Купить картину или постер "Ливень", художника Леона Бакста вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.
Что было главным в характере Бакста. В Париже Бакст был чрезвычайно популярен. Удовольствия эта работа ему не доставляла, но деньги приносила. Баксту это не нравилось.
Учился Бакст не слишком усердно. Он с блеском оформляет балеты «Шахерезада», «Клеопатра», «Нарцисс», «Жар-птица». Влияние Леона Бакста (наравне с Дягилевым) на художественные традиции XX-го в. трудно переоценить. Мастер работал много и тяжело.
В 1914 году Баксту поручили художественный концепт нескольких крупных балов в Петербурге. Его кисти принадлежат портреты известных деятелей литературы и искусства: Левитана, Дягилева, Розанова, Зинаиды Гиппиус, Айседоры Дункан, Жана Кокто, Константина Сомова, Андрея Белого. Псевдоним является укороченным вариантом фамилии его бабушки – Бакстер. За океаном у художника появился свой представитель. Занятие живописью считалось малоприбыльным. Кроме того, Бакст оказался отрезанным от труппы Дягилева.
Ещё он обучал рисованию детей состоятельных родителей. В своих высказываниях о женской моде, в том числе в статье «Женщина будущего», опубликованной в 1913 году, он даже задался вопросом, не будет ли однажды балет заменен спортом и не станет ли спортивная одежда высокой модой11. В любом случае, это явный пробел в творчестве Бакста. Он учился в студии Жерома и в "Академии Жюльена".
Он создавал декорации и модели костюмов для многих театральных постановок великого С. П. Дягилева и его русского балета, писал портреты знаменитых представителей сфера искусства – танцовщика и хореографа В. Ф. Нижинского, балерины Анны Павловой, композитора А. К. Дебюсси, писателя Жана Кокто, художника И. И. Левитана и многих других. Еще весной 1890 года «немолодой, некрасивый, но симпатичный Бакст», как его называл Бенуа5, был введен в кружок «Невских пиквикианцев», который состоял из петербургских эстетов. В течение многих лет мечта воплотить на сцене эту волшебную сказку не покидала Бакста. То ли развеяться и отдохнуть, то ли для заведения новых связей и обмена впечатлениями. Бакст был против.
Первым делом он начал работы в доме Гэрретов в Балтиморе. И он на каком-то этапе отказался от сотрудничества. «Клеопатра» (1909), «Шехерезада» и «Карнавал» (1910), «Видение розы» и «Нарцисс» (1911), «Синий бог», «Дафнис и Хлоя» и «Послеполуденный отдых фавна» (1912), «Игры» (1913) поражали пресыщенную западную публику декоративной фантазией, богатством и силой цвета, а разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии. Однако прежде всего его искусство оказало влияние на Мстислава и Ростислава Добужинских и в особенности — на ЭРТЕ (Романа Тыртова), в работах которого узнаются ключевые мотивы бакстовских идей.
Он был большим театралом и привил эту страсть Льву. Популярность Бакста, его большая слава, трагически отразились на его судьбе. Он раздавал интервью газетам «Фигаро», «Таймс» и «Нью-Йорк Таймс», писал портреты богатых и знаменитых людей, выполнял многочисленные сценографические заказы для различных театров мира. Экстравагантная и роскошная, прославившая его сценография «Спящей принцессы» не была последним сценическим заказом Бакста. Результаты работы очень понравились хозяйке. Для постановки «Спящей принцессы» (трехчасовая версия сказки Шарля Перро «Спящая красавица» на музыку Чайковского) Дягилев надеялся использовать талант А. Бенуа, умевшего, как никто, воссоздать историческую обстановку.
Особенно ему удался бал у графини Марии Эдуардовны Клейнмихель, который запомнился шествием из «Тысячи и одной ночи» и роскошными восточными костюмами гостей. Роскошные декорации и костюмы разорили Дягилева и в результате сэр Освальд Столл, владелец театра «Альгамбра», конфисковал их. Когда мы смотрим на его эскизы к «Шехерезаде», например, нами движет искушение восклицать вслед за многими: «Дикарь. », «Гедонист. », «Упадничество. ».
Отдыхал и воплощал свои замыслы он в портретах, которые постепенно становятся популярными. Его прекрасные филиграни и серпантин линий полностью соответствовали виртуозным формам поэзии рубежа XIX–XX веков, они не потворствовали общепринятым вкусам, но вставали на защиту индивидуального «я» от посягательства хаоса объективной реальности. Возможно, речь идёт о проявлениях одного и того же заболевания. В 1903 году Бакст сошелся с вдовой художника Гриценко Любовью Павловной. Лекция имела большой резонанс.
Баксту повезло: в 1902–1904 годах он смог реализовать свои эллинистические пристрастия в постановках трех спектаклей: «Ипполит», «Антигона» и «Эдип в Колоне», которые, как это видно из сохранившихся рисунков и костюмов, определили бакстовские принципы театрального дизайна. Предложение поступило как раз после разрыва отношений Бакста с Дягилевым. Создавая «образную суть» спектаклей, он пытался выразить ее, как тогда писали, через «феерические декорации», уникальные костюмы, в которых «легкость античных одежд спорила с пышностью восточной роскоши».
