Архитектуру эпохи Возрождения лучше рассматривать по странам, начиная с Италии, где впервые появились ростки нового стиля. Филиппо Брунеллески – зодчий, породивший главную идею архитектуры возрождения. Наибольший рост архитектуры возрождения пришелся на XV век. Архитектура эпохи Возрождения не развивалась равномерно во всех странах, даже в Италии – на севере и юге государства наблюдались значительные отличия. Архитектура возрождения выросла в борьбе со старой готической архитектурой.
Архитектура Возрождения — ето период развивающейся архитектуры в странах Европы (начало XV -начало XVII века), в общем течении Возрождения и развития основ как бы духовной и материальной культуры Старой Греции и Рима. Архитектура эпохи Возрождения пришла на смену архитектуре мрачного готического Средневековья вместе с идеями раскрепощения, гуманизма и достоинства человеческой личности. В мировую историю архитектуры эпоха Возрождения вписала блистательные имена Ф. Брунеллески, Л. Б. Альберти, Д. Браманте, Микеланджело, Я. Сансовино, А. Палладио.
Зодчие Возрождения использовали в градостроительстве строгие средства выражения: гармонические пропорции, масштаб человека как мерило окружающей его архитектурной среды. В эпоху Возрождения возрастает интерес к Древнему Риму, в том числе к архитектуре, восстанавливаются технологии древнеримского строительства. Оплотом Возрождения были города: развитие архитектуры искусства, литературы, создание новых изобретений – все это происходило в городах. Позднее Возрождение (1530--1580 годы) -- это не время упадка, это период дальнейшего продолжения традиций Высокого Возрождения, но в иной исторической обстановке, что повлияло на искусство и архитектуру. Филиппо Брунеллески стал родоначальником архитектуры Возрождения, сделав Флоренцию центром передовых технологий строительства и дизайна.
Для архитектуры Возрождения характерны такие черты, как симметрия, соблюдение строгих пропорций, простые геометрические формы, четкое деление на этажи, декоративное украшение фасадов. Если для архитектуры древнегреческих и римских площадей были характерны колонны и портики, то для площадей периода Возрождения новыми элементами стали аркады, развивавшиеся одновременно с развитием целых систем площадей. Архитектура Возрождения появляется во Франции, вследствие устойчивости средневековых традиций, на целых сто лет позже Италии – в начале 16 века и распространяется до семидесятых годов, до гугенотских войн. При отсутствии социально-экономического и политического единства как архитектуре южных городов, так и гражданским сооружениям севера Германии времени Возрождения не суждено было развиться в большой национальный стиль.
Характерным признаком эпохи Возрождения является предоставление большого значения авторству любого произведения, в том числе и архитектурного. Архитектура возрождения выросла в борьбе со старой готической архитектурой. Зарождение и развитие принципов архитектуры Высокого Возрождения происходит в Риме, где на почве исканий предшествующего периода складывается единый общенациональный стиль.
Архитектура Возрождения в разных странах, несмотря на общие принципы, основанные на традициях античного зодчества имеет свои особенности, обусловленные национальными и историческими различиями. Планировка и архитектура площадей в эпоху Возрождения складывалась в XV–XVI вв. Само изобретение огнестрельного оружия сначала мало что изменило в средневековой крепостной архитектуре и понадобился переворот Возрождения, чтобы баллистика превратилась в науку. Возрождение – архитектурный стиль, который развивался в Европе с XV по XVII вв.
Архитектура Возрождения или ренессанс стиль архитектуры ето одна епоха и кому как нравится так и называйте. Архитектура Возрождения — период развития архитектуры в европейских странах с начала XV до начала XVII века в общем течении возрождения и развития основ духовной и материальной культуры Древней Греции и Рима. В качестве примера английской архитектуры эпохи Возрождения можно назвать Уоллатон-холл, в Германии это часть Кельнской ратуши, Фюрстенгоф, в Испании – монастырь Эскориал. Одним из характерных архитектурных сооружений итальянского Возрождения является построенный во второй половине XV в. архитектором Лукьяпом из Враны дворец в Урбино с внутренним двором, окруженным аркадами, опирающимися на колонны с композитными капителями.
Фасад Лонглита сочетает в себе сдержанность и упорядоченность архитектуры Возрождения с чисто английским мотивом – эркерными окнами. Капелла была первым в архитектуре Возрождения опытом работы над центричными зданиями. Попробуйте разработать проект архитектурного сооружения в традициях идеального города Возрождения. Яркий пример воплощения архитектуры Возрождения в Италии — Воспитательный дом во Флоренции.
В результате сочетания античных традиций и ордерной системы, местных строительных материалов и конструкций, зародился новый архитектурный стиль – Возрождение (Ренессанс). Архитектура Возрождения в этом плане куда строже и более однообразна: это поначалу почти слепое копирование классических римских и греческих ордеров. В период позднего Возрождения пишутся трактаты об архитектуре: «Десять книг о зодчестве» Альберти, «Четыре книги об архитектуре» Палладио. В самой Италии архитектура Возрождения перешла в маньеристскую архитектуру, представленную в довольно различных тенденциях в работах Микеланджело, Джулио Романо и Андреа Палладио, которая затем переродилась в барокко, применявшие подобные архитектурные приёмы в ином общем идейном контексте.
Стволы колонн или пилястр покрываются каннелюрами или резным плоским орнаментом. Силы феодальной знати оказались подорванными тридцатилетней усобицей, а пришедшему к власти практичному Генриху VII Тюдору интересы мелкопоместного дворянства, на которое он опирался, были ближе притязаний аристократии. Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи. Этим «итальянским» походам обычно приписывается большое значение в становлении французского Ренессанса.
Общий уровень культуры еще оставался низким. Со всех четырех сторон фасада устроены лоджии. При возведении сводов использовался как античный, так и средневековый опыт. Со вступлением на папский престол Юлия II (1503) центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, папа привлёк к своему двору лучших художников Италии.
Изучение античных образцов вело к усвоению классических элементов архитектуры и орнамента. Декор сундуков (ларей), особенно их лицевых граней, делается весьма изысканным со строго симметричным расположением орнаментации из канделябров, тонких веток аканта, с выходящими из них фигурами и головками, массивных венков, висящих на тоненьких ленточках, медальонов и др. Для интерьеров эпохи Возрождения характерно (по примеру Древнего Рима) стремление как бы увеличить реальное пространство помещений с помощью фресковых росписей, станковых картин или даже скульптуры. Стиль Генриха II, который сохраняется даже в Позднем французском Ренессансе 80-х гг. И именно этот период начинает развиваться архитектура высокого Возрождения. VI. 9).
Андреа Палладио в основном работал на севере Италии – в Венеции и Виченце. В это время уже определяются как государственные образования нового типа католическая Испания, будущая абсолютистская Франция Валуа и Бурбонов, торгово-промышленная Англия Тюдоров. Такой шкаф служил для хранения деловых бумаг, денег, драгоценностей.
Помимо виллы Ротонда Палладио в Виченце перестроил здание базилики (рис. 12). В период кватроченто были заново открыты и сформулированы нормы классической архитектуры.
Этот процесс имевший в каждой стране свои особенности, сопровождался как образованием национальных государств на государственно-правовой базе абсолютизма, так и окончательным разложением по национальному признаку былого единства средневековой идеологии. чертозскую мозаику. Однако еще в 1420 г. началось возведение церкви Сан-Лоренцо (1420–1429) (рис. Бартенев, В. Н.
Представителем этого периода был Донато Браманте (1444 – 1514), строго следовавший в возведении зданий классическим принципам. Кроме того, они связывались с католической религией и мало подходили для большинства стран Северной Европы. Как и в готический период строительство было сконцентрировано в городах. Храм Иль-Джезу (рис. Впервые такое соотношение было открыто Евклидом (300 гг.
Название стилю дал художник исследователь итальянского искусства, написавший книгу «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев ваятелей и зодчих (1568 г. ) Джордано Вазари. Изображения были почти монохромными, без оттенков.
Она простояла на этом месте более 1000 лет, но в XV веке стали опасаться за прочность базилики и папа Юлий II дерзнул опрокинуть часть многовековой святыни, чтобы заложить на этом месте первый камень нового грандиозного собора. В этом содержалось одно из главных нововведений французской манеры убранства интерьера. В полную риска погоню за легкой наживой один за другим включаются суконщики и авантюристы, сквайры и бродяги, тем более что жажда обогащения за счет нападений на испанские владения и галеоны оправдывалась патриотическим характером борьбы с «папистской» Испанией. Естественно, что с превращением архитектуры из ремесла в науку не практическая цеховая выучка, а знание всей совокупности теоретических положений новой строительной дисциплины сопутствовало деятельности мастера, единоличный замысел которого теперь по необходимости облекался в форму детального предварительного проекта. В храмовом строительстве основным типом остаётся базилика с плоским потолком или с крестовыми сводами, но в элементах— расстановке и отделке колонн и столбов, распределении арок и архитравов, внешнем виде окон и порталов, зодчие ориентируются на греко-римские памятники в стремлении образования обширных, свободных пространств внутри зданий. Архитектурные вкусы стали определяться отныне придворной и феодальной аристократией (с которой старались сблизиться и представители буржуазии, вкладывавшей свои средства в землю), а несколько позднее воинствующей католической церковью.
