Следует особо отметить необычайный для Руси этого времени и не имеющий близких аналогий в мировой архитектуре памятник – храм «Знамения» в Дубровицах (1690-1704 гг. ), построенный дядькой Петра I – Б. А.
В книге «Стиль и эпоха» он размышлял, что каждый стиль искусства адекватно соответствует «своей» исторической эпохе. Это побудило архитекторов провести полную реставрацию. В архитектуре же каменных церквей (каменные шатровые церкви строились ещё в первой половине XVII в. ) преобладали пятиглавые соборы и небольшие храмы с одной или пятью главами, наружные стены которых были украшены каменным узором кокошников, карнизов, колонок, оконных наличников иногда разноцветных изразцов. Во многих отношениях он был прямо противоположен архитектуре XVI века.
В жилищном строительстве на смену хрущёвкам пришли более комфортные «брежневки», названные в честь возглавлявшего СССР Леонида Брежнева. Революционная борьба против феодализма была неизбежно связана с борьбой против римско-католической церкви — этого, по словам Энгельса интернационального центра феодальной системы (См. Используется несколько различных типов наличников. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом.
Архангельский собор открыт для посещений как музей, а на Радоницу (день поминовения усопших) и в престольный праздник в нём совершаются богослужения. Возрастает число каменных жилых зданий. часто состояли из трехчастных секций, образующих длинные корпуса. Богослужения в ней не проводятся, а в подклете (подвальной части) церкви постоянно действует выставка «Тайны церкви Вознесения».
И хотя нарышкинское барокко является самостоятельным стилем в искусстве, тем не менее оно не вполне является барокко (к тому же оно не совсем нарышкинское).
Культура 17 столетия воплощает в себе всю сложность этой эпохи. Светские, «мирские» тенденции проникают даже в культовое зодчество.
Прекрасно скомпонован ансамбль массивного храма и стройной многоярусной колокольни (построенной позднее в стиле московского барокко), поистине изумителен цветовой эффект, производимый сочетанием голубых узоров изразцов на алом фоне стен с золотом пятнадцати глав. Так, одним из наиболее значительных памятников этого стиля, несомненно, была не сохранившаяся церковь Успения на Покровке (1696—1699, зодчий Петр Потапов), представлявшая собой массивный объем на высоком подклете, увенчанный несколькими главами. Подобная «мифологизация» темы присуща творчеству многих живописцев, начиная с такого смелого реформатора, как Караваджо и кончая одним из величайших мастеров эпохи — Рембрандтом, в сюжетных композициях которого главенствуют образы библейско-мифологического характера. В их архитектуре всё больше проявляются светские пристрастия заказчика и зодчего. Начали зарождаться новые стили Архитектура – явление производное от конкретной функциональной необходимости, зависящее как от строительно-технических возможностей (строительных материалов и конструкций), так и от эстетических представлений, определяемых художественными взглядами и вкусами народа, его творческими представлениями. В искусстве Испании 17 столетия барокко развивалось в своеобразных формах в архитектуре, скульптуре и живописи, причем крайности этого стиля в идейных коллизиях испанских мастеров выражены острее, нежели у итальянских.
Стиль модерн проникает в Россию из Запада и быстро находит своих сторонников. Возведена в Коломенском в 1528—1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом, по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым)3 на правом берегу Москвы-реки. В результате возводились постройки, в которых «модные» московские формы применены в таком переработанном виде, что их с трудом можно узнать.
Совсем по-другому выглядели Патриаршие палаты (часть Земского приказа), отпечатки нового времени можно было увидеть и на примере башни Михаила Сухарева. Больше здесь нет перехода между жилым помещением и церковью святого Николая. Неподалеку от Мурома в Борисоглебском монастыре вместо ветхих деревянных храмов в 17 веке возвели прекрасный ансамбль из каменных строений – церковь Рождества, Вознесенскую (Бориса и Глеба) и Никольскую церковь.
Первый, короткий (20-е — частично 30-е годы), — период сложения нового стиля на базе традиций предшествующей поры. В XII—XIII веках важнейшим культурным центром стало Владимиро-Суздальское княжество. В 1642-1643 гг.
110). Таковы аллегорические композиции «Живопись и скульптура», «Рисование», «Кифаред и три знатнейших художества», «Милосердие» и другие. Как и хрущёвки, брежневские дома выполнялись в стиле функционализма, однако имели более разнообразные архитектурные формы: дома башенного типа («свечки»), длинные многосекционные («китайские стены»), ступенчатые изогнутые и переменной этажности.
Примером раннего и вместе с тем достаточно развитого типа бесстолпного храма служит церковь Донского монастыря (1593 г. ) – её два придела по бокам и трапезная были пристроены в конце XVII в. Этот небольшой храм – один из лучших уцелевших памятников на рубеже XVI и XVII вв. Для художника этой эпохи определить характерные особенности человека — значит также определить его место в обществе. В его квадратном плане проявляется стремление к регулярности и геометричности композиции.
Примером подобного строения может служить Преображенская церковь в Турчасово (1786). Типовая архитектура продолжала своё развитие вплоть до распада СССР. 90), построенный плотничьим старостой Семеном Петровым и плотником-стрельцом Иваном Михайловым, частично перестроенный в 1681 году Саввой Дементьевым. Уже начатые стройки были заморожены или закрыты. От террасы она стремительно поднимается вверх ярусами четверика и восьмериков, украшенных белокаменным «кружевным» убранством и завершается куполами.
В колорите преобладает сочетание желтого с зелеными и синими тонами. В середине XVII века строительство таких церквей было запрещено. На формы отделки дворца непосредственно оказало влияние деревянное зодчество. Таким образом, налицо был конфликт между пространством и массой архитектурного сооружения.
Соответственно этому формируется система художественных жанров. Характер отделки и архитектурные детали жилых домов, естественно, совпадают с применявшимися в строительстве церквей. Возрастает число каменных жилых зданий.
Позже шатровые храмы стали достоянием русского Севера с его деревянным зодчеством. Таким образом, несомненно, что русская архитектура конца XVII века по происхождению не связана с западноевропейским барокко она вполне самобытна. Рельефы Прокофьева для здания Академии художеств — это целая система тематических произведений, в которых проводятся идеи воспитательного значения «наук и изящных искусств». Сегодня здание занимает Государственный Российский Дом народного творчества. В них Гордеев придерживался значительно большей строгости стиля, чем в надгробиях. Бюст 3.
В ряде случаев можно отметить перегруженность зданий декоративными элементами. Достаточно сказать, что это столетие, начало которого еще граничит с именами Шекспира и Сервантеса, представлено такими корифеями, как Лопе де Вега, Кеведо и Кальдерой в Испании, Мильтон в Англии, Корнель, Расин и Мольер во Франции. Другим известным произведением Воронихина является здание Горного института (1806—1811). Этот небольшой барельеф оказался этапным произведением в русской мемориальной скульптуре — от рельефа Гордеева, так же как и от первых надгробий Мартоса, развивается тип русской классической мемориальной скульптуры конца 18 — начала 19 в. (работы Козловского, Демут-Малиновского, Пименова, Витали). Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный.
Шедевром деревянного зодчества и архитектуры 17 века считался царский дворец в Коломенском. Об этом сделана запись во вкладной книге Спасского монастыря XVII века: «В нынешнем же 199 (1691) году августа. В церкви сохранилась прекрасная фресковая роспись исполненная в 1652—1653 годах (ил. В те времена резиденция насчитывала 270 комнат и порядка 3000 окон.
С 1994-го – возобновлены богослужения. «Самсон» еще издалека приковывал к себе внимание зрителей, являясь важным ориентиром и центральной точкой композиции Большого каскада (Этот ценнейший памятник был увезен гитлеровцами во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Этот символ столицы России особенно популярен у туристов. В это же время получает развитие гражданское строительство, в Кремле строится ряд зданий— палат, самой известной из которых является Грановитая палата (1487—1496). Эти архитектурные формы были ликвидированы патриархом Никоном, во время царствования Алексея Михайловича (1645-1676 гг. ).
Иногда шатер увенчивает не восьмерик, а сруб имеющий шесть или, реже, десять сторон. Русские зодчие создали предпосылки для успешного развития архитектуры в новых условиях. Однако в окончательном решении мы видим все же не бога или античного героя.
Примечательно, в 20-х годах ХХ века в храме служил регентом будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (1971-1990 гг). Наиболее роскошным из гражданских комплексов является Теремной дворец в Московском Кремле. На углах зданий, как правило, размещены колонки классического типа, причем каждый ярус имеет самостоятельную колонку, снабженную снизу пьедесталом, а сверху антаблементом (одна из частей ордера). Немало жилых каменных домов было построено в 17 веке и в столице и в провинции. Таковы, например, некоторые памятники Урала и Зауралья — Троицкий собор в Верхотурье (1703—1704), постройки Далматова монастыря (церковь — 1713 года, стены и башни—середина XVIII века). 92). В конце 1940-х— начале 1950-х в Москве были построены «сталинские высотки», ставшие классическими образцами сталинской архитектуры.
Ростовский Кремль (1660-1683 гг. ) и расположенный в 15 км от него Ростово-Борисоглебский монастырь, родственные по стилю, представляют собой целые музеи памятников архитектуры этой эпохи. Разнообразные типы гражданских зданий включали в себя также кельи и трапезные монастырей, складские палаты, башни и торжественные ворота, различные административные здания – от небольших сводчатых палат до величественной Сухаревой башни Конец 17 века. Укрупнение масштабов Москвы вызвало надстройку ряда кремлевских сооружений.
