Новое поселение разместилось между холмом Яшкур и Вавилоном. Свое название «покрытая золотом» мечеть получила из-за обилия золота в орнаментации фасада. В ХV в. их венчали ребристые, похожие на почку цветка купола на мощных цилиндрах. «сделано в Кашане») стали называть полихромную керамическую плитку для облицовки фасадов.
В плоской проекции мавзолей, по их мнению, воспроизводит архаичный геометрический знак «мандалы», широко распространенный в азиатской традиции. Творчество О. Хайяма – удивительное явление в истории культуры всего человечества. Персидским словом каши (кашани, т. е.
В Наине была построена мечеть (960), в которой, несмотря на арабский тип конструкции, в орнаменте прослеживается связь с искусством эпохи династии Сасанидов. Композиция здания с айванами, открытыми во внутренний двор, была воспринята зодчими многих стран Машрика и Магриба. При этом каждый айван посвящался одной из четырех религиозно-юридических школ. Деревянное надгробие над могилой аш-Шафии принадлежит к лучшим образцам резьбы по дереву. Арки различных видов – подковообразные, «сломанные», с использованием колонн и «сталактитов» в качестве капители – излюбленный прием декорирования культовых зданий ислама.
Платформа вымощена белым мрамором. В Басре в 635 г. верующие молились внутри квадратного участка, обведенного плетнем. Такой же прием использован для оформления окон фасада маристана (госпиталя) султана Калауна (1284–1285) в Каире. Молитвенный зал под куполом представлял собой прямоугольник, а дополнительные службы обрамляли его по периметру, оставляя свободным пространство перед входом в мечеть. Один из фасадов дворца Чихиль-Сутун (1590) в Исфахане был снабжен террасой идущей вдоль бассейна.
Мечеть имама Резы в Мешхеде. В дальнейшем данные пророчества составили священную книгу мусульман «Талмуд». 84). На одной из стен находится алтарная ниша (михраб), обращенная в сторону Мекки – священного города мусульман. Тогда же вне города на скалистом обрыве горы Мукаттам была возведена мечеть аль-Джуюши (1085), хотя первоначально она была скитом (завийа – пристанище суфия или гробница, у которой проводят свои радения его последователи). Этот элемент впоследствии становится весьма популярным приемом иранских архитекторов.
В Иране мастера изготовляли специальную полихромную керамическую плитку в технике «corde seka». Делали это безжалостно, не пытаясь сохранять историю и не соблюдая рациональной планировки города. Любое четверостишие Хайяма – это маленькая поэма.
Главными элементами композиции являются восходящие к XVIII в. Баб аль-Музаййини («Ворота цирюльников»). Типичным примером может служить погребальная мечеть султана Хумайуна (1565, Дели). Более низкий равен по высоте шпилю купола. Но природа, становящаяся здесь неотъемлемой частью здания, по удачному выражению одного исследователя, «художественно усмирена»: вода заполняет бассейн правильной геометрической формы, падение ее струй точно рассчитано деревья и кусты подрезаны. Мадраса Муржанийа.
Этот ансамбль создавался на протяжении двух столетий. Символически эта аналогия подтверждается светильником, висящим перед михрабом. Кордова. Иногда орнамент красочным ковром покрывал порталы, стены или своды арок.
В молитвенном зале мечети сто пятьдесят столбов образуют семнадцать продольных нефов, завершенных своего рода трансептом идущим вдоль стены с михрабом. Более того, есть такие, тело которых собрано из фрагментов разных колонн. Внутри можно увидеть античные колонны с разными капителями, взятые из различных византийских церквей, однако они хорошо вписаны в общий ансамбль мечети. В плане это восьмиугольное здание, внутреннее пространство которого имеет четкие геометрические пропорции. Как и во всех мечетях Магриба, здесь использовалась подковообразная форма арок. Цитадель и дворец Альгамбра (аль-Хамра – «красная», араб. ), находится в городе Гранада и была центром этого государства. Все арки по контуру украшены декоративной вязью растительного типа, выполненного по стуку.
Двор с фонтаном посередине, а также сад при мечети, орошаемый четырьмя ручьями, берущими начало из его центра, – все это сотворено как подобие рая ибо Коран повествует о садах блаженства, где струятся водные источники – один или два в каждом саду – и обитают небесные девы (гурии). Однако это сходство возникло случайно: мастера не владели техникой кладки арок и сводов из клинчатого кирпича. Такое же сияние струится из небольшого купола, cocтoящего из ceгмeнтoв, наподобие зонтика. В восточной традиции, как уже говорилось выше, в знаке мандалы видят космограмму, раскрывающую модель Вселенной, «карту Космоса». Однако архитектура мечети подчинена строгой, почти математически четкой логике. Если ранее стена, украшенная узорочьем арабески, была попросту препятствием, отгораживающим человека от внешнего мира, то теперь стена превращается в некий полог, экран, сквозь который беспрепятственно проникает свет, а вместе с ним и внешний мир.
Все мусульмане должны соблюдать 10 заповедей. Мечеть Сулейманийе сооружена на вершине холма и господствует над бухтой Золотой рог. Среди выдающихся сооружений османской эпохи следует назвать и дворцы. Сам купол (диаметром около 23 м) покоится на барабане, внешним декором которого являются зарешеченные окна с арками. Арки украшены традиционным византийским орнаментом из листьев аканфа. Надгробие старше мавзолея и датируется 1178.
Дело в том, что от Багдада времен Аббасидов сохранилось не так много памятников. К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Айя-София. Оригинальный тип минаретов сложился в XI-XII вв. Это типичная «колонная» мечеть с 16 параллельными нефами и 7 куполами.
Солнечные львы, охотящиеся на газелей – любимый сюжет персидских мастеров. В 60-е годы X в. в Египте укрепились Фатимиды. Стуком декорированы мечети XIV в. в Исфахане, Бестаме, Абаркухе. Башня Гунбади-Кабус около Горгана.
Однако весь ход развития архитектуры в лоне исламской цивилизации показывает, что эти слова Пророка (мир ему и благословение) не отрицали строительную деятельность, а поощряли единоверцев к использованию того, что уже существовало. полихромные вставки стали вытеснять монохромный кирпич. В этот период быстро росло значение стран Магриба.
Мадраса Мустансирийа. Обычно их поверхность полностью покрыта мозаикой из разноцветной керамики. Однако эти элементы дошли до нее через искусство Персии и Византии. Гранада в Испании).
Как самостоятельное направление, архитектурная керамика сложилась еще при Аббасидах. Но уже в этом примитивном сооружении просматривались контуры будущих мусульманских храмов. Медресе строили двух типов.
Медресе Улугбека в Самарканде. Не менее примечательна усыпальница Аббасидов. К мечети Сиди-Укба по типу планировки и внутреннего декора близки большая мечеть в Тунисе (732) и более поздние мечети в Сусе и Сфаксе (IX в. ). цв.
В XII в. жил великий философ Ибн Рушд (Аверроэс), учение которого оказало большое влияние на развитие философской мысли средневековой Европы. В этом нет ничего странного ибо именно мечеть становится объектом многих экспериментов современных архитекторов. Некоторые исследователи видят в архитектуре мавзолеев своего рода космограмму.
В качестве примера Ш. М. Шукуров упоминает о мечети Нила в Хартуме (Судан) с интерьером, лишенным привычных стен. В 640 сюда пришли арабские войска во главе с Амром ибн аль-Асом, которые устроили здесь свой лагерь, названный Фустатом (от греко-византийского fossaton – лагерь). Первое монументальное сооружение мусульман было возведено в Иерусалиме в 687-691 гг.
Кроме того (и в этом особенность Кордовской мечети), он как бы снова находит отклик в верхнем ярусе арок. Византийские зодчие разработали этот переход через применение «паруса» исламские архитекторы стали в основном использовать сталактиты. Отличительные черты – хрупкие, похожие на изморозь резные каменные узоры и надписи на стенах, тонкие витые колонны, кованые оконные решетки и разноцветные витражи.
