Архитектура Венеции сочетает строгую пышность Византии с восточной и готической декоративностью, монументальность со светской жизнерадостностью. Города окружались мощными стенами с богато украшенными проездными башнями. Готика властвовала в Европе с 12 по 16 века, заменив романский стиль. Разноцветные витражные окна.
Сундуки из Центральной Италии (Тосканы и Сиены, ок. Для поздней готики характерен обильный декор, скрывающий архитектурные членения, появление искривленных линий, прихотливый, напоминающий языки пламени, узор оконных проёмов (церковь Сен-Маклу в Руане, 1434 – 1470 гг., окончание строительства затянулось до 1580-х гг. ). Изобретение неизвестного немецкого мастера стало шедевром.
Слово происходит от итал. gotico— непривычный, варварский— (Goten— варвары к историческим готам этот стиль отношения не имеет) и сначала использовалось в качестве бранного. богатый кирпичный декор получают церковь Онос в Вильнюсе и дом Перкуно в Каунасе. Западный фасад гармоничен в своих пропорциях и равновесии форм. Впоследствии ножки шкафа с трёх сторон (с задней и двух боковых) также наглухо начали зашиваться досками – получалась своеобразная ниша.
Свет солнца делает разноцветные витражи похожими на огромные самоцветы. Наиболее популярным и дорогим цветом был жёлтый, считавшийся мужским. Увеличивается количество сооружаемых светских построек (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания и др. ). Как правило, это 3 – 5-нефные базилики с поперечным нефом-трансептом и полукруговым обходом хора (деамбула-торием), к которому примыкают радиальные капеллы (венец капелл).
Породив в 12-м веке Францию и длящийся в 16-й век, готическая архитектура была известна во время периода как («французская работа187) с термином готический шрифт, сначала появляющийся во время последней части Ренессанса. Первый из двух ярусов (нижняя капелла) имеет три нефа и укреплён стройными и вплотную примыкающими к стенам контрфорсами, которые принимают на себя распор широкого центрального пролёта. Первые «лазареттос» или лепрозории для больных проказой, были и первыми больницами в узком смысле слова. Впечатление движения ввысь и к алтарю создается рядами стройных колонн и взлетом остроконечных стрельчатых арок, убыстренным ритмом аркад верхней галереи (трифория). Как английские соборы, каждый часто стилистически разнообразен.
Искусство заняло особое место в сознании и деятельности небольших княжеств Италии. Стен в этом храме нет вообще. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода, заполненного облегчёнными небольшими сводами – распалубками. С момента освящения (1144) церковь Сен-Дени стала образцом нового стиля. И вот таким образом основным сооружением в стиле готики был собор – храмовое сооружение, которое предоставляло собой синтез архитектуры, скульптуры, живописи, витражного искусства.
Елизаветы в Марбурге (1233–1283). Термин "готика" введён в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». Здесь сохранилось около двадцати замков (см. Восточная рука показывает значительное разнообразие. Лучше всего сохранившийся средневековый госпиталь в Боне позволяет увидеть классическую планировку больницы 15 в. По сторонам окруженного аркадой внутреннего двора расположены большие залы (один для мужчин, другой для женщин) и два боковых крыла.
Церковь поделена на два яруса равной площади (600 м2), но разной высоты. Самое естественное решение — то, которое указано на рис. Здесь технические навыки обычно передавались по наследству от отца к сыну.
Средний портал выше и шире, острие его вимперга, нарушая горизонталь карниза, направляет взор ввысь. Лавка, обращенная к фасаду и кухня позади были обычно разделены внутренним двором. Собор в Уэллсе таким образом считают первым действительно готическим собором. Их ярко раскрашивали и золотили.
Некоторые из этих сооружений, церковь Божьей Матери в Данциге (ныне Гданьск, 1345—1503) и самое значительное кирпичное сооружение— дворец великих магистров в Мариенбурге (1276—1335), оказали большое влияние на строительство в Северо-восточной Польше. Барбары в Кут-на-Горе, зальные церкви Юж. Из-за размера башен раздел фасада между ними может казаться узким и сжатым.
Статуи сохраняют связь со стеной, с опорой. Здесь зрительный образ не совпадал с работой реальной конструкции. Неоготический стиль ярко проявился в царской резиденции в Царицыне в Москве— наиболее выдающемся памятнике «русской готики» и самом крупном псевдоготическом комплексе в Европе. Боковой распор свода главного нефа передается с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы – контрфорсы.
Это влияние было обусловлено работой многих приезжих нидерландских резчиков по дереву. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре.
Порталы перекрыты пятью остроконечными вимпергами, украшенными резьбой. мебель украшается также по каркасу и филёнкам резным орнаментом, в котором можно выделить четыре основные типа.
Одна из них — молодая, гордая и одновременно веселая — символизирует христианскую церковь. Самой важной отличительной чертой тюдоровских строений можно считать использование кирпича, который довольно внезапно распространился во всей Англии.
Другие части храмов также украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом изображениями фантастических животных характерно обилие в декоре светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирические изображения). Родиной стиля считается север Франции, откуда пошло постепенное распространение его по всей Европе. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Сначала, новое направление демонстрирует себя в архитектуре зданий (монастырей, храмов и церквей) имеющих культовую, религиозную принадлежность. Цистерцианские монастыри в Поблете и в Уэрте были дочерними для французских монастырей того же ордена, что естественным образом означало использование готического принципа конструкции.
Немецкая готика распространилась на Западе и Севере Польши. Готический стиль – важный этап в истории развития мебельных стилей. Центральный портал фасада обычно посвящался образу Христа или Деве Марии, на цоколе портала нередко изображали месяц, символы времен года – они изображали тему человеческого труда, стены украшали фигуры библейских царей, святых, апостолов, пророков и простых людей. Он был частично разрушен в 1944 году и окончательно снесен в 1950-х годах. Искусство готики, особенно архитектура, отличается большим стилистическим единством. Поздний готический стиль расцветет в Польше лишь в XV веке.
Венецианская готика имеет абсолютно специфический характер. Подобно архитектуре того периода готическая одежда получила вертикальную направленность: отвесные концы верхних рукавов, острые манжеты, пахи, сложные каркасные головные уборы, вытянутые кверху (атуры) и остроносые ботинки эту тенденцию подчёркивали. Так называемый Ка дОро («Золотой дом»), оставшийся незаконченным, демонстрирует группировку окон и общую композицию фасада безусловно готического характера, отразившегося в множестве более скромных венецианских домов. Эта категория наиболее разнообразная среди всех.
Такой стиль получил выразительное название «пламенная готика». Резными ажурными узорами заполнялись переплеты окон. Миланский собор производит впечатление приземлённого сооружения, несмотря на размеры и множество башен, шпилей и башенок, что скрывают это его свойство.
Многообразны по типам, композиции и декору каменные, кирпичные и фахверковые светские постройки (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, танцевальные залы). Достигли расцвета алтарная скульптура и живопись. В миниатюрах (часословах) наметилось стремление к одухотворённой человечности образов, к передаче пространства и объема. Типичным английским готическим поместьем является Пенсхёрст Плейс в Кенте (1341), построенный богатым купцом Джоном Полтни. В результате в 1284 своды рухнули и следующие сорок лет ушли на их восстановление. Появились росписи на светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, 14 – 15 вв. ). Образцы средневековой готики на территории России можно увидеть в Калининградской области (бывшая Восточная Пруссия). Башни над средокрестием являются непременным атрибутом нормандских соборов.
Динамичность и живописность соборов начали определять характер городского пейзажа. Одних статуй в храме насчитывается около десяти тысяч. Уступами уходящие вглубь отливы порталов поддержаны тонкими колонками попеременно с удлиненными фигурами ангелов и святых, а арочного контура тимпан над дверями покрывался рельефами на темы Страшного суда или аналогичные сюжеты и раскрашивался в яркие цвета.
Уже к началу XV в. были выработаны все известные нам приёмы ящичной угловой вязки досок. Обращение этого неоготического стиля (который после 1837, в Великобритании иногда называется викторианским готическим шрифтом), постепенно расширялось, чтобы охватить «низкую церковь», а также «высокую церковь» клиенты.
И по концепции самого пространства и по способам перекрытия обширных пространств готическая архитектура начала отличаться от своей предшественницы романского периода. Другие города с концентрацией светского готического шрифта включают Брюгге и Сиену.
Как правило, это 3 – 5-нефные базилики с поперечным нефом – трансептом и полукруговым обходом хора ("деамбулаторием"), к которому примыкают радиальные капеллы ("венец капелл"). Ягеллонский университет в Кракове). Городские дома меньших размеров были чрезвычайно разнообразны. Готический стиль, художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой 12 и 15 – 16 вв. ). Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. Стрельчатые готические своды и декор сочетались со статичностью архитектурных масс, пропорциональной ясностью просторных интерьеров, мраморной полихромной облицовкой фасадов и интерьеров (собор в Сиене, церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции).
