Архитектуру эпохи Возрождения лучше рассматривать по странам, начиная с Италии, где впервые появились ростки нового стиля. В качестве примера английской архитектуры эпохи Возрождения можно назвать Уоллатон-холл, в Германии это часть Кельнской ратуши, Фюрстенгоф, в Испании – монастырь Эскориал. Архитектура эпохи Возрождения пришла на смену архитектуре мрачного готического Средневековья вместе с идеями раскрепощения, гуманизма и достоинства человеческой личности. Характерным признаком эпохи Возрождения является предоставление большого значения авторству любого произведения, в том числе и архитектурного. Архитектура эпохи Возрождения не развивалась равномерно во всех странах, даже в Италии – на севере и юге государства наблюдались значительные отличия.
В мировую историю архитектуры эпоха Возрождения вписала блистательные имена Ф. Брунеллески, Л. Б. Альберти, Д. Браманте, Микеланджело, Я. Сансовино, А. Палладио.
Строительство его приобретало особое значение в связи со стремлением пап утвердить позиции католицизма и папского государства. Композиция строилась на основе двухъярусной ордерной схему и должна была быть до предела насыщенна скульптурой. Еще один новый тип фасада создан Рафаэлем в палаццо Пандольфини во Флоренции, едва ли не лучшим и наиболее точно воспроизведенном архитектурном замысле мастера (построен после его смерти Франческа Сангалло). Для строительства этого храма Браманте выбрал мужественный дорический ордер. Эти «антики» применялись ремесленниками в каждой стране по-разному, что в значительной мере и определило лицо национальных архитектурных типов, которые слагались в период Возрождения к северу от Альп.
человек, открывала перед ними широкие возможности. Строителем ее был крупнейший нидерландский архитектор 16 столетия Корнелис Флорис. Микеланджело впервые в этой своей работе применил одновременное соединение скульптурной пластики и архитектуры в интерьере капеллы. Конфискованные земли были распроданы мелкопоместным овцеводам.
Работы по перестройке старого парижского дворца замка начаты с сороковых годах 16 столетия, продолжались в последствие до 19 века включительно. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить прекрасную ротонду в его «Обручении Марии». В конце XV в. после завоевания турками Константинополя, Трапезунда и Мангупта (княжество на Крымском полуострове) начинается упадок средиземноморской и причерноморской торговли. В продолжение Высокого Возрождения представления, взятые из античной архитектуры, развивались и воплощались на практике с большей уверенностью. Легкая аркада на колоннах заменяется ордерной аркадой. Фасад в изобилии насыщен скульптурными элементами. 2-е, т. II, стр.
Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них— элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившим вектор развития архитектуры Ренессанса палаццо Медичи-Риккарди, построенный Микелоццо ди Бартоломео, палаццо Строцци Бенедетто да-Майяно и Кронака, палаццо Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), палаццо Ручеллаи Леона Баттиста Альберти. VI. Плоды схоластики перестают удовлетворять тех, кто искал истину. Так возникают постройки, в которых новые формы архитектур причудливо соединяются с готической конструктивной основой, например здание Канцелярии городского суда в Брюгге (1534-1537, архитектор Христиан Сиксденье) – небольшая двухэтажная постройка, расположенная на Рыночной площади рядом с внушительной зданием средневековой ратуши.
Для Раннего Возрождения характерны два типа церквей. VI. 7). Только в XVI в., когда Реформация объявила веру делом личного опыта каждого, положение изменилось: формообразующий процесс освободился от диктатуры церкви.
Рустованный камень он заменил на гладкие, отшлифованные блоки, массивную арку ворот – на прямоугольные двери, открывающиеся прямо на улицу, стены расчленил пилястрами, полуколоннами, карнизами – облик светского здания очень изменился. И именно этот период начинает развиваться архитектура высокого Возрождения. Ко времени своего приезда в Рим (1508г) 25-летний Рафаэль, несомненно, глубоко чувствовал специфику архитектуры. Сильная пластика этой композиции подчеркнута суровой цветовой гаммой серо-белых тонов. С пришествием Микеланджело начинается новый этап – Позднее Возрождение.
В то же время отсутствием мощных общественных сил, связанных единством интересов и миросозерцания, объясняется отсутствие единообразного и четкого социального заказа. Свободно используя опыт античного зодчества (в особенности императорских вилл и терм), Рафаэль создал проект сооружения 7нового типа, рассчитанного на кратковременные наезды вельможи и приспособленного для отдыха и наслаждения природой. Отделанные росписями интерьеры широкими арочными проемами открывались на анфиладу «висячих садов», под которыми таяться гроты и водоемы.
Правда, внешне Микеланджело придал куполу иную выразительность. Нюрнберг, Аугсбург, Ульм, некоторые рейнские города были центрами высокого мастерства. Построенные им палаццо Массими (начат в 1535году), свидетельствует не только о мастерстве зодчего, создавшего на тесном неправильной формы участке убедительную композицию дворца с великолепным внутренним двориком, но и новых приемах расположения зданий в городской постройке: дворец органически вписывается в улицу, повторяя её изгиб линией фасада. 12). Венеция, в которой проживало 125 тыс.
Мастерским сочетанием кирпича и белого камня (традиционный нидерландский прием, получивший широкое распространение в гражданской и усадебной архитектуре Голландии и Англии XVI—XVII вв. ) вводились горизонтальные членения, логичные и живописные.
Стихийные восстания, законы против огораживаний, «кровавое законодательство. Архитектор сумел соединить национальные традиции с элементами Возрождения. Стены второго яруса обработаны кладкой из крупного камня, а кладка третьего яруса практически гладкая.
Интенсивная строительная деятельность (руководство достройкой собора Орвьето, укрепления в Пьяченце) рано принесла Санмикеле заслуженную известность прекрасного строителя и инженера-фортификатора. Архитектурные элементы становятся неотъемлемой частью фасада. Интересно, что помимо храмов происходил и поиск архитектурных форм идеального города. Коллектив исполнителей оказывался безусловно подчиненным индивидуальной творческой воле автора. Вблизи виллы (на Фламиниевой дороги в Риме) Виньоло выставил также близкое ей по характеру казино (летний домик папы Юрия третьего) и небольшую, лаконичную по своим объемам ораторию Сант Андреа – первую овальную в плане купольную постройку, ставшую вскоре предметом многочисленных подражаний.
6. 2). Теперь ворота украшает копия с находившегося в Фонтенбло рельефа «Диана с оленем» работы Челлини. Но среди участников «итальянских войн» не было англичан и за редким исключением высокопоставленные заказчики знали в начале XVI в. об Италии только понаслышке.
Смена эпох – это не только новые стили в искусстве. Барталомео Амманати (1511-1592), приехавший во Флоренцию уже в пору зрелости, после работы во многих городах, начал свою деятельность в Риме вместе с Виньолой. Термин «Возрождение» для обозначения соответствующего периода ввёл французский историк Жюль Мишле, однако швейцарский историк Якоб Буркхардт в своей книге «Культура итальянского Возрождения» (нем. Die Kultur der Renaissance in Italien) раскрыл определение полнее, его интерпретация легла в основу современного понимания Итальянского Возрождения.
Вилла очень хорошо гармонирует с окружающей природой. 11). может служить примером здания-ротонды с центричным планом.
Деятельно Антонио да Сагалло младшего (1485-1546г), племянника Джулиана, связано в большей мере со строительством укреплений. Свое особое место в северо-итальянском зодчестве заняла архитектурная школа Генуи. Стоящая рядом библиотека является полной противоположностью монетного двора. В 1513 г. Рим должен был быть объявлен свободным городом.
Этим «итальянским» походам обычно приписывается большое значение в становлении французского Ренессанса. В то же время, довольно много строили высокопоставленные придворные Елизаветы I. Историк архитектуры сэр Джон Саммерсон назвал такие здания «домами чудес». В городах зарождались ростки гуманизма.
К площади ведет мраморная лестница, украшенная изваяниями Кастора и Полидевка. Смелое новаторство Брунеллески проявилось в первой крупной работе – грандиозном куполе собора Санта Мария дель Фьоре (1420-1436). Функциональная обусловленность прекрасного в архитектуре стала отвергаться и прекрасное объявили функцией формальных закономерностей, действующих раз и навсегда. А стилевой характер большинства построек не составлял резкого контраста со средневековыми сооружениями. Этот стиль ограничен пределами одной римской школы. Деревни практически исчезают, уступая место усадьбам крупных фермеров-овцеводов и мелкопоместных дворян (сквайров, джентри).
Выдающееся значение творчества Браманте в миланский период его жизни состоит в том, что он сумел сочетать новые передовые стремления итальянского зодчества с умелой переработкой архитектурных традиций Ломбардии, показав необычайную жизненность нового архитектурного стиля и неисчерпаемые возможности, таившиеся в «классической» палитре архитектурных художественно-выразительных средств. Благодарные особенности материала допускали широкую индивидуальность трактовки, столь понятную в потребностях людей, рано привыкших к относительному достатку, самоуверенности и общественной независимости. Однако после смерти в 1519 г. правителя Флоренции Лорепцио Медичи Микеланджело смог построить небольшую капеллу – сакристию (усыпальницу) для Лоренцио. Близкой к страсбургской школе была возникшая в середине 16 века школа архитекторов в Штутгарте (главным образом Георг Берг и его ученики).
