Тип нового здания, возникший во времена формирования модерна как стиля, — универсальный магазин — наиболее интересен. Иногда в интерьеры вводилась облицовка нижних частей стен в виде панелей, которая выполнялась из тех же пород, что и мебель. Они подсказывали необычные конструктивно-архитектурные решения их развитие шло вразрез с укоренившимся в практике эклектизмом. Но «модерн» доказал свою жизненность и демократизм.
В графических видах творчества конструктивизм характеризовался применением фотомонтажа вместо рисованной иллюстрации, предельной геометризацией, подчинением композиции прямоугольным ритмам. Но следует сказать несколько слов о прикладном искусстве в архитектуре. Такими экспериментами занимался, в частности, Александр Родченко.
«Стиль модерн» развивается главным образом в архитектуре городских особняков и дорогих многоквартирных зданий, загородных вилл и дач. Больше внимания уделяется проектированию районов, архитектурному оформлению ландшафтов. Стены помещений окрашивались в пастельные тона — сиреневатые, зеленоватые, жемчужно-серые. Во Франции этот стиль был популяризирован Эктором Гимаром, который в декоре станций парижского метро продемонстрировал, как далеко архитектура модерна ушла от традиций. В конце XIX века в истории архитектуры произошел резкий поворот от подражательства, традиционализма к новаторству, поискам особого художественного языка.
Мотивы эти получили впоследствии большое распространение. Дом на набережной. "Жилкомбинат" для работников ЦИК и СНК построен на месте Винно-Питейного двора XVIII века в 1931 году архитектором Иофаном (он же один из авторов проекта, одобренного Сталиным Дворца Советов, который намеревались возвести на месте храма Христа Спасителя). С ними тонко сочеталась мебель новых форм. Его появлению способствовало обострение социальных противоречий на рубеже веков.
На фасаде, который иначе выглядел бы почти классическим, каменные углы железных оконных «фонарей» выполнены так, чтобы подчеркнуть наличие внутреннего металлического каркаса. Архитекторы смело шли на использование самых разнообразных форм и асимметрических решений. В своих камеях, брошах, гребнях, решетках для каминов мастер сами предметы строит по принципам орнамента, линии или пятна которого являются одновременно конструкцией – зубцами гребня, металлической основой для драгоценного камня, прутьями решетки и так далее.
МодернизмНемного ранее конструктивизма в советской России, в европейской архитектуре родилось течение, под названием, модернизм. В мебели и гарнитурах преобладают тянутые, вялые волнистые очертания. Новаторским с этой точки зрения можно назвать магазин «Инновассион», построенный Орта в Брюсселе в 1901 году. Райт — один из первых, кто ввел в архитектуру обильное остекление.
Примером того, как изобразительный мотив непосредственно перерастает в орнамент, является плакат Яна Торопа, рекламирующий дельфитское масло для салата (Delftsche Slaolie). К лучшим его произведениям относится «Фоллитуотер» («Дом над водопадом»). Сохранились витражи, украшавшие лифтовые клетки на каждом этаже. Век «модерна» был очень коротким – с конца XIX в. до начала мировой войны. Еще одним таким памятником является особняк Рябушинского на улице Качалова. И вот, наступил период нового стиля и положение орнамента коренным образом переменилось.
Талантливые советские художники, архитекторы с энтузиазмом создавали новую среду для обитания «нового» советского человека. Его «Железный дом» — выставочный павильон — был сооружен на строительной выставке в Лейпциге в 1913 году, в виде поставленных друг на друга, постепенно уменьшающихся объемов, увенчанных куполом. Возникло разделение труда инженеров и архитекторов. Орта показал себя мастером интерьера.
В архитектуре царило засилье эклектики и украшательства. Средитечений модерна его творчество было настолько обособлено, что его выделили особым названием — «антониогаунд». Его творчество, пожалуй, одно из самых противоречивых явлений в европейской архитектуре. Знаменитый дом Эмиля Тасселя (1892-1893), профессора Брюссельского университета, стал своеобразным манифестом нового стиля. Немало места уделяет ему ван де Вельде в своей книге «Ренессанс в современном прикладном искусстве» (1901).
