Но несмотря на трагическую историю, византийская архитектура оказала огромное влияние на строительное искусство всего христианского мира, в том числе Древней Руси.
В основании купола прорезаны 40 арочных окон, через которые струится свет. Константинополь не только в значительной мере восстановил политическое господство над Западом — то, что он стал столицей искусства также не вызывало сомнений. Тут же неподалеку располагался университет, основанный в 425 году и библиотека.
Культура крупных городов, близких Константинополю монастырей и монастырских центров (Дере-Агзы) сохраняла заветы архитектуры юстиниановской эпохи, оказавшиеся в целом чуждыми эпохе кризиса VII – VIII вв. В храмах в Майафаркине и Куманин-Джами VI в. в Аталии он справедливо видит переплетение традиций столичной архитектуры и архитектуры мартириев (Krautheimer R. Op. Церкви, рынки, театры, водопроводы, фонтаны. Пространство со всех сторон нарастает по направлению к венчающему куполу. Купольная базилика собора Софии Константинопольской совмещала в себе особенности структуры выдающихся римских сооружений — базилики Константина и Пантеона, тем не менее общие размеры собора Софии существенно превышают их, а конструктивная основа значительно отличается от прототипов. Государственный строй и государственные учреждения Византии развились из античных греко-римских учреждений.
представлена главным образом рельефными иконами и декоративной резьбой, отличающейся богатством орнаментов как античного, так и восточного происхождения (алтарные преграды, капители, покрытые нарядным кружевом узоров). Создана четко взаимодействующая система купольного и полу купольных пространств, сливающихся в одно огромное пространство главного нефа площадью 1970 м2 (площадь зала Пантеона 961 кв. Наиболее значительным среди греческих была малоазийская Никейская империя, чьи государи возглавили борьбу за воссоздание Византии. С трех сторон средняя часть храма окружена двухъярусным обходом, поднимающимся до уровня пят центральных арок. Византийская архитектура оказала сильное влияние на формирование последующей архитектуры. и др. ).
В церкви Санта Мария ин Козмедин в западной части храма есть хоры – элемент, постепенно ставший важной частью храма. Все части квадратного плана перекрыты сводами. Сначала Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода (недалеко от Киева). Апостолов, св. Характерны колоннады, занимающие весь уличный фасад дворца. Короткий поздневизантийский период характеризуется довольно существенными изменениями в архитектуре.
Krautheimer R. Op. Позднее в самой Византии и странах испытавших влияние ее архитектуры, этот технический прием даст начало декоративной обработке фасадов фигурной кирпичной кладкой, чередующимися светлыми и темными полосами облицовок. Таким образом, в Италии, кроме упомянутых нами равеннских церквей, носят на себе отпечаток византийского стиля некоторые храмы Сицилии (собор Монреале, Палатинская капелла и Марторана в Палермо, Мессинский собор), собор св. Таков, например, Покровский собор (Василий Блаженный) в Москве.
М., 1911, т. II, с. 212. ). Полукупола подпираются еще более низкими полукуполами экседр. Цельные стволы колонн имеют энтазис, сложную базу с классическими профилями и конструктивно целесообразную форму капители с плоской резьбой, подчеркивающей цельность блока. Примером здания того же типа была знаменитая церковь св. Резные капители колонн сохранили следы позолоты. Также дошедшей до нас постройкой является дворец Сан-Марко в Венеции.
План расчленен четырьмя промежуточными столбами (5, 3 7, 5м) на девять частей, так что центральный неф стал трехчастным. Прием этот будет подхвачен и развит романской и готической архитектурой Европы. Церковный интерьер — символическое изображение вселенной. Купола и своды покрывались черепицей или свинцовыми листами. На противоположной стене изображена императрица Феодора со своими придворными дамами. Wien, 1932 Restle M. Ephesos. - «Reallexikon zur byzantinischen Kunst».
В 658 году до н. э. Структура постройки обозрима внутри здания и наглядно отражена в его внешнем облике. В первой на поверхности металла делались с помощью резца углубления соответственно рисунку и в эти углубления насыпался порошок цветного стекловидного вещества, которое потом сплавлялось на огне и приставало прочно к металлу во второй рисунок на металле обозначался приклеенной к нему проволокой и пространства между получившихся перегородок заполнялись стекловидным веществом, получавшим потом гладкую поверхность и прикреплявшимся к металлу вместе с проволокой посредством плавления. Образцом византийского эмальерного дела является знаменитая Pala doro (золотой алтарь).
В алтаре размещался престол – возвышение, на котором проходило таинство евхаристии – пресуществление Святых Даров (превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы). В Филиппи в Македонии сохранились известные ранее под турецким названием Диреклер остатки купольной базилики второй половины VI в. (рисунок 006). Крупные крестовокупольные храмы могли иметь несколько куполов. Восемь общественных и 153 частных бани, 20 общественных и 120 частных хлебопекарен. Для облегчения веса в кладку сводов вводились пористые каменные породы, в частности пемза. В восточном и западном направлениях распор погашается полукуполами.
Своды делались из кирпича или камня. Назначение внутреннего обхода было таким же, как в столичных зданиях он вмещал зрителей.
Церковь Сан Витале в Равенне (526–547гг. ), с ее расходящимися из центра по радиусам апсидой и семью экседрами, сыграла существенную роль в становлении преимущественно купольного характера византийской архитектуры, хотя ни в ней, ни в церкви св. Наконец, к восточной стороне храма пристраивалась полукруглая апсида для алтаря, а к западной— притвор (нартекс). С окончанием «никейского изгнания» и возвращением империи в Константинополь (1261) начинается последний период существования Византии, называемый по имени правящей династии Палеологовским (1261-1453). – период консерватизма.
Собор Сан – Марко в Венеции объединяет в одном здании пять крестово – купольных систем. Они членят внутреннее пространство храма на центральную часть и окружающий её обход. Из Проконеза доставляли белоснежный мрамор из Каристоса — светло-зеленый из Ясоса — бело-красный из Фригии — розовый с прожилками. Объемы каждого из малых полукуполов служат своеобразными «контрфорсами» по отношению к объемам больших полукуполов. Византийские строители давали себе возможность обойтись без сооружения кружал (рисунок 025), являвшегося в их глазах такой же всего лишь вспомогательной работой, как, например, битье щебня.
Илии, св. Она вдвое меньше собора и расположена параллельно его северной стороне.
Церковь в Эсре в Сирии (515 г. ) построена на 12 лет раньше церкви Сергия и Вакха и является произведением, в котором суммированы достижения архитекторов предыдущего периода в области создания центрических построек. Особое значение приобретает купол на четырех или восьми опорах. Это говорит о том, что знаменитый строитель не мог не знать и других сочинений замечательного александрийского ученого, тем более что сам Евтокий цитирует в комментариях к Архимеду геронову «Механику». Сложнее обстояло дело с вопросом о расчете сводов. Сводчатые здания очень больших размеров были хорошо известны Анфимию и Исидору.
Порфировые тетрархиЧетыре тетрарха – скульптурная композиция из тёмно-красного порфира (тёмно-красная, пурпурная горная порода), вмонтированная в южный фасад венецианского собора Сан-Марко. Небольшая церковь (ширина центрального нефа 6, 66 м) является вариантом трехнефной купольной базилики.
Два из них находятся над нартексом, третий – над южной частью церкви. В IX–X вв. – период Палеологовского Ренессанса. Самый купол возникает и как бы строится во времени на глазах у зрителя он постепенно развивается из полукуполов.
Тем не менее, был сохранен купол и сохранился вносимый им в здание элемент центричности. Такая пестрая картина очень характерна для переходного времени. Высота Софийского собора 55, 6 м, диаметр купола 31 м. Церковь Святой Ирины в Константинополе (Стамбул)Представляет новый для VI в. тип базилики в форме креста. Например, такие книги как Гольдштейн А. Ф. Если вначале между раннехристианским и византийским искусством было действительно трудно провести разделяющую их границу, то к началу правления Юстиниана (527-565гг. ) положение изменилось. Наряду с куполами и цилиндрическими сводами были широко распространены крестовые своды.
Это система опирания купола на отдельно стоящие четыре опоры с помощью парусного свода. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке. См также: Василий Великий. Своды делались из кирпича или камня.
Византия сберегла в темную пору Средних веков античные предания и технические приемы, облегчившие потом первые шаги искусству эпохи Возрождения. Купол был уже известен в языческом Риме, равно как и на Востоке (напр. Воевал в Британии, где в городе Йорке солдаты провозгласили его правителем.
Однако бетонная техника не была воспринята в Византии стены обычно складывались из кирпича или тесаного камня и также из кирпича с каменными прокладками или из камня с прокладками из кирпича. и имеющий форму креста с единственной главой над средним пространством. Форма аркады — конструктивна.
Они образовывали сплошные ряды колонн, которые обрамляли улицу с двух сторон. Предназначенные для народа боковые нефы похожи на дворцовые залы. Новые идейно-художественные задачи возникли в средние века при строительстве храмов. Однако несмотря на грандиозные размеры, архитектурные формы не подавляют человека. Плоские плитки его имеют квадратную форму в 70 см.
Распор купола в продольном направлении воспринимается грандиозными полукуполами глубиной около 14 м., подпирающими конструкцию основного купола с востока и с запада. Христианские храмы всем своим обликом должны были напоминать об ином мире. Его пропорции вертикальнее, неширокие поверхности внутренних стен расчленены карнизом, нишами, прорезаны двухарочными с колонкой посередине окнами и между основным помещением и нартек-сом – тройной аркадой. Интерьеры отличались богатством форм и отделки.
cit., p. 228-230 Schulz H. -J. Форма аркады -- конструктивна. Полукупола подпираются еще более низкими полукуполами экседр.
