Модерн в архитектуре Виктор Орта (Victor Horta, 6 января 1861 — 9 сентября 1947) — бельгийский архитектор, один из основателей стиля модерн (Art Nouveau) в архитектуре. Виктор Орта (фр. Victor Horta, 6 января 1861— 8 сентября 1947)— бельгийский архитектор, один из основателей стиля модерн (Art Nouveau) в архитектуре.
Архитектура фасада дома на улице де Турин так же оригинальна, как и дизайн интерьера. В творчестве Врубеля соединяются экспрессия, фантастика, магия формы, эстетизм, любовь к сказочным сюжетам. Первой самостоятельной работой Виктора Орта стали три дома вродном городе Гента.
Исследователи искусства Модерна отмечают параллели в символистской поэзии и причудливых образах изобразительного искусства. moderne — современный) или ар-нуво (фр. Своей формой, она напоминала как простые растения, так и своеобразные абстрактные рисунки. В Бельгии, как и во Франции, его называли ар-нуво.
Все эти извивы заканчиваются особым изгибом— «ударом бича». «Я спрашивал себя, – говорил мастер, – почему архитекторы не могут быть столь же независимыми, как художники. » Металл для Орта – живой и способный превращаться в растения, травы и цветы, в струи воды. В сравнении с ней станковая живопись и скульптура этого периода беднее. Каждая страна дала собственное название новому стилю.
Вних ощущается жизненная сила растения, хотя илишенного цветов илистьев. Проемы окон делаются более широкими для более полного освещения помещений. Общепризнанным пионером модерна стал Виктор Орта – бельгийский архитектор, с чьей «легкой руки» в строительстве стали применять стекло и металл – новые на тот момент материалы. По сей день работы архитекторов, дизайнеров и художников радуют своими решениями.
Таким образом, гостиная расположена на пол-этажа выше, чем холл, который ведет в нее. Композицию «Принцесса Грёза» художнику удалось реализовать в майоликовом панно на фасаде одного из лучших зданий московского Модерна – гостиницы «Метрополь» (проект архитектора В. Валькота 1898-1903). О своей картине «Сирень» (1900) художник сказал, что не хотел бы видеть ее в музее, так как «музей – это покойницкая», а желал бы видеть ее «вделанной в стену в жилом доме, чтобы она абсолютно слилась со стеной». В то же самое время многообразие художественных форм и различных композиционных приемов, сложность переходной эпохи, ее кратковременность не позволили принципу целостности реализоваться достаточно полно во всех произведениях. Многим, вероятно, тогда казалось, что на их глазах создается абсолютно новое искусство. вздохом умирающего столетия». Однако подобные соединения разнородных элементов не создают эклектического впечатления. Создается впечатление, что автором проекта выступает сама природа. Таково искусство Густава Климта (Gustav Klimt, 1862-1918) – австрийского живописца, театрального декоратора и художника-графика.
art nouveau, букв. Его первый архитектурный шедевр – особняк 3.
В том, окна которого выходят на улицу, расположены кабинеты и приемные. В русском искусстве самым ярким представителем романтики периода Модерна был Михаил Александрович Врубель (1856-1910) гениально одаренный художник польского происхождения (польск. Поэты-символисты не заставили себя ждать, воспевая «бледный идеал» и сравнивая молодое искусство с критомикенским, этрусским, «пламенеющей готикой» средневековья и французским Рококо. Наколоннах, как настволах деревьев, «растут» металлические сплетения, напоминающие ветви илистья.
«Дом Нового Искусства»), в котором рядом с товарами из Китая и Японии продавались произведения французских художников Э. Галле, Э. Грассе, Э. Колонны, Р. Лалика, П. Боннара, Ж. -Э. Что позднее стало называться дизайном. Моррис стал основателем движения «Искусств иремесел». Вособняке Тасселя, Виктор Орта впервые применил линию, названную «удар бича», которая стала образным выражением напряжённого духа времени того периода, аеё изящество— образцом графического искусства истилизации вокнах ивитражах зданий стилямодерн. Но это чудо зарождения, когда он высвобождается от тяжести предшествующих эпох, уже легко угадывается в волне плавных линий (даже не линий — изгибов. ) на фасаде Дома Сольве.
