Архитектуру эпохи Возрождения лучше рассматривать по странам, начиная с Италии, где впервые появились ростки нового стиля. Характерным признаком эпохи Возрождения является предоставление большого значения авторству любого произведения, в том числе и архитектурного. Архитектура эпохи Возрождения не развивалась равномерно во всех странах, даже в Италии – на севере и юге государства наблюдались значительные отличия. В качестве примера английской архитектуры эпохи Возрождения можно назвать Уоллатон-холл, в Германии это часть Кельнской ратуши, Фюрстенгоф, в Испании – монастырь Эскориал. В эпоху Возрождения возрастает интерес к Древнему Риму, в том числе к архитектуре, восстанавливаются технологии древнеримского строительства.
Архитектура эпохи Возрождения пришла на смену архитектуре мрачного готического Средневековья вместе с идеями раскрепощения, гуманизма и достоинства человеческой личности. В мировую историю архитектуры эпоха Возрождения вписала блистательные имена Ф. Брунеллески, Л. Б. Альберти, Д. Браманте, Микеланджело, Я. Сансовино, А. Палладио.
Фасады этого дворца построены по принципу членения их на три яруса.
Он преобразил облик городского дворца – палаццо. Храм Иль-Джезу (рис. Это видно по фасадам и декору сооружений позднего ренессанса. Альбомы новых «итальянских» образцов, в большом числе издававшиеся в это время именно в Нидерландах, предназначались для ремесленников. Метопы украшены эмблемами папского достоинства.
в большей или меньшей степени несет на себе печать Нидерландов. Очень важным является и изменение характера пространства.
В этой капелле впервые стали проявляться тенденции архитектурного стиля маньеризм (поздний ренессанс) (рис. Эволюция аграрных отношений и связанный с нею рост промышленности в Европе XV—XVI вв. Капелла носит название Темпьетто Сан-Пьетро ин Монторио.
Бургундским герцогам удалось объединить нидерландские земли. Отныне не происхождение, а имущественный ценз, богатство, подчас случайное, определяет принадлежность к этому деятельному «среднему» классу, который со второй половины XVI в. и является основным носителем строительной инициативы. Да и как можно вообще говорить об этих системах в Италии, если не условно.
С исчезновением бургундского герцогства сходят со сцены последние соперники Людовика XI. Браманте построил также палаццо Каприни (так называемый дом Рафаэля), оказавший большое влияние на развитие дворцовой архитектуры. Как бы то ни было, но в конструктивном отношении сравнительно вяло развивавшаяся и многообразная архитектура средневековой Италии противостоит единству и энергичной логике развития зодчества заальпийской Европы. Его наиболее известная работа – улица Уффици во Флоренции (с 1560г) где Вазари занимался реконструкцией городского центра.
Естественно, что чем прогрессивнее был господствующий класс как в социально-экономическом, так и в идеологическом плане, тем более «национальным», жизнеспособным и стойким оказывался ведущий архитектурный тип данной страны, тем более свободным и творческим — развитие ее архитектуры. Архитектурный язык Высокого Возрождения стал более монументальным и продуманным. Оттуда он распространился на Испанию, Португалию, Далматинское побережье (город-государство Дубровник), Францию, Фландрию и всю остальную Европу. В 1444 г. Брунеллески закончил строительство Воспитательного дома.
Особое внимание они уделяли нарочитой оригинальности замысла индивидуальному почерку, «манере» архитектора. Напряжение реконкисты осталось позади. В пределах этих государств складывается внутренний рынок. Архитектура зрелого периода не содержит уже никаких элементов готики, орнаментальные украшения применяются в меньшем количестве, основное внимание уделяется архитектурным ордерам, пропорциям фасадов и их частей. Автором этого произведения был утрехтский скульптор Колейн де Ноле. Однако еще в 1420 г. началось возведение церкви Сан-Лоренцо (1420–1429) (рис.
Сохранился принадлежавший Джонсу экземпляр трактата Палладио «Четыре книги об архитектуре» с его пометками. Как известно, тенденции проявились прежде всего в итальянских городах и распространились на территорию Франции, Нидерландов, Испании, Германии и далее на север и восток, в православные земли. Петра гению Микеланджело принадлежат реализованные проекты площади Капитолия с дворцами.
Двор обращен в сторону обширных поднимающихся по склону садов (впоследствии – сады Боболи), разбивка которых тоже принадлежит Амманати. Эстетика Возрождения обратила взор человека к природе. Мощный чёткий силуэт купола и теперь царит над городом.
В это время уже определяются как государственные образования нового типа католическая Испания, будущая абсолютистская Франция Валуа и Бурбонов, торгово-промышленная Англия Тюдоров. Центральная часть фасада Лувра своими величавыми формами подобна триумфальной арке.
Выдающееся значение творчества Браманте в миланский период его жизни состоит в том, что он сумел сочетать новые передовые стремления итальянского зодчества с умелой переработкой архитектурных традиций Ломбардии, показав необычайную жизненность нового архитектурного стиля и неисчерпаемые возможности, таившиеся в «классической» палитре архитектурных художественно-выразительных средств. В эпоху Возрождения шедевры архитектуры, живописи, скульптуры стали именными. Без использования средневекового совершенства художественной и строительной техники архитектура эпохи Возрождения и связанное с ней развитие и усовершенствование искусств вряд ли были бы возможны. Формы ее слагались независимо от каких-либо канонов. Однако после смерти в 1519 г. правителя Флоренции Лорепцио Медичи Микеланджело смог построить небольшую капеллу – сакристию (усыпальницу) для Лоренцио.
Все эти процессы происходили постепенно, в течение длительного времени. В архитектуре его последних сооружений – таких, как палаццо ди Джустиция в Мантуе, фасад которого расчленен огромными гермами — пилястрами и корпус (так называемая Каваллериция) в Мантуанском замке Гонзаго (1538-1539) с его изображенном в штукатурке грубой рустикой и вынесенными на консолях витыми колоннами, — проявилось стремление мастера к многообразию и чрезмерному богатству форм, к созданию нарочито оригинальных, преувеличенно динамических композиций. Еще один новый тип фасада создан Рафаэлем в палаццо Пандольфини во Флоренции, едва ли не лучшим и наиболее точно воспроизведенном архитектурном замысле мастера (построен после его смерти Франческа Сангалло). Вблизи виллы (на Фламиниевой дороги в Риме) Виньоло выставил также близкое ей по характеру казино (летний домик папы Юрия третьего) и небольшую, лаконичную по своим объемам ораторию Сант Андреа – первую овальную в плане купольную постройку, ставшую вскоре предметом многочисленных подражаний.
Первой работой Браманте стала в 1479 г. реставрация церкви Санта Мария прессо Сан Сатино (Santa Maria presso San Satiro) в Милане. Так, появляется сводчатое перекрытие над всем нефом. Да и при всех территориальных разновидностях готики в своей художественной сущности она всегда оставалась архитектурой всего городского средневековья Европы. С кристаллизацией дворянской монархии совпал быстрый рост благосостояния страны.
Народу же эти «антики» оставались вовсе чуждыми. Очень скоро лесть и клевета покупной учености оказались на службе соперничества «сорока тиранов», сменивших простодушное мужество своих предков на холодный расчет коварства. 2-е, т. VIII, стр. Композиции Палладио всегда исполнены покоя, глубоко уравновешены, «классичны» в своей гармонической цельности. Расположение колонн и окон передаёт стремление к центру. Все считается дозволенным и позорная торговля неграми возникает именно в это время. Одним из главных строителей собора святого Петра Микеланджело Буаноротти, последний из великих мастеров великого возрождения вступил в архитектуру уже, будучи зрелым скульптором и живописцем.
Важнейшее значение для становления английской нации имела реформация. Маркс), которое обрушилось на вынужденных бродяг, — все это ничего не могло изменить.
Хотя первые шаги архитектуры «платереско» связаны с церковными сооружениями, своей наивысшей силы она достигает в светских, преимущественно дворцовых постройках. Это строения со сводами и стенами из кирпича (крестовые, коробовые, парусные, сомкнутые, купольные и сферические) с частичным использованием деревянных элементов в балочных конструкциях перекрытий этажей, в стропилах наклонных крыш. Только непосредственные контакты с Востоком в XII—XIII вв. Убедившись в выгоде городского хозяйства, абсолютизм становится на путь искусственного градостроительства, нередко планируя свои «новые города» в полном пренебрежении к реальным условиям их хозяйственной жизни.
В 1419 году он получил заказ, в котором мог воплотить свои новые архитектурные идеи. В этот период возводятся сооружения, масштабной мерой которых становится человек.
15-16-е века благодаря географическим открытиям стали переломным моментом в истории европейской цивилизации.
Бедственное положение масс усугублялось систематической порчей монеты и так называемой «революцией цен», которые безудержно росли, в то время как заработок оставался неизменным. Во второй половине 15 века во Флоренции строится много дворцов городской знати.
Однако храм построен не был, сохранились лишь эскизы и чертежи. Например, отдельные фрагменты античности встречаются в строения периода Каролингского Ренессанса есть они и в так называемый «оттоновский период» в конце 10 в. (это было время культурного подъёма в Германии при императорах Оттонах Саксонской династии). Издание альбома рисунков «Здания современного Рима или Сборник дворцов, домов, церквей, монастырей и других наиболее значительных общественных сооружений Рима» (фр. difices de Rome moderne ou Recueil des palais, maisons, glises, couvents, et autres monuments publics et particuliers les plus remarquables de la ville de Rome), опубликованное Полем Ле Таруиллом в 1840 вызвало рост всеобщего интереса к периоду Возрождения.
