Иван Петрович Аргунов (1729—1802, Москва)— русский живописец-портретист, находившийся в крепостной зависимости от графов Шереметевых.
Главную роль среди моделей ретроспективных полотен играют родители П. Б. Шереметева и В. А. Шереметевой, урожденной княжны Черкасской. Однако этот предмет напоминает и кисть измазанную черной краской. Селинова раскрыла загадку трех букв «ИПА» изображенных на полотне.
Гроота создал иконы для церкви Екатерининского дворца в Царском Селе. В правой руке он держит предмет, который ошибочно принимали за инструмент скульптора. Являясь своеобразным «придворным» портретистом Шереметевых, Иван Аргунов написал еще одну серию семейных портретов дворян Лазаревых — армян, переселившихся в Россию и много сделавших для распространения просвещения среди армянского народа и приобщения его к русской культуре. — художник, род. Однако этот предмет напоминает и кисть измазанную черной краской.
Талант своих крепостных семьи Аргуновых граф. «Художник изобразил Толстую так, как он ее действительно видел, — и вместе с нею отразил на холсте, словно в тусклом прадедовском зеркале, весь быт далекого века, помещичий старосветский быт Екатерининской России», — писал С. Маковский о портрете. Художник пишет удивительно нежный, мягкий образ калмычки Аннушки. В «Портрете неизвестного художника» («Автопортрете». ) и «Портрете неизвестной» (жены художника. ) (оба — в ГРМ) и, особенно, в портретах Хрипуновых (1757 Останкино) Иван Аргунов, по существу, выступает создателем нового для русской живописи типа изображения — интимного портрета. Подобным же обаянием отличается и «Портрет неизвестной» (1760 ГЭ).
Все четыре портрета раньше находились в парадной «наугольной» зале Фонтанного дома Шереметевых в Петербурге, а с 1778 года, судя по архивным описям, — в парадной столовой дворца в Кускове, где висят и по сегодняшний день. Ведь XVIII век – это, так называемый, Галантный век (Ftes galantes): расцвет абсолютизма, могущество официальных фаворитов и фавориток, культ наслаждений, развитие изящных искусств индустрии моды и развлечений. Она была любимой воспитанницей жены Шереметева, Варвары Алексеевны. Именно здесь прошла большая часть жизни Аргунова.
Он долгие годы ведал принадлежавшим князю Черкасскому, а затем графу П. Б. Наряду с должностью управляющего домом, он занимался обучением трех своих сыновей, в будущем великолепного архитектора Павла Ивановича и двух талантливых художников Николая и Якова Аргуновых, один из которых стал продолжателем портретного искусства, но в основном графики. Был управителем домов (фактически дворцов) П. Б.
Большое место среди работ Ивана Аргунова 1760-х годов занимают парадные заказные портреты. В 1760-е годы Аргунов создает галерею портретов членов семьи Шереметевых. За плохую или не понравившуюся барину работу плетьми били, в подвалы бросали. Получила превосходное воспитание и образование. Шереметева, хотя был доверенным лицом своего «хозяина», профессионально управляя громадными владениями Шереметевых.
Мода тех лет требовала непременного участия живописца в убранстве дома. Первой пробой пера для портретиста послужил конный портрет Б. П. Шереметева (1753 Кусково). Рядом с человеком лежат карандаш, «медное рисовальное перо» -- рейсфедер -- и два циркуля. Стены и потолки парадных комнат затягивались холстом и расписывались краской на клею.
Это один из самых проникновенных индивидуализированных портретов художника. Рядом с человеком лежат карандаш, «медное рисовальное перо» – рейсфедер – и два циркуля. Но совсем недавно искусствовед Т. А. Не только графы-благодетели отмечали таланты Аргунова, но и императрицы.
Портреты работы Аргунова есть также в Третьяковской галерее в Москве. Без сомнения, самыми ответственными заказами были изображения владельцев художника. «Портрет калмычки Аннушки» (хранится в музее-усадьбе Кусково) приоткрывает перед нами любопытную страницу придворного быта середины восемнадцатого века. Черкасского. Именно здесь прошла большая часть жизни Аргунова.
Аргунов — выдающийся русский художник второй половины XVIII столетия. А другая императрица Екатерина II, увидев свой портрет, написанный Иваном Петровичем «наизусть», была приятно удивлена, говорила, что «в работе и идея хороша, также и в лице сходство есть», а потом пожелала крепостному живописцу позировать. В 1766 году написан портрет дочери Шереметева Варвары Петровны.