Богатое убранство галереи и приделов контрастирует со строгими формами храма. Принципиально важно, что при всем отличии локальных вариантов эта архитектура обладала значительным художественным единством, в ней отражались одни и те же тенденции, по-разному преломлявшиеся в зависимости от материала, типа постройки, местных традиций и вкусов. Богатая мебель, цветные ковры и сукна довершали убранство помещений. Параллельно этому процессу на рубеже 16 и 17 вв. Помимо известного музея в Кижах существуют также такие музеи как Малые Корелы в Архангельской области, Витославлицы в Новгородской области, деревянная архитектура Сибири представлена в музее Тальцы в Иркутской области, деревянное зодчество Урала— в Нижне-Синячихинском музее-заповеднике деревянного зодчества и народного искусства.
Первоначально Козловский предполагал представить Суворова в образе Марса или Геркулеса. Убранству патриаршего собора стали подражать и даже стремились превзойти его нарядностью.
Вытянутый с севера на юг четверик, увенчанный тремя шатрами, прямоугольный алтарный объём, кубообразный придел Неопалимой купины, увенчанный завершением в виде небольшого шатра на барабане, двухъярусная колокольня и небольшая трапезная. После завершения строительства храма Патриарх Никон прекратил строительство шатровых храмов на Руси. История храма сложная, как почти каждая история храмов на Руси: он закрывался использовался не по назначению (здесь даже дрессировали цирковых собак и обезьян). Используются традиции строительства из прошлого, в частности, «сталинская архитектура» в Триумф-Палас. Сплетение сложных и противоречивых художественных проблем обнаруживается не только в искусстве 17 в. в целом, но и внутри каждой из национальных художественных школ этой эпохи. Здесь архитектура даже в XVII веке еще сохраняла остатки своего самобытного характера. Большое внимание уделялось также убранству крыльца.
Наиболее последовательно художественная политика церкви осуществлялась в Италии. Как и почти все произведения Козловского, статуя Суворова отличается великолепно найденным пространственным построением. Прекрасным его образцом является церковь в Филях, под Москвой.
В то же время барокко никогда (по крайней мере, теоретически) не порывало с наследием Ренессанса и не отказывалось от его достижений. Оригинальна роспись под квадры стен алтарных полукружий. Но их историческая ценность не утрачена – в них обитал знаменитый иконописец Симон Ушаков. Но развитие культуры не могло остаться вне воздействия сил народного протеста. 31 июля 1957 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О развитии жилищного строительства в СССР», положившее начало массовому строительству домов, получивших название «хрущёвки» по имени Никиты Сергеевича Хрущёва.
В XVII столетии в России большое развитие получило каменное строительство.
Это был целый маленький городок с башенками, чешуйчатыми крышами, гульбищами, крылечками с витыми «колоннами». В 1630-1640 гг. Дворец насчитывал 270 комнат, 3000 окон и оконцев.
Внутри сохранился замечательный резной иконостас.
Свободный несимметричный план, несомненно, отвечал функциональной связи помещений. Т. е. Декор был не самоценен, он усиливал напряжённость архитектурной массы.
В каждой палате размещалось около пятидесяти ткацких станков.
Третий этаж в деревянных зданиях часто был каркасным, а в каменных – с деревянным потолком вместо сводов. Трудами исследователей была создана база для технического прогресса. Однако их искусство и теперь могло проявить себя во всю ширь прежде всего в крупных постройках, возводимых по заказу царского двора и в сооружении храмов, на создание которых собирались большие «мирские» средства, обеспечивавшие возможность строительства крупных и технически сложных сооружений. Яркие цветные изразцы придают зданиям подчеркнуто нарядный характер.
В 17 веке такое строительство становится уже не только привилегией царей. Бюст А. М. Голицына сразу же прославил имя молодого мастера. Одна из характерных особенностей памятников конца XVII века — их двуцветность: красная кирпичная стена контрастирует с белокаменными резными деталями.
К подобному использованию закономерностей обратились и в московском барокко: планы построек стали подчиняться отвлечённым геометрическим закономерностям, в размещении проёмов и декора возникали «правильности» ритма, ковровый характер узорочья середины века был отвергнут, а элементы декорации располагались на фоне стен, что подчёркивало не только их ритмику, но и живописность. Первоначально стены дворца интерьер которого особенно уютен, были расписаны. В истории русского зодчества храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства, единственным и неповторимым.
Еще шире и разнообразнее в этом отношении возможности ренессансного искусства. Даже у Пуссена можно найти произведения, близкие по своему складу к барокко, точно так же как у представителей итальянской барочной живописи (Доменикино) нередки образы, родственные классицизму. Порой верхние этажи каменных домов были деревянными.
Следует отметить, что производство изразцов в России во второй половине XVII века достигло исключительного совершенства (об этом смотри главу третью пятого раздела). 91), Варзуга (1674, Мурманская область), Согинцы (1696, Ленинградская область), Пучуга (1698. Основателем «русско-византийского стиля» принято считать Константина Андреевича Тона, работавшего в середине XIX века.
При этом каждая деталь декора тщательно обработана. Она проявлялась также во внутренних противоречиях в творчестве какого-либо мастера, в столкновении реалистических тенденций его искусства с официальными требованиями. Но суровые и неприветливые извне фасады выглядели гораздо уютнее со стороны двора.
Нужно, однако, признать, что, в отличие от Бернини, основная масса итальянских барочных скульпторов и живописцев не поднимается до такой образной значительности и ограничивается варьированием установившихся образных и формальных приемов, превратившихся вскоре в шаблонные схемы. Все эти новые элементы в дальнейшем стали типичными для церковного зодчества.
В XVI в. рядом с ними построили Благовещенскую трапезную церковь. на средства местного, муромского, купца Т. Борисова был построен собор святой Троицы, после чего купец получил разрешение патриарха на строительство женского монастыря – и были сооружены церковь Казанской Божьей Матери и высокая колокольня, которые и сегодня украшены многочисленными арками, колоннами, окнами необычной формы, цветными изразцами. Центральный столп увенчан поверх купола ажурной золочёной короной. Особую роль играли ордерные формы, которые не стояли отдельно, неся перекрытие, а приближались к стене, как бы сдерживая напор пространства. Здесь находило свое отражение и воздействие других социальных сил.
Завершается вся эт композиция барабаном и главой. Эти пышные палаты были построены на исходе XVI столетия и совершенствовались в XVII веке.
Исчезает и конструктивный смысл шатра как перекрытия: в таких «двойнях» и «тройнях» шатры очень невелики и представляют собой глухие чисто декоративные надстройки, поставленные на сомкнутый свод. У Москвы-реки, на современном полуострове фабрики «Красный Октябрь», еще с XVII века красуется уникальный частный дом – палаты думного дьяка А. Кириллова. Новое стилистическое направление отразилось не только в малых ярусных усадебных церквах. Помимо шатровых храмов в деревянном зодчестве встречаются и кубоватые храмы, название которых идёт от покрытия «кубом», то есть пузатой четырёхскатной кровлей. К 70 – 80-м годам XVII в. явно намечаются тенденции дальнейшего развития тех принципов декоративности и «узорочья», которые проявились в русской архитектуре еще в предшествующий период. Заказы исполнял обычный крепостной Яков Бухвостов, первое, что ему удалось построить – это церковь Покрова в Филях, строительство закончилось в 1695 году, в здании сочетались элементы и местной культуры и западноевропейской, что и дало в итоге новый результат. По характеру исполнения это типичные произведения раннего русского классицизма.
Все XVII столетие проходит под знаком нарастающей активности угнетенных масс. Финансовые условия позволяли заметно ускорить темпы развития архитектуры. Церковь Знамения в Дубровицах (1690—1704 ил. Одним из самых распространённых архитектурных типов стал шатровый храм. Всем этим объясняются противоречивые черты в архитектуре барокко.
Иное положение мы наблюдаем в 17 веке. Многие из стран Европы становятся ареной классовых битв. Планы монастырей стали регулярнее. Также известны его работы, выполненные в «неорусском духе», такие как павильоны русского отдела на Международной выставке в Глазго (1901) и московский Ярославский вокзал (1902). Широкому и быстрому распространению новых творческих идей в различных национальных школах способствовали образовательные поездки молодых художников в Италию и другие страны, практика крупных зарубежных заказов, которые получали мастера общеевропейской известности, наконец, активная художественная политика церкви, насаждавшей формы контрреформационного искусства во всех католических странах.
Крупнейшим архитектором Петербурга после Захарова был Василий Петрович Стасов. Здание церкви— это четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа. При этом архитектурная масса становилась очень пластичной. Два пояса разноцветных поливных изразцов венчают верхний ярус здания. Каменное церковное строительство в Муроме в XVII столетии было завершено постройкой новой Покровской церкви в Спасском мужском монастыре.
Прекрасным образцом является и надвратная церковь Иоанна Богослова в Ростовском Кремле (1683 г. ). Здесь особенно эффектными были столовая изба, крытая кубоватой кровлей (четырехскатная кровля с «пучинами», напоминающая луковицу) и многооконный терем, связывающий столовую избу с государевыми хоромами. Здание возводилось поэтапно в разные годы.
Изменялись конструкции и строительные материалы, а вместе с ними — архитектоника зданий и сооружений. Этот стиль по территории его распространения можно было бы назвать украинско-русским. Разными по форме, абсолютно не похожими друг на друга были его части, которые соединялись между собой переходами.
памятник Суворову был перемещен и занял место близ Мраморного дворца. Не стремясь к эффектности решения бюста, отказавшись от использования драпировок, Шубин все внимание зрителя сосредоточил на лице героя — мужественно-открытом, с крупными немного грубоватыми чертами, не лишенными, однако, одухотворенности и внутреннего благородства.
В целом же композиция проникнута той же живописностью, которая характерна для русского зодчества XVII века. Но в храме Знамения все формы трактованы в барочном стиле. Стремление к симметрии сказалось, например, в палатах В. В. Голицына в Москве в Охотном ряду (около 1689).
