Картины Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo) всегда производили и производят неизгладимое впечатление. Giuseppe Arcimboldo 1526 или 1527, Милан – 11 июля 1593, там же) – итальянский живописец, декоратор, обычно причисляемый к представителям маньеризма. Джузеппе Арчимбольдо (итал. Giuseppe Arcimboldo 1526 или 1527, Милан — 11 июля 1593, там же) — итальянский живописец, декоратор, обычно причисляемый к представителям маньеризма. Экстравагантным художником Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo) были написаны работы, которые смело можно рассматривать в ряду оптических иллюзий.
Джузеппе Арчимбольдо (итал. Giuseppe Arcimboldo 1526 или 1527, Милан — 11 июля 1593, там же) — итальянский живописец, декоратор, обычно причисляемый к представителям маньеризма.
Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». Вероятно именно знакомство с наследием Леонардо пробудило фантазию Арчимбольдо. Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века25. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции».
Тот факт, что картины Арчимбольдо несколько столетий «скрывались» в частных собраниях, стал причиной того, что искусство его до середины 20-х годов прошлого столетия было практически неизвестно широкой публике. Постепенно, начиная с чистого белого и добавляя все больше черной краски, Арчимбольдо удавалось передать октаву из двенадцати полутонов с помощью цветов в диапазоне от «низкого» белого до «высокого» черного. Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо».
Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). Крупнейшая энциклопедическая выставка наследия Арчимбольдо, на которой было представлено около 150 его работ, включая графику, была проведена в Вене в 2008 году. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей). Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44.
По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны28. Вертумн был богом превращений, метаморфозом природного изобилия. Современники причисляли его, как и Содому, к маньеристам. Уже после смерти Рудольфа гениальный астроном Иоганн Кеплер, один из виднейших деятелей Пражской школы, в своей работе «Рудольфовы таблицы», подводящей итоги многолетним астрономическим исследованиям, ставил Рудольфа в один ряд с Юлием Цезарем и Альфонсо Мудрым, которые всегда сознавали высокую роль всеобщего просвещения и значение индивидуального образования, постоянно содействовали развитию науки, объединяли вокруг себя знаменитых ученых и художников.
Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит ХХ веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана11. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Во всяком случае, поздние его полотна представляли что-то новое, абсолютно незнакомое. Атмосфера города, который называли столицей магии и меланхолии обстановка при дворе замкнутого и нервозного Рудольфа II, окна замка которого были заделаны серебряными коробами и покрыты чёрным бархатом королевская коллекция редкостей (страусиных яиц, бивней слона, заморских фруктов, статуэток) стали источниками причудливой и неповторимой живописной манеры Арчимбольдо.
В 1570 Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет — смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. Что это такое.
Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». И это есть принципы и начало всех тел их свойств и их чудесных действий. При нём, кроме всего, он изобретал гидравлические машины.
Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. Умер Арчимбольди в Милане 11 июля 1593, в 66 лет. В начале 1550-х гг.
С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). Император продолжал выказывать художнику своё благоволение: в 1580 году пожаловал Арчимбольдо и его сыну Бенедетто дворянство с правом иметь собственный герб.
В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt). Арчимбольдо — автор семнадцати станковых полотен.
Команини превосходно уловил поэзию «Флоры», соотнесенность отдельного с целым и проявление целого в отдельном. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Ключ к реконструкции мировоззрения Арчимбольдо виделся им в символике придворных торжеств, режиссируемых художником и в его аллегорических сериях. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста.
Здесь такой цвет, каким бывают цветы и травы на утренней заре. Публиковались и другие работы. Арчимбольдо в эти годы написал второй вариант «Времён года» (1573), посвятил императору красный кожаный фолиант, содержавший 150 рисунков ручкой и чернилами (1585) Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже160— анфас. Второй вариант этой серии датируется 1573 г. и приобретен Лувром в 1964 г. Цикл «Стихии» относится к 1566–1571 гг.
Второй вариант был написан уже при Рудольфе. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее20. Интерес к нему вспыхнул после выхода в свет монографии искусствоведа К. Касати в 1885 году.
Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде»5253.
Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. В 1591 написаны, вероятно, наиболее известные из его картин — «Флора» (1591) и «Вертемнус» (1590—1591), которые он послал в Прагу. По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны.