Селинова выполнила новую атрибуцию (атрибуция -- определение принадлежности неподписанного произведения какому-либо автору, школе, стране, времени) «Портрета неизвестного скульптора», который хранится в Государственном Русском музее. Шереметева невеста наставника великого князя графа Н. И. Расцвет творчества Ивана Петровича пришелся на середину 18 века. Шереметьев использовал для управления своими имениями и дворцами. Скоропадского. Ее обширный репертуар включал не только западноевропейские оперы, но и русские произведения: Анюта в «Несчастье от кареты» Я. Б. Княжнина, Пересуда в «Отъезде псовой охоты из Кускова» и Лиза в «Перевозчике Кусковском» В. П. Колычева и другие.
Можно добавить, что молодой граф П. Б. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть. Особенно хорош портрет княгини. Мода на калмычат была большой.
В парадный по характеру портрет он вводит бытовое действо изображая свою модель за прозаическим занятием – вязанием. Шереметева, гр. Художник Аргунов Иван Петрович проявил себя еще и как талантливый педагог.
Всю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. И так было не только в XVIII веке, но и в первой половине XIX. Нельзя утверждать, что первыми учителями Ивана Аргунова были его двоюродные братья, Ф. С. Троюродная сестра императора Петра II.
Его сын Федор впоследствии стал выдающимся архитектором, а племянник – художником. Воспитывался в Петербурге, в семье своего дяди, служившего дворецким у князей Черкасских, а впоследствии у Шереметьевых в «Милионном доме», получившем свое название благодаря одноименной улице, на которой он располагался. Иван Аргунов является одним из родоначальников парадного портретного искусства в России. И так было не только в XVIII веке, но и в первой половине XIX. В залах рисовалась иногда охота иногда резвящиеся амуры, в гостиной -- ландшафты.
Она была любимой воспитанницей жены Шереметева, Варвары Алексеевны. Девочка держит развёрнутую на зрителя гравюру с изображением её недавно скончавшейся хозяйки Варвары Алексеевны. А ведь уже в 1750-е гг. Чем больше вглядываешься в произведения художника, тем сильнее желание увидеть его самого.
Он долгие годы ведал принадлежавшим князю Черкасскому, а затем графу П. Б.
Одна из таких работ – картина под названием «Умирающая Клеопатра», написанная художником Иваном Аргуновым в стиле классического рококо в 1750 году. Они расположены так, что образуют монограмму из букв «ИПА». Эти портреты изображают людей Петровской эпохи.
Впоследствии был назначен членом крепостной коллегии в доме графа Шереметьева. Панина. И все же, несмотря на условности, Аргунов вводит зрителя в неведомый тогда для многих мир простых людей.
Сегодня ты музыкант или художник, а завтра угождай барину уже в качестве истопника или форейтора. и Ф. Л.
В его мастерской еще в 1753–1758 годах обучались трое «спавших с голоса» певцов придворной певческой капеллы: А. П. Лосенко, К. И. Головачевский и И. С. Саблуков, ставшие впоследствии преподавателями Академии. Всю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Мода тех лет требовала непременного участия живописца в убранстве дома. Несколькими годами ранее Аргунов, сам того не ведая, создает новое направление в российской живописи под названием «интимный портрет».
Одним из наиболее талантливых среди них был Аргунов -- «служитель» графа П. Б. Кроме того, остатки подписи открывают имя второго исполнителя портрета — Иванова (что является единственным известным нам случаем в изучении наследия Ивана Аргунова), а особенности моделировки лица персонажа убеждают в том, что это копия с оригинала П. Ротари.
Даже и хорошего живописца, получившего имя и известность, не отличал барин от прочих слуг. За плохую или не понравившуюся барину работу плетьми били, в подвалы бросали. Оказывается, в XVIII веке художники делали кисти сами и черенок мог быть каким угодно, главное – удобным, по руке.
Но совсем недавно искусствовед Т. А. Портрет происходит из собрания А. Н. Струговщикова (1808–1878) известного поэта и переводчика пушкинской поры. Аргунов И. П. – русский художник – портретист, один из родоначальников камерного портрета в России.