Размеры их находились в точном соотношении с архитектурными формами. Величественный купол таки создадут, но в эпоху Возрождения. Кроме того, в позднюю готику мебель, помимо резьбы, украшается росписью, позолотой и обильно декорированными металлическими частями оковок, замков, петель, уключин, а также скульптурными изображениями человеческих лиц и фигур. Купол— элемент архитектуры, детально разработанный ещё архитекторами Древнего Рима.
Позднеготический стиль расцветёт в Польше только в XVв. был принят термин романский стиль, были ограничены хронологические рамки готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы. Свет проникал внутрь исключительно через высокие окна в боковых стенах.
Строители вышли из ограничений созданием и использованием фигурного кирпича (лекальный кирпич), который предоставил возможность создавать настоящее готическое плетение. Рисунок образовывался вертикальными и горизонтальными тягами, кое-где соединенными диагональными связями (в некоторых регионах – перекрещивающимися диагоналями). Изюминкой церкви были две часовни в каждом углу креста.
Конструктивная основа собора – каркас из столбов (в зрелой готике – пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок. Вместо них сооружен каркас, состоящий из столбов, соединенных арками. Иногда в коробках подстолья делали глубокие выдвижные ящики. Кроме того, скульптура оживляет и одухотворяет сооружение.
В то же время при строительстве церковных сооружений отдельных регионов использовались стрельчатые арки и реберные своды— важнейшие элементы готической архитектуры. Чаще всего это однонефные очень широкие зальные церкви, без трансепта, с узкими (но часто высокими) оконными проемами, что соответствует традициям романской архитектуры этого региона.
Под навесом и на нижней плоскости расставлялась посуда. Этим орнаментом здание покрывали снизу доверху. Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами.
Сооружения в этом стиле характеризуются строгостью и мощью своей конструкции. Несмотря на то, что при строительстве все три сооружения задумывались как церкви, они имеют размеры и планы больших классических соборов. Убеждение правоты Цвирнера пришло неожиданно. Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и жёлтые тона.
величественные готические соборы строились в других европейских странах: в Италии (в Венеции, Сиене, Милане), Германии (в Марбурге, Наумбурге, Ульме, Кёльне), Англии (в Лондоне, Солсбери), Испании (в Барселоне, Бургосе, Лоне, Толедо), Австрии (в Вене), Фландрии (в Брюсселе), Чехии (в Праге) и др., где готика получила своеобразную местную интерпретацию. Ширина юбки увеличивается дополнительными вставками ткани. См. Европейцы познакомились на Востоке с лёгкой и ковкой сталью.
В настоящее время этот дворцовый комплекс восстановлен и реконструирован. Среди влияний и на художественное оформление и на форму исламская архитектура и, к концу периода, ренессансные детали, объединенные с готическим шрифтом отличительным способом. Госпиталь Маладреди дю Тортуар позволяет составить представление о типе этого учреждения. В романских соборах и церквях обычно использовался цилиндрический свод, который опирался на массивные толстые стены, что неизбежно приводило к уменьшению объёма здания и создавало дополнительные трудности при строительстве, не говоря уже о том, что этим предопределялось небольшое количество окон и их скромный размер.
Второй этаж образован сплошной открытой лоджией. ломаная ферма 14 в. происходит от этой многоугольной фермы. Готический облик Таллина определился в 14 – 15 вв.
Те технологии были ogival или указали арку, ребристое хранилище и опору. По всей ширине фасада проходит так называемая «галерея королей». В художественном отношении и конструктивно мебель была прекрасно выполнена. Готика распространилась также в Словакии, Словении, Трансильвании. Типичное вертикальное сечение стен состоит из аркады (часто двойная), галереи и верхнего ряда окон.
Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. Крестоносцы донесли принципы готики до Родоса, Кипра и Сирии. Боковые щиты внизу у пола стягивались специальным бруском или доской-проногой. Больше всего их можно найти в Выборге (здание банка на рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVIв. ) в старом городе, но самое главное— единственный в России (если не считать Калининградской области) средневековый замок, заложенный шведами в 1293 году. Исключением стал Кёльнский собор, что напоминает французские модели. В Бургосе Кэтедрэл там шпили немецкого стиля. Второй тип замка имел более простую систему, сводясь к одной оборонительной стене, тогда как в центре окруженного ею пространства возвышался холм.
Слово происходит от итал. Столы в это время имеют, как правило, прямоугольную в плане столешницу и массивное подстолье, которое крепится к боковым щитам вместо ножек. Вход во внутренний дворик через широкую низкую арку (арку Тюдоров), по бокам часто строили восьмиугольные башни. Оно подменяло живое творчество богословской учетностью.
Таким орнаментом украшались, как правило, стенки сундуков, дверцы шкафов, спинки кресел. Вместе их обычно рассекал другой прямоугольник – трансепт. Черты неоготического стиля присутствуют в царской резиденции в Царицыне в Москве. К 14 – 15 вв.
В стенах же были проделаны широкие окна, украшенные витражами. Он умер, когда ему исполнилось более шестидесяти (точной даты рождения не найдено). В характеристике святых появляются человечность, мягкость. Линия крыши часто проникала в парапеты сравнительно немногими вершинами. Приём этот получил весьма широкое распространение и надолго задержался не только в немецком, но и в швейцарском народном искусстве.
gotico— непривычный, варварский— (Goten— варвары к историческим готам этот стиль отношения не имеет) и сначала использовалось в качестве бранного. Иногда их делали даже больше, чем было нужно. Капитель почти не выражена, а скульптурные отливы, кажется, проникают прямо в тело столба или колонны из которых они поднимаются, переходя на свод.
Во Франции территория, находившаяся под управлением епископа, совпадала с территорией, ранее зависящей от римского города и с 9 в. слово «civitas» означало кафедру или диоцез (епархию). Сиденье было дощатым, жёстким, нижний ящик мешал ногам при сидении, т. к. Капители заплетались листьями и плодами, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам стремительно пробегали полураспустившиеся листочки (крабы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет). Водостоки и другие технические детали часто имеют вид фантастических животных.
Её гармонично дополняют мансардные и слуховые окна, а также шпилеобразные и купольные конструкции, напоминающие башенки (пинакли). Учитывая значительный угол наклона, в качестве кровельного материала чаще всего применяется черепица (металлическая или битумная). Для визуального увеличения высоты и усиления вертикальной направленности важной частью внешнего декора являются заострённые кованые элементы. Влияния английской, французской и немецкой кирпичной готики сказались на готическом зодчестве Норвегии (собор в Тронхейме, готические части – 1180 – 1320), Дании (собор св. Филенчатые дубовые двери и ребристые стрельчатые арки дверных проемов. Благодаря этому получалась нижняя, у самого пола, полка.
В конце 12-го века Европа была разделена на множество городов-государств и королевств. Её строил архитектор Баженов. И все же собор в Бове остался памятником отваге и дерзновенности средневековых строителей. На юге, в районе Кракова, доминировала готика французского типа. Колокольня Ратуши Брюгге или Брюсселя, построенной в течение 15-го века, связана с увеличивающимся богатством и властью буржуазии в последнем Средневековье к 15-му веку торговцы торговых городов Бургундии приобрели такое богатство и влияют на это, они могли позволить себе выразить свою власть, финансировав щедро украшенные здания обширных пропорций.
Палаццо делла Синьория (Веккьо, 1298—1314) во Флоренции. Грандиозный дворец города-республики сохраняет черты крепостной романской архитектуры. Поэтический вымысел, который так поражает внутри собора, находит объяснение снаружи. н. э. ), которых римляне называли «готами». — Тюдоровская готика.
Особенность готического стиля – дематериализация формы. Типичное тюдоровское поместье (например, НоулилиСент-Джеймский дворецв Лондоне) кирпичное или каменное, с надвратной башней. И только с течением времени такой сундук был приподнят и поставлен на высокие ножки. Со временем готический стиль распространяется и на гражданские постройки (дворцы, дома, административные здания).
Над мраморным кружевом резьбы возвышается мерцающая и вибрирующая на солнце розовая стена третьего этажа с редко расположенными стрельчатыми окнами. Абсолютно иначе приходилось решать проблему бокового распора сводов в среднем нефе. Есть также много церквей зала (Hallenkirchen) без окон фонаря. Эти петли, также как и большие накладные железные замки с ажурным орнаментом, являются элементами декорировки сундука.