Русской Православной церкви храм был возвращен в 1994-м году. 106). По плану и объемной композиции данные памятники более традиционны, чем, например, восьмилепестковые или даже ярусные храмы Подмосковья. Построена за один сезон при новгородском князе Ярославе Владимировиче.
Исполненный в 1722—1726 гг. Такое определение не является вполне точным.
Выдающимся примером такого ансамбля является, например, Иосифов-Волоколамский монастырь (1676— 1688, колокольня и собор закончены в конце XVII века, колокольня не сохранилась). 105). Это здание, с самого начала не имевшее никакого оборонного назначения, построено в 1692—1695 годах как помещение для гарнизона, а затем в 1698—1701 годах перестроено по распоряжению Петра I для размещения «математической и навигацкой школы». Вершиной и эталоном архитектуры данного периода является церковь Фёдора Стратилата на Ручью в Новгороде. Так, в духе XVI века возведена церковь в усадьбе князя Д. Пожарского Медведково (1623, ныне Москва). В здании находятсяофисы коммерческихорганизаций.
Глубокие изменения переживает шатровое зодчество. В этой ранней вещи скульптора отчетливо выступают его реалистические устремления, простой, не столь изысканный стиль (по сравнению, например, с ранним Козловским). Неоднократно он обвинялся в воровстве и потому был жестоко убит.
Не случайно вторую половину 18 в. и первую треть 19 в. называют «золотым веком» русской скульптуры. В художественной практике классицизма догматические стороны его теории нередко отступают под напором жизненного содержания и естественного чувства красоты реального бытия.
Связь ряда построек нового стиля с заказами семьи Нарышкиных является абсолютно случайной. В результате постройки из камня (кирпича) стали чуть ли не преобладающим элементом в архитектуре XVII в., хотя основным строительным материалом осталось дерево (даже во Владимире XVII в. ознаменовался началом каменного строительства, хотя в то время построек в этом городе было вообще не слишком много – около 400 домов и в них размещалось меньше тысячи человек). Однако световой барабан имеет только центральная глава, четыре боковых чисто декоративны. Образцами таких домов являются «Поганкины палаты» в Пскове, дом Коробова в Калуге и прочие здания. В связи с развитием артиллерии, города окружались земляными валами с бастионами. Самая поразительная в этом отношении работа Шубина — бюст Павла I (мрамор в Русском музее илл., бронзовые отливы в Русском музее и Третьяковской галлерее), созданный в конце 1790-х гг. «Самсон» Козловского — одно из примечатедьнейших произведений парковой монументально-декоративной скульптуры.
Сложность и подчас запутанность этих форм борьбы не должны, однако, заслонять чрезвычайно важного факта — появления в 17 в. первых признаков разделения художников на два лагеря — на мастеров искусство которых не поднялось выше интересов правящих классов и прогрессивных художников, по существу, оказавшихся в оппозиции к официальным художественным направлениям. Его появление и развитие в России связывают с именами таких архитекторов как Андрей Никифорович Воронихин, Андреян Дмитриевич Захаров и Жан Тома де Томон.
В этот период стремление к украшательству вылилось в оформление башен Московского Кремля шатрами, а также в украшение белых стен Храма Василия Блаженного (Покровского собора) ярким и пестрым орнаментом. Теперь возобладала сложная, живописная, большей частью асимметричная группировка масс. В этом плане в высшей степени показателен, например, тот факт, что, когда некоторые голландские мастера, бывшие в свое время учениками и последователями Рембрандта, перешли впоследствии на идейные позиции перерождающейся буржуазии, они одновременно отреклись от художественной системы своего учителя и обратились к репрезентативным формам барочного искусства.
Очень своеобразно их декоративное убранство. Этот храм — один из самых величественных архитектурных и исторических памятников России. На белёной, шероховатой поверхности стен, сделанных из местного плитняка, выделялись лишь глубокие проёмы окон, порой обрамлённые наличниками простой формы. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий.
К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 22, стр. Основными типами произведений и жанрами, господствовавшими в живописи барокко, были монументально-декоративные росписи (главным образом плафоны) культовых и дворцовых сооружений, алтарные картины для храмов с изображениями апофеозов святых, сцен чудес и мученичеств, огромные «исторические» и аллегорические композиции, наконец, парадный портрет. Напротив, здесь встречается множество переходных форм, а примеры своеобразного слияния признаков различных систем — даже при преобладании одной из них — можно видеть в творчестве многих мастеров (у Караваджо в Италии, Риберы в Испании, Рубенса и Иорданса во Фландрии, не считая большого числа живописцев менее значительных).
Городские восстания 1648 года в Москве, 1650 года в Пскове, Новгороде, «медный бунт» в Москве в 1662 году и, наконец, Крестьянская война под предводительством Степана Разина 1667—1671 годов расшатывают устои власти, вызывая с ее стороны жестокие репрессии. «Его бюсты живы тело в них есть абсолютное тело. », — писал в 1826 г. один из первых русских художественных критиков В. И. Григорович. Гражданская архитектура Владимиро-Суздальской земли сохранилась мало и фрагментарно. Административные здания XVII в. походили на жилые дома.
Недаром во многих произведениях мастеров классицизма такое большое место занимает природа, которая не только служит активным фоном в сюжетных композициях, но часто составляет определяющую основу в общем идейно-образном содержании картины. Это, разумеется, не значит, что такой художник вовсе лишен эстетических идеалов и рабски копирует видимое, – его художественные взгляды достаточно явственны, они лишь выражены иными средствами. Результатом многолетнего труда явился один из наиболее прославленных монументов мира. Вот таким образом общая картина развития искусства в этом столетии отличается особой сложностью. В связи с развитием артиллерии, города окружались земляными валами с бастионами.
Захаров создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе. Прокофьев создает обширный цикл рельефов (гипс), предназначенных для парадной лестницы Академии художеств.
Ещё раньше был возведён Валдайский Иверский монастырь, а в 1670-1680-х гг. Для первой половины XVII в. типичны бесстолпные с сомкнутым сводом «узорочные» церкви с трапезной, приделами и колокольней. Они несколько ниже основного и подчинены ему, но все же строгое единство шатровой композиции здесь уже нарушено. В данный период развивается тип бесстолпного храма.
В Риме работал немецкий художник Эльсгеймер, внесший важный вклад в сложение отдельных жанров в живописи 17 в. и здесь же сформировалось своеобразное направление в бытовой картине, представленное группой голландских и итальянских мастеров («бамбоччанти»). Прокофьев дает фигуру Морфея в небольшом масштабе. Проект выливается в постройку Ново-Иерусалимского монастыря на реке Истре. В целом образуется очень живописная и большей частью асимметричная композиция.
Достижения русской пластики начала 18 в. почти целиком связаны со скульптурой декоративной. Ротонда послужила основанием для грандиозного шатра. За представленные в Парижскую Академию художеств работы он получил несколько наград, в частности золотую медаль за рельеф «Воскрешение мертвеца, брошенного на кости пророка Елисея» (1783).
Применение термина «барокко» здесь допустимо лишь в метафорическом смысле. никаких опорных столпов (столбов) конструкция не имеет. Характерными чертами, присущими различным по назначению и художественной форме произведениям архитектуры, являлись нарядная пышность, эффективная декоративность, красочность и богатство отделки, хорошо передающие общий жизнеутверждающий характер быстро развивавшегося русского национального искусства XVII в. Свойственное русской архитектуре XVII в. стремление к пышности и нарядности получает яркое выражение в украшении монументальных кремлевских башен шатрами имеющими чисто декоративное значение, а также в украшении белых стен Покровского собора на Красной площади (храм Василия Блаженного) пестрым и ярким орнаментальным узором (2). Иногда применялась крестообразная схема плана, соединение под прямым углом трехчастных зданий, внутренние лестницы вместо наружных.
В зависимости от рельефа и характера местности избирали масштаб зданий, расположение стен и башен лучшие постройки либо группировали на выгодных точках рельефа, образуя «главный фасад» ансамбля, либо строили с расчетом обозрения с различных точек. Зодчими, возводившими его, были мастера русской архитектуры Семён Петров и Иван Михайлов. Храмы внутри столпов не имеют стены покрыты сплошным ковром превосходных фресок.
Одним из наиболее монументальных образцов подобных сооружений является трапезная московского Симонова монастыря (1680 г. ). Возвратившись в 1773 г. в Петербург, Шубин в том же году создает гипсовый бюст А. М. Голицына (мраморный экземпляр, находящийся в Третьяковской галлерее, выполнен в 1775 г. см. илл. ). Лишь в конце XVII в., в предпетровское время, они были возрождены. М. Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови. лучшими мастерами Оружейной палаты: Иосифом Владимировым, Симоном Ушаковым и др. Перед архитектурой классицизма во многих случаях стояли те же задачи, что и перед зодчеством барокко, — прославление могущества совершенного монарха, возвеличивание правящего класса.
Напротив, фигура погруженного в сон -Эндимиона дышит идиллическим спокойствием и безмятежностью. Наиболее яркая среди них Рождественская церковь в Нижнем Новгороде (до 1718 ил.
Монументальным образцом ярославских памятников служит церковь Иоанна Предтечи в Толчкове (1671-1687 гг. ) с обширными галереями и широко раскинувшимися крыльцами, а также с тремя пятиглавиями – на двух приделах и в центре. В 1658—1661 годах под наблюдением зодчих А. Королькова и Д. Охлебинина перестраивается государев Хамовный (полотняный) двор в Москве. Останавливая на всем скаку коня, он простирает вперед правую руку. Эти черты теперь — не результат замкнутости того или иного района, как то было раньше.