В 1192 в правление Гийас ад-дина Мухаммада (1163–1203) в Дели начали строить мечеть, получившую название «Кувват аль-Ислам» («мощь ислама» – араб. ). Завия (араб. —угол)— келья, суфийские обители, уединенное место, в котором суфийские затворники проводят свои дни в молитвах3. Фрески делались не только на стенах, но и на потолках, чаще всего это были пейзажи. Отныне все открыто для верующего.
Цитадель была значительно укреплена в 1176–1183. По мнению ученых, никакая другая архитектура не превосходила их. Памятники мусульманской архитектуры персидской школы: Мавзолей династии Саманидов.
арочным порталом больших масштабов.
Мусульманский рай воплощают мечети – здания для ежедневной молитвы. В 9 и 10 в. правители Омейядской Андалусии также внесли некоторые незначительные изменения. Большое строительство началось при династии Альмохадов (1130–1269), которые покинули Испанию еще в 1212 и перенесли свою столицу в город Марракеш на севере Африки. С развитием гончарного дела совершенствовалась и архитектурная керамика.
Но в декорировании интерьера господствует резной стук. В связи с особенностями шиитского ислама, в Иране уделяли большое внимание мавзолеям. Страна, достигшая столь высокого экономического подъема испытывала кризис. Уже в 20 в. была построена мечеть «Аш-Шухада» (памяти жертв, мучеников), минареты которой свидетельствуют о заимствовании сирийско-египетского стиля.
Архитекторы Сирии, Египта и Турции использовали в качестве кровли объемные купола на барабане, которые «накрывали» молельные залы. Так, в мечети султана Баязида II (1500–1506) купол опирается на четыре массивных столба со сталактитовым навершием. Все здания приписываются известному османскому архитектору Синану. К этому типу можно отнести медресе Сырчалы (1242) в Конье, Чифте-Минар в Эрзеруме и др. Со временем в сельджукском искусстве появились собственные художественные приемы, однако иранское влияние (особенно в архитектуре) было доминирующим из-за чего многие искусствоведы относят сельджукскую архитектуру к персидской школе.
Несколько ранее был построен мавзолей династии Саманидов (819 –1005) в Бухаре, датируемый 907 (это свидетельствует о широком распространении традиций персидского зодчества за пределами Ирана). Между тем известно, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) называл строительство «самой напрасной из вещей, к тому же пожирающей имущество верующего». Это – пятикупольное сооружение высотой более 70 метров из белого полированного мрамора с мозаикой из цветных камней, к которому примыкают четыре минарета и сад (рис. 30). С XIIв., после возникновения суфийских братств (тарикатов) завией стали называть жилище шейха (наставник), в котором обучались его ученики (мюриды).
Мавзолей с куполом и квадратным основанием особенностями своей формы также согласуется с кочевым духом. Гаутаму назвали пророком. Его основатель, представитель дома Омейадов Абд ар-Рахман I (756–788), по прозвищу «ад-Дахил» (пришелец), создал это независимое государство.
Характерно, что углы башни оставлены гладкими, они лишены украшений. После смерти Кутб ад-дина был закончен только первый ярус, его зять Шамс ад-дин Илетмиш (1211–1236) добавил еще четыре следующих, а правитель Фируз-шах III (1351–1388) после землетрясения 1368 был вынужден восстановить два верхних яруса, вот таким образом они были сделаны из мрамора. Тогда это был обширный двор, обнесенный стеной. Гранадский эмират был самым богатым государством в Испании.
Исламская архитектура ассимилировала многие черты, присущие иным традициям. Первая мечеть была построена в Медине сразу после хиджры пророка. В Марокко еще в XVII и даже в начале XVIII в. возводились значительные богато декорированные постройки в традиционном стиле. Надо отметить, что османские строители не убирали деревья со строительных площадок. Вот таким образом пустота Каабы есть своеобразный символ этой божественной бесконечности.
Зачастую фонтан прикрыт небольшим куполом, оформленным наподобие балдахина. Ее использовали при украшении михраба в мечети имама Резы в Мешхеде (1215), а также в мечети Фатимы (сестры имама Резы) в Куме (1208). Галереи отвечали климату Ирана: в жаркую погоду они предохраняли обитателей от солнца.
В результате реконкисты испанцы оттеснили арабов в южную часть полуострова, к Гранаде. Сегодня многие мусульманские мавзолеи являются непревзойденными шедеврами мировой архитектуры.
С двух сторон он граничит с залом Двух сестер и с залом Абенсеррахов (по имени одного из знатных семейств времен Насридов). Мечеть была построена в 784-786 гг., молитвенный зал насчитывал 9 нефов и 12 пролетов, во время правления Абдурахмана II (833-52), мечеть была значительно расширена, а аль-Какам II (961-76) увеличил ее размеры почти вдвое и надстроил купол над центральным нефом. На каменных стенах здания выгравированы тексты Священного Корана (рис. 26, 27).
отличительной чертой любой мечети стал михраб – установленная на стороне киблы рельефная арка или арочная ниша, нарядно украшенная орнаментами и религиозными надписями, средоточие святости, святая святых мусульманского молитвенного здания. Здесь же была построена первая мечеть, получившая имя завоевателя Египта Амра ибн аль-Аса. Порталы, профили арок и декоративных ниш напоминают творчество персидских мастеров.
Зародился он в Междуречье и распространился по всему миру. Вот таким образом мечети порой похожи на стартовые ракеты. Позднее мамлюкский правитель Каит-бей (1468–1496) перестроил вход и поставил минарет справа от входа. Ярче всего мавританский стиль проявился в архитектуре.
Исследователи различают несколько типов мавзолеев. Главный фасад всего сооружения со стороны улицы оформлялся айваном, т. е. В отделке применялись самоцветы и разноцветный мрамор. Мавританское искусство – это условное название художественного стиля (смесь арабского и готического стилей), который сложился в Северной Африке и Андалусии (Южная Испания) в XI–XVвв.
Зеленый цвет купола мечети Масджид ар-Расул в Медине олицетворяет цвет ислама. В середине двора был сооружен восьмиугольный бассейн для омовений. К исламской архитектуре относят как религиозные, так и светские учреждения и здания. Внутри квадратов имеются также большие и малые «двукрылые» знаки. Она была спроектирована архитектором Юсуфом Бусхнаком, была многокупольной и имела два высоких (82 м) минарета и широкий двор с аркадой, что свидетельствовало о восприятии османского стиля.
Узоры арабесок, «устилающих» стены, неизбежно сохраняют живыми некоторые элементы кочевой обстановки, состоящей фактически из ковров и тентов. Софийский собор или собор Святой Софии, Айя-София в Константинополе – выдающийся памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Минареты, построенные в османское время на территории Турции и Балканского полуострова – более стройные, снабженные каннелюрами. Над главным помещением (по сложившейся в индийской архитектуре традиции) подняты два купола – один в другом. В 60-х 8 в. Фустат уже был политическим и экономическим центром Египта. Восьмигранный план усыпальницы находится в центре сада.
Мусульманская архитектура не признавала статуй изображений человека и животных. При Мухаммаде Али город подвергся перепланировке.
Его территория пересекается каналами, которые отождествляются с четырьмя реками рая. В османское время в городе появляются здания с тонкими островерхими минаретами, что можно рассматривать как стремление подражать Стамбулу: мечеть Сулейман-паши на территории каирской цитадели, а также мечеть Шахин аль-Халвати (1538). Мечеть-медресе Тилля-Кари в Самарканде.
В основанных на юге Ирака городах-лагерях первые мечети, по выражению историка IX в. аль-Балазури, были «нарисованными». Собственно эти цели преследует и ислам, резюмировал клиент. Задание 1. Ислам придавал особое значение храму. Мавзолей ситт Зумруд-Хатун.
