Околдованный зритель будто созерцал застывший спектакль из реальной жизни этого мало разгаданного человека – Лейба-Хаима Израилевича Розенберга, взявшего в качестве псевдонима производную от девичьей фамилии матери – Бакстер – и столь уверенно преобразившегося из бедного безродного художника в истинного «князя»театрального искусства и европейской моды Леона Бакста, что ему и по сей день воздается честь и хвала как в Европе, так и по другую сторону океана. Льва Самойловича стали называть на французский манер – Леон. Бакст много и охотно занимался портретной живописью. Такова, например, серия фарфоровых статуэток, выпущенных в 1912 году Мейсенской мануфактурой после премьеры балета «Карнавал» на музыку Р. Шумана. Сложнее оказалась история с творческим наследием Бакста в США. В нем жило «глубокое и постоянное негодование, неприятие (если не ненависть) этнического неравенства».
Появился даже стиль одежды и убранства домов а la Bakst. Многие задумки художника были реализованы расточительной сумасбродной заказчицей на большом балу Пьетро Лонги в стиле XVIII века, состоявшемся в сентябре 1913 года в Венеции на площади Сан-Марко. Отсюда цветные парики, необычные шляпы, шали и сапожки с блестящими камушками. Выступая перед аудиторией более чем в 1500 человек, Бакст сравнил создание костюма с работой архитектора. Существует красный цвет триумфа и цвет убийства. Но уже в 1918 году у Бакста с Дягилевым произошёл разрыв, который был связан, вероятно, с эстетическим разногласиями мэтров. Безусловно, у Селига остался неприятный осадок от случившегося. Были восстановлены некоторые балеты, воссозданы вновь костюмы, созданные художником.
Костюмы гармонично сочетались с декорациями. Подобно древним египетским изображениям, голова повернута в профиль, а тело и руки в фас. Это был его своего рода реванш над идущей еще от академизма традицией написания картин. И Сидоров вспоминает об обложке Константина Сомова к книге «Театр. Им стала Алиса Уордер Гэррет — наследница крупного состояния семьи Уордеров. Второй номер был отдан Константину Сомову, а третий — Виктору Эльпидифоровичу Борисову-Мусатову (1870—1905).
Бакст выполняет рисунки для циклов костюмов в «восточном», «индийском», «античном» стилях, часто варьируя собственные находки из балетных постановок (чего, собственно, от него и ожидали) он делает эскизы, в которых переплетаются различные стилевые признаки. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаЛеон БакстГоды жизни: 08 февраля 1866 — 28 декабря 1924Страна рождения: Белоруссия (Беларусь)Сфера деятельности: ХудожникПервыми «взрослыми» работами Леона Бакста стали иллюстрации для детских книг. Книга эта, по словам современников "представляла собою верх технического совершенства". В 1927 году все 33 эскиза были выставлены в Центре искусств в Нью-Йорке.
Например, он создал декорации в египетском стиле для «Саломеи» использовал греческие мотивы для «Нарцисса», «Дафниса и Хлои», «Послеполуденного отдыха фавна», яванские – для «Синего Бога», китайские и закавказские – для «Тамары» и, конечно же, арабские — для «Шехеразады». Однако молодые люди одеты совсем не по-зимнему. Но чувствовал он себя сыном России, во-первых и человеком, во-вторых.
Так, первая слава пришла к Баксту именно после издания первого номера журнала «Мир искусства», где и была опубликована его графика. Бакст обратил внимание на недюжинный талант молодого Шагала. В середине 1890-ых гг. Вот таким образом работа здесь быстро принесла ему известность.
Особенно ему удался бал у графини Марии Эдуардовны Клейнмихель, который запомнился шествием из «Тысячи и одной ночи» и роскошными восточными костюмами гостей. — Е. Н. ) обведены карандашным контуром, в ряде мест рисунка трактованы как кружево. Бакст был против.
Через шестьдесят лет несколько эскизов из собрания были представлены на выставке «Великолепный Бакст: театральный и текстильный дизайн из коллекций Балтимора» в Балтиморском музее искусства. Эту работу заказали Баксту. Бакст оформил, ставшие известными на весь мир, постановки «Шахеразады» и «Дафниса и Хлои». Первая лекция называлась «Искусство костюма и его законы их индивидуальное применение».
В дальнейшем, Лейб стал Львом. На меланхоличный зеленый я наложил темно-синий, наполненный отчаянием, хотя это может показаться парадоксальным. Когда «Золотое руно» прекратило существование, Л. С. Бакст начал сотрудничать в журнале «Аполлон», выходившем в Санкт-Петербурге с октября 1909-го по 1917 год.
В 1918 году Леон Бакст покинул группу Дягилева. На одном из светских раутов русский «кутюрье» познакомился с «шелковым королем Америки» Артуром Селигом, фабрикант и его супруга оказались поклонниками творчества Бакста. Я только желал указать путь, по которому, как мне думается, следует идти. Во время работы над постановкой балета для труппы Иды Рубинштейн «Иштар» Леон Бакст не выдержал безумного темпа работы и был госпитализирован с «нервным срывом». Выставка художника и декоратора Льва Бакста взбудоражила Москву.
1903. В письме в Нью-Йорк своему секретарю Гришковскому он написал: «. Третьяков придерживался либеральных взглядов, ничего не имел против евреев в целом и самого Бакста в частности. Он был известным и довольно дорогим художником (его гонорары были выше, чем у Пикассо и Матисса), но поистине мировое признание получил как дизайнер костюмов и декораций к спектаклям. Его идеи просто фонтанировали. На Ярмарке Мастеров были публикации, посвященные этому художнику, была отличная публикация с выставки «Открытие материи», в Москве в галерее «Наши художники» в 2013 г. Но хотелось бы более подробно рассказать о его биографии и показать все великолепие его театральных костюмов.
Очень рано у Льва появилась тяга к живописи. На смену ар-нуво приходил новый стиль – ар-деко – более лаконичный и сдержанный. Художники, в большинстве своем, вели полунищенское существование. Постановщик В. Нижинский попытался дать синтез хореографии двадцатого века.
Бакст выполнил 77 экземпляров этой серии из них 50 раскрасил сам. Чтобы о Баксте узнала «неженская» пресса с куда более широким кругом читателей, понадобились гастроли «Русского балета Дягилева» в 1916 году. С Львом Самойловичем Бакстом мы встречаемся в четвертом номере «Золотого руна» за 1906 год. Недавний законодатель европейской моды перестает быть модным.
