает собственное имя. Это и «Портрет Дягилева с няней» и «Ужин» и «Античный ужас» и другие произведения. В 1909 году брак Бакста распадается. Но парадоксальным образом вероятность быстрого заката была заложена в самой программе сообщества. Кто дает им деньги.
Остальное предоставили девять российских музеев, а также коллекционеры. В этом узком кругу большинство еще связано то родством, то гимназической дружбой. А в 1921 году объединение и вовсе возглавит Илья Машков, самый беспардонный из «бубновых валетов» – он просто узурпирует бренд. Русский музей сегодня – это уникальное хранилище художественных ценностей известный реставрационный центр, авторитетный научно-исследовательский институт, один из крупнейших центров культурно-просветительской работы, научно-методический центр художественных музеев Российской Федерации.
Пристальный интерес к наследию античности, Древнего и средневекового Востока наиболее полно раскрылся в сценических работах Бакста конца 1900-1910-х годов, связанных с «дягилевскими сезонами» (оформление балетных постановок «Клеопатра», «Шехерезада», «Карнавал», «Нарцисс», «Дафнис и Хлоя» и других). Выставка приурочена к 150-летию со дня рождения выдающегося мастера живописи и графики рубежа XIX – XX вв. Фото из открытых источников.
Лев (Леон) Бакст (1866-1924) – всемирно известный художник и график, внесший неоценимый вклад в русское театрально-декорационное искусство эпохи его расцвета. После его смерти еще лет десять по Америке прокатывали передвижные выставки его текстиля. Настоящую известность Баксту принесли графические работы для журнала «Мир искусства» начиная с его первого номера: в обложках и иллюстрациях строго выдерживался изысканный стиль, отдаленно напоминающий гравюры Обри Бердслея и вместе с тем наполненный чисто славянским ощущением зыбкости, недостоверности реальности.
У него было два публичных образа – один неприятнее другого. Даже в этих трех работах Бакст очень разный, это художник огромного потенциала, который, как нам кажется, не до конца раскрылся. И, конечно, театральный художник известный вомногом своими впечатляющими проектами для «Русских сезонов» Сергея Дягилева вПариже иЛондоне. Маркизы с кавалерами, арлекины и другие герои итальянской комедии дель арте, маскарады, спящие или грезящие «дамы прошедшего времени». 3. Бесплатно никто не привезет, нам еще страховку надо оплачивать. Но мирискусники не отказываются от идеи самого широкого сотрудничества и теперь на их выставках можно встретить и символистов из «Голубой розы» и фрондеров из «Бубнового валета» и вообще кого угодно – вплоть до Малевича. —Сам яродом сСардинии истиль Бакста, фактура его нарядов для меня очень близки.
И в «Мире искусства» наступают не лучшие времена. Из Третьяковской галереи прибыл портрет жены Бакста, Любови Гриценко. Были и прочие истории с антисемитским душком. 1923. До них Петербург вообще не считался красивым городом.
С другой стороны, это был город Достоевского: город дворов-колодцев и вечных сумерек. Это первое подобие ретроспективы Бакста в России. Его неординарные идинамичные декорации икостюмы обеспечили успех таким легендарным постановкам, как «Клеопатра», «Шехеразада» или «Спящая принцесса» иоказали влияние наобщее представление осценическом оформлении. Которого костюмы вывели в звезды Иду Рубинштейн.
Проще говоря, «новый стиль».
И в этой манере поведения есть один очень важный оттенок. «Ретроспективные мечтания», «галантные празднества», «царские охоты» – никаких больших идей, а просто острое переживание атмосферы ушедшего времени. Леон Бакст. «Черешневый лес», как всегда идеально конструирует программу фестиваля, вкоторой всегда прослеживаются тончайшие ассоциативные связи: Бакст— великий театральный художник, соединявший всвоих костюмах отантичности— и, заметьте, мысвами вмузее античных слепков— добезумных ориентальных мотивов иМаррас, который тоже всвоих костюмах соединяет все, что можно. Созданные им образы были запечатлены на открытках, которые можно увидеть на выставке.
Мы видим его в образах искусства и именно они нас вдохновляют. Настоящим триумфом стало оформление балета «Фея кукол» на музыку Йозефа Байера (1903). Мы хотим показать Бакста богаче, чем просто театрального художника». Загадку его полотен порой так трудно разгадать.
