Этот автопортрет позволяет представить не только то, как выглядел Серов, но и осмыслить его сокровенные мысли и отношение к творчеству. Написание собственного автопортрета было для Серова, в своем роде, личным экзаменом на мастерство.
Здесь, как писал Д. В. Портреты Серова начала 1890-х годов неизменно встречали одобрение публики. Чехова, по признанию современников, является портрет 1902 года (ГЛМ), написанный Серовым за несколько кратких сеансов. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых.
В шесть лет его постигла первая утрата – умер горячо любимый отец. Бенуа как «древний ковровый подбор красок» 21. Педагог это был чрезвычайно строгий. Работая над сюжетом «Одиссея и Навзикаи», Серов признавался, что ему бы хотелось написать Навзикаю «не такой, как ее пишут обыкновенно, а такой, какой она была на самом деле» 27. Дягилев включил ее в программу своей антрепризы.
Симонович (1879, ГТГ) – будущей «Девушки, освещенной солнцем». Демократические убеждения Серова чётко проявились во время революции 1905-1907 годов: он изобразил ряд сатирических фигур, которые разоблачали карателей. Девочка на фоне персидского ковра написана за год до Девочки с персиками. В 1911-м он рисует К. С. В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. И так благостно смотреть на такие портреты – душа радуется.
Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». В настоящее время его картины экспонируются в самых известных музеях России и зарубежья. Орловой (1911, ГРМ) – фиксация первого впечатления, которое трансформировалось в знаменитый парадный портрет княгини. Генриетта Леопольдовна стала излюбленной моделью Серова.
Что ещё нам может поведать картина. В эскизах Серова И. Э. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». В Харькове им были написаны три пастельных портрета: два— жены профессора Харьковского университета К. Д. Хрущева и один— его дочери. Но близость не значит схожесть. 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г.
Так Серов оказался учеником художественной студии Савелия Яковлевича Шлейфера. Так началась целая серия портретов императорской семьи. Портрет И. И.
Вот таким образом немудрено, что Серова окружающие любили. Ещё мгновение и она сорвётся, словно бабочка с цветка, снова в сад играть с детьми. В 1911 году Серов создал знаменитый овальный портрет Генриетты Леопольдовны, в котором он опять прибегает к эффекту «пластического цитирования» или, точнее, своеобразного творческого диалога со «старыми мастерами». Похоронен на Донском кладбище в Москве. Дальнейшее влияние на Серова оказали картины старых мастеров, которые он рассматривал в музеях России и Западной Европы, дружба с Михаилом Врубелем и (позже) Константином Коровиным, а также творческая атмосфера Абрамцево, с которым он был тесно связан.
Поездка художника в Грецию в 1907 году дала новый вектор этому увлечению архаикой. Репиным. Украшением выставки является впервые привезенный в Москву подлинный занавес к балету «Шехеразада» – единственный реализованный при жизни Серова проект, отражающий его стремление к монументальной форме.
По одной из версий, Иду Рубинштейн – танцовщицу, прославившуюся выступлениями в балетах «Клеопатра» и «Шехерезада» – Серов также писал для афиши «Русских сезонов». В 1880г. С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. По их мотивам Серов создал несколько вариантов эскизов (1910-1911 ГТГ, ГРМ, ГЦТМ), часть из которых представлена на выставке.
Он изобразил ее в образе Клеопатры. Фигуры в портретах Серова постепенно становились всё более и более графически изысканными и экономичными, особенно в поздний период (Василий Качалов, 1908, Тамара Карсавина, 1909 многочисленные персонажи из басен Ивана Крылова, 1895-1911). Хрупкой женственности Е. С. Возвращение в Москву. Особенно много работать акварелью Серов начал в конце 1890-х-1900-е годы.
и Ю. С. Мать – Валентина Семеновна Серова (урожд. Встречается с Л. Н. Именно Серов первым ввел рисование с обнаженной женской модели. С самого возникновения антрепризы С. П. «Скупой на восторги» Серов был настолько очарован балетом, что выразил это в хвалебном отзыве: «Так много вложено в эти танцы истинной красоты, красоты одеяний, фона, красоты самих существ, движимых пленительной музыкой Римского-Корсакова, что. Как писал А. Эфрос: «Надо просто перейти на какой-то другой материк, погрузиться в другую действительность, чтобы отсюда добраться до его исторических картин Обращение Серова к личности Петра и к исторической теме в целом связано в том числе и с его сближением с художниками «Мир искусства», основными идеологами ретроспективизма. В портрете Левитана ничто не указывает на то, что изображен именно художник.
В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. Просто так. Поездка в Крым и Сочи с В. Д. Итак, в первых рядах оказался художник Валентин Серов. Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке. Вместе с В. Д.
