Архитектура Древнего Египта наиболее полно отразила свое время, но ее достижения, монументальность и подавляющее величие произведений не получили непосредственного продолжения в архитектуре других народов. Таким образом, архитектуру Древнего Египта можно разделить на 5 периодов: архитектура Раннего царства, архитектура Древнего Царства, архитектура Среднего царства, архитектура Нового царства, архитектура Позднего царства. Пирамида Древнего Египта, ее правильная геометрическая форма – прежде всего архитектурное воплощение основопологающей египетской мифологии идеи прахолма, возникшего в начале сотворения мира. Архитектуру Древнего Египта после архаического периода можно разделить на три основных периода: архитектура Древнего царства, Среднего царства и Нового царства.
Таким образом, архитектуру Древнего Египта можно разделить на 6 периодов: архитектура Раннего царства, архитектура Древнего Царства, архитектура Среднего царства, архитектура Нового царства, архитектура Позднего царства и архитектура императорской власти. Если мы говорим кратко об архитектуре Древнего Египта, стоит отметить, что в ней выделяются 4 основные черты – монументальность, ритмика, геометричность и строгая симметрия. Особенности архитектуры Древнего Египта во многом определил тот факт, что в этой стране не было строительного леса. Луксорский храм – воплощение архитектуры Древнего Египта, характеризуемое обилием колон, монументальностью и грандиозностью.
Века сменялись веками. Внутри пирамиды Хеопса находятся три усыпальницы и погребальные камеры царицы и фараона. В заупокойный комплекс Джосера входили также южная гробница-кенотаф с примыкающей к ней молельней и двор для обряда хеб-сед (ритуального возрождения жизненной силы фараона в беге).
Стены жилых помещений были украшены настенной росписью. Некоторые из них весили до тридцати тонн. Самая большая из них была создана зодчим Хемиуном для фараона Хеопса.
К комплексу зданий дворца фараона примыкали постройки женской половины и тенистые сады. К примеру, крепость Шиемна имела форму треугольника, Кухан — форму правильного четырехугольника. Из твердых пород камня они использовали порфир и диорит. По египетским поверьям в статую должна была переселится душа усопшего. Дело тут было не в неумении, а в строгом соблюдении определённых правил.
Обелиск – это как бы застывший солнечный луч. Здание раскрывалось, подобно цветку растения. Новые города строились на месте старых, вот таким образом древние поселения и не сохранялись. Это знаменитый большой сфинкс – фигура лежащего льва с человеческой головой. Главный вход в каждую часть дворца был с севера. Архитектура Древнего Египта – самый древний из дошедших до нас примеров созданной человеком монументальной архитектуры. Искусство Древнего Египта столь оригинально и значительно – оно пережило древнеегипетское государство, – что в наименовании «древнеегипетское искусство» без ущерба для смысла возможно опустить частицу «древне-».
Ее храм превосходил храм Ментухотепа и размером и богатством декора. Основателем каменного строительства, его изобретателем считается великий архитектор Древнего царства Имхотеп. Обычно они состоят из четырех помещений. 95).
до н. э. ) уцелели кровати, стулья и разнообразных размеров ларцы чёрного дерева с инкрустацией из зелёного и синего малахита, бирюзы, ляпис-лазури и слоновой кости, с ножками изображающими львиные лапы или копыта быков, причём передние и задние ножки мебели сделаны соответственно форме передних и задних ног животного. Самая большая и знаменитая – пирамида Хеопса в Гизе. Также часто встречаются пальмовые листы, заросли папируса, цветы лотоса. Сейчас храм Исиды находится на острове Агилика.
Поскольку египетский храм не являлся законченным целым и существовал как совокупность отдельных частей, он мог без нарушения гармонии быть «продолжен», дополнен новыми сооружениями. Становясь предметом колониального захвата разных народов, египетское государство наконец, с IV в., превратилось в греческую, а позднее (I в. до н. э. ) в римскую колонию. Можно предположить, что строители работали на основании проектов, чертежей и планов. При XII династии, несмотря на возобновление строительства монументальных пирамид, он, тем не менее, сохраняет свою важность в рамках (погребальный комплекс Аменемхета III). Так же малы были и дома строителей гробниц фараона и знати. А вот облицовочные плиты всем известных пирамид изготовлялись из турского известняка.
Знать часть использовала древесину. Храм в Луксоре построен был почти так же, как и Карнак. 2) – это гробница в форме усеченной пирамиды с подземными погребальными камерами. При XVIII династии утверждается классический тип наземного египетского храма (Карнакский и Луксорский храмы в Фивах). Рядом с ним в совсем маленьких пирамидах похоронены его жены и дети.
За мощными входными пилонами открывается двор (34 x 42 м). 80). Однако засушливый климат Древнего Египта сохранил некоторые сооружения из кирпича-сырца— деревня Дейр эль-Медина, Кахун, город, достигший расцвета в Среднее царство (современный Эль-Лахун), крепостные сооружения в Бухене и Миргиссе. Её храм превосходил храм Ментухотепа и размером и богатством декора.
В эпоху Среднего царства (2000-1500 гг. Они вызывали ужас и трепет даже у древних греков, которые прекрасно владели искусством архитектуры и скульптуры. Самая ранняя форма гробницы – мастаба (каменная скамья) – представляла собой массивное прямоугольное в плане сооружение со стенами, наклоненными к центру в подземной части (глубина от пятнадцати до тридцати метров) располагалась погребальная камера с мумией, в наземной – несколько культовых помещений, в том числе (на восточной стороне) молельня и залы для посещений там же находились статуи умершего стены были покрыты рельефами и росписями имевшими информативное (прославление покойного) или магическое (обеспечение его загробного существования) значение. После окончания строительных работ эти платформы разрушались. Встречались постройки имевшие только внутренние объемы (они были очень незначительными), как, например, скальные храмы и гробницы.
Вход в храм украшен статуями Рамзеса II, также на входе можно увидеть огомный обелиск. Из него изготовлены облицовочные плиты большинства пирамид. Можно предположить, что строители работали на основании проектов, чертежей и планов.
99). Эти шесть каменных ступеней с плоской крышей фактически поддерживают себя, как удивительный символ вечного строительства. Эти каменные блоки были грубо обработаны. Такое архитектурное решение фасада встречается и в памятниках Древнего царства, например в комплексе пирамиды фараона Джосера, однако впоследствии оно было забыто. В комплексе стоит величественный храм, окруженный со всех сторон портиками. Храм был обнесен толстой стеной.
Сначала нужно было найти подходящую площадку для строительства пирамиды. Для жен фараона предназначались отдельные комнаты, каждая из которых имела ванное помещение. За входом по продольной оси были расположены высеченные в скале помещения храма общей протяженностью 55 м. Первое помещение, аналогичное двору храма Нового царства имело восемь столбов, расположенных по продольным сторонам. Фараон мог одарить бессмертием членов своей семьи, царских вельмож.
Характерной чертой архитектуры Древнего Египта была галерея (коридор). В последнем случае получался так называемый псевдопериптер (Периптер (греческое — «оперенный») – тип храма, в котором заключенное в глухие стены святилище окружено колоннадой со всех сторон. Карнакский храм при фараонах XIX династии приобрел огромное значение. Основателем каменного строительства, его изобретателем считается великий архитектор Древнего царства Имхотеп (Характер построек, возведенных Имхотепом в Саккаре, служит дополнительным подтверждением тому, что технику строительства древние египтяне заимствовали все же из Месопотамии (оттуда же и идея ступенчатой пирамиды – зиккурата, но без храма на верхней площадке), однако использование камня потребовало интенсивного изобретательства от египетского зодчего).
Свет, проникающий из невидимых проемов, создает ощущение таинственности. Следы строительной деятельности Рамсеса II сохранились по всему Египту. К числу наиболее известных солнечных храмов принадлежит храм Ниусирра в Абидосе. Здесь хоронили членов царской семьи, главным образом, детей.
Погребальная камера находилась под пирамидой на глубине 28 метров. Оно называлось Сет-Маат (сейчас — Дейр-эль-Медине). Рельефы на наружной поверхности северной стены изображающие походы Сети I в Сирию, являются примером первых батальных рельефов, получивших широкое распространение при Рамсесе II и его преемниках. В Древнем Египте этого времени заметно усиливается власть фиванского жречества при значительном ослаблении роли царского единодержавия. Здесь он являлся перед народом, оказывал милости и вершил суд. Мастерам удалось при этих масштабах статуй сидящего фараона, высеченных из твердого песчаника, сохранить портретное сходство. В западную часть двора выходил и дворцовый фасад.
Бразды государственного правления в 1085 году дон. э. Росписи эти чрезвычайно интересны и по своему содержанию и по манере исполнения. Конечно же самой известной постройкой того времени являются пирамиды Гизы.
76). 86). Великий Сфинкс построили приблизительно в 2500 году до н. э. Расположенный вдоль южной стороны первого двора дворец (рис.
Число работающих в одной «конторе» достигало и превышало 120 человек. Они повторяют форму тех растений, характер которых хотели придать им строители. Первоначально вход в пирамиду с ее северной стороны вел по лестнице вниз. Её основанием служила естественная скала.
Здесь были и колонны со стволами в виде связок папирусов с изображениями висящих вниз головами уток под капителями в форме цветов папируса и колонны с необычными сочетаниями листьев пальм и, наконец, колонны, пальмовидные капители которых были сплошь покрыты инкрустациями из блестящих цветных фаянсов с позолоченными перегородками.
Они образуют сетку координат. На одной из колонн Малого храма высечена надпись: «Рамсес, сильный правдой, любимец Амона, создал этой божественное жилище для своей возлюбленной супруги Нефертари». К ней из долины вела ограждённая каменными стенами дорога в 1200 метров длиной и 32 метра шириной.
