Константинопольская София — один из самых известных шедевров мировой архитектуры. Что же касается отдельных элементов Константинопольской Софии, например, парусов, внутренней мраморной облицовки стен, закомар и многих других, то они оказали очень большое влияние как на византийскую архитектуру последующего времени, так и на зодчество других стран.
Внутри храм Святой Софии в Стамбуле выглядит не менее красивым, чем снаружи. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению»36. Император Юстиниан, занявший в 527 году трон византийских владык, правил почти сорок лет. Он также известен как собор Святой Софии или мечеть Айя-София. В легком развороте изображен и Архангел Гавриил.
Таков, например, Покровский собор (Василий Блаженный) в Москве. Эти артефакты были обнаружены лишь в 1936 году во время раскопок на территории собора. Новый храм уже был большой пятинефной базиликой. Гигантская стройка поглотила почти все доходы государства. – В высоту он поднимается как будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом».
«Средокрестие в храме как раз и символизировало ту «драгоценную жемчужину в раковине», которую весь Древний Восток знал как обозначение Души. Все же в целом получается простое, ясное и очень цельное построение. Неф (лат. Гениальной мыслью была идея перекрытия двух смежных с центральным квадратом отделений плана Софии полукуполами из которых каждый, в свою очередь, окружен маленькими полукуполами (рис. 278).
Дата основания храма навсегда связана с именем и периодом правления этого императора.
Это было место пересечения двух основных торговых путей античности и средних веков западно-восточного сухопутного пути, соединявшего Европу с Азией и северо-южного морского пути (так называемого из варяг в греки), который связывал Скандинавию со Средиземным морем. Те же врата, которые сейчас установлены здесь изготовлены в середине XIX века. Здесь ежедневно трудилось десять тысяч рабочих. По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина5. Находившиеся в храме молящиеся были убиты и, по сохранившемуся преданию их кровь достигла уровня, обозначенного на одной из колонн красной полосой.
По всей земле собирались мастера, заготавливались строительные материалы., – выступ, возвышение), который был расположен в центре храма под главным куполом. В Константинополе радиальное построение города граничит с его замечательным географическим расположением. Знаменитый поэт VI века Павел Силенциарий в своей поэме 563 года «Экфрасис храма Святой Софии» говорит об удивительной полихромии в интерьере, упоминая о разном мраморе использованном в отделке: фригийский – розовый с белыми прожилками, египетский – пурпурный, лаконский – зеленый, карийский – кроваво-красный и белый, лидийский – бледно-зеленый, ливийский – голубой, кельтский – черный с белым. Но в 404 году она, к сожалению, сгорела при пожаре.
Затем здание было уничтожено огнем и вновь возведено на одном из холмов Константинополя. Об этом храме также шла речь в передаче. По мере движения вдоль нефа поперечные стенки и колонны образуют самые различные сочетания, видные в различных ракурсах и многообразных взаимных пересечениях.
Благодаря этому в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса. Согласно Евангелию от Иоанна, Логос (Слово) – это единородный Сын Божий, который воплощается и рождается, становясь БогочеловекомИисусом Христом: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. Степень освещенности в различных частях храма была неодинакова.
Более того, середину (в виде круга) каждого креста пересекал ещё косой крест, а общая композиция представляла собой равносторонний крест. Подобная иконография трактуется как иллюстрация торжественной религиозной церемонии, описанной сыном Льва VI Константином VII в трактате «О церемониях византийского двора». Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь. Мозаики рисуют нам облик византийских императоров, Иоанна Крестителя, ангелов. Мозаики, созданные при Юстиниане, были уничтожены в иконоборческий период (726–843).
Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию. Она не могла быть повторена потому, что не могло повториться задание построить главную церковь Византийской империи. ), в переводе с латинского, означает корабль или ковчег. Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая»17. Но красота храма так поразила турка, что он приказал превратить его в мечеть.
Речь, безусловно, не идет о портретных изображениях с индивидуальными чертами. Он должен был изображать небесный свод, увенчивающий землю — центральную часть интерьера. По сравнению с базиликой Максенция купольная конструкция Софии, значительно более рискованная, требовала более толстых столбов, между тем как обшая одухотворенность и легкость форм Софии, напоминающая формы древнехристианских базилик Рима IV века, не допускала массивных архитектурных членов. Несмотря на то, что композиция несимметрична (фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа), мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. От последнего остались только фрагменты средней части и трех апсид.
Согласно Иоанну Малале, храм сгорел 13 января 532 года во время восстания «Ника»10.
За колоннами находятся тонкие стенки с большими тройными световыми пролетами (двух типов: в одном пролеты сильнее, в другом слабее отделены друг от друга). К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Ая-Софья. Один из греческих отцов Церкви IV века Афанасий Великий полагал, что «свет есть Бог, а подобно свет есть и Сын так как и Он той же сущности истинного света». Силы были явно неравны, 29 мая 1453 г. император пал в бою и турецкие воины ворвались в Константинополь.
При Юстиниане византийское искусство приобретает полную самостоятельность. Сами византийцы называли церковь «бестелесным и духовным театром». Она не стояла изолированно, а была окружена множеством разнообразных зданий и дворов. По описанию историка Дуки, они разломали запертые ворота храма и, вооружённые мечами, ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство: «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения а также одежды святой трапезы Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли». В IV–VI веках базилика была самым распространенным типом христианского храма. Однако сама средняя часть отличается, по сравнению с Софией, упрощенным схематизмом, который даже ближе к римским прототипам, например Минерва Медика (рис. 242 и 243), чем церковь Сергия и Вакха.
navis, греч. Несмотря на то, что композиция несимметрична (фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа), мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. На нём император поместил надпись «Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора». Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой (например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями).
Они неплохо сохранились под слоем средневековой штукатурки. Если купол гробницы Атрея (рис. 378) является стилизованным символом небесного свода, то купол Софии содержит в себе, благодаря грандиозным размерам и впечатлению парения, элементы реалистического изображения небесного свода, которые можно объяснить только наследием идеологии рабовладельческих Греции и Рима. Византийский историк начала V века Сократ Схоластик в «Церковной истории» указывает точную дату освящения церкви, посвященной Святой Софии, – 360 год: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». Это гигантское монолитное покрытие живо напоминает дольмены.
Церковь монастыря Хора представляет собой перестройку более раннего здания. В них проявляется и определенный психологический оттенок внутреннего напряжения. С боков давление купола уравновешивалось скрытой системой распоров – контрфорсов.
