Картина Утро была написана Борисом Михаловичем Кустодиевым в Париже во время его пенсионерской поездки по европейским странам.
Занимался также скульптурой. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. Она была рядом.
Характерно, что спрос в одном только магазине Комитета растёт с каждым днём»7. Чего стоят знаменитые «кустодиевские» женщины, являющие собой народный идеал красоты. За гостиной – мастерская в два окна, столовая, детская и спальня родителей. Полгода Борис Михайлович провел в больнице. Где означу я тебя великими трудами. Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил кататься на роликах. Что было в его силах в это смутное и голодное время.
Какое самомнение, какая бестолковость». Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Совсем в ином духе выполнен рисунок «Февраль.
Но еще – память, воображение. – писал ей когда-то Кустодиев. В воде играют солнечные зайчики, с которых малыш не сводит глаз, неуклюже пытаясь поймать. Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской.
Кустодиевой с дочерью Ириной. Я верю в Вас больше, чем в себя. Кустодиев стал признанным мастером, на него сыплются заказы, медали, награды, но он при первой возможности стремится сбежать в свой «Терем» — единственное место, где по-настоящему счастлив. Узрел я прелесть и ласковость «Красавицы» и забыл посты и бдения. Еще одним изданием, о котором стоит особо сказать были «Шестнадцать автолитографий». Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации). В издание вошли 14 литографий, а также титульный лист и лист оглавления, украшенные сюжетными виньетками, — всё было отлитографировано при непосредственном участии самого художника.
Вступление» (1905) над крышами беснуется смерть, солдаты расстреливают баррикаду. Несмотря на то что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию. Ю. Е. Прошинская была самым верным другом художника.
Портрет жены художника 1909 Портрет Ю. Е. Кустодиевой. И тут же: «Был в Эрмитаже и совсем раздавили меня нетленные вещи стариков. В 1910 удостоился чести дать автопортрет в галерею Уффици (Флоренция), где собраны автопортреты величайших художников за несколько столетий. Автор жанровых картин, портретов, книжных иллюстраций.
Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Власова (Астрахань, 1890-е), в Высшем художественном училище при Академии художеств у В. Е.
Он — смысл жизни семьи, радость бытия, слагаемая из кровной привязанности матери и ребенка. После разгона демонстрации» (1906)— черно-серый тон, голые зимние улицы Петербурга, тишина и пустота, спины уходящих строем солдат, мертвые тела.
Спустя два года обучения в общих классах, его принимают в мастерскую И. Репина. Я терпелива. Нам неловко было сознаваться, что мы русские. Сюжет исключал возможность свободы поз и жестов, регламентировал костюм. Футуристы ругали мастера за то, что он никак не может перервать пуповину, связывающую его с Репиным и вот таким образом все "оглядывается на передвижников".
Но это не останавливает художника: стиснув зубы, он по-прежнему пишет. Постепенно жизнь входила в обычное русло. Но Кустодиев принужден был писать парадные портреты. Пишу и княжну, наконец-то ее добыл, но: больше 5 сеансов не буду иметь (был уже 3 раза), так как ее высочество очень утомляются от ничегонеделания, но желают получить хороший портрет, не позируя. Летом Юлия Евстафьевна, теперь уже с двумя детьми — сыном Кириллом и дочкой Ирочкой, подолгу ждет его приездов. Главной темой творчества художника стала семья.
Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Находясь в Швейцарии, получил приглашение написать декорации к «Горячему сердцу» А. Островского — одной из самых веселых комедий русской сцены. И снова торжество смерти, на этот раз подчеркнутое минимумом цвета и движения.
Редко кто из его современников так чувствовал Русь. 1903Уже через несколько дней после знакомства художник задумал написать ее портрет. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Что должен чувствовать всемирно знаменитый художник в вольере с животными. Правда, много было сделано для того, чтобы загадить слово русский. И мы обычно извиняемся, что мы русские.
Преподавал в своей частной художественной школе (Новая художественная мастерская, Петербург, 1913). Вооруженные люди внизу спешат разделаться со старым миром. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф.
Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. В 1909г. Савинского, И. Е.
В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Картину представили на выставке общества «Мир искусства». По узким улочкам Москвы льется вязким потоком толпа. Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Быт, провинциальный ли, купеческий ли, при всех его реальнейших приметах на картинах Кустодиева превращается в такую же условность, как «купеческая дочь», «добрый молодец», «царевна» да «царь с царицей» в русских сказках. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. К вечеру у художника поднялась температура.
Яркие краски придают картине мажорное звучание. Солнце бросает свои лучи на крыши домов, образуя голубые тени.
Только одно рисовать. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. (1906) Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород Картина На террасе написана в доме художника Терем. В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. В его творчестве находят отражение новые идеи, а картины Бориса Кустодиева высоко оценивают критики.
