Частично появление такого новшества историки объясняют связью некоторых городов Древнерусского государства с Западной Европой и значительным влиянием романской архитектуры. Архитектура древнерусского государства в настоящее время представлена несколькими каменными храмами XI – начала XII в. Степень их сохранности и изученности позволяет судить о тех приемах, какими пользовались зодчие для решения стоявших перед ними задач. Культурное влияние Древнерусского государства прослеживается в архитектурных традициях нескольких современных государств, в том числе и России.
Влияние широких слоев населения сказывалось и в культуре средневекового Новгорода. Всем понятный в то время символ повторен также в нишах в виде каменных рельефных крестов. Из комплекса зданий, включавшего дворцовые постройки, часовую башню, церковь и склады, лучше всего сохранились Евфимиева палата (1433 г. ). Характер аркатурного завершения напоминает романские постройки в Прибалтике. Интерьеры, построенные по анфиладному принципу и богато украшенные, не сохранились.
Влияние греческих мастеров отчетливо прослеживается в архитектуре Спасо-Преображенского собора в Чернигове (1030-егг. ). Следующий шаг в этом направлении знаменовал собой Софийский собор в Новгороде (1045-1052), втором по значению городе древнерусского государства. Здесь не очень много камня, но много древесины. В некоторых городах (Новгород, Киев, Рязань, Смоленск) существовали и дворы обычных горожан. Особенностью ранней церковной архитектуры Древней Руси было единство интерьера, достигавшееся за счет низких алтарных перегородок, открывавших взору верующих верхнюю часть алтарной части храма.
Ни одна из его форм не была неизвестной греческим зодчим 10 -11 веков, хотя не все они находят себе прототипы в искусстве именно этих столетий. Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Наконец, вытянутые вертикально пропорции проемов и размещение их в четыре яруса (включая и окна барабанов) также подчеркивали большую высоту интерьера и придавали ему устремленность ввысь. Владимир даровал «десятину» своих доходов, отчего ее стали называть Богородицей Десятинной.
Понятно, что наиболее почетное место отводилось главному собору города. Северные русские храмы весьма разнообразны по стилям и формам (см. Иногда вместо четырехугольного сруба (четверика) сооружается восьмиугольный сруб (восьмерик). Город оказывался вместилищем множества целостных архитектурных единиц иного порядка, неких «микрокосмов», заключенных в «макрокосме». Кроме того, зодчие столкнулись и с непривычными строительными материалами.
Каждый из куполов имеет неповторимые очертания и по-своему разрисован. Другим известным памятником данного периода является Церковь Вознесения в Коломенском, являющаяся первым каменным шатровым храмом в России. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы. С сентября 1999 г. икона находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. После Спасского собора был возведен Софийский собор в Киеве.
Дерево используется для мощения дорог. Эту мысль помогает понять, в частности, абсолютно особый музыкальный строй древнерусского «демественного» пения исполнявшегося в торжественных случаях и содержавшего в себе не только гармоничное (в классическом смысле), но и диссонансное звучание голосов, ведущих одновременно несколько тем. Вся верхняя часть наружных стен собора сплошь покрыта резными украшениями.
Должна была измениться и ведущая идеологическая сила средневековья – религия. Это самый богатый по убранству храм. Подробнее мы расскажем о ней в статье, специально посвященной архитектурным памятникам Украины. Вскоре после черниговского Спасского собора бы возведен Софийский собор в Киеве (1037).
Но этим лишь доказывается сила и расцвет державы, здесь нет ни бессильного подражания, ни желания обязательно «превзойти» искусство византийской столицы. Такие представления объясняют и то особое внимание, которое уделяли древнерусские зодчие развитию архитектурной композиции по вертикали, выразительности силуэта здания, прежде всего церковного, наглядно воплощавшего в своих формах идею постепенного восхождения от земли (параллелепипед основного объема) – к небу (сферы сводов и куполов). Монументальность внешнего вида новгородского Софийского собора была обусловлена прежде всего такой же ступенчатой объемной композицией, как и в киевской Софии, с таким же зрительным облегчением каждой вышележащей ступени.
Из византийской традиции заимствована и традиция украшения внутреннего пространства храмов мозаикой, благодаря яркости и легкости светового решения также символизировавшей единение земного и небесного начал церкви. С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех – галереи. В основном строятся трехнефные шестистолгшые одноглавые храмы.
такие монастыри получили весьма заметное, если не ведущее положение в ансамблях городов. В плане он представляет собой трехнефное здание, близкое по схеме Десятинной церкви, но обладающее в восточной части, т. е. перед апсидами, дополнительным членением (так называемая вима), что характерно для памятников константинопольской архитектуры. Используются традиции строительства из прошлого, в частности, «сталинская архитектура» в Триумф-Палас.
Суровая неприступность городского ядра адресовалась врагам. Князья стали основывать родовые монастыри. м. служившего, очевидно, для заседаний Совета господ.
Древнейшие храмы Руси часто напоминают византийские образцы, но уже в 12 веке в храмовом строительстве отчетливо проявляются самобытные черты, определившие дальнейшее развитие русской архитектуры (соборы Антониева и Юрьева монастырей близ Новгорода и др. ) монументальный Георгиевский собор Юрьева монастыря строил первый известный по имени русский архитектор – мастер Петр. Однако вопрос о соответствии величин построек их значимости нельзя упрощать. В начале XIX в. фундаменты церкви раскопали, а в 1828 – 1842 гг. Им же была восстановлена иконаБогоматери Владимирской.
Конструктивно собор выполнен в технике X–XI вв., применявшейся в Византийской империи. предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом (по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым) на правом берегу Москвы-реки. Несмотря на развитие каменной шатровой архитектуры, продолжают возводиться и храмы старого типа. Степени такого подобия – это степени близости к идеалу, Богу, который и был в Средневековье «мерой всех вещей». Появились Софийские соборы в Новгороде, Полоцке, расцвело строительство величавых храмов и крепостей в других русских княжествах.
Его территорию (до 100 гектаров), в свою очередь, окружали деревоземляные укрепления. В детинце, защищенном деревянной стеной, валом и рвом, располагались дворы князя, бояр, жилища дружинников и обслуживающей их челяди.
в Киеве возводится Успенский собор Киево-Печерского монастыря. Церковь заказывала возведение в монастырях каменных храмов. По словам исследователей, демественный распев сформировался под влиянием «какофонии» укоренившегося в церковном богослужении «многогласия», означавшего «одновременное чтение и пение в храме несколькими лицами различных богослужебных текстов, абсолютно не благозвучное", диссонансное и вообще непонятное с точки зрения упорядоченности, характерной для современного гармонического строя музыки». 31 июля 1957 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О развитии жилищного строительства в СССР», положившее начало массовому строительству домов, получивших название «хрущёвки» по имени Никиты Сергеевича Хрущёва. На верху стен устраивались широкие площадки, внешнюю сторону которых прикрывали «забрала».
Ритмично уходящие ввысь своды киевской Софии были увенчаны 13 главами. Обращает на себя внимание чрезвычайно нарядная кирпичная разработка фасадов здания. До нас дошел рукописный требник конца XVI в., содержащий «Чинъ и оустав како подобает ок-ладывати град». Нет форм, которые возникли бы не из реальных потребностей, а из стремления превзойти образец.
В интерьере крестчатые столпы сужаются кверху, что создаёт дополнительное ощущение высоты. И даже при очевидных нарушениях должных, с иерархической точки зрения, соотношений высот расположения территорий детинца и посада (что иногда происходило при расширении города), последний все равно воспринимался как более низкая ступень в иерархии городских зон. На некоторых гончарных изделиях встречались изображения ключей и цветков. Проходя через городские ворота, человек попадал в разные по своей значимости пространства. Эта церковь служила усыпальницей, о чем свидетельствуют захоронения.
XII в. преобладают небольшие четырехстолпные одноглавые храмы (Петра и Павла на Синичьей горе, Спаса на Нередице и др. ). Также в этом стиле работают Резанов, Горностаев и др. Десятинная церковь рухнула во время взятия Киева монголами и долго стояла в руинах.
В частности деревянная церковь Ильи в Киеве (первая половина X века). 5. 2).
После распада СССР многие строительные проекты были заморожены или отменены. Киевская София опосредованно повлияла и на композицию многих других церковных сооружений Древней Руси, включая Успенский собор Киево-Печерского монастыря (1073-1089 взорван в 1942 г., восстановлен в 1990-е), соборы в Ростове и Суздале. Одним из лучших произведений Воронихина является Казанский собор в Петербурге (1801—1811). Сейчас этот памятник находится в черте города.
Собор увенчан пятью главами. Чем же характеризуется X в. в истории восточных славян. При определении значимости участка важна была степень близости его к детинцу, храмам и монастырям, городским воротам, торгам, пристаням, а также и к усадьбам «сильных мира сего». В 996 г. постройка была закончена и торжественно освящена.
Характерно, что в лестничной башне применены те же мотивы, что и в почти одновременно создававшихся храмах: аркатурный поясок с колонками на небольших, вделанных в стену кронштейнах. Собор представляет собой девять столбов, которые поднимаются из цокольного этажа, окруженные единой галереей. Наиболее крупные храмы получали самостоятельные, большие по своему охвату зоны пространственного влияния.