150 А спектакль этот был показан в 1913 году, в пору расцвета футуризма». Впрочем, на все это вскоре перестали обращать внимание. Редактором журнала стал Сергей Дягилев. Школа-академия, наоборот, святотатственно учила ужасному делу: «облагораживанию», «очищению» старинных форм от варварства. "Леон Бакст, прекрасный рисовальщик с крепкой академической школой, что видно даже в эскизах костюмов инстинктивно отринул этот академический подход. Другой автор призывал на помощь Рембо, чтобы описать красочный алфавит Бакста. Гертруда родилась в семье Вандербильтов, одной из самых богатых в США и вышла замуж за совладельца «Стандард Ойл», миллионера Гарри Пэйн Уитни. А главное, художником.
Кто-то познакомил его с издателем, выпускавшим «книжки для народа». Шагал, хотел было, поехать вслед за учителем в Париж. То ли окончательно разуверившись.
Скорее всего, этого никогда не случится. Существует красный цвет триумфа и цвет убийства. Но всего этого он сделать так и не успел. Это первый балет на русскую тему в антрепризе Сергея Дягилева. В качестве доминирующего стиля Бакст выбрал русский фольклор.
И Баксту пришлось пойти на уступки. Наброски моментально начинали цениться как произведения искусства. Леон Бакст 150 стало звучать как наиболее парижское из парижских имен», 150 писали о нем. Жилось Баксту в Париже трудно. Время расставило все на свои места. Костюмы и декорации Бакста для балетов С. Дягилева «Клеопатра» (1909), «Египетские ночи» (1909), «Шахерезада» (1910), «Карнавал» (1910), «Нарцисс» (1911), «Дафнис и Хлоя» (1912) ознаменовали взлёт его творчества.
Андрей Белый вспоминал: "Рыжий, румяный умница Бакст отказался писать меня просто, ему нужно было, чтобы я был оживлен до экстаза. Не остались равнодушными к нему и русские художники рубежа XIX—XX вв. «Наружность господина Розенберга, — писал Бенуа, — не была в каком-либо отношении примечательна. Профессора, в большинстве своем, строго придерживались классических канонов. Обри Винсент Бердслей, (Beardsley) (24. 8. 1872, Брайтон, — 16. 3. 1898, Ментона), – известный английский художник-график иллюстратор, крупнейший мастер стиля модерн, декоратор, музыкант, поэт, "гений миниатюры". У Бакста, произошла как бы обратная связь 150 театральный художник был покорен Модой. В середине 90-х совместно с Сергеем Дягилевым, Александром Бенуа и другими художниками стал основателем художественного объединения «Мир искусства».
Он и раньше поддерживал Шагала материально. Ида Рубинштейн первая одела цветной (синий) парик в Клеопатре. Разумеется, тут же возникли подражатели, а также желающие сделать на Баксте деньги. Провести выставку по этому поводу мечтают многие музеи мира. Готовя декорации и костюмы к этому балету, художник тщательно изучил египетские барельефы.
Ловкий импресарио занялся подтасовкой – хотя на афише было заявлено «Жар – птица», на сцене исполнялось pas de deux принцессы Флорины и Голубой птицы из балета «Спящая красавица», неизвестное парижанам, притом в новых восточных костюмах Леона Бакста. По другой версии, в могилу Бакста свела болезнь почек. В многочисленных иллюстрациях к журналам ("Жёлтая книга", 1894—95 "Савой", 1896) и книгам ("Саломея" Оскара Уайльда, 1894) развивал декадентские и символистские тенденции искусства поздних прерафаэлитов, сочетая их с влияниями японской гравюры. Настоящее имя Бакста — Лев Самойлович Розенберг2. Дальше были партии в индийской и древнегреческой стилистике. Этот отрывок из романа Марселя Пруста «В поисках утраченного времени» кажется описанием туалетов, созданных Бакстом.
Таким образом, Леон Бакст институционально признан художником мирового значения. Ее текст был опубликован в журнале «Вог». Хотя, как пишут, не вполне одобрял его и был строг в оценках. В 1909-1914 годах Бакст оформил двенадцать спектаклей дягилевской антрепризы. Собственно, театральной практикой и порождались все декоративные работы Бакста. Они приобретают во сто крат большую силу на ярком фоне. Париж был подлинно пьян Бакстом», 150 вспоминал позднее один из критиков.
Ведь с тех самых пор критики только и писали, что он «свёл с ума Париж». Понимая, что Париж надо «угостить» чем-то исконно-русским, он проанонсировал это название еще в афише первого сезона в 1909 году. Он покинул этот мир 27 декабря 1924, по одной из версий, от «отёка лёгких».
Затем семья переехала в Петербург, где Бакст учился в Императорской академии художеств. В обложках и виньетках, сделанных Бакстом для журнала, почти нет растительной орнаментики, столь привычной в работах Константина Андреевича Сомова (1862—1939). Спасти его уже не могли. Алиса Гэррет умерла в 1954 году. «Париж уже забыл, что Бакст иностранец, что он «корнями» своими в Петербурге, что он художник «Мира искусства».
Как вспоминали современники, «в свое время Париж был подлинно пьян Бакстом», точнее, оформленными им балетными постановками. Точнее этюдов. Мальчик рос болезненным и отличался заметной неуравновешенностью характера.
Впрочем, уже в 1921 Бакст возобновил дружбу с Дягилевым, оформив для него балет «Спящая красавица». Одним из самых знамениты стал так называемый бал цветных париков, состоявшийся у известной устроительнице роскошных балов графини Е. В. Но союз новобрачных оказывается непрочным, даже рождение сына не помогло сохранить супружеские отношения. В это время в его жизнь вошла Ее величество Мода. Первый номер иллюстрировал Михаил Александрович Врубель (1858—1910). Бенуа познакомился с ним в марте 1890 года и сразу же решил привлечь его к сотрудничеству в кружке, в котором угадывались контуры будущего «Мира искусства».
Что-то пикантное и милое мы находили в его говоре, в его произношении. С 1906 года брала частные уроки у великой балерины Ольги Преображенской, в 1908 году занималась у хореографа Фокина. Примечательно, что первые его самостоятельные шаги в искусстве были связаны с книгой. Части 26 и 27). С созданием «Мира искусства» — как сообщества, так и издаваемого им журнала — Лев Бакст стал его активным участником.