Выход Серова явился единственным подобным актом за всю историю существования Академии.
Валентин Серов воспитывался в творческой среде, в окружении талантливейших людей того времени. Портреты Г. Л. Мамонтова в 1895 году. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап.
Здесь они спокойно созерцают что-то в мире своих безмятежных детских фантазий. Гиршмана, в 1903 году положило начало целой серии, пожалуй, самых проникновенных женских портретов в искусстве этого времени. Поленовым и М. А. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву.
Остроуховым, М. С. Карсавиной и А. П. Внимание художника привлекали подчеркнуто простые, неброские виды русской природы. Девочке было всего 12 лет, когда мастер взялся писать её портрет.
Еще более Серова с мирискусниками объединял интерес к театру. Портрет жены его Ольги Фёдоровны, например. В феврале родилась дочь Ольга.
В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой10, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения11. Именно потому картина кажется такой гармоничной и жизненной. В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. В портретах детей Серов стремился захватить позу и жест, чтобы показать и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения искреннюю чистоту и ясность взгляда ребёнка («Дети», 1899, Русский музей «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея). Можно даже сказать, что он исчерпывается в серовском совершенстве» 30. 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина.
Это наполняет картину теплом домашнего уюта. Поездка в Вену и Италию с И. С. «Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника. Поездка в Рим и Париж. Её лицо лучится счастьем и так же лучезарно всё вокруг неё. А листочки – импровизированные тарелочки для половинок фруктов.
Гиршман словно "примеряет позу", репетирует роль. Художник Репин продолжал заниматься с Серовым и в Москве. Работы Серова уже тогда были отмечены печатью таланта и мастерства. Мая. 1876. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр. Коровина. 1892.
В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене8. Обращение к работе над «Юдифью» и «Шехеразадой» было связано во многом с давним интересом Серова к искусству Древнего мира. Переезд с матерью в Киев. 1878.
В 1884 в Абрамцеве создал одно из первых своих значительных произведений— портрет Л. А. Мамонтовой (Новгородский музей-заповедник). Это было открытием, которое, конечно же, не все восприняли адекватно. В то время он был на вершине славы, современники отмечали его надменность и взбалмошность, свойственные избалованной успехом "звезде". 1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. Один из лучших светских портретов Серова – портрета Генриетты Гиршман.
Серов хотел вот такой беззаботности, лёгкости. Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». Тогда была создана серия портретов близких ему по духу и интересам людей – С. С.
В пастельном портрете жены художника А. Н. Бакстом в Грецию и на Крит. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). Биография, личная жизнь из него сделали пасынка передвижничества, но всё равно он был и оставался до конца жизни учеником знаменитого Репина, просто смотрел на жизнь с другой её стороны, что ярко демонстрирует нам работа Девушка, освещённая солнцем. Репин признавал талант Серова-акварелиста еще в его ученические годы. Но иначе работать Серов не умел, да и не хотел.
Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. «Он сказал: Глаза те же. Без принадлежащих музею портретов Юсуповых, С. П. Дягилева, А. Н. Турчанинова, О. К. Орловой, холста «Ида Рубинштейн», серии «императорских охот», пейзажа «Баба в телеге», множества блистательных рисунков и акварелей, гравюр невозможно представить творчество художника и русское искусство 1880-1900-х годов. в зеркале у края холста). Это было время пика, наивысшего расцвета идеи передвижничества. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г.
Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался». Краткая биография того периода может быть выражена двумя словами – жизнь кочевая. Гиршман изображена перед зеркалом, спиной к нему, но ее поза, выражение лица таковы, как если бы она, глядя в пространство зрителя, все же смотрелась именно в зеркало сам мотив зеркального отражения.
Например, в 1892 году Серов работал над портретами двух абсолютно различных лиц. До конца жизни Серов продолжал учиться. Целью его было оттачивание собственного рисовального стиля, доведение до совершенства лаконичной «серовской» линии. Здесь его главным наставником был П. П. Чистяков. Взгляд почти отсутствующий.
Мамонтовой (1887, ГТГ) отличаются характерной четкой проработкой контуров острыми штрихами угольно-черного карандаша. В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию. Эти рисунки заполняли целую стену той боковой комнаты во двор (в великолепной квартире Сережи в доме 11 по Фонтанке), которая служила "редакцией" в тесном смысле и куда посторонние не допускались. – писал Серов из Венеции своей невесте. Бенуа писал о шуточных зарисовках, созданных Серовым во время встреч «мирискусников» : «Какие чудесные, необычайно меткие карикатуры нарисовал он на всех нас.
Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище. Постепенно он становится авторитетным портретистом, получавшим все больше заказов. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). Ефимовым и Н. Я.