Зародившийся в конце XIX века в странах Западной Европы — Австрии, Бельгии, Германии — новый стиль (югенд-стиль, модерн и т. д. ) быстро распространился в России. В модерне широко применялись как железобетон (теория расчетов которого появилась как раз в этот период), таки металл как конструктивно-декоративный элемент. После войны каждая возведённая постройка Ле Корбюзье становилась художественным открытием. Одно из самых известных построек Гауди — дом Мила, в народе прозванный «Ла Педрера», что означало «каменный».
Например, картина П. Боннара «Пестрая блуза» (1892), где само название картины говорит за себя (модель одета в блузу, орнаментализированную красными, желтыми и белыми квадратиками и прямоугольниками), многочисленные интерьеры с фигурами Э. Вюйара, в которых художник часто изображает обои и декоративные ткани или тем более такие картины Г. Климта, как «Поцелуй», «Саломея» или любой портрет 900-х годов, где одежды и фон превращены в декоративные плоскости. Это течение известно под названиями: «стиль модерн» в России, " ар-нуво" в Бельгии и Франции, «сецессион» в Австро-Венгрии, «югендштиль» в Германии, «стиль Альберти» в Италии, «модерн стайл» в Великобритании, «стиль Тиффани» в США и т. д. Идейным вдохновителем и лидером направления стал архитектор и педагог Николай Ладовский. В архитектуре стиль модерн расцвел бурно и пышно.
Отто Вагнер, выразитель идей «сецессиона», руководитель кафедры архитектуры в Академии пластических искусств, стремился к созданию нового стиля, который избавился бы от повторений прошлого и был созвучен времени. Было бы проще назвать такой принцип приемом пропорционирования, благодаря которому устанавливается ритмическая система, создающая архитектурный образ.
Лестница в центре дома спускалась прямо к водопаду. Разумеется, все эти «объекты» переходят в орнамент в условной форме, стилизованными, сильно преобразованными сравнительно с тем, какими они выступают в натуре или в многочисленных произведениях живописи модерна. Они отказались от любого проявления показной роскоши.
Собственно и Метрополь задумывался как полифункциональное здание. Другой павильон, сооруженный Таутом для выставки Веркбунда в Кельне и получивший название «Стеклянный дом», представлял собой прозрачный двенадцатигранный объем с большим куполом, состоящим из стеклянных пластин ромбовидной формы. Это был его первый реализованный проект большого общественного сооружения. В конце XIX – начале XX века архитектурные сооружения перестали отличаться чистотой стиля. Он победил в конкурсе и получил заказ на проектирование здания Центросоюза (Центрального союза потребительских обществ СССР).
Постмодернизм трудно определить, поскольку его проявления достаточно разнообразны и трудно поддаются классификации. Знаменитую виллу «Савой» в Пуасси (Франция) отличают совершенство форм и четкость пропорций, органичное единство с природой, возможность полного уединения для человека. В раннем модерне легко утрируется форма, применяется порой чрезмерная декорировка. Каждая грань павильона отделена широкой полосой металла и со стороны воспринималась, как гигантская остекленная клетка. В этом же стиле были построены еще два особняка — Эйтвельд и Сольвейг.
Восхищают своей красотой кабинеты с богато украшенными лепниной потолками. Творчество Оскара Нимейера – целая эпоха в мировой архитектуре. В ходе реализации проекта в него были внесены существенные изменения.
К работе над оформлением этого здания Шехтель привлёк тогда ещё малоизвестного. Романтический образ гигантского здания исполнен динамики. Декоративное убранство фасадов, а особенно интерьеров достигает невероятной изощренности. Художники- теоретики начали писать об орнаменте.
Его появление было обусловлено все тем же техническим прогрессом. Усилилась тенденция к эклектизму.
