Неожиданные находки в области моды были связаны не только с восточной темой, навеянной популярностью балетов «Клеопатра» и «Шехеразада». Сотрудничал он и с известным модным домом обуви «Хельстерн и сыновья».
Похоронен Бакст на парижском кладбище Батиньоль. А тем временем крупнейшие дома моды заключали с художником контракты. Именно благодаря Баксту в моду вошли разрезы, котурны, тюрбаны, цветные парики и многое другое. Это вместе с недюженным талантом и большой увлеченностью сделали свое дело.
Премьера дягилевской «Спящей красавицы» состоялась 2 ноября 1921 года в лондонском театре Alhambra. Успех балета, статей и театра в Evergreen House подкрепила публичная лекция Бакста в отеле Plaza «Искусство костюма и его законы их индивидуальное применение». В 1890-х выставлялся в Обществе русских акварелистов. Принадлежность к богатейшей московской семье позволяла ему не ограничивать себя в средствах. Ещё он обучал рисованию детей состоятельных родителей. Леон Бакст (1866 – 1924) – один из виднейших представителей русского модерна, художник, сценограф, мастер станковой живописи и театральной графики, родился в Гродно.
За океаном у художника появился свой представитель. В качестве доминирующего стиля Бакст выбрал русский фольклор. Бакст делал для этого журнала обложки, рисовал иллюстрации и виньетки. То ли в знак протеста. Леон Бакст стал легендой при жизни. Часть работ, вошедших в экспозицию, демонстрируются в России впервые.
– Бакст. Но он посещал занятия в петербургской Академии художеств как вольнослушатель, учился у известных мастеров и дружил с ними, в частности с Александром Бенуа и Валентином Серовым (с последним Бакст ездил в творческие поездки, например, в Грецию через Стамбул). Художник не сразу решился связать свою жизнь с миром высокой моды. Образ экстравагантной Луизы Казатти позже стал предметом вдохновения для Кристиана Диора, Джона Гольяно, Тома Форда, Джорджо Армани, Карла Лагерфельда, а в начале 20-ого века она поручала именно Баксту оформлять полностью так любимые ею балы.
Подобно древним египетским изображениям, голова повернута в профиль, а тело и руки в фас. Тот заказал художнику серию рисунков на индейские темы для шелковых тканей. Париж стал грезить Востоком, необычным и неожиданным, пряным и страстным, ярким и элегантным, открывшимся парижанам именно таким благодаря бакстовским декорациям и костюмам. Движения танцоров имитировали движения игроков в теннис, гольф и футбол.
Графика Бакста «населена» не цветами, листьями и бутонами, а людьми или вполне очеловеченными образами неземных существ. Работоспособность художника не знала границ: он продолжал совершенствоваться как художник, давал уроки рисования (в том числе детям великого князя Владимира, а позже был учителем Марка Шагала), сотрудничал с журналами и издательствами, оформлял интерьеры, ну и, конечно же, выставлял свои работы на выставках. Один из них – включенная в выставку Храмовая танцовщица, эскиз костюма к балету Синий бог. Бенуа познакомился с ним в марте 1890 года и сразу же решил привлечь его к сотрудничеству в кружке, в котором угадывались контуры будущего «Мира искусства». Ощущение странности прибавится, когда в каталоге коллекции музея под эскизом прочитаешь аннотацию: «Рисунок, наклеенный на картон и исполненный свинцовым карандашом, подцвеченный акварелью и позолотой, куплен музеем в 1982 году». Во-первых, это поможет вам узнать ближе земляка, которым восхищается весь мир.
Как талмудист – не еврейское это дело "человечков малевать". Бешеный успех «Шахерезады» и «Жар-птицы» привлек к нему интерес владельцев парижских модных домов, которым в те времена не было равных как по качеству работы, так и по богатству клиентуры — Worth, Paquin и Poiret. Во многом становление русского прикладного искусства можно считать заслугой Бакста, а также его друзей и современников — абрамцевского и талашкинского кружков, «Мира Искусства» и персонально Сергея Дягилева с его «Русскими сезонами». Он несколько отличался от первоначального варианта известного по рисунку Бакста под названием «Индо-персидский танец».
Обложки, рисунки, шрифт — мелко, сухо и тощо — невыразительно.
В это время она была чрезвычайно популярна в Париже, где в салонах, открытых русскими аристократками-эмигрантками во главе с великой княгиней Марией Павловной (основательницей дома «Китмир»), работали вышивальщицы, научившиеся своему ремеслу в гимназиях и институтах благородных девиц, ушедших в прошлое вместе с империей. Первая лекция называлась «Искусство костюма и его законы их индивидуальное применение». За 12 рисунков платьев он как-то предложил Баксту 12 тыс. По другой, для совершения церковного обряда бракосочетания стал православным. Он продолжал заниматься и станковым искусством – исполнил отличные графические портреты И. И. Левитана, Ф. А. Малявина (1899), А. Белого (1905) и 3.
На смену ар-нуво приходил новый стиль – ар-деко – более лаконичный и сдержанный. Это позволяло делать восточные костюмы яркими, но не вульгарными.
Некоторые из них были опубликованы (черно-белые фотографии) в апреле 1927 года в бюллетене Художественного центра, проводившего выставку. Костюм мужчины будущего – спортивная форма, состоящая из белых шорт, отделанных красной полосой и белой рубахи. После чего ушел из Академии.
Идея была смелой и совершенно новаторской– соединить в себе несколько направлений дизайна. Он учился в студии Жерома и в "Академии Жюльена". Позже, спустя десятилетия после смерти художника, его декорации, полотна и эскизы, ставшие «работами музейного уровня», коллекционной ценностью, национальным наследием трех стран, вдохновляли модельеров, родившихся в XX веке. В 1914 году русский журнал «Столица и усадьба» с гордостью писал о своем соотечественнике: «Сейчас Бакст – один из наиболее популярных художников, спрос на него громадный. Работа над женским костюмом была поручена фирме Paquin.