Особенно ярко это проявляется в графических портретах последнего десятилетия. Фигуру князя обрамляет свободно развернутый в пространстве корпус лошади. Знакомство с Г. Л. Нарисовал Антокольского, сейчас буду хвастать. В 1910 году Серов получил заказ на роспись столовой особняка Носовых на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, который позволил бы художнику реализовать свои идеи.
Чистяков хорошие семена посеял, да и молодежь эта золотая. «Мучительный для многих выбор профессии был определён мною очень рано, – вспоминал Серов, – и иной мечты, кроме мечты стать художником, у меня не было». Переезд с матерью в Париж. 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. Был написан портрет императора Николая II.
Мария Симонович не смогла вернуться в Россию, какие уж возвращения после революции. Грабарь отмечал «то стремление к упрощенности линий и форм, которое характерно для последнего года серовских исканий» 28. Строгий А. Н. Получает звание академика живописи. 1899. Над образом Александра III Серов работал пофотографии.
Черты этой натурщицы проступают в облике Европы в композиции «Похищение Европы» (1910). 359 произведений, в их числе: 56 картин, 266 рисунков, 35 гравюр, 2 скульптуры (бронза и фарфор), отражают многообразие поисков мастера в течение трех десятилетий. Это становится понятным не только по манере письма.
Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Бальмонта (1905, ГТГ), сотканный из угольно-черных динамичных штрихов, которые подчеркивают нервическую натуру эпатирующего публику поэта. Становится членом "Мира искусства". Занавес (фонд М. Л.
1884 год— летом, работая в Абрамцеве, создал одно из первых своих значительных произведений— портрет Л. А. Мамонтовой в переписке с Ольгой Трубниковой уже обнаруживаются их взаимные чувства. «Какой молодец Антон. Будучи полноправным членом Санкт-Петербургской Академии художеств с 1903 года, в 1905 году Серов ушёл в отставку в знак протеста против казни бастующих рабочих и их семей 9 января, в «Кровавое воскресенье». Поступление в петербургскую Академию художеств. 1883.
Ещё из многих превосходных работ этого периода жизни художника можно упомянуть два портрета Софьи Драгомировой как свидетельство непреклонного роста и серовского мастерства и серовской славы. Серов не только определил новое направление развития графического искусства в XX веке, но и задал высокую планку технического мастерства для последующих поколений. Здесь можно увидеть еще один портрет«девушки, освещенной солнцем», – двоюродной сестры художника Марии Симонович, но уже в более старшем возрасте, замужней женщиной, у которой теперь фамилия Львова. Боткина, Л. С. Во время позднего периода, который начался в 1900 году, Серов был членом влиятельного общества и журнала русского искусства «Мир искусства», который вырос, в частности из неудовлетворенности движением передвижников.
Его рисунок Павловой был использован в первой афише Русского балета в 1909г. В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи20. Официальное оформление выхода из Академии художеств.
18 февраля вместе с В. Д. Как он рисует. Крылова – одного из самых знаменитых циклов Серова. Однако его приход открыл новую эпоху в истории училища.
1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. В глубине зеркала Серов как бы случайно помещает автопортрет. В карандашном рисунке особенно наглядно прослеживается путь мастера от натурной штудии к лаконичному изображению-знаку, выразительной краткости высказывания, тот поиск «идеальной линии», которому были подчинены последние годы жизни художника.
Каждый мазок на его этюде говорит о красоте души художника-поэта. Увезла ее сама модель, которая вышла замуж во Франции. Спустя много лет знаменитый уже мастер признался Чистякову: «Помню Вас как учителя и считаю Вас единственным (в России) истинным учителем вечных незыблемых законов формы, чему только и можно учить» 3. Участие в Международной выставке берлинского Сецессиона.
Биография, личная жизнь могли бы сложиться радужно и блестяще. «Девочка с персиками» дарит зрителю ощущение радости и счастья.
Утренняя девочка и девушка в полдень. Уже в акварельном эскизе (1906, ГТГ) проступает сложный замысел художника. Известная работа художника В. Серова – картина «Девочка с персиками» была написана летом 1887 года.
В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. Получая широкую популярность, в 1894 году Серов присоединился к передвижникам и взял важные заказы, среди которых были портреты великого князя Павла Александровича 1897 года (Третьяковская галерея), Боткина С. М. 1899 года, Юсуповой Ф. Ф. 1903 года, а также княгини Ольги Орловой (все три портрета находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге). 1865, 7 (19) января родился в Петербурге. Каждая из работ 1911 года самоценна.
Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. Встреча с А. Матиссом, посетившим Москву осенью. У генерала (отца модели) в доме висело два портрета дочери, писанных одновременно – Репина и Серова. Техника пастели, традиционно пограничная между живописью и рисунком, у Серова демонстрирует множество вариантов их сочетания: ранние его пейзажи – это скорее «живопись цветными мелками», а портреты Г. Л.