на Балканах было построено немало церквей. В дальнейшем архитектура Византии лишь развивала варианты этого типа. Архитектурные сооружения не были перегружены декоративными элементами. Главный неф с востока всегда завершается полукруглой или граненой экседрой – апсидой. Почти все более крупные постройки Константинополя конца XIII в. и XIV-XV вв. В XI веке на Константинополь двинулись крестоносцы.
Такая кладка с широкими розовыми полосами раствора и слоями кирпича (иногда – рядами камня) получила название византийской. С другой стороны, Византии приходилось вступать в разнообразные культурные контакты с народами, стоявшими на несколько более низкой стадии развития (византийцы называли их варварами). Здесь расцвели науки, литература искусство.
В поздневизантийское время были пристроены кельи, переделанные из северного нефа, нартекс, эксонартекс и особая церковная пристройка с юга в виде очень удлиненного нефа, заканчивающегося апсидой. Один только её восточный фасад был открыт целиком : апсида была видна доверху. в основном повторяет старые типы (изящные церкви Фетхие и МоллаГюрани в Константинополе, XIV в. обнесенная галереей церковь Апостолов в Салониках, 32–35 гг. ). представлена главным образом рельефными иконами и декоративной резьбой, отличающейся богатством орнаментов как античного, так и восточного происхождения (алтарные преграды, капители, покрытые нарядным кружевом узоров). Вот таким образом в архитектурной форме купола заключено по преимуществу гуманистическое содержание.
Harmondsworth, Middlesex, 1975, p. 251-348 Mango C. Byzantine Architecture. В раннехристианскую эпоху пол в храме украшали выложенными из камней узорами. Решением византийских зодчих стало срезание углов параллелепипеда таким образом, что верхние части его стен приняли дугообразную форму купол стал покоиться на вершинах этих четырёх дуг и связываться с нижней частью сооружения сферическими треугольными поверхностями, лежащими между этими дугами и похожими на надутые снизу треугольные паруса (отсюда— название этого архитектурного элемента).
Первые перемены демонстрирует церковь Марии в Эфесе (VI в. ) (Hormann H., Keil J. Forschungen in Ephesos, IV, 1. XI в. – высшая точка расцвета византийского искусства. 1081-1185 гг.
Каждый из полукуполов опирается на три арки, за которыми находятся перекрытые куполами двухэтажные полукруглые колоннады. Южная церковь была первоначально большим пятинефным крестовокупольным зданием. росписи храмов начинают приводить в систему. Иначе: церковь есть земное небо, в котором живет и пребывает пренебесный бог.
Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы. Плодотворную роль сыграла Византия и в развитии художественной культуры Древней Руси. Резная скульптурная обработка стен воспринимается как легкий рельефный рисунок, не разрушающий плоскости стены. Когда храм превратили в мечеть, мозаики были уничтожены, т. к.
Софии в Константинополе, задуманный как идеологический центр огромной империи, должен был своим великолепием затмить римский Пантеон. Только на амвон и хоры был потрачен годовой доход от Египта.
Они соединены арками с пилонами, воспринимающими распор купола в поперечном направлении. Особенностью южной церкви является, кроме того, нартекс, открытый наружу тройным проемом, со вставленными в проемы мраморными обрамленьями. Имеются упоминания о церкви такого типа в Газе (разрушена в 402). Диль «Основные проблемы византийской империи»). Византийская художественная культура стала родоначальницей некоторых национальных культур, в том числе, например, древнерусской культуры. Византийская империя (Византия) сформировалась в 395 г. в результате окончательного раздела Римской империи после смерти императора Феодосия I на западную и восточную части.
Архитектурный тип северной церкви представляет собой промежуточный вариант между пятинефной и трехнефной крестовокупольными постройками. Софийский собор (Стамбул)Бывший православный собор, впоследствии – мечеть, в настоящее время – музей всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. В то время, когда посол лежал, распростершись (согласно этикету) перед троном, отдавая почести владыке Византии император вместе с троном возносился кверху, а затем спускался уже в другом одеянии. Амвон был очень крупным сооружением. Такая кладка с широкими розовыми полосами раствора и слоями кирпича (иногда – рядами камня) получила название византийской.
Четыре полукупольных столба выложены особо тщательно из отесанных блоков крепкого известняка. Перекрытия — по большей части сводчатые иногда сочетавшиеся с деревянными конструкциями. Парус имеет форму сферического треугольника, вершиной опущенного вниз. В 1935году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. плиты, обращает на себя внимание меньшая толщина по сравнению с римским.
Кольцо снаружи подкреплено сорока небольшими контрфорсами. Хотя здесь существуют хоры и (по плану) тройные аркады, все же центральный неф выглядит суровым и замкнутым, прорезанные в стенах небольшие арки не в состоянии «развеществить» оболочку, дать движение пространству и преодолеть обособленность ячеек. Таким способом римляне получали жестко-плотный состав жирности 1:3.
Позднее севернее алтаря стали устраивать жертвенник (также с престолом, но меньшего размера), а южнее – дьяконник – помещение для хранения богослужебных сосудов и одежд. Апостолов в Константинополе, в том виде, как ее расширил император Юстиниан в 6 веке. Огромный купол Софии создает очень сильный распор.
Световое решение композиции также подчеркивало значение сферических форм, особенно купола. Именно в Византии получили свое дальнейшее развитие такие высшие достижения строительной техники античного Рима, как своды больших пролетов, включая купола и погашение распора сводов средней части здания сводами боковых частей. Оконные проемы чаще всего увенчаны аркой (или арками) и снабжены решетками или каменными плитами с крупными отверстиями.
Это есть практическая философия или иначе, деятельное бого-мудрие. римский император Септимий Север после трехлетней осады взял Византию и разрушил ее, но вскоре по его же приказу город был восстановлен. Вплотную к стенам примыкают кельи монахов.
Более массивная, чем в римских колоннах, она получает форму опрокинутого полушара с усеченными сторонами. Подкупольные арки сложены из кирпичей очень крупного размера.
Известь выжигали из чистого известняка, свободного от глинистых примесей.
Это было место пересечения двух основных торговых путей античности и средних веков : западно-восточного сухопутного пути, соединявшего Европу с Азией и северо-южного морского пути (так называемого из варяг в греки), который связывал Скандинавию со Средиземным морем. Единство целого обусловлено господством в здании купола. Однако во время мятежа 532 года она вновь была сожжена. В полной мере искусство Византии было оценено лишь в начале ХIX в. Главными строителями Собора Святой Софии были Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Поздний период византийского искусства совпал с готикой и по времени и по стилевой направленности.
София просуществовала до завоевания Константинополя турками (в 1453г. ), которые обратили её в свою главную мечеть, закрыв мозаичные изображения на её стенах штукатуркой, уничтожив в ней престол, алтарную преграду и прочие принадлежности христианского богослужения и обезобразив её наружность разными пристройками. На строительстве его работали 10 000 человек. Архитектура Византии свидетельствовала об изменении религиозных воззрений.
Софии землетрясение повредило создание Анфимия и Исидора, в особенности купол здание подпёрли контрфорсами, от которых оно утратило свой прежний вид, купол же сложили вновь, причём сделали его более возвышенным.
Beyrouth, 1928, 13, p. 113 sqq. Lief. Византийская эпоха была временем, когда массовый труд, преимущественно не квалифицированный рабский труд утратил ту исключительную роль, которую он играл в хозяйстве античного мира. В церкви Успения в Никее (Schmit Т. Die Koimesiskirche von Nikaia. Монастыри огораживались крепостными сооружениями, внутри которых располагались жилые и хозяйственные постройки монахов, большая трапезная, а доминирующим зданием была — церковь.
Это позволяет датировать обе церкви, к которым часовня была пристроена. Известнейшим архитектором, работавшим в псевдовизантийском стиле был В. А. Косяков.
Византийской архитектурой был решен целый ряд технических и конструктивных проблем. Переходом между ними служат угловые ниши. Различие между ними усиливалось и характером изображений, украшавших те и другие храмы. Ажурные колоннады связывают его со всеми окружающими соседними помещениями. Быстросхватывающийся цементый раствор позволял возводить своды и купола.
Это вызвало камерность в архитектуре (предназначенной для узкого круга людей) и, как следствие, уменьшение масштаба строительства в целом и размеров отдельных зданий. Перекрытия — по большей части сводчатые иногда сочетавшиеся с деревянными конструкциями. Многие храмы строились в подражание Софийскому собору. Сам Юстиниан, как покровитель искусств, не знал себе равных со времён Константина.
Подкупольное пространство удлинено глубокими западной и восточной арками (которые в более поздних памятниках превратятся в рукава креста). Одна из первых известных нам подобных построек – церковь Архангелов в Сиге (побережье Мраморного моря), датируемая VIII в (. При этом их архитектура отличалась рядом особенностей от столичных культовых построек.
Объемы каждого из малых полукуполов служат своеобразными «контрфорсами» по отношению к объемам больших полукуполов. Создана четко взаимодействующая система купольного и полукупольных пространств, сливающихся в одно огромное пространство главного нефа площадью 1970 м2 (площадь зала Пантеона 961 м2). Достичь сразу такого абсолютного видения невозможно. Входили в храм через атрий и нартекс.
Взаимное уравновешивание сводов -- одно из выдающихся достижений византийской архитектуры. Она была церковью при общественном центре столицы и патриаршим храмом. Venezia, 1908, p. 29. ).