Баксту самому приходилось иногда «затушевывать» свое происхождение. Французское правительство наградило Бакста орденом Почетного легиона. Сложнее оказалась история с творческим наследием Бакста в США. Вернувшись, он сблизился с кружком Александра Бенуа и его единомышленников. Бакст был очарован «Спящей красавицей». Для Пуаре это была большая потеря.
Была издана книга, посвященная творчеству Бакста. Есть и красно-сургучные talleurs (английские дамские костюмы (фр. ) – Е. Т. ) с белым. «Русские сезоны» С. П. Художник не в силах отказаться от выбранного и любимого им стиля модерна.
В статье «Костюм женщины будущего» художник писал: «Архитектура, преимущественно в Германии, в своем стремлении внести нечто новое в свое искусство призывает на помощь скульптуру и живопись, чтобы создать ансамбль стиля и получаемого от него впечатления. в Европе и Америке его имя затмило почти все авторитеты в искусстве. Бакст подписал с Пуаре контракт и год поставлял ему идеи.
Детство его прошло в Петербурге, где жил дед, любивший светскую жизнь и роскошь. Да это ведь одна из радостей этой земли. В 2013 году образцы этих тканей показала московская галерея «Наши художники» на выставке «Лев Бакст: открытие материи». Умер Лев Самойлович Бакст в Париже 27 декабря 1924 года. Сам художник писал однажды директору парижского театра «Гранд-опера» Жаку Руше о необходимости использования хороших тканей: «. я ведь тоже модельер, по возможности выбирающий сам (причем всегда) качественную материю» 16.
Чтобы о Баксте узнала «неженская» пресса с куда более широким кругом читателей, понадобились гастроли «Русского балета Дягилева» в 1916 году. Ида Рубинштейн первая одела цветной (синий) парик в Клеопатре. За полгода до смерти Бакст писал племяннице Марусе Клячко: «. Материи мои разошлись по всей Америке с огромным фурором – все дамы света щеголяют теперь в них» 24 Часть эскизов сохранилась в коллекции Гарретов в Эвергринхаус (США, Балтимор). Сотрудничество Paquin и Бакста было очень продуктивным.
Израиль Розенберг был человеком толерантным. Провалил конкурс на серебряную медаль. Именно так я поступил в «Шехерезаде». Максимилиан Волошин писал о художнике: «Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже — как в дамских платьях, так и на картинных выставках». С Львом Самойловичем Бакстом мы встречаемся в четвертом номере «Золотого руна» за 1906 год. И стали широко использовать его.
Таким образом, достаточно просто отношения между ними наладились. Лекция имела большой резонанс. Леон Бакст (настоящая фамилия – Розенберг) родился в 1866 году в Гродно в небогатой семье ученого-талмудиста. В 1981 году Бакст, Бенуа и Дягилев создают общество «Мир искусства». По одной версии, он перешел из иудаизма в лютеранство. Например, он создал декорации в египетском стиле для «Саломеи» использовал греческие мотивы для «Нарцисса», «Дафниса и Хлои», «Послеполуденного отдыха фавна», яванские – для «Синего Бога», китайские и закавказские – для «Тамары» и, конечно же, арабские — для «Шехеразады».
Здесь были помещены и его автопортрет, о котором речь шла выше и эскизы костюмов для театральных постановок. Отсюда цветные парики, необычные шляпы, шали и сапожки. В обложках и виньетках, сделанных Бакстом для журнала, почти нет растительной орнаментики, столь привычной в работах Константина Андреевича Сомова (1862—1939).
Бакст обожал изящество и шик – любимым его выражением было «ослепительно». Правда, в 1914 г. он был избран членом АХ и получил такое право, но Первая мировая война окончательно отрезала его от родины. В ходе лекции Бакст уделил особое внимание влиянию русского народного творчества на современную моду, отметив, что «русский орнамент, почти всегда природный, состоит из элементов, которые окружают крестьянку-вышивальщицу, что является источником бесконечных вариаций».
Так же мало известно о дизайнерских разработках Бакста в области создания модных головных уборов (в том числе меховых) и эксклюзивной обуви. Особенно экстравагантные и эффектные костюмы художник создал для двух поистине удивительных женщин: Иды Рубинштейн10 и Луизы Казати11. «Он — художник в душе» — это слова Александра Николаевича Бенуа из той главы его книги «Мои воспоминания», которая называется «Левушка Бакст»1. В это же время была опубликована первая в США монография о художнике — книга Андре Левинсона «История жизни Леона Бакста» с иллюстрациями работ художника. Друзья о нем не забывали — тот же Сомов 3 декабря 1933 года сообщал сестре: «На днях у меня были Валечка и Эрнст.
С 1883 года Лев Розенберг состоял вольнослушателем при Академии художеств. Своего сына Израиль Розенберг назвал Лейб-Хаимом. Наследие Льва Бакста по сей день будоражит фантазию дизайнеров во всем мире. Появился даже стиль одежды и убранства домов а la Bakst. Все это можно почувствовать и передать зрителю посредством эффектов, которые производят различные формы.
Лев Николаевич Бакст – один из моих самых-самых любимых художников сценического костюма. В 1898 году совместно с Дягилевым создают журнал «Мир искусства», графика, напечатанная в этом издании, принесла Баксту широкую известность. Вершиной его творчества стала работа для «Русских сезонов», которые Сергей Дягилев представил Европе и Новому Свету в первом и втором десятилетиях минувшего века. В 1927 году все 33 эскиза были выставлены в Центре искусств в Нью-Йорке. Бакст, впрочем, прославился не только как театральный художник.