Громкая парижская слава Бакста, его мировая известность мало что значили для России. На обоих художников Греция оказала сильное влияние. В письме к приятелю Леон Бакст горько сетовал: «До сих пор я бьюсь из-за того, чтобы не покинуть Париж Продавец картин нахально забирает за гроши мои лучшие этюды». Можно предположить, что его психика была схожа с психикой ребенка, т. е. Кстати, на картине Б. М.
Вскоре после этого Дягилев поручил ему оформление многих оперных и балетных спектаклей. Но в качестве зятя иудея Бакста не воспринимал. В том же 1893 году Леон Бакст приехал в Париж. Непосильный труд подорвал его здоровье.
Ее текст был опубликован в журнале «Вог». Таким образом, достаточно просто отношения между ними наладились. Он проявил себя, как незаурядный пейзажист. Сам же Бакст полагал, что в проституции нет ничего противоречащего общепринятым нормам.
Публику же больше интересовал современный костюм. Вскоре Бакст занялся экспериментированием, поиском новых стилей и сюжетов в живописи, что видно из его провокативной работы 1902 года «Ужин», одной из самых ранних и загадочных в его творчестве, предвосхитившей появление в 1906 году знаменитого стихотворения Александра Блока «Незнакомка». На открывающейся завтра в Государственном музее изобразительных искусств им. Так уж сложилось, что три четверти жизни Бакст прожил в России, однако три четверти своих произведений создал во Франции, где оказался благодаря легендарному Дягилеву с его «Миром искусств» и вечной потребностью в обновлении команды. Она отразилась и в поэзии и в многочисленных переводах трагедий античного времени.
Как талмудист – не еврейское это дело "человечков малевать". Оформил еще несколько спектаклей, делал отдельные костюмы для артистов, в частности для А. П. Павловой в знаменитом «Лебеде» М. М. Фокина (1907).
Александр Головин, в течение многих лет занимавший должность художника-директора императорских театров, создал более четырехсот эскизов к «Маскараду», рассматривая этот заказ как наиважнейший за всю свою, более чем полувековую деятельность в театре. То ли в знак протеста. Одеяния были невероятно полихромны и декоративны. И все же любимой его «моделью» даже вне сцены оставалась Ида Рубинштейн, отличавшаяся не только красотой и талантом, но и заоблачными финансовыми возможностями.
В работах «Близ Ниццы», «Оливковая роща», «Подсолнухи под солнцем» ощущается свет и воздух природы, передается оптимистическое мировоззрение автора. Дебютировал в театре он еще в 1902 г., оформив пантомиму «Сердце маркизы». Там же шла подготовка к лекциям.
всем, на что обращали внимание женщины эдвардианской эпохи, даже моделировал стилизованные костюмы для балов с париками, а также бальные наряды для «сливок общества» Санкт-Петербурга и Венеции. Юбка из воздушной ткани прилипла к ногам детально прорисованными мягкими складками. Этот эпизод свидетельствует не только о том, как очарован был художник древними цивилизациями Греции и Востока (для Бакста Восток ассоциировался с Грецией), но и о том, что искусство он в основном воспринимал через непосредственное осязание, прикосновение к его фактуре.
Цены на ней были непомерны и спустя несколько месяцев выставка закрылась. Так что в 1912 году ему было отказано в праве проживать в Санкт-Петербурге. Молодые художники изучали искусство прошедших эпох и новые течения в искусстве Европы. Лев – Леоном. Однако в искусстве начала 20 века наметился перенос интереса с греческой классики на архаику.
А в 1914 году Дягилев пригласил ее на роль соблазнительницы в «Легенде об Иосифе» и Бакст создал для нее свой самый знаменитый балетный костюм. Однако в 1922 году, когда труппа Кузнецовой отправилась покорять Америку, пути оперной примы и Бакста, которого в тот момент в Штатах ждало множество частных заказов, разошлись. Стоит отметить, что эти костюмы напоминали геометричностью и функциональностью спортивные конструктивистские костюмы Варвары Степановой (1923) и даже хлопчатобумажные костюмы Любови Поповой для спектакля «Великодушный рогоносец» (1922) (интересно, что действие балета «Игры» происходит в 1925 году). Он был приверженцем смелых идей.
«Сезоны» не просто гремели на весь Париж, в конечном счёте они стали синтезом творчества в целом: танца, музыки, актерского мастерства, оформления декораций, костюмов. Потом она отчего-то долго была в запасниках и я увидела её снова через промежуток лет. Здесь будущий Бакст пробыл с 1883 по 1887 год. Сохранявшаяся в течение долгого времени увлеченность Бакста Грецией воплотилась в настенном панно 1908 года «Древний ужас» («Terror Antiquus») и, конечно же, в крупных оформительских заказах для балетных спектаклей «Нарцисс», «Дафнис и Хлоя», «Федра» и других. Художники, в большинстве своем, вели полунищенское существование. В это же время была опубликована первая в США монография о художнике — книга Андре Левинсона «История жизни Леона Бакста» с иллюстрациями работ художника.
Работая над театральными костюмами, Лев обнаружил в себе талант стилиста, он рисовал эскизы дамских нарядов и стал настоящим законодателем моды в стиле модерн. Его неудержимо тянуло в Европу. Бакст был завален заказами, от которых не мог, да и не хотел отказаться.
В том же 1893 году Леон Бакст приехал в Париж. Синяя накидка подобно плащу отлетела в сторону и развевается за спиной. И тогда она снова становится «женщиной торжествующей»12.
