Рублев окончательно отказывается от византийской суровости и византийского аскетизма. В 1484—1490 годах псковскими зодчими был построен Благовещенский собор. Если русской живописи того времени была присуща статичность (герои словно застыли), то персонажи Феофана находятся в постоянном движении. Этот прием сыграл существенную роль в создании типа малой бесстолпной «посадской» церкви. В этот же период он проектирует дом князя Абамелик-Лазарева (набережная реки Мойки, 21), дом Оболенского на озере Сайма и дом А. Г. Гагарина в имении Холомки в Псковской губернии. При Дмитрии Донском в 1367 году были возведены белокаменные стены Московского Кремля.
Лики его святых исполнены душевной силы, страсти, внутренней борьбы. Это подчеркивалось также и тем, что своды начинались с «Повести временных лет». Зодчий обладал огромной творческой фантазией и удивительным чувством целого. Влияние на архитектуру оказывали галицкая и романская традиции.
На севере в XIV в. сложилась вологодская школа живописи. Суздальские мастера прикладного искусства создали в 20-30-х гг. Храм приобрел башнеобразный характер, типичный для многих построек последующих столетий.
Но уже в конце XIII века началось возрождение русского зодчества. Это привело к формированию на основе древнерусской трех народностей — русской (великорусской), украинской и белорусской. серебряная фигура царевича Дмитрия работы Гаврилы Овдокимова с товарищами. Его стены из красного кирпича включали 18 башен. В 1433 г. в кремле немецкие и новгородские мастера построили Грановитую палату, предназначавшуюся для торжественных приемов и заседаний Совета господ. Южные двери посвящены «деяниям ангелов», которые издавна были «покровителями» князей.
Направление этих поисков определилось уже в самой первой постройке, . «на старой основе» храма XII в. был заново выстроен городской собор Троицы, при этом псковские мастера внесли много нового в традиционную схему крестовокупольного храма, придав верхней части сооружения динамичную устремленность ввысь. является прямым продолжением истории Древней Руси. Публицистический характер носило «Житие мит-ропрлита Петра», написанное митрополитом Киприаном, который усмотрел общность судьбы митрополита Петра, не признанного в свое время тверским князем, со своей собственной судьбой, а также и со своими сложными взаимоотношениями с московским князем Дмитрием Ивановичем.
Не приветствовалось ничего лишнего. В Новгороде и Пскове быстрее, чем в других землях, возобновилось каменное строительство (церкви Федора Стратилата (1361 год) и Спаса на Ильине улице (1374 год) в Новгороде, расписанная внутри Феофаном Греком, церковь Василия на Горке (1410 год) в Пскове). Вторую половину XIV — начало XV в. называют «золотым веком» стенной живописи Древней Руси.
Гораздо более оригинален собор Спасо-Евфросиниевского монастыря (сооружен до 1159 г. ), автором которого был зодчий Иоанн. Он был хорошо знаком с древнерусской литературой, «Задонщина» перекликается со «Словом о полку Игореве».
При следующем правителе Москвы – Дмитрии Донском Кремлю построили другие стены – каменные. Все чаще применяли рельефы для отделки в виде орнаментов и изображений. Подъём московской архитектуры принято связывать с политическими и экономическими успехами княжества в конце XV века, во времена правления Ивана III. В иконе господствует строгая симметрия, благодаря которой поза Богоматери кажется особенно неподвижной и величественной, но в целом ее образ не отличается непреклонностью. В 1408 году был составлен общерусский летописный свод — Троицкая летопись. Поэтическим откликом на происшедшее в 1327 г. восстание жителей Твери против ханского наместника Чолхана (Шевкала) является песня о Щелкане Дудентьевиче. Техника огневого золочения получила широкое распространение на Руси. Ее известный представитель – иконописец Дионисий Глушицкий.
Итальянцы были лучшими строителями в то время. Сконца 13 веканачинается быстрый рост экономического и политического значения Москвы. Стройность и ясность пропорций сообщали ему спокойное величие и гармонию. На вкусы Москвы ориентируются даже самые отдаленные города. Обострение отношений Новгорода с Москвой во второй половине XV в. вызвало появление иконы «Битва новгородцев с суз-дальцами» (Чудо от иконы «Знамение»).
В XIV веке одним из центров каменного строительства становится Новгород. Крепнущая великокняжеская власть получила в первой четверти XVI века свое обоснование в «Сказаниях о князьях Владимирских». Новгород.
Это главное здание МГУ на Воробьёвых горах, жилой дом на Котельнической набережной, гостиница «Украина», здание Министерства иностранных дел, жилой дом на Кудринской площади, высотное здание на площади Красных Ворот и гостиница «Ленинградская». Несимметрично расположенные окна и неодинаковой высоты абсиды (средняя вдвое выше крайних) делали церковь очень живописной.
Однако это вовсе не означало, что московские зодчие только копировали имевшиеся образцы. Монументальные здания прошлого века сменились небольшими иногда даже «декоративными» постройками. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом. В «Крещении Христа» он обратил особенное внимание на характерные детали, которые сообщили сцене большую жизненную достоверность и в то же время дали возможность сосредоточить все внимание на изображении крещения.
