Модерн в архитектуре Виктор Орта (Victor Horta, 6 января 1861 — 9 сентября 1947) — бельгийский архитектор, один из основателей стиля модерн (Art Nouveau) в архитектуре. Виктор Орта (фр. Victor Horta, 6 января 1861— 8 сентября 1947)— бельгийский архитектор, один из основателей стиля модерн (Art Nouveau) в архитектуре. Виктор Орта был архитектором-универсалом и удивительным новатором в самых разных областях архитектуры, дизайна и строительной техники.
Вних ощущается жизненная сила растения, хотя илишенного цветов илистьев. Просто они мне очень нравятся. Замок имеет все классические черты модерна: ассиметричную форму, необычную расстановку окон (по диагонали), балконов, порталов, неровную поверхность каменной кладки в сочетании с кирпичом и яркими витражами в окнах. Фасад особняка Отель-Тассель виртуозно вписан в окружающую застройку. Гармоничное восприятие интерьера подчеркивали подобные листьям капители линии, продолженные на гладкой поверхности стен и свода, в орнаменте лестничной решетки, а также на мозаике пола, в виде динамических криволинейных узоров.
Вначале ХХ века Виктор Орта построил несколько торговых зданий. Но – и отметим это – в нем ни малейшего подражания какому либо историческому стилю. На вопрос, каким путем он пришел к строительству такого новаторского сооружения, как дом на улице де Турин, Орта летом 1938 года ответил, что в годы его молодости начинающий архитектор имел перед собой три пути: стать специалистом по «стилям» ренессанса, классики или готики. Я уже немного рассказывала об этом стиле в — Париж в деталях и междометиях (любителям модерна)Париж в деталях и междометиях (любителям модерна). Ч. 1. В период формирования стиля ар нуво появился новый тип здания – универсальный магазин, который требовал применения больших остекленных поверхностей.
Дом Тасселя (1893 год) считается первой в мире постройкой в стиле модерн, вызвавшей массу подражаний. Здание полностью отвечало запросам владельца идаже превосходило их. Орта относился с огромным уважением к своему учителю на протяжении всей своей жизни. Орта избежал традиционного приема, расположив этаж в различных уровнях. Внутри изысканный декор соединился с нетрадиционно свободной планировкой. Как всякий пик, ар нуво был и тупиком.
" Таким архитектор видел Балата, которого считал своим учителем. В 1888 году вступил в известную масонскую ложу Великого востока Бельгии «Друзья филантропии». Особняк Тасселя это воплощение богатой фантазии ихудожественного вкуса его создателя. ч. 2Альфонс Муха – ПарижуПрага в стиле модерн. Пол украшает мозаика, выложенная в виде абстрактных узоров.
В типичном брюссельском доме весь нижний этаж просматривается непосредственно от входа. Учился в Королевской Академии изящных искусств в Брюсселе, его профессором и наставником стал известный бельгийский архитектор Альфонс Балат (Alphonse Balat), архитектор короля Леопольда II, создавший впоследствии знаменитые Королевские оранжереи в Лакене (Laeken). Фасад дома не менее оригинален, чем дизайн интерьера. Дом очень прост и логичен.
Особняк Тасселя – настоящий «дом-портрет», который полностью соответствует своему владельцу. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Опираясь на общие принципы физики – теплый воздух поднимается, влага конденсируется на холодных карнизах, движение воздуха требует входного и выходного отверстий, – он создал новаторскую и естественную систему акклиматизации, вентиляции и отопления. На колоннах, как на стволах деревьев, «растут» металлические сплетения, напоминающие ветви и листья.
Соединение этих противоположных течений можно наблюдать в решении главного фасада Народного дома, который имеет органический свободный план, а в вертикальной плоскости являет собой типичный пример рационализма конца XIX века. Поздние произведения Орта – преимущественно крупные общественные сооружения: универмаг «Grand Bazar Ansprach» во Франкфурте-на-Майне (1903, не сохранился), Дворец искусств (1922-1928 годы) и Центральный вокзал (в русле ар деко проект, 1910-1936 годы, строительство с 1937 году в 1946-1952 годах шло под руководством архитектора М. Брюнфо) в Брюсселе, Музей изящных искусств в Турне (1928) и другие. Первое же самостоятельное произведение Орта, отель (т. е.
1878 Уехал в Париж, где поступил в студию дизайнера Jules Debuysson. Декоративные элементы – главные отличия стиля архитектора. Для стиля Орты характерна подчеркнутая новизна и даже сенсационность.
Онстал поворотным этапом вразвитии архитектуры жилища. Посетители сразу попадают в обширную столовую с широкими проемами и обнаженным чугунным каркасом. Архитектура фасада дома на улице де Турин так же оригинальна, как и дизайн интерьера. Зданиям и их конструкциям он придавал необычные формы, близкие к растительной и природной тематике.
art nouveau, букв. Орта сохранил этот приём, но использовал его абсолютно иначе. В типичном брюссельском доме весь нижний этаж просматривался непосредственно от входа. В1861 году Моррис основал вЛондоне фирму «Моррис иК», занимающуюся изготовлением ипродажей мебели идругих деталей интерьера, выполненных вновом художественном стиле.
Таким приемом архитектор придал гибкость планировке первого этажа особняка. «Балат – классик и новатор, лучший бельгийский архитектор XIX века», – говорил Орта. Председатель международные жюри конкурса (1925-1927 годы) на проект здания штаб-квартиры Лиги Наций в Женеве.
Среди них можно выделить универмаг Innovassion, построенный в Брюсселе в 1901 году. особняк) Тассель (1892–1893) в Брюсселе, явилось шедевром «ар нуво» или модерна из живописного сплава неоготики и неорококо здесь народилась новаторская структура, с эффектно акцентированными металлическими деталями и конструкциями, образующими растительные узоры и динамичные гнутые линии, получившие авторское название «удар бича». Но наиболее интересными с точки зрения новаторского подхода считаются здания универсальных магазинов такие, как брюссельский «Инновассион», выстроенный Орта в 1901-м. Вособняке Тасселя, Виктор Орта впервые применил линию, названную «удар бича», которая стала образным выражением напряжённого духа времени того периода, аеё изящество— образцом графического искусства истилизации вокнах ивитражах зданий стилямодерн.
Находясь на вершине славы, Орта строит дом Отрик (en) в Схарбеке и вошедшие в список ЮНЕСКО брюссельские дома ван Этвельде, Сольвей и свой собственный (ныне Музей Орта). Орта сохранил этот приём, ноиспользовал его абсолютно иначе. Архитектор отказался от обычного проветривания. Изгибающиеся линии проходят вдоль гладкой поверхности стен и свода. Его фасад, внутреннее пространство интерьер очень отличаются от прежних работ Орты.
Начиная с1891 года они стали экспонировать также предметы прикладного искусства: ковры, керамику иллюстрированные книги (например, работы Уолтера Крейна) идаже мебель. В том же духе были возведены особняки Отрик, Фризон (оба –1893), Сольве (1895–1900), ван Этвельде (1897–1899), Обек (1900), Макс Алле (1903), собственный дом Орта (1898) и магазин «Инновасьон» (1901). Он занимается не только архитектурой, но также создает интерьеры к своим зданиям и проектирует мебель в стиле модерн.
Используя стальной каркас, Орта строит Народный дом (1897, снесён в 1950-х), постепенно отходя от модных, вычурных кривых раннего модерна к более рациональному, сдержанному стилю. В качестве материалов использован камень разных видов, кованая сталь, стекло, дерево. Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. "Балат – классик и новатор, лучший бельгийский архитектор XIX века", – говорил Орта. В этой связи, не случайно, что именно бельгийцу удалось создать сооружение, положившее начало линии ар-нуво в архитектуре модерна особняк Тасселя на улице де Турин в Брюсселе.
«современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Голландии, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии. Объемный фасад прекрасно вписан в окружающие дома, но не теряется на их фоне. Используя стальной каркас, Орта строит Народный Дом (1897, снесён в 1950-е), постепенно отходя от модных, вычурных кривых раннего модернак более рациональному, сдержанному стилю. Для стиля Орты характерна подчеркнутая новизна и даже сенсационность. Орта избежал традиционного приема, расположив этаж в различных уровнях.
Созданная здесь в1883 году «Группа двадцати» («XX»), преобразованная через десять лет вобъединение «Свободная эстетика», привлекала кучастию всвоих ежегодных выставках самых оригинальных инепохожих друг надруга художников (наодной изних Ван Гог устроил единственную всвоей жизни распродажу собственных работ). Его линии и изогнутые поверхности обладают редким очарованием. На колоннах, как на стволах деревьев, «растут» металлические прихотливо сплетающиеся ветки и листья. «новое искусство») — художественное направление в искусстве, больше популярное во второй половине XIX — начале XX века.
Его первой самостоятельной постройкой стал «Храм человеческих страстей» (проект, 1890 1891-1897 годы, перестроен Ортой в 1909-1910 годах) в брюссельском Парке 50-летия – павильон в классицистических формах для постоянного экспонирования одноименного рельефа Ж. Ламбо. После этого узодчего появилось множество заказов. Вместо того, чтобы запираться вбашне изслоновой кости иублажать элиту. литров воздуха в день. «Яспрашивал себя, — говорил мастер, — почему архитекторы немогут быть стольже независимыми, как художники. » Металл для Орта— живой, органичный материал, способный превращаться товтравы ицветы, товструи воды, товклубы табачного дыма. «беспорядочный»), как называли его современники Гимара. Его последователями были Х. ван де Велде, П. Анкар и Э. Гимар.
Декор фасада, как правило, сочетается с внутренним убранством, в котором каждая деталь продумана и связана в единый орнамент, где царствует стилизованный растительный рисунок, пластичные гибкие формы, в основе которых все тот же «удар бича». Общепризнанным пионером модерна стал Виктор Орта – бельгийский архитектор, с чьей «легкой руки» в строительстве стали применять стекло и металл – новые на тот момент материалы. Это дело целиком его захватило. Дом, возведенный по проекту Виктора Орта, полностью соответствовал вкусам владельца.
В1892 Орта спроектировал действительно выдающийся дом, ставший знаменитым, — дом Тасселя вБрюсселе— первый пример использования железа вжилом доме. Верным принципу «декоративной откровенности», Моррис отказался штукатурить построенный для него вКенте «Красный дом», чтобы сохранить естественную красоту кирпичной кладки. Орта избежал подобного приема, расположив этаж в различных уровнях. В 1893-м по проекту Орта строится первое в мире здание в стиле модерн – Дом Тасселя. Находясь на вершине славы, Орта строит дом Отрик (en) в Схарбеке и вошедшие в список ЮНЕСКО брюссельские дома ван Этвельде, Сольвей и свой собственный (ныне Музей Орта). Раннее творчество Орта оказало влияние на российских архитекторов рубежа XIX-XX веков, в частности на Л. Н.
Виктор Орта показал себя также мастером интерьера. Гостиная поднята напол-этажа посравнению свестибюлем иогорожена тонкими металлическими колоннами. Орта считал такие ограничения нелогичными: «Я спрашивал себя, почему архитекторы не могут быть столь же независимыми, как художники. » Таким архитектор видел Балата, которого считал своим учителем. Своей формой, она напоминала как простые растения, так и своеобразные абстрактные рисунки.
Акцент сделан на изогнутых согласно растительным мотивам металлических элементах декора, которые применены в отделке колонн, ограждениях лестниц и балконов, декоративных светильников. Используя стальной каркас, Орта строит Народный дом (1897, снесён в 1950-х), постепенно отходя от модных, вычурных кривых раннего модерна к более рациональному, сдержанному стилю. Капитель колонны имела форму вазы, с отходящими от нее чугунными листьями.
Онотличался новизной— вего внешнем виде отсутствовали черты прежних исторических стилей. Что позднее стало называться дизайном. Эта постройка стала первой в серии брюссельских особняков, где воплотились эстетические принципы нового стиля: отели Виссингер (1894-1897 годы), Сольвей (1895-1898 годы ныне музей), ван Этвелде (1895-1897 годы западное крыло, 1889-1900 годы восточное крыло, 1900-1901 годы), собственный дом- студия (1898-1901 годы, ныне Музей Орта) и многие другие.
В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de siecle» (букв. Его линии и изогнутые поверхности обладают редким очарованием». «врастении мне больше всего нравится стебель», — говорил Орта. Первой самостоятельной работой Виктора Орта стали три дома вродном городе Гента. Один год он учился в Гентской консерватории, но затем, начал изучать архитектуру в Гентской Академии художеств.
«Яспрашивал себя, —говорил мастер, —почему архитекторы немогут быть стольже независимыми, как художники. » Металл для Орта— живой испособный превращаться врастения, травы ицветы, вструи воды, вживую мелодию природы. Для оформления интерьеров они пригласил друзей— художника, архитектора искульптора. «Я хочу уже в фасаде выразить план и конструкцию здания так, как это делалось в готике и, подобно готике, выявить материал, а природу отобразить в стилизованном декоре», говорил Орта. Дом был построен для купца Исакова в начале 20-го века и он отличается большим размахом, но удивительной ажурностью и легкостью. Это был единый стальной скелет, заполненный большими стеклянными плоскостями. Это чарующее сооружение.
Английский художник Уильям Моррис (1834-1896) объявил настоящий крестовый поход против «тирании уродства». Нужно разрушить преграду, отделяющую художника отремесленника, отказаться оттрадиционного деления искусств на«высокие» (живопись, скульптура, архитектура) и«низкие» (создание мебели, керамики, вышивка иткачество). Впоследствии такой прием назовут свободным планом.
Его фасад имеет протяженность всего семь метров. Потом появился ряд домов вБрюсселе, атакже особняк Тасселя. Этот дом идеально обеспечивает среду обитания тому человеку, для которого он построен. Моррис стал основателем движения «Искусств иремесел».
В 1893 году Орта строит Дом Тасселя, который считается первой в мире постройкой в стиле модерн. Соединение этих противоположных течений можно наблюдать в решении главного фасада Народного дома, который имеет «органический» свободный план, а в вертикальной плоскости являет собой типичный пример рационализма конца XIX века. Таким образом, гостиная расположена на пол этажа выше, чем холл, который ведет в нее. 1873 Поступил в школу архитектуры в Академии изящных искусств в Генте.
В80-е годы прошлого столетия Брюссель был ведущим центром художественного авангарда. В 1888 году вступил в известную масонскую ложу Великого востока Бельгии «Друзья филантропии». Орта возвёл революционный в архит.
Художники, поего мнению, должны служить народу, принимая непосредственное участие всоздании предметов повседневного обихода. Вот таким образом мой рассказ о них. В своих проектах Виктор Орта использовал новые по тем временам материалы, такие как металлические конструкции и стекло. Таким образом, гостиная расположена на пол-этажа выше, чем холл, который ведет в нее.
Теперь этот путь пройден до конца, шедевры созданы, стиль исчерпал себя. Преподавал в Свободном университете Брюсселя (1892-1911 годы профессор факультета прикладных наук), Королевской АХ в Брюсселе (с 1912 года в 1913-1916 годах директор с 1925 года директор секции изобразительных искусств), Высшем институте изобразительных искусств в Антверпене (при Королевской АХ с 1919 года). Отправляясь с туром в Бельгию, не следует пренебрегать возможностью ознакомиться ближес творчеством автора одного из самых изящных архитектурных стилей конца XIX века. Виктор Орта, один из основоположников стиля ар нуво, родился в Генте 6 января 1861 года. Он не только создал новый архитектурный декор, но и активно использовал те формы, которые уже широко бытовали, но пользовались статусом «новых», «современных».
Он скромен, если так можно сказать. Этот дом идеально обеспечивает «среду обитания» тому человеку, для которого он построен. Таким образом, гостиная расположена на пол-этажа выше, чем холл, который ведет в нее. Моде рн (от фр.
Не менее оригинален особняк Эль Каприччо, а диковинный Парк Гуэль – целая череда уникальных строений, будто выросших из земли извивающаяся, как змея, «бесконечная скамья», колонны, как деревья. Все эти извивы заканчиваются особым изгибом— «ударом бича». Виктор Орта радикально изменил пространство внутри здания, открыл его. В том же году он построил в Брюсселе Народный дом.
С 1897 года Орта преподавал в Брюссельской Академии изящных искусств. Онзаменил перегородки хорошо выполненными металлическими конструкциями. Вот таким образом в творчестве Орты возникло сочетание эстетики символизма иррационалистического «органического» начала и рационалистических тенденций. Находясь на вершине славы, Орта строит дом Отрик (en) в Схарбеке и вошедшие в список ЮНЕСКО брюссельские дома ван Этвельде, Сольвей и свой собственный (ныне Музей Орта).
Комнаты особняка были просто залиты светом. Наколоннах, как настволах деревьев, «растут» металлические сплетения, напоминающие ветви илистья. В 1888 году вступил в известную масонскую ложу Великого востока Бельгии «Друзья филантропии».
В интерьере изгиб фасада выходит в обширное пространство столовой-ресторана. С 1927 года он руководил Брюссельской Академией изящных искусств. Ряд построек Орта (отели Тассель, Сольвей, ван Этвелде и собственный дом-студия в Брюсселе) включены в список Всемирного наследия. Отцом-основателем модерна в архитектуре считается бельгийский архитектор Виктор Орта. «Балат – классик и новатор, лучший бельгийский архитектор XIX века», – говорил Орта.
Чудесный мир металла, стекла исвета превратил творение Орта вуникальное жилище, удобное иодновременно далёкое отреальности. Наколоннах, как настволах деревьев, «растут» металлические прихотливо сплетающиеся ветки илистья.
Используя стальной каркас, Орта строит Народный Дом (1897, снесён в 1950-е), постепенно отходя от модных, вычурных кривых раннего модерна к более рациональному, сдержанному стилю. Орта сделал блестящую карьеру. Внутри дом разделен на два параллельных «корпуса». В 1885 Орта начал собственную практику с постройки трёх частных домов, но затем предпочёл работать над общественными зданиями. Сегодня Орта – признанный всеми родоначальник модерна. Идеи Морриса развил Уолтер Крейн (1845-1915) — «философ детской», как его вшутку называли.
Онначинается отопорных столбов ипродолжается наполу, стенах, потолке, подчеркивая размеры интерьера. Жилые комнаты, столовая, кухня находятся в глубине здания. Орта поместил лекционный зал, которым пользуются сравнительно редко, на верхнем этаже. Но – и отметим это – в нем ни малейшего подражания какому-либо историческому стилю. Успех его книг для детей способствовал распространению движения «Искусств иремесел» повсей Европе.
Знаменитый бельгийский архитектор Виктор Орта родился в Генте 6 января 1861 года. Орта считал такие ограничения нелогичными: «Я спрашивал себя, почему архитекторы не могут быть столь же независимыми, как художники. » Таким архитектор видел Балата, которого считал своим учителем. AnIllustrated Magazine ofFine and Applied Art». Первыми самостоятельными работами архитектора стали три дома на улице Дуз Шамбре в Генте.
отношении отель Тассель (1893-1894 годы), считающийся первой постройкой модерна в Европе: его свободный план из различных по форме и величине помещений организован вокруг металлической лестницы, а пластика внутреннего убранства основана на свободно изгибающихся линиях – стилизованных флоральных мотивах, причём в качестве декоративных элементов выступают детали конструкции. Комнаты особняка были просто залиты светом. После 1903 года Орта отходит от принципов модерна, тяготея к неоклассицизму мастер остался безучастным к идеям архитектурного модернизма, развивавшегося после 1-й мировой войны.
Затем он начал изучать архитектуру в Гентской академии художеств. Настраницах журнала, пропагандировавшего новое искусство, девизом которого были «польза икрасота», публиковались интервью схудожниками, обзоры выставок, устраивались иконкурсы. Гладкая стена незаметно переходит в эту выступающую часть фасада. В типичном брюссельском доме весь нижний этаж просматривается непосредственно от входа. Архитектура иоформление составляют единое целое.
В1896 году кОрта обратились спросьбой построить вБрюсселе новый Народный дом. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — нем. На вопрос, каким путем он пришел к строительству такого новаторского сооружения, как дом на улице де Турин, Орта летом 1938 года ответил, что в годы его молодости начинающий архитектор имел перед собой три пути: стать специалистом по «стилям» ренессанса, классики или готики. В Народном доме, задуманном как профсоюзный магазин вкупе с общественным центром (1896–1899 не сохранился), впервые в Бельгии был выстроен почти целиком стеклометаллический фасад здесь чугунный каркас стал одновременно и эффектным украшением интерьера. Интерьер отеля Тассель отличает изысканная отделка, просторность помещений и свободная планировка, несвойственная для тех лет. (Мемуары, с. 8) 1880 13 июня: смерть отца Орты.
При этом дом был лишен каких-либо черт исторических стилей. Орта снабдил дом оригинальными системами отопления и вентиляции. С этого момента начинается зрелый период его творчества, связанный с ар нуво – франко-бельгийской версией стиля модерн, одним из основоположников которого стал Орта его творческое кредо сформировалось под влиянием символизма идей Э. Виолле-ле-Дюка, движения «Искусства и ремёсла» и других. В этом Списке от Бельгии — десять объектов.
Молодой Орта возвращается в Бельгию. Для стиля Орты характерна подчеркнутая новизна и даже сенсационность. Исходя из тогдашних представлений о физиологии, архитектор мечтал добиться того, чтобы цвета и линии воздействовали на биологические ритмы человека, повышая его «энергетическую производительность». Именно отсюда арнуво стало распространяться повсей Европе.
Да дело даже не в том, в Списке они или нет. «Я спрашивал себя, – говорил мастер, – почему архитекторы не могут быть столь же независимыми, как художники. » Металл для Орта – живой и способный превращаться в растения, травы и цветы, в струи воды. Но это чудо зарождения, когда он высвобождается от тяжести предшествующих эпох, уже легко угадывается в волне плавных линий (даже не линий — изгибов. ) на фасаде Дома Сольве. Кекушева. Дом Тасселя (1893) считается первой в мире постройкой в стиле модерн, вызвавшей массу подражаний.
moderne — современный) или ар-нуво (фр. Его линии и изогнутые поверхности обладают редким очарованием". В 1880 году, он поступил в Брюссельскую Академию изящных искусств, где занимался у А. Бала. Так, навыставке в1895 году была показана «Комната ремесленника», созданная архитектором идекоратором Густавом Серрюрье-Бови (1858-1910), который первым начал экспортировать вБельгию ткани ипредметы изготовленные вАнглии.
В том, окна которого выходят на улицу, расположены кабинеты и приемные. На Пречистенке – построенный тем же Кекушевым доходный дом Исакова. «Я спрашивал себя, — говорил мастер, — почему архитекторы не могут быть столь же независимыми, как художники. » Металл для Орта — живой, органичный материал, способный превращаться то в травы и цветы, то в струи воды, то в клубы табачного дыма. Линии несущих конструкций переходят вузор гнутых металлических полос.
Продолжали посещать Athne Королевская в том же городе с 1874 по 1877 год. Онпризывал прививать детям чувство прекрасного как можно раньше.
Дом Тасселя (1893) считается первой в мире постройкой в стиле модерн, вызвавшей массу подражаний. Дом очень прост и логичен. Журнал был украшен иллюстрациями, главным образом фотографиями. Именно этот особняк считается первым в мире архитектурным воплощением стиля ар нуво.
Дом очень прост и логичен. Также он проектировал общественные здания, наиболее известное – Народный дом (1895-1899 годы, не сохранился), штаб-квартира Бельгийской рабочей партии, где Орта обнажает металлический каркас, почти не используя облицовку фасада зал для собраний в мансарде здания – с нервюрным перекрытием, демонстрировавшим единство конструктивной и эстетической функции металлоконструкций.
Этот дом идеально обеспечивает "среду обитания" тому человеку, для которого он построен. Обращаясь ксамым разным материалам, ониспользовал контрасты фактур ицвета: холодную гладь мрамора, тусклый блеск металлических заклепок, мягкость светлого дерева, обработанного стщательностью скульптора. В 1878 году Орта работал в Париже у архитектора Ж. Дюбуйссона.
Но, следует отметить, что в нем нет ни малейшего подражания какому-либо историческому стилю. Получается, что половина из них — образцы стиля арт-нуво. В 1890 году Орта открыл собственное бюро в Брюсселе.