При этом павловский спектакль прошел в Америке на пять лет раньше (в 1916 г. ), нежели дягилевская постановка в Европе (1921 г. ). Бакст оформил, ставшие известными на весь мир, постановки «Шахеразады» и «Дафниса и Хлои». Gesamtkunstwerk, отдавая почетное место балету, высокой моде, даже интерьеру и мебели. Для окраски испльзовались дорогой пурпур и более дешевые кустарники: марена, сафлор, орсейлевый и лакмусовый лишайники.
Жил он, в основном за счет продаж своих картин. Вернувшись, он сблизился с кружком Александра Бенуа и его единомышленников. Конечно, Бакст понимал, как стремительно менялись мода и стиль, временами спешил подчинить свое искусство диктату моды и денег, что сказалось на его последних работах, такой, например, как лондонская постановка балета «Спящая принцесса» для дягилевской труппы в 1921 году, в которой упор делался скорее на экстравагантность и гротескность, чем на изысканную гармонию. Хотя, как пишут, не вполне одобрял его и был строг в оценках.
Появился даже стиль одежды и убранства домов а la Bakst. Жил он, в основном за счет продаж своих картин. В это время Лев приобретает первую известность как хороший акварелист. В 1890-х выставлялся в Обществе русских акварелистов. Своего сына Израиль Розенберг назвал Лейб-Хаимом. Но несомненными шедеврами являются его работы «Ужин», «В кафе», «Древний ужас».
ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаЛеон БакстГоды жизни: 08 февраля 1866 — 28 декабря 1924Страна рождения: Белоруссия (Беларусь)Сфера деятельности: ХудожникПервыми «взрослыми» работами Леона Бакста стали иллюстрации для детских книг. Скульпторша, коллекционер, основательница Музея американского искусства «Уитни» в Нью-Йорке, она в 1910-х годах неоднократно бывала в Париже, где познакомилась с Бакстом и заказала ему дизайн персидского костюма, в котором ее сфотографировали для журнала «Vogue». Этот редкостный художник всю жизнь находился в какой-то неопределенности. Он вывихнул шею, у него даже заболела голова.
Обращаясь к архаическому примитиву он ищет условный принцип художественного решения. В витрине магазина выставили рисунки Бакста. В нем жило «глубокое и постоянное негодование, неприятие (если не ненависть) этнического неравенства». Он открывал для себя эстетику древних культур (Греция, Египет, Персия, Сиам), но никому не навязывал при этом жестких философских концепций, даже в своем обширном и наиболее изысканном эссе «Пути классицизма в искусстве», опубликованном в петербургском журнале «Аполлон», для которого он же выполнил и обложку 3.
Лекция «Цвет и костюм» в Торонто собрала 3000 человек. И стали широко использовать его. Именно благодаря им он стал всемирно известным художником.
Дягилев был диктатором. Она была незаконной дочерью аристократа и батрачки. Провалил конкурс на серебряную медаль.
Он жил как бы в выдуманном мире сказок «1001 ночи» и закончил свои земные дни, погрузившись в рисование эскизов для балета «Волшебная ночь» (1923), сюжетом которого была история двух маленьких девочек: им приснилось, что их игрушки ожили. В ходе лекции Бакст уделил особое внимание влиянию русского народного творчества на современную моду, отметив, что «русский орнамент, почти всегда природный, состоит из элементов, которые окружают крестьянку-вышивальщицу, что является источником бесконечных вариаций». Более всего свои таланты Бакст Лев Самойлович проявил в театральных работах.
Бакст занимался дизайном брошей, обуви и мебели, т. е. Ярким воплощением его идей явился изящно выполненный проект для выставки «Современное искусство», открывшейся в Санкт-Петербурге в 1903 году, организованной в коммерческих целях для новой русской буржуазии. Очень рано у Льва появилась тяга к живописи. После кончины художника эскизы тканей пару лет пролежали в конторе его американского адвоката, у которого, очевидно, не было относительно их никаких инструкций. В период первых сезонов «Русских балетов» Бакст уже удостоился высших похвал и казалось, что его юношеская мечта «стать самым знаменитым художником в мире»2 осуществилась. В 2014 году Белгазпромбанк приобрёл у частного коллекционера альбом «Произведения Леона Бакста для балета Спящая красавица» (1922)17. И вот перед взором изумленных зрителей открылась настоящая ритуальная процессия. В 1916 году, например, универмаг «Парагон» в Сан-Франциско разрекламировал оформленную художником по его заказу дамскую комнату, получившую название «Комната Бакста»: покупателям были обещаны «неуловимая призрачная разноцветная дымка», ярко-желтые стены, черные ковры и цветочные композиции самых разнообразных оттенков14.
Судя по рукописи книги Шагала "Моя жизнь", Бакст попросту обругал своего ученика. Однако именно сближение с Бенуа сказалось на формировании вкусов Бакста в искусстве и литературе, помогло по-новому оценить итальянское Возрождение, современное французское и немецкое искусство, поэзию символистов и музыку Рихарда Вагнера. Сложная, насыщенная множеством действующих лиц и деталей работа, передает стремительное движение, внезапно попавших под дождь самых разных персонажей, большая часть которых даже не поместилась полностью в «кадр». «Бакст весь ушел в Элладу Бакст одержим Элладой», — писал в 1910 году Александр Бенуа10.
Да, конечно, он был еврей. И как коммерсант. Супруги много времени проводили в разлуке и в конце концов развелись в 1910 году.