Это придавало зданию массивность и монолитность. Иоанн, которого новгородский мастер именует «Еваном», так же прямолинеен, как и «отцы церкви» Нередицы, однако менее неприступен. Попытка перенести в русский храм мотивы раннего венецианского Возрождения привела к несоответствию ярусных членений фасада. Иконостас имеет несколько рядов икон – чинов. В конце 1940-х— начале 1950-х в Москве были построены «сталинские высотки», ставшие классическими образцами сталинской архитектуры.
Владимиро-суздальское зодчество выделяется также обилием скульптурного рельефа. Все эти сооружения были белокаменными. Прототипом бесстолпных храмов XVII века является Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове (1626). Иконостас – чисто русское изобретение, Византия его не знала.
Князь приглашает зодчих из Галицкого княжества из Польши и других европейских стран. Примечательно появление статей естественнонаучного характера.
Развитие московской культуры прочно опирается на владимиро-суздальское наследие. После распада СССР многие строительные проекты были заморожены или отменены. В XIV в. с началом широкого строительства каменных храмов возрождается фресковая живопись.
Земля признавалась шаром, хотя по-прежнему ставилась в центр мироздания. Это относится, например, к Георгиевскому собору в Юрьеве-Польском (1230-1234). В 1442 году Пахомием Логофетом был составлен первый русский хронограф. Финансовые условия позволяли заметно ускорить темпы развития архитектуры. Церковь Федора Стратилата. Почти одновременно с кафедральными соборами Иван Калита строит церкви Иоанна Лествичника (1329) и Спаса на Бору (1330) в Кремле.
Их различие – это различие определенных этапов владимиро-суздальского зодчества. С его территории выводятся почти все боярские усадьбы, выселяются ремесленники и торговцы. Собор Спаса на Бору. Вот таким образом так недолговечны были здания, возведенные в это время. Локальная роспись темперными красками сближала ее с иконой.
Икона словно испускает золотистый свет. Такие училища существовали, как правило, при церквах и учителями в них были в основном представители низшего духовенства. ансамбль каменных московских храмов пополнился еще одним собором – Архангельским. По его проекту были построены такие здания как Александровский дворец (1792—1796), Здание Смольного института (1806), здание Академии наук (1786—1789) и др. Облик Успенского собора (1158 – 1161) сильно изменился после пожара 1185 г. в 1185-1189 гг.
Упрощение сказывается и в колорите. Из них северный интересен тем, что он в уменьшенных формах повторяет центральный объём.
Стилобат с так и не построенной восьмой сталинской высотки был использован при строительстве гостиницы «Россия». Гражданская архитектура Владимиро-Суздальской земли сохранилась мало и фрагментарно. Одним из первых храмов такого типа принято считать Малый собор Донского монастыря (1593). После этого происшествия Иван III пригласил итальянского мастера (Аристотеля Фиораванти) для строительства собора.
В те времена это был небольшой храм всего с одной башней. Её построили из известняка.
Здесь появляются новые архитектурные стили и направления. Его архитектурные формы в едином порыве устремлялись ввысь. Но она не была достоянием только духовенства. Ею были выполнены, например интереснейшие композиции Васильевских дверей новгородского Софийского собора (1336 г., в настоящее время находятся в г. Александрове). ). Вход на хоры был, по-видимому, через лестничные башни кроме того, хоры, вероятно, соединялись переходами с дворцом и епископским двором.
Первые каменные постройки – Успенский собор (1326), собор Спаса на Бору (1328-1330), Архангельский собор (1333) и церковь-колокольня святого Иоанна Лествичника (1329) были сосредоточены в Московском Кремле. Так же как и первая композиция, он прославляет княжескую власть. Интенсивное строительство происходило в 11 и 12 вв. Феофан Грек писал без оглядки на привычные образцы. различные части древнерусской народности оказались разделены, оторваны друг от друга. Первая икона, несомненно, написана греком. Не обнаруживается никаких заимствований у монголо-татар ни в общественной мысли, ни в литературе, ни в живописи, ни в архитектуре.
Центральный четвериковый объём покрыт шатром на «крещатой бочке» с пятью декоративными главками и окружён прирубами с трёх сторон. Заметным памятником, завершившим развитие школы в XII веке, стала церковь Спаса на Нередице (1198). Архангельский собор. Расцвел жанр житийной литературы. Каменные постройки в Московском княжестве появились в XIV—XV век (храмы в Звенигороде, Загорске, собор Андронникова монастыря в Москве). Это небольшой храм с единым внутренним пространством, без опорных столбов, перекрытый сомкнутым сводом, увенчанный снаружи ярусами кокошников и световой главкой, с примыкающим в виде отдельного объёма алтарём. Но как они различны.
Столбы здесь совсем не создают ощущение тесноты своим взлетом они подчеркивают «открытый» характер внутреннего пространства. Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Единственный в мире пятишатровый храм— Троицкая церковь в селе Нёнокса.