Шереметеву «Миллионным домом». В результате свадьбы наследников двух богатейший семейств образовалось знаменитое «шереметьевское состояние» – крупнейшее состояние в России, где одних только крепостных насчитывалось 140 000 душ. А ведь выучки, как правило, не было никакой, писали «по образцам». Ряд подобных произведений опубликован в каталоге выставки впервые: портреты Петра I и Екатерины I (Национальная галерея Армении) императрицы Екатерины II (Национальный музей в Варшаве), М. С. Шереметева (ГЭ), неизвестной (Львовская картинная галерея). Они расположены так, что образуют монограмму из букв «ИПА».
Был управителем домов (фактически дворцов) П. Б. А другая императрица Екатерина II, увидев свой портрет, написанный Иваном Петровичем «наизусть», была приятно удивлена, говорила, что «в работе и идея хороша, также и в лице сходство есть», а потом пожелала крепостному живописцу позировать. Как крепостной художник князя Черкасского, Иван Аргунов поступил в ученики к Георгу Христофору Гроту (Georg Christoph Grooth) – живописцу Высочайшего двора, писавшему портреты особ императорской фамилии и русской знати.
Складывается впечатление, что в этом образе собраны все самые лучшие и светлые черты тех людей, которых можно было наблюдать во всех его предыдущих работах. Это один из самых проникновенных индивидуализированных портретов художника.
Шереметеву «Миллионным домом». Это, безусловно, стимулировало расцвет портретной живописи в русском искусстве XVIII века. Это, безусловно, стимулировало расцвет портретной живописи в русском искусстве XVIII века. Чем больше вглядываешься в произведения художника, тем сильнее желание увидеть его самого. А ведь выучки, как правило, не было никакой, писали «по образцам».
Художник АргуновИван Петрович родился в 1729 году в крепостной семье. Но почему черенок кисти изогнут. Она часто выступала в спектаклях вместе с Прасковьей Ковалевой-Жемчуговой. Позднее, в 1760-е годы, Иван Аргунов исполнил целую серию из четырех портретов с изображением фельдмаршала Б. П. Шереметева и графини А. П. Шереметевой (1768), а также князя А. М. Черкасского и княгини М. Ю. Черкасской (оба — 1760-е). В XVIII веке «варварская» Россия продолжала регулярно мыться в бане, рожать здоровых детей в законном браке, а также догонять и перегонять Европу в области науки и искусства.
Окончательно же искусствоведы убедились в том, что перед ними автопортрет Аргунова, когда Т. А. Этим портретам присущи небольшой размер, поясное изображение, скромная гамма тонов. По приказанию Императрицы Елисаветы Петровны, обучил живописи четырех бывших придворных певчих, которые затем были приняты во вновь учрежденную Академию Художеств, по представленным от Аргунова их работам (3-го января 1759 г. ). Видимо, следствием этой неровности наследия Ивана Аргунова можно объяснить стремление многих авторов приписать ему абсолютно различные по манере произведения: от добротных, западноевропейского уровня работ до слабых, граничащих с русским примитивом.
Оба супруга изображены едва оторвавшимися от чтения, взгляд (внимательный, добрый Хрипуновой и испытывающий, умный её мужа) направлен на зрителя. Портрет графини Толстой (. ) (1768 Киевский музей русского искусства) интересен тем, что наряду с портретами Хрипуновых, портретом графини А. П. Шереметевой-младшей с челноком в руках (вторая половина 1760-х Кусково) утверждает тему самоценности частной человеческой жизни. А в 1785 году постаревший Иван Петрович создает одно из своих выдающихся и гениальных произведений, объединившее в себе пленительный и чистый образ молодой крестьянки, картину под названием «Портрет неизвестной в русском костюме». Стены и потолки парадных комнат затягивались холстом и расписывались краской на клею.
Этот вывод очень важен для правильного представления об эволюции русской портретной живописи середины ХVIII века. Уже в ранних произведениях 1750-х годов («Портрет графа П. Б. Шереметева с собакой», 1753 ГЭ) ощущается грамотное владение довольно обширным арсеналом средств европейского искусства. после 1797 г. Был крепостным графа П. В. Шереметева и учеником живописца Г. И. Грота. После долгого изучения этот портрет стали считать автопортретом Ивана Аргунова. «Портрет неизвестного в красном кафтане» (Новгородский государственный объединенный музей-заповедник), первоначально считавшийся работой Ивана Аргунова 1760-х годов, пройдя экспертизу в ГТГ, получил не только подтверждение авторства художника, но и новую дату, обнаруженную в авторской подписи, ранее не прочитанной, — 1779. Даже и хорошего живописца, получившего имя и известность, не отличал барин от прочих слуг.