Предмет как бы становится структурно орнаментальным. В реставрированных домах открылись салоны, магазины. Большой вклад Ле Корбузье внес в разработку теории жилища для человека. Архитекторы занимались в основном, декорированием сооружений, сконструированных инженерами без особых мыслей о целостности композиции.
Конечно, эта терминология является условной. Стиль модерн оказал свое влияние также на строительство Венского метрополитена. Также башня замысливалась как кинетическое сооружение (с греч кинетикос означает приводящий в движение), каждое из помещений должно было вращаться вокруг наклонной оси с разной скоростью. Модерн периода декаданса переходит в свою позднюю стадию. И изобразительное искусство и орнамент берут материал из органической природы. Он говорил, что «на самолет нельзя смотреть как на птицу или стрекозу, в нем надо видеть машину для полета».
В зодчестве распространились плакучие, мягкие, словно бы самообразующиеся формы, в декоративном творчестве — стелющийся по поверхности, разрастающийся, обволакивающий стилизованный орнамент. Для новой архитектуры нужна новая орнаментика.
Текст слайда: Модельеры – конструктивисты. Широко использовалось стекло в металлоконструкциях. Ранее этот принцип был воплощен в архитектуре средневековья. Простота и целесообразность – вот их девиз. Эти сравнительно простые по композиции и относительно недорогие дома он называл «жильем для Америки».
Эти путешествия стали его университетами и во многом сформировали его взгляды на искусство и архитектуру. Он разрабатывает так называемый «стиль прерий» и выдвигает новую форму человеческого поселения, где на каждую семью приходится по акру земли. Он требовал применения больших остекленных поверхностей.
В противоположность принципу проектирования снаружи внутрь, господствовавшему в XVIII — XIX веках, модерн исходит из необходимости организации внутреннего пространства, поисков оптимальной планировочной структуры здания, определяющей его объемно-пространственное решение и соответствующие внешние формы, что привело к преобладанию асимметричных свободных форм зданий, обогащенных функционально целесообразными элементами — эркерами, балконами, лоджиями, башнями. Но настоящую революцию модерн произвел в архитектуре.
Он говорил: «Свет придает красоту зданиям». Чаще всего это женская фигура, волосы. При внешней и внутренней облицовке зданий использовались керамика и майолика.
«Модерн» не обладал строгостью классицизма. Наиболее интересным в этом отношении является немецкий архитектор Бруно Таут (1880-1938). Текст слайда: Конструктивизм в дизайне и фотографии Конструктивизм в фотографии отмечен геометризацией композиции, съёмкой в головокружительных ракурсах при сильном сокращении объёмов. Он использовался в строительстве особняков и парадных зданий. Воплощение этой идеи потребовало настоящего чудо инженерной изобретательности. В 1875 году Шехтель приехал в Москву и поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества на курс, которое он оставил в 1878 году, не окончив курса (на основании рапорта инспектора «за плохую посещаемость»). К инженерам-строителям отошла значительная часть строительства зданий.
Так и дом – жилище человека – это «машина для жилья». Западное Средневековье с налётом романтической фантастики доминирует в первой крупной самостоятельной работе Шехтеля — особняке на Спиридоновке (1893 г. ), где архитектору практически неограниченные финансовые ресурсы. Но теперь Центр Помпиду заметно повлиял на жизнь старинного квартала. «Недорогое жилье крупнейшая архитектурная проблема Америки. То же самое мы можем сказать о мотиве дерева – символе древа жизни, древа познания.
Родоначальником модерна считают бельгийского художника-архитектора Виктора Орта. По богатству скульптуры керамических украшений с Метрополем не может сравниться ни одно здание Москвы.
Нет смысла умножать примеры. Фасады отличались округлыми иногда фантастически выгнутыми контурами проемов использованием решеток из кованого металла и глазурованной керамики сдержанного по тону цвета: зеленого, лилового, розового, серого. К сожалению (а возможно, к счастью :-), не всем проектам суждено было воплотиться в жизнь. Как неоднократно писал Райт, Соединенные Штаты испытывают нужду в жилье.