Ктомуже, мне очень важно, чтобы унаряда были душа ихарактер, что мынаблюдаем иуБакста». Лев Бакст скончался в Париже в 1924 году от болезни легких, успев после войны вернуться к сотрудничеству с Дягилевым и поработав с труппой знаменитой Иды Рубинштейн. Тамара Карсавина в костюме Зобеиды. В 1966году – к столетию со дня рождения – устроили скромную экспозицию работ для театра в ленинградском Театральном музее, тогда и не смевшем мечтать о коллекции Лобановых-Ростовских, теперешней музея гордости и балетных эскизов Бакста кладези. Но в западные музеи мы не обращались, так как у нас мало денег. Всего несколько человек составили ядро объединения «Мир искусства», которое в 1898 году стало издавать одноименный журнал.
Так вот, можно сказать, что Петербург придумала Остроумова-Лебедева. Хотя Русский музей иногда все-таки приобретает картины. Художник всегда оказывается обязан: народу, обществу, культуре – кому и чему угодно. Это общее служит опорой для индивидуального, прошлое порождает настоящее. Легендарные постановки начала века, такие как «Нарцисс» Черепнина, «Клеопатра» Аренского или «Шехерезада» Корсакова теперь могут предстать перед зрителем в работах художника. То, что мывидим сейчас встенах Пушкинского музея, — естественно, органично ипрекрасно.
В год 150-летия со дня рождения Бакста (2016) его работы из музейного собрания участвовали в больших выставочных проектах по всему миру, а теперь вернулись домой. Где эти миры. 6. Затем Бакст стал самым востребованным иллюстратором Серебряного века, оформлял символистские журналы «Аполлон» и «Золотое руно», а также рисовал уморительные карикатуры для аверченковского «Сатирикона».
В частности, перед зрителями предстают знаменитые эскизы к балетам «Нарцисс» и «Спящая красавица». Например, когда Бакст на большую серебряную медаль в академии представил такое Оплакивание Христа, где все персонажи имели физиономии отнюдь не брюлловские, а как у жителей черты оседлости – исключительно ради исторической достоверности. Кроме того, он приобретает известность, как прикладной художник стиля модерн, работая над предметами мебели и проектами ваз для Императорского фарфорового завода. Они, например, абсолютно изменили облик театра, особенно музыкального. Их объединяет активная роль зрителя в действе.
Блестящий художник. До них художнику в русском театре делать было просто нечего: все декорации брались, что называется, «из подбора», то есть из числа заранее готовых стандартных декораций: вот это для любого спектакля из средневековой жизни, а это – для любого из египетской. Вобоих случаях это пост-модерн— аведь Бакст этого слова даже незнал.
Кто-то на секунду увидит на ней черты человеческого лица. Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства хранит крупнейшую коллекцию театральных эскизов Леона (Льва Самойловича) Бакста – знаменитого художника, одного из основателей объединения «Мир искусства» и «Русских сезонов» Сергея Дягилева. В работах 1890-1900-х годов – живописных портретах и пейзажах, образцах книжной и журнальной графики и композициях, связанных с образом античного мира, органично соединились традиции реалистического искусства, ясность пластического языка неоклассицизма изысканность линии и яркая декоративность стиля модерн. Именно костюмы и декорации исполненные по эскизам Льва Бакста, обусловили беспримерный успех легендарных «дягилевских сезонов» – балетных и оперных постановок в России, Франции и других странах.
В общем и на том спасибо, что выписали множество вещей из Третьяковки, Бахрушинского музея, Псковского и Новгородского музеев-заповедников, что привезли из Наших художников американские рисунки для тканей и что пошили костюмы по бакстовским эскизам. Льва Бакста, внесшего неоценимый вклад в мировое театрально-декорационное искусство. Здесь гротескные фигуры огромного Петра и скорчившихся придворных на фоне условных «пустынных волн» сочетают иронию с чувством исторического масштаба. Их в этом плане вполне можно сравнить с мастерами эпохи Возрождения. М. В. Ломоносова.
После успешного дебюта в «Сердце маркизы» Бакста стали привлекать к другим спектаклям Императорских театров Петербурга. А ведь уже начинается эпоха манифестных войн, когда принято размежевываться, воевать за свой взгляд на мир и творческую оригинальность. Выставка начинается с реалистических акварелей, мирискуснических графических портретов Александра Головина, матери Набокова и других интересных персонажей. А еще они полностью изменили облик иллюстрированной книги. Та же острота и случайность ракурсов есть в «Царских охотах» Валентина Серова и в его гуаши «Петр I».
В рамках фестиваля они предстанут в обновленном виде. Слово «стиль» само по себе важно – оно означает озабоченность формой. Насмешки здесь больше, чем растроганности или печали по утраченному. Такова, например, серия фарфоровых статуэток, выпущенных в 1912 году Мейсенской мануфактурой после премьеры балета «Карнавал» на музыку Р. Шумана. Круг был совсем узкий. Модерн отразился во всех видах и жанрах искусства.
