Иван Константинович Айвазовский (Гайвазовский), русский живописец. Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский художник-маринист, основной манерой исполнения которого, была марина или маринистический жанр живописи. В 1844 году по приглашению царя Николая I, Айвазовский возвращается в Россию, где получает должность живописца Главного морского штаба. Блестящее живописное мастерство, виртуозная техника и скрупулезное отражение деталей очень ярко отразились в одной из знаменитых батальных картин Айвазовского «Чесменский бой» (1848 г. ), посвященной выдающемуся морскому сражению 1770 года во время Русско-турецкой войны 1768–1774 годов. 19 апреля 1900 года Айвазовский в своей мастерской писал картину «Взрыв турецкого корабля», но она так и осталась незаконченной, живописец умер во сне.
Этот успех был воспринят на родине как заслуженная дань таланту и мастерству художника. Но как убедительно и достоверно он воспроизвел на своем полотне картину морской битвы. Она написана самыми яркими красками палитры.
Неповторимы ночные марины Айвазовского. надо считать лучшими. Сотворение мира. При этом Айвазовский внимательно прислушивался к дельным советам, не отмахивался от замечаний людей, которых ценил и уважал. Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой. 1848.
Лессировочный (более темный) тон, попадая в борозды от щетины, придавал своеобразную живость красочному слою и большую реальность изображенной форме». Что же до вопроса «откуда краски. » известно, что в последние годы он покупал краски берлинской фирмы «Mеwes». Особое восхищение вызывали его морские пейзажи: Вид на венецианскую лагуну (1841), Неаполитанский залив (1841), Побережье в Амальфи (1841), Хаос. Однажды Одоевский пригласил его в дом, пообещав, что там они обязательно встретят Глинку. Здесь прошло его детство.
Строгий критик И. Н. Ледяные горы в Антарктиде. 1870. Рыбаки на берегу моря.
Холодно крошечным людям в повозке. Пушкин на берегу Черного моря. Среди его героев были лейтенант Нахимов и мичман Корнилов, которые теперь считались мозгом и сердцем флота.
Зябко, тревожно — но и весело. Иван Крамской писал Павлу Третьякову: «Айвазовский, вероятно, обладает секретом составления красок и даже краски сами секретные таких ярких и чистых тонов я не видел даже на полках москательных лавок». Черное море (На Черном море начинает разыгрываться буря). Так иногда писал он воду. Он получает «Анну на шею» (орден святой Анны 3-й степени), звание академика, 1500 десятин земли в Крыму в 99-летнее пользование и главное — официальный военно-морской мундир.
Холст, масло. Неповторимая особенность творчества Айвазовского – в романтическом изображении необъятного величия и буйной мощи морской стихии, огненных закатов играющего на волнах лунного света, отваги борющихся с морем людей (Девятый вал, 1850, Русский музей, Ленинград). И. К. Айвазовский является самым известным художником-маринистом России. Так иногда писал он воду. «Наваринский бой» изображал кровопролитное морское сражение 20 октября 1827 года, во время которого покрыл себя неувядаемой славой экипаж «Азова», под командованием адмирала Лазарева потопивший три турецких корабля, посадивший на мель линкор и уничтоживший турецкий адмиральский фрегат. В этом же году Иван получает Большую золотую медаль за картину «Штиль» и заслуживает право поездки в Крым.
Нам важно другое. С поразительной точностью им переданы мотивы движения. Совершенство результата достигается виртуозностью самых необычайных тоновых ньюансов. Именно благодаря ему Иван стал вхож в дома Алексея Романовича Томилова и Александра Аркадьевича Суворова-Рымникского, внука знаменитого полководца. Правая — грозовое небо, бушующие волны, а левая — заходящее за уже спокойное море солнце.
В связи с этим на закладной плите фонтана вместо слов "Императора Александра" выбили "И. Он сказал: Картина чрезвычайно верно сделана. Рисунки, сделанные им во время путешествия, всегда помогали ему в творческой работе. Лазурное море: Побережье. А детали, по которым зритель будет просто скользить глазами, художник оставил на потом.
Картинная Галерея Айвазовского, Феодосия, Украина. Пушкин, Россия. Крепость была взята и русские солдаты, раздраженные упорным сопротивлением и гибелью товарищей, рассеялись по городу и, внимая только чувству мщения, не щадили ни пола, ни возраста.
Нет, художник играет с нами и эта игра великолепна. Люди мастера откровенно не интересовали. Для занятий морской военной живописью в академии ему была предоставлена мастерская.
Но вот этого господина он писал не раз. На Черном море начинает разыгрываться буря. Среди самых известны картин Айвазовского, «Тонущий корабль» – одна из самых трагических работ, ведь показывает погибель парусного судна, которое не может сдержать всю мощь морской стихии. О ней складывались легенды и на «Девятый вал» приходили смотреть по многу раз, как когда-то на Последний день Помпеи. Начинал писать картину Айвазовский изображая небо или как он называл его вслед за своим учителем по Академии художеств М. Н. Воробьёвым – воздух.
Сквозь холодные мглистые краски пурпурного неба проступает Адмиралтейская игла. У Айвазовского была своя сложившаяся система творческой работы. В 1880 году Айвазовский открыл в Феодосии первую в России периферийную картинную галерею.
Тонущий корабль. Его не привлекала возможность стать салонным или придворным художником, выполняя всю жизнь волю именитых заказчиков. Уже ушли из жизни те, кто верил в подающего надежды академиста, – Оленин, Зауервейд, Крылов, в Италии угас веселый друг юности Василий Штернберг, скончался В. Белинский Из Рима сообщили, что его итальянский друг Векки стал адъютантом Джузеппе Гарибальди. Он работал ошеломляюще быстро и поражал всех не только «своей плодовитостью». так появился на свет пронзенный духом эпической героики «Девятый вал» – вершина первого, романтического периода в его творчестве. заволновался ужасно: одноэтажный дом на главной улице.
То есть работа потребовала максимум усилий от художника – и целых десять дней. А. уже в 1840-х гг. Глядя на картину, зритель сразу же может представить себе, какая страшная минула ночь, какое бедствие потерпел корабль, как гибли моряки. Тучи на небе растворились в прозрачной влажной пелене.