Полукругом его окружали колонны из яшмы и порфира. Также были использованы некоторые архитектурные элементы более древних античных построек. Когда он въезжал в храм на лошади, конь испугался и встал на дыбы. Один из авторов – Исидор из Милета – великий математик. В этом отдавали себе ясный отчет и византийцы VI века.
В торжественном спокойствии и неуязвимой самодостаточности образов прочитывается отстраненность от мира земных измерений. Соломон, я превзошел тебя. Именно с этого момента обычно ведут историю Византии. Но одно дело природная стихия, другое — люди.
Их лица носят отвлеченно идеализированный характер. По легенде Императорские (Царские) врата были сделаны из деревянных конструкций Ноева Ковчега. Во времена Василия Великого такой композиционный тип еще не был выработан. Также дошедшей до нас постройкой является дворец Сан-Марко в Венеции. По описанию историка Дуки, они разломали запертые ворота храма и, вооружённые мечами, ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство: «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения а также одежды святой трапезы Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли»23.
Эти пролеты имеются и в Софии. В них появляется интимный масштаб. Согласно Иоанну Малале, храм сгорел 13 января 532 года во время восстания «Ника». С этого времени начинается воссоздание мозаик Софийского собора.
Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции— алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). В 1930-х годах декретом Ататюрка он превращен в музей. Огромные хоры (второй этаж) окружают с трех сторон центральное пространство северная их сторона предназначалась для императрицы, южная – для императора и их приближенных, к юго-восточному углу собора примыкала резиденция патриарха. не знаем, на небе или на земле были нет ведь на земле такого вида и красоты той. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного «О церемониях» торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. Превосходя по своим размерам все существовавшие к этому времени в Константинополе храмы, эта базилика была известна как «Magna Ecclesia», что в переводе с латинского означает «Большая церковь». Именно они были видны над другими постройками при приближении к Софии издали они увенчивали собой центр столицы и даже архитектурный ансамбль всего Константинополя.
Первая базилика, посвященная Премудрости Божией (Святая София или Айя-София от греч. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую — держава.
В период Османской империи внешний облик Храма Святой Софии претерпел существенные изменения. В самом деле, как не удивляться то пурпурному их цвету, то изумрудному одни показывают багряный цвет, у других, как солнце, сияет белый а некоторые из них, сразу являясь разноцветными, показывают различные окраски, как будто бы природа была их художником», – писал византийский историк, современник Юстиниана Прокопий Кесарийский, который в своем трактате «О Постройках» оставил достаточно подробное описание собора Святой Софии. Неслучайно у современников рождалась мысль, что купол подвешен к небу на золотой цепи.
мы не можем забыть красоты той. Если рассмотреть наиболее выдающиеся европейские монументальные здания, то их связи с Византией выступят очень отчетливо. аltar, altare, altaria – возвышенный жертвенник греч. Русские послы увидели его примерно в том виде, в каком он существует сейчас.
1:14). Правда, купол Софии, как и плоский потолок египетского храма изображает небесный свод. куполов могло быть от 1 до 13 (главный купол символизирует Христа, 5 куполов – Христа с евангелистами, 13 куполов – Христа с апостолами). Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих11. Жаль, что пять веков это чудо было скрыто от людей под толстым слоем штукатурки.
В 1384 году святитель Дионисий был поставлен патриархом Нилом «митрополитом на Русь». Дважды сильные землетрясения причиняли храму значительный ущерб. Фрески собора Святой Софии создавались на протяжении двух столетий. 29 мая 1453 года храм был захвачен турками.
После реставрации их снова замазали известью. Работы длились с 532 по 537 год – пять лет, одиннадцать месяцев и десять дней. При этом их архитектура отличалась рядом особенностей от столичных культовых построек. Эти встречи сопровождались сложными театрализованными церемониями религиозного характера. Отголоски этих знаний мы можем обнаружить в особенностях проведения литургии того времени. Несколько раз собор уничтожался в результате пожаров и повреждался землетрясениями.
Условные движения и действия производились в строго регламентированном порядке многочисленными священнослужителями различных рангов во главе с патриархом и императором. Их действительно отличают утонченная красота и высочайшее мастерство технического исполнения. Эти столбы выделяли в пространстве храма поперечный неф – трансепт.
Два других здания, близких по стилю к Софии в Константинополе, — церковь Сергия и Вакха в Константинополе (527г. ) и Виталия в Равенне в Италии (около 547г. )— находятся в абсолютно различном отношении к главному памятнику византийского зодчества. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую— держава. В Пантеоне подкупольное пространство статично, это замкнутый огромный в своей компактности кусок пространства, твёрдо очерченный стенами и куполом.
В верхней части купола 40 окон, кроме того, по 5 окон находится в каждой нише. Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, был заимствован из античного искусства. Вторая половина IX века знаменуется концом иконоборческого периода. В Софии базилика и купол внутренне органически связаны друг с другом. Входная стена была украшена деисусом (фигура Иоанна Крестителя не сохранилась).
Особое положение храма Св. Софии в ансамбле Константинополя поражало современников. В правление императора Льва VI (886—912) люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам.
на освободительную борьбу. И фигуры императоров таким образом не повисают в воздухе, а прочно стоят на земле. т. I) вскрывает между ними глубокое различие. Господствуют бледно-розовые и дополняющие их бледно-зелёные оттенки.
Смотря на главный неф Софии (рис. 280), легко себе представить развертывание драматических церемоний под куполом и битком набитые зрителями ярусы боковых нефов. Главными общественными зданиями были в то время церкви. В византийской эстетике ключевым понятием является свет. Но далеко не все из них относятся к византийской эпохе, ведь некоторые были построены в XVI, XVII и даже в XVIII веках. Кроме того, были оштукатурены стены собора с иконами. Колонны, подпирающие своды и выступы главных устоев закрывали стены, отчего пространство в боковых частях храма казалось словно расступающимся в стороны. был возведён Константинополь – «новый Рим», столица будущего Византийского государства. Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля»., – свод) располагался алтарь (лат.
Софии подвешен на золотой цепи к небу. А академическая история до сих пор преподносит их как темных и примитивных людей.
Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем прежде чем войти в неф собора трижды склонялся перед этой дверью. Как и знаменитый храм на берегу Босфорского пролива, он должен был быть виден с моря всем морякам, приближающимся к столице, символизируя тем самым величие империи. Кстати говоря, в древности в Киевской Руси первоначальный вариант Собора Святой Софии («Божественной Премудрости») в Киеве был ни чем иным, как пятинефным крестово-купольным храмом с 13 главами имевший пирамидальную композицию. В основе их лежит композиция базилики Максенция или главных залов римских терм (ср.