В 1890 году Бакст знакомится с художником Альбертом Николаевичем Бенуа изучает технику акварели в мастерской А. Н. Бенуа и выставляет свои работы в «Обществе акварелистов». Шагаловские алогизмы, пресловутая шагаловская же "картиномания" его смущали. Его революционные нововведения воспринимались на ура. Одни цвета будят агрессию, другие, наоборот, успокаивают. Труппа оставалась в Париже, а Бакст находился в это время в Швейцарии. Радостное волнение вызывали также рассказы родителей, возвращавшихся из итальянской оперы. Под рисунками стояла подпись «Л. Бакст». В «Золотом руне» печатались Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов, Дмитрий Мережковский.
Затем был поставлен балет "Фея кукол" (1903) имевший успех главным образом благодаря его декорациям. Скажем больше, в 1910-1915-е гг. Однако академическая подготовка разочаровала его и он покидает учебное заведение.
Безусловно, у Селига остался неприятный осадок от случившегося. Отец Льва был против увлечения мальчика искусством и даже запретил ему рисовать, но, преодолев сопротивление отца, (родные послали его рисунки скульптуру М. Антокольскому и получили благосклонный отзыв), он поступает вольнослушателем в Академию Художеств. Предложение поступило как раз после разрыва отношений Бакста с Дягилевым. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаЛеон БакстГоды жизни: 08 февраля 1866 — 28 декабря 1924Страна рождения: Белоруссия (Беларусь)Сфера деятельности: ХудожникПервыми «взрослыми» работами Леона Бакста стали иллюстрации для детских книг. Ещё, в качестве причины называют "отёк легких".
И молодой художник зарабатывал на жизнь и оплату уроков в каком-то издательстве. Алена Ахмадуллина создает коллекции, навеянные русскими сказками и книжной иллюстрацией, превращая свои показы в театрализованные представления вполне в духе Льва Бакста. Бакст же, еще до Первой мировой войны подолгу живший в Париже, водил дружбу с Пабло Пикассо и Амедео Модильяни, покупал картины «наива» Руссо-таможенника, по-своему пытался разобраться в раскладе тогдашнего современного искусства.
Сотрудничали с журналом ведущие художники. Он был известным и довольно дорогим художником (его гонорары были выше, чем у Пикассо и Матисса), но поистине мировое признание получил как дизайнер костюмов и декораций к спектаклям. Редактором журнала стал Сергей Дягилев. Я здесь гораздо лучше устроил дела, чем в Нью-Йорке. Лев Бакст, которого на Западе называли Леоном, знаменит, прежде всего, своими проектами для «Русских сезонов» Дягилева в Париже и Лондоне. Еврей – еще, куда ни шло. На него сыпались интересные заказы и от других театров.
Как правило они заказывали туалеты по рисункам Бакста в Париже в самых престижных домах моды (у «Пуаре» и «Уорта» 9). Время от времени он приезжал в Петербург. Кто-то познакомил его с издателем, выпускавшим «книжки для народа». Луиза Казати поручала Баксту оформлять и целые балы.
А вскоре после развода он возвращается в иудаизм. Также Бакст принимает постоянное и деятельное участие в выставках «Мира искусства», в выставках «Secession» в Мюнхене, «Союза русских художников», а также различных художественных выставках в Праге, Венеции, Риме, Брюсселе, Берлине. Академическое обучение мало соответствовало веяниям эпохи.
Бакст должен был предугадать, что будут носить в 1925 году. Влияние Леона Бакста (наравне с Дягилевым) на художественные традиции XX-го в. трудно переоценить. «Мир искусства» совершил, можно сказать, бескровную революцию в искусстве оформления русской книги. Дягилев вообще создал потрясающую, как бы сейчас сказали, синергию «временных» (так искусствоведы определяют музыку, театр, балет) и «пространственных» (изобразительных) искусств. В марте – апреле 1927 года в Нью-Йорке состоялась небольшая выставка «текстильных» рисунков Бакста.
Художественный отдел журнала возглавил Леон Бакст. Провести выставку по этому поводу мечтают многие музеи мира. Je touche 10 poursents sur chaque robe, chapeau et chaussure32. В те годы, когда будущий мирискусник, бонвиван и «почетный гражданин кулис» Бакст только начинал свой творческий путь как художник и рисовальщик, мир моды и художественный мир не были так близки, как в период его расцвета.
Существует красный цвет триумфа и цвет убийства. Соглашаясь с этим высказыванием, я бы, однако, вместо «в 1900-х годах» написал «к 1900-м годам», да еще изменил бы порядок имен, поставив на первое место Бакста, — хотя бы для того, чтобы соблюсти хронологию, принимая во внимание время, когда эти мастера пришли в книжное искусство. Бакст был очень чувствителен к подобным вещам. Ценил его как художника.
Очень рано у Льва появилась тяга к живописи. Она была организована с участием главного редактора «Вэнити фэа» и проходила в фешенебельном отеле «Плаза». Бакст сотрудничал с гениальным антрепренером начиная с организованной Дягилевым в 1898 году «Первой выставки российских и финских художников».
Более чем успешные работы Бакста по дизайну тканей мало известны, особенно в России. 1913 – 1914 годы – пик популярности Бакста-модельера.
В 1909 году Бакст уходит из семьи, навсегда сохранив теплую дружбу с женой и сыном. Подробностей я еще не знаю.
Результаты работы очень понравились хозяйке. Школа-академия, наоборот, святотатственно учила ужасному делу: «облагораживанию», «очищению» старинных форм от варварства. "Леон Бакст, прекрасный рисовальщик с крепкой академической школой, что видно даже в эскизах костюмов инстинктивно отринул этот академический подход. С другой стороны, он активно использовал этнические мотивы в своих сценических работах. Во время одного из приездов Леон Бакст познакомился с "Невскими пиквикианцами". Художники, в большинстве своем, вели полунищенское существование.