А откуда мы что-то знаем о прошлом. Художник назовет ее автопортретом.
Даже в этих трех работах Бакст очень разный, это художник огромного потенциала, который, как нам кажется, не до конца раскрылся. Наряду с Валентином Серовым и Константином Сомовым Бакст – самый значительный портретист общества «Мир искусства». Костюм японской куклы для Веры Трефиловой к постановке «Фея кукол». А мирискусники возродили не только уникальную графику, авторский рисунок, но и графику тиражную, в частности Остроумова-Лебедева занималась цветной гравюрой на дереве и отталкивалась от японских гравюр, которые в России мало кто знал.
Уход от действительности, своего рода эскапизм. Собрать такое количество произведений искусства Льва Бакста оказалось крайне непросто.
А потому с уверенностью можно сказать, что его гениальная классика – современна. Была выпущена даже серия открыток с этими рисунками. Кроме того, были литераторы – отдел критики, которым руководил Дмитрий Философов.
К тому времени из его основателей никого уже не останется в России, кроме Бенуа (он тоже вскоре эмигрирует), Лансере и Остроумовой-Лебедевой. Который принес Дягилеву и Русским сезонам чуть ли не половину успеха. С середины 1890-х годов Лев Бакст входит в кружок писателей и художников, объединившихся вокруг Сергея Дягилева и Александра Бенуа и в дальнейшем становится одним из инициаторов создания общества «Мир искусства» – одного из наиболее ярких явлений в русской культуре рубежа XIX и ХХ веков. Именно костюмы и декорации исполненные по эскизам Льва Бакста, обусловили беспримерный успех легендарных «дягилевских сезонов» – балетных и оперных постановок в России, Франции и других странах.
А если бы художник «Мира искусства» писал «Утро стрелецкой казни», он, вполне возможно, смотрел бы не на стрельцов или на Петра, а на пролетающую мимо сороку. Академическое жюри сочло его работу «Мадонна, оплакивающая Христа» недопустимой: образы Христа и Девы Марии были наделены явными семитскими чертами. 5.
Медики запретили Баксту работать и отправили в благоприятный швейцарский климат. Другой, «Николай Ставрогин» по Достоевскому, – спектакль мрачный и вполне символистский. Почему мы позволяем себе такую роскошь. Сейчас они стали настоящей антикварной редкостью. В Русском музее находятся все основные произведения Бакста-станковиста.
Искусство прошлого, которое способно порождать другое искусство, новое. И неудивительно, что именно эти два человека поддерживают Бенуа и Дягилева. Лев Бакст оказался отрезанным от Парижа и Сергея Дягилева с его «Сезонами», которые сошли на нет. Начало положила замечательная «Ночь музыки», которая состоялась с 7 на 8 июля, а продолжился праздник «Опереттой-парком».
В этом кружке друзья читали друг другу лекции по истории искусства. Или, например, когда Бакст развелся с дочерью Третьякова (ее импрессионистический портрет привезли на выставку из Третьяковки), ради брака с коей ранее принимал лютеранство и вернулся к вере отцов.
Ради этого брака Бакст переходит из иудаизма в лютеранство. Начало XX века – время становления национального самосознания. Конец праздника, всегда краткого, как вспышка. Появилась даже бакстомания.
Для современной интерпретации «Феи кукол» художник Дмитрий Парадизов воссоздал красочные наряды кукол по эскизам Леона Бакста. Помимо дворца, это еще и уникальный парковый ансамбль. Всего лишь третья выставка Бакста в России. Или Добужинский – он, в отличие от товарищей, станет работать не в музыкальном, а в драматическом театре, в МХТ со Станиславским. Вначале мы видим художника, про каких обычно говорят – ничто не предвещало. Сто лет назад мнения критиков разделились.
Он видит сквозь вещи и искусство эпохи внешние формы и лики жизни. У них была двойная идея. Подготовка к данной выставке велась практически целый год. Посетителям представлено более 160 произведений.
Нам просто невозможно было бы у них что-то перехватывать. Мирискусники еще и возродили графику как самостоятельное искусство. Это какая-то идея о смысле истории, спрессованном в конкретном событии.
Бакст интенсивно работает в «Мире Искусства», а также в журналах «Адская почта», «Сатирикон», «Нива», «Аполлон», «Золотое руно». Лишь 100 произведений находятся в фондах Русского музея. Литературные труды Бакста были изданы издательством «Искусство» в 2012 году и сразу стали библиографической редкостью.