Имя Леона Бакста, урождённого Лейб-Хаима Израилевича Розенберга, стало настоящим символом эпохи модерна – парижский свет восхищался созданными им декорациями и костюмами к театральным постановкам, он то и дело появлялся на страницах журналов, посвящённых искусству и моде, а его особый «бакстовский» стиль стал притягательным не только для заядлых театралов, но и для парижских модных домов. В 2013 году образцы этих тканей показала московская галерея «Наши художники» на выставке «Лев Бакст: открытие материи». Израиль Розенберг был человеком толерантным. Художественный отдел журнала возглавил Леон Бакст.
Художник, который знает как пользоваться этим, похож на дирижера оркестра, который может все привести в движение взмахом своей палочки и произвести тысячу безошибочных звуков. Была издана книга, посвященная творчеству Бакста. Важно только суметь согласовывать костюмы с фоном». Мы живем в переходное время. Продавец картин нахально забирает за гроши мои лучшие этюды".
Леон Бакст (настоящая фамилия – Розенберг) родился в 1866 году в Гродно в небогатой семье ученого-талмудиста. В Париже Леон Бакст прожил шесть лет. При этом кроме декорирования стен необходимо было спроектировать светильники и шторы, создать три комплекта декораций и реквизита.
Цвет играл главную роль в оформлении спектакля. Она была незаконной дочерью аристократа и батрачки.
В это же время была опубликована первая в США монография о художнике — книга Андре Левинсона «История жизни Леона Бакста» с иллюстрациями работ художника. Максимилиан Волошин писал о художнике: «Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже — как в дамских платьях, так и на картинных выставках». Он иллюстрировал детские книги. Одной из первых потенциал Бакста в мире высокой моды оценила Жанна Пакен, владелица ателье (или модного дома) Paquin.
Художник, заведовавший декоративной частью этого торжества, куда были приглашены английские, французские и итальянские аристократы, получил множество заказов на костюмы. Никогда египетские «помещики» не ухаживали за служанками храма и не пускали в цариц стрел с любовными записками, никогда супруги фараона не предавались любовным ласкам на паперти храма, никогда не отравляли минутных фаворитов на глазах у всякого сброда, пришедшего их чествовать. ». Умер Лев Самойлович Бакст в Париже 27 декабря 1924 года. Мстислав Добужинский так писал об этом периоде: «Проникновение искусства в жизнь через рампу, отражение театра в повседневной жизни, влияние его на область моды — сказалось в том глубоком впечатлении, которое сопутствовало блестящим триумфам «Русских сезонов» Дягилева в Париже.
Постановщик (балетмейстер) и исполнитель главной мужской партии – Михаил Фокин. Мы искренне советуем вам посетить выставку. Занятие живописью считалось малоприбыльным.
Его уход связывают с рядом причин. Труппа оставалась в Париже, а Бакст находился в это время в Швейцарии.
Но балет не успели поставить. Большая часть лекции была посвящена декору тканей, в том числе русской вышивке. Именно так я поступил в «Шехерезаде». сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже 150 как в дамских платьях, так и на картинных выставках», 150 писал М. Волошин в обозрении «Выставки Парижа».
Судя по рукописи книги Шагала "Моя жизнь", Бакст попросту обругал своего ученика. Яркие красные, синие, зеленые розовые тона создавали впечатление богатства и роскоши Востока. То ли в знак протеста.
Даже несмотря на свое программное стремление «cледовать слепо моде, которая выше вкуса определенного типа», он 150 не в силах целиком отказаться от стилистики модерна и в 1923 году сетует на претензии суховатой конструктивистской моды, которая «стала тиранической в своем желании подавить изогнутые линии и великолепные кривые». Вдохновляются творчеством своего прославленного соотечественника и российские дизайнеры. Сергей Павлович привез в Париж несколько балетов. Трудно сказать что было менее несладко – жить в антисемитской Российской Империи в качества Лейба Розенберга или оказаться в «мажорной» арт-тусовке молодых снобов, во главе с Бенуа, в качестве бедного «еврейчика»-переростка Левушки Бакста, усыновленного, собственным дедом по материнской линии.
Но в качестве зятя иудея Бакста не воспринимал. Идеи бакстовских вышивок и набоек на ткани (как их сейчас называют, «принтов») привлекли внимание американского промышленника Артура Селига, совладельца компании Clingen and Selig.
Всем тем, кто хоть сколько-нибудь представляет себе профиль Центра Помпиду, это может показаться странным: с одной стороны, собрание модернистского и современного искусства, с другой – довольно манерный эскиз театрального художника из России к ныне почти забытому спектаклю дягилевских «Русских сезонов» в Париже (постановка которого в 1912 году к тому же чуть ли не провалилась). Костюм для Бакста означал несравненно большее, чем просто необходимый утилитарный предмет для него 150 и в прошлые времена и в современности 150 костюм, если воспользоваться определением Пруста, это «утонченная и одухотворенная форма целого периода цивилизации». Дягилев вообще создал потрясающую, как бы сейчас сказали, синергию «временных» (так искусствоведы определяют музыку, театр, балет) и «пространственных» (изобразительных) искусств.
Ощущение странности прибавится, когда в каталоге коллекции музея под эскизом прочитаешь аннотацию: «Рисунок, наклеенный на картон и исполненный свинцовым карандашом, подцвеченный акварелью и позолотой, куплен музеем в 1982 году». С 1883 года Лев Розенберг состоял вольнослушателем при Академии художеств. Здесь будущий Бакст пробыл с 1883 по 1887 год. Слава Бакста докатилась до Америки через три года после триумфа «Шехеразады» и «Жар-птицы».
Он их читал, подражая интонации и манере говорить Бакста. Охотно покупал картины. То ли развеяться и отдохнуть, то ли для заведения новых связей и обмена впечатлениями. Там же шла подготовка к лекциям. Впервые он столкнулся с ними при работе над костюмами к балету на музыку К. Дебюсси «Игры», действие которого должно было происходить в 1925 году, то есть почти через десять лет после постановки балета. Селиг сделал верную ставку. «Во всем цвела играла и пела единая буйная живописная стихия.
Так было и с одним из лучших портретов Бакста «Дама с апельсинами» или ее еще называют «Ужин». А в 1914 году Дягилев пригласил ее на роль соблазнительницы в «Легенде об Иосифе» и Бакст создал для нее свой самый знаменитый балетный костюм. Однако в 1922 году, когда труппа Кузнецовой отправилась покорять Америку, пути оперной примы и Бакста, которого в тот момент в Штатах ждало множество частных заказов, разошлись. В мае Селиг пригласил Бакста отобедать вместе с ним в Нью-Йорке. Существует синий цвет Марии Магдалины или же синий Мессалины. И, в меру сил и возможностей, отбивали у учеников желание сходить с раз и навсегда проторенного пути.