Древнерусский человек воспринимал ее как заступницу. Даже лучшие архитектурные памятники 13 в. не обладают прежней выразительностью, величием и ясностью. Последнее сообщение о нем относится к 1405г. Москва осталась верна православию, была «третьим Римом», «а четвертому Риму не бывать», – завершает свои рассуждения Филофей. Эта тенденция становилась ведущей в московском зодчестве. К числу главнейших его творений принято причислять Храм Христа Спасителя (1860) и Большой Кремлёвский дворец (1838—1849). врусских храмах, прежде всего в московских, появился иконостас.
Северные русские храмы весьма разнообразны по стилям и формам (см. Даже традиционные полукруглые закомары в своей верхней точке получили небольшое заострение («киль»), которое придало им сходство с пламенем свечи. Иным становится и линейный ритм. Простота и величие.
В 1960-х годах вновь появляются здания, символизирующие будущее и технический прогресс. Это богатыри, русские удальцы, хотят напасть на великие силы царя Мамая».
Когда умер Феофан, неизвестно. Москва. Вам вдруг открывается бесконечная печаль Спасителя. Первый общерусский свод был составлен в Москве в начале XV в. (так называемая Троицкая летопись, погибшая во время московского пожара 1812 г. ).
«Спас Ярое Око», напротив, темная икона с обилием тусклой зелени. Автор не стремился дать последовательное и обстоятельное изображение событий.
Новгородские росписи 2-й половины XIV в. более свободны по характеру. Был заложен в 1326 г. митрополитом Петром. Первый из них (примерно до середины XIV столетия) отмечен заметным упадком в различных сферах культуры. Художник смело использовал контрасты света и тени, накладывая очень выразительные, как их стали называть, «феофановские», светлые блики. Огромное строительство было развернуто Андреем во Владимире.
возведенной после значительного перерыва, — в церкви Николы на Липне (1292). Вся архитектура Пскова имела крепостной облик, здания были суровы и лаконичны. В 1471 г. он прислал в Юрьев лучшего московского строителя Василия Ермолина. С 1325 года летописные записи стали вестись в Москве. Строгий, простой и суровый храм прекрасно сочетался со скупым равнинным пейзажем. Одна из них утверждала, что московские князья вели свое происхождение от Августа.
Также в этом стиле работают Резанов, Горностаев и др. Там одновременно возводятся два белокаменных собора — Спасский (1225) и Михайло-Архангельский (1227), что свидетельствует о быстром росте значения города. Могучие колоннады собора охватывают полуовалом площадь, открытую на Невский проспект. В результате золото накрепко соединялось с медью листа.
XIVв. Следует упомянуть замечательные браслеты с позолотой из Владимирского клада (12-13 вв. ), где орнаментальные мотивы заключены в рамки, воспроизводящие архитектурные формы. Они сыграли большую роль в московском строительстве в XV—XVI вв.
При этом Феофан не любил многокрасочного письма. Они, завоевав Русь, не подарили ей ни алгебры, ни Аристотеля. При Дмитрии Донском появляются Воскресенская, Городищенская и Успенская церкви в Коломне. Это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры.
Так в куполе вместо Христа Пантократора была помещена композиция «Вознесение Христа» к Богоматери-оранте изображенной в конхе алтаря, с двух сторон двигалась процессия святых и святых жен, возглавляемая Борисом и Глебом в жертвеннике находились сцены жизни Иоакима и Анны, наконец, всю западную стену занимала огромная композиция «Страшный суд», которая отсутствует в Киевской Софии. Весьма показательно в этом отношении и изображение Страшного суда. Все его стены, своды, столбы, как ковром, были покрыты изображениями. После революции востребованным оказался и Алексей Щусев.
Интерес к всемирной истории вызвал появление хронографов — своеобразной всемирной истории. Со второй половины XIV в. начинается второй этап этого процесса. Лучшими примерами памятников середины XVII века также принято считать церковь Троицы Живоначальной в Никитниках в Москве (1653), Троицкую церковь в Останкине (1668). Произошло это при московском князе Иване III.
В московском зодчестве14 – начала 15 векасильна владимирская традиция. В его основе лежали две легенды. Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. В Новгороде зодчие экспериментировали с расположением окон, повторяя форму фасадов.
Типовая архитектура продолжала своё развитие вплоть до распада СССР. Но первое впечатление проходит по мере того, как вы вглядываетесь в лик Христа. Многие его памятники были разрушены.
Лики святых как бы вырываются из тьмы, освещенные вспышками молнии. Интерес к архитектуре Владимира обусловливался идеей владимирского наследства, пронизывавшей всю московскую политику и отразившейся в других сферах культуры. Он принял деятельное участие в строительстве первого Успенского собора (1326). Скупо, но выразительно скульптурное убранство храма Покрова на Нерли в Дмитриевском соборе оно гораздо богаче. Типы русских деревянных храмов). Среди памятников сталинской архитектуры выделяют также комплекс павильонов ВСХВ, станции московского метро.
Но особенно ярко художественные достоинства архитектуры проявились в церковных постройках. Образ Христа в иконе «Спас Нерукотворный» (конец 12 в. ) исполнен большой внутренней силы. В начале XIX века в московской архитектуре также начинает преобладать ампир. Уже начатые стройки были заморожены или закрыты.
