На протяжении 10 лет расписывалась самим Романо и его учениками. Во дворце заседали Большой совет и сенат, работал Верховный и тайная полиция.
Сами архитектурные формы приобрели большую усложненность и прихотливость в духе «пламенеющей» готики. Лаврентия в Нюрнберге и хор церкви Богоматери в Эсслингене. Одна из лучших работ мастера, выполненная им совместно с отцом и сыном Пизано, -- фонтан на площади Перуджи. Локотники делаются сквозными с грузными точёными подставками в виде баляс. Характерный тип мебели для сидения этого стиля – дощатые кресла, которые делаются с высокими спинками, поднимающимся сиденьем с ёмкостью внутри и двойными филенками на передней стенке.
В это время были широко распространены стулья и кресла нескольких типов. Именно его работой является монументальная больница Сантьяго и дворец Каденас (Palacio de las Cadenas). Обе венецианские церкви Палладио следует отнести к числу немногих действительно значительных ренессансных церквей Италии второй половины XVI в. Серлио дает план и разрез театра, устраиваемого во дворе или в зале дворца, как было сделано им самим в 1539 г. во дворе палаццо Порто в Виченце. Идеальный человек теперь – это образованная, физически сильная волевая личность, которая при необходимости способна уверенно отстаивать свои права изменять и совершенствовать мир.
Скульптуры эпохи Возрождения первоначально никак не о себе не заявляли. Вместо условного золотого фона византийских мозаик, Джотто вводит пейзажный фон. Десять книг о зодчестве. Однако трагические события в Италии прервали работу над капеллой. рис. Изучение античных образцов вело к усвоению классических элементов архитектуры и орнамента.
52—57). Возник эклектичный, но весьма оригинальный прием декорировки. Столовые были, в общем, не известны.
стотну роль в цих кранах, як ранше грала релгя, вона сильно впливала на живопис. Появление Ренессанса в культурных сферах в первую очередь затронуло зодчество.
Статуи находились в нишах, но они сразу привлекали внимание суровой выразительностью и внутренней силой Особенно известен «Святой Георгий» (1416 г. ) – юноша-воин с щитом в руке. Края доски сиденья и нижняя кромка короба сиденья профилируются. С этого времени для изготовления мебели вместо дуба используется орех. План этот предвосхитил композицию Эскориала и Версаля. «Весна» положила начало высшему расцвету деятельности Боттичелли, его слава достигла Рима: посреди цветущего луга стоит Венера — богиня любви, представленная в виде нарядно одетой девушки. Спокойные и величавые фигуры выступают на передний план занимая господствующее положение в рельефе, они отличаются подлинной монументальностью. Це будови з склепннями стнами з цегли (хрестов, коробов, втрильн, змкнут, купольн сферичн) з частковим використанням дерев39яних елементв в балкових конструкцях перекриттв поверхв, в кроквах похилих дахв.
Свт раптово змнився й поглибився прагнучи витворити образ мрйливо витонченост й насолоди, митець раз по раз зображував суперечност, що розшарпували його свт його самого. 5).
В период кватроченто были заново открыты и сформулированы нормы классической архитектуры. В 1430 г. Донателло создал «Давида», первую обнажённую статую в итальянской скульптуре Возрождения. 48, 51).
В соответствии с требованием города Палладио открыл часть первого этажа для общего пользования и, развернув строительный объем здания по фронту неглубокого участка, оставил место для сада и в то же время сумел придать небольшому дворцу импозантный образ общественного сооружения (ныне здесь закономерно разместился городской музей). В нижней части доски ножек скрепляются специальным бруском. Справа неумолимым потоком низвергаются в ад грешники.
В Северной Италии (в Ломбардии и Венеции) вместо резьбы начали широко применять инкрустацию из дерева разных пород и слоновой кости, т. н. Издание альбома рисунков «Здания современного Рима или Сборник дворцов, домов, церквей, монастырей и других наиболее значительных общественных сооружений Рима» (фр. difices de Rome moderne ou Recueil des palais, maisons, glises, couvents, et autres monuments publics et particuliers les plus remarquables de la ville de Rome), опубликованное Полем Ле Таруиллом в 1840 вызвало рост всеобщего интереса к периоду Возрождения. Мазаччо создал в фреске «Троица» перспективное построение. Единственная створка, написанная Мазаччо для двухстороннего триптиха. На фоне холодного сине-пепельного неба множество фигур охвачено вихревым движением.
гротески, т. е. Материал представляется полностью напряженным, он как бы приобретает особую крепость. Определяющим в культуре становится светское начало. Епоха Вдродження пройшла в Ндерландах Нмеччин ншим шляхом.
Знаменита статуя Давида була створена Верроккьо в 1476 роц. Делаются столы облегченной конструкции, столешницы которых украшаются маркетри, а также круглые столы, стоящие на одной, обильно украшенной резьбой, тумбе-опоре. Развитие Архитектуры Возрождения привело к нововведениям в использовании строительных техник и материалов, к развитию архитектурной лексики. Такие места для сидения получили название касса-панка (cassa-panca). Затем строительство собора Святого Петра, возведение которого возобновилось в 1534 г., возглавил Антонио да Сагалло – младший, после него руководство перешло к Микеланджело, приход которого послужил толчком к развитию позднего этапа в архитектуре итальянского Возрождения. За исключением не дошедших до нас гидротехнических ирригационных и фортификационных сооружений и работ по достройке Миланского и Павийского соборов (в качестве консультанта и участника многочисленных конкурсов) мы не знаем достоверных построек Леонардо да Винчи.
Ведущая роль в нём принадлежала семье скульпторов делла Роббиа. Благодаря искусству итальянских зодчих архитектура Ренессанса завоевала всю Европу. Крышка сундука изнутри покрывается росписью. Мадонна протягивает перо, чтобы вписать слова в книгу с началом молитвы в свою честь. Ее ядро составляет выстроенное еще в XV в. палаццо делла Раджоне (ратуша), включавшее огромный зал (52х21 м), расположенный над сводчатой лоджией.
В качестве мелких предметов интерьера используют: светильники и подсвечники вазы из меди или керамике (фаянс, майолика) декоративную посуду ставят на полки. Эти шкафы имеют меньший объём и отличаются весьма гармоничными и лёгкими пропорциями. Но каждая из них глубоко индивидуальна. На Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро в Монторио (1503) Браманте вдохновили ротонды римских храмов. Своеобразны дома в Бергамо, простые и выразительные фасады которых связаны с традициями народного зодчества (см. Глубокая резьба иногда покрывается позолотой и местами имеет прописанный цветной фон.
Архтектура цього часу змнювалася удосконалювалася в результат злиття взамного впливу мсцевих традицй нових вянь, що прийшли ззовн. Виллу так оставили недостроенной, эксплуатировали только достроенную её часть.
Коллеони, привстав на стременах, вытянувшись, высоко подняв голову, всматривается в даль. Это строения со сводами и стенами из кирпича (крестовые, коробовые, парусные, сомкнутые, купольные и сферические) с частичным использованием деревянных элементов в балочных конструкциях перекрытий этажей, в стропилах наклонных крыш. Глубокий план с двумя дворами был разработан Палладио и для палаццо Вальмарана (1566 г. ), заслуживающего особого внимания необычной и смелой композицией фасада (рис.
Тогда ренессанс считали стилем «подражающим античному». Маленькая горизонтальная доска образует сиденье, которое обычно имеет восьмигранную форму. Обычно в таких дворцах наиболее чётко выделялся вестибюль (для приёма посетителей), библиотека (что не удивительно в век начала книгопечатания и широкого распространения книг), кабинет-студиоло и галереи. 48, 49). Так же как в Италии, развиваются такие предметы мебели и интерьера: дрессуар (резной шкаф для посуды), поставец (невысокий шкаф с полками), кассоне (сундук-ларь). Сужение крайних пролетов зрительно закрепляет углы здания и придает ему завершенность.
Античная архитектура приобретала в его глазах не историческое, но совершенное, качественное значение, а ее ордерная система (роль которой в итальянском зодчестве неуклонно возрастала на протяжении предшествовавших 120 лет) стала для Палладио исходной формулой всякой архитектурной композиции, всеобщей основой архитектурного мышления. Цельное скульптурное изображение опиралось на стену, но не более того.
Новой была форма фасада.
Этот стиль ограничен пределами одной римской школы. Палаццо не было закончено и в конце XV в. начало разрушаться. Церковные фасады, как правило, размерены пилястрами, арками и антаблементом (балочное перекрытие пролёта или завершение стены), увенчаны фронтоном. Он преобразил облик городского дворца – палаццо.
