Архип Иванович Куинджи 15 (27)января1841 (по другой версии 1842), местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя, Украина— 11 (24)июля1910, Санкт-Петербург, Российская империя)— русский художник, мастер пейзажной живописи. Умер Архип Иванович Куинджи 11 июля 1910 года. Куинджи Архип Иванович – известный русский пейзажист, родился 15 января 1841 г., учился у Айвазовского и в течении короткого времени в академии художеств, от которой в 1878 г. получил звание классного художника 1 степени. Архип Иванович Куинджи умер 11 (24)июля1910 г. в Санкт-Петербурге.
Ни одна картина Куинджи не поступает отныне в продажу. Эту всю крышу, где сижу, срезать и выровнять, потом это надо сделать, как площадку. Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду. И было лишь началом. В письме к Репину в 1874 году Крамской писал: «Куинджи интересен, нов, оригинален, до того оригинален, что пейзажисты не понимают, но публика зато отметила. » Куинджи переживает творческий подъем.
Для него натурные наблюдения служат лишь отправной точкой для создания идеального образа. Естественным для бедного разночинца Куинджи, познавшего всю тяжесть борьбы за существование, стало сближение с передвижниками. Летом и осенью 1880 г. Куинджи работал над новой картиной.
Это усиливало эффект лунного сияния. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. В 1868 году Куинджи написал картину «Татарская сакля», близкую к полотнам Айвазовского, за которую получил звание внеклассного художника и в этом же году был принят вольнослушателем в Академию художеств. Куинджи подружился с Репиным, В. Васнецовым, Крамским. Он упал, повредив позвоночник и остался хромым на всю жизнь. Художник много путешествовал.
Дружба с Ярошенко значила для Куинджи много. Спустя какое-то время Архип Иванович вернулся, потрясённый, несчастный, едва не плача. Они стали бы сенсацией, продолжай он выставляться. Мальчик переходил от одного хозяина к другому, осваивая разные работы. Тот рассказал и написал на бумажке ряд формул.
Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Над пустынным северным островом нависло тяжелое грозовое небо. Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. Он пришёл к людям через своих учеников, величайшим среди которых стал Н. К. Рерих.
Критик Московских ведомостей отмечал в Вечере ярко-малиновые хаты. Пейзаж стал необратимо темнеть. В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор. Когда в 1876 году Куинджи показал на выставке передвижников свою «Украинскую ночь», газеты писали, что этот пейзаж абсолютно убивает все другие находящиеся на выставке пейзажи.
Своему детищу – Обществу им. Оборвалось его преподавание в Академии внезапно – удар был страшный и незаслуженный. «Красный закат» (1905-1908) написан художником в сложнейших градациях красного цвета – от коричневато-бурых тонов земли переднего плана до полыхающих оттенков розового, малинового, фиолетового в небе. Художник-новатор. Куинджи она обещала ждать столько, сколько потребуется.
В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. В 1874году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875— «Степи» и «Чумацкий тракт в Мариуполе», в 1876— знаменитую «Украинскую ночь». Выставил его художник на третьей выставке Товарищества.
Не был принят художниками и «Вечер». Куинджи продолжает всячески помогать молодым художникам. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Родства, которое шло от того огня, что горел в сердце удивительного художника и человека. По материалам Кабановой А. П. Поэт Я. Полонский писал: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались и чтобы, наглядевшись на полотно, расцвеченное красками, выносили такое невероятное впечатление. К тому же Куинджи заметно утратил интерес к идеям передвижников.
Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины Березовая роща. Надолго запертые в мастерской полотна, например «Вечер на Украине» (1878-1901), «Дубы» (1900-1903), маленькие картинки «Лунные пятна на снегу», «Цветник», свидетельствуют, что мастерство художника не уменьшалось, а только росло. К четвертой передвижной выставке 1875 г. Куинджи подготовил три произведения: «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Степь» и «Степь весной».
По бокам картины на специальных подставках стояли лампы. Ах, как живо помню я его за этим процессом. В пейзаже «На острове Валааме» драматическая трактовка природы, лишь намеченная в «Ладожском озере», усиливается. И. Е. Репин сказал: «В пейзажной живописи Куинджи был гениальный художник.
Петербург жил открытием выставки. В шесть лет он остался сиротой и рано познал жестокую нужду. Он не хотел понимать, что есть приёмы, неизбежные в педагогике, есть структура учебного процесса, которую не заменить порывами вдохновения. Друзья не понимали причин, волновались. Короче, я не совсем понимаю Куинджи.
Разумеется, никто ничего не подсвечивал. Облик природы в произведениях художника лишен обыденности, в нем есть нечто торжественное, несколько театральное, даже в том случае, когда мотив пейзажа вполне классический («Дубы»). Учащиеся в ответ объявили «забастовку», требуя от ректора извинений. Всё можно было бы решить миром, но шантаж, отказ учиться возмутили очень многих.
Но получилось это так по-христиански, столь явно в картинах присутствие инобытия, что эта печаль не гнетёт, а возвышает. Результатом стал ряд блистательных картин: «Украинская ночь» (1876), «Березовая роща» (1879) и «Ночь на Днепре» (1880), которые стали в свое время сенсациями, разделившими современников на восторженных почитателей художника и его противников. С одной стороны, в стремлении удивить зрителя необыкновенным эффектом есть нечто чуждое самому духу и характеру русского реализма, с другой — нельзя отказать Куинджи в смелости новатора, в своеобразной выразительности его колористических находок и декоративных решений. Ученики любили и уважали Куинджи. В ней предстает словно олицетворение величия природы, ее загадочности и непостижимости. «Если не за Архипа, то только в монастырь», – отвечала девушка.
Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. В 1873 году Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. Наконец выход был найден: он отправился в Петербург, чтобы стать великим художником. В этюде содержалось многое из того, что предвещало Березовую рощу. В этом случае он, впрочем, спасовал перед силой вещей: третьей попытки уже не делал.
В целом Куинджи стремится к декоративному звучанию цвета в пейзаже. Смеялись они и над его живописными опытами – мощными, яркими мазками. От этого пострадал не один Куинджи, а почти все пейзажисты того времени. В его мастерской занимались Богаевский, Вроблевский, Зарубин, Химона, Калмыкова, Рылов, Борисов, Вагнер, Маньковский, Чумаков. Очевидно, что вопросы цвето- и световосприятия также обсуждались Куинджи и с Д. И. Этой работой начался т. н.