Был задуман проект Дворца советов. В лице ангела больше твердости, но и оно выражает беспокойство и глубоко скрытую печаль. Самая известная работа этого древнерусского мастера — икона «Троица», написанная им для иконостаса Троицкого собора. В книге «Стиль и эпоха» он размышлял, что каждый стиль искусства адекватно соответствует «своей» исторической эпохе.
Церковь-колокольня святого Иоанна Лествичника. В 13 в. Ярославль стал большим художественным центром. В песнях отразился подвиг простых людей, пытавшихся остановить полчища Батыя. Многие ниши были заполнены фресковыми росписями. На смену сталинской пришла функциональная типовая архитектура. Характерны для псковского зодчества каменные звонницы, состоявшие из нескольких пролетов.
Она уводит из полона жителей Рязани и заново возрождает город. В XIV веке в Новгороде и Москве работал выдающийся художник Феофан Грек, приехавший из Византии. В результате составился многоголосый хор, славящий жизнь и все сущее. Распространенным литературным жанром стали исторические повести («Повесть о разорении Рязани Батыем», повести «О битве на Калке», об Александре Невском и др. ).
На прясле южного фасада изображен «Полет на небо Александра Македонского». На владычном дворе была возведена Часозвоня (1443) — восьмигранная башня на прямоугольном основании. Появились специальные органы, занимающиеся вопросами архитектурного облика столицы — Городовой приказ, Приказ каменных дел. И дальнейшее развитие зодчества связано уже с новой столицей и с новыми временами. Его похоронили в новопостроенном соборе, в им самим сделанном гробу.
Темно-вишневые, красные, зеленые, белые тона в сочетании с золотом фона образуют звучный и радостный цветовой аккорд. Рисунок в иконе спокоен, плавен, строится на определенных и легко заметных повторах. Москва становится центром русского зодчества. Другим известным произведением Воронихина является здание Горного института (1806—1811).
Изменяется внешний облик Московского Кремля. С другой стороны, автор «Сказания» хорошо разбирается в политической ситуации того времени, высоко оценивает героизм и патриотизм русских людей, дальновидность великого князя, понимает значение единства между князьями. В массовом жилищном строительстве здания сталинской эпохи известны как «сталинки». Уже к концу XII века город заметно преображается. Были утеряны многие технические приемы и навыки, некоторые виды ремесел вообще исчезли.
Многочисленные сведения о существовании училищ для детей и об учителях-«книжниках» содержатся в житиях русских святых XIV—XV вв. он был расширен Всеволодом, который, однако, сохранил древние стены и лишь велел обстроить их новыми в результате собор вместо трехнефного стал пятинефным. Это перегородка, отделяющая алтарь, зримая стена «встречи двух миров» – земного и небесного. Здесь ясно проявилась характерная особенность новгородского искусства, отмеченная И. Э. Грабарем: «Идеал новгородца — сила и его красота — красота силы». Возведена в Коломенском в 1528—1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом, по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым)3 на правом берегу Москвы-реки.
Она должна была напоминать о законности и могуществе княжеской власти. Содержание «четьих» сборникрв достаточно обширно. Так, в одном из сборников библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря начала XV в. помещены статьи «О широте и долготе земли», «О стадиях и поприщах», «О расстоянии между небом и землею», «Лунное течение», «О земном устроении» и др. добавился праотеческий чин. В 1960 году при поддержке Хрущёва начинается строительство Государственного Кремлёвского дворца по проекту архитектора Михаила Васильевича Посохина.
В других статьях дано вполне реалистическое объяснение явлений природы (например, грома и молнии, которые, по мнению автора, происходят от столкновения туч). Древние былины получали новую жизнь. Наиболее известными произведениями Рублева являются «Троица» (хранится в Третьяковской галерее), фрески Успенского собора во Владимире иконы Звенигородского чина (Третьяковская галерея), Троицкого собора в Загорске.
Примером подобного строения может служить Преображенская церковь в Турчасово (1786). Не случайно именно во второй половине 12 в. возникло самое замечательное литературное произведение Древней Руси — «Слово о полку Игореве», в котором общерусские общественные, эстетические и нравственные идеалы выражены в глубоко поэтических формах. Зодчие внесли много нового в традиционный тип четырехстолп-ного одноглавого храма кубической формы. Успенский собор. В другой рассказывалось, как византийский император Константин Мономах передал киевскому князю Владимиру Всеволодовичу царские регалии. Известнейшая его работа— особняк С. П. Рябушинского на Малой Никитской (1900)— основан на причудливом контрасте геометричной тектоники и беспокойного декора, как бы живущего собственной ирреальной жизнью.
Старый город Мономаха был расширен и обнесен крепостной стеной. На фасаде, особенно на барабане и апсидах, немало декоративных элементов. XIV в. уже зрелым живописцем и отдал свое мастерство новой родине. Успенский собор – наиболее известный из соборов Кремля. От его древних рубленых стен с каменными и деревянными башнями сохранились остатки земляных валов и белокаменные западные Золотые ворота (1164) — великолепный памятник крепостного зодчества 12 в. Расположенный на высоком берегу Клязьмы, древний Владимир производил живописное впечатление. Конструктивизм стал одним из лидирующих архитектурных стилей 1920-х годов.