Младенец ест черный виноград – символ причастия. Со стороны содержания пизанская кафедра не представляла собой принципиального шага вперед. В средние века церковь запрещала изображать обнаженное тело, считая его сосудом зла. Однако можно проследить и некоторые общие признаки. Первым фасадом в стиле Возрождения можно назвать фасад кафедрального собора Пиенцы (1459 – 1462), приписываемый флорентийскому архитектору Бернардо Гамбарелли (известен под именем Росселлино), возможно, что и Альберти имел отношение к созданию храма. Однак можна простежити деяк загальн ознаки.
Основоположником нового направления стал любитель античности Хуан де Эррера. Кровать ставят перпендикулярно стене или располагают в нише. 52, 53). Шестигранная мраморная кафедра (1260 г. ), выполненная им для баптистерия в Пизе, стала выдающимся достижением ренессансной скульптуры и повлияла на её дальнейшее формирование.
Альберти создал новый тип архитектурного мышления. Передние ножки, продолженные вверх над сиденьем, служат опорой брускам локотников. Наиболее значительным произведением Амадео считают капеллу Коллеони в Бергамо (рис. Главное, что поражает в памятнике – совместное энергичное движение коня и всадника. Эти боковые опорные элементы опираются на массивное основание с резными лежащими львами вместо ножек, на котором стоит ряд точеных балясин, подпирающих подстолье.
1). Цльне скульптурне зображення спиралося на стну, але не бльше того. Старое здание было дополнено колонами, полукруглой аркой и куполом. А. Г. Габричевский, Альберти-архитектор — в кн. : Л. Б. Это был первый конный памятник эпохи Возрождения.
15-16-е века благодаря географическим открытиям стали переломным моментом в истории европейской цивилизации. Початок епохи Вдродження припада на першу чверть XIV столття. Около танцующих граций стоит вестник богов Меркурий, поднимающий вверх жезл — кадуцей. Лицо кондотьера в обрамлении бронзового шлема дышит неукротимой волей и воинственностью.
по проекту Джулио Романо. В этот период вводится в обиход и целый ряд новых декоративных элементов, в том числе т. н. Вместо дуба основным материалом мебели становится ореховое дерево.
Существовала также мебель для сидения в виде табуретов на дощатых опорах и сиденьем восьмиугольной формы, разгибные Х-образные стулья, т. н. Этому направлению архитектуры, которое сформировалось в 16 веке стали присущи многие черты именно Ренессанса: декоративные мотивы, ордерные элементы (определенные формы колонн и канделябров). Работы начались в 1518 году, а в 1520 году Рафаэль умер. 58—60).
Этот памятник стал, подобно донателловскому «Гаттамелате», классическим примером конного монумента эпохи Возрождения. У кожнй кран вропи були власн риси особливост будвництва.
Так, у вилл Ангарано и Пойяна в Пойяна Маджоре была выстроена лишь средняя часть и правые крылья вилла Годи-Порто в Лонедо получила лишь левое крыло в вилле Бадоэр по проекту, помимо закругляющихся портиков, должны были быть еще Г-образные в плане колоннады в вилле Вальмарана в Лизьере, заканчивавшейся Скамоцци, вместо двухэтажной лоджии была построена лоджия лишь в первом этаже, а над вторым этажом (более низким, чем в проекте) сделан фронтон в вилле Триссино в Меледо главное здание вообще, по-видимому, не было закончено, а крылья построены лишь частично. Колонны и пилястры нередко сплошь покрываются растительным или геометрическим орнаментом. Своеобразное видение античности, породило творческое прошлое архитектора. Вплоть до XX века понятие «маньеризм» имело негативную коннотацию («манерный», «вычурный»), но к настоящему времени термин используется только для описания соответствующего исторического периода и, в общем, нейтрален. Смелое новаторство Брунеллески проявилось в первой крупной работе – грандиозном куполе собора Санта Мария дель Фьоре (1420-1436).
Например, существовали стулья с четырьмя прямыми ножками квадратного сечения. Найбльш помтним проявом ренесансно культури став стиль Вдродження в архтектур. Однако ряд элементов приближает его также и к ломбардским дворцам городских коммун. Мальчиком начал работать в мастерской резчиков по камню.
В условиях жестокого террора вернувшихся к власти Медичи, глубокого унижения Италии, гибели друзей и сподвижников в 1531 г Микеланджело возобновил прерванную работу над созданием капеллы, которая принадлежит к числу его самых замечательных произведений. В одних случаях планка спинки выполняется съёмной, тогда стул (кресло) может складываться, в других случаях спинка крепится наглухо к локотникам и, несмотря на то, что конструкция такого места для сидения имеет как бы оси вращения деталей сидений и ножек, стул складываться не может. Это неизбежно задержало и развитие новых тенденций в архитектуре. Иногда передняя стенка кабинета откидывалась и превращалась в столешницу.
Альберти. Основи зодчества, що формувалися столттями, оновлювалися, часто приймаючи несподван форми. Фактично вона вдкинула основну частину архтектурних досягнень (що, звичайно, не стосуться технолог будвництва) Середнх столть. Ее лицо спокойно и печально, отрешенный взгляд направлен в никуда. Жилые комнаты вдоль сада использовались владельцами в жаркое время года (значительная часть миланской аристократии выезжала на лето в свои старинные родовые замки, понемногу перестраиваемые в связи с изменением в быту).
На Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро в Монторио (1503) Браманте вдохновили ротонды римских храмов. Он утверждает этим, что человеческое тело прекрасно. В ней заложена идея христианства о рождении души из воды во время крещения.
Формальный язык античного искусства был поставлен на службу идеалам новой эпохи. до 1550 г. ), Ротонда в Виченце (с 1551 г., заканчивалась Скамоцци в 1580—1591 гг. ), Пьовене в Лонедо, Триссино в Меледо (проект 1553 г., почти не сохранилась), Пизани около Монтаньяно (1553 г. ), Муццани в Ретторголе (не сохранилась) и Дзено в Чессальто (начаты в 1559 г. ), Коголло (проект 1560 г. ), Тьене в Чиконье (около 1560 г. ), Сарачено в Финале, Эмо в Фанцоло, Фоскари в Мальконтента, Рипета около Кампильи, Мочениго в Марокко (около 1560 г., последние две разрушены), Пойяна в Пойяна Маджоре, Пизани в Баньоло (1561 г., перестроена), Сарего в Санта София близ Вероны (1562 г., сильно перестроена), Сарего в Миега, Вальмарана в Лизьере, Корнаро в Пьомбино (1564 г. ), Бадоэр во Фратта Полезина (1565 г. ), Барбаро в Мазере близ Виченцы (1560—1570 гг. ), Рагона в Гиццоле. Великолепен силуэт конной статуи, одинаково выразительный и гармоничный со всех точек, с которых она открывается зрителю.
Во времена Средневековья человек объявлялся орудием Бога исполнителем его воли и произведения искусства отчуждались от авторов. Эпоха Возрождения обновила и искусство живописи. Донато де Анжело Браманте (Bramante, 1444-1514 гг. ) – один из наиболее известных мастеров итальянской архитектуры высокого Возрождения. Колонны опираются на спины лежащих львов. Для Боттичелли не существовало непроходимой грани между античностью и христианством. «Рождение Венеры» Боттичелли написал в 1482- 1483 гг.
Ларцы обычно богато декорировались. На лице застыла гримаса гнева и напряжения. Вернувшись во Флоренцию в 1501 г., Микеланджело взялся исполнить колоссальную мраморную статую Давида (1501--1504 гг. ). XVI в., характеризуется преобладанием откровенно древнеримских мотивов над готическими и даже итальянскими эпохи Возрождения. К тому же в городе началась эпидемия чумы.
В период Ренессанса фасады домов облагораживались скульптурными композициями. В церкви Сан Франческо делла Винья, строившейся по проекту Сансовино, Палладио принадлежит только фасад (проект 1562 г. ). Потолки стали делать под античность.
Во второй половине XV в. становятся обязательными рисование с модели и натурные наброски.
Элементы античности можно заметить и в готическом зодчестве Германии. Из мастерской Никколо Пизано вышли замечательные мастера скульптуры Проторенессанса -- его сын Джованни Пизано и Арнольфо ди Камбио известный и как архитектор Арнольфо ди Камбио (около 1245 -- после 1310) тяготел к монументальной скульптуре, в которой использовал свои жизненные наблюдения. Позже создатель Золотой лестницы (Elcalera Dorada) в кафедральном соборе Бургоса приступил к реставрации кафедрального собора Гранады. Лицевая поверхность шкафа и выдвижные ящики над нижним корпусом иногда декорируются прямоугольными вставками из мрамора, на филенках часто делаются неглубокие ниши со статуэтками или изящно изогнутыми женскими фигурами, а также фигурами античных божеств и др. По своему тону эта зелень контрастирует с нежно-зеленым, светлым небом. В комнатах той поры располагалось только самое необходимое.
Кровати были следующих типов: с балдахином, который поддерживали четыре тонкие стойки, украшенные резьбой, с задёргивающимися занавесями. При цьому спостергаться гармоня мж галузями мистецтва: скульптура, архтектура живопис.
