соч., 5 изд., т. 29, с. 255). Пифиада была не единственной женщиной Аристотеля.
Тиран уважительно относился к философу и был слушателем его лекций. realis — вещественный, действительный): 1) В философии — идеалистическое философское направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая Схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философский рекализм 20 в. ). 2) В литературе и искусстве — правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. Образцы целесообразности в природе он видел в таких фактах, как развитие органических структур из семени, различные проявления целесообразно действующего инстинктаИнстинкт (от латинского instinctus — побуждение) — совокупность сложных врожденных реакций (актов поведения) организма, возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражения сложный безусловный рефлекс (пищевой, оборонительный, половой и др. ). Но возможно, что разумная душа может существовать и отделившись от тела. Он приписывал наличие первой души растениям, первой и второй— животным и всех трёх— человеку. 38 Аристотель, в отличие от прочих ранних философов и вслед за египтянами полагал, что место рациональной души в сердце, а не в мозге. 39 Интересно, что Аристотель одним из первых разделил чувство и мысль. 40 Теофраст, последователь Аристотеля из Лицея, написал серию книг «История растений», которая является важнейшим вкладом античной науки в ботанику, он оставался непревзойденным вплоть до Средних Веков. Согласно Диогену Лаэрцию, Аристотель страдал дефектами речи, был «коротконогий, с маленькими глазами, носил нарядную одежду и подстриженную бороду»44.
Основные функции денег: средство обращения, мера стоимости и средство сбережения. Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма — соседская (территориальная, сельская) община сочетает индивидуальное и общинное владение, характерна для докапиталистического общества. Изображает преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных, но, в отличие от трагедии, не безысходных отношениях с обществом или с собой («Бесприданница» Александра Островского, «На дне» Максима Горького). Крайнюю сферу – сферу звезд – двигает перводвигатель, от нее движение передается более низким сферам – вплоть до Земли, где из-за несовершенства элементов подлунного мира правильное круговое движение распадается на множество неправильных (схема 26). внутренней природы товара и обмена. В основном отменено на протяжении 19 веке.
Эти фрагменты были собраны и изданы в 1838 году немецким ботаником Х. Виммером. Из сочинений Аристотеля до нас не дошли написанные в общедоступной форме (экзотерические), например, «Диалоги», хотя принятое древними различие между экзотерическими и эзотерическими сочинениями не было так строго проведено самим Аристотелем и во всяком случае не означало различия по содержанию. По-видимому, с этого начался его интерес к биологии. Нравственные или этические, добродетели (добродетели характера) рождаются из привычек-нравов: человек действует, приобретает опыт и на основе этого формируются черты его характера. В 335/334 году Аристотель приостанавливает воспитание Александра, в связи с тем что отец последнего был убит и молодому царевичу пришлось взять власть в свои руки.
Материя есть лишь чистая возможность (потенция) возникновения вещей, она же – источник случайности, множественности, возникновения и уничтожения вещей. Инстинкты человека контролируются его сознанием. В эпоху раннего Средневековья она была почти неизвестна в Европе, но в IX–XII вв. Отсюда главной задачей государства является воспитание добродетельных граждан. в Афинах началось антимакедонское восстание. дон. э. ) Аристотель вместе с Ксенократом, Эрастом и Кориском (последних двух Платон упоминает в VI письме и рекомендует им помириться с тираном Гермием, правителем Атарнеи и Ассоса, откуда они были родом) отправляется в Ассос, прибрежный город Малой Азии, расположенный напротив о. Лесбоса.
категорического силлогизма, осуществленное Аристотелем в «Аналитике», стало наряду с учением о доказательстве центральной частью его логического учения. Этическая добродетель, под которой он понимал разумное регулирование своей деятельности, ученый определял как середину между двумя крайностями (метриопатия). Отстаивая это теоретико-познавательное основное положение, «Аристотель вплотную подходит к материализму». Дошедшие до нас сочинения Аристотеля далеко не одинаковы по своим литературным достоинствам: в одном и том же сочинении одни разделы производят впечатление основательно обработанных и подготовленных для обнародования текстов, другие— более или менее подробных набросков.