Султан Мехмед гордо въехал в Святую Софию на белом коне. В правление императора Льва VI (886—912) люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. Византийская культура На берегу Босфора римским императором Константином в 324 -330 гг. Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь.
Абсолютно иначе оформлен средний неф Софии (рис. 280), который в качестве «сцены для богослужебных драм» сильно контрастирует с боковыми нефами. Этот собор – без всяких преувеличений чудо инженерной мысли.
Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров. Такой крест – это целая книга для людей, посвящённых в тайну духовного Знания и истинного духовного учения Иисуса. В эту систему входят два больших полукупола и пять малых. Но в 415 году храм был заново отстроен императором Феодосием II. А о впечатлении, которое это богослужение производило на соседние народы, стоявшие на более низкой ступени культуры, можно судить по переданному русской летописью рассказу послов киевского князя Владимира, которые, попав на богослужение в Софию, не знали, по их словам, на земле ли они находятся или на небе. Архитекторы вышли из затруднения тем, что они с каждой стороны каждой пары столбов поместили тонкие стенки перегородки, прикрывающие собой столбы (рис. 276 и 281), причем темнота, сгущающаяся между стенками, абсолютно скрывает массу столбов между стенками-перегородками.
Разумеется, в ходе перестройки были уничтожены многие христианские украшения.
solea, от solum – ровное место, основание) – возвышении перед алтарем, а все присутствующие в храме предстояли перед престолом и потому наблюдали за действиями священников как бы со стороны. Много раз повреждалась София из-за пожаров и землетрясений, но всякий раз византийцы восстанавливали ее заново. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесённый галереей с колоннами. Известно, что эта однонефная однокупольная часовня представляет собой усыпальницу императора Мануила Комнина (1143-1180 гг. ), построенную еще при его жизни. Богатейшее внутреннее убранство храма – предмет восхищения многих авторов.
К этому подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарнойапсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенныйкоробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешнийпритворы (esonartexиexonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами. Этот принцип был важнейшим ещё в античном храмовом зодчестве. Южная церковь была первоначально большим пятинефным крестовокупольным зданием.
Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих. На иных композиционных принципах основана структура центрального нефа. Своими размерами и смелостью строительных приемов этот храм превосходит все другие здания. Во время этой реставрации были восстановлены несколько византийских мозаик, в том числе портреты императоров Константина и Юстиниана. При императоре Ираклии он доходил до 600 человек21. Конная статуя Юстиниана была установлена на одной из площадей столицы.
Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой (например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями)35. Главные улицы города сходились от нескольких городских ворот к центральной улице (Меси). До них такого опыта ни у кого не было. Уже в XI – XII вв.
Слева от Иисуса изображён коленопреклоненный император Лев VI. В 1374 году святой Дионисий был удостоен епископского сана. Её нельзя было непосредственно обойти кругом. Можно было бы подумать, что находишься на роскошном лугу, покрытом цветами.
Купол храма (диаметром 31, 4 м) возведен на 4 столбах с помощью сложной системы полукуполов и колоннад. Здесь нет контрастных по свету зон.
По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. В 525–527 годах в Константинополе была возведена церковь Сергия и Вакха – ее планировка и конструктивное решение близки к сирийским зданиям.
Мозаику отличает попытка передать пространство— плоскость земли и перспектива в изображении трона придают ей глубину также и сами фигуры обладают объёмом. Купол состоит из сорока радиальных арок в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса. Из Константинополя святитель Дионисий прислал для соборов Суздаля и Нижнего Новгорода два списка с иконы Богоматери Одигитрии. Погребен святитель в «киевской печере великого Антония». На нём император поместил надпись «Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора»19.
На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам — императоры Константин (справа), приносящий в дар город Константинополь и Юстиниан (слева), приносящий Богородице собор Святой Софии. По мнению искусствоведа В. Д. Лихачёвой, эта мозаика напоминает о ктиторских портретах Юстиниана и Феодоры в базилике Сан-Витале43. Согласно книге «О церемониях» в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй) и перепоясывался лором. Особенностью здания является асимметричное расположение трех малых куполов по отношению к главному куполу.
Согласно 43-й новелле Юстиниана от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определенное количество мастерских (эргастириев), доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии. Над ними работало несколько поколений мастеров и немало иконописных школ. Отличие заключается в прибавлении купола. Стены, колонны, своды храма отделаны драгоценно. Поражает невесомость и визуальная лёгкость этого грандиозного храма. Над этими окнами открывается сплошное застекление под полуциркульной кривой свода, так что свет свободно вливается в интерьер.
По размерам купола собор превосходят Пантеон и собор св. Поражает храм Софии и художественным совершенством -- слитыми воедино двумя типами раннехристианской архитектуры -- купольным (центрическим) и продольным. Впоследствии появились дополнительные минареты (их стало всего 4), библиотека при мечети, медресе при мечети (мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы) и шадырван (место для ритуального омовения перед намазом). Сплошная лента окон в нижней части купола и льющийся сквозь них свет создавали ощущение постоянно висящего под куполом светящегося облака, как воплощения образа Божьего.
Нефов 3, 5 или 7, ширина центрального в два раза больше боковых.
Абсолютно особое место занимает в византийской архитектуре церковь Виталия в Равенне (рис. 288–293), построенная в то время, когда уже стояла София и представляющая собой провинциальное отражение константинопольского искусства, с присоединением восточных черт. фунтов (около 130 т. ) золота. Персидскую архитектуру, например дворец в Ктесифоне (см. Колонны, которые ограничивают внизу центральное пространство Софии, воспринимаются как элементы, соответствующие телу зрителя только вблизи (рис. 282), но тогда они несоизмеримы с целым. Необыкновенной глубиной духовных состояний, сказочной красотой синих, золотых, лиловых цветов, фантастическим мастерством рисунка и моделировки отличается мозаика Деисус в южной части хор (Христос с Богоматерью и Иоанном Предтечей).
«И всякий раз как кто-нибудь входит в этот храм, чтобы молиться, он сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, но божьим соизволением завершено такое дело его разум, устремляясь к Богу, витает в небесах, полагая, что он находится недалеко», – писал Прокопий Кесарийский. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Однако это уже не отвлеченные условные образы.