Классические нормы изучались и воссоздавались для того, чтобы служить современным целям. Слева возносятся к небесам праведники. Несмотря на то, что и это здание составляет лишь фрагмент более обширного замысла, оно производит законченное впечатление (ныне снос соседнего дома подчеркнул асимметрию левого угла).
Сложная взаимосвязь и сопоставление фасада и двора (сменившая их контрастное противопоставление во флорентийских дворцах XV в. ) становятся одной из основных тем композиции. Новым является иной подход Пизано к трактовке старой религиозной темы, выраженной богатым и разнообразным в своих пластических приемах художественным языком.
Их роль сводилась к убранству архитектурных ордеров: барельефы на карнизах, капителях, фризах и порталах. 1320), старший современник Джотто, работал во многих городах. по заказу Лоренцо Медичи. Прямоугольная доска сиденья, вытянутого по ширине, украшалась резным подзором. Оно подготовлялось на севере не столько освоением форм античной архитектуры (элементы которой появились здесь еще в середине столетия и использовались больше в качестве декоративных мотивов), сколько возвращением к местным романским традициям, пустившим глубокие корни во всей народной культуре Ломбардии. Поникшая Богоматерь полна глубокой скорби перед лицом безмерных человеческих страданий.
Благодаря его творчеству основой новой архитектуры снова стали пропорции, ему принадлежит возрождение использования «золотого сечения» в архитектуре, которое позволяло добиться гармонии в архитектурных конструкциях. Золотое сечение – это математическое понятие, в архитектуре означает соотношение между двумя величинами (одной большей по размеру, другой – меньшей), заключенными в общей величине. Сундук-кассоне Раннего Возрождения представляет собой простой прямоугольный ящик, который имеет фасад, цоколь, ножки и иногда карниз. Формы здания уподоблялись пропорциям человеческого тела.
Иероним держит раскрытую книгу и макет базилики, у его ног лежит лев. Здесь работали знаменитые флорентийские архитекторы Бенедетто и Джулиано да Майано, которые вначале были резчиками-мебельщиками. В стенных нишах располагаются рельефные и скульптурные изображения.
Победу одержал Гиберти. Время Высокого Возрождения в архитектуре в Италии было очень недолгим. У приватних будинках намагалися не тримати ункальн художн твори. Особое место в истории итальянской скульптуры конца XIII -- начала XIV в. принадлежит Джованни Пизано (1245 или 1250 -- после 1314).
В эпоху Возрождения шедевры архитектуры, живописи, скульптуры стали именными. У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. Здесь сказывалась упорная приверженность к традиционным методам и формам североитальянской готики. Такое своеобразное членение имеют стены палаццо Карминали-Боттиджелла в Павии (рис. В раннем стиле Ренессанс античный орнамент сменяет готический.
Поверхность дерева после выглаживания обычно вощилась. Находится на площади Святого Марка рядом с одноимённым собором. Осуществленная часть дворца впечатляет своей спокойной силой и суровой замкнутостью (рис.
Само подстолье украшено по углам львиными масками с висящими под ними точеными шишками. Они напоминают своей выразительностью живописные картины. В этом содержалось одно из главных нововведений французской манеры убранства интерьера.
Статуя Давида – первая в ту эпоху круглая скульптура. Вплоть до XX века понятие «маньеризм» имело негативную коннотацию («манерный», «вычурный»), но к настоящему времени термин используется только для описания соответствующего исторического периода и, в общем, нейтрален. Скульптура Бенвенуто Челлн Персей вважаться неперевершеним шедевром Пзнього Ренесансу. Более того, расхождения в оценке мастера не уменьшаются, но скорее возрастают.
Построено за 18 месяцев в 1524-1525 гг. По-ншому, як вдомо, цей перод – Епоха Вдродження. Перспектива предполагает передачу светотени и тонально-цветовых отношений. Между архитектурными элементами происходит связь в виде гротескового орнамента (арабески).
канделябра, о котором ранее уже шла речь. Они отличаются от флорентийских тем, что большинство их рельефных украшений делается из левкаса (смеси мела, гипса и клея), которые потом золотятся.
На ларцах, украшенных углубленной резьбой, часто встречается орнамент заплетённой лозы с изображениями животных (средневековый мотив), а также более реалистически трактованные изображения человеческих фигур. Таковы дворец Борромео, относящийся к XIV в., но достраиваемый и расширяемый на протяжении XV и XVI вв. и палаццо Фонтана (последняя четверть XV в. ), фасад которого расписан Браманте уже в новом «классицизирующем» стиле (рис. Цоколь и карниз верхней части сундука сильно профилированы.
Дома в Риме стали строить по принципу центрально-осевой симметрии. В его позе чувствуется огромная воля, лицо напоминает хищную птицу. Широкая аллея ведет от дороги к развернутой фронтально постройке.
В XV в. гуманисты дважды занимали папский престол. Характерным элементом архитектурно-декоративного оформления потолков стал кессон. В более поздний период резьба становится более пышной и выполняется в высоком рельефе.
Созданная в 1416 г. статуя св. Слегка заостренный огромный (диаметр — 42 м) купол состоял из двух оболочек, основной каркас — из 8 основных ребер и 16 дополнительных, связанных между собой погашающими распор горизонтальными кольцами. Примерами подобных сооружений могут служить церковь Богоматери в Ингольштадте (1425 — 1536) и церковь в Аннаберге (1499—1520). Это видно по фасадам и декору сооружений позднего ренессанса. Вполне вероятно, что Боттичелли вложил в изображение подтекст, взятый из неоплатонизма. Образ наполнен несокрушимой силой, энергией, суровой властностью.
Таке облицювання мала декоративно-пластичне значення. Так, он неизменно прибегал к ордеру для осмысления другой тектонической системы — стены. Донателло (его полное имя — Донато ди Пикколо ди Бетто Барди) прожил долгую жизнь и его творчество, захватывающее также вторую половину 15 в., я большей мере, чем искусство какого-либо другого мастера, знаменовало собой магистральную линию кватроченто, вобрав в себя и высший взлет новой реалистической пластики и ее кризисные моменты. В 1527 г. испанские войска Карла V заняли и разгромили Рим. Такие элементы внесли упорядоченность в хаотичную пышность готики.
Руст, рустовка, рустик (от лат. Художн фрески розмщувалися серед статуй з мармуру бронзи. Это замечательный пример подлинного синтеза архитектуры с живописью (росписи Веронезе с учениками) и скульптурой (камины, барельефы, скульптурные вставки и круглая скульптура в нимфее — Алессандро Витториа). Конь как бы устремляется за пределы мраморного постамента, на котором установлен памятник. Доски спинки и ножек могут иметь небольшой наклон. ван».
Образцом декоративного богатства форм, уже далеких от прежнего строгого спиритуализма, может считаться клуатр Собора в Эйхштетте (вторая половина 15 в. ). Для облицювання цегли використовували штукатурку, мармур, камнь. Техника глазури (майолики) известная с глубокой древности народам Передней Азии, была в Средние века завезена на Пиренейский полуостров и остров Майорку, почему и получила своё название, а затем широко распространилась в Италии. rusticus – простой, грубый) – рельефная кладка или облицовка стен камнями с грубо отесанной или выпуклой лицевой поверхностью (так называемыми рустами).
В кастелло ди Мальпага близ Бергамо, где провел последние годы жизни кондотьер Коллеони (умер в 1475 г. ), хорошо сохранившийся двор с красивой наружной лестницей и расписанными стенами дает представление о великолепии, которое обычно скрывалось за суровыми стенами замков. Сундук теперь полностью напоминает античный мраморный саркофаг, который выполняется как бы из единого деревянного монолита и не может служить местом для сидения или лежания. Высокие, светлые идеалы, которым мастер поклонялся всю жизнь, ушли в прошлое.
Так, если в начале текущего столетия большинство авторов рассматривало Палладио как основного представителя Высокого Возрождения в Северной Италии, расходясь лишь в оценке некоторых отступлений мастера от «классического» стиля Браманте, — то теперь в нем видят и представителя раннего барокко и строгого классика-археолога, преданного задаче возрождения античности и типичного представителя маньеризма и зачинателя европейского классицизма. В 1479 —1488 гг. По средневековой традиции, на парапетах (стенках кафедры) представлены рельефы на сюжеты из жизни Христа, между ними располагаются фигуры пророков и аллегорических добродетелей.
На папском престоле сменялись владыки и каждый следовал собственным вкусам, династическим и личным интересам. Совершенствование проекта светского здания в стиле Возрождения началось в XVI в. и высшей точки достигло в творчестве Палладио. Фасад (наружная, лицевая сторона здания) в архитектуре Возрождения симметричен относительно вертикальной оси. Проектируя церковь и некоторые здания примыкающего к ней монастыря, Палладио верно оценил исключительное градостроительное значение места постройки (план Венеции).