Храм, дом и город имели некое внутреннее родство, общую универсальную символическую основу. Такие кирпичи в древнерусских письменных источниках именовали плинфами. Вероятней всего влияние было двусторонним.
Сравнение его с другими византийскими памятниками показывает, что аналогий ему нет. Сложную задачу представляло собой создание соборных храмов больших городов. Барабан среднего купола освещается здесь двенадцатью окнами, а не восемью, как в Чернигове свет из барабанов боковых двенадцати куполов проникает вниз слабее, а окна в наружных стенах освещают хоры и близкую к ним по высоте часть центрального подкупольного пространства.
Христианство рассматривало власть земных царей как «богом данную», эту идею киевские князья и их окружение немедленно усвоены. Материалы и строительная техника также аналогичны киевским. Это отражали и фресковые композиции, размещенные на хорах собора. Зарождение древнерусской архитектуры относится к Х веку. Раскопки показали, что к восточным его углам примыкали небольшие часовни, а к юго-западному (симметрично сохранившейся круглой лестничной башне у северо-западного угла) была пристроена двухэтажная крещальня.
Однако московская архитектура этого периода не просто похожа на предшественников. Наиболее яркими примерами архитектуры этого периода в Киеве являются хорошо сохранившиеся соборы Выдубицкого и Кирилловского монастырей. В этот же период он проектирует дом князя Абамелик-Лазарева (набережная реки Мойки, 21), дом Оболенского на озере Сайма и дом А. Г. Гагарина в имении Холомки в Псковской губернии. Для той эпохи это было невиданное по масштабам строительство. В настоящее время храм восстановлен, а остатки росписей законсервированы.
Итак, на протяжении веков основным строительным материалом служило дерево. например, пояс Шимона.
Пятницкая церковь – важный шаг в формировании основ общерусской архитектуры. Вероятней всего, влияние было двусторонним. Уровень строительной техники, тонкость декора, художественные качества фресок икон изделий декоративно-прикладного искусства и вместе с тем наполненность всей этой великой «церковной красотой» – вот что отличало большой почитаемый собор от бедной приходской церкви, где эта великая красота присутствовала как бы в свернутом виде, лишь обозначалась, но не раскрывалась вполне.
Характеризуя стиль «монументального историзма», свойственный искусству домонгольской Руси, Д. С. Лихачев писал, что для этого стиля «все наиболее красивое представляется большим, монументальным, величественным». «Большие» улицы древнерусских городов выделялись в первую очередь функциональной значимостью, шириной и крупными сооружениями, тогда как не имевшие транзитного значения, узкие, плохо замощенные улицы, как бы протяженны они ни были, оставались в понятиях людей того времени «малыми».
Хоры очень обширные: 260 м2 при общей площади основного здания собора около 600 м2. Древнерусские ювелиры владели искусством чеканки цветных металлов. В среднем куполе помещено поясное изображение Христа, вписанное в круг. Другое ценнейшее произведение владимиро-суздальского зодчества – Дмитриевский собор (1194-1197), служивший придворные храмом. Культовые постройки XVв.
Историки архитектуры расходятся во мнениях относительно того, какими были взаимоотношения каменной и деревянной архитектуры, какая из них оказывала влияние на развитие другой. В октябре 1930 года было возведено новое здание из железобетона, облицованное естественным камнем гранитом и лабрадоритом.
Монументальные здания прошлого века сменились небольшими иногда даже «декоративными» постройками. Взаимодействие различных построек в древнерусском городе было очень активным. Успенский собор был восстановлен князем Ярославом Всеволодовичем.
В конце 1940-х— начале 1950-х в Москве были построены «сталинские высотки», ставшие классическими образцами сталинской архитектуры. 10 – нач. В верхних, кирпичных частях стен каждый второй ряд кирпичей заглубляют с затиркой раствором и такой же кладкой арок. По самой своей идее церковные постройки и не должны были рождаться на месте, они были «не от мира сего», другое дело, что, попадая в сей мир, они становились важнейшими ориентирами в нем. Важный торговый путь – «из варяг в греки» (от Балтики до Черного моря) – оказался под контролем Руси.
Не менее характерен пример Новгорода с его цепочкой крупномасштабных храмов, вытянутой вдоль течения Волхова. Это самый богатый по убранству храм. Столбы соединялись арками, поддерживавшими барабан купола.
Этого было достаточно, чтобы подчеркнуть крупный масштаб и монументальность фасадов и в то же время смягчить производимое ими впечатление суровости и внести некоторое разнообразие в многочисленные вертикали (углы и лопатки) и полукружия (закомары и кокошники, арки, купола и полукупола). К числу главнейших его творений принято причислять Храм Христа Спасителя (1860) и Большой Кремлёвский дворец (1838—1849). Однако следует отметить, что Список. «Одушевлялись» отдельные строения, о чем красноречиво свидетельствуют традиционные наименования их конструктивных элементов, например, в избе: «матица», «черепное» бревно, «самцы», «курицы», «шелом», «коник» и «конек». Княгиня Ольга была православной.
Принцип соединения четвериков и восьмериков прослеживается и в каменной архитектуры Руси вплоть до нового времени. Помимо шатровых храмов в деревянном зодчестве встречаются и кубоватые храмы, название которых идёт от покрытия «кубом», то есть пузатой четырёхскатной кровлей. Славянские земли — это в основном плодородные и влажные, покрытые лесами равнины.
Его пропорции при этом менялись до неузнаваемости. Все школы не владеют исключительно собственными приемами. Очень возможно, что терем был возведён византийскими мастерами для княгини Ольги после ее поездки в Константинополь.
М. Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови. Эту фразу обычно понимают как указание на наличие в церкви 25 глав. В 1073–1078 гг. Согласно старинному источнику, князь построил храм «на лугу» в ознаменование своей печали о смерти любимого сына. Так, еще в XXI в. до н. э.
Н. Рерих «Город строят» (1902)Из самшита, доставленного с Кавказа, делались двусторонние гребни. Широкий спрос имели изделия из цветных металлов (женские украшения, предметы культа и церковной утвари, декоративная и столовая посуда, конская сбруя, украшения для оружия и т. д. ). На Русь она попала из Византии в начале XII в. (около 1131 г. ) как подарок святому князю Мстиславу от патриарха Константинопольского Луки Хрисоверга.
Захаров создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе. Также известны его работы, выполненные в «неорусском духе», такие как павильоны русского отдела на Международной выставке в Глазго (1901) и московский Ярославский вокзал (1902).
Это приводило к возникновению своеобразных форм деревянных культовых построек. Единственный в мире пятишатровый храм— Троицкая церковь в селе Нёнокса.
Для восточнославянских земель издавна была свойственна именно деревянная архитектура. Ибо разъятие этих составных частей означало бы разрушение самой идеи дома. Боковые апсиды понижены, на внутренних плоскостях стен нет лопаток, столбы квадратные. В XII—XIII веках важнейшим культурным центром стало Владимиро-Суздальское княжество.
С восточной стороны – три апсиды. Ноесть ипротивники этой теории (Грабарь), которые считают, что наРуси было неподражательство, абыла предпринята значительная переработка византийских традиций иантичной культуры, сформировавшая своеобразное русское зодчество.
По приглашению князя Андрея Юрьевича Боголюбского для дворцово-храмового строительства во Владимире и Боголюбове были приглашены зодчие «из немец». Термин «отворити ворота» означал сдачу города. В символическом срезе это было именно так. Здание церкви— это четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа. Однако образ города, редуцируясь, не исчезал все же полностью никогда в пределах человеческих поселений, где каждая жилая ячейка имела свою «городьбу». Простота форм сочетается с величественностью. Прототипом бесстолпных храмов XVII века является Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове (1626).
Все поверхности стен в интерьере были расписаны. Сам богослужебный ритуал как бы указывал на то, что путь к высшим духовным ценностям пролегает через физически малые, но занимающие особое место в духовном искусстве Средневековья священные знаки (хотя при прочих равных условиях величины самих этих знаков тоже все-таки впрямую соотносились с их важностью).
Небольшой храм с одной апсидой и нартексом имел всего два внутренних столба, причем с восточной стороны.
Этот тип города в России сохраняется на столетия. Собор был однокупольным, купол располагался на крестообразной структуре сводов. Следующий этап монументального строительства начался на Руси в 30-х годах XI века.
находились в развалинах. повелением князя Ярослава, его сына – Владимира и архиепископа Луки (ПВЛ). Западный портал собора был выполнен из белого итальянского мрамора.
Но в Пскове это был вечевой центр – «сердце» и «страж» всех городских «концов» и всей псковской земли. Происходит их смешение с угро-финскими племенами. Вторая категория горожан так и называлась: «середние», ниже стояли «молодшие» и «худые».
Наряду с каменными храмами строились деревянные церкви, которых было большинство. Стилобат с так и не построенной восьмой сталинской высотки был использован при строительстве гостиницы «Россия». Киевский Софийский собор кажется больше действительных размеров из-за своей многообъемности, выраженной более резко, чем в черниговском, благодаря галереям (после перестройки ставшим более широкими и частично двухъярусными), двум лестничным башням, пяти апсидам и тридцати куполам, а также второму и третьему ярусам закомар под средним куполом. кирпича, особенно в их завершающих частях.
Человек здесь не был сторонним наблюдателем, он включался в эту образно-насыщенную архитектурно-природную среду испытывая на себе ее неоднородность, как бы «перескакивал» из пространства в пространство из одного качественного состояния в другое. Образцом для нее также служили византийские церкви, но здесь уже проявляются своеобразные национальные черты, учитывается окружающий пейзаж. В Новгороде с сер.