Академия ставила жесткие требования к начинающим художникам и с первых дней учебы Кустодиев много пишет с натуры, овладевая техникой рисунка и колористикой. Успех декораций и костюмов был только началом. 1910 На террасе. Сияет небо. Ребенок изображен в центре картины неслучайно. 1920Кустодиевы Б. М., Ю. Е., И. Б., К. Б.
Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Портрет И. Б. Кустодиевой. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Сохранились письма, которые влюбленный Борис писал своей будущей жене. Отца своего он почти совсем не помнил. Искусство требует всей жизни. Особенно его тревожит обстановка в Академии художеств: «Непостижимо, что там делается.
Спелый красный арбуз с черными косточками, жирный кекс, булочки, фрукты, фарфор, большой самовар — все это написано необыкновенно вещно и осязаемо и в то же время не иллюзорно, а нарочито упрощенно, как на лавочных вывесках. Критика отмечала и «притягательное для глаз обилие говорящих деталей, сцен, полный очарования колорит ушедшей старой жизни». В глазах огромного большевика холод, как знак необратимости перемен. К этому времени у них уже родился сын. Здесь все фантазия и быль.
Петербург предлагал молодому писателю трудный искус. Мать нежно придерживает руками спинку и ножки ребенка, который хлопает ручонками по воде. Молодой студент много пишет с натуры и увлекается портретом. Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды.
А болезнь художника прогрессировала. Еще одним изданием, о котором стоит особо сказать были «Шестнадцать автолитографий». Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927) – русский художник, график и театральный художник.
Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). С 1916г.
Картину укрепляли горизонтально и ее можно было передвигать взад и вперед. Да, этого всего не опишешь в письмах на нескольких листочках бумаги. Кустодиев был избран академиком живописи — его творчество признали коллеги.
Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901–1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Ее образ остался навсегда в портретах замечательного художника – Бориса Михайловича Кустодиева. Могила Б. М. Кустодиева в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры (Некрополь мастеров искусств). Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась).
В 1925 холст был перевернут и на его обратной стороне написана картина Русская Венера Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). Однако вскоре Кустодиев очень сильно заболел. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин.
Папка с автолитографиями Кустодиева, названными «вершиной советской графики», «дорогим историческим документом» и «выдающейся редкостью», в 1922 году с успехом экспонировалась на Международной книжной выставке во Флоренции. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. «Я помню отца еще молодым, необычайно подвижным, элегантным, веселым, ласковым. Алое знамя трепещет на ветру, захватывая своим пламенем весь город.
Рука по-прежнему болит, особенно по утрам. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. М. и В. А. Кастальские), няня. От воспроизведения в графике живопись Кустодиева приобрела новые свойства»6.
Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. Вторую родину он открыл для себя в Кинешме. И как не вспомнить слова, сказанные великим Гоголем:Таинственный, неизъяснимый 1834. Учился у П. А. Первая – гостиная с зелеными полосатыми обоями.
Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Юлия Евстафьевна сидит в коридоре. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец.
Развал, неразбериха. С тех пор, по собственным словам Кустодиева, его миром стала его комната. В Париже он пишет лирическую картину «Утро», где изображает свою жену и купающегося в корыте сына-первенца. Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Характерно, что спрос в одном только магазине Комитета растёт с каждым днём».
Комнат пять, все они располагались анфиладой. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). 1906 Портрет жены художника 1909 Портрет Ю. Е. Кустодиевой. Он приезжает в Швейцарию и оказывается на больничной койке. Кустодиеву удалось обобщить собственные впечатления о революции используя аллегорию. И. Шаляпин».
И ей показалось, что это не просто портрет, а робкое признание и надежда. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Развивая мастерство, Кустодиев все больше проявляет мощную творческую индивидуальность и через два года его взял в ученики И. Е. Репин. Окончила (в 1898) Александровское училище при Смольном институте. Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь.
Иду в монастырь замаливать грехи свои». «Серьезные» критики 10-х годов XXв. Художник написал богоматерь с жены, а ее младенца – со своего долгожданного сына Игоря. Через год он готовит «Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина. По совету жены к его креслу приделали небольшой столик и он рисовал. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа.
В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. 1915 У окна. Много беседовали – конечно, не о политике (чего очень боялись мои заказчики), а так, по искусству больше – но просветить мне его не удалось – безнадежен, увы. Это считалось неприличным. Верейский Портрет Ю. Е. Кустодиевой 1925Юлия Евстафьевна умерла в 1942 году, в суровые дни Блокады. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр.
Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Мы жили на третьем этаже. Как-то он ехал из Выборга в Петроград в инвалидной коляске из-за чего был помещен в «собачий» вагон. Солнечным майским днем 1927 года вся семья Кустодиевых выбралась на прогулку за город.