Мавзолей Абди-Бирун. Среди особо почитаемых мечетей Багдада следует назвать мечеть двух шиитских имамов Мусы аль-Кадима и Мухаммада аль-Джавада (1515, называемую в народе «Кадимийа»), а также мечеть шейха Абд аль-Кадира («Кадирийа»). Этот мавзолей был построен в 1202. арочным порталом больших масштабов.
Таковы медресе Каратай, Индже-минар в Конье (оба построены в XIII в. ). Типичными «оборонительными» минаретами можно назвать минарет Кутубийа в Марракеше (Марокко – 1184) или минарет Хиральда в Севилье (совр. Она была выстроена в 1612–1630, а в XVIII в. подверглась реставрации. Иногда подобный орнамент исполняет роль фриза идущего по периметру внутреннего помещения. Вдоль внутреннего двора тянутся двухэтажные аркады. Все это порождает впечатление единства и законченности архитектурного целого.
Несмотря на скромный михраб, благодаря белизне колонн она выглядит чрезвычайно элегантно. Таковы мечети в Йезде, Рейе. В нем отражался фасад здания и окружающий его парк, что по замыслу архитектора придавало дворцу легкость.
В Арабский халифат входили земли Ближнегo Востока, Магриба (Ливия, Тунис, Алжир), Средней Азии, Закавказья и Испании. Стоило любому жителю завоеванной стpaны публично произнести «Нет Бога, кроме Аллаха и Myxaммед пророк eгo», как он тотчас становился равным в правах своему завоевателю. Сохранилась строившаяся одновременно с дворцом мечеть «Аль-Азхар» («блистательная» или «сияющая» – эпитет Фатимы, дочери пророка, в честь которой и названа мечеть), пережившая многочисленные реконструкции, до сих пор является одним из самых почитаемых памятников, хотя в ее облике отразились вкусы практически всех мусульманских правителей Египта. Более того, она пуста и эта пустота имеет особое религиозное значение. цв. Страна переживала подъём экономики и культуры.
Во время медитаций ему превиделся аллах, который говорил пророчества. Рубчатый купол приобретает форму луковицы. Кутб ад-дин Айбак (1206–1219) построил из красного песчаника необычный минарет Кутуб-минар.
«Земля, – говорил Пророк (мир ему и благословение), – была сотворена для меня как место поклонения (масджид) и место чистоты и где бы ни возникла у человека моей общины необходимость в молитве, пусть он молится». Человек отныне, оставаясь в пределах внутреннего пространства, причастен всему тому, что окружает мечеть. Так, «зеленая мечеть» в Бурсе представляет собой два соединенных между собой купольных зала, в центре первого находится бассейн для омовений. Мавзолей Кусама ибн-Аббаса в Самарканде. В 1453 году завоевавший Константинополь султан МехмедII повелел превратить собор в мечеть. Они сооружали плоские перекрытия, которые опирались на консоли и колонны.
Сельджукские правители уделяли много внимания развитию архитектуры и искусства. Мода на погребальные мечети среди султанов-мамлюков привела к тому, что возник целый квартал усыпальниц (Хаус аль-Басха), которые перемежались обителями суфиев и медресе. Здание сложено в нижней части из камня, а в верхней – из кирпича. Поверхности стен, сводов и колонн орнаментированы стилизованными растительными мотивами.
Вопросы и задания1. В 640 сюда пришли арабские войска во главе с Амром ибн аль-Асом, которые устроили здесь свой лагерь, названный Фустатом (от греко-византийского fossaton – лагерь).
Для интерьера мечети характерно обилие мрамора, золота и ярких красок. вкл., рис. Венчает мавзолей двойной купол (внутренний и внешний), с небольшим шпилем. 86).
Никакая другая архитектура не знает таких импозантных, впечатляющих своей декоративностью конструкций сводов, куполов, карнизов и поясков, как сталактиты (по-арабски мукарнас – лепнина), напоминающие разрезанные пчелиные соты, пещерную известковую накипь или застывшие капли дождя. В XIV-XV вв. Его основатель, представитель дома Омейадов Абд ар-Рахман I (756–788), по прозвищу «ад-Дахил» (пришелец), создал это независимое государство. С XII в. внешняя сторона кирпичей стала покрываться цветной глазурью. вкл., рис. Эта мечеть, возведенная Шах-Джаханом, считается одной из красивейших в мире.
Единственный минарет на северной стороне двора представляет собой высокую (30 м) и мощную башню из трех квадратных в плане этажей. Кроме того, он дополнялся минаретами – стройными башнями, с верхней площадки которых священник (муэдзин) пять раз в день созывал верующих на молитву. Изящные нервюры сводов, вторящие линиям аркатуры, образуют восьмиугольные звезды. В решении аркады (чаще всего двухъярусной), в выборе декоративных материалов — цветных и монохромных, в композиции и характере мотивов орнамента зодчие и художники, украшавшие эти постройки, проявили огромное мастерство, тонкий вкус и почти безграничную художественную фантазию.
Для XI-XII вв. Необычная форма и яркая мозаичная поверхность придают ему сходство с фантастическим райским цветком.
На эту мысль наводит, помимо связи «куб-квадрат» и «купол-круг», параллель между 40 «перлами» знака и 40 арочными проемами в верхней внешней части стен. Стены украшены разнообразным орнаментом, что характерно для искусства эпохи Альморавидов. Для его постройки использовали великолепный обожженный кирпич высокой прочности. В два ряда поставлены аркады. Уже в XX в. молитвенный зал был вымощен мрамором. В целом убранство имеет вид узорчатой вставки в простои каменный массив.
Эта притча символизирует духовную модель всякого купольного сооружения. Первоначально нефы освещались арочными окнами. Дворец Чихиль-Сутун в Исфахане. Династия Туглакидов придала «воинственный» стиль архитектуре. В основе композиции лежит система дворов (Дворик миртов, Дворик львов), расположенных на разных уровнях. Тем не менее, в постройках айюбидского времени кирпич был окончательно вытеснен камнем, одновременно оформился сталактитовый парус.
Впоследствии над бассейном была построена позолоченная крыша. Композиция мавзолея с равнозначными фасадами строго центрична. растет число портально-купольных мавзолеев, воздвигнутых для потомков шиитских имамов (имам-заде-перс. ), например, мавзолей в Тусе (XIV в. ). Вместо квадратной башенки с небольшим восьмиугольным фонарем появляются ярусы разного сечения, разделенные балкончиками на сталактитовом карнизе.
Павильоны (например, Чинили Кёшк («фаянсовый павильон» – турецк. ) или Багдад Кёшк на территории дворцового комплекса Топкапы («пушечный двор» – турецк. ) представляют собой небольшие здания с колоннадами, богато украшенные внутри керамической облицовкой с растительным орнаментом и эпиграфическими фризами. Причем для создания мозаичных полов мамлюки привозили мрамор из Сирии и островов Эгейского моря. В архитектуре, которую философ аль-Фараби (872-950 гг. ) относил к «науке искусных приемов», этот принцип открыл путь широкому использованию достижений, опыта и традиций завоеванных цивилизаций, что способствовало быстрому овладению мастерством, успешному развитию инженерной мысли и развитию нового строительного искусства, которое отвечало идеям Ислама и удовлетворяло потребности все разрастающейся религиозной общины. Изнутри купол опирается на четыре массивных устоя, облицованные мрамором. Особое восхищение вызывала соборная мечеть Кордовы, заложенная еще в 785.