К этому кругу сооружений относиться церковь Санта Мария дела Консалациони в Тодди, начатая Кола де Капрарола в 1508 г (завершена ломбардскими мастерами) и являющая пример великолепного соответствия внешних объемов внутреннему пространству, а также церковь Сан Бьяджо в Мультипульчано, построенная (с1518 г) Антонио да Сангалло старшим. Такой орнамент, а также маскароны (декоративные маски в виде фантастических изображений головы животного или человеческого лица), сфинксы, тритоны, крылатые амуры стали излюбленными декоративными мотивами в мебели того времени. В отличие от немецкого французское дворянство никогда не было «невежественным» — рыцарская культура Прованса, позволяющая в известном смысле говорить о французском «Ренессансе» еще в XIII в. превратилась в наследственную традицию французского дворянства. После разграбления Рима в 1527–1528 гг. Косяки, филёнки, карнизы, фронтоны заполнены элементами различных орнаментов. Само подстолье украшено по углам львиными масками с висящими под ними точеными шишками.
VI. Он следовал стилю Высокого Возрождения, который в самой Италии уже вытеснялся барокко. Новое искусство книгопечатания размножило бесчисленные альбомы трафаретных «антиков», заменивших отсутствующих профессиональных архитекторов, особенно в странах со стойкой цеховой традицией (Германия, Нидерланды).
Вплоть до XX века понятие «маньеризм» имело негативную коннотацию («манерный», «вычурный»), но к настоящему времени термин используется только для описания соответствующего исторического периода и, в общем, нейтрален. Как и всюду, «итальянские» формы или «антики», проникают и здесь через детали или орнамент, план же, общая объемная композиция, а тем более конструкции остаются первое время традиционными, т. е. средневековыми. Однако эта победа была достигнута «ученой» архитектурой не без борьбы со стихийным формотворчеством в недрах слагавшихся национальных государств, в которое в каждой стране по-своему вовлекались и заимствуемые итальянские формы. Художники принадлежали к цеховым организациям, причём художники зачастую относились к цеху аптекарей (фармацевтов), а скульпторы – к каменных дел мастерам. При всей пестроте архитектурных форм Венеции, Ломбардии, Рима, Сицилии, Тосканы — повсюду решающим оставалось прекрасное, как его понимало общество, веками смотревшее на Восток как на источник света и унаследовавшее от поздней античности не только предания, но и бесчисленные памятники.
В конце XV в. после завоевания турками Константинополя, Трапезунда и Мангупта (княжество на Крымском полуострове) начинается упадок средиземноморской и причерноморской торговли. VI. 7).
Совершенствование проекта светского здания в стиле Возрождения началось в XVI в. и высшей точки достигло в творчестве Палладио. Фасад (наружная, лицевая сторона здания) в архитектуре Возрождения симметричен относительно вертикальной оси. Тогда ренессанс считали стилем «подражающим античному». Особенно богато декорированы локотники и их стойки. Эту теорию идеального храма развивал архитектор Леон Батиста Альберти. Современник Тюдоров Гаррисон жалуется в своей «Хронологии», что «отныне всякий за себя, а за всех — никто. ». Расположение колонн и окон передаёт стремление к центру. Отныне не происхождение, а имущественный ценз, богатство, подчас случайное, определяет принадлежность к этому деятельному «среднему» классу, который со второй половины XVI в. и является основным носителем строительной инициативы.
Это и называется маньеризмом. Бургос, Вальядолид, Сарагоса, Саламанка, Сеговия — эти древние столицы Кастилии особенно богаты дворцами, развивающими композиционные приемы светской архитектуры юга (те же патио, те же глухие внешние стены и аркатуры и т. д. ), но являющимися в то же время примерами самостоятельного стиля, роскошного и капризного. Они отличаются от флорентийских тем, что большинство их рельефных украшений делается из левкаса (смеси мела, гипса и клея), которые потом золотятся. Большинство черт этого типа зданий воплощено в Лонглите и Уоллатон-Холле.
Их устройство отвечало новому порядку литургии и функциональным требованиям. Фермеры и джентри стали прибегать к найму батраков. Классические нормы изучались и воссоздавались для того, чтобы служить современным целям.
В строительном деле средневековая традиция этого времени (клюнийская, цистерцианская) могла в частностях меняться под воздействием всесильного в средние века «духа местности», но ее основные планировочные, конструктивные и композиционные принципы повсюду оставались неизменными. 2-е, т. VIII, стр. Неоспоримо первенствующее место парижского университета в средневековой схоластике.
«Каза дель Кордон» в Бургосе, дворец графов Луна в Сарагосе, дворец Монтерей в Саламанке, дом Хуана Браво в Сеговии и многие другие сооружения с неменьшим блеском представляют ранний испанский Ренессанс, чем итальянские палаццо или загородные дворцы французской знати представляют национальное «возрождение» этих стран. Наиболее ярким представителем стиля ренессанс в Париже можно считать Отель де Билль (парижскую ратушу), но наиболее значительным, конечно же, является Лувр – королевский дворец, возведенный по проекту П. Леско в 1518–1578 гг. Дальнейшее развитие архитектуры разделившихся Нидерландов пошло раздвоенным путем и мировоззрение провинций, оставшихся испанскими, противостоит в начале XVII в. мировоззрению Голландии, как Рубенс противостоит Рембрандту.
Такая облицовка имела декоративно-пластическое значение. Интересным примером деятельности автора будет Вилла герцога Мантуи. Плоды схоластики перестают удовлетворять тех, кто искал истину. Так немецкий гуманизм прямо привел к Реформации.
Рука об руку с обогащением шло дальнейшее открытие мира на воде и на суше. И лишенный «холода языческих форм», легко связуемый как с традиционной готикой севера страны, так и с южной по происхождению архитектурой «мудехар», не противоречивший основным конструктивным, композиционным и декоративным традициям страны, «платереско» имел все основания вылиться в завершенную, общенациональную архитектуру времени величия и возрождения объединенной Испании. К тому же он пользовался поддержкой купцов, суконщиков, ремесленников — всех, жаждавших мира и порядка. Первым образцом периода можно назвать базилику Сан-Лоренцо во Флоренции, построенную Филиппо Брунеллески (1377 – 1446). Если такой космополитический центр, как Антверпен и города северных провинций продолжали архитектурную традицию «добрых» городов Фландрии, то архитектура быстро становившегося дворянским Брюсселя с годами приобретала абсолютно иной характер.
В 1444 г. Брунеллески закончил строительство Воспитательного дома. В XV в. появляется теория так называемого идеального храма с планом в форме круга – моноптера, подобные храмы стали называться храмами-ротондами. Неукротимый абсолютизм Тюдоров обеспечивал централизацию и устойчивость в стране. Пытливая критика и безошибочное чувство реальности еще в период господства схоластики отличали английскую мысль (Роджер Бэкон, Дунс Скотт).
Именно в это время формируется истинно национальное французское мебельное искусство.
Подлинная сила была в руках монопольных «товариществ» из которых со временем разовьются разные заморские «компании», в руках замкнутых ассоциаций дельцов. Готический храм, устремляющий ввысь кружевные шпили, вмещал неисчислимое множество подлинных шедевров – от архитектурного замысла до мозаичного пола, до миниатюрных скульптур на стенах и фресок и все это выполнялось анонимными авторами. их масштабной мерой становится человек.
Интересно, что первым ренессансным зданием Флоренции стал комплекс Воспитательного дома (приют для детей-сирот), спроектированный Брунеллески в 1421 г. (рис. Только непосредственные контакты с Востоком в XII—XIII вв. Потолки стали делать под античность. Он имеет форму высокой, к верху утонченной колонны, но не круглой, а шестигранной.
Условно архитектуру стиля ренессанс можно разделить на три основных периода: ранний ренессанс (середина – конец XV в. ), высокий ренессанс (первая половина XVI в. ) и поздний ренессанс (середина – вторая половина XVI в. ). Скрещивающиеся ножки-опоры таких стульев (кресел) имеют плавно изогнутую форму их нижние и верхние выступающие над уровнем сиденья концы соединены поперечными планками. Четыре громадных столба поддерживают среднюю арку свода. Это видно по фасадам и декору сооружений позднего ренессанса. Для облицовки кирпича использовали штукатурку, мрамор, камень.
Делаются и более простые столы, столешницы которых украшаются наборным деревом. VI. Смена эпох – это не только новые стили в искусстве.
Наиболее выдающимся архитектором этого периода стал Донато Браманте (1444–1514). Под лоджиями и залом размещены комнаты для хозяйственных надобностей семьи. Фронтоны обычно треугольные, но бывают и другой формы. Построенные им палаццо Массими (начат в 1535году), свидетельствует не только о мастерстве зодчего, создавшего на тесном неправильной формы участке убедительную композицию дворца с великолепным внутренним двориком, но и новых приемах расположения зданий в городской постройке: дворец органически вписывается в улицу, повторяя её изгиб линией фасада. Впервые в западноевропейском зодчестве Брунеллески дал ярко выраженный пластический объем купола, вздымающегося к небесам и осеняющего, по выражению архитектора Альберти, «все тосканские народы». под наблюдением Матье Лайенского — «главного мастера каменных дел города», — это здание, как и ратуша в Брюгге, лишена башни — древнего символа теперь уже навсегда утраченных гражданских свобод. Кроме того, в здании библиотеки должен был располагаться государственный архив.
Надо заметить, что отдельные элементы античного зодчества использовались и в Средние века. Бесчисленные церковные, гражданские и оборонные сооружения XIII—XV вв. Эту гибель архитектуры «платереско», кажется, никто не выразил лучше, чем Дьелафуа: «Коротка была ее жизнь, но она, по крайней мере, не знала упадка.
Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи. Кроме того, Франциск I приказал построить многочисленные дворцы в центральной Франции – в провинции Иль-де-Франс, в частности, Мадридский замок и Загородный замок Фонтенбло (60 км от Парижа), который вместе с пристройками 1528 – 1540 гг. Построено за 18 месяцев в 1524-1525 гг. Выдающимся памятником этого периода является ратуша города Падерборна.