Так настенный рисунок изменил весь ход жизни армянского мальчика. Иван Айвазовский. Но однажды такое случилось и с ним — он не дописал полотно «Взрыв корабля» (1900 г. ). Как вам не стыдно. 1881. И однажды он взял кусок самоварного угля и нарисовал корабль на белой стене дома. Его первым холстом стали обшарпанные стены родного дома, на которые он переносил морские пейзажи, увиденные за день.
Я видел море, я измерил Очами жадными его Я силы духа моего Перед лицом его поверил. Холст, масло. Картинная Галерея Айвазовского, Феодосия, Украина. Мастер отличался необычным живописным мышлением. Папа Григорий XVI наградил художника золотой медалью. Когда Айвазовский был еще мал, Казначеев служил феодосийским градоначальником.
Из-за того, что на небе нет солнца, теней от кораблей не видно. Этой битве также посвящена картина «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями». Вот, казалось, каким счастливым был для Ивана Константиновича 1850 год: слава, благосостояние, прекрасный дом и мастерская, молодая жена (с ней пока никаких размолвок), рождение первой дочери, любовь земляков Но эмоции художника не подвластны даже ему самому. Айвазовский предпочитал масло, но нередко его волны кажутся акварельными. 1898.
Море – это моя жизнь, – сказал художник. Он постоянно заботится об архитектурном облике родного города. убитыми и 235 ранеными. В детстве Айвазовский сам выучился играть на скрипке и, конечно, постоянно рисовал. Юный Ованес часто наблюдал за ним.
Член ряда европейских академий. Он обладал способностью передать движение и дыхание моря. Все это время Айвазовский не прекращал переписку со своим старым благодетелем Казначеевым. «Кофейня у мечети Ортакей» — один из константинопольских видов, написанных Айвазовским после этой первой поездки.
С российской стороны погибло 11 моряков, с турецкой – 10 000 человек. Итак, пять наиболее знаменитых картин И. К. Айвазовского. И на полотне воплощалось именно то, что он заранее видел своим внутренним взором. Все три выполнены беглым штрихом, передающим схему композиции.
Критики писали, что никто прежде не изображал свет, воздух и воду столь живо и достоверно. Художник дал абсолютно однозначные рекомендации: следует искать на холсте самую яркую точку источник света и, пристально всмотревшись в нее, скользить взглядом по холсту. Ранее с нею знаком не был, да вот о добром ее имени слышал премного.
В Армении он написал озеро Севан и Араратскую долину. Айвазовский же предпочитал с натуры делать мимолетные наброски, а писать в мастерской. Это была беспримерная в истории морских сражений победа. Национальная галерея Армении, Ереван, Армения. Дом их стоял на окраине Феодосии, на возвышенности, откуда было видно море.
Муза Айвазовского (извините нам эту высокопарность) – радостна, а не мучительна. По поводу одной из таких картин Айвазовского Ф. М. К лессировкам Айвазовский обращался не только при работе над волнами и облаками, с их помощью он умел вдохнуть жизнь и в сушу.
Каждый раз становясь за мольберт, Айвазовский давал волю своему воображению. Разумеется, нанять учителя родителям было не по карману. Именно тогда Айвазовский познакомился с русской природой, непривычной для южанина. «Землю и камни Айвазовский писал грубыми щетинистыми кистями. В один из дней на Айвазовского нахлынуло чувство глубокой потери. Парные картины «Синопский бой днем» и «Синопский бой ночью», представленные на выставке, прославляли современную победу Черноморского флота в сражении 18 ноября 1853 года, когда русская эскадра под командованием адмирала Нахимова разгромила турецкую эскадру в бухте города Синопа.
Его полотна куда интереснее, чем его жизнь. А детали, по которым зритель будет просто скользить глазами, художник оставил на потом.
Армянский художник Мартирос Сарьян заметил, что какую бы грандиозную бурю Айвазовский ни изображал, в верхней части холста всегда сквозь скопление грозовых туч будет пробиваться луч света – иногда явственный иногда тонкий и едва заметный: «Именно в нем, этом Свете и заключен смысл всех изображенных Айвазовским бурь». Если это солнце, то оно осветит самую черную бурю, если лунная дорожка, то заполнит своим мерцанием все полотно. Айвазовский, Гайвазовский, Иван Константинович родился 17 (29). 7. 1817 в горде Феодосия, умер 19. 4 (2. 5). 1900, там же. Наш инспектор академии Крутов, который ero сопровождал увидев меня, взял меня за руку и представил Пушкину, как получающего тогда золотую медаль (я оканчивал в тот год академию).
Айвазовский – маэстро тона. В 1845 году Айвазовский начинает строительство своего дома в Феодосии. Непокоренный «Меркурий» возвращается в родной Севастополь после героической победы над врагом. Не дожидаясь принятия решения городские власти приготовили закладную плиту на которой были выбиты слова "Императора Александра". На одной из академических выставок в Санкт-Петербурге (1836) встретились два художника – художник пера и художник кисти. Не отхожу от картины, пока не выскажусь», — признавался Иван Константинович.
Картина Радуга была новой, более высокой ступенью в творчестве Айвазовского. Сюжетом для этого произведения послужил эпизод русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Палитра «Бури на море ночью» поражает, прежде всего, сочетанием золотистых и темных оттенков. Сын мелкого торговца-армянина.
Этот успех был воспринят на родине как заслуженная дань таланту и мастерству художника. Передача настроения морских волн протекает с легкой двойственностью тишины и ярости. Но в 1870-1880-е годы внешняя эффектность, повышенная яркость цвета уступают место более спокойным, мягким соотношениям красок.
Особое восхищение вызывали его морские пейзажи: Вид на венецианскую лагуну (1841), Неаполитанский залив (1841), Побережье в Амальфи (1841), Хаос. А детали, по которым зритель будет просто скользить глазами, художник оставил на потом. Портретов Айвазовский оставил сравнительно мало. Художника очень ценили турецкие правители: в 1856-м султан Абдул-Меджид I отметил его орденом «Нитшан Али» 4-й степени, в 1881-м султан Абдул-Хамид II — алмазной медалью. Они даже пытались вместе работать, но довольно скоро повздорили.