(Пожары).
Оси храмов ориентировались по странам света, хотя условия местности и вносили свои коррективы в такую «вселенскую» ориентацию. Зодчие киевского Софийского собора предпочитали украшать плоскости фасадов самой кладкой. В первых школах храмового зодчества трудятся мастера из Киева, Переяславля. Они украшались красивой резьбой. Вот таким образом из-за увеличения размеров прибавили два нефа. Иерархия зданий выявлялась именно в ансамбле, по мере их восприятия.
Был ли собор достроен тогда же или после смерти Мстислава в строительстве наступил перерыв, неизвестно. Крупнейшим архитектором Петербурга после Захарова был Василий Петрович Стасов. С западной стороны к столбам примыкает нартекс.
Динамика криволинейных форм логично завершена пропорциональной всему объему главой. Но если архитектурные формы их целиком ориентировались на византийские образцы (хотя в них с самого начала проявились своеобразные черты), то в градостроительном отношении они преемственно развивали весьма давние традиционные принципы освоения ландшафта и определенного знакового закрепления в нем ключевых священных точек. Существеннейшим качеством Софийского собора является его триумфальность, праздничность. Простые, видимые на всю высоту объемы усложнялись лишь тремя высокими апсидами с востока.
Шел процесс приспособления византийских схем храмов к условиям Руси. Людские взоры стали все более обращаться к миру горнему. Строили храм греческие мастера поЦарьградскому (Константинопольскому) образцу. Особенностью ранней церковной архитектуры Древней Руси было единство интерьера, достигавшееся за счет низких алтарных перегородок, открывавших взору верующих верхнюю часть алтарной части храма.
Такое укрепленное поселение именовалось городищем. Однако такая зависимость соседних элементов друг от друга, как бы прямые «горизонтальные» связи в реальном городском пространстве в условиях христианизации и феодализации Руси стали ослабевать и разрушаться. В 1484—1490 годах псковскими зодчими был построен Благовещенский собор. Могучие колоннады собора охватывают полуовалом площадь, открытую на Невский проспект.
Особенно известны были Новгород, Смоленск, Киев, Переяславль. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили своё положение). Как небесная, так и земная иерархия строилась на соотнесении, образов, понижающихся в своем значении по мере нисхождения по ступеням «мировой лестницы», но всегда несущих в себе в большей или меньшей степени отблеск архетипа.
Так, в договоре князя Игоря с Византией (945 г. ) упоминается церковь Ильи в Киеве. Иногда вместо четырехугольного сруба (четверика) сооружался восьмиугольный сруб (восьмерик). В плане он представляет собой трехнефное Здание, близкое по схеме Десятинной церкви, но обладающее в восточной части, т. е. перед апсидами, дополнительным членением (так называемая вима), что характерно для памятников константинопольской архитектуры. Основным материалом для производства на Руси было дерево. Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами.
Такое решение интерьера как бы приближало молящихся к центру богослужения, а через него и ко всему Божежественному (сакральному) пространству, объединяло церковь земную и небесную. Обычно поселения славян имели кольцевую планировку, близкую к окружности. Вот таким образом весь этот период называется периодом клетской архитектуры (рис. Каменное строительство получило определенное развитие с кон.
Их сооружение восходит к Софии Новгородской, но устройство с их помощью восьмискатного покрытия являлось новшеством. Еще во II в. н. э. не вызывающие сомнений в их славянской принадлежности.
В массовом жилищном строительстве здания сталинской эпохи известны как «сталинки». Иногда срубы оставляли пустыми для использования под жильё. Видимо ими же в 60-х годах XI века построен из дуба собор в Ростове. Небольшие, приближенные к размерам человека крыльца, более широкие маленькие окна, подобные жилым, лишали храмы величия и придавали им более уютный интимный характер.
Апсиды, граненые снаружи иногда украшались тонкими полуколонками и нишами. Так возник город Троице-Сергиев Посад. Церковь Ризоположения находит свой масштабный аналог в придельных церквах, сооруженных над папертью Благовещенского собора во второй половине XVI в. Благодаря такого рода размерным соотношениям в ансамбле Московского Кремля достигался особый эстетический эффект плавного нарастания масштабов родственных по своим общим формам архитектурных сооружений от второстепенных к главному.
Все это придает ему художественную неповторимость. Строения уцелели вплоть до XIX века. В конце XI в. в Киеве насчитывалось 400 храмов и 8 монастырей.
Стены окольных городов бывали совсем лёгкими, в XVI – XVII вв. Арки хор в обоих соборах имеют вытянутую форму – их центры находятся выше пят. Стены монастырей могли приобретать крепостной характер. Он расположен на Красной площади в Москве и все видели хотя бы его изображения.
Тем не менее ученые предполагают, что у восточных славян «были деревянные рубленые языческие храмы», способы сооружения которых перенесены впоследствии на христианские церкви. Деревянное зодчество получило развитие и в дворцовой архитектуре. Значительные размеры (около 15 х 15 м) усиливают впечатление торжественности и светской праздничности. Показательна в этом отношении и композиционная структура древнего Владимира. Так возник придворно-княжеский стиль. Логика конструктивного решения в этом храме получает яркое художественное выражение.
Первые каменные храмы – собор Софии в Киеве (1037), Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036), собор святой Софии в Новгороде (1045-1052). Отдельная круглая лестничная башня была лишь у собора Михайловского монастыря. Вся верхняя часть наружных стен собора сплошь покрыта резными украшениями.
Другое ценнейшее произведение владимиро-суздальского зодчества -- Дмитриевский собор (1194--1197), служивший придворные храмом.
Так подчеркивалась сила и величие державы, а храмовое зодчество отражало «дух эпохи» идею общерусского могущества, укрепляющую в христианах веру в силу государства и правителя. Величина, таким образом, могла восприниматься неоднозначно, в разных шкалах ценностей.
Особенно пышны рельефы на стенах Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (1230--1234). Софии. Объясняется это тем, что собор должен был стать главным храмом государства, вот таким образом ему хотели придать грандиозность.
Наряду с каменными храмами строились деревянные церкви, которых было большинство. При Андрее Боголюбском был построен великолепный памятник зодчества владимиро-суздальской школы – белокаменная церковь Покрова на Нерли. Насколько самостоятельным было зодчество Древней Руси. В жилищном строительстве на смену хрущёвкам пришли более комфортные «брежневки», названные в честь возглавлявшего СССР Леонида Брежнева. Очень близок по объемно-пространственной структуре церкви Федора Стратилата храм Спаса на Ильине улице, построенный «уличанами» и боярином Василием Даниловичем.
«В совершенстве нельзя достичь какого-либо конца» – эта основополагающая для средневековой художественной культуры мысль Григория Нисского проливает свет на ту принципиальную относительность гармонии ансамблей древнерусских городов, о которой говорилось выше и во многом раскрывает средневековое понимание проблемы их развития. Церковь имела (по фундаментам) в длину 27, 2 м, в ширину – 18, 2 м длина подкупольного пространства 6, 5 м, ширина – 7, 2 м. С трех сторон к церкви примыкали галереи, очень усложненные и расширенные в западной части, где, вероятно, находились лестничная башня и крещальня. В детинце как бы сжимался, концентрировался образ города. Это государство – Киевская Русь – колыбель трех восточноевропейских культур – великорусской (русской), белорусской и малорусской (украинской).
В Новгороде с середины 12 века преобладают небольшие четырехстолпные одноглавые храмы (Петра и Павла на Синичьей горе, Спаса на Нередице и др. ). В конце XII века были построены такие храмы как церковь Петра и Павла на Синичьей горе (1185), церковь Уверения Фомы на Мячине (1195) (на её фундаменте в 1463 году построена новая церковь с тем же именем). В общей картине мира образная структура города должна была пониматься как предустановленная «высшая реальность» (ср. Даже храм – «земное небо» получал неоднородную сложносоподчиненную внутреннюю структуру.
Археологический музей «Берестье», остатки построекВ уникальном археологическом музее «Берестье» в городе Бресте, открытом в 1982 г., хранится около 43 тыс. были взаимодополняющими понятиями. Такая конструкция храмов, характерная для Византии и Древней Руси, получила название крестово-купольной.
Построен из белого камня в сочетании с кирпичом. Даже орнаментика фасадов (плоские кирпичные узоры) и их цвет были связаны со строительными материалами: красно-коричневым кирпичом и оранжевым раствором.
Московская архитектурная традиция в целом развивалась в тех же рамках, что и петербургская, но имела и ряд особенностей, в первую очередь связанных назначением строившихся зданий. В 1960-х годах вновь появляются здания, символизирующие будущее и технический прогресс. И разве известный обряд «опахивания селения», совершавшийся с целью защиты от нападения злых духов, не делал это село умозрительно соотносимым с городом.
На стенах делались пилястры, усиливающие место опирания арок. Такое решение интерьера как бы приближало молящихся к центру богослужения, а через него и ко всему божественному (сакральному) пространству, объединяло церковь земную и небесную.
К XII в. насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей. Понимая, что такая обработка стен и почти полное отсутствие декоративных деталей сделают облик собора слишком суровым, зодчие применили здесь чередование полукруглых закомар с треугольными (которым соответствовали такие же в поперечном разрезе своды), а на восточном фасаде крайние боковые нефы завершили закомарами в виде четверти круга. Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный.