Для коробовых сводов этот прием был с древних времен разработан в Египте (рисунок 023), а для куполов – в III в. в Персии (рисунок 024). М., 1971, т. 3, ч. 1, с. 488. ). В 1847-1849 их открыл и отреставрировал Фоссати, но затем их снова покрыли штукатуркой. Подобная система постройки применялась преимущественно в храмах, представлявших в общем плане соединение пяти квадратов в виде равноконечного (так называемого греческого) креста: над средним квадратом находился купол, в боковых квадратах— открывающиеся в это среднее пространство ниши квадраты же, занимающие собой промежутки между оконечностями креста, представляли придаточные части, обыкновенно более низкие, чем сам крест. Двухэтажный обход, как и в Софии, поднимается до уровня пят центральных арок.
Георгия в Баргале (также побережье Мраморного моря) VIII в. (Aleksova В., Mango С. Bargala: a Preliminary Report. - DOP, 1971, 25, p. 265-282. ). города испытали самый сильный упадок. В эту систему входят два больших полукупола и пять малых.
N. Y., 1976, p. 151-193 см. Сравнение Софии и Пантеона вскрывает коренное отличие между ними в трактовке купола. Особенности феодального строя сказались и на его архитектуре.
выше), отличаясь лишь явной вытянутостью плана.
Купольные сооружения стали ведущими в византийской храмовой архитектуре с VI в. В это время завершается формирование основных церковных обрядов, в первую очередь литургии. Кровля была покрыта свинцовыми листами. Отпечаток византийского стиля носят на себе храмы Сицилии (собор Монреале, Марторана, Палатинская капелла), Венеции (собор Святого Марка), некоторых городов Германии (капелла при Ахенском соборе), Франции (церковь Святого Фронта). Архитектурная идея кажется принципиально той же, что и в Каср-ибн-Вардане. Сергия и Вакха не применялись паруса. Монастыри возникали в местах уединения отшельников, где на основе относительно разрозненных построек постепенно зарождалась обитель – место пребывания религиозной общины.
Такова же роль последних по отношению к куполу. 16 м) (Kalligas M. Die Hagia Sophia von Thessalonike.
Из них сохранились мозаики с изображением Иоанна Златоуста, Игнатия Богоносца и четырёх других святителей. отцов и учителей. Шатер возвышался над уровнем хор. В полной мере искусство Византии было оценено лишь в начале ХIXв. По мере роста монастыря образовывалось нечто подобное небольшому городу.
Известь изготовляли на ячменной воде, в цемент добавляли масло. 10, Sp. Причиной обвала была неправильная форма конструктивной системы. подушкообразную капитель (пульван или пульвино), которую отличали большая выразительность и разнообразие вариантов. Церковь Сергия и Вакха в Константинополе (527 г. ) представляет собой центрическую композицию на восьми устоях, основа которой – сильно развитое подкупольное пространство. В основном это были храмовые сооружения. Главной его особенностью являлся купол для покрытия средней части здания (центрально-купольная система).
Наружная поверхность стен обычно не штукатурилась. Эта простая конструкция стала основой храмовой архитектуры Европы. Пространство стало более текучим и соседние части сообщаются друг с другом. Мощные столбы спрятаны в очертаниях стен, как бы растворены, невидимы. При сооружении собора Св.
Полукупола прекрасно связали базилику и купол. cit, p. 161-165. ). Современник, соотечественник и ученик одного их строителей Софии Константинопольской Исидора из Милета, математик Евтокий Аскалонский, комментатор Архимеда и Апполлония, сообщает, что его учитель был автором комментария к книге Герона Александрийского «О конструировании арок».
Композиция в целом оказывается сложной, как бы трехсоставной – крестово-купольная ячейка, двухъярусный обход (хоры над боковыми нефами сломаны в XI в. ) и трехчаст-ный алтарь. Иногда уширенные ветви креста делались большей, чем прочие нефы, высоты. По мнению Шуази, перекрытая куполом восьмигранная церковь св. в основном повторяет старые типы (изящные церкви Фетхие и Молла-Гюрани в Константинополе, 14 в. обнесённая галереей церковь Апостолов в Салониках, 1312—15).
440 г. ). В восточном и западном направлениях распор погашается полукуполами. Этот процесс долгое время считали именно тем историческим движением, которое привело к созданию крестово-ку-польного храма. В VI – VII вв. В стенах раствор укладывался горизонтальными слоями толщиной в несколько сантиметров.
Преобладание кирпича наблюдается в Константинополе уже в кладке ипподрома. Феодора, там же имеющую всего один купол и на несколько церквей в Салониках: Пресв. 25 м, высота рукавов креста – ок.
С этим сочетаются эффекты цвета. Влияние византийской архитектуры на развитие зодчества Восточной и Западной Европы было очень велико и до сих пор оно еще не достаточно оценено. Сравнительно тонкие стены храма (1, 1–1, 5 м) выложены из кирпича с широкими слоями цемяночного раствора. Византийские базилики отличаются простотой плана: к основному прямоугольному объему с восточной стороны примыкает полукруглая алтарная апсида, перекрытая полукуполом (конхой), которой предшествует поперечный неф-трансепт (поперечный неф или несколько нефов, пересекающих продольный объем в крестообразных по плану зданиях).
Развитие первых двух типов попадает на ранневизантийский период. Нет точных данных о том, как уменьшилось за это время количество государственных рабов. Если рассмотреть историю развития архитектуры Византии, то можно выделить три основных периода: ранневизантийский (V-VIII. вв. ), средневизантийский (VIII-XIII вв. ) и поздневизантийский (XII-XV вв. ).
Образно говоря, купол Софии выглядит парящим в воздухе, как будто он подвешен на цепи к небу. Много необычного было в строительстве этого собора. Такова, например, церковь св. Для такой техники кирпичная плинфа была наиболее подходящим материалом. По сути дела, мы находимся на пути превращения центрального ядра в трехнефное, но решительного шага здесь еще не сделано. продолжала состоять из множества народов, входивших в состав империи.
Иногда перечисленные предметы отличались особенной роскошью, – например, в соборе св. Поперечная ось выделяется и вписанными в арки тройными аркадами. Над собором трудилось ежедневно по 10000 рабочих. Это возможно лишь тогда, когда человек сумеет совсем отстраниться от влияния мира чувственного, до конца погрузившись в созерцание мира духовного («Озаряясь божественным и безмерным светом, он бесчувствен ко всему сотворенному, подобно как и чувственное око не видит звезд, при воссиянии солнца» (Максим Исповедник.
Внутри сохранилась предалтарная преграда и мозаики. К нартексу примыкал открывавшийся широкими арочными проемами на запад эксонартекс. Монументальные сооружения в основном возводились из кирпича, который скреплялся раствором.
Сравнительно тонкие кирпичные «оболочки» этих форм обладают прекрасной пространственной жесткостью. Этими двумя постройками были базилика Максенция и Пантеон.
Скульптура в Византийской империи не получила особого развития, т. к. В конце XIX— начале XXвеков в храмовой архитектуре России был распространён так называемый «псевдовизантийский стиль», являющийся повторением зодчества древней Византии. В Софии они применены лишь в самых ответственных местах. В нижних частях столбов между блоками имеются тонкие швы раствора. Рим, Афины, Эфес прислали колонны, которые и сейчас вызывают восхищение. Особенностью здания является асимметричное расположение трех малых куполов по отношению к главному куполу.
В X в. купол Софии после землетрясения был сильно поврежден. Взаимное уравновешивание сводов — одно из выдающихся достижений византийской архитектуры. Константин становится единоличным правителем гигантской Римской империи. В первой половине VII в. Византийская империя выдержала натиск Ирана, армии которого отрезали от нее огромные территории к югу и востоку Средиземного моря. Абсолютно иная конструкция применена византийскими строителями акведука в Бургасе (рисунок 022), где полуарки служат консолями массивных пилонов, соприкасающимися друг с другом без всякой взаимной нагрузки. Благодаря парусам достигнута плавность перехода от прямоугольной нижней части центрального нефа к окружности купола, которая так соответствует ритму экседр (доказаны случаи более раннего применения парусов, однако они относятся к постройкам очень небольших размеров и крайне незначительным в архитектурном отношении). Если отсутствие сводов делает эти памятники ближе к сирийским постройкам, то в церкви св. Своды делались из кирпича или камня.
Стены, как правило, украшали фресками, мозаичной живописью или мраморными плитами. Кирпич имел вид тонкой, около 5 см, широкой пластины – плинфы. Это находит соответствие и в грузности остальных форм. О вере. - В кн. : Творения.
Грузинское искусство и Русское искусство).
При этом сохраняется цельный характер интерьера и его обозримость с любой точки. В опирании купола на квадратное основание нередко использовался восточный прием – тромпы.
Самая схема ее плана была расплывчатой. Существовало и обратное влияние – на византийских стройках работали армянские, сирийские, сербские, арабские архитекторы. С одной стороны, эта близость явилась причиной проникновения в культуру Византии, Армении, Грузии и славянских стран ряда восточных элементов. Перекрытия -- по большей части сводчатые иногда сочетавшиеся с деревянными конструкциями.
cit, p. 302-304 Mango С. Op. Мистические обряды литургии и их порядок считались отражением «служения небесного» (Писания св. Нефы отделялись друг от друга рядами колонн.
Архитектуру Греции, этого периода времени, можно отметить своеобразным зданием церкви в Арте (рисунок 019). Византийцы первые удачным образом разрешили задачу помещения купола над основанием квадратного и вообще четырёхугольного плана, а именно посредством так называемых парусов или пандантивов.