Интересно, что помимо храмов происходил и поиск архитектурных форм идеального города. Эти пространства были как бы взаимно связаны. Крупнейшими и ведущими архитекторами периода позднего ренессанса были архитекторы А. Палладио (1518–1580) и Д. Виньола (1507–1573). VI. 2). Крышка сундука изнутри покрывается росписью.
Чертозами назывались в Италии монастыри, основанные монахами картезианского ордена. Декорированные «голландские» фронтоны украсили многие дома, построенные в это время, особенно в Восточной Англии имевшей тесные связи с Нидерландами. Формы Кремлевских покоев и храмов несут в себе печать итальянского Возрождения, вернее его синтеза с русскими архитектурными традициями. Это хорошо заметно, например, по решению многих помещений Версаля.
Естественно, что чем прогрессивнее был господствующий класс как в социально-экономическом, так и в идеологическом плане, тем более «национальным», жизнеспособным и стойким оказывался ведущий архитектурный тип данной страны, тем более свободным и творческим — развитие ее архитектуры. Собственный архитектурный стиль подчеркивал автономность данной области. 117). Палладио творчески изучал памятники архитектуры прошлых веков и продолжал традиции высокого ренессанса. В поисках средств неумеренного декоративного обогащения строители обращаются к альбомам.
Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти— Базилике ди Сант Андреа в Мантуе. по проекту Джулио Романо. Характерно, что архитектурно-декоративные элементы внутри помещений мало отличались от тех, что украшали фасады зданий, а само пространство интерьера мало отличалось от внешнего. Фасады этого дворца построены по принципу членения их на три яруса.
Два верхних яруса прорезаны множеством двойных арочных окон.
В самой Испании господствовала атмосфера относительной терпимости — последствия реформации еще не полностью ощущались церковью, утомленная инквизиция отдыхала после десятилетия Торквемады, а Лойола еще только нащупывал формы, в которые должна вылиться система иезуитов. В XIII–XIV вв. Бальдассаре Перуцци (1481-1536г), к которому восходит одно из самых известных сооружений высокого возрождения в Риме, знаменитая своими росписями вилла Фарнезина (1059-1511г), особенно ярко отразил новые тенденции в римской архитектуре. В комнатах той поры располагалось только самое необходимое. Развитие получила наука, литература искусство. Элементы античности можно заметить и в готическом зодчестве Германии. Работы начались в 1518 году, а в 1520 году Рафаэль умер.
Издание альбома рисунков «Здания современного Рима или Сборник дворцов, домов, церквей, монастырей и других наиболее значительных общественных сооружений Рима» (фр. difices de Rome moderne ou Recueil des palais, maisons, glises, couvents, et autres monuments publics et particuliers les plus remarquables de la ville de Rome), опубликованное Полем Ле Таруиллом в 1840 вызвало рост всеобщего интереса к периоду Возрождения. frons, frontis – лоб, передняя часть стены) — завершение фасада здания, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Вот таким образом члены попечительского совета подчеркивали, что здание должно быть дешевым, но в то же время удобным для проживания. Однако после смерти в 1519 г. правителя Флоренции Лорепцио Медичи Микеланджело смог построить небольшую капеллу – сакристию (усыпальницу) для Лоренцио. Архитектор сумел соединить национальные традиции с элементами Возрождения.
Длина каждой из последующих ступеней лестницы постепенно уменьшается. Вплоть до XX века понятие «маньеризм» имело негативную коннотацию («манерный», «вычурный»), но к настоящему времени термин используется только для описания соответствующего исторического периода и, в общем, нейтрален. Петра гению Микеланджело принадлежат реализованные проекты площади Капитолия с дворцами.
Тиран времени Возрождения — это уже не феодал, привыкший к запаху вина и конюшни. На закате своего существования архитектура возрождения стала сложнее и элегантнее.
На ларцах, украшенных углубленной резьбой, часто встречается орнамент заплетённой лозы с изображениями животных (средневековый мотив), а также более реалистически трактованные изображения человеческих фигур. Национальное дело Кастилии становилось делом церкви. Сами святые мощи апостола Петра скрыты от взоров. 10).
На Пиренейском полуострове семивековая «реконкиста» помогла кастильской короне объединить испанский народ. Но среди участников «итальянских войн» не было англичан и за редким исключением высокопоставленные заказчики знали в начале XVI в. об Италии только понаслышке. – М. : Изобраз. Вилла очень хорошо гармонирует с окружающей природой. В Европу вернулись тексты античных мудрецов, а вместе с ними – изменение в понимании мира и человека.
Ордер завершается мощным антаблементом с балюстрадой. Несомненно, архитектура эпохи Возрождения означала принципиально новую, абсолютно отдельную стадию развития архитектуры мировой.
Архитектура этого периода характеризуется простотой и спокойствием объемов, форм и ритма. Над росписью свадебных сундуков трудились известные итальянские художники. Наиболее выдающимся памятником архитектуры эпохи творчества Палладио является знаменитая вилла Ротонда под Виченцей (пригород Венеции). С этого времени для изготовления мебели вместо дуба используется орех.
Аркада имела сдвоенные колонны по сторонам проемов, которые сильно выступали из плоскости стены, что создавало причудливую игру света и тени. В 1513 г. Рим должен был быть объявлен свободным городом. Архитектура возрождения в Италии может быть разделена на два основных периода – ранний (XV век) и зрелый (XVI век). Таким образом, палаццо этого периода становятся прототипами будущих общественных зданий.
Характерным элементом архитектурно-декоративного оформления потолков стал кессон. Капеллу венчает купол на барабане, здание украшено коринфским портиком с широкой аркой. Петра после Рафаэля продолжил Антонио ди Сангалло, также спроектировавший палаццо Фарнезе.
Тогда ренессанс считали стилем «подражающим античному». Зародившись в городах Италии это обновление захватило затем и другие европейские страны. Своеобразное видение античности, породило творческое прошлое архитектора. Эти «антики» применялись ремесленниками в каждой стране по-разному, что в значительной мере и определило лицо национальных архитектурных типов, которые слагались в период Возрождения к северу от Альп.
Сооружение венчалось мощным карнизом. Другие мастера стали искать иные пути в своем творчестве.
Обособленный от континента английский народ в XVI в. быстро пришел к своему национальному самосознанию, главным и настойчивым выразителем которого стал новый «средний» класс, последовательно рвущийся к господству. Кирпич по — прежнему остается привычным материалом, конструктивным и декоративным. Эти боковые опорные элементы опираются на массивное основание с резными лежащими львами вместо ножек, на котором стоит ряд точеных балясин, подпирающих подстолье.
Колонны и пилястры нередко сплошь покрываются растительным или геометрическим орнаментом. Простые и ясные интерьеры Ф. Брунеллески (1377 – 1446 гг. ), например, в капелле Пацци (1430 – 1461 гг. ) в церкви Санта-Кроче во Флоренции, оказали глубокое воздействие на последующее понимание внутреннего пространства. Гармоничная классическая архитектура Иниго Джонса (1573-1652 гг. ) сильно отличалась от ограниченного в основном декором стиля Возрождения, который был характерен для английской архитектуры XVI в. Джонс сам побывал в Италии и в деталях изучил архитектуру Ренессанса, в особенности работы Андреа Палладио.
Однако можно проследить и некоторые общие признаки. Подлинным представителем английского Возрождения был не Фрэнсис Бэкон, втайне переводивший свои сочинения на латинский язык, дабы «спасти их от неминуемого забвения», а те овцеводы и стяжатели, пираты и театралы игроки и фальстафы, для которых он писал эти сочинения по-английски. VI. С неменьшей выразительностью сказался характер этого времени в архитектуре и прежде всего в жилище, отразившем особенности нового «рыцарства».
Отдельные элементы идеального города были воплощены и за границами Италии. Даже в центрах, оставшихся верными богословию, — в Сорбонне, Оксфорде, Праге, — все чаще делаются попытки критиковать священные тексты. в большей или меньшей степени несет на себе печать Нидерландов. А способы декорации и украшения орнаментом с самого начала были общими для почти всех стран. Поверхность дерева после выглаживания обычно вощилась.
Одновременно с освобождением страны шла болезненная ломка не только социальных установлений, но и идеологических представлений. Цоколь и карниз верхней части сундука сильно профилированы. Папа Лев X заказал Рафаэлю проект дворца для своего брата Джулиано Медичи. Стены сословной исключительности дали трещины.
rusticus – простой, грубый) – рельефная кладка или облицовка стен камнями с грубо отесанной или выпуклой лицевой поверхностью (так называемыми рустами). Он составил план собора по образцу греческого равноконечного креста. Большое внимание уделялось созданию силуэтов зданий и поражающих воображение перспектив. Он сохранил план греческого креста, но для купола базилики воспользовался планом Пантеона.
Венеция, в которой проживало 125 тыс. На небольших по размерам ларцах декорировалась, чаще всего, внутренняя сторона крышки, на которой растительный орнамент соседствовал с изображениями зверей, птиц и человеческими фигурами. В силу неравномерности эволюции западноевропейского феодализма и под влиянием местных условий отдельные государственно-политические образования Европы подошли к своему «возрождению» XV—XVI вв.
15). Виллу так оставили недостроенной, эксплуатировали только достроенную её часть. В этой капелле впервые стали проявляться тенденции архитектурного стиля маньеризм (поздний ренессанс) (рис. Здания приобретают монументальный, величественный облик.