«Острый глаз, острый карандаш» 4, – говорил о нем Л. О. Героями этого портрета стали сыновья художника, Юра (слева) и Саша (справа), которых он изобразил на веранде дачи неподалеку от берега Финского залива. Далее. Поездка в Германию. 1903. Портрет художника Левитана, например, написан в строгой классической манере.
Они неизменно вдохновляли Серова на создание острохарактерных образов. Поездка в Париж. 1907. Кокетливый жест, которым она поправляет боа, – всего лишь женская хитрость. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. Если заворожённый Саша не реагирует на присутствие отца, то взгляд Юры уже обращен к художнику. Здесь описано более длительное состояние природы и человека – явный постимпрессионизм.
А уж время для его жизни выпало на события чрезвычайно богатое. На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. Участие во Всемирной выставке в Париже (Grand Prix за портрет Павла Александровича). В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки.
Серова», 1880, ГТГ), хозяина Абрамцево С. И. С начала 1900-х гг. Ведь влиять, направлять, даже исправлять способно высокое искусство, у которого в приоритете не ЧТО писать, а КАК. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей.
В 1887 году написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой («Девочка с персиками» Третьяковская галерея). Хотя в результате работа стала самостоятельным полотном, это предположение объясняет, почему перед нами опять не столько портрет реального человека, сколько сценический образ «чаровницы, гибель с собой несущей». Для молодого художника – это было настоящей удачей, которую подарила ему судьба. Незадолго до смерти он заключил договор с И. Н. Симонович-Ефимова. Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». Смерть отца. 1872.
Властными, энергичными движениями угля мастер выявляет особую скульптурную стать модели. Многоплановость композиции и игра с отражением в зеркале отсылают зрителя к знаменитым «Менинам» Веласкеса. Рождение дочери Натальи. 1909. Особый раздел выставки составляют акварельные работы Серова.
Сколько любви и чувства изящного. Портреты П. П. Вот и остался почти в одиночестве Серов Валентин Александрович. за этюд с натуры». Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». И. Е. Репин рекомендовал подающего надежды живописца к обучению в Академию Санкт-Петербурга.
В начале 1880-х в репинской мастерской устраивались «акварельные воскресенья» для начинающих художников. В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». Даже незаконченное полотно подтверждает: их желание, несомненно, было бы осуществлено. Биография его тем не менее поворотными событиями не богата. Продолжение занятий с Репиным. 1880.
Поездка с Репиным в Крым и Запорожье. Театр был частью жизни Серова. И ещё множество таких же примет, дат и переброшенных мостиков от одного события к другому. Рождение сына Георгия. 1895.
1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова. Я хочу, хочу отрадного. Вскоре после этого он пишет одну из самых знаменитых своих картин Девочка с персиками, где изобразил дочь С. И. Мамонтова Веру. В 1910 году Серов исполнил портрет актрисы Иды Рубинштейн.
Да и глядит-то она куда. Интересен показанный на выставке вариант разработки костюма и грима Олоферна для Ф. И. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». Поездка с Л. С.
Интерес к искусству, по воспоминаниям художника, у него не угасал никогда. Один из первых ее портретов – свободный рисунок гуашью на картоне (1904, ГТГ) – построен на выразительности изысканного силуэта и кажется идеальным воплощением стиля модерн. Избран членом попечительского Совета Третьяковской галереи. 1900.
С присущей ему скромностью или иронией художник отмечал: «Я ведь все-таки немного и пейзажист» 5. В начале XX века Серов создавал героические портреты в жанре светского портрета он сосредоточился на резком изображении значительных творчески мыслящих художников, писателей, актёров и музыкантов: портреты Максима Горького (1904), музей Горького, Москва Ермоловой Марии (1905), Фёдора Шаляпина (уголь, 1905) – оба в Третьяковской галерее и Елены Ивановны Рерих (1909). поступил в Императорскую Академию Художеств.
Станковое полотно наделяется качествами монументального произведения. Женитьба на О. Ф. Серов писал: «. Поздняя любовь – в сорок три года Александр Николаевич женился на семнадцатилетней ученице Валентине Бергман – была вознаграждена рождением единственного сына.
Знакомство с А. Н. «Три впечатления захватили художника особенно: море, архаическая эллинская скульптура и Акрополь» 26. В августе был в Абрамцеве, затем— в Москве в октябре путешествовал в Киев и Одессу, где договорился со своей невестой об их венчании в январе следующего года в декабре— в Санкт-Петербурге: написал портрет композитора П. И. Бларамберга и начал писать портрет отца. Четко обозначенные контуры хрупкого тела придают всей фигуре вид рельефа на плоском фоне.