По уступам пирамиды облицовочные блоки поднимали наверх и укладывали их сверху вниз. Центральный неф имел шесть рядов колонн, по две в каждом. Один такой дом мог вместить почти тридцать семей из рабочих кварталов. Храм разделен на три части, посвященных богам Амон-Ра, его жене Мут и сыну Хонсу.
Через эту дверь проникал дух божества. Наряду с высококвалифицированными специалистами использовалась также и низкоквалифицированная рабочая сила, помощники (например, транспортники). Желая увековечить свои военные подвиги, Тутмес III по возвращении из азиатских походов выстроил в Карнаке особое помещение, состоящее из преддверия, широкого зала с двумя столбами, украшенными прекрасными рельефными изображениями цветов лотоса и папируса (символических растений Северного и Южного Египта) и узкого зала с четырьмя колоннами (рис. Эти дома составляли особый поселок за городом по дороге к гробницам. Большинство зданий в основном строилось из кирпича.
Фигуры фараона и бога изображены согласно традициям египетского канона.
Вероятно и скорее всего это именно так, они изготовляли и модели будущих пирамид. Важно также заметить, что египтяне славились своей настенной росписью.
Строительные работы на отдельных этапах велись по-разному: сначала использовались камни небольшого размера, потом размер каменных блоков постепенно возрастал. Бесконечные ряды закрывающих одна другую колонн образуют как бы сплошной лес.
Вход в пирамиду всегда находился на северной ее грани, на высоте около 14 м от земли. 108). Входом служил пилон, за которым находился двор с центральным алтарем и многочисленными мелкими жертвенниками. Фараон Рамзес II вернулся к традициям своих предков.
Основным строительным материалом древних египтян был камень. Аменхотеп III поставил задачу придать комплексу единство. Жилища чиновников были богаче и разнообразнее по своей планировке. Своеобразие этих скульптур заключалось в том, что хотя каждая из них представляет собой самостоятельное произведение, все статуи повторяют друг друга вот таким образом они не рассчитаны на длительное рассмотрение, не требуют ни обхода, ни остановки. Поселениями особого характера и назначения были так называемые «города у пирамид».
В целом культура древнего Египта, является одной из влиятельнейших культур в истории. В двух последних дворах стояло по одному большому алтарю, окруженному постройками.
Внутри помещения обычно украшались изображениями культовых сцен. Ее высота достигала 58 м, а угол подъема -- 4845. Позади пилона тянулся двор с одним большим жертвенником и множеством мелких.
Остатки же таких платформ-рамп были обнаружены археологами. Первый двор храма, куда можно было попасть через ворота первого пилона, служил одновременно и дворцовой площадью.
Изделия из драгоценных металлов, черного дерева, алебастра и бронзы дополняли убранство храма. Эти колонны и полуколонны похожи на священные растения древних египтян – лотос и папирус. Найдено несколько домов с мастерскими скульпторов. В ряде мест на стенах храма он велел высечь свое изображение и начертать свое имя. Он очень упростился. По первоначальным представлениям право существовать в загробном мире имел только фараон.
112). На одной из стен сохранилось изображение двух дочерей Эхнатона играющих друг с другом. Для знатного человека строили мастабу, для обычного — гробницу.
Много веков прошло, прежде чем ее смогли найти. Контраст небольших врезанных фигур и стволов колонн еще больше подчеркивал мощь опор. До сих пор великое множество туристов приезжает посмотреть на египетские пирамиды. Естественно, к зданию примыкали и хозяйственные постройки. С запада сад ограничивала стена, за которой жил обслуживающий персонал.
Его боковые стороны, как и пилоны храмов имели некоторый наклон. На известняковом саркофаге Равера, главного жреца V династии, найденном в Гизе, хорошо видны дворцовые башни с удлиненными нишами, между которыми находятся двери и окна.
Классическим образцом архитектурных сооружений являются пирамиды фараонов 4 — й династии (27 в. до н. э. ) Хеопса, Хефрена и Микерина (греч. Стены портика украшены рельефами, рассказывающими о возвращении экспедиции из страны Пунт (современное Сомали). 97). Она состояла из шести ступеней, каждая последующая из которых была меньше предыдущей.
Никогда еще пилоны, колонны и монолитные колоссальные статуи царей не достигали таких размеров, никогда еще убранство храмов не отличалось такой тяжелой пышностью. На колоннах и в залах было очень много надписей. Это были строители, резчики по камню, скульпторы, художники. В главном находился саркофаг с телом умершего. С ним связано, с одной стороны, широкое развитие типа гробниц-мастаб, самых характерных построек в зодчестве Древнего Египта.
На палетте обозначена и линия фундамента здания. Свой поминальный храм Сети I построил вдали от места погребения, в Абидосе (рис. Только при условии полнейшей сохранности тела «Ба» (душа умершего) могла, свободно передвигаясь в пространстве, в любое время соединиться с телом вновь. За вторым двором находится гипостильный зал с 24 колоннами, расположенными в шесть рядов.
Храм ориентирован с востока на запад. Идея загробной жизни получает максимальное развитие в египетской архитектуре. Первым он приказал заняться доставкой к берегу Нила блоков из каменоломен в аравийских горах.
Также часто встречаются пальмовые листы, заросли папируса, цветы лотоса5. Он представлял собой сочетание трех поставленных друг на друга кубов. Основным строительным материалом древних египтян был камень. На боковых стенах лестницы были высечены фигуры львов — стражей входа. Также во времена Среднего царства обрели популярность лабиринты в гробницах, применявшиеся, чтобы мародеры не смогли добраться до богатств фараонов. Святилище Гатор имеет два зала.
Приводились тысячи пленных, пригонялся скот. Раскопки Ахетатона (город, образованный Аменхотепом IV) дали возможность установить общий характер основных его зданий. Эта комната имеет две двери, одна из них ведет в кладовую (2, 9 x 4 м), другая — в погребальный покой (4, 03 x 6, 4 м). Высота его внушительна — более чем 20 метров над землей. Постепенно для постройки жилищ начали изготовлять кирпич- сырец.
Особую известность получил заупокойный храм при пирамиде. Мужчины рисовались гораздо темнее, чем женщины. Пирамиды Среднего царства имели внутреннее ядро, выложенное из кирпичей. Западная половина была парадной частью, восточная — жилой рядом с ней находилось святилище Атона. Похожая, но меньшего размера крепость, находилась и в соседнем Нехене (Иераконполь). На заключительном этапе строительства пирамиду облицевали блоками белого известняка.
Среди его храмов за пределами Фив в первую очередь нужно назвать знаменитый храм, целиком вырубленный в ска лах Абу-Симбела (нижняя Нубия) и являющийся вообще одним из наиболее выдающихся произведений египетского искусства. В каменоломнях блоки высекали несколько крупнее, чем нужно. Это было особенно характерно для построек времени правления Птолемеев.
Известняковые глыбы затем отесывались специалистами-каменотесами здесь же на вместе. В Мемфисе существовали отдельные районы, где жили финикийцы, евреи, греки, персы и др. в Египетерастет культ бога Амона. Высеченные из песчаника 20-метровые статуи изображают фараона, сидящего на троне.
Из кухни вела лестница на кровлю дома, где спали в жаркое время года. Гранитные стены и пол здания были тщательно отполированы.
Вся продольная композиция симметрична относительно главной оси. Иногда фасад имел колонны, часто так выглядела веранда, выходящая во двор. В первом дворе находились зернохранилища, колодец и жилище помощника скульптора, во втором стояли хижины рабочих. Фараоны XIX и XX династий охотно строили свои дворцы рядом с заупокойными храмами. Усыпальница Джосера очень важна и по своей декорировке, богатой и разнообразной. Как и пирамиды, солнечный храм соединялся крытыми переходами с воротами в долине.
87). Основанием пирамиды служил правильный четырехугольник, состоявший из тщательно отшлифованных и точно подогнанных один к другому каменных блоков. Искусство живописи в Древнем Египте следовало строгим законам. Древний Египет, положивший начало архитектуре, был страной, лишенной строительного леса.
В основном так строились дома в городах. Фараон Эхнатон (Аменхотеп IY) попытался вмешаться в иерархию египетских богов и выделить из них главного – Атона, бога солнечного луча. Колонны дворца отличались большим разнообразием. Ее высота равна 146, 6 м, а длина стороны ее основания- 233 м. Пирамида Хуфу была сложена из точно отесанных и плотно пригнанных известняковых блоков весом в основном около 2, 5 тонн каждый подсчитано, что на сооружение пирамиды пошло свыше 2 300 000 таких блоков.
Их автором был официальный придворный летописец Джануни. Он был окружен овальной стеной. Эта самая древняя пирамида Египта состоит из шести огромных ступеней. Он очень упростился. Ее стены были покрыты плитами розового гранита.
В качестве строительного материала использовался подверженный разрушениям кирпич-сырец, глина, тростник. Тонкая обработка камня, окончательная подготовка блоков под необходимые стандарты и придание им формы производились уже на месте строительства иногда и в процессе производства работ (О тщательности доводки гигантских каменных блоков свидетельствует точная их разметка перед установкой на место (найдены номера блоков, нанесенные на их поверхность краской) и тот факт, что по сей день толщина шва между камнями не превышает, как правило, 0, 15 мм. ). За залом-«двором» располагался зал с четырьмя столпами. При фараонах XIX династии поселок расширялся уже за пределами стены.
Камень применялся лишь как отделочный материал. 72). Древнейшие из известных нам образцов были найдены в царских погребениях ранней династической эпохи (3400-2980 гг. Ученые до сих пор открывают всё новые удивительные свойства пирамид. О работе над проектированием пирамид мы знаем очень мало. Со всех сторон стекалась в Египет богатая добыча. Каждая группа состояла из двух статуй Рамсеса и одной — царицы Нефертити-Меренмут. Камеры соединялись с наземной частью погребения открытой вертикальной шахтой, позволявшей, в соответствии с требованиями культа мертвых, «душе» покойного свободно перемещаться в пространстве.