Теперь этот путь пройден до конца, шедевры созданы, стиль исчерпал себя. Комнаты особняка были просто залиты светом. В интерьере изгиб фасада выходит в обширное пространство столовой-ресторана. Цветы, что растут лишь в снах, Распускаясь, звенят и сияют. Вначале ХХ века Виктор Орта построил несколько торговых зданий. В том же году он построил в Брюсселе Народный дом.
Декор фасада, как правило, сочетается с внутренним убранством, в котором каждая деталь продумана и связана в единый орнамент, где царствует стилизованный растительный рисунок, пластичные гибкие формы, в основе которых все тот же «удар бича». " Таким архитектор видел Балата, которого считал своим учителем. Орта избежал традиционного приема, расположив этаж в различных уровнях.
С 1897 года Орта преподавал в Брюссельской Академии изящных искусств.
Несмотря на это, план здания, разработанный исходя из заранее заданных соотношений, был решен абсолютно оригинально. Получается, что половина из них — образцы стиля арт-нуво. Японским искусством увлекались французские художники, художники группы «Наби» и «Эстетического движения», объединения, возглавляемого писателем Оскаром Уайлдом.
Знанием и умением обладали именно практики — инженеры, строители мостов, стекольщики. На вопрос, каким путем он пришел к строительству такого новаторского сооружения, как дом на улице де Турин, Орта летом 1938 года ответил, что в годы его молодости начинающий архитектор имел перед собой три пути: стать специалистом по "стилям" ренессанса, классики или готики. Французским ведущим архитектором стиля был Гектор Гимар, получивший образование в Школе декоративного искусства и в Школе изящных искусств. Этот дом идеально обеспечивает «среду обитания» тому человеку, для которого он построен. Вот таким образом мой рассказ о них.
Рационалистические тенденции и Неоклассицизм породили оригинальную «модернизированную классику». Под воздействием прямых линий мебели Макинтоша «флоралист» Виктор Орта заявил: «Я отошел от цветов и листьев и занялся стеблями и палками». Как всякий пик, ар нуво был и тупиком. Художественный стиль Ар Нуво эволюционировал.
Однако, некоторые сооружения напоминали и европейские образцы: гостиница «Метрополь» архитектора В. Валькота (1903 г. ), памятник модерна – Дом Зингер (ныне Дом Книги) в Санкт-Петербурге (1902-1904 гг. Но – и отметим это – в нем ни малейшего подражания какому либо историческому стилю. Сказочная живопись жемчужных и радужных, опаловых красок, по словам художника, возникла под влиянием музыки, в которой он «слышал море» и «видел фантастические тона».
Архитектор отказался от обычного проветривания. Наиболее знаменитое его творение, которое он не успел завершить при жизни, это храм Саграда Фамилия (Святое семейство). Однако особенности трактовки форм, нюансы силуэта и внутренний декор демонстрируют новые – «модерные» черты, отсутствовавшие в стилизациях середины XIX в. Культ изогнутой линии, натуралистичность мозаичных изображений, стремление к синтезу разнохарактерных элементов отличают также архитектуру «романского возрождения» конца XIX в. в Западной Европе и США. В1861 году Моррис основал вЛондоне фирму «Моррис иК», занимающуюся изготовлением ипродажей мебели идругих деталей интерьера, выполненных вновом художественном стиле.
В этом Списке от Бельгии — десять объектов. Во Франции: «флореальное» или Ар Нуво («Новое искусство»), в Австрии и Шотландии – геометрическое, в Германии близкое французскому Ар Нуво искусство именовали югендштилем, в Италии – либерти, в Польше – «сецессией». Под «стилем модерна» понимают одно из наиболее ярких художественных явлений рубежа веков – флореальное течение, зародившееся в Бельгии и Франции и потому более известное в Европе под французским названием.
По воспоминаниям соучеников, Врубель слыл «чужаком» в классах петербургской Академии художеств и по-настоящему учился у любимых им мастеров Византии иконописцев итало-критской школы и мозаичистов собора Сан Марко в Венеции. Затем он начал изучать архитектуру в Гентской академии художеств. Орта относился с огромным уважением к своему учителю на протяжении всей своей жизни.
Наиболее яркий пример — Гаранти Траст Билдинг в Буффало. Дом очень прост и логичен. volhva – нимфа р. Волхов). Для стиля Орты характерна подчеркнутая новизна и даже сенсационность. Для названий произведений искусства периода Модерна характерны экзотические определения: «павлиний глаз», «цвет красной парчи», «сине-зеленый атлас павлиньих перьев», «перламутр нежной ночи». Первое же самостоятельное произведение Орта, отель (т. е.