В 1905 году близ Кинешмы был построен дом-мастерская, который художник любя называл «Теремом». Но судьбе было угодно распорядиться по-другому. Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. Успех — потрясающий, слышу это буквально со всех сторон. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом».
В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. Чертовски трудно. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Кустодиевой. Он умер на следующий день от скоротечного воспаления легких. «На Кустодиева я возлагаю большие надежды, — говорил знаменитый художник. — Отличительные черты его дарования: самостоятельность, оригинальность и глубоко прочувствованная национальность они служат залогом крепкого и прочного успеха».
Вот кого рисовать-то. Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. Папа внимательно следил за их «личной жизнью», любил наблюдать за ними, с удивительным мастерством имитировал их повадки.
Ему категорически запрещено работать. (1920) Кустодиев Кирилл Борисович (сын художника), Кустодиев Борис Михайлович (художник), Кустодиева Ирина Борисовна (дочь художника), Кустодиева Юлия Евстафьевна (жена) Портрет Ю. Е. Кустодиевой 1922Портрет К. Б. Кустодиева. Елена Плевицкая: По ночам он кричит от боли, а за утренним завтраком – до отъезда в театр – рассказывает нам с мужем, что его мучит один и тот же кошмар: черные кошки впиваются ему в спину раздирают позвонки.
считали работы Кустодиева «лубочными» и недостаточно реалистичными. 1915 У окна.
А художник был одинаково далек как от авангардных веяний, так и от строгого реализма. Ты вот пишешь про чувство одиночества и я вполне это понимаю – оно у меня еще усиливается: сознанием, что я нездоров, что все, чем другие живут, для меня почти уже невозможно. В 1903 году Кустодиев награждается золотой медалью и правом на заграничную пенсионерскую стажировку на один год за дипломную работу «Базар в деревне». Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. 1910 На террасе.
Он не хотел писать дождь, а чаще писал солнце. Кустодиев писал это за год до смерти — в Эрмитаж его несли на руках. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Последние месяцы, что оставались ему на земле были уже не жизнью, а умиранием.
Без сложнейшей операции не обойтись. Веселый и крепкий язык пьесы требовал таких же красок: красный кумач, синий ситец в белый горошек (он же снег), платки с алыми цветками — вот мой фон, на котором движется пестрая вереница баб, англичан, мужиков, гармонистов, девок, генералов с глуповатым царем на придачу». Так оно и было. М. и В. А. Кастальские), няня. В том же году он венчается с Юлией Евстафьевной Прошинской, бывшей «смолянкой».
Что еще хорошо – стариной интересуется, не знаю только, глубоко или так – из-за жеста. Кустодиевой. В 20-е годы искусствоведы навесили на живописца ярлык «последнего певца купеческо-кулацкой среды» — притом, что Кустодиев восторженно принял революцию, создав яркие образы в своих картинах. Характер у него был мягкий, склонный к незлобливому юмору, к радостному, заразительному смеху.
В одиннадцать месяцев малыш заболел менингитом и умер в страшных мучениях. Помню квартиру около Калинкина моста, на Мясной улице, 19. Издание имело ошеломляющий успех.
Успех — потрясающий, слышу это буквально со всех сторон. Репина (1896-1903). Работа над картиной «Торжественное заседание Государственного совета» была сопряжена с большими трудностями.
Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Из его записной книжки: Каждое существо хочет жить, даже таракан. Болезнь изменила образ жизни художника. Изображены: Кустодиев, его жена, дочь и сын, сестра с мужем (А. Так он и работал.
Обещаю все это сделать в большом портрете. Как здесь не вспомнить злополучного Чарткова. Только щеки да нос краснеют». Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Картина вызывает страх и тревогу. Член Союза русских художников (1907-1910), Мира искусства (с 1911), Ассоциации художников революционной России и других. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась).
Художник – без рук, он жить не сможет. Бегали в прятки. Он говорил: Картины в моей голове сменяются, как кино. В 1907-1917 посетил многие европейские страны. В последние годы жизни, будучи прикован к инвалидному креслу, продолжал неутомимо работать.
В продажу он поступил по 100 000 рублей за экземпляр. Портрет И. Б. Кустодиевой. (1906) Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород Картина На террасе написана в доме художника Терем. Изображены: Кустодиев, его жена, дочь и сын, сестра с мужем (А. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников.
В статье «Как я работал над Блохой» Кустодиев рассказывает: «. Все происходит как бы в балагане изображенном на лубочной народной картинке, все яркое, пестрое, ситцевое, «Тульское»: и «Питер» и сама «Тула» и «Англия». Над толпой и домами шагает большевик с красным знаменем в руках. От воспроизведения в графике живопись Кустодиева приобрела новые свойства». В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. И в это же время стало понятно, что от обострившихся болей в руке и шее, которые появились много лет назад, отмахнуться не удается.