Айвазовский был выходцем из армянской семьи и всю жизнь чтил традиции армянской диаспоры. Художник Главного морского штаба (с 1844), Айвазовский принимает участие в ряде военных кампаний (в том числе в Крымской войне 1853-1856), создав немало патетических батальных полотен. Картина Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими кораблями посвящена подвигу, абсолютному русскими моряками во время русско-турецкой войны 1828 – 29годов. Штиль. С 1844 года Айвазовский состоял живописцем Главного Морского штаба.
Холст, масло. Долгополов).
На картине четко видно противопоставление между левой и правой стороной полотна. Лессировочный (более темный) тон, попадая в борозды от щетины, придавал своеобразную живость красочному слою и большую реальность изображенной форме». Вторая картина – «Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой» прославляла события 1829 года. Вздыбились гигантские льдины на Неве. 25 лет. «Море.
О важности работы с натурой в те годы не твердил только ленивый. Айвазовский говорил, что море — это его жизнь. Картина «Среди волн» является особенной и нестандартной. Айвазовский родился в Феодосии, небольшом городке на восточном побережье Крыма. Коктебельская бухта» или просто «Коктебельская бухта» – одна из красивейших картин Айвазовского, с созданием которой были связаны лучшие годы его детства.
А ведь в истории искусства не редкость случаи, когда картины писались по двадцать и более лет (например, Федор Бруни писал своего «Медного змия» 14 лет, начал в 1827-м, а закончил в 1841-м). Этим мастером был Иван Айвазовский. 1863. На самом деле, так как семья художника, спасшись от геноцида, переехала в Польшу, фамилия их произносилась на польский манер «Гайвазян», а Иван впоследствии стал Гайвазовским. (Репин писал в этой картине фигуру Пушкина, Айвазовский – пейзажный фон).
Горе и радость я сознаю сильнее, когда они переходят в область минувшего. Только время от времени она позволяла им его навещать. Вторым покровителем Ивана стал градоначальник Феодосии Александр Казначеев.
Холодный ад отступает. Но наступил момент, когда дальше двигаться уже нельзя: он на краю земли, он дошел до финала своей жизни, больше покорять нечего. В 1833 – 37 учился в петербургской Академии художеств у М. Н.
1843. Иванов мог месяцами трудиться над этюдом, пытаясь добиться особой точности тополиного листочка, Айвазовский же успевал за это время исходить все окрестности и написать несколько картин: «Писать тихо, корпеть месяцы не могу. Такими простыми средствами он иногда передавал всю прелесть яркого солнечного дня на море, накат прозрачной волны на берег, сияние легких облаков над глубокой морской далью. Этому в значительной степени способствует колористический строй картины.
Айвазовского удостоилась чести войти в постоянную экспозицию Ватиканского музея. Лишь в 1837 году по просьбе профессора Академии художеств А. И. Это не к чему, оно видно невооруженным взглядом. Творческое воображение Айвазовского в процессе работы не было ничем стеснено. Сотворение мира.
Волны тоже проходят мимо их убежища, огибают его со стороны. Именно столько понадобилось художнику, которому на тот момент исполнился 81 год, чтобы создать свою самую большую картину — «Среди волн». Холст, масло. В глубине бухты видны горящие корабли турецкого флота, один из них – в момент взрыва. Мы не собираемся называть Айвазовского ни импрессионистом, ни предтечей импрессионизма.
Взирая на создания мастера, буквально ощущаешь эту стремительность и водоворот волн. На склоне лет он писал: Первые картины, виденные мною, когда во мне разгоралась искра пламенной любви к живописи, были литографии изображающие подвиги героев в исходе двадцатых годов, сражающихся с турками за освобождение Греции. Критики писали, что никто прежде не изображал свет, воздух и воду столь живо и достоверно. 1852. В числе жертв их находился и секретарь бендерского паши. Гончаров, мастер изображения моря в русской литературе (вспоминавший в своем романе «Фрегат «Паллада» И. К. Айвазовского), писал о подобных же явлениях: «Бледно-зеленый, чудесный, фантастический колорит.
Все работы Ивана были сняты с выставки. Центральный Пушкинский Музей. А ведь в истории искусства не редкость случаи, когда картины писались по двадцать и более лет (например, Федор Бруни писал своего «Медного змия» 14 лет, начал в 1827-м, а закончил в 1841-м). В Италии Айвазовский в определенный период сошелся с Александром Ивановым, тем самым, который писал «Явление Христа народу» 20 лет, с 1837-го по 1857-й. Это сын мой. Картина Хаос. Были у художников и куда более интересные биографии.
1887. Иван был младшим пятым ребенком. Этой акварелью Айвазовский был, видимо, удовлетворен, так как послал ее в подарок П. М. Айвазовскому нужно было срочно спасать родных — жену, четырех дочек, старую мать.
Всё прочее выстраивается вокруг этого главного. Наполеон неважен, он не более чем символ, ключ, необходимый для понимания картины. Самостоятельно выучился Айвазовский и играть на скрипке. Одной из лучших графических работ художника является картина Тонущий корабль. Особое восхищение вызывали его морские пейзажи: Вид на венецианскую лагуну (1841), Неаполитанский залив (1841), Побережье в Амальфи (1841), Хаос. Сотворение мира.
Может быть, благодаря этому упорному пристрастию, Айвазовский признан во всём мире. Выставку посетил сам Нахимов. Иван Айвазовский. Остров Св. Ураганный ветер срывает водяную пыль с их гребней. Его всегда влекло на родину, к Черному морю.
Одесский художественный музей, Одесса, Украина. Именно столько понадобилось художнику, которому на тот момент исполнился 81 год, чтобы создать свою самую большую картину – «Среди волн». Три года, которые Иван прожил в семье Казначеева, не прошли для него напрасно. Айвазовский обладал феноменальной памятью и своей задачей «на натуре» считал впитывать происходящее. Часто они вызывают поэтические и музыкальные ассоциации.
попали в плен (включая командующего флотом). В работах Айвазовского на первом месте – свет и да, абсолютно верно, воздух и вода (в его случае это о небе и море). Он соединил в одно целое золотистые, сиреневые, зеленые и синие тона. Не потому ли и «Переправа через Неву», редкий для творчества Айвазовского петербургский пейзаж, выглядит так, что зубы сводит от воображаемого холода. Возможно, когда на короткое время перевез свою семью из Феодосии в Харьков.