Петра в Ватикане (рис. Спинка и лицевые плоскости опорных частей досок украшаются обильной рельефной резьбой. Росла мировая торговля, развивались ремесла, увеличивалось городское население, увеличивались объемы строительства. Место Нюрнберга и Аугсбурга занимают Любек и Данциг (Гданьск) — богатые центры вненационального Ганзейского союза с его торговыми интересами, часто прямо противоположными целям национального единения. Фасаду придаётся размеренность по горизонтали посредством изящных межэтажных карнизов и главного карниза, образующего сильный выступ под крышей.
Процесс становления и развития средневековой архитектуры в Италии имел свои особенности и ретроспективно эта архитектура действительно представляется не более как мостом, перекинутым от античности к ренессансу. Золотое сечение – это математическое понятие, в архитектуре означает соотношение между двумя величинами (одной большей по размеру, другой – меньшей), заключенными в общей величине.
К площади ведет мраморная лестница, украшенная изваяниями Кастора и Полидевка. В формообразовании подобных мебельных объектов, предназначенных для хранения вещей и сидения, в их декоре (обработке профилей, заимствованном растительном орнаменте и др. ) просматривается явная стилистическая связь с саркофагами древнеримской эпохи.
канделябра, о котором ранее уже шла речь. Многие представители этой группы были учениками Микеланджело, однако, позаимствовав у него некоторые художественные приемы, они утрировали и гипертрофировали их, при этом нарушение некоторых канонов античного стиля, являвшееся выражением замыслов великого мастера, для них стало самоцелью. Со второй половины XVI в. начинает широко применяться итальянский тип Х-образного табурета с массивными дугами опор. В 1420 г. Брунеллески выиграл городской конкурс. Несомненны социальные корни Нидерландской буржуазной революции (1566—1579 гг. ), несмотря на внешне вероисповедный характер борьбы протестантской буржуазии против католицизма абсолютистской Испании.
Соч. В течение XVI в. сундуки окончательно теряют свою прямоугольную форму. Среди его ранних построек в Риме следует отметить исполненный грузной силы банк Сан Спирито (1523-1524г), срезанный угол которого с мотивом римской триумфальной арки в верхней глухой части стены – первый пример углового фасада. В Ломбардии была распространена также интарсия из светлых и темных пород дерева.
Во Франции и Англии новая архитектура вообще возникала, как правило, вне городов. Строительство собора Cв. Именно в Англии, в полном соответствии с «возрождением» личности, центр тяжести архитектурного развития перемещался с монументального строительства на жилищное.
человек, открывала перед ними широкие возможности. Продолжил строительство собора архитектор и художник Рафаэль Санти.
Первым фасадом в стиле Возрождения считается фасад кафедрального собора Пиенцы (1459-1462), приписываемый флорентийскому архитектору Бернардо Гамбарелли (Росселлино) или Альберти. Жилые здания эпохи Возрождения часто имели карниз (выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений, мебели. Причудливые и хрупкие формы архитектуры «платереско», быстро шедшей к расцвету, оказываются вдруг раздавленными тяжелой геометрией форм, рожденных холодной фантазией Филиппа II, враждебного мавританским традициям юга и чуждого проявлениям независимого творчества и жизненной правды. Архитектура занимает ведущее место в ренессансном художественном творчестве.
Различаются несколько этапов развития Возрождения в итальянской архитектуре: ранний – 15 век, зрелый – 16 век и поздний. Искусство Древнего Рима легло в основу художественной культуры того периода. Нюрнберг, Аугсбург, Ульм, некоторые рейнские города были центрами высокого мастерства. Первым его зодчим был великий Донато Браманте. Оба они происходят от античных и ранних христианских зданий. Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них— элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившего вектор развития архитектуры Ренессанса дворцы Риккарди, построенные Микелоццо-Микелоцци, дворцы Строци Бенедетто да-Майяно и С. Кронака, дворцы Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), дворцы Руччеллаи Леона Баттиста Альберти.
Первым фасадом в стиле Возрождения можно назвать фасад кафедрального собора Пиенцы (1459 – 1462), приписываемый флорентийскому архитектору Бернардо Гамбарелли (известен под именем Росселлино), возможно, что и Альберти имел отношение к созданию храма. Он используется и в конструкциях и в элементах оформления. Крупнейшим зодчим следующего за Браманте поколение был его земляк Рафаэль.
Сиденья таких стульев (кресел) делаются в виде плоской панели или в виде натянутого между ножками-опорами куска кожи или ткани. Образцом для подражания считался римский Пантеон. Купола опирают на 4 массивных столба. Самым известным представителем этого периода был Донато Браманте (1444-1514), следовавший в возведении зданий классическим принципам. Его последователями были Бальдассаре Перуцци, Рафаэль Санти, Антонио да Сангалло. Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны). После смерти Браманте строительство возглавил его ученик, знаменитый художник Рафаэль Санти (1483--1520), который пытался решить проблему взаимного отношения живописи, скультуры и архитектуры. Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи.
Края доски сиденья и нижняя кромка короба сиденья профилируются. Первой работой Браманте стала в 1479 г. реставрация церкви Санта Мария прессо Сан Сатино (Santa Maria presso San Satiro) в Милане. Но в XV—XVI вв.
В области зодчества Милан был необычайно консервативен. Часто используется купол на парусах известный уже раньше (например, храм св. С исчезновением бургундского герцогства сходят со сцены последние соперники Людовика XI. Маркс), которое обрушилось на вынужденных бродяг, — все это ничего не могло изменить. Возрождение зарождается в экономически наиболее развитых итальянских городах-республиках, в которых, как когда-то в городах Древней Греции, складываются благоприятные условия для становления нового гуманистического мировоззрения, отвергающего идеологию феодализма. Здание завершено единым ордерным карнизом.
Повсюду сносятся хижины крестьян. Представителем этого периода был Донато Браманте (1444—1514), строго следовавшего в возведении зданий классическим принципам.
Однако эстетическая изысканность дворца Ручеллаи так и осталась единственной в своем роде. Архитектура Нидерландов восприняла итальянские влияния рано и своеобразно.
Эта дифференциация в развитии нидерландской архитектуры с начала XVI в. получает новый мощный толчок в связи с превращением Нидерландов в ядро империи Карла V, а Брюсселя в ее фактическую столицу. Торговля и ремесло горожан, ставших «королевскими», призваны теперь работать на абсолютизм.
В Северной Италии в качестве строительного материала широко использовали кирпич и в эпоху Возрождения многие здания по-прежнему покрывали изразцами, мрамором и скульптурными панелями, маскировавшими классические формы. Издание альбома рисунков «Здания современного Рима или Сборник дворцов, домов, церквей, монастырей и других наиболее значительных общественных сооружений Рима» (франц. difices de Rome moderne ou Recueil des palais, maisons, glises, couvents, et autres monuments publics et particuliers les plus remarquables de la ville de Rome), опубликованное Полем Ле Таруиллом в 1840 вызвало рост всеобщего интереса к периоду Возрождения. В 1494 г. Микеланджело получил заказ на строительство во Флоренции церкви Сан Лоренцо.
Стена опять приобретает свое первоначальное тектоническое значение. Эволюция аграрных отношений и связанный с нею рост промышленности в Европе XV—XVI вв. Браманте воспроизвел круглую форму римского храма с колоннадой вокруг целлы. В этот период возводятся сооружения, масштабной мерой которых становится человек.
В пышных и торжественных залах ратуш покорные обычаю «патриции» лишь утверждали то, что уже накануне решили в своих гильдейских или цеховых домах. В одних случаях планка спинки выполняется съёмной, тогда стул (кресло) может складываться, в других случаях спинка крепится наглухо к локотникам и, несмотря на то, что конструкция такого места для сидения имеет как бы оси вращения деталей сидений и ножек, стул складываться не может. Однако север Европы беден камнем, а в северных Нидерландах его и вовсе нет. Он стремился по возможности приспособить старые формы к новому содержанию.
«Материализм — прирожденный сын Великобритании» — пишет К. Маркс (Маркс и Энгельс. Уже в бургундский период, в самом начале XV в. (1402 г. ), была начата постройка одной из лучших нидерландских ратуш готического периода — ратуши в Брюсселе. Альбомы новых «итальянских» образцов, в большом числе издававшиеся в это время именно в Нидерландах, предназначались для ремесленников. В итоге проект собора претерпел изменения. Врожденное чувство меры не позволило итальянским эпигонам Палладио пойти слишком далеко по этому пути, но с тем большей силой сказалась канонизация «палладианства» к северу от Альп.
Стремление к использованию древнеримских мотивов вытеснило остатки готики. В центрах мебельного производства Средней Италии (в Риме, Сиене, Болонье) мебельные объекты имели крупную декоративную резьбу. Спинка слегка откидывается назад, сиденья делаются шире, локотники выгибаются под руку и т. д. 16). С 1514 г. Рафаэль руководил проектом возведения собора Святого Петра.
Великолепный карниз с широким фризом, рустированные углы и портал завершают собой украшение стены, самый простор и спокойствие которой порождают впечатление богатства. С середины XVI в. Париж становится центром европейского Возрождения. Свое влияние на развитие французской архитектуры оказал и Себасть-яно Серлио, который в 1540 г. прибыл из Венеции в Фонтенбло, где он построил для кардинала Феррары разрушенный сегодня Гранд Ферраре – городской дом (отель), который стал почти на целое столетие французским образцом этого типа здания. Эти шкафы имеют меньший объём и отличаются весьма гармоничными и лёгкими пропорциями.
Пример архитектуры Англии Тюдоров в этом отношении является выдающимся. Многие римские папы этого периода не были чужды гуманистических идеалов. Полукруглый купол покоится на высоком барабане. Усадебная и сельская архитектура елизаветинского времени, будучи архитектурой английского Возрождения иногда своеобразно сочетая приемы народного строительного искусства и древнюю композиционную традицию со ставшими модными «антиками», создала тип жилища, который имел непреходящие достоинства.