В Кускове (шереметевское имение под Москвой) находятся написанные Аргуновым портреты: гр. До сих пор аргуновскими работами считались портреты Л. Н. Лазарева и его жены А. А. Лазаревой (оба в Останкине), а также авторское повторение женского портрета, портреты М. Л. Лазарева, А. Л. Сумбатовой (А. В. Лазаревой. ) и И. Г. Сумбатова (все четыре — в Национальной картинной галерее Армении в Ереване). Был управителем домов (фактически дворцов) П. Б.
Он рисовал императриц Елизавету Петровну и Екатерину II. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве. Анны Петровны и кн. Аргунов, помимо живописного имел и педагогический талант. В годы становления великолепных архитектурных сооружений, развития скульптуры и живописи. В залах рисовалась иногда охота иногда резвящиеся амуры, в гостиной – ландшафты.
К позднему периоду творчества Ивана Аргунова относится одно из самых поэтичных и совершенных созданий художника — «Портрет неизвестной в русском костюме» (1784 ГТГ). В них, по меткому замечанию О. С. Евангуловой и А. А. Карева, «ставший уже достоянием истории образ как бы оттиснут в красках, словно изображением на памятной медали». авторитет Аргунова был столь велик, что именно к нему в мастерскую направляются учениками «спавшие с голоса» певчие придворной капеллыА. П. Лосенко, К. И. Головачевский и И. С. Саблуков, будущие академики живописи. Но разве мало мы могли бы рассказать о женщине, которая смотрит на нас спокойно и строго. Всю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности.
Хозяин дома похвалялся тем, что «оно, правда, не очень хорошо писано, да писали свои крепостные художники». Не только графы-благодетели отмечали таланты Аргунова, но и императрицы.
В правой руке он держит предмет, который ошибочно принимали за инструмент скульптора. Но почему черенок кисти изогнут. В качестве приданого князь Черкасский дал дочери 70 000 душ, в числе которых была и вся талантливая семья крепостных Аргуновых (дядя Иван Аргулнв был талантливым крепостным скульптором). С конца 1780-х годов Иван Аргунов практически отошел от художественной деятельности. Его сын Федор впоследствии стал выдающимся архитектором, а племянник – художником.
П. Б. Таким образом, задуманный как парадное изображение, портрет приобретает бытовые черты. Дворянство, освобожденное указом «О вольности дворянской» от обязательной службы, ретиво занялось устроением приобретенных и наследственных своих поместий. Селинова выполнила новую атрибуцию (атрибуция – определение принадлежности неподписанного произведения какому-либо автору, школе, стране, времени) «Портрета неизвестного скульптора», который хранится в Государственном Русском музее. Последние известные произведения Аргунова датируются второй половиной 1780-х. Смотришь теперь эти безымянные в большинстве случаев полотна и удивляешься мастерской работе. авторитет Аргунова был столь велик, что именно к нему в мастерскую направляются учениками «спавшие с голоса» певчие придворной капеллы А. П. Лосенко, К. И. Головачевский и И. С. Саблуков, будущие академики живописи.
После долгого изучения этот портрет стали считать автопортретом Ивана Аргунова. Была любимицей родителей, по воспоминания современников была: «очаровательная женщина имела небольшие черные глаза, смуглое оживленное лицо, маленькие, тонкие, красивые руки, но черты лица были нехороши». Дворянство, освобожденное указом «О вольности дворянской» от обязательной службы, ретиво занялось устроением приобретенных и наследственных своих поместий.
Подобная практика существовала гораздо раньше и также в среде крепостных мастеров (П. Г. Красовский был крепостным живописцем князей Черкасских, позднее, вероятно, — графов Шереметевых). Аргуновы, воспитанники Андрея Матвеева в Канцелярии от строений. Талантливый ученик придворного мастера императорского двора – Георга Христофора Гроота. Портреты графа П. Б. Шереметева (1760) и графини В. А. Шереметевой (1760-е оба — в Останкине) демонстрируют несколько иной подход в трактовке портретируемых, чем портреты Хрипуновых, отличаясь известной репрезентативностью. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть.