С середины XVI в. Париж становится центром европейского Возрождения. Они лишь дают обобщающее представление архитекторов Ренессанса об идеальной сооружение. Капелла носит название Темпьетто Сан-Пьетро ин Монторио. Об идеальном городе и сооружения мечтал Рабле, описывая Телемское аббатство, о чем думал Б. Палисси, создавая проекты «идеального» горда – крепости, в котором черты рационализма сочетаются с диковинной фантастикой.
В 1444 г. Брунеллески закончил строительство Воспитательного дома. Но он ничем не напоминает строгие и торжественные дворцы Флоренции. Центральная часть фасада Лувра своими величавыми формами подобна триумфальной арке. Центральным зданием площади является дворец Сената, построенный по проекту Микеланджело и завершенный Джираломо Раинальди. Новые храмовые постройки, однако, уже не отличались подобным размахом.
Но особое значение для формирования архитертурного облика Вениции имели градостроительные работы Сансовино по застройке общественного центра города. Бургундским герцогам удалось объединить нидерландские земли.
Если такой космополитический центр, как Антверпен и города северных провинций продолжали архитектурную традицию «добрых» городов Фландрии, то архитектура быстро становившегося дворянским Брюсселя с годами приобретала абсолютно иной характер. 10). Это строения со сводами и стенами из кирпича (крестовые, коробовые, парусные, сомкнутые, купольные и сферические) с частичным использованием деревянных элементов в балочных конструкциях перекрытий этажей, в стропилах наклонных крыш.
В Англии ренессанс проявляет себя только в декорировании зданий. Микеланджело усилии массивность устоев и стен. К тому же, в отличие от архитектуры «мудехар», в основном слагавшейся руками ремесленников, «платереско» в полном согласии с духом времени был уже архитектурой индивидуального мастера. Среди них были Себастьяно Серлио, Микеле Санмикеле и Якобо Сансовино.
В Мантуе он возвел несколько значительных сооружений. Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи. Неукротимый абсолютизм Тюдоров обеспечивал централизацию и устойчивость в стране. Многие из них были учениками и последователями Микеланджело, но, переняв от него некоторые приемы и архитектурные мотивы они утратили его главные содержательные качества – гуманистическую направленность и героический характер его образов.
Работы начались в 1518 году, а в 1520 году Рафаэль умер.
Для всех ордеров высота антаблемента должна была составлять четвертую часть высоты колонны, а подставки (если он был) — третью часть. Конструкция купола собора Св. К этому времени давно уже ликвидированы вольности средневековых коммун. Несомненны социальные корни Нидерландской буржуазной революции (1566—1579 гг. ), несмотря на внешне вероисповедный характер борьбы протестантской буржуазии против католицизма абсолютистской Испании. Врожденное чувство меры не позволило итальянским эпигонам Палладио пойти слишком далеко по этому пути, но с тем большей силой сказалась канонизация «палладианства» к северу от Альп. сам характер господствующей типологии новой архитектуры исключал ее сколько-нибудь значительную градоорганизующую роль. Тиран времени Возрождения — это уже не феодал, привыкший к запаху вина и конюшни.
Абсолютизм укреплялся тем более, что с роспуском монастырей (1536—1539 гг. ) ликвидировалась «агентура» Рима и одновременно обогащалась казна. Битва при Босворте (1485 г. ) положила конец войне Роз и открыла новую эру в истории страны. На востоке возникает великое русское национальное государство, бесповоротно скинувшее ярмо зависимости и под властью дальновидных государей сумевшее сплотить народ в его титанической борьбе с силами варварства и разрушения. Однако еще в 1420 г. началось возведение церкви Сан-Лоренцо (1420–1429) (рис. Она охватывала все аспекты личной и общественной жизни и мышление вне догматической схемы было так же невозможно, как немыслима была сама жизнь вне церкви и ее функций.
Наиболее выдающимся памятником архитектуры эпохи творчества Палладио является знаменитая вилла Ротонда под Виченцей (пригород Венеции). Однако старые традиции здесь были еще сильны и их не сразу удалось вытеснить.
Народ стоял на пороге столетия, обещавшего стране всемирно-историческую роль. Светская культура южнофранцузских городов мало чем отличалась от итальянской. Особое внимание они уделяли нарочитой оригинальности замысла индивидуальному почерку, «манере» архитектора. В планах замков на Луаре, как и в бесчисленных особняках провинциальных городов, ясно прослеживается влияние абсолютистского строя молодого национального государства. Но в XV—XVI вв.
Первая значительная постройка Палладио — знаменитая Базилика в Виченце (1549-1514). Его наиболее известная работа – улица Уффици во Флоренции (с 1560г) где Вазари занимался реконструкцией городского центра. рост клерикального влияния.
башни соборов и ратуш. Делорм тяжеловеснее и суровее Леско и Гужона. Как и всюду, «итальянские» формы или «антики», проникают и здесь через детали или орнамент, план же, общая объемная композиция, а тем более конструкции остаются первое время традиционными, т. е. средневековыми. Маркс), которое обрушилось на вынужденных бродяг, — все это ничего не могло изменить. Не менее выразительны фахверковые общественные постройки (конструкцию которых составляет деревянные каркас с кирпичным заполнением), достигшие в этот период замечательной художественной выразительности, в частности ратуши Вернигероде и Альсфельде, крупные по размерам и смелые по своим конструкциям. мастерам.
Северный внешний фасад его вздымается, подобно старинному замку Амбуаз, над высоким обрывом. Но едва ли его можно назвать рабом классических форм его стиль определял итальянскую архитектуру на протяжении всего XVI века. Первым образцом периода можно назвать базилику Сан-Лоренцо во Флоренции, построенную Филиппо Брунеллески (1377 – 1446). Эта первое ренессансное сооружение Франции, хотя и сохраняющее отдельные готические черты. Так, перестраивая дворец герцогов Фарнезе по заказу нового папы Павла III (Фарнезе), Микеланджело полностью меняет главный фасад здания.
Это было светское здание – Воспитательный дом во Флоренции. Многие римские папы этого периода не были чужды гуманистических идеалов. Среди его ранних построек в Риме следует отметить исполненный грузной силы банк Сан Спирито (1523-1524г), срезанный угол которого с мотивом римской триумфальной арки в верхней глухой части стены – первый пример углового фасада. Однако эстетическая изысканность дворца Ручеллаи так и осталась единственной в своем роде.
В крайне тесной застройки города площади играли роль своеобразных открытых залов. Этой коллегиальностью она оборонялась. Новое искусство книгопечатания размножило бесчисленные альбомы трафаретных «антиков», заменивших отсутствующих профессиональных архитекторов, особенно в странах со стойкой цеховой традицией (Германия, Нидерланды). VI.
Бесчисленные церковные, гражданские и оборонные сооружения XIII—XV вв. Круглый зал находится в центре виллы и имеет верхний световой фонарь под куполом. Однако можно проследить и некоторые общие признаки. Число церковных и королевских заказов в Англии времен Реформации было весьма ограниченно.
После разграбления Рима в 1527–1528 гг. Андреа Палладио в основном работал на севере Италии – в Венеции и Виченце. Именно в этой благоприятной атмосфере и развивалась архитектура «платереско», достигшая расцвета ко второй половине XVI в. Испания справедливо считала ее архитектурой своего национального «возрождения», определяя термином «греко-романо» чуждые ей архитектурные формы итальянского Ренессанса в постройках Карла и тех, кто хотел подражать его фламандскому двору.
Петра в Риме.
Но ратуша в Лувене еще не означала полной исчерпанности готики в нидерландском зодчестве. Браманте построил также палаццо Каприни (так называемый дом Рафаэля), оказавший большое влияние на развитие дворцовой архитектуры.
Фасад церкви, выполненный в несколько переработанном виде Джакомо дела Порто (1575г) предопределил развитие церковных фасадов в эпоху барокко. Строительство собора прерывалось и к 1360 г. его план существенно изменился.
Ремесленное применение итальянских «антиков» к средневековым архитектурным типам муниципальных и гильдейских зданий, к тому же выполненных преимущественно в кирпиче, создает своеобразные композиции по духу своему впрочем все еще средневековые.
С неменьшей выразительностью сказался характер этого времени в архитектуре и прежде всего в жилище, отразившем особенности нового «рыцарства».
Представителем этого периода был Донато Браманте (1444—1514), строго следовавший в возведении зданий классическим принципам. Издававшаяся в то время Хэклюйтом коллекция описаний английских путешествий, этот «прозаический эпос английского народа», знакомила всех с новыми героями дня, чья жизнелюбивая и предприимчивая энергия не только разбивала в прах аскетические идеалы прошлого, но и расширяла безмерно границы реального мира с его красочным многообразием и богатством.