Карл Маркс писал: «Гений Аристотеля обнаруживается именно в том, что в выражении стоимости товаров он открывает отношение равенства» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 70). За время пребывания в Ассосе Аристотель сблизился с Гермием. «Афинская полития»Аристотель. Вот таким образом героический эпос часто называют народным эпосом. Ранняя древнегреческая натурфилософия досократовского периода (милетская школа и др. ) явилась по существу первой исторической формой философии вообще. Любая возникшая вещь обретает существование (становится действительностью) только в результате соединения материи и формы, привнесения формы в материю. Один и тот же предмет чувственного мира может рассматриваться и как «материя» и как «форма».
2) Один из ведущих жанров драматургии начиная с эпохи Просвещения (Д. Бытие и материяАристотель. Все живое и только оно обладает душой. В I веке дон. э. греч.
Различаются три вида душ: растительная, осуществляющая функции питания, роста и умирания животная осуществляющая функции ощущения, удовольствия и неудовольствия, а также функцию движения разумная осуществляющая интеллектуальные функции рассуждения и размышления. Высшая цель государства (полиса), как и отдельного человека, состоит в «счастливой и прекрасной жизни». Стихийно выделились на определенном историческом этапе. Но от них необходимо отличать первоматерию и первоформу.
71200 км). (очищения человеческого духа), как цели театральной трагедии, предложил общие принципы построения художественного произведения. Тогда как в физике и химии подобный подход был признан нефункциональным, в зоологии и этологии труды Аристотеля «представляют реальный интерес». 35 Им были сделаны многочисленные описания природы, особенно мест обитания и свойств различных растений и животных, которых он вносил в свой каталог. Некоторые из этих сочинений не были выпущены им самим при жизни, а многие другие подложно ему приписаны впоследствии.
Дидро, Г. Э. Лессинг). Принадлежность Стагиры к Македонии мы встречаем у Стефана Византийского в его «Этнике», где он пишет: «, »9 то есть «Стагира город Македонский». Эти методы, связанные между собой преемственностью, обладают своими характерными особенностями. Различаются несколько видов движения, т. е.
Основной принцип силлогизма выражает связь между родом, видом и единичной вещью. Аристотель охватил почти все доступные для его времени отрасли знания. Политика.
2) В психоанализе Зигмунда Фрейда — один из методов психотерапии. Наконец, есть и такие, которые заставляют предполагать, что они были только заметками учителя для предстоящих лекций, а некоторые места, как, возможно, его «Эвдемова этика», по-видимому, обязаны своим происхождением запискам слушателей или, по крайней мере, переработаны по этим запискам. Бог обладает только разумной душой. Но исторической необходимости денег Аристотель не понимал и считал, что деньги стали «всеобщим средством обмена» в результате соглашения. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания — психологией и нейрофизиологией. и ученый признавал материю одной из первых причин и считал её некоторой сущностью, он видел в ней только пассивное начало (возможность стать чем-либо), всю же активность приписывал остальным трём причинам, причём сути бытия — форме — приписал вечность и неизменность, а источником всякого движения считал неподвижное, но движущее начало — бога.
После смерти Платона (347г. Известно, что Аристотель изучил и описал более 150 форм правления, бытовавших в то время. Литературная драма, реализуемая актером и режиссером, должна обладать сценичностью. активно развивалась в мусульманской и еврейской философии, а с XIII в. (в виде томизма) стала доминирующей в Европе. Бог по его мнениюМнение — суждение, выражающее оценку чего-либо, отношение к кому или чему-либо, взгляд на что-либо — «перводвигатель» мира, высшая цель всех развивающихся по собственным законам форм и образований. Легло в основу рабовладельческого строя. Бог обладает только разумной душой.
В истории философии – то же, что разум, дух славянский перевод древнегреческого философского понятия Нус (латинское – интеллект). чаще материализму» (Полн.
Вся реальность оказывалась, таким образом, последовательностью переходов от «материи» к «форме» и от «формы» к «материи». Душа, по Аристотелю, связана, с одной стороны, с материей, а с другой – с Богом. В докапиталистических формациях роль денег выполняли различные товары (шкуры зверей, зерно, скот), постепенно она перешла к благородным металлам (золоту, серебру), наилучшим образом отвечающим требованиям денежного товара. Противопоставление экономии и хрематистики привело Аристотеля к анализуАнализ — расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы анализ неразрывно связан с синтезом (соединением элементов в единое целое). – С. 67 – 69. Аристотель. Будучи выразителем полисной идеологииИдеология (от идея и logos — слово, учение) — система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности.