В отличие от своих соотечественников и соратников по объединению «Мир искусства» – Александра Бенуа, Константина Сомова, Мстислава Добужинского и многих других, как и он, оказавшихся на чужбине, но так и не ставших своими для местных передовых артистических кругов. Через шестьдесят лет несколько эскизов из собрания были представлены на выставке «Великолепный Бакст: театральный и текстильный дизайн из коллекций Балтимора» в Балтиморском музее искусства. Так же мало известно о дизайнерских разработках Бакста в области создания модных головных уборов (в том числе меховых) и эксклюзивной обуви.
На балу гости танцевали в цветных париках или восточных тюрбанах.
Образы, созданные художником, вышли за границы театральной рампы и наводнили Париж. Гришковский сразу предупредил художника: «Рисунки материй: при даче исключительного права с фабрикантами при заключении договоров на Америку надо быть очень осторожными: ведь все жулье и будет стремиться надуть» 19. В 1914 году его назначили представителем Госдепа США при американском после во Франции.
Непосильный труд подорвал его здоровье. Но, кажется, до «Русских сезонов» Бакст лишь пробовал свои возможности в том или ином отдельном виде и жанре искусства. Большая часть лекции была посвящена декору тканей, в том числе русской вышивке.
– Бакст. Балы гремели по Петербургу, а Бакст не уставал давать разъяснения. Он их читал, подражая интонации и манере говорить Бакста. Бакст много и охотно занимался портретной живописью.
Примечательно, что первые его самостоятельные шаги в искусстве были связаны с книгой. Вскоре после рождения сына семья Розенбергов переехала из Гродно в Петербург. Яростные споры критиков вызвала его картина "Ужин" (1902), ставшая своеобразным манифестом стиля модерн в русском искусстве. Именно в этом и состоит моя попытка» 5. Кроме того, были внесены изменения и в интерьер гостиной самого дома. Эвергрин Хаус является одной из достопримечательностей Западного побережья США.
Вот что писала газета «Биржевые ведомости» в статье «Модная знаменитость Парижа» : «Кто ввел в парижском обществе зеленые парики. Время расставило все на свои места. Дальше были партии в индийской и древнегреческой стилистике. Его идеи просто фонтанировали.
Так было не только с одеждой, но и с тканями, головными уборами, обувью. Футуристическую моду для женщин Дягилев принял, мужскую забраковал. В течение долгого времени, работая для американского журнала «Харперс Базар», ЭРТЕ делал обложки в «бакстовском» стиле.
Знаменитый музыкальный и художественный критик Владимир Стасов со злой иронией отозвался об этой картине: «Сидит у стола кошка в дамском платье ее мордочка в виде круглой тарелки, в каком-то рогатом головном уборе тощие лапы в дамских рукавах протянуты к столу, но сама она смотрит в сторону, словно поставленные перед нею блюда не по вкусу, а ей надо стащить что-нибудь другое на стороне». Позднее сильное впечатление на зрителей произвела его картина "Древний ужас (Terror Antiquus)" (1906-08), в которой воплощена символистская идея неотвратимости судьбы.
По словам одного из мастеров младшего поколения мирискуссников Дмитрия Исидоровича Митрохина (1883—1973), «в 1900-х годах оформление изданий стало ремесленным. В магазинах появились тюрбаны и парики, шали и платья, напоминавшие костюмы актеров. Его стиль восприняли законодатели парижской моды. К сожалению, нынешнее местонахождение большинства рисунков неизвестно (за исключением хранящихся в Париже26 и в Балтиморе27). Отец, в меру сил, противился.
Определенный, хотя и небольшой заработок в начале 1890-х годов давала работа в журналах «Художник» и «Петербургская жизнь». Последний в 1982 году приобрел для своей коллекции рисунок «Храмовая танцовщица» – эскиз костюма к балету «Синий бог».
Леон Бакст был не только замечательным портретистом. Жил он, в основном за счет продаж своих картин. Но чувствовал он себя сыном России, во-первых и человеком, во-вторых. На одном из светских раутов русский «кутюрье» познакомился с «шелковым королем Америки» Артуром Селигом, фабрикант и его супруга оказались поклонниками творчества Бакста. Слава Бакста как декоратора Русских сезонов была мгновенной и ошеломляющей.
Обе отличались неординарной красотой, заоблачными фантазиями и огромными финансовыми возможностями. То ли развеяться и отдохнуть, то ли для заведения новых связей и обмена впечатлениями.
Это был его своего рода реванш над идущей еще от академизма традицией написания картин. В Париже Леон Бакст прожил шесть лет. От матери он унаследовал любовь к книгам и читал их запоем, что попало. Особое значение придавалось используемым тканям.
Дягилев был диктатором. Публику же больше интересовал современный костюм. Смущало приятелей пристрастие Бакста к академической школе, к творчеству передвижников.
А ведь успех был колоссальный. Учился Бакст не слишком усердно. "Клеопатра" (1909), "Шехерезада" и "Карнавал" (1910), "Видение розы" и "Нарцисс" (1911), "Синий бог", "Дафнис и Хлоя" и "Послеполуденный отдых фавна" (1912), "Игры" (1913) поражали пресыщенную западную публику декоративной фантазией, богатством и силой цвета, а разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии. Шуваловой14 из Ниццы выписали вагон цветов. Декоратором и автором костюмов стал Лев Бакст.
Предполагалось, что он выступит с речью. Первым большим модельером XX века (Ворт, Пакен и Пуаре все же в большей степени принадлежали веку девятнадцатому и Fin de sicle), по достоинству оценившим Бакста, была Коко Шанель, лично знавшая людей дягилевского круга и вообще русские аристократические и эмигрантские круги. С созданием «Мира искусства» — как сообщества, так и издаваемого им журнала — Лев Бакст стал его активным участником.
франков. Там же шла подготовка к лекциям. Многие задумки художника были реализованы расточительной заказчицей на большом балу Пьетро Лонги в стиле XVIII века, состоявшемся в сентябре 1913 года в Венеции на площади Сан-Марко. Профессора, в большинстве своем, строго придерживались классических канонов. По требованию Селига в тканях должны были присутствовать индейские орнаменты, но художник настоял на том, чтобы использовать и русские узоры (на одном из эскизов Бакст даже изобразил храм Василия Блаженного). Да, конечно, он был еврей.