Шубин умел раскрывать образ человека не в одном, а в нескольких аспектах, многогранно, что позволяло глубже проникнуть в существо модели и понять психологию портретируемого. Их лучше всего рассматривать с близкого расстояния, когда раскрываются все достоинства сложного и многоцветного фасадного декора. Яркие цветные изразцы придают зданиям подчеркнуто нарядный характер. Постройки такого рода воздвигались не только в России, но и на Украине. Новые общественные отношения, новый взгляд на мир накладывают свой отпечаток на искусство.
Одно из них сохранилось в муромском музее. Убранству патриаршего собора стали подражать и даже стремились превзойти его нарядностью. Фигура мятущегося в смертных муках Марсия исполнена с большим драматизмом.
Свойственное русской архитектуре XVII в. стремление к пышности и нарядности получает яркое выражение в украшении монументальных кремлевских башен шатрами имеющими чисто декоративное значение, а также в украшении белых стен Покровского собора на Красной площади (храм Василия Блаженного) пестрым и ярким орнаментальным узором (2). В 1990 г. храм был передан православной церкви, началось его восстановление. В буржуазном искусствознании 17 столетие обычно именуется веком барокко (Происхождение самого термина «барокко» не установлено. Рядом с ним широко развивается каменная жилищная архитектура, сооружаются постройки принципиально нового характера — здания общественного назначения, промышленные сооружения, гостиные дворы. Инициаторами строительства были не только власти, но и обычные жители, вот таким образом данное направление в некоторых источниках называют «посадным». 97) центральному шатру вторят два боковых.
С годами Шубин глубже, а подчас и суровее дает психологическую характеристику образов, например, в мраморном бюсте известного дипломата А. А. Безбородко (большинством исследователей это произведение относится к 1797 г. Русский музей) и особенно петербургского полицмейстера Е. М. Чулкова (мрамор, 1792 Русский музей), в образе которого Шубин воссоздал грубого, внутренне ограниченного человека. Могучие колоннады собора охватывают полуовалом площадь, открытую на Невский проспект. В начале XIX века в московской архитектуре также начинает преобладать ампир. С 1941 года в нём располагается Российский институт культурологии.
Федот Иванович Шубин (1740—1805) родился в семье крестьянина близ Хол-могор, на берегу Белого моря. Это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры. После ее окончания (1766) Шубин получил право на поездку за границу, где жил в основном в Париже и Риме.
Статуя превосходно связана с высоким гранитным постаментом в виде цилиндра. Здесь же расположена церковь Сергия Радонежского, привезённая из одной местной деревни сюда приезжают многие верующие, чтобы поклониться мощам святых чудотворцев Петра и Февронии – покровителей любви и брака. В церквах на протяжении XVII в. происходила та же эволюция от сложных и асимметричных композиций к ясным и уравновешенным, от живописного кирпичного «узорочья» фасадов к четко размещенному на них ордерному убранству. Так, Успенский собор в Рязани (1693—1699, зодчий Бухвостов) сохраняет общую схему Успенского собора Московского Кремля, но поставлен на невысокий подклет-галерею, расчленен тонкими колонками, украшен тремя ярусами больших нарядных окон и первоначально был завершен резным декоративным карнизом. Золотое крыльцо было декоративным элементом.
Близость между ними дает основание полагать, что их строил один зодчий. Мужской Высоко-Петровский монастырь по летописным источникам известен с 1317 года. В 1760-х годах на смену барокко в русской архитектуре постепенно приходит классицизм.
Церковное строительство уже не является единственной сферой художественного творчества. Лучшими примерами памятников середины XVII века также принято считать церковь Троицы Живоначальной в Никитниках в Москве (1653), Троицкую церковь в Останкине (1668).
Все это, несомненно, роднит Дубровицкую церковь с западноевропейским барокко. На фасаде, особенно на барабане и апсидах, немало декоративных элементов. Ушаков получил это здание для устройства в нём иконописной мастерской в 1673-м году.
Жилая архитектура провинции в большей мере отражала местные традиции. Под его руководством в 1703-1711 годах здание было перестроено в стиле петровской эпохи. Конструктивизм стал одним из лидирующих архитектурных стилей 1920-х годов. Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. В художественной теории апологеты барокко оперируют понятием «большого стиля», основу которого составляют отвлеченные категории «красоты», «грации», «благопристойности». Изменениям подверглось и внутреннее пространство Кремля. Но есть жилые комплексы и достаточно богатые.
К числу главнейших его творений принято причислять Храм Христа Спасителя (1860) и Большой Кремлёвский дворец (1838—1849). Патриарх Никон сделал попытку показать в своем обширном строительстве образцы подлинно «православной» архитектуры. В нескольких бюстах Шубина увековечены виднейшие полководцы его времени.
100). Прототипом бесстолпных храмов XVII века является Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове (1626). Но архитекторы классицизма применяют для этого иные средства. В церквах на протяжении XVII в. происходила та же эволюция от сложных и асимметричных композиций к ясным и уравновешенным, от живописного кирпичного «узорочья» фасадов к четко размещенному на них ордерному убранству.
Это главное здание МГУ на Воробьёвых горах, жилой дом на Котельнической набережной, гостиница «Украина», здание Министерства иностранных дел, жилой дом на Кудринской площади, высотное здание на площади Красных Ворот и гостиница «Ленинградская». Планы монастырей стали регулярнее. В 1785 — 1786 гг.
Следовательно, борьба прогрессивных и консервативных тенденций протекала также внутри того лагеря художников, который образуют сторонники этого метода (так же как это происходило в искусстве барокко и классицизма). Таковы Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале и «Великие государевы крепости» Троице-Сергиев и Кирилло-Белозерский монастыри. Вместо тяжелых кокошников над карнизами проходят полосы резных декоративных элементов, которые часто метко называют «петушиными гребешками». Также в этом стиле работают Резанов, Горностаев и др.
Теперь каменные хоромы могли строить себе бояре и купечество. Северные русские храмы весьма разнообразны по стилям и формам (см. происходило формирование, а затем широкое распространение принципов барочного искусства. Сама по себе новая форма художественного отражения действительности не возникла внезапно — она подготовлена предшествующими этапами истории искусства, где в ряде случаев (в особенности это относится к искусству позднего Возрождения) можно видеть те или иные ее отдельные проявления. Таковы, например, дома Серииых в Гороховце и Коробовых в Калуге. В конце XVII в. ордерные формы выполнялись в белом камне. Еще более насыщен декоративными элементами Воскресенский собор в Романове-Борисоглебске (ныне город Тутаев) близ Ярославля (1652—1670).
Как по своему содержанию, так и по характеру исполнения это абсолютно различные работы. Это заметно обогащало русскую культуру. Укрупнение масштабов Москвы вызвало надстройку ряда кремлевских сооружений. И то и другое название не объясняет сущности явления.
Троекурова (17 век), великолепные архиерейские палаты Крутицкого Вторая половина 17 века подворья. Вообще в Европе барокко пришло на смену Ренессансу (через переходный этап, маньеризм). Здесь же, в Московском Кремле, началось строительство Теремного дворца (1635—1636), зодчие — Антип Константинов, Важен Огурцов, Трефил Шарутин и Ларион Ушаков. Постройки имеют, таким образом, характер «церкви под колоколы» и высотность их построения логически оправдана. Он построил ряд крупных монастырей, самими своими названиями (Иерский, Крестный, НовоИерусалимский) говорящих о стремлении подражать архитектуре «святой земли» и «святой горы» — Афона и вернуть культовое зодчество к традиционным «освященным» формам, к монументальной простоте зодчества XV—XVI веков. Главы церквей на высоких шеях приняли вытянутую луковичную форму.
Очень часто все здание расположено на подклете и имеет вокруг открытую галерею. Крестообразный в плане постамент состоит из квадрата, окружённого с четырёх сторон трёхлопастными криволинейными выступами. Они отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм. Она необычна тем, что служила не только храмом, но и одним из хозяйственных корпусов. Позднее из-за опалы Никона, строительные работы были остановлены.
В сложении же архитектурных форм конца XVII в. роль как украинского, так и западноевропейского зодчества в основном, по-видимому, ограничивалась отдельными декоративными элементами. Вторая половина 18 в. была временем блистательных побед русской армии и флота.
Собор служил великокняжеской усыпальницей. По-иному решен портрет П. А. Румянцева-Задунайского (мрамор, 1778 Русский музей). Нижний этаж занимали хозяйственные и складские помещения.
Издали он походил на город с шатровыми башенками, «кокошниками» (типичные черты архитектуры крыши в русском деревянном зодчестве), чешуйчатой крышей, крылечками с витыми колонками. Эти же черты, как мы увидим в дальнейшем, характерны и для каменного зодчества XVII века. Одним из самых известных классицистических зданий Москвы считается Дом Пашкова (1774—1776), предположительно построенный по проекту Баженова. Выдающимся памятником гражданской архитектуры были также Сретенские ворота Земляного города в Москве, обычно называвшиеся Сухаревой башней (зодчий Михаил Чоглоков).
Довольно много жилых домов от той поры дошло до нас в Пскове. Был задуман проект Дворца советов. Он казался сказочным. Среди работ Старова также известны Троицкий собор Александро-Невской лавры (1778—1786), Князь-Владимирский собор и др. Выдающиеся и оригинальные памятники начала XVII в. сохранились в Ростове.
После распада СССР многие строительные проекты были заморожены или отменены. Наконец, третий (90-е годы XVII века) — время ломки архитектурных традиций и установления новых форм, знаменующих собой переход к зодчеству нового времени. Шедевром архитектуры классицизма XIX века принято считать построенный по проекту Захарова комплекс зданий Адмиралтейства (1806—1823). В целом эволюция искусства 17 столетия делится на несколько основных Этапов.
