Архитектурный стиль ренессанс проявляется в упорядоченном расположении колонн и пилястр, а также притолок, не симметрия заменяется симметрией, сопровождающейся арочными полукругами, куполами в форме полусфер, эдикулами и нишами. Стиль Ренессанс зародился в Италии и оказал громадное воздействие на развитие европейской архитектуры с начала XV до начала XVII в. в. Собор Святого Петра в Ватикане — еще один образчик архитектуры Ренессанса. Во втором периоде (1550-1600 гг. ) Архитектура Ренессанса стала более распространенной, с началом маньеризма и под влиянием Нидерландов, особенно в Померании.
Архитектурные произведения Ренессанса помнят по именам их создателей. В Германии стиль Ренессанс начал развиваться позже, чем в Европейских странах, а в начале 16-го века стал популярным не только в светской архитектуре. В результате сочетания античных традиций и ордерной системы, местных строительных материалов и конструкций, зародился новый архитектурный стиль – Возрождение (Ренессанс). Стиль ренессанс в архитектуре также именуется как стиль эпохи возрождения.
Вследствие экономического кризиса XIV века период Ренессанса в архитектуре начался только с началом XV столетия и продолжался до начала XVII века в Италии и дольше за её пределами. Можно с уверенностью назвать дату, с которой в Италии началась архитектура ренессанса – Возрождения, — это 1401 год. Кроме Франции, архитектура ренессанса проникла в Испанию, Польшу, Чехословакию, затем Германию, Нидерланды и сравнительно позже в Англию. В большой степени именно постройки Брунеллески, а не сами древнеримские оригиналы, послужили образцами для подражания и развития стиля архитектуры ренессанса, а затем и последующих классицизирующих стилей: классицизма, барокко, рококо, ампира и всевозможных стилей неоклассического направления.
Стиль Ренессанс, в известном смысле, продолжение линии развития классической архитектуры после тысячелетней паузы. Но как определить отличия эпохи Ренессанса от Средневековья в архитектуре. Представитель ренессанс-стиля в архитектуре архитектор Андреа Палладио (Palladio Andrea. 1508-1580 гг. ) создавал и церкви и загородные виллы, внедряя идею колоссального ордера на 2 или 3 этажа, это система получила название палладианского ордера.
Архитектура Возрождения или ренессанс стиль архитектуры ето одна епоха и кому как нравится так и называйте. Из античной архитектуры ренессанс перенимает ордерную систему. Архитектурные элементы на фасаде имеют набор, соответственный античному имеют место наличники на окнах и дверях, фронтоны, пилястры барельефы, а также карнизы, которые особо часто встречаются в жилых зданиях в ренессансе. Зародившись у истоков XV века и просуществовав аж до начала XVII столетия, ренессанс подарил миру немало гениальных творений живописи, архитектуры, скульптуры, литературы и музыки.
Наибольший вклад в развитие архитектуры Ренессанса внесли Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, Донато Браманте, Микеланджело Буонарроти и Андреа Палладио. Архитектура ренессанса, в зависимости от стран в которых он существовал имеет свои особенности и этапы. В большой степени именно постройки Брунеллески, а не сами древнеримские оригиналы, послужили образцами для подражания и развития стиля ренессансной архитектуры, а затем и последующих классицизирующих стилей: классицизма, барокко, рококо, ампира и всевозможных стилей неоклассического направления.
Во Франции архитектура Возрождения получила развитие с начала XVI в. до 70-х годов. Кирпич по — прежнему остается привычным материалом, конструктивным и декоративным. Его слава не опиралась на его связь со Святым Петром, но в его здании дворца Фарнезе, «величайшего дворца этого периода», началось в 1530 году.
В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа. Чтобы не прерывать анфиладу, лестницы помещают в угловых частях здания. Его сооружения были более легкими и изящными по сравнению с античными образцами, лежащими в основе его творчества.
Леон Баттиста Альберти (1404-1472) применил декоративный ордер с пилястрами и антаблементом для украшения каждого из этажей палаццо Руччелаи, построенного в 1451-1455. Однако некоторая связь с архитектурой все же еще сохранилась. Обычно в таких дворцах наиболее чётко выделялся вестибюль (для приёма посетителей), библиотека (что не удивительно в век начала книгопечатания и широкого распространения книг), кабинет-студиоло и галереи. «Архитектурный облик Флоренции XV в» «Флоренция – колыбель итальянского Возрождения» «Почему собор Санта-Мария дель Фьоре называют флорентийским чудом Ф. Брунеллески. » «Великие творения Филиппо Брунеллески» «Творческое преломление традиций Античности и средневековой готики в архитектуре Л. Б. Альберти» «Художественные открытия Донато Браманте» «Архитектурный облик Рима эпохи Высокого Возрождения» «История создания собора Святого Петра в Риме» «Эволюция архитектурного стиля эпохи Возрождения» «Венеция эпохи Позднего Возрождения» «Творческое развитие традиций А. Палладио в русской усадебной архитектуре XVIII – XIX вв.
Построено за 18 месяцев в 1524-1525 гг. Однако гротески, завитки аканта, коринфские колонны и еще ряд мотивов декорации свидетельствуют об увлечении античностью. Новый ренессансный стиль едва ли мог укорениться на английской почве. Марка.
В самом конце храма Дух Святой, в виде голубя, как бы из глубины неба осеняет молящихся. Это базилика и церковь или часовня с центричной планировкой.
Спинка и лицевые плоскости опорных частей досок украшаются обильной рельефной резьбой. Ярким примером архитектуры эпохи Возрождения в Латвии является сильно украшенный Дом Черноголовых, перестроенный из более ранней средневековой структуры в его нынешние маньеристские формы еще в 1619-25 годах архитекторами А. и Л. Янсеном. Под влиянием более систематического и археологически точного ознакомления с античными памятниками ордерные композиции приобретают большую строгость наряду с ионическим и коринфским ордерами широкое применение находят более простые и монументальные ордера — римско- дорический и тосканский, а тонко разработанная аркада на колоннах уступает место более монументальной ордерной аркаде. с. 109-136. Косяки, филёнки, карнизы, фронтоны заполнены элементами различных орнаментов.
Дворец Раджоне в Падуе выполнен по тому же принципу. Ватикан, в его современном виде, — это соединение дворца и виллы. Но прошло несколько веков и непреходящие ценности древней Эллады вернулись в Европу.
В декоре применяются орнаменты гротеска. Над росписью свадебных сундуков трудились известные итальянские художники. Иннокентий VIII построил в садах (в пункте В) виллу Бельведер современный Ватикан является результатом соединения дворца с виллой, подобно тому как во Франции Лувр образовался от соединения двух дворцов. Над порталом треугольный фронтон заключен внутрь лучкового. Нам почти неизвестны имена создателей великих соборов Средневековья.
Одним из выдающихся сооружений Брунеллеско был громадный купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции (рис. Стилобаты, разделяющие ордера идут от одного конца фасада до другого и дают отдых глазу. Своеобразное видение античности, породило творческое прошлое архитектора. В одних случаях планка спинки выполняется съёмной, тогда стул (кресло) может складываться, в других случаях спинка крепится наглухо к локотникам и, несмотря на то, что конструкция такого места для сидения имеет как бы оси вращения деталей сидений и ножек, стул складываться не может. Часто используется купол на парусах известный уже раньше (например, храм св.
Само подстолье украшено по углам львиными масками с висящими под ними точеными шишками. Это видно по фасадам и декору сооружений позднего ренессанса. Архитектор Элиас Холь.
В европейской культуре того времени аскетизм и догматизм средневековья сменяются новыми ощущениями смысла жизни, широкими возможностями человеческого разума и опыта. начало строительство 1440 г. ). Строительство всего комплекса дворца, города и большого парка вблизи Парижа было начато в середине XVII в. и закончено в начале XVIII в. Главным композиционным центром являлся королевский дворец, перед которым расположена громадная площадь (площадь Армии). Вынос карниза здесь значительно уменьшен. Пилястры завершаются карнизом, несущим свод и полуциркульные арки. Если со ступеней, ведущих к притвору, обернуться назад — перед взором откроется все величие площади, которая и сама служит как бы преддверием к храму.
Его главным творением стало здание новой библиотеки собора Сан-Марко. Как и в готический период строительство было сконцентрировано в городах. Он сохранил план греческого креста, но для купола базилики воспользовался планом Пантеона. Также Браманте соорудил палаццо делла Канчеллериа, дворец Жиро, двор Сен-Дамазо в Ватиканском дворце, а также составил план Собора Святого Петра в Риме и начал возводить здание. Над средокрестием был задуман огромный купол, а над боковыми нефами – цилиндрические своды. Сложные и свободные орнаментальные рисунки покрывали декоративные ткани в 15 веке.
rusticus – простой, грубый) – рельефная кладка или облицовка стен камнями с грубо отесанной или выпуклой лицевой поверхностью (так называемыми рустами).
Классические нормы изучались и воссоздавались для того, чтобы служить современным целям. Во многом они были сходны с более ранними домами. Сундук начал утрачивать характер простого ящика.
Это хорошо заметно, например, по решению многих помещений Версаля. Библиотека наверху. В этот период в стране формировалось государство с сильной абсолютистской властью.