Оформление балетов «Клеопатра» (1909, театр Шатле) и «Шехеразада» (1910, «Гранд-oпера») принесло Баксту мировую славу и буквально перевернуло жизнь художника. Человека Моды, почти всецело поглотила театральная деятельность.
Довольно правильным чертам лица вредили подслеповатые глаза («щелочки»), ярко-рыжие волосы и жиденькие усики над извилистыми губами. Рисунок фронтисписа экспрессивен и динамичен. Газеты пестрели сатирическими заметками, стихами и карикатурами на модные изыски Бакста. В сознании парижан Бакст был законадателем и пророком моды. Лично я уже посетила её дважды и это не предел.
Paquin просила ей сочинить тоже модели с мехом» 38. Он иллюстрировал детские книги. В 1903 году Бакст сошелся с вдовой художника Гриценко Любовью Павловной. Он как-то шепелявил и делал своеобразные ударения. Еще одним важным этапом того времени стала работа над греческими трагедиями «Ипполит» (1902 г. ) и «Эдип в Колоне» (1904 г. ).
Недавний законодатель европейской моды перестает быть модным. А как он всю жизнь боялся смерти. »10. Вот таким образом секретарь сообщил Баксту, что его присутствие на открытии необязательно.
Таким образом, Леон Бакст институционально признан художником мирового значения. Бакст обратил внимание на недюжинный талант молодого Шагала. Художник написал два портрета Алисы Гэррет, часто сопровождал ее в театр и даже составил компанию в поездке в Италию. Популярность Бакста, его большая слава, трагически отразились на его судьбе.
В свой первый приезд в Америку (осень 1922 – весна 1923) Бакст познакомился с нью-йоркским текстильным магнатом Артуром Селигом, «шелковым королем» Америки. Слава Бакста докатилась до Америки через три года после триумфа «Шехеразады» и «Жар-птицы». Впервые русский балет «Спящая красавица» по сюжету сказки Шарля Перро на музыку Чайковского и либретто Мариуса Петипа увидел свет в 1890 на сцене Мариинского театра в Петербурге. Художник, заведовавший декоративной частью этого торжества, куда были приглашены английские, французские и итальянские аристократы, получил множество заказов на костюмы. В пейзаже налицо особая композиционность, равновесие частей, есть своя ритмика и своя неоспоримая декоративность.
Он проявил себя, как незаурядный пейзажист. Картина произвела большой скандал. Вагановой, Русский музей и парижский Центр Помпиду. Баксту это не нравилось. Модерн сменяет эпоха конструктивизма. Он перевернул своим творчеством представления о сценографии и театральных костюмах, а также задал тон в моде на несколько десятилетий вперед».
Можно сказать, Бакст компоновал с помощью эскизов костюмов и декораций некое постоянно меняющееся грандиозное полотно, которое было прекрасно рассматривать хоть из партера, хоть с галерки («мои мизансцены есть результат самого рассчитанного размещения пятен на фоне декораций»). Аналогия допустима, но говорить о влиянии Сомова на Бакста не приходится, поскольку «Театр» появился примерно на год позднее «Снежной маски». Я знал за собой эту слабость.
Гертруда родилась в семье Вандербильтов, одной из самых богатых в США и вышла замуж за совладельца «Стандард Ойл», миллионера Гарри Пэйн Уитни.
Мои сандалии совсем в моде, а о расшитых чулках верно дошло до Петербурга уже. С 1908 по 1910 год, во время наездов из Парижа в Санкт-Петербург, Леон Бакст преподавал в частной школе живописи Званцевой Одним из учеников Бакста был Марк Шагал. И, в меру сил и возможностей, отбивали у учеников желание сходить с раз и навсегда проторенного пути. Вот таким образом работа здесь быстро принесла ему известность.
Занятие живописью считалось малоприбыльным. Существует синий цвет Марии Магдалины или же синий Мессалины. Бакст был завален заказами, от которых не мог, да и не хотел отказаться.
Бакст был истиннымволшебником сцены, он нес в себе неповторимый талант рисовальщика, превосходное чувство цвета и пластики с вдохновенной интерпретацией восточных мотивов. Не отставал и русский высший свет. Словом, Бакст без конца и при том – такая исключительная многогранность» 28. Его декорации и костюмы не только обеспечили успех таким постановкам, как «Клеопатра», «Шехеразада» и «Спящая принцесса», но и оказали влияние на общее представление о сценическом оформлении.
он примкнул к кружку писателей и художников, который формировался вокруг Сергея Дягилева и Александра Бенуа и позже превратился в объединение «Мир искусства». Разумеется, тут же возникли подражатели, а также желающие сделать на Баксте деньги. Мальчик рос болезненным и отличался заметной неуравновешенностью характера. Он трудился неустанно, но уже не сумел создать ничего принципиально нового. Тот согласился и в переписке в дальнейшем стал называть Селига своим другом.
В работе над интерьерами Эвергрин Хаус Баксту помогали студенты Мэрилендского института-колледжа искусств. Его неудержимо тянуло в Европу. Леон Бакст умер 27 декабря 1924 года в Париже, на 58 году жизни. Но именно в стенах академии он знакомится с В. Серовым и А. Бенуа. Я сочинил забавные шляпы, вроде Екатерины II, сразу пошло.
Летом 1910 года Бакст писал жене: «Слыхала ли ты про Poiret2-портного. И как коммерсант. По эскизам художника была сделана обувь на платформе для артистки Марии Николаевны Кузнецовой39 исполнявшей роль жены Потифара в балете «Легенда об Иосифе». Для Бакста, привыкшего к журнальной работе и любившего ее, закрытие «Мира искусства» было неприятным событием.