В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному». Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. Еще современники сравнивали его с Фаустом и Просперо, героем последней пьесы В. Шекспира «Буря». Поперек скалы вздымается мост, под ним — поднятая решетка, дающая дорогу потоку воды.
У того же Мориджиа упоминается, что прапрадед Джузеппе — Гвидо Антонио Арчимбольдо — овдовев, стал в 1489 году, унаследовав сан от покойного брата Джованни. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников – Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»). Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста.
Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году). Арчимбольдо в эти годы написал второй вариант «Времён года» (1573), посвятил императору красный кожаный фолиант, содержавший 150 рисунков ручкой и чернилами (1585). Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13. Образ этот зашифрован, каждая его деталь связана с необычной личностью Рудольфа. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»).
Кроме того, в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. В третьем акте рыцари выходили за барьер и атаковали друг друга самым разнообразным оружием. Арчимбольдо в эти годы пишет второй вариант «Времён года» (1573), посвящает императору красный кожаный фолиант, содержащий 150 рисунков ручкой и чернилами (1585).
Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243.
(Музей Изобразительного искусства, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь», 1566г. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). Аллегории сезонов: «Лето» и «Зима», 1563г. В 1592 году император присвоил художнику почётный придворный титул пфальцграфа — в Священной Римской империи XVI века этой чести удостоились всего три художника: Содома, Тициан и Арчимбольдо29.
С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства. В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет160— смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II.
Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание4. Ярко сверкают растения на темном фоне, который символизирует ночь. Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке. Ещё в 1570 году император Максимилиан отрядил Арчимбольдо в Прагу — ко двору своего наследника Рудольфа, с которым у художника сложились и хорошие личные отношения.
По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). Критики отмечают сходство картин Арчимбольдо с картинами Сальвадора Дали и Макса Эрнста. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). Так, например, «Весна» Арчибальдо часто включается в энциклопедии живописи даже для самых маленьких.
Рисунок в Луврском музее— «Повар»— составлен из кухонных элементов. Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. Флора Произведения Арчимбольдо восхищали своей оригинальностью современников. Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо14.
8230 Энциклопедический словарь — Арчимбольдо, Джузеппе Джузеппе Арчимбольдо (итал. В 1575—1576 годах ему было пожаловано 65 гульденов и 75 талеров за живописные работы для покоев императора и для двора саксонского курфюрста. и «Вода», в Венском музее Изобразительного искусства. С появлением сюрреализма его апологеты и теоретики обратили внимание на формальные эксперименты Арчимбольдо и в первой половине XX века ему наследию было посвящено много статей. Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже — анфас.
Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». В настоящее время Арчимбольдо считается классиком маньеризма. Его трансформации стали источником вдохновения и предметом подражания для Сальвадора Дали Арчимбольдо создавал также ирреально-гротескные антропоморфные пейзажи, с холмами и скалами в виде голов и т. п., но их труднее отделить от работ подражателей-«арчимбольдистов», которых на рубеже 16-17 вв. При дворе РудольфаII, как и во всей Европе, была особенно популярна магическая теория знаменитого немецкого ученого Агриппы Неттесгеймского (1486–1535), построенная на той мысли, что как высшее влияет на низшее, так и обратно — всё низшее влияет на высшее, только в меньшей степени.
Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля».
Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов – огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде».
По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены. Джузеппе Арчимбольдо родился в 1527 году в Милане. Честно говоря, первая проба смотрится как-то по кошернее, вот таким образом выложил именно ее. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt). Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. Фактически он стал «артистическим директором» императора Максимилиана II.
Эти идеи характерны и для последней картины Арчимбольдо «Вертумн», которую друзья художника Джованни Ломаццо и Грегорио Команини называют «Портретом РудольфаII». Его интересуют сублимация реальности, выведение необычного из банальности. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Эти работы еще больше похожи на каких-то индейских духов или очень сложные тотемы.
Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. В нем отсутствует гармония между духовной и телесной природой человека. Дата рождения художника неизвестна. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо.
Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. С восхищением писали современники и о его рисунках, подаренных Рудольфу II (тетрадь со 150 рисунками хранится во Флоренции в галерее Уффици) и об оригинальной формы лютне, придуманной Арчимбольдо для Кунсткамеры Рудольфа II. Обратимся теперь непосредственно к «Временам года». В «Огне» художник надевает на шею персонажа цепь ордена Золотого руна, украшенную кремнями (намек на рыцарский орден, основанный Габсбургами. Арчимбольдо стал настоящим символом этого искусства и этогодвора.