Отметим и другое: эти слова в полной мере относятся ко всем четырем особнякам Орта, а уж к его Собственному дому вне всякого сомнения. 1841 -1918 гг. )- руководитель кафедры архитектуры в Академии пластических искусств.
Внутри дом разделен на два параллельных «корпуса». 1861 – 1947 гг. Тем не менее, все эти термины – не синонимы, они имеют разный смысл. Впрочем, подобные устремления были особенно актуальны для «fin de siecle».
Особняк Тасселя это воплощение богатой фантазии ихудожественного вкуса его создателя. «новое искусство») — художественное направление в искусстве, больше популярное во второй половине XIX — начале XX века. Так, навыставке в1895 году была показана «Комната ремесленника», созданная архитектором идекоратором Густавом Серрюрье-Бови (1858-1910), который первым начал экспортировать вБельгию ткани ипредметы изготовленные вАнглии. Его линии и изогнутые поверхности обладают редким очарованием». Настраницах журнала, пропагандировавшего новое искусство, девизом которого были «польза икрасота», публиковались интервью схудожниками, обзоры выставок, устраивались иконкурсы.
Он не только создал новый архитектурный декор, но и активно использовал те формы, которые уже были в обиходе. литров воздуха в день. Художники, поего мнению, должны служить народу, принимая непосредственное участие всоздании предметов повседневного обихода. Эти течения взаимодействовали между собой. 1878 Уехал в Париж, где поступил в студию дизайнера Jules Debuysson. Зарождалось конструктивистское течение.
Архитектура модерна разнообразна. В 1880 году, он поступил в Брюссельскую Академию изящных искусств, где занимался у А. Бала. Belle Epoque) оказывается при ближайшем рассмотрении не такой уж прекрасной. Здание как бы устремляется ввысь, подчеркнуто вертикальное членение. Вот таким образом подлинной основой «нового стиля» следует считать не идеологию рубежа веков, а смену принципов формообразования имеющую более глубокие внутренние причины. Вот таким образом в период Модерна существовали разные стилистические течения. Во многих петербургских зданиях «классического модерна» стиль не проявляется в «чистом виде». «yacht style»). Произведения А. Лооса (Adolf Loos) – дом Мюллера в Праге в (1928-1930 гг. ), сельский дом Кунера в Пайербахе.
Молодой Орта возвращается в Бельгию. Жилые комнаты, столовая, кухня находятся в глубине здания. (Мемуары, с. 8) 1880 13 июня: смерть отца Орты.
В русском модерне отчетливо просматривались черты национального зодчества: дом Перцова в Москве (1907 г. ) по проекту С. Малютина и Н. Жукова. Г. Морозовой в Москве (1893-1896).
Отсюда название: орнаментально-декоративное течение. Та же двойственность отличает искусство английского художника Обри Бёрдсли (Aubrey Vincent Beardsley, 1872-1898). Произведения часто натуралистичны, скучны и отдают пошлостью салона.
Картина развития искусства в это время усложняется тем, что в период Модерна существовали произведения не только в «стиле модерна». Внутри изысканный декор соединился с нетрадиционно свободной планировкой. «беспорядочный»), как называли его современники Гимара. Орта считал такие ограничения нелогичными: «Я спрашивал себя, почему архитекторы не могут быть столь же независимыми, как художники. » Таким архитектор видел Балата, которого считал своим учителем. Так, с 1895 г. в Лондоне по проекту архитектора Джона Бентли (1839-1902) возводился грандиозный Вестминстерский собор.
В связи с этим возникает проблема отделения понятий периода Модерна от «стиля модерна»: второе понятие уже первого. Другие интерьеры оформлены в стилях Ампира и «четвертого рококо». Онстремился использовать металл истекло так, чтобы выявить ихорганические качества ипридать этим материалам новую архитектурно-художественную выразительность. «Его искусство – одно из лучших выражений той влюбленности в странное, которая охватила людей в конце XIX века». В отличие от внешней, формальной схемы Классицизма такая асимметрия проистекает от органичного движения объемов «изнутри наружу».
Богато украшенные колонны (в том числе изогнутые, наклонные), арочные конструкции, закругленные дверные и оконные проемы, сложное декоративное остекление — вот характерные элементы Модерна, созданные благодаря новым технологиям века. Свою жену, певицу Н. И. Забелу, художник изобразил в образе царевны Волховы из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко» (словенск. архитектор П. Сюзор). Капитель колонны имела форму вазы, с отходящими от нее чугунными листьями.