Ему помогло то, что еще во время учебы он завел связи в издательстве, где стал оформлять недорогие книги. В частности, речь идет о костюме для правнучки железнодорожного магната Корнелиуса Вандербильта — Гертруды Вандербильт Уитни (миссис Гэри Пэйн Уитни), светской львицы, которая не только тратила свои капиталы на помощь искусству, но и пыталась приобщиться к миру художественной и поэтической богемы. Бакст принимает лютеранство, для того чтобы жениться на возлюбленной. Алиса Гэррет умерла в 1954 году. А главное, художником. В дальнейшем Бакст стал зарабатывать на жизнь как книжный иллюстратор, продолжил обучение в Париже в 1893–1896 годах и возвратился в Санкт-Петербург, где вошел в объединение «Мир искусства» и стал основным оформителем его изданий, в том числе одноименного журнала.
Выходец из ортодоксальной еврейской семьи, жившей в белорусском Гродно, Бакст в 1886 году поступил в петербургскую Академию художеств, которую был вынужден покинуть три года спустя: по мнению его наставников, в полотне «Пьета» (оплакивание Христа) он исказил каноническую иконографию этого библейского сюжета. В дальнейшем, Лейб стал Львом. Выход Елены незабываем. В картине была явлена атмосфера безумия и отчаяния, царивших в ночных кафе и кабаре, а также одиночество «ночных бабочек», которое с такой щемящей болью выразили французские и русские символисты в своей поэзии. Французам было не до "Русских сезонов".
Труппа оставалась в Париже, а Бакст находился в это время в Швейцарии. Бакста госпитализировали в больницу Риэль-Мальмезон. Хозяйка пытается удержать ее правой рукой. В 1914 году его назначили представителем Госдепа США при американском после во Франции.
Ещё, в качестве причины называют "отёк легких". «Спящая принцесса» и «Маскарад» были столь вызывающе роскошны, будто кубизма, футуризма и супрематизма не существовало конечно, Бакст (и предположительно Головин) желал бы, чтобы эти направления почили в бозе. Самая известная и выдающаяся картина Леона Бакста "Ужин".
Новый альбом издательства посвящен творчеству художника Льва Бакста. Мы увидели воплощенный образ любви, который одновременно был и образом смерти при появлении каждой новой женщины из ее свиты мы спрашивали себя: «Она ли это. » И тут неожиданно появилась она, мало чем отличная от остальных, с черными косами, вопреки преданию, однако ощущение чего-то возвышенного выдавало ее присутствие. Естественно, все это явилось основой его творческой натуры.
Например, он создал декорации в египетском стиле для «Саломеи» использовал греческие мотивы для «Нарцисса», «Дафниса и Хлои», «Послеполуденного отдыха фавна», яванские – для «Синего Бога», китайские и закавказские – для «Тамары» и, конечно же, арабские — для «Шехеразады». В середине 90-х совместно с Сергеем Дягилевым, Александром Бенуа и другими художниками стал основателем художественного объединения «Мир искусства».
К 1914 году Бакст становится законодателем моды в Париже и Санкт-Петербурге. Он нередко придумывал костюмы и не только для сцены. Русский публицист, художественный и литературный критик Дмитрий Философов писал: "После первой революции уже "знаменитый", с красной ленточкой в петлице, он приехал из Парижа в Петербург, абсолютно забыв, что он еврей из черты оседлости. Профессора, в большинстве своем, строго придерживались классических канонов. То, что Бакст воспринимал окружающий мир как ребенок, становится ясным из одного эпизода.
Его творениям посвящались монографии и выставки. Радостное волнение вызывали также рассказы родителей, возвращавшихся из итальянской оперы. Лейба Хаим Розенберг родился в белорусском городе Гродно. По одной версии, он перешел из иудаизма в лютеранство. Из-за еврейского происхождения Бакст столкнулся с множеством проблем и не только в Академии художеств, но и из-за вынужденного обращения в христианство для женитьбы на Любови (он выбрал лютеранство как наиболее легкий путь) в 1910 году вернулся в иудаизм.
Он очень любил этот вид искусства. Леон Бакст – стало звучать как наиболее парижское из парижских имен". Брак был неудачным, хотя в нем родился сын художника – Андрей. С другой стороны, он активно использовал этнические мотивы в своих сценических работах. Внимание Бакста привлекли фронтон и статуя жрицы в храме Зевса.
Гертруда родилась в семье Вандербильтов, одной из самых богатых в США и вышла замуж за совладельца «Стандард Ойл», миллионера Гарри Пэйн Уитни. Бакст был русской Алисой в Стране чудес. В письме в Нью-Йорк своему секретарю Гришковскому он написал: «. Как правило они заказывали туалеты по рисункам Бакста в Париже в самых престижных домах моды – у «Пуаре» и у «Уорта».
Но Бенуа был в Советской России, вот таким образом Дягилеву пришлось пригласить Бакста. Околдованный зритель будто созерцал застывший спектакль из реальной жизни этого мало разгаданного человека – Лейба-Хаима Израилевича Розенберга, взявшего в качестве псевдонима производную от девичьей фамилии матери – Бакстер – и столь уверенно преобразившегося из бедного безродного художника в истинного «князя»театрального искусства и европейской моды Леона Бакста, что ему и по сей день воздается честь и хвала как в Европе, так и по другую сторону океана. Книга эта, по словам современников "представляла собою верх технического совершенства". Это о его работах говорили, что «костюмы Бакста модернизировали балетный танец в сторону свободного тела».