Действующий храм, один из старейших в Москве, в своём нынешнем виде существует с XVI века. К числу его лучших произведений относят Спасо-Преображенский собор (1829), Нарвские триумфальные ворота (1827—1834), Троице-Измайловский собор (1828—1835). Формы этой борьбы были чрезвычайно многообразны.
Примером поисков нового оформления зданий общественного назначения стала построенная Михаилом Чоглоковым Сухарева башня, где над массивным первым ярусом (подклетом) располагались два яруса подклетного строения, увенчанного башней с государственным гербом наверху и ко второму ярусу шла широкая парадная лестница. Характерным и довольно ранним примером может служить церковь Троицы в Никитниках (1631—1634), построенная по заказу крупнейшего московского богача — купца Никитникова. Для постройки палат зодчий выбрал удачное место – даже сейчас они хорошо видны издалека. Административные здания XVII в. походили на жилые дома. Известнейшим произведением Щусева стал Мавзолей Ленина на Красной площади в Москве. В отличие от XVI века, в XVII архитектурные формы часто уже не отражают конструкцию.
Сегодня эти палаты почти неприметны из-за окружающих построек. И тем не менее в начале XVIII века в русской архитектуре происходит перелом. Во второй половине 18 в. в России работал один из видных французских мастеров, высоко ценимый Дидро, —Этьен Морис Фальконе (1716—1791), который жил в Петербурге с 1766 по 1778 г. 1. Завершается вся композиция барабаном с главой. Искусство представителей этой третьей из главных художественных систем в живописи 17 столетия в научной литературе нередко обозначается термином «реализм» и в качестве такового противопоставляется барокко и классицизму.
Снаружи церковь завершается тремя ярусами кокошников, а венчает эту пирамидальную композицию небольшая главка на световом барабане. 1340 г. ) до императора Петра II (ум. Однако всегда главным для него оставались человеческие лица, образы и характеры. В эти годы в Ярославле, который особенно расцветает и богатеет, широко ведется храмовое строительство. Известнейшая его работа— особняк С. П. Рябушинского на Малой Никитской (1900)— основан на причудливом контрасте геометричной тектоники и беспокойного декора, как бы живущего собственной ирреальной жизнью. То же можно сказать о дворцово-парковых комплексах Италии этой эпохи, отличающихся исключительно мастерским использованием сложного рельефа местности, богатой южной растительности, водных каскадов в сочетании с архитектурой малых форм — павильонами, оградами, фонтанами, со статуями и скульптурными группами.
Наиболее крупный из сохранившихся жилых комплексов Пскова — Поганкины палаты (до 1645). В искусстве 17 в. значение окружающей человека среды многократно возрастает. Спустя некоторое время, все здания периода 17го века (как светские, так и жилые) пользовались едиными правилами – это правильная симметрия, центричность и ярусность. Если смертельный удар средневековой схоластике был нанесен уже в эпоху Возрождения, то в 17 веке завершился переход от поэтически-целостного восприятия мира, характерного для ренессансных ученых и мыслителей, к собственно научным методам познания действительности. Стиль подобных церквей, необыкновенно эффективных по их богатой внешней декорации, получил название «нарышкинского», так как лучшие церкви такой архитектуры были построены в усадьбах бояр Нарышкиных.
96). Построены палаты были в 1650-1670 годах купцом И. Чулковым.
В сфере политической именно за эту идею боролся патриарх Никон. В церкви Иоанна Златоуста в Коровниках (1649—1654) пятиглавый куб сочетается с симметричными шатровыми приделами у восточных углов. Строилось немалое количество каменных зданий гражданского назначения. Она была построенане позднее 1597 года, поскольку обозначена на самом первом плане Москвы. Церковь же в Филях (1693 г. ) – памятник русского барокко XVII в. – в новых нарядных формах как бы повторяет динамический образ башнеподобных многоярусных композиций XVI в. Так же как и Коломенский храм, церковь в Филях имеет широко раскинутую террасу на аркаде (подклет).
Все предшествующие барокко архитектурные стили относились к пространству пассивно. Храм поражает богатством и тонкостью резных украшений снаружи и внутри (в частности, это относится к иконостасу) выделяется также стройностью пропорций и общей группировкой масс храм Воскресенья в Кадашах, в Москве (1687-1713 гг. ). Единственный в мире пятишатровый храм— Троицкая церковь в селе Нёнокса. Название Кремль дано этому ансамблю не случайно, он действительно имеет вид мощной крепости, господствующей над всем городом.
«Архитектура XVII века» XVII век явился веком потрясений и огромных изменений в России. К тому же, если рассматривать весь XVII в. именно шатровый тип стал преобладающим в церковной архитектуре – в одной только Москве были возведены упоминавшаяся выше церковь Рождества в Путинках, церковь Троицы в Никитниках в Алексеевском монастыре в Угличе, о котором также говорилось выше, высилась «дивная» Успенская церковь, в Троице-Сергиевом монастыре стояла церковь Зосимы и Савватия, множество храмов было в Вязьме, в селе Остров под Москвой, в городах Муроме и Устюге. После революции востребованным оказался и Алексей Щусев.
Мужской Благовещенский монастырь расположен напротив Троицкого монастыря. Стилобат с так и не построенной восьмой сталинской высотки был использован при строительстве гостиницы «Россия». Оригинальным памятником церквей шатрового типа является Воскресенская церковь в Кевроле Архангельской области (1710). Но из-за частых пожаров богатые горожане всё чаще отказывались от деревянных надстроек.
Его территория включала в себя стены с башнями, различные помещения (складские, жилые, торговые) и церковь. Современники называли этот дворец «восьмым чудом света».
Его история началась так: Иван Грозный после взятия Казани в 1552 г. основал монастырь на святом месте, там, где были захоронены князь Константин, распространивший христианство на Муромской земле, его жена Ирина и двое детей, причисленные к лику святых (их мощи покоятся в монастыре и сегодня). Печи были облицованы цветными изразцами. Интересным, своеобразным мастером был Иван Прокофьевич Прокофьев (1758—1828). Умея превосходно передать живой трепет и теплоту человеческого лица, Шубин столь же мастерски и убедительно изображал аксессуары: парики, легкие или тяжелые ткани одежд, тонкое кружево, мягкий мех, драгоценности и ордена портретируемых. Вот таким образом, в отличие от искусства Высокого Ренессанса, в котором обычно давался обобщенный, «внеклассовый» образ человека, для искусства 17 в. характерна отчетливая социальная окраска образов.
Следует, однако, отметить, что теоретики барокко не создали законченной эстетической системы, в отличие, например, от классицизма, которому они, кстати сказать, обязаны некоторыми теоретическими положениями, в частности, в оценке античного искусства как определенной художественной нормы. Вот таким образом рядом с картинами на библейские и мифологические сюжеты и аллегорическими композициями, рядом с парадным портретом и классическим пейзажем в искусстве 17 в. соседствуют портретные изображения представителей самых различных слоев общества, вплоть до людей из народа, эпизоды из быта бюргеров и крестьян появляются скромные неприкрашенные пейзажи, складываются различные типы натюрморта.
Это было сделано для того, чтобы показать могущество церкви. B XVII в. они обычно строились по трехчастной схеме (с сенями посередине) имели подсобные помещения в нижнем этаже и наружное крыльцо. Верхнюю часть врат венчают два восьмигранных шатра с мельчайшей резьбой. Декоративная резьба крылец и наличников окон подчеркивала нарядность здания.
Между тем, как мы имели возможность убедиться, барокко в условиях Фландрии, а классицизм во Франции явились наиболее ярким выражением передовых реалистических тенденций эпохи. в Москве. зодчим Петром Досаевым по заказу ростовского митрополита Ионы. После войны «Самсон» был заново воссоздан по сохранившимся фотографиям и документальным материалам ленинградским скульптором В. Симоновым. ).
В других памятниках Ярославля эта композиция приобретает еще более торжественный характер. В нижних этажах помещались службы, кладовые и другие хозяйственные помещения. Голицина (1689), И. Б. Те же черты — использование мотивов жилой архитектуры, но а более монументальных формах, свидетельствующих об общественном назначении постройки, характеризуют и здание Монетного двора (1697). В данном факте снова сказываются черты общности в развитии отдельных художественных школ. Сегодня многие искусствоведы и историки говорят, что это «восьмое чудо света». Над центром здания возвышался стройный восьмерик башни с часами, увенчанной шатром с государственным гербом на шпиле, что придавало постройке очень торжестенный характер с некоторым «военным» оттенком.
Это ярусные постройки. Особенно выдающиеся успехи были достигнуты в области скульптурного портрета, монументальной и монументально-декоративной пластики.
Деревянное зодчество получило развитие и в дворцовой архитектуре. Так появились Воскресенский собор московского Ново-Иерусалимского монастыря, Валдайского Иверский монастырь. Такова построенная на средства купцов Скрипиных церковь Ильи Пророка (1647—1650 ил. В пятиглавом каменном соборе, декорированном белым камнем, одновременно «звучат» мотивы итальянского стиля эпохи Возрождения и древнерусского церковного зодчества.
Именно в этот период прогрессивные направления играют ведущую роль во всех национальных школах (за исключением, может быть, Италии, где на протяжении всего столетия официальная линия в искусстве была сильнее, чем где-либо). Для второй половины XVII в. уже более характерны ясные и уравновешенные, часто симметричные композиции. Примеры построек русского узорочья: церковь Введения Спасо-Преображенского Воротынского монастыря, Успенская церковь Благовещенского монастыря в Нижнем Новгороде, Теремной дворец в Московском Кремле, Церковь Рождества Богородицы в Путинках, Церковь Троицы в Никитниках (Москва), Церковь Ильи Пророка на Воронцовом поле (Москва), Церковь Знамения за Петровскими воротами (Москва), Храм Николая Чудотворца в Хамовниках, Церковь Одигитрии в Вязьме, Спасский собор (Нижний Новгород), Церковь Константина и Елены (Вологда) и др. Рассмотрим некоторые из них. Второй (40-е—80-е годы) — эпоха бурного расцвета строительства, окончательного становления и развития стиля, предпосылки которого слагались в первом периоде. К таким зданиям относится прежде всего величественный Воскресенский собор московского Ново-Иерусалимского монастыря, для постройки которого была использована модель главной христианской святыни, храма над «гробом Господним» в Иерусалиме. Из них северный интересен тем, что он в уменьшенных формах повторяет центральный объём.