Из античной архитектуры ренессанс перенимает ордерную систему. Петра.
Это строения со сводами и стенами из кирпича (крестовые, коробовые, парусные, сомкнутые, купольные и сферические) с частичным использованием деревянных элементов в балочных конструкциях перекрытий этажей, в стропилах наклонных крыш. Выше Альберти. Нижние планки выполняются в виде опор, а верхние – в виде локотников.
Для всех ордеров высота антаблемента должна была составлять четвертую часть высоты колонны, а подставки (если он был) — третью часть. Например, палаццо Питти (Palazzo Pitti. Желание зодчих, работавших в 15-16 веке, направить строительство на путь следования древним формам и приемам выразилось в воспроизведение декоративных элементов и ордерных средств. К началу столетия архитекторы уже прекрасно владели античными формами. Говоря об этой эпохе имеют в виду страны христианской культуры.
На протяжении 10 лет расписывалась самим Романо и его учениками. Главное содержание перемен – изменение мировоззрения. (Например, в Чертозе Повийской – монастыре недалеко от Милана). Преодолевается характерный для раннего периода Возрождения контраст между архитектурной характеристикой внешнего облика палаццо и его внутреннего двора. В XVI в. центром итальянский архитектуры становится Рим.
На Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро в Монторио (1503) Браманте вдохновили ротонды римских храмов. К архитектуре Ренессанса относится замок в Фонтебло (Chteau de Fontainebleau), Ане (Chteau dAnet), Тюильри (Tuileries) архитектора Филибера Делорма. Купола опирают на 4 массивных столба. Самым известным представителем этого периода был Донато Браманте (1444-1514), следовавший в возведении зданий классическим принципам. Его последователями были Бальдассаре Перуцци, Рафаэль Санти, Антонио да Сангалло.
По существу, ему предстояло создать абсолютно новое сооружение. Начатое в 1446 г. строительство было прервано смертью архитектора. Первым образцом периода можно назвать базилику Сан-Лоренцо во Флоренции, построенную Филиппо Брунеллески (1377 – 1446).
Впервые в западноевропейском зодчестве Брунеллески дал ярко выраженный пластический объем купола, вздымающегося к небесам и осеняющего, по выражению архитектора Альберти, «все тосканские народы». В 1506 Папа Юлий II поручил Браманте работу над проектом нового собора св. Джакомо Виньола (1507-1573) издал трактат об архитектурных ордерах, который оказал воздействие на формирование французской Школы изящных искусств. Среди выдающихся северных памятников можно назвать Лоджию дель Консильо (строение муниципалитета) в Вероне.
Передние ножки, продолженные вверх над сиденьем, служат опорой брускам локотников. Подземелье, в которое ведет бронзовая дверь, — это остаток древней базилики Константина: там стоит мраморный престол, под которым хранятся мощи Верховного Апостола. В 1503 – 1505 гг. План базилики происходил от римских залов собраний. В качестве организующего и декоративного начала широко использовались ордерные элементы и пышный декор.
Фасад церкви, спроектированный Джакомо делла Порта (1537-1604) имеет двухъярусную композицию, со спаренными пилястрами и мощными волютами, объединяющими оба этажа. В. Жолтовский и его последователи). В начале 16 в. представителем архитектуры эпохи Ренессанса считается Донато дАнджело Браманте (Donato (Donnino) di Pascuccio di Antonio detto il Bramante.
С самого начала и через весь период Ренессанса проходит принцип художественного индивидуализма, свободного обращения к античным формам. Второй ярус фасада Лоджии инкрустированный мрамором золотисто — желтых оттенков. Найденные в Воспитательном доме конструктивные и декоративные приемы были развиты Брунеллески в капелле Пацци при церкви Санта-Кроче во Флоренции (начата в 1430 году).
Совершенствование проекта светского здания в стиле Возрождения началось в XVI веке и высшей точки достигло в творчестве Палладио. Иногда передняя стенка кабинета откидывалась и превращалась в столешницу. 5). 409, С) отведены для дворцовой стражи и, как правило, они не имеют окон во двор. Здание делилось на 3 этажа, подчеркнутых на фасаде горизонтальными тягами.
Прямоугольная доска сиденья, вытянутого по ширине, украшалась резным подзором. Художники принадлежали к цеховым организациям, причём художники зачастую относились к цеху аптекарей (фармацевтов), а скульпторы – к каменных дел мастерам. Палаццо Массими (рис.
Крышка сундука изнутри покрывается росписью. Края доски сиденья и нижняя кромка короба сиденья профилируются. По своим размерам купол сопоставим с куполом Пантеона.
Юлий II поручил Браманте построить двор (С), называемый делла Пинья, устанавливающий связь между строениями Сикста IV и Иннокентия VIII. Те, кто занимается изучением человеческого, получают в конце XV в. название гуманистов.
Глубокая резьба иногда покрывается позолотой и местами имеет прописанный цветной фон. Со вступлением на папский престол Юлия II (1503) центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, папа привлёк к своему двору лучших художников Италии. Первый по образованию ювелир, второй — скульптор. Интересным примером деятельности автора будет Вилла герцога Мантуи. Простые и ясные интерьеры Ф. Брунеллески (1377 – 1446 гг. ), например, в капелле Пацци (1430 – 1461 гг. ) в церкви Санта-Кроче во Флоренции, оказали глубокое воздействие на последующее понимание внутреннего пространства. Впоследствии знаменитые лоджии Ватикана заканчивал Рафаэль, руководивший их росписью. В этот период возводятся сооружения, масштабной мерой которых становится человек.
В промежутках между арками размещены круглые керамические медальоны работы Андреа делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев. Полуколонны усиливают игру светотени на фасаде. Церковные фасады, как правило, размерены пилястрами, арками и антаблементом (балочное перекрытие пролёта или завершение стены), увенчаны фронтоном. Точно так же стиль, который должен был стать бароком, развился в Италии в начале 17 века, примерно в то время, когда первые полностью ренессансные здания были построены в Гринвиче и Уайтхолле в Англии после длительного периода экспериментов с классическими мотивами, применяемыми к местные архитектурные формы или, наоборот, принятие структурных форм Возрождения в самом широком смысле с отсутствием формул, которые регулировали их использование. Альтенбургская ратуша, часть Кельнской ратуши (Klner Rathaus), Гейдельбергского замка (Heidelberger Schloss), Фюрстенгоф (Вильмар) в Германии.
3), построенный по проекту зодчего Мике-лоЦцо ди Бартоломео в 1444—1452 гг. Главным центром искусства и культуры Возрождения стала Флоренция. Ему и выпала честь завершить сооружение купола над собором. Первым его зодчим был великий Донато Браманте.
В это время были широко распространены стулья и кресла нескольких типов. Находится на площади Святого Марка рядом с одноимённым собором.
Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них – элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившего вектор развития архитектуры Ренессанса, дворцы Строци Бенедетто да-Майяно и С. Кронака, дворцы Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), дворцы Руччеллаи Альберти. Сильный выступ классического карниза завершает здание.
Маленькая горизонтальная доска образует сиденье, которое обычно имеет восьмигранную форму. Среди множества представленных проектов, рисунков и моделей выделялся фантастический проект архитектора Филиппо Брунеллески (1377 – 1446). Архитектура эпохи Возрождения / И. А.
Очень важным является и изменение характера пространства. Лишь в 1461 г. была закончена кладка фонаря, а спустя еще семь лет мастеру Андреа Верроккьо (1435/1436 – 1488) было поручено выполнить большой медный шар и увенчать его крестом. Сами святые мощи апостола Петра скрыты от взоров. Термин «возрождение» был введен в XVI веке автором замечательного труда, бесценного источника «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550), художником Джорджо Вазари. Во второй половине XVI в. мебельное производство достигает больших высот в Генуе.
Здесь сохранилось много прекрасных образцов зданий в стиле Ренессанс. Микеланджело берет все компоненты Брунеллески и склоняет их к своей воле.
Эти шкафы имеют меньший объём и отличаются весьма гармоничными и лёгкими пропорциями. Браманте воспроизвел круглую форму римского храма с колоннадой вокруг целлы. Изучение античных образцов вело к усвоению классических элементов архитектуры и орнамента.
Камни для рустовок обычно имели необделанную (колотую) лицевую поверхность при наличии чисто вытесанной окаймляющей дорожки. Филиппо Брунеллески в 1417 г. выиграл конкурс по созданию проекта купола собора Санта Мария дель Фьоре, в своей работе он предложил восьмигранный пустотелый купол с двумя оболочками, облегчив вес свода, уменьшив силу распора, действующую на стены купола (купол строился в 1420 – 1436 гг. ). Например, существовали стулья с четырьмя прямыми ножками квадратного сечения.
На гладкой, оштукатуренной по кирпичу поверхности стены четко выделяются широкие идущие по всему фасаду горизонтальные пояса как бы опираясь на них, размещены окна с рельефными наличниками в форме античной «эдикулы». Искусствоведы считают, что Ренессанс начался в 1401 г. В этот год мастера из Флоренции Филиппо Брунелески (Filippo Brunelleschi. 1377 – 1446 гг. ) и Донателло (Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donate di Niccolo di Betto Bardi. около 1386-1466 гг. ) приняли участие в конкурсе по оформлению дверей флорентийского баптистерия, но не выиграли его и отправились изучать развалины Рима.