Бакст создавал театральное пространство от «а» до большого «Я» и с легкостью переносил его в реальную жизнь, даря (разумеется, за приличное вознаграждение) жаждущим яркости персонам современного общества возможность чувствовать себя истинными примами и солистами светской «сцены». В 1903 году Бакст сошелся с вдовой художника Гриценко Любовью Павловной. В 1898 году вышел в свет первый номер журнала "Мир Искусства" – орган художественного объединения и группы писателей-символистов.
Однако академическая подготовка разочаровала его и он покидает учебное заведение. Мое платье предназначено главным образом для тех, кто бодр и силен как духом, так и телом. Для современной интерпретации «Феи кукол» художник Дмитрий Парадизов воссоздал красочные наряды кукол по эскизам Леона Бакста.
И он на каком-то этапе отказался от сотрудничества. Этого, по моему мнению, требует искренность в искусстве. Определенный, хотя и небольшой заработок в начале 1890-х годов давала работа в журналах «Художник» и «Петербургская жизнь». «С одной стороны, — пишет по этому поводу Алексей Алексеевич Сидоров, — в годы разочарования и пессимизма после временной победы реакции образы смерти чем дальше, тем больше стали входить как тема в русскую графику с другой — «маскарадность», театральность возникла из убеждения, что внешняя видимость мнимого благополучия, официально провозглашаемого, есть обман, что задачей искусства является преодоление его»8. И это он в полной мере отразил в декорациях балета «Шехерезада».
Но это стало лишь началом, ведь действительно знаменитым его сделали вовсе не графика и живопись, хотя и они были выполнены в великолепной манере, а его работы для театральной сцены. Ленинградский фарфоровый завод им.
В 1909 году Бакст уходит из семьи, навсегда сохранив теплую дружбу с женой и сыном. Бакст сотрудничал с гениальным антрепренером начиная с организованной Дягилевым в 1898 году «Первой выставки российских и финских художников». Влияние Леона Бакста (наравне с Дягилевым) на художественные традиции XX-го в. трудно переоценить. Как талмудист – не еврейское это дело "человечков малевать". Бакст.
Леон Бакст – стало звучать как наиболее парижское из парижских имен". Образы, созданные художником, вышли за границы театральной рампы и наводнили Париж. Какая, роскошная или минималистская сценография должна быть на сцене, решает художник. Бердслей умер, прожив всего 26 лет и оставив большое графическое наследие. В витрине магазина выставили рисунки Бакста.
Сейчас работы Льва Бакста хранятся в лучших музеях и частных собраниях. В «Золотом руне» печатались Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов, Дмитрий Мережковский. Консьержка «полупрезрительно заметила, что в Париже вряд ли найдется человек, не знающий Бакста, так как он владеет не только театром, но и всеми магазинами: 132они полны вещей а lа Бакст147». Своего сына Израиль Розенберг назвал Лейб-Хаимом.
Что определило высокий художественно-эстетический уровень издания, сделало его рупором новых веяний в искусстве и повлияло на развитие российской культуры на рубеже веков. К концу первого десятилетия XX-го в. Бакст целиком и полностью сосредоточился на работе для театра – он не только выступал как яркий театральный художник, но и создавал костюмы, например, для великой балерины Анны Павловой. он примкнул к кружку писателей и художников, который формировался вокруг Сергея Дягилева и Александра Бенуа и позже превратился в объединение «Мир искусства». Вечерний современный костюм я приравнял бы к сражению, решительной битве, которую «вечерняя» женщина преподносит мужчине, отвоевывая всем арсеналом линий и красок поле для будущей неизбежной победы дневной, равноправной женщины.
Подробностей я еще не знаю. Жил он, в основном за счет продаж своих картин. Бакст делал для этого журнала обложки, рисовал иллюстрации и виньетки.
В 1914 году Баксту поручили художественный концепт нескольких крупных балов в Петербурге. Смущало приятелей пристрастие Бакста к академической школе, к творчеству передвижников. Человека Моды, почти всецело поглотила театральная деятельность.
Он проявил себя, как незаурядный пейзажист. Несколько оказались у частных коллекционеров. Бакст был завален заказами, от которых не мог, да и не хотел отказаться. Фото из открытых источников. Скажем больше, в 1910-1915-е гг.
Предисловие к первому номеру было отпечатано золотом. Но вечерний костюм, где «вечно женственное» берет верх над «мужским началом», 150 есть апофеоз всего противоположного, всего чуждого мужскому костюму. С другой стороны, он активно использовал этнические мотивы в своих сценических работах.
Лекция имела большой резонанс. Известный искусствовед Алексей Алексеевич Сидоров (1891—1978) писал: «Рисунок. Лев Николаевич Бакст (Лев Самойлович Розенберг) родился 10 мая 1866 года в Гродно. В магазинах появились тюрбаны и парики, шали и платья, напоминавшие костюмы актеров. Он пишет: «Два течения господствуют в настоящую минуту в искусстве.
На основе его эскизов Фокин придумал характерные движения для своих танцовщиков. Мы знаем, что мода капризна и переменчива. Сейчас они стали настоящей антикварной редкостью.
долларов. Его отец – Израиль Розенберг.
Так уж сложилось, что три четверти жизни Бакст прожил в России, однако три четверти своих произведений создал во Франции, где оказался благодаря легендарному Дягилеву с его «Миром искусств» и вечной потребностью в обновлении команды. Его эскизыбыли приняты, но не понравились два костюма — Жар-птицы и Царевны Ненаглядной. Таким образом, достаточно просто отношения между ними наладились. Рисунок фронтисписа экспрессивен и динамичен. Эвергрин Хаус является одной из достопримечательностей Западного побережья США. В Петербурге он появился в 1903 году.
Конечно, было и множество других увлекательных событий, связанных с творческим и жизненным путём художника, но, пожалуй, наиболее знаковым для него стало приобретение псевдонима – Леон Бакст и присоединение к группе писателей и художников во главе с Сергеем Дягилевым и Александром Бенуа «Мир искусства». Он был одним из создателей балетов, которые были приняты в Париже с огромным энтузиазмом. Ещё он обучал рисованию детей состоятельных родителей. Леон Бакст умер 27 декабря 1924 года в Париже, на 58 году жизни. По словам одного из мастеров младшего поколения мирискуссников Дмитрия Исидоровича Митрохина (1883—1973), «в 1900-х годах оформление изданий стало ремесленным.