Она построила свой храм рядом с храмом фараона Ментухотепа II. Снаружи пирамида также была облицована плитами хорошего известняка.
Конструкция по своей структуре достаточно сложная, но интересная. Но увеличение надземной части мастаба не давало нужного эффекта. Фараон Тутанхамон рано умер и ни одно из задуманных им сооружений не было завершено. Храм фараона Рамзеса II большего размера, охраняется четырьмя колоссальными статуями.
Башни крепостей стали строить в несколько этажей, оснащать их бойницами для стрелков. Восточная и западная части дворца были соединены крытым мостом-переходом. На храме Сети сохранилось изображение фараона, предстоящего перед богом Гором.
Под защитой стен находился небольшой военный городок, где жили солдаты гарнизона. вариант их имен). За большим залом иногда располагались залы меньшего размера. Древнейшим видом гробниц царей Египта, возникшим до пирамид, были мастабы.
Черты этих сооружений нередко повторялись и в формах царских саркофагов. Кладбище мастеров и ремесленников было расположено в долине. При гробницах строили заупокойные храмы, где совершали обряды, посвященные погребенному. 69).
Характер построек, возведенных Имхотепом в Саккаре, подтверждает, что технику строительства древние египтяне заимствовали из Месопотамии (оттуда же идея ступенчатой пирамиды – зиккурата, но без храма на верхней площадке), однако использование камня потребовало интенсивного изобретательства от египетского зодчего. Давайте начнем с Пирамиды Джосера. И это в течение долгих двадцати лет. Люди, проживавшие здесь, работали на строительстве гробниц царей и членов их семей.
Для того чтобы поднять эти каменные глыбы наверх, придумали очень хитрый способ. Однако засушливый климат Древнего Египта сохранил некоторые сооружения из кирпича-сырца— деревня Дейр эль-Медина, Кахун3, город, достигший расцвета в Среднее царство (современный Эль-Лахун), крепостные сооружения в Бухене4 и Миргиссе.
Тем не менее план города восстанавливается в большей его части. Эти плиты снизу иногда были вогнуты вовнутрь, нижней части горизонтальных каменных балок придавалась вогнутая форма и получалось покрытие, похожее на цилиндрический свод (Египтяне умели строить подлинные своды, однако предпочитали или ложный свод (плиты перекрытия постепенно сдвигаются к центру или к оси помещения с каждым следующим рядом, удерживаясь на месте тяжестью искусственной горы поверху) или своего рода изображение свода – путем придания гигантским монолитным плитам криволинейного очертания поверхности изнутри), как в скальных храмах и гробницах. После реставрации статуй этот феномен исчез. Первым из египетских царей, воздвигнувшим над своей гробницей пирамиду, был фараон Джосер.
О последних стоит упомянуть в отдельности. На вторую террасу вела лестница, визуально являющаяся продолжением пандуса. 102). В центре Ахетатона, рядом с большим храмом Дтона, по обеим сторонам Царской дороги, возвышался большой, так называемый «официальный», дворец фараона.
При дворе фараона работало много скульпторов, художников, гончаров, стеклодувов, резчиков по камню, дереву, граверов, ювелиров. Колоннады были сведены лишь к павильонам перед пилонами. 111). Краски росписей поражают своей яркостью и свежестью.
Каноны, существовавшие там, никто не смел нарушать. Это было особенно характерно для построек времени правления Птолемеев. Колонны его были стилизованы под растительные формы, что соответствовало символике храма как дома божества — солнца, которое, по одной из египетских легенд, родилось из цветка лотоса.
Колонны были в форме лотосов, папирусов или связок тростника. Так возникли знаменитые египетские пирамиды. Вокруг дома располагались дворы, колодец, службы, а также сад с прудом и беседками.
Пирамида была построена архитектором Имхотепом в честь фараона Джосера. В храмовом строительстве начинает широко использоваться колоннада с новой формой колонны (украшенной капителями с рельефными головами богини Хатор) и пилон (ворота в виде двух башен с узким проходом).
Пирамиду возводили в несколько приемов. Наиболее знаменитый комплекс царских пирамид времени IV династии находится подле нынешнего селения Гизэ. В религии древних египтян решающее значение имели их представления о загробной жизни. Вокруг пирамид рядами располагались мастабы.
Когда кладка пирамиды была закончена, ее ступени, закладывались облицовочными блоками. В 1 половине XVI в. до н. э.
Его строили на возвышении и обносили стеной. При Тутмесе I поселение состояло из 40 жилищ, разделенных улицей (рис. Считается, что потребовалось двадцать лет и десять тысяч строителей, чтобы ее воздвигнуть.
Широкий средний неф входного зала вел в большой сад с овальным бассейном. Первое, бросающееся в глаза новшество изменение местности: не в пустыне, а у скал Ливийского нагорья. Стены дома сооружались из кирпича-сырца или мелкого камня. Города располагались обычно на берегу реки или рядом с ней. Мокрое дерево начинало разбухать, трещина увеличивалась и глыба откалывалась от скалы. Применялся древними строителями и песчаник.
Многократный переход из одного архитектурного пространства в другое (карнакский ансамбль вытянут в длину более чем на 1 км) несет в себе идею неспешного постепенного приближения верующего в божеству. На спине у Буто сидел сокол — символ Бехудти, бога города Южного Египта Эдфу. По мере их окончания песок удалялся. Дом этот имеет значительные размеры площадь его равняется 910 м2. Дворцы строились из кирпича и только колонны и обрамления дверей были из камня.
Южная граница с Нубией или Кушем, была очень важна для Египта, так как Нубия богата золотом и камнем. Вторая, несколько больших размеров (10. 6 Х 5. 7 м), находившаяся на высоте 42. 5 м от основания пирамиды, служила усыпальницей самого фараона. Доставить камни на стройплощадку было делом нелегким. Естественно, в этом ему помогали многочисленные администраторы и чиновники. Именно в Египте начинается история архитектуры. Исида (Изида, Isis) — одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства.
Наивысшего подъема Египет достигает при правителях III и IV династий. 92).
Золото сияло на солнце и тем самым соединяло земную пирамиду с миром небесным.
Проектирование, строительство и украшение царских усыпальниц и гробниц было делом специальной «конторы», в которой работали художники, резчики по камню и другие высококвалифицированные специалисты. Основная магистраль города шла параллельно Нилу. План его представляет собой правильный прямоугольник, за исключением выдающейся вперед небольшой комнаты привратника. По рассказу Геродота, для того, чтобы втащить наверх каменные глыбы, строилась наклонная насыпь.
Большие работы по расширению Карнака были предприняты при Тутмесе I (рис. «Столицами» погребального культа с наибольшим состедоточением мастаб можно назвать Мемфис и Абидос. В первом зале их было 24, а во втором – 36. Особенно грандиозный размах в период Нового царства храмовое строительство получило на противоположном от Дейр-эль-Бахри, восточном берегу Нила, в столице Египта — прославленных Фивах.
В непосредственной близости от Храмов Карнака в Луксоре расположен другой интересный памятник, чтобы посетить — Луксорский Храм. Так как второй двор (рис.
Он начинается с восточной стороны большим пилоном, сейчас полуразрушенным. Такие колонны и колонные галереи часто уподоблялись аллее или роще деревьев.
Для этого времени характерно строительство большого количества святилищ, молелен, мастаб. Это относится и к крупным, большим городам и к крошечным деревушкам. За пилоном расположен открытый двор, окруженный по периметру колоннадой (перистиль), который упирается в еще один пилон меньших размеров, ведущий во второй двор, сплошь заставленный колоннами и статуями фараона (гипостиль).
Бразды государственного правления в 1085году дон. э. Мысль зодчих и совершенствование технических приемов шли по линии наращивания надземной массы здания, однако, горизонтальное увеличение последнего, в конце концов, не могло уже производить требуемое впечатление подавляющей монументальности. Именно в этом месте происходит так называемое солнечное чудо. Он был возведен под руководством египетского зодчего Имхотепа и отражал замысел самого фараона (впрочем, этот замысел несколько раз претерпевал существенные изменения). Рельефы отличаются ясностью контуров, тщательной передачей деталей, нежной, теплой гаммой расцветки. Особенно учитывая, что пирамида ограничена только бледно-желтой пустыней снизу и ясным синим небом сверху.
Внешние формы построек были очень простыми: прямосторонние и наклонные призмы и пирамиды. Рядом с ним размещались две небольшие комнаты и длинный восьмиколонный зал. Новые города строились на месте старых, вот таким образом древние поселения и не сохранялись. Более низкая часть пирамиды (основа) повышается приблизительно под 54 градуса, в то время как верхняя секция продолжается под углом 43 градусов.
Нет никаких свидетельств о том, что строители пирамид пользовались колесом или системой подъемников. Не хватало древесины и для строительных работ. Не даром они названы одним из семи чудес света.
Портик имеет три входа, что определило трехчастное членение храма. Размер статуй настолько велик, что трудно сказать, колонны это или колоссы. Пол был глинобитный, освещение устраивалось в кровле.
Большие многовесельные суда с парусами подплывают к берегу, капитан дает последние приказания команде, грузчики уже приступили к перенесению сокровищ: благовонных масел в плотно закупоренных сосудах, диковинных плодов, деревьев в кадках (рис. Этот некрополь египтяне называли -- «на склоне высоты». В центре его находился зал с четырехгранными монолитными столбами и с двумя узкими помещениями для заупокойных царских статуй зал переходил в открытый двор, за которым располагались молельни (храм при пирамиде Хафра). Это настоящие сфинксы, привезенные из Египта. Считалось, что некоторые архитектурные орнаменты и формы тоже имеют магическую силу.
Официальная и жилая части были обнесены кирпичными стенами. Архитектура Древнего Египта просто невероятна. Пирамиды являлись центром целого комплекса сооружений. В этих гробницах-мастабах обычно было несколько помещений. Общего названия пирамид в нынешнем значении этого слова у египтян не было.