Церковь Спаса на Ильине улице. Краски мягкие, пропорции классические. В начале XIX века в классицизме происходят существенные изменения, появляется стиль ампир. В Петербурге классицизм сложился как завершённый вариант стиля в 1780-х годах, его мастерами были Иван Егорович Старов и Джакомо Кваренги. Его окружают высокие валы с деревянными стенами и белокаменные башни с воротами.
Одним из лучших произведений Воронихина является Казанский собор в Петербурге (1801—1811). В отличие от соборов прошлого церковь, подобная храму Спаса Нередицы, предназначалась для ограниченного круга лиц, связанных семейными узами или общностью профессии. Икона «Устюжское Благовещение» (конец 12 в. ) дает прекрасное представление о поисках монументального стиля. Другое направление в новгородской иконописи представляет хранящаяся в Русском музее икона изображающая Иоанна Лествичника, Георгия и Власия (13 в. ). Жест ее воздетых рук, повторенный Христом, не устрашает, а привлекает.
Но самое главное новшество Георгиевского собора заключалось в отделке его фасадов. Победе на Куликовом поле посвящены «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина». Одна из них — песня об Авдотье-Рязаночке.
В интерьере храма Спаса Нередицы боковые нефы не играли значительной роли, все сосредоточивалось в центре, в подкупольном помещении, которое было легко обозримо со всех сторон. Купола по форме напоминали шлем, отсюда и их название – шлемовидные. Им присуще изящество пропорций, сочная пластика форм, стройность силуэта и красивая группировка внешних масс.
Оно сопровождалось истреблением и уводом в плен значительной части населения, уничтожением материальных ценностей, разрушением городов и селений. Это отразилось в архитектуре собора.
Были возведены крепостные укрепления Старой Ладоги, Порхова, Копорья, Яма, Орешка. Умер митрополит в Москве и был погребен в этом соборе. Здесь шло интенсивное строительство, здесь работали талантливые художники. (Его называют также собором Василия Блаженного по имени знаменитого юродивого, погребенного у его стен. ) Он был построен в честь взятия русскими войсками Казани. Он извлекает из византийского наследия его античную эллинистическую сердцевину.
Также известны его работы, выполненные в «неорусском духе», такие как павильоны русского отдела на Международной выставке в Глазго (1901) и московский Ярославский вокзал (1902). Вероятно, во время одного из таких погромов собор рухнул. Некоторые новгородские бояре строили себе каменные палаты с коробовыми сводами.
Образцом для него послужил владимирский Успенский собор. В данный период развивается тип бесстолпного храма. Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный.
Его цель — воспеть великую победу над ненавистным врагом, прославить ее организаторов и участников. В 1453 г. царь Иван III решил построить новый Успенский собор, но в 1474 г. почти достроенный собор обрушился, по некоторым сведениям во время землетрясения (. ). «Спас Оплечный» утончен и красив.
В вологодских иконах преобладают темные, несколько приглушенные тона. В 1365—1367 гг. Больших успехов достигли местные зодчие в крепостном строительстве. Он был посвящён Пресвятой Богородице.
С той поры стал он зваться Великим князем Всея Руси, а историки называют его «собирателем земли русской». «Сказание о Мамаевом побоище» — наиболее объемное и самое популярное произведение Куликовского цикла. В ней есть много общего с фресками Нередицы. Таким образом, Москва превращается в общерусский церковный центр.
В конце XIVв. В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой. Примечательны также такие деревянные шатровые храмы как Успенская церковь в Варзуге, церковь в Панилове Архангельской области и др. Основателем «русско-византийского стиля» принято считать Константина Андреевича Тона, работавшего в середине XIX века.
Приемы иконописного мастерства. Наиболее глубоким и значительным произведением этого цикла является «Задонщина» — поэма, написанная Софонием Рязанцем вскоре после Куликовской битвы. Такой же была кладка стен небольших однокупольных четырехстолпных храмов. Этому способствовала политика завоевателей — поощрение и разжигание княжеских междоусобиц. Псалмопевца окружают святые, охотники, мчащиеся всадники, борцы и т. д. Но больше всего здесь фантастических животных — грифонов, барсов, львов с «процветшими» хвостами и других сказочных зверей и птиц, а также изображений деревьев.
В конце 15 – 16 в. завершилось создание грандиозного ансамбля Московского Кремля. Здесь широко применяется трехлопастное завершение фасада.
Живописная манера здесь более свободна, композиция динамичнее, краски ярче. И сейчас сохранены уникальные Золотые ворота, возведенные в те времена. Шедевром архитектуры классицизма XIX века принято считать построенный по проекту Захарова комплекс зданий Адмиралтейства (1806—1823). Псков.
На фигурной кровле устанавливались купола с крестами. Как предполагают ученые, начало ему положила песня, сочиненная рязанским боярином Софонием. В сущности именно этим объясняются и сужение прясел южного и северного фасада, примыкающих к абсиде (Тот же прием используется впоследствии в новгородской архитектуре второй половины 12 в. (церковь Георгия в Старой Ладоге, церковь Петра и Павла на Синичьей горе в Новгороде), но он нисколько не облегчает храмов, а, наоборот, усиливает их грузность и массивность. ) и богато профилированные порталы и маскировка узких щелевидных оконных проемов с помощью дробного профиля и ажурный скульптурный декор, с большим тактом примененный в украшении фасадов. 4 ноября 1955 года выходит Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», положившее конец стилю сталинской архитектуры. Как заметил А. С. Пушкин, монголо-татары не походили на мавров.
