Последним произведением Марка Шагала, замыкающим его беспримерное творчество, стал автопортрет и это также весьма символично. В огромном наследии Марка Шагала произведения автопортретного жанра, наверное, самые многочисленные.
Можно предположить, что автор образно подшучивает над собственным художественным мастерством (на идише есть выражение, похожее на русское «мастер на все руки», но там идет речь про пальцы) или над картиной, которая стоит на мольберте. Однако самый смысл представленного символа мне непонятен.
Последний в свою очередь тоже поддерживал Шагала и однажды даже назвал мир его картин «surnaturel» — сверхъестественное, а позже «surreal» — сюрреализм, придумав, таким образом имя новому стилевому направлению в искусстве, которое получит свое развитие только спустя десятилетие и в творчестве совсем других художников. Однако он стал художником с мировым именем, когда ему не исполнилось и 30 лет. Под кроватью прячется мужчина — очевидно, отец ребенка. Молодой художник обладал запоминающейся, своеобразной внешностью.
Как известно, Рембрандт был кумиром для Юрия Моисеевича Пэна. Появление художника «в компании театральных деятелей» приветствует карлик, его прототипом, по некоторым предположениям, является актер Хаим Крашинский. Изображение построено на контрастах. Такое решение сына очень разозлило отца, но тем не менее Хацкл-Мордхэ стал оплачивать его занятия в мастерской витебского живописца еврейского происхождения Иегуды Пэна, который воспитал таких в будущем известных европейских скульпторов российского происхождения, как Осип Цадкин и Оскар Мещанинов. Их молитвы сливались с моими. Оказалось, только что на свет появился его младший брат.
В 1960-е мастер продолжил иллюстрировать ветхозаветные сюжеты. Как решить задачу, я не знаю. На его левой руке, указывающей на полотно, семь пальцев.
Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист. На тот момент семейная жизнь Марка Захаровича дала трещину. Великие мастера как бы подписывали автопортретами свои фрески. Политически полезным авангардное искусство художника советская власть не признавала. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни31. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня.
За спиной Исайи, осененные белым ангелом, оживают пророчества будущего, когда «Волк и ягненок будут пастись вместе и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе моей» (Ис 65:25). Пэн достаточно высоко оценил работу юного ученика и разрешил ему заниматься бесплатно. Картина сама по себе не содержит ответа, а обращаться за изустными комментариями к самому творцу (если бы он пожелал их дать) я не намерен. "Король художников" Рембрандт издавна был "королем" и в жанре автопортрета. Но мечта стать живописцем не оставляла юношу.
Возможно, сразу же из мастерской учителя он спешил к ней на свидание. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам.
Страшно подумать, что ждало его, останься он в России. Она везде рядом с влюбленными и кажется их общей душой. Меняется лишь расположение этих разнообразных элементов и меняется формат картины. И эта признанность может считаться вполне заслуженной.
Так, например, произведение «Продавец скота» (1912, Художественный музей, Базель) наполнено метафорами псевдо-благополучной жизни России. Или же сделана попытка обличения виновника бесчисленных бед. Как такового повествования в картине нет.
Человек, несущий на плечах ягненка, — это традиционный раннехристианский (иконографичный) образ, восходящий к доброму Пастырю — Христу. Писался портрет несколько сеансов. Зимой 1941 Марку Захаровичу нанес визит консул США в Марселе Харри Бингхэм. Это ощущается уже в ранних его работах.
Автопортрет в узком значении слова – это изображение художником собственного лица и фигуры на полотне или бумаге художник пишет такое изображение, сидя перед зеркалом и следуя собственным физиогномическим чертам (отвлекаясь в сторону, скажу, что отсюда проистекает любопытная черта автопортретов: ведь общеизвестно, что человек в зеркале видит себя по-другому, нежели со стороны видят его другие то есть, глядя на автопортрет, мы имеем возможность посмотреть на художника как бы изнутри, его собственными глазами). «Пророк Исайя» — раскаленное докрасна пространство картины заставляет толпу в священном страхе забиться в нижний угол картины и созерцать оттуда, как шестикрылый серафим влагает в уста коленопреклоненному Исайе «угль, пылающий огнем». Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Свою картину Марк Шагал написал в 1938 году, практически сразу после «Хрустальной ночи». Искушенный взгляд узнает в произведении на мольберте картину «Россия, ослы и другие». На полотне изображена кобыла с еще не родившимся жеребенком в брюхе, везущая повозку. Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал».
Несмотря на недовольство родственников, в июле 1915 Белла и Марк поженились. Он сумел найти некоторые свои картины, оставленные в «Улье» и начал создавать авторские копии утерянных работ. Не случайно на картине так много церковных образов.
Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. В редкие моменты, когда Марк Шагал бывал в мастерской, он писал виды Витебска, портреты Беллы, полотна, посвященные войне. Явь или бред. Люди в панике.
Как мы знаем, в таком артистическом облике изображал себя и Юрий Моисеевич Пэн. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Преподавал в этом учебном заведении Николай Рерих. Но, несмотря на то что жизнь в США была более спокойной и достаточно насыщенной, Шагала не покидала мысль о возвращении в Париж. Шагал до последних дней был Художником он был Влюбленным зеленоглавый храм, символ Витебска, входил в антураж – но вместе с мостами над Сеной, крышами Парижа, кровлями Ванса и так далее (витебский Храм был частью пространственной симфонии, но у него не было "решающего" голоса конкретно-портретное пространство расширилось и включило в себя все другие любимые места на Земле).
Автопортретный герой картин Шагала живет в Витебске, он Витеблянин. В «Автопортрете с напольными часами. Кроме того, в его мыслях силуэт русского православного храма.
Но и эти красочные прелести отнюдь не аполлонического происхождения. А за крыльями серафима проступает распятый Мессия. Аналогичный образ художник уже неоднократно воспроизводил на своих полотнах, например в картине «Зеленый скрипач» (19231924, Музей С. Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк). С января по июль 1964 мастер уже занимался непосредственным созданием плафона, стараясь как можно бережнее обращаться с более ранней живописью художника Ленепве (18191898), которая изначально украшала потолок зрительного зала оперы Гарнье. Уже после окончания Великой Отечественный войны Шагал объездил с ней полмира. Его влюбленные взлетают над городом, парят над ним, как ангелы.
Она молчит, я тоже. В то время он был в Европе. Искусство Шагала представляет собой поэму в красках и линиях. Библейские пророки – вот его истинные друзья и собеседники. И здесь появляется новый аспект собственного образа у Шагала. Во второй половине XX века Шагал приобрел небывалую популярность.
Даже в преклонные годы художник постоянно работал. Она вырастает прямо из его фигуры. На графическом полотне «Вечер у окна» (1950, частное собрание, Люцерн) двое влюбленных стоят возле окна из которого открывается вид на вечерний российский город.
Шагаловский театр сродни народному площадному действу. Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». Режиссером в нем был Алексей Грановский (настоящее имя — Аврахам Азар), мечтавший поставить новые спектакли, которые соединяли бы в себе современные театральные идеи и достижения и национальный еврейский колорит.
В конце августа 1944 Марк Захарович с семьей задумал отплыть в освобожденную от оккупации Францию. А Вл. Им больше никто не нужен. У ног Иисуса стоит зажженный семисвечный светильник. В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов.
Только что возвратившегося из столицы начинающего художника представили скромной еврейской девушке Белле Розенфельд, младшей дочери богатого витебского ювелира. Торжественное открытие плафона состоялось в 1964 и вызвало большой резонанс в прессе.
В картине преобладает цветовая гамма, со взятым за основу цветом слоновой кости. Спустя пятьдесят лет художник снова ступил на родную землю. Над измученной роженицей стоит мрачная повитуха и небрежно держит младенца. Весной 1952 Шагал расстался с Вирджинией Макнейл.
Иудеи чувствовали бесконечную удаленность Бога от человека и бесконечную близость к Нему. Над Шагалом-мифологом не были властны законы реальности, в особенности тот закон, который гласит, что "во всякой мудрости много печали и всякое познание умножает скорбь". Все иллюстрации к Библии, создававшиеся художником с конца 1920-х до середины 1970-х, в дальнейшем были названы «Библейским посланием Марка Шагала».
Уже летом этого же года Вальден выставил в своей галерее «Der Sturm» бльшую часть полотен художника. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. Одним из них является «Музыка» (1920, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Спустя несколько лет Белла умирает от заражения крови. Теперь он мог путешествовать с семьей по стране и отдыхать на Лазурном Берегу.
«Этот прогресс формы – все равно, что пышное облачение римского Папы рядом с нагим Христом или богослужение в роскошном храме рядом с молитвой в чистом поле», — писал Шагал. Но герои его уже взмывают в небеса игнорируя черту оседлости. Яви мне мой путь.
И в "Любовниках" и в других автопортретных изображениях Шагала с Беллой он может быть, фигурально выражаясь, разного цвета (то есть его внешние черты могут не совпадать в разных картинах). Они обращают внимание, заставляют задуматься, устанавливают взаимосвязи, задают вопросы. Колорит картины убеждает нас в том, что благополучная жизнь россиян того времени (даже тех, кто имел домашних животных) являлась лишь видимостью. И другая важнейшая книга о российской жизни становится своего рода его декларацией.