В XVII в. (взамен рухнувшего) поставлен новый купол диаметром 21 м и высотой 48 м. По обе стороны здания стоят два минарета (первоначально высотой 84 м). Огромный купол мечети опирается на восьмиугольник – восемь столбов образованная ими гигантская ротонда «вписана» в квадрат стен так, что все пространство слилось в одно целое. Строителю минарета — арабскому мастеру Джеберу — удалось создать архитектурный образ исполненный мощи и вместе с тем изящества. Оценив стратегическое положение района, они построили здесь свою столицу, дав ей имя Аль-Кахира («победоносная»). Стоит упомянуть, что, говоря о своем вознесении к Небесам (мирадж), Пророк описывает огромный купол из белого перламутра, опирающийся на четыре угловые колонны, на которых написаны четыре части коранической формулы «Во имя – Бога – милостивого – и милосердного» и от которых (то есть колонн) истекают четыре реки блаженства: река воды, река молока, река меда и река вина.
Важную роль в зодчестве мусульманского Востока играл орнамент. Самой грандиозной постройкой XII в. была мечеть Хасана в Рабате (Марокко): по размерам она превосходила Кордовскую имела три внутренних двора и более 400 колонн. В архитектуре здания, таким образом, нет центральной оси, что отразилось и на фасаде: стена, окружающая мечеть имеет несколько одинаково оформленных входов — порталов. В 1932 минарет медресе Улугбека был выпрямлен – беспримерный случай в мировой практике. На одной из стен находится алтарная ниша (михраб), обращенная в сторону Мекки – священного города мусульман.
Во главе этого феодального государства стояла династия Сельджукидов (1077–1307), при которой султанат добился политического и экономического могущества. Султаны Калаун и Баркук провели туда воду, разбили сады с прудами. Во второй трети XVII в. представитель династии Моголов (1526–1858) Шихаб ад-дин Шах-Джихан I (1628–1657) построил великолепный мавзолей Тадж-Махал близ Агры. Тем не менее поскольку Единство всегда уникально (единственно), то в контексте божественного правильная форма здания с его многочисленными углами соответствует «граням» (аспектам, принципам) Божественных Качеств, а сам купол символизирует недифференцированное Единство. В середине XII в. новая волна кочевых племен Северной Африки под водительством Альмохадов (1121 —1269) обрушилась на Пиренейский полуостров.
Исламская же архитектура в большей степени склоняется к простоте и ясности. Сменившие Айюбидов мамлюкская династия уделяла городу большое внимание. Эта любовь в полной мере присутствует в орнаментации интерьера мавзолея.
Образцом для устройства соборных мечетей послужил дом Мухаммада (мир ему и благословение) в Медине, двор которого при жизни Пророка (мир ему и благословение) использовался для коллективных молений, а после его смерти был преобразован в Мечеть Пророка (мир ему и благословение). В XIVв. В Средней Азии и Индии культовые здания, как правило, снабжены мощными (высотой в 2–3 этажа) порталами (пиштак – перс. ). Порталы соединены с минаретами по обоим углам короткими, низкими массивами.
Таковы мечеть-ханака султана Баркука и султана аль-Муайада. Сталактиты, словно гигантские соты, спускаются со сводов на стенах, арках и карнизах (в отделке которых применены разноцветный мрамор и камень, раскрашенный алебастр, мозаики и люстровые керамические облицовки) развертываются, как ковры, сложные, виртуозно исполненные арабески из многоугольных геометрических фигур, причудливого переплетения стилизованных растительных мотивов и тончайшей вязи арабских надписей. Окруженные тенистыми садами дворцы халифа и знати поражали своей роскошью. На востоке исламского мира в ХI–ХII вв. Первоначально она представляла собой квадратный двор или зал, окруженный галереями на столбах или колоннах. В возведенных в 660-х годах на юге Ирака в Басре и Куфе стационарных Больших мечетях (Джами аль-Кабир) открытый квадратный двор был окружен зоной тени – галереями на столбах или колоннах, несущих плоскую кровлю. В 673 мечеть расширили, но кардинальной перестройке она подверглась в 827.
Магрибская школа После 756 на завоеванных землях Испании был создан Кордовский эмират. Мрамором и перламутром отделан михраб, композиция которого достигает высоты 7 метров. Архитектура мечети подчинена строгой и математически четкой логике. Шер-хан внес огромный вклад в развитие архитектурных традиций.
Лашкари-Базар, дворец Газневидов в Афганистане. Мечеть «Аш-Шухада». Задача зодчего Альгамбры заключалась в использовании всех доступных ему средств для создания роскошного, поражающего богатством своих интерьеров дворца, предназначенного и для пышных приемов и для интимной жизни восточного властителя.
На самом деле эти глубокие ниши (худжра – араб. ), которые играют роль помещений для занятий. Шатровые мавзолеи лучше всего сохранились в Куме – религиозной столице Ирана. Таким образом, площади, на которых были сосредоточены культовые здания и сопровождающие их службы (в том числе медресе, мавзолеи, библиотеки, караван-сараи, бани и т. д. ) превращались в архитектурные ансамбли. Мусульманин становится человеком Земли (в буквальном и метафорическом смысле) ибо аналогичные по форме здания светского характера рассыпаны по всему миру. В XIX в. мечеть вновь подверглась реконструкции, так как сильно обветшала.
Внутри мавзолея за ажурной решеткой из белого мрамора находятся кенотафы (надгробный памятник умершим, останки которых покоятся в другом месте или не найдены) Шах-Джихана и его любимой жены их поверхность инкрустирована полудрагоценными камнями. Его архитектор Мирак-мирза Гийас использовал персидскую композицию чахар-баг («четыре сада»). Двор мечети был выложен надгробными плитами именитых иранцев, для которых быть захороненными рядом с имамом означало признание их заслуг.
На одной из стен находится алтарная ниша (михраб), обращенная в сторону Мекки – священного города мусульман. В соответствии с эзотерическими представлениями мусульман о явном (захир – доступном) и потаенном (батын – недоступном непосвященному) мире, в исламском зодчестве получил развитие принцип «скрытой архитектуры»: неприглядные глухие фасады защищают от постороннего взгляда разнообразно оформленные помещения, открытые во внутренний двор с фонтаном, водоемом, цветущей зеленью. При династии Айюбидов власти уделили первостепенное внимание фортификационным сооружениям, поставив на склонах горы аль-Мукаттам цитадель. По преданию, золото было добыто Надир-шахом (1736–1747) во время его похода в Индию (1738/39). Эта мечеть известна своим великолепным михрабом, декорированным резным стуком. Порталы мечети относятся к XIII в., ни один из них не выделен в качестве главного.
Не случайно Альгамбру обычно считают образцом восточной роскоши в архитектуре. Среди выдающихся памятников мусульманской архитектуры Индии следует назвать мавзолей султана Насир ад-дина Хумайюна (1508–1556) из династии Моголов в Дели, построенный в 1557–1565.
В тот же период ряд городов обзавелся новыми мечетями больших размеров, что позволило заостренному (по моде того времени) куполу стать доминирующей точкой в силуэте города. Главный фасад всего сооружения со стороны улицы оформлялся айваном, т. е. 79). При этом старые здания предпочитали сносить. Над небольшим восьмигранным зданием возведена башня, напоминающая перевернутую сосновую шишку. В результате внедрения принципа лендморфной архитектуры человек отныне перестает быть стесненным стенами мечети (например, мечеть Негери Сембилан в Малайзии, построенная в 1981–1982гг. ).
Божественный Свет, который мусульманские мастера ищут в материале и свет, которым их усилиями насыщается этот материал, вызывает в памяти древнеиндийское представление о шакти как таинственной силе, в которой проявляется Божественное Творение (глава 1) (рис. 36). 83). Постройки теряют свою пространственно-временную замкнутость. Резьба мраморных капителей своей пышностью спорит с цветной инкрустацией панелей, белым и синим рисунком мозаик, тонким рельефным узором потемневших деревянных деталей. Медресе Шир-Дор в Самарканде.
Здание окружено массивными стенами из обожженного кирпича и укреплено контрфорсами. Массивные стены крепости, башни и ворота, потайные ходы скрывают и защищают дворец. Сельджуки строили цитадели, дворцы, мечете и медресе.