Мать Фестида происходила из Халкиды Эвбейской (именно туда Аристотель отправится во время своего изгнания из Афин, вероятнее всего у него там оставались родственные связи). делают сравнимыми различные товары. — явление естественное и всегда должно быть основой производства. Медь есть «материя» по отношению к шару («форме»), который из меди отливается. – Т. 1.
Понятие катарсиса имело многочисленные толкования. Ощущения Аристотель считал надёжными, достоверными свидетельствами о вещах, но оговариваясь добавлял, что сами по себе ощущения обуславливают лишь первую и самую низшую ступень познания, а на высшую ступень человек поднимается благодаря обобщению в мышлении общественной практики. Текст драмы ориентирован на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение) и на звучание он согласуется также с возможностями сценического времени, пространства и театральной техники (с построением мизансцен).
Исторически сложившиеся основные разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика. Хорошими он считал формы, при которых исключена возможность корыстного использования властиВласть — в общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и др. ) политическое господство, система государственных органов., а сама власть служит всему обществуОбщество в широком смысле — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей в узком смысле — исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений (например, общество, противопоставленное государству, у Гегеля). Государство является естественным образованием (подобным живому организму), человек – это политическое животное. Аристотель вслед за Евдоксом учил, что Земля, являющаяся центром Вселенной, шарообразна.
Великий ученый сделал первую в истории педагогикиПедагог (от греческого paidagogos — воспитатель) — лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического училища, среднего специального учебного заведения, воспитатель детского сада и т. д. ). Какие выводы делает Аристотель из своей критики Платона. В своей «первой философии» («метафизике») подверг критике учение Платона об идеях и дал решение вопроса об отношении в бытии общего и единичного. Космология. Движение, по Аристотелю, есть переход чего-либо из возможности в действительность.
В учении об искусстве он утверждал, что суть искусства — подражание (мимесис). Хотя философФилософия (от фил. В ходе Столыпинской аграрной реформы общинное землевладение заменялось частным крестьянским. То есть цель политики— справедливое (общее) благо. Бруно, Б. Телезио, Т. Кампанелла, Дж.
попытку дать возрастную периодизацию. «И какая-то насмешка была на его лице, неуместная болтливость также свидетельствовала о его характере»45. Он ввел понятие катарсисаКатарсис — (греч.
«Метафизика» (Наука о первопричинах бытия)Вопрос 9 – Аристотель: Основатель естествознания. Все живое и только оно обладает душой. Правильные типы государственных устройств. Биология устанавливает общие и частные закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях и свойствах (обмен веществ, размножение, наследственность изменчивость, приспособляемость, рост, подвижность и др. ). Подлунный мир состоит из четырех элементов (стихий), способных превращаться друг в друга, надлунный мир из пятого – Эфира, который является неизменным, не трансформирующимся в другие элементы. И хотя, прогуливаться во время преподавания практиковали многие философы21, за последователями Аристотеля закрепилось название «перипатетиков».
Разумные добродетели (добродетели ума) развиваются в человеке благодаря обучению29. Однако идеализм этот, как заметил Владимир Ильич Ленин, во многих отношениях «. Относительно нравственной добродетели Аристотель утверждает, что она есть «способность поступать наилучшим образом во всём, что касается удовольствий и страданий, а порочность— это её противоположность»28. АРИСТОТЕЛЬ О ПРЕДМЕТЕ И ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ НАУЧНОГО ЗНАНИЯАристотель. Взгляд на искусство позволил ему — в «Поэтике» и «Риторике» — развить глубокую, сближающуюся с реализмомРеализм (от позднелат.
3). В конце XVIII века Буле сделал новое греческое и латинское издание (5 т., Цвейбрюк. Учение о форме и материи.
и драмыДрама (греческое drama, буквально — действие): 1) Род литературный, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе его специфику составляют сюжетность, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. На основе своей этической и психологической концепции Аристотель развил теорию воспитания «свободнорождённых граждан». Носитель речи (сам автор или рассказчик) сообщает о событиях и их подробностях как о чём-то прошедшем и вспоминаемом, попутно прибегая к описаниям обстановки действия и облика персонажей, а иногда — к рассуждениям. 2) В более узком и специфическом смысле слова — героический эпос как жанр (или группа жанров), т. е. героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину нар. Понятие экономика (Аристотель, А. Монкретьен) – «искусства ведения домашнего хозяйства».