Многие голландские церкви воспроизводят немецкие образцы, хотя применение местного кирпича создало прекрасный эффект многообразия цвета и фактур. Столярное ремесло, с его живой оригинальной формой выражения в орнаментике, оказалось на подъёме. Гудулы в Брюсселе или кафедральный собор в Антверпене. Часто есть автономная башня и баптистерий.
Сент-Шапель (фр. Некоторые из этих сооружений, церковь Матери Божьей в Данциге (1345-1503) и самое значительное кирпичное сооружение — дворец больших магистров в Мариенбурге (1276—1335), оказали большое влияние на строительство в Северо-восточной Польше. Прекрасная готическая мебель сохранилась в тирольских замках. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике.
Место ее опоры на контрфорсе укреплялось башенкой, так называемым пинаклем. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. Существовали также скамейки с перекидной спинкой (с переметом), которые свободно размещались в помещении или устанавливались у камина. Сам замок стоял на возвышенности и его укрепления включали массивную стену, четыре круглых башни и огромный круглый в плане донжон (отдельно стоящая башня) высотой 64 м, стены которого достигали 7, 6 м толщины.
Однако между каменщиками и всеми другими ремесленниками существовали важные различия. — строили чисто для красоты. Исполнена в готическом стиле.
Sainte Chapelle) – часовня – реликварий. Как правило, сундуки имеют накладные железные петли, с помощью которых крепилась крышка.
Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Использовались также и другие типы стульев, например, вращающийся стул (т. н. Очевидно, что т. н. Неоготический стиль ярко проявился в императорской резиденции в Царицыне (1776—1796) в Москве— наиболее выдающемся памятнике «русской готики» и самом крупном псевдоготическом комплексе в Европе.
В Италии в 13 – 14 вв. Больше всего их можно найти в Выборге (здание банка на рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVIв. ) в старом городе, но самое главное— единственный в России (если не считать Калининградской области) средневековый замок, заложенный шведами в 1293 году. Значительное распространение готического искусства имело в городах немецких колонистов. Сохранилось небольшое количество зданий и в Ленинградской области. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода.
Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. Имея соответствующую квалификацию, принимал участие в строительстве и набирался опыта. На протяжении 16 в. готика почти повсеместно сменилась ренессансной культурой.
Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство средневековья считалось «варварским». Кроме заимствованных архитектурных форм переплётов окон, порталов, островерхих башенок с фиалами (шпилей), колонок, стрельчатых сводов, ниш и др. Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создаётся рядами стройных столбов, мощным взлётом остроконечных стрельчатых арок, убыстрённым ритмом аркад верхней галереи (трифория). Такие ножки, как правило имели плоскую резьбу. В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже.
С начала 19 в., когда для искусства 10 – 12 вв. В Англии такой «украшенный» стиль конца 14–15 вв. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.
Переусложнённые готические потолки в «перпендикулярном стиле»— характерный признак старейших английских университетов (Оксфорд, Кембридж), где их создание приветствовали ещё в 17 веке игнорируя европейские стили и европейский опыт. относятся раннеготические памятники Литвы (замок в Тракае), в 15 – 16 вв.
Тысячи статуй и рельефов выполнялись в мастерских при соборах. Он проектировал хор, который будет залитым светом.
Он придал величие монастырю, являвшемуся древней усыпальницей французских королей. Далее возвышается третий этаж, розовая стена которого имеет редко расположенные окна. Ранняя готика приходится на начало 12 века и первую четверть 13 века.
В отличие от изолированного положения, характерного для монастырей романской эпохи, готические храмы стали возводиться, как правило, в центре городов. Полагая, что красота способна служить посредником между душой человека и его интуитивным постижением божественного, Сугерий занялся перестройкой монастырского храма времен Каролингов. Слабым местом оказались, видимо, опоры главного нефа.
Остальная мебель для сидения была намного совершеннее и лучше приспособлена для человека. Часто элементом декора являются ножки и спинки мебели.
Переход от романского к готическому стилю отмечен рядом технологических новшеств, которые в свою очередь были стилистически осмыслены в истории готики. Красота и размеры собора свидетельствуют о значительности города, о богатстве его жителей. На главной площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351 – 1509). Наиболее показательным примером в этом смысле является базилика Сен-Николя-де-Пор, которая является пятинефной. Решающую роль в формировании нового стиля сыграл Львовский кафедральный костел. В соборах Кана или Дарема эти висячие арки еще скрыты под стропильным строением над боковыми нефами, но в Клюни (1135) они уже видны над боковыми кровлями. В Англии это вообще длинно и может иметь две отличных секции и хор и пресвитерия.
Готика получила распространение также в Австрии (готическая часть собора св. Особенно интересным фактом является то, что первые две построены вне больших городов. Эта схема впоследствии станет классической для больших соборов на территории Франции. В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна.
Лучше получалось, когда точка пересечения нервюр переносилась в среднее положение (план А), приблизительно соответствующее центру тяжести трапеции основания, хотя в этой точке пересечения и ломались линии ребер это было обычным расположением. Резиденция состоит из Большого дворца (построен в 1786—1796 годах), «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений.
Он был частично разрушен в 1944 году и окончательно снесён в 1950-х годах. Готическая мода, в отличие от предшествующей свободной «рубашкообразной» романской, проявилась в сложном и облегающем покрое одежды.
Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Богатейший часослов герцога Беррийского» (около 1411—1416). По-прежнему в ходу накладные ажурные железные петли и замки. Секретарь французского исторического комитета Эжен Дидрон-старший в продолжение 37 лет (с 1844 по 1881) публиковал «Археологические анналы» с архивными текстами именами забытых средневековых мастеров, чертежами построек той эпохи, а также легендами о возведении средневековых зданий. многие семьи лишь недавно приобрели аристократический статус и хотели его подчеркнуть. Этот процесс проявился в 14 – нач.
Крестовый нервюрный свод был главным архитектурным открытием готики, он применялся во взаимодействии с системой внутренних устоев (колон или столбов) и внешних опор – контрфорсов. Английские готические соборы в целом больше консервативны, чем с французские. Например, сундуки обтягивали цветной или тисненой кожей использовалась богатая металлическая (железная и бронзовая) фурнитура, мотивы сталактитов, выточенные бруски. На рубеже XI и XII вв.
Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». В Италии камень использовался для укреплений, но кирпич был предпочтен для других зданий. В позднюю готику были известны и раздвижные столы. Поздняя немецкая готика (конец 14 – начало 16 вв. ) дала блестящие образцы зальных церквей (Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце, 1499 – 1525) и дворцовых залов (Альбрехтсбург в Майсене) со сложными узорами сводов.
Скульптуру соборов (в Бамберге, Магдебурге, Наумбурге) отличают конкретность и монументальность образов, мощная ппастичная экспрессия. Бефруа, 1208), Полотняный зал в Ипре (1200–1304), заново отстроенный после пожара в 1915 и ратуша в Брюсселе (1401–1455) могут служить иллюстрациями первого планировочного типа. Заполнение между элементами каркаса выполнялось из штукатурки по деревянной дранке или из кирпича, затем покрывавшегося штукатуркой.
На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. Такие шкафы в большинстве случаев украшались декоративной ковкой. Он имел пять нефов, семь часовен (по числу трёх Царей и четырёх евангелистов). Именно скульптуре принадлежит первое место в изобразительном искусстве этого времени. Развитие и процветание готического архитектурного направления историки относят к эпохе Средневековья (XII—XVI в).
XVI в. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. Целых три столетия пенсхёрстский тип планировки использовали в строительстве и крупных и малых домов, хотя камин обычно уже не ставили по центру, а встраивали в толщу стен. Расцвели ремесла в городах Милан, Сиена, Болонья, Флоренция. Окна были окантованы рельефными наличниками, чтобы вода обтекала их по контуру. Пересечение обычно преодолевается куполом.
Столярная работа выполнялась очень тщательно, с большой точностью. В 13 в. усиливается стремление к увеличению удобств и общему комфорту.
вертикальную, прямолинейную готику (1377 – 1590 гг. ). Фасад сооружения достигал 135м в длину и имел башню 70 метров высотой. Фасад храма весьма необычен по своей композиции. Осознавая риск, строители обеспечили необходимое дополнительное усиление конструкции. Даремский собор – бенедиктинская церковь, заложенная в 1093.
Существуют и подшивные потолки, облицованные гладкими досками или расчлененные частыми рейками и украшенные декоративной росписью. он был ускорен влиянием итальянского и нидерландского Возрождения. Одним из наиболее специфических местных типов стала т. н. В конце средневековья появился пластический орнамент, который своими изгибами напоминает пламя.