В то же время, довольно много строили высокопоставленные придворные Елизаветы I. Историк архитектуры сэр Джон Саммерсон назвал такие здания «домами чудес». В начале XV в. Флоренция претендовала на роль главного города Италии, противопоставив себя «вечному городу» – Риму. канделябра, о котором ранее уже шла речь. Стена опять приобретает свое первоначальное тектоническое значение. 409). Они лишь дают обобщающее представление архитекторов Ренессанса об идеальной сооружение.
Самое знаменитое сооружение Палладио – вилла «Ротонда», стоящая в живописной долине на холме. Он значительно упростил первоначальный план, сделав собор более компактным. При участии известного архитектора Якопо Сансовино (1486 – 1570), ученика Браманте, было завершено формирование города. Наконец, приходят к решению в виде больших ордеров (рис.
Строительство собора Cв. С XV по XVII в. больше внимания уделяется общественным площадям, особенно в период развития барокко.
Палладио по праву называют теоретиком архитектуры: ему принадлежит фундаментальное исследование «Четыре книги об архитектуре» (1570). Огромный купол этого храма виден отовсюду, но исчезает по мере приближения к нему. Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти— Базилике ди Сант Андреа в Мантуе. Дрессуар служил для хранения сосудов, столовых приборов и ценных вещей. «Заслуженного гражданина» Флоренции, «возродителя древнего зодчества» похоронили под сенью купола собора Санта-Мария дель Фьоре. Сложившийся еще в эпоху Ренессанса архитектурный стиль Микеланджело (1475-1564) проявился в полную силу уже в эпоху Контрреформации.
По заказу Генриха II Пьер Леско (ок. В течение 14 в. в Италии ощущался дух перемен. Одной из главных причин этого является отсутствие собственной классической традиции (Франция исторически была более романизирована, чем Англия: французские архитекторы могли увидеть античные памятники не только во время путешествий в Италию, но и на своей земле).
Развитие Архитектуры Возрождения привело к нововведениям в использовании строительных техник и материалов, к развитию архитектурной лексики. В эпоху Раннего Возрождения (XV в. ), когда еще сильны были черты средневековой готики, основное внимание зодчих было сосредоточено на разработке центрально-купольных храмовых сооружений и городских дворцов – палаццо. Приписываемое Браманте здание Канчеллерии (начато в 1483 г. ) (главной папской канцелярии) в Риме — одно из выдающихся дворцовых зданий — представляет собой огромный параллелепипед с прямоугольным двором, окруженным аркадами.
Совершенствование проекта светского здания в стиле Возрождения началось в XVI в. и высшей точки достигло в творчестве Палладио. Фасад (наружная, лицевая сторона здания) в архитектуре Возрождения симметричен относительно вертикальной оси. От этого незначительного изменения размера и возникает ощущение устремленности ввысь. В 16 в. роль главного художественного центра переходит от Флоренции к Риму. Чертозы были довольно многочисленны на Севере Италии и имели высоко развитые художественные мастерские. Большинство черт этого типа зданий воплощено в Лонглите и Уоллатон-Холле.
Именно в это время формируется истинно национальное французское мебельное искусство. – М. : Изобраз. Наличники из белого мрамора выделяются четким контуром на желтоватом травертине облицовки.
Он составил план собора по образцу греческого равноконечного креста. Этот невыгодный с художественной точки зрения эффект проседания купола удалось нивелировать Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680) – создателю проекта площади св. После смерти Браманте строительство возглавил его ученик, знаменитый художник Рафаэль Санти (1483--1520), который пытался решить проблему взаимного отношения живописи, скультуры и архитектуры. Фронтоны обычно треугольные, но бывают и другой формы. дворцы или палаццо, предназначавшиеся для жилья и торжественных приемов. Он предложил считать главным мерилом («модулем») ордеров длину радиуса нижней части ствола колонны. В центрах мебельного производства Средней Италии (в Риме, Сиене, Болонье) мебельные объекты имели крупную декоративную резьбу.
Стиль архитектуры Брунеллески можно было бы назвать более «женственным», по сравнению с древнеримскими образцами. Архитектура занимает ведущее место в ренессансном художественном творчестве. Смеясь, Филиппо ответил, что и купол они построят, если увидят его чертежи и модель. Собственный архитектурный стиль подчеркивал автономность данной области. Бартенев, В. Н.
В XIII — XIV вв. Обычный тип. Произведения Палладио прекрасно спропорционированы, точно продуманы в каждой детали.
В первом этапе, относящемся к XIV—XV вв., преобладающее зпачение имеют торговые площади.
415, В) уже чувствуется это направление идей. Многие искусствоведы отмечают, что, решая архитектурные задачи, Микеланджело оставался прежде всего скульптором и использовал средства, которые были более характерны скульптуре, чем архитектуре. В Позднее Возрождение появляются так называемые шкафы-кабинеты, которые получили потом распространение по всем странам Европы. Первый этаж, трактованный как цокольный, усилил контраст с облегченным верхом. Когда он использовал мотив «триумфальной арки» большого арочного отверстия с нижним квадратным отверстием с обеих сторон, он неизменно применял его в небольших масштабах, таких как окна, а не в больших масштабах, как Альберти использовал его в Сант Андреа. 1).
Формальный язык античного искусства был поставлен на службу идеалам новой эпохи. Архитектура Ренессанса сосуществовала с готическим стилем в Богемии и Моравии до конца 16-го века (например, жилая часть дворца была построена в современном стиле Ренессанса, но ее часовня была спроектирована с элементами Готики).
представляет собой наиболее сохранившийся замковый комплекс Раннего Ренессанса во Франции. К середине 16 в. страсть к украшению уступает место более строгому академическому стилю дворца Карла V в Гранаде (1526-1533). Ларцы обычно богато декорировались. Смена эпох – это не только новые стили в искусстве.
Собор Святого Петра. Со вступлением на папский престол Юлия II (1503) центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, папа привлёк к своему двору лучших художников Италии. Стиль платереск, распространившийся в 16 в. в Испании, представляет собой сплав декоративных элементов поздней готики с ренессансными мотивами.
Петра после Рафаэля продолжил Антонио ди Сангалло, также спроектировавший палаццо Фарнезе. На рис. Искусство, 1983. Между архитектурными элементами происходит связь в виде гротескового орнамента (арабески). Браманте хотел поставить купол Пантеона на базилику Максенция.
Бесчисленные лампады освещают спуск в подземелье. Многие мастера безуспешно пытались сделать это. по заказу фактического правителя Флоренции Козимо Медичи (в XVII в. дворец был продан семейству Рикарди). Они разрабатываются как целые скульптурные гротескные композиции.
Небольшие глухие дверцы, которые закрывали весь набор этих ящиков, обычно украшались маркетри с перспективными видами архитектурных построек. Правители и заказчики хорошо понимали значимость архитектуры и планирования городов для построения идеального общества. Особенно богато декорированы локотники и их стойки. В формообразовании подобных мебельных объектов, предназначенных для хранения вещей и сидения, в их декоре (обработке профилей, заимствованном растительном орнаменте и др. ) просматривается явная стилистическая связь с саркофагами древнеримской эпохи.
Николай V и Сикст IV построили около базилики св. Он возвёл собор и барабан центрального купола, но сам купол достраивал уже после его смерти (1564г. )Джакомо делла Порта, придавший ему более вытянутые очертания. Эти фрески и заключены в рамы различных форм. В Риме можно отметить малый и большой венецианские дворцы Бернардо ди Лоренцо, Чертоза в Павии Боргоньоне, палаццо Вендрамин-Калерджи П. Ломбардо, Корнер-Спинелли, Тревизан, Кантарини и Дворец дожей в Венеции.
Рельеф рустов понижался с увеличением этажей. В изготовлении столов повторяются приемы и мотивы украшений, которые пришли из Италии.
И подлинным назначением этой виллы мог бы быть дворец пионеров. В давно устоявшуюся композицию введена тектоническая целесообразность, подчеркиваются горизонтальные профили, с помощью которых верхняя часть корпуса дрессуара делится на два яруса. В Северной Италии (в Ломбардии и Венеции) вместо резьбы начали широко применять инкрустацию из дерева разных пород и слоновой кости, т. н. См.
Это был прообраз современного секретера. Локотники делаются сквозными с грузными точёными подставками в виде баляс. Готический храм, устремляющий ввысь кружевные шпили, вмещал неисчислимое множество подлинных шедевров – от архитектурного замысла до мозаичного пола, до миниатюрных скульптур на стенах и фресок и все это выполнялось анонимными авторами. Шероховатость фактуры камня усиливает мощь архитектурных форм. – studia humanitatis), в отличие от studia divina – изучения божественного.
Делаются и более простые столы, столешницы которых украшаются наборным деревом. Функциональность уже не имела главенствующей роли, а вот античный характер напротив приобрел первостепенное значение.
В 1546 Микеланджело был назначен главным архитектором собора св. В стенных нишах располагаются рельефные и скульптурные изображения. Они отличаются от флорентийских тем, что большинство их рельефных украшений делается из левкаса (смеси мела, гипса и клея), которые потом золотятся. Кресла с высокой прямой спинкой, c архитектурными формами в виде пилястр.
Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны). Его фасады сильно выступают вперед и богато профилированы сложными оконными наличниками, разнообразными колоннами и пилястрами коринфского и композитного ордеров. Для интерьеров эпохи Возрождения характерно (по примеру Древнего Рима) стремление как бы увеличить реальное пространство помещений с помощью фресковых росписей, станковых картин или даже скульптуры.
Длина каждой из последующих ступеней лестницы постепенно уменьшается. Орнаментом мог быть покрыт весь фасад здания, как в церкви Сан Грегорио в Вальядолиде или только отдельные его части, как в больнице Санта Крус в Толедо (архитектор Энрике де Эгас). На этой мебели – высокая рельефная резьба, фантастичные животные, вместо ножек – гермы, колонны, делаются портики и фронтоны на шкафах и креслах.
При нём и его ближайших преемниках в Риме создаётся множество монументальных зданий, произведений искусства. Образцом ренессансного искусства является собор в Павии.
В стиле Ренессанс выстроен монастырь Эскориал (искусствоведы его называют «монотонной симфонией в камне») архитектор Х. де Толедо, Х. де Эррера (Juan de Herrera 1530-1597 гг. ), в Испании. В Италии раннего периода Ренессанса предметы мебели изготавливали из тёмного ореха. Браманте заканчивал работу над палаццо Канчоллерия, которое начинал строить А. Бреньо. Сыграла свою роль не только географическая близость Италии, но и распространение информации через книги, гравюры и рисунки.
Первым фасадом в стиле Возрождения можно назвать фасад кафедрального собора Пиенцы (1459 – 1462), приписываемый флорентийскому архитектору Бернардо Гамбарелли (известен под именем Росселлино), возможно, что и Альберти имел отношение к созданию храма. По замыслам архитектора, в плане он представлял собой греческий (равноконечный) крест, вписанный в квадрат, что явно противоречило канонам романской базилики, продольной в плане. Брунеллески применил много новых приемов при создании его архитектурного облика. Здание освободилось от крепостной замкнутости, еще присущей дворцам раннего Возрождения.
Высокие коринфские пилястры объединяют оба этажа. Конструктивное решение сводов и куполов остается основной технической н художественной задачей.
Марка, палаццо Корне). На закате своего существования архитектура возрождения стала сложнее и элегантнее.
Два главных архитектора того времени строили церкви обоих типов. Он был разрушен во время Второй мировой войны и восстановлен в 1990-х годах. Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти – Базилике ди Сант Андреа в Мантуе.
В качестве примера возьмем флорентийский дворец XV в. — палаццо Строцци (рис. Этот древнеримский мотив часто упоминается как палладийская арка.
Выбранная автором готическая форма купола еще продолжала применяться в архитектуре Италии. Все остальные объемы (полукупола и угловые башни) группировались вокруг центрального купола, подчеркивая его главенствующую роль. Со вступлением на папский престол Юлия II (1503) центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, папа привлёк к своему двору лучших художников Италии. В стране строились королевские замки и дворцы аристократии в смешанном стиле. Архитектурный язык Высокого Возрождения стал более монументальным и продуманным.
С этого времени для изготовления мебели вместо дуба используется орех. Крупнейшим архитектором Венеции стал Андреа Палладио (1508 – 1580), стиль которого отличают совершенство в построении античных ордеров, естественная завершенность и строгая упорядоченность композиций, ясность и целесообразность планировки, связь архитектурных сооружений с окружающей природой, тщательная обработка деталей. По-другому, как известно, этот период – Эпоха Возрождения. Число церковных и королевских заказов в Англии времен Реформации было весьма ограниченно.
Сохранился принадлежавший Джонсу экземпляр трактата Палладио «Четыре книги об архитектуре» с его пометками. Однако можно проследить и некоторые общие признаки. Доски спинки и ножек могут иметь небольшой наклон.
Венецианская архитектура отличается большей декоративностью, чем римская. Столицей Позднего Возрождения в Италии стала Венеция. Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них— элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившего вектор развития архитектуры Ренессанса дворцы Риккарди, построенные Микелоццо-Микелоцци, дворцы Строци Бенедетто да-Майяно и С. Кронака, дворцы Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), дворцы Руччеллаи Леона Баттиста Альберти.
Ключевой идеей стало возрождение античности. В каждой стране Европы были собственные черты и особенности строительства. Франция ответила на появление итальянского классического стиля более не-посредственно, чем другие европейские страны, хотя и здесь классические черты временами проявлялись в основном в элементах декора.
Ему принадлежит купол флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре. Его создатель, Жиль Бретон, спроектировал знаменитую Галерею Франциска I, которая является самым ранним примером такого типа помещения, который позднее пользовался популярностью во Франции и Англии. Вплоть до XX века понятие «маньеризм» имело негативную коннотацию («манерный», «вычурный»), но к настоящему времени термин используется только для описания соответствующего исторического периода и, в общем, нейтрален.
После нанесения контура какого-либо изображения резцом фон вокруг него снимается на одинаковую глубину. Существует деревянная модель купола, показывающая ее внешнюю оболочку как полусферическую. В первой трети XVI в. в архитектуре Франции заметно еще влияние готики. На каждом своде помещено по четыре фрески (всего 52 картины на библейские сюжеты в обрамлениях из гротесков).
Вместо того, чтобы развиваться, как это было в Италии, оно прибыло полностью полноценно. В Италии в эпоху возрождения орнаментальные мотивы использовались и на фасадах сооружений. Из античной архитектуры ренессанс перенимает ордерную систему. Декорированные «голландские» фронтоны украсили многие дома, построенные в это время, особенно в Восточной Англии имевшей тесные связи с Нидерландами.
Так поступил Сангалло Младший около 1520 г., создавая фасад дворца Фарнезе (рис. Декор сундуков (ларей), особенно их лицевых граней, делается весьма изысканным со строго симметричным расположением орнаментации из канделябров, тонких веток аканта, с выходящими из них фигурами и головками, массивных венков, висящих на тоненьких ленточках, медальонов и др. Разработанная Виньолой композиция церкви Иль Джезу в Риме (1568-1584) с просторным главным нефом, в который открываются ряды капелл, нешироким трансептом, куполом над средокрестием, цилиндрическими сводами над другими пространствами нефа, трансептом и хором стала образцом архитектуры иезуитских церквей, во множестве строившихся в 17 в. по всей Европе.
Крупнейшим архитектором этого периода был Донато дАнджело Браманте (1444—1514). При этом ренессанс старается преодолеть массивность и простое нагромождение объемов и для облегчения конструкции в системе сводов применяются различные дополнительные элементы, которые оставляются открытыми и иногда трактуются как детали художественного решения (например, затяжки). При гонениях на христиан во времена Нерона он был распят в Риме вниз головой. Очень важным является и изменение характера пространства. В это время античное наследие полностью вытесняют средневековые элементы в строениях.
В Англии, как и в остальной Северной Европе, в XVI в. еще продолжал доминировать готический стиль. Пространство между этими галереями он оформил в виде разбитого на трех террасах гигантского парадного двора, завершив его величественной нишей-экседрой Бельведера.
Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи. Все зашумели, считая, что могли бы повторить то же самое. На ларцах, украшенных углубленной резьбой, часто встречается орнамент заплетённой лозы с изображениями животных (средневековый мотив), а также более реалистически трактованные изображения человеческих фигур. В эпоху Возрождения шедевры архитектуры, живописи, скульптуры стали именными. Вторая техническая находка – способ кладки, когда кирпичи располагаются не горизонтально, ас наклоном внутрь, при этом центр тяжести свода оказывается внутри купола – своды росли равномерно (восемь синхронных групп каменщиков) и равновесие не нарушалось.
Используются различные ордера, которые чаще всего выстраиваются в ряд в соответствии с так называемой классической соподчиненностью — от самого тяжелого дорического в нижней части к наиболее субтильному коринфскому наверху. В нижней части доски ножек скрепляются специальным бруском. Грандиозный купол храма возводился после смерти Микельанджело (1564 г. ) по его рисункам.
В Англии в начале XVII в. можно говорить о стиле Якова, отчасти обязанного своим появлением массовому найму иностранных резчиков и мастеровых (в особенности – из Нидерландов). У этой эпохи великих открытий были две особенности, оказавшие влияние на архитектуру. Прямые ножки и проноги такого кресла покрыты резьбой. Архитектор неизвестен. Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти— Базилике ди Сант Андреа в Мантуе.
Ренессансная архитектура Северной Италии была более нарядной и прихотливой. Во всяком случае известно, что Брунеллески успел возвести только сам купол, а его завершение – изящный барабанчик с позолоченным шаром и крестом наверху – строили по чертежам после смерти архитектора. В этом содержалось одно из главных нововведений французской манеры убранства интерьера. Основоположником нового стиля и крупнейшим его представителем в начале 16 века был Донато дАнджело Браманте (1444—1514).