Во-вторых, у Бакста было поистине уникальное чувство цвета. И через 100 лет идеи художника остаются актуальными. В Нью-Йорке Бакст снял мастерскую, где писал портреты на заказ. И Сидоров вспоминает об обложке Константина Сомова к книге «Театр. Лекция «Цвет и костюм» в Торонто собрала 3000 человек. Псевдоним является укороченным вариантом фамилии его бабушки – Бакстер. Сейчас работы Льва Бакста хранятся в лучших музеях и частных собраниях.
В начале сотрудничества художник не был полностью удовлетворен поставленными условиями. – Е. Т. ) Клянусь Вам. Одной из первых потенциал Бакста в мире высокой моды оценила Жанна Пакен, владелица ателье (или модного дома) Paquin. За Ив Сен-Лораном с его «Русскими сезонами» 1976 года последовали и другие любители «азиатчины» и «византийщины», пышного декора и вышивок.
Художника все же ждали. Известность Баксту принесли его графические работы для журнала "Мир искусства". Известный искусствовед Алексей Алексеевич Сидоров (1891—1978) писал: «Рисунок. Дед был богатым портным. Им стала Алиса Уордер Гэррет — наследница крупного состояния семьи Уордеров. Бакст разрабатывал дизайн украшений, сумок, париков и других модных аксессуаров.
К примеру, он принимал и одобрял кубизм, а футуризм отчего-то терпеть не мог. Лев – Леоном. Отец, судя по всему, отказался от дальнейшего финансирования творческих метаний сына. В это время в его жизнь вошла Ее величество Мода. В дальнейшем, Лейб стал Львом.
Шагал, хотел было, поехать вслед за учителем в Париж. Дебютировал в театре он еще в 1902 г., оформив пантомиму "Сердце маркизы". Когда «Золотое руно» прекратило существование, Л. С. Бакст начал сотрудничать в журнале «Аполлон», выходившем в Санкт-Петербурге с октября 1909-го по 1917 год.
Успехом пользовалась бакстовская обувь в стиле «Ришелье» из вишневого шевро. Здесь кроме экскурсий регулярно проводятся концерты, выставки современного искусства, открыта библиотека. Однако и в этой области идеи Бакста имели успех. Точнее этюдов. «Я должен был сделать своими руками более 200 макетов костюмов и декораций, не говоря уже об аксессуарах, париках, обуви, ювелирных изделиях — в императорских театрах уходило полтора года на постановку балета», — признавался художник.
Художники мне отсоветывают соединять свое имя с его, боятся, что я буду declass. В нем жило «глубокое и постоянное негодование, неприятие (если не ненависть) этнического неравенства». Так, например, планируя новый Парижский сезон на 1909 год, Баксту было поручено оформление нового балета Фокина «Клеопатра».
Затем семья переехала в Петербург, где Бакст учился в Императорской академии художеств. Настоящее имя Бакста — Лев Самойлович Розенберг2. Книга эта, по словам современников "представляла собою верх технического совершенства". В 1918 году Леон Бакст покинул группу Дягилева. Однако сомнения этического характера довольно быстро отступили на второй план. Лейба Хаим Розенберг родился в белорусском городе Гродно. Селиг сделал верную ставку.
В витрине магазина выставили рисунки Бакста. Части 26 и 27). Охотно покупал картины.
У Бакста, произошла как бы обратная связь 150 театральный художник был покорен Модой. Его выставки прошли по всей Америке — в 1913 году в Нью-Йорке, в 1914-м, пока война не отвлекла внимания денежных мешков, — снова в Большом яблоке, а также в «городе старых денег» Бостоне, в Филадельфии и стремительно богатевшем промышленно-буржуазном Чикаго. В середине 90-х совместно с Сергеем Дягилевым, Александром Бенуа и другими художниками стал основателем художественного объединения «Мир искусства». И он на каком-то этапе отказался от сотрудничества. В стране же, на которую надвигалась мгла, блеска ждать отнюдь не приходилось.
Я должен сознаться, что не могу отделаться от мысли, что все вокруг меня сфабриковано мертвецами для мертвецов и что я, современник, в сущности intru (втируша) в этом почетном и красивом собрании произведений мертвецов» 1. Жилось Баксту в Париже трудно. Возможно, сам Бакст предложил также варианты в русском народном стиле.
Первая партия шелковых тканей разошлась в мгновение. Но секретарь и поверенный в американских делах Бакста Н. О. Иногда такие «картины» он писал по собственным программам – либретто для Нарцисса Мидаса Волшебной ночи. А. С. При этом кроме декорирования стен необходимо было спроектировать светильники и шторы, создать три комплекта декораций и реквизита.
Созданные им, теперь уже давно признанные, непревзойденные шедевры вызывают восхищение. А главное, художником. Здесь будущий Бакст пробыл с 1883 по 1887 год.
Мы искренне советуем вам посетить выставку. Тогда в моде был джаз, блюз, чарльстон, а еще на пике моды было все этническое, что было результатом внушительных послевоенных миграционных волн. Cest le dernier cri3. Леон Бакст – стало звучать как наиболее парижское из парижских имен". После оглушительного успеха оформленных им балетов Шехеразада и Клеопатра (на выставке танцовщица-декадентка Ида Рубинштейн предстанет в обличье египетской царицы) парижские газеты, непременно восторженно поминая «оргию красок», писали: «Русские художники обрабатывают театральные декорации вместе с бутафорией и костюмами как одну общую картину».
Готовя декорации и костюмы к этому балету, художник тщательно изучил египетские барельефы. Судя по рукописи книги Шагала "Моя жизнь", Бакст попросту обругал своего ученика. Однако молодые люди одеты совсем не по-зимнему. И Баксту пришлось пойти на уступки. Первый дом шелка в Америке» 21. Были восстановлены некоторые балеты, воссозданы вновь костюмы, созданные художником.