Архитектурные элементы этой церкви представляют собой отдельный исторический интерес. В южной Эстонии в 14 в. строились кирпичные готические церкви (церковь Яани в Тарту). Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами. Самыми давними скульптурными достопримечательностями Польши является отделка романских церквей, в частности бронзовые врата собора в Гнезно (1129—1137) и двери собора в Плоцке. По сторонам этого верхнего двора группировались дополнительные жилые помещения, а донжон был центром всей оборонительной системы и последним ее рубежом. Итальянский собор faades часто многоцветный и может включать мозаики в lunettes по дверям. Заложенная в арке возможность растрескаться по одному из швов нуждалась в противодействии.
Резиденция состоит из Большого дворца (построен в 1786—1795 годах), «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. Готика зародилась в северной части Франции (Иль-де-Франс) в середине XII в., достигла расцвета в первой половине XIII в. и просуществовала до середины 20-х гг. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.
По плану Миланский собор напоминает сакральные сооружения Германии. Материалом служили твёрдые породы дерева. Здесь сохранилось около двадцати замков (см. Готическое искусство зародилось около 1440 года в Иль-де-Франс. Основные черты строения аббатства Сен — Дени повторил возведенный в XII в. знаменитый собор Нотр-Дам в Париже или собор Парижской Богоматери. Нечего и искать подобного решения в проектах и готических сооружениях Франции, «родины» готики.
также АРХИТЕКТУРА. В том же столетии строители цистерцианских церквей, отказавшись от обилия цветов, стали использовать в декоративных целях гризайль (живопись в разных оттенках одного цвета, чаще серого) по простой зеленовато-белой поверхности стекла. Архитектура 12-13 вв.
Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Залы были перекрыты деревянными сводами. В выразительности готической скульптуры большую роль играет линия, ее динамичный ритм. Модные и преобладающие цвета – синий, красный и желтый. 2.
Принято разделять английскую готику на три периода: раннюю готику (1189 – 1307 гг. ), декоративную готику (1307 – 1377 гг. ) и позднюю, т. н. Дворец дожей (правителей республики 14—15 вв. ), Венеция, (ил.
Каждая из них неповторима и по — своему раскрывает традиционные образы. Путешественники передвигались по дорогам Европы от замка к замку и чувствовали себя в безопасности только за крепкими каменными стенами. Крыша часто почти сплошь застроена декоративными башенками и трубами. Среди городов, наиболее пострадавших от эпидемии, выделялась папская столица Авиньон.
Как установили готические зодчие, он работал тем успешнее, чем он был шире снизу. В сохранившихся со времен Сугерия частях сооружения (западный фасад и «шеве» – развитая восточная часть собора с гирляндой абсид) уже различимы элементы зарождающейся готической архитектуры: выделенные западные башни, трехчастное членение фасада и ребристые своды. Стены облицовываются дощатыми панелями, украшаются яркой стенной росписью или коврами.
Готическое искусство достигло своего пика, были установлены стандарты композиции, конструкции, строительных приемов церковных зданий, вот таким образом сократилось поле для экспериментов. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Готическая архитектура проникла в Россию только в эпоху неоготики, то есть в конце XVIII века.
На юге Франции многие крупнейшие церкви без трансептов и некоторые без проходов. В каждом из них можно найти общие с французскими прототипами элементы, тем не менее это не копии, а индивидуальные творческие работы, выполненные в международном стиле 13 в. Церковь в Хероне (Жероне) являет собой крупнейшее конструктивное достижение каталонской готики. В истории искусств принято выделять раннюю, зрелую (высокую) и позднюю (так называемую пламенеющую) готику. Проистекающий стиль, Кирпичный готический шрифт, называют «Backsteingotik» в Германии и Скандинавии и связывают с Ганзейским союзом. Столешницы столов начинают оклеивать шпоном.
Украшением жилой части замка служили сводчатые залы и декоративная скульптура. Столбы опор можно было сделать на большем расстоянии, а саму церковь— шире. Такие скамейки имели высокую спинку и, как правило, ставились у стены.
Стрельчатая арка же была широко распространена в Бургундии. С готическим зодчеством неразрывно связано развитие пластики.
При этом были одновременно использованы реберный свод и стрельчатая арка. Его проект создал архитектор Герард фон Риле, (или Мастер Герхард). Сохранилось небольшое количество зданий и в Ленинградской области. Француз Виолле ле Дюк реализовал немало масштабных проектов реконструкции полуразрушенных памятников Средневековья, «додумав» недостающие элементы и приукрасив многие из них. В церкви Санта Кроче (Святого Креста) архитекторы отказались от каменных сводов.
Областью, охватывающей современную Германию, южную Данию, Нидерланды, Бельгию, Люксембург, Швейцарию, Австрию, Словакию, Чешскую Республику и большую часть северной Италии (исключая Венецию и Папское государство), была номинально часть Священной Римской империи, но местные правители осуществили значительную автономию. Слово происходит от итал. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его.
Поставец продолжает быть шестигранным, но его передняя стенка делается шире боковых. Вот таким образом исследование готической архитектуры – в основном исследование соборов и церквей. Прямоугольная форма здания в плане, переходящие в столбы стрельчатые арки. 4.
Образцы средневековой готики на территории России можно увидеть в Калининградской области (бывшая Восточная Пруссия). 1230), разрушенный во время Первой мировой войны, был и примером укрепленного жилища и символическим выражением французского феодализма. В конце 13 – начале 14 вв. Обе они построены по образцу французской готики. С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр. ) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. На башнях устанавливали городские часы и колокола, отбивавшие время и предупреждавшие горожан о пожаре или иной опасности.
(Домская церковь в Риге замок в Цесисе, 13 – 16 вв. ). Даремский собор меньше всего пострадал от поздних перестроек, но имеет «британские» черты— мощные прямоугольные объёмы, прямоугольная башня, более насыщенный декором западный фасад, чем в собор в Кане. Богатством ритма, совершенством архитектурной композиции и скульптурного декора отличаются грандиозные соборы зрелой готики в Реймсе и Амьене, а также часовня Сент-Шапель в Париже (1243 – 48) с многочисленными витражами. Движение замедляется, успокаивается в центре второго этажа огромной «розой» и стремительно нарастает в боковых частях в фиалах, острых стрельчатых арках галерей, завершаясь мощным взлетом башен. Витражный характер окон, ниши с балдахинами и статуи украшали здания.
Постепенно дома средневековой аристократии всё больше украшаются, особенно это заметно по интерьерам приёмных залов и комнат для гостей, обставленных хорошо декорированной мебелью. У церкви св. Собор как центральное явление готического стиля был средоточием всех видов художественной деятельности в их совокупном проявлении: архитектуры, живописи (витражи и роспись), музыки и литературы (литургия и проповедь). Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.
По плану Марко ди Кампионе— собор имел планировку в виде латинского креста и пять нефов. Залы в таких зданиях длинные и узкие. В это время были созданы почти все известные ныне способы кроя. 1.
Основной вид мебели для хранения вещей, а также сидения и лежания в домах знати и простых горожан – сундук из форм которого со временем образовались такие новые типы мебельных объектов как кресло-сундук, поставец (дрессуар), креденца и буфет. Гражданское здание было очень важно для этих городов как признак богатства и гордости. Конструкция новых доспехов повлекла за собой появление новых форм европейской одежды.
Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем. В настоящее время этот дворцовый комплекс восстанавливается. Он был частично разрушен в 1944 году и окончательно снесён в 1950-х годах. Но сразу бросались в глаза разительные отличия. Самое большое число выживания готических зданий является церквями.
В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже. Восторг, восхищение перед умением готических мастеров "оживить" косную массу камня, заставить ее жить по законам органической материи, вдохновляли таких мастеров архитектуры рубежа 19-20 веков, как Антонио Гауди, даже в сроках строительства своего знаменитого собора Саграда Фамилья в Барселоне (до сих пор не завершенного), повторившего опыт готических мастеров.
Весь дворец радует глаз звучностью своего декоративного решения. Характерными для готики типами ёмкостей были, помимо сундуков, поставцы (дрессуары).
5. На готическую архитектуру Каталонии и Южной Испании оказало влияние мавританское искусство (1-нефный позднеготический собор в Жероне, 1325 – 1607).
Хотя термин «готика» должен был свидетельствовать о германском происхождении этого стиля, он в действительности развивался в первую очередь во Франции. Наиболее ярко готика в Италии проявилась в гражданском строительстве – ратушах (Палаццо Публико в Сиене, Палаццо дель Подеста во Флоренции) и дворцах (Дворец дожей в Венеции). Каждый из них обладает уникальными концептуальными основами и правилами.
Немалая часть доходов была потрачена на строительство крупных церквей, таких, как св. На территории Российской империи крупнейшим заказчиком неоготических сооружений в начале XX века выступала католическая церковь, развернувшая программу строительства костёлов для своей паствы (состоявшей преимущественно из польской диаспоры, широко представленной в крупных городах на просторах империи). Остроконечное завершение оконных проемов также привычно для этой эпохи. Застылость и замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур их обращением друг к другу и к зрителю. Здесь мы видим первые попытки фанеровки и примитивной инкрустации.