83) в начале царствования (около 1400 г. до н. э. ) подобно своим предшественникам стал возводить храм в Карнаке, но храм этот был посвящен не верховному египетскому богу Амону-Ра и не другим главным божествам египетского пантеона, а богу Атону, почитавшемуся в Образе солнечного диска (рис.
Пирамиды олицетворяли границу жизни и смерти. Так выглядели две башни на воротах дворца-храма фараона Рамсеса III в Мединет-Абу. Карнак строился на протяжении двух тысяч лет, но это на нем почти не отразилось. По обозначенным на известняковой скале границам каменного блока рабочие выдалбливали в камне глубокие борозды. Из-за недостатка горючего материала и древесины кирпичи сушились под лучами солнца.
Отдельные блоки весили по 30 тонн. Архитектура, как и все искусство Египта, была очень традиционной. Эти сооружения не имели своей отдельной массы. Ложа фараона была расположена в той части дворцового фасада, которая была немного выдвинута вперед. В центре двора находился жертвенный камень. Египетская архитектура была многоплановой, ее характерной чертой при определении пространства и объема была галерея (коридор).
Наиболее известным был асуанский гранит. Живость и тонкость рисунка были удивительны. Согласно религиозному учению древних египтян, человек имел несколько душ. Погребальный комплекс, находящийся на территории нынешнего селения Эль-Лахун и расположенный рядом город, где жили строители, возводившие царскую усыпальницу, относятся ко времени Сенусерта II.
Как и пирамиды, солнечный храм соединялся крытыми переходами с воротами в долине. В последнем случае получался так называемый псевдопериптер (Периптер (греческое – «оперенный») – тип храма, в котором заключенное в глухие стены святилище окружено колоннадой со всех сторон). Это были гробницы фараонов. 3000 лет до н. э. ), так называемой «ступенчатой пирамиды».
Она встречается только лишь в гробницах Древнего царства (архаичный период) и в святилищах и храмах римских времен. Только с помощью самых современных приборов удалось обнаружить замурованный древними строителями вход в пирамиду. Два элемента определяли закономерности формы: основание, квадратное в плане и схождение сторон в одной точке, подобно тому, как вся египетская жизнь сходилась, сфокусировалась в обожествленном фараоне. Первое что бросается в глаза – это множество колон. При V-VI размеры пирамид значительно уменьшились (не выше 70 м). 88), резвящихся бычков.
Стены из камня возводили двумя способами: более тонкие собирались из хорошо обработанных каменных блоков-квадров, основу более толстых и массивных стен складывали из грубо отесанных каменных блоков худшего качества, снаружи их облицовывали ровными и хорошо отшлифованными каменными плитами. С помощью разбухавшего дерева глыба откалывалась. Дворцовые ворота открывались с обеих сторон в средней части фасада, с правой стороны находились еще одни (третьи) ворота.
Одним из наиболее крупных и интересных амарнских домов является дом визиря Нахта (рис. Размер пирамид уменьшился, материалы и способ кладки подверглись изменениям. Мемфис имел форму прямоугольника (со сторонами 6, 5х13 км), был расположен параллельно течению и руслу Нила. Так мусульмане арабы покалечили статую, простоявшую тысячелетия.
Вот таким образом часто стены помещений внутри пирамид испещрены молитвами и заклинаниями. Пирамиды появились во времена III династии (2780-2680 гг. Пирамида Хеопса, входящая в этот комплекс, является единственным сохранившимся «чудом света».
Особенно большой интерес представляет трон фараона. Пирамида также известна своми многочисленными загадочными коридорами, которые до сих пор до конца не исследованы учеными. Были строения, которые не имели своих внутренних объемов (или же они были очень маленькими), среди них: пирамиды, фасадные башни и пилоны при входе в храм, а также стелы, которые стояли отдельно и служили вертикальным акцентом архитектурного комплекса или композиции. Храмы, как и гробницы, строились из камня.
За пилоном расположен большой открытый двор, обнесенный портиками. Между колоннами стояли статуи фараона, равные по размерам могучим колоннам. Пирамида, которую мы сейчас видим, лишена самого главного – своей прекрасной облицовки. Изваяния из окрашенного дерева или шлифованного камня отличает особое достоинство. Близ пирамиды фараона Хафра высится удивительная статуя так называемого Большого Сфинкса, фантастического существа с туловищем льва и портретной головой царя.
Но все предосторожности оказались напрасными. 64).
Храм Хатшепсут явился важным этапом в истории египетского зодчества (рис. Создание первого в мире каменного сооружения таких значительных размеров (высота около 60 м) приписывается Имхотепу – замечательному ученому – медику, математику и архитектору, бывшему визирем царя Джосера. Группа храмов на острове Филэ. Напротив входа в дом находилась небольшая комната культового назначения, дальше располагалась парадная комната с одной-двумя колоннами, поддерживавшими потолок. В эпоху среднего царства (21-18 вв.
У Нила располагался нижний храм. Скупые свидетельства о ранних храмах со-хранились лишь благодаря сооружению на их месте более поздних храмов. На вторую террасу вела лестница, визуально являющаяся продолжением пандуса. Эта пирамида производит впечатление своими уникальными формами.
Он соорудил пилон и воздвиг перед ним обелиски. Достаточно обычны были изображения фараонов их побед и жизни. Опорами первого ряда этого портика (как и противоположного ему восточного) служат колоссальные статуи фараона в виде бога Осириса.
Тянули их рабы, которые питались только хлебом, подсолнечным маслом и луком с чесноком. Между башнями можно увидеть два углубления, похожие на ворота. Вблизи от пирамиды Хефрена поднимается из песка пустыни холм.
Правда, камень еще не везде имел здесь конструктивное значение. Их изготовляли в одно время со строительными работами. Цветы исполнены с большим мастерством и тщательностью. Стали излишней роскошью гробницы типа мастаба. Вокруг пирамиды Хеопса был огромный храм, сквозь который проносили тело фараона. Псевдопериптер отличается тем, что роль колонн исполняют полуколонны, выступающие из стены и только перед входами с торцов здания устроены колонные портики. Все оформление храма было обусловлено одной идеей – всеми возможными средствами превознести могущество Рамсеса II.
Здесь же находились поместья египтян, храмы. Можно смело сказать, что ни один из царей, правивших после Хеопса, не смог превзойти его гробницу по размерам и величию.
Сети I не закончил строительство храма, эту сложную задачу завершал его сын Рамсес II. Это объясняется тем особым значением, которое имели в Египте заупокойные культы, тесно связанные с широко развитыми культами умирающих и воскресающих божеств природы. Дворцы, жилые дома строились из легких и недолговечных материалов. Однако фараоны XII династий возобновили строительство пирамид.
Обычный человек не имел права на бессмертие и не мог попасть в потусторонний мир.
Каменная архитектура Древнего Египта в первую очередь служила потребностям религии. перешли к Смендесу, выходцу из сословия жрецов затем троном овладели представители ливийской знати (основатель династии— правитель Шешонк I, вновь ненадолго объединивший Египет), которых сменяют династии Куша, Эфиопии и Ассирии. Живопись в Египте имела свой специфический стиль.
Перед постройкой были проведены сложные подготовительные работы. Египтяне не использовали сводов, хотя и знали эту конструкцию. 106). Длилось это всего 25 лет, что по египетским меркам – пауза.
Число работающих в одной «конторе» достигало и превышало 120 человек. Сети I продолжил начатый Харамхебом, последним фараоном XIX династии (вторая половина XIV в. до н. э. ), гигантский гипостильный зал Карнакского храма, законченный уже Рамсесом II (конец XIII в. до н. э. рис. Как мы видим, для строительства жилых зданий использовались легкие и непрочные материалы.
Стены зала украшали рельефы. Мастаба (рис. В Абидосе также были обнаружены руины такой древней крепости. Стволы колонн всех рядов сложены из барабанов кристаллического песчаника. Атон был провозглашен создателем земли и всего живого.
Фараон Мени, объединивший под своей властью всю страну, построил этот город на границе Нижнего и Верхнего Египта. В поздний период он превратился в настоящий всемирный город. Стены мастаб украшались росписью или раскрашенными рельефами.
Во времена Среднего царства Египет захватил территорию Нубии вплоть до второго порога Нила. Среди них: колесницы, мебель, светильники и ритуальные украшения. КIV динас- тии культ фараона усилился. Лицо его потрескалось, нос и подбородок отбиты. На спинке трона, покрытой листовым золотом, выгравировано изображение Тутанхамона и его супруги Анхесенпаамон. На его территории находился отдельный район построек религиозного характера.
Форма этих пирамид берет свое начало в архитектуре Имхотепа, а одним из этапов ее формирования была находящаяся в Медуме многократно перестраивавшаяся пирамида Снофру, первого фараона IV династии (или его отца Хуни). План храма — квадратный. В нем сто сорок четыре колонны из которых двенадцать колонн среднего прохода, высотой в 19, 25 м (без абак) имеют капители в виде раскрытых цветов папируса, подымающихся на стволах, каждый из которых не могут обхватить пять человек. В настоящее время эти пирамиды представляют собой груды развалин.
Западной стеной двора служил пилон второго двора. По мере облицовки пандусы снимались. Это обломки ларцов чёрного дерева инкрустированных слоновой костью, обычный и складной табуреты с ножками в виде копыт жвачных животных (табуреты сделаны из дерева, но ножки вырезаны из целых слоновых клыков). Храму Сети I, построенному по проекту «начальника работ, который руководит памятниками владыки обеих Земель», зодчего Хеви, присущи правильность и симметричность планировки, строгость и простота членения пространства.
В самой глубине дома располагалась кухня, оборудованная хлебной печью и зернохранилищем. Комплекс занимал прямоугольную площадку (545х278 метров). Наивысшего подъема Египет достигает при правителях III и IV династий.