Декорацию довершает выложенная светоносной яшмой и мрамором ниша михраба. Усложняется и ритм минаретов их силуэт становится все более затейливым. Такова башня Гунбади-Кабус близ Горгана, построенная в 1006–1007 при династии Зияридов (927–1090). Она неоднократно перестраивалась, но современный облик приняла после кардинальной реконструкции в конце IX в. В ней (также как и в большинстве магрибинских мечетей) присутствуют элементы крепостной архитектуры. Расположение правоверных вокруг центра, столь характерное для христианских общин, в исламе можно наблюдать разве что во время паломничества в Мекку, в коллективной молитве вокруг Каабы.
Зато некоторые общественные здания – караван-сараи, кварталы базаров, внутри которых были и мечети и медресе и хаммамы (бани) – до сих пор существуют. До сих пор поражает декоративная резьба по стуку, сохранившаяся на развалинах дворца Мутасима в Самарре, которая в 836–883 была столицей государства Аббасидов. Толчком к этому стали реформы в преподавании. Стена становится для современной мечети особо значимой. Первоначально в арабском орнаменте преобладали растительные элементы, что является заимствованием из классической архитектурной традиции. Для мусульман белый цвет есть признак очевидного единства другие цвета, возникающие от сияния света, отражают Единство во множестве и зависимость множества от Единства.
Сельджукские правители объявили себя поборниками ислама и ревностными суннитами. Обычно купольная мечеть имела ярус тромпов (сферических сегментов, с помощью которых можно было точно и изящно перейти от прямоугольных в плане стен к окружности купола) их угловые арки заполнялись сталактитами, а ниже по периметру купола делался бордюр в виде ленты с эпиграфической надписью. Внешний купол увенчан шпилем, а внутренний (меньших размеров) сделан для того, чтобы соблюсти гармонию с пространством интерьера. Сохранившиеся ворота Баб ан-Наср (1087), Баб аль-Футух (1087) и Баб аз-Зувейла (1092) интересны не только как элементы средневековой фортификации, но и как образцы зодчества того времени. Своды и стены выложены белоснежной глазурованной плиткой.
Благодаря международным связям (в том числе с Ираном и государствами Средней Азии) местные мастера использовали методы строительства и элементы орнамента, принятые в соседних государствах. Обе мечети построены в персидском стиле. Арабы заимствовали у побежденных народов культуру, образование и науку.
Стена, обращенная к Мекке имеет пустую нишу, михраб. В то же время нынешние мечети утратили очарование рукотворности ибо многие элементы (изразцы, мозаики) изготовляются не вручную, а с помощью современной техники.
Первым в 1417 было построено медресе Улугбека. Мечеть Гаухар Шад. Все видимые поверхности стен здания сплошь покрыты полихромной керамикой. Здание целиком выполнено из белого мрамора, которое великолепно отражает солнечные лучи.
Геометрические и растительные арабески перемежаются с паутиной лепных сталактитов и полосами арабских надписей. Характерно, что даже знаменитый «Черный камень» помещен в углу Каабы, то есть он не отмечает центра и не является никакой священной функцией (рис. 28). Разработка темы четырехайванного медресе в архитектуре XIV в. привела к созданию мечети султана Хасана, которая считается самым значительным сооружением мамлюкского периода (1356–1363). Стиль Хазарбаф («тысяча волн»).
Два века спустя напротив него было возведено медресе Шир-Дор (1619–1636). Позже исламская архитектура попала также в Юго-Восточную Азию.
Портал, ведущий непосредственно в молитвенный зал, украшен глубокой нишей, конха которой набрана из сталактитов.
Мечеть Самым ранним созданием мусульманской архитектуры была мечеть, где собирались верующие для молитвы. Однако Шах-Джихан был свергнут с престола своим собственным сыном Аурангзебом. Купола опираются на барабан в форме граненого фриза. В молитвенном зале воздвигнуто пять михрабов. Фасады айванов расположены строго друг против друга.
Для ответа используйте иллюстрации из задания З0 в рабочей тетради. В течение XIII и XIV столетий политическая обстановка Испании сильно изменилась. А сам купол, символизировавший небо, был окрашен в яркий голубой цвет. Так, мечеть Баязида II строил архитектор Хайретдин.
вкл., рис. И тем не менее другие специалисты видят в нем исламское священное сооружение. Это сохранившаяся до сегодняшнего дня мечеть Сиди-Укба в Кайруане (Тунис). Главный михраб – ниша с аркой на 4-х колоннах византийского времени.
Халиф аль-Мансур (754–775) задумал построить новую столицу халифата, окружив ее стенами, которые должны были очертить вокруг города правильный круг. Окруженные тенистыми садами дворцы халифа и знати поражали своей роскошью. И хотя мечеть относится к числу погребальных, тюрбе («гробница» – турецк. ) находится позади мечети. Со временем сложились такие специфически мусульманские архитектурные типы, как медресе (духовная школа или теологический университет), маристан (благотворительный госпиталь), ханака, завия, такия-текке (суфийские обители, странноприимные дома), мазар-мавзолей или культовый комплекс над могилой наделенного ореолом святости мусульманского богослова, наставника или мученика-шахида. Мечеть г. Султанийа. Испания, 1195).
Альгамбра – дворец властителей небольшого государства Насридов (1230–1492) и последний оплот мусульман на Пиренейском полуострове. Об этой символике много говорилось в разделе первой главы, посвященном индуистскому храму. В сакральных сооружениях купол представляет Мировой Дух, тогда как кубическая часть здания в таком случае символизирует Космос с четырьмя угловыми опорами (арканами) как его элементами – принципами и невидимого и видимого, то есть материального Мира. Архитектура ранних культовых зданий была предельно проста и функциональна.
Со временем купола стали возводить и над порталами. С именем Каитбея связаны три мечети в Каире. В теплом климате Египта один из айванов служил аудиторией, другой мечетью. При мечетях, как правило, работают школы-медресе.
Впоследствии в центре керамических панно стали изображать кипарисы (по суфийской символике, устремленные вверх ветви кипарисов символизируют пренебрежение земным в пользу небесного), вокруг которых рисовали вьющиеся растения, цветы или плоды. Усыпальница возведена на искусственной платформе на берегу реки Джамна. Молитвенное помещение делится аркадами, опирающимися на 378 колонн, которые были взяты из руин римских и византийских зданий имевшихся в распоряжении строителей в начале IX в., причем крайние колонны каждого ряда были связаны со стеной деревянными балками. Искусно сочетая резьбу, полировку, роспись, мозаику, они превращали дерево, мрамор, стекло, глазурованную керамику в драгоценные отделочные материалы.
Лампа напоминает о «нише света» (Коран: «Аллах – свет небес и земли. Здесь применен мозаичный декор, на других пиштаках (порталах) использовался менее трудоемкий декор из глазурованного кирпича и глазурованной плитки. Именно в этот период главным архитектором стал ходжа Кемаль ад-дин Синан (1489–1578 или 1588), армянин, вынужденный принять ислам.
На фасадах появляется членение вертикальными нишами, в которых размещаются окна. Это – мечети (в том числе две в Крыму), масджиды (квартальные мечети), медресе, дар уль-курра (библиотеки), тюрбэ (гробницы), текке (суфийские комплексы) имареты (благотворительные учреждения), маристаны (госпитали) водопроводы, мосты, караван-сараи, дворцы, провиантские склады, бани и т. д. Пропорциональность достигается здесь преимущественно за счет деления окружности на различные упорядоченные фигуры.