Девизом этой эпохи стали высказанные на ее пороге слова Джордано Бруно: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование». Произошли изменения и в области архитектуры. Яркими центрами русского классицизма стали Санкт-Петербург и Москва. Следы первого Гранатного двора отыскались на улице Спиридоновка и специалисты отреставрировали неплохо сохранившееся здание.
Далее располагались хоромы царевича и царицы. Несмотря на распространение использования камня, как основного строительного материала, 17 век можно по праву считать веком расцвета русского деревянного зодчества. В 1670-1680 гг.
В качестве другой важной черты творческого метода мастеров 17 в. должна быть названа — в отличие от Ренессанса — передача образов и явлений в движении и изменении. Заимствование формы плана и характера убранства у Дубровицкого храма заметно в церкви села Уборы Звенигородского района (1693 г. ). Наряду с каменными огромное значение имели деревянные постройки, которые на Руси всегда оставались основным видом массового строительств, оказывая влияние на развитие каменных зданий к сооружений. Но разнообразие памятников XVII в. носит совсем иной характер. Внутри стены и своды храма покрыты яркой фресковой росписью, эффектно сочетающейся с нежнорозовым цветом кирпичных полов. Хотя 17 век представляет первый этап классицизма, когда особенности этого стиля не достигли наиболее строгого и чистого выражения, возведенные французскими архитекторами общественные и дворцовые сооружения, городские ансамбли, дворцово-парковые комплексы проникнуты духом торжественной парадности их пространственное решение отличается ясной логикой, фасады — спокойной гармонией композиционного построения и соразмерностью частей, архитектурные формы — простотой и строгостью.
Вход на нее оформлен в виде шатровой беседки на четырех восьмигранных столбах. После окончания Академии художеств (1778) И. П. Прокофьев был направлен в Париж, где прожил до 1784 года., Архангельская область). Несомненно, что в сравнении со связанным определенными условностями методом барокко и классицизма метод отражения действительности на основе непосредственного обращения к ее явлениям был в ряде отношений исторически более перспективным ибо в нем были заложены многие основополагающие принципы, развитые затем в прогрессивном реалистическом искусстве последующих столетий.
В целом же в тот период времени каменное строительство стало доступным не только представителям царской фамилии: «хоромы каменные» теперь могли позволить себе состоятельное боярство и купечество и даже жители посадов и сёл. Важную веху представляло 17 столетие и в истории музыки. Наиболее известным её примером является загородный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском (1667—1681).
Наконец, следует отметить, что как между барокко и классицизмом не было непереходимой грани, так ее не существовало между этими стилевыми системами, с одной стороны и внестилевой формой отражения действительности — с другой. К крупнейшим московским архитекторам данного периода относят Осипа Ивановича Бове, Доменико Жилярди и Афанасия Григорьевича Григорьева. Одним из лучших произведений Воронихина является Казанский собор в Петербурге (1801—1811). Примерами этого стиля могут служить московские церкви Николы на Берсеневке (1657), Николы в Пыжах (1670), Николы в Хамовниках (1682).
В массовом жилищном строительстве здания сталинской эпохи известны как «сталинки». Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный.
В области архитектуры церковь выступила с прямым запретом шатровых храмов как отступающих от «церковного чина» и предписывала «освященное пятиглавие», то есть стремилась повернуть развитие вспять к традиционным канонам. Это означает, что «мифологизация» темы даже в рамках внестилевой линии в искусстве 17 в. была одним из необходимых средств для достижения той высокой степени художественного обобщения, которая свойственна лучшим произведениям искусства того времени. Для этой церкви Ушаковым была написана икона «Древо государей Российских» (ныне в Государственной Третьяковской галерее). В этот же период он проектирует дом князя Абамелик-Лазарева (набережная реки Мойки, 21), дом Оболенского на озере Сайма и дом А. Г. Гагарина в имении Холомки в Псковской губернии.
В начале XIX века в классицизме происходят существенные изменения, появляется стиль ампир. Отделка носила в себе напоминания о деревянном зодчестве.
Классицизм стал стилем французской монархии преимущественно в архитектуре. популярными стали бесстолпные пятиглавые храмы с зачастую глухими барабанами. Верхний этаж на уровне площадки гульбища занимал просторный зал. В 1960-х годах вновь появляются здания, символизирующие будущее и технический прогресс. В начале XX века получает развитие «неорусский стиль».
Они пришли к осознанию лаконичной «пролетарской» эстетики, уже имея солидный опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг. С другой стороны, обозначение новой художественной системы термином «реализм» может быть понято как свидетельство того, что барокко и классицизм, в отличие от нее, не обладают реалистической подосновой и тем самым оказываются менее значительными явлениями историко-художественного процесса, чем это было в действительности.
Правда и здесь Шубин не прибегает к идеализации лица героя. Так, ярославские зодчие развивают и обогащают сложившуюся в XVI веке (собор Авраамиева монастыря в Ростове) композицию, в которой основу составляет четырехстолпная пятиглавая церковь, перекрытая сводами по традиционной крестово-купольной схеме. Церковь обычно окружена широкой закрытой галереей к ней примыкают крыльца, приделы, колокольня. Кресты Никольской церкви были увенчаны царскими коронами. Поставленный в кремле (Кром) на высоком мысу при слиянии Псковы и Великой, собор господствовал над городом, который рос к югу, образуя новые, огражденные каменными стенами части, прорезанные улицами, ведущими к кремлю.
В Успенской «Дивной» церкви в Угличе (1628 ил. Во второй половине XVII века резко возрастает число каменных гражданских построек. Продолжается популяризация каменной застройки, начатая в 16 веке.
Монастырь дополнился традиционным комплексом деревянных сооружений, Воскресенским собором. Еще заметнее новое понимание архитектурных форм проявилось в церкви Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевом монастыре (1637), где сам шатер декорирован гораздо богаче, чем это обычно делали в XVI веке. В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой. Постройки имеют, таким образом, характер «церкви под колоколы» и высотность их построения имеет логическое оправдание.
Местные мастера часто воспринимали новые архитектурные формы лишь как декоративные элементы, переосмысляя их к тому же в духе привычного узорочья. В конце XVII в. ордерные формы выполнялись в белом камне. Это можно проследить на примере таких работ мастера, как статуя «Венера» (1792 Русский музей), аллегорическая фигура «Нева» для петергофских фонтанов (бронза, 1804) и, наконец, монументальные группы кариатид для Адмиралтейства в Петербурге (1812). Новое в ней — подчеркивающие стройность шатра измельченные кокошники.
В этом своем значении термин «стиль» есть понятие историческое, так как оно характеризует существенные особенности той или иной художественной эпохи. Изобразительное искусство барокко не может быть понято вне его связи с зодчеством. В 1484—1490 годах псковскими зодчими был построен Благовещенский собор. Эту дерзкую по своей новизне постройку справедливо сопоставляли с петровскими затеями, вроде «всешутейшего собора».
17 век был также временем подъема различных видов искусства. Не сохранившуюся церковь Алексеевского монастыря в Москве (1625—1634) венчали два равновысоких шатра, что уже полностью противоречило пониманию шатра как основной композиционной оси здания. XVII в. был периодом расцвета деревянной архитектуры.
Другой великолепный пример — высокая пятиглавая церковь Воскресения в Кадашах в Москве (1687—1713, с последним периодом строительства храма связано имя зодчего Сергея Турчанинова). Окна обрамляли богатые наличники.
Русская наука в XVII в. испытывала подъем. В нем смелая правдивость граничит уже с гротеском. Так, стройная и изящная церковь Троицы в подмосковном селе Троицком-Лыкове со звонницей вверху и круговой террасой (1708 г. ) является одним из наиболее развитых и совершенных образцов архитектуры этого типа. Появились храм Ильи Пророка, Николы «Мокрого», Иоанна Златоуста, Иоанна Предтечи, знаменитые церкви появились в Костроме и Романове-Борисоглебске. Примерами могут служить надвратные церкви, трапезная и колокольни Новодевичьего монастыря, церковь Покрова в Филях (отличающаяся изяществом, безукоризненными пропорциями, применением во внешней отделке таких декоративных украшений, как колонны, капители, раковины, а также «двуцветием» использованием только красного и белого цветов), церкви и дворцы в Сергиевом Посаде.
В верхнем, маленьком восьмерике, над сводом, перекрывающим центральный объем, расположен «звон» отдельной колокольни нет. Как стилевая категория этот термин впервые стал применяться в 18 в. по отношению к архитектуре, а затем и к изобразительному искусству Италии 17 столетия. ). Впервые построенный в XVI веке у Никитских ворот, в следующем столетии Гранатный двор «переехал» к Симонову монастырю, где сгорел в пожаре 1712 года.
Для барокко характерны изогнутые стены, «волнующиеся» фасады, мощно раскрепованные карнизы, сильно выступающие ризалиты, отходящие от стен пучки колонн. Среди таких особенностей можно назвать то, что годы интервенции, хозяйственная разруха и неудачная война с Польшей в 1632 г. привели к временному упадку строительства и то, что в целом деревянное зодчество в России испытывало обратное влияние каменной архитектуры. 1730 г. ). Это пятиглавый небольшой по площади, но высокий храм изысканных пропорций.
