В специальной литературе термину «архитектурный модернизм» соответствует ряд выражений на английском языке- «modern», «modern movement», «modern architecture». Архитектор модернизма отказывается от монументальной и других тематик, присущих ранним архитектурным стилям отсутствует лепной декор и остальные украшения. Основные представители архитектурного модернизма — это пионеры современной архитектуры Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Людвиг Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер, а также некоторые другие. Архитектурный модернизм базировался на новейших достижениях и открытиях научно-технического, промышленного прогресса, на передовых идеях своей эпохи. Отличительные черты модернизма: разрыв с исторической традицией, отказ от декорирования архитектурных форм и переход к сугубо экспериментальному, новаторскому формообразованию, выявляющему функциональную и конструктивную основу сооружения.
Архитектурный модернизм является нового образца стилем в архитектуре 20-го века, который в корне отличается от всех предшествующих стилей, так как в основе его лежит первым делом рациональность и функциональность. Архитектурный модернизм (новейший, современный, новый) — движение в архитектуре XX века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого. Сегодня в среде исследователей архитектуры нет единого мнения, можно ли отнести эти направления к модернизму или постмодернизму или же их появление свидетельствует о рождении новой архитектурной парадигмы. Архитектурный модернизм просуществовал до 80-х годов прошлого столетия, когда его заменили другие стили и направления. Основные представители архитектурного модернизма— это пионеры современной архитектуры Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Людвиг Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер, а также некоторые другие.
В наибольшей степени это обогащение при одновременном «смягчении» аскетизма архитектурных форм модернизма демонстрируют композиции таких общественных объектов, как вокзал Термини в Риме и комплекс сооружений ЮНЕСКО в Париже.
Но стиль модернизм проявлял себя не только в прямоугольных незамысловатых остекленных «коробках» с полным остеклением фасадов, были и проекты различных форм и конструкций, довольно сложных и оригинальных, как например, музей Гуггентхейма в Нью-Йорке, который Вы можете наблюдать на рисунке выше (здание округлой формы), а также для наглядности представлена фотография ниже кафе «Жимчужина» в Азербайджане. После смерти О. Перре работы по реконструкции центра Гавра были завершены под руководством архитектора Турнана. Модернизм явился принципиально новой художественной идеей. Главное же то, что несмотря на разновеликость, весь комплекс смотрится цельно и уравновешенно. Жозефа (Lglise St Joseph) (арх. Хрустальный дворец Джозефа Пекстона на Всемирной выставке 1851 года является одним из первых примеров использования металлических и стеклянных конструкций а лучшим примером является строительство небоскреба в Чикаго в 1890 году архитекторы – Вильям Лё Барон Дженни и Луис Салливан. Модернизм во многом определил пути современного искусства.
«Функциональными» мы называем средства, предназначенные для достижения некоторой цели. Философия движения «Искусства и ремесла» требовала возврата к ручному ремесленному производству доиндустриальной эпохи. Модернизм 20 века использовал другие методы воздействия на восприятие человека.
Влияние этого движения на архитектуру можно увидеть больше всего в доме Ритвельд Шредер, который является единственным зданием, созданным исключительно с использованием принципов De Stijl — белые и серые стены, черные дверные рамы и множество элементов, окрашенных в яркие основные цвета. XIX века претерпели изменения вследствие освоения современных промышленных технологий. Новшеством стала крыша из стекла над внутренними дворами – атриумами. Придумал его простой французский садовник Жозеф Монье, пытаясь найти решение для изготовления садовых кадок для растений— что положило начало развитию конструкций из железобетона (армированного бетона). Теоретики Ар Нуво и Венского Сецессиона искали новые пути в декоративном искусстве, но не осознавали масштабы произошедших перемен. После этого внешние стены апсиды (1891 – 1893) он построил в более свободном готическом стиле, чем Виллар.
Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передает общий характер построек модернизма. В результате общественного развития, роста материальных и духовных потребностей людей, обостренных большими разрушениями второй мировой войны, возник острый дефицит организованного и застроенного архитектурного пространства. Они дали возможность перекрывать без опор большие пространства.
При этом общая композиция рассматривалась не как стандартная форма, а как свободное сочетание объемов. Широко использовалось стекло в металлоконструкциях. Она была основана в Мюнхене в 1907 году при содействии Хермана Муфесиуса. Да и аэропорты сегодня — по понятным причинам — располагаются далеко от центра.
1852- 1926 гг. ). Интернациональный стиль отказывался от национальных культурных особенностей и исторического декора в пользу прямых линий и чистых геометрических форм, гладких поверхностей из стекла и металла. Лишь с таких моментов начинают жить традиции, живет и то, что с мюнхенской точки зрения предстает как «другая» традиция. В-третьих.
Таким образом, авторы отступили и в этом объекте от эстетики прямого угла, создав индивидуальную пластичную объёмную форму сооружения. 1841 -1918 гг. )- руководитель кафедры архитектуры в Академии пластических искусств. Строго соблюдались требования озеленения и благоустройства. Кредо модернизма заложено в самом его наименовании – это созидание нового («модерн» значит «новый»).
Во Франции ведущим архитектором «арт нуво» был Гектор Гимар (1867 – 1942), обучавшийся в Школе декоративного искусства, а начиная с 1885 г. – в Школе изящных искусств, которую он покинул в 1889 г., не закончив курса, чтобы начать работу в строительной компании. Отделение формы от функции касается еще и постмодернизма, соответствующего определениям Чарльза Дженкса и полностью свободного от ностальгии — независимо от художественного обособления формального репертуара 1920-х годов (Айзенман и Грейв) или же от внедрения подобных сюрреалистическим декорациям средств оформления, чтобы «выманить» живописный эффект у агрессивно перемешанных стилей Холляйн и Вентури22. В Нью Йорке прорыв произошел, когда шла полемика вокруг здания ПанАмерикен, что возвышалось над Центральным вокзалом используя свои «воздушные права» модернистской недвижимости (т. Но в «Bayхаусе» эти проблемы ставились в формате, ориентированном на дидактические цели. Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передает общий характер построек модернизма.
Однако, разочарованный в возможностях реформы условий жизни города при капитализме, он отказался от широких замыслов 1920—1930-х гг. На окраине Барселоны Гауди спроектировал парк Гуэль (1900 – 1914), который должен был ассоциироваться с английской усадьбой. Основные принципы архитектурного модернизма – использование самых современных строительных материалов, рациональный подход к решению конструкций и внутренних пространств, отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминесценций в облике сооружений их «интернациональный» характер. Символом архитектурного историзма стали берлинские дома «казарменного» типа: «передний дом историзирующему фасаду которого полагалось гарантировать престижную стоимость квартир и наряду с этим повышать стоимость пожарной страховки дома, был зарезервирован за средней буржуазией, а вот в задних домах ютилось более бедное население»11. Историческое же Просвещение не определяло историческую мысль вплоть до конца XIX века.
в соответствие сознания зрителя специфическому «восприятию жизни». В специальной литературе термину «архитектурный модернизм» соответствуют английские термины «modern architecture», «modern movement» или же «modern», употребляемые в том же контексте. Декоративное убранство фасадов, а особенно интерьеров достигает невероятной изощренности.
Современная архитектура (модернизм) имела главным источником и вдохновляющим началом техническую и промышленную революцию XIX века. Наконец, «поставангардистской» мы называем современную живопись, которая самовластно пользуется формальным языком, созданным модернистским движением, отказываясь от чрезмерных надежд на примирение искусства с жизнью. Н. В. Васильев был более либерален и вносил в совместное творчество элементы рационализма: гладкая (но не всегда прямолинейная в плане) стена, остекление. Характерный пример сотрудничества Васильева и Бубыря – Торговые ряды «Новый Пассаж на Литейном проспекте (д. Новая мода попала во власть чистой геометрии.
Образованное от латинского слова modernus – «современный», — это направление возникло на рубеже XIX и XX столетий. Стены помещений окрашивались в пастельные тона – сиреневатые, зеленоватые, жемчужно-серые. 1883). Сплошь остекленный, с металлическими переплетами, фасад этого здания освещал общий торговый зал первого этажа, торговые галереи верхних этажей и объединяющую лестницу. Внимание привлекает необычная текучая форма лестницы.
Но постепенно ясные очертания и компактные формы нового стиля прижились. направления брутализм, метаболизм и, главное, постмодернизм, к рубежу 1960-1970-х годов потеснившие модернизм в мировой архитектурной практике. Проблемы городского планирования — это, в первую очередь, не проблемы оформления, а проблемы неисправности техники, проблемы сдерживания и преодоления анонимных системных императивов, которые вмешиваются в городские жизненные миры и грозят подорвать саму субстанцию города. Декорировать строения напускной эстетикой, выраженной в вензелях, не торопились, отдавая предпочтение выдержанному аскетизму.
В застройку бульвара вкомпоновано 106- метровое здание храма Св. По сравнению с условиями проектирования районов массовой типовой застройки у авторов генерального плана и зданий Ганзы была большая свобода в размещении (в рамках свободной планировки квартала)и выборе этажности (от 1 да 10) составляющих его застройку 50 зданий и введении в застройку помимо зданий повседневного обслуживания зданий и учреждений периодического и эпизодического посещения. В общем-то для Британии бетон был не характерным строительным материалом (традиционно там использовался красный кирпич), но Англия легко приняла новую традицию. Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта (1861 – 1947). Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта (1861-1947).