И только кажется, что в прошлом кто-то был счастлив. Может, учитель и хотел продолжить работу дальше, но у Марка Шагала не было времени. Используя контрастные световые эффекты, художник повествует о чуде рождения человека. Вся эта монотонная композиция уравновешена чередующимися вертикалями и горизонталями. Все вместе украшавшие театр панно («Музыка», «Танец», «Драма», «Литература») призваны рассказать зрителю на понятном ему языке о еврейском искусстве, созданном богоизбранным (как написано в Ветхом Завете) народом и потому пронизанном Божественным светом. Она выливается в грандиозную библейскую эпопею.
Тогда же появилась еще одна определяющая черта в самоидентификации художника. И это не противоречит ничему в иудаизме, который Вл. Мастер начал работу над библейским циклом, но его увлеченную деятельность тогда прервала война. И это — какой-то вопль, какой-то клич, в этом и есть подлинный пафос. Думаю, они наговорились вдоволь. Уже 2 сентября она скоропостижно скончалась. То, что рисует художник, похоже на фрагмент из русской жизни.
Одна из первых работ мастера в стиле кубизма. А первого учителя, Иегуду Пэна, назначил руководителем одной из живописных мастерских школы. Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран.
Эти ошеломляющие чувства художник позже отобразил в своей картине «Рождение» (1910, Кунстхаус, Цюрих). Шагал – настоящая ведетта, вроде, ну скажем, Чаплина.
Шагал просто остался верен себе, а иначе он творить не может. Мы общаемся в них с высочайшими и глубочайшими умами (хотя бы эти умы и выражались подчас в очень несуразных, странных формах, а то и просто снисходили до шутки, до балагурства). Столица империи представлялась ему землей обетованной. Это мои глаза, моя душа. Однако в целом это видение поражает и подчиняет внимание.
«Тьма сгустилась у меня перед глазами», — написал позже об этом периоде своей жизни Шагал. Нынешняя выставка (открытая в галерее Май, 12, рю Бонапарт) лишний раз подтвердила во мне мое отношение к искусству Шагала (я был одним из первых, кто четверть века назад оценил это искусство) и в то же время она рассеяла прокравшееся в меня сомнение не снобичен ли Шагал не стал ли он шарлатанить, не превратился ли он, толкаемый к тому успехом, в банального трюкиста, который торгует тем, что когда-то давало ему подлинное вдохновение.
В интересующем нас "автопортретном" аспекте мы рассмотрим лишь две работы. Тогда, вернувшись после похорон в опустевший дом, он поставил на мольберт портрет Беллы, написанный им еще в России и попросил Иду выбросить все кисти и краски. Несомненно и то, что поводом к созданию этого видения были реальные события.
Радость бытия и удивительная чистота заливают страницы его книги. Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге. Оба они осенены летающими часами, как бы овеществленным временем.
Но принять материалистическую марксистскую идеологию он, конечно же, не может. В августе 1910 года Марк уехал в Париж.
Вот трагическая фигура «Продавца газет», несущего печальные новости. Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей»— дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. Суровая правда жизни внесла в розовые мечты юноши необходимые коррективы: свой первый и последний официальный экзамен он провалил.
Казалось, судьба благоволит Шагалу: наставник видел в его студенческих работах большой потенциал, однако своеобразная живопись Марка уже тогда стала причиной неожиданного острого конфликта с другими преподавателями школы Общества поощрения художеств. Официальное открытие этого учебного заведения состоялось 28 января 1919. С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь. Рембрандт фиксировал те изменения, тот скорбный опыт, которым нагружала его жизнь.
«Продавец газет» — картина, где звучит национальная тема. Портрет продавца газет глубоко психологичен и, вероятно, является скорее собирательным образом, нежели индивидуальным портретом. В 1900 он поступил в Витебскую гимназию. Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году.
Но только божество это, разумеется, не Аполлон. Счастье написано на лицах этих двоих. «Мертвые души» Гоголя – его немытая Россия. " Эфрос далее отмечает "неожиданные седые пряди, прорезавшие светловьющиеся волосы молодого художника".
В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. Еще в начале 1926 в нью-йоркской галерее «Reinhardt» была организована выставка полотен Шагала.
Внизу горит дом, огромный язык пламени тянется ввысь. Непонятны и разные другие символы (непонятны именно в качестве символов), что разбросаны по картине. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. Она имеет радиальное композиционное построение и поделена на секторы пересекающимися диагоналями. Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы. Мои знакомые присаживались отдохнуть на кровли», — пишет он в своей книге «Моя жизнь». В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала.
Теперь педагог не выказывал студенту Шагалу своего неодобрения относительно его рисунков. Они наивны и мистичны изобилуют приметами времени и символами. Большие, выпуклые, чёрные. Мастер изобразил себя сидящим перед мольбертом с палитрой и кистями в правой руке. Шагал оставил нам свою автобиографию.