В соответствии с изменением характера образа святого-воина изменился весь его облик. Город Юрьев-Польской много раз горел и опустошался. 31 июля 1957 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О развитии жилищного строительства в СССР», положившее начало массовому строительству домов, получивших название «хрущёвки» по имени Никиты Сергеевича Хрущёва. После полосы застоя в размещавшихся на территории России Древнерусских землях с конца XIII в. начинает складываться собственно русская (Великорусская) художественная культура.
Фигуры, развернутые на плоскости, сохраняют цельность и мощь округлого блока дерева. Его восстановлением занялся лишь великий князь Иван III. Яркими центрами русского классицизма стали Санкт-Петербург и Москва.
Появились новые центры летописания. Архитектура Новгорода, наоборот, величественна и лаконична (Георгиевский собор Юрьева монастыря). В таких городах, как Новгород и Псков, формируется своя оригинальная архитектурная школа.
К числу его лучших произведений относят Спасо-Преображенский собор (1829), Нарвские триумфальные ворота (1827—1834), Троице-Измайловский собор (1828—1835). Стиль модерн проникает в Россию из Запада и быстро находит своих сторонников. В 1484— 1489 годах псковскими мастерами был сооружен Благовещенский собор. В результате политических событий XIII—XIV вв. Этот город находится в 70 км к северо-западу от Владимира.
В «Сказании» широко используются устные предания о Куликовской битве и художественно-изобразительные средства устного народного творчества. характеризуются просвечивающимися красками, нежным и теплым колоритом. Сохранившаяся часть великокняжеского кремлевского дворца в Москве с огромным одностолпным залом наделена чертами западной архитектуры (граненый руст, парные окна, ренессансный карниз), но вся композиция дворца, слагавшаяся из отдельных зданий с переходами и крыльцами, близка к композиции деревянных хором. Одним из самых известных классицистических зданий Москвы считается Дом Пашкова (1774—1776), предположительно построенный по проекту Баженова.
Ростовские иконы XIII-XIV вв. Оригинальным памятником церквей шатрового типа является Воскресенская церковь в Кевроле Архангельской области (1710). Среди работ Старова также известны Троицкий собор Александро-Невской лавры (1778—1786), Князь-Владимирский собор и др.
Тема ее — поражение суздальского войска под стенами Новгорода в 1169 г. Икона должна была вызывать чувство местного патриотизма и вдохновлять на борьбу за сохранение независимости Новгорода, которому в трудный час приходили на помощь «силы небесные». В ней преобладали 1-2 этажные дома на подклетах иногда трехчастные, с сенями посередине. Своим мастерством псковские зодчие завоевали общерусскую известность. Об авторстве «Спаса Ярое Око» ученые спорят, некоторые предполагают, что его создал русский художник.
Несмотря на свои скромные размеры, собор поражал воображение. Чрезмерным представляется и скульптурное убранство его стен, хотя сама техника обработки камня здесь выше, а скульптурные образы обретают тонкость и сложность, незнакомые резчикам 12 в. Среди замечательных памятников живописи Владимиро-Суздальского княжества выделяются фрагменты росписи Дмитриевского собора конца 12 в. В частично сохранившемся «Страшном суде» (на сводах западной части храма) образы апостолов, ангелов, праведников отличаются психологической глубиной и сложностью. Однако они были сильно повреждены в 1382 г. во время нападения Тохтамыша.
На рубеже XIV – XVвв. В своих персонажах он воплощал одухотворенность человека, силу его внутренней эмоциональности, стремление к возвышенному. Одним из самых распространённых архитектурных типов стал шатровый храм. Она была сформулирована монахом Филофеем в посланиях к Василию III. Тогда же (в 1487—1491гг. ) была построена Грановитая палата.
В начале XX века получает развитие «неорусский стиль». С тех пор всех патриархов хоронят в Успенском соборе. Как и в архитектуре, в живописи шел процесс слияния местных художественных школ в общерусскую (вплоть до XVII века).
Согласно взглядам Филофея мировой центр христианства последовательно перемещался из Рима «ветхого» во «второй Рим» – Константинополь, а оттуда в «третий Рим» – Москву.
В Москву переходит митрополит. Затем листы покрывали ртутью и золотом и нагревали. Как и хрущёвки, брежневские дома выполнялись в стиле функционализма, однако имели более разнообразные архитектурные формы: дома башенного типа («свечки»), длинные многосекционные («китайские стены»), ступенчатые изогнутые и переменной этажности. Во всех средних пряслах трех фасадов главенствует фигура библейского царя Давида играющего на арфе.
Храмы строились на средства бояр, богатых купцов. Вот таким образом они отказывали церкви в праве владеть деревнями с крестьянами.