Тем не менее, форма зданий и их назначение, как и основные принципы градостроительства изменились с античных времён. Пятнадцатый век был временем кристаллизации национальных государств.
Дворец дожей в Венеции (Палаццо Дукале) – памятник итальянской готической архитектуры, одна из главных достопримечательностей города. Во второй половине 15 века во Флоренции строится много дворцов городской знати. В этот период вводится в обиход и целый ряд новых декоративных элементов, в том числе т. н. Она стала образцом нового архитектурного стиля. Хотя готика была в основном созданием мастеров Иль-де-Франса, в XIII в. ее не рассматривали как национальную архитектуру Франции и термин «opus francigenum» подразумевал место ее происхождения, а не национальный характер.
VI. – studia humanitatis), в отличие от studia divina – изучения божественного. В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа. В Северной Италии (в Ломбардии и Венеции) вместо резьбы начали широко применять инкрустацию из дерева разных пород и слоновой кости, т. н. с. 109-136. К тому же, в отличие от архитектуры «мудехар», в основном слагавшейся руками ремесленников, «платереско» в полном согласии с духом времени был уже архитектурой индивидуального мастера. Петра в Риме.
Доски спинки и ножек могут иметь небольшой наклон. С другой стороны, Англия и всегда была чужда религиозному фанатизму. до н. э. ) В период Ренессанса соотношение называли «божественной пропорцией», современное название появилось в 1835 г. Соотношение между величинами в золотом сечении составляет постоянное число 1, 6180339887. В отличие от потомственного рыцарства прошлых лет он не унаследовал своего «замка», но построил его сам.
Архитектурные элементы становятся неотъемлемой частью фасада. Помимо всего прочего аркады скрывали назначение частей здания. В центре площади возвышается конная статуя императора Марка Аврелия (прижизненное изображение римского императора).
Однако Браманте при жизни не смог завершить строительство собора.
Проектом было предусмотрено возведение двух куполов. Среди них были Себастьяно Серлио, Микеле Санмикеле и Якобо Сансовино. В этом в архитектуре Возрождения проявляются наследие готических приемов архитектуры и соображения экономии (можно не переживать о том, как выглядят скрытые от зрителя боковые фасады). Написанный Серлио трактат «Архитектура», первая иллюстрированная книга, сыграл важную роль в распространении знаний об архитектуре Высокого Возрождения Италии.
В пределах этих государств складывается внутренний рынок. 6. 2). Таким образом, стена приобретает свое первоначальное тектоническое значение.
Браманте обратился к античным источникам и возродил центрический тип храмового здания. В письме своему дяде Рафаэль писал: «Я не могу жить в другом месте, только в Риме — и это из-за своей любви к строящемуся храму, который я возвожу Где оно, на всем свете место более достойное, чем Рим и есть ли более благородное предприятие, чем сооружение собора Св. Петра. ». Стиль Франциска I отличается наплывом итальянского орнамента на французские готические формы. Нидерланды были классической страной ратуш. С развитием письменности развивается общенациональный язык каждого народа.
Фронтон (от лат. Число церковных и королевских заказов в Англии времен Реформации было весьма ограниченно. Впоследствии, постепенно и в общей концепции и в деталях основой произведений становятся образцы античного искусства. В просветах решетки взору его представляется бронзовая дверь подземного святилища, а перед нею великолепная статуя коленопреклоненного папы Пия VI.
В XIII — XIV вв. Основоположником нового стиля и крупнейшим его представителем в начале 16 века был Донато дАнджело Браманте (1444—1514). Дрессуар служил для хранения сосудов, столовых приборов и ценных вещей. ниже). В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа. Теперь они сужены книзу, рельефная резьба покрывает переднюю и две боковые их стенки.
Термин «Возрождение» для обозначения соответствующего периода ввёл французский историк Жюль Мишле, однако швейцарский историк Якоб Буркхардт в своей книге «Культура итальянского Возрождения» (нем. Die Kultur der Renaissance in Italien) раскрыл определение полнее, его интерпретация легла в основу современного понимания Итальянского Возрождения. Марка. Таким образом создается плоский узор на плоском фоне.
Уже с XIV в. университеты выходят из своей изолированности на арену идеологической борьбы. Ко времени своего приезда в Рим (1508г) 25-летний Рафаэль, несомненно, глубоко чувствовал специфику архитектуры. Здание обычно состояло из трех четко обозначенных этажей, внутри находился дворик. Резиденция короля и аристократии, которой он теперь повелевал «по милости божьей», а не как первый среди равных и бесчисленные увеселительные замки, где в основном протекала жизнь дворян, покинувших свои провинциальные поместья, чтобы быть ближе ко двору, служили архитектурным выражением дворянского абсолютизма, в то время как импозантные здания правительственных учреждений, воздвигавшиеся в провинциальных городах, были призваны воспитывать в сердцах французов чувство национальной гордости и веру в нерушимость абсолютистского строя.
Возник эклектичный, но весьма оригинальный прием декорировки. Светская культура южнофранцузских городов мало чем отличалась от итальянской. Браманте построил также палаццо Каприни (так называемый дом Рафаэля), оказавший большое влияние на развитие дворцовой архитектуры. Передние ножки, продолженные вверх над сиденьем, служат опорой брускам локотников.
13) является классическим примером возрождения в архитектуре понятия композиций. Правда, внешне Микеланджело придал куполу иную выразительность. против экспроприированных» (К. Осуществленный фрагмент (часть центрального круглого двора и одно крыло виллы) свидетельствует об огромном размахе сооружения, органически объединенного с масштабами холмистого склона и подчиняющего полуприродный, полуискусственный пейзаж парка, с которого открывается великолепный вид.
Стенки наиболее ранних итальянских ларцев (XV в. ) собираются с помощью весьма примитивных приёмов ящичной вязки, когда отдельные доски сбиваются под прямым углом деревянными гвоздями (нагелями).
Так, появляется сводчатое перекрытие над всем нефом. Внутренний двор окружен двухъярусной галереей. Во дворце заседали Большой совет и сенат, работал Верховный и тайная полиция. Некоторые идеи были воплощены в жизнь. Постройки автора наполнены декоративными элементами и расписным внутренним содержанием. Оттуда он распространился на Испанию, Португалию, Далматинское побережье (город-государство Дубровник), Францию, Фландрию и всю остальную Европу.
Дворец Аренберг в Брюсселе (1548 г. ) — резиденция графа Эгмонта — был также итальянским по своему архитектурному типу. Основные памятники итальянской архитектуры этого времени – светские здания, которые отличаются гармоничностью и величием своих пропорций изяществом деталей, отделкой и орнаментацией карнизов, окон, дверей дворцы с лёгкими, в основном двухъярусными галереями на колоннах и столбах. Прогрессивные общественные силы семи северных провинций добились независимости Голландии, в то время как Фландрия и Брабант, утратившие экономическую и социальную базу своего былого свободолюбия, остались в орбите испанского абсолютизма. Например, в проекте города Пальма-Нуово (арх. Ведущим архитектором раннего ренессанса был Ф. Брунеллески (1377–1446), которого часто называют архитектором нового стиля. Вот таким образом в Испании объединительным тенденциям короны сопутствовал беспримерный в XV—XVI вв.
Свободно используя опыт античного зодчества (в особенности императорских вилл и терм), Рафаэль создал проект сооружения 7нового типа, рассчитанного на кратковременные наезды вельможи и приспособленного для отдыха и наслаждения природой. Архитектурный язык Высокого Возрождения стал более монументальным и продуманным. Руст, рустовка, рустик (от лат.
Появляется новый тип так называемых пластинчатых (или дощатых) стульев. Особо интересен венецианский монетный двор, который возводился как символ устойчивости государства и денежной единицы – цехина, который чеканился тогда в Венеции, но был тогдашней мировой валютой (аналогом евро и доллара) (рис. Со вступлением на папский престол Юлия II (1503) центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, папа привлёк к своему двору лучших художников Италии. Однако промышленность Англии Тюдоров росла именно за счет дешевой рабочей силы, причем развитию промышленности способствовала покровительственная политика правительства. Особенности социальной структуры немецкого общества XV—XVI вв.
Маленькая горизонтальная доска образует сиденье, которое обычно имеет восьмигранную форму. Стены второго яруса обработаны кладкой из крупного камня, а кладка третьего яруса практически гладкая. Народу же эти «антики» оставались вовсе чуждыми. В Англии в начале XVII в. можно говорить о стиле Якова, отчасти обязанного своим появлением массовому найму иностранных резчиков и мастеровых (в особенности – из Нидерландов).
Первые Тюдоры, стремившиеся к утверждению своих сомнительных прав на престол, добили уцелевшие остатки старой знати законом «о предполагающейся измене» и кровавой процедурой суда Звездной палаты. Деревни практически исчезают, уступая место усадьбам крупных фермеров-овцеводов и мелкопоместных дворян (сквайров, джентри). Практически Ренессанс — период наступления штукатурки в архитектуре. В 1489 г. в Риме для папы Рафаэля Риарио по проекту Браманте начинают возводить палаццо Канчеллерия (дворец канцелярии).
Чертозской мозаикой украшались курульные кресла, маленькие ларцы и даже кассоне. Находится на площади Святого Марка рядом с одноимённым собором. Точно такое же впечатление глубины, возникающее от площади перед собором Св. Очень скоро лесть и клевета покупной учености оказались на службе соперничества «сорока тиранов», сменивших простодушное мужество своих предков на холодный расчет коварства. В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа.