Монастыри могли располагаться вне города. В принципе, он мог стягиваться в точку, представая в виде одного лишь архитектурного знака, в виде башни – вежи (донжона). Постепенно строгие Храмы середины 12 века (церковь Бориса и Глеба в Кидекше, близ Суздаля) сменяются сооружениями, призванными выразить растущую мощь Владимирского княжества, его возвышение среди других княжеств Руси (Успенский собор, крепостные золотые ворота во Владимире, княжеский дворец в Боголюбове, церковь Покрова и Нерли).
Меры могли получать особую священную значимость, как. При наследниках Ярослава Мудрого появляется новый заказчик – церковь.
Известнейшая его работа— особняк С. П. Рябушинского на Малой Никитской (1900)— основан на причудливом контрасте геометричной тектоники и беспокойного декора, как бы живущего собственной ирреальной жизнью. достигли более 200 га, Владимир-на-Клязьме – 80 га, Переяславль-Залес-ский – 30 га. Узкие небольшие окна и стрельчатые ниши размещены в два яруса высоко над землей. В это же время получает развитие гражданское строительство, в Кремле строится ряд зданий— палат, самой известной из которых является Грановитая палата (1487—1496). И пакы въ единомъ часе изменися видение его, егда взят бысть и посеченъ и пожженъ. Дворец непосредственно был связан с придворным собором.
Четырехстолпная схема плана церкви Параскевы-Пятницы осложнена тремя притворами. Субъективный взгляд на городской ансамбль не имел большого организующего значения в творчестве мастеров, которые строили и украшали каждое здание как своего рода живое существо, объективно существующее, «смотрящее» вокруг, «переговаривающееся» и соразмеряющееся со своими соседями. Из дерева строились как крестьянские избы, так и большие княжеские терема. Древнерусское искусство следовало канону. Наиболее распространены были сосна и ель.
Композиционную целостность фасадам придает трехлопастное выразительное завершение. Большую роль сыграло применение местных строительных материалов. Вскоре после черниговского Спасского собора был возведен Софийский собор в Киеве.
В XVI – XVII вв. Оно было распространено повсеместно, но особенно в городах. Ступенчатая объемная композиция не только связывала здание с окружающим пространством, но и наделяла его монументальностью, которая, как и в черниговском Спасском соборе, усиливалась полной симметрией восточного фасада, почти полной (лишь слегка нарушаемой лестничными башнями) симметрией западного фасада и асимметрической уравновешенностью боковых фасадов. Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Что было высоко, то необходимо само по себе было уже красиво». Таким образом, общая композиция Спасского собора имела пирамидный характер.
Горизонтальные пояса узорной кирпичной кладки (наклонные кирпичи, елочка и меандр) на центральном барабане, средних пряслах стен и башне помещены в плоскости стены и потому незаметны по сравнению с рельефными вертикальными членениями, но придают им нарядность и смягчают строгость основных линий. Здесь в 1045-1055 гг была построена своя София. В стенах делались ворота. Самое повторение в декоре очертаний конструктивных форм, как и подчинение ряда декоративных деталей (полуколонок, обрамления окон и ниш, профилировок закомар) толщине кирпича, наделяет внешний облик собора большой целостностью.
Всего у собора 13 глав, не считая завершений башен. Получалось так, что наибольшую фактическую площадь занимали как раз второстепенные, окраинные части городов, но они всегда оставались «меньшими» по своему существу, по своему статусу «городами», окружались менее высокими стенами и заключали в себе преимущественно мелкомасштабную застройку (хотя в ней могли быть самые разные вкрапления).
Это придавало ей характер базилики. Одним из самых известных классицистических зданий Москвы считается Дом Пашкова (1774—1776), предположительно построенный по проекту Баженова. Внутри сохранился замечательный резной иконостас. Последние иногда повторяли размеры и форму окон (в соборе и надвратной церкви Печерского монастыря) или применялись вместе с нишами меньшего размера (в соборе Михайловского монастыря). С особой наглядностью это стягивание, свертывание образа города (как и отдельного здания) представлено в декоративно-прикладном и изобразительном искусстве Средневековья. Яркими центрами русского классицизма стали Санкт-Петербург и Москва.
на этом месте построили новую церковь. Примером подобного строения может служить Преображенская церковь в Турчасово (1786). По его проекту были построены такие здания как Александровский дворец (1792—1796), Здание Смольного института (1806), здание Академии наук (1786—1789) и др.
На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке. Также многоглавие привносило в композицию пышность и торжественность. Уникальность владимиро-суздальского зодчества состоит в том, что оно не просто продолжило традиции византийской и южнорусской архитектуры, но и значительно обогатило их западноевропейскими идеями и элементами.
Новые постройки возникают почти беспрерывно. XVII век — время экономического и политического упадка Московского государства. греческими и русскими мастерами. Можно сказать, что основополагающей функцией архитектуры и градостроительства было создание необходимых барьеров, преград между разными пространствами – «своим» и «чужим», освоенным человеком и служащим ему и внешним – неизвестным, опасным и враждебным. А в Ярославле, например, Спасо-Преображенский монастырь, примкнувший непосредственно к валам Земляного города – основной посадской территории, – принял на себя значение кремля, тогда как древнее крепостное ядро – детинец, называвшийся здесь «Рубленый город», в XVI – XVII вв.
После этого строительство в Киеве прервалось, а византийские мастера, видимо, вернулись на родину. Как было показано выше, каждое здание и сооружение в древнерусском городе должно было иметь «подобающие» ему форму и величину и занимать подобающее ему место. Прежде всего это было граничит с полученным ими заданием. Единственная апсида намного понижена относительно стен, углы которых закреплены лопатками.
Ее раздирают на куски внутренние войны, в которых охотно участвуют внешние враги. Вместо большого родового дома – клети строят усадьбу на одну семью. При массовой комплексной застройке спальных районов и микрорайонов широко использовались типовые проекты детских садов, школ, поликлиник, магазинов, домов культуры, спортивных сооружений.
Преемственность в развитии городов базировалась не столько на сохранении реально существующих построек, сколько на постоянстве «предвечно» установленных принципов и на стремлении к недостижимым в своем совершенстве канонизированным образам, что и обусловливало устойчивую традиционность древнерусского зодчества и градостроительства, сохранявшуюся на протяжении веков, несмотря на весьма активное в некоторые периоды преобразование русских городов и проникновение на русскую почву элементов иноземной культуры. С восточной стороны к зданию примыкали три граненых или полукруглых помещения-- апсиды, В средней апсиде размещался алтарь, отделенный от основного помещения храма невысокой алтарной преградой в виде аркады (зачаток позднейшего иконостаса). Древнерусские города были хорошо благоустроены.
В подобном типе городища особо укрепляется так называемая напольная сторона, обычно ров и земляной вал дополняет деревянный частокол, а иногда сплошной ряд деревянных срубов, которые заполняются землей, глиной и камнями. Здесь хранятся несколько древних православных святынь, например Икона Божией Матери «Знамение», которая, согласно легенде, в 1170-м году спасла Новгород от нападения одного из князей. Нельзя пройти мимо и того факта, что определенными антропоморфными чертами наделялись в Древней Руси и христианские храмы с их «главами», покрытыми «шлемами» (в до монгольский период очень сходными по силуэту с реальными воинскими шлемами) и поднятыми на высоких «шеях», с их подпоясанностъю аркатурно-колончатыми «поясами», с их часто на первых порах суровыми, даже кряжистыми, богатырскими (особенно если говорить о новгородско-псковских храмах XI – XII вв. ), но всегда глубоко одухотворенными общими формами. Обращают на себя внимание чрезвычайная четкость разбивки плана, крупные размеры здания (примерно 35 х 24 м) и очень значительное подкупольное пространство – более 8. 6 м, т. е. больше, чем в Софийском соборе. Архитектурные формы храма Спаса на Нередице с крупными членениями, лаконичным выразительным силуэтом как нельзя лучше отвечают суровости климата, пасмурным дням и «разбеленным краскам» белых ночей. Наиболее известным её примером является загородный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском (1667—1681). интенсивное строительство велось в Переяславле.
Современный вид собора – полностью побеленного, с надстроенной ещё в 17веке галереей, растесанными окнами – все же дает представленное о его первоначальном облике. Из клена делались резная посуда, ковши, ложки и т. д. Ясень шёл на производство точеной посуды (изготовленной на токарных станках). Софиты подпружных арок заполнены сплошным рядом погрудных изображений.
Идея города растворялась в природе и в то же время, вычленяясь из природы, она как бы обращалась к человеку, постоянно сопровождая и «обрамляя» всевозможные проявления его жизнедеятельности. Им присуще изящество пропорций, сочная пластика форм, стройность силуэта и красивая группировка внешних масс. Пространство хоров собора площадью около 300 кв. начался период крещения Руси.
Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекрёсток важнейших водных торговых путей. Храм крестово-купольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, c аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами. В книге «Стиль и эпоха» он размышлял, что каждый стиль искусства адекватно соответствует «своей» исторической эпохе. Софии в Новгороде (1045-1050) и Полоцке.