Русский Черноморский флот имел задачу воспрепятствовать активным действиям противника. Иван Айвазовский. Сдержанное напряжение и эпическая сила волновали художника при создании подобных пейзажей. Но копирование – хоть чьих-то картин, хоть природы – представлялось ему куда меньшим, чем он способен сделать.
Его вымышленные романтические герои по-своему автопортреты. К примеру, когда его упрекали, что «Лунная ночь» не закончена, от утверждал, что если зритель «обратит главное внимание на луну и постепенно, придерживаясь интересной точки картины, взглянет на прочие части картины мимоходом и сверх этого, не забывая, что это ночь, которая нас лишает всяких рефлексий, то подобный зритель найдет, что эта картина более окончена, нежели как следует».
Николаевский художественный музей им. Айвазовскийне писалс натуры. Большинство своих картин он рисовал по памяти. Так как скрипка много лет была Айвазовскому верной подругой. Это был 11-летний Ованнес, сын базарного старосты Геворка Гайвазовского. В 1853 году Турция объявила войну России, в марте 1854-го к ней присоединились Англия и Франция — началась Крымская война. Отец не стал его ругать, а дал ему лист бумаги и карандаш. Русские имели 720 орудий, а турки – 510.
Воля, мужество, вера человека окажутся сильнее стихии. Восходящее солнце своим золотистым сиянием пронизывает водяную пыль, повисающую в воздухе, валы и пену, срываемую ветром с их гребней. Красочное великолепие раннего солнечного утра над волнующимся еще морем передано И. Айвазовским с замечательной смелостью и силой. Скрипку начинающий художник привез с собой в Петербург играл «для души». И в 1840 году он уехал в Италию.
Я умышленно не говорю в данном случае про мастерство в технике изображения моря. Окончательный развод состоялся в 1877 г., а в 1882 г. Айвазовский женился повторно – его супругой стала Анна Никитична Саркисова, молодая купеческая вдова. Когда Айвазовскому было ни много ни мало 65 лет, он влюбился. Была затребована помощь из Севастополя. Он – завоеватель, которому всегда нужно было двигаться дальше. К таким рисункам относится Буря, созданная в 1855 году.
Критики писали, что никто прежде не изображал свет, воздух и воду столь живо и достоверно. Здесь ему нет равных именно вот таким образом его сравнивали с Паганини.
С первой женой уже 20 лет не живу и не вижусь с нею вот уже 14 лет. Жить теперь мне стало спокойно и счастливо.
Позже в 1836 году Иван становится подмастерьем у французского художника Ф. Таннера. » Благородная ложь послужила во спасенье и ребенок был пощажен. Зовут Анна Саркизова, в девичестве Бурназян. Об этом сражении Айвазовский помнил с детских лет.
Айвазовский рисовал не только «мирные марины», но и любил изображать батальные сцены ключевых морских сражений. Эта неоконченная работа особенно ценна для исследователей его творчества. Помешала смерть. Иногда лессировками утемнялись значительные плоскости картины. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Кто бы мог подумать, что война — этот бич всеистребляющий, послужила к тому, что жизнь моя сохранилась и что я увидел свет и родился именно на берегу любимого мною Черного моря. Произведение весьма лаконично в композиционном и колористическом плане. Пушкин с большим одобрением отозвался о работах талантливого студента Академии художеств. Приехав в город можно легко посетить галерею Ивана Айвазовского.
Ночная луна покрывает волны моря, как бы, «дрожащим золотом». Именно столько понадобилось художнику, которому на тот момент исполнился 81 год, чтобы создать свою самую большую картину – «Среди волн». Иван Айвазовский.
«Предпочитал», пожалуй, не совсем то слово, дело не в удобстве, это был его принципиальный выбор. Штиль. спустя некоторое время возле фонтана возник павильон восточного стиля (здание не сохранилось): слева находилась чебуречная, справа готовили шашлыки, кафе так и называлось "Фонтанчик". Детей привела гувернантка-англичанка. На картина написан бой «Меркурия» против двух турецких линейных кораблей, который произошел в 1829 году у берегов Босфора.
Слух у него оказался великолепный. Вот что пишет об этом Николай Барсамов, многолетний директор Феодосийской картинной галереи и крупнейший знаток творчества Айвазовского: «воду он иногда лессировал по полусухому подмалевку. Настоящее имя — Ованес Айвазян. Айвазовский же предпочитал с натуры делать мимолетные наброски, а писать в мастерской.
Сотворение мира. Центральный военно-морской музей, Санкт Петербург, Россия. В молодости он часто пользовался рисунками для композиции картин без всяких изменений. Некоторые секреты Айвазовского дошли до нас, хотя главный вовсе не тайна: чтобы так писать море, нужно родиться у моря, прожить подле него долгую жизнь, за которую так и не пресытиться им. Знаменитая «волна Айвазовского» представляет собой вспенившуюся, почти прозрачную морскую волну, по ощущениям – движущуюся, стремительную, живую. В 1873 году Айвазовский создал выдающуюся картину Радуга.
На картине автор изображает свою родину – Феодосию. Черное море не самое масштабное по размерам полотно в творчестве художника, но это итог переживаний, осмысления любимого образа стихий и вершина мастерства Айвазовского. Это одна из лучших картин на пушкинскую тему. Помешала смерть. Первые уроки мастерства живописи ему преподал Я. Х. Кох – архитектор. «Однажды зимой Айвазовский, по обыкновению, уехал на некоторое время в Петербург.
Айвазовский всегда много и охотно рисовал. Вся жизнь Наполеона была наполнена борьбой, сражениями, переходами. Религиозный мотив считывается на этом полотне очень легко. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
В центре композиции картины представлен эпизод боя «Азова» с главным турецким кораблем. Во время обучения у Максима Воробьева он продемонстрировал это свое умение в полной мере. Холст, масло. Во время написания картины Айвазовский окончательно определился как художник-маринист, который использует методы создания картин по памяти. Как правило, Айвазовский почти всегда лессировал землю.
Через некоторое время городской архитектор Кох сообщил Казначееву, что вычислил автора этих «граффити». Биограф пишет, что и на новом месте жена Айвазовского Юлия Гревс, до этого активно помогавшая мужу в Крыму в его археологических раскопках и этнографических изысканиях, «пыталась увлечь Айвазовского археологией или сценками малороссийского быта». О важности работы с натурой в те годы не твердил только ленивый.
Он будет посещать Турцию еще не раз.