Алиса Гэррет умерла в 1954 году. Пока меня это безумно забавляет. Бакст был против. В тот вечер, мне кажется, мое призвание определилось».
В рамках фестиваля искусств «Черешневый лес» в ГМИИ им. Бакста госпитализировали в больницу Риэль-Мальмезон. И отразилось на парижской моде. Это сказывалось в выборе сюжетов картин, близких то ли к Крамскому, то ли к Маковскому. Так появился широко известный впоследствии псевдоним, происхождение которого не вполне ясно.
Ее текст был опубликован в журнале «Вог». Дягилева стали той «площадкой», где художник смог применить талант, показать свои находки, создать неповторимый, очаровательный, красочный мир сказки. Его успех и популярность за рубежом были феноменальными.
Образцы этого текстиля выставлены, в частности, в The Art Institute в Чикаго. Что-то пикантное и милое мы находили в его говоре, в его произношении. Не исключено, что он был и тем и другим одновременно. Разумеется, его творчество не находило благожелательного отклика в критике последователей передвижников, однако художник все же стал членом Императорской Академии Художеств в 1914 г. (невзирая ни на еврейское происхождение, ни на принадлежность к иудаизму) и регулярно появлялся на страницах остромодных журналов «Аполлон» и «Золотое руно», ставших сегодня библиографической редкостью на рынке букинистов.
И все в едином ансамбле. Для Парижа меха были роскошью, а не необходимым утепляющим материалом, как в России. Одни именуют его ученым-талмудистом, другие – коммерсантом средней руки. Письма написаны очень блестяще, остроумно, смешно. »11.
– Бакст. Сами же Гэрреты хотели, чтобы Бакст оформил помещение для театра в их фамильном поместье Эвегрин Хаус («Вечнозеленый дом»). Лицо дамы закрыто, но современники догадывались, что под маской незнакомки таится Смерть. Грас Форстер писал в своей статье "Will Bakst dominate the faishions for 1916.
На основе его эскизов Фокин придумал характерные движения для своих танцовщиков. Предстояло переоборудовать целое крыло здания под домашний театр. В Париже Бакст был чрезвычайно популярен. Русская рубаха была принята. Всем тем, кто хоть сколько-нибудь представляет себе профиль Центра Помпиду, это может показаться странным: с одной стороны, собрание модернистского и современного искусства, с другой – довольно манерный эскиз театрального художника из России к ныне почти забытому спектаклю дягилевских «Русских сезонов» в Париже (постановка которого в 1912 году к тому же чуть ли не провалилась). Это и мировая война.
Его отец – Израиль Розенберг. В начале 1910-х художник всерьез занялся созданием моделей одежды. О необходимости художественной гармонии в окружении человека художник рассуждал в статье «Об искусстве сегодняшнего дня» : «Посмотрите, что выходит: мы живем в прошловековых зданиях, среди старинной мебели, обтянутой облезлыми материями, среди картин, драгоценных патиною или желтизною, мы смотримся в зеркала блеклые, тусклые, с очаровательными пятнами и ржавчиной, где еле можем рассмотреть свою позорную современную фигуру, наряженную в платье из старинного куска материи. Балеты в постановке Бакста еще долгое время шли в Париже.
: «Русские идеи начинают проникать в моду. Скорее всего, этого никогда не случится. Отсюда цветные парики, необычные шляпы, шали и сапожки с блестящими камушками.
В письме в Нью-Йорк своему секретарю Гришковскому он написал: «. Второй номер был отдан Константину Сомову, а третий — Виктору Эльпидифоровичу Борисову-Мусатову (1870—1905). «Клиентки приходили с красивой акварелью, купленной у Бакста за большие деньги», – писал в своих мемуарах Поль Пуаре, король парижской моды того времени. Господствующее место теперь занимает прямой угол, жесткие линии, конкретные, прозаические формы.
Среди его клиенток были весьма знатные особы: великая княгиня Елена Владимировна (внучка Александра II), французская актриса Ева Лавальер, русские аристократки Фекла Георгиевна Орлова-Давыдова, красавицы сестры Елена Павловна Олив и княгиня Наталья Павловна Горчакова8. В середине 1890-ых гг. Впрочем, на все это вскоре перестали обращать внимание. Французам было не до "Русских сезонов".
То ли окончательно разуверившись. Хотя, как пишут, не вполне одобрял его и был строг в оценках. Разве артист-художник не призван к тому, чтобы выразить в костюме идеи своей эпохи.
Но будет чудно, если Петербург через 2 года (раньше не докатится) будет носить мои фасоны. » 4 Перед Бакстом разворачивалось грандиозное поле деятельности. Первым делом он начал работы в доме Гэрретов в Балтиморе. как истный творец.
Лежа в кровати, я дивился сам количеству перемен, желтому и черному ряду ботинок. — Е. Н. ) обведены карандашным контуром, в ряде мест рисунка трактованы как кружево. В эти годы он стал одним из самых популярных дизайнеров Парижа. Мы знаем, что мода капризна и переменчива.
Фамилия бабушки была Бакстер. Организовал ее Vanity Fair, а напечатал в виде отдельной статьи Vogue. Но в качестве зятя иудея Бакста не воспринимал. Н. Гиппиус (1906) и живописные портреты В. В. Розанова (1901), С. П. Дягилева с няней (1906).
Кроме того, Бакст оказался отрезанным от труппы Дягилева. В мае 1923 года он писал: «Были у меня здесь заказчики на 2000 dollars материи (наконец. ), очень выгодные и будут всегда в Нью-Йорке брать мои рисунки» 18. Его уход связывают с рядом причин. Мастер работал много и тяжело. Первый номер иллюстрировал Михаил Александрович Врубель (1858—1910). Именно благодаря им он стал всемирно известным художником.
Предисловие к первому номеру было отпечатано золотом. Журнал издавал и редактировал Н. П. Рябушинский.