Проза Фруассара и Жуанвилля не знает современного ей эквивалента в других странах. Альберти – энциклопедист-теоретик. Марка. Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти— Базилике ди Сант Андреа в Мантуе.
Деятельно Антонио да Сагалло младшего (1485-1546г), племянника Джулиана, связано в большей мере со строительством укреплений. – М. : Изобраз. Это было светское здание – Воспитательный дом во Флоренции. Нижняя часть ее декорирована строгими дорическими колоннами над которой размещается высокий аттик, увенчанный ажурной кованной решеткой и скульптурой. Большинство черт этого типа зданий воплощено в Лонглите и Уоллатон-Холле. Во Флоренции по проекту Микеланджело осуществлены также интерьеры библиотеки Лауренцианы.
Она стала образцом нового архитектурного стиля. Внутри здание ратуши подверглось перестройке. Самым замечательным плодом сотрудничества архитектора и скульптора был новый фасад Лувра. Классические нормы изучались и воссоздавались для того, чтобы служить современным целям.
6. 2). Этим «итальянским» походам обычно приписывается большое значение в становлении французского Ренессанса. К числу его важнейших построек относится вилла папы Юлия третьего в Риме (вилла Джулия), в которой Виньоло принадлежат, по-видимому, классический яркий фасад и общая композиция, в камерных масштабах использующая некоторые черты неосуществленного Браманте замысла Ватиканского дворцового комплекса. Примерно сначала 1530г процесс развития зодчества утратил ту целостность и единую направленность творческих устремлений, которые были ему свойственны в первой трети века. К наиболее известным из них принадлежит портал Старого монетного двора в Дордрехте, который восходит к итальянским образцам, монументальный камин в Зале эшевенов ратуши в Брюгге (1528-1531) работы мастера Ланселота Блонделя и камин Зала совета в городе Кампене (1543-1545), также в изобилии украшенный скульптурой, но отличающийся большим изяществом и чистотой стиля. Некоторые идеи были воплощены в жизнь.
Ранний период. Дворец дожей в Венеции (Палаццо Дукале) – памятник итальянской готической архитектуры, одна из главных достопримечательностей города. Наиболее выдающимся архитектором этого периода стал Донато Браманте (1444–1514). Среди них были Себастьяно Серлио, Микеле Санмикеле и Якобо Сансовино.
Подлинным представителем английского Возрождения был не Фрэнсис Бэкон, втайне переводивший свои сочинения на латинский язык, дабы «спасти их от неминуемого забвения», а те овцеводы и стяжатели, пираты и театралы игроки и фальстафы, для которых он писал эти сочинения по-английски. Конструкция купола собора Св.
В архитектуре этих сооружений видно дальнейшее развитие приемов, введенных в употребление Сангалло и Джулио Романо, применение ордерной системы к обратной стене и в то же время распространение рустовки на колонны. VI.
VI. 4). Конфискованные земли были распроданы мелкопоместным овцеводам. В идеальном городе эпохи Возрождения обязательно присутствует большая площадь для карнавала, городской собор и палаццо публико – дворец общественных собраний.
Стихийные восстания, законы против огораживаний, «кровавое законодательство. Уже Франциск 1 издал указ, чтобы застройщики придерживались определенных правил, чтобы улицы были «красивы, широки и прямы». Благодаря искусству итальянских зодчих архитектура Ренессанса завоевала всю Европу. Гуманисты ренессанса боролись с церковь и с аскетизмом средневековья. Образцы, близкие к своим идеалам, они видели в античности.
Особенности социальной структуры немецкого общества XV—XVI вв. Свободно используя опыт античного зодчества (в особенности императорских вилл и терм), Рафаэль создал проект сооружения 7нового типа, рассчитанного на кратковременные наезды вельможи и приспособленного для отдыха и наслаждения природой.
В 16 столетии, когда Нидерланды переживали новый подъем, гражданская архитектура испытывала прилив новых сил об этом свидетельствуют выполнененные в формах поздней готики ратуши в Миддельбурге и Ауденарде. Первым образцом периода можно назвать базилику Сан-Лоренцо во Флоренции, построенную Филиппо Брунеллески (1377 – 1446). Резкая сословная дифференциация отмечает в начале XVI в. общественный строй Франции.
Однако можно проследить и некоторые общие признаки. Наиболее выдающимся памятником архитектуры эпохи творчества Палладио является знаменитая вилла Ротонда под Виченцей (пригород Венеции). Именно в этой благоприятной атмосфере и развивалась архитектура «платереско», достигшая расцвета ко второй половине XVI в. Испания справедливо считала ее архитектурой своего национального «возрождения», определяя термином «греко-романо» чуждые ей архитектурные формы итальянского Ренессанса в постройках Карла и тех, кто хотел подражать его фламандскому двору. Такое сочетание придает зданиям величественность и монументальность.
Наружные фасады генуэзских дворцов сочетают в себе пышность с легкостью и стройность. Этой коллегиальностью она оборонялась. В поисках средств неумеренного декоративного обогащения строители обращаются к альбомам. может служить примером здания-ротонды с центричным планом. Таковы, например, Большие Мясные ряды в Генте — очень крупное, сильно вытянутое в длину сооружение, перекрытое высокой островерхой кровлей.
Богатство местного городского патрициата развило у него вкус к той пышности, которая отличала позднесредневековую культуру предшествующего, бургундского периода. Построено за 18 месяцев в 1524-1525 гг.
Самое замечательная часть фасада – на половину выступающая из него лестничная башня. с. 109-136. Построенные им палаццо Массими (начат в 1535году), свидетельствует не только о мастерстве зодчего, создавшего на тесном неправильной формы участке убедительную композицию дворца с великолепным внутренним двориком, но и новых приемах расположения зданий в городской постройке: дворец органически вписывается в улицу, повторяя её изгиб линией фасада. VI.
Интересно, что помимо храмов происходил и поиск архитектурных форм идеального города. План базилики происходил от римских залов собраний. Альберти создал новый тип архитектурного мышления.
Микеланджело умер еще до окончания строительства собора и работу завершил архитектор Джакомо делла Порта, который вытянул купол вверх и увеличил высоту фонаря. Церковные фасады, как правило, размерены пилястрами, арками и антаблементом (балочное перекрытие пролёта или завершение стены), увенчаны фронтоном. Во дворе он заложил аркады второго этажа и, обработав стены третьего яруса наложенными друг на друга пилястрами (прием, получивший широкое распространение в архитектуре барокко), придал ей особенно выразительную пластику и напряженность. В 1494 г. Микеланджело получил заказ на строительство во Флоренции церкви Сан Лоренцо.
16). К площади ведет мраморная лестница, украшенная изваяниями Кастора и Полидевка. Но прошло несколько веков и непреходящие ценности древней Эллады вернулись в Европу. Донато де Анжело Браманте (Bramante, 1444-1514 гг. ) – один из наиболее известных мастеров итальянской архитектуры высокого Возрождения.
В укрепленных воротах Вероны – первоклассных памятниках ренессансной военно-строительной технике – мастер воплотил внушительные образы форпостов могущественного государства и вместе с тем создал торжественные въезды в город (Порта Нуова, Порта Сан Дзено, Порта Ступа). Архитектура возрождения в Италии может быть разделена на два основных периода – ранний (XV век) и зрелый (XVI век). Деревни практически исчезают, уступая место усадьбам крупных фермеров-овцеводов и мелкопоместных дворян (сквайров, джентри). В Англии в начале XVII в. можно говорить о стиле Якова, отчасти обязанного своим появлением массовому найму иностранных резчиков и мастеровых (в особенности – из Нидерландов). Время Высокого Возрождения в архитектуре в Италии было очень недолгим.
Землевладельцы захватывают, обносят изгородями и превращают в выпасы для овец не только общинные земли, но и наделы зависимых мелких держателей, которых в процессе этих «огораживаний» сгоняют с земли. «В то время как в Англии и Франции подъем торговли и промышленности привел к объединению интересов в пределах всей страны и тем самым к политической централизации, в Германии этот процесс привел лишь к группировке интересов по провинциям вокруг чисто местных центров и вот таким образом к политической раздробленности. » (Маркс и Энгельс. Название стилю дал художник исследователь итальянского искусства, написавший книгу «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев ваятелей и зодчих (1568 г. ) Джордано Вазари.
VI. 6). Классические нормы изучались и воссоздавались для того, чтобы служить современным целям. Однако общий характер сооружения был сильно изменен.
Мастерским сочетанием кирпича и белого камня (традиционный нидерландский прием, получивший широкое распространение в гражданской и усадебной архитектуре Голландии и Англии XVI—XVII вв. ) вводились горизонтальные членения, логичные и живописные. Первым фасадом в стиле Возрождения считается фасад кафедрального собора Пиенцы (1459-1462), приписываемый флорентийскому архитектору Бернардо Гамбарелли (Росселлино) или Альберти. Жилые здания эпохи Возрождения часто имели карниз (выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений, мебели. Повсюду сносятся хижины крестьян.