На картине есть толпа с красными флагами и флаг Литвы того времени. Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа». Картина «Песнь Песней» (1958, Национальный музей «Библейское послание Марка Шагала», Ницца) — своеобразное яркое изображение сути любовных гимнов четвертой книги, входящей в раздел Ктувим Танаха, которую написал пророк Соломон. Тот планировал организовать выставку Осеннего салона в Берлине и пригласил Марка в Германию.
Выражать свою эпоху они, разумеется, будут и будут даже делать это лучше, нежели всякие картины более разумного и трезвого характера или же такие картины, которые выдают большую вышколенность. Вот почему летом 1908 молодому живописцу пришлось покинуть стены этого учебного заведения. За полотном брошена лестница, символизирующая постижение автором сакрального смысла. Бретон, Бунюэль, Рене Клер взрывают традиционалистское сознание. Полотно «Автопортрет с семью пальцами» (1912, Музей Стеделейк, Амстердам), которое было там представлено, сочетает в себе черты неопримитивизма и кубизма.
Ни одной картины, ни одной гравюры я не заканчиваю, пока не услышу ее «да» или «нет»». Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились. Почему не быть и такому искусству, почему не тешиться им. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). Кроме того, ситуация в стране становилась все более сложной.
Отвлекаясь в сторону, скажу, что в современном философском осмыслении мира "феноменология тела" стала играть одну из главенствующих ролей, декларируя, что в процессе познания непостижимого мироздания единственным инструментом является телесное взаимодействие человека с реальностью, усвоение им этой реальности с помощью присвоения, своеобразного включения в себя характеристик и видимостей реальности. В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году). Некоторые элементы кубизма можно увидеть в картине «Я и деревня» (1912, Королевский музей изящных искусств, Брюссель). Родные Марка были ему очень рады и тут же принялись обустраивать его личную жизнь. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. Так создается своего рода храм искусств. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 24 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника.
Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением. Белла в полотнах и рисунках Шагала была воплощением Музы, Невесты, Жены, Прекрасной Дамы. Он уже был знаком с состоятельными петербуржцами, являвшимися редакторами недавно закрытого либерального еврейского журнала «Восход».
Мне хочется выделить одну из картин на настоящей выставке Шагала. Он снова оказался не у дел и без средств к существованию. По личному приглашению Амбруаза Воллара, торговца картинами, который поддерживал многих одаренных художников, Шагал с семьей в 1923 г. переезжает в Париж, где в 1937 г. получает гражданство Франции. Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим».
Но не только сила любви отрывает героев картин Шагала от земного притяжения. Для выставки работ этого цикла в Ницце даже специально открыли музей. Не только главные герои, но и все элементы образа парят, слагаясь в созвездия цветных видений.
По словам Шагала, «Витебск – несчастный, скучный город». Соловьев формулирует как «веру в невидимое и одновременно желание, чтобы невидимое стало видимым, веру в дух, но только в такой, который проникает все материальное и пользуется материей, как своей оболочкой и орудием». По возвращении в Витебск Шагал, как известно, создает большую группу "документов". От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). Родился в Витебске, в "местечковой" семье. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс).
За его спиной громадная церковь Ильи Пророка и сам он кажется посланцем этого пророка. Например, «Окно на даче» (1915, Государственная Третьяковская галерея, Москва) представляет собой вид на лес, открывающийся через окно, на котором висит небрежно подобранная белая занавеска. За сорок дней и ночей художник сделал декорации и эскизы костюмов для трех мини-постановок по Шолом-Алейхему (еврейскому писателю и драматургу) и оформил зрительный зал — росписи покрывали потолок и все стены. Мрачные эмоции отразились в некоторых его работах. И вот он снова в Париже. Прежде всего он отправляется в Лувр.
С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов. Недаром художник среди бородатых мужчин, приходящих в дом изобразил и корову — это как бы дар, подарок от «волхвов».
Образ этой картины является своеобразной аллюзией на евангельский сюжет о рождении Христа. И если Белла символизировала женское начало, то по аналогии собственный облик Шагала был призван играть роль второго основополагающего начала в человеческом универсуме, мужского (янь и инь). Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить.
Им хорошо вдвоем, они наслаждаются обществом друг друга. Предложение написать их он получил еще в конце 1920-х от издателя Амбруаза Воллара. Я только напомню все эти прекрасные картины: "День рождения", "Над городом", "Прогулка", "Двойной портрет с бокалом вина" (в этой картине звучит отдаленное эхо образного строя вышеупомянутой картины Рембрандта "Автопортрет с Саскией на коленях").
Этот вестник грядущих событий все чаще стал появляться в творчестве художника. Короче говоря, они влюбились друг в друга с первого взгляда.