Эффект Куинджи – не что иное, как результат огромной работы художника, длительных поисков. Студенты Академии иной раз приезжали целыми курсами. Ничего общего, невозможно догадаться, что они вышли из одной мастерской. Куинджи добился декоративного эффекта и этим неведомым еще в русском пейзаже приемом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира. Едва ли не самая прославленная картина Куинджи – «Лунная ночь на Днепре» (1880).
Начиналось всё нехорошо. И ждала. Пожалуй именно здесь, в этом эпизоде, в этом своеобразном «начале» художника, можно уже усмотреть некоторый ключ к той загадке, какую представляет собой вся фигура и судьба Архипа Ивановича. Вера не забыла, не разлюбила своего Архипа. Художник продолжал работать, но картины показывал только близким друзьям. Картина как будто бы намеренно лишена радующих глаз деталей.
Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию. Ему благословлено было возглавить скит Всех Святых. Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа – «Север», «Березовая роща» и «После дождя». Небо высокое, волнующее, как всегда у Куинджи, занимает более половины холста.
Его успели удержать. Видимо, до десяти лет он посещал начальную греческую школу. За минувшие годы стоимость дома Куинджи выросла в десять раз.
Или: «Петербургский мещанин Авим Петров прибыл на Валаам дать обет не бить жены даже по праздникам». Серебристой лентой распластался по равнине широкий полноводный Днепр. Толпы людей часами простаивали у этого полотна. Картину «Лунная ночью на Днепре» купил великий князь Константин Константинович и, отправляясь в кругосветное путешествие, пожелал взять ее с собой на корабль.
Рерих, Зарубин, Рылов дежурили возле учителя, сменяя друг друга. Новая манера письма никого не оставила равнодушным, вызвала бурю споров. У него началось воспаление легких, мучили изнурительные приступы удушья. Таким образом, ядро будущего объединения составляли ученики Куинджи.
Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека. В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке). Художник заложил основы романтического искусства и остановился, словно ожидая подкрепления. Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников.
Кормил их, лечил, а слетались к нему птицы тысячами. Бездонное и величавое распростерлось над землей небо. Помнят его громкую речь и смелые доводы, заставлявшие иногда бледнеть окружающих.
Так появился конкурс имени А. И. Куинджи. Он пишет все новые и новые работы ища другое стилевое направление. Одиноко стоящие сосны устремлены к небу. Да так забылся, что, вижу, уже солнце село».
Осенний пейзаж пронизан сыростью и мглой, он становится печальным рассказом о простых русских людях, о тоскливой безрадостной жизни. Летом 1872 года, проведенным Куинджи на Ладожском озере, рождаются такие картины как «Ладожское озеро», «На острове Валаам». В «Севере» Куинджи вновь обращается к северной русской природе. А разве не так нас учит Господь. Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. Собственно, это был своего рода «профсоюз» художников, который должен был оказывать материальную и моральную поддержку нуждающимся, организовывать выставки, строить выставочные помещения.
Архип Иванович Куинджи (1840 (1842. ) -1910 гг. ) родился в приазовском городе Мариуполе. Огромный успех имела также работа «Снег», которая была отмечена бронзовой медалью на лондонской выставке. Они отвечали страстному желанию новизны, каким было охвачено тогда общество.
Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил. В результате появились картины: Ладожское озеро (1872), На острове Валаам (1873). Куинджи захотел его сопровождать.
Хозяева подчас призывали туда гостей полюбоваться этой наивной стенописью. Художник обладал необычайно острой восприимчивостью к цветовой гармонии. Картина поражает своей яркостью и радостным единением с природой. В преподавательской деятельности Куинджи проявилось все своеобразие личности мастера. А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Летом 1855 года Куинджи приехал в Феодосию и попытался поступить в ученики к художнику, однако ему было поручено лишь толочь краски и красить забор.
Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище. После оглушительного успеха в 1880 году благодаря картинам «Украинская ночь» и «Берёзовая роща» – художник уходит из Товарищества. Именно Ярошенко открыл для Архипа Ивановича горы, пригласив пожить на Кавказе.
Подтверждением этому является создание в 1870 г. пейзажа «Осенняя распутица». Чтобы увидеть знаменитое произведение, люди часами простаивали в очереди на улице. Картина После дождя типологически близка романтическим произведениям. В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. Крым», «Морской берег.
Они становятся более индивидуализированными по настроению, отражая чувства, которые испытывает сам художник. Рерих, А. А. Секрет воздействия картин Куинджи таился не только в поразительной иллюзии света. Но тот не унимается: "Позвольте. Художника привлекают свет полной луны, пылающие огнем пурпурные закаты. Но дед был ювелиром – Куинджи или, как это ещё произносилось, Куюнджи, то есть «золотых дел мастер».
Богаевский, А. Борисов. Казалось, все птицы столицы слетались к нему и покрывали его плечи, руки и голову. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»5, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. В первую очередь – мотив с ручьем, обобщение крон деревьев, глубинность пространства. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер».
Знают, как он после неслыханного успеха прекратил выставлять работал для себя. Вероятно в его школе Куинджи получил основы художественной грамотности. Собственно, желание ее отца осуществилось: дочь сделала хорошую партию. Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования. В картине нет ярких световых эффектов.
Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж После грозы. В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, – «Вечер на Украине». В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь. » По свидетельству Репина, у людей, в «молитвенной тишине» рассматривающих картину, на глазах появлялись слезы восторга.
Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. Однако, Куинджи долго увлекался живописью мариниста. Куинджи заимствовал в нем у Шишкина композицию, близкую Корабельной роще. Картина написана почти эскизно, широкими, свободно лежащими на поверхности холста мазками. Художественный талант Куинджи в «Ночи на Днепре» достиг своей вершины.
Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна. В Вечере на Украине 1901 года эффект дополнительных цветов доведен до предела: на теневой стороне хаты горят бирюзовым цветом, контрастирующим с малиновым и усиливающим эффект горения. Непримиримый там, где дело коснется его художественных убеждений исполненный бурной энергии, властный, ни на вершок не сворачивающий с намеченного пути, – и мягко-сердобольный, снисходительный, нежный к людям и животным, особенно к страдающим, вечно готовый прийти на помощь чужому горю. В двадцать с небольшим он отправился в путь. По пути согласился ненадолго выставить полотно в Париже.
Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму. Академия помогала в этом немногим избранным.
Его просто-напросто не принимали в Академию. Куинджи направился в Феодосию пешком, пробыл там почти все лето, но великий мастер не оценил талант подростка. По вечерам начиналось веселье. Так же и Вера. Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Во время затворнического периода своей деятельности Куинджи не оставляет поиски художественного воплощения своего мировосприятия.