Новое искусство полностью отрицало формы архитектурных стилей прошлого, вдохновляло на поиски новых причудливых декоративных форм имеющих вид подвижных растительных мотивов, волнообразных и изогнутых линий. Дом очень прост и логичен. Деньги выделяются под громкое имя, проект ведет один человек. Рубеж XIX-XX вв.
Художники Модерна дерзко ломали привычные нормы и границы. Гладкая стена незаметно переходит в эту выступающую часть фасада. Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. Объемный фасад прекрасно вписан в окружающие дома, но не теряется на их фоне. Полное отсутствие ровных линий.
«Прекрасная эпоха» (франц. В особо торжественных случаях С. Бернар любила показываться в украшениях работы Р. Лалика «стрекоза» и «клубок змей». особняк) Тассель (1892–1893) в Брюсселе, явилось шедевром «ар нуво» или модерна из живописного сплава неоготики и неорококо здесь народилась новаторская структура, с эффектно акцентированными металлическими деталями и конструкциями, образующими растительные узоры и динамичные гнутые линии, получившие авторское название «удар бича».
В первую очередь, необычная форма и сложное остекление — изогнутый штапик и рельефная резка стекла, превращают обычное окно в арт-объект. С помощью современных систем остекления, оформить окна оригинальной формы гораздо проще, чем в начале прошлого века. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Голландии, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии. Среди них можно выделить универмаг Innovassion, построенный в Брюсселе в 1901 году. В основе работ Гауди лежит использование такого пластичного и прочного материала как железобетон. (1872-1874) В 1891 г. знаменитая актриса Сара Бернар заказала ювелиру Рене Лалику (1860-1945) парюру (комплект украшений). Онотличался новизной— вего внешнем виде отсутствовали черты прежних исторических стилей. Благодаря такому пристрастию австрийского архитектора И. Хоффманна (1870-1956 гг. ) называли «квадратным Хоффманном».
Эти образы нельзя было сравнить с произведениями натурализма или историзма. Такое сотрудничество было необходимо, так как в основном (за исключением геометрического модерна) для стиля характерны орнаменты, составленные на основе природных форм: изогнутых стеблей, листьев, лепестков, завитков волос. Вот таким образом, к примеру, Неорококо, Неоготика, Неоклассицизм, «мавританский стиль», неорусский стиль или конструктивизм периода Модерна отличны от стилей под тождественными названиями других исторических периодов. в Москве с большим успехом прошла выставка шотландского художникаЧарльза Рени Макинтоша. В 1891 г. вышла в свет монография Э. Гонкура о японском художнике К. Утамаро. К примеру, фантастические цветы в стекле Э. Галле и ювелирных изделиях Р. Лалика кажутся иллюстрациями к «Озарениям» («Illuminations») А. Рембо: О, потаенные самоцветы – раскрывшиеся цветы. Орта избежал подобного приема, расположив этаж в различных уровнях.
В 1900 г. в Вене, а затем в 1902-1903 гг. Дом очень прост и логичен. Его линии и изогнутые поверхности обладают редким очарованием".
Идея применения стального каркаса как несущей конструкции впервые появилась в Чикаго (Чикагская школа, Луис Салливен, Франк Ллойд Райт). wrobel – воробей).
Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта. По сути, речь шла о создании нового мира, а не о реконструкции или обновлении былой стилистики.
В качестве материалов использован камень разных видов, кованая сталь, стекло, дерево. Особняк Тасселя – настоящий «дом-портрет», который полностью соответствует своему владельцу.
Ч. 1. Такой модерн-декор использовали в своих сооружениях В. Орт (Victor Horta. На первой стадии развития, согласно лозунгу, выдвинутому Анри Ван де Велде: «Назад к природе», художники стремились освободиться от излишеств декора, свойственных эклектизму «викторианского стиля», Второго Ампира, Необарокко и «неоренессанса» середины XIX в. На второй стадии архитекторы Модерна переходили к целостному проектированию здания «изнутри наружу» (ранее господствовал противоположный метод отдельного оформления фасада по принципу «слоеного пирога»). архитектор Г. Барановский).