Здесь он построит дачу и назовет ее Терем и проведет самые счастливые свои дни. Для работ художника характерна стилизация— он изучает русскую парсуну XVI—XVIIIвв., лубок, вывески провинциальных лавочек и трактиров, народные промыслы. Я. Билибин, 1901). В 1904 году он иллюстрирует «Мертвые души», а в 1905 году — повести «Коляску» и «Шинель».
За этими иллюстрациями последовали другие, среди которых выделяются рисунки к стихотворениям и поэмам Некрасова, к произведениям Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923). Критика отмечала и «притягательное для глаз обилие говорящих деталей, сцен, полный очарования колорит ушедшей старой жизни».
Летом и осенью 1921 года художник, увлёкшись новой для него техникой литографии и «оценив эффект воздушности и живописности, который она даёт», создал в Старой Руссе серию рисунков, впоследствии составивших основу «Шестнадцати автолитографий» правда, некоторые из них основывались ещё на дореволюционных полотнах Кустодиева («Трактир», 1916 «Архиерей», 1917). Затащил мужика с базара — и писал при народе. Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года.
Здесь, на чужбине, он, подобно Гоголю, особенно ярко ощутил красу родной земли. С семи лет Борис посещает церковноприходскую школу, потом переходит в гимназию. А шуба. 1922 Портрет Ю. Е. Кустодиевой 1925Г. Футуристы и декаденты ругали мастера за несовременность и нежелание «разорвать пуповину реализма». Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И.
Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. ДО КОНЦА. Он умер 26 мая 1927 года – буквально в работе. Вместо этого — лечение, мучительные операции, долгое пребывание в клиниках за границей. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии.
Высота комнат необычная. Но и она только чуть приглушила боль. Один с собой я не могу долго быть – я себя ненавижу. Если он и негодует, то только по поводу ниспровергателей искусства.
Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены. Борис Кустодиев Портрет Ю. Е. Параллельно комнатам огромный коридор где мы с Кириллом носились на роликах.
Какова шуба на нем. Зашел с мороза прямо в шубе. Именно тогда его мучают такие сильные боли, что Борис Михайлович не в силах даже спать. А художник был почти беспомощным.
Летом и осенью 1921 года художник, увлёкшись новой для него техникой литографии и «оценив эффект воздушности и живописности, который она даёт», создал в Старой Руссе серию рисунков, впоследствии составивших основу «Шестнадцати автолитографий» правда, некоторые из них основывались ещё на дореволюционных полотнах Кустодиева («Трактир», 1916 «Архиерей», 1917). В продажу он поступил по 100 000 рублей за экземпляр. Рисунок готов и был подарен позировавшей Юлии. Здесь семья проводила каждое лето и это время для нее было самым счастливым. Его работы переполнены бьющей через край яркой, «масленичной» Россией.
В рисунке «Москва. Будто впервые. Этой работой был эскиз задуманного им триптиха Радость труда и отдыха. Другой в это время он продолжал писать.
Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности.
Мне кажется, что в этом он был похож на А. П. Чехова – и тот и другой «уважали» животных и изображали их в своих произведениях как равноправных «членов общества». Стал особенно заметен напевный ритм его композиций их точная орнаментика. Столько порочного, столько годами вкоренившегося, скверного, все это поднимается во мне, когда я один.
Подавление революции Кустодиев показал в живописной аллегории смерти. Особую известность завоевал картинами из жизни российской провинции. Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Все в этой девушке молодому художнику казалось необычным и значительным. Издание имело ошеломляющий успех.
Кустодиев Борис Михайлович (1878, Астрахань – 1927, Ленинград)Художник, график, театральный художник. Академик Императорской Академии художеств (с 1909). Родился в Астрахани. Больной без сознания, вот таким образом вам решать, что сохранить ему: руки или ноги. В один из таких добрых дней, когда недуг немного отпустил художника, Кустодиев начинает, несмотря на запреты врачей, писать картину. Этому полотну было суждено стать вехой на творческом пути художника. Как несправедлива эта смерть в самой середине жизни, когда так много можно еще дать, когда только и начинают открываться широкие и далекие горизонты. Как трагически звучат эти слова из письма Кустодиева к жене Юлии Евстафьевне, написанные им самим, тяжко, неизлечимо больным. Вместе с семьей отправляется в Париж. Стал особенно заметен напевный ритм его композиций их точная орнаментика.
Слова оказались пророческимиИрина Кустодиева. Кончились его странствия по России, верховые прогулки, охота, все, что он страстно любил. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. В Костромской губернии Кустодиевы купили землю и художник построил деревянный «Терем».
Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Приходилось по нескольку дней лежать, закутав голову теплым платком. Свою судьбу Кустодиев встретил еще в 1900 году во время путешествия по Волге.