Подлунный мир состоит из четырех элементов (стихий), способных превращаться друг в друга, надлунный мир из пятого – Эфира, который является неизменным, не трансформирующимся в другие элементы. Мир делится на две части – подлунный и надлунный (границей является орбита Луны). Там он жил в доме своей матери вместе со своей второй женой Герпелидой и двумя детьми Никомахом и Пифиадой. Трагическое начало присуще исторической драме.
По Аристотелю, всякая реально существующая единичная вещь есть единство «материи» и «формы», причём «форма»» — присущий самому веществу «вид», принимаемый им. Различны проявления реалистических тенденций и в разных видах и жанрах искусства.
Достичь этой цели нелегко. В современной философии (XIX–XX вв. ) она используется только в неотомизме (схема 27).
там же, т. 13, с. 100, прим. Метафизика / Аристотель // Соч. Его сочинение «Метеорология» явилось одной из первых работ по физической географии. Цель воспитания состоит в развитии высших сторон души — разумной и животной (волевой). это — монархия, аристократия и «полития» (власть среднего класса), основанная на смешении олигархии и демократии.
Ведущие жанры драмы: трагедия, комедия, драма (как жанр), трагикомедия. Единичное — то, что существует только «где-либо» и «теперь», оно чувственно воспринимаемо. Высшая цель государства (полиса), как и отдельного человека, состоит в "счастливой и прекрасной жизни". Для объяснения того, что существует, Аристотель принимал 4 причины: сущность и суть бытияБытие — философское понятие, концептуализирующее наличие явлений и предметов (самих по себе или как данности в сознании), а не содержательный их аспект синоним понятий «существование» и «сущее».
Проблемы бытия изучает философская дисциплина «онтология»., в силу которой всякая вещь такова, какова она есть (формальная причина) материя и подлежащее (субстрат) — то из чего что-либо возникает (материальная причина) движущая причина, начало движения целевая причина — то, ради чего что-либо осуществляется. Термин «идеология» нередко употребляется также для обозначения ложного иллюзорного, оторванного от действительности сознания., он был противником больших государственных образований. Психология. Сюжет) в жизни персонажей. Причиной столь громкого обвинения послужил гимн «Добродетели» двадцатилетней давности, который Аристотель написал в честь тирана Гермия.
и Страсб., 1791—1800). Растения он относил к одушевлённой, живой природе. Первое полное издание на латинском языке с комментариями арабского философа Аверроэса появилось в 1489 году в Венеции, а первое греческое издание сделано Альдом Мануцием (5 т., Венеция, 1495-98). Аристотель бойынша философия неден басталады.
Мир делится на две части – подлунный и надлунный (границей является орбита Луны). Отсюда главной задачей государства является воспитание добродетельных граждан. Современные Аристотелю документальные свидетельства о внешности Аристотеля отсутствуют — сведения такого рода обязаны анекдотам писателей первых столетий новой эры.
собр. Окен, Х. Стеффенс, Г. Карус, Г. Шуберт, Д. М. Велланский и др. ). Но та же медь есть «форма» по отношению к физическим элементам, соединением которых, по его мнению является вещество меди. животных, взаимная приспособленность их органов и т. д. Государство является естественным образованием (подобным живому организму), человек – это политическое животное. В XIX веке на средства Берлинской академии было подготовлено пятитомное полное издание сочинений, комментариев, схолий и фрагментов (Берлин, 1831—71), которое послужило пособием и для французского издания Дидо в Париже (5 т., 1848—74).
В области биологииБиология (от греческого bios — жизнь и logos — слово, учение) — совокупность наук о живой природе — об огромном многообразии вымерших и ныне населяющих Землю живых существ их строении и функциях, происхождении, распространении и развитии, связях друг с другом и с неживой природой. Эпосу, как и драме, свойственно воспроизведение действия, развёртывающегося в пространстве и времени, — хода событий (см. — прогуливаться, гулять20). В пятой книге «Historia animalium» Аристотель упомянул о своём «Учении о растениях», которое сохранилось только в небольшом числе фрагментов.
Он рассматривал деньги в функции средства обращения, мерила стоимости, функции сокровища. Известно, что Аристотель изучил и описал более 150 форм правления, бытовавших в то время. Часто выступает как элемент понятийной опозиции (например, бытие и сознание, бытие и мышление, бытие и сущность).