Во-вторых. В такой перепланировке архитекторы не принимали заслуживающего внимания участия. Так, проблемами, возникшими из живописи кубизма, занимаются прежде всего три группы: группа пуристов, сложившаяся вокруг Корбюзье кружок конструктивистов, сложившийся вокруг Малевича в первую же очередь — движение «де Стейл» (с ван Дусбургом, Мондрианом и Оудом). Важную роль для развития новых тенденций сыграли такие факторы, как движение «искусства и ремесла» в Великобритании, вдохновителями которого были художник и эссеист Уильям Моррис, художник и писатель Джон Рескин, а также промышленный подъем в Германии, выразившийся, в частности, в образовании новых промышленно-художественные мастерских в Мюнхене («Vereinigte Werksttten fr Kunst im Handwerk», 1898) и в крупных художественно-промышленных выставках (художественно-архитектурные выставки Дармштадтской колонии (1897, 1901, 1905-08), Дрезденская промышленная выставка (1899—1900гг. ) и др). Но ведь эту цель, коей должна служить архитектура, Гегель понимает как целокупность общественных коммуникационных и жизненных взаимосвязей — «как человеческих индивидов, как общину, народ»14.
Наиболее влиятельным адептом данного направления, безусловно, был Ле Корбюзье. Стилевое новаторство становится самоцелью. Неслучайно в те же годы Зигмунд Фрейд разрабатывает основы учения о неврозах. Архитектура новых жилых образований была весьма аскетична: соблюдались эстетические каноны раннего модернизма (эстетика прямого угла, плоской крыши, ленточного остекления в массовых общественных зданиях), при этом геометризм форм усугублялся в связи с технологическими требованиями производства сборного железобетона. Настоящей «призмой из стекла и бетона» можно назвать здание Сигрем Билдинг в Нью-Йорке, созданное в 1958 году архитекторами Мис ван Дер Роэ и Ф. Джонсоном. Нужно отметить, что это направление более живое, нежели сменивший его конструктивизм: рационализм старался придать строениям плавные, приятные для восприятия линии и формы.
В европейском и американском искусстве термин относится только к одному направлению в искусстве, называемому «модерном» (югендстиль, ар нуво и др. ). Его скульптуры, кратко именуемые «мобилями», представляют собой изящно подвешенные проволочные конструкции. Фактически это несколько зданий различной высоты, объединенных между собой проходами и галереями.
Под рубрикой «функционализм» описываются определенные ориентирующие представления, принципы конструирования пространств, принципы использования материалов, методы производства и организации функционализм движим убежденностью в том, что в формах должны выражаться функции эксплуатации, для которой создается постройка. При строительстве использовались пёстрые орнаменты, роскошь, дорогие современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро). Композиция выражала веру Энделя в художественное значение Ет-pathie, т. е. Так называемые «неостили», расцветшие в Европе в конце XIX— начале XX века— югенд-стиль в Германии, сецессион в Австрии, ар-нуво во Франции, модерн в России— решительно порывали с прошлым, как в отношении формы, так и в отношении базовых установок, являясь таким образом прямыми предшественниками модернизма.
Французским ведущим архитектором стиля был Гектор Гимар, получивший образование в Школе декоративного искусства и в Школе изящных искусств. Ладовский (1881-1941). Это движение стало переломным по содержанию. Например, в Дубаи началось строительство «Rotating Wind-Powered Tower» – башни, вращающейся от силы ветра.
В результате он опубликовал множество книг об английской архитектуре, важнейшей из которых было его трехтомное исследование Английский дом (Берлин, 1904 – 1905). Но это не так уж ново в конце концов, даже у классицистски настроенного Гегеля читаем: «Потребность вносит в архитектуру формы, являющиеся абсолютно целесообразными и подвластными рассудку: прямолинейность, прямые углы, ровные поверхности»15. Подъем переживает архитектура стран Латинской Америки. настоятельно встает вопрос, не устарело ли само понятие города. Застройка этого района являлась частью первой послевоенной строительной выставки «Интербау», призванной возродить предгитлеровскую практику выставок Веркбунда. Выражение «постмодерн» поначалу тоже характеризовало всего-навсего новые варианты в пределах широкого спектра позднего модернизма и применялось оно в Америке 1950-60-х годов по отношению к литературным течениям, стремившимся отделиться от модернизма раннего3.
Выражение модернизм употребляется иногда как синоним понятия «современная архитектура» или же как название стиля (в англоязычной литературе – «modern»). Возникло новое направление в мире моды — «гарсон», ориентирующееся на полудевичьи и полумальчишеские фигуры. В позициях нелегко разобраться.
Интересно здание Национального центра промышленности и техники в Париже (1958), перекрытое крупнейшей сводчатой оболочкой. Идейным вдохновителем и лидером направления стал архитектор и педагог Николай Ладовский.
Благодаря такому пристрастию австрийского архитектора И. Хоффманна (1870-1956 гг. ) называли «квадратным Хоффманном». В 1922 году ван Дусбург направляется в Веймар, чтобы в полемических дискуссиях с преподавателями из «Баухауса» выступить в защиту конструктивистских основ функционалистского строительства и оформления. Какова бы ни была причина, в 1900-х архитекторы по всему миру начали создавать новые архитектурные решения интегрируя традиционные знания (готические, например) с новыми технологическими возможностями.
Эта выставка дает повод задуматься над смыслом приставки «пост». В то же время они применили ряд композиционных элементов модернизма – «дом на ножках» (в данном случае – поперечных однопролётных двухконсольных монолитных рамах-пилонах), плоскую эксплуатируемую крышу и т. п. В 1901 г. Эндель вернулся в свой родной город Берлин, где семь лет спустя издал Красоту большого города (Die Schonheit dergrofien Stadt).
Эскизы Обриста к вышивкам, которые часто содержали кривые линии иначе называемые «ударом бича», оказали влияние на Августа Энделя (1871 – 1924), переоформившего фасад снесенного ныне фотоателье «Эльвира» (1896 – 1897) в Мюнхене, украшенный удивительно динамичным, абстрактным штуковым рельефом, напоминающим гигантских морских коньков в красном и бирюзовом цветах. архитекторами А. Вителлоцци, Л. Калини, М. Кастелацци и др.
Намечался мир новой формации. Творчество таких больших мастеров, как, например Матисс, Пикассо, Марке и др. Но широкое воплощение идей модернизма ярче выявило его недостатки: жёсткость концепций, потерявшие актуальность принципиальная установка на «строительство жизни» и пафос техницизма, оторванность от реальной жизни, проявившаяся в невнимании к естественным процессам развития городов.
Этот период в истории ознаменовался всплеском развития промышленности. Эта вера, которую он разделял с Обристом, была почерпнута из авторитетного учения по психологии эстетического восприятия Теодора Липпа (1851 – 1914), у которого Эндель с 1892 г. изучал в Мюнхене философию и эстетику. Интерьер оформлен в виде широкого открытого пространства. Архитектура «неостилей», с её огромными, немыслимыми раньше оконными проемами и пролетами перекрытий, большими поверхностями остекления, смело осваивала железобетон, что было весьма важным опытом для последующих поколений архитекторов. Критика Ады Луизы Хакстебл и Дугласа Хаскелла звучала следующим образом: «здание разъединило уличное пространство Парк Авеню и испортило репутацию консорциума архитекторов: Вальтера Гропиуса, Пьетро Беллуччи и строительной компании «Эмери Рот и сыновья».
Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта. Он декорирован живописью, скульптурой, керамикой. М. Посадскую (с него в 1899 году и началось строительство комплекса, законченное в 1904 г. ).
Несмотря на то что Гимар не участвовал в конкурсе 1898 г., благодаря протекции друга, президента городского совета Парижа, он получил заказ на оформление этих павильонов. Термин в переводе с латыни значит «разумный» и этим все сказано.
В конструктивизме модернистская архитектура следовала экспериментальным стремлениям живописи авангарда. Avant-garde — это инновационная и радикальная архитектура, которая хотела отличаться от «бездушного» вида современной архитектуры. В специальной литературе термину «архитектурный модернизм» соответствуют английские термины «modern architecture», «modern movement» или же «modern», употребляемые в том же контексте.
Здание суда округа Кошиз (Бисби, Аризона)Отличительными чертами ар-деко были строгая закономерность, смелые геометрические формы, этнические геометрические узоры, оформление в полутонах, отсутствие ярких цветов в оформлении. Расширенное понятие архитектуры, вдохновляющее модернистское движение, начиная с Уильяма Морриса и побудившее модернистов к преодолению стилевого плюрализма, оторванного от повседневной действительности, было не только благом. Аналогичные жесты поспешного прощания типичны для переходных периодов. Зато сюрреализм породил в первой трети XX столетия так называемую «мобильную скульптуру», созданную американцем Александром Колдером. Для эклектики характерно применение устаревшего дизайна в современных условиях.