Ближе всего к константинопольским дворцам были наиболее богатые дворцы Венеции. В этой легенде смущает лишь одно обстоятельство – «отпечаток руки» расположен на высоте более 5м. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию35.
Боковыми вратами пользовались высшие сановники. По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина. Особую сложность представляло купольное завершение.
В 1935 году Храм Софии в Константинополе стал Музеем Ая-Софья (Ayasofya Mzesi), вот таким образом фрески и мозаика были очищены от слоев штукатурки. 1:24) и говорит: «от Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. Они были одеты в богатые одежды из красиво подобранных ценных тканей.
К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесённый галереей с колоннами. Турки превратили ее в мечеть под названием Кахрие-Джами.
Храм святой Софии в Константинополе, нынешнем Стамбуле, перестраивался три раза. Ко времени начала возведения храма Айя-София в Стамбуле византийские мастера уже имели опыт возведения подобных сооружений. Эти колонны располагаются в экседрах храма.
В систему декора были включены и библейские сцены. Так на одной из мраморных плит храма можно заметить отпечаток руки. Эти слова императора были зафиксированы придворными летописцами. Связь конструктивных элементов сооружения скрыта от глаз.
Также в Константинополь по императорскому циркуляру свозились архитектурные элементы древних построек (например из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора). Центром собора стал охвативший его внутреннее пространство гигантский купол. Он должен был нести всему миру свет христианского вероучения. С особой тщательностью отделывалась алтарная часть собора, на её декорирование ушло значительное количество золота, серебра и слоновой кости.
следующую главу). 55м). Вторично он посетил Константинополь в 1383 году для обсуждения с патриархом вопроса об управлении русской митрополией. В 532 году великий храм снова пострадал от кровавого мятежа и был снова отстроен – императором Юстинианом, в 532-537 г. г.
Архитектурный тип северной церкви представляет собой промежуточный вариант между пятинефной и трехнефной крестовокупольными постройками. Их можно было обойти кругом, они не редко занимали центральную часть городских площадей. Спасибо автору. Достаточно вспомнить храм второй половины V века монастыря Алахан в Исаврии (Малая Азия).
В купольной базилике, наряду с алтарём, возникает второй центр под куполом. В Центральные же имел право входить только император. Македонский ренессанс (конец IX – первая половина XI века) с его неоклассицизмом, характеризующимся возрождением традиций эллинистического искусства, явился фундаментом для развития византийского искусства в XI–XIII веках.
Она была церковью при общественном центре столицы и патриаршим храмом. Один только её восточный фасад был открыт целиком апсида была видна доверху. Они возведены до нее. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам императоров Константина (справа), приносящего в дар город Константинополь и Юстиниана (слева), приносящего Богородице собор Святой Софии.
Огромный купол Софии создаёт очень сильный распор. Именно такой храм, постройки 532-537 годов возвышается сегодня в Стамбуле. Если прислонить к ней ухо, то слышен шум. Таким образом сделаны невидимыми для зрителя все столбы в боковых нефах и заменены тонкими геометризованными перегородками, близкими по своей легкости и одухотворенности к стенкам средних нефов древнехристианских базилик. знаем только, там Бог с человеками пребывает.
Этим несколько усилена алтарная часть. Восковые краски придавали изображению удивительную объемность и «живоподобность». Значение Софии в качестве главной церкви империи было ясно выражено ее расположением в центре страны (композиция сходящихся дорог, соединенная с видом на Азию), ее исключительной величиной, превосходившей не только все другие византийские церкви, но в то время и здания всего мира, наконец, ее исключительным оформлением системой полукуполов, более не повторенной в византийской архитектуре. » (император имел в виду библейский храм, построенный царем Соломоном).
Над императорским входом в нартекс в Х столетии возникла мозаика с изображением Богоматери на троне (небесной царицы), по сторонам которой – преподносящие ей модели выстроенных ими города и церкви Константин и Юстиниан. В своей основе храм имеет пирамидальную композицию. Сводчатые здания очень больших размеров были хорошо известны Анфимию и Исидору.
В 404 году раннехристианский храм Святой Софии сгорел во время пожара. София была частью дворца, одним из его залов, при этом таким залом, который, в противоположность остальным залам, закрытым и охраняемым, был всем доступен и абсолютно открыт. После легализации христианства знаменитым Миланским эдиктом 313 года императора Константина для миллионов новых верующих возводятся базиликальные здания с плоскими перекрытиями.
Некоторое время назад, на канале АЛЛАТРА ТВ, в контексте исторического проекта «Знаки времени», вышел цикл передач об уникальном памятнике славянского зодчества соборе София Киевская, которому уж скоро исполнится 1000 лет. Византийские храмы без труда можно обнаружить на значительном удалении от исторической Византии. Слева от Иисуса изображён коленопреклоненный император Лев VI. Средний неф Софии выдержан в количественном стиле и в этом отношении Софию следует сравнивать с египетскими пирамидами.
И Богоматерь устремляет свой взор уже не в какую-то неведомую даль, а прямо на зрителя. Правда, амвон сильно возвышался и был хорошо виден отовсюду, правда, пение играло особенно важную роль в византийском богослужении и оно было хорошо слышно даже из самых отдаленных углов боковых нефов, так как София отличается превосходной акустикой и, раскатываясь под ее сводами, звуки приобретают особенную красоту.
В 1352 году святой старец послал двенадцать человек из своей братии в «верхние грады и страны идеже Бог кого благословит», для духовного просвещения народа и основания новых обителей.
В целом композицию можно рассматривать как сцену поклонения земного владыки Небесному Царю, который является воплощением Премудрости Божией и одновременно как сцену молитвы о заступничестве, обращенной к Божьей Матери и Небесным Силам. 1:30). София в Константинополе выложена кирпичной техникой, с широкими прослойками цемянки (известкового бетонного раствора), которая по затвердении стала крепче кирпича.
Это позволяет датировать обе церкви, к которым часовня была пристроена. Когда открываются более значительные куски наружных стен, выступает их ажурный характер. «Кто исчислил бы великолепие колонн и мраморов, которыми украшен храм. Входная стена была украшена деисусом (фигура Иоанна Крестителя не сохранилась).