К этому течению следует отнести деятелей созданный еще в 1530гг «Витрувианской академии» Марчелло Червини, Перруци и, прежде всего Виньолу. Именно Брунеллески приписывают открытие закона линейной перспективы, возрождение античных ордеров в архитектуре итальянского Возрождения. Стена насыщенна украшениями, но не перегружена ими.
Прежде всего надо отметить город-крепость Ла-Валетту – столицу мальтийских рыцарей. Однако, часто посаженные окна, обрамленные богатым ренессансным орнаментом, статуи в нишах, пилястры, рустика, нарядный декоративный скульптурой портал в целом подчинены строго ритмичному членению и правильным четким пропорциям (отделка здания, по видимому, принадлежит Петеру Флеттнеру), в 1533-1535 гг. В первой половине XVI в. торгово-промышленные Нидерланды строили еще в основном общественные здания (гильдейские дома, муниципальные здания), куда и оказались перенесенными в первую очередь формы итальянского Ренессанса, воспринимавшиеся и здесь как средство неумеренного декоративного обогащения типа зданий, сложившегося еще в средние века. В конце XV в. вновь возрождается понятие загородной виллы, которая строится как целостный ансамбль.
Хотя первые шаги архитектуры «платереско» связаны с церковными сооружениями, своей наивысшей силы она достигает в светских, преимущественно дворцовых постройках.
Сами архитектурные формы приобрели большую усложненность и прихотливость в духе «пламенеющей» готики.
Естественно, что чем прогрессивнее был господствующий класс как в социально-экономическом, так и в идеологическом плане, тем более «национальным», жизнеспособным и стойким оказывался ведущий архитектурный тип данной страны, тем более свободным и творческим — развитие ее архитектуры. Композиции Палладио всегда исполнены покоя, глубоко уравновешены, «классичны» в своей гармонической цельности. Для облицовки кирпича использовали штукатурку, мрамор, камень. Внезапно рушились стены привычного мира и раскрывшиеся необъятные пространства и красочные цивилизации далекого Востока и Нового Света решительно опровергли каноническое представление о безысходной замкнутости земной «юдоли печали и слез». Во многом они были сходны с более ранними домами.
Уже Франциск 1 издал указ, чтобы застройщики придерживались определенных правил, чтобы улицы были «красивы, широки и прямы». Продолжил строительство собора архитектор и художник Рафаэль Санти. Это прежде всего городские коммунальные постройки, в которых уже заметна меньшая, нежели прежде, зависимость от форм церковного зодчества. Фасад симметричен относительно вертикальной оси. войсками императора Карла V Микеланджело предложили перестроить площадь Капитолия. Благодаря искусству итальянских зодчих архитектура Ренессанса завоевала всю Европу. Резкая сословная дифференциация отмечает в начале XVI в. общественный строй Франции.
Но развитие ренессансной архитектуры происходило неравномерно. VI. Эпоха Возрождения (Ренессанс) в Италии охватывает XV – XVI века. Воззрения бюргера были антагонистичны искусству.
В XIII–XIV вв. Естественно, что, возникая в сельских местностях, эта архитектура была абсолютно свободна от регламентирующего влияния столицы. С другой стороны, Англия и всегда была чужда религиозному фанатизму. Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи.
Над входом размещены рельефы с изображение аллегорий войны и мира. Однако общий характер сооружения был сильно изменен. По проекту Сансовино строят монетный двор, библиотеку и лоджетту.
Пример архитектуры Англии Тюдоров в этом отношении является выдающимся. Менее оригинален он в своем крупнейшем церковном сооружение – цркви Санта Мария дель Кориньяно (начата в 1552 Г), в замысле которой заметно воздействие Микеланджело.
разновременно и своими собственными путями. В городах, подобных Венеции, новые здания отражали местные традиции, хотя использовали также и классический словарь. Помимо собора Св. Великолепный карниз с широким фризом, рустированные углы и портал завершают собой украшение стены, самый простор и спокойствие которой порождают впечатление богатства. Эта деталь широко использовалась в архитектуре домов и общественных зданий.
Собственный архитектурный стиль подчеркивал автономность данной области. Занимая почти целиком одну из сторон главной площади Брюсселя (Гран-палас), ратуша помещена в окружении гильдейских и цеховых домов, узкие дробные по членениям фасады которых подчеркивают ее масштаб. Поиски путей на восток «открыли» английским купцам «Московию», Среднюю Азию, Левант, богатый пушниной север Америки. Сохранился принадлежавший Джонсу экземпляр трактата Палладио «Четыре книги об архитектуре» с его пометками.
до н. э. ) В период Ренессанса соотношение называли «божественной пропорцией», современное название появилось в 1835 г. Соотношение между величинами в золотом сечении составляет постоянное число 1, 6180339887. Фасад дворца украшается яркими декоративными элементами геральдического характера (лилиями фамильного герба Фарнезе).
Стены сословной исключительности дали трещины. Производство шерсти оказывается выгоднее земледелия и овцеводство стремительно вытесняет хлебопашество. «В то время как в Англии и Франции подъем торговли и промышленности привел к объединению интересов в пределах всей страны и тем самым к политической централизации, в Германии этот процесс привел лишь к группировке интересов по провинциям вокруг чисто местных центров и вот таким образом к политической раздробленности. » (Маркс и Энгельс. С другой стороны, суеверие народа приписывало покровительству церкви успехи реконкисты.
В укрепленных воротах Вероны – первоклассных памятниках ренессансной военно-строительной технике – мастер воплотил внушительные образы форпостов могущественного государства и вместе с тем создал торжественные въезды в город (Порта Нуова, Порта Сан Дзено, Порта Ступа). В полную риска погоню за легкой наживой один за другим включаются суконщики и авантюристы, сквайры и бродяги, тем более что жажда обогащения за счет нападений на испанские владения и галеоны оправдывалась патриотическим характером борьбы с «папистской» Испанией. в большей или меньшей степени несет на себе печать Нидерландов. Так, например, Якобо Сансовино (1486–1570) поручили перестройку и достройку здания старых Прокураций. Новый папа Лев X из рода Медичи тяготел к развитию искусств и был в состоянии оценить творчество Рафаэля. Под лоджиями и залом размещены комнаты для хозяйственных надобностей семьи.
Подлинная сила была в руках монопольных «товариществ» из которых со временем разовьются разные заморские «компании», в руках замкнутых ассоциаций дельцов. С исчезновением бургундского герцогства сходят со сцены последние соперники Людовика XI. Бургос, Вальядолид, Сарагоса, Саламанка, Сеговия — эти древние столицы Кастилии особенно богаты дворцами, развивающими композиционные приемы светской архитектуры юга (те же патио, те же глухие внешние стены и аркатуры и т. д. ), но являющимися в то же время примерами самостоятельного стиля, роскошного и капризного. В эпоху Возрождения шедевры архитектуры, живописи, скульптуры стали именными. Первым фасадом в стиле Возрождения можно назвать фасад кафедрального собора Пиенцы (1459 – 1462), приписываемый флорентийскому архитектору Бернардо Гамбарелли (известен под именем Росселлино), возможно, что и Альберти имел отношение к созданию храма.
Образцом декоративного богатства форм может считаться клуатор собора в Эйхштетте. В XVI в. нигде не строили так много, как в Испании, справедливо гордившейся множеством превосходных архитекторов. Такие же точные пропорции были установлены для мелких частей строения. Архитектурный язык Высокого Возрождения стал более монументальным и продуманным. Помимо всего прочего аркады скрывали назначение частей здания.
Ранний период. В области зодчества Милан был необычайно консервативен. Во Франции и Англии новая архитектура вообще возникала, как правило, вне городов.
Здание завершено единым ордерным карнизом. В 40-50гг 16 века, когда церковь и инквизиция относилась еще терпимо к гуманистам, если они развивали свои взгляды в узкой области (филологии и археологии) и не затрагивали общих вопросов мировоззрения, в римском зодчестве наметилось еще одно, «ученое» или «академическое», течение. Соч. VI. 2).
Общий уровень культуры еще оставался низким. Еще продолжалось и завершалось строительство грандиознеых готических соборов, начатых в предшествующее столетие (например, в Ульме). Большинство черт этого типа зданий воплощено в Лонглите и Уоллатон-Холле. На Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро в Монторио (1503) Браманте вдохновили ротонды римских храмов.
Церковь Джезу, построена Виньоло в Риме (1568-1584гг) в качестве главного храма ордена иезуитов, оказала большое влияние на последующие развитие церковной архитектуры и вне Италии. Часто применяются разнообразные башни и выступы стены. Ведущим архитектором раннего ренессанса был Ф. Брунеллески (1377–1446), которого часто называют архитектором нового стиля. Как уже упоминалось, место средневекового демократизма городских коммун заняла откровенная олигархия, превратившая муниципальное самоуправление в ритуальную фикцию.