Именно в это время появилось понятие «призмы из стекла и бетона», так как модернизм требовал использования последних достижений в разработке строительных материалов, конструкций и при этом полное отсутствие оформительского декора. Проект и его реализация заняли 10 лет (1947-1957 гг. ). Они сцеплены друг с другом так, что начинают двигаться при малейшем дуновении ветерка. Так называемые «неостили», расцветшие в Европе в конце 19— нач. Железобетон, чрезвычайно прочный и устойчивый к нагрузкам материал, был впервые запатентован в 1867 г. Придумал его простой французский садовник Жозеф Монье, пытаясь найти решение для изготовления садовых кадок для растений — что положило начало развитию конструкций из железобетона (армированного бетона). Если в городском планировании управляющие механизмы рынка и администрирования будут функционировать так, что приведут к дисфункциональным последствиям для жизненного мира тех, кого они затронут, — и перечеркнут «функционализм» имевшийся когда-то в виду, — то будет лишь логичным, если волеизъявительная коммуникация участников этого процесса вступит в конкуренцию с деньгами и властью.
В специальной литературе термину «архитектурный модернизм» соответствуют английские термины «modern architecture», «modern movement» или же «modern», употребляемые в том же контексте. Все это отражалось не только во внешних проявлениях, но и в принципиальной сути зданий. Особый интерес модерн проявил к оформлению оконных проемов со специфическим рисунком переплетов и заполнявшими их витражами. Стоит помнить, что именно в эту эпоху появилась профессия «дизайнер», благодаря которой каждый человек может создать в своём доме неповторимый, своеобразный интерьер. Модернизм 20 века использовал другие способы воздействия на восприятие человека. Надписи фирменных знаков и световой рекламы показывают, что дифференциация должна происходить в другой среде, нежели язык архитектурных форм.
На модернизм как продукт рационалистического мышления повлияли успехи промышленной революции, филосовской теории, обосновывающие универсальность научно-технического прогресса (прежде всего марксизм) также и появление новых строительных технологий (многоэтажного каркаса, большепролётных металлических конструкций и сплошного остекления, пассажирского лифта, железобетона), существенно расширивших возможности архитекторов. Шенберг, К. Пендерецкий). Даже Филипп Джонсон признавал, что он «устал от коробок». Мейер, Р. Монео и др. ) и в идеях неомодернизма (использующего формальный лексикон раннего модернизма), деконструктивизма, хай-тека, нелинейной архитектуры – новых течений, которые в то же время восприняли постмодернистcкую критику модернизма. Охватывает период с начала 1900-х годов и по 70-е—80-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции. Мотивы эти получили впоследствии большое распространение.
Эти устремления, порою характеризующиеся как «виталистические»23, направлены в первую очередь на то, чтобы крепко привязать архитектурное оформление к контекстам пространственной, культурной и исторической среды. Это было время революционных научных открытий и изобретений. Ольбрих также построил несколько домов в колонии, в том числе и свой собственный (1899) в изощренном «югендстиле». Технической новинкой — система вентиляции.
В 1889 году в Париже была возведена Эйфелева башня— поначалу как сугубо временное сооружение Всемирной выставки, а позже ставшая символом технического и строительного прогресса 19 века. Эшби Гильдии ремесленников. Характерным примером этого стиля были здание профсоюза гранильщиков алмазов (1898 – 1900) в Амстердаме с его приземистым, грубоватым лестничным пролетом, окруженным кирпичной кладкой с белой и желтой глазурью и здание Амстердамской биржи (1898 – 1903), для которого он еще раньше (1884 – 1885 и 1896) готовил проекты в стиле привычного историзма.
В мебели и гарнитурах преобладают тянутые, вялые волнистые очертания. Дух модернизма передается всей тотальности выражений общественной жизни.
Большое воздействие на развитие мировой архитектуры оказал выдающийся французский архитектор Ле Корбюзье (настоящее имя Шарль-Эдуард Жаннере, 1887— 1985) — один из основоположников модернизма или интернационального стиля. Особняк облицован светлым глазурированым кирпичом, что типично для здания в стиле модерн. Этот стиль, прежде всего, связан с именем архитектора Джеймса МакЛарена (1843 – 1890). Школа Баухауза.
Современная архитектура (модернизм) имела главным источником и вдохновляющим началом техническую и промышленную революцию XIX века. Масса людей направилась на заработки в большие городка: из-за притока новых людей жилища стало чертовски не хватать, в спешном порядке строились новые строения, в каких квартиры сдавались новоприбывшим. В частности, они поддерживали основанную в 1885 г. бельгийскую Рабочую партию, для которой Орта подготовил проект Народного дома (1895 – 1900, снесен в 1964) в Брюсселе – этот заказ он получил благодаря своим связям с семейством Сольвей.
Богатство места, простота, практичность, стремящаяся к абсолюту, никакой «красы ради красы». Он считает, что образцовые авангардистские произведения предаются некоему эзотерическому абсолютизму «за счет реальной целесообразности, разыскивают свой формальный закон в собственно функциональных постройках, таких, как мосты или промышленные здания Напротив, автономное, функциональное в самом себе произведение искусства хотело бы посредством собственной внутренней телеологии достичь того, что когда-то звалось красотой»16. Архитектура «неостилей», с её огромными, немыслимыми раньше оконными проёмами и пролётами перекрытий, большими поверхностями остекления, смело осваивала железобетон, что было весьма важным опытом для последующих поколений архитекторов. Но тотальности вроде только что упомянутой не поддаются плановому подходу. Вокзалы — характерные места для столь же «плотных» и способствующих смене впечатлений, как и анонимных и мимолетных контактов, т. е. Важную роль для развития новых тенденций сыграли такие факторы, как движение «искусства и ремесла» в Великобритании, вдохновителями которого были художник и эссеист Уильям Моррис, художник и писатель Джон Рескин, а также промышленный подъем в Германии, выразившийся, в частности, в образовании новых промышленно-художественные мастерских в Мюнхене («Vereinigte Werksttten fr Kunst im Handwerk», 1898) и в крупных художественно-промышленных выставках (художественно-архитектурные выставки Дармштадтской колонии (1897, 1901, 1905-08), Дрезденская промышленная выставка (1899—1900 гг. ) и др).
Когда же он в 1894 г. стал профессором Венской академии, то в своих лекциях выступал за отказ от исторически выдержанных стилей – эту позицию он изложил в книге Современная архитектура (Moderne Architektur, 1895). Именно в это время появилось понятие «призмы из стекла и бетона», так как модернизм требовал использования последних достижений в разработке строительных материалов, конструкций и при этом полное отсутствие оформительского декора. Женский костюм стал определяться строгой конструктивностью. Важную роль для развития новых тенденций сыграли такие факторы, как движение «искусства и ремесла» в Великобритании, вдохновителями которого были художник и эссеист Уильям Моррис, художник и писатель Джон Рескин, а также промышленный подъём в Германии, выразившийся, в частности, в образовании новых промышленно-художественных мастерских в Мюнхене («Vereinigte Werksttten fr Kunst im Handwerk», 1898) и в крупных художественно-промышленных выставках (художественно-архитектурные выставки Дармштадтской колонии (1897, 1901, 1905-08), Дрезденская промышленная выставка (1899—1900гг. ) и другие).
В аффективно же нагруженный и прямо-таки в политический боевой клич слово «постмодернизм» превратилось лишь с тех пор, как в 1970-е годы его усвоили два противоположных лагеря: с одной стороны, неоконсерваторы, которые хотели избавиться от мнимо подрывного содержания «враждебной культуры» в пользу воскрешения традиций с другой же стороны, те радикальные критики роста, для кого новое строительство стало символом учиненного модернизацией разрушения. Петра Лаврова, на Загородном проспекте, на набережной Фонтанки (А. Ф. Бубырь). Охватывает период с начала 1900-х годов и по 70-е—80-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции.
Модернизм — непростое искусство, предполагающее активное совместное творчество автора и зрителя. Знаменитый дом Эмиля Тасселя (1892-1893), профессора Брюссельского университета, стал своеобразным манифестом нового стиля. Посредством этого «пост» ее основные участники стремятся отмежеваться от некоего прошлого настоящему же они пока не могут дать имя, поскольку мы до сих пор не знаем ответа на различимые проблемы будущего. Следствием этого стало беспримерное по масштабам строительство.
Второй вызов для архитектуры вытекает из разработки новых материалов (таких, как стекло и железо, литая сталь и цемент) и новых производственных методов (прежде всего использования готовых конструкций). Начиная с импрессионистов с их изображением жизни модной буржуазии (Макс Либерман) и до кубистов с их радикально новым стилем (Жорж Брак, Пабло Пикассо), художники постоянно искали способы создания зрительного эквивалента современной жизни и мышления. Он принял твердое решение перенести в Брюссель все лучшее в парижской традиции.
В этом отношении чрезвычайно интересен опыт застройки района Ганза в центре Берлина. Ольбрих был учеником ведущего венского архитектора Отто Вагнера (1841 – 1918), который, начиная с 1870 г., очень много строил на Рингштрассе в свободных вариациях неоренессанса. Внутри библиотека являет собой поэтичный образ традиционного деревянного зодчества, воплощая в фантастической форме идеалы Пьюджина, хотя и в сочетании со стилем японского плетения. В Петербурге среди вокзалов в этом плане выделяется Витебский (автор — Бржозовский С. А. ). Наиболее интересным в этом отношении является немецкий архитектор Бруно Таут (1880-1938).