Все четыре элемента декора столь тесно сопряжены между собой, что анализ каждого из них в отдельности не может дать общей картины. Эта высшая красота понималась «как простая, как благая, как начало всякого совершенства», она «абсолютно чужда всякого разнообразия» (Писания св. Пять боен. Тита в Гортине см. : Ge-rola L. Monuinenti veneti nellisolo Greta. Проблема давно привлекала внимание исследователей, ей посвящена обширная литература.
Павел Силенциарий, современник Юстиниана I, образно говорит, что купол Софии выглядит парящим в воздухе, как будто он подвешен на цепи к небу. Средняя часть предназначена для культовых процессий и церемоний. Формы византийской архитектуры были заимствованы у античной архитектуры. VIII-начало IX вв.
cit, p. 306-309 Mango C. Op. В IV веке император Константин построил в Константинополе базилику (небольшую церковь прямоугольной формы) и назвал ее церковью Святой Софии. Византийская империя доживала свои последние дни. Луки в Фокиде, Греция (обе 11 в. ).
В восточных областях империи, богатых карьерами известняков и туфа, применялась кладка из тесаных камней на растворе (Сирия, Закавказье). Из церквей в провинциях Византийской империи особенного внимания заслуживает Кафоликон (то есть собор) в Афинах, сооружённый в VIII или в IXв.
Одновременно с этим конха апсиды включена в систему полукуполов. Она была церковью при общественном центре столицы и патриаршим храмом. Купольная базилика была задумана как главный городской собор. С Востока грозил еще новый враг – турки. Император Константин стремился, чтобы новая столица превзошла красотой и великолепием Рим.
Можно утверждать, что около 400 г. в Малой Азии чередование камня и кирпича в кладке стен было широко распространено. Юстиниан не жалел никаких денег и сам каждый день посещал стройку.
Вот таким образом Византия занимала в истории средних веков значительное и заслуженное место» (Ш.
Типы сооружений Собор св. Софии, но видоизменяли её план и основные формы с большой находчивостью. В этом заключалась основная предпосылка появления купола над серединой главного нефа.
Уже в XI – XII вв. – период Македонского Возрождения.
На территории Греции развился тип храма с куполом на тромпах (храм Католикон в монастыре Хосиос Лукас, 11 в. и др. ). cit, p. 172-174. ). Стены возводились из камня, а перекрытия были деревянными. Помещение боковых алтарей свободно переходят в центральную часть. – В кн. : Византия.
В опирании купола на квадратное основание нередко использовался восточный прием — тромпы. София просуществовала до завоевания Константинополя турками (в 1453г. ), которые обратили её в свою главную мечеть, закрыв мозаичные изображения на её стенах штукатуркой, уничтожив в ней престол, алтарную преграду и прочие принадлежности христианского культа и обезобразив её наружность разными пристройками. Фрески подчеркнуто символичны. отцов и учителей. Закладка его состоялась 23 февраля 533 года., т. I, с. 336-339, 363, 406-407. ).
Этим он подводится к высшей ступени – непосредственному общению с божеством, состоянию «обожения». Наиболее существенными были особенности, связанные с появлением и развитием купола и центрической архитектурной системы. При возведении куполов кладка велась отдельными кольцами с наклонными рядами кирпича.
В отличие от дворца Диоклетиана в Салоне (совр. Концепция пространственного развития отвечала религиозной символике вознесения к небу и эта идея часто поддерживалась живописными сюжетами: в куполе изображался Пантократор (Вседержитель), на парусах – четыре апостола-евангелиста и т. д. Одним из ранних примеров крестово-купольной композиции может служить церковь в Константинополе (середина IX в. ) именуемая по названию мусульманской мечети Кален-дер-Джами, устроенной в ней в настоящее время. Станькова Я., Пехар И. «Тысячилетнее развитие архитектуры» – книга дает обзор развития архитектуры и градостроительства.
Византия IХ – XIII вв. Сравнительно тонкие кирпичные оболочки этих форм обладают прекрасной пространственной жесткостью. Они назвали его Византией по имени своего вождя Византа (или Визаса). Внутренний объём храма традиционно не разделяется пилонами или крестовыми сводами, образуя таким образом единый церковный зал, создающий ощущение просторности и способный вмещать несколько тысяч человек. 5 м), весьма продуманное в своей структуре и изящное по декорации. К концу 562 г. новый купол опять засиял над храмом.
Тайноводство, гл. Многие исследователи отмечают несовершенство конструктивного решения Софии. Купол был уже известен в языческом Риме, равно как и на Востоке (например в Сирии), но в большинстве случаев помещался на круглом основании если же основание было квадратное или многогранное, то между ним и куполом не существовало надлежащей органической связи.
В середине 9—12 вв., в период расцвета искусства Византии, тип храма, с куполом на «барабане», утвердился окончательно. Уделяется больше внимания декоративной обработке фасадов аркатурными поясами, ложными проемами, пилястрами.
Она не стояла изолированно, а была окружена множеством разнообразных зданий и дворов. Это свидетельствует о том, что связи с Константинополем и в дальнейшем не нарушались.
Возведение сводчатых перекрытий над цистернами было хорошей школой мастерства для византийских строителей. От жилых домов простых византийцев остались лишь незначительные следы. Согласно Максиму Исповеднику (Максим Исповедник.
Расположенная на крутом склоне, она имеет резко различную высоту северного и южного фасадов, аркады превратились в окна, обход – в пристройки (неоднократно перестраивавшиеся). При превращении церквей в мечети турки уничтожали целые части зданий и прибавляли новые. Присутствующие могли заглянуть в него лишь периодически, когда открывались врата.
Все доходы империи за пять лет не покрыли расходов на сооружение храма. Храмы строились в основном из камня иногда использовали цветной мрамор. Большая часть этих цветущих областей была навсегда потеряна для Византии. Восемь столбов несут купол.
Таким образом, римский стиль включался в архитектуру христианских базилик. Главную его особенность составляет употребление купола для покрытия средней части здания (центрально-купольная система). Классическим выражением античной концепции является римский акведук в Ниме, где распор 20-и и 25-метровых полуциркульных арок уравновешивается действием арок, рядом стоящих, а разрушение хотя бы одного пролета тот час ставит под угрозу соседние пролеты (рисунок 021). Это время возрождения эллинистических традиций. Более динамичные интерьеры приближаются в этом отношении к Софии в Константинополе. Он должен был изображать небесный свод, увенчивающий землю — центральную часть интерьера. В области алтаря стена выдавалась полукруглыми выступами – абсидами (апсидами), крытыми полукуполами – конхами.
Отдельные части интерьера всегда были органически связаны в одно компактное целое. Основания сферических треугольников парусов в сумме образуют окружность и распределяют нагрузку купола по периметру арок. Внутри византийских храмов вокруг среднего подкупольного пространства, за исключением алтарной стороны, шла галерея типа хоров (верхняя открытая галерея или балкон внутри церкви, обычно на уровне второго этажа в парадном зале. В западноевропейских храмах на хорах обычно размещаются музыканты, певчие, орган. Над этими окнами открывается сплошное застекление под полуциркульной кривой свода, так что свет свободно вливается в интерьер.
выше). Система сферических поверхностей -- купол, паруса, полукупола и конхи (от греч. Константинопольская София была главным зданием всей Византийской империи. Вопрос о причинах появления и развития купола имеет несколько ответов. Вследствие этого строительство здесь было незначительным по объему. Ближе всего к константинопольским дворцам были наиболее богатые дворцы Венеции.
Таким образом, в изображении человека акцент делается на глазах как «зеркале души» в то время как плоть перестает выглядеть реалистично в связи с тем, что мастера намеренно избегали использования изобразительных элементов для придания ему объема. 1037–1050 перестроен) с цилиндрическими сводами и тремя апсидами с восточной стороны. Характерной чертой византийского стиля можно считать и окна, выполненные, как правило, в виде вертикальной высокой арки. Главной дошедшей до нас постройки ХП в. является замечательный комплекс трех слитых воедино церквей монастыря Пантократора (рисунок 012). В Мистре строятся церкви, объединяющие в себе базилику и крестово-купольный храм (двухъярусная церковь монастыря Пантанасса, 428 г. ).
В них хранились и переписывались книги, велись хроники (летописи), содержались школы. cit., p. 174 Morganstern J. The Byzantine Church at Dereagzi.
Сложилась законченная, гармонически целостная система соподчиненных пространств, развивающихся от малых ячеек более узких нефов к единому и доминирующему пространству подкупольного креста и от него – к вертикали центрального пространства, завершенного куполом. Взаимное уравновешивание сводов — одно из выдающихся достижений византийской архитектуры. Дионисия Ареопагита о Небесной Иерархии.
Богородицы, св. Однако это были последние крупные военные успехи централизованной монархии. Р. Краутхаймер считает подобный крестово-купольный храм детищем юстиниановской эпохи, допуская, что он мог сформироваться с равным успехом и на периферии (ибо только здесь и сохранились памятники) и в самом Константинополе. Внутри стоит саркофаг, в котором, по преданию, покоятся останки Константина (римского императора). После завоевания Константинополя в 1453 г. церковь не была переделана в мечеть и значительных изменений в её внешнем виде не было произведено. Такова же роль последних по отношению к куполу.
Уменьшение диаметров сводов облегчает их возведение и удешевляет строительство. В 9—10 вв. Филиппа в Афинах (сохранился только фундамент) и церковь в Каламбаке (обе 6 в., с деревянными стропилами в качестве перекрытий), св. Собор был сооружен Юстинианом в 532—537 гг.
В зависимости от формы экседры колоннады в плане или прямые или дугообразные. М., 1973, с. 64-77. ). Они соединены арками с пилонами, воспринимающими распор купола в поперечном направлении.