Пейзаж он подарил Академии на выставку и получил две награды. В его ликующем сиянии все принимает призрачные очертания, неузнаваемо преображается. В 1845 году у мальчика умерли отец и мать, а еще через несколько лет родственники отдали мальчика «в люди» – сначала к строительному подрядчику Чабаненко, потом к хлеботорговцу Аморети. Видимо, этим объясняется особое пристрастие Куинджи к изображению закатов.
Возвратившись в Петербург, Куинджи пишет два пейзажа в 1873 г. : «Ладожское озеро» и «На острове Валааме». Строго говоря, ее следует датировать 1878-1901 годами. Что это такое.
Но зрители хлынули бесконечным потоком. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Год за годом Куинджи вздыхал и думал, как быть. Он активно вмешивался во все текущие дела, отстаивая свои взгляды с резкостью и нетерпимостью по отношению к противникам. На этом заканчивается его юность.
У них не было детей, но было полное взаимопонимание. Куинджи решает стать художником и отправляется в Феодосию пешком. В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. Краски горят на белых стенах хаты. Рвался к постижению природы, к поиску новых выразительных средств, к радости света и преобразующей его силе. Куинджи сознательно форсирует цветовую гамму, делая ее почти фантастической. «Забытая деревня» – это картина народной жизни, данная опосредованно, через восприятие природы.
Для современников художника его картины были радостным откровением. Рисовал с детства, где только мог. Успех картины превзошел все ожидания. Куинджи же сам объяснял так:. В картине в полной мере выявляются возможности Куинджи-колориста. На могиле установлены бронзовый бюст художника и надгробие— гранитный портал с мозаичным панно изображающим мифическое Древо жизни, на ветвях которого вьёт гнездо змея. Надо полагать, что Вечер на Украине (1901) Куинджи показал в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием Вечер.
Картина «Украинская ночь» была исполнена в 1876 году и находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Картина была репродуцирована и разошлась в тысячах экземпляров. В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек».
Мир, полный неги, красоты и покоя. Долгих двенадцать лет прошло, пока два любящих сердца смогли соединиться (когда Архип принес будущему тестю заветную «сотенную», тот выдвинул новые требования). Столкновение добра и зла художник передает противопоставляя свет и тень. Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно. Такое неординарное решение создавало впечатление светящейся реки. С 1866 года Куинджи – в Академии.
А. И. Куинджи родился в семье сапожника в селении Каросу, близ Мариуполя. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. Вид на гору Демерджи. Этого не произошло. Одним словом, пейзажи Куинджи 1890-х гг.
Руководителем пейзажной мастерской стал А. А. Киселев. В 1888 году по приглашению одного из передвижников Куинджи побывал на Кавказе и привез оттуда свежие впечатления и этюды, работать над которыми он продолжил в Петербурге. Первым среди критиков был пейзажист Михаил Константинович Клодт.
«Ладожское озеро» при сравнительно небольших размерах смотрится монументальным эпическим полотном.
Всё я сидел, смотрел и думал. Обязанность мальчика состояла в приемке кирпича. Талантливый пейзажист в нём боролся с прогрессивным художником, с «мотивами гражданской скорби». Там достойно исполнял все послушания, лишь на одном споткнулся. Не дай Бог исказить его индивидуальность, навязав свои приёмы и манеру.
У Николая Ге, на картине «Что есть истина. », Сын Божий измучен и мрачен. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность». Верны тоновые переходы зеленого от светлого к темному. Его темпераментные выпады на собраниях совета привели к ссорам со многими друзьями. Под этой фамилией и записал Архипа неизвестный канцелярист. В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, – «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901). В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща».
Пейзажист эпического склада, Куинджи умел передавать и величавое спокойствие русского Севера («На острове Валааме», 1873 «Север», 1879) и прохладу украинских степей («Днепр утром», 1881) и приподнятую торжественность березового леса. Так вся его новаторская работа, на протяжении тридцати лет, была скрыта. Никто не ждал, что Архип Иванович сумеет подняться и отправится на её поиски.
В качестве нехитрой платы за постель и еду велено было покрасить забор. К несчастью, уже спустя короткое время краски «Украинской ночи» начали катастрофически темнеть, холст жухнуть. В 1909 г. у Куинджи начинает развиваться тяжелая сердечная болезнь. В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва). В 1868 году Куинджи представил Совету Академии свою картину «Татарская деревня при лунном освещении на Южном берегу Крыма», за которую ему было присвоено звание неклассного художника.
Хотя малороссийские сюжеты удавались Архипу Ивановичу особенно хорошо, не забывал он и русскую природу, выставив в 1879-м «После дождя» (одну из трёх картин с этим названием), «Берёзовую рощу» и ещё одну из валаамских работ – «Север». После поездок в Крым появились многочисленные этюды: «Эльбрус», «Лунная ночь», «Казбек вечером».
Но поучиться у прославленного мастера ему не довелось. А переполненность таким двуединым я – вот объяснение и большой его силы, а также и тех маленьких «человеческих» слабостей, о которых мне доведется заводить речь ниже. Набивалось до 200 человек. Открыл входную дверь.
Солнце становится в картине главным действующим лицом. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. В «Украинской ночи» выявились основные элементы стилистики Куинджи: стремление к декоративности цвета, построение композиции посредством ритмического чередования обобщенных пятен, уплощение объема предметов, сочетание романтической трактовки образа природы с убедительно жизненными деталями. В 1880 году Архип Иванович впервые в России организовывает необычную художественную выставку, на которой была представлена только одна картина — «Лунная ночь на Днепре». И только ему одному – Куинджи – было отказано. Сюжет картины решается художником пейзажными средствами. Она не понята была даже Крамским. Кое-где видны тропинки, ведущие к Днепру.
Дальнейшим шагом в этом направлении явились картины Куинджи 1879 года «После грозы», «Север» и особенно знаменитая «Березовая роща». Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию. Перед «Берёзовой рощей» люди стояли часами. Следующие пятнадцать лет жизни художника хорошо известны из литературных источников.
В то же время в картине нет «романтического тождества» между автором и стихией природы. О том, что произошло, говорили разное. Наконец, художник представил на суд зрителей три больших полотна: «Север», «После дождя» и «Березовую рощу». В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва).