Художник видит в человеке неотъемлемую частицу мироздания. Этими же тонами, чуть усиленными в цвете, передана и сама радуга. Воробьева.
Национальная галерея Армении, Ереван, Армения. Любовь к морю и талант позволили передать всю красоту морской стихии. Вообще, отношения Айвазовского с Турцией — долгая и непростая история.
Это было возможно только при действительно хорошем знании натуры. Ночь после боя. Бой изображен в ночное время. Она мерцает едва уловимым миражем. Сочетание холодных голубых, зеленых, серых тонов придает ощущение свежего бриза, поднимающего веселую зыбь на море, а серебряное крыло парусника, пенящего прозрачную изумрудную волну, невольно будит в памяти поэтический образ, созданный Лермонтовым: «Белеет парус одинокий» Все очарование подобных картин заключается в хрустальной ясности искрящемся сиянии, которое они излучают. При этом Айвазовский был великолепным копировальщиком.
В лучших поздних работах (Чёрное море, 1881 г., Третьяковская галерея), сдержанных по цвету, он пользуется тонкими градациями светотени для более точной и естественной передачи морской шири, движения воды и света. 1841.
В работах Айвазовского на первом месте – свет и да, абсолютно верно, воздух и вода (в его случае это о небе и море). Как правило, Айвазовский почти всегда лессировал землю.
Мать была рукодельницей, в трудные для семьи времена ее вышивание не раз спасало их. И только при детальном рассмотрении картины становится понятным сюжетная сторона ее. Шумными аплодисментами мы выразили свою благодарность маститому художнику и проводили его всей мастерской к карете». Айвазовский всю жизнь преклонялся перед талантом величайшего русского поэта, посвятив ему позже (около 1880) целый цикл картин. (1843) и многие другие.
Говоря о своих картинах, Айвазовский заметил: Те картины, в которых главная сила – свет солнца, .
Несколько дней под бомбардировками он с натуры писал морские бои и лишь специальный приказ вице-адмирала Корнилова вынудил бесстрашного художника оставить театр военных действий. Некогда процветающий порт превратился в свою бледную тень. С того вечера художник зачастил в этот дом, напрочь забросив работу. «воду он иногда лессировал по полусухому подмалевку.
Художник неустанно трудился до последних дней своей жизни. Пушкин с большим одобрением отозвался о работах талантливого студента Академии художеств. У главного фасада дома художника установлен бронзовый памятник, на постаменте которого лаконичная надпись: "Феодосия – Айвазовскому".
Но лессировка в живописи Айвазовского не была обязательным последним этапом работы, как это было у старых мастеров при трехслойном методе живописи. В теплое время года столики устанавливали за легкой оградой прямо под открытым небом. Айвазовский при написании особенное внимание уделял деталям.
Айвазовский всю жизнь преклонялся перед талантом величайшего русского поэта, посвятив ему позже (около 1880) целый цикл картин. Впервые он женился в 1848 г. на англичанке Юлии Гревс, дочери петербургского доктора. В том же месяце в Севастополе Айвазовский открыл выставку своих батальных полотен в Севастопольском морском собрании. – Краска в этих местах обычно положена плотным слоем. Айвазовский предпочитал масло, но нередко его волны кажутся акварельными. Там было столь любимое южное море и неуловимая магия Апеннин.
Еще занятнее — автопортрет справа. Пушкин у моря (Прощание Пушкина с Черным морем). Таково свойство моей натуры», – признавался художник.
Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия. Турки потеряли убитыми и утонувшими свыше 3 тыс. В 1877 году с разрешения Эчмиадзинского синода брак был расторгнут.
В своё время ряд академий Европы избирала его почётным членом. Море было его стихией. Но это и не понадобилось. «Меркурий», русский 18-пушечный бриг Черноморского флота, отличившийся под командованием капитан-лейтенанта А. И. Казарского. То есть работа потребовала максимум усилий от художника — и целых десять дней. Среди них этапные произведения "Девятый вал", "Черное море", "Среди волн".
В «Девятом вале» он особенно резко противопоставляет бушующее море и упорство нескольких человек. Только ему была распахнута душа художника. Небо готово – можно отдохнуть, отвлечься (впрочем, такое он позволял себе только с картинами, на которые уходило достаточно много времени). Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю.
Начнем с того, что обломок мачты, по сути имеет форму креста. И. К. Айвазовского – 417 единиц хранения. Это позволяло передавать самые незначительные цветотональные градации. Ценители искусства говорят, что именно при написании этой картины, Иван Айвазовский достиг подлинного мастерства «мариниста». Много путешествовал, с 1845 жил в Феодосии. Там им была создана графическая серия морских видов в технике сепии.
Айвазовский был близок со многими передвижниками. Заметив художественные способности мальчика, Кох снабжал юного художника карандашами, красками и бумагой, давал первые уроки рисования.
Этот успех был воспринят на родине как заслуженная дань таланту и мастерству художника. «Вы строите одноэтажный дом. Пишу большую картину и ужасно озабочен.
Позднее, в 1899 году, Айвазовский написал картину Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал. Заурвейда, Айвазовский смог продолжить обучение в классе ботанической живописи. Холст, масло. Картинная Галерея Айвазовского, Феодосия, Украина. Лунная ночь на Капри (1841), Неаполитанский залив (1841), Неаполитанский залив в лунном свете (1842), Лунная ночь (1849), Буря на море ночью (1849), Море в лунном свете (1878) – эта тема проходит через все творчество Айвазовского.
Художник Главного морского штаба (с 1844), Айвазовский принимает участие в ряде военных кампаний (в том числе в Крымской войне 1853-1856), создав немало патетических батальных полотен. Шторм подходит к концу. Прозрачная материя стекленеет у нас на глазах, она навеки застыла под кистью мастера. Спокойное море.
Мастерство картины Среди волн – плод долгого и упорного труда всей жизни художника. Иногда лессировками утемнялись значительные плоскости картины. 1873. В память о подвиге «Меркурия» название Память Меркурия присваивалось впоследствии ряду кораблей Черноморского флота. Этому событию посвящена ещё одна работа И. К. Айвазовского Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой, написанная им в 1842 году. Детство Айвазовского проходило в обстановке, будившей его воображение.
При этом Айвазовский был великолепным копировальщиком. Ивана Константиновича даже начали тяготить эти «смотрины» девушек на выданье из приличных домов.