Идейное начало модернизму было положено в середине позапрошлого века. Отцом-основателем модерна в архитектуре считается бельгийский архитектор Виктор Орта.
В реформирующих жизненную среду тенденциях югендстиля, от которого происходит модернистская архитектура, уже дает о себе знать протест против этого неправдоподобия, против зодчества, основанного на вытеснении и на образовании симптомов. Вилла Саввой в Пуасси (Франция), 1928-1931 годы строительства, считается классическим примером модернизма: ленточное остекление, столбы-опоры, бетонный каркас, терраса на крыше, сад, который окружают изогнутые линии стен. Архитектурный модернизм (фр. modernisme, от фр. moderne— новейший, современный «англ. modern»— современный, новый)— движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого. В результате эпоха модернизма привнесла в искусство множество идей. Проект предусмотрел формирование новой центральной площади Ратуши (почти равной по размерам площади Согласия в Париже) и соединение её с набережной Ла Манша 800-метровой прямой магистралью – авеню Фош. На протяжении всей предшествующей истории ручной труд был основным и зачастую единственным способом производства (в незначительном объеме могли быть задействованы ветер, вода или лошади).
В 1896 г. компания «Хонеман и Кеппи», в которой Макинтош с 1889 г. работал ассистентом, выиграла конкурс на строительство новой Школы искусств в Глазго (Glasgow School of Art). Основные принципы архитектурного модернизма – использование самых современных строительных материалов, рациональный подход к решению конструкций и внутренних пространств, отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминесценций в облике сооружений их «интернациональный» характер. Придумал его простой французский садовник Жозеф Монье, пытаясь найти решение для изготовления садовых кадок для растений— что положило начало развитию конструкций из железобетона (армированного бетона). В его основе лежит отказ от прошлых традиций, стилей, форм и конструкций.
Все формы, в том числе купол и его ребра изготовлены из позолоченной меди. В послевоенные годы Ле Корбюзье продолжал активно участвовать в творческой жизни Франции. Характерны также конструкции «висячих» многоэтажных домов, где наружные стены и перекрытия подвешены на стальных вантах (рамах с тросами) к балкам и консолям. При создании сооружений архитектор создавал макеты, чтобы воспроизвести и рассчитать нагрузки на опорные элементы конструкций будущих строений. Известные постройки этой эпохи, возведенные с применением металлических конструкций— Библиотека Сен-Женевьев в Париже (1850), Хрустальный дворец Д. Пэкстона в Лондоне (1851), Дворец Машин на Всемирной выставке в Париже (1889), Бруклинский мост (1883) и др. Так называемые «неостили», расцветшие в Европе в конце 19 — нач.
Возвращаясь же к доходным домам, можно отметить их многочисленность: на Стремянной улице (совместно), на ул. Памятник Ле Корбюзье в Битигхайм-Биссингене (Германия)Один из представителей архитектурного модернизма, Ле Корбюзье, обозначил 5 главных признаков функционализма:- Использование чистых геометрических форм, обычно прямоугольных. - Использование крупных нерасчленённых плоскостей одного материала, как правило, монолитного и сборного: железобетона, стекла или кирпича. В Вене в стиле модерн работал Отто Вагнер (Otto Wagner.
Другой павильон, сооруженный Таутом для выставки Веркбунда в Кельне и получивший название "Стеклянный дом", представлял собой прозрачный двенадцатигранный объем с большим куполом, состоящим из стеклянных пластин ромбовидной формы. Он был ведущим политическим и культурным комментатором. Его витражи красуются на лучших зданиях страны. Архитектура «неостилей», с её огромными, немыслимыми раньше оконными проемами и пролетами перекрытий, большими поверхностями остекления, смело осваивала железобетон, что было весьма важным опытом для последующих поколений архитекторов.
Зигфрид Гедион в 1961 году во вступительном слове к его работе «Пространство, Время и архитектура» (1941) говорит: в данный момент есть определенная путаница в современной архитектуре, как и в живописи что-то наподобие паузы или может быть даже истощения». Среди его заслуг – изобретение техники соединения стекла медной фольгой, разработка новых видов стекол, создание удивительных предметов интерьера в стиле модерн.
Модернистская архитектура очутилась в парадоксальной исходной ситуации. Оно характеризуется лаконичностью форм, строгостью и подчёркнутым функционализмом.
В этом же стиле были построены еще два особняка – Эйтвельд и Сольвейг. Поиски наиболее рациональных пространственных конструкций привели американского инженера Р. Б. Фуллера к созданию так называемого геодезического купола сетчатой формы (Центральный павильон выставки в Сокольниках, павильон США на ЭКСПО-67).
57, 1912-1913 гг. ). Нимейер Э. Д. На Матильденхёхе он построил Эрнст-Людвиг-хаус (1899 – 1901) – общий дом-мастерскую, в которой в 1901 г. состоялась выставка колонии художников под названием «Документ немецкого искусства». Ярко выраженное чувство новизны, характерное для архитекторов «арт нуво» и их заказчиков, отчасти определяло быстро менявшуюся архитектурную атмосферу в Брюсселе, Барселоне, Турине и Милане, которые в 80-е и 90-е гг.
Исключительно органично выглядела и импозантная удлиненная мебель. Он настаивает на своем кредо: «Искусство, превратившееся в общеобразовательный фактор, будет в состоянии наделить социальную среду тем единством, которое образует подлинный базис настоящей культуры, объемлющей все вещи — от простого стула до молельного дома»20. В широких изогнутых фасадах кирпич, природный камень, металл и стекло комбинировались с почти намеренной неуклюжестью, напоминавшей попытки, отраженные в Беседах Виолле-ле-Дюка, найти законы конструктивной «честности» архитектуры. Однако мерцающие стены позволяют распознать принципы декорирования, введенные Вагнером. К международному конкурсному проектированию района Ганза (1955 год) были привлечены ведущие архитекторы Германии и мира -Ханс Шарун (Scharoun, Hans Bernhard),, Вальтер Гропиус, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер и др. Одной из самых известных работ архитектора является Отель Гимар, который он подарил своей жене.
И в декоре Лидваль сохраняет индивидуальность. modernus «современный, недавний») – основанная на философии позитивизма парадигма искусственного и подконтрольного разуму изменения социальной среды и социальных отношений. Представляет резкий контраст с изысканными и орнаментированными зданиями, построенными в элитном стиле Beaux-Arts (Боз-Арт). Известные постройки этой эпохи, возведённые с применением металлических конструкций, — Библиотека Сен-Женевьев в Париже (1850), Хрустальный дворец Д. Пэкстона в Лондоне (1851), Дворец Машин на Всемирной выставке в Париже (1889), Бруклинский мост (1883) и другие.
Появляются новые имена в мире моды. Его труды идеи и сооружения оказали влияние на несколько поколений архитекторов. К поздним работам Ле Корбюзье относится здание Секретариата Чандигархе (Индия, 1958). Его можно назвать модернистким, так как это бунтарский стиль, возникший в период революционных настроений в начале ХХ века. Луис Тиффани был художником и дизайнером.
Развиваются различные стилистически многообразные версии модернизма (О. К этому следует добавить свойственное «новому стилю» увлечение средневековыми витражами, что в живописи приводит к «клазоунизму», наблюдающуюся при декоративных решениях «наглядку» (если использовать выражение Александра Иванова) на старинные шпалеры и гобелены, сказывающуюся в понимании цвета, общих колористических решениях и тому подобное. Общий смысл «измов», образованных с помощью приставок «после» или «пост», состоит в дистанцировании.
Термин «модернизм» присущ только отечественной искусствоведческой школе, в западных источниках – это термин «modern». Мастера стиля ар-деко не образовали единого сообщества. Крупнейшее произведение западноевропейской архитектуры послевоенного периода — Дом ЮНЕСКО в Париже (1958), выстроенный из железобетона, алюминия, пластических масс и стекла архитекторами различных стран. Окончательно утвержденный проект (1897 – 1898) предполагал создание крупного общественного сооружения с грубыми, в значительной степени лишенными украшений кирпичными стенами, смелой колокольней и окнами с сетчатыми переплетами.
Основатели движения Баухаус стремились сделать здания (и различные товары) красивыми, доступными по цене и максимально удобными. Комплекс ЮНЕСКО (1955 – 1958 гг. ) в Париже запроектирован интернациональной группой архитекторов – Бернар Зерфюсс (Zehrfuss), Пьер ЛуиджиНерви (Nervi, Pier Luigi) и Марсель Брейер. К тому же термин «функционализм» вызывает ложные представления. В 1980х годах постмодернистская архитектура с триумфом доминировала над модернизмом, хотя эстетике постмодернизма не хватало притягательной силы модернизма и к 1990-м годам неомодернизм (или гипермодерн) установил своё международное господство.