В русском искусстве появился удивительно самобытный художник. Мазанки, прилепившиеся на спуске к реке, выделяются в темноте белизной стен. Куинджи переводится с турецкого как «золотых дел мастер» – фамилия взята в память о деде-ювелире. Это есть выражение моих личных мыслей». Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году)6. Петровская, 82).
В 1875 году Куинджи становится членом Товарищества передвижнических художественных выставок. Легко написанный кусок голубого неба, теплый охристый тон берега снимают напряжение. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. Возвратившись из заграничного путешествия в 1874 г., Куинджи приступает к работе над новым пейзажем «Забытая деревня», который стал естественным следствием тесного общения Куинджи с передвижниками.
Передний же план написан эскизным, протяжным мазком. Эта картина представляет собой увлечение Куинджи «новациями» западной жизни. В Веру Куинджи был влюблён чуть ли не с детства.
«Мягкий овал лица, чистая кожа, нос с горбинкой, слегка вьющиеся тёмные волосы, лёгкие тёмные брови» – так описал её один из биографов Куинджи. Знают о Куинджи – о большом, самобытном художнике. Для «Вечера» Куинджи вновь прибегает к национальному украинскому мотиву: белая мазанка с соломенной крышей, утопающая в буйной кудрявой зелени деревьев. Стены хаты залиты солнечным светом, который окрашивает их в яркий розово-малиновый цвет.
Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня». Яйла», «Горный склон. Наступили долгие годы молчания.
Так продолжалось восемь лет. В мастерскую его не пускали. В «Закате в степи на берегу моря» (1898-1908) Куинджи заставляет звучать мощный цветовой аккорд, состоящий из бледных оттенков желтого, голубоватого, розоватого через желтые, красные, синие, фиолетовые тона неба, переходящие в насыщенные зеленые, бурые, коричневатые краски земли. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. img style width Куинджи.
Он хотел испробовать прибор для измерения чувствительности глаза. С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. Почти все художники встретили картину с недоверием, настороженностью и отрицанием.
Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году). «Христос в Гефсиманском саду» – произведение в котором отчетливо звучит тема одиночества, обреченности человека, вступившего в конфликт с обществом. Тургенев писал, что французов оно потрясло. В ней все уныло, безотрадно, тускло. Да и летописи искусства не часто отмечали на своих страницах столь странную и опять-таки исключительную судьбу, как судьба этого самоучки, этого, – по выражению Репина, – «гения-изобретателя», этого однолюба, всю жизнь горевшего огнем любви к искусству и только искусству.
«Сами по себе луна и солнце, – писал Крамской, – не предмет для живописи». Вся культурная Россия знала Куинджи. Там демонстрировалась новая чудо-картина Куинджи. Архип Иванович Куинджи постепенно вырабатывает отличную от других художников, декоративную манеру написания пейзажей, которая так полюбилась его современникам после Пятой передвижной выставки. Только закрыла за собой дверь, как в неё ударился стул, брошенный мне вдогонку Репиным».
Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся и после этого Куинджи выставляет одну картину – «Лунная ночь на Днепре». «Три раза Куинджи пытался поступить в Императорскую Академию художеств и три раза ему отказывали. Среди его учеников были Н. К. Например: «Их Императорского Величества Лейб-Гвардии гренадерского полка отставной сержант Ермил Тихонов прибыл на Валаам замаливать грехи тяжёлого запоя». Картина Ивана Ивановича очень трогательная. Вот названия самых известных его работ: «Заключённый», «Студент», «Курсистка», «Старое и молодое».
От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. Он был убежден, что именно так должен расходовать свой капитал. Большинство горных пейзажей выполнены по памяти, но обладают редкой достоверностью, создаваемой чисто условными средствами – преувеличенными контрастами света и цвета, обобщением форм и силуэтов (Эльбрус вечером, Дарьяльское ущелье). Картина или действительность. Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва).
Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла. Пробыл он у Айвазовского недолго, два-три летних месяца. Художник в 1873 году побывал во Франции, Германии и Англии.
Художник света». Через год был возвращён обратно. У зрителей эта картина вызывала чувство безнадежной тоски. В 1882 году прошла последняя публичная выставка работ Куинджи. Жил на дворе, под навесом. Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии.
Еще в юном возрасте будущий художник ушел пешком в Крым, к Айвазовскому. Вся жизни русского художника мало изучена известны только «общественные» его дела. Знают его как друга молодежи и печальника обездоленных. Холст делится на две неравные части, контрастно противопоставленные друг другу. Одной из самых знаменитых работ Куинджи стала картина «Березовая роща». Но далее началось сплошное расстройство. Теперь Куинджи начнет обдумывать все – и темы и манеру письма, самостоятельно развивая свои достижения, глубоко изучая краски, цвет и световые эффекты, наслаждаясь их прекрасной игрой. Лишь изучив человека, Куинджи начинал что-то предлагать.
Передний план прописан почти эскизно, широкими мазками глубокого синего цвета. Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. Главным выразительным средством стала глубинность пространства с помощью уплощения предметов, а поиск новых изобразительных средств со временем привёл к созданию оригинальной декоративной системы. В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова.
Умирал Куинджи тяжело, страдал в течение двух месяцев. Но главное-то, конечно, заключалось в общей гениальности натуры и необыкновенной работоспособности в письме. Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. Обращение мастера к тематической картине – эпизод в его творческой биографии. Полноправным членом Товарищества он становится с 1877 года.
Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. Не вскрывается ли, в самом деле, уже здесь та особенность, которая придает цельность его духовному облику, примиряет все кажущиеся противоречия, сводит воедино все «несовместимые», на первый взгляд, элементы. Осенняя степь, плоская и ровная до самого низкого горизонта, заполнена обозами чумаков.
В газете «Молва» Куинджи обвиняют в том, что он перезеленяет свои работы, что возможно и послужило поводом ухода художника из Товарищества. После ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин. С 1882 года начинается так называемый «молчаливый период» в творчестве художника. Тишина царит над миром. «Да зачем вам. У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками.
Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов. Он говорил мне: Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя. Ярошенко негодовал и даже, рисуя Иуду, придал ему черты Архипа Ивановича, потом, правда, стёр.
Со временем новый игумен всё устроил наилучшим образом. За картину «Осенняя распутица» он в 1872 году получает звание классного художника. – восклицал Репин.