Почти сразу крест на куполе Софии заменили полумесяцем, позже к храму пристроили 4 минарета, а мозаики и фрески внутри собора практически все были замазаны штукатуркой. В итоге Владимир выбрал для Руси путь, предложенный Константинопольской Церковью. К основе Софии, состоящей в водружении купола Пантеона на базилику Максенция, присоединены черты, заимствованные из древнехристианских базилик Рима IV века (рис. 267 и 269): атрий, помещение церковного зала на одной его стороне и промежуточный нартекс, который объединяет друг с другом боковые нефы в трехсторонний внутренний обход, а также тонкие стены над аркадами на колоннах и с окнами наверху, которые отделяют нефы друг от друга и вставлены между подкупольными столбами.
Храм полностью залит светом, проникающим внутрь сквозь систему многочисленных окон.
Середина центрального нефа – квадратная в основании. Но, как бы подтверждая поговорку, что «свято место не бывает пусто» император Феодосий II приказал выстроить на этом же месте новую церковь, архитектурно практически не отличавшуюся от пятинефной базилики Константина.
И потому все прихожане являлись непосредственными участниками действа. Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров35. Софийский собор в Стамбуле стал именоваться мечетью Айя-София. Тут уж уверует самый скептически настроенный по отношению к христианству человек. И таким образом воплощается идея вселенской литургии.
Четыре мощные арки высоко держат его над молящимися. Однако параллельно с неоклассицизмом развивалось и другое направление, воплощавшее строгие аскетические идеалы и тяготевшее к спиритуализации формы, символизму и абстракции. Подобные архитектурные аспекты содержат определённый сакральный смысл.
А мрамор, который привезли для храма с Пентеликона (возле древних Афин) – такой же, как и тот из которого за 10 веков до великого Софийского собора в Константинополе был построен Парфенон (Храм Афины) в Акрополе. Часть мозаик была расчищена. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию. Поверхности при взгляде из центра кажутся вогнутыми, вмещающими пространство, уступающими ему. Недаром сразу после постройки за ним закрепилось название «Великая София».
Об этом пишет византийский монах-летописец VIII века Феофан Исповедник в своей «Хронографии». Но лежащая в основе Софии базиликальная система является именно системой базилики Максенция (рис. 258): прямоугольник наружных стен Софии разделен четырьмя свободно стоящими столбами на девять отделений, причем в Софии тоже господствует базиликальный разрез и тоже имеются контрфорсы, переносящие боковой распор сводов среднего нефа на наружные стены (рис. 277). страны. 75.
Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению Дорофея Монемвасийского, были использованы «злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, он (икс)ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей»18.
Вероятно, прочие здания Константинополя были выстроены в том же стиле и зритель, входя в боковые нефы, воспринимал их как продолжение архитектуры всего городского ансамбля. «В высоту он поднимается будто до неба, – восторженно писал Прокопий Кесарийский, – и, как корабль на высоких волнах моря, выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его и, как составная его часть, сам украшается им». Из этих линий образуется спокойный основной костяк структуры среднего нефа. Это мощное визуально звучащее духовное пространство переносило верующих в неземные миры. Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением. Согласно книге «О церемониях», в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина, это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй) и перепоясывался лором.
На сегодняшний день представление о ней дают только археологические находки. Купол кажется свободно парящим над храмом. Все храмы были ориентированы с запада на восток, где по представлению христиан находился центр земли – Иерусалим. Сфера купола подобна куполу небес, обнимающему все мироздание.
После захвата Константинополя турки переоборудовали собор в мечеть. Качественный ремонт турбокомпрессоров не дорого. Сорок окон, прорезанных в основании купола, в толще стен и ниш, заливали светом украшенную мозаиками внутренность храма, создавая впечатление, будто храм не освещается солнечными лучами, а сам излучает свет. Храм был дополнен четырьмя минаретами, а собор стали назвать мечеть Ая-Софья (Ayasofya).
Именно им принадлежит авторство как инженерно-строительной, так и художественной части единого архитектурного проекта. Согласно преданию его оставил султан Мехмед II, завоевавший Константинополь. Император Константин I Великий понимал это как никто другой.
Помещение на одной мозаике Константина и Юстиниана не находит аналогов в византийском искусстве. А последнее в архитектуре священных сооружений изображали в виде куба или символического обозначения его восьми вершин (часто, как навершие – восьмиконечную звезду). В целом образуется единый нежный тон. Эти колонны служили основанием для икон.
Павел Силенциарий не указывает, в какой технике были сделаны эти изображения.
Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению Дорофея Монемвасийского, были использованы «злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, он (икс)ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей». В христианском догмате о ТроицеЛогос (Слово) или Сын Божий – это вторая ипостась единого по существу Бога.
В западной части храма нефы пересекались продольным нартексом или нарфиком (от греч. Святая София приобретает статус музея. Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Иераполя и Кариста. Эти связи осуществлялись через посредство промежуточных звеньев, главным образом построек Ренессанса (в особенности собора Петра в Риме), но также и непосредственно. Аминь.
А среди всех этих построек самой великолепной была Святая София – «храм храмов», главный собор империи, посвященный Софии – премудрости Божьей. К этому куполу с двух сторон примыкают постепенно понижающиеся полукупола. 288).
Собор построили всего за пять лет.
Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, был заимствован из античного искусства. Столица Византийской империи (рис. 275) была преемницей Древнего Рима и константинопольские архитекторы хорошо знали и углубленно изучали наиболее выдающиеся памятники прежней столицы, которые они стремились превзойти. К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Ая-София. Этим объясняется более замкнутый характер их объемной архитектурной композиции. И император в данном случае не является исключением.
Имя «София» чаще всего переводят как «премудрость», хотя в греческом языке оно может означать также «разум», «талант», «знание». Они образовывали сплошные ряды колонн, которые обрамляли улицу с двух сторон.
Купол связан с перекрываемым прямоугольным в плане пространством с помощью сферических треугольников— парусов, — которые в дальнейшем получили большое распространение в мировой архитектуре. Прекратил своё существование и Константинополь.
На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам — императоры Константин (справа), приносящий в дар город Константинополь и Юстиниан (слева), приносящий Богородице собор Святой Софии. Есть и другие мелочи, присущие атрибутике мусульманских мечетей – кувшины для омовений (недалеко от входа). По указанию МехмедаII был построен минарет, позже султан БаязидII соорудил второй минарет, а СелимII – два остальных. В каждом из боковых нефов имеется четыре столба.
Я превзошел тебя, Соломон. Даже румянец на щеках обозначен тонкими штрихами.
Лик Иисуса Христа, выложенный мельчайшими кубиками смальты с чередованием темных и светлых оттенков, кажется живым, трепетным, светящимся изнутри. Купол состоит из сорока радиальных арок в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса.
Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи. К тому времени византийские зодчие уже накопили немалый строительный опыт. лат.
Искусство представляло и толковало принципы христианской веры. Но то, что является в Софии абсолютно новым и очень характерным для византийской архитектуры (что она имеет общего с романским стилем и готикой), — это охватывание боковых стен гигантскими подкупольными арками.
Преемственная связь с античностью в искусстве Византии держалась весьма стойко. Император Феодосий II в 415 году повелел построить на том же самом месте, рядом с императорским дворцом новую базилику. Полукупола прекрасно связали базилику и купол.
В проработке лиц живописная трактовка уступает место линейно-графическому началу. несколько более высоким, чем он был первоначально, причем довольно значительно были усилены наружные контрфорсы (рис. 279). Премудрость или София (от греч. Человек должен был не разумом, а сердцем постигнуть чудо. Так, во время восстания 532 г., получившего название «Ника», в столице погибло 35 тыс. Изображения этой статуи императора сохранились на русских иконах.
При императоре Ираклии он доходил до 600 человек. А с начала ХХ века храм был преобразован в музей. Но красота собора так поразила султана, что он приказал перестроить его в мечеть. Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров. В византийское время внешняя часть купола была предположительно увенчана равносторонним крестом с горизонтальным полумесяцем рожками вверх, а также лучами исходящими из центра основного креста и образующими косой крест. стр.
Попытки в этом направлении в небольшом масштабе делались уже в римской архитектуре. Уже 1 июня 1453 года здесь была совершена первая служба. Попытки соединить тип базилики с купольным перекрытием делались уже в V веке.
Бронзовые обрамления порталов были позолочены, деревянные полотнища дверей (в трех центральных, по преданию, – из дерева Ноева ковчега) обиты бронзовыми или серебряными пластинами. В «земле греческой» послы присутствовали на службе в Святой Софии и были потрясены ее красотой: « и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и служба их лучше, чем во всех других странах». То в восточной церкви основная часть ритуала проходила на амвоне (от др. -греч. Тяжесть купола передается на четыре огромных столпа. В них четко прослеживается связь с античными традициями.
В этом смысле Константинополь был предшественником Версаля XVII века (рис. 382), но неизвестно, насколько правильным был рисунок главных улиц Константинополя, которые, скорее всего, были неправильной формы, что сближало Константинополь с восточно-деспотическими городами. Это объясняется тем, что последующее завоевание турками привело к разрушению зданий или к изменению самого назначения построек, что было граничит с их перестройкой. Внутренний обход был первоначально покрыт деревом и только позднее возвели своды, в связи с чем потребовались наружные контрфорсы (рис. 293).
В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую— держава. Стены облицованы мраморными плитами разных цветов и мозаиками.
Новизна состояла в соединении огромной базилики с гигантским куполом. Это вносило прерывистый, волнообразный ритм в восприятие его пространства. Мотивы и образы византийского искусства пришли из античного мира. Город Стамбул должен был иметь соответствующую столичному статусу соборную мечеть. В южной галерее храма отведено место для мусульманской библиотеки (клетка из бронзы, восемнадцатый век). В Святой Софии совсем иная световая драматургия, чем в раннехристианских базиликах.
Большие глаза исполненные печали, устремлены в неведомую даль. Над императорским входом в нартекс в Х столетии возникла мозаика с изображением Богоматери на троне (небесной царицы), по сторонам которой – преподносящие ей модели выстроенных ими города и церкви Константин и Юстиниан. Он прославился кодификацией законов (создав знаменитый кодекс Юстиниана) и удачными войнами, в его правление Византия достигла наивысшего могущества.
Купол соединяется с несущими конструкциями храма посредством сферических треугольников– парусов, знаменовавших собой удивительную архитектурную находку византийских зодчих, которая во многом определила дальнейшее развитие церковного строительства. До сих пор в храме Святой Софии живет дух великой христианской святыни.
Золото, серебро (только на алтарь его пошло сорок тысяч фунтов. ), слоновая кость, жемчуг, драгоценные камни в огромном количестве были употреблены на украшение собора. Одновременно с этим конха апсиды включена в систему полукуполов. С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Этот собор простоял столетие и тоже погиб в пожаре в 532 году во время восстания «Ника».
bema – возвышение). В алтарь вели трое ворот, задернутых завесами. Почти все более крупные постройки Константинополя конца XIII в. и XIV-XV вв. Высокие минареты появились только в XV веке, когда собор стал мечетью.
Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля»6. В восточном и западном направлениях распор погашается полукуполами. При этом они перенимали архитектурный стиль византийцев.
Также купол состоит из сорока радиальных арок. Если в западной церкви основная часть службы велась на солее (из греч. В конце 19 века были проведены реставрационные работы, длившиеся 2 года. Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением. Когда турки ворвались в храм, то священник продолжал читать молитву.
Учениками святого Дионисия были преподобные Евфимий Суздальский (память 1 апреля) и Макарий Желтоводский, Унженский (память 25 июля). В Виталии очень любопытно подчеркивание, в противоположность Софии, одностороннего вертикализма, что выражается в активно выступающих внутрь подкупольной части очень узких и очень высоких столбах между отдельными нишами (рис. 290) из которых к тому же каждый столб состоит из двух пересекающихся стенок, отмечающих внутренние углы восьмигранника, причем вертикальные линии пересечения образуют костяк композиции восьми растущих вверх столбов.
В лицах не только отражаются индивидуальные портретные черты комниновского типа: длинный тонкий нос, узкие глаза, архитектурные, четко очерченные брови, маленький рот. В эту новую художественную концепцию вовлечены мраморные колонны – любимая форма античного мира, но пластическая сила ордера исчезла, растворившись в созерцании ажурных, парящих круговращаемых форм. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению». Русская летопись «Повесть временных лет», рассказывая о крещении Руси в Х в. князем Владимиром, повествует о послах, разосланных князем в соседние государства, чтобы «испытать веру их».
К первому периоду создания мозаичного украшения относятся изображения в сводчатом помещении в юго-западном углу над южным вестибюлем собора. Но Господь хранил Своего избранника – стрела задела лишь епископскую мантию. Главным художественно выразительным средством мозаики Деисус из Святой Софии является цвет.
Святая Мария представлена в ракурсе, с выдвинутой вперед ногой. Патриарх Нил, называя святителя «воистину Божиим и духовным человеком», писал, что сам видел его «пост и милостыни и бдение и молитвы и слезы и вся благая ина».