Антонио Гауди-и-Корнет – самый необычный и своеобразный архитектор стиля модерн. Парадоксально, что несмотря на индивидуальное проектирование каждого из зданий Ганзы выдающимися архитекторами, общий облик её застройки отличается той же «сухостью», что и облик районов массовой типовой застройки. В результате центр города был практически уничтожен: было разрушено более 10 тыс. В специальной литературе термину «архитектурный модернизм» соответствуют английские термины «modern architecture», «modern movement» или же «modern», употребляемые в том же контексте.
Известные постройки этой эпохи, возведенные с применением металлических конструкций, — Библиотека Сен-Женевьев в Париже (1850), Хрустальный дворец Д. Пэкстона в Лондоне (1851), Дворец Машин на Всемирной выставке в Париже (1889), Бруклинский мост (1883) и др. Во время поездки в Брюссель он был вдохновлен работами Орты. Но «функциональными» мы называем и решения, стабилизирующие какую-либо взаимосвязь в последовательностях действий без того, чтобы кто-либо из причастных к определенной системе хотел ее сохранить или даже обращал на нее внимание. Вуасея (1857 – 1941). Cовременные архитектурные стили являются наследниками опыта XX века.
Охватывает период с начала 1900-х годов и по 70-е—80-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции. Все новые стилистические направления XIX в. – движение «Искусства и ремесла», Ар Нуво и Венский Сецессион – были неразрывно связаны с прошлым. Риволи в Париже). Ещё именуется неопластицизмом. Важную роль для развития новых тенденций сыграли такие факторы, как движение «искусства и ремесла» в Великобритании, вдохновителями которого были художник и эссеист Уильям Моррис, художник и писатель Джон Рескин, а также промышленный подъем в Германии, выразившийся, в частности, в образовании новых промышленно-художественных мастерских в Мюнхене («Vereinigte Werksttten fr Kunst im Handwerk», 1898) и в крупных художественно-промышленных выставках (художественно-архитектурные выставки Дармштадтской колонии (1897, 1901, 1905-08), Дрезденская промышленная выставка (1899—1900гг. ) и др). Шедевр Хоффмана, Пале Стокле (1905 – 1911) в Брюсселе, является одним из самых утонченных и шикарных частных домов XX в. Он был построен для состоятельного банкира и коллекционера искусства Адольфа Стокле и очевидным образом испытал на себе влияние проекта Макинтоша, представленного на конкурс в 1901 г. под названием «Дом любителя искусства».
А вот «постструктуралисты» желают не столько преодолеть, сколько завершить известный теоретический подход. Движение к этим помещениям осуществляется по солидной лестнице, знакомой по hotel particulier (городскому особняку) в Париже XIX в. Отель Сольвей представляет собой великолепный дом из великолепных материалов, в котором каждая деталь от изогнутых дверных ручек и фурнитуры до ламп является результатом мощной эстетической фантазии. зданий.
Одну из главных ролей в оформлении фасадов, оконных и дверных проемов играл плоский гипсовый лепной орнамент. Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гимар, создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро. С одной стороны, архитектура всегда была целесообразным искусством. Основные принципы архитектурного модернизма – использование самых современных строительных материалов и конструкций, рациональный подход к решению конструкций и внутренних пространств, отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминесценций в облике сооружений их «интернациональный» характер.
Наиболее известные работы Ле Корбюзье: общежитие швейцарских студентов в Париже (1930—1932), вилла «Савой» в Пуасси (1931), здание Министерства легкой промышленности в Москве (1935). Художники – представители течения «прерафаэлитов» в своих работах использовали флоральные орнаменты. Макинтош не признавал классический язык, но на него глубокое впечатление произвели стиль шотландских крепостей и усадеб известный под названием «баронского стиля», а также произведения Пьюджина и Раскина интерес к художественным ремеслам и эстетика символизма изложенная У. Р. Литаби в книге Архитектура, мистика и миф (Architecture, Mysticism and Myth, 1891). В этом призрачном проекте (исполнен в 1906 – 1910) доминируют эркерные окна высотой 7, 5 м, освещающие библиотеку. Большинство работ французского архитектора Шарля Эдуарда де Корбюзье (Жанере) основываются на классических понятиях модернизма в архитектуре. А успехи модернистского движения склоняли его пионеров к необоснованному ожиданию, что «единство культуры и производства» мыслимо и в каком-то другом смысле: экономические и политико-административные ограничения, в основе которых лежит оформление окружающей среды, предстают в этом преображающем свете всего лишь в виде организационных вопросов.
также Органическая архитектура). Среди зданий Петербурга выделяется дом компании «Зингер» на Невском проспекте, в котором размещен магазин «Дом книги», возведенный по проекту архитектора П. Сюзора. Особенно радикальным и влиятельным оказался кубизм, ставший прародителем абстракционизма. Свои идеи он воплотил при строительстве Венского метрополитена. Учитывая опыт проектирования советских домов-коммун 1920-х гг., он создал свой проект «Лучезарного города» (1930) из гигантских жилых домов с коммунально-бытовым и торговым обслуживанием и садами. Он включил в свои структуры прихоть и стилизацию, создавая уникальные здания. Когда Гимар в 1895 г. во время поездки в Брюссель увидел работы Орты, он немедленно изменил проекты своего дома с роскошными квартирами на Рюде Аафонтен в Париже известного как Кастель Беранже (1894 – 1899).
Возникновение постмодернизма объясняется разочарованием в модернистской архитектуре. Как правило, оно базировалось на методах экстенсивного градостроительства с застройкой пригородных территорий, свободной застройке их относительно крупными жилыми образованиями, включающими здания предприятий повседневного обслуживания, применении полносборных индустриальных методов домостроения и обусловленных ими требований типизации зданий или их крупных фрагментов (блок-секций), средней (4 – 5 этажей) высоте застройки. Так, в нем завуалировано то, что ассоциирующиеся с ним свойства современных построек представляют собой результат последовательно соблюдаемой автономии эстетики.
Выход авеню Фош к набережной фланкируют два 17- этажных здания башенного типа, получивших имя «Ворота океана». Таким образом, «модерн» и модернизм – это два разных понятия. Голландский «Де Стиль» и французский пуризм возникли как попытка сделать архитектуру похожей на полотна кубистов, а немецкий «Баухауз» пытался объединить промышленное производство с качественным дизайном. Самым крупным и наиболее характерным для модернизма 1950-х гг.
П. Ю. Сюзор). Этой выставкой он стремился противодействовать неоисторически настроенному почитанию прошлого ностальгии, которая именно тогда усвоила богатый контрастами эклектицизм XIX века, «маскарад стилей». И тогда они сочетаются с культом почвенничества и с уважением к банальному. Такое положение дел существовало до 1830 года, пока Итон Ходкинсон (английский инженер) не рассчитал сечение железной балки, что привело к обширному использованию железа в строительстве. К памятникам русского модерна относятся гостиница «Астория» в Петербурге (Ф.
Четыре человека считаются пионерами модернизма в архитектуре. По их мнению, архитектор должен мыслить объёмно, проявлять фантазию и вырабатывать новые приёмы и средства художественной выразительности здания. Основоположником рационализма в России был Аполлинарий Каэтанович Красовский (1817-1875), русский инженер, архитектор, профессор архитектуры. За пределами Глазго Макинтош построил два дома – Уиндихилл (1899 – 1901) в Килмакольме и амбициозный Хилл-хаус (1902 – 1903) в Эленсбурге. В конце XIX века художники (особенно импрессионисты) стали устраивать свои выставки, а торговцы картин — популяризировать работы живописцев.
Дом 1-3 по Каменноостровскому проспекту имеет курдонер (курдонер – парадный двор дома, отделяется от улицы оградой с воротами), образованный главным зданием и двумя боковыми флигелями и еще небольшой фасад, обращенный на ул.
Вот таким образом архитектура, обратившаяся к историзму, сумела противопоставить динамике экономического роста, мобилизации жизненных связей в больших городах и социальной нищете масс немногим более, нежели бегство в триумф духа и образованности над (переряженными) материальными основами. Архитектура промышленных зданий полностью изменила ландшафт северной Британии: Манчестер и территории Западного Йоркшира называли не иначе как «Темная сатанинская мельница». Ибо все выступают единым фронтом в критике бездушной архитектуры «контейнеров», отсутствия соотнесенности с окружающей средой и эгоистичной надменности упрощенных офисных зданий, чудовищных супермаркетов, монументальных университетов и дворцов конгрессов, отсутствия городского характера и враждебности по отношению к человеку городов-спутников в критике разрекламированных горных хижин — этих несимпатичных потомков бункерной архитектуры массового производства собачьих конур с двускатными крышами, разрушения деловых центров ради решения автомобильных проблем8 — столько рубрик и в общем и целом никаких разногласий. В частности, архитектор Германн Мутезиус (1861 – 1927) с 1896 по 1903 гг.
Другой яркий пример — магазин Елисеева, расположенный неподалёку (1902—1903, арх. Образцом модерна Хоффмана является дом банкира Пале Стокле (1905 – 1911 гг. ) в Брюсселе. Украшением зданий являлся сам материал и необычная конструкция. Здание вокзала Термини построено в 1948-1950 гг. В 1961 году в Метрополитене проходил симпозиум, где на обсуждении стоял вопрос «Современная архитектура: смерть или метаморфозы». Характерная особенность – флигеля, выходящие на проспект, абсолютно разные: и по высоте (один трех другой четырехэтажный), по форме окон (наибольшего разнообразия Лидваль достиг в доме Циммермана – там на одном фасаде около 20 разных вариаций на тему окна). В Континентальной Европе также возникают объединения художников, развивающих новую стилистику: Германия — «Объединенные художественно-ремесленные мастерские» и «Немецкие мастерские художественных ремесел», Австрия — «Венские мастерские», Франция — «Нансийская школа», Россия — «Мир искусств».