Импрессионизм, кубизм, все новейшие течения, которыми бредил Париж, ему были равно чужды. Между молодыми людьми вспыхнуло взаимное нежное чувство. В том же году художник с супругой был приглашен в США на открытие в нью-йоркской штаб-квартире ООН стеклянного витража под названием «Мир» (1964, нью-йоркская штаб-квартира ООН). Композиция произведения условно поделена на две части. В обстановочном, жанровом автопортрете художник включает собственное изображение в сложную композицию.
Притча – жанр удивительный. Там он проучился 2 месяца. Марк Захарович приобрел в Берлине некоторую известность, но, как только представилась возможность переехать в Париж, тут же ею воспользовался. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»).
И я понял: это моя жена. Среди них был и Казимир Малевич, который еще в 1915 на выставке в Петрограде произвел фурор, представив собственное произведение «чистой живописи» под названием «Черный квадрат» (1915, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Летом 1914 года Марк Шагал приехал из Парижа в свой Витебск — проведать родных. Фиктивная купля-продажа не живых, но и не мертвых».
Наша жизнь лишилась духовного измерения, всякого христианского ориентира и, как пишет Оливье Клеман, «сейчас в мире господствует эмпиризм видимого и субъективизм удовольствия, а также вульгаризированный психоанализ, претендующий на обладание ключом ко всем проблемам». В отличие от многих своих коллег по искусству Шагал не пытался спрятаться от неабсолютного и жестокого мира в своих сюрреалистических фантазиях. Автор как бы говорит нам: «Каким бы умным (талантливым, гениальным) я ни был, я все равно глупец». Мало того, этим наслаждаться даже полезно, это действует освежающе, это дает новые импульсы. В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»).
На полотне «Ворота кладбища» (1917, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж) под темным грозовым небом над распахнутыми воротами еврейского погоста видна вырезанная в надвратной части надпись на иврите: «Так говорит Господь Бог: вот Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву» (Книга пророка Иезекииля, 3712). У художника появились последователи. В конце 1922 он начал писать картину «Падение ангела» (Художественный музей, Базель) и вплоть до 1947 вносил в нее различные поправки и изменения.
Я как прикованный стоял перед Рембрандтом, по многу раз возвращался к Шардену, Фуке, Жерико». Шагал был общительным и хорошим рассказчиком. — я тоже. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Между тем Рерих помог своему лучшему ученику добиться освобождения от прохождения обязательной военной службы.
В начале 1907 он объявил отцу, что намерен отправиться со своим приятелем Виктором Меклером в столицу и поступить там в Училище искусств и ремесел барона фон Штиглица. Над всеми ними — дуги, поверх которых на идише написаны фамилии героев сюжета. «Меня окружали там давно ушедшие друзья. В этот период в творчестве живописца стали преобладать радостные, яркие сюжеты, словно наполненные воздухом, музыкой и счастьем. Среди автопортретов Шагала, особенно ранних, есть один-два, по которым видно, что он внимательно изучал свою незаурядную внешность и бесхитростно (насколько это возможно для Шагала) передавал ее.
Он писал: «Если мое искусство не играло никакой роли в жизни моих родных, то их жизнь и их поступки сильно повлияли на мое искусство». Шагал Марк Захарович (наст. Прелестна эта манера класть краски, то, что называется фактурой.
Откуда оно. (картина Рождение ребенка 1911 г). Иудеи всегда говорили притчами, а в начале ХХ века Марк Шагал принес их в изобразительное искусство, «смешав банальность видимого и парадоксальность неизреченного». Но когда он берется за кисти и краски, на него что-то накатывается и он делает то, что ему велит распоряжающееся им божество — так что выходит, что вина божества, если получается все одно и то же.
Как только пара вернулась в Витебск, Марка мобилизовали в армию. Если смотреть слева направо, то первое изображение — падающая зеленая корова. Равно как и Ван Гог (я говорю о них потому, что начинала с них разговор об автопортретах). Это уже своего рода мировая consecration.
Она смотрит— о, её глаза. В центре картины произошло настоящее таинство — только что родился человек. Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд (Над городом, 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). Возможно, таким образом автор хотел показать, что героиня была на волосок от смерти. Их переполняют эмоции. Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж. Иногда это парение происходит в пространстве комнаты – в картине «С днем рождения» и городская комната, наполненная массой деталей быта, обретает символический смысл, наполняется Божиим присутствием.
Не будет преувеличением сказать, что Шагал – истинный пророк ХХ века. Запрет на изображение был преодолен художниками еще до Шагала (один предков художника в XVIII в. расписал синагогу), но только Шагал стал великим мастером внутри иудейской иконоборческой традиции.