Разумеется, его творчество не находило благожелательного отклика в критике последователей передвижников, однако художник все же стал членом Императорской Академии Художеств в 1914 г. (невзирая ни на еврейское происхождение, ни на принадлежность к иудаизму) и регулярно появлялся на страницах остромодных журналов «Аполлон» и «Золотое руно», ставших сегодня библиографической редкостью на рынке букинистов. В Париже Леон Бакст прожил шесть лет. Еврей – еще, куда ни шло. В 1927 году все 33 эскиза были выставлены в Центре искусств в Нью-Йорке. Он и раньше поддерживал Шагала материально.
Это и мировая война. Точнее этюдов. Эти же характеристики относятся и к его роману «Жестокая первая любовь», который Бакст написал на закате своих дней. Через шестьдесят лет несколько эскизов из собрания были представлены на выставке «Великолепный Бакст: театральный и текстильный дизайн из коллекций Балтимора» в Балтиморском музее искусства. Первая лекция называлась «Искусство костюма и его законы их индивидуальное применение».
Он трудился неустанно, но уже не сумел создать ничего принципиально нового. В мае Селиг пригласил Бакста отобедать вместе с ним в Нью-Йорке. И Баксту пришлось пойти на уступки.
Позже он стал известным портретистом и революционным театральным декоратором, художником, «опьянившим Париж» и дизайнером, одна лекция которого стоила в Америке 1920-х годов две тысячи долларов. Имя Бакста, ведущего художника «Русских сезонов», гремело наряду с именами лучших исполнителей и знаменитых балетмейстеров. Вот таким образом секретарь сообщил Баксту, что его присутствие на открытии необязательно.
Фамилия бабушки была Бакстер. С 1910 года художник живет в Париже и сотрудничает с театром С. Дягилева. Атмосферные условия в Америке диаметрально противоположны: нестерпимая прозрачность воздуха не допускает маскировки. Также он оказался хорошим педагогом. Его стиль восприняли законодатели парижской моды.
В качестве доминирующего стиля Бакст выбрал русский фольклор. Максимилиан Волошин писал о художнике: «Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже — как в дамских платьях, так и на картинных выставках». Он жил в обстановке постоянного взросления, преображения, преодоления. Этого художник стерпеть не смог. По другой версии, в могилу Бакста свела болезнь почек.
Бакст обратил внимание на недюжинный талант молодого Шагала. Тем не менее его творчество заслуживает отдельного внимания. Оно сфокусировано на насмешливом, вызывающем взгляде модели, как бы пытающейся доказать свою независимость (иллюзорную). В ноябре 1921 года художник отправился на теплоходе в Америку, где провел всю зиму. Скорее всего, этого никогда не случится.
Бакста даже называли «корабль русского сезона». Трудно сказать что было менее несладко – жить в антисемитской Российской Империи в качества Лейба Розенберга или оказаться в «мажорной» арт-тусовке молодых снобов, во главе с Бенуа, в качестве бедного «еврейчика»-переростка Левушки Бакста, усыновленного, собственным дедом по материнской линии. Бакст много и охотно занимался портретной живописью.
Не случайно в начале своей карьеры он иллюстрировал детские книги и разрисовывал игрушки. Бакст действительно был ослепительным (один из любимых его эпитетов). Его жизнь и творчество выражали те особенности и причуды, которые мы ассоциируем с этим лихорадочным временем. Кроме того, были внесены изменения и в интерьер гостиной самого дома. Была издана книга, посвященная творчеству Бакста.
В магазинах появились тюрбаны и парики, шали и платья, напоминавшие костюмы актеров. Бакст Лев не только проявил себя в живописи и сценографии, по сути, он был дизайнером. Он учился в студии Жерома и в «Академии Жюльена». Его слава как портретиста и сценографа, особенно после создания замечательных декораций и костюмов для спектаклей «Русских сезонов», постоянно росла. В Париже Леон Бакст прожил шесть лет.
Он мог писать густыми мазками, а мог создавать сложное полотно с помощью лессировки. Но чувствовал он себя сыном России, во-первых и человеком, во-вторых. Художника все же ждали.
Именно потому некоторые критики увидели в «Спящей принцессе» измену принципам модернизма. Редактором журнала стал Сергей Дягилев. В 1909 году Бакст вновь перешёл в иудаизм из христианства12. Особым предметом его забот были усы и прическа. В 1889 году Лейб-Хаим Розенберг стал Леоном Бакстом. Театральные новаторства художника перешли в свою очередь на мировую моду, «одеваться по Баксту» в начале XX столетия мечтала каждая модница.
Но для «Русского балета» Дягилева спектакль «Спящая принцесса» уже стал анахронизмом. Помочь ему не смогли. По словам самого художника, эти неудачи связаны с непомерным количеством заказов. Его статьи и интервью, касающиеся оформительского искусства, моды, обнаженной натуры, американской технологии, поэзии, античного искусства и «женского вопроса», — образцы искренней прозы, яркой, злободневной и даже временами провокативной. Бакст много рисовал и писал. Академическое обучение мало соответствовало веяниям эпохи. Ценил его как художника. Бакст писал в 1921 году: «Глаз, уставший от вездесущей угловатости, по законам эволюции будет искать изгибы, закругленные линии»16.