Внутри расположены два двора, отделенные друг от друга стеной с проходом. Из этого же родилось стремление сохранить тело умершего или хотя бы голову. Эта преграда делалась из каменных плит с рельефами. Строителями этого гипостиля были зодчие Иуна и Хатиаи. Дом скульптора находился в центре участка, обнесенного стеной.
Здесь стоит алебастровый саркофаг, сделанный в форме человеческого тела (3, 3 x 5 м), в котором помещались вставленные друг в друга семь гробов три из них были сделаны из золота и инкрустированы цветной пастой и драгоценными камнями (рис. Пилон был первой преградой для входивших в дом бога посетителей. Фараон Микерин был не такой великой фигурой, как Хеопс. В одной из комнат были сложены вещи, принадлежавшие хозяину гробницы.
Однако, в целом, древнеегипетская архитектура отличалась однообразием. Древние египтяне считали земную жизнь всего лишь кратким эпизодом вечного существования. Внешность храмов — настоящий шедевр. до Р. X. ) пирамиды перестали быть исключительно царскими.
К этой эпохе относится тип дворцовых фасадов— «серех» изображения которых встречаются на стелах фараонов I династии. Все колонны богато украшали цветным орнаментом и позолотой.
В эпоху Раннего царства (XXX—XXVIII вв. Над входом в святилище находятся фигуры богов Птаха и Гора и коленопреклоненного Сети I в высокой короне с жезлом в руках.
Цветные рельефы, рассказывавшие о боевых подвигах царя, покрывали весь фасад дворца. Главными были «Ка» и «Ба». Пирамида была усыпальницей фараонов эпохи Древнего и Среднего царства.
В центре просторного двора с молельнями ставили колоссальный каменный обелиск с вызолоченной медной верхушкой и огромным жертвенником у подножья. рис. Массивные прямоугольные столбы из полированного гранита поддерживали потолок. Если смотреть на ворота изнутри комплекса, то казалось, что все они открыты. Ниже находились барельефы изображающие радующихся и танцующих людей.
Чтобы попасть на территорию храма, процессия должна была пройти между могучими пилонами. Строительство же самой пирамиды продолжалось двадцать лет. Их привозили из каменоломен, находившихся в Верхнем Египте, возле Асвана. Правда, фараоны Среднего царства по-прежнему «селились» в гробницах-пирамидах, но с важными изменениями. Пирамида строилась из плотно пригнанных друг к другу каменных блоков и была ориентирована по сторонам света вход в нее находится в северной части внутри располагались погребальные и разгрузочные камеры (для равномерного распределения давления).
перешли к Смендесу, выходцу из сословия жрецов затем троном овладели представители ливийской знати (основатель династии— правитель Шешонк I, вновь ненадолго объединивший Египет), которых сменяют династии Куша, Эфиопии и Ассирии. Это только часть Лучших 10 исторических памятников в Египте, которые Вы должны увидеть. Вход в склеп закрывался изнутри тяжелым замковым камнем.
Памятники монументального зодчества практически не сохранились, поскольку основным строительным материалом в те дни был легко разрушавшийся кирпич-сырец. Более крупные здания возводили из высушенных на солнце глиняных кирпичей. В таком виде их доставляли на место строительных работ. рис.
Впоследствии ее разравнивали. Главный храм Атона назывался Пер-Атон-эм-Ахетатон — «Дом Атона в Ахетатоне» (рис. Надземная часть гробниц царей и вельмож представляла собой прямоугольное в плане помещение для статуй богов и жертвенника перед ложной дверью в «вечное жилище» умершего. К месту постройки их подвозили, погрузив на специальные деревянные салазки. до н. э. ) появляется новый тип заупокойного храма. За воротами начинался зал-вестибюль, состоящий из трех частей, в середине стояли две колонны (здесь был вход на балкон), далее следовал зал для приемов с шестью колоннами.
В ней стоял саркофаг из красного полированного гранита. О работе над проектированием пирамид мы знаем очень мало. В стене за колоннами портика имеются три двери, ведущие во дворец и окно. Раскопки возле пирамиды Джосера открыли целый «город мертвых», окружавший усыпальницу фараона.
Рельефы отличаются четкими контурами. В самой сердцевине пирамиды находится небольшая погребальная камера. В маленьком помещении обычно стояла статуя умершего.
Египет невозможно представить без пирамид. Храм Хонсу — типичный храм периода Нового царства (рис. В последнем гробу лежала мумия Тутанхамона.
Золото и серебро использовали также для отделки полов. Комплекс Мединет-Абу сооружался в два этапа. Свет солнца преображался, попадая туда и человек ощущал себя маленьким-маленьким. В это время появился и новый тип колонн. Камень применялся лишь как отделочный материал. Его строили на возвышении и обносили стеной.
Храмы были также важными социальными и политическими центрами. Пирамида Хефрена стоит посередине этой великой триады. Было ясно, что не от времени пострадали эти великолепные статуи из темного твердого камня.
Ступенчатая пирамида простирается на 62 метра над землей и посвящена фараону Джосеру. К концу периода Древнего царства появляется новый тип здания— солнечный храм. В древнем Египте не всякий смертный имел право приближаться к пирамиде – этому «вечному горизонту», за который «зашел» фараон (о фараоне не говорили, что он умер, – он «заходил» за горизонт, подобно солнцу египетские цари называли себя сыновьями солнца). Перекрытие поддерживалось 16 рядами колонн, по десяти в каждом ряду.
Говорят раньше на этих ступенях находились оранжереи с цветущими растениями и прудами. Два из таких сфинксов лежат на набережной Невы в Санкт-Петербурге.
На этих землях была сооружена целая система крепостей. На них нарядная, в мелких складках одежда, высокие головные уборы.
Стены дворца были украшены барельефами и орнаментом. По бокам лестницы высились две 20-метровые статуи Рамсеса II.
И тем не менее, трудно даже предположить, сколько весит такая громадина.
Зал имеет в ширину 103 м, а в глубину 52 м его площадь составляет более 5000 м2. Малый храм по своим размерам и оформлению был скромнее Большого храма. Поскольку считалось, что после смерти человек продолжает жить, но только в подземном мире.
Скорее всего, это было и то и другое. Ощущалось величие богов и фараонов, которые отождествляли себя с этими богами. От III династии (2980-2000 гг. Линия фундамента крепости учитывала особенности рельефа местности.
Соединены они между собой длинной Аллеей сфинксов. Двери комнат и помещений также иногда выходили во двор.
За залом был открытый двор, окруженный пилястрами и статуями царя в виде бога Осириса. В эпоху Среднего царства (2134-1786 гг.
Оформление фасадов строилось на чередовании горизонталей террас с вертикалями колоннад. Кроме одного настоящего входа, эта ограда имела тринадцать ложных дверей. Пирамида состоит из 6 огромных оснований с уменьшающимся размером в высоте. Рядом с этими храмами воздвиг свой заупокойный храм Аменхотеп III.
На противоположном берегу реки находился другой город — город-близнец Нехеб. Этим посвящением фараон ниспровергал старые культы и заменял их новым. План его напоминал план Большого храма. Свод над ними был расписан как небо – синий с золотыми звездами.
Перед жилищем устраивали двор, обнесенный оградой, а позднее стеной. Здесь наступала небольшая пауза, остановка. Это касается не только изобразительного искусства, но и архитектуры. Это пирамида фараона Хеопса. Встречаются и такие макеты, в которых комнаты размещаются вокруг одной центральной залы.
Недаром существует пословица: "Все боится времени, но время боится пирамид". Проектирование, строительство и украшение царских усыпальниц и гробниц было делом специальной «конторы», в которой работали художники, резчики по камню и другие высококвалифицированные специалисты.
От центральной магистрали перпендикулярно к ней отходили более узкие улицы. Храм Амона был окружен огромной стеной, отгораживающей его от внешнего мира. В них размещались погребальная утварь и жертвенные подношения. Вся поверхность пилона покрывалась рельефами, прославлявшими военные подвиги фараона (рис.
Главным «куратором» работы этой «фирмы» был высший сановник фараона, его визирь. В настоящее время эти пирамиды представляют собой груды развалин. Никакого связующего раствора между ними нет, они держатся только своим собственным весом.
Ночное освещение храма походит на футуристический акцент, лишь усиливая древнее окружение. За основным ядром комплекса шел небольшой открытый двор, окруженный колоннадой. В культе мертвых «Ка» занимала очень важное место. Сети I построил свой погребальный храм в Курне (см. Для этих поселений характерны прямые, параллельные друг другу улицы. Она встречается только лишь в гробницах Древнего царства (архаичный период) и в святилищах и храмах римских времен.
«Ба» означало то, что можно назвать «чистым духом». Ещё одной важной постройкой этого периода является Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахри (рис. 4). Уникальные символы архитектурных чудес, которые созданы древними цивилизациями, все они расположены в Египте. «Ка» делала умершего способным существовать после смерти, выполнять жизненные функции. Редкое исключение представляет центральная планировка сооружения.
в стране утвердилась династия Птолемеев. Солнечный крылатый диск обычно и изображался над дверью пилона. Поднимаясь по склону Ливийского плоскогорья, он подводил к верхнему заупокойному храму, расположенному у подножия пирамиды. 70). до н. э. ).
К вестибюлю примыкает двор (45 x 51 м), обнесенный с трех сторон колоннадой, состоящей из 64 колонн такой же формы, как и в вестибюле (рис. Этот храм вошёл в историю культуры под названием лабиринта. Ему было присвоено имя Эхнатона.
Все колонны богато украшали цветным орнаментом и позолотой. Некоторые населенные пункты окружала городская стена. Плети надсмотрщиков изнурительный зной, нечеловеческий труд делали свое дело.
Все погребальное сооружение представляло собою почти сплошную каменную кладку. В центре двора находился жертвенный камень. Этот «дом» представлял собой облицованный кирпичом холм из песка и обломков камней.