Дальнейшее развитие архитектуры разделившихся Нидерландов пошло раздвоенным путем и мировоззрение провинций, оставшихся испанскими, противостоит в начале XVII в. мировоззрению Голландии, как Рубенс противостоит Рембрандту. Первой постройкой Джулио Романо была знаменитая вилла Мадама под Римом. Она обильно украшена орнаментом, составленным из масок, трофеев, эмблем, канделябров, различных декоративных мотивов, а также скульптурой. Характер материала (кирпич), типология, коллективность ремесленного исполнения, не говоря уже о разнице в классовой обусловленности и об отсутствии античных воспоминаний, мало способствовали восприятию архитектуры, созданной в абсолютно иных исторических условиях, в качестве целостной тектонической системы имеющей собственные закономерности. Бальдассаре Перуцци (1481-1536г), к которому восходит одно из самых известных сооружений высокого возрождения в Риме, знаменитая своими росписями вилла Фарнезина (1059-1511г), особенно ярко отразил новые тенденции в римской архитектуре. Однако храм построен не был, сохранились лишь эскизы и чертежи.
Помимо виллы Ротонда Палладио в Виченце перестроил здание базилики (рис.
Так, например, возникла «Утопия» гениального Томаса Мора, но и она была написана на непонятной массам латыни и взывала скорее к совести правителей, чем к негодованию масс. Сама площадь Сан Марко приобрела свой окончательный вид после завершения строительства Новых Прокураций (начатый Скамоцы, законченный Лангеной в 17 веке) и торцового корпуса, замкнувшего площадь Сан Марко с запада (построен в начале 19 века). Портал на противоположной стороне двора выходит на обращенную в сад лоджию, перекрытую цилиндрическим сводом, опирающимся на устои, каждый из которых образован четырьмя колоннами. Этот процесс имевший в каждой стране свои особенности, сопровождался как образованием национальных государств на государственно-правовой базе абсолютизма, так и окончательным разложением по национальному признаку былого единства средневековой идеологии.
Усадебная и сельская архитектура елизаветинского времени, будучи архитектурой английского Возрождения иногда своеобразно сочетая приемы народного строительного искусства и древнюю композиционную традицию со ставшими модными «антиками», создала тип жилища, который имел непреходящие достоинства. Свое косвенное влияние городские постройки оказали на строительство феодальных замков. Проза Фруассара и Жуанвилля не знает современного ей эквивалента в других странах. Надо заметить, что отдельные элементы античного зодчества использовались и в Средние века. Первые Тюдоры, стремившиеся к утверждению своих сомнительных прав на престол, добили уцелевшие остатки старой знати законом «о предполагающейся измене» и кровавой процедурой суда Звездной палаты.
Последним из блестящей плеяды североитальянских архитекторов 16 века был Андреа Палладио. Уже в бургундский период, в самом начале XV в. (1402 г. ), была начата постройка одной из лучших нидерландских ратуш готического периода — ратуши в Брюсселе. Когда угасла торговля, экономика страны пришла в упадок. Классические нормы изучались и воссоздавались для того, чтобы служить современным целям. Время Высокого Возрождения в архитектуре в Италии было очень недолгим. Повсюду сносятся хижины крестьян.
Капеллу венчает купол на барабане, здание украшено коринфским портиком с широкой аркой. Все эти процессы происходили постепенно, в течение длительного времени. Папа Лев X заказал Рафаэлю проект дворца для своего брата Джулиано Медичи.
Возведя здание Библиотеки и снеся прилегавшую к ней хаотическую застройку, Сансовино зафиксировал южную сторону площади перед собором Сан Марко, разбил очаровательную Пьяцетту (по –итальянски – маленькую площадь) и связал центр Венеции с водной стихией, раскрыв его на лагуну и на устье главной транспортной артерии – Большого канала. Вот таким образом в Испании объединительным тенденциям короны сопутствовал беспримерный в XV—XVI вв. В силу неравномерности эволюции западноевропейского феодализма и под влиянием местных условий отдельные государственно-политические образования Европы подошли к своему «возрождению» XV—XVI вв.
Вполне закономерно, что именно в Англии, объективно оказавшейся самой передовой из национальных монархий Западной Европы эпохи Возрождения, архитектура отразила всю прогрессивность своего времени не только в типологическом плане, но и в той творческой свободе, которая привела к созданию специфически английских форм и композиций жилища — массового архитектурного типа, принципам которого на протяжении ряда столетий в значительной мере суждено было определять композицию индивидуального дома вообще и загородного в частности. Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти— Базилике ди Сант Андреа в Мантуе. Самым главным сооружением нового стиля стала знаменитая ратуша в Антверпене (19560-1564). Здесь можно обнаружить близость Джулио Романо к маньеристическим тенденциям в архитектуре. VI. 5). Оттуда он распространился на Испанию, Португалию, Далматинское побережье (город-государство Дубровник), Францию, Фландрию и всю остальную Европу.
В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа. Крупнейшим зодчим следующего за Браманте поколение был его земляк Рафаэль. Проектом было предусмотрено возведение двух куполов. Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти – Базилике ди Сант Андреа в Мантуе.
Наиболее ярким представителем стиля ренессанс в Париже можно считать Отель де Билль (парижскую ратушу), но наиболее значительным, конечно же, является Лувр – королевский дворец, возведенный по проекту П. Леско в 1518–1578 гг. с его городской культурой, отмеченной господством цехового строя и тиранией «духа местности», по необходимости делали немецкий Ренессанс бюргерским. Крупнейшими и ведущими архитекторами периода позднего ренессанса были архитекторы А. Палладио (1518–1580) и Д. Виньола (1507–1573).
Западная часть СОБРа уже в эпоху барокко была сильно развита и дополнена своего рода вестибюлем или нартексом, по проекту Карла Модерна (с 1607г) и в окончательном своем виде композиция храма приобрела, таким образом, удлиненную форму. К этому кругу сооружений относиться церковь Санта Мария дела Консалациони в Тодди, начатая Кола де Капрарола в 1508 г (завершена ломбардскими мастерами) и являющая пример великолепного соответствия внешних объемов внутреннему пространству, а также церковь Сан Бьяджо в Мультипульчано, построенная (с1518 г) Антонио да Сангалло старшим. Большое значение получают окруженные галереями и ренессансными колоннами внутренние дворы. Удачно найденный пьедестал и вписанный в овал рисунок замощения площади (восстановлен в соответствии с эскизом Микеланджело в 1940г) содействовали закреплению центра всей композиции.
Архитектура Высокого Возрождения. В отличие от потомственного рыцарства прошлых лет он не унаследовал своего «замка», но построил его сам. Например, город-замок Дуино (ныне во владении князей Турн унд Таксис) вблизи от города Триеста, город-крепость Пальма-Нуово около Венеции (рис. Ярким примером фландрского ренессанса является ратуша города Антверпена (XVI в. ) (рис. Полукруглый купол покоится на высоком барабане.
Именно в Англии, в полном соответствии с «возрождением» личности, центр тяжести архитектурного развития перемещался с монументального строительства на жилищное.
Со вступлением на папский престол Юлия II (1503) центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, папа привлёк к своему двору лучших художников Италии. Во второй половине 16 века в германии выдвигается несколько крупных архитекторов. Однако север Европы беден камнем, а в северных Нидерландах его и вовсе нет.
Созданная нидерландскими мастерами «красная» архитектура справедливо гордится не одним выдающимся памятником. С 1546 г. в течении 18 лет строительство шло быстрыми темпами благодаря Испании, которая вкладывала огромные средства в его строительство. Оживилась строительная деятельность в Париже.
Прежде всего это касалось защиты города. против экспроприированных» (К. 6. 1, VI. 1) по проекту выдающегося итальянского архитектора Филиппо Брунеллески (подробнее см. Однако Браманте при жизни не смог завершить строительство собора. Джакомо Бороццы да Виньоло (1507-1573), учившийся у Перуцци начал с ряда построек в болоньи, занимался археологией в Риме и после поездки в Париж (1541-1543гг) работал для семьи Фарнези в ее многочисленных владениях.
Ордер завершается мощным антаблементом с балюстрадой. Архитектура Возрождения в Италии характеризуется симметрией, пропорциональностью, строгостью ордерных систем. Каждый дворец ощетинивался башнями с бойницами. Здание обычно состояло из трех четко обозначенных этажей, внутри находился дворик.
их масштабной мерой становится человек. Резиденция короля и аристократии, которой он теперь повелевал «по милости божьей», а не как первый среди равных и бесчисленные увеселительные замки, где в основном протекала жизнь дворян, покинувших свои провинциальные поместья, чтобы быть ближе ко двору, служили архитектурным выражением дворянского абсолютизма, в то время как импозантные здания правительственных учреждений, воздвигавшиеся в провинциальных городах, были призваны воспитывать в сердцах французов чувство национальной гордости и веру в нерушимость абсолютистского строя. Причудливые и хрупкие формы архитектуры «платереско», быстро шедшей к расцвету, оказываются вдруг раздавленными тяжелой геометрией форм, рожденных холодной фантазией Филиппа II, враждебного мавританским традициям юга и чуждого проявлениям независимого творчества и жизненной правды. К числу его важнейших построек относится вилла папы Юлия третьего в Риме (вилла Джулия), в которой Виньоло принадлежат, по-видимому, классический яркий фасад и общая композиция, в камерных масштабах использующая некоторые черты неосуществленного Браманте замысла Ватиканского дворцового комплекса.