Брунеллески принадлежит заслуга первого практического осуществления прямой перспективы. Интересным примером деятельности автора будет Вилла герцога Мантуи. Делаются и более простые столы, столешницы которых украшаются наборным деревом. Безупречно нарисованные ангелы (художник прекрасно знал анатомию человека), окружающие Мадонну, придают картине дополнительное эмоциональное звучание. Отдельные аллегорические фигуры над капителями, как, например, «Сила», напоминают античные изображения Геракла.
Каре дворца должно было занять целый квартал и выходить на площадь, куда раскрывались бы сдаваемые внаем помещения для лавок. Искусство Древнего Рима легло в основу художественной культуры того периода. Горизонтальная структура, легкая колоннада, портики на фасаде – намек на античную архитектуру. Вилла Ротонда в Виченце (начата в 1551 г. ) едва ли не самая известная из всех вилл мастера — является первой центрической купольной постройкой светского назначения.
В 1419 году он получил заказ, в котором мог воплотить свои новые архитектурные идеи. Дрессуар служил для хранения сосудов, столовых приборов и ценных вещей. Со вступлением на папский престол Юлия II в 1503 г. центр итальянского искусства из Флоренции переместился в Рим.
В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа. Их жесты естественны, лица выразительны. Не менее ценным с точки зрения высокого искусства было также и позднее Возрождение. Говоря об этой эпохе имеют в виду страны христианской культуры. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, -- один из излюбленных образов Ренессанса. 44, 45).
Чертозами назывались в Италии монастыри, основанные монахами картезианского ордена. Фронтоны обычно треугольные, но бывают и другой формы. Теперь они сужены книзу, рельефная резьба покрывает переднюю и две боковые их стенки.
Богатый терракотовые наличники окон, прямоугольные в первом и арочные во втором этаже терракотовые или мраморные входные порталы, где античные архитектурные формы причудливо сочетались с формами средневекового ломбардского зодчества яркие поверхности стен — кирпичные темно-красные или оштукатуренные цвета золотистой охры, светло-зеленые, красновато-коричневые иногда покрытые многоцветными сграффито (палаццо Фонтана) — вот обычные черты миланских дворцов. А способи декорац прикраси орнаментом з самого початку були загальними для багатьох кран. Каждый дворец ощетинивался башнями с бойницами.
Стенки наиболее ранних итальянских ларцев (XV в. ) собираются с помощью весьма примитивных приёмов ящичной вязки, когда отдельные доски сбиваются под прямым углом деревянными гвоздями (нагелями). В облике Девы Марии нет ничего царственного, скорее, это изображение молодой крестьянки. Двери обрамляют наличниками и завершают треугольными либо лучковыми фронтонами. Стремление к использованию древнеримских мотивов вытеснило остатки готики.
По-видимому, был автором продольного нефа церкви Санта Мария делле Грацие (1465 г. ) и оратории Санта Мария делла Пассионе при монастыре Сант Амброджо (1477 г. ) также строил замок Сфорца в Пиццигеттоне, плотину близ Лоди, городскую башню и ворота Алессандрии (1480 г. ). Впервые такое соотношение было открыто Евклидом (300 гг. Новый строгий аскетически суровый стиль стал полной противоположностью торжественности платереско.
Начал непосредственно заниматься архитектурой, участвуя в строительстве задуманной Триссино виллы Криколи (1537 г. ) и строя виллу Годи в Лонедо (1540 г. ). Как и в Нидерландах, здесь не было того решительного поворота к новому образному содержанию и новому языку архитектурных форм, который характеризует зодчество Италии. Це будови з склепннями стнами з цегли (хрестов, коробов, втрильн, змкнут, купольн сферичн) з частковим використанням деревяних елементв в балкових конструкцях перекриттв поверхв, в кроквах похилих дахв. Помимо ковров (украшавших лишь самые богатые интерьеры), расписных или кожаных занавесей, а также шерстяных или хлопковых покрывал в большей части комнат практически не было постоянных предметов обстановки. Так же обычно именовали его и заказчики.
Они разрабатываются как целые скульптурные гротескные композиции. Архитектурные элементы становятся неотъемлемой частью фасада. Если возможно, да минует Меня чаша сия". Прямые ножки и проноги такого кресла покрыты резьбой.
Кажется, стукни по нему — и он зазвенит. Трактат Филарете «Сфорцинда», законченный в 1464 г., напоминает сложный и запутанный роман, где наряду с резко полемическим отношением к готическому искусству пропагандируется фантастическая архитектура, в которой ясность и тектоничность приносятся в жертву неиссякаемому изобилию форм и декора. Во второй половине XVI в. мебельное производство достигает больших высот в Генуе.
Социальная база итальянского Возрождения расширилась. Даний перод, в який вдбулося пишне розвиток стилю, доводиться на 1500-1527 рр.
При цьому вони органчно доповнювали один одного. Его взор обращен к небу, где на облаке видна группа ангелов. В изготовлении столов повторяются приемы и мотивы украшений, которые пришли из Италии.
В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям), на каждом этаже расположение окон и сопутствующих деталей повторяется, главная дверь отмечена – балконом или окружена рустом. Выразителем стиля позднего кватроченто является также Андреа Верроккьо (1435/36—1488), один из крупнейших мастеров своего времени, главный скульптор дома Медичи, для которого он выполнил множество заказов. Она олицетворяет безграничную мощь человека.
В Ломбардии была распространена также интарсия из светлых и темных пород дерева. Мощный чёткий силуэт купола и теперь царит над городом. З часом скульптури епохи Вдродження стали приймати все бльш самостйн форми. Знаменитая статуя Давида была создана Верроккьо в 1476 году. 46, 50).
Появляется новый тип так называемых пластинчатых (или дощатых) стульев. Георгия с драконом», а около 1427—1428 гг.
Палладио построены дворцы: Кьерикати (с 1550 г. ), Порто-Коллеони (около 1550 г. ), Тьене (1550—1551 гг. ), Изеппо да Порто (1552 г. ), Вальмарана (1566 г. ), Порто-Барбарано (1570 г. ), Порто — позднее Бреганце (1571 г., неокончено) в Виченце дель Торро в Вероне (1551 г. ), Антонини в Удине (1556 г. ) виллы (кроме указанных выше): Черато, Муццани около Пизы, Ангарано около Бассано (1548 г., разрушена), Тьене в Квинто (нач. При нём и его ближайших преемниках, в Риме созидается множество монументальных зданий, считающихся произведениями искусства. Расцветают локальные художественные школы имеющие длительные традиции. Работа вызывает ощущение глубокой печали и некой обреченности. Однак можна простежити деяк загальн ознаки.
Вилла в Мазере близ Виченцы (1560—1570 гг. ) — одна из наиболее роскошных и хорошо сохранившихся — была построена Палладио для семейства Барбаро (рис. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. до н. э. ) В период Ренессанса соотношение называли «божественной пропорцией», современное название появилось в 1835 г. Соотношение между величинами в золотом сечении составляет постоянное число 1, 6180339887. Йдеться не про особливу яскравсть венецйського кольору. Кресла с высокой прямой спинкой, c архитектурными формами в виде пилястр. Их тащат за собой дьяволы, преследуют бескрылые ангелы.
Эти пространства были как бы взаимно связаны. Чудова скульптура Раннього Вдродження, таким чином, знайшла сво мсце. Мастерская Гиберти стала настоящей школой для целого поколения художников. Косяки, филёнки, карнизы, фронтоны заполнены элементами различных орнаментов. В последние десятилетия жизни мастер занимался только архитектурой и поэзией. Среди многочисленных (около тридцати) вилл, построенных Палладио в окрестностях Виченцы и соседних городов, встречаются и скромные усадьбы (виллы Эмо, Дзено, Сарачено, Пойяна) и роскошные резиденции (Мазер, Триссино в Меледо, Бадоэр) (рис. Для дворцов местной знати характерны мощные кирпичные стены с редкими оконными проемами, готическая форма которых (в виде стрельчатой арки) лишь медленно вытеснялась прямоугольной. Иногда здесь делалась опорная консоль в форме большого акантового листа.
Большое архитектурное наследие Палладио и написанный им трактат оказали впоследствии (особенно в XVIII и в начале XIX вв. ) глубокое влияние на многие поколения архитекторов в ряде европейских стран. Близится час возмездия, ангелы возвещают о наступлении Страшного суда. Например, отдельные фрагменты античности встречаются в строения периода Каролингского Ренессанса есть они и в так называемый «оттоновский период» в конце 10 в. (это было время культурного подъёма в Германии при императорах Оттонах Саксонской династии). Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти – Базилике ди Сант Андреа в Мантуе. Его искания достигли вершины в изготовлении восточных дверей флорентийского баптистерия (1425--1452 г. ), которые Микеланджело назвал «Вратами рая».