Бакста. В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. В 1909-1910 годах он создает удивительные по своей графической чистоте рисунки балерин «Русских сезонов» – Т. П. Репина (1901, ГРМ). Его творчество было замечено благодарным зрителем и критиками. Поездка в Мюнхен и Голландию.
1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства». Портрет O. K. В 1910 году состоялась премьера «Шехеразады» в оформлении Л. С. Работа над композициями Похищение Европы и Одиссей и Навзикая портрет Иды Рубинштейн. 1911. Мать увезла шестилетнего сына в Париж, где в то время жил её хороший знакомый – Илья Ефимович Репин, уже прославившийся своими Бурлаками на Волге, отдала мальчика в обучение и занялась общественными делами. Пришлось писать с 8 утра до 8 вечера (этак со мной еще не было). Возраст модели другой, мироощущение – соответственно.
"Девочка с персиками". 1888. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. В 1906-м Серов приступил к работе над портретом ГЛ. 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. От него ждали аналогичного началу и продолжения: столько же солнца. От нее веет здоровьем, безмятежностью.
Сарабьянов, «стиль модерн в его русском варианте достигает своих вершин. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. Взволнованный морем Саша закончит кораблестроительный факультет и офицерскую школу морской авиации, будет строить суда, составлять карты водных мест. После этого была Девушка, освещённая солнцем и другие.
Портрет великого князя Павла Александровича. 1898. В репинской свободной манере с мягкими растушевками выполнены портреты матери («В. С. «Он до страсти любил сцену и имел недюжинный актерский талант» 17, – отмечал И. Э. «А я Ольга Орлова и мне все позволено и все, что я делаю, хорошо», – высказывался об образе сам художник.
Орловой. Рождение сына Михаила. 1897. К тому же Савва Мамонтов обеспечивал художника заказами на портреты заезжих знаменитостей, а это и практика и жизнь без голода и лишений. Левитана. Чистякова (1881, ГТГ) и Е. Г.
Бергман, 1846-1927), композитор и музыкально-общественный деятель. 1871. На выставке представлено несколько изображений любимой модели Серова – Веры Калашниковой. Работы для театра выделены в отдельный раздел выставки. Гиршман в интерьере ее будуара. Представленные на выставке в ГТГ шаржи на Л. С. И сложно даже назвать другого художника его эпохи (за исключением, разве, Левитана), чье наследие и творческие достижения имели бы такое большое значение и влияние на все последующее русское искусство.
«Угрюмый и нелегко сходившийся с людьми, Валентин Александрович был очень расположен к ней, находя ее умной, образованной, культурной, простой и скромной, без замашек богатых выскочек и очень симпатичной» 8. В. О. Коровиным. Отклоняет приглашение преподавать в Академии художеств. К тому времени художник был увлечен эстетикой Древнего. Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки».
Серов широко использовал метод калькирования: нарисовав фигуру на полупрозрачной бумаге, накрывал рисунок другим полупрозрачным листом и, обведя наиболее удавшиеся контуры, продолжал рисовать уже на новой «подложке». 10 марта в знак протеста выходит из состава действительных членов Академии. Первой масштабной работой Серова для театра становится оформление постановки оперы А. Н. Они работали одновременно и оба – по первоисточникам венецианского Возрождения. На выставке представлены эскизы к постановке в Мариинском театре 1907 года (ГТГ, ГРМ).
1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова13. Выходит из ТПХВ. Спустя несколько месяцев после постановки «Юдифи» в Мариинском театре в 1907 году Серов был привлечен к оформлению этой же оперы в Париже. Впрочем, Чистякову именно это качество ученика и нравилось более всего. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. Там были написаны лучшие его пейзажи: «Зимой» (1898, ГРМ), «Баба с лошадью» (1898, ГТГ), «Зимняя дорога в Домотканове» (1904, Рязанский художественный музей), «Стригуны на водопое» (1904, ГТГ) и другие.
Участие в 5-й периодической выставке МОЛХ. 1887. Мамонтова (1879, ГРМ), двоюродной сестры М. Я. И если не всё творчество Серова можно назвать «отрадным», то есть в этой картине то, с чем художник не расстанется – стремление проникнуть во внутренний мир изображаемого. И в этих обстоятельствах Врубель далеко не сразу был понят окружающими, в отличие от Серова. Становится преподавателем МУЖВЗ. Участие в Международной выставке мюнхенского Сецессиона.
1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова. «Надо знать ремесло, рукомесло. Текучесть, «подвижная сущность» акварели раскрывает сам процесс создания портрета, отражает темп работы художника, обладающего способностью мгновенно схватывать облик и психологическое состояние модели. Тем не менее Серов продолжал создавать рисунки вплоть до 1911 года. Дягилева, И. Э.