Морозовой на Спиридоновке в Москве, Ф. Шехтель смело трансформирует композиционные и декоративные приемы «готики». Дизайн в стиле модерн сочетает плоскости с разной фактурой, в интерьере огромную роль играет мозаика, эмаль, чеканка, мебель гнутых форм.
Руководил школой молодой берлинский архитектор Вальтер Гропиус. В результате центр города был практически уничтожен: было разрушено более 10 тыс. В то же время Перре учитывает традиционные для исторической застройки композиционные элементы, в частности применяя традиционные, вытянутые по вертикали пропорции окон (антитеза «лежачим» или ленточным окнам модернизма). В программном отношении форма вновь расходится с функцией.
Вентури отсюда сделал вывод, что «декорированный сарай», возведенный в программу «птичник» у автобана, глумится над требуемым модернистской архитектурой единством внешнего и внутреннего, красоты и полезности. Существовали свои связи между этим искусством, столь популярным в России до 1914 года и соединившим в себе вдохновение Древней Руси времен «Слова о полку Игореве» и интернациональное движение декоративного стиля модерн и в ту же эпоху расцветшим пышным цветом «русским стилем». Когда правительства в великолепных залах с торжественной наглядностью устраивали для широкой общественности сравнение изделий собственного промышленного производства с международными образцами, они буквально стремились инсценировать мировой рынок и «вернуть» его в пределы жизненного мира.
Родоначальником модерна считают бельгийского художника-архитектора Виктора Орта. Это слово в переводе с французского (modernisme) и латинского (modernus) означает современный, недавний, современное течение.
Характерный пример—здание Баухауза (1925—1926), выстроенное по проекту Вальтера Гропиуса в Дессау. В модерне широко применялись как железобетон (теория расчетов которого появилась как раз в этот период), таки металл как конструктивно-декоративный элемент. Главный флигель (1897 – 1899) из граница, с огромными, обращенными на север окнами мастерских выражал бескомпромиссный функционализм, смягченный поэтичной асимметрией. Орта показал себя мастером интерьера. Купол эффектен в белом интерьере, украшенном мозаиками Рудольфа Эттмара и цветным стеклом Коло Мозера (1868 – 1918). Термином «постэмпирический» философы стремятся продемонстрировать, что определенные понятия науки и научного прогресса преодолены в новейших исследованиях. На первый взгляд, нынешние «постмодернисты» всего-навсего повторяют кредо так называемых «пострационалистов» вчерашнего дня. В качестве альтернативы и реакции на «ортодоксальный» модернизм возникли архитектурные объединения 1960-х годов «Archigram» (Великобритания под влиянием футуризма), «Archizoom» (Италия идеи поп-арта) и др.
Он понимал уже и процессуальный характер планирования. Первые произведения в стиле модерн появились в Великобритании в декоративно-прикладном искусстве и книжной графике. Стиль четко прослеживался в дизайне небоскрёбов. В экспериментальном 17-этажном жилом доме в Марселе (1947— 1952) он стремился решить проблему «идеального дома», являющегося лишь частичным осуществлением проекта «Лучезарного города». В этом было главное его отличие от конструктивизма.
Хоть какое явление, обычно, завязано на личностях, не миновала чаша сия и этот стиль. Выдающимся примером является также Лавел Хаус (Ричард Ньютра) в Лос Анжелесе. Появилась принципиальная возможность проектировать целые кварталы без особой привязки к «старому» архитектурному ансамблю городов. Готика и модерн В одной из своих первых крупных работ – особняке З. Г. Весьма замысловатые формы, не так ли.
Тем не менее, классика тоже имеет право голоса, наряду с архитектурными новшествами и эклектикой (смешением). зданий. Его появление было обусловлено все тем же техническим прогрессом. Более рациональный вид имеет построенное им мощное здание почты и сберегательной кассы право на создание которого он получил в 1903 г. по итогам конкурса и которое сооружалось в два этапа (1904 – 1906 и 1910 – 1912). Когда Корбюзье наконец-то смог реализовать свой проект «unite inhabitation»18, а также придать конкретный облик «cite jardin verticale»19, то именно приспособления для общинной жизни остались неиспользованными — или же были упразднены. Главный материал – железобетон.
Но, если композиция Перре и его учеников только подошла к этой грани, то в связи с тем, что этот урок своевременно не был усвоен, в последовавших спустя 15 – 20 лет решениях крупных столичных новых градостроительных фрагментов (например, Нового Арбата в Москве или Лейпцигерштрассе в Берлине) эстетический кризис композиции из повторяющихся объёмов и их «типовых» деталей, разразился полностью. Кроме того, сейчас очень модна реконструкция старинных зданий, воссоздание исторического облика городов, вплоть до малых архитектурных форм (восстановление набережных, беседок).
Юрген Герц. Он считал, что необходимо взаимодействие между конструкцией, создающей формы и их художественной отделкой. Творческим лидером рационалистов был архитектор Н. А. Само понятие модернизма в архитектуре заложено в термине.
Отсюда и преобладающая цветовая гамма серого, жёлтого и белого. - Не предполагалось никакой орнаментации и выступающих деталей – они считались лишёнными функционального назначения. - Плоские кровли, по возможности эксплуатируемые. Самым изысканным частным домом работы Орты в Брюсселе является отель Сольвей (1894 – 1900) на Авеню Луиз, который он построил для одного из членов семейства Сольвей.
Язык этой кулисообразной архитектуры отдает себя в распоряжение той риторике, что пытается зашифрованным образом выразить системные взаимосвязи, уже не поддающиеся архитектурному оформлению. Он спроектировал наземный вестибюль (южный) станции метро «Красные Ворота» (1935, Москва), перронный зал станции метро «Дзержинская» (ныне «Лубянка») (1934-1935, Москва). Как между собой взаимодействуют оба вида функциональных императивов императив рынка и императив коммунального и государственного планирования, как они пересекаются между собой, втягивая архитектуру в новую систему зависимостей — все это проявляется в большом стиле перепланировки Парижа Османом при Наполеоне III. Г. В. Барановский).
Что неправильно приписывается функционализму, является результатом конструктивизма, эстетически мотивированного и вытекающего из новых постановок проблем самим искусством. Согласно канонам модернизма авторы не применили чисто декоративных элементов. Как уже говорилось, модерн ярко выразился в работах зодчих. Кафка, А. Камю), театре (Э.
Стили-предшественники модернизма в архитектуре, так называемые «неостили», – русский модерн, австрийский сецессион, югенд-стиль в Германии, ар-нуво во Франции, а также неоклассицизм, развившийся позже. Однакозначительные изменения начались с его эскизов для восточного фасада поперечного нефа (построен в 1893 – 1903), посвященного Рождеству Христову. modernismo «современное течение» от лат. Подобно тому, как Соссюр в те годы исследовал языковые структуры, так и голландские неопластицисты (как они себя называли) изучали грамматику выразительных и оформительских средств, наиболее общие технические приемы изобразительных искусств, чтобы эти искусства «взаимно уничтожили» друг друга во всеохватывающем архитектурном оформлении окружающей среды. Застекленные поверхности огромных окон составляют основной эффект фасада.
Но не только нечеткостью «фотографических отпечатков», оставленных модернизмом под солнцем династии Виттельсбахов, может объясняться изменившееся содержание выставки: по сравнению с выставкой, состоявшейся десять лет назад, сегодня явственнее проступают «защитные» черты стиля. Современная архитектура (модернизм) имела главным источником и вдохновляющим началом техническую и промышленную революцию XIX века. является здание Секретариата. Он оказался втиснут в абстрактную систему и последнюю как таковую уже невозможно было эстетическим образом наделить ощутимым присутствием. А работы Де Стейл, в свою очередь, повлияли на стиль Баухауз и Интернациональный стиль.
Проект и его реализация заняли 10 лет (1947-1957 гг. ). Многие европейские города были разрушены. Его проекты решительно ломают старые представления о городской застройке, сохранившейся с эпохи феодализма и намечают новые масштабы и пространственную организацию города 20 в. Проект идеального города современности был изложен им в книге «Урбанизм». Итак, Адорно противопоставляет функциональное в себе произведение искусства функциональным постройкам, предназначенным для «внешних целей». Но вернемся к особняку Морозовой. В подземных вокзалах из железа и стекла для венского метро (1894 – 1901) он воплотил свои принципы на практике, как и в поэтичном Майолика-хаусе (1898) – доходном доме, фасад которого был облицован плитками, декорированными цветными растительными орнаментами. Идеологическое начало модернизму было положено посреди позапрошлого века.