(Например, в Чертозе Повийской – монастыре недалеко от Милана). К этому времени мебельные мастера Возрождения окончательно освободились от плоскостной трактовки своих произведений. Иногда здесь делалась опорная консоль в форме большого акантового листа.
Фасад симметричен относительно вертикальной оси. Если со ступеней, ведущих к притвору, обернуться назад — перед взором откроется все величие площади, которая и сама служит как бы преддверием к храму.
Локотники делаются сквозными с грузными точёными подставками в виде баляс. Но развитие ренессансной архитектуры происходило неравномерно.
Бургундским герцогам удалось объединить нидерландские земли. Только во главе церкви вместо папы итальянца стал национальный монарх. Испанские наместники повелевали Новым Светом, направляя на родину поток золота и серебра. Эти принципы проявились со всей ясностью в первой римской работе Браманте — маленьком храме, так называемом Темпьетто, построенном в 1502 г. во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио.
Благодаря его творчеству основой новой архитектуры снова стали пропорции, ему принадлежит возрождение использования «золотого сечения» в архитектуре, которое позволяло добиться гармонии в архитектурных конструкциях. В страстную пятницу эти святыни показываются народу для поклонения. Вместо дуба основным материалом мебели становится ореховое дерево. Батажкова // Очерки истории архитектурных стилей : учебное пособие.
Такой блок распиливался затем на поперечные, одинаковой толщины пластинки, которыми обклеивали поверхность мебельного объекта.
Иногда передняя стенка кабинета откидывалась и превращалась в столешницу. Мастерским сочетанием кирпича и белого камня (традиционный нидерландский прием, получивший широкое распространение в гражданской и усадебной архитектуре Голландии и Англии XVI—XVII вв. ) вводились горизонтальные членения, логичные и живописные. Напряжение реконкисты осталось позади. Стоящая рядом библиотека является полной противоположностью монетного двора.
Сооруженное в 1448—1463 гг. Например, отдельные фрагменты античности встречаются в строения периода Каролингского Ренессанса есть они и в так называемый «оттоновский период» в конце 10 в. (это было время культурного подъёма в Германии при императорах Оттонах Саксонской династии). Возвращаясь к архитектуре Италии этого периода, надо отметить, что в последнее 25-летие XVI в. поздний ренессанс в основном развивается на территории Венецианской республики.
Тем не менее к XVI в. во многих местностях Италии появились здания в стиле Высокого Возрождения, вдохновленного классическими примерами. В первой половине XVI в. торгово-промышленные Нидерланды строили еще в основном общественные здания (гильдейские дома, муниципальные здания), куда и оказались перенесенными в первую очередь формы итальянского Ренессанса, воспринимавшиеся и здесь как средство неумеренного декоративного обогащения типа зданий, сложившегося еще в средние века. В эпоху Возрождения продолжилось возведение частных дворцов – палаццо. представляет собой наиболее сохранившийся замковый комплекс Раннего Ренессанса во Франции.
По-другому, как известно, этот период – Эпоха Возрождения. Легкая аркада на колоннах заменяется ордерной аркадой. Однако будущее страны уже было решено, когда непобедимая Армада католической Испании, олицетворявшей силы реакции и средневековья, оказалась разбитой у английских берегов (1588 г. ). В условиях начавшегося распада феодальных отношений и ожесточенного сопротивления центробежных сил средневековья абсолютизм явился необходимой предпосылкой возникновения национальных государств и дальнейшего развития национальной культуры. Со вступлением на папский престол Юлия II (1503) центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, папа привлёк к своему двору лучших художников Италии. Такое сочетание придает зданиям величественность и монументальность.
с его городской культурой, отмеченной господством цехового строя и тиранией «духа местности», по необходимости делали немецкий Ренессанс бюргерским. Термин «Возрождение» для обозначения соответсвующего периода вёл французский историк Жюлем Мишле, однако щвейцарский историк Якобу Буркхардту в своей книге «Культура итальянского Возрождения» (нем. Die Kultur der Renaissance in Italien) раскрыл определенее полнее, его интерпретация легла в основу современного понимания Итальянского Возрождения.
Выдающееся значение творчества Браманте в миланский период его жизни состоит в том, что он сумел сочетать новые передовые стремления итальянского зодчества с умелой переработкой архитектурных традиций Ломбардии, показав необычайную жизненность нового архитектурного стиля и неисчерпаемые возможности, таившиеся в «классической» палитре архитектурных художественно-выразительных средств. При гонениях на христиан во времена Нерона он был распят в Риме вниз головой. Фактически она отбросила основную часть архитектурных достижений (что, конечно, не касается технологии строительства) Средних веков.
Микеланджело также меняет традиционное представление об итальянских палаццо. Здание окружено колоннадой тосканского ордера. Другой распространенной формой мебели для сидения продолжают оставаться курульные кресла.
Это был прообраз современного секретера. Прямые ножки и проноги такого кресла покрыты резьбой. Но прошло несколько веков и непреходящие ценности древней Эллады вернулись в Европу. В этой классической стране феодальной раздробленности и ранних коммун процесс централизации в XV в. пришел к своему логическому завершению. В нижней части доски ножек скрепляются специальным бруском.
С упадком швабских и рейнских городов чахнут первые ростки немецкой национальной культуры. Абсолютизм укреплялся тем более, что с роспуском монастырей (1536—1539 гг. ) ликвидировалась «агентура» Рима и одновременно обогащалась казна. В более поздний период резьба становится более пышной и выполняется в высоком рельефе.
Именно в этой благоприятной атмосфере и развивалась архитектура «платереско», достигшая расцвета ко второй половине XVI в. Испания справедливо считала ее архитектурой своего национального «возрождения», определяя термином «греко-романо» чуждые ей архитектурные формы итальянского Ренессанса в постройках Карла и тех, кто хотел подражать его фламандскому двору. Проза Фруассара и Жуанвилля не знает современного ей эквивалента в других странах.
В Англии ренессанс проявляет себя только в декорировании зданий. Но архитектура Франции заслуженно гордилась блестящим прошлым и первые итальянцы не могли сколько-нибудь глубоко изменить ее национальное содержание, тем более что процесс становления новой архитектуры был уже в полном разгаре. Говоря об этой эпохе имеют в виду страны христианской культуры.
Прежде всего это касалось защиты города. Они разрабатываются как целые скульптурные гротескные композиции. Вот почему при всей классовой ограниченности эта архитектура фактически стала национальной, хотя экономические и политические условия не позволили стране объединиться. Вплоть до XX века понятие «маньеризм» имело негативную коннотацию («манерный», «вычурный»), но к настоящему времени термин используется только для описания соответствующего исторического периода и, в общем, нейтрален.
Палаццо дель Те (Палаццо Те) – загородная вилла маркиза Федерико II Гонзага в болотистой местности, окружающей Мантую. Вилла Мадама в Риме начатая Рафаэлем для кардинала Джулио Медичи (в последствии ставшего папой Климентом седьмым), позволяет оценить его вклад также и в эту область архитектуры. Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти— Базилике ди Сант Андреа в Мантуе. Он считается автором «гигантского ордера» – пилястра, который тянется от основания к антаблементу фасада. Другим примером этого стиля в архитектуре является Палаццо дель Те Джулио Романо в Мантуе, с его огромными лоджиями, рустированными стенами, парковыми гротами и обширными фресками.
Все эти процессы происходили постепенно, в течение длительного времени. Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них — элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившего вектор развития архитектуры Ренессанса дворцы Риккарди, построенные Микелоццо-Микелоцци, дворцы Строци Бенедетто да-Майяно и С. Кронака, дворцы Гонди (Джулиано да-Сан-Галло, дворцы Руччеллаи Леона Баттиста Альберти. По проекту Сансовино строят монетный двор, библиотеку и лоджетту.
Эта деталь широко использовалась в архитектуре домов и общественных зданий. Как и в период Тюдоров, строилось мало церковных зданий, но зато было возведено несколько «домов чудес» в стиле короля Якова. На протяжении 10 лет расписывалась самим Романо и его учениками. Землевладельцы захватывают, обносят изгородями и превращают в выпасы для овец не только общинные земли, но и наделы зависимых мелких держателей, которых в процессе этих «огораживаний» сгоняют с земли. Светской направленности мировоззрения французского общества не импонировала моральная проповедь кальвинизма французское мировоззрение в XVI в. складывалось вне воздействия богословского догматизма немцев или упрямой реакционности испанского католицизма.
На Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро в Монторио (1503) Браманте вдохновили ротонды римских храмов. Это могли быть большие виллы, расположенные в сельских поместьях или маленькие виллы, построенные среди виноградников и садов неподалеку от города. Явно политический характер английского протестантизма имел и экономические корни: англичане, по словам современника, «презирали папу, турка и дьявола, но может быть больше всего папу, который отдал азиатскую Индию португальцам, а Вест-Индию — Испании».
Наконец, в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело. Церковные фасады, как правило, размерены пилястрами, арками и антаблементом (балочное перекрытие пролёта или завершение стены), увенчаны фронтоном.
Капелла увенчана куполом с фонарем. На протяжении всей первой половины века, как правило, ордерная система итальянского Ренессанса, не говоря уже о связанных с ней органических элементах декора, не воспринималась в Нидерландах тектонически, оставаясь лишь модным декоративным приемом. Нижние планки выполняются в виде опор, а верхние – в виде локотников. В то время как произведения эпохи Возрождения, даже небольшие здания или просто проекты были аккуратно задокументированы с самого своего появления. Формы ее слагались независимо от каких-либо канонов.