Главная тема его картин – игра с образами и формами. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44. С появлением сюрреализма его апологеты и теоретики обратили внимание на формальные эксперименты Арчимбольдо и в первой половине XX века ему наследию было посвящено много статей. В «Воздухе» орел и павлин являются символами империи и Австрийского императорского дома. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году.
Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана. проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Арчимбольдо был художником, наделенным неисчерпаемой фантазией. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами. При поддержке Максимилиана он исполнил первый вариант серии «Времена года», который был представлен императору в день Нового года (1569).
В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет— смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II. Природа и человек сливаются воедино. «Арчимбольдески» уже в XVII в. наводнили Италию, Францию, Голландию и другие страны Европы. Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. Позже эти собрания стали основой знаменитого музея-кунсткамеры РудольфаII.
Ряд искусствоведов также утверждают, что стиль миланских работ Арчимбольдо отражает влияние Гауденцио Феррари10. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18. Короче, разносторонний художник. Арчимбольдо творит фантастику из повседневности: в сумме нечто иное, чем обычное сложение частей (Социолог Ролан Бартес). Он создает фантастический мир, не поддающийся классификации, черпая с подросткового возраста идеи в набросках живописных голов Леонардо да Винчи. Арчимбольдо начал работать самостоятельно (отец к этому времени умер). Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15. Его биограф сообщает, что отец Рудольфа II МаксимилианII высоко ценил Арчимбольдо и не только прислушивался к его суждениям, но и «подстраивался» под его вкус.
За «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна» художник был пожалован почётным титулом пфальцграфа. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха. Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо».
Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит ХХ веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Так, здесь мы находим четыре вида пламени, о которых говорит Агриппа. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. Картины Арчимбольдо пользовались столь большим успехом у современников, что породили целые вереницы подражателей именуемых «арчимбольдесками».
Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. Гейгер и А. Вентури) указывали, что Арчимбольдо мог быть связан как с гротескной традицией немецкой готики — по пути в Вену он вполне мог посетить Аугсбург и Мюнхен, так и с наследием Леонардо да Винчи, которое он точно изучал в Милане21. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года».
Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо. В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14. Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения.
На автопортрете (в одной из французских монографий воспроизведен его черно-белый вариант) лицо философа, мыслителя, человека громадного интеллекта. О них упоминали в Трактате об искусстве живописи Джованни Паоло Ломаццо (1584) и Грегорио Команини (1591) в издании Фиджино или О цели живописи. Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. Судя по документам из Альманаха Высочайшей императорской династии, Арчимбольдо был связан с венским двором до самой кончины императора Максимилиана в 1576 году. Цвет здесь «знойный», насыщенный, «летний».
Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». Среди его друзей были: будущий биограф – инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» – основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини – профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие.
Его произведения написаны с блестящим колористическим мастерством и вниманием к мельчайшим деталям в строении растений. Публиковались и другие работы20. Все увлечены разнообразием живых форм. Кауфман вообще скептически относился к атрибуции работ Арчимбольдо и признавал несомненными оригиналами только четыре картины, а именно те, на которых имелась подпись художника. Наконец, в «Воде» аллюзия на империю скрыта в коралловой ветви, напоминающей корону, в драгоценных камнях серег и в жемчужном ожерелье. Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие.
Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана. Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года27. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной.
На воинственное начало указывают и пушки. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18. Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. К примеру, для создания Библиотекаря (The Librarian) он использовал все те предметы, которые символизировали книжную культуру того времени, включая занавески, разделявшие отдельные кабинеты в библиотеке.
Имеются еще три картины-перевертыша, цикл «Четыре элемента», «Сезоны» и сохранившиеся в самом большом количестве во всем наследии Арчимбольдо Джузеппе картины «Времена года», причем все сезоны нарисованы в нескольких вариантах. Но дело в том, что случайных предметов на полотнах нет. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. Он начал создавать «композитные головы» – причудливые портреты аллегории, составленные из овощей, фруктов, злаков.
Многие искусствоведы по сей день бьются над вопросом, как время зарождения барокко могло создать такого своеобразного художника, тем не менее удачно вписавшегося в господствовавший тогда стиль «маньеризм». Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце.