Вся природа словно погрузилась в сон, объятая чернотой ночи. Здесь нужно понимать, как рисовали Спасителя в ту эпоху, накануне крушения России. Вот что писал тонкий и чуткий Крамской: что-то в его принципах о колорите есть для меня абсолютно недоступное быть может, это абсолютно новый живописный принцип Еще его Лес я могу понять и даже восхищаться, как чем-то горячечным, каким-то страшным сном, но его заходящее солнце на избушках решительно выше моего понимания. «Закаты» Куинджи многозначны: они то отражают элегическую грусть созерцателя при виде угасающего светила, то бурны и экспрессивны.
Это произведение представляет собой шедевр «позднего» Куинджи. Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. В 1878 г. на шестой передвижной выставке Куинджи представляет два пейзажа: «Закат солнца в лесу» («Сумерки в лесу») и «Вечер». «Украинская ночь» – начало зрелости мастера. Видно, как возросло живописное мастерство Куинджи. «Пятна лунного света» и другие. Куинджи умер 11 июля 1910 года и был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге. Искрится легкая рябь на воде. Ещё одним человеком, с которым сблизился Куинджи, стал Николай Александрович Ярошенко.
В 1881 г. Куинджи выставляет в том же помещении и при таком же освещении новый вариант «Березовой рощи», написанный для уральского горнозаводчика П. П. Демидова. – Смотрю – и точно: весь город как на ладони. Все окна были занавешены, освещение было электрическим, так что луч света был направлен на картину.
Мелкие темные мазки в освещенных местах создают ощущение вибрации света. Однако это звание было присвоено художнику не сразу. Его признали самым русским и самым самобытным живописцем.
Нет, понимаю. Это. Жилет поверх рубахи дополнял образ юного грека. Картина была продана еще пахнущей свежей краской прямо в мастерской. Куинджи, обладая сильным умом, вообще имел склонность к науке, Крамской называл его «глубокомысленным греком». Он не давил на учеников авторитетом прославленного пейзажиста, уважал их индивидуальность, беседовал с начинающимstrong width/praquo висела на strong /pp styleстене одна.
Огромные очереди выстаивали желающие посмотреть картину. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. В сравнении с первым вариантом картины, здесь все детали выписаны более тщательно. Художник мог в пейзаже выразить самые разнообразные чувства.
С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность. С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника.
Художник и сам не вполне понимал, кого нарисовал, вопрошая: «Христос ли это. Образы природы на картинах Куинджи этого периода полны созерцательности, тишины, покоя. Никаких грандиозных событий не изображено, ничего бьющего по нервам. В 1874 году русский художник женился на обрусевшей гречанке Вере Елевфериевне Кетчерджи (в «русском» варианте – Вере Леонтьевне Шаповаловой). Картина «Осенняя распутица» приносит Куинджи звание классного художника.
В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Тут Куинджи непревзойденный мастер создания цветовых и световых эффектов. «Закат солнца в лесу» (или «Щель», как прозвали картину критики) вновь вызвал бурю откликов. Второй пейзаж «После дождя» можно назвать одной из удач художника. " – возражает Крамской. Его избранницей стала юная гречанка Вера Кетчерджи.
Часто изображается художниками и всегда по разному. Новый период в развитии дарования Куинджи открывает его «Украинская ночь» (1876). С Куинджи поехали 12 человек. В 1845 г. отец умер, а затем и мать и Куинджи рано остался сиротой.
Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно. Но все же главные помыслы Куинджи в работе над пейзажем сводились к передаче величия и вечной красоты природы. Пейзаж был продан за семь тысяч рублей. Здесь, впрочем, дело было ещё и в том, что картина сильно пострадала от морского воздуха. В книге для гостей они представлялись каждый на свой лад. Куинджи занимает заметное место в ряду передовых художников своего времени.
Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. 1878 году «Украинская ночь» была с успехом продемонстрирована на Всемирной выставке в Париже. В народе говорят: «Добрые люди трудно помирают».
Решено было в знак заслуг Архипа Ивановича присвоить Обществу его имя. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. Осенью семья возвращалась обратно в Петербург. Первое прикосновение к краскам и кистям. Не зря называл он Архипа Ивановича своим Гуру.
В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей». Это был Великий князь Константин Константинович, впоследствии прославившийся как поэт К. Р.
Выковав к 40-летнему возрасту свою славу и достигнув ее вершины при огромном спросе на его картины, при небывало напряженном интересе к нему публики, – он внезапно порывает всякое общение с нею. Такого паломничества, как при нём, на Валааме ещё не было. Увидев её, офицер помоложе уточнил, не продаётся ли. Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины.
И к работе ретушера привела его в конечном итоге внутренняя всепоглощающая жажда рисовать. Эскиз Львовского художественного музея залит томительным малиновым цветом. Картина исполнена глубокого сострадания и грусти. Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии.
Передний план погружен в тень — так подчеркивается звучность, насыщенность солнцем зеленой поляны. Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером. Декоративный эффект Вечера в картине Вечер на Украине (1901) еще более форсирован. Берёзовая роща – символ России. Как следствие, поступив в городскую школу, Куинджи не блистал, «отдавая все силы рисованию». «Украинская ночь» демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже в 1878 г. Наряду с ней были показаны «Степь», «Забытая деревня», «На острове Валааме», но критики заметили только «Украинскую ночь». В возрасте шести лет мальчик остался сиротой. Гнать его Айвазовский не стал, предложив для ночёвок место под навесом.
Армян отправили на Дон. По причинам не вполне понятным она решила очистить полуостров от христиан. Моросит дождь. Пытаясь заработать минимальную сумму денег, дающую возможность совершенствоваться в живописи и рисунке, юноша вспомнил свою прежнюю профессию ретушера.
В Ночном – прощальном произведении Куинджи – воплотились воспоминания детства и пристрастие к созерцанию неба. По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны». Видно Исаакия, далеко видно ещё – и дома и церкви, – и всё теряется вдали. Ученики Куинджи решили оставить Академию, но он убедил всех завершить обучение. "Оставьте, Архип Иванович, все равно не поймете.
Они по-прежнему выставлены в музеях, но цвета уже не те, а с ними ушла и душа. И в виде на жительство в 1870 году, – как «мещанин из привилегированных греков Куюнджи». – Коренастая фигура с огромной головой, шевелюрой Авессалома и очаровательными очами быка.
Это был взрыв. На следующей, 4-й Передвижной выставке в 1875 году он показывает три новые картины. После поездки за границу в 1875 году Куинджи создал «Украинскую ночь» – вещь небывалую в русской живописи по тем временам. Мальчику не удалось получить образования.