Представителями ренессансной архитектуры были Виньола (Иль-Джезу в Риме, вилла Фарнезе в Витербо), Вазари (галерея Уффици во Флоренции), А. Палладио (виллы, базилики, театр в Винченце), Галеаццо Алесси (церковь Мадонны де Кариньяно, дворец Спинола, дворец Саули в Генуе), Бальдассаре Перуцци (Фарнезинская вилла, палаццо Массими в Риме), Рафаэль Санти (дворец Пандольфини во Флоренции), Антонио да Сагалло (палаццо Фарнезе в Риме), венецианец Якопо Татти Сансовино (библиотека св. В английской архитектуре этого времени господствовала готика. В XV в. возникла новая форма архитектуры жилых зданий, удовлетворявшая более просвещенному и утонченному вкусу Возрождения.
Оживляя плоскость стены игрой светотени, рустика создает впечатление мощи, массивности здания. Эта функция была экспортирована в Англию. Карло Мадерно (1556-1629) удлинил главный неф и пристроил к храму нартекс и фасад. Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них – элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившего вектор развития архитектуры Ренессанса дворцы Риккарди, построенные Микелоццо-Микелоцци, дворцы Строци Бенедетто да-Майяно и С. Кронака, дворцы Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), дворцы Руччеллаи Леона Баттиста Альберти. Петра.
Представителем этого периода был Донато Браманте (1444—1514), строго следовавшего в возведении зданий классическим принципам. Пилястры установлены на пьедестал играющий роль аттика для находящегося ниже этажа. Особенно активно декорируются резьбой невысокого рельефа пилястры спинки и ее верхний карниз. Архитектор сказал: «Пусть тот, кто сумеет стоймя утвердить яйцо на мраморной доске и возводит купол». Гармоничная классическая архитектура Иниго Джонса (1573-1652 гг. ) сильно отличалась от ограниченного в основном декором стиля Возрождения, который был характерен для английской архитектуры XVI в. Джонс сам побывал в Италии и в деталях изучил архитектуру Ренессанса, в особенности работы Андреа Палладио.
Вплоть до XX века понятие «маньеризм» имело негативную коннотацию («манерный», «вычурный»), но к настоящему времени термин используется только для описания соответствующего исторического периода и, в общем, нейтрален. В Ломбардии была распространена также интарсия из светлых и темных пород дерева. План зданий эпохи Возрождения определён прямоугольными формами, симметрией и пропорцией, основанной на модуле. Сооружения Браманте отличаются чистотой линий, гармоничной уравновешенностью, удивительной легкостью и стройностью, несмотря на некоторую перегрузку их декором (особенно в Темпьетто) в виде колоннад, развитых карнизов и пышных капителей. Чертозской мозаикой украшались курульные кресла, маленькие ларцы и даже кассоне. К каждой стороне здания примыкают портики с вынесенными вперед лестницами.
Фасад Чертозы (картезианского монастыря) близ Павии, созданный по проекту Амадео и других во второй половине 15 в. имеет мало общего с римскими образцами. Это путешествие можно по праву считать началом ренессанса Возрождения в архитектуре Италии. Он используется и в конструкциях и в элементах оформления.
Купол, как и построенный имеет гораздо более крутую проекцию, чем купол модели. Характерным элементом архитектурно-декоративного оформления потолков стал кессон. Большой вклад в развитие архитектуры внес Леон Баттиста Альберти (1404 – 1472) – блестящий математик и физик, поэт и музыкант, философ и скульптор. Батажкова // Очерки истории архитектурных стилей : учебное пособие.
Впечатление от величия отчасти зависит от его огромных размеров (длина 56 м Высотой 29, 5 метров) и в своем высоком месте с видом на широкую площадь. Новый стиль сильнее проникает в нехрамовую архитектуру: дворцы правителей, городских властей и знати, ранее подобные крепостям, не во всём отойдя от средневекового облика изменяются, очевидно желание архитекторов соблюсти симметричность и гармонию пропорций. В оформлении корпуса Франциска I появляются ренессансные черты.
Подобным североитальянским путем развивалась и архитектура Венеции. Флоренции было чем гордиться: здесь впервые были провозглашены демократические принципы: «Свобода есть неотъемлемое право, которое не может зависеть от произвола другого лица». Фасад симметричен относительно вертикальной оси. Фактически она отбросила основную часть архитектурных достижений (что, конечно, не касается технологии строительства) Средних веков.
В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа. Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них — элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившего вектор развития архитектуры Ренессанса дворцы Риккарди, построенные Микелоццо-Микелоцци, дворцы Строци Бенедетто да-Майяно и С. Кронака, дворцы Гонди (Джулиано да-Сан-Галло, дворцы Руччеллаи Леона Баттиста Альберти. Римляне никогда не строили зданий, подобных церквям раннего периода развития возрождённого классического стиля или особнякам преуспевающих купцов XV века. Фасады расположенных справа и слева палаццо Консерваторе (сейчас там выставлены произведения античного искусства из собрания Капитолийских музеев) разделены на два этажа: нижний занимают открытые лоджии, в верхнем чередуются окна с треугольными и лучковыми фронтонами.
Архитектура барокко в Италии. Основой архитектуры Ренессанса являлось наследие зодчества Древней Греции и Древнего Рима: симметрия, пропорциональность, масштабирование относительно параметров человеческого тела, ордерная система, ритмичность в расположении элементов и декора фасадов. Таким образом создается плоский узор на плоском фоне. В частности, это влияние заметно в архитектуре классицизма во Франции в XVII—XVIII вв.
Вместо ордера, рассчитанного на высоту одного этажа, Палладио одним ордером объединил два верхних этажа, а позже стал «украшать» многоэтажное палаццо колоссальными ордерами, поднимающимися от основания до карниза. Здесь они зарисовывали самые разные фрагменты остатков античных сооружений: колонны, профили, карнизы, капители исследовали фундаменты, планы построек, разбирались в конструктивных особенностях древних зданий. Собор Святого Петра — это первое, что привлекает в Риме не только паломников, но и всякого путешественника.
Ренессансный стиль в архитектуре воплотился в замке Экуанский (chteau dcouen – ныне Национальный музей Ренессанса), дворце в Блуа (chteau de Blois) во Франции. Кроме того, Франциск I приказал построить многочисленные дворцы в центральной Франции – в провинции Иль-де-Франс, в частности, Мадридский замок и Загородный замок Фонтенбло (60 км от Парижа), который вместе с пристройками 1528 – 1540 гг. Совершенство формы в гармонии с ландшафтом позволило увидеть в ней «гимн совершенной красоте». Такое сочетание придает зданиям величественность и монументальность.
В поздний период творчества Браманте в композиции дворца Ватикана (1503 г. ) ощущается повышенная декоративность, в известной мере предвещавшая появление стиля барокко. Схема демонстрирует не привычное для Ренессанса равновесие, а внутреннее напряжение, подчинение одних форм другим. Но через семь лет Браманте умер и начатый им труд продолжил великий Рафаэль. Такая облицовка имела декоративно-пластическое значение. С другой стороны, вестибюль высок, выше его ширины и переполнен большой лестницей, выходящей из библиотеки, в которой Певснер упоминает как «поток лавы» и разрывается в трех направлениях, когда он встречается балюстрада посадки.
В это время стираются границы между светским и церковным искусством, т. к. (в западноевропейской архитектуре классицизма)». Он успел возвести лишь наружные стены храма на высоту сводов. Одним из классических примеров в области градостроительства того времени является Версаль.
Палаццо Фарнезе, построенное Антонио да Сангалло Младшим (1485-1546), характерно для римской архитектуры 16 в. Ордер использован здесь только для обрамления окон, а стену сверху оттеняет мощный вынос карниза. В оформлении спален применяют драпировки. Влияние дизайна можно увидеть в барочных церквях по всей Европе. Вместе с куполом портики, венчающие ротонду, составляют четкую и гармоничную композицию. Насколько правдива эта легенда, сегодня трудно сказать. Проект дворца или купола собора, приобретение картины Боттичелли или статуи Микеланджело волновали каждого жителя, Флоренция служила своеобразной моделью современного города блистательных изобретений и открытий, который часто называли «новыми Афинами». 417, F).
Чуть вытянутый силуэт собора виден с каждой улицы, с любой площади. По словам архитектора Палладио, библиотека собора Сан-Марко была «самым прекрасным и самым богато украшенным зданием, возможно, даже среди созданных с древних времен».
Позднее убранство рустами сохраняется лишь в обработке цоколей и на углах зданий. Вплоть до XX века понятие «маньеризм» имело негативную коннотацию («манерный», «вычурный»), но к настоящему времени термин используется только для описания соответствующего исторического периода и, в общем, нейтрален. Одной из важнейших проблем итальянской архитектуры 15 века явилась разработка основных принципов сооружения палаццо (городского дворца), послужившего прототипом общественных построек позднейшего времени. В течение XVI в. сундуки окончательно теряют свою прямоугольную форму.
Строятся загородные виллы как целостные архитектурные комплексы. Единственный элемент, не имеющий аналогии в древнеримских постройках, – высокий купол. Здесь большую роль играли декоративные детали, внешняя отделка поверхности стены. Петра в Риме.
Эти пространства были как бы взаимно связаны. Создаются наиболее совершенные центрические композиции.