Поселение было разделено стеной на две части. Это было особенно характерно для построек времени правления Птолемеев. В потустороннем мире, заселенном умершими, может существовать лишь тот (и это самое основное), кого снабдили в этом мире всем необходимым для загробного существования.
91). Потолок зала был украшен росписью изображавшей виноградные лозы, а декорацией стен служили поливные изразцы с изображением цветов. Ступенчатая пирамида Джосера. Площадь каждого из них колеблется от 60 до 180 м2. Фигуры трактованы как мощные контрфорсы, сдерживающие давление скалы.
Всего – более 100 видов предметов, представляющих период расцвета египетского искусства Нового Царства. Иногда фасад имел колонны, часто так выглядела веранда, выходящая во двор. Именно так были построены пирамиды Древнего царства. Греки назвали этот город Иераконполем. 93).
С наружной стороны сооружений на стенах изображался фараон. Между собой они соединялись перекинутым через дорогу трехпролетным мостом. Вырубленная в скале гробница имеет Т-образную форму (рис: 94). Перед лестницей, ведущей на третью, верхнюю террасу, стояли сфинксы, высеченные из розового гранита.
Около нее лежит самый известный Великий Сфинкс с лицом фараона Хефрена. Такая колонна обычно стояла перед колоннадой, обрамляющей вход в храм иногда это была статуя бога Осириса, составляющая с колонной одно целое. Это справедливо, хотя «египетский стиль» имел плодотворное развитие в искусстве европейских стран в XIX и XX столетиях.
Потому строились они на естественных или искусственно созданных островах. В силу этих причин до нас дошло очень мало следов таких построек и сооружений. После того как при Тутмесе III поселок был расширен, стены передвинули.
С восточной стороны находилась ложная дверь, в нише которой приносились жертвы. В этом переходе находилась ложа фараона. Постройка состоит из шести ступеней, ее размеры составляют 121x109 м, а в свое время высота достигала 62, 5 м. Пирамида имеет особенность, которая отличает ее от других пирамид фараонов. Композиции построены свободно, тела животных изображены естественно. Однако в последствии перешли на камень.
Простые деревенские жилища-хижины строили из тростника, осоки и глины. 66) этот зал имел проходы в боковые ниши и в святилище. Особую известность получил заупокойный храм при пирамиде. Из твердых пород камня они использовали порфир и диорит.
Применялся древними строителями и песчаник. В святилище Малого храма, в центральной нише, стояла статуя священной коровы, в образе которой почиталась богиня Хатор. Главный дворец был построен вдоль берега Нила (рис. Еще в древности были разрушены храмы при пирамиде Хефрена. Главным «куратором» работы этой «фирмы» был высший сановник фараона, его визирь. От них ничего не осталось, хотя у соседней пирамиды Хефрена сохранились остатки храма. Крытыми колонными галереями эти дворики были окружены со всех сторон довольно редко.
Именно эти памятники Древнего Египта сохранили особенности древнеегипетской архитектуры. Пирамиды в Гизе являются единственными и уникальными на всем земном шаре.
В западной части дома находилась ванная комната. В Египте существовало множество каменоломень, где добывали различные породы камня. Силой оружия и хит-ростью египтяне заставили признать свою власть на огромной территории. На втором ярусе храма можно лицезреть рельефы, повествующие о жизни царицы.
90). Эта работа отнимала много сил и труда. Внутри она прорезана ходами, коридорами, а к самой погребальной камере идет широкая пятидесятиметровая галерея, облицованная гранитом, перекрытая подобием свода, который позволяет стенам выдержать огромную тяжесть каменной массы, давящей на галерею сверху.
67). Египетские строители первыми научились ставить отдельно стоящие опоры. Каждое святилище было посвящено одному из семи богов (Осирис, Исид, Хорус, Амон, Ра-Хорахти, Птах и Ра).
Доступ во двор был открыт всем. Они были средней величины (пирамида Сенусерта I достигала 61 м) и не отличались большой прочностью из-за нового способа кладки: ее основой являлись восемь каменных стен, расходившихся радиусом от центра к углам и середине каждой стороны пирамиды от этих стен под углом 45 градусов отходили еще восемь стен пространство между стенами засыпалось песком и щебнем. Редкое исключение представляет центральная планировка сооружения. В последующие столетия на строительстве пирамид работали специальные бригады мастеров. К числу наиболее известных солнечных храмов принадлежит храм Ниусирра в Абидосе6. К сожалению, большинство из созданных при этой царице зданий не сохранилось. Ее преемницами высочайшие каменные сооружения в истории человечества – пирамиды Хуфу (146, 5 м) и Хафры (143 м) в Гизе.
В последующие столетия на строительстве пирамид работали специальные бригады мастеров. Стволы иногда имели каннелюры (вертикальные желобки). Капители колонн напоминали букет из папируса, пальмовых листьев, лотоса и других цветов. Развалины этого поселения были найдены археологами рядом с пирамидой Хефрена. При каждой пирамиде возводился храм, вход в который находился на берегу Нила и соединялся с храмом длинным крытым коридором.
97). Этот храм вошел в историю культуры под названием лабиринта. 107) имеет восьмиколонный портик с капителями в форме расцветшего папируса. Наружный фасад храма образует пилон, проход которого фланкируют две статуи фараона. Стены и полы покрывались росписями. Над колоннами боковых нефов проходит карниз, не позволяющий видеть снизу верхнюю часть стены с оконными проемами. Первый двор храма, доступный для всех, отделялся стеной от других частей святилища.
Столица государства была окружена белой кирпичной стеной, усиленной сторожевыми башнями. Одновременно с возведением здания его внутренние помещения заполнялись песком.
63). По оси портика, в стене, отделяющей его от дворцовых покоев, на некоторой высоте от пола был устроен проем — «балкон явлений». Иногда фасад имел колонны, часто так выглядела веранда, выходящая во двор. На балки укладывали каменные плиты перекрытия. Под ним проходила Царская дорога — главная улица города.
Глаавным объектом строительства в Фивах был храм Амона в Карнаке, расширение которого имело двойное политическое значение: оно должно было показать торжество Амона т тем удовлетворить жречество, а в то же время и прославить мощь новой династии. Ученые назвали их по месту находки «текстами пирамид». С изобретением кирпича могилы стали делаться прямоугольными и обкладываться кирпичом. По сторонам входа высилось по две 20-метровых портретных статуи Рамсеса III. Однако фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, желая подчеркнуть законность обладания престолом. Его считали богом. В долине Нила находилось множество крупных и мелких поселений. Тайны египетских пирамид будоражат воображение.
Дома низшего городского населения значительно отличались от усадеб знати как размерами (10X8 м), так и полным отсутствием служб и садов. Этот исторический период нередко называют «временем пирамид» и его легендарные памятники не были бы созданы без блестящего развития в Египте точных наук и ремесел. Кроме решения чисто технических вопросов нужно было проследить за точным соблюдением множества связанных со строительством обрядов. Это была официальная резиденция фараона.
Это обстоятельство во многом определило своеобразие храма. Храм в Ком-Омбо. По бокам двери вырезаны фигуры богинь Исиды и Сохмет, подающих Сети знак жизни. Рабочие делились на две группы -- на правую и левую, опять же по примеру речников. Помимо Большого храма в Ахетатоне был и Малый храм, называемый Хет-Атон-эм-Ахетатон — «Дворец Атона в Ахетатоне», который был дворцовым святилищем. К центральной части города с юга примыкали кварталы, заселенные знатью.
Из него изготовлены облицовочные плиты большинства пирамид. 89). Окончательные отделочные работы производились сверху вниз. Хотя храмы Нового царства очень разнообразны по оформлению фасада, по построению внутреннего пространства и декору интерьеров, в основе их планировки лежал один и тот же принцип (рис, 68).
К такому зданию затем стали пристраивать кирпичную молельню с жертвенником. О том, как выглядели жилые здания времени VI—XII династий, мы можем узнать изучая модели таких домов, найденные во время исследований гробниц. Для облицовки зданий иногда использовался камень.
Также храм славится своим обилием колон. Несмотря на идеализацию, портреты верно передавали неповторимые черты человека. За этим залом размещались жилые апартаменты фараона со спальней и ванным помещением. В центре моста находился декоративно оформленный проем, так называемое «окно явлений». Отделку основания и самой нижней части заканчивали в последнюю очередь.
Некоторые из них появились еще в доисторические времена, впоследствии большинство таких древнейших поселений превратилось в столицы номов (провинций). Существовали военные поселения и административные центры. Вероятно и скорее всего это именно так, они изготовляли и модели будущих пирамид. Великая царица Хатшепсут разрушила почти все, что было построено до нее.
Между башнями видны два углубления, похожие на ворота. Статуи производят впечатление исполинов, вырастающих из столбов.
К концу периода Древнего царства появляется новый тип здания— солнечный храм. Храм окончательно превращается в центр общегосударственного культа фараона. Он существовал еще до объединения Египта в единое государство. Целые кварталы таких погребений – «город мертвых» – занимали специально отведенные территории неподалеку от городов временно живых. Найденные археологами черепки и кусочки таких строительных проектов свидетельствуют о том, что древний архитектор изображал строящийся объект, как в общих чертах, так и в различных проекциях. Широко раскрытые чаши капителей закрывают каменные блоки, на которых лежит архитрав.
Египетскому искусству чужда суетливость и мелочность. Пирамиды Среднего царства имели внутреннее ядро, выложенное из кирпичей. Именно так были построены пирамиды Древнего царства.
Он тоже был окружен стеной. 77). Но в этот период в храмовой архитектуре. Она построила свой храм рядом с храмом фараона Ментухотепа II.
Поселок окружала семиметровая кирпичная стена. Двери комнат и помещений также иногда выходили во двор. 73).