Михаила в Шопроне, замок в Вишеграде). Старую церковь перестраивали при аббате Сугерии зодчие из Южной Франции. У собора происходят важнейшие события. Трехэтажное здание, сложенное из грубо обтесанных квадров камня (руст), воспринимается как единый замкнутый объем. Большие шкафы по конструкции сходны с фламандскими. Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами. Появление неоготики в России граничит с именем архитектора Юрия Матвеевича (Герга Фридриха) Фельтона.
Наиболее популярным и дорогим цветом был жёлтый, считавшийся мужским. Орнамент масверка в позднюю готику был весьма распространён по всей Европе и в Англии. Кнуда в Оденсе, около 1300 – 15 в. ), Швеции (церковь в Вадстене, 1369 – 1430). Классические стили интерьера. Обновленная церковь была освящена в 1144 году.
Немецкая готика распространилась на Западе и Севере Польши. Большой по размерам (158м в длину и 58м в ширину), он был одним из крупнейших храмов Западной Европы и типичным готическим долгостроем. В городе Приморске (бывший финский Koivisto) находится уникальный памятник архитектуры— здание лютеранской церкви (конец XIXв. ). Этому способствовало введение в конструкцию мебельных объектов техники рамочно – филёночной вязки дерева и почти всех других столярных приёмов соединения деталей, а также изобретение двуручной пилы, забытых со времен античности. В более поздних и обильно декорированных поставцах его боковые стенки опираются на тонкие витые колонки, которые в верхней части соединяются стрельчатыми арками. Ратуши Лювена (1448) или Гента (1481) служат иллюстрацией второго типа.
В настоящее время этот дворцовый комплекс восстановлен и реконструирован. Фасад объединяет обе полукруглых арки и указал арки готического стиля. Позже в членениях мебели начинает ощущаться влияние архитектуры.
Замок в Дувре (ок. Облегающая куртка (с конца XIV века упелянд), узкие шоссы, короткий плащ— одежда воплощает эстетический идеал эпохи— образ стройного молодого человека, галантного кавалера. Все вспомогательные постройки ставились под защиту оборонительных стен. Англичане начинают соревноваться в изобретении всё новых рисунков и орнаментов потолков. Во Франции восточный конец часто многоугольный и окружен проходом, названным амбулаторным и иногда кольцом часовен, названных «chevet».
зальная церковь, примером которой является церковь св. 2-башенные западные фасады французских соборов с 3-мя "перспективными" порталами и узорным круглым окном ("розой") в центре сочетают устремление ввысь с ясной уравновешенностью членений. Сохранилось небольшое количество зданий и в Ленинградской области.
Другие итальянские города, такие как Флоренция (Палаццо Веккьо), Мантуя или Венеция также принимают замечательные примеры светской общественной архитектуры. Структура зданий практически не меняется или, даже, наблюдаются некоторые упрощения. Немецкие соборы, как французы имеют тенденцию не иметь сильно проектирующие трансепты. Бесчисленные детали конструкции, движение вертикальных тяг, аркбутанов, пинаклей (островерхие башенки), стрельчатых арок, колонок, контрфорсов, шпилей повторяют в следующих ярусах в разных вариациях и ритмах основную тему, как бы уподобляясь многоголосому хору. Романские церкви гладью стен были четко изолированы от окружающего пространства. В миниатюрах наметилось стремление к передаче пространства и объёма.
Совершенством архитектурной композиции, богатством скульптурного и живописного декора отличаются грандиозные соборы зрелой готики в Реймсе (1211 г. – XV в. ) – самом крупном соборе Франции (длиной 150 м с высотой башен 80 м) и в Амьене (1220 – 1269 гг. ), где собор имеет длину 145 м и высоту главного нефа 42, 5 м, а также церковь Сент-Шапель в Париже (1243 – 1248 гг. ), построенная в качестве королевской дворцовой капеллы, с её многочисленными витражами. У западного фронта может быть две башни как французский Собор или ни один. В Германии уже с середины XV в. большую роль в интерьере начинают играть кафельные печи. После крестовых походов она была усвоена в Сирии, на островах Кипр и Родос.
Готический стиль в мебели характеризуется значительными местными различиями. Либо широкие, с установленными по центру опорами. К этому времени уже были изобретены и аркбутаны. Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла резиденцию слишком мрачной («Это не дворец, а тюрьма. ») и никогда там не жила.
Андрея в Хекингтоне (1345–1380) являет собой превосходный образец церкви такого типа: крест в плане, боковые нефы, башня на входе. Западные фасады подчиняются схеме нормандского «гармоничного» фасада. Колокольня в Брюгге (т. н. Их форма может быть круглой или вытянутой вверх. 7. Основной декоративный элемент – складчатый орнамент.
Интерьер разделялся надвое заалтарным образом (ретабло) со скульптурой и живописью. Но «немецкий план» сочетается с ломбардским фасадом, который изобилует множеством мраморных деталей и украшений.
В женской одежде происходит отделение юбки от лифа. Обычно придерживаются компромисса, показанного на рис. Неподалёку от Санкт-Петербурга по его проекту были выстроены неоготические Чесменский дворец (1774—1777) и Чесменская церковь (1777—1780). Готический стиль распространился в Польше в течение XIV—XVвв. Подобно архитектуре того периода готическая одежда получила вертикальную направленность: отвесные концы верхних рукавов, острые манжеты, пахи, сложные каркасные головные уборы, вытянутые кверху (атуры) и остроносые ботинки эту тенденцию подчёркивали.
Благодаря использованию промежуточных ребер своды имеют дополнительные лопасти. Эти фигуры находятся не только в порталах и галереях. Это развилось из романской архитектуры и следовалось ренессансной архитектурой. его настоятель аббат Сугерий, решил перестроить аббатство. Вот таким образом трудно отнести то или иное сооружение к конкретному периоду готического стиля.
Готическая эпоха в Англии характерна возведением свыше 9000 приходских церквей. Замки к тому времени были уже не нужны, так что укрепления — башни, высокие стены и т. п. В 15 в. начинается упадок витражного искусства. (собор св.
Прежде всего это характерно для готических сооружений северных княжеств Германии и Польши. витражей). Вся плоскость этой части стены покрыта геометрическим белым орнаментом. С готикой связан расцвет английской книжной миниатюры, резьбы по алебастру и дереву, вышивки. В городе Приморске (бывший финский Koivisto) находится уникальный памятник архитектуры— здание лютеранской церкви (конец XIXв. ). Но, безусловно, строительство аббатства Сен-Дени способствовало распространению готики, так как оно было образцом для подражания.
Во Франции и Испании, две башни на фронте – норма. Готическая архитектура обычно использовала тёсаные камни (песчаник, мрамор). Технологию готической архитектуры изложил Чезаре Чезарино в комментариях 1521г. Чтобы верно оценить изменения в архитектуре Франции 15 в., необходимо вспомнить, что всю первую половину столетия англичане контролировали обширную часть ее севера, а в 1421 ими был занят и Париж.
Над этим коридором устроена галерея для размещения музыкантов. Над каменными сводами устраивалась высокая стропильная кровля, которую покрывали шифером (небольшими пластинами глинистого сланца серо-черного цвета) или листовым свинцом.
Собор Нойона, также во Франции, видел самое раннее завершение восстановления всего собора в новом стиле с 1150 до 1231. В это время были созданы почти все известные ныне способы кроя. 81—82) – величайшее сооружение ранней готики. Сами дверцы украшались орнаментом, выполненным в приёмах углублённой резьбы. луверсы) на крыше. Западная часть срединного прямоугольника именовалась главным (или центральным) нефом, восточная была занята хорами и сакристией (ризницей) в апсиде. Георгия, Виндзор Часовня Генриха VII в Вестминстерском аббатстве и Батском Аббатстве. Окна застекляются, но занавесей ещё нет.
В таких странах как Франция и Англия центром интерьера был камин, весьма обильно декорированный. Такой декор дополнялся прорезным орнаментом на раскрашенном фоне. Этот вид выражений светской и экономической мощи также найден в других последних средневековых коммерческих городах, включая Llotja de la Seda Валенсии, Испания, цель построила шелковое обменное датирование с 15-го века, в частичных остатках Зала в палате общин и палате лордов в Лондоне или Палаццо Pubblico в Сиене, Италия, ратуша 13-го века, построенная, чтобы принять офисы тогдашней процветающей республики Сиена. В окончательной отделке сундука участвуют также художник и позолотчик. Они выполняли также роль домашнего клозета.
Создание огромного (153м длиной) собора имело целью уравнять флорентийский собор с готическими соборами других стран. В конце 13 в. начато строительство главного собора Флоренции— Санта Репарата. Многие соборы полностью окружены часовнями.