Бесценным оказалось влияние Бакста и на законодателя парижской моды начала прошлого века Поля Пуаре, создавшего свои коллекции на основании работ русского художника. Далее четверо рабов приступили к чему-то невероятному. Жилось Баксту в Париже трудно. Однако Бакста больше интересовало искусство древних цивилизаций, нежели «выверты» современной ему эпохи. Такое впечатление складывается от его рисунков не только из-за их цветовой гаммы и необычных графических пропорций, но также из-за полной власти над ним чувственности, что, кстати, характерно было и для танцевального искусства Вацлава Нижинского и музыки Игоря Стравинского.
О том, как сильно был Серов одержим античностью, говорят многочисленные варианты его работ: 6 живописных несколько скульптурных и графических версий "Похищения Европы". Пять версий "Одиссея и Навзикаи". Легко заметить у Европы Серова те же архаические раскосые глаза, что и у Коры на картине Бакста. Мальчик рос болезненным и отличался заметной неуравновешенностью характера. Пострадавший от антисемитизма в императорской России (а может и в Европе тоже), Бакст обратил свои взоры к Америке, которую он считал страной этнической и религиозной свободы. Слава Бакста докатилась до Америки через три года после триумфа «Шехеразады» и «Жар-птицы». В России оформительское искусство Бакста стало известно посредством журнала «Мир искусства», который изобиловал его рисунками, виньетками, заставками, концовками, а также благодаря созданному им Зимнему саду в рамках «Выставки исторических портретов» в 1905 году. В нем повествуется о его страстной увлеченности парижской актрисой Марсель Жоссе13 (ее изображение есть на большом полотне, написанном Бакстом в 1900 году и посвященном официальному визиту в Париж адмирала Авелана 5 октября 1893 года).
Охотно покупал картины. Кустодиева " Групповой портрет членов объединения Мир искусства Бакста нет – там изображены слева направо: Грабарь, Рерих, Лансере, сам Кустодиев (сидит на переднем плане), Билибин (стоит на заднем плане), Остроумова-Лебедева, Бенуа, Нарбут (стоит сзади) Петров-Водкин (стоит на переднем плане, держится за стул), Милиоти, Сомов, Добужинский. Во время одного из приездов Леон Бакст познакомился с "Невскими пиквикианцами".
В основе сюжета — флирт во время игры в теннис в Блумсбери. Но по-настоящему талант Бакста развернулся в балетных спектаклях «Русских сезонов», а затем «Русского балета С. П. Дягилева». Первая его любовь к французской актрисе Марсель Жоссе была очень несчастливой. Портреты актеров и танцоров Бакст писал редко.
Вопреки слухам, Бакст был человеком скорее застенчивым, чем раскрепощенным. Эта работа не приносила особых доходов и Бакст преподавал рисование детям Великого князя Владимира, а в 1902-м году получив заказ от Государя — изобразить встречу русских моряков в Париже. Обычная трансформация еврейских имен в русскоязычной среде. Все эти годы Бакст жил в Европе, лишь изредка возвращаясь на родину. Леон Бакст был не только замечательным портретистом.
Бакст, удостоверившись, что Гришковский печется больше о личной выгоде, чем об интересах дела, уволил его. Его уход связывают с рядом причин. Она была организована с участием главного редактора «Вэнити фэа» и проходила в фешенебельном отеле «Плаза». От матери он унаследовал любовь к книгам и читал их запоем, что попало.
Абсолютно очевидно, что таким способом он переживает «кризис», который при всей своей внешней благостности развивается по нарастающей, причем в его искренности сомневаться не приходится. И скорее стихийно, чем осознанно он пытался реализовать на практике синтез искусств, т. н. То ли окончательно разуверившись. Анненский и Цветаева сами писали пьесы на сюжеты из античной мифологии.
Похоронен Бакст на парижском кладбище Батиньоль. Детство его прошло в Петербурге, где жил дед, любивший светскую жизнь и роскошь. И все в едином ансамбле. В течение долгого времени, работая для американского журнала «Харперс Базар», ЭРТЕ делал обложки в «бакстовском» стиле. Безусловно, у Селига остался неприятный осадок от случившегося.
Бакст создавал театральное пространство от «а» до большого «Я» и с легкостью переносил его в реальную жизнь, даря (разумеется, за приличное вознаграждение) жаждущим яркости персонам современного общества возможность чувствовать себя истинными примами и солистами светской «сцены».
Если мы проследим путь развития этой театральной антрепризы, то нам придется признать, что роскошь постановок постепенно уступала место сдержанности, экстравагантность — строгости начав с чувственных и визуальных излишеств, например, в «Шехерезаде» в 1909-м, он закончил сдержанной деловитостью «Оды» Павла Челищева в 1929 году. Она закончилась только благодаря отъезду художника из Парижа. Начало ХХ века прошло в Европепод знаком «Русских сезонов» Сергея Павловича Дягилева из которых позже (c 1909 г. по 1929 г. ) выросла его же балетная антреприза «Русский балет С. Дягилева». Газеты назвали ее главным художественным событием сезона.
Именно он первым увидел талант в своем ученике – Марке Шагале. В них проявилась изысканная манера художника, его мастерство рисовальщика и умение проникнуть в психологию персонажа. он обладал детской непосредственностью, живостью чувств и восприятия, свойственными любому гению. Ведь великолепные ранние портреты прочили ему большое будущее мастера-портретиста.