Лидировали в архитектуре 3 региона: северо-запад (Новгород, Псков), юго-запад (Приднепровье, Рязань, Галицко-Волынская земли), северо-восток (Владимир – Суздаль). Эти своды не были новинкой для новгородских каменщиков. «Град Божий» Блаженного Августина позволяет ощутить всю глубину и величие тех мыслей и чувств, которые вкладывались в этот образ.
Были распространены подземные и наземные жилища (XII в. ). Исключительно большое значение приобрели с течением времени монастыри, располагавшиеся как вдали от городов, так и в их центрах и среди посадов и на ближних и дальних подступах к городам, где они иногда становились «сторожами» – передовыми форпостами, говоря языком другой эпохи.
Стиль модерн проникает в Россию из Запада и быстро находит своих сторонников. Наиболее впечатляющее измерение здания – высота – подчеркнута стройными пропорциями столбов и пролетов между ними, а также обилием вертикальных линий – следствием крестообразной в плане формы больших столбов, наиболее удобной для сопряжения с арками, восьмигранной и четырехгранной формы малых столбов, к каждой грани которых была приставлена полуколонка. Близка по типу храмам Перынского скита и Николы на Липне Успенская церковь на Волотовом поле близ Новгорода (1352 г. ). В Десятинной церкви несомненно существовал княжеский балкон – хоры. Древняя кладка Золотых ворот особое впечатление производит со стороны проезда.
С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех – галереи. Привлекает внимание нарядная кирпичная разработка фасадов здания. В начале XIX века в классицизме происходят существенные изменения, появляется стиль ампир. Это главное здание МГУ на Воробьёвых горах, жилой дом на Котельнической набережной, гостиница «Украина», здание Министерства иностранных дел, жилой дом на Кудринской площади, высотное здание на площади Красных Ворот и гостиница «Ленинградская».
в нем же множество всякого узорочья. Очень возможно, что под словом верхи составитель Списка. Софийский собор – большой пятинефный храм с крестовокупольной системой сводов (точнее – схема вписанного креста). Смешанная кладка из плинфы и камня на цеменочном растворе (Византийская кладка – ряд камень, 2-3 ряда кирпич). Тем не менее ученые предполагают, что у восточных славян «были деревянные рубленые языческие храмы», способы сооружения которых перенесены впоследствии на христианские церкви.
Власяница Ивана Грозного (XVI в. )Власяница (также вретище) – длинная грубая рубашка из волос или козьей шерсти аскеты носили её на голом теле, для умерщвления плоти. Широким был и ассортимент изделий из кости в IX-XIII вв. В VIII в. н. э. Не удивительно, что уже в начале XII века искусство новгородских «древоделей» получило общерусскую известность.
По образцу киевского храма выстроены соборы Св. Однако принятие христианства имело также положительные стороны. К ним добавлены и двенадцать расположенных в два яруса меньших столбов на хорах, окружающих с трех сторон центральное подкупольное пространство. При Ярославе в Киеве возводится и кафедральный собор русских митрополитов – собор Св. На плане здания они образуют фигуру креста, над центром которого возносится большой купол. Характерной чертой русского города XI-XIII вв. Часть храмов перестраивалась.
Деревянными были стены крепостей, башни, мостовые идаже трубы новгородского водопровода. сказочный образ избушки «на курьих ножках»). В 1760-х годах на смену барокко в русской архитектуре постепенно приходит классицизм.
Следующий этап в развитии архитектуры Руси больше связан не с Киевом, а с Новгородом, крупным торговым городом на северо — западной границе славянских земель. В основе музея – вскрытые остатки городища древнего Бреста, постройки ремесленного посада XIII в. На территории «Берестья» на глубине 4 м археологи раскопали улицы, вымощенные деревом, остатки построек различного назначения на площади 1118 м. В экспозиции 28 жилых и хозяйственных бревенчатых строений – одноэтажных срубов из брёвен хвойных деревьев.
Вот таким образом большое строительство в настоящее время не ведется. Отсюда и название – крестово-купольные храмы.
«Лучшие люди» города составляли особую группу из которой выбирались старейшины, тысяцкие, посадники. Многие храмы, построенные в этот период, одноглавые. Лондон и Париж утопали в грязи, а такие города, как Киев, Новгород, Псков, Полоцк, Смоленск, Чернигов, Тмутаракань (Тамань), Галич, Холм, Владимир-Волынский, Корец, Любеч, были замощены деревянными плахами, которые укладывались на уложенные в грунт бревенчатые лаги уже к X в. В этот период Русь вступила в период раннефеодальной общественной формации и миновала рабовладельческий период истории. Храм внутри не имеет столпов, стены покрыты превосходными фресками. Далее по нисходящей шли великокняжеские дворцовые и посадские приходские церкви. В данный период развивается тип бесстолпного храма. Красота при этом мыслилась как нечто неразрывно связанное с сакральной сущностью.
Когда он погиб в пожаре, летописец отметил, что это была «соборная, дивная и великая церковь, какой еще не было и не будет». Форма креста. Кстати, большие улицы и дороги тоже тяготели к наиболее высоким участкам местности, к водоразделам. Для историков архитектуры дореволюционного времени такой вопрос даже не возникал.
Одна из самых знаменитых деревянных построек – Преображенская церковь на острове Кижи (Онежское озеро). Каждый такой город был одновременно и княжеской резиденцией со своим княжеским двором. Раскопки Десятинной церкви показали, что здание было возведено из плоских кирпичей византийского типа (плинфы) способом кладки со скрытым рядом. Тем не менее некоторые основные плановые характеристики здания могут быть установлены.
Каждый завершенный архитектурный элемент города как бы говорил сам за себя, будучи воплощением определенного предустановленного образа. Примерно к XV в. до н. э. Его называют самым белокаменным, самым совершенным русским храмом. Конечно, выбор места для строительства храма не мог определяться одними лишь условиями зрительного восприятия, одной лишь формальной красотой панорамных раскрытий. Ростки общерусского стиля наблюдаются в постройках посадских людей крупных торговых городов конца 12 – нач.
Каждый из них имеет покрытие, не похожее на другие. Внутреннее его пространство дополняли маленькие деревянные хоры и придел. Это была как бы механическая «притирка» здания с его заранее известной общей формой к месту. Золото в основном поступало в виде монет.
В XVI–XVII вв. Особенно пышны рельефы на стенах Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (1230-1234). Вокруг него формировался «окольный град» («острог», «посад»), который дополнялся предградьями и ремесленными поселениями.
Позже кирпич не применяется. Главными архитектурными объектами в городе были конечно же храмы. Для них архитектура древнерусского государства имела сакральное значение. Протяженное, очевидно, не было синонимом большого. С восточной стороны -- три апсиды.
Оружейная палата стала своеобразной школой, где объединялись лучшие художественные силы. Об этом говорит и сама архитектурная композиция собора. Из них северный интересен тем, что он в уменьшенных формах повторяет центральный объём. Характерно, что, стремясь упрочить свое единовластие, князь Владимир (ок. 980-1015 г. г. ) пытается прежде чем принять христианство реорганизовать языческий культ и привести его в соответствие с принципами самодержавия.
Лучшими примерами памятников середины XVII века также принято считать церковь Троицы Живоначальной в Никитниках в Москве (1653), Троицкую церковь в Останкине (1668). Жилая застройка городов в этот период остается деревянной, но меняется ее тип. Именно ориентация на дерево как единый материал и для городских укреплений и для жилых зданий определяет отсутствие в русском зодчестве архитектурных памятников моложе X в. Начиная с VI в., по мере того как происходит разложение общинного строя, возникают и первые города – Плесков (Псков), Полоцк, Ладога, Старая Русса, Киев, Чернигов, в 859 г. заложен Новгород.
Все понятия и образы, раздельные и даже несопоставимые в мире дольнем, в конечном счете в мире горнем сведутся к одному безмерно общему, великому и простому. Гармония композиционной структуры была в принципе относительной (вот таким образом поиски абсолютных геометрических и метрических закономерностей в ней бесперспективны). Приведем в качестве примера Псков, где детинец, называвшийся Кромом, располагался на скалистом мысу при впадении р. Псковы в р. Великую и представлял собой грозную крепость, отрезанную от посада рвом – «Греблей» (куда обращались его «Перси») и, казалось бы, противопоставленную ему, наподобие западноевропейского феодального замка.
экспонатов. Первой известной по летописям каменной постройкой Руси можно считать Десятинную церковь (церковь святой Богородицы) в Киеве, сооруженную в первые годы после Крещения Руси, в 989-996 годах и сочетающую в себе традиции и приемы византийской и болгарской церковной архитектуры. Тринадцать отдельных объемов свободно омывались пространством и как бы растворялись в нем.
В 1918—1923 годах он руководил разработкой генерального плана «Новая Москва», этот план стал первой советской попыткой создать реально исполнимую концепцию развития города в духе большого города-сада. Размеры киевского Софийского собора лишь немногим больше размеров черниговского Спаса.
Нельзя категорически утверждать, что Десятинная церковь была первой каменно-кирпичной постройкой, возведенной на Руси. Особое место в истории русской архитектуры занимает деревянное зодчество. Уже начатые стройки были заморожены или закрыты. Но, подобно древнерусской фреске или иконе, городской ансамбль имел весьма многослойную иерархию самих точек зрения, каждая из которых отвечала своему объекту восприятия. Срубные постройки, полуземлянки, однокамерные дома и хоромы, окруженные высокими заплотами (заборами), сливались в живописные группы, подобно природным образованиям.