Эти «антики» применялись ремесленниками в каждой стране по-разному, что в значительной мере и определило лицо национальных архитектурных типов, которые слагались в период Возрождения к северу от Альп. Например, в проекте города Пальма-Нуово (арх.
Но облик Венеции создают не только уникальные сооружения. Написанный Серлио трактат «Архитектура», первая иллюстрированная книга, сыграл важную роль в распространении знаний об архитектуре Высокого Возрождения Италии. В то время как произведения эпохи Возрождения, даже небольшие здания или просто проекты были аккуратно задокументированы с самого своего появления.
Главный вход во двор (внешне более скромный, чем боковой северный портик с тремя арками) расположен по оси ансамбля и повторяет в уменьшенном виде трехнефный въезд римского палаццо Фарнезе. изд. Работы по перестройке старого парижского дворца замка начаты с сороковых годах 16 столетия, продолжались в последствие до 19 века включительно. Во Франции к архитектуре высокого Возрождения можно отнести: созданный П. Леско западный фасад Луврского дворца в Париже, королевский замок в Фонтенбло, замок Ане и Тюильри, возведённые Филибером Делормом Экуанский замок, дворец в Блуа. Там же, где ведущими типами оказывались все еще средневековые ратуши и гильдейские дома (Нидерланды, Германия), она лишь продолжала градостроительную инерцию предшествующей эпохи.
Но развитие ренессансной архитектуры происходило неравномерно. Во многом они были сходны с более ранними домами. В конце XV в. после завоевания турками Константинополя, Трапезунда и Мангупта (княжество на Крымском полуострове) начинается упадок средиземноморской и причерноморской торговли. С развитием письменности развивается общенациональный язык каждого народа.
Однако север Европы беден камнем, а в северных Нидерландах его и вовсе нет. Стены второго яруса обработаны кладкой из крупного камня, а кладка третьего яруса практически гладкая. Абсолютизм укреплялся тем более, что с роспуском монастырей (1536—1539 гг. ) ликвидировалась «агентура» Рима и одновременно обогащалась казна. Для облицовки кирпича использовали штукатурку, мрамор, камень.
С ростом производительности труда связанного с землей населения растет земельная рента, а с ней и благосостояние дворянства. Наряду с мистическими и мировоззренческими утопиями на проекты подобных городов влияли и практические соображения. После разграбления Рима в 1527–1528 гг.
Купол собора Санта-Мария дель Фьоре имел двухскорлупную конструкцию. Первые немецкие гуманисты получили образование в Болонье и Падуе, но в отличие от своих итальянских учителей заняли резко враждебные церкви позиции, направив свои усилия на восстановление чистоты библейской традиции. Архитектура Нидерландов восприняла итальянские влияния рано и своеобразно. По существу. К этому течению следует отнести деятелей созданный еще в 1530гг «Витрувианской академии» Марчелло Червини, Перруци и, прежде всего Виньолу. Он считается автором «гигантского ордера» – пилястра, который тянется от основания к антаблементу фасада. Другим примером этого стиля в архитектуре является Палаццо дель Те Джулио Романо в Мантуе, с его огромными лоджиями, рустированными стенами, парковыми гротами и обширными фресками. На фасаде появляется ярко выраженный вход с парадным окном над ним, карниз получает очень мощный вынос по сравнению с другим вариантом, представленным Антонио да Сангалло.
Подлинная сила была в руках монопольных «товариществ» из которых со временем разовьются разные заморские «компании», в руках замкнутых ассоциаций дельцов. Число церковных и королевских заказов в Англии времен Реформации было весьма ограниченно. Изящнее и легче главный фасад маленького замка в Шантильи. Особо интересен венецианский монетный двор, который возводился как символ устойчивости государства и денежной единицы – цехина, который чеканился тогда в Венеции, но был тогдашней мировой валютой (аналогом евро и доллара) (рис. В силу неравномерности эволюции западноевропейского феодализма и под влиянием местных условий отдельные государственно-политические образования Европы подошли к своему «возрождению» XV—XVI вв.
Общая концепция проектов, так и осталась прежней. В области зодчества Милан был необычайно консервативен. Большое внимание уделялось созданию силуэтов зданий и поражающих воображение перспектив.
В своей работе «Крестьянская война в Германии» Энгельс так характеризует общественную жизнь Германии к началу 16 в. : «. Генуэзские палаццо отличаются большей живописностью своего облика, деференцированности объемов и пространственной сложностью нежели дворцы Тосканы и Рима.
От эпохи Античности ренессанс перенял логичную ордерную систему. Эту гибель архитектуры «платереско», кажется, никто не выразил лучше, чем Дьелафуа: «Коротка была ее жизнь, но она, по крайней мере, не знала упадка. Приземистый одноэтажный (частично с мезонином, то есть с низким полуэтажом, предназначенным для размещения слуг) палаццо, возведенный по периметру обширного квадратного двора и обработанный мощным рустом и дорическим ордером (пилястры снаружи и полуколонны внутри), внешне кажется слишком суровым для увеселительного типа дворца. VI.
Архитектура эпохи Возрождения / И. А. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить прекрасную ротонду в его «Обручении Марии».
Термин «Возрождение» для обозначения соответствующего периода ввёл французский историк Жюль Мишле, однако швейцарский историк Якоб Буркхардт в своей книге «Культура итальянского Возрождения» (нем. Die Kultur der Renaissance in Italien) раскрыл определение полнее, его интерпретация легла в основу современного понимания Итальянского Возрождения. Вплоть до XX века понятие «маньеризм» имело негативную коннотацию («манерный», «вычурный»), но к настоящему времени термин используется только для описания соответствующего исторического периода и, в общем, нейтрален. Об идеальном городе и сооружения мечтал Рабле, описывая Телемское аббатство, о чем думал Б. Палисси, создавая проекты «идеального» горда – крепости, в котором черты рационализма сочетаются с диковинной фантастикой. Среди сооружений этого типа в 15- 16 веках известны сохранившиеся в городе Мехельне (Малине) Дом цеха рыбаков (архитектор Ромбоутс Кельдерманс, умер в 1531 г. ) и Дом лосося (1530).
до н. э. ) В период Ренессанса соотношение называли «божественной пропорцией», современное название появилось в 1835 г. Соотношение между величинами в золотом сечении составляет постоянное число 1, 6180339887. Палладио творчески изучал памятники архитектуры прошлых веков и продолжал традиции высокого ренессанса. Конец царствования Елизаветы Тюдор явился не только итогом знаменательного века, названного именем династии, но и блистательным апофеозом английского Возрождения. Архитекторы эпохи Возрождения заимствовали характерные черты римской классической архитектуры.
В отличие от обобщенных средневековых моделей такой графический проект полностью исключал любую форму творческого участия технических исполнителей в создании того или иного архитектурного произведения. Два главных архитектора того времени строили церкви обоих типов. Младший современник Брунеллеско — ученый-гуманист и архитектор Леон Баттиста Альберти — прямо говорит, что могущество человека безгранично, стоит ему только познать самого себя и окружающий мир. Торговля и ремесло горожан, ставших «королевскими», призваны теперь работать на абсолютизм. Важно отметить, что движение Возрождения характеризуется отходом от анонимности ремесленников и появлением персонального стиля у архитекторов. Архитектор сумел соединить национальные традиции с элементами Возрождения.
К четырем углам здания примыкают своеобразные башенки — узкие стройные многогранники. В архитектуре Италии к началу XVI в. представители новой знати владели строительной инициативой практически монопольно. Воззрения бюргера были антагонистичны искусству.
Занимая почти целиком одну из сторон главной площади Брюсселя (Гран-палас), ратуша помещена в окружении гильдейских и цеховых домов, узкие дробные по членениям фасады которых подчеркивают ее масштаб. Если в Италии банкиров и кондотьеров таким типом оказалось палаццо, в дворянской Франции Франциска I и его преемников — увеселительный дворец-замок, если для Нидерландов доминирующим типом явилась ратуша или гильдейский дом, а для Испании — тип городской дворянской резиденции, выраженный как особенностями композиции, так и национальными формами стиля «платереско», то для Англии Тюдоров таким национальным типом стал усадебный дом «среднего» сословия, т. е. мелкопоместного дворянства, тесно слившегося с наиболее прогрессивным классом своего времени — ранней буржуазией.
ниже). Например, подобным палаццо можно считать дворец Строцци (1489–1504), построенный по проекту архитектора Джулиано да Сангалло (рис.
Однако будущее страны уже было решено, когда непобедимая Армада католической Испании, олицетворявшей силы реакции и средневековья, оказалась разбитой у английских берегов (1588 г. ). Здания приобретают монументальный, величественный облик. В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа. Это и называется маньеризмом.
Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них— элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившего вектор развития архитектуры Ренессанса дворцы Риккарди, построенные Микелоццо-Микелоцци, дворцы Строци Бенедетто да-Майяно и С. Кронака, дворцы Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), дворцы Руччеллаи Леона Баттиста Альберти. Церковь Джезу, построена Виньоло в Риме (1568-1584гг) в качестве главного храма ордена иезуитов, оказала большое влияние на последующие развитие церковной архитектуры и вне Италии.
На Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро в Монторио (1503) Браманте вдохновили ротонды римских храмов. Сансовино использовал фасад здания и создан трехэтажное аркадное сооружение, открытое свету и воздуху. С пришествием Микеланджело начинается новый этап – Позднее Возрождение.
разновременно и своими собственными путями. Нижний этаж ратуши решен в виде арочной галереи — мотив. Пытливая критика и безошибочное чувство реальности еще в период господства схоластики отличали английскую мысль (Роджер Бэкон, Дунс Скотт). Народ стоял на пороге столетия, обещавшего стране всемирно-историческую роль.
Строителем ее был крупнейший нидерландский архитектор 16 столетия Корнелис Флорис. За пределами Италии время расцвета Ренессанса наступило через полвека итальянский стиль распространяется по Европе, но при этом изменяется, впитывая местные архитектурные традиции. Соч. изд.
Капелла увенчана куполом с фонарем. Эту теорию идеального храма развивал архитектор Леон Батиста Альберти. Тем самым архитектор подчеркивает единство образа и гармонию.
Фасад симметричен относительно вертикальной оси. Города постоянно враждовали между собой, окружали себя укреплениями. Так возникают постройки, в которых новые формы архитектур причудливо соединяются с готической конструктивной основой, например здание Канцелярии городского суда в Брюгге (1534-1537, архитектор Христиан Сиксденье) – небольшая двухэтажная постройка, расположенная на Рыночной площади рядом с внушительной зданием средневековой ратуши.
Так, перестраивая дворец герцогов Фарнезе по заказу нового папы Павла III (Фарнезе), Микеланджело полностью меняет главный фасад здания. Другие мастера стали искать иные пути в своем творчестве.
Интересно, что первым ренессансным зданием Флоренции стал комплекс Воспитательного дома (приют для детей-сирот), спроектированный Брунеллески в 1421 г. (рис. Вот таким образом в Испании объединительным тенденциям короны сопутствовал беспримерный в XV—XVI вв. Как и в период Тюдоров, строилось мало церковных зданий, но зато было возведено несколько «домов чудес» в стиле короля Якова. 2-е, т. II, стр. Прежде всего надо отметить город-крепость Ла-Валетту – столицу мальтийских рыцарей.
Возникновение новой мощной империи, Венецианской республики, повлекло за собой развитие морской торговли, производство и экспорт стекла, что укрепило экономическую мощь Венеции и сопредельных итальянских государств. Представителем этого периода был Донато Браманте (1444—1514), строго следовавший в возведении зданий классическим принципам. На Пиренейском полуострове семивековая «реконкиста» помогла кастильской короне объединить испанский народ.
Удачно найденный пьедестал и вписанный в овал рисунок замощения площади (восстановлен в соответствии с эскизом Микеланджело в 1940г) содействовали закреплению центра всей композиции. Отдельные элементы идеального города были воплощены и за границами Италии. В Англии ренессанс проявляет себя только в декорировании зданий.
Рука об руку с обогащением шло дальнейшее открытие мира на воде и на суше. В конце XV в., с приходом к власти Тюдоров, этот процесс ускоряется. Внезапно рушились стены привычного мира и раскрывшиеся необъятные пространства и красочные цивилизации далекого Востока и Нового Света решительно опровергли каноническое представление о безысходной замкнутости земной «юдоли печали и слез».
Проектом было предусмотрено возведение двух куполов. Однако и в их творчестве находят свое отражение черты кризисного мировосприятия. Своеобразный контраст к брюссельской ратуше представляет знаменитая ратуша в Лувенне (1448-1463), строителем которой был главный мастер каменных дел города Лувена Матье де Лайен. Несомненны социальные корни Нидерландской буржуазной революции (1566—1579 гг. ), несмотря на внешне вероисповедный характер борьбы протестантской буржуазии против католицизма абсолютистской Испании. С другой стороны, Англия и всегда была чужда религиозному фанатизму. Благодаря его творчеству основой новой архитектуры снова стали пропорции, ему принадлежит возрождение использования «золотого сечения» в архитектуре, которое позволяло добиться гармонии в архитектурных конструкциях.
по проекту Джулио Романо. К тому же, в отличие от архитектуры «мудехар», в основном слагавшейся руками ремесленников, «платереско» в полном согласии с духом времени был уже архитектурой индивидуального мастера. На рубеже 14 — 15вв.
В строительном деле средневековая традиция этого времени (клюнийская, цистерцианская) могла в частностях меняться под воздействием всесильного в средние века «духа местности», но ее основные планировочные, конструктивные и композиционные принципы повсюду оставались неизменными. Четвертая сторона получившейся трапециевидной площади не была замкнута, благодаря чему раскрылся прекрасный вид на город. Уже с XIV в. университеты выходят из своей изолированности на арену идеологической борьбы.
Так, например, вместо центральной абсиды базилики был пристроен обширный октагон пролетом 42 м. К 1360 г. октагон был возведен, а вопрос о его перекрытии оставался открытым. Ко времени своего приезда в Рим (1508г) 25-летний Рафаэль, несомненно, глубоко чувствовал специфику архитектуры. Здание окружено колоннадой тосканского ордера.
По-другому, как известно, этот период – Эпоха Возрождения. В 15-16вв.
Обособленный от континента английский народ в XVI в. быстро пришел к своему национальному самосознанию, главным и настойчивым выразителем которого стал новый «средний» класс, последовательно рвущийся к господству. Плоды схоластики перестают удовлетворять тех, кто искал истину. Архитектура занимает ведущее место в ренессансном художественном творчестве.
Издававшаяся в то время Хэклюйтом коллекция описаний английских путешествий, этот «прозаический эпос английского народа», знакомила всех с новыми героями дня, чья жизнелюбивая и предприимчивая энергия не только разбивала в прах аскетические идеалы прошлого, но и расширяла безмерно границы реального мира с его красочным многообразием и богатством.
Постройки автора наполнены декоративными элементами и расписным внутренним содержанием. Возникшее на этой почве всеобщее для Европы «возрождение» XV—XVI вв.
Таким образом, палаццо этого периода становятся прототипами будущих общественных зданий. Искусство Древнего Рима легло в основу художественной культуры того периода. Но ратуша в Лувене еще не означала полной исчерпанности готики в нидерландском зодчестве. Однако эстетическая изысканность дворца Ручеллаи так и осталась единственной в своем роде. Менее оригинален он в своем крупнейшем церковном сооружение – цркви Санта Мария дель Кориньяно (начата в 1552 Г), в замысле которой заметно воздействие Микеланджело. Строительство собора Cв.
Ремесленное применение итальянских «антиков» к средневековым архитектурным типам муниципальных и гильдейских зданий, к тому же выполненных преимущественно в кирпиче, создает своеобразные композиции по духу своему впрочем все еще средневековые. Сооружение венчалось мощным карнизом. В 15 и даже в 16 вв.
Собственный архитектурный стиль подчеркивал автономность данной области. Отделанные росписями интерьеры широкими арочными проемами открывались на анфиладу «висячих садов», под которыми таяться гроты и водоемы.
В отличие от немецкого французское дворянство никогда не было «невежественным» — рыцарская культура Прованса, позволяющая в известном смысле говорить о французском «Ренессансе» еще в XIII в. превратилась в наследственную традицию французского дворянства. Сама площадь Сан Марко приобрела свой окончательный вид после завершения строительства Новых Прокураций (начатый Скамоцы, законченный Лангеной в 17 веке) и торцового корпуса, замкнувшего площадь Сан Марко с запада (построен в начале 19 века). Наиболее интересен палаццо дель Те, расположенный вблизи города. их масштабной мерой становится человек. Испанские наместники повелевали Новым Светом, направляя на родину поток золота и серебра.
Вилла очень хорошо гармонирует с окружающей природой. По проекту Сансовино строят монетный двор, библиотеку и лоджетту.
Окончание виллы Виньоло предоставил Вазари, Амманати и др. Определилось несколько различных направлений, связанных преимущественно с особенностями социальной и культурной обстановки, складывавшейся в тех итальянских государствах, в которых приходилось работать архитекторам.
Ко второй половине XVI в. углубляется разрыв между протестантскими странами, олицетворяющими буржуазный национализм и католической церковью, связавшей свою дальнейшую судьбу с судьбами империи Карла V. В условиях быстро приближающегося столкновения этих сил драматическим отречением в пользу сына (1556 г. ) кончается правление Карла V. Империя Габсбургов раздваивается по национальному признаку и в Испании вместо гибкого и умного дельца на престоле оказывается зловещая и скучная фигура Филиппа II, уже национально-испанского монарха, откровенно клерикальная политика которого была прямой противоположностью сложной игре никогда не любившего Испанию Карла V, главы «всемирной империи», место которой теперь занимает испанский абсолютизм и Испания снова чувствует себя оплотом католической церкви. Вместе с тем искусство ренессанса во Франции носило глубоко своеобразный характер. Кроме того, отказ от готической системы мог быть лишь относительным и постепенным.