Його виразний малюнок залишався прикутим до готичного партикуляризму. Живопис скульптура епохи Вдродження стали невдмною частиною архтектурних споруд. Архитектура Высокого Возрождения получила свое развитие в Риме, где на фоне предшествующего периода стал складываться общенациональный стиль. Был инженером Миланского герцога. Палаццо Тьене (1550-е гг. ) — единственный дворец Палладио, композиция которого приближалась к традиционному флорентийскому типу XV в., с центральным, симметрично обстроенным двором (рис.
В многочисленных архитектурных набросках Леонардо, его чертежах и записях, подготовлявшихся им для трактата по архитектуре и разбросанных ныне по многим музеям мира, заключено колоссальное богатство замыслов, воплотивших важнейшие архитектурные идеалы того времени и во многом предвосхитивших последующее развитие итальянского зодчества. Донателло был первым мастером, отважно нарушившим этот запрет. Простые и ясные интерьеры Ф. Брунеллески (1377 – 1446 гг. ), например, в капелле Пацци (1430 – 1461 гг. ) в церкви Санта-Кроче во Флоренции, оказали глубокое воздействие на последующее понимание внутреннего пространства. Почуття вдкриття, втрачене в аналтичному аспект лнйно перспективи, повернулося у царин «форми як кольору». Мадонна сидит на алом кресле под балдахином и держит на руках обнаженного Младенца-Христа. Свое влияние на развитие французской архитектуры оказал и Себасть-яно Серлио, который в 1540 г. прибыл из Венеции в Фонтенбло, где он построил для кардинала Феррары разрушенный сегодня Гранд Ферраре – городской дом (отель), который стал почти на целое столетие французским образцом этого типа здания.
Бажання зодчих, як працювали в 15-16 столтт, направити будвництво на шлях прямування древнм формам прийомам виразилося в вдтворення декоративних елементв ордерних засобв. На вдмну вд твору талйських майстрв художники цих кран людини не ставили в центр всесвту.
В формообразовании подобных мебельных объектов, предназначенных для хранения вещей и сидения, в их декоре (обработке профилей, заимствованном растительном орнаменте и др. ) просматривается явная стилистическая связь с саркофагами древнеримской эпохи. В Архитектуре раннего периода, стиль Ренессанс применялся только для внешнего декорирования архитектурно- строительных элементов, не затрагивая конструкции. рис.
Темой изображения было «Жертвоприношение Авраама» в виде рельефа. Палладио, в частности изучал остатки римского театра в Виченце. В свите кардинала находился и молодой Пикколомини. Одна из знаменитых картин религиозного содержания — «Величание мадонны», созданная в 1483-1485 гг. Но прошло несколько веков и непреходящие ценности древней Эллады вернулись в Европу.
Другой распространенной формой мебели для сидения продолжают оставаться курульные кресла. Творчество великого Микеланджело составило целую эпоху и далеко опередило своё время, оно сыграло грандиозную роль в мировом искусстве, а также оказало влияние на формирование принципов барроко. Такая облицовка имела декоративно-пластическое значение. Запрещалось поить из него животных, брать воду в бочонки из-под вина или в немытую посуду. Это не значит, что ордерные формы имели для Палладио лишь декоративный смысл.
Художники принадлежали к цеховым организациям, причём художники зачастую относились к цеху аптекарей (фармацевтов), а скульпторы – к каменных дел мастерам. Картины той поры проникнуты светлым и приподнятым настроением. С 1462 по 1463 год строил павийскую Чертозу (внутренняя часть храма и модель неосуществленного фасада), а затем сменил Филарете в качестве руководителя строительства Оспедале Маджоре в Милане. Статуя достигает пяти с половиной метров высоты.
Сознавая ценность художественной неповторимости, творцы произведений начинают подписывать свои творения, Так, на дверях флорентийского баптистерия написано: «Чудесное произведение искусства Лаврентия Чоне де Гиберти». Классические нормы изучались и воссоздавались для того, чтобы служить современным целям.
Хотя в настоящее время многие рельефы утрачены и штукатурка осыпалась с кирпичных стен, основные структурные членения исключительно сильны и здание не теряет своего торжественного характера. Архитекторы пытались выстроить модель идеального храма. Застраивая чаще всего узкие городские участки, Палладио создал новые типы дворцов, композиция которых (развивая идеи, заложенные мастером в его реконструкции атриумно-перистильного дома Витрувия) развивалась по глубинной оси и включала один, а то и два двора (последний носил служебный характер и был связан с конюшнями). В 1416 г. ее использовал друг Брунеллески, скульптор Донателло в рельефах «Битва св. С 1514 г. Рафаэль руководил проектом возведения собора Святого Петра. Новые храмовые постройки, однако, уже не отличались подобным размахом.
Протягом практично всього XV ст. frons, frontis – лоб, передняя часть стены) — завершение фасада здания, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания. Ренесанс – це час неймоврно значних змн не тльки в мистецтв, а й в економчнй соцальнй сфер практично всх вропейських кран.
11). Святой Варфоломей -- символ устрашающего отчаяния. По-ншому, як вдомо, цей перод – Епоха Вдродження. Архитектор сумел соединить национальные традиции с элементами Возрождения.
Со вступлением на папский престол Юлия II (1503) центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, папа привлёк к своему двору лучших художников Италии. Расположенная на холме, безошибочно выбранном среди исключительно красивой пересеченной местности, она является, в сущности, бельведером или видовым павильоном, центральный зал которого (освещенный через фонарь в куполе, достроенном Скамоцци), стал как бы композиционным центром окрестного ландшафта, с которым он связан четырьмя симметрично расположенными воздушными портиками и пологими лестницами. Мадонна изображена на троне в окружении ангелов с младенцем Христом на коленях. Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них— элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившим вектор развития архитектуры Ренессанса палаццо Медичи-Риккарди, построенный Микелоццо ди Бартоломео, палаццо Строцци Бенедетто да-Майяно и Кронака, палаццо Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), палаццо Ручеллаи Леона Баттиста Альберти. Именно раннее Возрождение было временем накопления этих знаний и навыков. Изучение античного наследия становится более основательным, оно воспроизводится более последовательно и строго реликты средневековья исчезают искусство полностью базируется на классических принципах. Общая концепция проектов, так и осталась прежней.
Господствует трагическое чувство мировой катастрофы. Папа Климент VII в союзе с Карлом V организовал поход на Флоренцию, которая героически сопротивлялась. Справа от Венеры три грации ведут хоровод.
В рельефе «Поклонение волхвов» величественная фигура мадонны похожа на римскую богиню Юнону. Спинка и лицевые плоскости опорных частей досок украшаются обильной рельефной резьбой.
У подножья горы спят сопровождающие Христа апостолы. В период расцвета Ренессанса в европейском обществе наблюдался интерес к античности. Завершился продолжавшийся с 1378 по 1417 гг. Кроме того используются различные маски, львиные лапы, бараньи и львиные головы, гермы, женские головки, атланты, кариатиды, волюты, розетки, триглифы, растительный и геометрический орнамент, орнамент гротеск, маскароны и многие другие декоративные элементы.
Окончание строительства здания совпало с крупной победой венецианцев над турками (при Лепанто, 1571 г. ), что, быть может, объясняет его приподнятый, «триумфальный» характер. В декоре применяются орнаменты гротеска. Тем не менее его влияние на современную итальянскую архитектуру (через посредство творчества Браманте) гораздо сильнее, чем это обычно думали.
Три пня, оставшиеся от только что срубленных деревьев, напоминают о готовящемся распятии. Сложные и свободные орнаментальные рисунки покрывали декоративные ткани в 15 веке.
Отнесение памятника в сторону от храмового фасада (на фоне которого он бы затерялся) позволяет видеть его все время либо на фоне голубого неба, либо в эффектном сопоставлении с мощными, чуть вытянутыми полусферами церковных куполов. Це — маньристичне розвязання, проте загальна схема використовувалася згодом у багатьох барочних костелах. 6). У Донателло пророки Иеремия и Аввакум -- цельные и духовно богатые натуры.
В Италии в эпоху возрождения орнаментальные мотивы использовались и на фасадах сооружений. Прежде всего католические, где религиозные догматы в эпоху Средневековья были наиболее суровы. Это хорошо заметно, например, по решению многих помещений Версаля. В центре передней фасадной стенки помещаются гербы представителей вступающих в брак знаменитых фамилий. Полы выложены плитками в виде повторяющегося геометрического орнамента или в шахматном порядке.
В частных домах старались не держать уникальные художественные произведения. Гордое движение коня передано с большой выразительностью. Скульптури епохи Вдродження спочатку няк не про себе не заявляли. Художественные фрески размещались среди изваяний из мрамора и бронзы.