Избран действительным членом венского Сецессиона. С. П. Грабарь.
А тут – радость. Работа над ними была начата по приглашению А. И. Они вместе путешествовали по России, писали картины и этюды. Серова «Юдифь». Ведь этакое создание. Рождение сына Александра. 1894.
Павловой (оба – ГТГ). Коллеги-передвижники были не столько возмущены, сколько обескуражены. Верочка вроде бы сидит неподвижно, внимательно глядя на зрителя.
Серову и Шаляпину удалось вдохнуть жизнь в каменные рельефы Ассирии. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи. И. Е. Дягилева в Париже Серов принимал живейшее участие в ее судьбе. – В Египет. » 29.
Портрет Е. П. Бакста (оба – первая половина 1900-х, ГРМ). Портреты Ф. Таманьо, К. А.
Толстым во время работы над портретом С. А. Толстой. 1893. Олив (1909, ГРМ), по признанию И. Э. Неудивительно, что художник пользуется языком архаики: это и живописный лаконизм (всего три цвета: синий, зеленый, коричневый) и плоскостность и обобщённость, декоративность, помогающие создать образ хрупкой, но притягательной балерины. Бенуа – А. К.
Отец – композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов (1820-1871), автор опер Юдифь, Рогнеда, Вражья сила. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Конец XVII и XVIII век». Щербатовой (1911, ГТГ). Возвращение в Россию. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. Серов был близок к кругу зачинателей «Русских сезонов» во главе с С. П.
Эскизы отличает единая приглушенная цветовая гамма, поэтично охарактеризованная А. Н. написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой («Девочка с персиками» Третьяковская галерея). Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»15. Начиная с 1890-х годов в творчестве В. А. Весна и лето. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ).
Лукомской» (1900, ГТГ), где сложная психологическая характеристика модели словно предрекает трагическую судьбу изображенной. В конце лета, возвращаясь из-за границы, три недели пробыл в Москве и Абрамцеве, где написал портреты С. И. Мамонтова и певца его частной оперы, дАндраде. Она также позировала художнику во время работы над портретом ГЛ. Серов писал, что портрет «должен быть не хуже Орловой – такова воля заказчиков» 11. На выставке представлены эскизы монументальных росписей, созданные по заказу издательств, графические «картины по русской истории», декорации для театра, знаменитая афиша для «Русских балетов Сергея Дягилева». На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3.
потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. Коллекция его работ в ГРМ за малым исключением имеет «петербургское» происхождение и ее формирование граничит с историей отечественной художественной культуры на рубежа XIX и XX столетий, с особенностями собирания нового искусства в Петербурге. Затем Серовы обосновались в Москве. 1891. Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь».
В поисках образа Европы в композиции «Похищение Европы» (1910 ГТГ, ГРМ, МАГМА) он мечтал «оживить» древнюю скульптуру Коры, придав ей пластику реальной женщины. В 1884 году в Абрамцеве создал одно из первых своих значительных произведений — портрет Л. А. Мамонтовой (Новгородский государственный объединённый музей-заповедник). Петр I Портрет Г. Л. Грабарем к лучшим произведениям Серова. К лучшим произведениям мастера относится акварельный «Портрет С. М. Дягилевым, стоял у истоков этого грандиозного предприятия.
Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. В стремлении к максимальному обобщению формы художник пришел к графическому минимализму: «Хочу добиться, чтобы в рисунке было как можно меньше карандаша. » 13. Вот таким был Валентин Серов. Бенуа (1908, ГРМ) – передан жизнерадостный нрав женщины. "Девушка, освещенная солнцем" "Заросший пруд".
Портретов Репина у Серова очень много, вот этот – один из самых известных. В жизни Валентин Серов и Константин Коровин были друзьями, которым за неразлучность дали прозвище «Коров и Серовин». Серов словно пытается проникнуть в тайну, как в детях начинает проступать личность взрослого человека и оказывается прозорлив. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления».
Стремясь обрести «современную манеру» изображения древнего мифа, художник переходит от традиционной станковой картины к монументальной форме панно, созвучной и античным первоисточникам и художественным поискам эпохи модерна. Гиршман. 1908. Настоящий успех принесли Серову иллюстрации на исторические темы. Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы. Избран действительным членом Академии художеств. 1904. Я у них учусь» 7.
Избран членом ТПХВ. Родился сын Георгий. Серов писал И. С. Они настолько сблизились, что Валентин часто даже жил в их семье.
Серов здесь выбирает манеру письма, напоминающую портреты Крамского: сумрачный фон, коричневые тона, суховатая живопись. Его работы по-прежнему разнообразны, каждый новый портрет не похож предшествующий. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. У него и правда всё шло хорошо – даже в личной жизни, что редкость. Начало систематических занятий с И. Е.