Прозрачности художник достигал используя технику лессировки, то есть нанося тончайшие слои краски друг на друга. Картины с названиями «Черноморский пейзаж» и «Шторм» художник создал всего лишь за 2 часа, причем выполняя работу своеобразной техникой. Айвазовский предпочитал масло, но нередко его волны кажутся акварельными. Бури и штормы сменяются изображением моря в обычном его состоянии.
Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими кораблями. 1892. Иван Константинович достиг славы и такого материального благополучия, что мог позволить себе жить в любом уголке мира, но он выбрал город детства. Последнее, в частности, проделал Репин, когда Айвазовский внезапно распахнул перед ним дверь комнаты, за которой вставал его «Девятый вал». Холст, масло.
Он никого не убивал, почти никого не оскорблял, не пытался покончить с собой. Губернатор оценил умелую игру Вани на скрипке, ведь он и сам нередко музицировал. В этом браке, продлившемся 12 лет, родились четыре дочери. Во время обучения у Максима Воробьева он продемонстрировал это свое умение в полной мере. Айвазовский создал около 6 тыс. Только в этом случае творцу поверят. Хотя не настолько, чтобы поверить, что легкость его кисти есть недостаток.
«Предпочитал», пожалуй, не совсем то слово, дело не в удобстве, это был его принципиальный выбор. Самое большое собрание, естественно, представлено в Феодосийской картинной галерее им. Мы не собираемся называть Айвазовского ни импрессионистом, ни предтечей импрессионизма. Штиль.
Художественное мышление мастера декоративно это обусловлено его детством, его кровью, его происхождением. В. Верещагина, Россия. Гайвазовский делал стремительные успехи в овладении тайнами мастерства. Айвазовский был женат дважды. Не всегда, разумеется, Айвазовский сразу удовлетворялся найденным в эскизе решением. Выполнять немалые работы за столь короткое время мог только Иван Айвазовский.
Обладая покладистым характером, Айвазовский никогда не отказывался. Брюллова, сказавшихся не только на живописном мастерстве, но и на самом понимании искусства и на мировосприятии Айвазовского. Холст, масло. Навел справки: оказалось — вдовой. В Италии Айвазовский в определенный период сошелся с Александром Ивановым, тем самым, который писал «Явление Христа народу» 20 лет, с 1837-го по 1857-й.
И уже с 10 лет ему приходилось работать в городской кофейне. (1843) и многие другие. Позднее, в 1899 году, Айвазовский написал картину Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал. Видимо, вот таким образом стало принятым считать картины Айвазовского семидесятых годов высшим достижением в его творчестве. Неповторимы и ночные марины художника. И это при том, что корабль получил 153 пробоины.
Один час пятьдесят минут тому назад был чистый холст, теперь на нем бушует море. На рубеже 19 и 20-го веков этот уголок города пользовался у горожан большой популярностью. Он стремился к лучшему решению композиции даже в формате рисунка: два рисунка сделаны в горизонтальном прямоугольнике и один в вертикальном. Много знаменитых полотен в Третьяковской галерее, Эрмитаже, музеях Киева (городу передали свои уникальные собрания произведений искусства сахарозаводчики Терещенко и Харитоненко), Харькова, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. А уже в 1837 году получил признание как состоявшегося художника за полотна «Штиль на Финском заливе» и«Большой рейд в Кронштадте». Она и сейчас горделиво возвышается посреди Большого пруда.
Поговорим лучше о них. Корабль был награждён кормовым георгиевским флагом. Холст, масло. Папье пелле, графитный карандаш, цветной карандаш, процарапка.
Лессировочный (более темный) тон, попадая в борозды от щетины, придавал своеобразную живость красочному слою и большую реальность изображенной форме». Хотя не настолько, чтобы поверить, что легкость его кисти есть недостаток. Искрятся гребни валов. Здесь они встретились с турецким флотом, считавшемся тогда сильнейшим в мире. Но однажды такое случилось и с ним – он не дописал полотно «Взрыв корабля» (1900). Коктебель», «Море.
Иван Айвазовский. А между тем это было так. (1843) и многие другие. Но сердце художника воспринимает красоту в любом ее виде. Однажды Александр Иванович приехал в армянскую слободку посмотреть, правду ли говорят о чудо-ребенке.
Ее холодный и спокойный свет только подчеркивает адское смешение на море огня и воды. «Над бездной мечутся седые яростные валы. Вы богатый человек, что вы делаете. Вы мне улицу портите. ».
– Краска в этих местах обычно положена плотным слоем. «Землю и камни Айвазовский писал грубыми щетинистыми кистями. В результате боя, продолжавшегося 4 ч, весь турецкий флот (за исключением парохода Таиф) был уничтожен. Поистине гармония после разрушения. 1899. В 1770 году русская армия, предводительствуемая Румянцевым, осадила Бендеры.
О муже она вспоминала, только когда ей были нужны деньги. После нескольких военных стычек турецкий плот в панике укрылся в Чесменской бухте. (1841), Неаполитанский залив в лунном свете (1842), Побережье. Никаких бурь и сражений у императора уже не будет — впереди только закат.
Айвазовский называл картину Черное море. — Краска в этих местах обычно положена плотным слоем. Высоко оценив работы Айвазовского, особенно ночной бой, он сказал: «Картина чрезвычайно верно сделана».
Все просто. К его картинам невозможно было пробиться. Но семья Айвазовского осталась. При этом, по его признанию, вся его жизнь была подготовкой к этой картине. Айвазовский Иван Константинович родился 17 июля 1817 года в Феодосии.
Домик Айвазовских стоял на окраине города, на возвышенном месте. Айвазовский создал в Италии около пятидесяти крупных картин.
Причем никакие, даже Пушкин. Айвазовский мог подобрать по слуху любой напев, любую мелодию. В сентябре неприятель был уже в Ялте. Музей армянской конгрегации Мхитаристов. К примеру, когда его упрекали, что «Лунная ночь» не закончена, от утверждал, что если зритель «обратит главное внимание на луну и постепенно, придерживаясь интересной точки картины, взглянет на прочие части картины мимоходом и сверх этого, не забывая, что это ночь, которая нас лишает всяких рефлексий, то подобный зритель найдет, что эта картина более окончена, нежели как следует». Знаменитая «волна Айвазовского» представляет собой вспенившуюся, почти прозрачную морскую волну, по ощущениям – движущуюся, стремительную, живую.