Принципы строительства изменились и даже на этапе планирования зданий работа велась иначе. Самая известная работа Перуцзы – Палаццо Массимо в Колонне в Риме. чертозскую мозаику. Примером североитальянской ренессансной постройки может служить здание библиотеки Сан Марко в Венеции (1536), построенное Якопо Сансовино (1486-1570).
Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них— элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившим вектор развития архитектуры Ренессанса палаццо Медичи-Риккарди, построенный Микелоццо ди Бартоломео, палаццо Строцци и, палаццо Гонди (), палаццо Ручеллаи Леона Баттиста Альберти. Все более важным материалом становятся строительные растворы. Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи. В эпоху Ренессанса (15-17 вв. ) громадные сооружения средних веков сменились зданиями, напоминающими своими формами и декором античные сооружения.
В церкви Сант Андреа в Мантуе (проект 1470) Альберти перекрыл главный неф цилиндрическим сводом, превратив боковые нефы в ряды капелл. В палаццо Калерджи в Венеции (рис. 6).
Колонны и пилястры нередко сплошь покрываются растительным или геометрическим орнаментом. В соборе Святого Петра за главным престолом находится большое пространство, в конце которого возвышается вызолоченное кресло Апостола. Его фасад так богато украшен скульптурой, что создается впечатление, будто это каменное кружево. Во всех этих сферах люди отталкиваются от античного наследия, чем объясняется волна интереса и к древнему искусству и архитектуре.
Полукруглый купол покоится на высоком барабане. Большое внимание уделялось созданию силуэтов зданий и поражающих воображение перспектив.
При проектировании флорентийского Рикарди Микелоццо (1396-1472) осуществил перевод понятия дворец с архитектурного языка Средневековья на язык Возрождения.
Это усиленное внимание к декоративности и затушевывание рациональной основы зданий, заметные и в более ранних постройках зодчих итальянского Возрождения, привело во второй половине XVI в. к стилю барокко (дословно: вычурный). Изучение античного наследия становится более основательным, оно воспроизводится более последовательно и строго реликты средневековья исчезают искусство полностью базируется на классических принципах. На рубеже XVI и XV веков скульптура начала играть более самостоятельную роль. Укрупненные масштабы форм купола, его мощные массы, члененные крепкими ребрами, подчеркнуты изяществом и тонкой проработкой декора завершающего его фонаря. Когда Микеланджело умер в 1564 году, здание достигло высоты барабана.
В это время складываются благоприятные условия для развития науки, техники, различных видов искусств. С именем Брунеллески связывают сооружение центральной части палаццо Питти (начато в 1440 году) во Флоренции, выложенного из громадных, грубо отесанных каменных блоков (кладка блоками получила название руста). Этот удивительный город-республика дольше других итальянских городов сумел сохранить свою независимость.
Петра в Риме с симметричной композицией: в плане – это объединение квадрата с крестом. Фронтон (от лат. Стволы колонн или пилястр покрываются каннелюрами или резным плоским орнаментом. На Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро в Монторио (1503) Браманте вдохновили ротонды римских храмов.
Это здание «стало как бы символом того ясного, рационального и радостного мироощущения, которое принесло с собой начало итальянского Возрождения» (В. Оба они происходят от античных и ранних христианских зданий. Если при сооружении купола Брунеллески должен был учитывать характер ранее построенных частей собора, то полностью новое понимание архитектурного образа он дал в Воспитательном доме (Оспедале дельи Инноченти) во Флоренции (1419-1444) на площади Аннунциаты – первом гражданском сооружении эпохи Возрождения, отвечающем прогрессивным идеям времени. Певснер говорит, что «Laurenziana раскрывает маньеризм в его самой возвышенной архитектурной форме».
Здание обычно состояло из трех четко обозначенных этажей, внутри находился дворик.
К счастью, гений Микеланджело мы можем оценить и по другим его произведениям. Браманте посредством удачных пропорций и немногих, умело использованных декоративных приемов превратил порт в Чивита Веккиа в первоклассное произведение искусства. Сложность заключалась не только в величине пролета, но и в относительно небольшой толщине стен барабана, которые вряд ли могли выдержать тяжесть купола вместе со строительными лесами.
Свод собора, выполненный из кирпича, покоится на восьмигранном основании профиль его имеет стрельчатую возвышенную форму, которая отвечала особенностям конструкций, возводимых без кружал. Он заключен в пространственном контрасте с окружающим его монастырем. Верхний из трех ровных этажей был добавлен Микеланджело. Наконец, это же решение вырисовывается в фасадах ратуш в Пьяченце и в Брешии Фра Джокондо принял его для пышного оформления дворца Совета в Вероне его же мы встречаем и в Пиенце (рис. Фасады чешских ренессансных зданий часто украшались сграффито (фигурные или декоративные).
Во дворце заседали Большой совет и сенат, работал Верховный и тайная полиция. Так он получил заказ на его возведение. На сундуках стало увеличиваться количество декоративных элементов, появились точёные ножки, заменяемые потом на львиные лапы. Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти — Базилике ди Сант Андреа в Мантуе.
Свое влияние на развитие французской архитектуры оказал и Себасть-яно Серлио, который в 1540 г. прибыл из Венеции в Фонтенбло, где он построил для кардинала Феррары разрушенный сегодня Гранд Ферраре – городской дом (отель), который стал почти на целое столетие французским образцом этого типа здания. В Риме проводятся огромные строительные работы. Старая Ратуша – одно из самых красивых светских строений эпохи Ренессанса. 420, U).
413, А). В архитектуре римского палаццо Канчеллериа (1486-1495), одним из создателей которого был Донато Браманте (1444-1514), сделан следующий шаг после палаццо Руччелаи. Чертозами назывались в Италии монастыри, основанные монахами картезианского ордена. Этот город был основан Людви-ком XIV в качестве королевской резиденции. Наиболее удобную и логичную систему разработал архитектор Виньола. Петра, предполагавшегося на месте одной из старейших раннехристианских базилик.
От нее начинаются три лучевых проспекта, образующие основные композиционные оси города. Гротески – это очень причудливые орнаментальные композиции в виде вплетённых во вьющиеся растительные формы фигур животных, фантастических существ, птиц, человеческих голов, цветов и др. Жители Флоренции хотели установить над собором огромный купол, но никому из архитекторов не удавалось перекрыть огромное пространство (диаметр купола в основании составлял 42 м. Напомним: диаметр купола собора Святой Софии в Константинополе составляет 31, 5 м).
Популярны глухие своды и купола, оставляющие много места для росписей. Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них— элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившим вектор развития архитектуры Ренессанса палаццо Медичи-Риккарди, построенный Микелоццо ди Бартоломео, палаццо Строцци Бенедетто да-Майяно и Кронака, палаццо Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), палаццо Ручеллаи Леона Баттиста Альберти. Точно такое же впечатление глубины, возникающее от площади перед собором Св. Браманте остановил выбор на плане, в основе которого лежал греческий (равноконечный) крест, вписанный в квадрат.
Представителем этого периода был Донато Браманте (1444 – 1514), строго следовавший в возведении зданий классическим принципам. Для облицовки кирпича использовали штукатурку, мрамор, камень.
Готический поставец-креденца принимает название дрессуар, но по своей конструкции представляет все тот же сундук, приподнятый на высоких ножках над нижней цокольной частью. Стиль был перенесен во Францию, Германию, Англию, Россию и другие части Европы в разные сроки и с разной степенью воздействия. Столь патетичных дворцов не строили себе иные короли. Общая концепция проектов, так и осталась прежней.
Примененные Микельанджело даже в поздний период его творчества подчеркнутые и несколько деформированные пластические формы, отличающиеся гармоничностью пропорций, позже были утрированы менее одаренными архитекторами. Это здание, очень римское по духу, немного напоминает базилику Константина. Следует отметить, что уже к концу XVI в. вся мебель для сидения конструируется с учетом удобства сидящего человека. Второй ордер распространяется на два этажа.
Обелиск производит впечатление легкого солнечного луча. во многих европейских городах. Термин «Возрождение» для обозначения соответсвующего периода вёл французский историк Жюлем Мишле, однако щвейцарский историк Якобу Буркхардту в своей книге «Культура итальянского Возрождения» (нем. Die Kultur der Renaissance in Italien) раскрыл определенее полнее, его интерпретация легла в основу современного понимания Итальянского Возрождения. гротески, т. е.
В Италии на базе античного наследия начинается невиданный до тех пор расцвет искусства. по проекту Джулио Романо. Оно было построено из каменных блоков с грубой поверхностью. Появились биографии знаменитых людей их живописные и скульптурные портреты.
Большую популярность к концу XV в. приобретают изображения на лицевых и внутренних (наиболее часто) сторонах филёнок шкафов и кабинетов, а также на стенных деревянных панелях, перспективных видов архитектурных сооружений, многолюдных процессий, различных тематических картин, выполненных в технике интарсии. Скрещивающиеся ножки-опоры таких стульев (кресел) имеют плавно изогнутую форму их нижние и верхние выступающие над уровнем сиденья концы соединены поперечными планками. В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа. Для Раннего Возрождения характерны два типа церквей. Основоположником Высокого Возрождения в архитектуре был Донато Браманте (1444 – 1514).