Это то, что заложено в генах, что питает творчество, что толкает развиваться дальше. На голове зеленоликого мужчины картуз, а на шее – православный крестик однако, на его указательный палец надет перстень с камнем, чьи шестиконечные лучи недвусмысленно ассоциируются со "звездой Давида". Или перед нами искупительная жертва. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Наоборот, вокруг буквально кипит жизнь.
Однако семье Шагала жить на пособие от Комиссариата просвещения становилось все тяжелее. На панно, написанном для украшения театра, в верхней правой части есть ромбовидный «черный квадрат». Но она же и бесконечно возвышенна, парадоксальна, небесна. Так, в произведении «Большое солнце» (1958, частное собрание) мастер изобразил мужчину, нежно прижимающего к себе обнаженную женщину. Заходил в «Улей» и Бакст, который с удивлением узнал, что его ученик вслед за ним перебрался в Париж. А в Европе уже назревала и, наконец, грянула гроза.
Они не только поддерживали молодого художника (разрешили ему ночевать в пустующем помещении редакции), но и в 1909 рекомендовали его в студию рисования и живописи Елены Званцевой, когда-то учившейся у Ильи Репина, а впоследствии даже оплачивали весьма дорогостоящие занятия. Между представленным профилем — своеобразным автопортретом горожанина Шагала — и животными находится сама деревня, в которой некоторые дома стоят крышами вниз, а мужчина с косой на плече разговаривает с перевернутой вверх ногами женщиной. Но идиллия продолжалась недолго. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»25.
А мои родные – самые святые из них». Почти сразу Шагал находит свой путь – обживание Неба, где он не может не встретить своих собратьев по крови и вере, учителей и отцов – библейских пророков.
Плафон он украсил горизонтальной композицией «Введение в еврейский театр» (1920, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились. Его детство предстает счастливым и почти безмятежным, несмотря на бедность родителей и все «прелести жизни» в черте оседлости. Я не хочу быть похожим на других, я хочу видеть мир по-своему. Участвовал в Осеннем салоне, который открылся 1 октября 1912 года, на котором более половины всех работ были написаны в кубистической манере.
Слово было для него «эквивалентом человеческого духа». Удивительное «пространство литографий открыто всем ветрам. Когда-то я читала в Витебске доклад "Иерусалим как архетип шагаловского Города", построенный на анализе этой работы, вот таким образом лишь вкратце скажу, что в "Автопортрете с семью пальцами" впервые появляется изображение зеленоглавой церкви как символа Витебска и это осмысление образа Витебска как Города с Храмом глубинно увязано с основополагающим архетипом еврейской культуры, архетипом древнего Города с Храмом, утраченного и обетованного Иерусалима.
Эту картину очень ценит папа Римский Франциск. Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд. Одной из своих самых важных работ мастер считал созданные им иллюстрации к Библии.
Картину можно рассматривать очень долго и каждый раз добавлять к увиденному новые детали. Однако центральной магистралью в его искусстве было то, что сопрягалось с его индивидуальным, конкретным бытием – Шагал был призван в этот мир Художником, которому дано видеть, выражать и, следовательно, дарить людям красоту Божьего мира. Сюжет живописной картины на стекле наполнен символами мира и любви.
В Париже его учителем стал Лувр. И вместе со всем этим танцует душа художника. С первых же шагов Шагала в искусстве проявилась примечательная особенность его автопортретов.
Нужен очистительный потоп, глубинная, а не поверхностная революция».
В левой части композиции художник изобразил двух евреев с зеленовато-синими лицами. Общая окраска искусства Шагала – жизнеутверждающая. Он увез свой талант, который, как он считал, весь таился в его матери. Рассматривая картины Шардена, Фуке, Рембрандта, он намечает для себя новый путь. Отъезду помешала болезнь Беллы — жена художника заразилась вирусной инфекцией. Но и счастливая любовь тоже есть в холстах этого периода.
Жизнь великого художника протекала в XX веке, наверное, самом трагическом в истории цивилизации по катастрофам разного рода, по унижению человека и попранию человеческих ценностей. Его освещает яркий луч света. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. отчество Хацкелевич) (Chagall Marc), график, художник, театральный художник иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства выходец из России. В них он еще вполне в русле современного ему искусства изыскан, чуть-чуть манерен.
Перед распятием» (1947 г. ) красная корова уже alter ego художника. Несомненно, есть что-то общее между творчеством Шагала и творчеством всяких художников — демониаков средневековья, часть которых упражнялась в украшении священнейших соборов всякой скульптурной чертовщиной, другая окружала миниатюры молитвенников самыми безрассудными и столь ехидными гримасами. В нем все летит, несется, пританцовывает – стулья, свечи, дороги, мужики и помещики». Одухотворяя земные предметы, он естественно пришел к Небу, так как «стран много, а небо едино». Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф (У времени нет берегов, 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
Серия эта огромна иллюстрации сделаны почти к каждой странице. У обнаженной роженицы на одной ноге нет чулка. Но создать настоящую семью с ней не получилось, они расстались через три года. К примеру, острый, резкий профиль художника в "Серых любовниках" совсем не совпадает с вылепленным волшебной светотенью его же автопортретным изображением в "Зеленых любовниках". В ней появляется «неслыханная простота», о которой писал Пастернак.