Следуя греко-византийским традициям, они организовали пространство города по Гипподамову плану, разделив его главной (cardo maximus) и второстепенной (decumanos) магистралями на кварталы. Когда могилы почитаемых шиитами Али двоюродного брата и зятя пророка (в Неджефе) и его сына Хусейна (в Кербеле) в XVII в. попали под власть Османской империи, могила имама Резы стала главной шиитской святыней в Иране. Таков знаменитый портал медресе «Шир-дор» (1619) в Самарканде. Архитектура Ирака не может быть строго отнесена к сирийской или персидской школе. Здание построено из красного песчаника, который прекрасно гармонирует с белым мрамором. В контур внешних квадратов вписаны 40 «перлов-колечек». Двухцветная каменная кладка здесь распределена в шахматном порядке. В строительстве культовых зданий использовалась по преимуществу кладка из камня.
Это последний михраб, где используется стук, все более поздние – уже отделаны мрамором. Первая мечеть в мусульманском мире была построена в Кубе под Мединой под руководством самого пророка Мухаммада (мир ему и блогословение Аллаха). Кроме того, он дополнялся минаретами – стройными башнями, с верхней площадки которых священник (муэдзин) пять раз в день созывал верующих на молитву.
В отличие от церкви исламский молитвенный зал не имеет центра. Главный фасад всего сооружения со стороны улицы оформлялся айваном, т. е. Мавзолей имама Резы в Мешхеде.
Полихромная техника использования керамических вставок при Тимуридах (1370-1506) распространилась в Трансоксиане (Мавераннахр). По ней стелется роскошный opнамент из гвоздик, роз, лилий, тюльпанов (см. Отсюда наиболее распространенные типы мечетей – колонная и купольная.
Так, мечеть, построенная в Заваре (1135) – типичная постройка в персидском стиле с двором, обрамленным четырьмя айванами. Важную роль играло и постоянное взаимодействие с Испанией, которая на протяжении более 700 лет была одним из крупнейших центров культуры арабов. А в XIV-XV вв.
Архитекторы все чаще применяли для облицовки керамическую мозаику, разноцветную глазурованную плитку, однако не везде мастера могли получить тот или иной цвет. Эта техника называлась хафт-ранги («семь цветов»). Само здание ныне разрушенной мечети напоминает колонные мечети Сирии и Андалузии. Громадный купол составляет 2/3 высоты мечети.
Самым ранним созданием мусульманской архитектуры была мечеть, где собирались верующие для молитвы. VIII–X вв. Зодчие Ближнего Востока в разработке арабески достигли высочайшего мастерства. Мечеть Омейядов. Шах-Джахан, преемник Джахангира, стал рьяным строителем из песчаника и мрамора и довел традиции могольской архитектуры до их вершины, что проявилось в знаменитом мавзолее Тадж-Махал в Агре.
Славятся своими мраморными михрабами медресе Тайбарсия и Акбогавия. на Среднем Востоке оформляли фасады культовых, мемориальных и общественных сооружений. Шах-Джахан сам выбрал место для неслыханного мавзолея ниже Агры на правом берегу Джамуны. Строительство мечети (1566–1574) граничит с именем самого выдающегося турецкого архитектора Ходжи Синана, которого считают прямым наследником византийских традиций (рис. 35).
Главный фасад всего сооружения со стороны улицы оформлялся айваном, т. е. Орнаментация внутренних поверхностей Тадж-Махала поражает изяществом.
Таковы сталактитовые карнизы в Львином дворике дворца Аль-Гамбра (Гранада). Наследники Газневидов немало способствовали распространению традиций иранской архитектуры в Индии, где новые правители стремились демонстрировать свою мощь не только силой оружия, но и идеологии, для чего создавались колоссальные культовые сооружения. Мечеть Фатимы в Куме. Они окружили его мощными стенами, а внутри уже в 1199 была построена самая большая в то время мечеть в Магрибе «Аль-Кутубийа». Сталактитовая капитель обычно собиралась из разных элементов (от 7), создавая карниз колонны.
Несколько слов стоит сказать об архитектуре мавзолеев.
Символ этого трона – невидимое пространство, выходящее за пределы звездного неба. Интересен план этого здания. вкл., рис.
В одной из фасадных арок находится дверь, другие забраны решеткой из кирпича. Ан-Насир Мухаммад (1295–1304) построил аналогичный комплекс, он объединил в четырехайванном медресе все 4 богословских школы – мазхаба. Практически каждый дециметр поверхности украшен резьбой, узором стилизованных растительных или геометрических мотивов. Для этого здания характерно отсутствие центральной оси, которой обычно обозначает главный неф.
Художественный образ мечети в Кордове очень сложен. Резьба по дереву применялась в узких филенчатых дверных полотнищах, во фризах, в михрабах и при изготовлении мимбаров (кафедра, с которой произносится хутба, пятничная проповедь). Особого размаха строительство в Османской империи достигло в период правления султана Сулеймана Великолепного (1520–1566). В конце VII в. в Иерусалиме была построена Куббат ас-Сахра («купол скалы»). В VII в. Иран был завоеван арабами и вошел в состав халифата. Возле восточной части галереи стоит изящное сооружение на восьми колоннах – Куббат аль-Хазна (сокровищница), в которую нет входа непосредственно с земли.
Ранние мусульмане не видели необходимости в возведении молитвенных зданий. арочным порталом больших масштабов. Тогда же в Каире было сооружено много фонтанов. Так состоялась встреча новой архитектуры и традиционного мышления на суданской земле».
Все элементы декора подчинены принципу строгой плоскостности.
Люстровая керамика, радужно сиявшая после обработки глазури кислотными парами перед ее глянцеванием (пары окислялись при обжиге в закрытой печи), очень высоко ценилась. Жемчужина мавританского зодчества XIII–XIVвв. – дворец Альгамбра (г. Но главное расширение территории последовало в XVIII в., когда был построен высокий четырехнефовый зал, реконструирован главный портал, а также специальные помещения (включая школу для чтецов Корана) и т. д. Исследователи полагают, что данное сооружение относится к первым исламским мавзолеям, в которых была воплощена исходная праформа «куб-купол». Они представляет собой комплексное сооружение, включающее небольшую мечеть, помещения для жилья шейха и мюридов, а также приют для странников (дервишей)45.
Культовая архитектура того времени свидетельствует об арабском прототипе большинства мечетей. Для воспроизведения этого сюжета была использована техника керамической мозаики.
В архитектуру Альгамбры органично включены вода и зелень. Флигелем к ней пристраиваются башни-минареты числом от одного до девяти. Мастер наносит тонким резцом рисунок по слою алебастра, а затем начинает «выбирать» излишний материал, создавая причудливый объемный рисунок, куда в общий фон переплетений можно внести картуши с цитатами из Корана или с затейливым цветочным узором. В индуизме, как уже было показано, храм есть центр Мира вхристианстве благочестие стремится сосредоточиться на конкретном центре ибо «Воплощенное Слово» есть центр как в пространственном, так и во временном смысле вхристианском храме человек как бы сам себя помещает в центр Вселенной. И наконец, с севера прямоугольное пространство площади замыкает мечеть-медресе Тилля-Кари (1647). Мавзолей Тадж-Махал, воздвигнутый по велению Шах-Джахана для его рано умершей любимой жены Мумтаз, считается вершиной архитектурных сооружений мусульманского типа.
Новая соборная мечеть в Исфахане, построенная шахом Аббасом I (1587– 1629), была сооружена на южной оконечности площади, которая называется майдан шах («царская площадь»). Под двор, где у фонтанов совершали омовение, отведена лишь небольшая часть огромной площади (180 X 130 м), занятой сооружением. При этом зодчество Арабского Востока — явление уникальное в истории мировой культуры.
Атрибутами двора являются колодцы, они сделаны из мраморных баз античных колонн. Мечеть шиитских имамов Мусы аль-Кадима и Мухаммада аль-Джавада. Над входом возвышается минарет высотой в 20 м с восьмигранным купольным завершением. Например, стуковый декор X в. украшает юго-восточную стену. Широко использовалась резьба по стуку, фигурная кладка кирпичей или терракотовых плиток.