1873 Поступил в школу архитектуры в Академии изящных искусств в Генте. Это был единый стальной скелет, заполненный большими стеклянными плоскостями. Потом появился ряд домов вБрюсселе, атакже особняк Тасселя.
Просто они мне очень нравятся. Спустя два-три года парижане называли «новый стиль» «гонкуровским» (в эти же годы в Англии, где всегда сильнее ощущались рационалистические тенденции, «новый английский стиль» именовали «яхтенным» (англ. Ярчайшим выражением стремления к синтезу разных видов искусства и преодоления границ отдельных методов, жанров, стилей являются творчество художников объединения «Мир искусства» и знаменитые «дягилевские сезоны» в Париже. В 1900-1910-х годах, прежде всего в школе венского модерна – последователей архитектораОтто Вагнера использовались иные формы: прямые линии и углы, мотив «шахматной сетки». Эталоном стиля стали плавные изогнутые линии вышивки Герман Обриста под названием «Удар бича».
Подобное сочетание – уникально. Наготу осеняют, пронзают и скрывают радуги, травы, море. Виктор Орта показал себя также мастером интерьера. Комиссаром России на выставке был сам Менделеев.
Еще один образец русского модерна – магазин Елисеева (1902-1903 гг. Другое течение национально-романтического направления представляет «северный модерн».
Для дома Сольве онспроектировал четырехугольную вплане двухмаршевую лестницу, которую должна была украсить картина, выполненная втехники пуантилизма вдоме ванн Этвельде, вестибюль представлял собой восьмиугольное вплане пространство спологой лестницей изысканных очертаний. Идеи Морриса развил Уолтер Крейн (1845-1915) — «философ детской», как его вшутку называли. В Вене в стиле модерн работал Отто Вагнер (Otto Wagner.
«Балат – классик и новатор, лучший бельгийский архитектор XIX века», – говорил Орта. "Балат – классик и новатор, лучший бельгийский архитектор XIX века", – говорил Орта. «Мы гребень вставшей волны», – писал Валерий Брюсов. Именно отсюда арнуво стало распространяться повсей Европе. Это придавало некоторую мистичность, загадочность и уберегало «стиль модерн» от излишней рациональности.
Я уже немного рассказывала об этом стиле в — Париж в деталях и междометиях (любителям модерна)Париж в деталях и междометиях (любителям модерна). Ф. Линдваль построил в Петербурге гостиницу Астория в 1913-1914 гг. Выдающимся архитектором русского, московского Модерна былФедор Осипович Шехтель (1859-1926). Работы Гауди: Каса Батло (1906), Каса Мила (1910), Парк Гуэль (1914) собор Саграда Фамилия. Знаменитый «Удар хлыста» (Цикламен) Германа Обриста, стал парадигмой, первичной идеей и главным символом Модерна.
Соединение этих противоположных течений можно наблюдать в решении главного фасада Народного дома, который имеет «органический» свободный план, а в вертикальной плоскости являет собой типичный пример рационализма конца XIX века. Здание полностью отвечало запросам владельца идаже превосходило их. Архитектура периода Модерна сложна, многообразна, метафорична. Для стиля Орты характерна подчеркнутая новизна и даже сенсационность. Моде рн (от фр.
AnIllustrated Magazine ofFine and Applied Art». Он строился в «византийском стиле», по образцу церквей в Константинополе и Равенне, украшался цветными мраморами и мозаиками.
При этом возрождалась старая традиция, когда архитектор рисовал все «до последнего гвоздя»: от общего эскиза сооружения до рисунков дверных ручек, оконных переплетов, светильников и каминов. Этот дом идеально обеспечивает среду обитания тому человеку, для которого он построен. Орта избежал традиционного приема, расположив этаж в различных уровнях. Боясь потонуть в пошлости обыденной, художники выдвинули утопическую идею панэстетизма, заключающуюся в том, что этику можно преодолеть эстетикой и с помощью высокого искусства оказаться «по ту сторону добра и зла». Декоративные элементы – главные отличия стиля архитектора. Архитектор успешно реализовал принцип архитектуры, сливающейся с природой.
Появление такого материала как железобетон дало возможность создавать сложные криволинейные фасады, карнизы, оконные и дверные проемы. Над столовой размещен лекционный зал, стены которого полностью смонтированы из металлических элементов.
Именно этот особняк считается первым в мире архитектурным воплощением стиля ар нуво. Как и в эпоху Рококо, в моду входили бледные тона: серо-голубой, оливково-зеленый, «соломенный», палевый, бледно-розовый.