В сравнении с центрическими постройками раннего Возрождения, где преобладает линейно-плоскостная разработка стен (капелла Пацци), объем Темпьетто пластичен: его ордерная пластика соответствует тектонической целостности композиции. Так, дворцы Виченцы — это кирпичные постройки, покрытые штукатуркой имитирующей камень. Архитектором, который преуспел в Микеланджело, был Джакомо делла Порта. С другой стороны дворца расположен парк.
В качестве мелких предметов интерьера используют: светильники и подсвечники вазы из меди или керамике (фаянс, майолика) декоративную посуду ставят на полки. Кроме того, в фасадах присутствует ритмичность в расположении окон, карнизы.
Понятие Ренессанс (Возрождение) появилось в 16 в., его ввел художник Джорджо Вазари, написавший трактат Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих (1550 г. ) Под этим термином он подразумевал возрождение интереса к античному наследию и возврат к античным элементам в искусстве, в частности, к ордерной системе в архитектуре. Постройки автора наполнены декоративными элементами и расписным внутренним содержанием. Сент-Майкл в Мюнхене – самая большая церковь эпохи Возрождения к северу от Альп.
Следует отметить, что в начале 15 века еще очень сильным было влияние Византийской архитектуры и градостроительства, что тоже внесло свой вклад в архитектуру Ренессанса. Первым фасадом в стиле Возрождения считается фасад кафедрального собора Пиенцы (1459-1462), приписываемый флорентийскому архитектору Бернардо Гамбарелли (Росселлино) или Альберти. Жилые здания эпохи Возрождения часто имели карниз (выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений, мебели. Другой распространенной формой мебели для сидения продолжают оставаться курульные кресла.
Мебель украшается также инкрустацией из камня и пластинками цветного мрамора. При возведении сводов использовался как античный, так и средневековый опыт. Начало нового стиля было положено в Италии. Имя архитектора, создавшего этот дворец, к большому сожалению, остается неизвестным.
С этой эпохи начинается период ложной и претенциозной роскоши. В вилле Фарнезина (около 1520 г., как мы видели, рис. В начале 17 века голландская республика Хендрик де Кизер сыграла важную роль в развитии стиля эпохи Возрождения в Амстердаме, который имеет местные особенности, включая преобладание высоких узких таунхаусов, «ловушку» или голландскую гору и использование декоративных треугольных фронтонов над дверями и окнами, в которых вершина поднимается гораздо круче, чем в большинстве других ренессансных архитектур, но в соответствии с профилем фронтона. 377, V и др. ). В продолжение Высокого Возрождения представления, взятые из античной архитектуры, развивались и воплощались на практике с большей уверенностью.
В то время как произведения эпохи Возрождения, даже небольшие здания или просто проекты были аккуратно задокументированы с самого своего появления. В XVII в. стиль барокко распространился в других странах Западной Европы для «обогащения» фасадов зданий с совсем иным назначением, чем в Италии. Стенки наиболее ранних итальянских ларцев (XV в. ) собираются с помощью весьма примитивных приёмов ящичной вязки, когда отдельные доски сбиваются под прямым углом деревянными гвоздями (нагелями). Его «Десять книг об архитектуре» стали практическим руководством для многих архитекторов и оказали огромное влияние на сложение архитектурных стилей Европы. В страстную пятницу эти святыни показываются народу для поклонения.
Классические нормы изучались и воссоздавались для того, чтобы служить современным целям. 1510-1578) начал перестройку Лувра. Впоследствии из этой тенденции развился стиль барокко, а затем, в XVIII столетии, стиль рококо. При этом здесь был выработан свой оригинальный стиль в искусстве, тяготевший к парадности и красочности. Стиль Генриха II, который сохраняется даже в Позднем французском Ренессансе 80-х гг.
курульные кресла. Он имеет форму высокой, к верху утонченной колонны, но не круглой, а шестигранной. В венецианской архитектуре ренессансный стиль просуществовал до 80-х годов 16 в. В решении виллы Ротонда близ Виченцы Андреа Палладио (1518-1580) использовал четыре четырехколонных ионических портика, которые расположил по сторонам от центрального квадратного в плане объема. Цоколь и карниз верхней части сундука сильно профилированы.
Возник эклектичный, но весьма оригинальный прием декорировки. Стены и своды галереи украшены фресковыми росписями и скульптурными рельефами.
Горизонтальные тяги-пояса подчеркивают членение здания на три этажа. может служить примером здания-ротонды с центричным планом.
33а). В раннем стиле Ренессанс античный орнамент сменяет готический. Архитектура Аугсбурга развивалась под сильным влиянием итальянского зодчества. В Милане Браманте возвел несколько великолепных зданий, в том числе церковь Санта-Мария делла Грацие, где впоследствии великий Леонардо да Винчи напишет свою «Тайную вечерю».
Филиппо Брунеллески (1377-1446) был инициатором нового движения в архитектуре. Это были два молодых человека, два друга: Филиппо Брунеллески и Донателло.
Дворец дожей в Венеции (Палаццо Дукале) – памятник итальянской готической архитектуры, одна из главных достопримечательностей города. Несмотря на малые размеры, Темпьетто производит впечатление монументальности. Этот удивительный эффект достигнут благодаря хитроумному расчету архитекторов. В разработке его фасада отсутствуют традиционная рустовка и вертикальные членения.
Издание альбома рисунков «Здания современного Рима или Сборник дворцов, домов, церквей, монастырей и других наиболее значительных общественных сооружений Рима» (фр. difices de Rome moderne ou Recueil des palais, maisons, glises, couvents, et autres monuments publics et particuliers les plus remarquables de la ville de Rome), опубликованное Полем Ле Таруиллом в 1840 вызвало рост всеобщего интереса к периоду Возрождения. Полоса из завитков и листьев аканта становится распространенным приемом украшения, особенно корпусной мебели. В этот период вводится в обиход и целый ряд новых декоративных элементов, в том числе т. н. Храм был освящен папой римским, но строительство купола собора на этом не закончилось. Высота окон, выходящих на главный фасад, составляет 8 метров.
На Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро в Монторио (1503) Браманте вдохновили ротонды римских храмов. Церковь Святого Иоанна в столице Латвии Риге является примером более ранней готической церкви, которая была реконструирована в 1587-89 годах голландским архитектором Гертом Фрезе (Джорис Фрэзе). Архитектурные элементы становятся неотъемлемой частью фасада.
Четыре громадных столба поддерживают среднюю арку свода. предположительно архитектором Филиппо Календарио. Это главное здание Венеции было прежде всего резиденцией дожей (выборного главы Венецианской республики). Такой шкаф служил для хранения деловых бумаг, денег, драгоценностей. Двери обрамляют наличниками и завершают треугольными либо лучковыми фронтонами.
Верхний этаж предназначен для слуг если приглядеться к расположенным над крышами портиков окнам (f), освещающим помещение для слуг, то и здесь также видно, что приняты все меры к тому, чтобы сделать центр дворца недоступным для посторонних взоров. В Риме Браманте создал то, что было описано как «идеальный архитектурный камень», Темпиетто в монастыре Сан-Пьетро в Монторио. Н. Прокофьев).
Иногда здесь делалась опорная консоль в форме большого акантового листа. Вновь был объявлен конкурс проектов по возведению мраморного фонаря. Так же как в Италии, развиваются такие предметы мебели и интерьера: дрессуар (резной шкаф для посуды), поставец (невысокий шкаф с полками), кассоне (сундук-ларь). Его постройки легки и изящны, архитектурные детали и профили отличаются точностью, но не сухостью, пропорции и формы настолько совершенны, что здания ясно читаются и легко воспринимаются даже неподготовленным зрителем.
Свою творческую энергию Альберти направил на изучение античного наследия. влияние итальянского Ренессанса стало ощутимо в других странах.
Их устройство отвечало новому порядку литургии и функциональным требованиям. Для позднего ренессанса и барокко характерно также обилие человеческих скульптур, композиционно слабо связанных с завершением зданий. С помощью ордерной системы решено и внутреннее пространство капеллы.
Как и в период Тюдоров, строилось мало церковных зданий, но зато было возведено несколько «домов чудес» в стиле короля Якова. Потолки стали делать под античность. Уже современниками Браманте эта постройка признавалась одним из шедевров архитектуры. Будучи главным архитектором при дворе папы Юлия II, Браманте с 1505 г. ведет работы по перестройке Ватикана.
Столовые были, в общем, не известны. Еще более четким стал ритм горизонтальных членений. Эти уклоны вкуса находят свое выражение даже во внешней декорации собора св. Теперь они сужены книзу, рельефная резьба покрывает переднюю и две боковые их стенки.
В этом, по существу первом столь грандиозном по замыслу, ансамбле Возрождения были мастерски использованы композиционные приемы древнеримских форумов. Этот храм, построенный Браманте. Эта деталь широко использовалась в архитектуре домов и общественных зданий. Для убранства фасадов дворцов раннего Возрождения нередко применялись крупные русты.
В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа. Метопы украшены эмблемами папского достоинства. Как известно, тенденции проявились прежде всего в итальянских городах и распространились на территорию Франции, Нидерландов, Испании, Германии и далее на север и восток, в православные земли. Петра дворец (рис. Во второй половине XV в. здесь работали архитекторы П. Ломбардо и М. Кодуччи.