В Европу вернулись тексты античных мудрецов, а вместе с ними – изменение в понимании мира и человека. В то время как в средневековом домашнем хозяйстве предметы обстановки служили, как правило, в соответствии со своим прямым назначением, то во дворцах и богатых домах Возрождения они демонстрировали ещё и достаток и могущество их хозяев.
В противоположность «колеблющейся» готической постановке фигуры, донателловский Георгий твердо стоит на широко расставленных ногах. Он творил в Ферраре, Флоренции, Римини и других городах Италии. Донателло не побоялся ввести такую деталь, как пастушеская шляпа – знак его простого происхождения.
В течение XVI в. сундуки окончательно теряют свою прямоугольную форму. На рубеж 15-16 столть в вроп виникла совершенно нова архтектурна система – стиль Ренесансу. В его мастерской в качестве помощника работал молодой Донателло, в будущем великий реформатор итальянской скульптуры Донато ди Никколо ди Бетто Барди, которого называли Донателло (около 1386--1466), родился во Флоренции в семье чесальщика шерсти.
Великолепная скульптура Раннего Возрождения, таким образом, обрела свое место. Фоном служит изображение сада с темной листвой. Большую популярность к концу XV в. приобретают изображения на лицевых и внутренних (наиболее часто) сторонах филёнок шкафов и кабинетов, а также на стенных деревянных панелях, перспективных видов архитектурных сооружений, многолюдных процессий, различных тематических картин, выполненных в технике интарсии.
Несмотря на свой плоскостный характер, фасад читается очень хорошо. Таким образом создается плоский узор на плоском фоне. Сиденья таких стульев (кресел) делаются в виде плоской панели или в виде натянутого между ножками-опорами куска кожи или ткани.
Их архитектура полна то чарующей интимности и уюта (Вилла Пьовене и Годи в Лонедо, Сарачено в Финале), то спокойного достоинства (виллы Фоскари в Мальконтента, Корнаро в Пьомбино, Пизани в Монтаньяна), то благородного, лишенного всякой претенциозности богатства (Бадоэр, Барбаро в Мазере). Фактически она отбросила основную часть архитектурных достижений (что, конечно, не касается технологии строительства) Средних веков.
Надо заметить, что отдельные элементы античного зодчества использовались и в Средние века. Победил на конкурсе блестящий рисовальщик Гиберти. рис. Безсумнвно, архтектура епохи Вдродження означала принципово нову, совершенно окрему стадю розвитку архтектури свтово.
Можно сказать, что Палладио рассматривал стену как предельно сомкнутый строй колонн. Сочетание пилястр большого и малого ордера придает зданию крупную масштабность и импозантность, тогда как определяющая тектоническая роль стены красноречиво выявлена ее членениями, откровенно условным характером большого ордера (раскреповки антаблемента) и его отсутствием по углам фасада, смело подчеркнутым плоскостными скульптурами.
Представителем этого периода был Донато Браманте (1444—1514), строго следовавший в возведении зданий классическим принципам. В то время, как первое течение, с поразительной силой намеченное Брунеллеско, продолжалось в творчестве Альберти, Джулиано и Антонио да Сангалло, Лучано да Лаурана и Франческо ди Джорджо Мартини и понемногу охватывало центральную Италию, достигая на севере Мантуи, второе направление исходящее из Ломбардии и к середине века проникшее (как показано выше) в Венецию, было ограничено пределами северной Италии. Работая в мастерской архитектора-скульптора Джованни да Педемуро, куда обращались для выполнения своих моделей архитекторы, приглашавшиеся в Виченцу в связи с перестройкой Базилики, Палладио, по-видимому, уже с 1538 г. приобщился к этой увлекательной работе: его модель, выполненная к проекту, представленному в 1546 г., была принята после того, как были отвергнуты советы и предложения таких крупных мастеров, как Скарпаньино (1532 г. ), Сансовино (1536 и 1538 гг. ), Серлио (1539 г. ), Санмикели (1541 и 1542 гг. ) и Джулио Романо (1542 г. ).
Художник довгий час творив, перебуваючи у Флоренц. Он был первым архитектором, который осознал необходимость реформы и ясно сформулировал идеи нового художественного мировоззрения. «Рождение Венеры» — это отнюдь не языческое воспевание женской красоты. С удовольствием пишет художник богатые одежды, прекрасных лошадей в бархатных попонах. В них скульптор сумел передать всё богатство движений человеческого тела.
Это было светское здание – Воспитательный дом во Флоренции. Первым фасадом в стиле Возрождения считается фасад кафедрального собора Пиенцы (1459-1462), приписываемый флорентийскому архитектору Бернардо Гамбарелли (Росселлино) или Альберти. Жилые здания эпохи Возрождения часто имели карниз (выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений, мебели. При этом они органично дополняли друг друга. А способи декорац прикраси орнаментом з самого початку були загальними для багатьох кран.
– studia humanitatis), в отличие от studia divina – изучения божественного. Итальянское Возрождение разделяют на 3 этапа: VIII – XIV века – Предвозрождение (Проторенессанс или Треченто -с ит. ) XV век – раннее Возрождение (Кватроченто) конец XV – начало XVI века – Высокий Ренессанс.
Вокруг двора располагались домики-кельи монахов с индивидуальными садиками. Одетый в античные доспехи, сидит Гаттемелата (это его прозвище, означающее "пятнистая кошка") на могучем коне в спокойной, величавой позе. Для интерьеров эпохи Возрождения характерно (по примеру Древнего Рима) стремление как бы увеличить реальное пространство помещений с помощью фресковых росписей, станковых картин или даже скульптуры. В каждой стране Европы были собственные черты и особенности строительства.
7). Нижние планки выполняются в виде опор, а верхние – в виде локотников. Здесь пространственная и тектоническая структура церкви, четко выраженная в интерьере с помощью большого ордера на пьедесталах в нефе и малого ордера — в капеллах, органически связана с композицией фасада. Во Флоренции вспыхнуло народное восстание и Медичи были свергнуты.
Сундук начал утрачивать характер простого ящика. для облицювання цегли використовували штукатурку, мармур, камнь. курульные кресла. В центре высится могучая обнажённая фигура Христа, вершащего Суд. У перод Ренесансу фасади будинкв облагораживались скульптурними композицями.
Подробную теоретическую разработку принципов перспективы дал Альберти в «Трактате о живописи». Важно подчеркнуть, что именно в эту эпоху, впервые в истории, мир машин и механизмов занял определенное место в кругу художественных проблем. Но тем сильнее ощущается, что перед нами чисто ренессансный образ. Важным элементом в интерьере залов и комнат является камин. Над росписью свадебных сундуков трудились известные итальянские художники. Развитие получила наука, литература искусство.
Вилла осталась незавершенной: к этому времени закончили строительство только одного крыла П-образной формы. Ее детали очень просты и вместе с тем пластичны лаконичные «кубические» базы ионических колонн подчеркивают серьезность и аскетическую простоту общих форм. Основоположником нового стиля являлся Донато дАнджело Браманте, талантливый архитектор, создавший Собор Святого Петра в Ватикане. 46). Художник долгое время творил, находясь во Флоренции.
Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них – элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившего вектор развития архитектуры Ренессанса дворцы Риккарди, построенные Микелоццо-Микелоцци, дворцы Строци Бенедетто да-Майяно и С. Кронака, дворцы Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), дворцы Руччеллаи Леона Баттиста Альберти. Эстетика Возрождения обратила взор человека к природе. Створював Донателло портрети конкретних осб (портрет Нкколо Удсано, наприклад).
Давид увенчан лавровым венком победителя. Трактуя сложную структуру церкви с «базиликальным» разрезом как два совмещенных объема, Палладио выразил их на фасаде своеобразным сочетанием композиционных схем двух античных храмов: узкий и высокий портик четырехколонного храма (соответствующий центральному нефу), как бы «наложен» на более низкий и широкий портик, включающий габариты боковых нефов. Отличительный признак эпохи Возрождения в том, что культура во всех своих ипостасях носила светский характер, при этом в ней доминировал антропоцентризм, то есть на первом плане находились человек, его интересы и деятельность как основа существования. Со временем скульптуры эпохи Возрождения стали принимать все более самостоятельные формы.
В Италии на базе античного наследия начинается невиданный до тех пор расцвет искусства. В это время стираются границы между светским и церковным искусством, т. к. По-видимому, около 1270—1277 гг. Дворец дожей в Венеции (Палаццо Дукале) – памятник итальянской готической архитектуры, одна из главных достопримечательностей города. Как правило, свободно скомпонованные (в соответствии с конфигурацией участка) палаццо имели два, а то и три двора и расположенный в глубине участка сад.