Возникло так называемое двоемирие. Будучи резко отличны друг от друга в своих наиболее «чистых» выражениях, барокко и классицизм в других своих формах нередко сближаются, образуя в отдельных произведениях своеобразный сплав. В частности, с Украины были заимствованы барочные формы храмов, пробудившие интерес к столпообразным шатровым и ярусным композициям периода расцвета русской архитектуры XVI в. (Коломенский храм, столп «Иван Великий» и прочие).
Архитектура XVII века может быть условно разделена на три этапа. Заколебалось и положение церкви. Так, в небольшой церкви Покрова в Рубцове (1619—1626) членение фасадов лопатками придает постройке характер обычного четырехстолпного здания, тогда как в действительности это бесстолпный храм, перекрытый сомкнутые сводом.
Предание гласит, что родоначальник будущей царской династии, Михаил Фёдорович Романов, появился на свет именно здесь – 12 июля 1596 года. Теперь же именно такое решение становится почти обязательным. Центральная постройка монастыря – Ризоположенский собор – «вобрала» в себя всю простоту и строгость архитектурного стиля XVI в. Немалое внимание привлекает и сам Суздальский Кремль – центр развития древнего города, который включает в себя древнейшее здание Суздаля – собор Рождества Богородицы, отличительная черта которого – то, что он сложен не из гладкого белого камня, а из шероховатого туфа. Присваивать же новому архитектурному направлению название «барокко» также неправильно, поскольку сходство московской архитектуры конца XVII века с западноевропейским стилем барокко чисто внешнее. XVII век явился веком потрясений и огромных изменений в России.
Выдающимся светским сооружением того времени является Теремной дворец (1635-1636 гг. ): трёхэтажное на высоких подклетях здание, заканчивающееся высоким «теремком», богато украшенное золотой кровлей, двумя поясами изразцовых карнизов и каменной резьбой. Палаты являются памятником архитектуры федерального значения. В 90-х годах XVII столетия в русской архитектуре происходят существенные изменения. Из позднейших работ Растрелли широко известна статуя императрицы Анны Иоанновны с арапчонком (1741, бронза Ленинград, Русский музей). В 1818—1819 гг. Никон мог завершить свою церковь шатром, который он запрещал строить другим.
Церковь в Путинках — один из последних памятников шатрового зодчества. 306. ). К выдающимся произведениям деревянного зодчества относится дворец царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское (1667-1678 гг. ), в котором было 270 комнат и около 3 тысяч окон. Скульптору удалось создать вдохновенный памятник немеркнущей военной славы русского народа.
4 ноября 1955 года выходит Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», положившее конец стилю сталинской архитектуры.
Сквозь позднейшие наслоения в стиле барокко явно проступает образ усадебного дома с затейливым ритмом окон, вынесенным вперёд красным крыльцом и разнохарактерными кровлями. Важным событием 17 века стало воздвижение Теремного дворца в 1636 году.
Голицыным. Особняк был построен во второй половине XVII века, затем совершенствовался, а заключительную перестройку пережил в 1760-м году.
У одних живописцев (Рибера) сильнее сказываются реалистические тенденции, у других (Вальдес Леаль) достигают своего предельного выражения реакционно-мистические стороны барокко. Центральный четвериковый объём покрыт шатром на «крещатой бочке» с пятью декоративными главками и окружён прирубами с трёх сторон. Чувствуется, что в «Морфее» Прокофьев больше стремился воссоздать реальный образ уснувшего человека, нежели мифологический образ. Для первой половины XVII в. типичны бесстолпные с сомкнутым сводом «узорочные» церкви с трапезной, приделами и колокольней.
Лев Кириллович Нарышкин со своей семьей заказывали строить здания по всей области по собственному вкусу, в его честь и был назван стиль «нарышкинское (московское) барокко».
Во Франции Шубин знакомится с Ж. Пигалем и пользуется его советами. Дворцы в XVII в. эволюционировали от живописной разбросанности к компактности и симметрии. Может быть, в еще большей мере, чем в архитектуре барокко, образное содержание лучших памятников архитектуры классицизма оказывается шире их репрезентативных функций: постройки Ардуэна-Мансара и парковые комплексы Ленотра славят не только могущество короля, но и величие человеческого разума.
В архитектурную декорацию стали вводиться изобразительные мотивы. К XVII в., несмотря на конфликты, войны и потрясения, эпоха неопределённых надежд в Европе начала заканчиваться, был развеян гуманистический миф о единой, целостной и доброй натуре человека – она теперь стала восприниматься как система противоречий (это было отражением социальных процессов). Аверкий Кирилов был очень богатым служилым, но не был коренным москвичом, занимался многими делами, начиная торговлей, заканчивая службой различным приказам. Г. Чернышева (мрамор, 1774 Третьяковская галлерея) отмечен большой реалистичностью и непритязательной простотой образа.
По словам иностранца Рейтенфельса, дворец походил на «только что вынутую из футляра драгоценность». В первую очередь должно быть отмечено необычайно богатое скульптурное убранство Дубровицкой церкви (1690—1704), Меншиковой башни в Москве (1705—1707) и рельефы на стенах Летнего дворца Петра I в Петербурге (1714). Главная группа помещений, обращенная к церкви Вознесения, отводилась под царские хоромы.
Очень часто все здание расположено на подклете и имеет вокруг открытую галерею. Но в то же время московское барокко, как и средневековая русская архитектура, оставалось по преимуществу «наружным», внутреннее пространство построек не подвергалось изменениям.
Сложный силуэт и богатую белокаменную резьбу карнизов, крылец и фигурных наличников получил теремной дворец, построенный в Кремле. Вот таким образом большинство русских ансамблей органически граничит с окружающим ландшафтом.
Третий этаж в деревянных зданиях часто был каркасным, а в каменных – с деревянным потолком вместо сводов. Отмечая несомненные следы воздействия общественной реакции в монументальной пластике Лоренцо Бернини, было бы, однако, неверно видеть в подобных его работах только пример пропаганды идей католицизма. Продолжается и строительство шатровых храмов. В Москве монастырских келий подобного рода больше нет.
В конце XVII в. появился новый стиль, получавший иногда не вполне правильное название «русского барокко». Поодаль от храма, контрастируя с его сдержанностью, вздымается стройный восьмигранный столп шатровой колокольни высотой 38 метров (80-е годы). Однако с этими западноевропейскими формами в России знакомились большей частью либо по архитектурным книгам и гравюрам, завозимым из-за границы (главным образом из Голландии), либо эти формы проникали вместе с белорусскими и украинскими мастерами.
Снаружи она обычно декорирована несколькими ярусами кокошников и увенчана пятиглавием. Со всех сторон дворец окружает гульбище. Возвращен РПЦ в 1991-м году.
Порой верхние этажи каменных домов были деревянными.
Первоначально стены дворца интерьер которого особенно уютен, были расписаны (9).
Были выстроены два монастыря – женский Троицкий и мужской Благовещенский. В последней четверти XVII в. в русской храмовой архитектуре получил большое распространение совершенно новый стиль – московское барокко, который имеет и другое название – «нарышкинский» барокко (по фамилии главного заказчика зданий в этом стиле). Прототипом бесстолпных храмов XVII в. является церковь Покрова в Рубцове (1626 г. ).
Во-первых, столь широкое понятие, как реализм, сводится тем самым только к наименованию одного из художественных явлений эпохи, как бы приравниваясь к терминам «барокко» и «классицизм». Известны и многошатровые храмы, являющиеся комбинацией столпов — восьмигранного и нескольких восьмериков на четверике (Троицкая церковь в погосте Ненокса, 1727, Архангельская область ил. Так, лицевая стена надвратного Теремка Крутицкого митрополичьего подворья (1694) целиком облицована изразцами, хотя в остальном здесь применены типичные формы 90-х годов. Одним из ярких примеров такого рода сооружений является Останкинская телебашня в Москве, созданная по проекту Николая Васильевича Никитина. Один из последних крупных шатровых храмов в истории русской архитектуры. Церковь была построена из специально формованного кирпича.
Так, были популярны бесстолпные кубические храмы (корабли) и ярусные церкви. Барабан опирается, таким образом, на края разрезанного основного свода, а также на поперечные арки (сводики), ступенчато перекрывающие прорезь.
Еще при жизни Петра I Растрелли снял с его лица маску, которая послужила ему как для создания восковой одетой статуи, так называемой «Восковой персоны», так и для бюста. На смену сталинской пришла функциональная типовая архитектура. С западной стороны была возведена звонница. Таковы церкви Троицы в Никитниках и Рождества Богородицы в Путниках (Москва), соборы Ростовского кремля.
Основные варианты шатровых церквей — шатровый восьмерик с прирубами («восьмерик от земли»), создающий образ храма-башни восьмерик на крестообразном в плане основании, а также восьмерик на четверике, где прямоугольное в плане здание выше переходит в восьмиугольный сруб-восьмерик, перекрытый шатром. Сегодня его занимает Объединение декораторов интерьеров. Новым владельцем палат стал дьяк Оружейной палаты А. Курбатов. В колорите преобладает сочетание желтого с зелеными и синими тонами. Многие здания возводились мастерами Приказа каменных дел (он был образован в конце XVI в. ).
Это было 3х-этажное здание с теремком на крыше. О многосложности творческих взаимосвязей свидетельствует, например, особая роль Рима в художественной культуре 17 века. Недаром в качестве одной из ведущих тенденций в тематике 17 века оказывается человек в его реальном бытии.