Хотя первые шаги архитектуры «платереско» связаны с церковными сооружениями, своей наивысшей силы она достигает в светских, преимущественно дворцовых постройках. Однако в архитектуре ренессанс стал проявлять себя несколько позднее, чем в живописи или скульптуре. Ранний период. Благодаря учению Лютера бюргер обретал внутреннюю свободу ибо для своего «спасения» не нуждался больше в посредничестве церкви.
Большую популярность к концу XV в. приобретают изображения на лицевых и внутренних (наиболее часто) сторонах филёнок шкафов и кабинетов, а также на стенных деревянных панелях, перспективных видов архитектурных сооружений, многолюдных процессий, различных тематических картин, выполненных в технике интарсии. Все считается дозволенным и позорная торговля неграми возникает именно в это время. Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них – элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившего вектор развития архитектуры Ренессанса дворцы Риккарди, построенные Микелоццо-Микелоцци, дворцы Строци Бенедетто да-Майяно и С. Кронака, дворцы Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), дворцы Руччеллаи Леона Баттиста Альберти. Очень важным является и изменение характера пространства.
Членения фасада с помощью ордерных систем сделаны более выразительными. К началу XVI в. обширное строительство, развернувшееся в Брабанте (Антверпен, Брюссель и др. ) и на севере страны, развивалось в двух направлениях. Почти повсеместно теперь выдвигаются на первый план города. В изготовлении столов повторяются приемы и мотивы украшений, которые пришли из Италии. В архитектуре проводился эксперимент с формами, разработкой и комбинированием античных образов, появляется усложнение деталей изгиб, преломление и прерыв архитектурных линий, затейливая орнаментация, большая плотность колонн, полуколонн и пилястр в пространстве.
Деятельно Антонио да Сагалло младшего (1485-1546г), племянника Джулиана, связано в большей мере со строительством укреплений. Передние опоры заменяются брусками или хорошо профилированными точеными столбиками, но остается опускающаяся донизу дощатая задняя стенка. Здесь рано возникают капиталистические отношения.
С другой стороны, суеверие народа приписывало покровительству церкви успехи реконкисты. Новый стиль сильнее проникает в нехрамовую архитектуру: дворцы правителей, городских властей и знати, ранее подобные крепостям, не во всём отойдя от средневекового облика изменяются, очевидно желание архитекторов соблюсти симметричность и гармонию пропорций. Это базилика и церковь или часовня с центричной планировкой.
Ко второй половине XVI в. углубляется разрыв между протестантскими странами, олицетворяющими буржуазный национализм и католической церковью, связавшей свою дальнейшую судьбу с судьбами империи Карла V. В условиях быстро приближающегося столкновения этих сил драматическим отречением в пользу сына (1556 г. ) кончается правление Карла V. Империя Габсбургов раздваивается по национальному признаку и в Испании вместо гибкого и умного дельца на престоле оказывается зловещая и скучная фигура Филиппа II, уже национально-испанского монарха, откровенно клерикальная политика которого была прямой противоположностью сложной игре никогда не любившего Испанию Карла V, главы «всемирной империи», место которой теперь занимает испанский абсолютизм и Испания снова чувствует себя оплотом католической церкви. Классические нормы изучались и воссоздавались для того, чтобы служить современным целям.
Для Раннего Возрождения характерны два типа церквей. Кроме того, отказ от готической системы мог быть лишь относительным и постепенным.
Ремесленное применение итальянских «антиков» к средневековым архитектурным типам муниципальных и гильдейских зданий, к тому же выполненных преимущественно в кирпиче, создает своеобразные композиции по духу своему впрочем все еще средневековые. Конструкция купола собора Св.
Там же, где ведущими типами оказывались все еще средневековые ратуши и гильдейские дома (Нидерланды, Германия), она лишь продолжала градостроительную инерцию предшествующей эпохи. изд. Эпоха Возрождения (Ренессанс) в Италии охватывает XV – XVI века. Донато де Анжело Браманте (Bramante, 1444-1514 гг. ) – один из наиболее известных мастеров итальянской архитектуры высокого Возрождения. Отделанные росписями интерьеры широкими арочными проемами открывались на анфиладу «висячих садов», под которыми таяться гроты и водоемы.
Мебель украшается также инкрустацией из камня и пластинками цветного мрамора. Царствования Карла VIII, Людовика XII и Франциска I в конце XV и в первой половине XVI в., управлявших страной единолично, при помощи этой армии послушных чиновников укрепили французский абсолютизм с его честолюбивой внешней политикой, регулярной военной силой и развитой налоговой системой. Так, перестраивая дворец герцогов Фарнезе по заказу нового папы Павла III (Фарнезе), Микеланджело полностью меняет главный фасад здания.
Важнейшее значение для становления английской нации имела реформация.
Кроме этого в проектах предусматривалось наличие нескольких рыночных площадей. В Италии практически отсутствовал важный элемент средневековой культуры — кельтские переживания. VI. 6). Характер материала (кирпич), типология, коллективность ремесленного исполнения, не говоря уже о разнице в классовой обусловленности и об отсутствии античных воспоминаний, мало способствовали восприятию архитектуры, созданной в абсолютно иных исторических условиях, в качестве целостной тектонической системы имеющей собственные закономерности.
Этой коллегиальностью она оборонялась. Благодаря искусству итальянских зодчих архитектура Ренессанса завоевала всю Европу. Популярны глухие своды и купола, оставляющие много места для росписей. На Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро в Монторио (1503) Браманте вдохновили ротонды римских храмов. VI. 8). Помимо собора Св. Дворцовое строительство развивалось под сильным влиянием таких ранних построек, как дворец могущественных Медичи во Флоренции.
Строительство собора прерывалось и к 1360 г. его план существенно изменился. Созданная нидерландскими мастерами «красная» архитектура справедливо гордится не одним выдающимся памятником. Бесчисленные лампады освещают спуск в подземелье. VI. 5).
Однако храм построен не был, сохранились лишь эскизы и чертежи. 11). Нередко элементы набора левой и правой стороны того или иного предмета мебели находились в позитивно-негативном отношении друг к другу. В XVI в. центром итальянский архитектуры становится Рим.
В итоге Брунеллески удалось создать конструкцию купола, которая имела пролет, всего на 1 м уступающий Пантеону, однако этот купол был новым словом в инженерной мысли.
В каждой стране Европы были собственные черты и особенности строительства. Из античной архитектуры ренессанс перенимает ордерную систему.
Метопы украшены эмблемами папского достоинства. Собор Святого Петра. Все более важным материалом становятся строительные растворы. Эстетика Возрождения обратила взор человека к природе. VI. 4).
Огромный купол этого храма виден отовсюду, но исчезает по мере приближения к нему. Стихийные восстания, законы против огораживаний, «кровавое законодательство. Все размеры ордеров определяются с помощью модуля. Представителем этого периода был Донато Браманте (1444—1514), строго следовавший в возведении зданий классическим принципам. Изобретение станка для выработки тонких листов фанеры по своей значимости для развития мебельного производства имело такое же важное значение, как повторное изобретение пилы (начало XIV в. ) для получения уже не рубленных топором, а пиленых досок. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре имел двухскорлупную конструкцию.
Конфискованные земли были распроданы мелкопоместным овцеводам. Пластическая выразительность облика здания и его интерьеров ещё больше усилены благодаря наличию круглой скульптуры, свободно размещенной в пространстве и рельефов Жана Гужона. Глубокая резьба иногда покрывается позолотой и местами имеет прописанный цветной фон. Капелла носит название Темпьетто Сан-Пьетро ин Монторио.
С кристаллизацией дворянской монархии совпал быстрый рост благосостояния страны. Во многом они были сходны с более ранними домами. От эпохи Античности ренессанс перенял логичную ордерную систему.
Двор заговорил на одном языке с фермерами и простолюдинами: именно в это время благодаря массовым передвижениям людей складывается выразительная народная речь, унифицируется материальная и духовная культура. Этот удивительный эффект достигнут благодаря хитроумному расчету архитекторов. Искусство, 1983. Но через семь лет Браманте умер и начатый им труд продолжил великий Рафаэль. В эпоху Возрождения шедевры архитектуры, живописи, скульптуры стали именными.
Фасад дворца украшается яркими декоративными элементами геральдического характера (лилиями фамильного герба Фарнезе). Поздний ренессанс в основном проявил себя в городах Северной Италии, таких как Венеция, Виченца, в загородных имениях венецианской аристократии.
Фронтоны делают разрывными, а между боковыми их частями ставят бюст, статуэтку, вазу или небольшую триумфальную арку. VI.
Помимо ковров (украшавших лишь самые богатые интерьеры), расписных или кожаных занавесей, а также шерстяных или хлопковых покрывал в большей части комнат практически не было постоянных предметов обстановки. Соч. изд. Издававшаяся в то время Хэклюйтом коллекция описаний английских путешествий, этот «прозаический эпос английского народа», знакомила всех с новыми героями дня, чья жизнелюбивая и предприимчивая энергия не только разбивала в прах аскетические идеалы прошлого, но и расширяла безмерно границы реального мира с его красочным многообразием и богатством.
Два главных архитектора того времени строили церкви обоих типов. По сравнению с былой отсталостью это возрождение кажется еще более ослепительным. У человека, стоящего у подножия царской лестницы, создается впечатление, будто она уходит прямо в небеса.
Те, кто занимается изучением человеческого, получают в конце XV в. название гуманистов. Гуманисты ренессанса боролись с церковь и с аскетизмом средневековья. При этом ренессанс старается преодолеть массивность и простое нагромождение объемов и для облегчения конструкции в системе сводов применяются различные дополнительные элементы, которые оставляются открытыми и иногда трактуются как детали художественного решения (например, затяжки).