Этой особенностью является глубокая вертикальная шахта, перекрытая сверху куполом. О пирамиде Джосера ходят различные легенды, одна из которых гласит о существовании подземного города, в который можно попасть через пирамиду. В плане он представляет собой вытянутый прямоугольник, ориентированный с востока на запад его фасад обращен к Нилу, от которого к нему ведет дорога, обрамленная сфинксами (аллея сфинксов). Наиболее точно он отобразился в Храме Гора в Эдфу.
Храм богини Гатор (Хатхор) в Дендера. К нему примыкала комната с альковом, служившая спальней. Наиболее известна мастерская начальника скульпторов Тутмеса.
Хатшепсут, прославленная женщина-фараон, заняла престол не по праву. Вход в пирамиду располагался с северной стороны. Организация труда была очень высокой, на строительстве работали тысячи людей, но отдельные «команды» не мешали работе друг друга. Грандиозную пирамиду Хеопса греки считали позже одним из семи чудес света. То сооружались громадные пирамиды, то гробницы и скальные храмы имевшие только внутренние объемы. Здесь находился тронный зал, войти в него можно было через огромный колонный зал.
Египтяне умели строить и настоящие своды, но делали они это исключительно только при строительстве усыпальниц из кирпича, при возведении складских помещений и прокладке каналов. В гробнице Мекетри (XI династия) была найдена модель жилого дома с бассейном, окруженного деревьями. Царская могила была недоступна для людей и демонов.
В мастаба оставляли изделия бытового и культового назначения, сосуды с зерном изделия из золота, серебра, драгоценных камней, слоновой кости, черного эбенового дерева, фигурки ушебти. Самая большая из них была создана зодчим Хемиуном для фараона Хеопса. Храм Мут стоял на берегу полуострова, омываемого озером.
Все делалось только с помощью живой человеческой силы. Эти платформы наращивали по мере роста сооружения. Архитектура Древнего Египта ассоциируется прежде всего с пирамидами.
Они славили силу и мудрость фараона. Мастерская Тутмеса располагалась в первом дворе. Из-за недостатка горючего материала и древесины кирпичи сушились под лучами солнца.
За входом располагался гипостильный зал, близкий по форме залу-«двору» Большого храма, но вместо статуй фараона в образе бога Осириса опорами служили столбы с гаторическими капителями в виде головы женщины с ушами коровы. Отстранив Тутмеса III, она захватила престол и в течение 27 лет была владычицей Египта. В древних Фивах находились крупнейшие из таких храмов – Карнак и Луксор.
113). Скорее всего, внешний вид дворца фараона, его фасада повторяли формы архитектуры древних царских гробниц того времени (прекрасный пример этого — гробница царицы Мернехт).
Эти требования и определили структуру гробниц Древнего царства. Как видно из его титула «Наследный князь, единственный семер, хранитель печати, начальник сокровищницы, начальник дома Амона, начальник таинств в доме Амона, начальник житниц Амона, руководитель всех работ царя, великолепный в создании памятников царя обеих земель, жрец Амона, начальник стад Амона, руководитель праздников, воспитатель старшей царицы», Сенмут занимал важный пост при дворе Хатшепсут.
За пилоном расположен открытый двор. Вокруг места строительства воздвигали насыпные земляные пандусы. По сравнению с храмом Ментухотепа он менее суров и богаче декорирован. Мы не увидим еще свободно стоящих колонн, они соединены со стенами, от которых зодчий не решается их отделить.
Это означало, что они могли быть похоронены рядом с пирамидой или гробницей повелителя. В надземной части мастабы располагалась молельня сердаб со статуей. При V династии появляется новая форма храма – солнечный храм: главный его элемент – колоссальный каменный обелиск, верхушка которого покрыта медью (окаменевший луч Ра) он стоит на возвышении перед ними расположен огромный жертвенник. Перед ней был изображен фараон Рамсес II, находившийся как бы под защитой богини. Из камня возводились только храмы богов и комплексы гробниц, причем строились они на века.
Для того чтобы подчеркнуть величину статуй фараона, у их ног были помещены женские фигуры, выполненные в натуральную величину. Блоки белого облицовочного известняка на ладьях перевозили на другой берег Нила. Открытые дворы в заупокойных храмах были похожи на дворы в домах простых египтян, но для фараонов они имели абсолютно особое значение.
Следующим этапом была обработка поверхностей каждой каменной глыбы. Слово «мастаба» относится уже к арабскому времени и граничит с тем, что форма этих трапециевидных в разрезе гробниц напоминала арабам большие скамьи, называвшиеся «мастаба». Назывались они хебседными.
Первой пирамидой этого типа была пирамида Снофру в Дашуре (свыше 100 м). Внутри пирамиды было несколько камер из которых только две были погребальными. Храм в Дейр-эль-Бахри был построен по проекту и при непосредственном участии архитектора Сенмута.
Позже возникает еще один тип колонны – в виде связки бутонов лотоса. 71). Его окружала стена из белого известняка высотой в десять метров. Оба города процветали тысячелетия, а Нехен был административным центром провинции.
Можно себе представить, каким подавленным чувствовал себя древний человек, попавший туда. Ее высота равняется почти ста сорока семи метрам. Комнаты женщин и детей располагались вокруг хорошо освещенных двориков.
В прошлом эта страна широко применяла дерево для своих нужд, вывозя его из соседних стран. Город строился сразу как столица государства. На пьедесталах высечены изображения пленных, символизирующие победы, одержанные Хатшепсут. Крытыми колонными галереями эти дворики были окружены со всех сторон довольно редко.
Другие занимались их дальнейшей транспортировкой к подножию ливийских гор. Затем их полировали. Одна, нижняя, как предполагают ученые, предназначалась для супруги царя. 78). 50). Декорирование святилищ ещё сохраняет связь с эпохой деревянного зодчества, в котором использовался орнаментальный мотив тростниковой плетенки. В большинстве случаев фасад изображался на самом краю плоскости основного чертежа.
Молельни не имели окон и освещались только искусственным светом. В них стали жить и знатные сановники и жрецы, служившие культу усопшего фараона. Жилая часть состояла из спальни хозяина с умывальной, женских помещений и кладовых. Его архитектор Инени осуществил здесь планировку, ставшую характерной для храмов Нового царства. Поражает и восхищает сама техника изготовления фигур таких масштабов. Он вел во второй гипостильный зал (первый — нижняя терраса) и помещения, вырубленные в скале. Несмотря на огромные размеры, пропорции статуй выдержаны с поразительным мастерством.
Интерьеры храмов были богато украшены. Стены зала покрывали яркие росписи.
Простые люди чаще жили в домах из тростника или кирпичей из нильского ила с соломой. Привязав к кадкам веревки и продев через веревки палку, слуги несут деревья для посадки. Войска фараона, сражавшиеся в Малой Азии, познакомились с устройством и типами тамошних крепостей. Большие строительные работы проводил Сети I и в главном египетском святилище — Карнаке. Раскопаны целые кварталы, населенные людьми одной специальности.
Постепенно мастаба усложнялась молельни и помещения для статуи устраивались уже внутри надземной части, сплошь сложенной из камня. Против входа в южную часть дворца находился зал с 36 колоннами. Постепенно появились тростниковые хижины, обмазанные глиной.
Созданием вечной усыпальницы фараон обеспечивал своему бессмертному духу вечное жилище. Многочисленные проходы — лучшее место для того, чтобы сделать ошеломляющие фотографии. Она представляла собой шесть поставленных друг на друга уменьшающихся кверху мастаб. Победные походы фараонов в Переднюю Азию и Нубию укрепили авторитет Египта. Наряду с пирамидами, которые по сути копировали пирамиды Древнего царства, появился новый тип погребальных сооружений, сочетавший в себе традиционную форму пирамиды и скальную гробницу.
В большинстве случаев специальных защитных сооружений не возводили. Сын и преемник Аменхотепа III Аменхотеп IV (рис. Рельефы, врезанные и выпуклые изображают боевые подвиги Сети I и Рамсеса II.
«Ка» являлась духовным двойником человека, с которым тот встречается после смерти. Начиная от масштабов святилища и кончая тематикой его декорировки, все было пронизано этой идеей, лучшим воплощением которой явился фасад храма.
Он высечен из каменной глыбы и чуть-чуть надстроен. Аналогичный зал, но с шестью колоннами, расположен на западной стороне дома. Пространство кажется здесь более свободным, а потолок как бы парит в воздухе. Общие черты в планировке и оформлении дома, дворца, храма и гробницы сохранялись и впоследствии в архитектуре рабовладельческого Египта.
Здание раскрывалось, подобно цветку растения. 65).
Колодцев при домах не было и воду приходилось доставлять из Нила на ослах. Столь же известен был добываемый рядом с Мемфисом турский известняк. Начиная со времени Среднего царства, встречаются два особенных типа колонн. Египетские мастера, начиная с незапамятных времен, работали по точным тщательно разработанным планам. Развернутые плечи, повернутые вбок головы и ноги напоминают изображения Древнего царства. Вокруг пирамид рядами располагались мастабы.
Парадная комната соединялась со спальней. Столь же известен был добываемый рядом с Мемфисом турский известняк. Храмовый участок имевший форму вытянутого прямоугольника, был обнесен мощной стеной.
Победные походы фараонов Нового царства в Нубию и Переднюю Азию укрепили авторитет Египта. Центром дома был большой (площадью 64 м2) приемный зал, перекрытие которого опиралось на четыре колонны. Через каждые три месяца менялись рабочие, число которых достигало 100 000 человек. Сегодня мы знаем только место, на котором стоял Мемфис. Такой крепостью был и бастион в Нехебе (Эль-Каб).
Так же как храм Ментухотепа, храм Хатшепсут расположен на трех террасах. Однако фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, желая подчеркнуть законность обладания престолом.