Модерн сменяет эпоха конструктивизма. «Сложность отделок, лишенных практической цели, видимого смысла, сообщала этим столь живым платьям как бы бескорыстность, задумчивость, сокровенность. Соглашаясь с этим высказыванием, я бы, однако, вместо «в 1900-х годах» написал «к 1900-м годам», да еще изменил бы порядок имен, поставив на первое место Бакста, — хотя бы для того, чтобы соблюсти хронологию, принимая во внимание время, когда эти мастера пришли в книжное искусство. После оглушительного успеха оформленных им балетов Шехеразада и Клеопатра (на выставке танцовщица-декадентка Ида Рубинштейн предстанет в обличье египетской царицы) парижские газеты, непременно восторженно поминая «оргию красок», писали: «Русские художники обрабатывают театральные декорации вместе с бутафорией и костюмами как одну общую картину». «Бакстовскому» стилю поклонялись и считали его настоящим кумиром. Лично я уже посетила её дважды и это не предел. А вскоре после развода он возвращается в иудаизм.
Уже костюмы в балете «Синий бог» в Ковент-Гарденском театре являются переходом от персидского стиля к индусскому. Бенуа познакомил Бакста со своими друзьями — Валентином Нувелем и Дмитрием Философовым. Именно в театре Бакст полностью «обрел себя» именно здесь пригодились его вкус, образованность, тонкое знание стилей.
По другой, для совершения церковного обряда бракосочетания стал православным. Именно так я поступил в «Шехерезаде». После чего ушел из Академии. Ещё, в качестве причины называют "отёк легких". Лев – Леоном.
И как коммерсант. Но главной остается игра линий. Эти же тенденции ощущаются и в попытках русских мастеров расширить круг своего творчества 150 в России начало деятельности такого рода связано прежде всего с объединением «Мир искусства», одним из ярчайших представителей которого был Лев Бакст 150 разносторонний художник, прославленный театральный декоратор, один из самых интересных деятелей модерна. Настоящим триумфом стало оформление балета «Фея кукол» на музыку Йозефа Байера (1903). Тамара Карсавина в костюме Зобеиды.
Но он посещал занятия в петербургской Академии художеств как вольнослушатель, учился у известных мастеров и дружил с ними, в частности с Александром Бенуа и Валентином Серовым (с последним Бакст ездил в творческие поездки, например, в Грецию через Стамбул). Леон Бакст был не только замечательным портретистом. Псевдоним является укороченным вариантом фамилии его бабушки – Бакстер.
В коллекции Центра Помпиду есть несколько рисунков Льва Бакста. Тончайший шелк, расписанный рукой Бакста, сохранился удивительно хорошо. В ноябре 2015 года Николай Цискаридзе восстановил балет «Фея кукол» вместе со студентами Академии русского балета имени Вагановой. Его неудержимо тянуло в Европу. Лишь год спустя в Париже появилась настоящая «Жар-птица» – первая балетная партитура Игоря Стравинского, прославившая имя тогда начинающего композитора за пределами России. В те годы, когда будущий мирискусник, бонвиван и «почетный гражданин кулис» Бакст только начинал свой творческий путь как художник и рисовальщик, мир моды и художественный мир не были так близки, как в период его расцвета. Учился Бакст не слишком усердно.
М. В. Ломоносова. Источник фото. Тяжелая, чувственная гамма красок была оставлена ради гаммы свободы и света. Иногда такие «картины» он писал по собственным программам – либретто для Нарцисса Мидаса Волшебной ночи. Лицо дамы закрыто, но современники догадывались, что под маской незнакомки таится Смерть. Леон Бакст стал легендой при жизни.
Провалил конкурс на серебряную медаль. Конечно, были причины и существеннее: в скором времени художнику пришлось кормить кучу родственников, сбежавших от Советов. Похоронен Бакст на парижском кладбище Батиньоль. Ценил его как художника. Художник не в силах отказаться от выбранного и любимого им стиля модерна.
Французам было не до "Русских сезонов". Дягилев умел открывать таланты.
В 1910 году весь Париж был взбудоражен премьерой балета «Шехерезада» – со сцены на зрителей обрушился настоящий «взрыв» ярких красок, декораций и костюмов. Но именно в стенах академии он знакомится с В. Серовым и А. Бенуа. В 1951 году молодая журналистка Жаклин Бувье — будущая жена, а затем вдова президента Америки, Джеки Кеннеди, впоследствии, Онассис — описала Дягилева как «уникального алхимика истории искусства, чьей профессией было достижение взаимодействия искусств и связи Восточной и Западной культур». «Мы могли бы смело поставить на программе 1930 год, 150 сказал Дягилев. Отец Льва был против увлечения мальчика искусством и даже запретил ему рисовать, но, преодолев сопротивление отца, (родные послали его рисунки скульптуру М. Антокольскому и получили благосклонный отзыв), он поступает вольнослушателем в Академию Художеств. Так, в 1923 году Бакст даже выступил в нью-йоркском отеле «Plaza» с лекцией о моде и дизайне «LArt duCostume etles lois, ces applications selon toute individualite», получив за неё гонорар в размере 2 тыс.
Костюм японской куклы для Веры Трефиловой к постановке «Фея кукол». Газеты назвали ее главным художественным событием сезона. Предложение поступило как раз после разрыва отношений Бакста с Дягилевым. Результаты работы очень понравились хозяйке. Однако успех первого же оформленного Бакстом балета в Париже – то была «Клеопатра» – мгновенно вознес его на такую высоту, что уже ко второму «дягилевскому сезону» художник снял прекрасную мастерскую с газом и центральным отоплением на бульваре Малерб, 112. Сотрудничали с журналом ведущие художники.
При этом стремился внушить им необходимость поиска стиля и не только собственного, но и для страны в целом. Обложки, рисунки, шрифт — мелко, сухо и тощо — невыразительно. «Египтяне» с показа haute couture весна-лето 2004-го Джона Гальяно напоминали страшноватые и завораживающие маски духов и богов, придуманных Бакстом для балета «Нарцисс». Непосильный труд подорвал его здоровье. Для Бакста, привыкшего к журнальной работе и любившего ее, закрытие «Мира искусства» было неприятным событием.