— С Микельанджело заканчивается жизненный и творческий период итальянского искусства. Их современники из северной Италии гораздо больше интересовались архитектурной декорацией. Произошло это в 1506 году, а всего храм строился 100 лет. Сейчасдвор расчленен зданиями, возведенными позднее. Он следовал стилю Высокого Возрождения, который в самой Италии уже вытеснялся барокко. Ансамбль завершается карнизом строгого стиля.
Такой орнамент, а также маскароны (декоративные маски в виде фантастических изображений головы животного или человеческого лица), сфинксы, тритоны, крылатые амуры стали излюбленными декоративными мотивами в мебели того времени. Вместо дуба основным материалом мебели становится ореховое дерево. Такие же точные пропорции были установлены для мелких частей строения. Дворцы эпохи упадка. К северу от Альп, а также в Испании, Раннее Возрождение наступает только в конце XV столетия и его ранний период длится, приблизительно, до середины XVI века, впрочем, о создании шедевров в этот период в других странах говорить нельзя. Петра, объясняется не только грандиозностью ее размеров, но и хитроумными архитектурными приемами.
Развитие Архитектуры Возрождения привело к нововведениям в использовании строительных техник и материалов, к развитию архитектурной лексики. Образцом для подражания считался римский Пантеон. Написанный Серлио трактат «Архитектура», первая иллюстрированная книга, сыграл важную роль в распространении знаний об архитектуре Высокого Возрождения Италии.
Такова декоративная композиция палаццо Перфеттицио (в Виченце), построенного в 1571 г. С этой же целью были сделаны тройные арочные проемы большой высоты. Для строительства этого храма Браманте выбрал мужественный дорический ордер. Руст, рустовка, рустик (от лат. Палаццо дель Те (Палаццо Те) – загородная вилла маркиза Федерико II Гонзага в болотистой местности, окружающей Мантую.
Построена в 1615 – 1620 г. г. Такие места для сидения получили название касса-панка (cassa-panca). Поверхность дерева после выглаживания обычно вощилась. В письме своему дяде Рафаэль писал: «Я не могу жить в другом месте, только в Риме — и это из-за своей любви к строящемуся храму, который я возвожу Где оно, на всем свете место более достойное, чем Рим и есть ли более благородное предприятие, чем сооружение собора Св. Петра. ». (И.
Узкий проезд между двором и улицей заменен открытым «вестибюлем», раскрывающим перспективу на парадный двор. Помимо ковров (украшавших лишь самые богатые интерьеры), расписных или кожаных занавесей, а также шерстяных или хлопковых покрывал в большей части комнат практически не было постоянных предметов обстановки.
и отчасти в советской архитектуре периода увлечения ренессансными и древнеримскими композициями. В продолжение Высокого Возрождения представления, взятые из античной архитектуры, развивались и воплощались на практике с большей уверенностью. Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи. Специфика стиля архитектуры Ренессанса, была создана творчеством зодчих, переосмысливших античное наследие, включая ордерную систему, которая и стала стилеобразующей. Стена опять приобретает свое первоначальное тектоническое значение. Термин «Возрождение» для обозначения соответствующего периода ввёл французский историк Жюль Мишле, однако швейцарский историк Якоб Буркхардт в своей книге «Культура итальянского Возрождения» (нем. Die Kultur der Renaissance in Italien) раскрыл определение полнее, его интерпретация легла в основу современного понимания Итальянского Возрождения. Представителем этого периода был Донато Браманте (1444—1514), строго следовавший в возведении зданий классическим принципам.
Среди них Ризница церкви Сан Лоренцо — это первый интерьер, созданный в средневековой постройке. Ренессанс – это время невероятно значительных перемен не только в искусстве, но и в экономической и социальной сфере практически всех европейских стран. 417, М), построенный около 1535 г. Перуцци, отмечает этот этап в развитии архитектуры. Изобретение станка для выработки тонких листов фанеры по своей значимости для развития мебельного производства имело такое же важное значение, как повторное изобретение пилы (начало XIV в. ) для получения уже не рубленных топором, а пиленых досок.
По ребрам спинки и обвязи сиденья ткань прикрепляется гвоздями с крупными шляпками и украшается бахромой. Пространство переполнено и следует ожидать, что стены будут разделены пилястрами с низкой проекцией. Андреа Палладио в «Четырех книгах об архитектуре» (1570 г. ) высказал идею расположения дворцов на центральных площадях, которая была использована при создании дворцовых и трехлучевых композиций вплоть до конца XVIII в. Начиная со второй половины XVII в., в связи с развитием в городах крупной промышленности перед градостроителями возникают острые проблемы, связанные с водоснабжением, канализацией и т. п. Развитая центра города в эпоху Возрождения условно можно разделить на три основных этапа. Стремление к использованию древнеримских мотивов вытеснило остатки готики. Возрожденческая живопись, хоть и вдохновлялась античными идеалами красоты, в большей степени развивалась самостоятельно, да к тому же и на основе средневековой католической иконописи.
В соседней церкви Сан-Лоренцо Брунеллески использовал небольшие скользящие консольные кронштейны, чтобы сломать строго горизонтальную линию курса над аркадой. Сиденья таких стульев (кресел) делаются в виде плоской панели или в виде натянутого между ножками-опорами куска кожи или ткани. Ему принадлежит проект собора св. Важным элементом в интерьере залов и комнат является камин. Она появилась не только в интерьерах, но и на фасадах зданий, были созданы и отдельно стоящие скульптуры, вместе с тем усилилась декоративность.
Возведение такого огромного собора, безусловно, требовало немалых расходов. Издание альбома рисунков «Здания современного Рима или Сборник дворцов, домов, церквей, монастырей и других наиболее значительных общественных сооружений Рима» (франц. difices de Rome moderne ou Recueil des palais, maisons, glises, couvents, et autres monuments publics et particuliers les plus remarquables de la ville de Rome), опубликованное Полем Ле Таруиллом в 1840 вызвало рост всеобщего интереса к периоду Возрождения. Может быть, ее придумали гораздо позже. В более поздний период резьба становится более пышной и выполняется в высоком рельефе. В начале 17 в. в Ватикане было решено внести изменения в проект собора св. Последовавшая смерть зодчего не позволила осуществить этот грандиозный замысел. Появляется новый тип так называемых пластинчатых (или дощатых) стульев. Во всей композиции фасада чувствуется отпечаток классического совершенства.
Изображения были почти монохромными, без оттенков. На фасаде – двуглавый черный орел – символ Вольного Имперского города, а на фронтоне – шишка пинии (итальянской сосны) – напоминающая о Древнем Риме и истории города Аугсбург, которому исполнилось 2000 лет. Кровать ставят перпендикулярно стене или располагают в нише. Практически Ренессанс — период наступления штукатурки в архитектуре.
Посередине ее, между двумя красивыми фонтанами, находится обелиск, сделанный из цельного гранита. Кроме того, отказ от готической системы мог быть лишь относительным и постепенным.
В комнатах той поры располагалось только самое необходимое. Но он ничем не напоминает строгие и торжественные дворцы Флоренции. Приведенный нами пример большого ордера с аттиком заимствован из дворца Палладио в Виченце (дворец Вальмарана, построенный около 1560 г. ). Расположение колонн и окон передаёт стремление к центру.
Он считается автором «гигантского ордера» – пилястра, который тянется от основания к антаблементу фасада. Другим примером этого стиля в архитектуре является Палаццо дель Те Джулио Романо в Мантуе, с его огромными лоджиями, рустированными стенами, парковыми гротами и обширными фресками. Так, князья церкви, а затем богатейшие вельможи стали выступать основными заказчиками сооружений, отличавшихся особой патетичностью композиций, неожиданностью зрительных эффектов. Окончательно работы были завершены в 1590 г., уже после смерти Микеланджело. Петра.
В течение нескольких десятков лет собор простоял с отверстием в центре перекрытия.
Верхний этаж и его фронтон создают впечатление сжатия нижнего. Людовик XII, а затем Франциск I стали активно приглашать итальянских художников в Париж и Фонтенбло. В течение этих лет в искусстве появляется стремление к органичному сочетанию средневековых традиций с классическими элементами.
Тогда ренессанс считали стилем «подражающим античному». В Испании — дворец Эскориал архитекторов и X. де Эррера, в Германии — часть Гейдельбергского замка, Альтенбургская ратуша, сени Кёльнской ратуши, Фюрстенгоф в Вильмаре и другие. Например, это отказ от каркасной каменной основы конструкции готики и предпочтение новой конструктивной системы – простой, вполне гибкой, экономичной и даже облегчающей труд архитектора. Тогда Брунеллески, ударив яйцо о мраморную доску, заставил его стоять. Нередко элементы набора левой и правой стороны того или иного предмета мебели находились в позитивно-негативном отношении друг к другу.
В период кватроченто были заново открыты и сформулированы нормы классической архитектуры. Наконец, в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело. В мебели используются такие декоративные элементы: пилястры, карнизы и фронтоны, колонки в виде канделябров, медальоны, королевский герб (саламандра в огне в короне), буква F и цифра 1. Символ Флоренции – собор Санта-Мария дель Фьоре (1296 – 1470).
Ставится на реальную основу проблема создания регулярного городского ансамбля.