Именно в это время формируется истинно национальное французское мебельное искусство. В этих условиях становится понятным, что в центре интенсивной духовной жизни венецианских гуманистов оказались искусства и наука, а эстетическая мысль, в значительной мере связанная с процветавшей здесь музыкой, обратилась к исследованию гармонии, пропорций и других внеисторических «вечных» закономерностей. Города постоянно враждовали между собой, окружали себя укреплениями. Те, кто занимается изучением человеческого, получают в конце XV в. название гуманистов. В центрах мебельного производства Средней Италии (в Риме, Сиене, Болонье) мебельные объекты имели крупную декоративную резьбу.
Оспедале дельи Инноченти отражает основные тенденции наступающей эпохи Ренессанса: изысканный архитектурный проект разработан для светского, а не религиозного здания автор проекта не анонимен, напротив – его имя увековечено. круглые окна в наименее напряженных участках стены по сторонам арок). 58).
В свои религиозные картины художник вводит античные образы. Георгия помещена в старой готической нише. Еще продолжалось и завершалось строительство грандиозных готических соборов, начатых в предшествующие столетия (например, собора в Ульме).
13). У Нмеччин потужний ренесансний вплив поширився завдяки Дюреру. Кровати без балдахина с резными угловатыми столбами, а также без столбов и стоек с двумя спинками в изголовье и ногах. Ведь зодчий руководствовался канонами строгой архитектуры.
У перод розквту Ренесансу в вропейському суспльств спостергався нтерес до античност. Он считается автором «гигантского ордера» – пилястра, который тянется от основания к антаблементу фасада. Другим примером этого стиля в архитектуре является Палаццо дель Те Джулио Романо в Мантуе, с его огромными лоджиями, рустированными стенами, парковыми гротами и обширными фресками. Торжественные здания Мачуки, Вандельвиры и де Силоэ ушли в прошлое. Известна и другая прекрасная скульптура Донателло – статуя воина, полководца Гаттамелата.
Сменив деятельную жизнь предприимчивых купцов, моряков и воинов на неторопливый, полный досуга быт феодала-помещика, любителя искусств и дилетанта — господствующие слои венецианского общества теряли веру, а вместе с тем и интерес к будущему, которое не сулило радужных перспектив. В Италии раннего периода Ренессанса предметы мебели изготавливали из тёмного ореха. Представителем этого периода был Донато Браманте (1444 – 1514), строго следовавший в возведении зданий классическим принципам. Большого совершенства в технике майолики достиг также его племянник Андреа делла Роббиа (1435--1525).
Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. У цей час вдбуваться перемщення центру талйського мистецтва в Рим з Флоренц. Т. 2, М., 1937, стр.
Не менш цнним з точки зору високого мистецтва було також пзнше Вдродження. И именно этот период начинает развиваться архитектура высокого Возрождения. он посетил Францию, где изучал готическую архитектуру и скульптуру. Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти— Базилике ди Сант Андреа в Мантуе. Щонайвищого щабля цей стиль сягнув у доробку Джорджоне й Тцана. Термин «Возрождение» для обозначения соответствующего периода ввёл французский историк Жюль Мишле, однако швейцарский историк Якоб Буркхардт в своей книге «Культура итальянского Возрождения» (нем. Die Kultur der Renaissance in Italien) раскрыл определение полнее, его интерпретация легла в основу современного понимания Итальянского Возрождения.
Первым ее применил Ф. Брунеллески в двух видах Флоренции. Обчислювати тривалсть пероду варто в залежност вд крани. Возрожденческая живопис, хоч надихалася античними деалами краси, бльшою мрою розвивалася самостйно, та до того ж на основ середньовчно католицько конопису.
Рафаель погодився з снуванням точки зупину дал деалзував т форми — майже так, як це вчинив за аналогчно ситуац Фдй, а Мкеланджело вдмовився погодитися з обставинами, як романтики згодом назвали «енергю, що скову», у боротьб з перепонами копичив злсть над у зображуваних фгурах, котр у живописних, скульптурних архтектурних творах достоту залишилися у сфер власних жорстоких напруг. чертозскую мозаику. Рим став чимось на зразок Афн за часв Перкла переживав неймоврний пдйом будвельний бум.
Ранний период. Благодаря этой ориентации весь комплекс Сан Джорджо, включающий большую церковь с классически уравновешенным, хорошо читающимся издали фасадом и поднятым на барабане куполом, живописную группу монастырских построек (подчеркивающих размеры церкви) и кампанилу, превосходно замыкает венецианскую лагуну, превращая ее в один из самых прославленных городских пейзажей мира. 47).
Купола опирают на 4 массивных столба. Самым известным представителем этого периода был Донато Браманте (1444-1514), следовавший в возведении зданий классическим принципам. Его последователями были Бальдассаре Перуцци, Рафаэль Санти, Антонио да Сангалло. В шкафах этого времени, как уже выше отмечалось, в большом количестве применяют архитектурные шаблоны: пилястры, карнизы, фронтоны, консоли, профили и др. Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи. 1245—ок. Початок таких зображень поклав талйський скульптор Влджельмо, який, створюючи рельфи для собору в Моден, значно поглибив зображення скульптурно групи на стн,, таким чином, виникло самостйний твр мистецтва, повязане з стною тльки опосередковано.
По сторонам от Мадонны – Иоанн Креститель и Мария Магдалина. Использовав двери Флорентийского собора как естественную раму, Брунеллески поставил перед ними проекцию баптистерия (здания крещальни, расположенной перед собором) и эта проекция на определенном расстоянии совпадала с силуэтом здания. В отличие от простого и поэтического облика «Давида» Донателло статуя Верроккьо отмечена стремлением к своеобразной утонченности и внешней эффектности образа, в чем выразился новый и характерный для конца 15 в. идеал красоты. Такой шкаф служил для хранения деловых бумаг, денег, драгоценностей. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел, за что его во Флоренции и прозвали Цукконе (Тыква).
Еще одно открытие кватроченто — прямая перспектива. Изобретение станка для выработки тонких листов фанеры по своей значимости для развития мебельного производства имело такое же важное значение, как повторное изобретение пилы (начало XIV в. ) для получения уже не рубленных топором, а пиленых досок.
Изображения были почти монохромными, без оттенков. Палаццо Кьерикати (проект 1550 г. ) — другой пример виртуозного мастерства Палладио (рис. Розвиваються совершенно нов напрямки в науц, мистецтв, лтератур, флософ, звичайно, в архтектур. На балюстраде были исполнены мраморные рельефы с изображением евангельских сцен: «Рождество» вместе с «Благовещением», «Поклонение волхвов», «Принесение во храм», «Распятие» и «Страшный суд». Можливо, вн наслдував Мкеланджело, хоча й удався до «квтучо» стилстики Альберт, аби повязати створюваний фасад з внутршнми обмами нави й бчних ввтарв.
Скульптором, якому випало в мистецтв на цл столття вперед розвязати проблеми кругло скульптури, кнного монумента, був Донателло (Донато д Нкколо д Бетто Бард, близько 1386—1466 pp. ). Мебель украшается также инкрустацией из камня и пластинками цветного мрамора. 5). Мадонна сидит на троне, построенном строго по законам перспективы Джотто. В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа.
Так намечалось сближение двух наиболее далеких течений итальянской архитектуры. Расточительность декора доходит здесь до предела (см. Богато декорированные терракотовые обрамления и стрельчатые завершения окон, медальоны и гирлянды, а главное — общая двухъярусная композиция и прорезанный часто поставленными большими сдвоенными окнами второй этаж (вследствие этого уже несколько утерявший свой жилой характер) — придают зданию новый облик, явно отличающийся от флорентийских палаццо. Декор сундуков (ларей), особенно их лицевых граней, делается весьма изысканным со строго симметричным расположением орнаментации из канделябров, тонких веток аканта, с выходящими из них фигурами и головками, массивных венков, висящих на тоненьких ленточках, медальонов и др.
Кроме того, Франциск I приказал построить многочисленные дворцы в центральной Франции – в провинции Иль-де-Франс, в частности, Мадридский замок и Загородный замок Фонтенбло (60 км от Парижа), который вместе с пристройками 1528 – 1540 гг. Джованни Пизано (ок. При строительстве новых зданий, как и прежде, наблюдалась определенная сдержанность и умеренность даже на раннем этапе барокко. Саме про них в контекст тимчасових перодв Ренесансу дал пде мова в статт. Особенно богато декорированы локотники и их стойки.
Движение гигантских толп развертывается, по кругу. На закате своего существования архитектура возрождения стала сложнее и элегантнее. Для Палладио же античные памятники были идеальным воплощением извечных законов зодчества. В конце XV в. возникает ещё один центр мебельного искусства в Болонье, где особую популярность имели столы простой формы, ножки которых выполнялись в виде точёных балясин.
В 1444 г. Брунеллески закончил строительство Воспитательного дома. Донателло представил Давида в облике еще не вполне сложившегося юноши.