Официально переименован в Стамбул в 1930 г. I-III вв. Господствуют бледно-розовые и дополняющие их бледно-зелёные оттенки. Часто апсиды замыкают и другие нефы. Последняя в настоящее время не всегда возможна. Это изображение императорского триумфа датируется первой половиной VI в., а император обычно отождествляется с Анастасием I или, что более вероятно, Юстинианом I. Были развиты резное дело, обработка металлов из которых исполнялись выбивные или литые рельефные произведения. Существовал и ещё один вид работ (agemina): на медной поверхности дверей или других плоскостей делался лишь слегка углублённый контур, который выкладывался другим металлом, серебром или золотом. С запада к нему примыкают нартекс с лестничными башнями и экзонартекс, с востока – трехчастная алтарная часть, состоящая из апсид и примыкающих к ним ячеек.
Поскольку основой византийского стиля и культуры являлась христианская религия, на первый план выходит не физическая красота и привлекательность тела, а красота души. VI в. ), в это время Византия была могущественной державой, которая покорила многие страны, такие как: Греция, Малая Азия, Италия, Адриатика. Божество мыслится человекоподобным: оно является развитием образа древневосточного царя. Используемая узорная кирпичная кладка придавала зданиям особую фактуру. Его влияние ощущается в ряде романских церквей, например в соборе в Перигё (Франция).
cit,, p. 172. ) столетиями служила местом массового паломничества. В нем много толченой черепицы, пропущенной через сито с отверстиями 1. 5 см. Входная стена была украшена деисусом. 500 г. ) в Равенне изменился не столь радикально.
росписи храмов приводятся в стройную систему. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Церковь монастыря Хора представляет собой перестройку более раннего здания. СПб., 1817, с. 6, 108).
Восемь столбов несут купол. Мраморные плиты облицовки стен и мрамор колонн тонко подобраны. София представляла собой здание, в котором широкие народные массы, стекавшиеся в собор с улиц и площадей столицы, встречались с высшей аристократией и чиновничеством империи во главе с императором и патриархом, выходившими из соседнего Большого дворца. София Константинопольская (532 – 537 гг. ), самый сложный и прекрасный вариант подобного сооружения, главный храм империи, воплотила художественные и идейные устремления эпохи с наибольшей полнотой.
Софии в Константинополе и в более поздних постройках с планом в виде четырехлистника (квадрифолия). Рядом с ним, то же изолированно, находится довольно большая трапезная монахов. Сорок поставленных близко друг к другу окон в основании купола делают его особенно легким и воздушным.
В тектонике интерьера здания важную роль играют аркады на колоннах. Южная церковь была первоначально большим пятинефным крестовокупольным зданием. Огромное подкупольное пространство стало средоточием Софийского собора. Якобсон А. Л.
Вместе с тем они выполняют существенную роль в масштабности интерьера, связывая грандиозные формы с размерами человека. правления). Они были вынуждены наладить собственное кирпичное производство.
Марка. Базиликальный тип был распространен повсеместно – как в многоколонных, с деревянными перекрытиями раннехристианских церквах, так и в различных примерах собственно римской базилики, своды которой покоились на широко расставленных массивных столбах и подпирались поперечными цилиндрическими сводами боковых нефов, как в базилике Максенция – Константина в Риме (307-312). cit, p. 306-309 Mango C. Op.
В люнетах (поле стены, ограниченное аркой и её опорами в форме полукруга или сегмента круга и горизонталью снизу, располагающееся над дверями или окнами. ) на боковых стенах помещены полуфигуры двенадцати апостолов и четырёх святых константинопольских патриархов периода иконоборчества: Германа, Тарасия, Никифора и Мефодия. Центральную купольную часть ограничивают стенами. История византийской архитектуры распадается на семь периодов: созревание (395–527), ранневизантийское архитектурное экспериментирование в Италии, Египте, Сирии, Малой Азии и Македонии первый расцвет (527–726), эпоха политического могущества и активного строительства иконоборчество (726–867), время внутренних беспорядков, политической нестабильности и упадка строительства второй расцвет (867–1204), новая фаза могущества власти и размаха строительства Латинская империя (1204–1261), период национальной катастрофы, утраты независимости, полной остановки строительства возрождение (1261–1453), время упадка внешнего могущества и величественного культурного расцвета, когда строительство велось главным образом на Балканах эпоха производных стилей (с 1453 до настоящего времени), наступившая с падением Византийской империи, после которого, однако, влияние ее архитектурного стиля сохранялось в России, на Балканах и в регионах с сильным исламским влиянием. Их можно легко расширить в стороны и вглубь без утраты органического единства, так что в этом смысле они представляют собой единственное серьезное отступление от византийской концепции храма исходящей из замкнутой структуры с установленным объемом. Они членят внутреннее пространство храма на центральную часть и окружающий ее обход.
Когда открываются более значительные куски наружных стен, выступает их ажурный характер. Правление императоров династии Комнины. 1261-1453 гг. Статуя была изготовлена в первой половине IV в. и являлась частью константинопольского Филадельфейона (одна из важнейших городских площадей Константинополя), построенного рядом с колонной Константина (современная площадь Чемберлиташ). Известен Диптих Барберини – византийское изделие из слоновой кости, выполненное в античном стиле. Превращение «великого входа» в особо торжественный момент литургии заставило думать о выделении среднего пространства церквей, увенчании его куполом (Krautheimer R. Op.
Так, в соборе Сан Марко в Венеции (Х-ХI вв. ) пять куполов на парусах. К первому периоду создания мозаичного украшения относятся изображения в сводчатом помещении в юго-западном углу над южным вестибюлем собора.
cit, p. 258-259. ), где центральное пространство завершалось пирамидальной деревянной кровлей на квадратном основании – барабане. Церковная архитектура XIV–XV вв. Эти встречи сопровождались сложными театрализованными церемониями религиозного характера. Во время одного из походов они разгромили город и разграбили все церкви. Столь удачно применённый к ней купол стал темой, на которую разыгрывались разнообразные вариации и в самом Константинополе вскоре после св.
Василия Великого. 10 м, общая длина и ширина – 42 и 35 м, высота ок.
Ступенчатая структура и богатая пластика образованы в основном конструктивными элементами: куполом, полукружными арками, диагональными экседрами, устоями, арками на колоннах и т. п. Церковь имеет сходство с Минерва Медика и Сан Стефано Ротондо в Риме, а также с храмом Гроба Господня в Иерусалиме (освящен в 335г). Однако о потере рабским трудом своего прежнего значения красноречиво говорит законодательство, в частности запрещение императором Константином (IV в. ) казнить рабов и отделять путем продажи детей от родителей, братьев от сестер, мужей от жен. I – IV. - Там же, с. 300-318), здание церкви есть: 1) «образ и подобие божие», 2) «образ мира, состоящего из существ видимых и невидимых», 3) «образ чувственного мира в отдельности», 4) «символический образ человека», 5) «подобие души, рассматриваемой в самой себе». Это базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Стиль памятника выглядит скорее провинциальным, хотя большой масштаб и оригинальность сложной композиции говорят о каком-то намеренном восстановлении традиций VI в. Особую сложность интерьеру придает неопределенность трактовки основных опор.
В 404 году эта базилика сгорела, но в 415 году Феодосий-младший отстроил ее заново. представлена главным образом рельефными иконами и декоративной резьбой, отличающейся богатством орнаментов как античного, так и восточного происхождения (алтарные преграды, капители, покрытые нарядным кружевом узоров). В константинопольской архитектуре и в архитектуре других крупнейших городов византийского мира наблюдается тенденция к сложным динамическим интерьерам, к преобладанию их над наружными массами здания, к расчленённым, даже подчас раздробленным объёмам и их связи с городской застройкой.
Скульптура IX–XII вв. Тонкие стенки между ребрами внизу прорезаны проемами высотой 4, 6 м и шириной 1, 5 м. Паруса, заключенные между подпружными арками, выложены из кирпича. Buchwald II. особенно важным явилась идея церкви как микрокосма, объединяющего обе сферы – небесную в земную или, говоря иначе, «церковь есть земное небо».
Грандиозные храмы Сан Пауло Фуори ле Мура (386 г. н. э. ) и Санта Мария Маджоре в Риме несмотря на перестройки последующих эпох являют собой примеры раннехристианских базилик. Основными средствами выразительности служили сами конструктивные элементы -- купола, своды, аркады (ряд одинаковых арок, опирающихся на колонны или столбы), ясно читаемые в интерьере с подчеркнуто выявленными поверхностями без лишней пластики и декоративной перегрузки. м). См. : Платон. Культурное наследие Византии трудно переоценить. В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75, 6м длины и 68, 4м ширины), образующий три корабля: средний— широкий, боковые— более узкие. в честь В. Н. Лазарева.
Производственные и жилые сооружения того времени сохранились в очень небольшом количестве. В строительстве храмов использовался плоский кирпич, который укладывался на растворе. Над юго-западным углом здания турки надстроили минарет. Эта средняя часть регулировала прочие части сооружения.
Спустя два столетия Константинополь становиться самым большим и богатым городом мира. С разделом христианской церкви на католическую (западную) и православную (восточную) в 1054 г. и углублением различий в церковных церемониях в Западной Европе наибольшее распространение получают базилика и купольная базилика, а на востоке, в том числе и в России, – крестовокупольный храм.
Иными стали представления о мире: неабсолютному, преходящему материальному миру, окружающему человека, противопоставлялся иной мир, совершенный и вечный, обитателем которого может стать после своей смерти человек, сумевший в земной жизни преодолеть свою греховную чувственную природу.