Само чувство архитектурного пространства было здесь иным и композиция, как правило избегала непосредственного слияния вертикальных и горизонтальных объемов. На закате своего существования архитектура возрождения стала сложнее и элегантнее. К этому кругу сооружений относиться церковь Санта Мария дела Консалациони в Тодди, начатая Кола де Капрарола в 1508 г (завершена ломбардскими мастерами) и являющая пример великолепного соответствия внешних объемов внутреннему пространству, а также церковь Сан Бьяджо в Мультипульчано, построенная (с1518 г) Антонио да Сангалло старшим. Среди его ранних построек в Риме следует отметить исполненный грузной силы банк Сан Спирито (1523-1524г), срезанный угол которого с мотивом римской триумфальной арки в верхней глухой части стены – первый пример углового фасада. Богатый и сильно развитый скульптурный фриз и балюстрада увенчанная скульптурами, помогают верхнему карнизу объединить оба этажа в единую архитектурную композицию, непревзойденную по праздничному великолепию и торжественности. Богачи Брюгге и Гента, старавшиеся не отставать от окружения герцогов, тратили тысячи дукатов на бесполезное представительство. Изучение античных образцов вело к усвоению классических элементов архитектуры и орнамента.
И лишенный «холода языческих форм», легко связуемый как с традиционной готикой севера страны, так и с южной по происхождению архитектурой «мудехар», не противоречивший основным конструктивным, композиционным и декоративным традициям страны, «платереско» имел все основания вылиться в завершенную, общенациональную архитектуру времени величия и возрождения объединенной Испании. Виллу так оставили недостроенной, эксплуатировали только достроенную её часть. Эпоха Возрождения – блестящий этап в развитие французской культуры и искусства.
В основном сохранялась прежняя планировка города и его главных частей. Соч. Микеланджело усилии массивность устоев и стен. Например, город-замок Дуино (ныне во владении князей Турн унд Таксис) вблизи от города Триеста, город-крепость Пальма-Нуово около Венеции (рис. Возведя здание Библиотеки и снеся прилегавшую к ней хаотическую застройку, Сансовино зафиксировал южную сторону площади перед собором Сан Марко, разбил очаровательную Пьяцетту (по –итальянски – маленькую площадь) и связал центр Венеции с водной стихией, раскрыв его на лагуну и на устье главной транспортной артерии – Большого канала. «Каза дель Кордон» в Бургосе, дворец графов Луна в Сарагосе, дворец Монтерей в Саламанке, дом Хуана Браво в Сеговии и многие другие сооружения с неменьшим блеском представляют ранний испанский Ренессанс, чем итальянские палаццо или загородные дворцы французской знати представляют национальное «возрождение» этих стран.
Браманте воспроизвел круглую форму римского храма с колоннадой вокруг целлы. Более органично принципы готического и ренессансного зодчества объединены в архитектурных формах монументального двора во Дворце правосудия (бывшем дворце епископа) в Льеже (двор сооружен в 1526-1540 гг. ). Каждый дворец ощетинивался башнями с бойницами. В XIII–XIV вв. Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них – элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившего вектор развития архитектуры Ренессанса дворцы Риккарди, построенные Микелоццо-Микелоцци, дворцы Строци Бенедетто да-Майяно и С. Кронака, дворцы Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), дворцы Руччеллаи Леона Баттиста Альберти.
Кроме этого в проектах предусматривалось наличие нескольких рыночных площадей. Осуществленный фрагмент (часть центрального круглого двора и одно крыло виллы) свидетельствует об огромном размахе сооружения, органически объединенного с масштабами холмистого склона и подчиняющего полуприродный, полуискусственный пейзаж парка, с которого открывается великолепный вид. «Материализм — прирожденный сын Великобритании» — пишет К. Маркс (Маркс и Энгельс.
VI. 9). Совершенствование проекта светского здания в стиле Возрождения началось в XVI в. и высшей точки достигло в творчестве Палладио. Фасад (наружная, лицевая сторона здания) в архитектуре Возрождения симметричен относительно вертикальной оси. Лучшим образцом зодчества северных Нидерландов может. Однако эта победа была достигнута «ученой» архитектурой не без борьбы со стихийным формотворчеством в недрах слагавшихся национальных государств, в которое в каждой стране по-своему вовлекались и заимствуемые итальянские формы. Фронтон (от лат. Созданная нидерландскими мастерами «красная» архитектура справедливо гордится не одним выдающимся памятником.
Микеланджело, архитектурное творчество которого само по себе представляло целое направление, в своей трагической борьбе за высокие гуманистические идеалы внес в зодчество несвойственные ему дотоле элементы напряженной пластической выразительности, скрытой динамики и драматического столкновения внутренних сил. Тогда ренессанс считали стилем «подражающим античному».
Архитекторы изучали древности Рима и новые здания, построенные, в частности, Донато Браманте. При дворе папы Юлия работали наиболее выдающиеся архитекторы того времени – Антонио да Сангалло, Микеланджело Буонарроти, Донато Браманте.
12).
В продолжение Высокого Возрождения представления, взятые из античной архитектуры, развивались и воплощались на практике с большей уверенностью. Старинная привычка к ремесленным приемам и недоверие к индивидуальному мастеру, тирания мелких условностей цехового ритуала, веками освященный внутренний распорядок в гильдейских домах объясняют привязанность основной массы этих суконщиков и банкиров, мясников и хлеботорговцев к высоким фронтонам прошлого, к неизбежным узким фасадам, к обилию резной орнаментики и каноническим планам. Победа над Испанией открыла перед английской буржуазией беспредельные перспективы, тем более что к этому времени вследствие бурного развития промышленности, торговли и мореплавания нищета и разруха сменились относительным благоденствием. И именно этот период начинает развиваться архитектура высокого Возрождения. Легкая аркада на колоннах заменяется ордерной аркадой.
Но в XV—XVI вв. Первая значительная постройка Палладио — знаменитая Базилика в Виченце (1549-1514). Находится на площади Святого Марка рядом с одноимённым собором.
В 1420 г. Брунеллески выиграл городской конкурс. 13) является классическим примером возрождения в архитектуре понятия композиций. Петра в Ватикане (рис. Подготовили почву для более решительных изменений. Первым фасадом в стиле Возрождения можно назвать фасад кафедрального собора Пиенцы (1459 – 1462), приписываемый флорентийскому архитектору Бернардо Гамбарелли (известен под именем Росселлино), возможно, что и Альберти имел отношение к созданию храма. башни соборов и ратуш. Нюрнберг, Аугсбург, Ульм, некоторые рейнские города были центрами высокого мастерства. Этот храм, построенный Браманте.
Развитие получила наука, литература искусство. К этому времени давно уже ликвидированы вольности средневековых коммун. Единообразие аркад несло и некий политический смысл, символизируя равноправие и единомыслие, солидарность власти и высшего городского руководства. Самым главным сооружением нового стиля стала знаменитая ратуша в Антверпене (19560-1564). Здание обычно состояло из трех четко обозначенных этажей, внутри находился дворик. Именно в Англии, в полном соответствии с «возрождением» личности, центр тяжести архитектурного развития перемещался с монументального строительства на жилищное.
В Мантуе он возвел несколько значительных сооружений. Представителем этого периода был Донато Браманте (1444 – 1514), строго следовавший в возведении зданий классическим принципам. В эпоху Возрождения продолжилось возведение частных дворцов – палаццо.
Помимо собора Св. Папа Лев X заказал Рафаэлю проект дворца для своего брата Джулиано Медичи. А стилевой характер большинства построек не составлял резкого контраста со средневековыми сооружениями.
Так, например, возникла «Утопия» гениального Томаса Мора, но и она была написана на непонятной массам латыни и взывала скорее к совести правителей, чем к негодованию масс. Архитектура Высокого Возрождения. Это был юридический акт, оставивший старый ритуал и иерархию почти без изменений.
Стоящая рядом библиотека является полной противоположностью монетного двора. Стены сословной исключительности дали трещины. Элементы античности можно заметить и в готическом зодчестве Германии.
Крупнейшим зодчим следующего за Браманте поколение был его земляк Рафаэль. Круглый зал находится в центре виллы и имеет верхний световой фонарь под куполом.
С ним ассоциировались величие и национальное могущество Испании и над его гробом испанская аристократия, по словам известного бельгийского историка А. Пиренна, «оплакивала собственные мечты, которые он уносил в вечность». В течение этих лет в искусстве появляется стремление к органичному сочетанию средневековых традиций с классическими элементами. Социальная сущность этой высшей прослойки бюргерства с ее гильдейской организацией сказалась как на общем характере, так и на типологии архитектуры северной Германии в период Возрождения. Сельское дворянство быстро набирало силы. Эта первое ренессансное сооружение Франции, хотя и сохраняющее отдельные готические черты.
11). Бартенев, В. Н.
Немногочисленные здания в чистом стиле Кватроченто выстроены в Риме и его окрестностях в основном по проектам Донато дАнжело Браманте (1444-1514). Современник Тюдоров Гаррисон жалуется в своей «Хронологии», что «отныне всякий за себя, а за всех — никто. ». С неменьшей выразительностью сказался характер этого времени в архитектуре и прежде всего в жилище, отразившем особенности нового «рыцарства». В полную риска погоню за легкой наживой один за другим включаются суконщики и авантюристы, сквайры и бродяги, тем более что жажда обогащения за счет нападений на испанские владения и галеоны оправдывалась патриотическим характером борьбы с «папистской» Испанией.