Андреа делла Гондола, прозванный Палладио (1508—1580 гг. ), родился в Падуе. Палаццо дель Те (Палаццо Те) – загородная вилла маркиза Федерико II Гонзага в болотистой местности, окружающей Мантую. В 1520 г. Микеланджело получил заказ от папы Климента VII из рода Медичи. Якщо вам треба придумати якесь оточення, то саме у цьому ви побачите подобу божеських ландшафтв, оздоблених горами, рунами, камнням, гаями, розлогими рвнинами, пагорбами та розматими видолинками серед цього ви спостергатимете битви й незвичн ошалл постат. » Засада вз, що упереджувала таких романтикв, як Колрдж, породила тамниче самозаглиблення «Мони Лзи», сюжетв «Анна Маря», «Леда Лебдь», «Св.
Другие мастера стали искать иные пути в своем творчестве. Это была пора, когда вследствие падения международной торговли Венеции ее купцы стремились обзавестись титулами и, покупая земли в материковых владениях республики (так называемая терраферма), вкладывали освобождавшийся капитал в сельское хозяйство.
У кожнй кран вропи були власн риси особливост будвництва. У його «Алегор» ми подибумо райський садок, котрий секуляризовано завдяки зображенню амурчикв бля дерева життя та кентавра поблизу хреста, — ось де починаться перехд до пасторал, яка невдовз опинилася в епцентр венецйського живопису. Расположение колонн и окон передаёт стремление к центру.
Основными материалами оставались кирпич и терракота с редким добавлением мрамора и камня. Начало эпохи Возрождения приходится на первую четверть XIV века. Первым образцом периода можно назвать базилику Сан-Лоренцо во Флоренции, построенную Филиппо Брунеллески (1377 – 1446). Стиль Генриха II, который сохраняется даже в Позднем французском Ренессансе 80-х гг. Налицо смешение и взаимопроникновение светского и религиозного начал во всех видах искусства.
Особых вершин этот стиль достигает в Риме, где великие зодчие сформировали общий подход к строительству сооружений, основанный на использовании архитектурных ордеров. Георгя з зразками грецько високо класики. На фото вище фрагмент фрески в церкв Сан Франческо в Ареццо «сторя цариц Шеви». Фигуры, утратив спокойствие образов Никколо Пизано, словно стремятся вырваться из камня.
Мастера итальянского Возрождения создают прекрасные храмы, театры, дворцы во Флоренции, Венеции, Сиене, Мантуе и других итальянских городах. Единым зальным пространством характеризуются и пристройки к старым храмам — хор церкви св. Коленопреклоненная фигура Христа в молитвенной позе – композиционный центр картины.
При этом Палладио не только подчеркивал условный, переносный смысл привлеченных им ордерных форм, тем самым реалистически указывая на основополагающую конструктивную роль стены (этот прием, широко применявшийся и его предшественниками, получил у мастера лишь дальнейшее развитие), Палладио трактовал саму стену не как аморфную массу кладки, но как организованное по законам ордера тело, с основанием, средней несущей частью и венчанием. В оформлении спален применяют драпировки. Его лучшим произволением архитектуры стал дворец-монастырь Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориал. Во время осады Микеланджело руководил строительством укреплений.
представляет собой наиболее сохранившийся замковый комплекс Раннего Ренессанса во Франции. Когда угасла торговля, экономика страны пришла в упадок. Стволы колонн или пилястр покрываются каннелюрами или резным плоским орнаментом. предположительно архитектором Филиппо Календарио. Это главное здание Венеции было прежде всего резиденцией дожей (выборного главы Венецианской республики).
После ранней смерти живописца остальная часть работы, выполнявшейся по заказу папы Мартина V для церкви Санта-Мария в Риме, была довершена художником Мазолино. В мебели используются такие декоративные элементы: пилястры, карнизы и фронтоны, колонки в виде канделябров, медальоны, королевский герб (саламандра в огне в короне), буква F и цифра 1. Он занимался проектами зданий по предварительному заказу богатых горожан. В храмовом строительстве основным типом остаётся базилика с плоским потолком или с крестовыми сводами, но в элементах— расстановке и отделке колонн и столбов, распределении арок и архитравов, внешнем виде окон и порталов, зодчие ориентируются на греко-римские памятники в стремлении образования обширных, свободных пространств внутри зданий.
(Например, в Чертозе Повийской – монастыре недалеко от Милана). вони зображували його в стил готики: легким безтлесним. Фронтон (от лат.
В конкурсе 1418 г. на возведение купола собора Санта-Мария дель Фьоре выиграл Брунеллески (1377-1446) — архитектор, математик и инженер. Капеллу венчает купол на барабане, здание украшено коринфским портиком с широкой аркой. Обнаженное тельце Младенца кажется удивительно живым. Для второго этажа гробницы Юлия II предназначалась статуя древнееврейского пророка Моисея (1515--1516 гг. ). На рубеж 15-16 столть в вроп виникласовершенно нова архтектурна система – стиль Ренесансу.
Начало новой эпохи в архитектуре связывают с именем Филиппо Брунеллески (1377-1446). Дворовые лоджии в первом этаже обычны не только для жилых, но и для общественных сооружений северной Италии (здания рынков и городских советов), начиная со средневековья. Черты лица воина подчеркивают решительный, твердый характер.
видатн роботи Пвнчного Вдродження створен нмецькими Фландр-голландськими майстрами. По-другому, как известно, этот период – Эпоха Возрождения.
Особенно экспрессивны такие драматические сцены, как «Распятие» и «Избиение младенцев». Переплелись между собой многочисленные фигуры матери, пытаясь спасти своих детей, вступают в схватку с солдатами даже львы, поддерживающие пизанскую кафедру, кажется, рычат от ярости. Со вступлением на папский престол Юлия II (1503) центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, папа привлёк к своему двору лучших художников Италии.
Это был прообраз современного секретера. Характерно, что архитектурно-декоративные элементы внутри помещений мало отличались от тех, что украшали фасады зданий, а само пространство интерьера мало отличалось от внешнего. Немногочисленные здания в чистом стиле Кватроченто выстроены в Риме и его окрестностях в основном по проектам Донато дАнжело Браманте (1444-1514). Иоанн Креститель изображен в своем обычном виде: он бос и держит в руказ крест. Вот таким образом популярной становится почерпнутая у Витрувия идея о подобии здания человеку.
Давид был одним из излюбленных образов эпохи Возрождения. Такой орнамент, а также маскароны (декоративные маски в виде фантастических изображений головы животного или человеческого лица), сфинксы, тритоны, крылатые амуры стали излюбленными декоративными мотивами в мебели того времени.
Глава семьи Лукка делла Роббиа (1399 или 1400-- 1482), современник Брунеллески и Донателло, прославился применением глазурной техники в круглой скульптуре и рельефе, часто сочетая их с архитектурой. Это были более простые церкви, преимущественно зального типа нефы одинаковой высоты при отсутствии трансепта (что характерно именно для данного периода) способствовали слиянию их внутреннего пространства в единое обозримое целое.
Первой работой Браманте стала в 1479 г. реставрация церкви Санта Мария прессо Сан Сатино (Santa Maria presso San Satiro) в Милане.
Теоретики архитектуры также видели связь зодчества с гармонией мироздания. Название стилю дал художник исследователь итальянского искусства, написавший книгу «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев ваятелей и зодчих (1568 г. ) Джордано Вазари.
Как и в ряде могущественных герцогств северной Италии (Феррара, Модена, Реджо и др. ), вкусы и культурные интересы определялись двором, где процветала мода на средневековые турниры, охоты, празднества, на рыцарский роман. Таке облицювання мала декоративно-пластичне значення. Кнець кнцем виробилася чисто секулярна архтектура: Палладо костелв не будував. Для Браманте, как и для Альберти (см. Чертозской мозаикой украшались курульные кресла, маленькие ларцы и даже кассоне.
Напротив, понимая архитектуру во всем ее сложном многообразии и уделяя большое внимание ее практическому назначению и материальной сущности (такое понимание архитектуры, как и высокая оценка античного наследия, несомненно укрепились у Палладио в процессе глубокого изучения не только древних сооружений, но и Витрувия), он и в ордере никогда не забывал исходную тектоническую семантику, определявшую форму отдельных элементов и связывавшую их в целостную систему. Ездил в Верону (1538—1540 гг. ), в Рим (трижды, с 1541 по 1547 г., затем в 1550 и 1554 гг. ) и другие города, где обмерял античные памятники и современные сооружения и выполнил киворий в церкви римской больницы Сан Спирито. Альберти – энциклопедист-теоретик.
Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи. Постройки автора наполнены декоративными элементами и расписным внутренним содержанием. Для облицовки кирпича использовали штукатурку, мрамор, камень. Фасад симметричен относительно вертикальной оси.
Наиболее заметным проявлением ренессансной культуры стал стиль Возрождение в архитектуре. Скрещивающиеся ножки-опоры таких стульев (кресел) имеют плавно изогнутую форму их нижние и верхние выступающие над уровнем сиденья концы соединены поперечными планками.