Более органично принципы готического и ренессансного зодчества объединены в архитектурных формах монументального двора во Дворце правосудия (бывшем дворце епископа) в Льеже (двор сооружен в 1526-1540 гг. ). ниже). Оба они происходят от античных и ранних христианских зданий.
Здесь в творчестве Санмикеле, Сансовино, Палладио и Млесси были найдены новые исторически-перспетивные решения в области градостроительства и архитектуры общественных и жилых сооружений. Массовая иммиграция ремесленников-протестантов, особенно из Нидерландов и Франции, благоприятствовала развитию новых отраслей промышленности и совершенствованию процессов производства. Лучшие постройки этого направления сосредотачиваются в Вестфалии и по нижнему Рейну. Храм Иль-Джезу (рис. Применение кирпича в сочетании с белым камнем сообщает фасаду большую выразительность. В основном сохранялась прежняя планировка города и его главных частей.
Наиболее выдающимся архитектором этого периода стал Донато Браманте (1444–1514). Впоследствии из этой тенденции развился стиль барокко, а затем, в XVIII столетии, стиль рококо. В поисках средств неумеренного декоративного обогащения строители обращаются к альбомам.
Дворец Аренберг в Брюсселе (1548 г. ) — резиденция графа Эгмонта — был также итальянским по своему архитектурному типу. Осуществленный фрагмент (часть центрального круглого двора и одно крыло виллы) свидетельствует об огромном размахе сооружения, органически объединенного с масштабами холмистого склона и подчиняющего полуприродный, полуискусственный пейзаж парка, с которого открывается великолепный вид. 2-е, т. VIII, стр. Благодаря его творчеству основой новой архитектуры снова стали пропорции, ему принадлежит возрождение использования «золотого сечения» в архитектуре, которое позволяло добиться гармонии в архитектурных конструкциях. В 1489 г. в Риме для папы Рафаэля Риарио по проекту Браманте начинают возводить палаццо Канчеллерия (дворец канцелярии).
Сооружались целесообразные по своим функциональным качествам и выразительные по формам постройки хозяйственного назначения, в их числе – городская бойня в Ауксбурге, соляной склад в Любеке, городские укрепления (башенные ворота в Любеке) и многое другое. Этот храм, построенный Браманте. Он преобразил облик городского дворца – палаццо. Очень скоро лесть и клевета покупной учености оказались на службе соперничества «сорока тиранов», сменивших простодушное мужество своих предков на холодный расчет коварства. К началу XVI в. обширное строительство, развернувшееся в Брабанте (Антверпен, Брюссель и др. ) и на севере страны, развивалось в двух направлениях.
виттенбергскими курфюрстами была предпринята постройка замка в Торгау (строитель архитектор Конрад Крепс), в которой проявляется редкого для немецких зданий единство архитектурного массива, центр которого выделяется огромной лестничной башней. Микеланджело также меняет традиционное представление об итальянских палаццо. С ним ассоциировались величие и национальное могущество Испании и над его гробом испанская аристократия, по словам известного бельгийского историка А. Пиренна, «оплакивала собственные мечты, которые он уносил в вечность». 16).
Альберти создал новый тип архитектурного мышления. Говоря об этой эпохе имеют в виду страны христианской культуры. Отныне не происхождение, а имущественный ценз, богатство, подчас случайное, определяет принадлежность к этому деятельному «среднему» классу, который со второй половины XVI в. и является основным носителем строительной инициативы. Такая облицовка имела декоративно-пластическое значение. Которые придают всему здания характер большой живописности и подвижности.
По его проекту пятиугольный в плане феодальный замок, построенный по проекту архитектора А. Сангалло-младшего, был перестроен в изящный загородный дворец, вокруг которого создается целый садово-парковый ансамбль. Фермеры и джентри стали прибегать к найму батраков. Э Тим в значительной мере определялся и характер классовых взаимоотношений.
Да и как можно вообще говорить об этих системах в Италии, если не условно. Архитектурные вкусы стали определяться отныне придворной и феодальной аристократией (с которой старались сблизиться и представители буржуазии, вкладывавшей свои средства в землю), а несколько позднее воинствующей католической церковью.
Он стремился по возможности приспособить старые формы к новому содержанию. Изучение античных образцов вело к усвоению классических элементов архитектуры и орнамента.
Внутренний двор окружен двухъярусной галереей. В период кватроченто были заново открыты и сформулированы нормы классической архитектуры. Наиболее удобную и логичную систему разработал архитектор Виньола. Современник Тюдоров Гаррисон жалуется в своей «Хронологии», что «отныне всякий за себя, а за всех — никто. ».
На Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро в Монторио (1503) Браманте вдохновили ротонды римских храмов. В 1420 г. Брунеллески выиграл городской конкурс. в городах Северной Италии начался важный этап развития торговых и общественных отношений. Двор обращен в сторону обширных поднимающихся по склону садов (впоследствии – сады Боболи), разбивка которых тоже принадлежит Амманати.
Архитектура возрождения в Италии может быть разделена на два основных периода – ранний (XV век) и зрелый (XVI век). Декорированные «голландские» фронтоны украсили многие дома, построенные в это время, особенно в Восточной Англии имевшей тесные связи с Нидерландами. «Каза дель Кордон» в Бургосе, дворец графов Луна в Сарагосе, дворец Монтерей в Саламанке, дом Хуана Браво в Сеговии и многие другие сооружения с неменьшим блеском представляют ранний испанский Ренессанс, чем итальянские палаццо или загородные дворцы французской знати представляют национальное «возрождение» этих стран.
К четырем углам здания примыкают своеобразные башенки — узкие стройные многогранники. Это базилика и церковь или часовня с центричной планировкой. Испанские наместники повелевали Новым Светом, направляя на родину поток золота и серебра. Те же приемы еще более последовательно применены в палаццо Дория-Турси, сооруженном наиболее даровитым из учеников Алеси – архитектором Рокко да Лурага. В пышных и торжественных залах ратуш покорные обычаю «патриции» лишь утверждали то, что уже накануне решили в своих гильдейских или цеховых домах. Алесси строил также виллы, лучшей из которых была вилла Саули (не сохранилась).
Как и в период Тюдоров, строилось мало церковных зданий, но зато было возведено несколько «домов чудес» в стиле короля Якова. Связь с наукой, обращение к античным образам, реализм и жизнеутверждающий пафос сближает его с искусством итальянского возрождения. Кирпичная архитектура северной Германии и Балтики в XIV—XV вв.
Таким образом, палаццо этого периода становятся прототипами будущих общественных зданий. Общая неустойчивость и обнищание практически остановили массовое строительство в первой половине века: строились лишь отдельные дворцы и университетские колледжи, однако именно в это время слагается тип загородного дворца вельможи, где и были впервые применены итальянские декоративные детали. Он был также глубоким исследователем и теоретиком архитектуры его «четыре книги об архитектуре», трактат, содержащий чертежи многочисленных произведений мастера, обмеры и описания античных памятников, стал настольной книгой для архитекторов последующих столетий.
Петра в Ватикане (рис. VI. Его первый архитектурный заказ, полученный от Медичи, — проект фасада для церкви сан Ларенцо во Флоренции (1515г). Уже с XIV в. университеты выходят из своей изолированности на арену идеологической борьбы.
Сельское дворянство быстро набирало силы. Здесь большую роль играли декоративные детали, внешняя отделка поверхности стены.
Два верхних яруса прорезаны множеством двойных арочных окон. 117). Обособленный от континента английский народ в XVI в. быстро пришел к своему национальному самосознанию, главным и настойчивым выразителем которого стал новый «средний» класс, последовательно рвущийся к господству.
Тем самым архитектор подчеркивает единство образа и гармонию. богатые патрицианские дома не несли в себе утверждения индивидуального начала, свойственного итальянским палаццо. В отличие от собора Воспитательный дом строился как филантропическое заведение для сирот на средства гильдии шелкоделов. Единым зальным пространством характеризуются и пристройки к старым храмам – хор церкви святого Лаврентия в Нюрнберге и хор церкви Богоматери в Эсслингене.
Мощный чёткий силуэт купола и теперь царит над городом. Быть может, это объясняется тем, что годы его ученичества в Риме оборвались в самом начале подъема римского зодчества и что со многими его художественными достижениями и приемами мастер ознакомился уже позднее по внеримским работам Сангалло, Джулио Романо и других. Эту гибель архитектуры «платереско», кажется, никто не выразил лучше, чем Дьелафуа: «Коротка была ее жизнь, но она, по крайней мере, не знала упадка. Приземистый одноэтажный (частично с мезонином, то есть с низким полуэтажом, предназначенным для размещения слуг) палаццо, возведенный по периметру обширного квадратного двора и обработанный мощным рустом и дорическим ордером (пилястры снаружи и полуколонны внутри), внешне кажется слишком суровым для увеселительного типа дворца. То нарушение архитектурных канонов, которое у Микеланджело воспринималось как необходимое выражение его глубоких замыслов, у них выглядит как самоцель, как проявление субъективного произвола. VI. 4).