Фасад церкви, выполненный в несколько переработанном виде Джакомо дела Порто (1575г) предопределил развитие церковных фасадов в эпоху барокко. В общей объемной композиции ратуши сильно выражена вертикальная устремленность: в основе своей это как бы узкий, поставленный на ребро параллелепипед, покрытый крутой двускатной кровлей, которая образует на торцевых сторонах очень высокие фронтоны. Палаццо дель Те (Палаццо Те) – загородная вилла маркиза Федерико II Гонзага в болотистой местности, окружающей Мантую. Неоспоримо первенствующее место парижского университета в средневековой схоластике.
Таким образом, стена приобретает свое первоначальное тектоническое значение. Общий уровень культуры еще оставался низким. Дворец Аренберг в Брюсселе (1548 г. ) — резиденция графа Эгмонта — был также итальянским по своему архитектурному типу. Аналогичные сдвиги совершались в культуре и в мировоззрении: пробуждалось и возрастало самосознание человека, росли его интерес к изучению реальной действительности, желание обладать научными знаниями, потребность найти свое место в мире шло постепенное обмирщение науки и искусства, освобождение их от вековой власти церкви.
Золотое сечение – это математическое понятие, в архитектуре означает соотношение между двумя величинами (одной большей по размеру, другой – меньшей), заключенными в общей величине. Смена эпох – это не только новые стили в искусстве. И только в начале XVII в. классическая ренессансная форма архитектуры зданий появляется в английской архитектурной школе. В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа. Капеллу венчает купол на барабане, здание украшено коринфским портиком с широкой аркой.
Здание завершено единым ордерным карнизом. С другой стороны, суеверие народа приписывало покровительству церкви успехи реконкисты. Усадебная и сельская архитектура елизаветинского времени, будучи архитектурой английского Возрождения иногда своеобразно сочетая приемы народного строительного искусства и древнюю композиционную традицию со ставшими модными «антиками», создала тип жилища, который имел непреходящие достоинства.
Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны). VI.
Петра после Рафаэля продолжил Антонио ди Сангалло, также спроектировавший палаццо Фарнезе. Гениальный ученый эпохи Возрождения Леонардо да Винчи считал, что "здание должно быть хорошо обозримо со всех сторон и показывать всем свои истинные формы". Светская культура южнофранцузских городов мало чем отличалась от итальянской. Во дворце заседали Большой совет и сенат, работал Верховный и тайная полиция. Полукруглый купол покоится на высоком барабане.
С 1514 г. Рафаэль руководил проектом возведения собора Святого Петра. Затем в Нидерланды стали приглашать итальянские (или учившиеся в Италии) архитекторы, которые сооружали главным образом дворцовые постройки правителей и дома для знати. В этом небольшом скромном здании ощущаются простота и сила.
Кирпичная архитектура северной Германии и Балтики в XIV—XV вв. Руст, рустовка, рустик (от лат. Этот стиль ограничен пределами одной римской школы. Фасад в изобилии насыщен скульптурными элементами.
В городах зарождались ростки гуманизма. Эта деталь широко использовалась в архитектуре домов и общественных зданий. В зодчестве Франции первой половины XVI в. в полном соответствии с национальным характером нового государственного строя и господствовавшего общественного сознания ранний Ренессанс сразу же обретает национальные черты, свидетельствующие, в частности, о стойкой преемственности средневековой художественной традиции.
Бальдассаре Перуцци (1481-1536г), к которому восходит одно из самых известных сооружений высокого возрождения в Риме, знаменитая своими росписями вилла Фарнезина (1059-1511г), особенно ярко отразил новые тенденции в римской архитектуре. В 40-50гг 16 века, когда церковь и инквизиция относилась еще терпимо к гуманистам, если они развивали свои взгляды в узкой области (филологии и археологии) и не затрагивали общих вопросов мировоззрения, в римском зодчестве наметилось еще одно, «ученое» или «академическое», течение. Он творил в Ферраре, Флоренции, Римини и других городах Италии. Из этой тенденции впоследствии развился стиль барокко, а затем и стиль рококо. Основоположником направления маньеризма в архитектуре считают Микеланджело, который свободно интерпретировал принципы и формы античного искусства. Центром этого нового архитектурного стиля была в этот период Флоренция, которая достигла к началу XV в. необычайного экономического и культурного расцвета. Такая облицовка имела декоративно-пластическое значение.
Своеобразное видение античности, породило творческое прошлое архитектора. Палаццо Гримане в Венеции – переработка того же архитектурного типа соответственно условием этого своеобразного города, в котором главные фасады зданий выходят на каналы: нижний этаж палаццо Гримане обработан не рустом, а пилястрами и включает открытую на Большой канал лоджию.
В крайне тесной застройки города площади играли роль своеобразных открытых залов. По сторонам центральной лоджии вдоль всего фасада тянутся неглубокие галереи, устроенные, по видимому, для наблюдения за конными состязаниями (эти состязания проводились в саду, отделенном от здания бассейном). Э Тим в значительной мере определялся и характер классовых взаимоотношений. Два верхних яруса прорезаны множеством двойных арочных окон. Алесси строил также виллы, лучшей из которых была вилла Саули (не сохранилась). Интересным примером деятельности автора будет Вилла герцога Мантуи.
Познание объективного мира раскрывало новые горизонты, а поиски реально прекрасного на земле вместо отвлеченной красоты потустороннего скоро привели к гибели аскетического идеала. Строительство собора прерывалось и к 1360 г. его план существенно изменился. В XVI в. центром итальянский архитектуры становится Рим. Однако старые традиции здесь были еще сильны и их не сразу удалось вытеснить.
Венеция, в которой проживало 125 тыс. Ордер завершается мощным антаблементом с балюстрадой. Эпоха Возрождения (Ренессанс) в Италии охватывает XV – XVI века. а также Дом гильдии стрелков в Антверпене.
Пример архитектуры Англии Тюдоров в этом отношении является выдающимся. К началу XVI в. обширное строительство, развернувшееся в Брабанте (Антверпен, Брюссель и др. ) и на севере страны, развивалось в двух направлениях. Лепнина, орнаменты, фрески палаццо дель Те сильно отличаются от отделки виллы Мадама и интерьеров самого Рафаэля и Перуцци, указывая на отход от стиля высокого возрождения. Вилла Мадама в Риме начатая Рафаэлем для кардинала Джулио Медичи (в последствии ставшего папой Климентом седьмым), позволяет оценить его вклад также и в эту область архитектуры. Могло быть Возрождение только архитектурно-декоративных тем и мотивов, ордерной системы и определенного круга пластических, декоративных деталей. Во времена Ренессанса были значительно расширены и углублены знания о мире, стало уделяться большое внимание роли человека в мире и обществе. Смелое новаторство Брунеллески проявилось в первой крупной работе – грандиозном куполе собора Санта Мария дель Фьоре (1420-1436).
Западная часть СОБРа уже в эпоху барокко была сильно развита и дополнена своего рода вестибюлем или нартексом, по проекту Карла Модерна (с 1607г) и в окончательном своем виде композиция храма приобрела, таким образом, удлиненную форму. Здесь можно обнаружить близость Джулио Романо к маньеристическим тенденциям в архитектуре. Необычайно высокая эстетическая культура ощущается в Венеции повсеместно.
Неукротимый абсолютизм Тюдоров обеспечивал централизацию и устойчивость в стране. Если такой космополитический центр, как Антверпен и города северных провинций продолжали архитектурную традицию «добрых» городов Фландрии, то архитектура быстро становившегося дворянским Брюсселя с годами приобретала абсолютно иной характер. Свое особое место в северо-итальянском зодчестве заняла архитектурная школа Генуи.
Как и всюду, «итальянские» формы или «антики», проникают и здесь через детали или орнамент, план же, общая объемная композиция, а тем более конструкции остаются первое время традиционными, т. е. средневековыми. Стена насыщенна украшениями, но не перегружена ими. Джакомо Бороццы да Виньоло (1507-1573), учившийся у Перуцци начал с ряда построек в болоньи, занимался археологией в Риме и после поездки в Париж (1541-1543гг) работал для семьи Фарнези в ее многочисленных владениях. Когда угасла торговля, экономика страны пришла в упадок. Таким образом, в отличие от Севера в Италии, к тому же относительно богатой монументальными сооружениями светского характера, архитектура и религиозная идеология развивались в значительно меньшей зависимости одна от другой.
Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи. Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти – Базилике ди Сант Андреа в Мантуе. Первые Тюдоры, стремившиеся к утверждению своих сомнительных прав на престол, добили уцелевшие остатки старой знати законом «о предполагающейся измене» и кровавой процедурой суда Звездной палаты.
Под лоджиями и залом размещены комнаты для хозяйственных надобностей семьи. При всех недостатках Филиппа II, не раз служивших темой для риторических упражнений протестантских историков, — популярность его на родине была необычайна, несмотря на все провалы его внешней политики. С упадком швабских и рейнских городов чахнут первые ростки немецкой национальной культуры.
Первой постройкой Джулио Романо была знаменитая вилла Мадама под Римом. Однако Браманте при жизни не смог завершить строительство собора. К северу от Альп, а также в Испании, Раннее Возрождение наступает только в конце XV столетия и его ранний период длится, приблизительно, до середины XVI века, впрочем, о создании шедевров в этот период в других странах говорить нельзя. под наблюдением Матье Лайенского — «главного мастера каменных дел города», — это здание, как и ратуша в Брюгге, лишена башни — древнего символа теперь уже навсегда утраченных гражданских свобод. Внутренний двор окружен двухъярусной галереей.