Входы и окна решены так же, как у романских построек. Они отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм. Икона попала в Константинополь из Иерусалима в V в. при императоре Феодосии.
К числу его лучших произведений относят Спасо-Преображенский собор (1829), Нарвские триумфальные ворота (1827—1834), Троице-Измайловский собор (1828—1835). Другим известным произведением Воронихина является здание Горного института (1806—1811). Примечательна дорическая колоннада огромного портика на фоне суровых стен фасада, со скульптурными группами по бокам портика. В начале XIX века в московской архитектуре также начинает преобладать ампир. Общая композиция имела пирамидный характер. К 852 г. на востоке Европы происходит формирование самого крупного для периода раннего Средневековья феодального государства.
византийскими мастерами, не сохранился. Такие архитектурные единицы не составляли город как неделимое целое, а как бы жили (подобно и самим людям) в пределах города, определенным образом взаимодействуя между собой и с целым. Эти формы Русь могла заимствовать в готовом виде. К окончанию возведения Софийского собора, что, видимо, произошло в начале 40-х гг.
Центры арок на хорах были подняты выше пят, отчего эти арки приобрели вытянутые очертания.
Применяли мозаику и поливные керамические плитки. В то же время, как это отмечалось при анализе архитектуры черниговского собора, расчленение объема лопатками на ряд как бы отдельных, поставленных рядом объемов, служит и средством изменения масштабной характеристики здания, направленным на кажущееся увеличение его размеров (подобно тому как его внутреннее пространство зрительно увеличивается при уве-личении числа членящих его столбов).
оказались утраченными. Строятся жилые дома и княжеские палаты – деревянные. Знаменит храм Покрова на Нерли (1165). Обычно одна-две улицы проходили вдоль рек и пересекались малыми улочками и переулками. Разными архитектурными формами, так же, как и в литературе – словами, выражалось одно и то же содержание, многообразие и многословие призвано было полнее передать истинный и вечный смысл Творения.
С XII – XIII веков появляются архитектурные школы древней Руси. Административным и идеологическим центром города был «детинец» («вышгород»), обычно включавший древнее, первоначальное поселение. На фасаде, особенно на барабане и апсидах, немало декоративных элементов. Вполне закономерно, что пространство внутри детинца являлось самым значимым и самым священным.
Храм должен был вмещать много людей. Об этом свидетельствует найденный при раскопках обломок сложнопрофилированного кирпичного столба имеющего точно такую же форму, как столбы аркад княжеских хор в Софийском соборе. В Списке русских городов отмечено, что Десятинная церковь была о полутретьятцати версех. Самое понятие образа, занимавшее, как известно, центральное место в средневековой эстетике, предопределяло взгляд на каждый такой элемент как на единое, неделимое целое (в отличие от античности и Нового времени, когда творческая мысль художников и архитекторов сосредотачивалась именно на составлении гармоничного целого из разнородных, несамостоятельных частей).
V. 4). На смену сталинской пришла функциональная типовая архитектура. Этот первый храм носил название Десятинной церкви.
4 ноября 1955 года выходит Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», положившее конец стилю сталинской архитектуры. Недолговечность дерева ускорило применения камня. Следующие по времени сохранившиеся новгородские каменные храмы – Николо-Дворищенский собор (начат в 1113 г. ) и собор Юрьева монастыря (1119-1130)-трехнефные, шестистолпные здания с хорами только над западным членением плана и над следующими за ними частями боковых нефов – были только княжескими постройками, возведенными к тому же в годы обострения отношений между князьями и горожанами, предшествовавшие перевороту 1136 г. Понятно вот таким образом, что зодчий этих соборов (мастер Петр) отбросил все, что в Софийском соборе Подчеркивало его общегородское значение: притворы, галереи, многообъемность, а также вносившее в его облик живописность чередование разных видов закомар.
а такие, как Юрьев-Польской или Дмитров, – менее 10 га. В начале XX века получает развитие «неорусский стиль». имел в виду не главы, а своды. В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой. Их взаимосвязанность была чем-то вторичным, можно сказать, поверхностным, вызванным соображениями практического порядка, в частности, необходимостью разместиться в границах отведенного участка, обеспечить доступ ко входу в здание, устроить переходы из одной постройки в другую и т. п. (также и в лесу каждое дерево, как бы ему ни приходилось приспосабливаться к конкретной ситуации, всегда все-таки сохраняет свою генетическую определенность).
Печи как на юге, так и на севере делали из камней или глины. Помимо центральной главы на мощном барабане, прорезанном большими окнами, есть четыре меньшие, размещенные по диагоналям от главной, а к ним примыкают еще меньшие.
Собор Кирилловского монастыря (Кирилловская церковь), возведенный около 1146 г., служил княжеской усыпальницей, вот таким образом в стенах нартекса были устроены аркасолии – ниши для установки саркофагов (рис. Во второй половине 11в. В других случаях они объединялись попарно глухой аркой (собор Выдубицкого монастыря) или, будучи тесно сближены, образовывали подобие аркатурных поясов (церковь Спаса на Берестове). Современный вид собора – полностью побеленного, с надстроенной ещё в 17веке галереей, растесанными окнами – все же дает представленное о его первоначальном облике.
Часто также ставились церкви и часовни рядом с воротами – для их духовной защиты. Имея умозрительно единый исходный образ, все храмы были связаны подобием своих общих форм. Вводились и новые мотивы.
например, в храмовом действе или в дворцовом церемониале. В зависимости от величины территории поселения в нем могло быть от 30 до 200 домов. Важнее были сакральные критерии этого выбора, как об этом повествует, например, Киево-Печерский патерик, где содержится примечательный ответ Антония на вопрос мастеров «Где хотите строить церковь. » – «Там, где Господь укажет место Будем молиться три дня и Господь укажет нам место». по приказу царя Михаила Фёдоровича.
Византийское зодчество создало классический тип крестово-купольного храма. Дерево, земля и глина были единственными стройматериалами. Применительно к изделиям из драгоценных материалов была уместна известная поговорка: «Мал золотник, да дорог». Основателем «русско-византийского стиля» принято считать Константина Андреевича Тона, работавшего в середине XIX века.
Очевидно, что для его организации Ярослав Мудрый смог получить из Византии достаточно сильную артель, которую, вероятно, подкрепили еще мастерами, работавшими в Чернигове. В IX -X вв.
было обязательное наличие церкви или храма. Над самым центральным столбом покрытие шатровое, другие увенчаны лукообразными куполами.
Новгородский Софийский собор был одновременно и княжеским и общегородским собором. Над притворами размещены хоры, на которые вели внутристенные лестницы.
Вот таким образом привязка к месту, «притирка» между собой зданий и сооружений при всей ее относительности и непринципиальности с точки зрения «генетических» основ формообразования, о чем говорилось выше имела все же большое эстетическое значение для формирования конкретных ансамблей или просто фрагментов городской среды. Движение от сельской округи к воротам предградий. Ведущее положение заняла идея восхождения по степеням совершенства от низшего к высшему. Среди переяславских построек были и бесстолпные храмы. Каменное строительство получило определенное развитие с кон. Внутри церкви на стенах, столбах и сводах размещались объединенные в строго канонизированную систему религиозные изображения, выполненные в технике мозаики и фрески.
1036). Сравнение планов кремлевских соборов показывает, что они последовательно отличались друг от друга на удвоенную толщину стены, то есть могли быть как бы «вписаны» один в другой (внешние габариты меньших из них оказывались соответствующими интерьерным размерам больших). философский термин «средневековый реализм»).
Построена за один сезон при новгородском князе Ярославе Владимировиче. Собор увенчан пятью главами.
Десятинная церковь была построена из кирпича плинфы квадратной формы и толщиной 2–4 см. Дворец непосредственно был связан с придворным собором. Уже в неоплатонизме, во многом предопределившем становление средневековой теологии, «парменидо-платоновское учение о Едином» получило «форму доказательства неделимой единичности как каждой вещи, так и мира в целом». Абсолютная гармония мыслилась недостижимой на Земле. Финансовые условия позволяли заметно ускорить темпы развития архитектуры. В принципе каждый объект должен был измеряться подобающей ему мерой. Византийское зодчество создало классический тип крестово-купольного храма.
Типы русских деревянных храмов). На земельном участке размещают хозяйственные постройки, баню, огород. Иногда использовали рога быков, туров и моржовую кость.
Орнамент покрывает стены так густо, что этот стиль часто называют «узорчатым». В ремесленных мастерских изготовлялись лемехи, топоры, зубила, клещи, оружие (щиты, кольчужная броня, копья, шеломы, мечи и др. ), предметы быта (ключи и т. п. ), украшения (золотые, серебряные, бронзовые, медные). Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 г. принёс икону во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование, где она хранилась в Успенском соборе. ) По приказу Андрея икона была украшена дорогим окладом.
В самом низу социальной лестницы находились смерды и холопы. Это восьмигранная башня с целой гроздью декоративных главок. Единство опор и системы подпружных арок сохраняется во Владимиро-Суздальских храмах. Они пришли к осознанию лаконичной «пролетарской» эстетики, уже имея солидный опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг.