Перейдем к рассмотрению этих взимопроникновений. В начале века его появление было встречено шквалом критики. Модельеры – конструктивисты.
Архитектура этого сооружения в прямом смысле слова «растворилась» в природе. Позже с целью самообразования Ле Корбюзье предпринял ещё одно путешествие, на Восток (1911) — по Греции, Балканам и Малой Азии, где он имел возможность изучать древние памятники, фольклор и традиционное народное строительство Средиземноморья. Одни считали его «декадентским» стилем, другие – мещанским. Окна плавно очерченных линий несмело выглядывают из-под железобетонных «надбровий», увитых сложными лепными украшениями.
Что же касается принципа пропорционирования, то он представляется более широким: он может быть развернут и в пространстве и на плоскости. Такими экспериментами занимался, в частности, Александр Родченко. В 1880-е годы работал помощником у архитекторов (зятя) и испытав большое воздействие их романтического историзма. Занимался книжно-журнальной графикой, дизайном театральных афиш, торжественных адресов и меню, сотрудничал в юмористических журналах «Сверчок» и «Будильник» (под псевдонимомФинь-Шампань), вместе со своим другом (братом) писал иконы и эскизы церковных росписей. ПостмодернизмПостмодернизм в архитектуре, как и в прочих направлениях культуры, противопоставляет себя модернизму. Ритмика на плоскости в данной ситуации доминирует, определяет образ.
К концу XIX века по его проектам было построено уже немало зданий, преимущественно дач и особняков. Но это была очень яркая полоса в истории архитектуры.
Мотив волны, который часто использовался в живописи, графике и скульптуре (Хофман, Фогелер, Голубкина) и даже в архитектуре (со столба, уподобленного волне, начинается движение вверх по лестнице в шехтелевском особняке Рябушинского), находит в орнаменте очень широкое применение. Основная идея постройки – объединение в едином комплексе жилья и учреждений обслуживания. Антонио Гауди-и-Корнет — самый необычный и своеобразный архитектор стиля модерн. Сетка каркаса делает почти невесомыми стены с крупными застекленными проемами.
Главенствующее место на фасаде, обращённом к бывшему проспекту Маркса (ныне к Охотному ряду), занимает керамическое панно Принцесса Грёза, выполненное по рисунку М. Врубеля. В 1928—1930 гг. Они смело располагают в одном помещении старомодную мебель и творения гиперреалистов или украшают здание, построенное в древнеримском стиле, неоновыми трубками и анодированным алюминием. ДеконструктивизмДеконструктивизм являет собой реакцию на традиционное метафизическое восприятие мира. Здесь вспоминаются слова Райнера Грюнтера (уже процитированные выше) о том, что орнамент модерна – не орнамент на предмете, а он сам орнаментализирует предмет. Примеры этого можно найти в немецкой, австрийской, французской живописи. В результате этого появился новый стиль — модерн.
В отличие от урбанизма Ле Корбюзье Франк Ллойд Райт (1869-1959), крупнейший американский архитектор, порицает уплотненность городской застройки и создание небоскребов (сочинение «Исчезнувший город»). Формы окон, дверей, лестниц становятся разнообразными чуть ли не до бесконечности. Животные, птицы, цветы, листья, деревья – излюбленные мотивы в орнаменте модерна. Модерну свойственны плавные изгибающиеся формы и элементы декораций.
Модернизм 20 века использовал другие методы воздействия на восприятие человека. Творец этого замечательного здания — Ф. Шехтель — воплотил в нем идеал, который он видел в сложном движении и переливах форм, отражающих многообразие и постоянное изменение окружающего мира. Рационализм Термин в переводе с латыни означает разумный и этим все сказано. Этому способствовали, с одной стороны, экономические связи между странами, а с другой — издания, освещавшие вопросы искусства и архитектуры. Модерн ознаменовал собой новый подход к проектированию утилитарных сооружений – мостов, складов, цехов, магазинов, вокзалов, выставочных залов и т. п. Применение железного каркаса в строительстве (сборных стальных конструкций) и железобетона совершило переворот в архитектуре.