Под руководством своего учителя Г. -Х. В русле рокайльной живописи решена и единственная историческая картина Иван Аргунова «Умирающая Клеопатра» (1750 ГТГ), в которой трагический сюжет претворен в легкое и изящное произведение. Долгое время считалось, что изображений Ивана Петровича Аргунова не сохранилось. С полотна смотрит еще молодой, полный сил, никак не несчастный человек в коротком напудренном парике и живописной одежде. Художник одним из первых в русском искусстве обратился к типу «жанрового» портрета, представляя модель «за занятием» или в окружении атрибутов профессионального труда (портреты четы Хрипуновых (1757), калмычки Аннушки (1767), «Автопортрет» (1760-е) исторического портрета (изображения Б. П. и А. В. Шереметевых (оба — 1768), Б. П. Шереметева в латах, А. М. и М. Ю. Черкасских (все — 1760-е).
Однако лицо Иоанна Дамаскина трактовано несколько необычно для того времени, в нем проступают реалистические черты. Шереметьев был также крестником гетмана Запорожской Сечи И. И. В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». Селинова раскрыла загадку трех букв «ИПА» изображенных на полотне.
На смену старым версиям исследователей о модели (кормилица или женщина из высшего общества, одетая в народный костюм) появилась новая — о том, что на портрете изображена крепостная певица и актриса театра Шереметевых Анна Изумрудова-Буянова. Изображая человека в органической связи с предметами, характеризующими их интересы и склонности, художник тем самым вовлекает зрителя в интимный мир персонажей. И в то же время он всю жизнь оставался крепостным графа П. Б. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве.
Впрочем, не только о талантливости крепостных мастеров думаем мы, глядя на их полотна, но и о трагедиях, которые скрывают они. Неожиданное и своеобразное решение дает художник в портрете Толстой (1768). Это крепостная крестьянка, по-видимому, жившая в барском доме в качестве кормилицы. По-разному складывались у них судьбы, различны были их таланты.
Портреты Е. П. Стрешневой (1760 ГИМ), графа Николая Шереметева в детстве (рубежа 1750–1760-х и 1765) и калмычки Аннушки, воспитанницы Шереметевых (1767 все три — в Кускове) созданы художником с особой искренностью и теплотой. в 1727 г., ум. По приказанию императрицы Елизаветы Петровны, к нему были отданы «в ученье художеству» придворные певчие, потерявшие голоса: А. П. Лосенко (бывший потом профессором и директором Академии художеств), К. И. Головачевский (инспектор Воспитательного училища Академии), И. С. Саблучок (Саблуков, Иван Семёнович. ) (академик).
Может вот таким образом галантные французы до сих пор не могут понять загадочную русскую душу. Особенно хорош портрет княгини. Хозяин дома похвалялся тем, что «оно, правда, не очень хорошо писано, да писали свои крепостные художники». «Портрет фельдмаршала Б. П. Шереметева в латах», долгое время считавшийся работой Ивана Аргунова 1760-х годов, уже несколько лет назад атрибутирован кисти П. Г. Красовского и датирован 1748 годом.
А. М. Черкасского, а в Останкине (тоже под Москвой) — портрет Императора Павла в рост. Одним из таких произведений является великолепный портрет Петра Шереметьева с собакой, написанный в 1753 году. Графиня Анна Петровна Шереметева – фрейлина, дочь П. Б.
В ранних произведениях, созданных под влиянием Гроота (портреты И. И. и Е. И. Лобановых-Ростовских (1750 и 1754), еще чувствуется некоторая застылость и скованность поз, присущие искусству парсуны. Шереметева. А ведь уже в 1750-е гг. На сегодняшний день из этих образов сохранились три композиции: «Иоанн Дамаскин» (1749), «Спаситель» и «Богоматерь» (оба — 1753. ), отличающиеся декоративностью и игривой легкостью рококо, что проявило себя в вытянутости пропорций, манерности жестов, грациозности фигур. Шереметева. Значение Ивана Аргунова не ограничивается только его практикой в качестве портретиста.
В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». Его мастерскую проходили будущие академики живописи.
Одним из наиболее талантливых среди них был Аргунов – «служитель» графа П. Б. Долгое время считалось, что изображений Ивана Петровича Аргунова не сохранилось. авторитет Аргунова был столь велик, что именно к нему в мастерскую направляются учениками «спавшие с голоса» певчие придворной капеллы А. П. Лосенко, К. И. Головачевский и И. С. Саблуков, будущие академики живописи. Портреты отличает также декоративная красочность идущая от народного искусства.
Его картинная галерея портретов в усадьбе Кусково считалась лучшей в России XVIII века.