На углу, рядом с мавзолеем, возвышается минарет, вероятно, достроенный позднее. С северной стороны (обращенной к Иерусалиму) на пальмовых стволах была укреплена кровля для защиты верующих от солнца. Дворик окружен портиками с 124 тонкими колоннами. Колонны, несущие двухъярусные аркады, поддерживающие перекрытия, равномерными рядами заполняют пространство интерьера даже неф, ведущий к главному михрабу, лишь немногим шире остальных.
В декоре михраба появляются соприкасающиеся углами восьмиконечные звезды. Цвета принято связывать с определенными аспектами и в этой палитре белый цвет – олицетворение «совершенного Бытия» источника всего сущего (и источника любого из существующих цветов). Положение широких масс резко ухудшилось.
Медресе Надир Диван-беги. Иранский минарет XI-XIII вв. В 1238 Мухаммад ибн Наср начал строительство этого дворца на вершине горы на месте берберской крепости (аль-касба). Сохранились крепостные постройки, внешне схожие с большими культовыми зданиями той эпохи.
С конца XII – начала XIII вв. В XIII и XIV вв. Архитектура ислама унаследовала многие достижения древних цивилизаций: из Месопотамии — кирпичную кладку и поливные изразцы из Египта — колонные залы из Византии — искусство мраморной облицовки и мозаику. Ниша михраба обычно оформлялась из цветного камня и представляла собой арку. Собор был построен в 324–337 годах при византийском императоре Константине. Среди них выделялся Румийский султанат со столицей в городе Конья. По такому плану построена мечеть султана Хасана в Каире.
Эти колонны были взяты из 27 разрушенных индуистских храмов и украшены фигурной резьбой. Львиный двор, назван так по 12 львам, которые поддерживают фонтан в центре двора. цвета.
Считается, что это здание построено в сирийских традициях. В XV в. цветовая гамма расширилась, сине-голубые тона сменились более смелыми цветовыми решениями, в которых несмотря на соблюдение гармонии, можно обнаружить зеленый, желтый, фиолетовый, белый и др. Купольные мавзолеи в Куме и в Тусе. Кроме того, он дополнялся минаретами – стройными башнями, с верхней площадки которых священник (муэдзин) пять раз в день созывал верующих на молитву. Мечеть не отражает иерархических отношений между Богом и людьми.
В городе также сохранились более поздние сооружения, например, мадраса Мустансирийа (XIII в), мадраса Муржанийа (XIV в. ) демонстрирующие приверженность персидским традициям архитектуры. Сегодня «аль-Азхар» представляет собой квартал разнородных сооружений (1000 кв. м. Недаром про Исфахан говорили: «Исфахан несф-и джахан» – «Исфахан – половина рая». арочным порталом больших масштабов.
Иногда сталактиты украшают свод над главным входом в мечеть, как это сделано в мечети султана Хасана в Каире (1536). Этот величественный восьмигранник с огромным золотым куполом — Куббат ас-Сахра («Купол Скалы») – ознаменовал начало эры исламского зодчества.
Минарет венчает надстройка, несущая маленький купол. Однако в качестве материала был использован недостаточно прочный сырцовый (необожженный кирпич), который не выдержал испытание временем. Мечети украшались растительно-цветочным орнаментом. К X в. относится строительство Большой мечети халифов, однако впоследствии она была перестроена в персидском стиле.
Мрамор чаще всего использовался, чтобы подчеркнуть вертикали и контуры арок. При этом центром города стала не мечеть, а дворец, но сейчас от него не осталось следов. В резьбе можно найти имя автора резьбы – Убейд ибн Маали. Он представляет собой квадратную купольную постройку гармоничных пропорций. над исламской святыней – Скалой, почитаемой как место, откуда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) был вознесён в небеса.
В отличие от мечетей эпохи Сельджукидов, бассейн (шадриван – турецк. ) вынесен за пределы помещения – во внутренний двор, по периметру которого идет обходная галерея, крытая маленькими куполами. цв. Кроме того, он дополнялся минаретами – стройными башнями, с верхней площадки которых священник (муэдзин) пять раз в день созывал верующих на молитву. колонную мечеть вытеснили здания айванного типа. Например, соборная мечеть г. Султанийа с четырьмя минаретами и двумя входными арками, построенная ильханским правителем Мухаммадом Худабанда Олджейтю (или Улджейту – 1304–1317). В молитвенном зале мечети применено особое решение внутреннего пространства.
На стороне киблы – священной ориентации на Каабу в Мекке, несколько рядов колонн образовывали глубокий портик-навес, который служил молитвенным залом. Военно-феодальная верхушка османов сначала сделала своей столицей Бурсу. Одним из них, бесспорно, является мавзолей Тадж-Махал в Агре (Индия). Ослаблению халифата способствовало шедшее с севера наступление испанцев-христиан. Мечети в Верамине и Нетензе. Башнеобразные минареты строили в Хорасане, Мазендаране и на территории центрального астана (область – перс. ) Ирана.
Само слово мечеть, по-арабски масджид, означает место поклонения. Основателем ислама стал Синдхартха Гаутама. Несколько меньший по размерам Львиный двор был центром жилой части дворца.
На площади Регистан в Самарканде были возведены три здания с одинаковым на первый взгляд планом и схожими пропорциями. Султан Мехмед Челеби (1413–1421) организовал производство изразцов и изделий из керамики в Нике, Бурсе и других городах. Часть помещений открывается во дворы широкими арками. Через год в Медине была построена еще мечеть. Тем не менее, в орнаментации сельджукские зодчие изобрели свои собственные приемы.
Характерным примером иллюстрирующим сказанное выше о становлении исламской архитектуры, ассимилировавшей многие инокультурные элементы, является мечеть Селимие в Эдирне (Адрианополь) в Турции. характерна монохромная архитектурная орнаментация.
Здание фактически становится одним из объектов окружающей среды. Эта мечеть представляла собой квадратную плошадку, обнесенную стеной, крыши не было. Айваны в Мустансирийи, обращенные во двор, демонстрирует восхитительную резьбу по стуку: три фланкирующих орнамента обозначают форму стрельчатой арки, два верхних фронтона углов заняты плетенкой из восьмиконечных звезд, а в центральной части воспроизведен текст из Корана, выполненный мастером-каллиграфом почерком «цветущий куфи». Но уже в XIII-XIV вв.
По коротким сторонам двора расположены павильоны, увенчанные куполами. Перламутр или белый жемчуг – это символ Духа (ар-рух), купол из которого заключает в себе все Мироздание.
Ее можно также встретить в культовых сооружениях Самарканда, Бухары, Исфахана и городов центрального Ирана. Для облика этой погребальной мечети важным является цветовое решение стен и купола. До сих пор поражает своим великолепием ребристый купол мавзолея Тимура «Гур-Эмир» (1404). После 756 на завоеванных землях Испании был создан Кордовский эмират.
В разработке проекта участвовали мастера Индии, Средней Азии, Персии, Аравии. В некоторых из них сохранялся крестообразный план, характерный для византийских церквей. Но были мечети с плоской и покатой кровлей. Джума-мечеть («пятничная») в Исфахане. Они четко выделяются на фоне южной стены, сказочно сияющей пестрым мозаичным узором. Рай (джанна) по своей природе скрыт и таинственен он соответствует внутреннему пространству, духовному миру, сокровенной сущности.
Появляется также множество маристанов (госпиталь) и хамамов (баня). Страна переживала подъём экономики и культуры. Каждый портал состоит из айвана, под углом к которому расположены два небольших здания той же высоты, с двумя этажами худжр (в плане это здание напоминает «открытую» подкову). Последний город (сейчас является частью Нью-Дели), отражающий типичную планировку мусульманской цитадели, состоит из периферических оборонительных валов, серии дворов, расположенных по оси, которая выводит к великолепным частным дворцовым сооружениям. При этом зодчество Арабского Востока – явление уникальное в истории мировой культуры.