В 1878 году Орта работал в Париже у архитектора Ж. Дюбуйссона. Но — отметим и это — в нем нет ни малейшего подражания какому-либо историческому стилю. Во время поездки в Брюссель он был вдохновлен работами Орты. Как и в искусстве французского Ампира начала XIX в. (сравн. Таков его Собор Святого семейства в Барселоне, который так похож на живой организм.
Продолжали посещать Athne Королевская в том же городе с 1874 по 1877 год. Интерес представляют металлические колонны в интерьере особняка, которые полны орнаментального смысла и одновременно имеют конкретную функциональность. Они же являются подтверждением его органичности — эллипс вызывает наименьшее раздражение. Начиная с1891 года они стали экспонировать также предметы прикладного искусства: ковры, керамику иллюстрированные книги (например, работы Уолтера Крейна) идаже мебель.
бельгийский архитектор), Г. Гимар (Hector Guimard. Это чарующее сооружение. В истории искусства Модерн так и остался «переходным периодом». Для оформления интерьеров они пригласил друзей— художника, архитектора искульптора. Произведения восточного искусства коллекционировали Эмиль Золя и братья Гонкур. Онпризывал прививать детям чувство прекрасного как можно раньше.
Несколько иное течение формировалось в среде французских писателей и поэтов-символистов. Antoni Plаcid Guillem Gaud i Cornet. Отсутствие трех традиционных бичей архитектора XIX века (давление эстетических воззрений заказчика, недостаток средств, отсутствие профессионалов — строителей), породило небывалый всплеск новых идей и парадигм.
Его изгибающийся фасад из стекла и металла представляет собой одно из самых смелых архитектурных решений эпохи. Вот таким образом в творчестве Орты возникло сочетание эстетики символизма иррационалистического «органического» начала и рационалистических тенденций. В эти же годы создавали свои лучшие творения приверженцы «чистой классики», стилизаторы И. Фомин, А. Таманян, И. Жолтовский, В. Щуко.
Верным принципу «декоративной откровенности», Моррис отказался штукатурить построенный для него вКенте «Красный дом», чтобы сохранить естественную красоту кирпичной кладки. Его фасад имеет протяженность всего семь метров. Ювелирная отделка деталей использование необычных материалов проникают в живопись. Успех его книг для детей способствовал распространению движения «Искусств иремесел» повсей Европе. Он не только создал новый архитектурный декор, но и активно использовал те формы, которые уже широко бытовали, но пользовались статусом «новых», «современных». В80-е годы прошлого столетия Брюссель был ведущим центром художественного авангарда.
Онзаменил перегородки хорошо выполненными металлическими конструкциями. Яркий пример применения такой техники МХАТовская «Чайка», декоративные решетки и приемы Фёдора Шехтеля, который превращает овал-треугольник в спираль. Таким образом, гостиная расположена на пол-этажа выше, чем холл, который ведет в нее. В отделке отдавалось предпочтение стилизованному растительному и животному узору, линии которого мягко изгибались, были плоскими. Его витражи красуются на лучших зданиях страны.
В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de siecle» (букв. В Народном доме, задуманном как профсоюзный магазин вкупе с общественным центром (1896–1899 не сохранился), впервые в Бельгии был выстроен почти целиком стеклометаллический фасад здесь чугунный каркас стал одновременно и эффектным украшением интерьера. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. «врастении мне больше всего нравится стебель», — говорил Орта. Гауди спроектировал и построил сказочный парк Гуэли, дом Каса Мила (Ла Педрера»), похожий на скалу, Касса Батльо – частный дом, созданный по мотивам барселонских легенд. В типичном брюссельском доме весь нижний этаж просматривался непосредственно от входа. 1852- 1926 гг. ). Художник-эрудит, поэт и романтик, Шехтель использовал приемы стилизации.
Дом очень прост и логичен. Созданная здесь в1883 году «Группа двадцати» («XX»), преобразованная через десять лет вобъединение «Свободная эстетика», привлекала кучастию всвоих ежегодных выставках самых оригинальных инепохожих друг надруга художников (наодной изних Ван Гог устроил единственную всвоей жизни распродажу собственных работ). В 1893-м по проекту Орта строится первое в мире здание в стиле модерн – Дом Тасселя.