Для строительства этого храма Браманте выбрал мужественный дорический ордер. Главное содержание перемен – изменение мировоззрения. Это был юридический акт, оставивший старый ритуал и иерархию почти без изменений. Например, подобным палаццо можно считать дворец Строцци (1489–1504), построенный по проекту архитектора Джулиано да Сангалло (рис. Образцы, близкие к своим идеалам, они видели в античности. Произошло это в 1506 году, а всего храм строился 100 лет. Ларцы обычно богато декорировались.
На Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро в Монторио (1503) Браманте вдохновили ротонды римских храмов. Прямоугольная доска сиденья, вытянутого по ширине, украшалась резным подзором. войсками императора Карла V Микеланджело предложили перестроить площадь Капитолия. В это время стираются границы между светским и церковным искусством, т. к. VI. 2-е, т. II, стр. Кирпичная архитектура северной Германии и Балтики в XIV—XV вв.
Отсюда в отличие от Испании полная свобода развития французской архитектуры XVI в. от каких-либо вероисповедных влияний. Например, город-замок Дуино (ныне во владении князей Турн унд Таксис) вблизи от города Триеста, город-крепость Пальма-Нуово около Венеции (рис. Это строения со сводами и стенами из кирпича (крестовые, коробовые, парусные, сомкнутые, купольные и сферические) с частичным использованием деревянных элементов в балочных конструкциях перекрытий этажей, в стропилах наклонных крыш.
Просыпающееся национальное самосознание закалялось в долгой и трудной борьбе, а национальное чувство дворянства, возглавляющего эту борьбу, сочеталось с напряженной, часто фанатической религиозностью. Обелиск производит впечатление легкого солнечного луча. Этот храм, построенный Браманте. Новая архитектура временами включала в себя элементы прежнего стиля и местные строительные особенности, соединяя старое и новое идеями преемственности и гражданской гордости.
Так, например, Якобо Сансовино (1486–1570) поручили перестройку и достройку здания старых Прокураций. Столовые были, в общем, не известны. Сундук начал утрачивать характер простого ящика.
Резкая сословная дифференциация отмечает в начале XVI в. общественный строй Франции. Архитекторы эпохи Возрождения заимствовали характерные черты римской классической архитектуры. Круглый зал находится в центре виллы и имеет верхний световой фонарь под куполом.
Следует отметить, что уже к концу XVI в. вся мебель для сидения конструируется с учетом удобства сидящего человека. Если в Италии банкиров и кондотьеров таким типом оказалось палаццо, в дворянской Франции Франциска I и его преемников — увеселительный дворец-замок, если для Нидерландов доминирующим типом явилась ратуша или гильдейский дом, а для Испании — тип городской дворянской резиденции, выраженный как особенностями композиции, так и национальными формами стиля «платереско», то для Англии Тюдоров таким национальным типом стал усадебный дом «среднего» сословия, т. е. мелкопоместного дворянства, тесно слившегося с наиболее прогрессивным классом своего времени — ранней буржуазией. План базилики происходил от римских залов собраний.
Прежде всего надо отметить город-крепость Ла-Валетту – столицу мальтийских рыцарей. Нигде средневековое ожидание загробного блаженства не сочеталось с таким убожеством действительности, как в нищей Англии Плантагенетов.
может служить примером здания-ротонды с центричным планом. Создается новая, буржуазная культура избравшая своей моделью античную культуру ее идеалы получают новую жизнь, что и дало название этому мощному социальному движению — Ренессанс, т. е. Возрождение. В Италии на базе античного наследия начинается невиданный до тех пор расцвет искусства.
Формальный язык античного искусства был поставлен на службу идеалам новой эпохи. Тем самым архитектор подчеркивает единство образа и гармонию. В то же время, довольно много строили высокопоставленные придворные Елизаветы I. Историк архитектуры сэр Джон Саммерсон назвал такие здания «домами чудес».
Внезапно рушились стены привычного мира и раскрывшиеся необъятные пространства и красочные цивилизации далекого Востока и Нового Света решительно опровергли каноническое представление о безысходной замкнутости земной «юдоли печали и слез». Такие места для сидения получили название касса-панка (cassa-panca). Прежде этот обелиск стоял в цирке Нерона, но в XVI веке римский папа перенес его на эту площадь и водрузил на его вершине крест с частицей Древа Животворящего Креста Господня.
В таком взгляде на значение итальянских войн есть большая доля преувеличения. в городах Северной Италии начался важный этап развития торговых и общественных отношений. В декоре применяются орнаменты гротеска.
Богатство местного городского патрициата развило у него вкус к той пышности, которая отличала позднесредневековую культуру предшествующего, бургундского периода.
Народ стоял на пороге столетия, обещавшего стране всемирно-историческую роль. «В то время как в Англии и Франции подъем торговли и промышленности привел к объединению интересов в пределах всей страны и тем самым к политической централизации, в Германии этот процесс привел лишь к группировке интересов по провинциям вокруг чисто местных центров и вот таким образом к политической раздробленности. » (Маркс и Энгельс. гротески, т. е.
Сохранился принадлежавший Джонсу экземпляр трактата Палладио «Четыре книги об архитектуре» с его пометками. От этого незначительного изменения размера и возникает ощущение устремленности ввысь. Воззрения бюргера были антагонистичны искусству.
Еще один новый тип фасада создан Рафаэлем в палаццо Пандольфини во Флоренции, едва ли не лучшим и наиболее точно воспроизведенном архитектурном замысле мастера (построен после его смерти Франческа Сангалло). Архитектура эпохи Возрождения / И. А. Во второй половине XVI в. мебельное производство достигает больших высот в Генуе. Так, например, возникла «Утопия» гениального Томаса Мора, но и она была написана на непонятной массам латыни и взывала скорее к совести правителей, чем к негодованию масс. Обычно в таких дворцах наиболее чётко выделялся вестибюль (для приёма посетителей), библиотека (что не удивительно в век начала книгопечатания и широкого распространения книг), кабинет-студиоло и галереи. Желание зодчих, работавших в 15-16 веке, направить строительство на путь следования древним формам и приемам выразилось в воспроизведение декоративных элементов и ордерных средств.
Принципы строительства изменились и даже на этапе планирования зданий работа велась иначе. Да и как можно вообще говорить об этих системах в Италии, если не условно. Бедственное положение масс усугублялось систематической порчей монеты и так называемой «революцией цен», которые безудержно росли, в то время как заработок оставался неизменным. Ярким примером фландрского ренессанса является ратуша города Антверпена (XVI в. ) (рис. В это время были широко распространены стулья и кресла нескольких типов. Во Франции к архитектуре высокого Возрождения можно отнести: созданный П. Леско западный фасад Луврского дворца в Париже, королевский замок в Фонтенбло, замок Ане и Тюильри, возведённые Филибер Делорм Экуэнский замок, дворец в Блуа в Испании — дворец Эскориал X. де Толедо и X. де Эррера, в Германии — часть Гейдельбергского замка, Альтенбургская ратуша, сени Кёльнской ратуши, Фюрстенгоф в Вильмаре и другие.
Например, существовали стулья с четырьмя прямыми ножками квадратного сечения. Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти – Базилике ди Сант Андреа в Мантуе.
Поиски путей на восток «открыли» английским купцам «Московию», Среднюю Азию, Левант, богатый пушниной север Америки. разновременно и своими собственными путями. В конце XV в., с приходом к власти Тюдоров, этот процесс ускоряется.
Контрастные противопоставления родственных по формам, но различных по пропорциям церкви и крохотной, однако пластически выразительной, крупномасштабной по своим деталям часовне наглядно подчеркивает особенности каждого из этих сооружений. Когда угасла торговля, экономика страны пришла в упадок. Значение этого периода было огромно.
предположительно архитектором Филиппо Календарио. Это главное здание Венеции было прежде всего резиденцией дожей (выборного главы Венецианской республики). VI. 3) и купола собора Санта-Мария дель Фьоре.
142). Впервые после античности ремесленную эмпирику вытесняла «ученая» архитектура, стремившаяся построить свои конструктивно-художественные принципы на прочном научно-теоретическом основании. В самом конце храма Дух Святой, в виде голубя, как бы из глубины неба осеняет молящихся. Во Флоренции в 1420 г. архитектор Филиппо Брунеллески начал возводить купол собора Санта Мария дель Фиоре, в 1421 г. он перестраивает Сан-Лоренцо и работает над возведением капеллы – Старой Сакристии.
Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них— элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившим вектор развития архитектуры Ренессанса палаццо Медичи-Риккарди, построенный Микелоццо ди Бартоломео, палаццо Строцци Бенедетто да-Майяно и Кронака, палаццо Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), палаццо Ручеллаи Леона Баттиста Альберти. С ним ассоциировались величие и национальное могущество Испании и над его гробом испанская аристократия, по словам известного бельгийского историка А. Пиренна, «оплакивала собственные мечты, которые он уносил в вечность». Общая концепция проектов, так и осталась прежней.
Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить прекрасную ротонду в его «Обручении Марии». Сельское дворянство быстро набирало силы. курульные кресла. Правители и заказчики хорошо понимали значимость архитектуры и планирования городов для построения идеального общества. Библиотека строилась с определенной целью стать хранилищем собрания древних манускриптов и печатных книг частной библиотеки кардинала Виссарионе, который завещал свое собрание государству.
Убедившись в выгоде городского хозяйства, абсолютизм становится на путь искусственного градостроительства, нередко планируя свои «новые города» в полном пренебрежении к реальным условиям их хозяйственной жизни. Битва при Босворте (1485 г. ) положила конец войне Роз и открыла новую эру в истории страны. К этому времени давно уже ликвидированы вольности средневековых коммун. Возникшее на этой почве всеобщее для Европы «возрождение» XV—XVI вв.
рост клерикального влияния.