Лаконизм и скупость архитектурных форм при мастерском проведении единой архитектурной темы придают этому сооружению большую выразительность. Однако промышленность Англии Тюдоров росла именно за счет дешевой рабочей силы, причем развитию промышленности способствовала покровительственная политика правительства. Условно архитектуру стиля ренессанс можно разделить на три основных периода: ранний ренессанс (середина – конец XV в. ), высокий ренессанс (первая половина XVI в. ) и поздний ренессанс (середина – вторая половина XVI в. ). Значение этого периода было огромно. На Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро в Монторио (1503) Браманте вдохновили ротонды римских храмов.
Одно за другим рушились окостеневшие средневековые представления и учреждения — цехи и гильдии, монастырские конгрегации и городские коммуны. Интенсивная строительная деятельность (руководство достройкой собора Орвьето, укрепления в Пьяченце) рано принесла Санмикеле заслуженную известность прекрасного строителя и инженера-фортификатора.
Но архитектура Франции заслуженно гордилась блестящим прошлым и первые итальянцы не могли сколько-нибудь глубоко изменить ее национальное содержание, тем более что процесс становления новой архитектуры был уже в полном разгаре. Андреа Палладио в основном работал на севере Италии – в Венеции и Виченце. Выдающимся памятником этого периода является ратуша города Падерборна. Врожденное чувство меры не позволило итальянским эпигонам Палладио пойти слишком далеко по этому пути, но с тем большей силой сказалась канонизация «палладианства» к северу от Альп.
Все размеры ордеров определяются с помощью модуля. Со вступлением на папский престол Юлия II (1503) центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, папа привлёк к своему двору лучших художников Италии. В 1489 г. в Риме для папы Рафаэля Риарио по проекту Браманте начинают возводить палаццо Канчеллерия (дворец канцелярии). Другим выдающимся мастером североитальянского зодчества был Микеле Санмикеле (1484-1539).
Фермеры и джентри стали прибегать к найму батраков. Наиболее ярким представителем стиля ренессанс в Париже можно считать Отель де Билль (парижскую ратушу), но наиболее значительным, конечно же, является Лувр – королевский дворец, возведенный по проекту П. Леско в 1518–1578 гг. Хотя готика была в основном созданием мастеров Иль-де-Франса, в XIII в. ее не рассматривали как национальную архитектуру Франции и термин «opus francigenum» подразумевал место ее происхождения, а не национальный характер. Используя остатки ранее существовавших сооружений (палаццо Сенаторов, построенного в середине века на остатках римского Табуллария и палаццо Консерваторов), а также античную скульптуру, Микеланджело создал здесь один из самых выдающихся градостроительных ансамблей эпохи возрождения. Применение кирпича в сочетании с белым камнем сообщает фасаду большую выразительность.
В этой классической стране феодальной раздробленности и ранних коммун процесс централизации в XV в. пришел к своему логическому завершению. Помимо виллы Ротонда Палладио в Виченце перестроил здание базилики (рис.
Палаццо Бекилаква в Вероне — характерный пример этих сооружений. Со вступлением на папский престол Юлия II (1503) центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, папа привлёк к своему двору лучших художников Италии.
По сравнению с былой отсталостью это возрождение кажется еще более ослепительным. Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них— элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившим вектор развития архитектуры Ренессанса палаццо Медичи-Риккарди, построенный Микелоццо ди Бартоломео, палаццо Строцци Бенедетто да-Майяно и Кронака, палаццо Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), палаццо Ручеллаи Леона Баттиста Альберти. Вплоть до XX века понятие «маньеризм» имело негативную коннотацию («манерный», «вычурный»), но к настоящему времени термин используется только для описания соответствующего исторического периода и, в общем, нейтрален.
Но ткацкие станки Фландрии издавна ткали как шерсть Кастилии и Эстремадуры, так и ту, которую во все возрастающем количестве поставляла соседняя и во многом родственная Нидерландам Англия, к середине XVI в. быстро превратившаяся из захолустной провинции Европы в морскую державу, захватывающую один за другим испанские рынки и угрожающую важнейшим путям сообщения империи Филиппа II. Фасад дворца украшается яркими декоративными элементами геральдического характера (лилиями фамильного герба Фарнезе). 142).
Национальное дело Кастилии становилось делом церкви. При полном параличе церковного строительства архитектура мелкопоместной и буржуазной Англии была главным образом архитектурой жилища.
Говоря об этой эпохе имеют в виду страны христианской культуры. VI. 5). Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи.
Членения фасада с помощью ордерных систем сделаны более выразительными. Новое искусство книгопечатания размножило бесчисленные альбомы трафаретных «антиков», заменивших отсутствующих профессиональных архитекторов, особенно в странах со стойкой цеховой традицией (Германия, Нидерланды). Гармоничная классическая архитектура Иниго Джонса (1573-1652 гг. ) сильно отличалась от ограниченного в основном декором стиля Возрождения, который был характерен для английской архитектуры XVI в. Джонс сам побывал в Италии и в деталях изучил архитектуру Ренессанса, в особенности работы Андреа Палладио.
Прежние города-государства Италии, такие как Флоренция, Генуя, Сиена, Венецианская республика, постепенно уступают роль развитых торговых государств другим государствам Южной Германии, Франции, Фландрии, Папской области. Характер материала (кирпич), типология, коллективность ремесленного исполнения, не говоря уже о разнице в классовой обусловленности и об отсутствии античных воспоминаний, мало способствовали восприятию архитектуры, созданной в абсолютно иных исторических условиях, в качестве целостной тектонической системы имеющей собственные закономерности. Фронтоны обычно треугольные, но бывают и другой формы. Браманте обратился к античным источникам и возродил центрический тип храмового здания. В первой половине XVI в. торгово-промышленные Нидерланды строили еще в основном общественные здания (гильдейские дома, муниципальные здания), куда и оказались перенесенными в первую очередь формы итальянского Ренессанса, воспринимавшиеся и здесь как средство неумеренного декоративного обогащения типа зданий, сложившегося еще в средние века. Пятнадцатый век был временем кристаллизации национальных государств.
rusticus – простой, грубый) – рельефная кладка или облицовка стен камнями с грубо отесанной или выпуклой лицевой поверхностью (так называемыми рустами). Но ему противостояли массы лишившихся земли людей, бродящих по стране в поисках работы и хлеба. Над входом размещены рельефы с изображение аллегорий войны и мира.
Нидерланды были классической страной ратуш. Наконец, в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело. VI. Его первый архитектурный заказ, полученный от Медичи, — проект фасада для церкви сан Ларенцо во Флоренции (1515г).
Архитектурные элементы становятся неотъемлемой частью фасада. предположительно архитектором Филиппо Календарио. Это главное здание Венеции было прежде всего резиденцией дожей (выборного главы Венецианской республики). Поздняя работа мастера – гробница Генриха II в аббатстве Сен-Дени – прекрасный образец синтеза, ренесcансной архитектуры и скульптуры.
Ярким примером фландрского ренессанса является ратуша города Антверпена (XVI в. ) (рис. Продолжил строительство собора архитектор и художник Рафаэль Санти. Но среди участников «итальянских войн» не было англичан и за редким исключением высокопоставленные заказчики знали в начале XVI в. об Италии только понаслышке.
Частные дома нидерландского бюргерства не выходят в этом смысле за рамки средневековых традиций.
Он следовал стилю Высокого Возрождения, который в самой Италии уже вытеснялся барокко. Микеланджело также меняет традиционное представление об итальянских палаццо. Так, например, Якобо Сансовино (1486–1570) поручили перестройку и достройку здания старых Прокураций. В пышных и торжественных залах ратуш покорные обычаю «патриции» лишь утверждали то, что уже накануне решили в своих гильдейских или цеховых домах.
Важнейшим его произведением является палаццо Фарнези – величественное 3хэтажное сооружение, гладкие оштукатуренные стены которого (с рустированными углами и порталом) расчленены одними лишь горизонтальными поясами. Он придал монументательный характер старому торговому центру Венеции в районе моста Риальто, построив большое торгово- административное здание известное под названием Фаббрикке Нуове.
Впервые после античности ремесленную эмпирику вытесняла «ученая» архитектура, стремившаяся построить свои конструктивно-художественные принципы на прочном научно-теоретическом основании. Въездные ворота в Анэ уподоблены массивной трехпролетной триумфальной арке. Примером подобного решения может служить площадь в Гауде.
Надо заметить, что отдельные элементы античного зодчества использовались и в Средние века. против экспроприированных» (К.
Многие римские папы этого периода не были чужды гуманистических идеалов. Контрастные противопоставления родственных по формам, но различных по пропорциям церкви и крохотной, однако пластически выразительной, крупномасштабной по своим деталям часовне наглядно подчеркивает особенности каждого из этих сооружений. Здесь рано возникают капиталистические отношения.
Явно политический характер английского протестантизма имел и экономические корни: англичане, по словам современника, «презирали папу, турка и дьявола, но может быть больше всего папу, который отдал азиатскую Индию португальцам, а Вест-Индию — Испании». 15).
Причудливые и хрупкие формы архитектуры «платереско», быстро шедшей к расцвету, оказываются вдруг раздавленными тяжелой геометрией форм, рожденных холодной фантазией Филиппа II, враждебного мавританским традициям юга и чуждого проявлениям независимого творчества и жизненной правды. Кроме того, в здании библиотеки должен был располагаться государственный архив.