Редкие огоньки в них усиливают ощущение покоя. Зрители их смогли увидеть лишь после смерти художника, этюдов осталось около пятисот. В это время он возглавляет пейзажную мастерскую Академии художеств и воспитывает интересных художников как Рылов, Рерих, Богаевский, Борисов и другие. Из работ «молчаливых десятилетий» Куинджи стоит отметить «Дубы» (1882), «Облако», Закат в степи», «Ночное» (1905-1098).
И оно пришло, но в следующем столетии.
И куда ни глянешь – не оторвать глаз. О ее цене осведомился морской офицер. Мальчик с детства любил рисовать. В Академии художеств никто не ждал с распростертыми объятиями Куинджи. Куинджи встал на защиту учеников, за что и был отстранен от преподавания.
– «Хорошо, я её оставляю за собой». Куинджи попросил объяснить и ему. В 1860-1861 годах Архип едет в Петербург, в надежде поступить в Академию художеств.
Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества. Архип Иванович Куинджи был, воистину, кузнецом своей судьбы.
Как-то раз Вера Леонтьевна вышла по делам. Пейзаж нельзя было назвать удачей. Страдания художника были невыносимы. В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа.
Эта картина и ещё две картины художника («Север», «После дождя») были показаны на VII передвижной выставке в 1879 году. Репетитор объяснял сложную алгебраическую задачу на решение уравнений. Так что полюбила Вера Кечеджи небогатого юношу, а замуж вышла за известного художника.
Там, у подножий Казбека и Эльбруса, Куинджи создал множество замечательных работ. Куинджи тесно заполняет пространство вытянутыми вверх стволами деревьев с обрезанными верхушками. Крым» и многое другое. Поездки в Западную Европу обогатили творчество художника. В Петербург Куинджи прибыл в середине 1860-х годов.
Художник часто переписывал свои работы, возвращаясь к ним на протяжении десятка лет. Автор таких обвинений был коллега по Товариществу М. Клодт. Побывал во многих обителях, но, когда решил стать иноком, выбрал Валаам. Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности. Там его увидел фельдшер, попытавшийся вернуть художника в постель. Зная эту картину, современники цитировали Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде» или: «Знаете ли вы украинскую ночь. » Картина была экспонирована на выставке одной картины в Петербурге и стала сенсационным событием. Никто не мог понять, что происходит.
Греки оказались в нём по воле императрицы Екатерины, выселившей их из Крыма. Обошлось это в сто тысяч рублей. В этот момент, на пороге и наступила смерть. Н. К. Рерих знал и удивительную доброту своего Учителя и аскетическую его скромность в бытовой жизни.
"Непрерывные поиски новых световых эффектов, – пишет советский искусствовед Н. Н. Я совершенный дурак перед этой картиной. Но юноша был настойчив и, вместо бесполезных попыток, он написал пейзаж: у моря с лунной дорожкой «Татарская сакля в Крыму».
Этому способствовало его общение с университетским профессором физики Ф. Ф. Биография в Петербурге началась с безуспешных попыток учиться высокому искусству.
В их неверном свете полотно казалось окном, широко распахнутым в чарующую украинскую ночь. Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом. Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость.
Их любви уже много лет и большую часть влюблённые провели в разлуке. В 1870 году Куинджи получил звание не классного художника и с третьей попытки стал вольнослушателем Императорской Академии художеств. В 1876 г. Куинджи показывает на пятой передвижной выставке картину, буквально ошеломившую всех – это «Украинская ночь». Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему. В конце концов победа осталась за Куинджи.
Именно с этих работ возникает интерес к творчеству Куинджи не только у художников, но и у публики. У Поленова, написавшего «Христос и грешница», мы видим волевого, умного мужчину. Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких.
Сосредоточивая внимание на проблемах колорита, Куинджи жертвует иллюзией объема предметов. Таким образом, выдержав испытания по истории искусств, анатомии, архитектуре и перспективе, Архип Иванович 22 сентября 1870 года получает свидетельство о присвоении ему звания неклассного художника. Тема бренности земной жизни и вечной красоты, величия природы, появившаяся в творчестве ряда художников конца ХIХ века, звучит и в работах Куинджи. Поэт Фофанов написал в ее честь стихи, которые были положены на музыку. – Ведь вы всё равно не купите – она дорогая».
Куинджи, во время учёбы, близко сошёлся с Репиным и В. Васнецовым. Художник обращается к южному пейзажу, но «Чумацкий тракт в Мариуполе» продолжает линию «Забытой деревни». Совсем иные по настроению Степь вечером и Степь в цвету. Он произошёл, когда обострились споры вокруг Академии, которую Ярошенко ненавидел всеми силами души, полагая, что «дело Товарищества живое, полезное имеющее несомненную будущность, тогда как Академия художеств в своём настоящем виде – мёртвый и разлагающийся организм». Придает необычайность и поэтичность скромному пейзажу.
Крамским – идеологом передовых русских художников. В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе».
Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. Отец Куинджи был сапожником. Вот таким образом он требовал, чтобы ученики на каждое занятие приносили этюды, которые они все вместе обсуждали. «Ну, однако. » – продолжал допытываться военный. В результате ученическая выставка пейзажистов стала триумфом Куинджи-педагога.
Даже нападки делали это имя еще более значительным. Рассказывают, что однажды Д. И. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Это был последний раз, когда картину видели неповреждённой. В окончательном варианте нет ничего случайного, списанного с натуры. Кавказ».
Архип Иванович примыкает к кружку «передвижников», т. е. самых горячих бунтарей против ложно-классической рутины, царившей в Академии, самых беззаветных поклонников реализма. «Украинскую ночь» он взял с собой в морской поход из Петербурга в Средиземное море. Недосмотрели родители младенца в деревне Репенки Тверской губернии. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому.
Как мы знаем, этого не произошло. Куинджи на протяжении почти 13 лет не выступает перед публикой с новыми произведениями. На это обратил внимание его хозяин и показал рисунки своему более образованному коллеге.
А. И. Куинджи для ежегодных премий. Тем более это относится к серии «гор». Ректор разозлился, наорал, велел сторожу вытолкать провинившегося из помещения. «Но, – говорил он о произведениях Куинджи, – глядя на такие картины, я могу сделаться лучше, добрее, здоровее». В 1881 году Куинджи показал на выставке картину «Березовая роща» (1879), а через год еще три полотна и принял беспрецедентное решение — прекратить выставлять свои произведения. Но в этом сходстве с самого начала таилась и опасность будущего разрыва.
Архип Иванович учил живописи Н. К. Хозяевам нравилось. И все это – созданное исключительно собственными силами, собственными руками. Иногда одного-двух победных мазков мастера было довольно, чтобы картина обрела душу. Русской педагог не знал.