Под их влиянием художник увлекается акварелью. Вершиной его творчества стала работа для «Русских сезонов», которые Сергей Дягилев представил Европе и Новому Свету в первом и втором десятилетиях минувшего века. Леон Бакст умер 27 декабря 1924 года в Париже, на 58 году жизни. Бакст, скорее всего, об этом догадывался и сам, что видно из написанной им в 1914 году статьи «О современном театре: никто в театре больше не хочет слушать, а хочет видеть»15.
Сергей Павлович привез в Париж несколько балетов. Это было связано не только с необходимостью постоянно находиться при балетной труппе, но и с тем обстоятельством, что он, как еврей, не имевший так называемого права на жительство, не мог оставаться надолго в Петербурге. Фрагментарный набросок танцующей Айседоры Дункан, «греческой и языческой»7, слабо отражает ее удивительную популярность в России. Он иллюстрировал детские книги.
Передать её фотографией достаточно сложно (как любую хорошую живопись), в первую очередь от того, что художник хорошо передал неотчетливость увиденной при всполохе молнии картины античного мира. На смену ар-нуво приходил новый стиль – ар-деко – более лаконичный и сдержанный. А в театре ставились трагедии, оперы и балеты. Затем был поставлен балет «Фея кукол» (1903) имевший успех главным образом благодаря его декорациям.
«Спящая принцесса» не была единственным примером визуальной роскоши периода расцвета русского театра.
Здесь кроме экскурсий регулярно проводятся концерты, выставки современного искусства, открыта библиотека. Конечно, она не блистала великолепием, но именно это и придавало ей прелести, о чем можно прочитать у Афинея: «Телемах и Писистрат были столь смущены, восседая по обе руки от столь славной особы, что абсолютно лишились дара речи и не смели притронуться к еде». Его искусство сразу же обратило на себя внимание четкостью линий и ясностью композиции.
На первой выставке, которая прошла в 1889 году, представился под псевдонимом Бакст. По другой, для совершения церковного обряда бракосочетания стал православным. Шагаловские алогизмы, пресловутая шагаловская же "картиномания" его смущали. Он полагал, что только тогда культура сможет двигаться вперед. На него сыпались интересные заказы и от других театров.
Продавец картин нахально забирает за гроши мои лучшие этюды". Вместе с Сергеем Дягилевым, создателем знаменитых «Русских сезонов», Лев Бакст ввел на Западе моду на все русское: в живописи, театральном искусстве, балете, одежде. И природа его художественного дара заставляла его порой выбирать сдержанные и спокойные формы, например, в эскизах незамысловатых костюмов для балета «Игры» (1913) с участием Тамары Карсавиной, Людмилы Шоллар и Вацлава Нижинского. Израиль Розенберг был человеком толерантным.
Жилось Баксту в Париже трудно. Бакст мог бы быть художником страсти, но он деликатно использовал свой талант. А. С. Пушкина бакстовской ретроспективе (для широкой публики открытие состоится послезавтра, 8 июня) представят альбом издательства «Слово» «Лев Бакст.
Любопытно, что Бакст оформлял и павловскую и дягелевскую антрепризы «Спящей красавицы». Именно он придумал эмблему, как сегодня сказали бы, логотип, для журнала «Мир искусства». Исследуя Акрополь в мае 1907 года, Бакст был поражен совпадением стиля и форм этого памятника со своими декорациями для «Эдипа в Колоне», хотя, как он признался, «в трагедии все колоссальнее, чем в натуре»9. Художественный отдел журнала возглавил Леон Бакст. Тот согласился и в переписке в дальнейшем стал называть Селига своим другом.
Интересна такая его мысль: «Одним из величайших мировых достижений в области искусства является голландская пейзажная живопись XVII века источник которой — сама атмосфера Нидерландов, окутывающая окружающее потоком серебристой дымки, превращая все краски в полутона. Судя по всему, во время работы над эскизами, Дягилев пытался влиять, что-то настоятельно советовал, предъявлял требования. Отец, судя по всему, отказался от дальнейшего финансирования творческих метаний сына. И молодой художник зарабатывал на жизнь и оплату уроков в каком-то издательстве.
На ней изображена Анна Бенуа (в девичестве Анна Кид) супруга русского художника историка искусства, основателя и главного идеолога объединения «Мир искусства» Александра Бенуа. Именно этот кружок, который потом перерастет в художественное объединение «Мир искусства», сформировал взгляды Бакста и его направление в живописи. На голове у нее был небольшой синий парик, лицо обрамляли две короткие золотые косы.
Художественное наследие», посвященный одному из самых известных в мире мастеров начала XX века, принадлежавшему к объединению «Мир искусства». Слева краем листа обрезана фигура фантастичного маленького мальчика-акробата в полосатой кепке. Она стоит внизу полотна и смотрит не поверх голов, а прямо нам в глаза, но глаз её не разглядеть, как невозможно разглядеть глаз у судьбы. Энергия спорта привлекала художника не менее динамики танца.
Сложнее оказалась история с творческим наследием Бакста в США. Русский балет пользовался колоссальнымуспехом за рубежом и особенно во Франции и Великобритании, оноказал значительное влияние не только на хореографию, но и на на развитие мирового искусства в целом. По сути, до «Русских сезонов»парижане и не подозревали о такой мощи российскогоискусства. Но, наверное, нигде он себя так гениально не проявил, как в сценографии. Сами же Гэрреты хотели, чтобы Бакст оформил помещение для театра в их фамильном поместье Эвегрин Хаус («Вечнозеленый дом»).