Стены над колоннадой были расписаны, а конхе над апсидой были фрески или мозаики. konche -- раковина, полукупол, служащий для перекрытия полуцилиндрических в плане частей (апсид, ниш и др. ) зданий) экседр -- акцентированы мозаичными изображениями на золотом фоне.
Главными строителями Собора Святой Софии были Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Их, где было возможно, строили также и заново. Крестово-купольный храм является завершённым архитектурным типом. Результатом поисков было сочетание парусного свода с венчающим его куполом.
В тектонике интерьера здания важную роль играют аркады на колонах. В Софии базилика и купол внутренне органически связаны друг с другом. Были выработаны новые приёмы защиты крепостных ворот при помощи дополнительных укреплений и созданы основные типы крепостей замок, находящийся в горной или равнинной местности, городская крепостная стена и укреплённый монастырь. На иных композиционных принципах основана структура центрального нефа. Об этом говорят две квадратных в плане, вероятно лестничных, пристройки к нартексу. Структурно подобен этому памятнику, но более изящен в своих формах храм св.
Конструктивная система здания каркасная. Тита в Гортине на Крите (VI в. ) мы встречаемся с развитым вариантом купольного и сводчатого здания. Южные славяне и Древняя Русь. Средневековая в основе архитектура порой впитывает некоторые мотивы итальянского зодчества и отражает становление светских, ренессансных тенденций (церковь Панагии Паригоритиссы в Арте, ныне Греция, около 1295: дворец Текфур-серай в Константинополе, 14 в. дворец правителей Мистры, 13—15 вв. и др. ). cit, p. 299-301 Mango С. Op. Они делали большие проёмы и связывали таким образом интерьеры с наружным пространством.
Фронта в Перигё. – иконоборческий период по указанию императора Льва III Исавра (717-741).
Сначала человек должен научиться строить свою земную жизнь по божественным заповедям. Для облицовки сводов использовалась стеклянная мозаика, а для пола и стен – мрамор. Через 20 лет по торжественном освящении св.
В центре помещалась купель, алтарь или гробница. Церковь монастыря Хора представляет собой перестройку более раннего здания. росписи храмов приводятся в стройную систему.
около 450г. ) и в церкви св. На фасаде Фондако деи Турки намечены две башни, отмечающие углы здания. В её стенах каменные прокладки служат только дополнением к кирпичной кладке. Считается классическим периодом византийского искусства. 450 г. ) церковь Сан Стефано Ротондо в Риме (468-483).
Купол необходимо было сделать каменным и по соображениям идейно-художественного порядка. В. А. Косяков, Д. К. Пруссак). Интерьер и внешний облик храмов этого типа отличает особая пластическая красота.
Приблизительно с IV века алтарь стали отделять алтарной преградой (устройство первой алтарной преграды приписывают Святому Василию Великому). Важнейшими принадлежностями храма являются алтарный престол иконостас (алтарная преграда), амвон (кафедра) и крестильная купель. Обряд литургии совершается в здании церкви.
Свет проникает из соседних комнат меньшего размера. Но в то же самое время он был и гораздо менее плотным и уже по одному этому менее прочным. В интерьере частично сохранилась внутренняя мраморная облицовка.
Но название это не прижилось и город стал называться Константинополем. Главную его особенность составляет употребление купола для покрытия средней части здания (центрально-купольная система). Димитрия и др. Анфимий и Исидор изобрели систему полукуполов, связывающих купол Софии с ее базиликальной основой. Главную его особенность составляет употребление купола для покрытия средней части здания (центрально-купольная система). Снаружи здания, дворцовые и культовые, получали всегда очень простую обработку: фасады, как правило, не штукатурились, а оформлялись кирпичом, чередовавшимся со слоями розового цементного раствора, а иногда (в поздние периоды) и с темноватым камнем-известняком. О любви.
– DOP, 1957, 11, p. 223-237 Krautheimer R. Op. Их можно было обойти кругом, они не редко занимали центральную часть городских площадей. Базы изготавливали из профилированного белого мрамора, контрастировавшего с сочными цветами стволов колонн, на которые шел цветной мрамор или порфир (часто красного, синего или зеленого тонов). Константинопольская София была главным зданием всей Византийской империи.
Центром города был императорский дворец, стоявший лицом к главной площади – Августеон. Средокрестье и все четыре ветви креста увенчаны куполами, которые опираются на столбы, стоящие группами, между которыми проходят боковые нефы (собор Сан Марко в Венеции). Они возведены до нее, т. е. В обеих постройках (София и базилика Максенция) тонкие стены являются только легким заполнением между столбами и прорезаны в каждом звене двумя расположенными друг над другом группами окон (по три окна в каждом).
Это позволяет датировать обе церкви, к которым часовня была пристроена. Такая интерпретация получила дополнительное наглядное выражение и в живописи. Кирпич имел вид тонкой, около 5 см, широкой пластины – плинфы. Более массивная, чем в римских колоннах, она получает форму опрокинутого полушара с усеченными сторонами.
Со столичным искусством связан комплекс построек 564 г. в Каср-ибн-Вардане (Сирия) (Butler H. C. Early Churches in Syria. В купольной базилике, наряду с алтарем, возникает второй центр под куполом. Отличие заключается в прибавлении купола. Ее композиция, упрощенная и уменьшенная, - как бы реплика Софийского собора.
Переходом между ними служат угловые ниши. Основания парусов в сумме образуют круг и распределяют нагрузку купола по периметру арок. Условные движения и действия производились в строго регламентированном порядке многочисленными священнослужителями различных рангов во главе с патриархом и императором. Полы покрывали мраморными плитами, образовывавшими геометрические узоры. Колонны чаще всего коринфского иногда ионического, ордера. The Church of the Archangels in Sige near Mudania.
В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. Типичным примером является ансамбль монастыря Дафни в Аттике, недалеко от Афин, (рисунок 016). На иных композиционных признаках основана структура центрального нефа. Виталия. Монументальные сооружения стояли изолированно, по преимуществу на возвышенных местах.
Они соединены арками с пилонами, воспринимающими распор купола в поперечном направлении. Однако этот принцип проявился в новых условиях, подготовленных гигантским развитием сводчато-купольных форм при доминирующем значении внутреннего пространства.
Вход в храм предваряют широкий атриум (двор), экзонартекс (вестибюль) и просторный нартекс (отделенная от основного пространства западная часть храма, предназначавшаяся для готовящихся принять крещение). Она представляет собой в плане восьмиугольник, вписанный в квадрат. в 1085г. ), церкви на остр. Образовался вкус к достройкам, к прибавлению новых небольших помещений, к постепенному расширению построек в разные стороны по частям, как это обычно бывает в жилых зданиях, расширяемых по мере возникновения новых потребностей и возможностей. Здесь уже не строили монументальных храмов. Сюда стекались ученые, здесь жили выдающиеся мыслители средневековья Фотий и Пселл.
В византийском кирпиче, носившим название «плинфы», т. е. В отличие от региона Константинополя, в самой Греции базиликальный тип продолжал применяться длительное время – как в упрощенной, так и в более развитой форме, с применением цилиндрических сводов в главном и боковых нефах и с небольшими служебными помещениями (ризница и дьяконник) по сторонам апсиды. Кирпич иногда в сочетании с камнем, был основным строительным материалом, определявшим внешний облик многих византийских сооружений. cit., p. 165-172. ) (VII – начало VIII в. ) середина храма уже превратилась в центрическую крестово-купольную структуру, к которой примыкают нартекс и боковые нефы. Происходил взаимообмен между Византией и культурами этих народов, а также между соседними народами. Византию теснили с Востока турки.
Пространственная, пластичная и уравновешенная конструкция--основа выразительности. Весь комплекс окружен стенами с башнями. Знаменитые византийские мозаики, украшавшие императорскую опочивальню, придавали ей скорее церемониальный, нежели практический характер. Стены облицованы мрамором.
Плодотворную роль сыграла Византия в развитии художественной культуры Древней Руси. В них появляется интимный масштаб. Кольцо снаружи подкреплено сорока небольшими контрфорсами. Владимирская икона Божией Матери (начало XII в., Константинополь)По церковному преданию икону написал евангелист Лука.
«Зодчество» – о рождении, расцвете и смене архитектурных стилей, в ней отражены наиболее важные и интересные явления в истории архитектуры. Leglise de Saint-Clement a Ankyra. - «Melange de TUni-versite Saint-Josef». Световое решение композиции также подчеркивало значение сферических форм, особенно купола.
Её нельзя было непосредственно обойти кругом.
Пространственная, пластичная и уравновешенная конструкция—основа выразительности. они широко распространились и сделались доминирующими в византийском искусстве (Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. Они были одеты в богатые одежды из красиво подобранных ценных тканей. составом жирностью 2:1.
Особая трудность, которая стояла перед архитекторами при проектировании Софии, заключалась в том, что существовавшие в византийском мире купольные базилики обладали очень скромными размерами, в то время как София должна была стать грандиозным сооружением. Марка в Венеции (освящ. Строили купольную базилику в Филиппи неопытные мастера и плохие архитекторы.
Скульптура 9—12 вв. Развитие первых двух типов падает на ранневизантийский период. В монастырях Афона оформился триконховый вид храма (с апсидами на северном, восточном и южном концах креста). Главные улицы города сходились от нескольких ворот в сухопутной стене к центральной улице (Меси). Такова же роль последних по отношению к куполу.
Из храмов, подходящих по типу к Кафоликону, можно указать на церковь св. Цельные стволы колонн имеют энтазис, сложную базу с классическими профилями и конструктивно целесообразную форму капители с плоской резьбой, подчеркивающей цельность блока. И тот и другой остались в готовом виде в старинных постройках, которые были использованы как каменоломни (подпружные арки Софии в Константинополе выполнены из римского кирпича размером 70 70 7. 9 см).