Но вероятно, что разумная душа может существовать и отделившись от тела. После смерти Александра Македонского в 323 году дон. э. Сама по себе первоматерия пассивна, безжизненна, не способна ничего породить она является вечной, несотворимой и неуничтожимой.
Кардано, Парацельс, Ф. Патрици). Политика. Община обладает полным или частичным самоуправлением.
Интерес к природе в эпоху Возрождения вызвал новый расцвет натурфилософии (Дж. Он выделял три главных слоя граждан: очень зажиточные, средние, крайне неимущие. Учение Аристотеля о «форме» есть учение объективного идеализмаИдеал (французское ideal) — образец, нечто абсолютное, высшая цель стремлений. Политик должен учитывать, что люди обладают не только добродетелями, но и пороками.
Качество — характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств. Аристотель отмечал в природе растений и животных некоторые общие свойства. Лучшей формой правления он считал «политию», где нет резкой поляризации бедных и богатых к худшим он относил тиранию и крайнюю демократию. Аристотель кроме того первым доказал шарообразность и Луны на основе изучения её фаз. В эпоху Возрождения ее начал опять "теснить" платонизм.
Он был его учителем около 10 лет, а потом долгое время оставался советником, хотя и жил в Афинах, где им была основана философская школа, Лициум, где были написаны величайшие труды, такие, как «Метафизика», разработаны теория мышления, теория космологии, содержаниекоторой сводится к тому, что Земля, являющаяся центром Вселенной и что она шарообразна, политическая теория (им был написан большой труд «Политика», в котором представлены и объяснены многие формы политического устройства, поделенные на «правильные» и «неправильные»), сформированы представления о возможностях познания, этики и логики (Аристотель являлся автором основных логических законов: тождества, противоречия и исключения третьего). Отец Аристотеля— Никомах был родом с острова Андрос.
Душа, по Аристотелю, связана, с одной стороны, с материей, а с другой – с богом. Теория среднего класса. Как Аристотель истолковывал понятие «душа». Например, щедрость — середина между скупостью и расточительностью. Специфическая же черта эпоса — в организующей роли повествования. В политике Аристотель дал классификацию форм государственного устройства, к наилучшим формам он отнес монархиюМонарх (греческое monarchos) — единоличный глава государства, осуществляющий власть по собственному праву, а не в порядке делегации.
Монархами являются короли Великобритании, Испании, Дании, Швеции, Бельгии султан Малайзии, Брунея, Омана эмир Кувейта великий герцог Люксембурга, князь Лихтенштейна., аристократиюАристократия — (от греческого aristos — лучший): 1) Форма государственного правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати. В дореволюционной России община была замкнутой сословной единицей используемой как аппарат для сбора податей (после Крестьянской реформы 1861 — собственником земли). и политию (умеренную демократию), к наихудшим — тиранию, олигархию, охлократию. дон. э., он захватил и разрушил Стагиру и некоторые другие города.
Юридически ему даже не принадлежал Ликей (Аристотель его не упоминает в своем завещании). По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, что в зависимости от перевеса того или иного из элемента устанавливается и соответствующая форма государственного строя». katharsis — очищение): 1) Термин «Поэтики» Аристотеля, очищение духа при помощи «страха и сострадания» как цель трагедии.
Общее — то, что существует в любом месте и в любое время («повсюду» и «всегда»), проявляясь при определенных условиях в единичном, через которое оно познаётся. деятельности изображающей то, что могло бы быть выше исторического познания имеющего своим предметом воспроизведение однократных индивидуальных событий в их голой фактичности. жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир и героев-богатырей. Космология. За этим последовало новое издание, пересмотренное Эразмом Роттердамским (Базель, 1531), потом другое, пересмотренное Сильбургом (Франкф., 1584) и многие другие. «Афинская полития»Аристотель.
Выходит, что Аристотель был чистым греком по отцу и по матери. Ученый первым наметил разграничение между потребительской стоимостью и стоимостью товара. Вместо того, чтобы опираться на теорию о формальных причинах, как делал Аристотель, Теофраст предложил механистическую схему, проведя аналогии между естественными и искусственными процессами, полагаясь на концепцию Аристотеля о «движущей причине». : в 4 т. – М., 1975.