Софийский собор велик по размерам: диаметр купола около 32 метров, а его кольцо-основание поднято на высоту 14-этажного дома (более 40 метров). В 1453 году Храм Святой Софии был обращен в мечеть, рядом с ним соорудили четыре минарета и контрфорсы, полностью преобразовавшие общий вид архитектурного сооружения, замазали храмовые фрески. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению».
Сразу необходимо отметить – собор Софии Константинопольской имеет уникальную судьбу. В Синодике 1552 года Нижегородского Печерского монастыря святитель Дионисий назван «преподобным чудотворцем». Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. Пол храма украшал прихотливый узор из порфира и цветных мраморов. С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Вторым основным и более древним типом храма были базилики.
Собор святой Софии в Константинополе, нынешнем Стамбуле, перестраивался три раза. Его пространство казалось безмерным. По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина.
Зритель вынужден был видеть фигуры святых в сложном перспективном сокращении. В 1382 году святитель получил от патриарха титул архиепископа. С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Эта мозаика относится к периоду Палеологовского ренессанса и датируется 1261 годом. Сын Божий, как ипостась Святой Троицы, вмещает в Себя все божественные свойства в той же полноте, как и Отец и Святой Дух. Апостол Павел в послании к Коринфянам прямо именует Христа «Божией Премудростью» (1 Кор. Воззрения византийцев на императора как на высшее должностное лицо, поставленное Богом для того, чтобы заботиться о подчиненном ему народе и вести его к высшему благу, раскрыты в трактате «Царская статуя» византийского богослова, ученого-энциклопедиста XIII века Никифора Влеммида.
Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного «О церемониях» торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. Церковное богослужение соединяется с таинством, происходящим на небесах. Своим видом боковые нефы напоминали залы императорских дворцов.
Вернувшись на Русь, святитель ездил в Псков и Новгород для борьбы с ересью стригольников. Боковые нефы (рис. 281) значительно ближе к светским римским зданиям и, по-видимому, очень близко передают композицию анфилад исчезнувших ныне залов Большого дворца в Константинополе. В правление императора Льва VI (886—912) люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного «О церемониях» торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. Этот оптический эффект породил легенды о том, что купол св.
Согласно 43-й новелле Юстиниана от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определенное количество мастерских (эргастириев), доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии. В мозаиках нет грубости не только в работе мастеров, но и переходах от цвета к цвету.
Этими двумя постройками были базилика Максенция и Пантеон. Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя. Более того, эта передача вдохновила на дальнейшие поиски. Константинопольская София была главным зданием всей Византийской империи. человек и сгорело несколько церквей, в том числе и София.
Алтарь, амвон и другие предметы христианского богослужения были заменены мусульманскими. Это были всего лишь единичные сооружения. Потому и место для строительства собора Святой Софии Юстиниан выбрал не случайно. И это обстоятельство не могло не отразиться на внешнем облике византийского собора. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой.
Это греческие зодчие Анфимий Тралльский и Исидор Милетский. Широкий овал лица выдает негреческое происхождение Ирины (она была венгерской принцессой).
Производственные и жилые сооружения того времени сохранились в очень небольшом количестве. Султан Мехмед II Фатих (Завоеватель) отремонтировал здание и построил один минарет. Поминальный храм в скале.
Купол состоит из сорока радиальных арок в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса33. Их, где было возможно, строили также и заново. Многие капители украшали кресты или монограммы Юстиниана. «» – мудрость) – существенное свойство Триединого Бога.
Восстановление интерьеров Святой Софии началось в 1932 году. Церковь Сергия и Вакха (рис. 286 и 287)— предшествующая ступень Софии и, вероятно, произведение тех же архитекторов. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции — алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку).
Колонны гипостильного зала до конца изобразительны и символичны (ср. Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, был заимствован из античного искусства42. Общая композиция храмового пространства подчинена законам симметрии. 495). Новые жилые дома могли строить себе только крупные светские и церковные землевладельцы, а также наиболее богатые горожане.
Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». В этом смысле очень характерна общая архитектурная идея Софии (рис. 276–283), которую можно было бы формулировать так: купол Пантеона, водруженный на базилику Максенния. Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой (например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями). Характерны колоннады, занимающие весь уличный фасад дворца.
Спаситель кажется бесконечно близким и одновременно бесконечно далеким. Здесь же для посетителя были расчищены скрытые за толстыми слоями первые изображения. Ажурные колоннады связывают его со всеми окружающими соседними помещениями. Колоннады образованы 104 колоннами – зелеными из фессалийского мрамора, белыми из проконесского замечательны восемь колонн из египетского порфира в нижних тройных аркадах западных и восточных экседр (полукружий). Основному зданию предшествовали галереи-нартексы и дворы-атриумы.
Софийский собор пережил долгую и сложную историю.
И он увидит, что в них отражены одни и те же основные духовные символы. Это предвосхищает готику. Писатель Прокопий Кесарийский, живший в VI в., говорил о Софии Константинопольской: «Всякий сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, но Божьим соизволением завершено такое дело».
Как известно, любые империи достигают своего расцвета, а потом движутся в сторону деградации и заката. Высота храма Святой Софии по куполу 55, 6 метров, диаметр самого купола, «висящего» над храмом на четырех колоннах, 31, 5 метров. Еще выше, над порталом, на рубеже IX – Х веков появилась мозаика с изображением величественной фигуры Христа на троне (олицетворение Премудрости Божией) с Богоматерью и ангелом в медальонах по сторонам.
Храм Святой Софии стал самой дорогой постройкой за всю историю Византии. Пораженные его красотой завоеватели возвели прямо подражающие ему размерами и формами мечети, но ни одна из них не отняла у оригинала первенство. «Можно было бы сказать, что место это не извне освещается солнцем, но что блеск рождается в нем самом: такое количество света распространяется в этом храме», – отмечал Прокопий Кесарийский.
С этим сочетаются эффекты цвета. Предназначенные для народа боковые нефы похожи на дворцовые залы. Проходим Царские врата и мы – в центральном нефе Айя-Софии. К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Ая-София. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции— алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку).
Внизу они плотнее, так как прорезаны только тремя большими окнами в каждом подразделении стены. Но великое искусство нельзя убить. Два из них находятся над нартексом, третий – над южной церковью. Исчезает ощущение тяжести и материальности форм, будто растворенных в пространстве. Очень вероятно, что теми же мастерами и их школой построены два других замечательных здания того же времени — несколько более ранняя церковь Сергия и Вакха (527г. ) и несколько более поздняя церковь Апостолов (536–546гг. ) в Константинополе.