И стали широко использовать его. Конечно, у Бакста не было ни магазинов, ни уж тем более театров, но о нем знали многие. Баксту это не нравилось. Первый опыт в создании театральных постановок Леон Бакст получил в 1903 году в Петербурге, когда его пригласили поучаствовать в оформлении балета «Фея кукол». Она была организована с участием главного редактора «Вэнити фэа» и проходила в фешенебельном отеле «Плаза». Он как-то шепелявил и делал своеобразные ударения.
Даже сам Марсель Пруст преклонялся перед ним. Предстояло переоборудовать целое крыло здания под домашний театр. Шуваловой. Но, кажется, до «Русских сезонов» Бакст лишь пробовал свои возможности в том или ином отдельном виде и жанре искусства. В том же 1893 году Леон Бакст приехал в Париж. Сейчас это популярный музей — во многом благодаря стараниям Бакста.
Картина произвела большой скандал. Шагаловские алогизмы, пресловутая шагаловская же "картиномания" его смущали. Один из них – включенная в выставку Храмовая танцовщица, эскиз костюма к балету Синий бог. Еще одним важным этапом того времени стала работа над греческими трагедиями «Ипполит» (1902 г. ) и «Эдип в Колоне» (1904 г. ).
По требованию Селига в тканях должны были присутствовать индейские орнаменты, но художник настоял на том, чтобы использовать и русские узоры (на одном из эскизов Бакст даже изобразил храм Василия Блаженного). Покойный вице-президент Академии Художеств, граф Иван Иванович Толстой (впоследствии городской голова) возмутился, печать подняла шум и Бакст был оставлен в покое. Позже он стал известным портретистом и революционным театральным декоратором, художником, «опьянившим Париж» и дизайнером, одна лекция которого стоила в Америке 1920-х годов две тысячи долларов.
Как правило они заказывали туалеты по рисункам Бакста в Париже в самых престижных домах моды – у «Пуаре» и у «Уорта». По одной версии, он перешел из иудаизма в лютеранство. Письма написаны очень блестяще, остроумно, смешно. »11. В стране же, на которую надвигалась мгла, блеска ждать отнюдь не приходилось. Еврей – еще, куда ни шло.
В эти годы он стал одним из самых популярных дизайнеров Парижа. И все в едином ансамбле. От матери он унаследовал любовь к книгам и читал их запоем, что попало. Однако сам Бакст весьма серьезно подходит к созданию моделей. И молодой художник зарабатывал на жизнь и оплату уроков в каком-то издательстве. Позже, спустя десятилетия после смерти художника, его декорации, полотна и эскизы, ставшие «работами музейного уровня», коллекционной ценностью, национальным наследием трех стран, вдохновляли модельеров, родившихся в XX веке.
Идея была смелой и совершенно новаторской– соединить в себе несколько направлений дизайна. Во время одного из приездов Леон Бакст познакомился с "Невскими пиквикианцами".
Общий вид платья остается одним и тем же 150 смотреть ли на него издали или вблизи. Не исключено, что он был и тем и другим одновременно. Удачное начало работы в театре способствовало привлечению Леона Бакста и к другим постановкам Петербургских императорских театров. Бакста госпитализировали в больницу Риэль-Мальмезон. А как он всю жизнь боялся смерти. »10. Так, русский художник и художественный критик Мстислав Добужинский писал о нём: «Леон Бакст – стало звучать как наиболее парижское из парижских имён». Лев Николаевич Бакст – один из моих самых-самых любимых художников сценического костюма. Сами же Гэрреты хотели, чтобы Бакст оформил помещение для театра в их фамильном поместье Эвегрин Хаус («Вечнозеленый дом»).
На втором была представлена Жанна дАрк на костре. Мотивом его было и то, что в тому времени и причудливые изгибы модерна сменились прямыми линиями конструктивизма. Такими художниками были Анри ван де Вельде, Чарльз Макинтош и Йозеф Ольбрих. В то время в Музее существовало правило, запрещающее устраивать персональные выставки ныне здравствующих художников, вот таким образом экспозицию назвали «Эрте и современники», включив в нее произведения Бакста, Гончаровой, Дюфи и других признанных мастеров». На балу гости танцевали в цветных париках или восточных тюрбанах. В течение долгого времени, работая для американского журнала «Харперс Базар», ЭРТЕ делал обложки в «бакстовском» стиле.
«Мир искусства» совершил, можно сказать, бескровную революцию в искусстве оформления русской книги. Он учился в студии Жерома и в "Академии Жюльена". Наследие Льва Бакста по сей день будоражит фантазию дизайнеров во всем мире. В Нью-Йорке Бакст снял мастерскую, где писал портреты на заказ. 1923.
Публику же больше интересовал современный костюм. Переезд в мировую столицу моды и искусства сыграл самую важную роль в его жизни, ведь в то время в Париже триумфально гремели «Русские сезоны» С. Дягилева, который пригласил Бакста оформить для его труппы несколько балетов. Работоспособность художника не знала границ: он продолжал совершенствоваться как художник, давал уроки рисования (в том числе детям великого князя Владимира, а позже был учителем Марка Шагала), сотрудничал с журналами и издательствами, оформлял интерьеры, ну и, конечно же, выставлял свои работы на выставках. Его выставки прошли по всей Америке — в 1913 году в Нью-Йорке, в 1914-м, пока война не отвлекла внимания денежных мешков, — снова в Большом яблоке, а также в «городе старых денег» Бостоне, в Филадельфии и стремительно богатевшем промышленно-буржуазном Чикаго. Первым большим модельером XX века (Ворт, Пакен и Пуаре все же в большей степени принадлежали веку девятнадцатому и Fin de sicle), по достоинству оценившим Бакста, была Коко Шанель, лично знавшая людей дягилевского круга и вообще русские аристократические и эмигрантские круги.
Помочь ему не смогли. «Мне посчастливилось принять участие в подготовке к выставке, а именно— к костюмной части экспозиции, — сказал Гасилин корреспонденту «Ленты. ру». Тот согласился и в переписке в дальнейшем стал называть Селига своим другом. «Разве артист-художник не призван к тому, чтобы выразить в костюме идеи своей эпохи. » 150 спрашивает Бакст в одной из своих статей. В Париже Бакст был чрезвычайно популярен.
Громкая парижская слава Бакста, его мировая известность мало что значили для России. Фамилия бабушки была Бакстер. Предполагалось, что он выступит с речью. Детство его прошло в Петербурге, где жил дед, любивший светскую жизнь и роскошь. Однако Vogue в 1913 году был далеко не столь влиятельным и одновременно доступным, как в 2013-м. Все его нововведения воспринимались на ура, газеты пестрели заметками, стихами и даже карикатурами на модные изыски Бакста, а крупнейшие дома моды заключали с художником контракты.