Не случайно в поэтическом представлении арабов Гранада и Альгамбра— «жилище наслаждения», сменившее величавый образ Кордовы—«обиталища наук». в 818) в Мешхеде. Таким образом, мечеть отмечает замечательная цельность. Вода в фонтан двора поступает по четырем каналам (соответствующим четырем райским рекам).
По архитектурной конструкиии она была похожа на первую, но у нее было несколько ворот. К примеру, лендморфный подход, столь ясно прочитываемый в современной архитектуре мечети (королевская мечеть в Брунее и мечеть в Хартуме на месте слияния Белого и Голубого Нила), демонстрирует явные попытки пробуждения новых ценностей в сознании мусульман. Характерно, что в орнаментации медресе Шир-Дор использовано изображение животных.
Опасность испанского вторжения побудила арабских эмиров обратиться за помощью к сложившемуся в Северной Африке берберскому государству Альморавидов (1061 —1140). На одной из стен находится алтарная ниша (михраб), обращенная в сторону Мекки – священного города мусульман. 2. Историк аль-Масуди (середина X в. ) свидетельствовал, что купол большой мечети Багдада был целиком облицован кирпичом цвета ляпис-лазури.
Прекрасные математики, они изобрели способы преобразования элементарных геометрических фигур (квадрата, треугольника, круга) в сложнейшие архитектурные конструкции и ювелирно сплетенные орнаменты используя при этом простые и дешевые глину, кирпич, природный камень, стук или гипс, бетон. Их появление граничит с конструктивным приемом, который архитекторы использовали, когда необходимо было перейти от прямых углов к кругу (например, поставить купол на прямоугольное основание). Арки используются для оформления сводов между колоннами молитвенного зала, для декорирования окон (в том числе и ложных). Здесь же была построена первая мечеть, получившая имя завоевателя Египта Амра ибн аль-Аса. В отличие от сирийских медресе, египетские обычно имели по два сводчатых айвана.
Внутри помещений многоцветные мраморы используются повсеместно. Комплекс был построен на развалинах фатимидского дворца и упирался в медный рынок (Сук ан-Нахассин). Сад огорожен от города стенами с четырьмя порталами. Классическая мечеть с многочисленными колоннами восходит к дому, который построил Пророк Мухаммед вЙасрибе (впоследствии – Медина), ставшему мечетью и неоспоримым прообразом мусульманской мечети. Тончайший арабесковый узор покрывает каждую архитектурную деталь здания, каждый участок поверхности стены.
Складывается впечатление, что Тадж-Махал создавался не как усыпальница, а как памятник любви императора к своей несравненной супруге Мумтаз-Махал (Мумтаз – «несравненная», араб. ). Первоначально цветной глазурью обозначались слова «Аллах», «Али», «Мухаммад», позднее с помощью полихромных вставок воспроизводили целые суры Корана, украшая ими фризы, окружающие айваны или тулово минаретов. Ярко выражен массив гладких сложенных из кирпича стен.
Затем плитку подвергали нескольким обжигам (по числу наносимых красок). Это конструктивное решение появилось в эпоху Тимуридов, а в Индии впервые было применено при строительстве мавзолея (1518) делийского правителя Низам-хана Сикандара II (1489–1517) из династии Лоди. К исламской архитектуре также можно отнести архитектурные стили, популярные как в раннеисламскую, так и относящиеся к современной эпохе в мусульманских и в других странах под влиянием ислама. Маленький мавзолей (9 9 м) украшен готическим порталом, вывезенным по частям из церкви крестоносцев в Акке. Даже изысканная архитектура мечети в Кордове (Испания) с ее двухъярусными аркадами – это воспоминание о пальмовой роще. цв.
Соборная мечеть в Исфахане. Минарет одной из самых старых мечетей Каира, Ибн Тулуна, напоминает минарет мечети Мутаваккиля «Мальвийа» («закрученный» – араб. ) в города Самарра (Ирак), тело которого представляет собой усеченный конус, вокруг которого идет спиралевидный пандус. При Каитбее в Каире была реставрирована цитадель, в Александрии также построена крепость. Выдающимся и вместе с тем характерным памятником монументальной архитектуры этого времени является мечеть Аль-Кутубийа в Марракеше (XII в. ).
Султан Байбарс (1260–1277) уделял большое внимание ирригации, строительству дорог и мостов. В X в. Кордовский эмират стал одним из богатейших государств Европы, а его правители приняли титул «халифов». Все это вносит в интерьер богатый и сложный ритм чередования архитектурных форм. Как и в Кордовской мечети, художественный образ Альгамбры очень многогранен.
Последняя славится изысканной декоративной обработкой фасада и молитвенного зала. В начале XII в. появляется рубчатая форма куполов, оболочка которых расчленена извне валиками, а изнутри – желобками. Кроме того, каирские медресе имели минарет. Мамлюки наполнили этот город своими постройками, которые придали ему своеобразный стиль. Каждый зал не похож на остальные, но в целом архитектура и декор дворца подчинены «ритму повторения» одних и тех же элементов в разных масштабах и каждый раз в особом сочетании.
Здание мечети стоит на высоко поднятой террасе, вымощенной каменными плитами. Под потолком идет деревянный фриз (общей длиной 2, 5 км), на котором вырезана стихотворная строка из Корана. Однако есть и самобытные постройки, например, мавзолей ситт Зумруд-Хатун (иногда неправильно называемый могилой супруги Харун ар-Рашида). В X в. Кордовский эмират стал одним из богатейших государств Европы, а его правители приняли титул «халифов».
Наиболее важными сооружениями того времени в Бурсе являются мечеть Улу-Джами (XIV в. ), Йешиль-Джами («зеленая мечеть» – 1423), а также мечети в Изнике и других городах. Минареты медресе Шир-Дор завершаются расширяющейся кверху воронкой, окаймленной сталактитами, без фонарей. В соборных мечетях с эпохи халифов Омейядов (661-750 гг. ) начали устанавливать внутри, справа от михраба, лесенку-минбар, стоя на котором имам читал проповедь-хутбу, а снаружи, на противоположной михрабу северной стороне, возводить башню-минарет, откуда муэдзин призывал верующих к молитве.
С земной точки зрения, которая естественна для человека и допускает конкретную символику, звезды движутся в концентрических кругах, более или менее отдаленных от Земли как центра и окруженных беспредельным пространством, которое, в свою очередь, «окружено» Мировым Духом, рассматриваемым как метафизическое «состояние» всего восприятия. В конце эпохи правления династии Сельджукидов (1038–1194) начали производить керамику с люстром – металлическим блеском. Не остались в стороне и декораторы, которые оформляли интерьеры в «мавританском» стиле.
Большая мечеть халифов. Зубчатые стены, узкие прорезные окна и машикули (навесные бойницы в верхних частях стен и башен) позволяли лучнику занять удобную позицию. Соборная мечеть Биби-Ханым в Самарканде. Мамлюки заботились об ирригации, торговле, развитии ремесел.
Колонный зал Кордовской мечети справедливо сравнивают с густым, разросшимся лесом. В XV столетии на ее месте был построен готический собор, а сам минарет, получивший позднее название Ла Хиральда (La Giralda), был в XVI в. украшен новым покрытием. Вот таким образом 180 колонн этой мечети выделяются разнообразием своих капителей.
Колонны как бы «вырастают из земли» созданные из разноцветного мрамора, яшмы, гранита, порфира, они в верхней части снабжены арками, которые как ветви деревьев, переплетаются между собой, образуя подковообразные и полуциркульные арки. Мечеть имеет гигантские размеры: 250 на 150 м, а общая площадь (вместе с вспомогательными постройками) – 4 гектара. Справа и слева расположены небольшие помещения. В XV в. мамлюкские архитекторы уже строили симметричные по плану и объемам здания.