Вита и Карлов мост в Праге, зальный храм св. Конструкция и свойства материала больше не определяют зрительный образ. Перепуганные духовные пастыри могли предложить лишь молитвы и покаяния за грехи (флагеллантство). В 15 в. было заложено немного церквей, а размеры построенных весьма скромны.
польской декоративной пластике (Пётр Парлерж), в алтарной скульптуре и живописи (мастер Теодорик и др. ). Сгорела деревянная крыша собора во Франкфурте— и критики замолчали.
Изготавливались также типичные сундуки-скамьи. Наиболее «готическим» сооружением Италии стал Миланский собор, который сохранял и готичность и парадоксальность. При этом шло оно постепенно с восточной части сооружения к западной.
Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. Цвета и лепные украшения определяют архитектурные единицы вместо того, чтобы смешать их. Иконографические сюжеты начинают постепенно расширяться. 186, А. Сближают колонны, образующие внутреннюю грань пролета галереи тогда внешняя сторона уменьшается до приемлемых размеров (Сен-Жермен де Прэ и т. д. ). в Италии не отличалась стилевым единством. По контрасту к нему собор в Солсбери, построенный между 1220 и 1258, со всей полнотой воплотил сугубо английскую концепцию готики 13 в. Его великолепная башня над средокрестием (высотой 120 м) была отважно возведена столетием позже на фундаментах, предназначавшихся для башни значительно меньших размеров.
Отличительная особенность готических соборов Пиренейского полуострова – их пространственная сложность со многими областями различных форм, ведущих друг от друга. Расцвет романского стиля, который приходится на XII в., одновременно послужил толчком для возникновения другого стиля с иными характерными эстетическими идеалами и принципами сложения форм. Высокая готика достигла своих вершин в XIII в., поздняя – в XIV – XV вв. Готический стиль был сценой, на которой феодализм отступал перед давлением «свободных городов» и зарождающихся национальных государств. Талантливый Цвирнер получил право достраивать собор без значительных препятствий. verticals обычно повторяются в обработке стенных поверхностей и окон.
Боковые нефы сочетались с центральным, что производило впечатление единого и спокойного интерьера без значительного рывка вверх, присущего соборам Франции и Британии. элементы готики включались в романскую по духу архитектуру храмов. Вот таким образом мы расскажем об основных направлениях в стилях интерьера. По размерам готические сундуки шире и выше итальянских сундуков-кассоне эпохи Возрождения. Ясными, «зальними», лишенными готической переусложнённости выглядят даже планы якобы готических сооружений Флоренции— и Санта Кроче и Санта Репараты.
Внутреннее пространство храма представляет собой настоящее царство каменных стройных столбов каркаса, которые соединены между собой стрельчатыми арками. к «Десяти книгам об архитектуре» римлянина Витрувия, где также дал подробное описание такого готического сооружения, как Миланский собор. льняных складок или салфеток. В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Стрельчатые линии, образующие свод из двух пересекающихся дуг. 3.
Первоначальный план создал архитектор Марко ди Кампионе. Пропорции обычно математически уравновешиваются, основаны на квадрате и понятии «armona» и кроме Венеции, где они любили яркие арки, арки почти всегда равносторонние. У каждого английского собора (за исключением Солсбери) есть экстраординарная степень стилистического разнообразия, при сравнении с большинством французских, немецких и итальянских соборов.
Готика зародилась в Северной Франции (Иль-де-Франс) в середине 12 в. и достигла расцвета в 1-й половине 13 в. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. Другими ранними творениями немецкой готики являются церковь св. Современные стили интерьера. Чтобы достигнуть его целей, его масоны привлекли несколько новых особенностей, которые развились или были введены романской архитектуре, резкой арке, ребристому хранилищу, амбулаторному с исходящими часовнями, сгруппированные колонки, поддерживающие ребра, прыгающие в различных направлениях и аркбутанах, которые позволили вставку больших окон фонаря. Первые могут выполняться в виде животных.
Аналогичные фигуры можно видеть и в других соборах. Но на протяжении пятисот пятидесяти лет к постройке Миланского собора были причастны сто восемьдесят (180) разных архитекторов, скульпторов, художников, что обусловило парадоксальность его построения и декора в разных стилях. В Сен-Реми в Реймсе, в церкви Богоматери в Шалоне (план В) мы видим, что кольцевая секция разбита при помощи колонн, служащих в то же время опорой для нервюр капеллы, на центральную трапецию и на два треугольника по сторонам ее. В Польше готика развивалась в 13 – 15 вв. Большинство средневековых больниц построены в готическую эпоху.
Примерно в это же время аббат Сугерий, советник Людовика VI и Людовика VII, решил реконструировать церковь вверенного ему аббатства Сен-Дени на севере от Парижа. Ист-Энд многоугольный с амбулаторным и иногда chevette исходящих часовен. Очень похожи стрельчатые арки, две высокие отвесные башни по бокам фасада, вместо центрального купола — тонкий шпиль. Потолки в этих помещениях обязательно высокие.
В Мариацком костёле (Мариенкирхе) алтарь является крупнейшим готическим резным алтарём в мире (высота — 13 м, ширина — 11 м, высота фигур до 2, 80 м).
Филёнки украшались резным орнаментом. Собор Парижской богоматери (Нотр Дам де Пари, заложен в 1163 г. в отдельных частях достраивался до середины 13 в. венец капелл — в 14 в. ) (ил. Сложившаяся готическая каркасная система появилась в церкви аббатства Сен-Дени (1137 – 44). В его композиции еще сохраняются спокойные горизонтальные членения.
Но довольно скоро готика распространилась по всей Франции, а затем и по Европе. В архитектуре одного здания переплетаются черты разных этапов развития готики. На юге Польши костёлы строились из камня и кирпича (костёл Девы Марии в Кракове), на севере – из кирпича (костёл Девы Марии в Гданьске).
Освобождённые от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами. Замок крестоносцев Крак де Шевалье (Сирия) вызвал множество попыток подражания на Западе. Монументальное здание зрительно вдавливает эти колонны в землю. В городе Приморске (бывший финский Koivisto) находится уникальный памятник архитектуры— здание лютеранской церкви (конец XIXв. ). Находится на территории бывшего Королевского дворца (затем Консьержери) на острове Сите в Париже. В ранний период английской готики мебель тяжеловесна, профили её просты и грубы. Резные работы отличались тонкостью и изяществом. Из середины XIV века значительного развития в Польше приобрел резчик.
Таким образом, к 1150 была создана вся архитектурная схема, получившая развитие в соборах следующего поколения. В ратушах обычно имелся обширный вестибюль, большой зал, архив и судебные палаты. Конструкция новых доспехов повлекла за собой появление новых форм европейской одежды.
Эпоха Крестовых походов совершила переворот в оружейном деле. Такая технология убранства обстановки жилых помещений, включая мебель, неглубоким плоским резным орнаментом (Flachschnitt) с окраской, как правило, в красный и зелёный цвета, получила название тирольской плотницкой готики (Tiroler Zimmergotik). Такие поставцы предназначали, как правило, для хранения посуды и напитков. Замки королей и феодалов постепенно превращались в сложные комплексы крепостных, дворцовых и культовых сооружений.
Крупные сводчатые залы создавались в светских зданиях (биржа в Пальме на о-ве Мальорка, 1426 – 51). В их создании часто принимали участие многие поколения художников и подмастерьев. Елизаветы в Марбурге (начата в 1235 году) и Магдебургский собор (начат в 1209). Вот таким образом выделить общие правила оформления современных стилей достаточно сложно. Повысился, окно – известный самым ранним образом пример выше Западного портала во Франции.
Она соединяется с килевидными арками и многочисленными тонкими колоннами. Их суровый (в Сиене, Флоренции) или изящный (в Венеции) декор контрастировал с монолитной кладкой стен. Как и все готические замки, Шартрский собор буквально населен массой различных скульптур.
Огромное здание точно вдавливает приземистые колонны в землю. Мастера стали обращаться не только к религиозным мотивам, но и более обыденным сюжетам. Часто над входом находится большой фамильный герб, т. к.
Ещё во времена Древнего Рима здесь стоял храм богини Минервы. во французской и бургундской миниатюре, в скульптуре (Клаус Слютер) и живописи (Мельхиор Брудерлам и др. ) немецкой, чешской. Стефана в Вене) и Швейцарии (собор в Берне).
Для этого времени характерны дощатые или кафельные полы, покрытые коврами. Несколько позже он проник в Италию и в страны Восточной Европы. Причём центральные филёнки более широкие, а боковые – узкие. В этом веке началась Столетняя война с Англией (1337–1453), а в 1348 по всей Европе забушевала чума – «черная смерть».