Портрет библиотекаря состоит только из вещей имеющихся в читальном зале. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде». Полотно входит в цикл «Профессии». Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Известно, что существовал (ныне его местонахождение неизвестно) автопортрет Арчимбольдо, написанный маслом в 1570 году, — единственный, если не считать рисунка пером, хранящегося в Национальной галерее Праги.
Дата рождения художника неизвестна. Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины. Лучшая, может быть, работа Арчимбодьдо — его портрет Рудольфа. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника6.
Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей). Творческое наследие Арчимбольдо плохо идентифицировано, особенно это касается ранних его работ и картин в традиционном стиле. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник.
Его портрет Весна (The Spring) был полностью скомпонован из различных весенних цветов и растений. Однако он заявил, что в некоторых витражах можно рассмотреть элементы будущего стиля arcimboldesque. Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо.
Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»)14. Арчимбольдо, Джузеппе Википедия — Арчимбольди (arcimboldo) Джузеппе (ок. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо.
Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей)9. Загадочна не только живопись, но и личность Арчимбольдо и его жизнь. Как правило, маньеризм свидетельствовал о тесной связи между человеком и природой. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди.
Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана. Арчимбольдо был очень популярен при жизни, чем объясняется множество подделок под его стиль. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. Для императора написал нимфу Флору и портрет императора.
Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца».
Активно участвовал в придворной жизни Европы в роли портретиста и декоратора празднеств (Вена, Париж и Прага при дворе короля Рудольфа II). Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи.
Картины Джузеппе Арчибальдо остаются одним из самых загадочных явлений живописи XVI века. Публиковались и другие работы20.
По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»). На воинственное начало указывают и пушки. Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie – театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века.
Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры». Это полностью соответствовало вкусам современного им общества и самого императора. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание. Вероятно именно знакомство с наследием Леонардо пробудило фантазию Арчимбольдо. Арчимбольдо также попытался показать свою признательность природе через свои портреты. Фамилия Арчимбольдо – южногерманского происхождения.
Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Прага считалась в то время культурным центром всей Европы. Таким же образом он умел передать и целых две октавы. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста. Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов.
Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года. Сохранились альбомы с эскизами (изображения костюмов, процессий и балов) художника, подаренные им Рудольфу II.
Даже оторопь берет. Публиковались и другие работы20. Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже— анфас. За «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна» художник был пожалован почётным титулом пфальцграфа.
Вертумн — этрусское божество садов и обработки земли. Картины Арчимбольдо пользовались столь большим успехом у современников, что породили целые вереницы подражателей именуемых «арчимбольдесками». На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха.
В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»)5. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Интересно решены третий и четвертый типы.
В своей работе О тайной философии (1510 г. ) Агриппа пишет: Есть всего четыре элемента или стихии, т. е. четыре основания для всех телесных вещей. Публиковались и другие работы. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника. Это, возможно, свидетельствует, что в тот период Арчимбольдо был известен гораздо больше, чем предполагается сейчас. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15.
Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов160— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года55. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу160— императора Максимилиана. Виртуозно исполненные «плодоовощные» головы являли собой не только острую сатиру (обнаруживая очевидное сходство с придворными императора), но и хитроумные головоломки.
Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста. Он родился в Милане в семье живописца Бьяджо Арчимбольдо, последователя Леонардо да Винчи.
Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. Император Рудольф II в 1580 году пожаловал Арчимбольдо дворянство. Его дедушка был архиепископом, отец — художником. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг.
Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». Перед вами картоны для витражей этого собора подготовленные Арчимбольдо (совместно с отцом). В XVI веке искусство садовников равноценно искусству художника. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Вплетённая в круговорот этих символическихобозначений, персона императора Максимилиана из серии Времена годав её аллегорическом истолковании (в облике зимы, таящей в недрахсвоих золотые плоды будущего лета, в соответствии с представлениемо том, что зима — голова года, как считали римляне) утверждаетидею постоянства и высшей, природной естественности императорскойвласти, священной империи Габсбургов.
Эти произведения настолько необычны, что вполне объясним вспыхнувший к ним интерес. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt)31.