Однако в повести заметно отступление от реальных исторических фактов, которые осмысливаются с точки зрения религиозной морали: конечной причиной поражения монголо-татар выступает «божественная воля», в духе религиозных понятий осуждается поведение рязанского князя Олега. Лишь в связи с жизнеописанием Дмитрия Донского говорится о Куликовской битве в «Слове о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского». Обе иконы возникли в 20 – 40-е гг. В «Сказании» находит обоснование идея тесного союза церкви и княжеской власти (описание отношений Дмитрия Донского и Сергия Радонежского). Идея сильной княжеской власти в значительной мере лишает образ «святости», но это не ведет к отказу от отвлеченности иконного письма.
Первоначально это был шестистолпный храм с одной главой. Возводятся каменные городские укрепления Новгорода и Пскова. В 1918—1923 годах он руководил разработкой генерального плана «Новая Москва», этот план стал первой советской попыткой создать реально исполнимую концепцию развития города в духе большого города-сада. Монголо-татары ничем не обогатили ее. М. Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови.
Фасад не делился на прясла, порталы и окна ничем не украшались. В Новгороде велось и крупное гражданское строительство. Внутри сохранился замечательный резной иконостас. Уникальной находкой являются учебные тетради новгородского мальчика Онфима (вторая половина XIII в. ), дающие представление о методах обучения чтению и письму в школе.
Построена за один сезон при новгородском князе Ярославе Владимировиче. Он приехал из Византии на Русь в 70-х гг. Здесь в 1285—1290 гг. Расцвет публицистики: челобитные Ивану IV Грозному Ивана Пересветова (защищал интересы дворянства, выступая за укрепление самодержавной власти), переписка Ивана Грозного со сбежавшим князем Андреем Курбским (защищал интересы аристократии, выступая против самодержавной власти).
Характерная черта этого стиля — нарядное внешнее убранство храмов. В XII—XIII веках важнейшим культурным центром стало Владимиро-Суздальское княжество. Церковная проповедь в них сочеталась с развитием мысли о главенствующей роли Москвы и о тесном союзе княжеской власти и церкви (причем первенствующее значение отводилось церковной власти) как главном условии усиления Руси. Форма купола шлемовидная. В 1327 г. Успенский собор был достроен и освящён, но митрополит Пётр не дожил до этого дня. Таков публицистический подтекст иконы.
Выдающийся памятник повествовательной литературы воинского жанра — «Повесть о разорении Рязани Батыем». Боровицкий холм опоясала мощная каменная стена, толщиной в 2, а то и в 3 метра. Следы исторических песен, связанных с Куликовской битвой, обнаруживаются в «Задонщине» и в «Сказании о Мамаевом побоище». Зодчие возвели одноглавый четырёхстолпный храм во имя святого Георгия Победоносца. Обучение начинали с семи лет. Первые проекты по созданию массовых дешёвых жилых зданий принадлежат инженеру-строителю Виталию Павловичу Лагутенко.
13 в. уникальный памятник — великолепные двери суздальского собора. Единственным в своем роде образцом коллективного портрета боярской семьи является икона «Молящиеся новгородцы» (1467).
Однако не эта идея лежит в основе скульптурного декора Дмитриевского собора – главным здесь является жизнеутверждающее начало, прославление всего живущего «мира». Кисти художников этого круга принадлежат иконы из Успенского собора в Москве «Спас Оплечный» и «Спас Ярое Око».
Белокаменный кремль простоял более 100 лет. В теории «Москва – третий Рим» воплотилось враждебное отношение к иноземному влиянию, содержалась проповедь национальной исключительности. Тогда же оформилась идея о Москве как о «третьем Риме».
Однако в любом княжестве были силы, стремившиеся к государственному единству. Захаров создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе. Возводятся каменные городские укрепления Новгорода и Пскова, крепости на приречных мысах (Копорье) или на островах, порой с дополнительной стеной у въезда, образующей вместе с основной защитный коридор – захаб (Изборск, Порхов). Храм был расписан сверху донизу. Внешние связи русской культуры в это время почти полностью прерваны.
Даже в Новгороде, отличавшемся особенно сильными сепаратистскими тенденциями, в 30-х гг. В конце XIV века появились первые поэтические произведения о Куликовской битве, которые в дальнейшем составили обширный литературный цикл – «Задонщину». Но завоеватели, причинив огромный ущерб русской культуре, не смогли уничтожить ее. Внутреннее пространство было легко обозримо, несмотря на шесть крестчатых столбов. Летописи утверждали ставшую позднее официальной идею о том, что Москва наследует политические традиции Киева и Владимира, является их преемницей. С Ярославлем связано несколько выдающихся икон и лицевых рукописей XIII-XIV вв.
Иконе не только поклонялись, ее созерцали. Русские земли объединились в одно сильное государство. Однако этот контраст не нарушает целостности. К середине XIII века активизируется и застройка Нижнего Новгорода.
Со временем стала независимой новгородская церковь. В 1333г. Используются традиции строительства из прошлого, в частности, «сталинская архитектура» в Триумф-Палас.
Они пришли к осознанию лаконичной «пролетарской» эстетики, уже имея солидный опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг. Известнейшим произведением Щусева стал Мавзолей Ленина на Красной площади в Москве. Деревянное зодчество получило развитие и в дворцовой архитектуре. Так, могучая дуга спинки трона и плавное очертание плеч святого-воина повторяются в круглящихся линиях складок.