В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. Картина пронизана ощущением летнего праздника благодаря четкой симметрии, обобщенности форм и ритмическому чередованию темных и светлых зон. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Пространство нового варианта «Березовой рощи» густо заполнено вертикально вытянутыми стволами деревьев, которые в центре расступаются, образуя треугольник, уводящий взгляд в глубину.
В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей»3. Снова привёл скит в божеский вид и опять отпросился отшельничать. С Куинджи они сблизились, так как оба любили природу. Грек-учитель, сам читавший по слогам, выучил его за медные гроши эллинской грамоте.
Это знакомство оказало большое влияние на творчество Куинджи, положив начало реалистическому восприятию им действительности. С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём. И я с независимым (и, должно быть, глупым) видом направилась к выходу. Когда на улице начинало темнеть, казалось, свет льётся из картины. С увлечением рисует художник каждый камешек на берегу озера, добиваясь иллюзии просвечивающего сквозь толщу воды дна.
Он мечтал о товарищеском и духовном единении. я – человек. Скромный по размеру пейзаж.
«романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. И теперь, любуясь где-нибудь над рекой зрелищем лунной ночи или закатом, горящим между черными стволами деревьев, не говорим ли мы: «Будто на картине Куинджи». Он бывал на выставках, продолжал общение с передвижниками. Эти люди не выносили масок. Ведь Кавказ Куинджи символичен.
Это был первый случай в России, когда картина получила такое широкое распространение. Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус. В 1875году художник побывал во Франции, где был занят заказом свадебного фрака с цилиндром. Сделка расстроилась и картину купил за баснословную сумму миллионер Ф. А. Терещенко. А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству – «Украинская ночь».
Но решение было принято. Зависть сплетала о нем самые нелепые легенды. Однако интерпретация пейзажа другая, лишенная шишкинской эпичности. Картина «Радуга» была написана русским художником в 1900-05 годах, хранится она в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Деревня как будто вымерла, лишь дымок, вьющийся из трубы, говорит о том, что она обитаема. Крым», «Крым.
Одна из самых известных работ Куинджи – картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Его мастерская была лабораторией исследователя.
Эффект светоцветового контраста создает впечатление ясности мира. Ему приходилось быть подпаском, мальчиком на побегушках. В 1868 году художник принял участие в академической выставке. По Петербургу разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре», картине, которая стала самой известной работой Куинджи и, может быть, самым громким явлением в русской художественной жизни конца ХIХ в. С раннего утра до позднего вечера от Невского проспекта к зданию Общества поощрения художников тянулись бесконечные толпы людей. Отца Архипа, небогатого сапожника, все звали Еменджи – с турецкого это переводится как «трудовой человек».
Не смотря на богатство, семья Куинджи жила скромно – прислугу не содержали. «Север» логически завершает трилогию, начатую художником еще в 1870 г. Суровая северная природа больше не вдохновляет Куинджи. Греков – на другую сторону Азова. Вот до чего доползла змея клеветы. Личное существование и служение искусству стали чем-то единым и нераздельным. Предусматривалось также строительство выставочных помещений.
Но без подготовки не смог выдержать экзамен. Сочно написана зелень луга, выхваченная светом. Из-за недостатка денег на карандаши и бумагу, он рисовал где и чем только было можно.
Луна. Имелись ещё мандолина, скрипка, гитара, под которые хором пели. Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств и Обществу художников им. И характер художника ничуть не изменился.
Сам Куинджи знал всю тяготу борьбы за правду. Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи. На Кавказе он много лет варьировал изображения снежных вершин, то освещенных малиновым светом заката, то ослепительно сверкающих под лучами полуденного солнца. " И не появись эти горные пейзажи у Куинджи, едва ли были бы созданы замечательные Гималайские циклы его ученика Н. К. Рериха. В данной манере написаны его знаменитые произведения — «Украинская ночь» (1876), «Вечер на Украине» (1878).
Работа в мастерской Куинджи шла без особой системы, но логика обучения была продумана очень тщательно. Устремление художника к реализму, непосредственно связанное с демократическими взглядами на жизнь, проявилось в следующей большой картине Забытая деревня (1874 г. ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников. Зайдя однажды к Крамскому, Куинджи застал его сыновей за уроком математики.
Архип Куинджи, биография которого на взлете, может позволить себе жениться на давно любимой им девушке. Одним из первых замыслов картины мог быть этюд 1878 года Сосновый лес с речкой. Увеличивается и эмоциональное воздействие образа на зрителя. Неужели это художественное впечатление.
Но как ни многообразны были произведения последних лет, они не могли уже вызвать прежнего отклика у широкой публики. Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи. Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. Отец Куинджи был сапожником. В том же 1873 году он выставляет в Вене свою картину «На острове Валааме», в Петербурге— «Ладожское озеро».
Все заботы взяла на себя Вера Леонтьевна, вплоть до содержания кистей и палитры художника. Деньги шли на поощрение молодых талантов. «Березовая роща» – идеал природы. Писательница Ольга Воронова рассказывает, что в Обществе поощрения художеств, где проводилось собрание, Куинджи уже начал снимать шубу, когда услышал: «Да куда же вы, Архип Иванович, разве вы не знаете, что товарищи решили не пускать на свои собрания никого из посторонних. » – «Ну да ведь не меня же. » – спокойно улыбнулся Куинджи. Но самое большое впечатление оставляет свет луны, вышедшей из-за облаков.
11 июля 1910 г. Архип Иванович Куинджи скончался. По выражению писателя Короленко, это «человек, – именно человек, – сильный, мускулистый, с крепким загаром». Есть в этом пейзаже что-то салонно-красивое, театральное. Выставка 1882 года была последней для художника. Но боец был Куинджи, не боялся выступать за учащихся, за молодых, а его суровые, правдивые суждения в совете академии были грозными громами против всех несправедливостей. В переписи 1857 года он был назван Куинджи, а в метрике Еминджи (с турецкого «трудовой человек»).
Здесь призрачный лунный свет, заливающий стены хат. Главное – свет, дарующий покой и надежду. Днепр.
Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность»4. Этот эффект он считал своей находкой и гордился им. Вот картина «Осенняя распутица»: свет, льющийся из тумана, окутывает сиянием застрявшую в грязи телегу и избы впереди – к ним идёт мать с ребёнком и ей предстоит миновать дерево, почти лишённое листьев Всё предполагает, что автор хотел сказать что-то очень печальное. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Таким он запомнился дочери Айвазовского. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретен Куинджи в 1891 году). Небу отдано явное предпочтение, мазок здесь динамичен и прерывист. Картины нищего российского села с невесёлым пейзажем, «Чумацкий тракт» с увязшими в грязи волами, были одобрены и передвижниками и прессой.
Одна из учениц Академии вспоминала, как зашла за советом к Илье Репину: «Вы не понимаете последствий вашего поступка, – резко заявил Репин. Родился он в Мариуполе – городе, посвящённом Пресвятой Богородице. В угрожающем для жизни состоянии Куинджи перевезли в Петербург. Студенты, оскорбленные грубым поведением ректора, решили объявить забастовку.
Добиваясь нужного эффекта, Куинджи применил сложный живописный прием. Созданная им в 1872 году картина «Осенняя распутица» своей реалистической направленностью была близка к картинам художников-передвижников. Рериха. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. Противоположный берег тонет во мраке ночи. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем.
Рылов, К. Б. Таков был этот оригинальный человек. Декоративизм Куинджи проявился здесь особенно обнаженно.
Но самым замечательным стало паломничество на остров художников, которых привлёк отец Дамаскин, создавая им все условия. Или не Христос, т. е. я не знаю, кто это. Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники. О русском художники мало что известно, особенно, что касается его детства и молодости. Как-то раз у Репина на маскараде лишь они двое оказались без костюмов. Знают, какими личными лишениями это состояние было составлено. Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины.
Морской офицер Вагнер, решивший стать художником играл на балалайке. «Березовая роща» пользовалась у публики не меньшим успехом, чем «Лунная ночь на Днепре». Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868 году.
И неслучайно, что П. Третьяков приобрел одну из этих картин художника для своей галереи. Однажды в мастерской Куинджи появились два флотских офицера, попросив разрешения взглянуть на «Украинскую ночь». «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна.
Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Как ни пытался Дамаскин убежать от людей, они его нагоняли. В фигуре Христа краски вдруг загораются голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками.
Предположительно до десяти лет он посещал начальную греческую школу, а через год поступил к подрядчику по строительству церкви, затем прислуживал богатому зерноторговцу. Это я слилось, спаялось с искусством. Нет никакого сомнения, что он вполне чистосердечно принимал девиз реализма, «ученичества» у природы, что заодно со всеми своими современниками искал только правды, только приближения к действительности.
Работая над пейзажем, художник прежде всего стремился выразить свою гражданскую позицию. «никто не желал узнать Христа в этом тощем облике с бледным лицом, укоряющим взглядом и особенно с трёпаными волосами», – иронически вспоминал Илья Репин. Отец Куинджи был бедным греком-сапожником. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно.
В северной природе царят гармония и покой. В 1895 г. в Академии художеств с большим успехом прошла выставка мастерской Куинджи. В 1882 г. Куинджи выполняет несколько вариантов «Лунной ночи на Днепре», пишет близкую к ней «Лунную ночь на Дону», создает пейзаж «Радуга», напоминающий, картину «После дождя». Менделеевым – хорошим знакомым художника. Однако поступить ему не удалось: он дважды «провалился» на вступительных экзаменах. Определяется и творческий метод художника. «На острове Валааме» – первое произведение Куинджи, купленное П. М. Третьяковым для его Галереи.
Крамской даже послал письмо редактору газеты «Новое время», в котором выразил беспокойство, что эксперименты Куинджи с красками приведут к потускнению или даже полному разложению полотен художника в будущем и потомки не смогут их оценить. Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Клодт.
Одни эти имена уже обостряли язык клеветы. Позднее он заведовал у подрядчика приемкой кирпича на постройке. Художник ищет в окружающем его мире явления, которые поражали бы зрителя. Что легко даётся, то дёшево стоит, не проникает в сердце до сокровенных глубин.
С шести лет он уже пас гусей, с одиннадцати – работал на постройке церкви (подавал кирпичи), потом стал «комнатным мальчиком» у хлеботорговца Амаретти: чистил хозяевам обувь, убирался, прислуживал за столом, был «на побегушках». Восторгались картиной Менделеев и Тургенев. Жил он на кухне у Чабаненко.
Сближение было не только вступлением в Товарищество, было оно идейным и творческим. Упал раз и изрядно расшибся, но поднялся опять на вышку и покатился – и снова упал. О Куинджи и его работах заговорили и он, поверив в свои силы, перестал посещать занятия в Академии.
И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистических приёмов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами (разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и лёгкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов) было налицо. – «Тысяч пять». А потом упорно из года в год все делал новые попытки.
Оставшись сиротой, был вынужден пойти в люди. Современники еще не могли до конца осознать значение его новаций. Болезнь сердца сопровождалась удушьем. Но его заметили и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север. В 1874 году зритель увидел новую картину Куинджи — «Забытая деревня», которую художник представил на 3-й выставке Товарищества передвижных выставок.
Вместо фамилий у них были прозвища. В благородной тревоге И. Н. На сей раз очевидцы выставки попытались объяснить такой поступок испугом художника перед скептическим отношением некоторых посетителей к выставленным произведениям, однако это объяснение мало кого удовлетворило. Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством.
Именно в этом возрасте у него проявляется страсть к рисованию. Вообще к этому времени художник создал примерно пятьсот работ. Ограниченная палитра «Березовой рощи» заполнена тончайшими оттенками зеленого, красного, желтого, по-разному звучащими на свету и в тени. Людей на полотне нет, а главное в образе – не река (дивный, тихий Днепр, где когда-то крестилась Русь) и не луна сама по себе, хотя лучше, чем Куинджи, она не давалась никому из живописцев. Однако все возражения и недоумения захлебнулись в волне всеобщего признания.
В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике. В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины — «Лунная ночь на Днепре». В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром».
Ни в каких богемных скандальных хрониках 19 века имя молодого Куинджи не упоминается. Рисовал он всё лучше, потому внял совету проситься в ученики к Ивану Константиновичу Айвазовскому, жившему в Крыму. Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться. Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря. Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения.
– спросил Архип Иванович, улыбнувшись. «Сам-один» – вот девиз и формула всего его творчества, как и всей его жизни. Нет больше выставок Куинджи.
Однако, это произведение было принято публикой на удивление скептически и даже с некоторой прохладцей. Этой работой начался такназываемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни.
Причиной того стали «социальные рамки», которые стесняли русского художника, он не хотел «критиковать», его задачей было «изображать».