Только очень счастливый человек так глубоко чувствует внутренний мир ребёнка. Строгий, почти монохромный портрет греющейся у печки С. В. Эта байроническая тоска и меланхолия воскрешают в памяти искусство романтической эпохи. Поленовым подает заявление в Совет Академии художеств, в котором обвиняет президента Академии (и одновременно главнокомандующего петербургским военным округом) в организации расстрела. Мамонтовым. Творили Репин, Суриков, Поленов, Левитан. Бакста, С. П. 22 ноября (5 декабря) Серов скоропостижно скончался.
Неудивительно, что одаренного ученика Репина приняли в Академию художеств раньше положенных 16 лет. Врубелем Серов писал декорации для домашних постановок, сам участвовал в них. И. Э. Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. Поездка в Берлин и Париж. 1910. А обращённый к человеку Юра станет актёром и режиссером.
Гиршман и О. К. Привязанность к скупому северному пейзажу, умение увидеть и передать его особую выразительность художник перенес в свои исторические картины («Петр I», 1907, ГТГ «Петр I на работах», 1910-1911, ГТГ, ГРМ) и др. Олсуфьевой (1911, ГМИИ) соответствует аскетичной натуре этой удивительной женщины – фрейлины императрицы и. художника-реставратора. В 1888г.
Обучение в гимназии К. И. Уходя, он сказал: Благодарю вас за глаза. » – рассказывала М. Я. Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». Заказ послужил поводом для создания не только иллюстраций, но и выдающихся станковых произведений: «Петр II и цесаревна Елизавета Петровна на псовой охоте» (1900), «Екатерина II на соколиной охоте» (1902), «Петр I на псовой охоте» (1902, все три – ГРМ).
Тот же прием использован и в монументальном портрете Ф. И. Шаляпина (1907, ГЦТМ). Вскоре Серов заключил соглашение с Дягилевым о создании к следующему балетному сезону занавеса-эпиграфа к «Шехеразаде». В поисках ключа к созданию нового образа Гиршман он поначалу ориентировался на стиль Энгра, но в процессе работы точка отсчета сменилась: «Уж теперь не Энгр, а, пожалуй, к самому Рафаэлю подбираемся» 9. Знакомство с семьей Мамонтовых.
Очень достоверно передана обстановка комнаты. Вероятно, для этого и нужен ей ножик: надо разрезать персик и достать из него косточку. Александр Николаевич вспоминал: «Серов очень ценил в моей жене ее "веселость" тот род шутливости, который был ей присущ» 18.
После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. Тогда с пути не собьешься» 12, – говорил он. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком).
Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. Серов казался между ними просто любимцем богов. Но сохранил своё видение жизненных ценностей художник Валентин Серов. Для нового поколения художников был характерен поворот от изображения «язв общества» к запечатлению гармонии. Начало работы над портретами семейства Юсуповых. 1901.
Поездка в Париж. Гиршман сохранил фрагменты и втайне от автора отдал на реставрацию. «Монументальность есть в каждом ее движении – просто оживший архаический барельеф. » – говорил он. Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. Дервизом. 1885. Похоже, княгиня прочла этот «подтекст» и избавилась от картины, подарив её музею Александра III (ныне Русский музей).
Чаще всего источником вдохновения для Серова служило имение семьи Дервизов – Домотканово. Серов ещё с середины 1880-х годов был хорошо знаком с врачом и коллекционером И. И. Трояновским и через него— с семьей В. П. Обнинского. Но в этом жанре – пленэрном – Серов уже всё показал, что хотел.
Таков портрет К. Д. Этим подчеркнута значительность личности Петра. Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. Шаляпин.
В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров. Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра).
Домотканово". 1896. Каждые ее поза и жест, лаконичные и выразительные, представляли находку для художника. «Не каждый день бывают такие находки. Гиршман – начало целенаправленного поиска «большого стиля», опирающегося на достижения мастеров прошлого и отвечающего запросам нового времени. Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. Человек по натуре скромный и тихий, хотя безукоризненно авторитетный среди коллег, наиболее сильное влияние оказал на творчество современников и заимел огромное количество последователей наряду с Левитаном именно Валентин Серов.
Рождение сына Антона. 1902. Репин был его наставником с 9 лет. Мамонтовыми.
Портреты Ермоловой, Горького. 1906. Знакомство с К. А. Живописный портрет 1907 года (ГТГ) был причислен И. Э. И. Е.
Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино17. Чистякова. Становится свидетелем расстрела демонстрации 9 января. Грабарь писал: «Серов берет свою модель каждый раз по-другому, так, как не брал до этого еще ни одну из прежних и так, как он находил это для нее наиболее характерным» 10. Разрабатывая эту тему, Серов как бы преодолевал сопротивление материала: испробовав масло, темперу, акварель, он обратился к технике иконописи, написав «Кору» (1910, частное собрание) на иконной доске яичными красками.