Не менее оригинален особняк Эль Каприччо, а диковинный Парк Гуэль – целая череда уникальных строений, будто выросших из земли извивающаяся, как змея, «бесконечная скамья», колонны, как деревья. «Venetian revival»). Кроме того, в работах Салливена уже появляется принцип «органичной архитектуры», то есть стремление привязать строение к окружающему пейзажу, вытекание внешнего облика здания из его внутреннего содержания. Панно в «готическом зале» созданы по рисункам М. А. Врубеля.
Комнаты особняка были просто залиты светом. В1896 году кОрта обратились спросьбой построить вБрюсселе новый Народный дом. На возникновение «нового искусства» повлиял Романтизм в формах национально-романтического движения, начавшегося в Европе после наполеоновских войн и символизма, оформлявшегося в отдельное течение западноевропейского искусства в 1870-1880-х гг. Первыми самостоятельными работами архитектора стали три дома на улице Дуз Шамбре в Генте. Архитектор не просто проектирует здание, он один полностью курирует все этапы строительства. На практике это правило реализовано неимоверно многогранно. «Яспрашивал себя, —говорил мастер, —почему архитекторы немогут быть стольже независимыми, как художники. » Металл для Орта— живой испособный превращаться врастения, травы ицветы, вструи воды, вживую мелодию природы. Немецкое «Jahrhundertwende» – «поворот столетий», как подмечено А. Русаковой, лучше определяет содержание этого периода, чем традиционное французское выражение «fin de siecle» – «конец века».
Венский сецессион – практичный стиль с простыми и правильными геометрическими формами. На колоннах, как на стволах деревьев, «растут» металлические сплетения, напоминающие ветви и листья. Луис Тиффани был художником и дизайнером. В том же духе были возведены особняки Отрик, Фризон (оба –1893), Сольве (1895–1900), ван Этвельде (1897–1899), Обек (1900), Макс Алле (1903), собственный дом Орта (1898) и магазин «Инновасьон» (1901). За пристрастие к этим формам австрийского архитектораЙозефа Хоффманна (Josef Hoffmann, 1870-1956) прозвали «дощатым» или «квадратным Хоффманном».
Еще ранее, в 1856 году, Ф. Бракмон открыл парижанам красоту японских гравюр. Характерно новое обращение художников Модерна к «египетскому стилю». В 1890-1900-х гг. На Пречистенке – построенный тем же Кекушевым доходный дом Исакова. Но – и отметим это – в нем ни малейшего подражания какому-либо историческому стилю.
Образцом модерна Хоффмана является дом банкира Пале Стокле (1905 – 1911 гг. ) в Брюсселе. В типичном брюссельском доме весь нижний этаж просматривается непосредственно от входа. Закономерно обращение М. Врубеля, как и многих других мастеров Модерна, к керамике. Характерна асимметрия фасадов зданий Модерна.
«Готический зал» особняка поражает ощущением подлинности средневековья. В России утвердился термин «Модерн» (в западноевропейском искусствознании он не используется, обычно применяют название «Ар Нуво», а слово «модерн» означает просто современный, актуальный, передовой). Отсюда термин «венецианское возрождение» (англ. Как подлинный романтик он ощущал прошлое живым настоящим.
Этот дом идеально обеспечивает «среду обитания» тому человеку, для которого он построен. Был сформирован запрос на формирование новой эстетики. Французский мастер использовал стилизованные природные формы, сочетания золота, «оконной эмали», янтаря, слоновой кости, бриллиантов, серебра, алюминия и простого стекла. Вторая причина – поиски «большого стиля», стирающего границы между элитарным и «массовым искусством». Встал вопрос — можно ли реализовать в камне то, что художник творит на листе бумаги. «Я хочу уже в фасаде выразить план и конструкцию здания так, как это делалось в готике и, подобно готике, выявить материал, а природу отобразить в стилизованном декоре», говорил Орта. Скорее они напоминали позднеготические формы и японскую живопись.
Журнал был украшен иллюстрациями, главным образом фотографиями. Австриец Йозеф Хоффман (Josef Hoffmann 1870 – 1956гг. ) построил в Брюсселе Дворец Стокле (1911г. ) – вестник приближающегося функционального стиля. Нужно разрушить преграду, отделяющую художника отремесленника, отказаться оттрадиционного деления искусств на«высокие» (живопись, скульптура, архитектура) и«низкие» (создание мебели, керамики, вышивка иткачество). Вместо того, чтобы запираться вбашне изслоновой кости иублажать элиту. Знаменитый бельгийский архитектор Виктор Орта родился в Генте 6 января 1861 года. 1867 – 1942гг. ), Маркуш Гейза (венгерский архитектор).