Огромное давление, приходящееся на столбы, передается при помощи арок на боковые стены. Константинополь за свою историю осаждался 29 раз и 7 раз был взят. Если купол символизировал Церковь небесную, то алтарь – Церковь земную.
Нагруженные аркады точно следуют в плане очертаниям главных конструктивных форм. Через 20 лет после торжественного освящения св. Это, была, вероятно, открытая наружу галерея. Известно, что эта однонефная купольная часовня представляет собой усыпальницу императора Мануила Комнина (1143 – 1180 гг. ), построенную еще при его жизни. Когда в 1446 г. умер Филиппо Брунеллеско, Константинополь был еще столицей Византийской империи. Капители покрывали позолотой.
Купол был уже известен в языческом Риме, равно как и на Востоке (напр. Сначала Константин пытается перенести столицу в город Трир (теперешняя Германия), потом в Милан, Салоники, даже в Ниш., но в конце концов он решил построить совсем новый город и назвать его Новый Рим. На хоры проходили из нартекса по особым лестницам (рисунок 005).
Интерьер храма стал гораздо важнее экстерьера. Западная Европа: Сб. Они возведены до нее. Также покорёнными стали народы Передней Азии, южного Средиземноморья.
Аксонометрия. Нагруженные аркады точно следуют в плане очертаниям главных конструктивных форм. Когда священник выходил из алтаря на амвон, присутствующие расступались, окружая его.
Лучевая планировка улиц, сходившихся к площади с императорскими дворцами, собором и ипподромом, подчеркивала абсолютизм императорской власти. В рассматриваемом памятнике как будто бы мы тоже встречаемся с подобной трактовкой – можно думать, что опорами являются крупные угловые массивы кладки между рукавами креста, в которых устроены внутренние проходы. Этим несколько усилена алтарная часть. Решительный шаг был сделан при перестройке церкви св. В апсиде находился алтарь и все необходимое для совершения литургии.
Wien-Koln-Graz, 1969. ). В богатых библиотеках было собрано огромное количество древних рукописей. К этому подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами. История архитектуры Византии делится на три периода: ранне-византийский (V—VIII вв. ), средне-византийский (VIII—XIII вв. ) и позд-невизантийский (XIII—XV вв. ).
В 1453 Константинополь был захвачен турками и его тысячелетняя история закончилась.
В барабанах устраивались световые проемы. Лихачевой, «Византийская культура» Удальцовой, Всемирная история архитектуры и многие другие книги дают информацию в полном объеме, которая систематизирована и понятно изложена. В православных церквях – клирос (певчие и чтецы).
G. de Jerphanion. Взаимное уравновешивание сводов – одно из выдающихся достижений византийской архитектуры.
Он издал Эдикт о запрещении икон. 867-1056 гг. Византийские архитекторы стремились по возможности облегчить стены и столбы.
Кроме того, между пятой арки и капителью они ввели дополнительный мощный трапециевидный блок, призванный передавать нагрузку от более широкой арки, тонким капители и стволу колонны. В этих домах несколько этажей на каждом этаже есть большой зал. Второе – с помощью купола обеспечивалось освещение интерьера. Упадок основанного на рабском труде хозяйства вызвал не только разрушение сложившихся денежных, торговых связей и запустение городов, но и ослабление государственной власти и военного могущества империи, повлекшее за собой отпадение от нее ряда провинций (Британия, Галлия, Северная Африка) и возникновения на территории самой Италии «варварских» государств (вестготов, лангобардов).
При возведении храмов часто использовались колонны из римских храмов. Wiirzburg, 1935 Krautheimer R. Op.
cit., p. 151. ). Примерами могут служить церковь св. Die byzantinische Liturgie.
В городе было 4488 каменных, жилых домов. В классическом варианте крестово-купольного храма купол воздвигается с помощью парусов на свободно стоящих опорах (церкви монастыря Липса и Мирелейон — обе 10 в., монастырь Пантократора, 12 в., — все в Константинополе церковь Богоматери в Салониках, 1028 и др. ). В опирании купола на квадратное основание нередко использовался восточный прием -- тромпы (треугольные нишеобразные своды, применяемые в качестве переходных конструкций от квадратного в плане нижнего помещения к круглому или многоугольному в плане верхнему помещению, к куполу или его барабану). Софии пристроили минареты. Такое расположение в ансамбле придавало особенно большое архитектурное значение венчающим частям здания.
cit., p. 310-311 О церкви св. План и разрез классического трехнефного крестово-купольного храма. N. Y., 1984. ). Византия и ее центр – Константинополь занимали и по своему географическому положению и по характеру своих торговых и культурных связей промежуточное положение между Западом и Востоком.
Через 80 лет Западная Римская империя прекратила своё существование, а Византия стала исторической, культурной и цивилизационной преемницей Древнего Рима на протяжении почти 10 столетий. В 1453 г. Византийская империя окончательно прекратила своё существование под натиском османов (Османской империи). Бессменной столицей и цивилизационным центром Византийской империи был Константинополь, один из крупнейших городов средневекового мира. В 9—10 вв. В центре изолированно стоит главное культовое здание – собор. Путь к таким композициям начался еще в предшествующее столетие, тому превосходный пример – храм в Алахан-манастире (вторая половина V в. ) (Forsyth G. H. Architectural Notes on a Trip through Cilicia. Полукупола подпираются еще более низкими полукуполами экседр.
Freiburg im Breisgau, 1964, S. 69-80. ). Его называли «золотым веком» императора Юстиниана I (527-565). Такие аркады часто охватывали фасад на всем его протяжении. Подобранный материла помогает раскрыть тему и сделать работу интересной и хорошо воспринимаемой.
Двери часто делали из бронзы, украшая их накладными рельефами, орнаментальными розетками и бордюрами, которые придавали им массивность. Кроме того, монастыри, особенно в раннем средневековье имели значение культурных центров. Одним из ранних примеров этого типа в Сирии может служить церковь в Босре (513 г. ), в которой купол опирался на четыре опоры. Изложить их можно следующим образом. Софии возникли церкви того же типа, но не похожие на неё во многих отношениях.
Виталия (528—547гг. ), в которой прекрасно разрешена задача сооружения по восьмиугольному плану. Причем венчающий купол для сокращения размеров опасного участка почти горизонтального завершения (скуфьи) должен иметь более крутой профиль. Собор Софии в Константинополе оказал огромное влияние на последующее развитие архитектуры. Боковые нефы сделаны двухэтажными, — верхние галереи предназначались для женщин. Официальное название памятника в сегодняшний день – Музей Айя-Софья. Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире (до постройки собора Святого Петра в Риме).
Поиски композиции церкви в соответствии с назначением здания сочетались с задачей утверждения императорского могущества. Princeton, 1929, p. 19 Lassus J. Sanctuaires chretiennes de Syrie. Ирины в 740-х годах после землетрясения. Малые купола такой формы в византийской архитектуре называются конхами. В начале ее развития можно поставить тот же храм в Алахан-манасти-ре (см.
также: Комеч А. Храм на четырех колоннах и его значение в истории византийской архитектуры. Для его восстановления был приглашен армянский зодчий Трдат. Главными общественными зданиями были в то время церкви. Отличие заключается в прибавлении купола.
В Германии из сооружений этого стиля, возникших во времена Карла Великого на берегах Рейна, уцелела императорская капелла при Ахенском соборе (796—804), представляющая довольно близкое подражание равеннской церкви св. В таком виде св. Центральный купол, как правило, больше всех остальных. Большое влияние на развитие византийских центрических зданий оказали и сложившиеся в этих областях купольные сооружения (церковь в Эсре 515 г., церковь «вне стен» в Русафе в Месопотамии, 569-586 гг. ). Численность жителей достигала 700 тысяч.
2. Архитекторы Софии не владели, конечно, современными научными методами расчета конструкций. В 1935году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки.
Однако консоли на северной стене доказывают, что к зданию примыкала пристройка. Красноречивым показателем нового положения рабского труда явился рост рыночной цены раба со 125 г. золота в III столетии до 250 г. к годам правления Юстиниана (VI в. ). Рабы были организованы по образцу римских легионов. В церкви Сергия и Вакха в кладке впервые начинает преобладать кирпич.
Пространственная, пластичная и уравновешенная конструкция-основа выразительности. Огромный купол Софии создаёт очень сильный распор.
Световое решение композиции также подчеркивало значение сферических форм, особенно купола. Притвор церкви выложен мозаикой времен Юстиниана. – раннехристианский период (период предвизантийской культуры). IV-VII вв. В тектонике интерьера здания важную роль играют аркады на колоннах. С подражания византийским храмам началась архитектура турецкой Османской империи.
Нагруженные аркады точно следуют в плане очертаниям главных конструктивных форм. Купол выложен из кирпича на толстых слоях цемяночного раствора. Два из них находятся над нартексом, третий – над южной церковью.
Но смелый конструктивный замысел и продуманная композиция храма (архитекторы Исидор из Милета и Анфимий из Тралл) воплощались в жизнь с большими трудностями из – за отсутствия опыта возведения таких грандиозных сооружений, несовершенства строительной техники и массивности конструкций. В соответствии с этим храм состоял из алтаря — места совершения богослужения, доступного лишь для духовенства, обширной основной части и примыкавшего к ней с запада притвора, где в раннюю эпоху находились кающиеся и не принявшие ещё крещения оглашенные. cit, p. 302 Mango C. Op. Только Хрисокефалос была изначально крестовокупольным зданием. В купольной базилике, наряду с алтарём, возникает второй центр под куполом. Paris, 1947, p. 146 Krautheimer R. Op.