В немецкой архитектуре 16 века в основном можно проследить два течения. Изящнее и легче главный фасад маленького замка в Шантильи. Эволюция аграрных отношений и связанный с нею рост промышленности в Европе XV—XVI вв. Землевладельцы захватывают, обносят изгородями и превращают в выпасы для овец не только общинные земли, но и наделы зависимых мелких держателей, которых в процессе этих «огораживаний» сгоняют с земли.
Здесь, на родине кирпичной готики, ратуши и гильдейские дома представляют собой ведущий тип новой архитектуры. Самое замечательная часть фасада – на половину выступающая из него лестничная башня. Так немецкий гуманизм прямо привел к Реформации. «Материализм — прирожденный сын Великобритании» — пишет К. Маркс (Маркс и Энгельс.
Сооружение венчалось мощным карнизом. Образцы античной культуры сохранились в Византии и после ее разрушения беглецы наводнили Италию. Лучшим образцом зодчества северных Нидерландов может.
VI. 3) и купола собора Санта-Мария дель Фьоре. С развитием письменности развивается общенациональный язык каждого народа. Во Флоренции по проекту Микеланджело осуществлены также интерьеры библиотеки Лауренцианы.
VI. Но едва ли его можно назвать рабом классических форм его стиль определял итальянскую архитектуру на протяжении всего XVI века. Затем в Нидерланды стали приглашать итальянские (или учившиеся в Италии) архитекторы, которые сооружали главным образом дворцовые постройки правителей и дома для знати. С упадком швабских и рейнских городов чахнут первые ростки немецкой национальной культуры.
Некоторые идеи были воплощены в жизнь. Пятнадцатый век был временем кристаллизации национальных государств. Важнейшим его произведением является палаццо Фарнези – величественное 3хэтажное сооружение, гладкие оштукатуренные стены которого (с рустированными углами и порталом) расчленены одними лишь горизонтальными поясами.
Целый ряд таких чисто ренессансных моментов, как четкое деление фасадов, упорядоченность и ритмичность в декорации (не говоря уже об активизирующем орнаменте, колоннах, пилястрах и т. д. ), укореняется ко второй половине века в созданиях многих зодчих. Палаццо Бекилаква в Вероне — характерный пример этих сооружений. Фасад так и остался неосуществленным (сохранились лишь две модели), а начатая в 1520г новая санкристия той же церкви, являвшаяся погребальной капеллой и памятником семьи Медичи, была закончена гораздо скромнее задуманного и лишь много лет спустя были установлены скульптуры, выполненный по проекту Микеланджело интерьер напоминает старую санкристию Брунеллески общим отбором архитектурных средств: остов композиции выделен ордером пилястр из темного камня.
Бедственное положение масс усугублялось систематической порчей монеты и так называемой «революцией цен», которые безудержно росли, в то время как заработок оставался неизменным. Например, отдельные фрагменты античности встречаются в строения периода Каролингского Ренессанса есть они и в так называемый «оттоновский период» в конце 10 в. (это было время культурного подъёма в Германии при императорах Оттонах Саксонской династии). Альберти – энциклопедист-теоретик. VI. 9).
Развитие получила наука, литература искусство. Таким образом, не в Париже, а на берегах любимой Валуа Луары выросла национальная архитектура раннего французского Ренессанса. В таком взгляде на значение итальянских войн есть большая доля преувеличения.
Народу же эти «антики» оставались вовсе чуждыми. Подготовили почву для более решительных изменений. Среди выдающихся северных памятников можно назвать Лоджию дель Консильо (строение муниципалитета) в Вероне.
Вплоть до XX века понятие «маньеризм» имело негативную коннотацию («манерный», «вычурный»), но к настоящему времени термин используется только для описания соответствующего исторического периода и, в общем, нейтрален. В итоге проект собора претерпел изменения. Джакомо дела Порта и получил несколько вытянутые очертания. Только во главе церкви вместо папы итальянца стал национальный монарх. Ко второй половине XVI в. углубляется разрыв между протестантскими странами, олицетворяющими буржуазный национализм и католической церковью, связавшей свою дальнейшую судьбу с судьбами империи Карла V. В условиях быстро приближающегося столкновения этих сил драматическим отречением в пользу сына (1556 г. ) кончается правление Карла V. Империя Габсбургов раздваивается по национальному признаку и в Испании вместо гибкого и умного дельца на престоле оказывается зловещая и скучная фигура Филиппа II, уже национально-испанского монарха, откровенно клерикальная политика которого была прямой противоположностью сложной игре никогда не любившего Испанию Карла V, главы «всемирной империи», место которой теперь занимает испанский абсолютизм и Испания снова чувствует себя оплотом католической церкви.
Его творчество получило свое развитие в Милане, который считался консервативным городом, где сохранились традиции кирпичного строительства и декора из терракоты. Автором этого произведения был утрехтский скульптор Колейн де Ноле. Название стилю дал художник исследователь итальянского искусства, написавший книгу «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев ваятелей и зодчих (1568 г. ) Джордано Вазари. Таким образом, стена приобретает свое первоначальное тектоническое значение. На рубеже 14 — 15вв.
Нидерланды были классической страной ратуш. В 15-16вв.
Расположение колонн и окон передаёт стремление к центру. Архитектурные элементы фасада симметричны, набор тяготеет к античному – наличники с фронтонами на окнах и дверях, пиястры, декоративные барельефы и визуально разделяющие фасад карнизы. Со всех четырех сторон фасада устроены лоджии.
Однако и в их творчестве находят свое отражение черты кризисного мировосприятия. Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них – элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившего вектор развития архитектуры Ренессанса дворцы Риккарди, построенные Микелоццо-Микелоцци, дворцы Строци Бенедетто да-Майяно и С. Кронака, дворцы Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), дворцы Руччеллаи Леона Баттиста Альберти. Впервые такое соотношение было открыто Евклидом (300 гг. Ученик Микеланджело Джорджо Вазари (1511-1574г), автор известных «жизнеописаний», отличался большой свободой обращения с формой. Тем самым он открыл великолепные возможности для организации излюбленных венецианцами празднеств и торжественных церемоний, утверждавших могущество венецианской республики. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре имел двухскорлупную конструкцию.
В эпоху Возрождения продолжилось возведение частных дворцов – палаццо.
Города постоянно враждовали между собой, окружали себя укреплениями.
Примером подобного решения может служить площадь в Гауде. К наиболее известным из них принадлежит портал Старого монетного двора в Дордрехте, который восходит к итальянским образцам, монументальный камин в Зале эшевенов ратуши в Брюгге (1528-1531) работы мастера Ланселота Блонделя и камин Зала совета в городе Кампене (1543-1545), также в изобилии украшенный скульптурой, но отличающийся большим изяществом и чистотой стиля. VI. Вплоть до XX века понятие «маньеризм» имело негативную коннотацию («манерный», «вычурный»), но к настоящему времени термин используется только для описания соответствующего исторического периода и, в общем, нейтрален. Виллу так оставили недостроенной, эксплуатировали только достроенную её часть.
Первой работой Браманте стала в 1479 г. реставрация церкви Санта Мария прессо Сан Сатино (Santa Maria presso San Satiro) в Милане. Таким образом, Брунеллески возродил в архитектуре Возрождения в Италии античные традиции, взяв их за основу при создании нового типа зодчества. Неоспоримо первенствующее место парижского университета в средневековой схоластике. К счастью, гений Микеланджело мы можем оценить и по другим его произведениям.
Здания приобретают монументальный, величественный облик. Напряжение реконкисты осталось позади. Так, появляется сводчатое перекрытие над всем нефом.
Выдающимся памятником этого периода является ратуша города Падерборна. Соч. изд. От эпохи Античности ренессанс перенял логичную ордерную систему.
Образцы, близкие к своим идеалам, они видели в античности. В знаменито Гейдельбергском замке дается особенно яркое воплощение этого стиля. Благодаря учению Лютера бюргер обретал внутреннюю свободу ибо для своего «спасения» не нуждался больше в посредничестве церкви. По сторонам центральной лоджии вдоль всего фасада тянутся неглубокие галереи, устроенные, по видимому, для наблюдения за конными состязаниями (эти состязания проводились в саду, отделенном от здания бассейном).
Образцом ренессансного искусства является собор в Павии. Он предложил считать главным мерилом («модулем») ордеров длину радиуса нижней части ствола колонны. Таков, например, прославленный Альбрехтсбург в Мейсене, резиденция курфюрстов Саксонских, который высится наподобие непреступного замка над крутым берегом Эльбы, а с другой стороны, видимой с равнины, он раскрывается как фасад княжеского дворца нового типа.
под наблюдением Матье Лайенского — «главного мастера каменных дел города», — это здание, как и ратуша в Брюгге, лишена башни — древнего символа теперь уже навсегда утраченных гражданских свобод. Второй ярус фасада Лоджии инкрустированный мрамором золотисто — желтых оттенков. Внутри здание ратуши подверглось перестройке.