На фасаде Фондако деи Турки намечены две башни, отмечающие углы здания. Сравнение Софии и Пантеона вскрывает коренное отличие между ними в трактовке купола. Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем, прежде чем войти в неф собора, трижды склонялся перед этой дверью. Подавив восстание, Юстиниан I решил построить новый Софийский храм, который своим величием и роскошью превзошел бы все здания, когда-либо построенные в мире.
Драматический характер богослужения Софии обусловливает основу ее архитектурной композиции, общую группировку форм, которую Анфимий и Исидор выработали, примыкая к находящимся в Риме образцам. Но в 404 году она, к сожалению, сгорела при пожаре. Именно такую задачу ставил перед зодчими и строителями император Юстиниан.
В день штурма турецкими войсками Константинополя в стенах церкви искали спасения 10 тысяч верующих. Своды боковых нефов, расположенные в двух ярусах, участвуют в погашении распора купола в том же направлении. Наибольшее композиционное богатство Софии развертывается при рассматривании ее среднего нефа из бокового, когда все разнообразие линий и пересечений сложной системы купола и полукуполов развертывается перед зрителем, видное сквозь занавесу колонн, отделяющих нефы друг от друга (рис. 283). Это великолепное сооружение поражает грандиозным внутренним пространством.
Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем, прежде чем войти в неф собора, трижды склонялся перед этой дверью. Квадрат образуют 4 массивных столба, которые подпирают громадные арки. Этот собор был посвящён Благовещению, то есть Богородице и Архангелу Гавриилу.
Кардинально переосмысляется привычная тектоника храма. Правда, они на службе у идеи купола, вырастающего из них. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами. На сводах купола и абсид, а также по стенам расстилались огромные декоративные мозаики. В то же время -- это целое многообразно по значению. Трон, на котором восседает Богоматерь и его подножие представлены в ракурсе. Этот день был последним и для самой столицы Византии.
Знаем только, что пребывает там Бог с людьми», – сообщали они князю Владимиру, проводившему в это время «испытание вер». В основе Софии (рис. 276) лежит разделение ее внутренности на большой средний неф — высокий, открытый снизу доверху, завершенный куполом, который расположен над стоящим в середине главного нефа амвоном, — и на боковые корабли, более узкие, более низкие и разделенные хорами на два яруса из которых каждый несравненно ниже господствующего над всем среднего нефа. Последняя завершалась площадью Августион, на которую выходили София, Ипподром и Большой дворец византийских императоров.
Один из авторов – Исидор из Милета – великий математик. В 360 году оно было закончено, храм назвали Мегало Еклесия – Большая церковь.
В нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна, которых также 40. В восточной части храма в полукруглом выступе апсиды (от др. -греч. Также находят параллели между сюжетом мозаики и стихотворением Льва VI, в котором он описывает Страшный Суд, припадает к ногам Христа и взывает о заступничестве к Богородице и небесным силам. Храм был богато украшен. После турецкого завоевания Константинополя султаном Мехмедом Фатихом в 1453 году, Айя София была преобразована в мечеть. Пространство со всех сторон нарастает по направлению к венчающему куполу.
Согласно книге «О церемониях», в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина, это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй41) и перепоясывался лором. Христианские храмы всем своим обликом должны были напоминать об ином мире. Подобная конструкция в столь грандиозном масштабе была осуществлена впервые.
У Сократа Схоластика строительство первого храма, называемого Софией, относится к правлению императора Констанция II4. Не минула эта участь и Византию. Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая».
Как правило, большинство христианских храмов строили на месте более ранних построек. Присутствующие могли заглянуть в него лишь периодически, когда открывались врата. Количество нефов в храме было 3 или 5, при этом центральный был выше остальных. Другой вершиной византийской архитектуры VI века является не дошедшая до нас церковь Апостолов в Константинополе (рис. 284), довольно точно воспроизведенная в хорошо исследованной за последнее время церкви Иоанна в Эфесе (рис. 285) (и в церкви Марка в Венеции (рис. 346), которая, однако, гораздо сильнее отличается от своего прототипа, так как она была построена только в XI веке — см. ниже стр.
Этот храм был деревянным и пострадал от пожара во время народного восстания в 404 году. Крест с купола Софии был заменен на полумесяц, к зданию пристроили минареты. Но вся оригинальность и изобретательность двух знаменитых архитекторов-инженеров Софии состояла в том, что они водрузили над центральным квадратом своего здания купол, значительно увеличив размеры, по сравнению с базиликой Максенция, так что диаметр купола Софии (около 30м) только немного меньше диаметра купола Пантеона. Слева от Иисуса изображён коленопреклоненный император Лев VI.
Главным украшением Святой Софии была алтарная преграда, подробное описание которой мы находим у того же Павла Силенциария. Монументальные сооружения стояли изолированно, по преимуществу на возвышенных местах.
Перед зрителем все время открываются неожиданные перспективы, дезориентирующие его. Вследствие этого строительство здесь было незначительным по объему.
А также провести некоторые параллели между двумя этими памятниками древнего зодчества. Несмотря на то, что композиция несимметрична (фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа), мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. В Равенне сохранился мавзолей остготского короля Теодориха (около 520г., рис. 298), одного из варварских королей, владевших частью Италии. Обустроена необходимая инфраструктура для приёма большого потока туристов из разных стран. 29 мая 1453 года храм был захвачен турками.
В Софии центральное пространство интерьера легко, воздушно и динамично. Академик В. Н. Лазарев пишет, что эта мозаика уступает другим примерам позднемакедонского искусства, а по сравнению с мозаикой вестибюля отличается использованием любимых при императорском дворе фиолетового, золотого и серебряного цветов37.
И была там вся древняя духовная символика: круг, ромб, указание на 3, 4, 6, 7, 8, 9, 12 и 13, а также знак «АллатРа». На постройку храма доставляют лучший мрамор с островов Проконнес и Эвбея из города Иераполь (Малая Азия) из Северной Африки. Центром города был дворец (почти не сохранившийся) и София, расположенные на вершине треугольника, на берегу Мраморного моря, так что к ним сходятся главные дороги европейской части страны и от них открывается через Мраморное море вид на азиатский материк и его горы.
В 360 году оно было закончено, храм назвали Мегало Еклесия – Большая церковь. Мраморные плиты облицовки стен и мрамор колонн тонко подобраны.
На постройку был употреблён лучший строительный материал. Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением.