И тогда Гойя предложил дописать его. Паломничество к св. Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная.
В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида. Некоторые из них посвящены библейским или мифологическим сюжетам, но в основном «Чёрные картины» это мрачные порождения фантазии художника. Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок). Одни из самых известных его работ этого периода – портрет графа Флоридобланка (1783), портрет маркизы де Понтес (1786).
Однако в массе своей это трагические порождения фантазии художника. Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу.
По сухой неровной земле бредет толпа людей, тесно прижавшихся друг к другу. У нее родилась дочь от Гойи, которую назвали Росарита. С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон. Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815). Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет».
Портрет понравился и был благосклонно принят. После смерти Гойи так стали называть и его дом, который, к сожалению, не сохранился.
Обе работы изображают один из любимейших праздников жителей Мадрида. Композиция первой картины завязана в один упругий узел. До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет. Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи. Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя. Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом.
Вторая картина пользуется мировой известностью. Художник борется с болезнью, однако глухота всё больше и больше овладевает им. 19 марта 1823 года умер кардинал Луис Бурбон, младший брат короля Карла III, покровительствовавший Гойе семья другого его покровителя и свата, коммерсанта Мартина Мигеля де Гойкоэчеа (сын Гойи Хавьер был женат на дочери Гойкоэчеа Гумерсинде), была скомпрометирована. В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно. Эти «дочери ночи», возглавляемые Атропой, безжалостной богиней смерти, держащей ножницы, чтобы перерезать нити жизни другие две: Клото со своей прялкой (которую Гойя изобразил в виде куклы или новорождённого ребёнка, являющаяся скорее всего аллегорией жизни) и Лахесис, смотрящая через некий объектив или зеркало времени, тем самым отмеряя длину волокна или нити жизни.
Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя. Осталось последнее мгновение перед залпом.
Во время выздоровления в 1792 Гойя начал работать над своей первой большой серией офортов Капричос (закончена к 1799) – сатирой на политические, социальные и религиозные порядки. В картине «Юдифь и Олоферн» царит энергия земного деяния, схваченного в его мгновенности. Девочка получила фамилию Вейс, хотя многие полагают, что она была дочерью Гойи: во всяком случае, Гойя до конца своих дней относился к ней как к дочери, много занимался с ней живописью и рисунком (Росарио стала художницей, после смерти Гойи она даже была приближена ко двору и давала уроки рисунка королеве Изабелле II).
Под давлением инквизиции художник был вынужден изменить первоначальный вариант картины и заменить надпись на хоругви mortus (умер) на гримасу маски. Кроме того, «Дом глухого», в то время, когда в нём жил Гойя имел только один этаж, а второй был построен после его отъезда во Францию. В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст. В 1792 году Гойя отправляется в Кадис, навестить своего друга Себастьяна Мартинеса (тогда же Гойя пишет его портрет), где тяжело заболевает. Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи.
Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови. Франсиско де Гойя снова начал работать и создавать шедевры, которые впоследствии будут называться «Черные Картины». Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба. Никто и никогда не изображал так убедительно и достоверно жестокость, суеверия и безумие. Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ». Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают.
Один из них, писатель и драматург Леандро де Моратин, писал тогда своему корреспонденту Мелону, что в Бордо приехал Гойя, «глухой, старый, неуклюжий и слабый, ни слова не говорящий по-французски, без слуги (а уж он-то нуждается в слуге больше, чем кто бы то ни было) и такой довольный и такой ненасытный в своем стремлении познать мир». 1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере. Его хитростью завлекли во Францию. «Шабаш ведьм», несмотря на своё гнетущее и тревожное настроение, произведение, скорее всего, сатирическое, в котором Гойя высмеивает человеческую глупость, необразованность и отсутствие рационального мышления. Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал. 30 марта 1746 года в арагонской провинции, в небольшой деревушке Фуендетодос, на свет появился Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес.
Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского. В 1774 году Гойа создаёт целую серию работ с зарисовками эпизодов жизни простых людей. В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида. Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны. В 1771 году художник получает вторую премию Академии в Парме за картину о Ганнибале. Примерно в этот же период Гойей создаются две знаменитые картины – «Маха обнажённая» и «Маха одетая» изображающие испанскую горожанку в похожей для обоих картин позе – разница между картинами лишь во времени написания и в том, что на первой модель полностью обнажена, на второй – одета.
Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей. 1797) и «Маха одетая» (ок. На нем зритель видит парящих в небе мужчину и женщину, застывших с маской страха на лицах. Ведьмы присутствовали в качестве главных персонажей на его знаменитых гравюрах «Капричос».
У Гойи не было любимого жанра. «Собака» написана в более светлых тонах, нежели другие «Мрачные полотна», однако всё равно несёт в себе грусть и безысходность – на картине изображена голова собаки, которая тонет или в волнах моря или в грудах песка – точный сюжет картины необъясним, она, возможно, вообще не была окончена, можно только строить догадки. Фантастический образ истолковывался по-разному. Тогда же он возвращается в Сарагосу и начинается его профессиональный творческий путь.
Именно этот домик и станет впоследствии известным на весь мир «Домом Глухого». Их лица искажены страхом, жесты выражают тревогу.
Посредине изображен нагишом молодой крепкий мужчина бешено жестикулируя, настаивая и угрожая, он спорит с невидимым противником. Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку. Позже Гойя получает и другие заказы на эскизы шпалер для королевской семьи. Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами.
Неизвестно, что именно побудило Гойю расписывать стены своего дома именно этими сюжетами. Две фигуры, мужская и женская, застыли в воздухе. Красным тревожным цветом на полотне выделяется кровь. Авторы этой теории исходят из того, что современники Гойи не знали о существовании «тёмных картин» и никогда их не видели, а первое упоминание о фресках появилось в печати спустя 40 лет после смерти художника. Однако, когда в 1826 году он совершает поездку в Мадрид, его «как патриарха: «Он слишком знаменит, чтобы ему вредить и слишком стар, чтобы его бояться».
Художник написал образ своей современницы, которая полна чувственной притягательности и в то же время «закрыта» от посторонних глаз. После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос». Полицейские ведут проституток (Бедняжки). Франсиско стал младшим сыном в семье мастера-позолотчика, довольно известного и почитаемого и дочери обедневшего идальго. Тем было освещено великое множество.
Штрихи его иглы острые, царапающие. Привлекательность этого эскиза для гобелена, предназначенного для отделки кабинета во дворце Эскориал, проявляется в ярких красках, в непринужденности движений персонажей. Академия Сан Фернандо, Мадрид Гойя представляет народный карнавал демоническим праздником. Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней. В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля.
Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями. После ее смерти создает «Маху на балконе» (около 1816, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Здесь он получает большой заказ на картины для шпалер и работал над ними до 1791 года, выполнив 43 заказа. От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв.
Картина родилась в период с 1797 по 1798 гг. Как выяснилось 50 лет спустя, там он расписывал стены своего дома: сначала написал несколько обширных пейзажей, а затем, предположительно, весной или летом 1823 года поверх старых фресок отштукатурил стены и написал на них маслом 14 или 15 картин, которые позднее стали называть «черной живописью» (pinturas negras) за их мрачный колорит и сюжеты, напоминающие ночные кошмары. В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени. Эта серия – вершина реалистической графики Гойи. В 1746 году в семье мастера-позолотчика и дочери обедневшего дворянина родился сын. Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей. У Гойи начинается депрессия.
Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда. Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия.
Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь. Художник поселился там со своей «экономкой», а фактически подругой и спутницей жизни последних лет, Леокадией Соррильей Вейс. В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона. Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой и не подтвержденной.
На протяжении полувека росписи «Дома Глухого» были неизвестны общественности, за исключением нескольких друзей художника и специалистов. Ему одинаково хорошо удавались лица напыщенных вельмож и заманчивые черты женских тел. Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами. В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур. В последующие три года Гойя расписывает стены своего дома в технике «а секко» по вторично увлажнённой штукатурке.
К последним годам 18 века Гойя заканчивает удивительную серию офортов, объединённых названием «Капричос», которое на русский можно перевести как «фантазии», «причуды». Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). В стране шла гражданская война, которая закончилась восстановлением совершенной монархии.
В «Капричос» появляются мотивы, которые затем усиливаются в творчестве Гойи, в особенности в его «Мрачных картинах» – мистика, фантасмагория, карикатурные изображения людей и изображения демонических существ. В центре он поставил королеву с детьми. Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры. Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо.
Так, Гойя уехал доживать век в Бордо, а «Маха» спустя полвека стала достоянием общественности в музее. К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо. Жить ей осталось недолго. В этот же период он снова серьёзно заболевает. Проанализируем некоторые из работ.
Три года этой войны как раз приходятся на период написания «Мрачных полотен». Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок. В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году. Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака.
1802, Прадо). Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи. Некоторые из них были написаны на религиозные, другие на мифологические сюжеты, как, например, «Сатурн, пожирающий своего сына». Картины с описанием будут представлены ниже.
С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. Гойя продолжает создавать портреты представителей испанской аристократии и буржуазии, например портрет Исобель Порсель (1804-1805), портрет Феликса де Азара (1805), портрет маркизы Санта-Круз (1805) и др. Пьяная, горланящая песни толпа простолюдинов явно не охвачена религиозным чувством. Целый ряд листов посвящен современным нравам.
Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823). Когда мастеру было 46, он внезапно заболел. Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию. В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де». Ей никогда не выбраться.
В 1773 году Гойя берёт в жёну Хосету Байеу, сестру влиятельного придворного живописца Франсиско Байеу, этот брак так же сыграл свою роль в утверждении Гойи в художественной среде того времени. Его сын женился на дочери богатого купца и стал жить отдельно.
Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага. Пожилой и страдающий от заболевания художник удалился от королевского двора (а на тот момент он являлся придворным художником Фердинанда VII) и поселился в небольшом загородном домике в окрестностях Мадрида. Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах.
Байеу был тогда официальным придворным художником короля Карла IV и королевы Марии Луизы. По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса.
Так он вызвал ненависть Жозефа. Стоит отметить, что заказ на эту серию работ Франсиско получил от самого короля Карла III. Однако с уверенностью можно сказать, что в «Чёрных картинах» Гойя, возможно спонтанно и непреднамеренно, в виде пугающих загадочных образов выразил то, что его мучило и беспокоило: гражданскую войну, крах испанской революции, отношения с Леокадией Вайс, собственное неизбежное старение и приближающуюся смерть.
Гойя и прежде обращался к теме колдовства и сатанизма. Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы. Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни.
Художник приобретает двухэтажную усадьбу на берегу реки Мансанарес в окрестностях Мадрида. В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид). Текучая и плавная живопись пластична и безупречна.
Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти. Но известно то, что картины создавались в не самый лучший период жизни художника. Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни. его настигает болезнь, в результате которой теряет слух. В эти чрезвычайно тяжёлые для Гойя годы, он жил в одиночестве в загородном доме «Кинта дель Сордо» (то есть «Дом Глухого»), стены которого расписал маслом (1820 – 1823, росписи находятся сейчас в Прадо).
Сын Гойи Хавьер в 1823 году был членом революционной милиции. В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств. Он начинает ухаживать за ней.
В 1766 году Гойя попадает в Мадрид. Каждый безумствует по-своему. Доподлинно известно, что «Мрачные картины» были написаны поверху более ранних изображений, которыми Гойя воспользовался как основой. Кстати, махи часто появлялись на картинах Гойи, например, полотно «Махи на балконе» было написано в 1805-1812 годах. Контраст этих «Мрачных полотен» с его придворной живописью разительный – один и тот же человек создавал реалистические портреты, выполненные в светлых тонах, красочные, парадные, писал замечательные пейзажи и картины на исторические темы и в то же время создавал работы, погружающие зрителя в удивительный, фантасмагорический мир, мир ночи и тёмной магии, мир, непохожий на реальный, мир, который создавало воображение художника.
В начале своей художественной карьеры (1780) был избран в Академию художеств в Мадриде, а в 1786 был назначен придворным художником и оказался первым живописцем короля. Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет. В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид. Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида. Навсегда остаются в памяти большие полотна в Прадо, которые составляют исторический диптих и изображают Восстание на Пуэрта дель Соль 2 мая 1808 года и Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая. Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование. По другим мнениям, Сатурн – это французская кровавая революция или даже Наполеон.
Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника. Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств.
Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза. Справа от двери на длинном застенке Гойя нанес загадочные фрески «Асмодея» и «Прогулка инквизиции». Паломничество к св. Это заняло несколько лет.
Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала. Вот таким образом данное самим Гойей странное название поместью – «Дом Глухого» – «Кинто дель Сордо» – совсем не случайно. Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком.
Исидора, которую он написал за сорок пять лет до создания «чёрных картин». Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой.
Франсиско Байеу был шурином Гойи. В них он нанес удар академической школе. Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого».
В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»). Основными героями этих картин стали «махи» — красивые и легкомысленные девушки из народа и «махо» — молодые люди-кавалеры.
В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе). Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно. Итак, остановимся на определённом моменте биографии Гойи – 1819 год. В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало.
Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны. Это 14 картин. Гойя – художник с непростой судьбой и самобытным талантом – изучается и постигается многими до си пор, ему посвящаются художественные книги и фильмы, научные исследования, однако необыкновенное, «магическое» мировосприятие Гойи, отражённое в его творчестве, всё ещё остаётся неразгаданной загадкой. Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя – самые известные картины, не считая, конечно, «черных». Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина).
Под ее одеждой скрыт нож. В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью. Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр. Среди этих картин был автопортрет Байеу. Гойя Франсиско Хосе де, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) испанский художник, гравёр, рисовальщик.
Его любили женщины и он имел постоянную любовницу. Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома. Сложности интерпретации не умаляют красоты произведения, в котором художник использовал вкрапления красного, синего и серебристого. В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы. Оно не принадлежит строго к портретному жанру.
Эти произведения не имели аналогов в тогдашней живописи. Он писал ее портреты много раз два самых знаменитых из них – «Маха обнажённая» (ок. Стиль и характер полотен этого художника резко поменялся после Великой французской революции в начале 1790-х, к тому же состояние художника очень ухудшилось и в результате перенесённой болезни Франсиско потерял слух. Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу. В тот период Гойя перенёс тяжёлую болезнь и страдал глухотой, которая мешал полноценно жить художнику – и вот таким образом его дом получил название «Кинто дель Сордо», что переводится с испанского как «Дом Глухого». Искусствоведы теряются в догадках, называя «Асмодею» труднообъяснимым произведением.
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – великий испанский художник, представитель романтизма. Оказывается в Риме, где знакомится с живописью итальянских мастеров. Под ними видны французские войска и повозки. В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия.
Падающее вперед движение Юдифи, ее резко высветленное лицо, плечо, рука с мечом -все это также выпирает из пространственного поля росписи, как колени, руки и голова Сатурна. Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы. После 1794 Гойя создает ряд портретов с натуры. В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы. В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника.
Мужчина протянул руку к огромной скале, на которой расположен город с крепостными стенами. Но в 1792-93 гг. Гойе удаётся выздороветь и он возвращается в Мадрид, где продолжает работать. В итоге Гойя умирает в своей квартире в Бордо 16 апреля 1828 года в возрасте 82 лет. В 1798 году он написал картину, которая носила такое же название, что и фреска в «Доме глухого». Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет. И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру.
Расположение «чёрных картин» на стенах «Дома глухого» художник подчинил определённому плану, объединив своё творение в единый комплекс, который можно разделить на две части: нижнюю и верхнюю. Его картина была отвергнута и он отправился в Италию. Там Гойя жил последние годы, периодически продлевая отпуск по болезни. Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах.
Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе. Пытаясь справиться с внутренним хаосом и тоской, Гойя на стенах комнат своего дома пишет масляными красками пятнадцать картин, которые впоследствии назвали «чёрными» за тревожное настроение и преобладание в палитре тёмных тонов. Герцогиня Альба скончалась в 1802 году. Но в творчестве Гойи есть одна особенность, которую не встретишь у других художников. К «черным картинам» мы еще вернемся. Он считал, что художник сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе.
Картины Гойя рисовал для себя. Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику. В 1796 году муж герцогини скончался, она едет оплакивать эту потерю в свое поместье в Андалусию и берёт Гойю с собой.
Надо сказать, что эта фреска имеет ещё один, политический подтекст. Гойя остался совсем один.
Сегодня на его месте находится станция метро, которая носит имя художника – «Гойя». С самого начала Гойя решил написать портрет-картину. «Паломничество к Сан-Исидро» перекликается с более ранней работой Гойи, написанной в 1788 году – «Народное гулянье в день святого Исидора». Чтобы этого не случилось, бог пожирал их. Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы. В феврале 1819 года 72-летний художник купил за 60 тысяч реалов сельский дом и 22 акра земли в пригороде Мадрида, за мостом, ведущим в Сеговию, со стороны луга Сан-Исидро (сегодня это почти центр города) и жил отшельником, никого не принимая. Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти.
Вот таким образом, чтобы «прочитать» росписи Кинта дель Сордо, понять их скрытый смысл надо исходить не только из того, что изображено на фресках, но и принять во внимание их пространственные отношения друг с другом. «Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году. Художник широко использует контрасты света и тени.
Но тем не менее совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности. Женщина смотрит в противоположную сторону. Гойя был напуган. В то время Гойя приобрёл широкую известность как очень умелый портретист.
Исидору мрачная карикатура Гойи на быт и нравы Испании начала 19 века. Но протокол допроса не сохранился. В 1771 году, получив вторую премию пармской Академии художеств за картину на тему из античной истории, возвращается в Сарагосу, где работает над фресками в традициях позднего итальянского барокко (боковой неф церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771 – 1772). Но в картине очень много воздуха и света.
В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков. Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году. Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом.
Сюжет картины «Атропос» – интерпретация образов древнегреческих богинь судьбы – Мойр или судьбы как таковой у Гомера, Гесиода, Вергилия и других античных авторов. Одна из самых загадочных сторон этого мира – «Мрачные картины» (иногда название серии дословно переводится как «Чёрные картины»), которые были написаны Гойей в 1820-1823 годах. После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля. Загадки, связанные с «чёрными картинами», не ограничиваются их таинственным содержанием.
Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей. Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей. Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов. У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается. Это очень известные картины живописца. Следовательно, авторство Гойи нельзя считать бесспорным.
Родился 1746 в Фуэндетодос, что близ Сарагосы. Через несколько лет, замешанный в драке, он вынужден бежать из Сарагосы. Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником.
С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта. Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя. Он писал пейзажи и натюрморты. В честь Гойи назван кратер на Меркурии.
Маха из простонародья – женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя. Несмотря на высочайшую технику собственно рисования, портрет королевской семьи выглядел весьма нелестно — один из современников Гойи, художественный критик, назвал людей изображенных на полотне «семейством булочника, выигравшего в лотерею». В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности.
Вскоре он сближается с семейством герцогов Альба, в 1795 году Гойя пишет портреты герцога и герцогини (герцогиня на долгое время становится его музой, позже он напишет ещё несколько её портретов). Серия завершается образами беспредельного пессимизма. Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид. Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик. Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом. Гойя сумел показать самые крайние и отталкивающие свойства человеческой натуры с максимальным реализмом и честностью. Наиболее яркоэта особенность его художественной натуры проявилась в, так называемых, Чёрных картинах, – комплексе фресок, которыми Гойя покрыл стены своего дома, расположенного в предместье Мадрида. Кинта дель Сордо (Дом Глухого)В 1819 году Гойя переезжает из Мадрида в загородный дом с поместьем известный как Кинта дель Сордо (Дом Глухого).
Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии. В 1808 году Испания была оккупирована Наполеоном. Сзади за королем брат короля инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него. Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами).
Леокадия уговаривала его эмигрировать, но бегство грозило конфискацией имущества. Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами. Только что спрыгнувшая с ложа Олоферна (чуть видного справа), не прибрав еще своей растрепанной, смятой любовными ласками одежды, героиня взметнула меч над головой заснувшего ассирийского военачальника и сейчас отрубит ее (здесь возникает первое зрительно-смысловое соответствие ее и Сатурна- тот начал пожирать свою жертву с головы).
«Прогулка инквизиции» считается незавершенной фреской в силу нарушенной композиции, смещенной вправо. Оно разрушает традицию парадных официальных изображений. Он не видит в окружающем мире ничего радостного и светлого. Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов. Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному).
Чудо перенесено художником в обстановку современной ему жизни, происходит на фоне вольной кастильской природы, под открытым небом, в присутствии разноголосой толпы. И, если в 1788 эту сцену художник представил как красочный и жизнерадостный национальный праздник, полный беззаботного веселья, то в позднем варианте из «Дома Глухого» господствуют тона черного и царит тревожное ощущение надвигающейся неотвратимой беды. Затем Гойя совершает путешествие по Италии, по возвращению из которого получает свой первый серьёзный крупный заказ – капитул церкви Нуэстра-Сеньора-Дель-Пилар в 1771 году поручает ему роспись купола одной из капелл базилики.
«Сатурн, пожирающий своих детей» – действительно жуткое произведение, при взгляде на которое у человека пробуждается есть не страх, то в любом случае неприязнь и тревожность. Эти события не могли не отразится в творчестве Гойи, внимательного и чуткого, беспокоящегося о переменах в жизни своей страны, замечающего людские пороки и слабости и изобличающего их, как он делал это в серии «Капричос». Темы он брал как мифологические, так и религиозные. Гойя жил в Доме глухого отшельником, никого не принимал, так как боялся обвинений со стороны инквизиции не только в либеральных воззрениях, но и в аморальном поведении. Предположительно, это было отравление свинцом (сатурнизм), но некоторые исследователи склоняются к версии тяжелого инсульта., вот таким образом местные жители называли его жилище «quinta del sordo» – «дом глухого». Художник работал быстро используя широкие мазки, мастихин, губки.
Той самой церкви, стены и потолок которой когда-то расписал художник.