При этом, по его признанию, вся его жизнь была подготовкой к этой картине. И обыватель Н. покорно изменяет план и строит двухэтажный дом». Сейчас картина находиться на хранении в Феодосийской картинной галереи Айвазовского. На этом кресте и спасаются моряки. Изображая эту бурю, Айвазовский показал ее так, будто он сам находится среди бушующих волн. Учиться ему довелось у известного живописца М. Н.
Айвазовский испытал влияние голландских маринистов 17 века, пришёл к акварельной технике живописи, когда цвет накладывается на холст тонкими перекрывающими друг друга слоями. Градоначальник поехал осмотреть художества. Сие случилось Божьей милостью и я сердечно благодарствую за поздравления». выслушивал с живейшим любопытством. Самой долгой его работой была картина «Среди волн».
В конце одного большого делового письма в 1894 году имеются такие слова: Простите, что пишу на кусочках (бумаги). Работа над ней протекала у него быстро и легко. Эти произведения стали неотъемлемым дополнением к историческим документам. Холст, масло.
Помешала смерть. Ованнеса выучили играть странствующие музыканты на феодосийском базаре. Русские потеряли 37 чел. Но однажды такое случилось и с ним – он не дописал полотно «Взрыв корабля» (1900). В 1840-е годы Айвазовский много работал на юге России, главным образом в Крыму.
Иван Айвазовский. Наверно это и определило судьбу будущего художника. И сам Ованес в последствии писал фамилию также. Ночь после боя.
Как писал Ф. Ф. Львов: «Уже тогда не было пределов воображению Гайвазовского». Картина готова и подписана. Иван Айвазовский. Репин писал в этой картине фигуру Пушкина, Айвазовский – пейзажный фон. В тот же год была написана и другая картина Пушкин на берегу Черного моря. «Землю и камни Айвазовский писал грубыми щетинистыми кистями.
В них он соединил поэзию моря с образом поэта. Имеются три варианта эскиза к последней его картине Взрыв корабля. Это единство движения придает произведению особую законченность и цельность. Они даже пытались вместе работать, но довольно скоро повздорили. Иногда лессировками утемнялись значительные плоскости картины.
Воробьева и французского мариниста Ф. Таннера. Большая часть картин Айвазовского хранится в лучших музеях и галереях мира. Айвазовский обладал феноменальной памятью и своей задачей «на натуре» считал впитывать происходящее. Клокочет, бурлит, пенится море.
Развернутое по диагонали движение кораблей позволяет сразу охватить глазом все поле битвы. Но имеется еще и легенда: будто бы Айвазовский покупал краски у Тёрнера. Айвазовский всю жизнь преклонялся перед талантом величайшего русского поэта, посвятив ему позже (около 1880) целый цикл картин. Третьякову.
Вернувшись в Петербург, Айвазовский получил звание художника 14 класса. Виртуозная лессировка в исполнении Айвазовского – отрада для коллекционеров: большинство его картин в прекрасном состоянии – тончайшие красочные слои меньше подвержены растрескиванию.
Там он многому научился у замечательного французского пейзажиста Филиппа Таннера. Это были картины Морское сражение при Синопе 18-го ноября 1853 года и Синопский бой. Безлюдно. Писатель И. А. В семье Айвазовских через год после свадьбы родилась первая дочь Елена, а вслед за нею еще три – Мария (1851 г. ), Александра (1852 г. ) и Иоанна (Жанна, 1858 г. ) А на 12-м году совместной жизни, сославшись на необходимость дать дочерям образование, Юлия Яковлевна вместе с детьми поехала в Одессу, да так оттуда и не вернулась.
18 ноября 1853 г., во время Крымской войны 1853-1856 гг., состоялось морское сражение между русской и турецкой эскадрами в Синопской бухте. картин (неравноценных по художественному качеству), много рисунков и акварелей.
Градоправитель Феодосии А. И. Казначеев прослышал о талантливом мальчишке от архитектора Коха, который не раз спасал Ованеса от наказания за «испорченные» углем стены домов и каменных заборов и дал ему несколько ценных уроков. Одной из самых известных и в то же время наиболее батальных картин Айвазовского является полотно «Бриг «Меркурий», атакуемый двумя турецкими судами». К тому моменту Айвазовский уже исколесил всю Европу (в его заграничном паспорте больше 135 виз и таможенники устали доклеивать туда новые страницы), но на землях османов еще не бывал. В смене тонов перед ним то проносится облачный туман, согреваемый солнечными лучами, то взлетает просвечивающий зеленый вал, то тяжело спадает темно-синяя волна, скрывающая под собой холодную и мрачную глубину. Впрочем и неудивительно: Александра Ивановича Казначеева художник считал «вторым отцом».
На даче у Томиловых Иван даже проводил летние каникулы. 1853. Окончил свою жизнь в 1900 году там же. А. ). Бумага, масло. На одной из академических выставок в Санкт-Петербурге (1836) встретились два художника – художник пера и художник кисти.
Тем более, что само Черное море не спокойно. Синопский бой. Недаром этот цикл картин принято называть «голубыми Айвазовскими». Радуга.
В центре внимания были несколько полотен. Иван Айвазовский и Илья Репин. Ни одна живая душа, даже вольная птица, не смеет зреть разгул бури. При этом, по его признанию, вся его жизнь была подготовкой к этой картине.
Море, такое разное — то спокойное, то непокорное, манило к себе. Эскадра под командованием вице-адмирала П. С. Нахимова (3 линкора) во время крейсерского дежурства обнаружила турецкую эскадру и заблокировала ее в бухте. Эти работы получили одобрение публики. Среди волн. А небо, если возможно, ещё бесконечнее.
Хотя не настолько, чтобы поверить, что легкость его кисти есть недостаток. (1841), Неаполитанский залив в лунном свете (1842), Побережье. А ведь в истории искусства не редкость случаи, когда картины писались по двадцать и более лет (например, Федор Бруни писал своего «Медного змия» 14 лет, начал в 1827-м, а закончил в 1841-м). Художник решил, что лучше всего передать это можно в борьбе со стихией.