Все это должно было укрепить королевский престиж. Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова после его отстранения— по проекту Матвея Казакова (Большой дворец). Интерьеры ранней готики ещё достаточно скромны, а их элементы ещё несут следы романики. Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве. Тем не менее, готика 15 в. во Франции именуется не «украшенной», как в Англии, а «пламенеющей», в которой контуры межоконных ребер напоминают языки пламени. Резиденция состоит из Большого дворца (построен в 1786—1796 годах), «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. Чехии). Троицы в Вандоме, церковь Сен-Маклу в Руане, Сент-Шапель в Венсенском замке), сложное строение сводов и опор (например, приходская церковь Сен-Северен и капелла особняка Клюни в Париже).
Различия были и в отсутствии привычного трансепта. Вернулся в Кёльн, где получил заказ на создание невиданного городского собора, где должны были хранить реликвии трёх волхвов («трёх царей»). Готическая мода, в отличие от предшествующей свободной «рубашкообразной» романской, проявилась в сложном и облегающем покрое одежды.
Южнонемецкий стиль бы распространён в Альпийских странах (Швейцарии, в Южной Баварии, Тироле, Верхней Австрии). Здесь рано появились зальные церкви (Элизабеткирхе в Марбурге, 1235 – 83) на юго-западе сложился тип 1-башенного собора (в Фрайбурге-ин-Брайсгау, Ульме) строились кирпичные церкви (монастырь в Корине, 1275 – 1334 Мариенкирхе в Любеке), в которых простота планов, объёмов и конструкций сочеталась с узорной кладкой, применением глазурованного и фигурного кирпича. В некоторых зданиях, как, например, в Бурже (план М), нервюры располагаются по линиям, соответствующим ребрам пересекающихся сводов.
Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство средневековья считалось «варварским». Построение собора растянулось с 1386года до 1906— го.
Появление неоготики в России граничит с именем архитектора Юрия Матвеевича Фельтена. Облегающая куртка (с конца XIV века упелянд), узкие шоссы, короткий плащ — одежда воплощает эстетический идеал эпохи — образ стройного молодого человека, галантного кавалера. Высотной доминантой богатого исторического города Брюгге была и осталась величественная башня Торговых рядов (1283—1364гг. ), более схожих с другими образцами национальной архитектуры, лишенных легкомысленных узоров и лишних мелочей. Соборы строились не для людей, а для Бога, которому видно всё. Они включают аркбутаны, вершины и traceried окна, которые символизируют готическую духовную архитектуру.
Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. Готическая эстетика отличалась религиозной настроенностью и повышенной духовностью. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура.
Плоская резьба южнонемецкой мебели повлияла на орнаментику североитальянских шкафов. Веерный свод, сооруженный на опорах. Входя в храм, человек видел ряд тонких, уходящих вверх колонн, которые завершались пучком ещё более тонких рёбер сводов (нервюр) как бы парящих в высоте. Узкие боковые филёнки украшаются орнаментом с льняными складками. Так монастыри утрачивали роль главенствующих центров культуры.
Легкие изгибы, повороты в торсах, перенесение тяжести тела на одну ногу, характерные позы и жесты наполняют фигуры движением, которое несколько нарушает вертикальный архитектурный ритм собора. В Вестминстерском аббатстве, перестроенном при Генрихе III в 13 в., французское влияние ощутимо в формах шеве, в увеличенной высоте главного нефа (31 м) и в наличии аркбутанов, однако впоследствии английские детали были добавлены в большом количестве. Таким образом они приходят к построению изображенному на рис. Кресла ставились обычно около кровати и потому получили название прикроватных кресел.
При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями бога». Облицовка розового и белого мрамора Дворца дожей (1309–1424), просечный декор его аркад и резные капители свидетельствуют об этом свойстве вполне определенно. На юге, в районе Кракова, доминировала готика французского типа. Вслед за реставрацией готических сооружений началась активная достройка готических соборов Испании, Германии, Чехии (заброшенных ещё во времена средневековья, как, например, Кёльнский собор), а в XX веке пришлось поднимать из руин готические соборы, уничтоженные за время мировых войн.
Они лишь переходное звено между романской и готической архитектурой. В верхней, освященной во имя Святого Креста, молилась королевская семья, приближенные. Готический стиль в Англии держался весьма значительное время. Готика Нормандии (влияние которой в большей степени распространяется и на соседнюю Бретань) широко использовала достижения Иль-де-Франса, однако оставалась верной достижениям своей романской архитектуры.
Но в местностях с дефицитом или отсутствием природных залежей камня использовали кирпич. gotico— непривычный, варварский— (Goten— варвары к историческим готам этот стиль отношения не имеет) и сначала использовалось в качестве бранного. При жизни Герард фон Рила успеет увидеть готовые часовни, хор и здание собора без башен. Термин «готическая архитектура» произошел как уничижительное описание.
Несколько позже — в Германии. Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. 1400 г. ) имели фигурную лепнину, которая расписывалась и покрывалась позолотой (стукко). Иногда добавляли второй, внешний двор с собственной оборонительной стеной. Публичный характер этих построек подчеркнут обычно просторной аркадой по первому этажу. Характер здания полностью готический.
Третий по посещаемости монумент Парижа. Дело обстоит так, даже когда, как в Кельне, они были смоделированы на французский собор. Нижняя Тура Земское училище. Удлиненные пропорции фигур подчеркивают вертикальные членения архитектуры.
Несмотря на сопротивление монастырских зодчих, церковь была построена в готическом стиле (пример на фото). Больше всего их можно найти в Выборге (здание банка на рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVIв. ) в старом городе, но самое главное— единственный в России (если не считать Калининградской области) средневековый замок, заложенный шведами в 1293 году.
Считается, что первым название «готика» употребил Джорджо Вазари. В самом Калининграде сохранился средневековый Кафедральный собор и большое количество неоготических памятников (15 городских ворот, церкви). Единство структуры готического города в Германии проступает особенно отчетливо. (Вышгород и бюргерская часть города с ратушей, церковь Олевисте).
Готический стиль распространился в Польше на протяжении XIV—XV веков. В Латвии переход к готике произошёл в 13 – 14 вв. лютеранский), стулья (кресла) на трёх или четырёх ножках токарной работы, напоминающие места для сидения романской эпохи.
В Венгрии готика распространилась в конце 13 – 15 вв. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство средневековья считалось «варварским». Причем романский возник и получил распространение примерно на столетие раньше. В Европе— это самое большое сооружение, полностью выстроенное из мрамора. Готические скульптурные достопримечательности датируются XIV—XV ст.
Благодаря этому зданию Сен-Дени прослыл родиной готики. Задача состоит в том, чтобы покрыть сводом эту трапецию. Первоначально в торце каждого зала был устроен алтарь, освещенный большим окном.
Верхняя часть поставца имела полки, которые закрывались распашными или откидными дверками. Поначалу почти каждое мебельное (и не только) изделие ранней готики имеет церковное происхождение. сменился «перпендикулярным», которому во Франции соответствовала стиль «пламенеющей готики». Расцвет чешской готики относится к 14 – 15 вв.
Восторг современников вызвали её размеры, схожие с небольшим собором, узоры и красота линий, схожие с дворцами Венеции. Среди культовых сооружений преобладали католические костелы. Готические элементы попадаются даже в графических штудиях Леонардо да Винчи. С середины 13 в. величественные соборы строились в древних европейских странах – в Германии (в Кельне), Нидерландах (в Утрехте), Испании (в Бургосе, 1221 – 1599), Великобритании (Вестминстерское аббатство в Лондоне), Швеции (в Упсале), Чехии (хор и трансепт собора св. Усиливается роль круглой пластики.
Нервюры сводов со временем усложняются. В формальном отношении готическая скульптура гораздо более самостоятельная. Слово "готика" происходит от итальянского gotico – непривычный, варварский – (Goten – варвары к историческим готам этот стиль отношения не имеет) и сначала использовалось в качестве бранного.
Купол в период готики так и не смогли создать из-за технической сложности задачи. Это немного напоминает рельефную резьбу, хотя рельеф здесь режется целиком в плоскости доски (филёнки), не поднимаясь выше её поверхности. Резьбой декорировались также внутренние деревянные перекрытия помещений. Крупные строительные работы были приостановлены в связи с распространением «черной смерти», страшной эпидемией чумы, охватившей Западную Европу в середине XIV века. Она центрична по плану, в основу которого положен равноконечный крест.
Стенки поставца составляются из нескольких рамок с филёнками. В эпоху романтизма на волне идеализации Средних веков готикой «заболела» и континентальная Европа. В кафедральном соборе в Сансе (освящен в 1168), первом из крупных готических соборов, мы находим ребристые шестилопастные (шестисегментные) своды, полностью развитой готический шеве, аркбутаны и оригинальное скульптурное оформление капителей колонн. Их заменили деревянными балками, что облегчило нагрузки крыши на опоры.