Но он отличается от последнего наличием лишь одной лестничной башни, пяти куполов и трех апсид (апсиды приделов в восточных концах галерей очень невысоки), что упрощает его объемную композицию. Древнейшие храмы Руси часто напоминают византийские образцы, но уже в XII в. в храмовом строительстве отчетливо проявляются самобытные черты, определившие дальнейшее развитие русской архитектуры (соборы Антониева и Юрьева монастырей близ Новгорода и др. ) монументальный Георгиевский собор Юрьева монастыря строил первый известный по имени русский архитектор – мастер Петр. Следующий этап монументального строительства начался на Руси в 30-х гг. С утверждением христианства древнерусская культура в целом и градостроительная культура в частности, получила особую духовность, «воспаренность» над бренными узами земной жизни.
Для хозяев оно было надежным убежищем, «закромами», хранителем их святынь имущества и самих жизней. Софии в Киеве игравшем роль главного храма православной Руси. Высота восьмиугольной части столбов соразмерна человеку. Скромная внутренняя лесенка вела на «полати», по бокам которых находились приделы.
Как и хрущёвки, брежневские дома выполнялись в стиле функционализма, однако имели более разнообразные архитектурные формы: дома башенного типа («свечки»), длинные многосекционные («китайские стены»), ступенчатые изогнутые и переменной этажности.
XI в. В 1031-1036 гг. В первой половине 11 века каменное строительство в Новгороде отсутствовало. В XV в. восточнославянские земли постепенно собираются под властью князей Московских. Русские мастера умели строить простые, удобные избы (прежде говорили не строить, а рубить, так как работали только одним инструментом-топором).
Обращает на себя внимание и близость слов «крыльцо» и «крыло», тем более что крыльца было принято пристраивать как раз к боковым стенам изб, которые, возможно, когда-то в древности уподоблялись волшебной птице (ср.
Как уже было сказано, за образцы им были церкви Владимира и Суздаля. Софийский собор в Новгороде ставится после пожара деревянной Софии в 1045 – 1050 гг. Кладка велась на известковом растворе с добавлением толченого кирпича – цемянки (рис. Этот принцип сохранился и в более сложных сооружениях – теремах, дворцах, крепостных башнях. вся площадь Десятинной церкви была раскопана полностью.
Окольный город был средоточием торгово-ремесленного населения. В связи с этим здесь разворачивается широкое строительство.
В Киеве «город Владимира» имел свою доминанту – Десятинную церковь, «город Ярослава» – свою – Софийский собор, на Подоле выде-лялась церковь Богородицы Пирогощей, в окрестностях, на значительных расстояниях друг от друга, возвышались монастырские соборы. Вот почему уподобление одних зданий и городов другим нередко выражалось в заимствовании только отдельных их частей – как бы эмблем целого. Посуда производилась различной вместимости и формы. Позже возникли шатровые и лукообразный купола. Многоглавие храмов заменяется на одноглавие.
Этим и объясняется выбор места для него на вершине одного из холмов правого берега Днепра. Тогда же построили и знаменитые соборы Кремля. Они дополняются архитектурными приемами и стилями друг друга.
и другим источникам, находились именно «осадные» дворы или дворы «для осадного сидения», пустовавшие в мирное время. Основная вертикальная ось господствовала в интерьере киевской Софии безраздельно. Специфика социального заказа, природных условий, традиции деревянного строительства, (башенность, многоглавие, пирамидальность) особенности мировосприятия, художественных идеалов – все это налаложило отпечаток на архитектурные произведения. Наиболее значительной в 12-13 веках становиться владимиро-суздальская школа.
Расцвет Киевского государства приходится наконец X— середину XIвв. Некоторые ниши фасада ранее были украшены фресками. Это доказывает, что светские сооружения Древней Руси обладали общностью стиля с культовыми сооружениями. Типовая архитектура продолжала своё развитие вплоть до распада СССР. На Руси впервые появляются большие строения и храмы в Х веке.
Князь выступал проповедником христианства и его защитником. В частности деревянная церковь Ильи в Киеве (первая половина X века). К концу X в. древнерусское государство – Киевская Русь – приобрело уже законченные формы. Города становятся центрами политической и религиозной жизни.
Идеал новгородца – сила и красота его – красота силы». С восточной стороны к зданию примыкали три граненых или полукруглых помещения- апсиды, В средней апсиде размещался алтарь, отделенный от основного помещения храма невысокой алтарной преградой в виде аркады (зачаток позднейшего иконостаса).
Возведена в Коломенском в 1528-1532 гг.
Шедевром архитектуры классицизма XIX века принято считать построенный по проекту Захарова комплекс зданий Адмиралтейства (1806—1823). Двумя горизонтальными рядами ниши проходят по всем четырем фасадам соборов, включая апсиды, чередуясь с такими же рядами окон и подчиняясь строгому ритму лопаток и закомар. Среди работ Старова также известны Троицкий собор Александро-Невской лавры (1778—1786), Князь-Владимирский собор и др. С другой стороны, соборные и торговые площади, монастыри, расположенные в центральных частях города, занимали, как правило, меньшую территорию, чем на периферии, а тем более в сельской местности.
Храмы подобного типа строились на Руси только в XI в. Помимо новгородской Софии, это Софийские соборы в Киеве и Полоцке, а также Киевская церковь Ирины и Георгия. У храма имеется три апсиды (пониженный выступ здания) – центральная пятигранная и боковые – округлые. Форма креста.
это своё исконное значение потерял. Собор был разрушен во время Великой Отечественной войны, на данный момент восстановлен. Приоритеты везде, естественно, принадлежали родовой знати. Общий размер основного здания собора: длина 29, 5 м, ширина 29, 3 м, а вместе с галереями – соответственно 41, 7 и 54, 6 м. Величина подкупольного квадрата около 7, 6 м. В соборе имеются хоры, открывающиеся в центральное, крестообразное в плане пространство двухъярусными тройными аркадами, опирающимися на два профилированных столба.
Отдельно при храмах стали возводиться особые крестильные помещения. Очень важно, что в избе всегда выделялся «перед» и «зад», ее «чело» украшалось «причелинами» и «наличниками», обращенными к «улице», которая, очевидно, понималась именно как пространство перед «лицом» жилых зданий.
В стольном городе Мстислава – Чернигове – был заложен Спасо-Преображенский собор (ок. Начало строительства в 1045г. Заметным памятником, завершившим развитие школы в XII веке, стала церковь Спаса на Нередице (1198).
Были меры «великие городовые» и простые «дворовые», «лавочные» и проч. Период феодальной раздробленности характеризуется стремительным ростом городов, развитием культуры, в том числе и зодчества. В них были устроены щели для стрельбы по противнику – «скважни». Но здесь ниши не только заставляли здание казаться больше, но и подчеркивали его высоту. Феодализм способствовал автономизации отдельных земель, городов, дворов, как бы «разрыхлению» всей системы государственного и общественного устройства. Архитектура вела его за собой.
11 вв., что было граничит с Крещением Руси. их чаще называли острогами, а не городами. Вторым по величине был княжеский родовой храм или храм наиболее почитаемого монастыря. Перешли на Русь и обычная в Византии смешанная кладка стен из камня, чередующегося с кирпичными прослойками на известковом растворе с толченым кирпичом и арки, своды и убранство фасадов, выполненные из тонкого, почти квадратного кирпича – плинфы. В этом городе уже с начала XI в. отношения между его населением и князьями регулировались письменными документами – грамотами Ярославовыми, а во второй трети XII в. он стал вечевой республикой, лишь номинально зависившей от великих князей. в Чернигове был воздвигнут греческими зодчими Спасо-Преображенский собор – самый «византийский», по мнению специалистов, храм Древней Руси.
В Новгороде и Пскове крестообразные столбы заменяются квадратными или круглыми. Конструкция палаты и особенно ее интерьер, близкий готическим залам Европы, наглядно запечатлели «западничество» Евфимия. Здесь хранятся несколько древних православных святынь, например Икона Божией Матери «Знамение», которая, согласно легенде, в 1170-м году спасла Новгород от нападения одного из князей.
Крупным центром зодчества было Владимиро-Суздальское княжество. Это первые каменные покои в царском дворце. Владыка Евфимий, противник Москвы и сторонник западной ориентации, для усиления своего авторитета предпринимает перестройку епископского Владычного двора в Новгородском детинце (1430-1440-е г. г. ). Византийские храмы были небольшие, трехнефные, одноглавые, а киевский Софийский собор имеет огромные размеры, пятинефный и многоглавый. Этот ряд срубов носил название городня.
Среди множества одновременно бытовавших в Древней Руси мер выделялись большие, средние, малые. На этих поселениях обнаружены остатки жилищ, позволяющие судить о типе домов. Видимо ими же в 60-х годах XI века построен из дуба собор в Ростове. Шлемовидный купол является старейшим в древнерусской архитектуре.
Позднее с севера к храму были пристроены галереи. Закончив возведение Софийского собора в Киеве, строители приступили к сооружению Софийских соборов в Новгороде и Полоцке. Основной крест перекрывался цилиндрическими сводами, боковые ячейки – цилиндрическими, сферическими (реже сомкнутыми) с выступающими подпружными арками. Центральный четвериковый объём покрыт шатром на «крещатой бочке» с пятью декоративными главками и окружён прирубами с трёх сторон. В свою очередь, – это самая старая сохранившаяся церковь.
В этом – сила эстетического воздействия древнерусских ансамблей. Его получали в результате торговли или войн с Византией и половцами. Высота грандиозного собора, сооруженного в византийской традиции, равнялась 55 м, а длина – 37 м. Рядом с главным куполом возвышалось еще 12 (тринадцать куполов символизировали Иисуса Христа и двенадцать апостолов). Широко использовались клён и ясень.