Эти работы художника раскупались и музеями и коллекционерами. Также Бакста привлекает работа оформителя проектов Мариинского и Эрмитажного театров, он создает много живописных работ. Там печатались Мережковский, Гиппиус, Розанов, Сологуб, Брюсов, Бальмонт, Белый – но потом литераторы разругались с художниками и ушли в журнал «Новый путь». Центральный музей ВМФ предоставил монументальное полотно «Встреча адмирала Авелана в Париже» (1898-1900). – Почему мы позволяем себе такую роскошь.
Модерн – придуманный стиль, он не вырастает сам собой. Видный деятель группы «Мир искусства», соратник и друг Сергея Дягилева, Александра Бенуа и Владимира Серова, Бакст много работал за границей после революции. Бакста. Казалось бы, роскошная белая ваза, утопающая в цветах -лишь искусный натюрморт.
Но зритель увидит не только театральное наследие, эскизы и выполненные по ним образцы тканей и моделей одежды. Куратор выставки искусствовед Владимир Круглов собрал блок знаковых живописных работ художника, в том числе «Автопортрет», «Ужин», «Портрет Сергея Дягилева с няней», «Древний ужас». Что такое историческая картина, например, в духе Сурикова. Между этими частями выставки напрашивается большой театрально-балетный раздел. Такова, например, серия фарфоровых статуэток, выпущенных в 1912 году Мейсенской мануфактурой после премьеры балета «Карнавал» на музыку Р. Шумана. Пристальный интерес к наследию античности, Древнего и средневекового Востока наиболее полно раскрылся в сценических работах Бакста конца 1900–1910-х годов, связанных с «дягилевскими сезонами» (оформление балетных постановок «Клеопатра», «Шехерезада», «Карнавал», «Нарцисс», «Дафнис и Хлоя» и других). Чтобы не только искусство, но и повседневный быт стал другим. Устраивались выставки российского и зарубежного искусства – их было пять, а еще три устроил Дягилев до выхода журнала.
Первым десятилетием двадцатого века исчерпывается спокойный период в жизни художника. И мирискусники, с одной стороны, хотят уйти от жизни в какие-то отвлеченные миры. Вся Европа тех лет была увлечена не только русским балетом, но и вообще «русским» и роль Бакста в этом велика. Один, «Месяц в деревне» по Тургеневу, – спектакль мирискуснический, антикварский. Тогда же появляются первые книжные иллюстрации Бакста, которыми он зарабатывал на жизнь. А. С. Пушкина и в Национальном художественном музее Беларуси (художник родился в Гродно).
Льва Бакста больше знают за рубежом, чем в России. «Версальская серия» и цикл «Последние прогулки Людовика XIV» Бенуа – это сочиненный, хрупкий марионеточный мир. С середины 1890-х годов Лев Бакст входит в кружок писателей и художников, объединившихся вокруг Сергея Дягилева и Александра Бенуа и в дальнейшем становится одним из инициаторов создания общества «Мир искусства» – одного из наиболее ярких явлений в русской культуре рубежа XIX и ХХ веков. Превзойти мастера оказалось сложно, если не невозможно, а потому по сей день театральные и балетные труппы, как в Большом театре, так и за океаном используют его «образы» в своих постановках. Толстого» (1886) исполненный по фотографии писателя.
Музей показывает на выставке несколько предметов из этого цикла, а также фигурку Тамары Карсавиной работы Д. Иванова, созданную на Государственном фарфоровом заводе в Петрограде на заре советской власти. А затем в разных странах появились его филиалы. Спасти красотой: то есть изменить интерьеры, книги, здания, одежду. А. А. Бахрушина, музея-заповедника «Петергоф», галереи «Наши художники», KGallery и других государственных и частных институций. В прошлом. Серов не случайно входил в правление «Мира искусства» – единственный из москвичей: они хорошо понимали друг друга.
Самое раннее произведение художника, показанное на выставке, – «Портрет Л. Н. Но вернемся к мирискусникам. Так витиевато восторгались талантом Леона Бакста его современники. Которого за буйство цвета попрекали варварской азиатчиной иногда вполне недвусмысленно намекая на его восточное происхождение, а он был поклонником Венеции и только что открытого минойского Крита. Среди дочерних его предприятий были и салон «Современное искусство», где торговали мебелью, фарфором и так далее и кружок «Вечера современной музыки» и еще один журнал, «Художественные сокровища России», с тем же Бенуа в роли редактора.
И в академии не лучший ученик и в Мире искусства не первый гений. Особый интерес представляет журнально-книжная графика Бакста: в частности, его работы, созданные для легендарного журнала «Мир искусства», художественным редактором которого он был.