В обработке фасадов и особенно интерьера с невиданным размахом были применены цветные изразцы из которых вооружались целые иконостасы майоликовой была и часовня «гроба». Согласно эстетике классицизма, разум является основным критерием прекрасного. Это огромный ансамбль митрополичьей усадьбы, построенной в основном в 1670 – 1683 гг.
Так, например, в творчестве Караваджо в силу специфики общественного развития Италии в эту эпоху — слабости итальянской буржуазии, стихийности выступления народных низов — в большей мере выражаются черты социального протеста плебейских слоев. В 1918—1923 годах он руководил разработкой генерального плана «Новая Москва», этот план стал первой советской попыткой создать реально исполнимую концепцию развития города в духе большого города-сада. 99).
Указ Петра I о запрете монументального строительства во всех городах России в связи с переносом столицы в «Санктпитербурх» (1714), вызов из-за границы большого числа архитекторов и передача им всех наиболее важных строительных заказов, сложение новой системы архитектурного образования по западноевропейскому образцу, появление заграничных, а затем и переводных архитектурных книг — таков далеко не полный перечень причин, вызвавших резкие и существенные изменения в развитии русской архитектуры. Значение искусства 17 века чрезвычайно велико как для непосредственных его наследников — мастеров 18 в., так и для последующих этапов истории искусств.
Заметным памятником, завершившим развитие школы в XII веке, стала церковь Спаса на Нередице (1198). Лучшим произведением этого рода относительно решения внутреннего пространства и внешней архитектуры является трапезная Троице-Сергиевой лавры (1686-1692 гг. ). Это ярусные постройки.
Крупнейшим памятником никоновского строительства является Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря в Истре (1656—1666, закончен после смерти Никона в 1678—1685, Московская область). Внутри размещались двухэтажные каменные ряды, включавшие более двухсот торговых помещений. Одним из первых храмов такого типа принято считать Малый собор Донского монастыря (1593). Что касается изобразительного искусства, то репрезентативные качества барокко в большей степени соответствовали требованиям абсолютизма и не случайно, что барочная линия сохраняла свое значение во Франции преимущественно в монументально-декоративной живописи (Лебрен) и в парадном портрете (Риго и Ларжильер).
Трапезные зального типа XVII в. сменили одностолпные трапезные палаты, представляющие оригинальное, чисто русское явление в архитектуре XVI в. Среди учёных до сих пор ведутся споры, можно ли вообще применять к этому стилю, «нарышкинскому стилю», термин «барокко». В тесной связи с точными и естественными науками развивалась и философия.
Все эти постройки отличались, как правило, богатым архитектурным убранством. Вот таким образом произведения этого стиля были достаточно противоречивы, разнородны в структуре и декоративной «оболочке», для них были характерны различные стилистические характеристики наружных форм, тяготеющих к старой традиции и форм интерьера, где стиль развивался более динамично. Теснее становится связь России с Западной Европой.
Церковь пятиглавая, но из них 4 главы только декоративные. Впрочем, в зодчестве того времени использовалось множество других стилей. Во второй половине XVII века в русской архитектуре можно выделить несколько больших групп памятников, связанных с наиболее крупными очагами строительства. Некоторые ниши фасада ранее были украшены фресками.
Образы людей из народа эпизодически появлялись и в искусстве Возрождения (преимущественно в ранний и поздний его периоды). Однако ослабленные своды могли выдержать лишь сравнительно небольшие нагрузки. Монастырские кельи часто состояли из трехчастных секций, образующих длинные корпуса. Подобно своему великому земляку — М. В. Ломоносову, Шубин юношей отправился в Петербург (1759), где его способности к скульптуре обратили на себя внимание Ломоносова. Вместе с тем эта свободная планировка создавала впечатление живописности.
А вот цари, как оказалось, наоборот, предпочитали деревянное зодчество. Вот таким образом в искусстве этого времени выделялось три линии: классицизм, являющийся результатом теократического течения явления, не укладывающиеся в рамки определённого стиля (так называемая линия ренессансного реализма, например, творчество Рембрандта) и барокко, которое некоторые исследователи считают результатом распада ренессансного искусства. Наиболее выдающимся творением Козловского явился памятник-монумент великому русскому полководцу А. В. Суворову в Петербурге (1799—1801). Характерной чертой является культовое строительство в Ярославле, одном из крупных ремесленно-торговых центров (храмы Ильи Пророка, Иоанна Златоуста, Николы «Мокрого», церковь Иоанна Предтечи в Толчкове). В борьбе с натиском новых общественных явлений и распространением светских элементов в искусстве царская власть и церковь не ограничивались репрессиями, но стремились выдвинуть систему «охранительной» идеологии.
Монументальные здания прошлого века сменились небольшими иногда даже «декоративными» постройками. В одном из документов XVIII века говорится, что «оной строитель Цветнов усмотрел, что от состоящих весьма близко от монастыря приходской св. С южной стороны к храму пристроена крытая галерея.
Сказалось это влияние и в русской архитектуре. Однако именно этот собор как раз не относится к новому архитектурному направлению он целиком исполнен в формах 80-х годов. Известны такие постройки как в Москве, так и в провинции. Его трехэтажный объем носит явно выявленный ступенчатый характер.
Реформы патриарха Никона в области культа вызвали широкое движение протеста (раскол), причем под знаменем защиты «старой веры» собирались и антифеодальные силы. Примечательна дорическая колоннада огромного портика на фоне суровых стен фасада, со скульптурными группами по бокам портика. Новый подход означает, что художественный образ возникает уже не в рамках определенного законченного идеала, своеобразной «стилевой нормы», закрепленной в традиционных приемах изобразительного языка, а на основе непосредственного обращения художника к явлениям реального мира, ко всему богатству натуры. Различные постройки – хоромы, выполненные в индивидуальной манере, ни одно здание не было похоже на другое, связывались между собой переходами. B XVII в. они обычно строились по трехчастной схеме (с сенями посередине) имели подсобные помещения в нижнем этаже и наружное крыльцо. Сейчас храм Николая стоит отдельно, а в палатах организовали институт культуры.
Естественно, что церковь пыталась бороться с такими тенденциями в развитии зодчества, причем дело не ограничивалось только мерами запрета шатровых храмов и декретированием ортодоксальных форм собора с «освященным пятиглавием». К центральному объему обычно примыкают более низкие полукруглые в плане помещения. От работ Мартоса надгробия Гордеева отличаются меньшей связью с принципами классицизма, пышностью и «велеречивостью» композиций, не столь четкой и выразительной компоновкой фигур. Его трехэтажный объем носит явно выявленный ступенчатый характер. В 1780 году Гордеев создал надгробие Н. М. Голицыной (мрамор Москва, Музей архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР).
Москвичи, например, хорошо знали нарядные палаты думного дьяка Оверкия Кириллова (1657), В. В. Перед храмом на том же подклете отдельно стояла колокольня. Проникнутым большой человеческой теплотой воспринимается бюст М. В. Ломоносова (дошел до нас в гипсе — Русский музей, мраморе — Москва, Академия наук, а также в бронзовом отливе, который датирован 1793 г., — Камеронова галлерея).
По его проекту были построены такие здания как Александровский дворец (1792—1796), Здание Смольного института (1806), здание Академии наук (1786—1789) и др. Вообще декоративный стиль середины XVII в. получил широкое распространение по всей России. Нужно, однако, отметить, что в 17 в. роль этих стилей не была вполне равноценной.
За год до этого, в 1782 г., Прокофьев исполнил статую «Морфей» (терракота Русский музей). Поднятый на подклетном этаже пятиглавый кубический храм с папертью с северной и западной сторон и высокими крыльцами сочетается в живописной и свободной асимметрии с двумя приделами. Это придавало многообразие русской архитектуре XVII века, создавало ее местные варианты.
Подобно тому как различные мастера в рамках образного строя барокко (или классицизма) создавали произведения различного идейного звучания, так и метод непосредственного обращения к явлениям реальной действительности сам по себе не означал обязательного идейного единства всех придерживавшихся его мастеров. Декоративным убранством отличается золотое крыльцо. В конце XII века были построены такие храмы как церковь Петра и Павла на Синичьей горе (1185), церковь Уверения Фомы на Мячине (1195) (на её фундаменте в 1463 году построена новая церковь с тем же именем).
Появляется новое направление, которое часто называют «нарышкинским стилем» или «московским барокко». Эти явления развиваются в условиях феодального строя.
В области живописи усиливался контроль за мастерами-иконниками, укреплялась роль «подлинников» — руководств ортодоксальной иконографии. Начиная с этого времени в патриарших грамотах на постройку церкви почти всегда имеется стандартная фраза: «А чтобы верх на той церкви был не шатровый». К числу ранних произведений Ф. Щедрина относятся небольшие статуэтки «Марсий» (1776) и «Спящий Эндимион» (1779) исполненные им в Париже (имеющиеся в Русском музее и Третьяковской галлерее бронзовые отливки сделаны в начале 20 в. по сохранившимся подлинным моделям Ф. Щедрина).
Прокофьев был превосходные мастеров рисунка и композиции.
Заново исполненный «Самсон» Козловского, в принципе повторяя старую композицию, решен уже в более возвышенно-героизированном и образно значительном плане. Часть сооружений этого Гостиного двора сохранилась до настоящего времени. Два пояса разноцветных поливных изразцов венчают верхний ярус здания. В живописи важный вклад в становление искусства барокко внесли — при всех их отличительных особенностях от собственно барочной манеры — болонские академисты (братья Карраччи, Гвидо Рёни, Гверчино). В центре монастырского двора возвышается Троицкий собор, воздвигнутый всего за одиннадцать месяцев (1642 – 1643).
Типы русских деревянных храмов). Со всех сторон дворец окружает гульбище. Растрелли был типичным западноевропейским мастером позднего барокко. В начале XX века палаты изменили своё назначение и стали доходным домом на десять квартир.