Среди примеров — дом Мила Гауди в Барселоне. Орта снабдил дом оригинальными системами отопления и вентиляции. Орта поместил лекционный зал, которым пользуются сравнительно редко, на верхнем этаже. Но наиболее интересными с точки зрения новаторского подхода считаются здания универсальных магазинов такие, как брюссельский «Инновассион», выстроенный Орта в 1901-м.
Английский коммерсант Сэмюэл Бинг (1838-1919) в 1876 г. открыл в Париже магазин «La Porte Chinoise» (франц. Столь необычное сооружение относят к течению «византийского возрождения» конца XIX – начала XX вв. Он скромен, если так можно сказать.
Исходя из тогдашних представлений о физиологии, архитектор мечтал добиться того, чтобы цвета и линии воздействовали на биологические ритмы человека, повышая его «энергетическую производительность». Линии несущих конструкций переходят вузор гнутых металлических полос.
Этот дом идеально обеспечивает "среду обитания" тому человеку, для которого он построен. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. На вопрос, каким путем он пришел к строительству такого новаторского сооружения, как дом на улице де Турин, Орта летом 1938 года ответил, что в годы его молодости начинающий архитектор имел перед собой три пути: стать специалистом по «стилям» ренессанса, классики или готики.
Это дело целиком его захватило. В типичном брюссельском доме весь нижний этаж просматривается непосредственно от входа. Виктор Орта радикально изменил пространство внутри здания, открыл его. Модерн уже в то время называли «последней фазой искусства прошлого века.
Ранее это было невозможно. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — нем.
Замок имеет все классические черты модерна: ассиметричную форму, необычную расстановку окон (по диагонали), балконов, порталов, неровную поверхность каменной кладки в сочетании с кирпичом и яркими витражами в окнах. Его фасад, внутреннее пространство интерьер очень отличаются от прежних работ Орты. ч. 2Альфонс Муха – ПарижуПрага в стиле модерн.
Свои идеи он воплотил при строительстве Венского метрополитена. Дом был построен для купца Исакова в начале 20-го века и он отличается большим размахом, но удивительной ажурностью и легкостью. Отцом-основателем модерна в архитектуре считается бельгийский архитектор Виктор Орта. Даже если в этих словах есть преувеличение (показательно использование термина «эпоха» вместо «период»), то в них отражен созидательный пафос того времени. Стиль этот вобрал в себя элементы всех предшествующих стилей.
Стремление к такой целостности и есть главное качество искусства Модерна. Английский художник Уильям Моррис (1834-1896) объявил настоящий крестовый поход против «тирании уродства».
Вообще овалы и трансформированные овалы в подобии (резанные, симметрично наклоненные, овальные сетки для частей овалов – невидимые овалы) лежат в основе, так называемой, линейности стиля «Ар Нуво». «Ворота в Китай»), а в 1895 г. магазин «Maison de LArt Nouveau» (франц. Архитектура иоформление составляют единое целое. Последователи архитектора О. Вагнера в архитектурном стиле модерн в 1900-1910-х гг. Полное отрицание всех представлений об архитектуре — в работах Антонио Гауди.
Об утопичности возрождения старых форм в период Модерна напоминает незавершенность Вестминстерского собора. Используя стальной каркас, Орта строит Народный дом (1897, снесён в 1950-х), постепенно отходя от модных, вычурных кривых раннего модерна к более рациональному, сдержанному стилю. Интересно также сравнить «стиль Гимара» с флореальными мотивами неорусского стиля этого периода. Домом Орта вызывал восхищение по двум причинам: он точно соответствовал вкусам владельца и в нем полностью отсутствовали какие-либо черты прежних исторических стилей.
Стилистический диапазон искусства Модерна широк. Своего «Демона» Врубель изобразил среди таких фантастических растений-кристаллов. Его линии и изогнутые поверхности обладают редким очарованием. Таким образом, гостиная расположена на пол этажа выше, чем холл, который ведет в нее. Его линии и изогнутые поверхности обладают редким очарованием».
Схоластичны споры о том, следует ли считать Врубеля художником Модерна и символистом. Да дело даже не в том, в Списке они или нет.