Важнейшее значение для становления английской нации имела реформация. Поздний ренессанс в основном проявил себя в городах Северной Италии, таких как Венеция, Виченца, в загородных имениях венецианской аристократии. Въездные ворота в Анэ уподоблены массивной трехпролетной триумфальной арке. Большое внимание уделялось созданию силуэтов зданий и поражающих воображение перспектив.
Только после того как в 1537 г. Сансовино завершит создание целостного архитектурного ансамбля площади Сан-Марко, в венецианской архитектуре наступит коренной перелом. Кроме этого в проектах предусматривалось наличие нескольких рыночных площадей. Каждая из этих построек чрезвычайно индивидуальна, хотя и следует некоему общему идеалу. Тогда ренессанс считали стилем «подражающим античному».
Но облик Венеции создают не только уникальные сооружения. В 15 и даже в 16 вв.
Подлинным представителем английского Возрождения был не Фрэнсис Бэкон, втайне переводивший свои сочинения на латинский язык, дабы «спасти их от неминуемого забвения», а те овцеводы и стяжатели, пираты и театралы игроки и фальстафы, для которых он писал эти сочинения по-английски. Подобным североитальянским путем развивалась и архитектура Венеции. Ратуша в Лувене, вероятно, вершина того, что вообще создала готика в гражданском зодчестве. В пределах этих государств складывается внутренний рынок.
Эту теорию идеального храма развивал архитектор Леон Батиста Альберти. Впервые после античности ремесленную эмпирику вытесняла «ученая» архитектура, стремившаяся построить свои конструктивно-художественные принципы на прочном научно-теоретическом основании. Хотя готика была в основном созданием мастеров Иль-де-Франса, в XIII в. ее не рассматривали как национальную архитектуру Франции и термин «opus francigenum» подразумевал место ее происхождения, а не национальный характер. Диттерлейн имел много учеников и пользовался большой известностью. Донато де Анжело Браманте (Bramante, 1444-1514 гг. ) – один из наиболее известных мастеров итальянской архитектуры высокого Возрождения. Убедившись в выгоде городского хозяйства, абсолютизм становится на путь искусственного градостроительства, нередко планируя свои «новые города» в полном пренебрежении к реальным условиям их хозяйственной жизни.
Своеобразный контраст к брюссельской ратуше представляет знаменитая ратуша в Лувенне (1448-1463), строителем которой был главный мастер каменных дел города Лувена Матье де Лайен. Условно архитектуру стиля ренессанс можно разделить на три основных периода: ранний ренессанс (середина – конец XV в. ), высокий ренессанс (первая половина XVI в. ) и поздний ренессанс (середина – вторая половина XVI в. ).
Контрастные противопоставления родственных по формам, но различных по пропорциям церкви и крохотной, однако пластически выразительной, крупномасштабной по своим деталям часовне наглядно подчеркивает особенности каждого из этих сооружений. Тем не менее к XVI в. во многих местностях Италии появились здания в стиле Высокого Возрождения, вдохновленного классическими примерами. Такое сочетание придает зданиям величественность и монументальность. Каждый дворянин в организации своего быта повторял в соответствующем масштабе схему организации королевского двора челядь заменяла свиту, разорительный этикет — дворцовый церемониал, а пространственная структура загородных замков с их анфиладным расположением парадных помещений напоминала королевский дворец.
В отличие от немецкого французское дворянство никогда не было «невежественным» — рыцарская культура Прованса, позволяющая в известном смысле говорить о французском «Ренессансе» еще в XIII в. превратилась в наследственную традицию французского дворянства. Например, Палладио одним ордером объединял два верхних этажа, а позже стал создавать многоэтажные палаццо, украшенные колоссальными ордерами, которые поднимались от основания здания до карниза. В Англии в начале XVII в. можно говорить о стиле Якова, отчасти обязанного своим появлением массовому найму иностранных резчиков и мастеровых (в особенности – из Нидерландов). VI. 6).
Национальное дело Кастилии становилось делом церкви.
Браманте обратился к античным источникам и возродил центрический тип храмового здания. в той или иной мере несет на себе отпечаток ее воздействия. По-другому, как известно, этот период – Эпоха Возрождения.
Со вступлением на папский престол Юлия II (1503) центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, папа привлёк к своему двору лучших художников Италии. Начало новой эпохи в архитектуре связывают с именем Филиппо Брунеллески (1377-1446). Отдельные элементы идеального города были воплощены и за границами Италии.
В 1494 г. Микеланджело получил заказ на строительство во Флоренции церкви Сан Лоренцо. Место Нюрнберга и Аугсбурга занимают Любек и Данциг (Гданьск) — богатые центры вненационального Ганзейского союза с его торговыми интересами, часто прямо противоположными целям национального единения.
Торговля и ремесло горожан, ставших «королевскими», призваны теперь работать на абсолютизм. По сравнению с былой отсталостью это возрождение кажется еще более ослепительным. В центре площади возвышается конная статуя императора Марка Аврелия (прижизненное изображение римского императора).
Именно в многочисленных гильдейских домах Антверпена и Гента, Брюгге и Брюсселя, а не в типологически устаревших ратушах следует искать примеры национального архитектурного стиля нидерландского Возрождения. В каждой стране Европы были собственные черты и особенности строительства. Однако будущее страны уже было решено, когда непобедимая Армада католической Испании, олицетворявшей силы реакции и средневековья, оказалась разбитой у английских берегов (1588 г. ). В конце XV в., с приходом к власти Тюдоров, этот процесс ускоряется.
Это и называется маньеризмом. Эпоха Возрождения – блестящий этап в развитие французской культуры и искусства. Используя остатки ранее существовавших сооружений (палаццо Сенаторов, построенного в середине века на остатках римского Табуллария и палаццо Консерваторов), а также античную скульптуру, Микеланджело создал здесь один из самых выдающихся градостроительных ансамблей эпохи возрождения.
На Пиренейском полуострове семивековая «реконкиста» помогла кастильской короне объединить испанский народ. Возникшее на этой почве всеобщее для Европы «возрождение» XV—XVI вв. Написанный Серлио трактат «Архитектура», первая иллюстрированная книга, сыграл важную роль в распространении знаний об архитектуре Высокого Возрождения Италии.
Явно политический характер английского протестантизма имел и экономические корни: англичане, по словам современника, «презирали папу, турка и дьявола, но может быть больше всего папу, который отдал азиатскую Индию португальцам, а Вест-Индию — Испании». В строительном деле средневековая традиция этого времени (клюнийская, цистерцианская) могла в частностях меняться под воздействием всесильного в средние века «духа местности», но ее основные планировочные, конструктивные и композиционные принципы повсюду оставались неизменными. В основном заказчики дворцов желали во внешнем облике сооружения подчеркнуть величие своего рода и личное могущество.
Наиболее интересен палаццо дель Те, расположенный вблизи города. Формы ее слагались независимо от каких-либо канонов. Таким образом, в отличие от Севера в Италии, к тому же относительно богатой монументальными сооружениями светского характера, архитектура и религиозная идеология развивались в значительно меньшей зависимости одна от другой. Фасады этого дворца построены по принципу членения их на три яруса. Только непосредственное изучение законов природы наряду с возродившейся верой человека в собственные силы смогло обеспечить революционный скачок, который прервал тысячелетний застой теоретической науки такими открытиями независимой мысли, как механика Леонардо да Винчи.
Метопы украшены эмблемами папского достоинства. Ренессансная архитектура Северной Италии была более нарядной и прихотливой.
Аналогичные сдвиги совершались в культуре и в мировоззрении: пробуждалось и возрастало самосознание человека, росли его интерес к изучению реальной действительности, желание обладать научными знаниями, потребность найти свое место в мире шло постепенное обмирщение науки и искусства, освобождение их от вековой власти церкви. В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа. Например, подобным палаццо можно считать дворец Строцци (1489–1504), построенный по проекту архитектора Джулиано да Сангалло (рис. Там же, где ведущими типами оказывались все еще средневековые ратуши и гильдейские дома (Нидерланды, Германия), она лишь продолжала градостроительную инерцию предшествующей эпохи. Браманте воспроизвел круглую форму римского храма с колоннадой вокруг целлы.
Здесь рано возникают капиталистические отношения.
Вилла Мадама в Риме начатая Рафаэлем для кардинала Джулио Медичи (в последствии ставшего папой Климентом седьмым), позволяет оценить его вклад также и в эту область архитектуры. Искусство Древнего Рима легло в основу художественной культуры того периода. В 1419 году он получил заказ, в котором мог воплотить свои новые архитектурные идеи. Это был юридический акт, оставивший старый ритуал и иерархию почти без изменений. Кроме того, в здании библиотеки должен был располагаться государственный архив. Генуэзские палаццо отличаются большей живописностью своего облика, деференцированности объемов и пространственной сложностью нежели дворцы Тосканы и Рима.
Классические нормы изучались и воссоздавались для того, чтобы служить современным целям. Элементы античности можно заметить и в готическом зодчестве Германии. В XVI в. центром итальянский архитектуры становится Рим.
Во второй половине 15 века во Флоренции строится много дворцов городской знати. Другим выдающимся мастером североитальянского зодчества был Микеле Санмикеле (1484-1539). Ряд домов в которых можно отметить черты нидерландского воздействия, сохранились также в Висморе, где работало несколько нидерландских архитекторов и Вестфалии (группа вестфальских замков). И лишенный «холода языческих форм», легко связуемый как с традиционной готикой севера страны, так и с южной по происхождению архитектурой «мудехар», не противоречивший основным конструктивным, композиционным и декоративным традициям страны, «платереско» имел все основания вылиться в завершенную, общенациональную архитектуру времени величия и возрождения объединенной Испании.
Два главных архитектора того времени строили церкви обоих типов. Особенности социальной структуры немецкого общества XV—XVI вв. Архитектура этого периода характеризуется простотой и спокойствием объемов, форм и ритма. VI. 8). Гармоничная классическая архитектура Иниго Джонса (1573-1652 гг. ) сильно отличалась от ограниченного в основном декором стиля Возрождения, который был характерен для английской архитектуры XVI в. Джонс сам побывал в Италии и в деталях изучил архитектуру Ренессанса, в особенности работы Андреа Палладио. изд.
С 1514 г. Рафаэль руководил проектом возведения собора Святого Петра. Рука об руку с обогащением шло дальнейшее открытие мира на воде и на суше. Все размеры ордеров определяются с помощью модуля. Пытливая критика и безошибочное чувство реальности еще в период господства схоластики отличали английскую мысль (Роджер Бэкон, Дунс Скотт).
Окончание виллы Виньоло предоставил Вазари, Амманати и др. В этом в архитектуре Возрождения проявляются наследие готических приемов архитектуры и соображения экономии (можно не переживать о том, как выглядят скрытые от зрителя боковые фасады). В этом небольшом скромном здании ощущаются простота и сила.
Издание альбома рисунков «Здания современного Рима или Сборник дворцов, домов, церквей, монастырей и других наиболее значительных общественных сооружений Рима» (фр. difices de Rome moderne ou Recueil des palais, maisons, glises, couvents, et autres monuments publics et particuliers les plus remarquables de la ville de Rome), опубликованное Полем Ле Таруиллом в 1840 вызвало рост всеобщего интереса к периоду Возрождения. Сооруженное в 1448—1463 гг. С кристаллизацией дворянской монархии совпал быстрый рост благосостояния страны. Архитектура Нидерландов восприняла итальянские влияния рано и своеобразно. Особо интересен венецианский монетный двор, который возводился как символ устойчивости государства и денежной единицы – цехина, который чеканился тогда в Венеции, но был тогдашней мировой валютой (аналогом евро и доллара) (рис.
В архитектуре его последних сооружений – таких, как палаццо ди Джустиция в Мантуе, фасад которого расчленен огромными гермами — пилястрами и корпус (так называемая Каваллериция) в Мантуанском замке Гонзаго (1538-1539) с его изображенном в штукатурке грубой рустикой и вынесенными на консолях витыми колоннами, — проявилось стремление мастера к многообразию и чрезмерному богатству форм, к созданию нарочито оригинальных, преувеличенно динамических композиций. Среди сооружений этого типа в 15- 16 веках известны сохранившиеся в городе Мехельне (Малине) Дом цеха рыбаков (архитектор Ромбоутс Кельдерманс, умер в 1531 г. ) и Дом лосося (1530). Вместе с тем искусство ренессанса во Франции носило глубоко своеобразный характер. Если для поколения Браманте это наследие являлось источником закономерностей, познание которых открывало путь для коренной переработке форм и дальнейшего глубокого и своеобразного развития зодчества, то для Палладио та же античность явилась также идеалом, который он пытался оживить, приспособив к требованиям своих заказчиков и к условиям своего времени.
Все считается дозволенным и позорная торговля неграми возникает именно в это время. Капелла увенчана куполом с фонарем. Новый классический стиль начинает проникать в здания общественного характера.
Он творил в Ферраре, Флоренции, Римини и других городах Италии. 13) является классическим примером возрождения в архитектуре понятия композиций. Изучение античного наследия становится более основательным, оно воспроизводится более последовательно и строго реликты средневековья исчезают искусство полностью базируется на классических принципах. Во дворе он заложил аркады второго этажа и, обработав стены третьего яруса наложенными друг на друга пилястрами (прием, получивший широкое распространение в архитектуре барокко), придал ей особенно выразительную пластику и напряженность. Петра гению Микеланджело принадлежат реализованные проекты площади Капитолия с дворцами. Эстетика Возрождения обратила взор человека к природе.
Однако эта победа была достигнута «ученой» архитектурой не без борьбы со стихийным формотворчеством в недрах слагавшихся национальных государств, в которое в каждой стране по-своему вовлекались и заимствуемые итальянские формы. Только непосредственные контакты с Востоком в XII—XIII вв. Здание окружено колоннадой тосканского ордера. общий облик нидерландских городов еще не обнаруживал принципиальных отличий от облика средневековых городов этой страны. В этой капелле впервые стали проявляться тенденции архитектурного стиля маньеризм (поздний ренессанс) (рис.
Он победил, так как предложил возвести купол на октагонс без коренных лесов и тем самым снизил стоимость и трудозатраты. Гуманисты ренессанса боролись с церковь и с аскетизмом средневековья.
По существу. 15). Наружные фасады генуэзских дворцов сочетают в себе пышность с легкостью и стройность. Золотое сечение – это математическое понятие, в архитектуре означает соотношение между двумя величинами (одной большей по размеру, другой – меньшей), заключенными в общей величине.
Богатый и сильно развитый скульптурный фриз и балюстрада увенчанная скульптурами, помогают верхнему карнизу объединить оба этажа в единую архитектурную композицию, непревзойденную по праздничному великолепию и торжественности. 142). Он следовал стилю Высокого Возрождения, который в самой Италии уже вытеснялся барокко. Другие мастера стали искать иные пути в своем творчестве. Нижний этаж ратуши решен в виде арочной галереи — мотив. Самым замечательным плодом сотрудничества архитектора и скульптора был новый фасад Лувра. Представителем этого периода был Донато Браманте (1444 – 1514), строго следовавший в возведении зданий классическим принципам.
Главное содержание перемен – изменение мировоззрения. Членения фасада с помощью ордерных систем сделаны более выразительными. Во Флоренции в 1420 г. архитектор Филиппо Брунеллески начал возводить купол собора Санта Мария дель Фиоре, в 1421 г. он перестраивает Сан-Лоренцо и работает над возведением капеллы – Старой Сакристии.
План базилики происходил от римских залов собраний.
Например, в проекте города Пальма-Нуово (арх. В своей работе «Крестьянская война в Германии» Энгельс так характеризует общественную жизнь Германии к началу 16 в. : «. В то время как повсюду зрели предпосылки победы светского миросозерцания, в Испании, бывшей в период арабского владычества колыбелью положительных наук и свободы совести, церковь рукой дворянства, фанатичного и замкнутого в своей сословной исключительности, уже душила мысль и волю народа.
Эта политика требовала воплощения в новом сооружении могущество католической церкви. По прямому требованию любимого царедворца Карла V и будущего первого фактического правителя Нидерландов кардинала Гранвеллы его дворец был выстроен в итальянском духе фламандскими архитекторами Себастьяном и Якобом ван Нойен. Но прошло несколько веков и непреходящие ценности древней Эллады вернулись в Европу. Правда. а также Дом гильдии стрелков в Антверпене.
Архитектура Возрождения в Италии прошла полный этап развития – от раннего до позднего, создавшего предпосылки для появления нового стиля – барокко. Необычайно высокая эстетическая культура ощущается в Венеции повсеместно. Его наиболее видное произведение – дворцовый фасад палаццо Питти во Флоренции (начат около 1560г) – несет в себе явные черты маньеризма. В. Скамоцци) было запроектировано сразу четыре рыночных площади – для оптовой торговли, для розничной, для биржевой, для сенной.
Интересно, что первым ренессансным зданием Флоренции стал комплекс Воспитательного дома (приют для детей-сирот), спроектированный Брунеллески в 1421 г. (рис. Во второй половине XV в. здесь работали архитекторы П. Ломбардо и М. Кодуччи. Самые значительные из архитектурных работ Бюллана — замки Экуан и Шантельи.
Их устройство отвечало новому порядку литургии и функциональным требованиям. Естественно, что колыбелью этого переворота оказались города, бурное развитие которых способствовало появлению нового человека, деятельного, трезвого, узнавшего цену времени и материальных благ, цену жизни. Главный вход во двор (внешне более скромный, чем боковой северный портик с тремя арками) расположен по оси ансамбля и повторяет в уменьшенном виде трехнефный въезд римского палаццо Фарнезе. Она стала образцом нового архитектурного стиля. Альбомы новых «итальянских» образцов, в большом числе издававшиеся в это время именно в Нидерландах, предназначались для ремесленников.
Считаться здание городских весов в Алькмаре (1582), созданное в период освоения новых форм ренессансного зодчества и потому сооруженное уже с использованием классических архитектурных форм. Немногочисленные здания в чистом стиле Кватроченто выстроены в Риме и его окрестностях в основном по проектам Донато дАнжело Браманте (1444-1514). Значение этого периода было огромно.