Из них образуется всё, но образуется не путем смешения. Но они так и остались фокусниками и давно забыты, в то время как яркое исполненное глубокой мысли, абсолютное искусство великого Арчимбольдо продолжает волновать до сих пор. В Праге Арчимбольдо был организатором придворных празднеств и маскарадов, конструировал сложные сценические механизмы и официально носил титул «Мастер Празднеств». Вариантов «Времен года» было несколько. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит ХХ веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году.
В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному». Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Самое большое количество картин под названием «Весна». Рисунок в Лувре— «Повар»— составлен из кухонных элементов. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году)26.
Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. Упоминая об Александре Македонском как о высоком покровителе живописцев древности, он не преминул заметить: «Но кто требует новых примеров, тот должен, коли для него это возможно, отправиться к императору Римской империи РудольфуII — величайшему из современных нам ценителей живописи». Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»). В «Земле» шкура льва Геракла и шкура барана также истолковываются как символы Габсбургов (лев намекает на Богемское королевство). Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Публиковались и другие работы. Итальянский художник периода маньеризма.
В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному». Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников160— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»)14. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности.
В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу – императора Максимилиана. В портрете Зима (The Winter), в основном, задействованы корни деревьев. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». С Рудольфом II его связывала личная дружба.
Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста. Это было продолжение позднего Средневековья – искусство, воплощающее идеи.
При нём, кроме всего, он изобретал гидравлические машины. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста. Такое впечатление, что на полотна художника сошли древние духи и божества природы. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства.
И только после того как шведский коллекционер Олаф Гранберг в 1911 г. в Стокгольме опубликовал «Генеральную опись сокровищ искусств в Швеции», картины мастера получили известность. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года.
Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. В картине «Лето» (1573, Лувр) развита тема знойного летнего полдня, символизирующего молодость. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. В картине «Осень» (1573, Лувр) тема «среднего возраста» находит свое развитие в изображении осенних плодов, освещенных лучами заходящего солнца.
Из металлов ему «симпатичны» золото и яшма изображенные здесь на ордене Золотого Руна. В 1563 году пишет первую серию портретов, составленных из овощей и фруктов и других элементов растительного мира, «Времена года». При этом следует иметь в виду, что его художественные работы крайне редко или вовсе не фигурируют в сохранившихся документах. На воинственное начало указывают и пушки. Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Миланский»)5.
Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50. для Миланского собора, перекликается с будущими композициями Арчимбольдо. Публиковались и другие работы.
«Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. Недаром он стал героем пражских мифов, повествующих о его общении с духами. Существует версия, что росписи в церкви св.
РудольфII, собравший в Праге, согласно преданию, несколько десятков алхимиков, не столько мечтал о получении «алхимического золота», сколько испытывал потребность сотрудничать с силами «астрального» мира. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. «Как тело земли, человек составлен из земли, воды, воздуха и огня», – писал Леонардо да Винчи.
Фактически, он становится артистическим директором императора Максимилиана II. И если в работах Босха лишь прослеживаются сюрреалистические элементы, то увидев картины Арчимбольдо, говоришь себе: «Да какой к черту маньеризм.
Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». Рудольф II по натуре был эксцентриком, обладал слабым, склонным к депрессиям характером и стремился избегать проблем. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу.
Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь» и «Вода», 1566год, в Венском Музее истории искусств. Джузеппе известен как маньерист 16-го века. В одном из блогов его назвали прадедушкой сюрреализма. Это было продолжение позднего Средневековья160— искусство, воплощающее идеи.
После смерти Фердинанда I Арчимбольдо был вновь назначен придворным живописцем у Максимилиана II и по его поручению испольнил еще четыре версии «Времен года». В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи.
На полотнах «Лето» (на воротнике вплетена подпись художника, а на рукаве имеется дата) и «Осень» (последняя изображена в виде Вакха, с головой, увенчанной виноградными гроздьями и листьями) — композиции из фруктов и овощей, на портрете «Весна» — цветочная композиция, «Зима» — ветвистое дерево с кислым лимоном. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры». По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году).
В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. Это всё равно, полагаю ли я универсум в себе или себя в универсуме. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают. В XX веке, особенно с появлением сюрреализма, этот художник вошёл в моду.
Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Существует версия, что росписи в церкви св. Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. Начиная с 1562 года жизнь и творческая биография Арчимбольдо достаточно хорошо документированы, особенно благодаря венским Архиву австрийских исторических документов и императорскому архиву.
Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля».
Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо. Кроме того, мы здесь находим все образцы «симпатий», характерные для данной стихии. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ – «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». Джузеппе Арчимбольдо В 1571 году по случаю свадьбы Карла, брата Максимилиана и Марии Баварской, он ставит «Праздник звезд» – аллегорию планетарной власти Габсбургов, где переодевает каждого участника в планету. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи.
Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля».
Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. Они называют и дату создания «Вертумна» — 1590 г. Поэма Команини, посвященная этой картине, была послана в Прагу вместе с картиной. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов).
Уже современники Арчимбольдо вполне отдавали себе отчет в том, что имеют дело с гением. Это же самый настоящий сюрреализм 16 века». Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико. Существует версия, что росписи в церкви св.
Это должно было оказать влияние на становление молодого художника6. В 1592 г. РудольфII император Священной Римской империи, возвел его в титул пфальцграфа.
На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы160— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. В литературе XVII – XVIII веков он не упоминался вовсе. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры»28. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи.
Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». Согласно мифу, Вертумн мог принимать любой образ. Дата рождения художника неизвестна. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы – павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. В недавно изданной книге Н. П. Гордеева «Пражская научная школа» утверждается, что «Рудольф стремился к универсальному знанию (пансофия), а через него к познанию гармонии мира и созданию гармонического общества. Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо».
Краски весенние: тепло-желтые и алые цветы, нежно-зеленые листья. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». Так, в картине «Флора» многочисленные цветы, разнообразные изображенные в сотнях тончайших цветовых нюансов лепестки соединяются в женский образ, таинственный и загадочный. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13.
Это суть земля, воздух, огонь и вода. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. В старости вернулся в родной город. Это суть огонь, земля, вода и воздух. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt)31. Здесь Арчимбольдо как бы предвосхищает позднейшую идею Новалиса (1772–1801): «Всё поэтически созданное должно быть живым индивидом. Екатерины для витражей Миланского собора с этим заказом они были связаны до 1557 года – сохранилось более 150 счетов.
Маньеризму присуща претенциозность. По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны. В 1562 году германский император Фердинанд приглашает Арчимбольдо на должность придворного портретиста, а при Рудольфе II в Праге художник получает придворное звание «мастера празднеств» за создание различных механизмов, музыкальных инструментов и картин для устроения придворных празднеств.
Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Арчимбольдо Джузеппе, картины которого вызывали интерес у королевских особ, долгое время (около 25 лет) был придворным художником Габсбургов.
Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. В цикле «Стихии» раскрываются все особенности гения Арчимбольдо. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман.
Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». На воинственное начало указывают и пушки. Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. Он даже работает при дворе инженером, когда создает фонтаны. Его дедушка был архиепископом, отец – художником.
Картины художника при жизни вызывали споры. Вообще художнику очень повезло с покровителями. Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века.
Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо.
Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее. было довольно много. Природа это одновременно бесконечное растение, бесконечное животное и бесконечный камень.
Лица стилизованы эффект формы и светотени в пространстве создаётся весьма искусной компоновкой элементов. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. Он играет правилами искусства. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана. По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов).
Но его картины свидетельствуют о превосходном умении передачи света, красок, перспективы. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». Эти идеи наиболее ярко отразились в картине Арчимбольдо «Огонь» (1566, Вена), входящей в цикл «Стихии». На самом же деле художник этой веселой работой осуждал некоторых богачей, которые собирали книги просто для того, чтобы похвастаться их количеством, а не для того, чтобы прочесть их.
В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. В течение двух лет пребывания на службе у императора Фердинанда I, помимо портретов императорской семьи, художник написал цикл «Времена года» (1563 год, включает четыре портрета-аллегории). Данный стиль поощрялся императорами-заказчиками и даже служил предметом для подражания. Так, с помощью художника он создал Кабинет искусства и редкостей.
Помимо исполнения обязанностей придворного живописца и декоратора, курировал приобретение предметов искусства, занимался организацией праздников и вёл инженерные работы. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. Дедушка Арчимбольдо был архиепископом, отец — художником. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах.
В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243. В настоящее время Арчимбольдо считается классиком маньеризма. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста.
Эти рисунки поразили воображение молодого художника и остались в его памяти.