Шагал, хотел было, поехать вслед за учителем в Париж. В 1951 году молодая журналистка Жаклин Бувье — будущая жена, а затем вдова президента Америки, Джеки Кеннеди, впоследствии, Онассис — описала Дягилева как «уникального алхимика истории искусства, чьей профессией было достижение взаимодействия искусств и связи Восточной и Западной культур». Ещё задолго до "Парижских сезонов", работая над портретом Дягилева, Бакст жаловался, что Дягилев совершенно не умеет позировать, следит буквально за каждым мазком и требует, чтобы на портрете он выглядел красивее, чем в жизни. Бакстовские портреты на удивление лишены театральности. В 1883 году юноша поступает вольнослушателем в Петербургскую академию художеств.
Следует вспомнить, что еще в самом начале 1917 года, накануне Февральской революции, Всеволод Мейерхольд, ставший знаменитым в 1922 году после конструктивистского спектакля «Великодушный рогоносец», осуществил в Петрограде самый роскошный и необычный проект в истории русского театра — постановку драмы Лермонтова «Маскарад», в третьем акте которой бал-маскарад представлял собой если не настоящий балет, то масштабный танцевальный номер. В Нью-Йорке Бакст снял мастерскую, где писал портреты на заказ. Эвергрин Хаус является одной из достопримечательностей Западного побережья США. 1866 – 1924.
Однако, проиграв конкурс академии на серебряную медаль, юноша покидает учебное заведение. Любопытно, что павловскую «Спящую красавицу» Бакст оформлял заочно, отправив за океан четыре эскиза декораций и 50 эскизов костюмов. Однако успех первого же оформленного Бакстом балета в Париже – то была «Клеопатра» – мгновенно вознес его на такую высоту, что уже ко второму «дягилевскому сезону» художник снял прекрасную мастерскую с газом и центральным отоплением на бульваре Малерб, 112. В 2013 году корпоративная коллекция Белгазпромбанка пополнилась «Эскизом костюма Жар-птицы» Леона Бакста, приобретённым на аукционе Кристис15.
Навыки академического рисунка, полученные в академии, пригодятся ему в будущем. Отец, в меру сил, противился. К ужасу музейного хранителя, с этюдником в руке Бакст забрался на фронтон. Покойный вице-президент Академии Художеств, граф Иван Иванович Толстой (впоследствии городской голова) возмутился, печать подняла шум и Бакст был оставлен в покое.
Семья была большой, с патриархальными устоями. Время от времени он приезжал в Петербург. Вагановой (костюм Вацлава Нижинского в партии Призрака розы), Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства (костюм Японской куклы для Веры Трефиловой к балету «Фея кукол», костюмы к балетам «Клеопатра», «Карнавал», «Дафнис и Хлоя»), парижского Центра Помпиду (эскиз костюма Вакханки к балету «Нарцисс», 1911 г. ), лондонского Музея Виктории и Альберта (эскиз костюма «Коломбины» к балету «Спящая принцесса», 1921 г. ), а также из частных коллекций Петра Авена, Михаила Сеславинского, Владимира Царенкова, Константина Эрнста известного российского историка моды Александра Васильева и др. Во всяком случае, Бакст к высокой моде относил не только платья для чаепития «файв-о-клок» и вечерние костюмы, но и головные уборы и прически.
Вот это и должны рисовать американские художники»18. Дед был богатым портным. Парижская же публика познакомилась с творчеством Бакста в 1906 году на «Осеннем салоне», для которого он оформил русскую секцию. Им двигало неодолимое желание «пройтись рукой по мраморам — какие плечи у Ниобы, какие груди»4.
Предполагалось, что он выступит с речью. Французское правительство наградило Бакста орденом Почетного легиона. Максимилиан Волошин изображал грека в хитоне в Крыму – бывшей греческой колонии. В эти годы он стал одним из самых популярных дизайнеров Парижа.
Предстояло переоборудовать целое крыло здания под домашний театр. Сценография Бакста (он оформил 12 спектаклей для Дягилева в Париже в 1909–1914 годах) поражала зрителя ослепительной щедростью красок и физической осязаемостью форм, подчеркивая пластичность и чувственность человеческого тела. О многом говорят его неизменный интерес к новому, готовность на эксперименты в области искусства. Им стала Алиса Уордер Гэррет — наследница крупного состояния семьи Уордеров.
Бакст также трудился над созданием выставочных экспозиций. Правда, Бакст уже ставил «Спящую красавицу» для Анны Павловой в Нью-Йорке в 1916 году и оформил замок лорда Ротшильда своими картинами на ту же тему. Эта работа стала одним из немногочисленных произведений художника, возвращенных на его родину— в Беларусь16 (до этого в этой стране имелось лишь несколько произведений тиражной графики Бакста в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь).
Не все они отличаются оригинальностью и привлекательностью и выполнены они без присущего Баксту блеска. После чего ушел из Академии. Точнее этюдов.
С 1893 по 1896 год он занимается в студии французских художников в Париже. В 1918 году Леон Бакст покинул группу Дягилева. Баксту самому приходилось иногда «затушевывать» свое происхождение.
.