Тема единства мира в любви, постепенно возникающая, после войны, становится доминирующей в творчестве Шагала. Здесь талант мастера заиграл новыми гранями. Очевидно, автор специально сделал такую отсылку к создателю супрематизма Малевичу. Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917, частное собрание, Париж). Художник на время приехал в Париж и возобновил отношения с прежними друзьями. Присутствует это мистическое существо и в полотне «На двух берегах» (1943-1958 гг. ), где зеленая коровья голова молитвенно обращена к небу.
Их картины освещали мою младенческую физиономию. Благодаря знакомству с Луначарским мастер и его семья получили советские паспорта и разрешение на выезд из страны. Иисус показан как символ страданий всего человечества. Главное, что он – Влюбленный. Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург.
Картина создана по канонам неопримитивизма в сочетании с кубизмом. Вскоре художник заключил договор с издательством Амбруаза Воллара на иллюстрирование романа Николая Гоголя «Мертвые души» и в течение 19231925 создал сто семь эскизов для гравировальных досок. Вверху видны герои Ветхого Завета, они в большом недоумении и плачут. Там в это время расцветает сюрреализм.
Судя по всему, зрителю виден эскиз реальной работы Шагала «Россия, ослы и другие» (1911, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж), которая также экспонировалась в Салоне Независимых.
Художник на картине успешен и одет по последней моде того времени. После войны живопись Шагала становится более мягкой, светлой, утонченной и внутренне свободной. Так, на картине «День рождения» (1915, Государственная Третьяковская галерея, Москва) Шагал достоверно воспроизвел не только обстановку комнаты, в которой жил с Беллой, но и атмосферу светлой радости, окрылявшей влюбленных.
Однако страшные образы Советской России не покидали художника. Именно это увлечение во многом и определило в дальнейшем его выбор профессии. «А как. Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года.
Помимо этих символичных изображений на картине присутствует излюбленная художником корова (на этот раз желтая) со скрипкой, а также свеча, сияющая над крышами российских домов и покосившееся распятие.
Шагал удостоился премии Карнеги. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМарк ШагалГоды жизни: 06 июля 1887 — 28 марта 1985Страна рождения: Белоруссия (Беларусь)Сфера деятельности: ХудожникРодители Марка Шагала мечтали, чтобы сын был бухгалтером или приказчиком. Естественно, встретился и со своим постаревшим учителем. Выполненные мастером в 1965—1966 произведения «Триумф музыки» и «Источники музыки» (местонахождение неизвестно) стали настоящим украшением этого знаменитого американского оперного театра.
Следует ли толковать присутствие Христа, как луч надежды. Работы Шагала не иллюстративны. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Дело в том, что на идише слово «корова» обозначает не только удачу в любых начинаниях, оно имеет еще одно значение — глупец.
Великий голландец оставил около 100 автопортретов и писал он себя с юных лет до глубокой старости (впрочем, определение "глубокая" исходит от характера его самого последнего автопортрета, где изображен истрепанный жизнью человек с жуткой насмешливой улыбкой-ухмылкой – на самом деле по нынешним меркам он был не таким уж древним старцем, ему было всего шестьдесят с небольшим). Его живопись становится свободной и светоносной. Таковы и иллюстрации Шагала к Библии. В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида.
Но одно, во всяком случае, остается бесспорным. Он рано понимает, что будет писать не так, как все. Ее описывают как любого еврейского путешественника или даже как пророка Илью. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»27. Вот оно на картине «На берегах Сены» 1953 года, где юная женщина с младенцем позирует художнику, а над мостами Сены витает зеленая коровка с русалочьим хвостом.
У каждого художника есть свой «первофеномен». Все события, происходившие вокруг художника, непременно отражались в его творчестве. Шагал привез в Берлин более сорока своих работ, созданных в Париже. Христос говорил притчами. Бог вывел его, как когда-то евреев из Египетского рабства. Образ «Введения» не только символичен, но и наполнен самоиронией.
Но это действительно один или два автопортрета.
На левой руке художника семь пальцев. Мир вообще понимается Шагалом как божественное Слово и как текст. В начале 1910-х Шагал готовился к выставке в Салоне Независимых. Пара изображена на возвышении, дома остались внизу.