В южнославянских языках назывался Царьград. ст. Известно, что эта однонефная однокупольная часовня представляет собой усыпальницу императора Мануила Комнина (1143-1180 гг. ), построенную еще при его жизни.
Благодаря этому купол не может быть сдвинут со своего места и уверенно отмечает центр здания. Храм представляет в плане прямоугольник со сторонами 74, 8Х69, 7 м. Центральное пространство формируется четырьмя массивными пилонами высотой 23 м, связанными между собой подпружными арками и парусами, на которые опирается центральный купол диаметром 31 ми толщиной в замке 0, 6 м. Несущая конструкция купола состоит из сорока радиальных кирпичных ребер, опирающихся на круговое кольцо, сечением 2, 1Х0, 8 м, выполненное из прочного камня. В результате боковой распор значительно уменьшался и после завершения строительства купол приобретал характер монолита. От последнего остались только фрагменты средней части и трех апсид. Все элементы системы отличались целесообразностью.
В плане собор представляет собой равноконечный греческий крест. Турки превратили ее в мечеть под названием Кахрие-Джами. Искусства и ученость при императорском дворе переживают блестящий расцвет (так называемой Палеологовский ренессанс). Нередко на строительстве использовались воинские части.
Изображения людей утратили присущую римскому изобразительному искусству реалистичность. Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 г. принес икону во Владимир (вот таким образом она и получила своё наименование). Облик более скромных по размеру церквей Санта Мария ин Козмедин в Риме (772-795гг. ) или Сант Аполлинаре ин Классе (ок. В эту систему входят два больших полукупола и пять малых.
Композиция напоминает эволюционную линию, к которой относится Каср-ибн-Вардан (см. Эта базилика интересна еще и размещением главного входа между двумя башнями.
Для того чтобы достаточно полно представить себе интерьер собора в действии, необходимо хотя бы в общих чертах воспроизвести в своем воображении стоявший под куполом амвон и алтарную преграду, отделявшую алтарь. Иначе: церковь есть божественный дом, где совершается таинственное животворящее жертвоприношение. » (Там же, с. 377-378. ). В опирании купола на квадратное основание нередко использовался восточный прием — тромпы. в исламе существует запрет на изображения людей и животных.
Торчелло и других пунктах Адриатического прибрежья. Он перенёс столицу империи в город Константинополь.
От римского ордера осталась лишь его несущая часть—колонна, воспринимающая нагрузку от арок. Церковь Климента в Анкаре исследователи относят к широкому периоду, от VI до IX в (. Здесь уже не строили монументальных храмов. Закладка его состоялась 23 февраля 533 года.
Однако в отличие от базилик римского типа, здесь боковые нефы имели второй ярус (галерея для женщин или гинайконит), а апсида стала подчеркнуто полигональной снаружи.
В Софии центральное пространство интерьера легко, воздушно и динамично. Общая система церкви Сергия и Вакха основана на центрической композиции. Точно также уменьшаются и остальные размеры. Церковная архитектура 14—15 вв. Встречаются и разные варианты зданий центрического типа, как, например, храм Минерва Медика (или иначе, нимфей Лициниевых садов, начало 4 в. ) или мавзолей Константины (326-329, в 1256 переименован в церковь Санта Костанца), обе в Риме баптистерий православных в Равенне (ок. Сравнительно тонкие кирпичные «оболочки» этих форм обладают прекрасной пространственной жесткостью.
Интерьер главной части Софии имеет гигантские размеры и отчетливо очерченную форму. Многие ценнейшие памятники древнего искусства были уничтожены. Реконструкция обоих зданий подтверждает, что южная церковь была пристроена к северной. Основным строительным материалом для стен является кирпич на цемяночном растворе, слои которого равны по толщине кирпичным плиткам.
Объединив этот блок и капитель в одну функциональную форму, архитекторы создали т. н.
Все они располагались чаще всего асимметрично. В целом образуется единый нежный тон. Данная конструкция позволила освободить интерьер храма от больших стен и расширить внутреннее пространство. Парагоритиссу в Арте можно было бы назвать произведением своеобразного «византийского барокко», понимая под этим усложненную декоративную заключительную фазу развития византийского зодчества. Она представляет собой в плане восьмиугольник, вписанный в квадрат.
Широко применялась мозаичная живопись, располагавшаяся обычно на изо-гнутых поверхностях стен, в куполах и сводах. Создана четко взаимодействующая система купольного и полукупольных пространств, сливающихся в одно огромное пространство главного нефа площадью 1970 м2 (площадь зала Пантеона 961 м2). Алтарная преграда была сделана из чистого серебра из серебра или золота были сделаны все лампады, канделябры и паникадила, а многочисленные реликварии с мощами святых – из золота и драгоценных камней.
В интерьере создаётся проникнутая единым содержанием художественная среда, в которую включаются и иконы, размещённые на иконостасе. – ранневизантийский период. Материалом для них служила в большинстве случаев слоновая кость. Они появились в восточных областях позднеантичного мира.
Все элементы системы отличались целесообразностью. Византийской архитектурой был решен целый ряд технических и конструктивных проблем. Больша церковь Николая в Мире (Krautheimer R. Op. Вопреки распространенному мнению, великолепные мозаики были покрыты штукатуркой не сразу: многие из них видел и зарисовал французский путешественник Грело в 1675. Простую крестовую в плане форму мы встречаем в мавзолее Галлы Плацидии в Равенне (ок. Сочетание столба, арки, свода и купола – конструктивный признак «арочного» стиля.
Главные улицы города сходились от нескольких городских ворот к центральной улице (Меси). В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. В таком виде св. cit., p. 261-263 Mango C. Op. В 196 году до н. э.
Stuttgart, 1968, Bd. Соч. Наряду с куполами и цилиндрическими сводами были широко распространены крестовые своды. По всей вероятности интерьер этого византийского храма сохранился лучше всего. Berlin und Leipzig, 1927 Kraut-heimer R. Op.
Город не имел проточной воды, вот таким образом для его водоснабжения сооружались акведуки и подземные водохранилища – цистерны, служившие позднее складами и убежищами. После этого наступает стадия естественного созерцания, когда человек достигает знания бога и общения с ним через его творение. В VII-VIII вв. Архитектура храмов рассматривалась как «отпечаток невидимого благолепия», а «порядок видимых украшений» (Св. Тем более удивительно, что здание, хотя и реставрировавшееся несколько раз, все же стоит целым до настоящих дней. Софии в Охриде, в Македонии (основан в 9 в., ок.
В древнехристианской базилике все было направлено к алтарю, который являлся основным, единственным центром интерьера. Наряду с куполами и цилиндрическими сводами были широко распространены крестовые своды.
София была повреждена главным образом при землетрясениях. Поскольку обратные углы креста остаются незаполненными, распор купола уравновешен слабо. Однако это были последние крупные военные успехи централизованной монархии. После падения Константинополя к собору св. Она снижается с 7. 6 – 7. 9 см до 5. 1 см.
Форма аркады стала конструктивна. Скульптурная отделка капители украшалась геометрическим узором. «Закономерности развития средневековой архитектуры» – в данной книге прослеживаются закономерности развития зодчества, зависящие от изменения социальных условий идеологии, экономической и политической обстановки. Введение свободно поставленных опор, несущих своды, является прекрасным решением вопроса. Этим объясняется более замкнутый характер их объемной архитектурной композиции. Эти внутренние контрфорсы несут верхние арки под кровлями боковых нефов.
Одиннадцатого мая 330 года римская знать празднует рождение нового города, на западном холмистом берегу Босфора. В этот долгий период времени оно создало много замечательных памятников, как в столице, так и в областях Восточной империи, оказало существенное влияние на развитие искусства Армении, России, самой Италии и далёкой Франции и в арабском и в турецком искусстве слышны византийские отголоски и мотивы. От последнего остались только фрагменты средней части и трех апсид.
Несущие эти арки, пилоны выложены из квадров (камень в форме параллелепипеда, употребляется для кладки зданий) известняка на известковом растворе с прокладками из свинца в верхней части. Они были переделаны в ХIII в. в крестовокупольные постройки. Впрочем, последующие византийские зодчие не довольствовались простым копированием св. «Искусство Византии» В. Д. Скульптура 9—12 вв. Его архитектура и убранство служили безусловным образцом подражания для знати.
Здесь пространственность и воздушность сочетаются с гигантским масштабом. Через 20 лет после торжественного освящения св. В Мистре строятся церкви, объединяющие в себе базилику и крестово-купольный храм (2-ярусная церковь монастыря Пантанасса, 1428). Это – небольшое сооружение (диаметр купола ок.
Стефана в Кастории (обе 11 в., с цилиндрическими сводами) и собор св. главным объектом художественной разработки становится интерьер. Эти связи осуществлялись через посредство промежуточных звеньев, главным образом построек Ренессанса (в особенности собора Петра в Риме), но также и непосредственно. Анаргиры и св. Никодима, также в Афинах, увенчанную 13 куполами, церковь св.
В своем дальнейшем существовании в византийском зодчестве эта структура превращается в храмы так называемого перистильного типа, когда центральное крестообразное пространство, квадратное в плане с квадратными столбами в углах, окружалось одноэтажным обходом, с восточной стороны заканчивавшимся апсидами (по сторонам большой центральной). В византийской архитектуре V – VIII вв. Под звуки органа и хора появлялся император в золотых одеждах, увешанный драгоценностями.
Это были всего лишь единичные сооружения.