В мае Селиг пригласил Бакста отобедать вместе с ним в Нью-Йорке. Мастерувыпала редкая прижизненная слава. Однако прежде всего его искусство оказало влияние на Мстислава и Ростислава Добужинских и в особенности — на ЭРТЕ (Романа Тыртова), в работах которого узнаются ключевые мотивы бакстовских идей. На одном из них был изображен проповедник и религиозный писатель отец Иоанн Кронштадтский (Иоанн Ильич Сергиев, 1829—1908), пользовавшийся в ту пору колоссальной популярностью. «Египтяне» с показа haute couture весна-лето 2004-го Джона Гальяно напоминали страшноватые и завораживающие маски духов и богов, придуманных Бакстом для балета «Нарцисс».
В коллекции Центра Помпиду есть несколько рисунков Льва Бакста. Вдохновляются творчеством своего прославленного соотечественника и российские дизайнеры. Возможно, речь идёт о проявлениях одного и того же заболевания. Тогда началась эра «золотых двадцатых», в моде был джаз, блюз, чарльстон, «гарлемские ренессанс».
Весной – летом 2010 года в Нью-Йорке Метрополитен-музей и Бруклинский музей планируют провести совместно две выставки: "American High Style: Fashioninga National Collection" («Американский высокий стиль: создание национальной коллекции») и "American Woman: Fashioninga National Identity" («Американская женщина: мода и национальная идентичность»). Театр же дал ему шанс объединить все эти силы для написания «живых картин». Обычная трансформация еврейских имен в русскоязычной среде. Ида Рубинштейн первая одела цветной (синий) парик в Клеопатре. Искусствоведы считают Бакста одним из наиболее ярких русских художников-портретистов начала ХХ века. Идеи бакстовских вышивок и набоек на ткани (как их сейчас называют, «принтов») привлекли внимание американского промышленника Артура Селига, совладельца компании Clingen and Selig.
По поводу этого опуса (на время московской выставки с ним расстался Русский музей), на который художник потратил целых три года, были самые разные реакции – от восторгов парижан, посетивших Осенний салон 1908 года, до едкостей русских критиков: «Бакст, очевидно, долго придумывал, чем бы сильнее ошарашить зрителей, но придумал всего-навсего рельефную географическую карту, видимую с аэроплана» (Сергей Мамонтов), «в полотне Бакста поражает полная безопасность происходящего, как будто зритель смотрит сквозь толстое зеркальное стекло подземного аквариума» (Максимилиан Волошин). Оформил еще несколько спектаклей, делал отдельные костюмы для артистов, в частности для А. П. Павловой в знаменитом "Лебеде" М. М. Фокина (1907). Так было и с одним из лучших портретов Бакста «Дама с апельсинами» или ее еще называют «Ужин». Леон Бакст смог привнести в парижскую и мировую моду русские мотивы. «С одной стороны, — пишет по этому поводу Алексей Алексеевич Сидоров, — в годы разочарования и пессимизма после временной победы реакции образы смерти чем дальше, тем больше стали входить как тема в русскую графику с другой — «маскарадность», театральность возникла из убеждения, что внешняя видимость мнимого благополучия, официально провозглашаемого, есть обман, что задачей искусства является преодоление его»8.
Продавец картин нахально забирает за гроши мои лучшие этюды". Помочь ему не смогли. Поводом для такого высказывания стал находившийся в коллекции Сидорова пейзаж, сделанный художником в одной из его поездок.
По другой версии, в могилу Бакста свела болезнь почек. Все эти годы Бакст жил в Европе, лишь изредка возвращаясь на родину.
На первой выставке, которая прошла в 1889 году, представился под псевдонимом Бакст. Бенуа познакомил Бакста со своими друзьями — Валентином Нувелем и Дмитрием Философовым. Но главной остается игра линий. В ноябре 1921 года художник отправился на теплоходе в Америку, где провел всю зиму.
«Мне посчастливилось принять участие в подготовке к выставке, а именно— к костюмной части экспозиции, — сказал Гасилин корреспонденту «Ленты. ру». Шуваловой. Этот автопортрет – среди представленных там работ. (Здесь и далее подчеркнуто Бакстом. Позже он стал известным портретистом и революционным театральным декоратором, художником, «опьянившим Париж» и дизайнером, одна лекция которого стоила в Америке 1920-х годов две тысячи долларов.
Кто научил украшать дамские каблучки бриллиантами. Сейчас это популярный музей — во многом благодаря стараниям Бакста. В молодости друзья подсмеивались над его огромной коллекцией галстуков. В том же 1893 году Леон Бакст приехал в Париж. Бакст оформил, ставшие известными на весь мир, постановки «Шахеразады» и «Дафниса и Хлои».
На днях он мне предложил 12 тысяч франков за 12 рисунков модных туалетов. Он и раньше поддерживал Шагала материально. «Много меху будут носить на платьях. – Бакст. Покойный вице-президент Академии Художеств, граф Иван Иванович Толстой (впоследствии городской голова) возмутился, печать подняла шум и Бакст был оставлен в покое.
Бал у графини Марии Эдуардовны Клейнмихель12 прославился роскошными восточными костюмами участников и шествием из «Тысячи и одной ночи». Газеты назвали ее главным художественным событием сезона. Первые впечатления были противоречивыми.
Выставка художника и декоратора Льва Бакста взбудоражила Москву. Громкая парижская слава Бакста, его мировая известность мало что значили для России. Молодые художники изучали искусство прошедших эпох и новые течения в искусстве Европы. Сергей Павлович привез в Париж несколько балетов. Валечка пришел для того, чтобы прочесть нам письма Бакста к нему. Конечно, у Бакста не было ни магазинов, ни уж тем более театров, но о нем знали многие.
В 1889 году Лейб-Хаим Розенберг стал Леоном Бакстом. На втором была представлена Жанна дАрк на костре.