Центральную часть северного комплекса занимал огромный (60 x 120 м) бассейн, окруженный садом (рис. К камере вели шахта и коридоры с множеством боковых ходов и ответвлений. Отколотый камень вытаскивали из шахт каменоломен с помощью толстых канатов, сплетенных из папируса (такие канаты были найдены в древних каменоломнях). Вес тяжелых балок перекрытия несли стены, пилоны и колонны.
Композиция замыкалась одной или несколькими молельнями, в которых стояли статуи божеств. Пирамида Джосера была центром сложного ансамбля из молелен и дворов. Они находятся в пригороде Каира, недалеко от нила. По цикличности жизни природы моделировалась и человеческая жизнь. Древняя египетская мебель делалась почти сплошь из дерева. Камни были отшлифованы так, что между ними можно просунуть разве что лезвие бритвы.
Не хватало древесины и для строительных работ. Жертвоприношения (жертвенные животные или священные статуэтки) совершались рядом с местом работ по закладке фундамента. Интересны формы колонн и пилястров: четкие, величественные в своей простоте каннелированные стволы с плоскими плитами абак вместо капители или впервые выполненные в камне пилястры в форме раскрытых цветов папируса и лотоса. Второй же, зал был самым таинственным: из него были проделаны проходы к семи святилищам.
На это указывает неодинаковость опор на верандах по обеим сторонам двора. Он представлял собой сочетание трех поставленных друг на друга кубов. Наиболее известным был асуанский гранит. 96). Стволы колонн зала были сделаны из дерева, а базы — из белого известняка стены были расписаны, так как помещение было предназначено для приема гостей в жаркое время года.
Дорога приводит к нижней террасе, на которой расположен первый двор храма. В каждом доме имелся небольшой дворик, общая комната, спальня и кухня. Воздвигнутый перед гипостилем новый пилон превзошел все прежние: длина его равнялась 156 м, а стоявшие перед ним мачты достигали 40 м в высоту.
При XI династии заупокойный храм становится центральным элементом погребального ансамбля он состоит из двух террас, обрамленных портиками и увенчан пирамидой, основание которой служит естественная скала (усыпальница Ментухотепов). К ним были прислонены 10-метровые статуи Рамсеса изваянного в виде бога Осириса (рис. Там совершались моления, а потом процессия медленно двигалась в верхний храм.
В Карнаке им был возведен хебседный храм с пятинефным залом. 1. Из зала лестница и пандус ведут в шестиколонный зал с двумя молельнями.
Дальше были расположены молельни. Благодаря аллеям сфинксов Луксор был включен в композицию Карнака. В них помещали саркофаг с мумифицированным царем и все необходимые вещи и ценности для «вечного» существования. Однако храм в Абу-Симбеле превзошел все, когда-либо построенное здесь фараонами. Во втором, маленьком зале стояли две колонны (рис.
В центре комнаты стоял столб, поддерживавший кровлю. Рабочие делились на две группы — на правую и левую, опять же по примеру речников. Однако засушливый климат Древнего Египта сохранил некоторые сооружения из кирпича-сырца — деревня Дейр эль-Медина, Кахун, город, достигший расцвета в Среднее царство (современный Эль-Лахун), крепостные сооружения в Бухене и Миргиссе.
Характерно, например что пирамида Сенусерта I называлась «Сенусерт, смотрящий на Египет», а на верхушках некоторых пирамид были изображены глаза. Сведения о них мы почерпнули в основном из текстов и письменных документов.
Таким образом, в строительстве Карнака были заинтересованы и жрецы и фараоны. Северная сторона дворца выходила на площадь. Гипостиль непосредственно примыкает к основному зданию храма, состоящему из одного или нескольких колонных залов, святилица со статуями богов и подсобных помещений (сокровищница, библиотека, кладовые). Они были намеренно испорчены, разбиты на куски искалечены. Монументальный характер здания, спокойное оформление стен, строгая геральдика цветов, символизирующих единство страны, соответствовали торжественности начертанных текстов.
Её высота 146 метров и в ней может свободно уместиться, например, Исаакиевский собор. И в то время, как для жилищ, предназначенных для живых, продолжали употреблять кирпич и дерево, гробницы – «дома вечности» – явились первыми каменными постройками. Мумия Джосера была погребена в специальной камере в основании пирамиды. Именно так выглядел базальтовый саркофаг фараона Микерина (Менкаура), найденный в глубине его пирамиды.
К основному залу примыкали колонные залы меньших размеров. Строители пирамид предусмотрели и это. Здесь многое может рассказать Вам о древних ритуалах и традициях.
В большинстве случаев фасад изображался на самом краю плоскости основного чертежа. А умерший фараон был покровителем своей страны. К этой эпохе относится тип дворцовых фасадов— «серех» изображения которых встречаются на стелах фараонов I династии. Храм в Луксоре – это тоже "солнечный храм", в котором также была священная ладья.
Этот маленький городок возник в начале правления XVIII династии. Постоянно работало сто тысяч человек, они сменяли друг друга каждые три месяца. Гробница фараона размещалась под колонным залом. В годы правления династий архаичного периода оба города были обнесены прямоугольной кирпичной стеной, сами цитадели были окружены кирпичными стенами с башнями. Малый храм в Абу-Симбеле, посвященный Рамсесом III богине-корове Гатор, был расположен к северу от Большого (рис.
Капители колонн на веранде имели форму цветка папируса. Обе части соединялись крытым переходим, перекинутым через разделявшую их дорогу. Ведь никаких машин для поднятия двухтонных известняковых глыб не было. К гробнице ведет лестница, завершающаяся дверью, за которой идет узкий проход длиной 7, 6 м, отделенный второй дверью от большой прямоугольной в плане (3, 6 x 8 м) комнаты.
Посреди второго зала был разбит открытый сад, к третьему залу примыкали кладовые для вина.
Имелось два зала, каждый из них украшало множество колонн. Они располагались на глубине 33 метров. К сожалению, реликвии той эпохи в большинстве своем не дошли до нас. Наличие специального возвышения позволяет считать первый колонный зал тронным. Египет вновь стал сильной державой и достиг небывалой доселе мощи.
Монолитные обобщенные статуи воспринимаются не как произведения скульптуры, а как столбы. Наряду с высококвалифицированными специалистами использовалась также и низкоквалифицированная рабочая сила, помощники (например, транспортники). до Р. Х. ).
Пирамида Хеопса называлась, например, «Гор обитает на горизонте», Хефрена -- «Велик Хефрен», а Микерина -- «Божественен Микерин». Основу этого сооружения составляет известняковая скала искусно обработанная мастерами. -- 350 г. н. э. ).
Гробницу умершего называли «домом Ка», жреца, который совершал погребальные обряды, называли «служителем Ка». Наряду с городами, расположенными на открытых местах, с их беспорядком узких улочек, нам известны города и поселения, которые были спланированы и построены по единому плану. Ниже размещались скульптуры изображавшие головы народов, покоренных фараоном. 98). В домах жителей «города у пирамид» в Эль-Лахуне было четыре или пять комнат. Но Хатшепсут не довольствовалась ролью регентши.
Эта прочная скалистая площадка была в состоянии выдержать вес пирамиды. Его задняя стена примыкает к стене, окружающей пирамиду. Период Древнего царства был временем сложения всех форм египетской культуры. Для «вечного» существования по древнеегипетским верованиям нужно сохранить тело умершего и соорудить для него дом. Следы человеческой деятельности в долине Нила восходят к древнейшим временам.
Первой была Ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре, фараона III династии. Двор этот не был достроен: Аменхотеп успел закончить только центральную часть двора с двумя рядами колонн (около 20 м высоты) с капителями в форме расцветшего папируса и со стволом почти цилиндрической формы со слегка обозначенными гранями, напоминающими трехгранный стебель папируса (рис. Сохранилась статуя сидящего Сенмута с царевной, дочерью Хатшепсут, на коленях (рис. Перед пилоном стояли колоссальные статуи фараона, обрамлявшие вход. Древнеегипетская архитектура является отражением мастерства зодчих той эпохи.
В последнем случае получался так называемый псевдопериптер. Стали излишней роскошью гробницы типа мастаба. Он был обсажен деревьями и имел пруд, заросший папирусами.
Они были жилищами богов и походили на жилище человека. Среди них самая большая египетская Пирамида — Пирамида Хуфу. Черты этих сооружений нередко повторялись и в формах царских саркофагов. Перед входом в храм стояли огромные статуи фараонов, рядом с ними – обелиски. Дома ремесленников в поселке построены вплотную друг к другу. 84).
Их часто так и называли – колоссы. 81). Наибольшую сложность при проектировании пирамид представляли две задачи.
Оформление фасадов строилось на чередовании горизонталей террас с вертикалями колоннад. Роспись потолка изображала небо. Считается, что это было изображение Хефрена в львином образе (голова человека и тело льва). В начальный период Среднего царства (XI династия) возникла новая форма царского захоронения – скальная гробница, расположенная под крытым колонным залом, перед которым находился заупокойный храм (гробница Ментухотепов). Для гробниц высшей знати уже при I династии применялся известняк.
Самым распространенным камнем был асуанский гранит. Геродот писал, что Мени (Менее), первый властелин Египта, если судить по тем рассказам, которые слышал греческий ученый от египетских жрецов, построил дамбы и плотины и осушил землю для строительства города. Каждый новый период приносил значительные перемены в архитектуре. У южной стены двора стояли столбы с прислоненными к ним статуями царя в виде бога Осириса.
Западный портик — глубокий, перекрытие его поддерживается двумя рядами опор. Внутренние помещения обычно располагались в линейном порядке, одно за другим. 100 и 101).
Башни эти были очень велики и массивны их боковые стороны имели легкий наклон. Каменные колонны древнеегипетской архитектуры делятся на несколько типов. Что это – скульптура или архитектура или то и другое вместе. Об этом свидетельствуют немногочисленные сохранившиеся изображения дворцов фараонов. Египетские каменные колонны возникли как архитектурное выражение форм растительного мира.