Такие его сооружения как Торговый дом Московского купеческого общества в малом Черкасском переулке (1909) или здание типографии «Утро России» (1907), можно назвать предконструктивисткими. И. Лидваль 1913—1914). Кроме того, рационалисты не были столь радикальны, как конструктивисты. Но эта идея Ле Корбюзье нередко отвергалась функционалистами северных стран. - Для промышленных и частично жилых и общественных зданий характерно расположение окон на фасаде в виде сплошных горизонтальных полос. - Широкое использование образа «дома на ножках», заключающегося в полном или частичном освобождении нижних этажей от стен и использовании пространства под зданием для общественных функций. Под модернизмом (в широком смысле) понимают общее название направлений, развивавшихся в искусстве и архитектуре конца XIX – первой половины XX века.
Это гармоничное слияние модерна и классики как раз и является стилем Лидваля. В-четвертых. Под углом к авеню Фош О. Перре создал новую застройку приморского бульвара Франциска I, сохранив её регулярный характер, но придав новое «косое» размещение домам, по отношению к оси бульвара, что защитило их среду от неблагоприятных океанских ветров. Antoni Plаcid Guillem Gaud i Cornet.
Гауди спроектировал и построил сказочный парк Гуэли, дом Каса Мила (Ла Педрера»), похожий на скалу, Касса Батльо – частный дом, созданный по мотивам барселонских легенд. е. права на освоение всего пространства над купленной вами землей). Архитектором был Раймондо дАронко (1857 – 1932), который при османских правителях работал тогда в Константинополе в стиле, ориентированном на турецкую архитектуру. В результате этого возрождения большая часть критики модернизма заново пересматривалась, отвергалась и переоценивалась и модернистское своеобразие снова главенствует в архитектуре коммерческих и административных зданий, но сегодня модернизм должен соперничать с традиционным архитектурным дизайном в коммерческой и административной архитектуре, но следует отметить, что в дизайне жилых зданий, по-прежнему, преобладают традиционные взгляды.
С ними тонко сочеталась мебель новых форм. Не менее интересен Павильон Эспре-Нуво в Париже, где геометрически четкая планировка, железобетон, стекло и мебель строгой формы соответствуют всем канонам модернистского искусства. Разумеется, даже у Шеллинга и Гегеля архитектура провозглашалась самым низким искусством в иерархии искусств, «ибо материал этого первого искусства — сама по себе бездуховная, формируемая лишь согласно законам тяжести материя»12. Германн Обрист, швейцарец по происхождению (1863 – 1927), в 1894 г. направился в Мюнхен, где в 1897 г. участвовал в создании Мюнхенских объединенных мастерских ремесла как искусства. Он подсознательно шел к модерну через творчество театрального декоратора, оформителя народных празднеств, создателя театрализованных архитектурных комплексов (что очень созвучно самой природе модерна).
Архитектор Д. ЛасданТермин «брутализм» происходит от французского «bton brut» – «необработанный бетон». Брутализм соединял в себе группу признаков, которые были характерны и для других направлений модернистской архитектуры: функциональность, подчёркнутую массивность форм, смелость композиционных решений, отсутствие декора, железобетон как определяющий строительный материал и др. Несмотря на эти контроверзы, явственно обозначается та линия разработок, на которой и Гропиус стремится к «новому единству искусства и техники» в девизе Бруно Таута — «что хорошо функционирует, хорошо выглядит» — упущено как раз эстетическое упрямство функционализма, весьма отчетливо проявившееся в собственных постройках Таута. В своих проектах Виктор Орта использовал новые по тем временам материалы, такие как металлические конструкции и стекло. Этот период в истории ознаменовался всплеском развития индустрии. Пространственная форма фланкирующего низкого объёма достигнута за счёт нарочитого изгиба ригелей поперечного каркаса из железобетонных рам перекрытия этого объёма (кассового зала вокзала) и устройства наружного большого наклонного козырька, образованного консолями ригелей рам. Леопольда (1905 – 1907), которая служит часовней в больнице Штайнхоф под Веной, Вагнер вернулся к более богатому, фантастическому стилю здания Сецессиона своего ученика Ольбриха.
Все это отражалось не только во внешних проявлениях, но и в принципиальной сути зданий. Сартр), живописи (Сальвадор Дали, О. Цадкин), музыке (А. Термин охватывает такие течения этого периода, как: дадаизм, сюрреализм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, функционализм и др. Слово «moderne» (фр. ) означает «новый», «современный».
В связи с тем, что в 1950-е гг. Стоун и И. М. Стиль модерн оказал свое влияние также на строительство Венского метрополитена. Интерьер лишенного центра и изобилующего повторяющимися конструкциями лондонского Хрустального дворца, должно быть, воздействовал на современников подобно «раздвижению» всех известных измерений оформленного пространства.
То, что в этом смысле является системно-функциональным для экономики и управления, к примеру уплотнение центральной части города с повышением цен на земельные участки и растущими доходами от налогов, на горизонте жизненного мира жителей центра и владельцев соседних участков никоим образом не оказывается «функциональным». Законы строительного и квартирного рынка изменяют установки на строительство и проживание в квартирах. Расположенный напротив него западный фасад, посвященный Страстям Господним, был построен в 1954 г. по эскизам, сделанным Гауди в 1917 г. Архитектура модернизма.
Зигфрид Гидион, весьма страстно боровшийся за модернистскую архитектуру больше средней продолжительности человеческой жизни, еще в 1964 году написал критические тезисы, под которыми сегодня могли бы подписаться Освальд Маттиас Унгерс или же Чарльз Мур9. Формы окон, дверей, лестниц становятся разнообразными чуть ли не до бесконечности. К примеру, термином «постиндустриальный» социологи хотят всего лишь сказать, что индустриальный капитализм продолжал развиваться, что новые сектора сферы услуг расширились за счет непосредственно производственной сферы. В украшении фасада он использовал кирпич, щебень, частично цветной мельничный камень, песчаник и глазурованную керамическую плитку, создав впечатляющую рекламу материалов «ручной работы». Инициатива по созданию таких художественно-ремесленных мастерских исходила, в конечном итоге, от фирмы, основанной в 1861 г. английским художником и социал-реформатором Уильямом Моррисом (1834 – 1896).
Гоген и Мунк окончательно подорвали в начале XX столетия теоретические основы реализма.
Модернизм в архитектуре Брутализм представляет с 1950-х до середины 1970-х годов. Муфесиус был автором трехтомника «Английский дом» (1905), куда входили исследования практических уроков английского художественного движения. Фишер стремился показать тенденции «скрытой разумности», представив XIX век в качестве предыстории современного зодчества и функционального оформления. Он представляет собой компактную композицию из разновысоких объемов, создающую строго выверенный рафинированный силуэт, сложный причудливый рисунок, а в завершение – огромные «щипцовые» кровли, упругие дуги порталов, высокие балконы-крыльца, островерхие шатровые шпили, маленькие слепые изразцовые вставки и стилизованные панно.
Их привлекательность «выросла в цене» в период 1960-1970-х годов, отмеченных в большинстве крупных городов Европы переходом к многоэтажной (9- 20 этажей) застройке новых жилых районов, отмеченных в прессе, термином «зелёных бетонных джунглей» за их несомасштабность. Его особенный язык, полный условностей, требовал работы не ума, но сердца. С той же целью придумываются такие термины, как «постпросвещение» или «постистория». Каждый из фасадов особняка скомпонован по-своему.
Модернизм (итал. Железобетон, чрезвычайно прочный и устойчивый к нагрузкам материал, был впервые запатентован в 1867г. Придумал его простой французский садовник Жозеф Монье, пытаясь найти решение для изготовления садовых кадок для растений— что положило начало развитию конструкций из железобетона (армированного бетона). Примечательный проект был полностью подготовлен Макинтошем. Вот таким образом Гегель полагает, что «духовное содержание влагается не только в само архитектурное произведение таковое содержание уже обрело свободное существование за пределами архитектуры»13. Оконные проемы размером уподобляются витринам, переплеты богато декорированы, часто арочные. Движение считалось эклектичным. Термин в переводе с латыни означает разумный и этим все сказано. Выражение «модернизм» употребляется иногда как синоним понятия «современная архитектура» или же как название стиля (в англоязычной литературе— «modern»).
Охватывает период с начала 1900-х годов и по 70-е—80-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции.
Соответственно инструментом архитектора в значительно большей, чем прежде, степени стала не собственно форма или её элементы, а пространство, особая организация которого должна была и управлять деятельностью людей и создавать форму. Архитектурный модернизм (фр. — современный, новый) — движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого. Архитектурный модернизм (фр. modernisme, от фр. moderne— новейший, современный «англ. modern»— современный, новый)— движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого. При внешней и внутренней облицовке зданий использовались керамика и майолика. В России одним из наиболее заметных и типичных памятников модерна является Дом компании «Зингер» (сейчас «Дом Книги») на Невском проспекте в Санкт-Петербурге.
МОДЕРНИЗМ (фр. ) — общее назв. Перре и Одижье), ставшего своеобразным маяком для океанских судов. Модернизм — одно из современных направлений архитектуры, которое охватывает творчество архитекторов примерно с 20-х до 70-80 годов XX века (в Европе). Королевский национальный театр в Лондоне. Пей в США и др. ), модифицировавшие или даже отрицавшие доктрину функционализма.