В самом Калининграде сохранился средневековый Кафедральный собор и большое количество неоготических памятников (15 городских ворот, церкви).
Одни из них являются наследием классического стиля (например, модернизм, арт-деко), другие же создавались как стремление человечества к футуристичности (хай-тек), либо стали олицетворением протеста против рамок, созданных классикой (к примеру, китч). На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Фланкирующие ее стрельчатые окна освещают залы первого этажа башен.
Серия беломраморных колонн опоясывает нижний ярус замка. Главным мебельным универсальным объектом продолжает оставаться сундук. Каркас оставляли открытым снаружи, он привносил фасаду четкий декоративный рисунок. Вслед за собором устремились ввысь и городские дома.
Поверхность стены также снабжалась полочками и отливами, отводящими воду от здания. Вытянута лишь алтарная часть. В готической живописи главным элементом цветового оформления интерьера стал витраж.
Вот таким образом даже церкви они хотели видеть похожими на неприступные крепости, с глухими массивными стенами и узкими окнами, напоминавшими бойницы. Готическая скульптура—была органической частью архитектуры собора. Готические влияния имели место при создании трёх известных достопримечательностей Флоренции готической эпохи— это Санта Мария Нуова, церковь Санта Кроче и Санта Репарата (позже переименована в Санта Мария дель Фьоре). Большое значение имели и резные каменные украшения: флероны-крестоцветы каменные шипы, вырастающие, словно цветы и листья, на ветвях каменного леса контрфорсов, аркбутанов и шпилей башен. Интерьер является настоящим царством вертикальных линий, устремленных вверх, к самому небу.
Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова после его отстранения— по проекту Матвея Казакова (Большой дворец). Первая треть XVIвека. (церковь св.
В поздней (пламенеющей) готике, особенно во Франции, получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках. В плане — это пятинефная базилика со слабо выступающим трансептом.
Неподалёку от Санкт-Петербурга по его проекту были выстроены неоготические Чесменский дворец (1774—1777) и Чесменская церковь (1777—1780). Однако и в нем великолепная крестная перегородка была выполнена веком позже. Среди первых зданий, что имели сугубо готические черты, была церковь Богоматери в городе Трире (начата в 1230 году). Его особенности включают резкую арку, ребристое хранилище и аркбутан. Джорджио Вазари использовал термин «варварский немецкий стиль» в его Жизнях Самых превосходных Живописцев, Скульпторов и Архитекторов, чтобы описать то, что теперь считают готическим стилем и во введении в Жизни он приписывает различные архитектурные особенности «готам», которых он считает ответственным за разрушение древних зданий после того, как они завоевали Рим и установку новых в этом стиле.
Подобного расположения часовен не знала даже классическая страна готики— Франция. Оконные переплеты в целом следовали церковной моде, но, разумеется, в упрощенных формах. К ранней готике относятся также соборы в Лане, Париже, Шартре. В криволинейном добавляются короткие поперечные ребра, часто образующие орнаментальные звездчатые фигуры.
В XIIIвеке в коммунах начинается борьба между мелкой и крупной буржуазией, в жизнь городов больше вмешивается королевская власть. Боковой распор свода главного нефа передаётся с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы – контрфорсы. Продольные балки и кровля крепились прямо к наклонным сторонам фермы. По формам декора различают стили: ранний ("ланцетовидный" собор в Солсбери), "украшенный" (близкий к "пламенеющей" готике (собор в Эксетере, между 1275 – 1375) и "перпендикулярный", отличающийся дробным ритмом вертикалей на стенах и окнах и прихотливым плетением нервюр на сводах и потолках (капелла Кингс-колледжа в Кембридже, 1446 – 1515).
Множество скульптур собора перекликается с шумной городской площадью. Вместо закругленных арок появились заостренные, стрельчатые. В Испании обширные городские соборы (в Севилье) имели обычно чётко расчленённые декором на ярусы плоскости стен и небольшие окна. В Германии расцвет готики относится к середине 13 в. (западный хор собора в Наумбурге).
Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. Восточный конец следует за французской формой. Церковь св.
Всюду по Европе в это время был быстрый рост в торговле и связанный рост в городах. Этнические стили. Значительное распространение готическое искусство получило в городах немецких колонистов. Уже в 12-13 вв. План обычно регулярный и симметричный.
С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр. ) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Но обоим этим памятникам еще далеко до настоящей развитой готики. Корпус женщины отклонён назад, образуя S-образный силуэт, получивший название «готической кривой». 16 вв.
Примерно с середины XIII – XIV вв. Известны попытки еще примитивной инкрустации. Замки превращались в величественные дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки ("отели") богатых горожан.
Понятное построение и «зальность» присуща и интерьеру Санта Репараты, несмотря на готичность столбов и каменные своды без обильного рисунка нервюр. Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма. ») перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы. Ширина юбки увеличивается дополнительными вставками ткани. И все же есть замечательные исключения, среди которых особое место занимает собор Сен-Маклу в Руане (1432–1517).
Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около 1411—1416). Поставец был заимствован из церковного обихода, где являлся чисто алтарной мебелью и лишь затем проник в мирскую жизнь. Отличительный характер интерьера немецких готических соборов – их широта и открытость.
Желтый, зеленый, белый и фиолетовый цвета использовались чрезвычайно скупо. Большое значение имеет и более мелкая скульптура. Над всем этим господствует украшенный резной листвой карниз.
Он одухотворяет фигуры, объединяет их с архитектурой. Эта часть фасада украшена геометрическим орнаментом белого цвета. Этот ярус отличается изяществом и легкостью. Мебель, как правило имела рамочную конструкцию с тонкими филёнками.
Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Строительство продолжалось более века. В 16 в. готические конструкции были перенесены в испанские колонии в Америке. В нем сочетается пышность Византии со светской жизнерадостностью. Там хранились реликвии. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры.
В женской одежде происходит отделение юбки от лифа. Отличительный английский Ист-Энд квадратный, но он может принять совершенно другую форму. Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма. ») перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы. Прототипом английского шкафа, как и везде в Европе, являются два поставленных один на другой сундука. Известны также столы, стоящие на четырёх косо поставленных ножках, соединенных проногами. Уже первые готические сооружения (Сиенский собор, собор в Орвието), несмотря на внушительные размеры, не имеют мистического направления вверх, а уравновешены, удивляют сочетанием разноцветного камня с другими средствами декора— мозаиками, тёсаными деталями, рельефами. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике.
Большое число духовных зданий остается от этого периода, которого даже самыми маленькими являются часто структуры архитектурного различия, в то время как многие более крупные церкви считают бесценными произведениями искусства и перечисляют с ЮНЕСКО как объекты Всемирного наследия. В 15 – 16 вв. Их высокий и просторный интерьер озарён цветным мерцанием витражей. Корпус женщины отклонён назад, образуя S-образный силуэт, получивший название «готической кривой». Передние и боковые филёнки ящика (сундука) такого кресла обрабатывались, как правило, льняными складками. Архитектурный стиль любой эпохи обычно вырастает из верований людей и образа их жизни. В то время как, структурно использование резкой арки дало большую гибкость архитектурной форме, это также дало готической архитектуре совсем другое и больше вертикального визуального характера, чем романский стиль.
«Украшенная» готика (14 в. ) в свою очередь подразделяется на две фазы – геометрическую и криволинейную. Эпидемия «черной смерти», наоборот, привнесла хаос и в религиозную и в социальную жизнь. Наиболее известными примерами таких городов являются Нюрнберг и Ротенбург (на р. Таубер). Он произвел энергичное восстановление рушащейся детали французских соборов, включая Аббатство Сен-Дени и классно в Соборе Парижской Богоматери, где, многие чей большинство «готических» горгулий – Viollet-le-Duc.
Елизаветы две западные башни, однако нередко возводили только одну, по центру фасада. Вместо него иногда встречается кессонный потолок. Для поздней ("пламенеющей") готики характерен прихотливый, напоминающий языки пламени узор оконных проемов (церковь Сен-Маклу в Руане). Особенно выделяются витражи часовни Сент-Шапель и собора в Шартре.
У восточного конца обычно есть апсида сравнительно низкого проектирования. Воздействие венецианской готики сказалось на архитектуре Далмации (Хорватия), Греции, Крита, Кипра.
Готическое влияние было привнесено в Испанию также из Франции. Важное место в готическом искусстве, в том числе и скульптуре, начинает занимать сюжет. Иногда на концах трансепта есть дополнительные башни. Это ажурный геометрический орнамент, растительный (лиственный) орнамент, орнамент ленточного плетения и орнамент т. н.