Наиболее известным её примером является загородный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском (1667—1681). Они отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм. Храмы строились на средства бояр, богатых купцов. На старых фасадах (в настоящее время внутренние стены крайних нефов) можно и теперь видеть изящный аркатурно-колончатый фриз с консолями и простыми капителями.
Зодчие князя Андрея богато украсили собор. Новые произведения звали на борьбу за свержение золото-ордынского ига («Сказание о невидимом граде Китеже», «Песня о Щелкане Дудентьевиче»). Новый подъем переживает устное народное творчество. Крупнейшим архитектором Петербурга после Захарова был Василий Петрович Стасов. Основу их культур составили традиции древнерусской культуры, что предопределило наличие в них общих черт.
Это промежуточное звено в процессе формирования того стиля в новгородском зодчестве, который представлен постройками второй половины XIV в. Классическими образцами этого стиля являются церковь Федора Стратилата (1360—1361) и церковь Спаса на Ильине улице (1374). В XV в. подобные училища существовали не только в городах, но и в сельской местности. В жилищном строительстве на смену хрущёвкам пришли более комфортные «брежневки», названные в честь возглавлявшего СССР Леонида Брежнева. В это же время получает развитие гражданское строительство, в Кремле строится ряд зданий— палат, самой известной из которых является Грановитая палата (1487—1496). Основная мысль произведения выражена в словах: «Лутче нам смертию живота купити, нежели в поганой воли быти». Москва стала его столицей.
При Дмитрии Донском в 1367 г. дубовые стены Московского Кремля, построенные Иваном Калитой, заменили белокаменными. В пределах рассматриваемого периода можно выделить два этапа историко-культурного процесса.
Но в нем явно преувеличивалась роль Твери и тверских князей в объединении Руси. Со всех концов страны в Москву переселялись лучшие мастера. При массовой комплексной застройке спальных районов и микрорайонов широко использовались типовые проекты детских садов, школ, поликлиник, магазинов, домов культуры, спортивных сооружений.
Его фрески отличает красновато-коричневая цветовая гамма. Монументальная икона Дмитрия Солунского (конец 12- начало 13 в. ) предположительно связана с Всеволодом III, патроном которого считался Дмитрий Солунский. Центр нового княжества переносится в Москву. В «Устюжском Благовещении» видны настойчивые и более успешные, чем во фресковой живописи, поиски психологической выразительности.
За это время многое изменилось. Новые искания и старые традиции отразились в церкви Спаса на Ковалеве (1345) и церкви Успения на Волотовом поле (1352). В конце XII века были построены такие храмы как церковь Петра и Павла на Синичьей горе (1185), церковь Уверения Фомы на Мячине (1195) (на её фундаменте в 1463 году построена новая церковь с тем же именем). В XVIв. Каменное строительство в Москве начинается одновременно с ее усилением при Иване Калите.
В повести осуждаются княжеские раздоры как основная причина поражения русских и в то же время с точки зрения религиозной морали происходящее оценивается как наказание за грехи. Не случайно стиль Феофана называют экспрессивным (выразительным). Она воспринимается как историческая картина. Помимо шатровых храмов в деревянном зодчестве встречаются и кубоватые храмы, название которых идёт от покрытия «кубом», то есть пузатой четырёхскатной кровлей. Ее фигура гораздо более стройна, чем фигура Оранты в Киевской Софии. Архитектура стремительно расцветает при князе Андрее Боголюбском. Его меч — символ светской власти, твердой и непоколебимой.
Первое в европейской литературе описание Индии дал тверской купец Афанасий Никитин («Хождение за три моря» (1466—1472гг. ). Необыкновенно легок и светел интерьер церкви. Некоторые ниши фасада ранее были украшены фресками. Верхние ярусы – праздничный (изображения евангельских событий от Благовещения до Успения Богоматери) и пророческий чины.
Стремление к преодолению «кубичности» и приданию динамизма всей композиции особенно ярко проявилось в соборе Андроникова монастыря (около 1427 г. ). В 1760-х годах на смену барокко в русской архитектуре постепенно приходит классицизм. Как правило, деревянная скульптура была полихромной. Это свидетельствовало о возрастании политического могущества Москвы.
Характерен также принцип симметрии, которому следует художник. Характерная особенность «Задонщины» — ее связь со «Словом о полку Игореве» из которого заимствованы отдельные литературные образы, стилистические приемы, выражения и даже целые отрывки. Этому характеру образа соответствует и яркий, сияющий колорит иконы.
Здание церкви— это четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа. Храмы строились на средства бояр, богатых купцов.
В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. Хотя новгородский мастер не представлял Страшный суд конечным торжеством справедливости и добра, как это сделал впоследствии Андрей Рублев, но не проявлял и такого интереса к идее возмездия, как скульпторы средневекового Запада.
Древнейшими сохранившимися памятниками московского зодчества являются Успенский собор в Звенигороде (около 1400 г. ), собор Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода (1405) и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422). Наивысшего подъема достиг героический былинный эпос. При Иване Калите митрополит Петр часто посещал Москву.