На архитектуру портала оказал влияние стиль примечательных лондонских домов МакЛарена на Палас-корт, 10 и 12 (1889 – 1890), в Бейсуотере, а также художественной галереи Уайтчэпел (1897 – 1899) в Лондоне, построенной Чарльзом Гар-рисоном Таунсендом (1850 – 1928), проект которой был опубликован в 1895 г. в номере журнала The Studio. Украшением зданий являлся сам материал и необычная конструкция. Это относится и к Шехтелю. Его возникновение было обосновано все этим же техническим прогрессом. Парижанки укоротили причёски, а затем и юбки, надели платья без рукавов.
В конструкциях распространяются каркасные формы. В архитектуре стиль модерн расцвел бурно и пышно.
Но как в период господства постмодернистской архитектуры (1970-1980-е годы), так и позднее парадигма модернизма (разрыв с традицией, отказ от декора и формальные эксперименты) сохранялась и в творчестве отдельных архитекторов (Р. Ионеско, Ж. П. Три биржевых зала внутри были образцами рационального строительства из кирича, железа и стекла, которые пришлись бы по душе Виолле-ле-Дюку. Термин «модернизм» применительно к архитектуре стал широко использоваться только с 1960-х годов архитекторы – представители модернизма использовали также термины-синонимы «новая архитектура», «современная архитектура», современное движение. Правда, то, что одни преподносят в качестве имманентной критики, становится у других оппозицией по отношению к модернизму те же причины, что побуждают одну сторону к критическому продолжению незаменимой традиции, для другой стороны являются достаточными, чтобы провозгласить эпоху постмодернизма.
Была создана живая композиция из готического, рокайльного и японского стилей. В современном мире мало что производится вручную, промышленное производство стало обычным делом. Модернисты считали возможным с помощью архитектуры улучшить и даже кардинально изменить структуру общества в соответствии с социалистическими идеалами они провозгласили утопическую концепцию «строительства жизни», согласно которой заложенная в архитектурном проекте программа должна обусловливать общественные процессы, протекающие в здании, посёлке или городе. В Европе это Вальтер Гропиус (1881-1969), Людвиг Мис ван дер Роэ (1886-1969) и Ле Корбюзье (1871-1965), а в Америке – Фрэнк Ллойд Райт (1867-1959). С другой же стороны, архитектура подчиняется законам культурного модернизма — как и искусство вообще, она подчиняется необходимости радикальной автономизации, необходимости обособления сферы подлинно эстетического опыта эту сферу субъективность избавленная от императивов повседневности, от рутинных поступков и условностей восприятия, может разведать «в компании» с собственной спонтанностью. Радикальные антимодернисты, наоборот, прилагают все усилия к тому, чтобы «подставить ножку» экономическому и административному принуждению промышленного строительства их цель — дедифференциация строительной культуры.
Если всё существующее ранее искусство изображало реальность разными средствами, то модернизм отверг само понятие реальности. При всем этом выработки прошедших лет не отрицались, а принимались и перерабатывались в согласовании с задумкой. В США, Нидерландах, Франции и некоторых других странах ар-деко постепенно перестроился в сторону функционализма.
Выражение модернизм употребляется иногда как синоним понятия «современная архитектура» или же как название стиля (в англоязычной литературе – «modern»). Наиболее знаменитое его творение, которое он не успел завершить при жизни, это храм Саграда Фамилия (Святое семейство). К моменту приглашения художников в Дармштадт самым известным сооружением Ольбриха являлся Дом венского Сецессиона (1897 – 1898) – дом для выставок и клуб вновь созданной группы архитекторов, живописцев и скульпторов, выступивших против официального вкуса Академии. Как самостоятельный феномен модернизма возник в начале XX в. и стал утверждением веры в «традицию нового».
Наиболее известные примеры: штаб-квартира Объединенных наций (Лё Корбюзье, Оскар Нимейер, Сэр Ховард Робертсон), Сигрем билдинг (Людвиг Мис ван дер Ройе) и Ливер Хаус (Скидмор, Оуингс энд Меррил) все в Нью Йорке. Главные проблемы архитектуры XX в. лежат, безусловно, в социальной сфере.
Другим примером плодотворных инженерно-технических достижений в современном строительстве являются сооружения П. Нерви, в которых он стремится выявить конструктивные возможности железобетона и армированного цемента, применяя тонкие сводчатые оболочки двоякой кривизны, складчатые, ребристые перекрытия-скорлупы — Малый Дворец спорта в Риме (1956—1957), ангары и склады, заводские корпуса в Италии. Известные постройки этой эпохи, возведенные с применением металлических конструкций — Библиотека Сен-Женевьев в Париже (1850), Хрустальный дворец Д. Пэкстона в Лондоне (1851), Дворец Машин на Всемирной выставке в Париже (1889), Бруклинский мост (1883) и др. В 1889 году в Париже была возведена Эйфелева башня— поначалу как сугубо временное сооружение Всемирной выставки, а позже ставшая символом технического и строительного прогресса XIX века. Необходимо отметить, что это направление более «живое», ежели сменивший его конструктивизм: рационализм старался придать строениям плавные, приятные для восприятия полосы и формы. Средитечений модерна его творчество было настолько обособлено, что его выделили особым названием – "антониогаунд". Его творчество, пожалуй, одно из самых противоречивых явлений в европейской архитектуре.
Вход в Эрнст-Людвиг-хаус ведет через огромную арку, которая богато украшена символическими орнаментами и двумя огромными статуями они изображают мужчину и женщину и символизируют роль этого сооружения как «Храма Труда». Любое явление, как правило, завязано на личностях, не миновала чаша сия и этот стиль. Композиция центрального портала в целом представляет несколько гротескную стилизацию триумфальной арки.
«Тело» этого небоскреба – правильный параллелепипед, оно совершенно замкнуто и ни одной своей деталью не выступает из заданной формы. Самое знаменитое творение Гауди в Барселоне – церковь покаяния Саграда Фамилиа («Святого Семейства») – имеет запутанную историю. Известный английский архитектор Хью Макей Бэйли Скотт (1865 – 1945) был плодовитым и влиятельным мастером известным своими смелыми, с широким коньком, домами в народном стиле, который походил на стиль К. Ф. А. Автор утверждает в планировке здания принцип свободной асимметрии.
На очень ранних эскизах домов, сделанных Малевичем и Оудом, можно видеть, как из экспериментального использования средств оформления происходит, например, структура функционалистской архитектуры «Баухауса». Он требовал применения больших остекленных поверхностей. Архитектурные композиции фасадов чётко прочерчены элементами каркаса (благо мягкий климат Франции допускает пересечение наружных стен каркасом без опасности его промерзания).
Внимания здесь заслуживают не только инициативы по созданию «архитектуры общин», не просто в порядке демагогии включающей в процесс планирования тех, кто к ней причастен и планирующей городские районы в диалоге с клиентами24. Последователи архитектора О. Вагнера в архитектурном стиле модерн в 1900-1910-х гг. Стилеобразующие направления: конструктивизм и рационализм. В проекте современной церкви св. Обилие пространства, простота, практичность, стремящаяся к абсолюту, никакой красоты ради красоты. Термин обозначает скорее отношение, чем определенный СТИЛЬ.
Часто Скотт экспериментировал и с открытой планировкой в стиле Фрэнка Ллойда Райта. В период между 1900 и 1913 гг. В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Лишь тогда поставангардистские движения, сплошь и рядом пользовавшиеся сознательными установками модернистской архитектуры — и справедливо описанные Чарльзом Дженксом как показательные для «позднего модернизма»4, — попадают в фарватер консервативных настроений и подготавливают почву для сопряженного с интеллектуальной игрой, но провокационного отказа от моральных принципов модернистской архитектуры5.
Впервые термин «модернизм» использовали в печати приблизительно в это время, позже он приобрел своё последнее значение и появился в названии книги Отто Вагнера. Немецкая Рабочая Федерация (немецкая ассоциация архитекторов, дизайнеров и индустриалистов) в 1920-х годах распространяла принципы искусства /графики и модернизма. Это направление в архитектуре получило развитие в 1920-х-начале 1930-х годов также в СССР. Его подходы стали закостенелыми и существовала угроза скатиться к маньеризму. Утилитарное предназначение и экономия на «архитектурных излишествах». Одним из основоположников интернационального стиля считается финский архитектор и дизайнер Алвар Хуго Хенрик Аалто. Отсюда – основной метод формообразования модернизма: форму определяет функция (см.
Выражение модернизм употребляется иногда как синоним понятия «современная архитектура».
Невероятно легкие и прочные по сравнению с тем, что знала история раньше, эти конструкции вызвали к жизни новые формы в промышленном строительстве, а позже и в жилых и общественных зданиях. Хотя сам Ле Корбюзье не построил в Великобритании ни одного здания, его проекты и постройки оказали сильное влияние на британских бруталистов. Социальная нищета раннего индустриализма важнее этого безобразия проблемы социальной нищеты вызывают на авансцену государство, буржуазных социальных реформаторов, наконец, революционное рабочее движение — но не оформительскую фантазию архитекторов — если отвлечься от утопических набросков новых промышленных городов (от Роберта Оуэна до Тони Гарнье).