Талант Ивана заметили в раннем детстве, когда он самостоятельно занимался уроками скрипки. «По легкости, видимой непринужденности движения руки, по довольному выражению лица, можно было смело сказать, что такой труд – истинное наслаждение», – это впечатления чиновника Министерства императорского двора, литератора Василия Кривенко, наблюдавшего за тем, как Айвазовский работает. Айвазовский, безусловно, видел, что для многих художников их дар – то ли благословенье, то ли проклятье иные картины пишутся едва ли не кровью истощая и выматывая своего создателя. Во взглядах на общественное значение искусства у Айвазовского и передвижников было много общего. Сотворение мира.
Обо всем этом написаны тома и повторять это в статье нет смысла. Небольшой корабль не в силах устоять перед такими большими и могущественными волнами. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал. В 1860 году Айвазовский написал подобного рода прекрасную сепию Море после бури. Иван Айвазовский.
Российский художник, мастер морского пейзажа. Не вышло: Айвазовский помчался в осажденный Севастополь. Ребенок этот был отец мой. Критики писали, что никто прежде не изображал свет, воздух и воду столь живо и достоверно. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт Петербург, Россия. Во время путешествия в Италию, Айвазовский написал одну из своих самых известных картин – «Неаполитанский залив». не из тех художников, которые теряют вдохновение в процессе и бросают работы неокончеными. Свет в небе он рисовал не боковой поверхностью кисти, а ее торцом, то есть «освещал» небо многочисленными быстрыми прикосновениями кисти. В Феодосии Айвазовский прожил долгую, полную творческого огня и неукротимой энергии жизнь.
Национальная галерея Армении, Ереван, Армения. Ведь Юлия так хотела, чтобы муж и отец оставался с семьей подольше. Как правило, Айвазовский почти всегда лессировал землю.
1854. Не отхожу от картины, пока не выскажусь». В другом письме (1899): Я очень много в этом году написал. Для него же подходить с кистью к холсту всегда было самой большой радостью и счастьем, он обретал особую легкость и всемогущество в своей мастерской. Лазаря, Венеция.
Виртуозно рисовал Айвазовский также пером-тушью. Как и любой человек, великий полководец – ничто перед стихией. Он отказался от обычных в своих картинах деталей в виде обломков мачт и гибнущих кораблей, затерявшихся в безбрежном морском просторе.
По этому поводу Гоголь шутливо говорил художнику: Твой Хаос поднял хаос в Ватикане. Эта неоконченная работа особенно ценна для исследователей его творчества. Вот таким образом, несмотря на ожесточенность сражения, картина оставляет мажорное впечатление и напоминает грандиозный фейерверк. Это путешествие очень обогатило знания Айвазовского об изменчивой морской стихии.
Эта неоконченная работа особенно ценна для исследователей его творчества. С 25 на 26 июня неприятельский флот (мы) атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, в пепел обратили а сами стали быть во всем архипелаге господствующими Пафос этого донесения, гордость выдающимся подвигом русских моряков, радость достигнутой победы прекрасно передал Айвазовский в своей картине. Но он не хочет быть простым помощником и чувствует потребность писать свои картины. Не отхожу от картины, пока не выскажусь». Он христианин.
Пусть неистовствует океан, пусть еще грозно вздымаются гигантские волны. Впервые он видит Хиос и Патмос, Самос и Родос, Синоп и Смирну, Анатолию и Левант. Интересных фактов в биографии художника великое множество, всех и не перечислишь. Проведенные годы за границей отмечены неустанной работой.
Одной из таких работ стала известная картина Айвазовского – «Морское сражение при Наварине». Иван Айвазовский. То есть работа потребовала максимум усилий от художника – и целых десять дней. Родился Иван Константинович в 1817 году в Феодосии.
Подобные работы воспринимаешь как симфонию красок, как песню красоте. 14 (26) мая 1829 «Меркурий», преследуемый турецкой эскадрой (6 линейных кораблей, 2 фрегата, 2 корвета), вступил в неравный бой с линейными кораблями Селимие (110 орудий) и Реал-бей (74 орудия) около Босфора, нанёс противнику серьёзные повреждения, вынудив его лечь в дрейф, а сам ушёл от преследования. В 1868 году Айвазовский предпринял путешествие на Кавказ. Иван Айвазовский.
чел., около 200 чел. Над этой картиной Айвазовский работал в содружестве с Ильей Ефимовичем Репиным. Вся картина написана тончайшими оттенками голубых, зеленых, розовых и лиловых красок. Ночь после боя.
Сам же корабль представлен словно чужой, среди морской красоты. (1841), Неаполитанский залив в лунном свете (1842), Побережье. Холст, масло. Хаос. Множество своих работ Айвазовский посвятил мирным событиям из истории российского флота, однако выдающиеся по своему значению картина «Ледяные горы в Антарктиде» была написана к 50-летию беспримерного по трудности перехода и открытию Антарктиды экспедицией под командованием выдающегося мореплавателя Ф. Ф. Беллинсгаузена.
1887. Это были в основном изображения прибрежных городов.
Штиль. Знаменитая «волна Айвазовского» представляет собой вспенившуюся, почти прозрачную морскую волну, по ощущениям — движущуюся, стремительную, живую. Так иногда писал он воду. Причем не праздно перевез, а спешно эвакуировал.
Услышав подвиги, автор воплотил бой на полотне. В них он соединил поэзию моря с образом поэта. И сквозь грохот и рев шторма тихой мелодией радости пробивается луч солнца и где-то вдали брезжит узкая полоска света» (И. B. Это событие произошло 16 января 1820 года и участвовали в нем два парусных шлюпа – «Восток» и «Мирный». Возвращаясь из плавания, Айвазовский на короткое время задержался в Севастополе, а вернувшись в Феодосию, сразу приступил к строительству собственного дома в стиле итальянских ренессансных вилл, по своему проекту украсив его слепками с античных скульптур и большой мастерской, примыкающей к жилым комнатам.
Открывает Топ-10 самых известных картин Айвазовского полотно «Буря на море ночью». Он писал предгорья Кавказа с жемчужной цепью снеговых гор на горизонте, панорамы горных массивов, уходящих вдаль, как окаменевшие волны, Дарьяльское ущелье и затерявшийся среди скалистых гор аул Гуниб – последнее гнездо Шамиля. Иван Айвазовский. Почему не с палитрой и кистями, а со скрипкой.