Одно 150 раболепно ретроспективное, другое, враждебное ему, футуристическое, горизонты которого далеко впереди, в оценке потомства. И отразилось на парижской моде. Он точно знает, как создать иллюзию вымышленного мира, он чувствует драматургию, определяет те выразительные средства, которые бы точно отвечали задачам спектакля. Наконец, он решает технические вопросы при неабсолютной постройке театра, как исправить угол наклона плоскости сцены к плоскости (или, говоря профессиональным языком планшета) зрительного зала, чтобы актеры не «сидели» у зрителя «на носу» добавить глубину сцене, учесть все точки обзора, свет, костюмы, позиции действующих лицв определенный момент. Одни именуют его ученым-талмудистом, другие – коммерсантом средней руки. В 1914 году его назначили представителем Госдепа США при американском после во Франции. Первая партия шелковых тканей разошлась в мгновение. Успех балета, статей и театра в Evergreen House подкрепила публичная лекция Бакста в отеле Plaza «Искусство костюма и его законы их индивидуальное применение».
Во многом становление русского прикладного искусства можно считать заслугой Бакста, а также его друзей и современников — абрамцевского и талашкинского кружков, «Мира Искусства» и персонально Сергея Дягилева с его «Русскими сезонами». Кроме балета «Шехерезада» в «Русских сезонах»1909-10 годов, Бакст учавствовал в постановке балета «Жар-птица» на музыку, начинающего композитора и ученика Римского-Корсакова, И. Ф. Стравинского. Кроме того, были внесены изменения и в интерьер гостиной самого дома. К примеру, он принимал и одобрял кубизм, а футуризм отчего-то терпеть не мог. Это и мировая война.
В ходе лекции Бакст уделил особое внимание влиянию русского народного творчества на современную моду, отметив, что «русский орнамент, почти всегда природный, состоит из элементов, которые окружают крестьянку-вышивальщицу, что является источником бесконечных вариаций». Вагановой (костюм Вацлава Нижинского в партии Призрака розы), Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства (костюм Японской куклы для Веры Трефиловой к балету «Фея кукол», костюмы к балетам «Клеопатра», «Карнавал», «Дафнис и Хлоя»), парижского Центра Помпиду (эскиз костюма Вакханки к балету «Нарцисс», 1911 г. ), лондонского Музея Виктории и Альберта (эскиз костюма «Коломбины» к балету «Спящая принцесса», 1921 г. ), а также из частных коллекций Петра Авена, Михаила Сеславинского, Владимира Царенкова, Константина Эрнста известного российского историка моды Александра Васильева и др. Балеты в постановке Бакста еще долгое время шли в Париже. Баксту самому приходилось иногда «затушевывать» свое происхождение. Под рисунками стояла подпись «Л. Бакст». В 1889 году Лейб-Хаим Розенберг стал Леоном Бакстом. Вскоре после рождения сына семья Розенбергов переехала из Гродно в Петербург.
Была выпущена даже серия открыток с этими рисунками. Обычная трансформация еврейских имен в русскоязычной среде. Существует синий цвет Марии Магдалины или же синий Мессалины. Мастер работал много и тяжело. в Европе и Америке его имя затмило почти все авторитеты в искусстве. Когда же мы отучимся от этой гибельной манеры пренебрегать, презирать, а главное, не замечать минуту настоящую, сегодняшнюю, которая и есть реальная жизнь».
Первыми яркими впечатлениями ребенок был обязан дедушке – в прошлом парижанину, перенесшему в квартиру на Невском проспекте шик французского салона. «Он — художник в душе» — это слова Александра Николаевича Бенуа из той главы его книги «Мои воспоминания», которая называется «Левушка Бакст»1. И все же любимой его «моделью» даже вне сцены оставалась Ида Рубинштейн, отличавшаяся не только красотой и талантом, но и заоблачными финансовыми возможностями.
Образцы этого текстиля выставлены, в частности, в The Art Institute в Чикаго. За океаном у художника появился свой представитель. Академическое обучение мало соответствовало веяниям эпохи.
Любопытно, что Бакст оформлял и павловскую и дягелевскую антрепризы «Спящей красавицы». При этом павловский спектакль прошел в Америке на пять лет раньше (в 1916 г. ), нежели дягилевская постановка в Европе (1921 г. ). Да, конечно, он был еврей. Это сказывалось в выборе сюжетов картин, близких то ли к Крамскому, то ли к Маковскому. Созданные им, теперь уже давно признанные, непревзойденные шедевры вызывают восхищение.
В 1890-х выставлялся в Обществе русских акварелистов. Кроме того, Бакст оказался отрезанным от труппы Дягилева. Наиболее крупные из них — Константин Сомов и Лев Бакст. Разумеется, его творчество не находило благожелательного отклика в критике последователей передвижников, однако художник все же стал членом Императорской Академии Художеств в 1914 г. (невзирая ни на еврейское происхождение, ни на принадлежность к иудаизму) и регулярно появлялся на страницах остромодных журналов «Аполлон» и «Золотое руно», ставших сегодня библиографической редкостью на рынке букинистов. «Я ищу нюансов богатых, великолепных, ослепительных»- говорил Бакст. Любопытно, что павловскую «Спящую красавицу» Бакст оформлял заочно, отправив за океан четыре эскиза декораций и 50 эскизов костюмов.
На одном из них был изображен проповедник и религиозный писатель отец Иоанн Кронштадтский (Иоанн Ильич Сергиев, 1829—1908), пользовавшийся в ту пору колоссальной популярностью. «Уже это сочетание художника с законодателем мод должно навести на весьма грустные мысли. Популярность Бакста, его большая слава, трагически отразились на его судьбе. Графика Бакста «населена» не цветами, листьями и бутонами, а людьми или вполне очеловеченными образами неземных существ.
Журнал издавал и редактировал Н. П. Рябушинский. В ноябре 1921 года художник отправился на теплоходе в Америку, где провел всю зиму. Так, например, планируя новый Парижский сезон на 1909 год, Баксту было поручено оформление нового балета Фокина «Клеопатра». Во-вторых, у Бакста было поистине уникальное чувство цвета. «Выразительные аппликации, пайетки и стразы, которые так любит Антонио Маррас, вторят причудливым восточным одеяниям, традиционно богатым вышивками и узорами, — прокомментировал коллекцию историк моды Александр Васильев. Для России такого рода сфера приложения артистического дарования была в те времена довольно непривычна и обращение Бакста к моделированию вызвало некоторое недоумение публики по поводу его «странного» и «малопонятного» интереса к столь обыденным вещам, как одежда.