Декорированные «голландские» фронтоны украсили многие дома, построенные в это время, особенно в Восточной Англии имевшей тесные связи с Нидерландами. При нём и его ближайших преемниках, в Риме созидается множество монументальных зданий, считающихся произведениями искусства. В каждой стране Европы были собственные черты и особенности строительства. Крупнейшими и ведущими архитекторами периода позднего ренессанса были архитекторы А. Палладио (1518–1580) и Д. Виньола (1507–1573).
Для Раннего Возрождения характерны два типа церквей. человек, открывала перед ними широкие возможности. Резиденция короля и аристократии, которой он теперь повелевал «по милости божьей», а не как первый среди равных и бесчисленные увеселительные замки, где в основном протекала жизнь дворян, покинувших свои провинциальные поместья, чтобы быть ближе ко двору, служили архитектурным выражением дворянского абсолютизма, в то время как импозантные здания правительственных учреждений, воздвигавшиеся в провинциальных городах, были призваны воспитывать в сердцах французов чувство национальной гордости и веру в нерушимость абсолютистского строя. Батажкова // Очерки истории архитектурных стилей : учебное пособие.
Уже в бургундский период, в самом начале XV в. (1402 г. ), была начата постройка одной из лучших нидерландских ратуш готического периода — ратуши в Брюсселе. Джакомо дела Порта и получил несколько вытянутые очертания.
Прежде всего это касалось защиты города. VI. 2).
В 1513 г. Рим должен был быть объявлен свободным городом. Во Франции и Англии новая архитектура вообще возникала, как правило, вне городов.
Считаться здание городских весов в Алькмаре (1582), созданное в период освоения новых форм ренессансного зодчества и потому сооруженное уже с использованием классических архитектурных форм. Сильная пластика этой композиции подчеркнута суровой цветовой гаммой серо-белых тонов. В итоге проект собора претерпел изменения.
VI. 7). С середины XVI в. Париж становится центром европейского Возрождения. Это говорит нам о том, что основной стороной жизнедеятельности горожан в этот исторический период была торговля.
Это базилика и церковь или часовня с центричной планировкой. Искусство, 1983. Чаще всего в оформлении зданий присутствует коринфский ордер с разнообразными видоизменениями капители. Тиран времени Возрождения — это уже не феодал, привыкший к запаху вина и конюшни. Он стремился по возможности приспособить старые формы к новому содержанию.
Место Нюрнберга и Аугсбурга занимают Любек и Данциг (Гданьск) — богатые центры вненационального Ганзейского союза с его торговыми интересами, часто прямо противоположными целям национального единения. Архитектурные вкусы стали определяться отныне придворной и феодальной аристократией (с которой старались сблизиться и представители буржуазии, вкладывавшей свои средства в землю), а несколько позднее воинствующей католической церковью. Однако эстетические идеалы, отвергавшие всякую неумеренность чувства, в том числе и религиозного, не могли быть идеалами средневековой церкви.
Самые значительные из архитектурных работ Бюллана — замки Экуан и Шантельи. Оживилась строительная деятельность в Париже. Помимо всего прочего аркады скрывали назначение частей здания.
Начало новой эпохи в архитектуре связывают с именем Филиппо Брунеллески (1377-1446). Новый классический стиль начинает проникать в здания общественного характера. В период кватроченто были заново открыты и сформулированы нормы классической архитектуры. Делорм тяжеловеснее и суровее Леско и Гужона. Бургос, Вальядолид, Сарагоса, Саламанка, Сеговия — эти древние столицы Кастилии особенно богаты дворцами, развивающими композиционные приемы светской архитектуры юга (те же патио, те же глухие внешние стены и аркатуры и т. д. ), но являющимися в то же время примерами самостоятельного стиля, роскошного и капризного. Главное содержание перемен – изменение мировоззрения.
рост клерикального влияния. VI.
Купола опирают на 4 массивных столба. Самым известным представителем этого периода был Донато Браманте (1444-1514), следовавший в возведении зданий классическим принципам. Его последователями были Бальдассаре Перуцци, Рафаэль Санти, Антонио да Сангалло. В таком взгляде на значение итальянских войн есть большая доля преувеличения. VI. 3) и купола собора Санта-Мария дель Фьоре. 117). Законченность ансамбля, строительство которого продолжалось и в 17 веке, была предопределена Микеланджело установкой в центре площади античной конной статуи императора Марка Аврелия в 1538году.
На протяжении 10 лет расписывалась самим Романо и его учениками. с его городской культурой, отмеченной господством цехового строя и тиранией «духа местности», по необходимости делали немецкий Ренессанс бюргерским. в городах Северной Италии начался важный этап развития торговых и общественных отношений. После смерти Браманте строительство возглавил его ученик, знаменитый художник Рафаэль Санти (1483--1520), который пытался решить проблему взаимного отношения живописи, скультуры и архитектуры.
войсками императора Карла V Микеланджело предложили перестроить площадь Капитолия. В любом языке существуют местные диалекты, существовали они и в архитектурном языке Италии времен Возрождения. Ведущим архитектором раннего ренессанса был Ф. Брунеллески (1377–1446), которого часто называют архитектором нового стиля. Правда, внешне Микеланджело придал куполу иную выразительность. Его наиболее видное произведение – дворцовый фасад палаццо Питти во Флоренции (начат около 1560г) – несет в себе явные черты маньеризма.
Так немецкий гуманизм прямо привел к Реформации. Теперь ворота украшает копия с находившегося в Фонтенбло рельефа «Диана с оленем» работы Челлини. Ученик Микеланджело Джорджо Вазари (1511-1574г), автор известных «жизнеописаний», отличался большой свободой обращения с формой.
Со всех четырех сторон фасада устроены лоджии. Петра в Риме. Только во главе церкви вместо папы итальянца стал национальный монарх. Их устройство отвечало новому порядку литургии и функциональным требованиям. 10).
Барталомео Амманати (1511-1592), приехавший во Флоренцию уже в пору зрелости, после работы во многих городах, начал свою деятельность в Риме вместе с Виньолой. В этом в архитектуре Возрождения проявляются наследие готических приемов архитектуры и соображения экономии (можно не переживать о том, как выглядят скрытые от зрителя боковые фасады). Вместо свойственного прежним дворцовым сооружениям постепенного облегчения масс здания от основания к верху – во внешнем облике палаццо Массини подчеркнута тяжесть верхних этажей, что придает его фасаду абсолютно иную ритмическую структуру.
В то же время, довольно много строили высокопоставленные придворные Елизаветы I. Историк архитектуры сэр Джон Саммерсон назвал такие здания «домами чудес». Сооруженное в 1448—1463 гг. Эта политика требовала воплощения в новом сооружении могущество католической церкви.
Битва при Босворте (1485 г. ) положила конец войне Роз и открыла новую эру в истории страны. Поиски путей на восток «открыли» английским купцам «Московию», Среднюю Азию, Левант, богатый пушниной север Америки.
Оба они происходят от античных и ранних христианских зданий. В отличие от потомственного рыцарства прошлых лет он не унаследовал своего «замка», но построил его сам. Последним из блестящей плеяды североитальянских архитекторов 16 века был Андреа Палладио. Воздушность аркады галерей и светлая оштукатуренная плоскость стены над ними резко отличают этот фасад от остальных, придавая ему легкость и сложную пространственную структуру, объединяющий его с садом, куда из главной лоджии переброшен мостик. Также Браманте соорудил палаццо делла Канчеллериа, дворец Жиро, двор Сен-Дамазо в Ватиканском дворце, а также составил план Собора Святого Петра в Риме и начал возводить здание.
VI. 8). Микеланджело опять возвратился к центрическому плану, в чем проявилось торжество гумманистических идеалов. мастерам. Работы начались в 1518 году, а в 1520 году Рафаэль умер.
Бесчисленные церковные, гражданские и оборонные сооружения XIII—XV вв. Фасад так и остался неосуществленным (сохранились лишь две модели), а начатая в 1520г новая санкристия той же церкви, являвшаяся погребальной капеллой и памятником семьи Медичи, была закончена гораздо скромнее задуманного и лишь много лет спустя были установлены скульптуры, выполненный по проекту Микеланджело интерьер напоминает старую санкристию Брунеллески общим отбором архитектурных средств: остов композиции выделен ордером пилястр из темного камня. Впервые такое соотношение было открыто Евклидом (300 гг.
Благодаря учению Лютера бюргер обретал внутреннюю свободу ибо для своего «спасения» не нуждался больше в посредничестве церкви. Архитектура этого периода характеризуется простотой и спокойствием объемов, форм и ритма. В центре площади возвышается конная статуя императора Марка Аврелия (прижизненное изображение римского императора). В своих великолепных веронских дворцах Сан Микеле создал первые образцы нового типа зданий широко распространившегося в европейской архитектуре в последующие два столетия. Для строительства этого храма Браманте выбрал мужественный дорический ордер.
Он был также глубоким исследователем и теоретиком архитектуры его «четыре книги об архитектуре», трактат, содержащий чертежи многочисленных произведений мастера, обмеры и описания античных памятников, стал настольной книгой для архитекторов последующих столетий.