Что такое «Мертвые души». Великому художнику удалось воплотить в своем живописном и графическом творчестве этот Божественный замысел. Так в 1923 мастер с семьей оказался в Париже. Так он писал о Белле, ставшей его женой. «Словно он переводит Гоголя на язык своего искусства.
На первом плане также присутствует «святое семейство», а у входа «в пещеру» под «Вифлеемской звездой» стоят «волхвы», «дары приносящие». В Париже Шагал заново для себя открывает живопись. В 1910 голу Шагал уезжает в Париж.
Новая любовь привнесла в творчество Шагала ощущение радости и воодушевления. Именно к нему направляется повитуха, несущая малыша в тазу.
На бледном лице сияют глаза. Общество и критики очень высоко оценили представленные работы.
Произведение наполнено счастьем и ангел здесь играет не последнюю роль. Вот она над «Невестой с синим лицом» (1932-1960 гг. ), картиной, полной воспоминаний (тут и скрипач и скоморох и витебские домики)., бабушки художника со стороны отца), которые к тому времени жили в местечке Лиозно в 40км от Витебска21. Зелинский считает, что «произведение искусства, вышедшее из рук человека исполняется, когда ему удается уловить собою малый след присутствия Божия, оставленного повсюду и приносимого в каждой вещи». Но тогда благодаря связям Гинцбурга Марк не остался в одиночестве.
Успех балета «Алеко», созданного по мотивам поэмы классика русской литературы Александра Пушкина «Цыганы» на музыку великого русского композитора в постановке выходцев из России имел на Американском континенте грандиозный успех. Марк Захарович Шагал – один из самых фантасмагорических лиричных живописцев XX века. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник». Как всякий еврей, воспитанный на Торе и Талмуде, он шел в своем искусстве от слова.
Центральное место на полотне занимает ярко-красный падающий ангел с женской грудью. Тешимся же мы рисунками детей или любителей, наслаждаемся же мы часто беспомощными изделиями народного творчества — всем тем, в чем действует непосредственный инстинкт и в чем отсутствует регулирующее сознание. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала.
На эту скромную сумму молодой человек мог либо снимать в рабочем общежитии полкомнаты, либо покупать себе еду. На фоне сочетания русско-еврейской культуры написан настоящий французский франт. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы.
Любовь земная и небесная для него несколько десятилетий отождествлялась с реальным обликом Беллы, контаминирующем в себе многие черты, существенные для русского Серебряного века с его культом Вечной женственности. Интерпретация сюжетов и нахождение ответов всегда остается приоритетом зрителя.
Однако это не значит, что кроме роженицы и повитухи, художник никого не изобразил. Правда, школа Бакста для юного Шагала, не имевшего представления о том, что такое Париж, олицетворяла Европу.
Приехав туда, он вновь начал посещать студию Званцевой и удивил Бакста своими неожиданно интересными и удачными этюдами, созданными в Витебске. Пока Шагал ездил в командировки, Малевич устроил в народной школе «переворот» и, сместив директора, провозгласил образовательное учреждение «Супрематическим институтом». Он был молод, полон всяких задумок, а потому портрет и остался недописанным.
А Шагал обращается к книге о России. Еще до отъезда в Париж Шагал пишет "Автопортрет с кистями". Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище. Геометрия не вытесняет из его картин живых персонажей. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке.
На телеге лежит корова и сидит сам хозяин, а сзади следует его жена с ягненком на плечах. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза».
Шагал сумел преодолеть, "снять" скорбь и горечь человеческого существования другим образом, другим способом. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). Так, в картине "Я и деревня" энергичному человеческому профилю противопоставлена загадочная кроткая морда коровы. Первая ничего ему не дала, вторая дал понять, что он должен забыть все, чему его учили раньше, хотя искусство Бакста было чуждо ему, как и все течение «Мира искусства», где царили стилизация, эстетизм, светскость и некоторая манерность. Но искусство Шагала с самого начала неповторимо самобытно. Серебряный век лишил слово и понятие "маска" однозначной негативности.
Все это, очевидно, олицетворяет творческие замыслы режиссера и художника. В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья». Она – олицетворение земной и небесной любви – «Песнь песней», дарованная мастеру. Символисты в маске увидели иное.
Шагал, видевший российскую революции воочию, поначалу разделял ее идеи «свободы, равенства и братства», но затем осознал всю чудовищность последовавших террора и насилия. Эти персонажи взяты художником не "с натуры", а из собственного духовного мира. Произведение «Желтое распятие» (1943, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж) по своей интонации очень близко к «Падению ангела». Но здесь жила Белла.
Разлетаются небесные тела, комья грязи, живые и мертвые. В этом же году Шагал начал создавать эскизы декораций, костюмов и занавеса для балета «Жар-Птица» на музыку Игоря Стравинского. К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание. Именно слово давало ему «свободу обращения с пространством и временем».
.