Это были не столько взаимодополняющие части одного целого (они могли существовать и независимо друг от друга), сколько разные формы воплощения Макрокосма в Микрокосме. Гражданская архитектура Владимиро-Суздальской земли сохранилась мало и фрагментарно. По типу Московского Успенского собора с пятью куполами были построены Смоленский собор Новодевичьего монастыря (1524-1598), Успенский собор Троице-Сергиевой лавры (1559-1585). В этой обстановке в Киеве развернулось и широкое каменно-кирпичное строительство.
Когда он погиб в пожаре, летописец отметил, что это была «соборная, дивная и великая церковь, какой еще не было и не будет».
Ширина проезда 6, 4 метра. Стены укреплялись вежами (башнями), часто на каменном фундаменте.
Каменное строительство получило определенное развитие с кон. 5. 4, V. 5). Детинец (центр города) защищался отдельно.
Его идеальный образ, который нельзя сводить к одним лишь архитектурным моделям имел теологическое значение. Крупным центром зодчества было Владимиро-Суздальское княжество. В 1938 – 1939 гг. сечения.
Принятие христианства сопровождалось большим культовым строительством, о чем свидетельствует летопись, в которой говорится, что, крестившись, Владимир «приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры». Известнейшим произведением Щусева стал Мавзолей Ленина на Красной площади в Москве. Полуциркульные кривые проемов и ниш находят своеобразный отзвук в обрамлениях – «бровках» окон барабана, а аркатурный карниз храма повторяется в его главе. Кладка велась на известковом растворе с примесью толченой керамики – цемянки – и была исполнена так, что на фасад здания ряды кирпичей выходили через один – промежуточный ряд был немного отодвинут в глубь кладки и прикрыт снаружи слоем раствора. Важно отметить, что не простое наличие тех или иных реальных экономических возможностей владельца определяло назначение величины и степени архитектурно-художественного богатства его постройки.
Известен также требник изданный в середине XVII в. киевским митрополитом Петром Могилой, в который включены «Чин восследования основания города» и «Чин благословения новосооружаемого каменного или деревянного города». Можно лишь догадываться, что при возведении стен из горизонтальных венцов, ограничивавших их длину, большие здания состояли из ряда срубов и многим срубам могли соответствовать и многие верха (например, 13 верхов новгородского Софийского собора).
Жили в Киеве и христиане. Высота сохранившихся стен достигает девяти с половиной метров. 10 – нач.
В ХII веке церкви строятся внутри княжеского двора. Столбы соединялись арками, поддерживавшими барабан купола. «Подудельный» по отношению к Чернигову Вщиж, состоявший из детинца и пред-градья, по общей площади равнялся одному лишь черниговскому детинцу.
Оригинальным памятником церквей шатрового типа является Воскресенская церковь в Кевроле Архангельской области (1710). здесь заканчивался процесс разложения родоплеменного строя и сложения классового общества. Десятинная церковь является древнейшей из известных нам монументальных построек Руси. С христианской религией древнерусские люди были знакомы задолго до символического «крещения Руси». Очень важным критерием при этом было ощущение ширины, просторности. В древнерусских городах насчитывалось от 2-3 до нескольких десятков церквей.
Крупные города в Древней Руси имели сложные оборонительные системы. Влияние греческих мастеров отчетливо прослеживается в архитектуре Спасо-Преображенского собора в Чернигове (1030-е годы). Традиционная социальная иерархия пронизывала собой структуру каждого посада, где выделялись отдельные «концы», слободы и сотни, отдельные улицы, тоже представлявшие собой определенную общину (известны «уличанские сходы»).
По мере приближения к центру города, к главному храму реальное «земное» пространство сокращалось, зато увеличивалось иное, «освященное» пространство. Одним из самых распространённых архитектурных типов стал шатровый храм. Древесина дуба была дефицитной, её старались использовать для изготовления изделий особой прочности (санные полозья, бочки, лопаты и т. д. ).
Уместно припомнить в этой связи русскую пословицу: «Двор что город изба что терем». Не удивительно, что уже в начале XII века искусство новгородских «древоделей» получило общерусскую известность. Отсюда явствует, что проблема гармонизации в произведениях искусства неизбежно должна была уйти из сферы специальных профессионально-аналитических интересов, недаром Василий Великий указывал, что существует «закон искусства», но этот закон «неудобопостижим» для разума.
С большой выразительностью этот принцип запечатлелся, например, в Киеве, где на подступах к Софийскому собору со стороны Золотых ворот были возведены три подобные ему, но меньшие по размерам храма, оттенившие его масштабное превосходство в ансамбле «города Ярослава». Эта ориентация на «матерь городов русских» носила весьма условный ассоциативный характер, чаще всего она выражалась лишь в заимствовании отдельных храмовых посвящений, топонимов и гидронимов. В XII в. изменяются композиционные характеристики и архитектурные объемы храмов. Из летописи известно, что палата строилась мастерами «новгородскими и немецкими из-за моря». Это повлияло на выделение и складывание новой системы постройки храмов. Стены этих жилищ имели столбовую или срубную конструкцию и были снаружи обмазаны глиной.
К XIV веку древнерусское зодчество уже имеет свои характерные черты. Вопрос о времени построения этого храма давно уже вызывает споры среди исследователей.
X – нач. Теремной дворец (вид с Моховой улицы)В архитектуре Теремного дворца отразились не только традиционные черты русского деревянного зодчества, но и новое для того времени анфиладное построение внутренних помещений. Роспись комнат Теремного дворца проводилась под руководством С. Ф. Ушакова. После революции востребованным оказался и Алексей Щусев. Церковь Иоанна Богослова Ростовского кремля (1683). С другой стороны, ко времени появления на Руси первых каменных сооружений там уже существовала в течение ряда веков своя деревянная архитектура и одновременно с первыми каменными храмами строились и большие деревянные соборы, как, например, Софийский в Новгороде (989 г. ) или Успенский в Ростове, (992 г. ), восхищавшие летописцев, уже видевших каменные храмы.
Только с учетом этого можно рассматривать проблему сочетания разнотипных архитектурных элементов в древнерусском городе. Валы Переславского кремля в Переславле-ЗалесскомОбычно крепости строились на естественном возвышении, вот таким образом во многих славянских землях городские укрепления и крепости назывались «вышгородами». Отсюда и название -- крестово-купольные храмы. Подобно стенам города торжественно освящались и «оклады» отдельных зданий, в первую очередь культовых. Русь называли Гардарикой— «Страной городов».
Кирпичные плиты, парапеты хор и полы исполняли из местного сланца (красный шифер) имеющего красивый малиново-фиолетовый цвет. Храм оказал серьезное влияние на дальнейшее развитие каменного зодчества. По существу, тот же принцип масштабного выделения ядра архитектурной композиции, вызывающий эффект «обратной перспективы», был свойствен и построению отдельных зданий, тех же храмов, центральная глава которых всегда делалась крупнее боковых. древнеримский историк Тацит отмечал, что славяне умеют строить дома.
материала. Всего у собора 13 глав, не считая завершений башен. Центром древнерусского города являлся укрепленный детинец сторговой площадью ихрамом. В свою очередь, -- это самая старая сохранившаяся церковь.
Художник использовал устойчивый набор сюжетов, типов изображения (иконографию) и сюжетных схем. С одной стороны, для древнерусского мышления было свойственно установление прямого соответствия между понятиями «большой» и «старший», «благой», «красивый». Результаты научных данных подтверждают эти слова Тацита. Древнерусская архитектура X–XIIвв. Могучий барабан центральной главы прорезан 12 высокими окнами.
Притворы и хоры раскрывались в центральный объем широкими арочными проемами. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий.
Город мог богатеть и насыщаться постройками, мог и лишаться значительной части своего архитектурного наполнения (как и жителей), но он всегда оставался городом, пока существовали его стены, сохранялось его имя, была жива его идея. Он был разрушен при штурме Киева в 1240 г. войсками хана Батыя.
11 вв., что было граничит с Крещением Руси. Во второй половине XVII в. происходит частичный возврат от «узорчастости» к более строгому древнерусскому стилю. Побревнам шел дубовый накат, покоторому возвели стены. Возведена в Коломенском в 1528—1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом, по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым)3 на правом берегу Москвы-реки. Вместе с классовым обществом происходило становление государства.
Софийский собор – большой пятинефный храм с крестово-купольной системой сводов. Кажущемуся увеличению высоты здания способствовало уменьшение высоты ниш в их верхних рядах на апсидах и башне, а также трехкратное уменьшение снизу вверх размеров венчающих полукружий: закомар, полукружий над окнами малых барабанов и декоративных, не связанных с окнами, полукружий над средним барабаном. Образцом такой архитектуры может быть ансамбль кремля в Ростове Великом. Отсутствовали также парадные хоры. Деревянные строения были многоярусными, украшенными художественной резьбой. Был задуман проект Дворца советов.
наРуси насчитывается около 270городов. Конструктивизм стал одним из лидирующих архитектурных стилей 1920-х годов. м выполняло многосторонние функции.
ВXIв. Построен в 1635-1636 гг.
Одним из первых храмов такого типа принято считать Малый собор Донского монастыря (1593).