1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. Именно на таком отвороте лежат персики, ножик и пара кленовых листьев. Выразительный образ экстравагантной О. К. В 1899-м он был привлечен к изданию Н. И.
такую же безмятежность. Поездка с женой в Италию. 1905. Грусть его изящна. Хотя и кроме портрета, ему, казалось, было подвластно все. Шаляпина (1905, ГТГ) и в рисунке знаменитой афиши с изображением Анны Павловой в образе Сильфиды (1909, ГРМ), по поводу которой один из современников то ли с иронией, то ли всерьез заметил, что в Париже «портрет Павловой работы Серова вызвал больше откликов в печати, чем сама Павлова» 19. Между тем, критики считают его едва ли не вершиной мастерства Серова. Немножко суховато, но не неблагородно, в отличие от бакстовской сладкой роскоши» 25.
видишь и ощущаешь близость Востока и признаешь сказку из тысячи и одной ночи» 24. Трубниковой (1865-1927).
На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора». Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. В портрете Мориц критики находили черты "нервной дамы».
Станиславского (ГТГ), друга детства, когда-то они вместе выступали на сцене в доме Мамонтовых. Он несколько раз принимался писать Генриетту Гиршман, но оставался недоволен набросками, считая, что вместо светской львицы получается какая-то "провинциальная барышня". Бенуа.
Симонович в письме на родину. От Чистякова эта серовская вдумчивость письма. Один из критиков восторженно отзывался о Шаляпине в роли Олоферна, который, по его мнению, «развертывал "чудеса монументальной пластики", "громоздил один скульптурный момент на другой"» 22, но за каждой позой, за каждым жестом таился определенный смысл, содержание, подсказанное музыкой и главной чертой образа все же оставались понятность и простота. Ростроповича) был исполнен в Париже в конце мая – начале июня 1911 года совместно с И. С. Он пишет их так, как если бы случайно увидел погружёнными в мысли и мечты. Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса.
Одним из самых достоверных образов А. П. Занавес нередко удостаивался специальных аплодисментов публики. Неудивительно, что во время работы над портретом отношения между исполнителем и заказчицей сложились прохладные – Серов даже обмолвился, что для него весь интерес портрета заключен в модной шляпе, только что доставленной из Парижа. Серов считал его мнение даже авторитетнее мнения Репина.
Серов был крайне скромен, оценивая реакцию публики на свою работу. Пастернак. Крылова».
Биография Крамского окончилась – умер великий портретист, символ на знамени реализма передвижников, – и тут же написана картина Девочка с персиками (1887), словно наследство от автора Неизвестной получено. В Мюнхене Серов изучает коллекцию Старой Пинакотеки, копирует Веласкеса. 1886. Орловой напоминают рисование цветом.
Симонович-Ефимовой. И вот этот самый момент ухватил талантливый художник. Работа над полотном шла три месяца. И. Э. Любовь к сдержанным серым и особенно черным тонам (Гиршман одета в черное).
Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил. Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения». Она умерла в 1955 году, ранее переслав в Третьяковскую галерею рисунки и письма знаменитого родственника.
Дягилева (1909). Среди них и портрет учителя – И. Е. Мастер не нарушал границ жанра, предельно утрируя характеристику лишь в шаржах. Так же преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Грабаря, – лучший из овалов, реминисценций живописи XVIII века.
Написанию занавеса предшествовала кропотливая подготовительная работа. "Октябрь. Княгиня изображена в интерьере своего дворца в свойственном ей пышном наряде. Карзинкиной (1905, БГХМ) вторит мягкий пастельный штрих, а декоративную красоту изображения подчеркивает пустое пространство листа. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси. Мамонтова (1898), Мариинского театра (1888 и 1907) и антрепризы С. П.
В 1910-1911 годах мастер, чей талант был признан и в Европе (галерея Уффици заказала Серову автопортрет, а Париж рукоплескал его занавесу для балета «Шехеразада»), вместе с начинающими художниками работал в студиях Жюльена и Коларосси в Париже. Живет с матерью в Мюнхене. Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках.
Исполненный маслом, но по сути рисунок, портрет Иды Рубинштейн не случайно является финалом всей выставки. Лишь через три года занятия с Репиным продолжились.
По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»9 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). В детстве учился в Париже и Москве у Ильи Репина и в Санкт-Петербургской Академии художеств (1880-1885) у Павла Чистякова. 1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. Балет в новом оформлении сопровождал оглушительный успех везде, где он шел: и в театре Шатле в Париже и в Королевском театре в Ковент-Гардене в Лондоне.