Лейба Хаим Розенберг родился в белорусском городе Гродно. Бешеный успех «Шахерезады» и «Жар-птицы» привлек к нему интерес владельцев парижских модных домов, которым в те времена не было равных как по качеству работы, так и по богатству клиентуры — Worth, Paquin и Poiret. Отец, судя по всему, отказался от дальнейшего финансирования творческих метаний сына. Во-первых, это поможет вам узнать ближе земляка, которым восхищается весь мир. Над хореографией работал Фокин, Головин занимался художественным оформлением. На зелени свисающих тканей сверкали золото и чернь персидского орнамента.
И самым точным подтверждением этого служили слова всё того же Добужинского: «Его признал и «короновал» сам изысканный и капризный Париж и что удивительно, – Бакст все-таки оставался одним из несменяемых законодателей вкуса». Дед был богатым портным. Лекция «Цвет и костюм» в Торонто собрала 3000 человек. В 1914 году русский журнал «Столица и усадьба» с гордостью писал о своем соотечественнике: «Сейчас Бакст – один из наиболее популярных художников, спрос на него громадный.
Леон Бакст (1866 – 1924) – один из виднейших представителей русского модерна, художник, сценограф, мастер станковой живописи и театральной графики, родился в Гродно. Французское правительство наградило Бакста орденом Почетного легиона. Валечка пришел для того, чтобы прочесть нам письма Бакста к нему. Вот таким образом секретарь сообщил Баксту, что его присутствие на открытии необязательно. Я не хотел учить. Отец, в меру сил, противился. Я открыл окно в сад, где весна праздновала свой здоровый праздник светлых радостей.
В отличие от своих соотечественников и соратников по объединению «Мир искусства» – Александра Бенуа, Константина Сомова, Мстислава Добужинского и многих других, как и он, оказавшихся на чужбине, но так и не ставших своими для местных передовых артистических кругов. Бакст обожал изящество и шик – любимым его выражением было «ослепительно». Аналогия допустима, но говорить о влиянии Сомова на Бакста не приходится, поскольку «Театр» появился примерно на год позднее «Снежной маски». Театр же дал ему шанс объединить все эти силы для написания «живых картин». Я добился искренности и неусловности.
За Ив Сен-Лораном с его «Русскими сезонами» 1976 года последовали и другие любители «азиатчины» и «византийщины», пышного декора и вышивок. Первым делом он начал работы в доме Гэрретов в Балтиморе. После окончания Первой мировой войны Бакст покинул Европу и перебрался в Соединённые Штаты, где создавал постановки для прославленной танцовщицы Иды Рубинштейн и читал лекции. Тем не менее, зрители были в восторге, а спектакль прерывался аплодисментами. Однако прежде всего его искусство оказало влияние на Мстислава и Ростислава Добужинских и в особенности — на ЭРТЕ (Романа Тыртова), в работах которого узнаются ключевые мотивы бакстовских идей.
По поводу этого опуса (на время московской выставки с ним расстался Русский музей), на который художник потратил целых три года, были самые разные реакции – от восторгов парижан, посетивших Осенний салон 1908 года, до едкостей русских критиков: «Бакст, очевидно, долго придумывал, чем бы сильнее ошарашить зрителей, но придумал всего-навсего рельефную географическую карту, видимую с аэроплана» (Сергей Мамонтов), «в полотне Бакста поражает полная безопасность происходящего, как будто зритель смотрит сквозь толстое зеркальное стекло подземного аквариума» (Максимилиан Волошин). Можно сказать, Бакст компоновал с помощью эскизов костюмов и декораций некое постоянно меняющееся грандиозное полотно, которое было прекрасно рассматривать хоть из партера, хоть с галерки («мои мизансцены есть результат самого рассчитанного размещения пятен на фоне декораций»). В это время она была чрезвычайно популярна в Париже, где в салонах, открытых русскими аристократками-эмигрантками во главе с великой княгиней Марией Павловной (основательницей дома «Китмир»), работали вышивальщицы, научившиеся своему ремеслу в гимназиях и институтах благородных девиц, ушедших в прошлое вместе с империей. Знаменитый музыкальный и художественный критик Владимир Стасов со злой иронией отозвался об этой картине: «Сидит у стола кошка в дамском платье ее мордочка в виде круглой тарелки, в каком-то рогатом головном уборе тощие лапы в дамских рукавах протянуты к столу, но сама она смотрит в сторону, словно поставленные перед нею блюда не по вкусу, а ей надо стащить что-нибудь другое на стороне». Время от времени он приезжал в Петербург.
Организовал ее Vanity Fair, а напечатал в виде отдельной статьи Vogue. Так же мало известно о дизайнерских разработках Бакста в области создания модных головных уборов (в том числе меховых) и эксклюзивной обуви. Дягилев был диктатором. Радостное волнение вызывали также рассказы родителей, возвращавшихся из итальянской оперы. Довольно правильным чертам лица вредили подслеповатые глаза («щелочки»), ярко-рыжие волосы и жиденькие усики над извилистыми губами. Первые впечатления были противоречивыми. Его стиль восприняли законодатели парижской моды.
Возможно, речь идёт о проявлениях одного и того же заболевания. Именно благодаря им он стал всемирно известным художником. Текст этой лекции был опубликован в журнале «Vogue». Бакст подписал с Пуаре контракт и год поставлял ему идеи.
Леон Бакст. Он стал центральной фигурой первого периода прославленных «Русских сезонов» Сергея Дягилева, создателем живописного спектакля, в котором роль художника была едва ли не доминирующей, а единство спектакля 150 преимущественно оптическим. Бакст же, еще до Первой мировой войны подолгу живший в Париже, водил дружбу с Пабло Пикассо и Амедео Модильяни, покупал картины «наива» Руссо-таможенника, по-своему пытался разобраться в раскладе тогдашнего современного искусства. На первой выставке, которая прошла в 1889 году, представился под псевдонимом Бакст. Художника все же ждали.
Вершиной его творчества стала работа для «Русских сезонов», которые Сергей Дягилев представил Европе и Новому Свету в первом и втором десятилетиях минувшего века.